Безусловный рефлекс — психология

Анатомия и физиология

Безусловный рефлекс - психология

«Если бы животное не было… точно приспособлено к внешнему миру, то оно скоро или медленно перестало бы существовать… Оно так должно реагировать на внешний мир, чтобы всей ответной деятельностью его было обеспечено его существование». И.П. Павлов.

  Приспособление животных и человека к изменяющимся условиям существования во внешней среде обеспечивается деятельностью нервной системы и реализуется через рефлекторную деятельность.

В процессе эволюции возникли наследственно закрепленные реакции (безусловные рефлексы), которые объединяют и согласовывают функции различных органов, осуществляют адаптацию организма. У человека и высших животных в процессе индивидуальной жизни возникают качественно новые рефлекторные реакции, которые И. П.

Павлов назвал условными рефлексами, считая их самой совершенной формой приспособления.  В то время как относительно простые формы нервной деятельности определяют рефлекторную регуляцию го-меостаза и вегетативных функций организма, высшая нервная деятельность (ВНД) обеспечивает сложные индивидуальные формы поведения в изменяющихся условиях жизни.

ВНД реализуется за счет доминирующего влияния коры на все нижележащие структуры центральной нервной системы. Основными процессами, динамично сменяющими друг друга в ЦНС, являются процессы возбуждения и торможения. В зависимости от их соотношения, силы и локализации строятся управляющие влияния коры. функциональной единицей ВНД является условный рефлекс. 

Высшая нервная деятельность — это совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся природных и социальных условиях. Впервые предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов мозга было высказано И.М.

Сеченовым, что позволило распространить рефлекторный принцип и на психическую деятельность человека. Идеи И.М.Сеченова получили экспериментальное подтверждение в трудах И.П.Павлова, который разработал метод объективной оценки функций высших отделов мозга — метод условных рефлексов.  И.П.

Павлов показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две группы: безусловные и условные.

Безусловные рефлексыУсловные рефлексы
1. Врожденные, наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу же после рождения.1. Реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни.
2. Являются видовыми, т.е. свойственны всем представителям данного вида.2. Индивидуальные.
3. Постоянны и сохраняются в течение всей жизни.3. Непостоянны — могут возникать и исчезать.
4. Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг).4. Являются преимущественно функцией коры больших полушарий.
5. Возникают в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле.5. Возникают на любые раздражители, действущие на разные рецептивные поля.

Безусловные рефлексы могут быть простыми и сложными. Сложные врожденные безусловно-рефлекторные реакции называются инстинктами. Их характерной особенностью является цепной характер реакций.  Условный рефлекс — это сложная многокомпонентная реакция, которая вырабатывается на базе безусловных рефлексов с использованием предшествующего индифферентного раздражителя.

Он имеет сигнальный характер, и организм встречает воздействие безусловного раздражителя подготовленным. Например, в предстартовый период происходит перераспределение крови, усиление дыхания и кровообращения, и когда мышечная нагрузка начинается, организм уже к ней подготовлен.

  Для выработки условного рефлекса необходимо:1) наличие двух раздражителей, один из которых безусловный (пища, болевой раздражитель и др.), вызывающий безусловно-рефлекторную реакцию, а другой — условный (сигнальный), сигнализирующий о предстоящем безусловном раздражении (свет, звук, вид пищи и т.д.

); 2) многократное сочетание условного и безусловного раздра жителей (хотя возможно образование условного рефлекса при их однократном сочетании); 3) условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного; 4) в качестве условного раздражителя может быть использован любой раздражитель внешней или внутренней среды, который должен быть по возможности индифферентным, не вызывать обронительной реакции,не обладать чрезмерной силой и способен привлекать внимание; 5) безусловный раздражитель должен быть достаточно сильным,в противном случае временная связь не сформируется; 6) возбуждение от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем от условного; 7) необходимо устранить посторонние раздражители, так как они могут вызывать торможение условного рефлекса; 8) животное, у которого вырабатывается условный рефлекс, должно быть здоровым; 9) при выработке условного рефлекса должна быть выражена мотивация, например, при выработке пищевого слюноотделительного рефлекса животное должно быть голодным, у сытого — этот рефлекс не вырабатывается.  Условные рефлексы легче вырабатывать на экологически близкие данному животному воздействия. В связи с этим условные рефлексы делятся на натуральные и искусственные. Натуральные условные рефлексы вырабатываются на агенты, которые в естественных условиях действуют вместе с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс (например, вид пищи, ее запах и т.д.). Все остальные условные рефлексы искусственные, т.е. вырабатываются на агенты, в норме не связанные с действием безусловного раздражителя, например, пищевой слюноотделительный рефлекс на звонок.  Физиологической основой для возникновения условных рефлексов служит образование функциональных временных связей в высших отделах ЦНС. Временная связь — это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений в мозге, возникающих в процессе совместного действия условного и безусловного раздражителей. И.П.Павлов высказал предположение, что при выработке условного рефлекса происходит формирование временной нервной связи между двумя группами клеток коры — корковыми представительствами условного и безусловного рефлексов. Возбуждение от центра условного рефлекса может передаваться к центру безусловного рефлекса от нейрона к нейрону.  Следовательно, первый путь образования временной связи между корковыми представительствами условного и безусловного рефлексов является внутрикорти-кальным. Однако при разрушении коркового представительства условного рефлекса выработанный условный рефлекс сохраняется. По-видимому, образование временной связи идет между подкорковым центром условного рефлекса и корковым центре-безусловного рефлекса. При разрушении коркового представительства безусловного рефлекса условный рефлекс также сохраняется. Следовательно, выработка временной связи может идти между корковым центром условного рефлекса и подкорковьг центром безусловного рефлекса.  Разобщение корковых центров условного и безусловного рефлексов путем пересечения коры мозга не препятствует образованию условного рефлекса.Это свидетельствует о том, что временная связь может образоватьс между корковым центром условного рефлекса, подкорковьг центром безусловного рефлекса и корковым центром безусловного рефлекса.  Имеются различные мнения по вопросу о механизмах обрс зования временной связи. Возможно, образование временно связи происходит по принципу доминанты. Очаг возбуждения с безусловного раздражителя всегда сильнее, чем от условного, так как безусловный раздражитель всегда биологически более значим для животного. Этот очаг возбуждения является доминантным, следовательно притягивает к себе возбуждение от очага условного раздражения. Если возбуждение прошло по каким-либо нервным цепям, то в следующий раз оно по этим путям пройдет значительно легче (явление «проторения пути»). В основе этого лежат: суммация возбуждений, длительное повышение возбудимости синаптических образований, увеличение количества медиатора в синапсах, увеличение образования новых синапсов. Все это создает структурные предпосылки к облегчению движения возбуждения по определенным нейронным цепям.  Другим представлением о механизме формирования временной связи является конвергентная теория. В ее основе лежит способность нейронов отвечать на раздражения разных модальностей. По представлениям П.К.Анохина, условный и безусловный раздражители вызывают распространенную активацию корковых нейронов благодаря включению ретикулярной формации. В результате восходящие сигналы (условного и безусловного раздражителей) перекрываются, т.е. происходит встреча этих возбуждений на одних и тех же корковых нейронах. В результате конвергенции возбуждений возникают и стабилизируются временные связи между корковыми представительствами условного и безусловного раздражителей.  Условные рефлексы второго, третьего и более высоких порядков. Если выработать прочный условный пищевой рефлекс, например, на свет, то такой рефлекс является условным рефлексом первого порядка. На его базе можно выработать условный рефлекс второго порядка, для этого дополнительно применяют новый, предшествующий сигнал, например звук, подкрепляя его условным раздражителем первого порядка (светом).  В результате нескольких сочетаний звука и света звуковой раздражитель также начинает вызывать слюноотделение. Таким образом возникает новая более сложная опосредованная временная связь. Следует подчеркнуть, что подкреплением для условного рефлекса второго порядка является именно условный раздражитель первого порядка, а не безусловный раздражитель (пища), так как если и свет и звук подкреплять пищей,то возникнут два отдельных условных рефлекса первого порядка. При достаточно прочном условном рефлексе второго порядка можно выработать условный рефлекс третьего порядка.  Для этого используется новый раздражитель, например, прикосновение к коже. В этом случае прикосновение подкрепляется только условным раздражителем второго порядка (звуком), звук возбуждает зрительный центр, а последний — пищевой центр. Возникает еще более сложная временная связь. Рефлексы более высокого порядка (4, 5, 6 и т.д.) вырабатываются только у приматов и человека.  Динамический стереотип Отдельные условные рефлексы в определенной ситуации могут связываться между собой в комплексы. Если осуществлять ряд условных рефлексов в строго определенном порядке с примерно одинаковыми временными интервалами и весь этот комплекс сочетаний многократно повторять, то в мозге сформируется единая система, имеющая специфическую последовательность рефлекторных реакций, т.е. ранее разрозненные рефлексы связываются в единый комплекс. Нейроны головного мозга, обладая большой функциональной подвижностью, тем не менее могут стойко удерживать систему ответных реакций на повторяющиеся условные раздражения.  Возникает динамический стереотип, который выражается в том, что на систему различных условных сигналов, действующих всегда один за другим через определенное время, вырабатывается постоянная и прочная система ответных реакций. В дальнейшем, если применять только первый раздражитель, то в ответ будут развиваться все остальные реакции. Динамический стереотип — характерная особенность психической деятельности человека. 

Многие наши навыки, например, способность писать, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д. в сущности являются автоматическими цепями двигательных актов.

В процессе жизни человека обычно вырабатываются и более сложные стереотипы поступков: поведение после пробуждения или перед сном, режим труда, отдыха, питания.

  Возникают относительно устойчивые формы поведения в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в оценке текущих событий и реагирования на них.

Такие стереотипы имеют большое значение в жизни человека, так как позволяют выполнять многие виды деятельности с меньшим напряжением нервной системы. Биологический смысл динамических стереотипов сводится к тому, чтобы освободить корковые центры от решения стандартных задач, для того чтобы обеспечить выполнение более сложных, требующих эвристического мышления.

Источник: http://medport.info/anatomiya-i-fiziologiya/vysshaya-nervnaya-deyatelnost-uslovnye-refleksy.html

Безусловные и ранние условные рефлексы

Безусловные и ранние условные рефлексы⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5Следующая ⇒

Набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

· защитных рефлексов (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);

· ориентировочных рефлексов (поисковый рефлекс при легком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к источнику света);

· атавистических рефлексов (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона, — захват пальцев взрослого, вложенных в руку ребенка; рефлекс спонтанного ползания — положенный на живот ребенок поворачивает голову в сторону и ползает без помощи рук, а если к его подошвам подставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее и ползет активнее — рефлекс Бауэра; автоматическая походка — если, придерживая под мышки, ребенка поставить на опору и слегка наклонить, у него появятся шаговые движения, не сопровождающиеся движениями рук, и др.).

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает. При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов.

Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением.

Читайте также:  Игра «стили лидерства» - психология

Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга.

Условные рефлексы новорожденных возникают под воздействием окружающей среды и продолжают формироваться у человека на протяжении всей жизни. Условные рефлексы новорожденных связаны, например, с условиями в которых растет и развивается ребенок.

Например, формирование режима питания является ничем иным как выработкой условного рефлекса. В течение первого месяца жизни, малыш «привыкает» питаться через определенные интервалы времени, что значительно облегчает жизнь матери.

К условным рефлексам новорожденного можно также отнести и развитие вестибулярного аппарата, когда ребенок начинает определенным образом реагировать на положение мамы в пространстве, поворачивая к ней головку. Любой условный рефлекс в процессе своего формирования проходит три стадии.

На первой стадии он еще неустойчив и слабо выражен, в нем присутствует также вегетативный компонент, например, изменение сердцебиения и дыхания. На второй стадии вегетативные проявления еще сохраняются, но рефлекс становится более выраженным и устойчивым.

В финале формирования условного рефлекса вегетативная составляющая исчезает, а условные реакции становятся прочными. Длительность каждой из указанных стадий напрямую зависит от возраста малыша. Интересно, что у здоровых недоношенных детей, согласно исследованиям, развитие условных рефлексов происходит раньше, чем у малышей, рожденных в срок.

Переход от новорожденности к младенчеству. Комплекс «оживления».

Комплекс оживления – это эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого. Выражается в:

· первоначальной фиксации взгляда,

· двигательном оживлении ручками и ножками

· тихих вокализациях.

Комплекс оживления возникает в конце первого — начале второго месяца жизни ребенка, когда он начинает выделять взрослого из окружающей обстановки.

Благодаря комплексу оживления устанавливается прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении.

Отсутствие комплекса оживления в младенчестве является диагностическим признаком задержки психического развития у ребенка.

Комплекс оживления является свидетельством окончания периода новорожденности. Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела, откликается эмоционально. По мнению М. И. Лисиной, комплекс оживления является выражением появившейся потребности ребенка в общении со взрослым — первой его социальной потребности общения.

Младенчество.

Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте.

Одно из центральных понятий возрастной психологии является понятие «социальная ситуация развития» — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским.

По его определению, социальная ситуация развития – это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».

По мнению Л.С. Выготского, легко может показаться, что младенец совершенно или почти асоциальное существо. Его жизнедеятельность исчерпывается в значительной степени удовлетворением простейших жизненных потребностей. Он в гораздо большей степени является объектом, чем субъектом социального взаимодействия.

На самом деле в младенческом возрасте мы имеем дело с особой социальностью ребенка, которая вытекает из неповторимой социальной ситуации развития, своеобразие которой определяется двумя моментами:

1. полная биологическая беспомощность.Таким образом, основной путь деятельности ребенка в этом возрасте — через взрослых. Т.О., все контакты ребенка с социальной действительностью являются целиком и полностью социально опосредованными. Благодаря всему этому и возникает зависимость ребенка от взрослых, слитность ребенка и взрослого.

2. при максимальной зависимости от взрослых, ребенок лишен еще основных средств социального общения в виде человеческой речи. Именно эта вторая черта в соединении с первой и придает своеобразие социальной ситуации, в которой находится младенец.

В противоречии между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения и заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Ведущий тип деятельности в младенческом возрасте и его развитие.

Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми, т. е. с теми, кто в основном ухаживает за малышом: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой или другим взрослым.

Ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве (берут на руки и ходят по комнате, выносят на прогулку и т. д.

), следят за его здоровьем и, что очень важно, просто общаются с ним – разговаривают.

Потребность в общении возникает у ребенка в 1–2 месяца.

Комплекс оживления, появляющийся при виде мамы или другого взрослого, ухаживающего за ребенком, говорит о возникновении потребности в общении, которую необходимо полностью удовлетворить, так как при позитивном эмоциональном общении со взрослым у ребенка появляется повышенная активность, возникает радостное настроение, что способствует развитию его движений, восприятия, мышления и речи.

Объект этой деятельности — другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживаний, тормошения, объятий), звуков и слов.

Феномен госпитализма.

У ребенка, лишенного полноценного общения со взрослым (находится один в больнице на лечении, помещен в детский дом и т. п.) отмечается задержка психического развития.

Это проявляется в следующем: у ребенка бессмысленный и безразличный взгляд, устремленный вверх, он мало двигается, вял, апатичен, не испытывает интереса к окружающему.

Все это ведет к задержке физического развития и позднему появлению речи.

Явление госпитализма обнаружилось при попытках наладить в приютах воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Термин ввел психоаналитик Р. Шпиц («Госпитализм», 1945).

Шпиц проводил сравнительные наблюдения за развитием детей в одном из приютов и одновременно в яслях при женской тюрьме. Р. Шпиц объяснял подобные нарушения развития разрывом контактов ребенка с биологической матерью.

Российские педиатры и психологи причину госпитализма определили как дефицит общения.

Нельзя забывать, что неявные, но все же весьма опасные для полноценного психического развития малыша симптомы госпитализма могут возникать при ранней разлуке (помещении ребенка в больницу) и даже в семье.

Так бывает, когда родные не уделяют ребенку достаточно внимания или когда ребенок оказывается по какой-либо причине, психологически «не принятым» матерью. Трудными (для установления взаимодействия с ними) оказываются младенцы, относящиеся к группе риска по медицинским показателям, а также младенцы с «трудным» темпераментом.

Например, недоношенные дети оказываются в группе риска не только из-за необходимости находиться на стационарном лечении, но и из-за специфические «особенности» поведения. Для них характерен т.н.

синдром «дефицитарности ключевых сигналов»: начинают улыбаться в более поздние сроки; инициатива в контакте со взрослым отсутствует; избегают зрительного и эмоционального контакта; напрягаются и отстраняются при взятии на руки, в первом полугодии жизни наблюдается доминирование отрицательных эмоций, быстрая истощаемость при взаимодействии со взрослым. Выделены и матери групп риска: депрессивные, с психическим заболеванием, с нарушением отношений с родителями в собственном детстве, матери-подростки. Характерные изменения поведения со стороны ребенка (сокращенность и ослабленность сигналов, меньшая отзывчивость на социальное поведение матери, сниженная инициативность) и со стороны матери (меньшая чувствительность к сигналам ребенка, доминирование, дефицит вовлеченности в общение, эмоциональная отстраненность) с высокой вероятностью могут привести к нарушениям взаимодействия в системе «мать — младенец», отклонениям в формировании взаимной привязанности, риску отставания в развитии.

Источник: https://lektsia.com/3x549d.html

Безусловные рефлексы, инстинкты

Безусловные рефлексы, инстинкты

В процессе эволюции животного мира образовались три приспособительных механизма, обеспечивающие биологически целесообразные реакции организма человека и животных на действие раздражителей окружающей среды.

Первый из них – это безусловные (врожденные) рефлексы, второй – условные (приобретенные) рефлексы, третий – умственная деятельность. Умственная деятельность в начальной, примитивной форме свойственна также и высшим животным, например, человекоподобным обезьянам.

Но умственная деятельность человека по своему разнообразию и сложности не может идти ни в какое сравнение с умственной деятельностью животных.

Безусловные рефлексы – это врожденные, относительно постоянные стереотипные реакции организма на действие окружающей и внутренней среды, осуществляющиеся с помощью центральной нервной системы.

Они образовались и закрепились в процессе продолжительного развития человека или определенного вида животных. Эти рефлексы проявляются одинаково у каждой особи одного и того же вида.

Они определяют четко очерченную программу поведения, обеспечивающую приспособление животных данного типа к стабильным, характерным для конкретного вида, условиям жизни.

Уже с первых минут после рождения у человека появляются дыхательные, сосательные и сгибательные (хватательные) рефлексы. Первые два рефлекса имеются у всех млекопитающих, а последний – только у человека и обезьян.

Сила хватательных движений у детей настолько велика, что они способны висеть, ухватившись за пальцы взрослого человека.

Для детей хватательный рефлекс не имеет большого значения, но для предков человека и современных обезьян, дети которых держались за шерсть матери, он очень важен.

Много безусловных рефлексов проявляется не сразу после рождения, а запускается программой генетического развития только через некоторое время. К таким рефлексам относится, например, ориентировочный рефлекс.

Только животное и человек через определенное время после рождения могут ориентировать глаза на раздражитель, поворачивать туловище в ответ на внезапное воздействие раздражителя (свет, звук). У новорожденных ориентировочные рефлексы на свет и звук четко проявляются уже на седьмой день. Еще позже проявляются сложные безусловные рефлексы, связанные с размножением и заботой о потомстве.

Эту сложную систему безусловных рефлексов, врожденных программ поведения, называют еще инстинктами (от латинского instinctus — побуждение, мотив). У животных примерами инстинктов являются обустройство гнезда, норы, кормление потомства, обучение добыванию пищи.

Подобно всем другим рефлексам, инстинкты у животных обуславливаются комплексом внешних и внутренних раздражителей. Так, появление половых и родительских рефлексов стимулируется выделением гормонов железами внутренней секреции, а также такими внешними раздражителями, как свет, температура, природные условия и другие. Известен такой случай.

В московском зоопарке длительное время не могли получить потомство от павлинов, содержавшихся в открытом вольере. Причиной оказалось отсутствие естественной среды – зарослей кустарника. Как только птиц перевели в вольер, в котором рос кустарник, они стали откладывать яйца и высиживать птенцов. Решающим здесь стал внешний раздражитель.

Инстинкты – врожденные программы поведения, для осуществления которых почти не нужно предварительное обучение. Известно, что все высшие животные способны копировать поведение родителей.

Поэтому при общении с родителями инстинктивная деятельность развивается быстрее.

Одновременно инстинкты могут несколько изменяться под влиянием условных рефлексов, приобретаемых животными в процессе индивидуального развития.

Поведение человека определяется законами общества, традициями. Инстинктивная деятельность его часто проявляется в форме неосознанных действий. Но умственная деятельность, сознание направляют поведение человека соответственно законам общества.

Безусловные рефлексы являются врожденными. Они проявляются всегда, когда действует адекватный раздражитель. Безусловные рефлексы являются основой образования условных рефлексов.

К безусловным рефлексам относятся рефлексы, связанные с регуляцией процессов жизнедеятельности (выделение, глотание слюны при попадании пищи в рот, мочеиспускание, дефекация); рефлексы, связанные с сохранением вида (популяция, забота о потомстве); защитные рефлексы, обеспечивающие защиту организма от воздействия вредных факторов (отдергивание руки при уколе пальца, кашель).

К безусловным рефлексам относят также рефлекторные реакции, возникающие каждый раз при действии новых незнакомых раздражителей. Это так называемое ориентировочные рефлексы, рефлексы нацеливания. С помощью этих рефлексов создаются оптимальные условия восприятия раздражителей, проводится оценка их биологического значения.

Считают, что ориентировочные рефлексы лежат в основе механизма непроизвольного внимания.

Читайте также:  Определение типа референции - психология

Итак, в процессе эволюции животных и человека закрепились стабильные формы реакций на изменения внешней среды, называемые безусловнорефлекторными. Систему врожденных безусловнорефлекторных поведенческих реакций, связанных с продолжением и сохранением вида, называют инстинктами.

Источник: http://po-teme.com.ua/psikhologiya/knigi-po-psikhologii/kniga-osnovy-psikhologii-i-pedagogiki-uzunova-n-s-tulyakov-yu-t/1226-bezuslovnye-refleksy-instinkty.html

Безусловные рефлексы: значение для человека

Безусловные рефлексы: значение для человека

Отдернуть руку от горячего чайника, зажмуриться при вспышке света… Такие действия мы совершаем автоматически, не успевая обдумать, что именно мы делаем и зачем. Это и есть безусловные рефлексы человека — врожденные реакции, характерные для всех людей без исключения.

История открытия, виды, отличия

Прежде чем подробно рассматривать безусловные рефлексы, придется совершить небольшой экскурс в биологию и поговорить о рефлекторных процессах вообще.

Итак, что такое рефлекс? В психологии таким образом называется ответ организма на изменение внешней либо внутренней среды, который осуществляется с помощью центральной нервной системы.

Благодаря данной способности организм быстро подстраивается под перемены в окружающем мире или в своем внутреннем состоянии.

Для ее осуществления необходима рефлекторная дуга, то есть путь, по которому проходит сигнал о раздражении от рецептора до соответствующего органа.

Впервые рефлекторные реакции описал еще Рене Декарт в XVII веке. Но французский ученый посчитал, что это не психологический феномен. Он рассматривал рефлексы как часть объективного естественнонаучного знания, психология же в то время считалась как бы не наукой, потому что имела дело только с субъективной реальностью, была неподвластна объективному эксперименту.

Само понятие «рефлекс» во второй половине XIX века ввел русский физиолог И. М. Сеченов. Он доказал, что рефлекторная деятельность составляет единый принцип работы всей центральной нервной системы. Ученый продемонстрировал, что первоначальная причина психического явления или человеческого действия задается воздействием внешней среды или раздражением нервной системы внутри организма.

И если органы чувств не испытывают раздражения, а чувствительность потеряна, психическая жизнь замирает. Вспомним известное выражение: «устать до потери чувств». И действительно, при очень сильном утомлении мы, как правило, не видим сновидений и становимся почти нечувствительны к внешним раздражителям: шуму, свету, даже боли.

Рекомендуем: Что значит: гипнопедия?

Исследования Сеченова продолжил И. П. Павлов. Он пришел к выводу, что существуют врожденные рефлексы, для возникновения которых не нужно никаких специальных условий, и приобретенные, возникающие во время адаптации организма к внешней среде.

Наверняка многие сейчас вспомнят знаменитую собаку Павлова. И не напрасно: изучая пищеварение у животных, ученый заметил, что у подопытных псов выделение слюны начиналось не при подаче пищи, а уже при виде помощника исследователя, который обычно приносил еду.

Если выделение слюны при подаче еды — это типичный безусловный рефлекс, и характерен он для всех собак, то слюна уже при виде помощника — типичный условный рефлекс, выработанный у отдельных животных. Отсюда главное отличие двух видов: генетическая заложенность или возникновение под влиянием среды. Помимо этого безусловные и условные рефлексы различаются еще по ряду показателей.

  • Безусловные присутствуют у всех особей вида, независимо от условий их жизни; условные, напротив, возникают под влиянием индивидуальных условий жизни организма (это отличие явствует из названия каждого вида).
  • Безусловные реакции — это фундамент, на котором можно сформировать условные, но они нуждаются в постоянном подкреплении.
  • Рефлекторные дуги безусловных рефлексов замыкаются в низших отделах головного мозга, а также в спинном мозге. Дуги условных формируются в коре больших полушарий головного мозга.
  • Безусловные рефлекторные процессы неизменны на протяжении всей жизни человека, хотя они могут несколько трансформироваться в случае тяжелой болезни. Условные – возникают и исчезают. Иными словами, в одном случае рефлекторные дуги постоянные, в другом – временные.

Из указанных отличий легко складывается общая характеристика безусловных рефлексов: они наследственны, неизменны, присущи всем представителям вида и поддерживают жизнь организма в постоянных условиях среды.

Где возникают

Как уже говорилось, и условные, и безусловные рефлексы возможны благодаря работе центральной нервной системы. Важнейшими ее составляющими являются головной и спинной мозг. В качестве примера безусловного рефлекса, за который отвечает спинной мозг, можно привести хорошо всем знакомый коленный рефлекс.

Врач несильно ударяет молоточком в определенное место, что вызывает непроизвольное разгибание голени. В норме этот рефлекс должен быть средней выраженности, если же он слишком слабый или слишком сильный, это, скорее всего, свидетельство патологии.

Безусловные рефлексы головного мозга многочисленны. В низших отделах этого органа расположены различные рефлекторные центры. Итак, если двигаться от спинного мозга вверх, первым будет продолговатый мозг. Чихание, кашель, глотание, слюноотделение — эти рефлекторные процессы возможны именно благодаря работе продолговатого отдела мозга.

Рекомендуем: Гиперпатия — это

Под контролем среднего мозга – реакции, возникающие в ответ на зрительные либо слуховые импульсы. Сюда относятся сужение или расширение зрачка в зависимости от количества попадающего на него света, рефлекторный поворот в сторону источника звука или света. Действие таких рефлексов распространяется только на незнакомые раздражители.

То есть, например, при многочисленных резких звуках человек будет каждый раз поворачиваться к новому месту возникновения шума, а не продолжать вслушиваться, пытаясь понять, откуда донесся первый звук.

Через промежуточный отдел головного мозга замыкается так называемый безусловный рефлекс выправления позы.

Это те сокращения мышц, которыми наше тело отвечает на изменение позы; они позволяют телу удерживаться в новом положении.

Классификация

Классификация безусловных рефлексов осуществляется по разным критериям. Например, существует понятное даже неспециалисту деление на простые, сложные и сложнейшие.

Приведенный в начале текста пример про отдергивание руки от чайника — это простой безусловный рефлекс. К сложным можно отнести, например, потоотделение. А если мы имеем дело с целой цепью простых действий, то уже говорим о группе сложнейших: скажем, рефлексы самосохранения, заботы о потомстве. Такую совокупность программ поведения обычно называют инстинктом.

Рекомендуем: Кто такой амбидекстр?

Достаточно проста классификация по отношению организма к раздражителю. Если опираться на нее, безусловные рефлекторные реакции делятся на положительные (поиск еды по запаху) и отрицательные (желание убежать от источника шума).

По биологическому значению выделяются следующие виды безусловных рефлексов:

  • Пищевые (глотание, сосание, слюноотделение).
  • Половые (половое возбуждение).
  • Оборонительные или защитные (то же самое отдергивание рук или стремление закрыть голову руками, если человеку кажется, что сейчас последует удар).
  • Ориентировочные (стремление идентифицировать незнакомые раздражители: повернуть голову на резкий звук или прикосновение). О них уже шла речь, когда мы говорили о рефлекторных центрах среднего мозга.
  • Локомоторные, то есть служащие для передвижения (поддерживают тело в определенном положении в пространстве).

Очень часто в научной литературе встречается классификация, предложенная российским ученым П. В. Симоновым. Он разделил все безусловные рефлексы на три группы: витальные, ролевые и рефлексы саморазвития.

Витальные (от латинского vitalis — «жизненный») имеют непосредственное отношение к сохранению самой жизни особи. Это пищевой, оборонительный, рефлекс экономии усилий (если результат действий одинаков, выбирается то, что отнимает меньше сил), регуляции сна и бодрствования.

Если соответствующая потребность не находит удовлетворения, физическое существование организма прекращается, для реализации рефлекса не нужен другой представитель вида — таковы признаки, объединяющие все реакции этой группы.

Ролевые возможно осуществить, наоборот, только при контакте с другой особью. К ним в первую очередь относятся родительский и половой рефлексы. В последнюю группу входят такие рефлексы, как игровой, исследовательский, рефлекс подражания другой особи.

Рекомендуем: Дисграфия у ребенка

Разумеется, существуют и другие варианты классификации, равно как и другие взгляды на приведенные здесь способы деления. И это не удивительно: между учеными редко встречается единодушие.

Особенности и значение

Как мы уже говорили, рефлекторные дуги безусловных рефлексов постоянны, но сами они могут быть активны в разные периоды жизни человека.

Так, например, половые рефлексы проявляются, когда организм достигает определенного возраста. Другие рефлекторные процессы, наоборот, угасают после какого-то промежутка времени.

Достаточно вспомнить неосознанное хватание младенца за палец взрослого при нажатии на его ладонь, которое исчезает с возрастом.

Значение безусловных рефлексов огромно. Именно они помогают выжить не только отдельному организму, но и всему виду. Наиболее значимы они на ранних этапах жизни человека, когда еще не накоплены знания о мире и деятельностью ребенка руководят именно рефлекторные процессы.

Безусловные рефлексы начинают работать с самого момента рождения. Благодаря им организм не погибает при резком переходе к новым условиям существования: мгновенно происходит приспособление к новому типу дыхания и питания, постепенно налаживается механизм терморегуляции.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/bezuslovnye-refleksy.html

Условные рефлексы

Условные рефлексы

Рефлексы бывают безусловными, то есть врожденными, и условными, то есть приобретенными в течении жизни человека, или животного. В этой статье мы с вами рассмотрим рефлексы условные, которые в нашей с вами жизни играют очень важную роль. Условные рефлексы изучал такой известный ученый и психолог как И.П.

Павлов, уважаемый мною человек, его труды для меня бесценны. В принципе условные рефлексы перекликаются с темой так называемого якорения, термина используемого в НЛП, но я эти вещи вижу по-разному и по-разному к ним отношусь, условные рефлексы они ведь гораздо раньше были изучены и на их основе строилось изучение и управление человеческим поведением.

Человеку или животному можно задать определенную реакцию на определенный внешний раздражитель, это будет так называемое индифферентное раздражение, которое в свою очередь вызовет возбуждение в соответствующих рецепторах, от них уже импульсы поступят в головной мозг в соответствующие анализаторы.

<\p>

Сложного в понимании условных рефлексов нет ничего, достаточно понять что есть некая информация извне, которая ассоциируется у организма обладающего ЦНС, центральной нервной системой, человека или животного с конкретным видом действий со стороны как раздражителя, так собственно и его самого.

С условными рефлексами мы сталкиваемся постоянно и повсюду, к примеру можно выработать у человека реакцию на определенный звук, на визуальный раздражитель, обонятельный и осязательный.

Я не стану вдаваться в технические подробности теоретического характера, в конце концов в библиотеке и в интернете вы можете найти массу информации по условным инстинктам, я же дам вам лучше несколько практических рекомендаций по использованию этого рефлекса, или правильнее будет сказать по его выработке, что для нас с вами гораздо важнее.

Из экспериментов Павлова известно, что в некоторых из них он использовал в качестве условного раздражителя звуковой сигнал, в качестве безусловного еду, а реакцией было слюноотделение у собак. После выработки у собак реакции в виде слюноотделения, перед собаками в короткое время перед начальным раздражителем перед собаками появлялся черный квадрат, то есть второй условный раздражитель.

И после десяти таких сочетаний, слюноотделение на один только квадрат начинала возникать с половинной интенсивностью.

Это называется условный рефлекс второго порядка, условный рефлекс третьего порядка Павловым был обнаружен в случаях с оборонительным рефлексом, когда он использовал удары электрическим током.

Читайте также:  Формирование осанки у детей - психология

А теперь давайте попытаемся сопоставить всю эту цепочку действий и реакции на внешние раздражители, с нашей человеческой жизнью, в которой условные рефлексы мы называем своими привычками в том числе.

Насколько современный человек может что-то делать в этой жизни, полностью продумывая каждый свой шаг? Это редкость друзья, я вас в этом уверяю, куда чаще люди действуют согласно тем стереотипам, которые у них накопились благодаря их жизненному опыту и их убеждениям, и следовательно, масса внешних раздражителей, влияющих на этих людей, задействуют их условные рефлексы, и мы в таком случае наблюдаем, относительно примитивное поведение а не хорошо продуманные поступки, которые можно назвать разумными, адекватными. Привычка друзья мои, вот ваш условный рефлекс, причем любую привычку можно выработать, если ее натренировать таким же образом, как Павлов добивался выделения слюны у собак одним лишь показом черного квадрата.

К примеру схожим образом поступают с новобранцами в армии, где крайне важно сделать из неуправляемого стада, организованных бойцов, действующих определенным образом при определенных условиях, вот почему и говорят что в армии умные солдаты не нужны.

Дрессировка животных и дрессировка человека в принципе мало чем отличается, ведь центральная нервная система у нас одинаковая, а разница в интеллектуальном развитии практически незаметна, ведь как я уже сказал, большинство людей опираются на ранее полученный опыт и имеют готовый алгоритм действий на каждый случай. Стоит ли говорить о том, что при возникновении нестандартной ситуации, многие начинают паниковать, ведь у них срабатывает защитный рефлекс, когда надо просто спасаться, так как не знаешь что делать. Крайне важно найти закономерности всех своих действий, которые происходят исключительно после определенных внешних раздражителей, и те из них что не актуальны, разумеется должны быть пересмотрены. Еще как пример можно привести ситуацию, при которой людям очень сложно найти себе новую работу, потому что они просто привыкли к старой, она может быть ужасной и низкооплачиваемой, но они к ней привыкли, и ничего другого им не нужно.

Тоже и со страхами, смысла в которых нет вообще, и тем не менее люди реагируют именно рефлекторно на большинство опасных ситуаций, нередко только усугубляя ситуацию.

Условные рефлексы применяют в отношении людей, начиная с детства, когда дети делают что-то не так, что-то что просто не нравится взрослым, то в отношении них применяют насилие, физическое или моральное.

Ребенок может не понимать почему именно нельзя делать те или иные вещи, что может кстати негативно сказаться на его дальнейшем развитии, вопросы без ответов оставлять нежелательно, но он знает что это делать нельзя, потому что за это накажут.

Подобно тому как Павлов применял удары электрическим током на своих подопытных животных, принуждая их действовать по нужному ему алгоритму, точно также поступают и в отношении человека, применяя в отношении него насилие.

И это работает идеально, в принципе альтернативой выработке условных рефлексов посредством насилия могут быть только убеждения, но они применимы не к каждому. Взгляните на свою жизнь как бы со стороны, попробуйте поступить нестандартно в стандартной ситуации, и попытайтесь понять, почему вы всегда реагируете определенным образом на внешние раздражители, устраивает ли вас ваш алгоритм действий, или быть может они эти ваши действия устраивают больше кого-то другого?

Есть такое понятие как обучение и есть такое понятие как тренировка, в первом случае работа может проводиться с вашим сознанием, которое изучает и познает, если вы только учитесь не зубря и тупо запоминая.

А вот в случаях с тренировками речь идет о выработке определенных реакций, смысл и актуальность которых вам может быть вовсе не понятна, но вы знаете что поступать необходимо так, а не иначе.

Это вот и есть условные рефлексы, есть ситуация, есть вариант ваших действий на случай ее возникновения, и тут человек мало чем отличается от животных, и поэтому часто действует примитивно.

Посмотрите теперь на наше образование, насколько оно похоже на обучение и насколько оно похоже на тренировку, по мне так именно тренировкой, или даже дрессировкой оно является более всего. Если человека заставляют запоминать, а не понимать, это дрессировка, это программирование если хотите, шаблонное мышление, шаблонный образ жизни, шаблонные реакции и поведение.

Конечно условиям общества такой человек хорошо отвечает, но часто этот человек является инструментом в руках тех, кто действительно понимает, кто не реагирует, не действует рефлекторно, а подходит творчески к каждой новой ситуации, к каждой новой проблеме.

При этом такой подход может быть только в отношении своего собственного поведения и действий, в отношении же других людей можно и даже нужно действовать стандартно, для них стандартно, рисуют именно ту картину, которую они должны увидеть согласно вашим планам.

Для кого-то черным квадратом будет слово, для кого-то деньги, или это может быть бутылка водки. У подавляющего большинства людей, можно выработать условный рефлекс социальной полезности, то есть такой рефлекс, который будет интересен вам, но не ему, не этому человеку.

И сделать это можно, заинтересовав человека чем-то, что для него может быть интересным, учитывая особенности его характера, проще говоря каждому что-то нужно и на этом можно сыграть.

Необходимо создать человеку такие условия, задействовав для этой цели нужные внешние раздражители, при которых он будет для вас полезен, а не вреден, при которых он будет вам другом а не врагом. И вы в принципе можете все это увидеть в каждом человеке, если просто повнимательнее присмотритесь к поведению людей вокруг вас. Каждого из нас можно чем-то, если можно так выразиться, завести, каждого можно определенным образом к чему-то побудить.

Как пример могу еще привести ситуацию с женщинами, которым достаточно будет сказать несколько ласковых слов в определенный момент, и любая из них будет вашей, может ненадолго но все же, и никакие золото и бриллианты ей будут не нужны, вам не надо будет ее покупать.

Только вот чтобы управлять условными рефлексами других людей, чтобы их вырабатывать нужным вам образом, необходимо самому не быть жертвой бессознательного поведения, не идти на поводу своей центральной нервной системы, и действовать по шаблону, который находится в вашей базе данных в голове.

Источник: https://psichel.ru/uslovnye-refleksy/

Безусловные рефлексы — что это такое и какова их роль?

Такие привычные действия как дыхание, глотание, чихание, моргание — происходят без контроля со стороны сознания, являются врожденными механизмами, помогают выживать человеку или животному и обеспечивать сохранение вида – все это безусловные рефлексы.

Что такое безусловный рефлекс?

И.П. Павлов, ученый-физиолог, посвятил жизнь изучению высшей нервной деятельности. Для того, чтобы понять, что такое безусловные рефлексы человека, важно рассмотреть значение рефлекса в целом.

Любой организм, имеющий нервную систему, осуществляет рефлекторную деятельность. Рефлекс – комплексная реакция организма на внутренние и внешние раздражители, осуществляемая в виде рефлекторного ответа.

Безусловные рефлексы — это заложенные на генетическом уровне врожденные стереотипические реакции, в ответ на изменения внутреннего гомеостаза или условий внешней среды. Для возникновения безусловных рефлексов специальных условий – это автоматические реакции, которые могут давать сбой лишь при тяжелых заболеваниях. Примеры безусловных рефлексов:

  • отдергивание конечности от соприкосновения с горячим;
  • коленный рефлекс;
  • сосание, хватание у новорожденных;
  • глотательный;
  • выделение слюны;
  • чихание;
  • моргание.

Какова роль безусловных рефлексов в жизни человека?

Эволюция человека на протяжении веков сопровождалась изменением генетического аппарата, отбором признаков, которые необходимы для выживания в окружающей природе. Нервная система становилась высокоорганизованной материей. Какое значение имеют безусловные рефлексы – ответы можно найти в работах физиологов Сеченова, И.П. Павлова, П.В. Симонова. Ученые выделяли несколько важных функций:

  • поддержание гомеостаза (саморегуляция внутренней среды) в оптимальном балансе;
  • приспособление и адаптация организма (механизмы терморегуляции, дыхания, пищеварения);
  • сохранение видовых признаков;
  • размножение.

Признаки безусловных рефлексов

Основной признак безусловных рефлексов — врожденность. Природа позаботилась, чтобы все важные для жизни в этом мире функции были надежно записаны на нуклеотидной цепочке ДНК. Другие характерные признаки:

  • предварительного научение и контроль сознания не требуются;
  • являются видовыми;
  • строго специфичные — возникают при соприкосновении с конкретным раздражителем;
  • постоянные рефлекторные дуги в низших отделах ЦНС;
  • большинство безусловных рефлексов сохраняется на протяжении жизни;
  • совокупность безусловных рефлексов помогает организму на ранних этапах развития приспособиться к среде;
  • являются базовой основой для возникновения условных рефлексов.

Виды безусловных рефлексов

Безусловные рефлексы имеют разного вида классификации, И.П. Павлов впервые распределил их на: простые, сложные и сложнейшие. В распределении безусловных рефлексов по фактору занимаемого каждым существом определенных пространство-временных областей П.В. Симонов разделил типы безусловных рефлексов на 3 класса:

  1. Ролевые безусловные рефлексы – проявляются во взаимодействии с другими внутривидовыми представителями. Это рефлексы:половой, территориальное поведение, родительский (материнский, отцовский), феномен эмпатии.
  2. Безусловные рефлексы витальные – все базовые потребности организма, лишение или неудовлетворение которых приводит к гибели. Обеспечивают индивидуальную сохранность: питьевой, пищевой, сна и бодрствования, ориентировочный, оборонительный.
  3. Безусловные рефлексы саморазвития — включаются при освоении нового, незнакомого ранее (знания, пространства):
  • рефлекс преодоления или сопротивления (свободы);
  • игровой;
  • подражательный.

Виды торможения безусловных рефлексов

Возбуждение и торможение — важные врожденные функции высшей нервной деятельности, которые обеспечивают согласованную деятельность организма и без которых эта деятельности была бы хаотичной. Тормозные безусловные рефлексы в процессе эволюции превратились в комплексный ответ нервной системы – торможение. И.П. Павлов выделял 3 вида торможения:

  1. Безусловное торможение (внешнее) – реакция «Что такое?» позволяет оценить, опасна или нет обстановка. В дальнейшем, при частом проявлении внешнего раздражителя не несущего опасности, торможения не происходит.
  2. Условное (внутреннее) торможение – функции условного торможения обеспечивают угасание рефлексов, потерявших свою ценность, помогают различать полезные с подкреплением сигналы от бесполезных, формировать отсроченную реакцию на раздражитель.
  3. Запредельное (охранительное) торможение – предусмотренный природой предохранительный безусловный механизм, срабатывающий при чрезмерном утомлении, возбуждении, тяжелых травмах (обморок, кома).

В чем отличие условных рефлексов от безусловных?

Вышеизложенный материал касался в основном темы, какие рефлексы называются безусловными, но существует еще одна категория рефлексов – условные, которые не менее важны для вида. Значения и отличия условных рефлексов от безусловных:

  • нарабатываются в течение всей жизни
  • внутри одного вида могут формироваться разные рефлексы;
  • непостоянные – возникают, закрепляются, угасают;
  • рефлекторные дуги в высших отделах ЦНС;

Чем отличается инстинкт от безусловного рефлекса?

Значение безусловных рефлексов таких как ориентировочный, оборонительный половой имеет огромную ценность в сохранении потомства и вида в целом. Такие рефлексы называются инстинктами. Врожденные поведенческие программы инстинкты в отличие от безусловных рефлексов простых: чихания, мигания, являются сложными следующими друг за другом цепочками безусловных рефлексов.

Источник: https://womanadvice.ru/bezuslovnye-refleksy-chto-eto-takoe-i-kakova-ih-rol

Ссылка на основную публикацию