Аспекты информационного метаболизма — психология

Клуб Здорового Сознания

— «чёрная логика» (деловая логика) — оценка целесообразности, деловых качеств, стремление к эффективности и оптимальности, понимание технологических процессов, работы механизмов, организаторские способности, стремление к сбору полной и достоверной информации.

— «белая логика» (структурная логика) — оценка логичности информации, анализ и систематизация информации, оценка причинно-следственных связий, понимание формальных правил и объективных закономерностей.

— «чёрная этика» (этика эмоций) — понимание эмоционального состояния человека, управление настроением людей и эмоциональным фоном в группе людей, выражение чувств и эмоций.

— «белая этика» (этика отношений) — оценка межличностных отношений, манипуляция отношениями, понимание правил поведения в обществе, моральная оценка поступков людей, стремление к милосердию и человеколюбию, сочувствие.

— «чёрная интуиция» (интуиция возможностей) — многоплановое и целостное восприятие мира, оценка потенциальных качеств и возможностей систем и явлений, способностей людей, оценка перспективности, видение вариантов, стремление к новаторству.

— «белая интуиция» (интуиция времени) — понимание взаимосвязи времен, видение тенденций развития событий, способности к прогнозированию, оценка затрат времени, управление своим и чужим временем, чувство гармоничности и своевременности.

— «чёрная сенсорика» (силовая сенсорика) — восприятие материальных объектов и окружающего пространства, оценка внешнего вида объектов, оценка физической силы, волевых качеств людей, их материального положения и веса в обществе, оценка расстановки сил, настойчивость, властность, пробивные качества, стремление к лидерству и благосостоянию.

— «белая сенсорика» (сенсорика ощущений) — восприятие ощущений органов чувств, понимание физического состояния человека, оценка гармонии форм и положений, стремление к удобству, комфорту и уюту, изысканным удовольствиям.

Логика и этика считаются рациональными аспектами, интуиция и сенсорика — иррациональными аспектами. Аспекты, обозначенные чёрным цветом, считаются экстравертными, белым цветом — интровертными.

В некоторых источниках аспекты информационного метаболизма называются соционическими функциями, однако использование данного термина в этом контексте неудачно, поскольку возникает путаница с функциями в модели А.

Аспекты мира

В отдельных источниках аспекты мира представлены как первоосновы аспектов информационного метаболизма и соционических функций.

Аспектом мира считается определённая часть физической реальности, с которой взаимодействует одна из 8 соционических функций.

Разделение реальности на аспекты, произведено на базе таких фундаментальных понятий, как , , , и , причем материи соответствует логика, энергии — этика, пространству — сенсорика, времени — интуиция.

Кроме того, каждый элемент может рассматриваться, как сам по себе, так и по отношению к другому такому же элементу, исходя из этого образом, элементы делятся на абсолютные («чёрные») и относительные («белые»). Абсолютный аспект — существующий, рассматриваемый, оцениваемый сам по себе, вне связи, зависимости от чего-либо. Относительный аспект — устанавливаемый по сравнению, сопоставлению с другим.

Следует отметить, что представление об «аспектах мира», как о первоосновах юнговских функций, разделяют далеко не все соционики, а терминология, используемая в описаниях «аспектов», вызывает критические замечания. По сути, представления об аспектах выходят из области научно верифицируемых фактов в область философских представлений, в которых заметно ощущается влияние советского .

Источник: https://psy-space.ru/?page=aspekty-informacionnogo-metabolizma

Теория информационного метаболизма Анджея Кемпинского

В биологии существует термин – метаболизм, что дословно означает обмен, усвоение и переработку. Пища, поступившая в организм, расщепляется на многочисленные составляющие и поступает в клетки. Иными словами физиологический процесс энергетического метаболизма означает обмен веществ и подразумевает жизнь организма на биологическом уровне.

Польский психиатр А. Кемпинский сопоставил энергетический метаболизм (ЭМ) с усвоением и обработкой информации психикой человека. Суть его теории информационного метаболизма (ИМ) заключается в том, что внешние информационные сигналы уподобляются пище.

По аналогии с энергетическим метаболизмом клеток, Кемпинский показал, что информация воспринимается определенными каналами человеческой психики, усваивается, накапливается, хранится, преобразуется и частично выводится вовне для взаимодействия с внешним миром, а часть ее остается внутри и составляет внутренний мир человека. А.

Кемпинский ввел такой образ: “Психика человека питается информацией. Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации”.

Информационный метаболизм –это процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека. Именно поэтому соционика имеет и второе название – теория типов информационного метаболизма.

Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает.

Структура психики конкретного человека задает своеобразный вид “системы фильтров” для обработки информации. Это юнговские функции (логика, этика, интуиция, сенсорика).

Доминирующие функции обеспечивают обработку значительно большего объема информации, чем слабые.

Представим, идет урок математики. Учитель выдает поток абстрактной, логической информации: формулы, параболы, синусы и косинусы. Одному ученику (например, представителю типа “логико-интуитивный интроверт”) они попадают на сильную функцию логики, другому же (например, представителю типа “сенсорно-этический экстраверт”) – на слабую.

Естественно, первый легко поймет и запомнит структуру доказательства, а второму это дастся значительно труднее. Если они захотят после урока обсудить свои впечатления, то окажется, что они восприняли урок по-разному.

Одному понравились логические выводы и построения, а другому запомнились эпитеты и сравнения преподавателя, красота и плавность линий, особенно, если они начерчены цветными мелками.

В различном восприятии информации одного сорта и лежит различие между типами личности. В связи с тем, что различия в типе личности – это не что иное, как различие в обмене информационными сигналами с окружением, типы личности мы можем называть типами информационного метаболизма (типами ИМ).

Соединение типологии К.Г. Юнга с теорией информационного метаболизма А. Кемпинского стало основополагающим открытием А. Аугустинавичюте в соционике.

Итак, соционика – наука о типах информационного метаболизма и об интертипных отношениях

Как у каждой науки, у соционики есть свой предмет изучения и свой метод.

· Предмет соционики – изучение процессов информационного обмена человека с окружающим миром и их влияние на психику человека.

Главное отличие соционики от психологии — в предмете изучения и методах обработки материала. Неправильно было бы считать, что психология и соционика в равной мере изучают психологическую жизнь человека. Предмет соционики — социотип, а не психотип.

Соционика и психология используют различные методы исследования.

Психология — это наука с преобладанием индуктивного метода, при котором накапливается некоторая сумма фактов, а затем предпринимается попытка их обобщения. Безусловно, индуктивный метод исследования обеспечивает богатство фактического материала, множество подробностей. Но с другой стороны, создает трудности в систематизации и истолкованием понятий.

Соционика использует дедуктивный метод, т.е. движение от общих законов, признаваемых всеми социониками к их частным проявлениям в самых разных областях, в частности социально-психологических явлениях. В силу своей дедуктивности соционика хорошо формализуема и хорошо приспособлена к компьютерной технике и математическому моделированию.

Принципиальное отличие соционики от психологии ярко проявляется также в методах диагностики.

Опросники психологов определяют значение того или иного из замеряемых параметров как отклонение от стандартной величины, вычисляемой ими как среднее по данной выборке.

То есть результат психологического тестирования — это сведения о том, насколько вы отличаетесь от стереотипного поведения данной группы людей.

Если построить по этому принципу соционический тест, он не будет работать, так как определяться будет не ваш социотип, а ваше отклонение от усредненного социотипа группы. Дело в том, что точка отсчета в социодиагностике берется как константа самого индивида.

· Метод диагностики в соционике – определение типа информационного метаболизма по базису Юнга и соционическим моделям.

Еще одна проблема заключается в том, как зафиксировать константу индивида. Для этого соционики берут не текущие значения признака, а направление его приращения.

Допустим, вы тестируете человека по полярной паре признаков «этика-логика». Какой-либо психологический тест интеллекта показал высокое значение признака «логика». Значит ли это, что данный человек относится к логическому социотипу? — Нет, не значит. Ведь мы не знаем, в какую сторону шло приращение.

Если бы мы постепенно усложняли задачу, а результаты тестирования, по крайней мере, не ухудшались бы, только тогда это свидетельствовало бы о том, что пред нами логик. А вот у натренированного на данный класс задач этика при предъявлении усложняющихся заданий искусственно усвоенные им приемы решения иссякли бы, и приращение стало бы отрицательным.

Таким образом, соционика работает не с текущими значениями психологических величин, а с теми фундаментальными механизмами, которые за ними стоят. Как сказали бы математики, соционика подвергает информацию операции дифференцирования, строя свои определения на производных высших порядков.

Психологические типы А. Аугустинавичюте

Аушра Аугустинавичюте долгие годы пыталась разобраться в основе человеческих отношений, стараясь понять, почему при желании людей быть добрыми, отзывчивыми, добродушными – в их общении непонятно откуда появляется раздражительность, злобность? “Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях с другими людьми, мечтали быть понятыми и хотели понимать других, – пишет Аушра , — мечтали многие, удавалось немногим”.

В связи с этим, Аушра проштудировала труды многих психологов и психиатров, но в них в основном давалась классификация психологических отклонений и акцентуаций характера. Как же быть со здоровыми, нормальными людьми? Познакомившись с типологией К.Г. Юнга, она подробно изучила ее и “открыла шифр”.

Дело в том, что долгие годы было распространено мнение ученых, что юнговская типология слишком сложна и “работает” только в руках автора. Ему вменялась ненаучность, неясность и непонятность используемой терминологии. А. Аугустинавичюте удалось доказать обратное.

Она не только применила ее на практике, но и значительно расширила и углубила идеи Юнга, приняв его исследования за исходную гипотезу.

Для простоты понимания А. Аугустинавичюте изменила названия юнговских психологических функций, приблизив их к современным значениям слов. Так, вместо:

Мышление, чувство, интуиция, ощущение

появились

Логика, этика, интуиция и сенсорика

Опираясь на юнговские тексты и собственные практические наблюдения, Аушра более подробно и четко описала психологические типы, построив их на четырех парах признаков, описанных Юнгом:

Экстраверсия – интроверсия

Логика – этика

Интуиция – сенсорика

Источник: https://lektsia.com/7x6d01.html

Теория информационного метаболизма

Польский психиатр А. Кемпинский сопоставил процесс усвоения и обработки информации психикой человека с процессом обмена веществ в организме. (Термин «метаболизм» означает «обмен, усвоение, переработка»).

Читайте также:  Влияние счастья на жизнь - психология

Суть его теории информационного метаболизма (ИМ) состоит в том, что «внешние информационные сигналы, принимаемые психикой, уподобляются пище, которую для процесса энергетического метаболизма (ЭМ) получает организм, т.е. …

как пища, необходима для ЭМ организма, так и информационные сигналы — для ИМ психики»,- объясняет А. Аугустинавичюте [4]. А. Кемпинский ввел такой образ: «Психика человека питается информацией.

Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации».

Информационный метаболизм — это процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека.

Аушра Аугустинавичюте пишет: «А. Кемпинский первый заговорил о том, что в основе психологического дискомфорта человека лежит нарушение его информационного метаболизма.

Теперь мы знаем, что этим нарушением является не что иное, как недополучение нужных сигналов-раздражителей от людей с дополняющей психикой и перегрузка ненужными, утомляющими, раздражающими от людей, контакт с которыми затруднен потому, что из-за своего типа ИМ они свои мысли выражают малопонятным и неприемлемым способом» [3].

«Понятие информационного метаболизма является естественным обобщением понятия химического метаболизма, хорошо развитого в исследованиях физиологических процессов у человека и животных.

Это понятие предполагает и исходит из того, что информация для человека (а, вообще говоря, для всех живых существ тоже) является таким же важным объектом потребления, как вещество и энергия…»,- объясняет соционик С.И. Чурюмов, — «Вполне конструктивная аналогия с потреблением и обменом вещества имеет место и .для информации.

Информация воспринимается, накапливается, усваивается, хранится, преобразуется и частично выводится вовне для взаимодействия с внешним миром, а часть информации остается внутри и составляет внутренний мир человека» [20].

Как же теорию информационного метаболизма соединить с типологией К.Г. Юнга?

В соответствии с теорией информационного метаболизма прием и передача информационных сигналов обусловлены образованием энергетических импульсов в системе, которая эти сигналы принимает.

Поток информации, поступающей к человеку, расщепляется психикой на отдельные составляющие. За прием и обработку каждой из этих составляющих отвечает определенный, только ей соответствующий канал.

«Каждая система, по теории информации, принимает только адекватную себе информацию.

То есть, принимает только те сигналы, какие и сама может выдавать» [4].

«Открытие Юнга — это открытие механизма селекции воспринимаемых психикой сигналов. Этот механизм можно назвать кодом информационного метаболизма (ИМ) или правилами языка, с помощью которого передается информация» [8].

Далее Аушра Аугустинавичюте пишет, что этот механизм образован из восьми элементов — юнговских функций. Таким образом, система юнговских, функций работает как система фильтров при восприятии человеком информации о мире.

Здесь представляется уместной аналогия с хорошо настроенным струнным музыкальным инструментом. Каждая струна в нем отзывается только на звук своей частоты. Если в двух таких инструментах струны настроены в унисон, в ответ на звучание струны в одном инструменте отзывается только определенная, настроенная так же, струна в другом инструменте.

Если же одновременно тронуть одинаково настроенные струны в обоих инструментах, то происходит явление резонанса: звук многократно усиливается. Вот и в душах людей взаимопонимание происходит подобно резонансу. Причем каждый раз отзывается не любая, а только одна, определенная струна в душе. Не зря же говорят: «Он затронул во мне глубинную струну».

Структура психики конкретного человека задает вид «системы фильтров» для обработки информации. Доминирующие юнговские функции обеспечивают обработку значительно большего объема информации, чем слабые. Например, урок математики. Идут потоки логической информации.

Одному ученику они попадают на сильную функцию логики, другому — на слабую. Поэтому один легко запоминает структуру доказательства, а другому — это Труднее. Если потом они захотят обсудить свои впечатления, то окажется, что они восприняли урок по-разному.

«Именно в различном восприятии информации одного сорта и лежит различие между типами»,—пишет Р.К. Седых [7].

Структура психики человека определяет способы его работы с информацией, которые служат базисом для формирования способностей, профессиональных склонностей, творческих интересов и тому подобное.

«Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает»,— писала А. Аугустинавичюте.

«В связи с тем, что различия в типе личности — это не что иное, как различие в обмене информационными сигналами с окружением, типы личности мы будем называть типами информационного метаболизма. Короче — типами ИМ» [3].

Аушра Аугустинавичюте назвала ею созданную новую науку соционикой или теорией типов информационного метаболизма. «Этим названием мы хотя бы отчасти воздадим должное классику польской психиатрии А. Кемпинскому, создателю оригинальной и полностью созвучной с нашей типологией теории информационного метаболизма»,- писала она [8].

Основные положения соционики.

Дихотомии.

А. Аугустинавичюте разработала соционическую типологию, опираясь на базис Юнга. Напомним, что. Юнг построил типологию, базируясь на двух установках:

· экстраверсия — интроверсия,

на четырех функциях, которые он описал как попарно альтернативные:

· мышление — чувство,

· интуиция — ощущение,

при этом он разделил типы на два класса по принципу:

· рациональность — иррациональность.

Разберем, как каждая пара признаков из базиса Юнга преобразилась в соционике.

Установки экстраверсия — интроверсия Аушра ввела в соционику в классическом юнговском понимании — как установку человека на преимущественное восприятие внешнего или внутреннего мира.

Это главное в юнговском понимании установок, которые остаются неизменными на протяжении всей жизни человека.

Нельзя было бы построить устойчивую типологию на таком изменчивом признаке, как общительность — замкнутость, который часто меняется в процессе воспитания и проявляется ситуативно.

«Юнговские термины «экстравертированный» — «интровертированный» мы заменили на ныне распространенные экстраверт — интроверт, хотя считаем, что более подходящими были бы термины экстратим — интротим, сделанные по аналогии с кречмеровскими терминами шизотим — циклотим, потому что после работ Айзенка, согласно тестам которого распространилась тенденция каждого общительного человека называть экстравертом, а каждого замкнутого — интровертом, эти термины стали двусмысленными» [3].

Для юнговских функций Аушра немного изменила названия, приблизив их к современным значениям слов. Так вместо:

мышление, чувство, интуиция, ощущение

появились

логика, этика, интуиция, сенсорика

Это было сделано для того, чтобы показать, что мыслят, например, не только «мыслительные», а чувствуют не только «чувствующие». Смысл юнговских понятий при этом остался тем же.

Понятия классов рациональность — иррациональность Аушра связала с конституциональными свойствами шизотимность — циклотимность по Э. Кречмеру. Ее многочисленные наблюдения выявили устойчивое соответствие между этими понятиями. Очень подробно она описала различия во внешности и особенностях поведения рациональных и иррациональных типов в книге[3].

Таким образом, соционическая типология, как и типология Майерс — Бриггс строится на четырех парах признаков, называемых в соционике альтернативными или дихотомическими (термин «дихотомия» означает «рассечение на два»). В итоге базис Юнга в соционике принимает такой вид:

экстраверсия — интроверсия

логика — этика

интуиция — сенсорика

рациональность — иррациональность

Термины «шизотимность — циклотимность» используют в соционике наряду с терминами «рациональность — иррациональность».

Соционические модели.

Соединение информатики с психологией дало возможность Аушре Аугустинавичюте построить модели обмена информацией человека с окружающим миром — модели типов информационного метаболизма.

В основу моделей Аушра, следуя логике рассуждений Юнга, положила функции: логика, этика, интуиция, сенсорика. Функции в соционике — несколько выделенное понятие. Опираясь на теорию информационного метаболизма, А.

Аугустинавичюте показала, что юнговские функции в информационной системе человека играют роль приемников и передатчиков информации.

Главное открытие А. Аугустинавичюте состоит в том, что Обмен информацией в психике человека происходит между юнговскими функциями.

Вслед за Юнгом Аушра рассмотрела каждую из функций в экстравертном и в интровертном вариантах. Для удобства применения юнговских функций она ввела их символьное обозначение и предложила отмечать вертность функций цветом:

ЛогикаЭтикаСенсорикаИнтуиция
Экстравертные
Интровертные

Отметим для сравнения, что в системе Майерс — Бриггс этот шаг так и не был сделан. Там введено упрощение: все признаки там равноправны, понятие функций не выделено, функции не рассмотрены в экстравертном и интровертном вариантах, как у Юнга. Все это естественным образом повлияло на глубину изучения психологических типов.

Поэтому система Майерс — Бриггс дала только описательные портреты типов. Описания типов личности там исключительно эмпирические, собравшие опыт многолетних наблюдений. Однако, для построения функциональной теории одной только констатации типа недостаточно.

Аушра Аугустинавичюте подошла к изучению психологических типов с точки зрения их структуры, поэтому соционика основана на прочной информационной базе — анализе особенностей типа по моделям.

Символьное обозначение юнговских функций позволило А. Аугустинавичюте построить модели информационной структуры психики человека. При построении моделей Аушра учла утверждение Юнга о том, что функции в психике человека выстраиваются в определенную иерархию. А. Аугустинавичюте заметила их взаимосвязь в работе информационной структуры человека.

Первоначально Аушра построила модель Ю и назвала ее так в честь К.Г. Юнга. Модель состоит из четырех символов, соответствующих четырем юнговским функциям: логика, этика, интуиция, сенсорика. Порядок расположения символов в модели и их цвет А. Аугустинавичюте установила специальным образом так, чтобы модель отражала описания Юнга и показывала доминирующие признаки по каждой дихотомии.

Каждому типу личности соответствует свой вид модели.

Позднее кроме четырехсимвольной модели Ю Аушра разработала модель А, состоящую из всех восьми соционических символов, т. е. отражает работу каждой юнговской функции как в экстравертном, так и в интровертном вариантах.

Эта модель выстроена в соответствии с представлением Фрейда о структуре психики: сознание — предсознание — подсознание. Функции расставлены в определенном порядке, так что сила и осознанность функции определяется ее местом в модели А. Соционик В.

Медведев предложил назвать так эту модель в честь Аушры.

Модель позволяет очень многое сказать о той базе, на которой строится психика каждого человека: расширяет наше представление о сильных и слабых его функциях, многое рассказывает об особенностях его поведения, о возможных областях творчества, о вполне вероятных недостатках.

Читайте также:  Инфантильное поведение - психология

Соционические модели служат для достоверной диагностики психологических типов, для выявления способностей человека и „разбора проблем. Они также служат базой для определения отношений между типами личностей.

О значениях психологических функций в соционике, о том, как строят модели Ю и А для конкретных психологических типов, и о том, как работать с этими моделями, будет подробно рассказано во второй книге настоящего учебника.

Источник: https://infopedia.su/3xb305.html

Аспекты информационного метаболизма

Вся информация, доступная для восприятия человеком, в соционике делится на 8 составляющих, называемых аспектами информационного метаболизма.

Они образуются следующим образом: каждая из психических функций, выделенных Юнгом (логика, этика, интуиция, сенсорика) делится на экстравертную и интровертную составляющие.

В результате получаем следующие аспекты (белым обозначаются интровертные, черным — экстравертные):

Белая Логика (структурная логика)

Системное видение объекта, выделение в нем частей и взаимосвязей между ними. Различные классификации и правила.

Формальные иерархии в организациях, формализованные правила взаимодействия между людьми (правила этикета, должностные инструкции и т.п.), юридические законы.

Черная Интуиция (интуиция возможностей)

Предположения о внутреннем устройстве объекта, скрытом от глаз наблюдателя. Научные и околонаучные идеи, законы природы.

Видение способностей, качеств и черт характера человека, прогнозирование, что можно от него ожидать в тех или иных ситуациях.

Белая Этика (этика отношений)

Скрытое взаимодействие объектов (притяжение, отталкивание)

Симпатии и антипатии, субъективные предпочтения одного отдельно взятого человека.

Чувство такта, неформальные взаимоотношения в коллективе.

Черная Сенсорика (силовая сенсорика)

Свойства объекта: прочность, массивность, видение слабых мест объекта, на которые можно воздействовать в целях его изменения или разрушения.

Способность человека противостоять давлению на него и оказывать давление на других.

Восприятие сферы влияния человека, его «статусности», визуальных признаков его положения в иерархии.

Черная Этика (этика эмоций)

Изменения внутреннего состояния объекта.

Видение мира как переходящих друг в друга потоков энергии.

Влияние на эмоциональное состояние, умение успокоить, развеселить.

Эмпатия, способность к сочувствию.

Белая Сенсорика (сенсорика ощущений)

Восприятие вкусов, запахов, цвета, оценка гармоничного сочетания объектов между собой.

Комфорт и ощущение собственного тела, собственного самочувствие и самочувствие окружающих.

Черная Логика (деловая логика)

Перемещение объектов в пространстве, алгоритмы, технологические процессы.

Планирование деятельности для достижения той или иной цели, определение необходимых для этого ресурсов, организация бизнес-процессов.

Белая Интуиция (интуиция времени)

Согласованность различных процессов между собой

Ощущение мировой гармонии, взаимосвязи всего существующего.

Распределение времени, упорядочивание и согласование дел между собой, понимание момента, когда нужно начинать или прекращать действовать.

Кроме отмеченного выше признака «интроверсия/экстраверсия» («цвета» аспектов), можно выделить еще ряд признаков, по которым группируются аспекты:

  • воспринимающие (ЧИ, БИ, ЧС, БС) и оценивающие (БЛ, ЧЛ, БЭ, ЧЭ), так же называются иррациональными и рациональными соответственно;
  • статические (БЛ, ЧИ, БЭ, ЧС) и динамические (ЧЭ, БС, ЧЛ, БИ). Статические аспекты описывают состояния (или упорядоченные во времени наборы состояний) объектов, динамические же наоборот, описывают процессы, изменения в объектах с учетом их протяженности во времени.
  • объективные (БЛ, ЧЛ, ЧС, БС) и субъективные (ЧЭ, БЭ, БИ, ЧИ). Одна и та же информация по объективным аспектам всеми наблюдателями будет восприниматься примерно одинаково (или по крайней мере, существует возможность договориться о том, как ее понимать, ввести какие-то формальные правила интерпретации). По субъективным аспектам такой возможности нет, восприятие информации по ним может сильно различаться в зависимости от наблюдателя.
  • вербальные (БЛ, ЧЛ, ЧИ, БИ) и невербальные (ЧЭ, БЭ, БС, ЧС). Для вербальных аспектов любая (кроме самой простейшей) информация должна быть выражена словами, по невербальным значительную часть информации можно передавать другими способами: мимикой, жестами, прикосновениями к собеседнику.

Описанные аспекты распределяются по функициям модели А в соответствии с определенными правилами (чередование черных и белых аспектов, а также аспектов восприятия и аспектов суждения). И именно то, в какую функцию попадает тот или иной аспект, и определяет, как представитель соответствующего ТИМа будет воспринимать и реагировать на определенные виды информации.

http://sociomodel.ru/aspects/

Источник: https://socionics.me/articles/socionical-aspects.html

Общая теория – информационный метаболизм, соционика

Понятие «психических функций» ввёл в психологию (в 1921 году) и развил в своих последующих работах известный швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.

По Юнгу, они представляют собой характеристики индивидуальных психических процессов, которые в комбинации позволяют описать различные «типы личности».

Опираясь на свой практический опыт, Юнг выделил и обозначил следующие характеристики: «мышление», «чувство», «ощущение» и «интуиция». Их он определил следующим образом:

  • Мышление — та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.
  • Чувство — функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо — плохо, красиво — некрасиво.
  • Ощущение — это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.
  • Интуиция — функция, которая передаёт субъекту восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия может быть всё — и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.

Другой характеристикой, выделенной Юнгом, была психологическая установка, которая может быть экстравертной, либо интровертной, направленной преимущественно на восприятие внешнего мира, либо «внутрь себя».

Полагая, что «чистых» экстравертов и интровертов не бывает, Юнг считал, что у каждого человека одна из этих установок всё же преобладает. Это понятие, введённое автором на интуитивном уровне, было затем обосновано научными методами, в том числе, с использованием факторного анализа.

Оно получило дальнейшее развитие в работах Г. Айзенка и многих других.

Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.

Все функции он разделил на два класса: «рациональные», то есть лежащие в сфере разума — мышление и чувство, — и «иррациональные», то есть лежащие «за пределами разума» — ощущение и интуиция.

Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение — интуицию и наоборот).

Таким образом, главным результатом исследований Карла Юнга, стали атомарные единицы информационного аппарата четыре дихотомии, которые в современной литературе имеют следующее представление:

  • логика/этика
  • интуиция/сенсорика
  • экстраверсия/интроверсия
  • рациональность/иррациональность

Несмотря на всю монументальность и важность исследований Юнга, без которых не было бы соционики сегодня, сам Юнг не предназначал свою типологическую систему для классификации людей. Он считал её инструментом исследователя для упорядочивания бесконечно разнообразного психологического опыта, его классификации в некоем подобии координатной шкалы.

Модель А

«Психические функции», которые у Юнга были количественными характеристиками психических процессов, А.

Аугустинавичюте назвала «вариантами информационного метаболизма», и высказала гипотезу, что для восприятия окружающего мира психика человека использует восемь дискретных «соционических функций», каждая из которых воспринимает один определённый «аспект» информации, поступающей из окружающего мира. Поэтому развитость той или иной «соционической функции» соответствует способности человека разбираться в соответствующих аспектах окружающего мира. Эти функции, по Аугустинавичюте, представляют собой элементы психики, с помощью которых человек взаимодействует с соответствующими «информационными аспектами» окружающего мира. По способу идентификации они полностью соответствуют «восьми наглядным психическим типам» Юнга:

  • Деловая логика (экстравертная или чёрная логика, ЧЛ)
  • Структурная логика (интровертная или белая логика, БЛ)
  • Этика эмоций (экстравертная или чёрная этика, ЧЭ)
  • Этика отношений (интровертная или белая этика, БЭ)
  • Интуиция возможностей (экстравертная или чёрная интуиция, ЧИ)
  • Интуиция времени (интровертная или белая интуиция, БИ)
  • Волевая сенсорика (экстравертная или чёрная сенсорика, ЧС)
  • Сенсорика ощущений (интровертная или белая сенсорика, БС)

Информационный поток, воспринимаемый и обрабатываемый психикой, делится в процессе информационного метаболизма, в соответствии с числом соционических функций, на восемь аспектов, каждый из которых «обрабатывается» своей функцией. Разные типы личности по-разному воспринимают и обрабатывают информационные аспекты, в связи с разницей в развитии соответствующих функций.

В отличие от теории Юнга, в соционике считается, что одна из психических функций всегда является господствующей и подавляет остальные. Тогда, с учётом дополнительной функции, «восемь наглядных психических типов» Юнга дают шестнадцать соционических типов (типов информационного метаболизма, ТИМ).

Аугустинавичюте разработала информационную модель психики человека, которую назвала своим инициалом, модель А. Использование модели А, позволяет описать особенности восприятия мира и поведение представителей разных соционических типов, дать научный прогноз отношений между людьми и служит основой для теории интертипных отношений:

  • 1 функция — «базовая» (программная), она определяет смысл жизни и программу действий данного социотипа.
  • 2 функция — «творческая», она определяет механизм деятельности и способ реализации программной функции.
  • 3 функция — «ролевая» (нормативная), по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
  • 4 функция — «болевая» (мобилизационная), точка наименьшего сопротивления; по болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи, желательно без лишних слов.
  • 5 функция — «внушаемая» (суггестивная), по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах. В то же время, человек плохо осознаёт свои потребности по данной функции вплоть до возникновения конкретных проблем — «чего-то хочется, а чего конкретно — непонятно».
  • 6 функция — «активационная» (референтная), по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.
  • 7 функция — «наблюдательная» (контрольная, ограничительная, рамочная), по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее критиковать ошибки других по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу. С её помощью человек ограничивает нежелательное воздействие на себя, выражает несогласие или отказ.
  • 8 функция — «демонстративная» (эталонная, фоновая), она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.

Обработка информации в первых 4-х функциях осознаётся человеком, а в остальных — происходит бессознательно. Функции 1,2, 7, 8 характеризуются как «сильные», а функции 3-6 — «слабые». Имеется ввиду соответствующее различие в возможностях — по пропускной способности и гибкости в оперировании выбранным аспектом информации.

Интертипные отношения

Соционика — не только типология личности, но и теория отношений, возникающих в результате взаимодействия между типами. Под интертипными отношениями понимаются особенности информационных взаимодействий между представителями соционических типов.

Читайте также:  Модель приза - психология

Результат взаимодействия двух типов (и характер интертипного отношения) зависит от того, какие на каких позициях в моделях этих типов стоят взаимодействующие функции. 16 типов информационного метаболизма обуславливают 16 интертипных отношений.

Кроме того, типы информационного метаболизма делятся на 4 группы, называемых соционическими квадрами. Представителей каждой квадры объединяют схожие взгляды на мир, ценности, а взаимодействие между ними наиболее комфортно и эффективно.

Источник: http://vizeon.ru/knowledge/theory/

Информационные аспекты и психические функции. Модель А

Аушра Аугустинавичюте переработала понятие психологических функций, уточнив и дополнив его, рассматривая их прежде всего как структуры, воспринимающие и обрабатывающие информацию.

Поэтому они были названы «функциями информационного метаболизма».

Были внесены изменения в терминологию Юнга: вместо названий «мышление» и «чувство» используются термины «логика» и «этика», а вместо «ощущение» — «сенсорика».

Аспекты информационного потока

С точки зрения соционики, информационный поток, воспринимаемый и обрабатываемый психикой в процессе информационного метаболизма, делится на 8 аспектов.

Каждый информационный аспект обрабатывается определённой психической функцией — функцией информационного метаболизма.

Соционика исходит из положения, что разные типы по-разному воспринимают и обрабатывают разные «информационные аспекты».

В терминологии Аугустинавичюте, по тем дихотомиям, по которым у Юнга делились психические функции, в соционике делится информационный поток на различные аспекты: на «рациональные» или «иррациональные», и далее «рациональные» аспекты делятся на «логические» и «этические», а «иррациональные» — на «сенсорные» и «интуитивные», и далее все эти аспекты делятся ещё и по дихотомии «экстраверсия»/«интраверсия», уточняя возможность акцентированности соционических функций на внешних или внутренних составляющих аспектов базовых дихотомий. Получается  элементарных аспектов, на которых способна акцентироваться психика в разных своих соционических функциях.

Для графического обозначения аспектов Аугустинавичюте ввела символы: логика обозначается квадратом, этика — квадратом с вынутым верхне-правым углом, сенсорика — кругом, а интуиция — треугольником. Экстравертные аспекты обозначаются чёрным цветом (заштрихованная фигура), а интровертные — белым (незаштрихованная фигура). Выбор цвета аспектов при графическом изображении является условным.

Краткое описание информационных аспектов

  •  — экстравертная «чёрная логика», «деловая логика» — устройство технологических процессов, принципы работы механизмов, деловые качества, уровень эффективности и оптимальности, целесообразность. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием организаторские способности, стремление и умение к сбору полной и достоверной информации.

  •  — интровертная «белая логика», «структурная логика» — причинно-следственные связи между объектами, объективные закономерности, правила и схемы. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием понимание формальных правил, стремление к систематизации информации и деятельности.

  •  — экстравертная «чёрная этика», «этика эмоций» — эмоциональное состояние человека, эмоциональная энергетика, эмоциональная оценка объектов и явлений в объективном смысле.

    Внимание к этому аспекту информации имеет следствием умение управлять настроением отдельного человека и эмоциональным фоном людей в группе, выражать чувства и эмоции, стремление и умение создавать имидж.

  •  — интровертная «белая этика», «этика отношений» — межличностные отношения, субъективные симпатии и антипатии, моральная оценка поступков людей по отношению друг к другу.

    Внимание к этому аспекту информации имеет следствием возможность манипуляции отношениями, понимание тонкостей поведения в обществе, стремление к милосердию и человеколюбию, сочувствие.

  •  — экстравертная «чёрная интуиция», «интуиция возможностей» — потенциальные качества и возможности объектов, способности людей, варианты.

    Внимание к этому аспекту информации имеет следствием многоплановое восприятие мира, стремление к новаторству.

  •  — интровертная «белая интуиция», «интуиция времени» — тенденции развития событий, пути перехода от одной ситуации к другой, своевременность, связь времён.

    Внимание к этому аспекту информации имеет следствием способности к прогнозированию, оценке затрат времени, способности по управлению своим и чужим временем. Также «белая интуиция» представляет собой целостность субъективной реальности человека что проявляется как ощущение душевного комфорта либо дискомфорта.

  •  — экстравертная «чёрная сенсорика», «силовая сенсорика» — физическая сила и волевые качества людей, влияние их материального положения и веса в обществе, расстановка сил, объективные качества внешнего вида объектов. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием способности к восприятию материальных объектов и окружающего пространства, настойчивость, властность, пробивные качества, стремление к лидерству и благосостоянию.
  •  — интровертная «белая сенсорика», «сенсорика ощущений» — гармония форм и положений одних объектов относительно других, ощущения органов чувств, физическое состояние человека. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием стремление к удобству, комфорту и уюту, здоровью, физическим удовольствиям, умение это обеспечить.

Психические функции

А. Аугустинавичюте высказала гипотезу, что для восприятия окружающего мира психика человека использует 8 элементов информационного метаболизма (8 психических функций), каждый из которых воспринимает один определённый аспект объективной действительности.

Психические функции (точнее — функции информационного метаболизма) — это определённые элементы человеческой психики, с помощью которых человек взаимодействует с информационными аспектами окружающего мира.

Всего существует 8 психических функций, каждая ограничена своим кругом деятельности, взаимодействует с определённым одним из 8 информационных аспектов — воспринимает, обрабатывает или выдаёт информацию, связанную с ним. Эти 8 функций соответствуют 4-м психическим функциям, введенным Юнгом, в экстравертированной или интровертированной установке.

На психологическом уровне развитость той или иной функции означает способность человека разбираться в определённых аспектах окружающего мира.

Соционический тип

Тип информационного метаболизма человека, по А.Аугустинавичюте, определяется степенью осознанности информации, получаемой человеком «о разных аспектах мира».

Социотип определяет способы получения и обработки информации, возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью, его сильные и слабые стороны. Согласно концепции А.

Аугустинавичюте, все 16 типов в совокупности образуют целостную информационную систему — «социон», целостность которого обусловливается информационными взаимодействиями между ними.

При разделении всего «социона» по четырём дихотомиям, образуется 16 соционических типов, именуемых следующими условными названиями (жирным шрифтом дано наиболее употребительное название, прямым шрифтом в скобках — употребляемое реже или устаревшее, курсивом после запятой — перевод англоязычного аналога):

  • ИЛЭ, «Дон Кихот»«Искатель» — интуитивно-логический экстраверт (логик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • СЭИ, «Дюма» («Санчо Панса»), «Посредник» — сенсорно-этический интроверт (этик, сенсорик, интроверт, иррационал)
  • ЭСЭ, «Гюго»«Энтузиаст» — этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, рационал)
  • ЛИИ, «Робеспьер» («Декарт»), «Аналитик» — логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал)
  • ЭИЭ, «Гамлет»«Наставник» — этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал)
  • ЛСИ, «Максим» или «Максим Горький»«Инспектор» — логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • СЛЭ, «Жуков» («Командор») «Маршал» — сенсорно-логический экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • ИЭИ, «Есенин» («Тутанхамон»), «Лирик» — интуитивно-этический интроверт (этик, интуит, интроверт, иррационал)
  • СЭЭ, «Наполеон» («Цезарь»), «Политик» — сенсорно-этический экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • ИЛИ, «Бальзак» («Горио»), «Критик» — интуитивно-логический интроверт (логик, интуит, интроверт, иррационал)
  • ЛИЭ, «Джек» или «Джек Лондон» («Робин Гуд»), «Предприниматель» — логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал)
  • ЭСИ, «Драйзер»«Хранитель» — этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • ЛСЭ, «Штирлиц» («Шерлок Холмс»), «Администратор» — логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал)
  • ЭИИ, «Достоевский» («д-р Ватсон»), «Гуманист» — этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал)
  • ИЭЭ, «Гексли» («Том Сойер»), «Советчик» — интуитивно-этический экстраверт (этик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • СЛИ, «Габен» («Гек Финн»), «Мастер» — сенсорно-логический интроверт (логик, сенсорик, интроверт, иррационал)

Согласно соционической теории, социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных функций и аспектов может меняться.

Информационная модель психики (модель А)

Аугустинавичюте разработала информационную модель психики человека, которую назвала своим инициалом, «модель А».

Использование «модели А», по мнению социоников, позволяет описать особенности восприятия мира и поведение представителей разных соционических типов, дать научный прогноз отношений между людьми и служит основой для теории интертипных отношений.

В ней используются термины психоанализа «Эго», «Суперэго» и «Ид», а также неологизм «Суперид». «Модель А» состоит из восьми полей, соответствующих всем четырём психическим функциям Юнга в обоих вариантах психологической установки (как «экстравертные» и как «интровертные»).

Для каждого социотипа в эти ячейки заносят аспекты, на которых акцентированы психические функции у данного социотипа. Порядок распределения аспектов по функциям 3-8 жёстко зависит от аспектов, на которых акцентированы первые две функции и полностью определяется закономерностями, введенными Аугустинавичюте при её разработке.

Модель А на примере типа «ИЛЭ»:

  • 1 функция — «базовая» (программная), она определяет доминирующие сферы приложения сил и «программу действий» человека.
  • 2 функция — «творческая», она определяет механизм деятельности и стиль реализации программной функции.
  • 3 функция — «ролевая» (нормативная), по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
  • 4 функция — «болевая» (мобилизационная), точка наименьшего сопротивления; по болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи, желательно без лишних слов.
  • 5 функция — «внушаемая» (суггестивная), по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах. В то же время, человек плохо осознаёт свои потребности по данной функции вплоть до возникновения конкретных проблем — «чего-то хочется, а чего конкретно — непонятно».
  • 6 функция — «активационная» (референтная), по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.
  • 7 функция — «наблюдательная» (контрольная, ограничительная, рамочная), по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее критиковать ошибки других по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу. С её помощью человек ограничивает нежелательное воздействие на себя, выражает несогласие или отказ.
  • 8 функция — «демонстративная» (эталонная, фоновая), она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.

Блоки «Эго» и «Суперэго» называют «ментальное кольцо», а блоки «Ид» и «Суперид» — «витальное кольцо». Считается, что обработка информации в функциях первого кольца осознаётся человеком, а второго — происходит бессознательно. Распределение аспектов по функциям колец в модели А получается зеркальным отражением друг друга, с изменением «вертности».

Функции блоков «Эго» и «Ид» характеризуются как «сильные», а функции блоков «Суперэго» и «Суперид» — «слабые». Имеется ввиду соответствующее различие в возможностях — по пропускной способности и гибкости в оперировании выбранным аспектом информации.

Некоторые школы отмечают и исследуют у функций модели А различия по ещё нескольким параметрам, например размерностям, знакам и т. п.

Материал из Википедии. http://ru.wikipedia.org

Источник: http://social-design-studio.com/lib/aspects_functions_model_a/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию