Библиотерапия — психология

Особенности библиотерапии

Библиотерапия - психология

В жизни каждого человека случаются ситуации, когда одно сказанное слово может вознести до небес либо больно ударить о землю. Словами можно выразить всю гамму чувств и эмоций, испытываемых нами в самых разных ситуациях, а написанные на бумаге они превращаются в великое чудо – книги.

Согласно исследованиям, проведенным в Европе, примерно 60% людей, испытывающих психологические проблемы, начинают увлеченно читать книги, что приводит к снижению уровня стресса и улучшает состояние без приема антидепрессантов. Психологи давно отметили эту особенность, поэтому библиотерапия, или лечение чтением, становится распространенной практикой лечения неврозов и депрессий.

Библиотерапия – метод психологической коррекции эмоционального состояния больного с помощью чтения специально подобранной библиотерапевтом художественной литературы. Идея лечить книгой не нова, еще в Греции врачеватели рекомендовали больным хандрой почитать свитки о приключениях мореплавателей или эпические саги о подвигах полубогов.

На Востоке издавна особая роль отводилась чтению священной книги Коран, которая не только лечила, но и вдохновляла на праведную жизнь. В просвещенной Франции чтение было одним из главных увлечений дворянства и владеющих грамотой простолюдинов, даже известный философ Жан-Жак Руссо советовал скучающим аристократам обратить свой взор на книгу, дабы избежать застоя в умах и душах.

Термин «библиопсихология» впервые был применен известным русским просветителем и писателем Н. А. Рубакиным, который в 1916 году основал свою школу библиотерапии при Женевском педагогическом институте.

Идея объединить литературоведение с психологией, разработать методическую основу, позволяющую повысить лечебно-терапевтический эффект библиотерапии, появилась у него не случайно.

Изучая результаты исследований зарубежных коллег, наблюдая за применением оздоровительного чтения в лечебницах, автор пришел к выводу, что метод работает тем эффективнее, чем точнее соответствует содержание книги потребностям больного.

Чем может помочь лечебное чтение

В современном обществе тенденция к индивидуализации усиливается, разрушаются традиционные семейные связи, человек все больше чувствует себя одиноким, иногда даже сознательно отстраняется от окружающих, замыкается в себе. Депрессии, отсутствие интереса к жизни и суицидальные настроения, особенно среди молодежи, становятся нормой.

Рекомендуем: Арт-терапия

Прием антидепрессантов и седативных препаратов часто не дает длительного эффекта, поэтому все большее внимание специалисты уделяют чтению. С точки зрения психотерапевтов, современная библиотерапия как практическая дисциплина может помочь пациентам в решении таких проблем, как:

  • Осознание особенностей психофизиологических реакций на внешние раздражители.
  • Расширение кругозора, изменение взгляда на сложившуюся ситуацию, которая беспокоит пациента.
  • Снятие психологического напряжения, выход из стрессовой ситуации, избавление от чувства вины, стыдливости, закомплексованности.
  • Налаживание отношений с окружающими, выстраивание продуктивного взаимодействия с лечащим специалистом.
  • Формирование рационального отношения к заболеванию, снятие излишней замкнутости, побуждение к обсуждению заболевания без излишней эмоциональности.
  • Развитие образного мышления и воображения.

Психологи утверждают, что библиотерапия для детей является уникальным и незаменимым методом мягкого воздействия на мышление, особенно когда малыш длительное время находился в стрессовой ситуации. Сейчас это направление обособилось и получило название сказкотерапии.

В процессе игры с педагогом ребенок получает информацию о том, что другие уже сталкивались с подобной проблемой и смогли ее преодолеть. С помощью данной методики стимулируется воображение малышей, дается стимул для развития их личности и творческого потенциала.

Области практического применения дисциплины

Библиотерапия тесно связана с такими науками, как валеология, литературоведение, психотерапия, педагогика и медицина, а применяемые ею методы лечения могут исцелять не только душу, но и тело. Механизм лечебного воздействия слова в библиотерапии исследовал основоположник психоанализа З. Фрейд, он сделал важный вывод о взаимосвязи между подсознанием, речью и состоянием тела.

Знаменитый физиолог Павлов говорил о том, что мысль, продуцируемая мозгом, порождает вполне конкретные физико-химические процессы, непосредственно влияющие на состояние организма. Слово, с точки зрения библиотерапии, – метод щадящей немедикаментозной коррекции, позволяющий заменить благоприятное воздействие окружающей среды чтением книги.

Рекомендуем: Метод психодрамы

Область применения библиотерапии достаточно широка, она имеет три основных направления: лечебное, психогигиеническое или реабилитационное. Как реабилитационное средство библиотерапия незаменима при работе с людьми, получившими инвалидность разной степени тяжести и испытывающими сложности с адаптацией к нормальной жизни.

В качестве лечебного направления она ориентирована на помощь людям, страдающим неизлечимыми заболеваниями или находящимся в стрессовой ситуации, затяжной депрессии. Психогигиеническое направление нацелено на работу с неблагополучными категориями граждан, выполняя прежде всего профилактическую функцию, а также с людьми, испытывающими проблемы с общением и самоутверждением.

На этапе становления эта дисциплина практиковалась как метод коррекции только в психиатрических лечебницах под контролем психотерапевтов. Далее, с развитием методологической базы, ее стали применять в реабилитационных центрах, домах престарелых, детских домах, дошкольных и школьных учреждениях, пенитенциарной системе.

Рекомендуем: Гештальт-терапия — это

Одна из важнейших функций данной науки состоит в том, чтобы помочь пациенту найти способ самоутвердиться, сформировать адекватную оценку себя как личности, научить планировать свою жизнь, помочь в развитии и самосовершенствовании.

Особое внимание метод уделяет подрастающему поколению: разработана целостная система, согласно которой упражнения, выполняемые родителями совместно с детьми, помогут восстановить отношения, улучшить микроклимат в семье, объяснить на примере литературных героев, как правильно себя вести.

Так как же лечат книгой

Процесс лечебного чтения в библиотерапии довольно сложен и состоит из нескольких этапов. На первом этапе психолог тщательно изучает проблемы пациента, определяет, будет ли это групповая терапия или пациенту необходим собственный план чтения. Далее специалист по библиотерапии подбирает книги согласно рекомендациям психолога.

Особое внимание уделяется художественному содержанию произведения, образу и характеру главных героев, их духовной близости пациенту, переживаниям и терзаниям, переживаемым действующими лицами. Не рекомендуется предлагать для чтения «ужастики», философские трактаты, любовные и детективные романы, некоторые книги о приключениях.

Специалистами по библиотерапии разработан список авторов, произведения которых рекомендованы для чтения, среди них такие известные классики русской литературы, как Толстой, Тургенев, Пушкин, а также известные западные писатели. Чтение литературы, посвященной морально-бытовым вопросам, а также жизнеописанию отдельных известных личностей, оказывает особое, вдохновляющее влияние, поэтому ей отводится особая роль при подборе книг для чтения.

Специалист по библиотерапии обязательно должен учесть такой немаловажный фактор, как психологическое состояние пациента. По методике библиотерапии, не рекомендуется назначать перевозбужденным пациентам чтение книг о приключениях или войнах, депрессивным – о путешествиях.

Согласно методу библиотерапии, для каждого пациента разрабатывается отдельный план чтения из четырех частей, включающий не менее семи книг на четыре недели. Чтобы заинтересовать человека и настроить на работу, ему предлагают почитать литературу, не имеющую отношения к конфликтной ситуации.

Рекомендуем: Техники семейной терапии

Затем подбираются три книги, тематика которых полностью соответствует проблеме пациента, основная цель – дать читателю прочувствовать ситуацию со стороны, осознать, что любую трудность можно преодолеть. Третья часть призвана закрепить полученный терапевтический эффект, а четвертая – поддержать и вдохновить клиента.

В процессе чтения больной делает заметки о действиях героев, отмечает непонятные или спорные, с его точки зрения, моменты, выделяет страницы, которые вызвали неприятие или внутренний протест.

После прочтения каждой книги с пациентом проводится специальное собеседование, цель которого – выяснить, насколько человек проникся духом произведения, правильно ли осознал суть сюжетной линии, смог ли выделить самое главное для себя.

Занятия и само чтение могут проводиться в кабинете специалиста, но библиотерапия в библиотеке, среди стеллажей и читальных столов, может оказать на человека дополнительное дисциплинирующее воздействие.

У лечения методом библиотерапии есть свои сторонники и противники, большое число как довольных, так и разочарованных пациентов. Одним из главных аргументов против библиотерапии является ее субъективность: сложно подобрать именно ту книгу, которая даст наилучший терапевтический эффект.

На данный момент также нет официальной статистики, которая подтвердила бы действенность библиотерапии или дала почву для сомнений в пользе его применения. Во всяком случае специалисты едины во мнении, что чтение, бесспорно, положительно влияет на общее развитие, и необходимо приложить усилия, чтобы популяризировать его. Наталья Иванова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/biblioterapiya.html

Методика библиотерапии

Методика библиотерапии

Статьи по психологии Психотерапия Арт-терапия Библиотерапия (сказкотерапия) Методика библиотерапии

Библиотерапия – популярная методика психорегуляции, к достоинствам которой относятся широкое разнообразие средств воздействия, устойчивость положительного результата, интимность. Данный вид психотерапии рекомендован людям разного возраста, испытывающим проблемы личного и эмоционального характера, и может практиковаться как индивидуально, так и в группе.

Самоподготовка психокорректора

Методика библиотерапии условно делится на несколько основных этапов.

На первом этапе психокорректор готовится к проведению занятий. Он составляет списки литературных источников и анализирует их содержание с точки зрения возможности использования в целях психокоррекции. Этот список книг будет играть роль библиотерапевтической рецептуры.

Выбрав подходящие источники, необходимо составить к ним небольшие аннотации, содержащие ссылки на конкретные разделы и главы, в которых отражены наиболее важные темы, а также личные мнения авторов. Это должно помочь психокорректору быстро ориентироваться в материале в процессе работы с клиентом.

Рекомендуется вошедшие в рецептуру книги собрать в собственном архиве, чтобы при желании клиенты могли ими воспользоваться. В этих экземплярах можно также разрешить клиентам делать самостоятельно пометки на полях – это может пригодиться при постановке диагноза.

Оценка возможностей метода

Прежде, чем приступить непосредственно к занятиям, следует ориентировочно оценить эффективность библиотерапии применительно к конкретному клиенту. С этой целью необходимо задать ему следующие вопросы:

  • Какие из прочитанных книг произвели на Вас наибольшее впечатление и почему?
  • Какие книги сильнее всего повлияли на Вас?
  • Кто из авторов более всего похож на Вас?
  • Кто из персонажей более всего похож на Вас?

На основе полученных ответов следует определить приоритетные жанры литературы и количество книг, обязательных к прочтению. Эта информация может быть полезна и в том случае, если библиотерапия будет назначена в качестве вспомогательной методики.

Отработка системы чтения

В процессе подбора книг для клиента А.М.Миллер рекомендует соблюдать следующие принципы:

  • Доступность изложения
  • Духовная близость главного героя читателю
  • Максимальное сходство описываемой ситуации с обстоятельствами, в которых находится клиент

Последнее условие имеет особую важность в случае личностного или межличностного конфликта.

На протяжении курса библиотерапии клиенту рекомендуется вести дневник читателя.

Анализ записей, сделанных в дневнике, помогает проникнуть в специфику субъективной интерпретации литературных произведений, который основан на личном пристрастном восприятии, и может пригодиться как в целях диагностики, так и для оценки результатов коррекции. Для повышения эффективности терапевтического воздействия клиентам рекомендуется обязательно резюмировать прочитанный материал.

Если библиотерепия выбрана в качестве основного средства, то чтение книг следует выполнять с соблюдением установленной последовательности тем и последующей отработкой прочитанного материала. При этом рекомендуется максимум внимания обращать на специальные издания, а также литературу биографического и мировоззренческого характера.

Занятия в группе

При формировании группы следует учитывать уровень начитанности и читательские предпочтения каждого её участника. Группа должна включать от пяти до восьми человек. Специально для них следует подобрать небольшие по объему художественные произведения, которые будут читаться на групповых занятиях.

После этого следует провести дискуссию, в ходе которой будет выявлена структура межличностных отношений, определится отношение к самому процессу чтения, а у малочитающих клиентов, возможно, появится интерес к литературе.

Все это позволит участникам группы озвучить свои личные проблемы и переживания в опосредованной форме.

Неспецифические процессы психокоррекции

Психокорректирующие процессы, применяемые в библиотерапии, условно делятся на специфические и неспецифические.

Для неспицифических процессов характерна широта и общий характер воздействия на личность в целом и на конкретные её характеристики, к числу которых относятся следующие:

  • Спокойствие
  • Удовольствие
  • Уверенность
  • Психическая активность

Приобрести душевное спокойствие и внутреннее равновесие пациенту помогает правильно подобранная художественная и публицистическая литература.

Источником недостающего удовольствия служат книги с интересным, насыщенным событиями сюжетом. Они полезны людям, утратившим способность испытывать удовольствие от жизни и ощущающим обособленность от окружающего мира в результате погружения в свои личные проблемы.

Чувство уверенности в собственных силах лучше всего проявляется после чтения биографий и автобиографий великих людей, а также книг, в которых герои достойно выходят из сложнейших жизненных ситуаций.

Повышенную психическую активность стимулирует большинство из существующих литературных жанров. Она в свою очередь является источником здоровых психических реакций и способствует освобождению от переживаний, которые подавляют и травмируют.

Такой способ библиотерапии часто используется дополнительно к основным методикам. Как правило, неспецифическая библиотерапия предусматривает прочтение простых известных широкому кругу книг, гарантирующих ясное и глубокое понимание проблемы. С этой целью из числа художественных и публицистических произведений следует подобрать книги, пропитанные идеями гуманизма и духовности.

Специфические процессы психокоррекции

К числу специфических коррекционных процессов относятся следующие:

  • Контроль
  • Эмоциональная проработка
  • Тренировка
  • Разрешение конфликтной ситуации

Они предназначены для узконаправленного воздействия на личность и её конкретные психические процессы – мышление, деятельность, чувства.

Контроль

Контроль над конкретными психическими проявлениями может осуществляться посредством их усиления либо ослабления. Усиление достигается за счет повторения и детального воспроизведения каждого процесса. Ослабление достигается путем анализа либо вытеснения другими воспоминаниями и эмоциями. Такой подход может влиять на состояние личности при переживаниях различной интенсивности.

Сам процесс контроля слагается из нескольких этапов:

  • Осознание ситуации
  • Понимание механизма воздействия на неё ауто- и гетеропсихогенных факторов
  • Осознание роли своей личности в формировании данного состояния
  • Осознание своего отношения к проблемам первостепенной важности

Читая книги, герои которых — выдающиеся личности, клиент невольно отождествляет их эмоциональные переживания со своими.

Это помогает ему глубже понять личные особенности, глубже осознать собственные ошибки, взглянуть на свою жизнь взглядом другого человека.

Книга предоставляет клиенту уникальную возможность, находясь наедине с самим собой, основательно проанализировать свое эмоциональное состояние.

Эмоциональная проработка

Главное назначение эмоциональной проработки – помочь человеку открыто проявить свои эмоции и сравнить их с эмоциональными проявлениями других людей. Разумеется, этот процесс происходит при контроле и поддержке со стороны опытного психолога.

Данная методика помогает клиенту научиться оптимально действовать и реагировать в конкретной ситуации, избегая слишком агрессивных или, наоборот, слишком слабых эмоциональных реакций.

Тренировка

В процессе тренировки клиент воспроизводит в своем воображении диалоги между героями книги и возможные альтернативные действия (в сравнении с поступками героев) с учетом собственных особенностей характера (застенчивость, вспыльчивость и т.д.). В результате он получает знания об альтернативных способах поведения и переживания окружающей действительности. При этом клиент не подвергается осуждению со стороны и травмирующему оценочному подходу.

Читайте также:  Крышеснос - психология

Разрешение конфликта

На этапе разрешения конфликта необходимо синтезировать эффект, полученный в ходе контроля и эмоциональной проработки, с навыками, приобретенными в ходе тренировки.

Чтение произведений, сюжет которых максимально приближен к ситуациям из жизни самого клиента, помогает ему увидеть возможный выход и правильно отреагировать эмоционально. Во многих случаях это позволяет свести к нулю эмоциональный конфликт.

Рекомендации по организации занятий

Такой вид психотерапии характеризуется высокой интенсивностью и требует активного участия специалиста. Психокорректор составляет перечень книг, наиболее актуальных для данного клиента и соответствующих его индивидуальной проблеме и личностным характеристикам. Эти книги должны стимулировать понимание характера проблемы, причин её возникновения.

Перед началом занятий клиент получает небольшую инструкцию, в которой указано, что именно из предложенного списка литературы требует его особого внимания, что можно пропустить, что сопоставить с личным опытом, в чем следует убедиться на практике. После прочтения клиентом книги с ним проводится беседа, в которой обсуждаются следующие вопросы:

  • Что оказалось самым интересным из прочитанного?
  • Какую практическую пользу получилось извлечь?
  • Что вызвало недоверие или заставило сомневаться?
  • Что осталось непонятным?
  • Каково отношение клиента к отдельным персонажам?

Область применения

Библиотерапия используется не только в качестве основного метода, но и как вспомогательный процесс. Во втором случае она способствует решению конкретных узконаправленных задач – коррекция отношений между родителями и детьми, коррекция поведения при эмоциональных сбоях и т.д.

Еще одной полезной функцией библиотерапии является возможность использовать дополнительный материал для ведения дискуссии в группе или на индивидуальных сеансах с психологом.

Помимо перечисленных сфер применения данная методика может также служить одним из способов косвенной диагностики, что очень важно в психотерапевтической практике.

Источник: http://1vc0.ru/nauka/psyhology/metodiki/metodika-biblioterapii.html

Библиотерапия

Библиотерапия

Стало модным обсуждать отсутствие интереса у людей к процессу чтения, о нежелании «открыть книгу» у детей, и тем более у подростков. «Мы совсем перестали читать, и это катастрофа!», — слышим мы повсюду. Позвольте не согласиться.

Польза библиотерапии

О том, что сегодняшнему подростку действительно намного интереснее просидеть все 24 часа с приставкой или выложить новые фотографии с вечеринки в соцсети — бесспорный факт. Но не стоит говорить, что читать разучились все поголовно.

На самом деле мы читаем в некоторых случаях намного больше, нежели читали наши родители. Просто чтение наше переформатировалось из художественной литературы в Ее Величество Информацию.

Мы «перелопачиваем» горы нужной и ненужной информации, мы вынуждены читать сопутствующие тексты к найденному документу.

Информационное поле столь стремительно разрастается, что успеть «обработать» его в состоянии далеко не каждый мозговой аппарат.

И стоит сказать, что в условиях стремительного технологического развития, непрерывного повсеместного стресса и постоянно натянутых нервов всего человечества профессиональная помощь каждому из нас действительно необходима.

https://www.youtube.com/watch?v=lz6_aJAgYak

Речь идет о Библиотерапии. Относительно новый термин, нашедший свое почетное место самостоятельного лекаря на стыке психиатрии, психологии и библиотековедении. Что касается действенности его приведем элементарный пример из повседневной жизни.

Помните классические стрессовые ситуации, когда было совсем невмоготу, когда не хотел никого видеть, и тем более, выходить из собственного дома-укрытия? А теперь восстановите в памяти, как совершенно интуитивно Вы протягивали руку к любимой книге на полке. Разве не так?

Еще примеры? Пожалуйста:

  • Спуститесь в метро и окиньте взглядом людей, занятых столь «забытым» процессом чтения! Другой вопрос, что за книги, но человечество читает! И делает оно это подсознательно, понимая, что в чтении его спасение и немедикаментозное лечение.
  • А наши дети — это самый справедливый показатель действенности библиотерапии. С самого малого возраста малышам интересно слушать сказку, прочитанную мамой или рассказанную бабулей. Эти маленькие человечки просто обожают сказки, ведь они их успокаивают, переносят в мир фантазий и грез… Одним словом, библиотерапия для детей — это неиссякаемый родник беззаботной жизни.

Так что же таит в себе библиотерапия?

Библиотерапия как наука относится
1.К наукам, изучающим инструмент библиотерапии — книгу (книговедение, литературоведение, библиография)
2.К наукам о чтении (психология чтения, педагогика чтения)
3.К наукам о душе человека (психиатрия, психотерапия, реабилитология)

  Цветотерапия — особенности применения

Цели библиотерапии:

  • обрисовывание проблемы как таковой;
  • проникновение в саму суть вопроса;
  • диспут на тему новизны ценностей и отношения к ним;
  • отождествление личной проблемы с понятием того, что пациент не одинок и подобного рода вопросы возникают ежедневно у множества людей;
  • подбор возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации.

Немного об истории

В лечебных целях книгу стали применять мудрецы и правители, имеющие ключ к «Аптеке для души» очень давно! Именно таким «лозунгом» украшено книгохранилище Рамзеса II. Впервые термин «Библиотерапия» был употреблен в 1300 г. до н.э. И с тех самых далеких времен книга для человека является лучшим другом, советником и лекарем.

Множество исследований доказывает не только необходимость чтения определенной литературы для корректировки собственного настроения и психоэмоционального состояния.

Самые «свежие» исследования японских ученых подтверждают также процесс структурирования жидкости внутри организма человека, читающего духовную литературу, а вода в стакане, «слышащая» чтение молитвы или псалмов (не важно какой конфессии или веры) наделяется силой «живой, целительной воды».

Библиотерапия в библиотеке

В этом разделе речь пойдет о библиотерапевтической практике, имеющей две наиболее распространённые формы (см. схему 1)

Схема 1 Библиотерапевтическая практика
Индивидуальная библиотерапияГрупповая библиотерапия
Задача индивидуальной библиотерапии: в процессе чтения провести корректировку и развитие личности читающего. Индивидуально подобрать материал для чтения, дающий пациенту возможность переформатировать собственную личность или беспокоящие ее проблемы, вопросы, переживания и т.д.Формы индивидуальной библиотерапии:

  • план чтения (разработка),
  • литературное меню (подбор),
  • беседы (исключительно личные, позволяющие вникнуть в глубину вопроса и учесть все нюансы проблемы пациента, определить его культурный уровень и область интересов, хобби и т.д.)
Задача групповой библиотерапии: не только прочитать предложенную литературу и сделать выводы, скорректировать свое отношение к вопросам, беспокоящим пациента, но и подготовиться к обсуждению, диспуту, высказыванию собственного мнения в том или ином вопросе в кругу друзей или единомышленников. Это общение в группе, а значит и групповая терапия.Формы групповой библиотерапии:

  • встречи литературного характера (литературный салон, заседания клуба по литературным интересам, возможно использование элементов игровой технологии, организация брифингов и круглых столов с привлечением экспертов-профессионалов и т.д.),
  • классический библиотечные уроки,
  • викторины, соревнования,
  • конкурсы выразительного чтения,
  • тематические мероприятия,
  • литературные посиделки за чашкой чая,
  • литературный театр и т.д.

Обе формы библиотерапии предусматривают серьезнейший подход специалистов к этапу планирования.

Ведущим критерием качественного результата лечения является четкий план работы (сотрудничества пациента, лечащих специалистов и, собственно, самого лекарства — книги), состоящий из четырех частей, важнейшим из которых является составление «Меню чтения». Речь идет об объеме по меньшей мере в семь книг и о временном промежутке, состоящем из минимум четырех недель.

  Телесно-ориентированная психотерапия

Следующий этап на пути к выздоровлению — определение психологического состояния пациента. Здесь важно соблюдать определенные правила.

Запрещено предлагать возбужденным людям книги о ведении боевых действий или фантастическо-приключенческую литературу, а пациент, страдающий депрессией не должен читать о путешествующих героях.

В вопросе мотивирования к работе помогут книги, не описывающие конфликт, а наоборот имеющие расслабляющий сюжет и т.д.

Правильным также считается подбор трех книг. Цель этого этапа — показать пациенту возможность преодоления любой ситуации. И итоговый этап — вдохновение и поддержка человека, нуждающегося в помощи, тренировка и упражнения, закрепляющие терапевтический эффект.

Очень действенными считаются занятия с приведением конкретных примеров, выполнением заданий, помогающих разрешить определенную проблему пациента.

В отдельных случаях терапия предполагает и ведение «Литературного дневника», описание так называемого библиотекста, внесение своих ощущений в момент прочтения книги, отношения к автору или герою, его поведению…

Использование в библиотерапии именно художественной литературы

В условиях стремительного техногенного развития нам гораздо легче найти материал или книгу делового стиля или профессиональную литературу. С художественными текстами вопрос стоит гораздо острее. Здесь немаловажную роль играет также неумение современного общества полноценно расслабляться и отдыхать (мнение Е.Исаевой).

Ю.Н.Дрешер является одной из самых ярких представительниц сторонников чтения художественной литературы как в терапевтических, так и в профилактических целях.

Она же, как практикующий специалист по библиотерапии, использует свое определение:
«Библиотерапия — наука, спроецированная на формирование личностных навыков и возможностей к противостоянию сложным ситуациям (стрессовым или болезненным, депрессивным и т.д.

состояниям), усиливать защитные функции и силу воли, повышать уровень образованности и интеллекта на основе синтезирования ситуации чтения. Библиотерапия – специфический метод руководства чтением для библиотекаря и психотерапевтическая методика для врача.

Каков терапевтический эффект различных жанров и видов литературы (в особенности художественной) вмещает главное содержание действительно специфической дисциплины — библиотерапии. В книговедческом словаре эта наука названа методом книголечения. Ее воздействие через специально подобранную, в основном художественную, литературу и психологическое, а также профилактическое воздействие на личность с повышенной мерой конфликтогенности. Библиотерапия при работе с любым возрастом, со здоровыми или больными людьми,..»

Закономерными считаются три важнейшие основные задачи библиотерапии

  • психотерапевтическая — задача, стоящая перед библиотерапевтом и/или врачами-психоневрологами, психиатрами (в зависимости от тяжести заболевания) в вопросе разрешения проблем у пациентов, имеющих неврозы. Возможна помощь и определенной категории психических больных (без участия библиотекаря);
  • библиоведческая — задача, отвлекающая больного от мыслей о неизлечимости заболевания или безнадежности положения больного;
  • вспомогательная — задача спутника терапии, усиливающего эффект лечения (специально обученный библиотекарь в тандеме с врачом-специалистом).

  Логотерапия

Психотерапевтические процессы для библиотерапии играют главнейшую роль в процессе выздоровления пациента. Специалисты, работающие в этой области демонстрируют впечатляющие результаты.

Книга как лекарство предлагает свое воздействие на пациента через такие психотерапевтические процессы как:

— успокоительное или наоборот побуждающее к действию, мотивирующее;

— дарящее позитивные эмоции (веру, радость, счастье, удовольствие, удовлетворение собой как личностью и т.д.);

— стимулирующее к постоянному росту и желанию реализации своего потенциала, духовного развития, стремления к идеалу;

— усиливающие защитные функции и вырабатывающие навыки противостояния неприятностям;

— повышающие качество и уровень образования пациента, силу воли и многое другое.

Библиотерапия представлена двумя видами.

  • Целенаправленная библиотерапия (работает над мотивированием, поднятием самооценки, воспитывает оптимизм и силу воли и т.д.);
  • Нецеленаправленная (помогает в вопросах создания настроения, желания жить и развиваться как личности, отвлекает от насущных ежедневных сложностей и т.д.)

К наиболее захватывающим и эффективным разделам библиотерапии можно отнести работу с детьми. Речь идет о так называемой «Сказкотерапии».

Очень сложно встретить ребенка, не любящего сказки, или не засыпающего в волшебном лесу в компании с Жар-птицей или доброй феей.

Этот раздел науки в последнее время активно изучается учеными-практиками такими как: Л.И. Беленькая, И.И. Тихомирова, А.В. Тумурук, А.И.Трофимова, А.Е.Алексейчик.

Результаты их исследований дают потрясающие результаты.

Они же разделяет также литературу с точки зрения библиотерапии на такие категории как:

— специальная медицинская;

— философская;

— духовная;

— биографическая (автобиографическая);

— классическая русская;

— критическая и публицистика;

— юмористическая и стилистическая;

— фольклор, сказочная;

— научно-фантастическая;

— детектив, приключенческая;

— драматургия;

— педагогическая литература;

— юридическая;

— узкопрофессиональная литература.

Каждый из вышеперечисленных жанров воздействует на читателя по-своему. Можно по-разному относиться к понятию библиотерапии и исследованиям в рамках ее.

Но крайне важным является то, что человечество еще со времен доисторических и до сегодняшнего дня знает, что книги — это лучшее «Лекарство для души», не имеющее побочных эффектов и рекомендуемое мудростью поколений! И принимать его разрешено без режима или строгого рецепта врачей!

Источник: https://psydeal.com/terapiya/biblioterapiya/

Библиотерапия: как лечат книгами?

Библиотерапия — это лечение книгой, ведь именно так переводится этот термин с греческого. Но просто так любую книгу нельзя использовать для лечения. Для каждого отдельного случая подбирают те или иные книги, которые помогут пациенту с определенными психическими расстройствами.

Что же представляет из себя библиотерапия? Эта методика лечения основана на том, что пациент систематически читает подобранные его лечащим врачом книги. Таким образом улучшается психическое состояние человека. Но чтобы добиться таких улучшений, следует подбирать специальную литературу, которая ориентирована именно на круг проблем пациента.

Библиотерапия как метод лечения используется очень давно. Этот метод врачи постоянно применяли для того, чтобы отвлечь пациента от определенных мыслей.

Кроме того, в книге пациент мог находить для себя новую и полезную информацию, которая помогала справиться ему с проблемами. Но вот мировое распространение библиотерапия получила только во второй половине прошлого века.

Пускай лечение психических заболеваний с помощью библиотерапии — уже признанная практика, но ни теорию, ни практику этого метода нельзя считать в достаточной степени разработанными.

В каких ситуациях помогает библиотерапия? Эта методика отлично подходит для лечения неврозов, когда пациент может не только отвлечься, но также понять, что его заболевание — это определенное психическое состояние, которому подвержены многие люди. Через чтение специальных интересных книг пациент может приобрести внутренний покой и равновесие.

Но библиотерапия также используется для того, чтобы вызвать у пациента всплеск психической активности.

Зачем вводить пациента в такое состояние? Это делают для того, чтобы нормализовать защитные физиологические и психические процессы человека, помочь ему забыть о травмах, которые он перенес.

Кроме того, библиотерапия также полезна, когда пациенту требуется придать уверенность в себе. Во всех этих случаях библиотерапия будет полезна и поможет человеку быстрее приобрести душевное равновесие.

С точки зрения библиотерапии можно использовать различную литературу. Интересные книги для чтения могут носить как художественный, так и научный характер. Все будет зависеть только от того, какие именно книги требуются пациенту.

Библиотерапия может использовать любой вид литературы. Это может быть как философская литература, так и классика или даже научная литература. Так, в медицинской литературе человек сможет сам найти ответы на многие вопросы, которыми, возможно, он задается.

Чтобы получить более полное представление о себе или других людях, рекомендована к прочтению философская литература. Юмористическую литературу используют для того, чтобы научить пациента смотреть на мир более широко и объективно.

К тому же, с помощью сатирической литературы можно развить у пациента своеобразную психологическую защиту.

Читайте также:  Письмо себе любимому - психология

Как видите, библиотерапия — это не только лечебный процесс, но также и педагогический. С помощью специально подобранных книг можно влиять на формирование личности читателя.

Именно с этой точки зрения библиотерапия для детей стала очень популярной. Согласитесь, что благодаря хорошим книгам можно формировать правильное отношение ребенка к миру.

Библиотерапия дает возможность корректировать поведение любого человека, влиять на его характер и помогать в решении различных проблем.

Библиотерапия — это универсальный метод, который может применять любой психиатр. Но перед применением такого вида лечения следует заранее ознакомиться с книгами, которые будут применены в терапевтических целях.

У каждого врача должен быть составлен собственный «рецепт», в который входят до 5 книг выбранных жанров. На первых стадиях не следует брать слишком много литературных жанров.

Со временем, естественно, количество книг будет увеличено.

Источник: http://strana-sovetov.com/psychology/5653-bibliotherapy.html

Лекция Библиотерапия

Лекция Библиотерапия

Лекция 3. Библиотерапия.
1. Общая характеристика библиотерапии.

2. Этапы библиотерапии (организация библиотерапевтических процессов)

3. Особенности групповой фрмы библиотерапии.

4. Психокоррекция процессов по библиотерапии

5. Анализ жанров литературы с точки зрения их использования в библиотерапии.

1.Общая характеристика библиотерапии.
Библиотерапия имеет два корня:
“biblio” – книга

“theraphy” – уход, забота, лечение

-представляет собой отрасль психотерапевтической деятельности, целью которой является коррекционное чтение.
Известный психолог Мясницкий указывал:

«Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции.

Под библиотерапией понимается специальная коррекция воздействий на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
Коррекционное чтение отличается от обычного своей направленностью на те или иные психические процессы ( на состояние, свойства личности и т.д..)

Если эти психические состояния изменены, то для их нормализации; если они не изменены, то для их гармонизации; улучшения – если разбалансированы.

Коррекциооное воздействие чтения проявляется в том., что те или иные образы и с ними связанные чувства, влечения помогают заменять тревожные мысли и чувства, и направляют их по новому руслу к новым целям.

Т.О. можно ослаблять или усиливать воздействия на психику клиента.

В ходе библиотерапии клиент ведёт читательский дневник.

Анализ дневников, записей нередко раскрывает суть субъекта.

Интерпретацию художественного произведения, основанную на восприятии и может быть использовага для диагностических целей для дальнейшей психокоррекции.
Достоинством терапии является разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатлений, запечатляемости, длительность,

а повторяемость средств воздействия — интимность воздействия.

Библиотерапия рекомендуется и детям и взрослым с проблематикой личностного и эмоционального плана.

2. Этапы библиотерапии

Организацию библиотерапевтического процесса, можно представить последовательностью этапов:

1) самоподготовка психокорректора:

— психолог, который работает с людьми – он составляет список литературы для себя – это значит, что он знаком с производством . с целым процессом, как работать с этим процессом, как работать со страхами , тревогами…и.т.д.

самоподготовка психотерапевта заканчивается тогда, когда у него имеется множество списков литературы, имеются краткие анатации , должны быть зафиксированы наиболее важные темы, проблемы , мысли.

Психолог должен иметь по три наименования на каждый жанр . И всех произведений около 21 одного всех жанров.

Если психолог работает в учреждении, то эти книги должны быть у него в кабинете.

Во время чтения клиенту можно разрешить делать пометки, интересные места, говорить ему то, что удивительно подчёркнуто.

2) первичное изучение клиента

включает 4-е характеристики:

а) сбор социально – демографических данных:-

— пол

— возраст

— национальность

— религиозная принадлежность

-социальная группа

— профессиональная группа

— занятость общественным производством

б) определить основную проблему и состояние здоровья клиента:
в) изучение анамнеза, личное знакомство с ним. Беседа с ним;
г)изучение его социально личностных проблем

3) построение модели библиотерапии для этого клиента

— синтезировается вся информация личности этого человека и намечаются задачи психокоррекции

4) формулировка конкретных целей и задач библиотерапии

— психолог обязательно проводит своеобразный консилиум с врачом с педагогом, учителем; они обмениваются данными об этом клиенте.

5) выбор необходимой тактики ведения библиотерапевтического процесса

2 модели библиотерапии:

— лечебная (производит психиатр)

— профилактическая:

* составляется библиотерапевтическая литература – что клиент должен прочитать

* выбирается метод работы с этим клиентом

противопоказания к библиотерапии – низкий интеллектуальный уровень

6) непосредственное осуществление библиотерапии —

психотерапевтическая беседа — большая роль, как форма – переписка

-если человек начал говорить, то это очень хорошо;

-если молчит и не хочет разговаривать, то проблема ещё далека от выздоровления, даже агрессия – это уже положительная реакция

7) корректировка тактики и методики

— цель: внести необходимые изменения, которые не были видны в начале этого процесса.

На этом этапе психолог пишет резюме каждому клиенту и вручает этому человеку.

Вручить резюме – дать объективно развёрнутую ситуацию( но не оценку) , отразить динамику: откуда человек пришёл и до каких целей возвысился, указать особенности его психологии, положительные черты личности, и указать какие тенденции у него саморазрушительные.

Резюме как документ имеющий значение, как свидетельство воспринимается по-другому

В беседе человек склонен к сопротивлению. Возмущению, а через письмо – он будет думать над этим.
8) результат библиотерапии

— цель библиотерапии считается достигнутой, если в ней улучшено душевное и физическое состояние, если пациент приобретёт навыки противостоящие негативному влиянию мира

При окончательной встрече психолог должен выразитьвосхищение динамикой развития клиента.

Подчеркнуть, что человек сам преодолел эти трудности, главное делал он, а психолог только обозначал проблему.

3. Групповая библиотерапия.

Составляется группа из 6-8 клиентов, подбирается небольшое по объёму произведение, которое читается вслух. Проводится дискуссия. Определяется ценностная ориентация каждого человека, клиенты себя иденцифицируют с героями.

4. Психокоррекционные процессы при библиотерапии.

Условно можно разделить на 2 группы:

— специфические

— неспецифические

Неспецифические характеризуются широтой, универсальностью воздействия на все личные и конкретные изменения в целом, а именно, это:

— успокоение

— удовольствие

( они чувствуют себя отделёнными от проблемы )

— уверенность в себе ( возникает у человека при идентификации себя с героями, чаще автобиографические произведения)

— общая психическая активность

Коррекционное чтение стимулирует нормальные и защитные психические реакции, что способствует удалению, смягчению, уменьшению травмирующих переживаний.

Необходимы произведения яркие, вызывающие сильные яркие эмоции, но которые небольшие, со счастливым концом, добрые. Положительные и т.д..

Специфические коррекционные процессы характеризуются более узкой специфической направленностью на какой-то психический процесс, либо на чувства, мышления, либо узкой направленности личности.
Контроль над психическими процессами осуществляется путём усиления их за счёт повтореня воспроизведения деталей, он может изменять воздействие на личность как при обычных., так и при сильных переживаниях.
Контроль разделяется на несколько степеней:

* понимание своего положения, осознания воздействия на себя различных психогенных факторов

* понимание роли собственной личности в развитии своего состояния

* осознание своих истинных отношений к важным жизненным проблемам.

Эмоциональная проработка –

— её основное значение заключается в том., что она помогает человеку проявлять личные эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей и делать это при поддержке и коррекции психолога.

Это позволяет человеку научиться более оптимальным реакциям и помогает избежать слишком бурных и слишком слабых эмоциональных переживаний.
Тренировка

— проигрываются воображаемые диалоги, моделируя альтернативные поведенческие способы, человек примеряет эти формы реагирования к себе.

Разрешение конфликта.

-Это своеобразный синтез контроля эмоций, проработки и тренировки или тех умений, которые человек получил в ходе тренировки.

Таким образом, чтение книг может совпадать с психо — эмоциональными проблемами клиента, позволяет человеку видеть другие пути и выходы из тупика.

5. Анализ жанров литературы с точки зрения их использования в библиотерапии.

1. Специальная литература по медицине, психологии и педагогике.

-считается что она имеет первостепенное значение для стимуляции успокоения. Эта литература наиболее авторитетна ( Синельников. «Возлюби болезнь свою».)

Задачи чтения этого круга литературы:

— давать достаточные для оптимистической ориентации знания, устранять неправильное представление о себе, ориентировать в процессе преодоления трудностей, стимулировать общую активность клиента.

2. Научно-пулярная литература.

— она выполняет те же функции, что и специальная, но предназначена для менее приготовленных читателей, не с таким образовательным уровнем.

Задачи этого круга литературы – дать наиболее общие представления о сложных областях знания.
3.

Философская литература – её предназначение помочь клиенту получить цельное разностороннее представление о себе и о мире в целом.

Клиент должен понять, что между миром и его субъективным миром обязательно могут быть противоречия и это нормально. Естественно. Когда человек осознаёт это , то получает успокоение ( не один такой)
Литературная критика

Публицистика

Историческая литература, религиозная
4. Биографическая и автобиографическая литература.

Эта литература сильнее воздействует, чем художественная, т.к. она имеет фактографический характер ( реальные события) . Сюда принято включать жития святых.

5. Классическая литература.

Обладает огромными возможностями, необходимо использовать небольшие произведения., миниатюры. Лучше брать то, что не изучается в школьной программе, т.к. с ними могут быть связаны определённые ассоциации.

6. Юмористическая и сатирическая литература.

(Беспроигрышный вариант: Чехов. «Гость».)

— повышает уверенность в себе, стимулирует положительные эмоции

— помогает обнаружить юмор в разных ситуациях.

7. Афористическая литература.

— господствуют отточенные идеи, совершенные в своей законченности, они развивают границы кругозора, усваиваются очень легко, приучают спокойно относиться к противоречиям, приучают видеть крайности и относиться к ним спокойнее.

8. Фольклор и сказочная литература.

Лучше применять к женщинам и детям. В этой литературе содержатся идеалы добра , справедливости, нравственности, чистоты, в ней оккупируется опыт столетий.

9.Поэтическая литература .

Не работает с мужчинами. Работает только с женщинами.

10. Научно- фантастическая.

Отличается выходом за пределы обычного и это является психотерапевтическим эффектом – всё необычно.

11 . Детективная и приключенческая литература.

Для среднестатических мужчин . Здесь доходчивость, занимательность, таинственность, интуиция, острое ощущение риска.

12. Драматургия.

При чтении пьес клиенты в большей степени отождествляют себя с действующими лицами.

Для лиц с затруднённым общением – лучший вариант.!!!

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/lekciya-biblioterapiya.html

Библиотерапия:15 книг, которые помогут найти себя

Библиотерапия:15 книг, которые помогут найти себя

Чтение — это процесс бесконечной идентификации себя с текстом или его героями. Именно поэтому он может быть терапевтичным. Психолог Надежда Челомова рассказывает, как работает библиотерапия, и предлагает подборку художественной и нон-фикшн литературы, которая помогает найти себя и раскрыть свой потенциал.

Библиотерапия как терапия чтением определенных книг была известна с античных времен. Греческие произведения были направлены на размышления о базовых вещах и переживаниях: о судьбе (или, как мы можем сказать сейчас, о призвании), о любви и ненависти, о семейной жизни, о саморазвитии через преодоление и испытания.

Библиотерапия — терапия чтением

Сейчас легко найти адекватные книги по психологии (не те, что обещают прокачать вас за один час, а те, что помогают разобраться чуть больше в природе явлений, в причинах и следствиях поступков), написанные не только строго научным языком. Наличие подобной литературы может оказать необходимую поддержку в сложной ситуации.

Художественная литература за века ее существования накопила большой пласт «кейсов”, жизненных ситуаций и опыта героев по их прохождению. Жаль было бы им не воспользоваться.

В зарубежной библиотерапии выделяют три стадии терапевтического процесса:

  • Идентификация с текстом или героем текста.

  • Катарсис (эмоциональная разрядка) в ответ на текст.

  • Осознание проблем, представленных в тексте, и того, как это может быть использовано в реальной жизни читателя.

Отечественная библиотерапия добавляет формирование адекватной самооценки где-то между катарсисом и формированием итоговых положений по прочтению, что, конечно, не гарантирует стопроцентного достижения такого результата, но задает движение в нужную сторону как минимум.

Библиотерапия находится на стыке медицины, психологии и библиотечного дела.

Часто ее считают частью психотерапевтического процесса; например, есть исследование влияния когнитивной библиотерапии на подпороговую депрессию (подпороговая — первоначальная со слабыми проявлениями). Такой вариант терапии привел к статистически и клинически значимым изменениям при депрессивных симптомах.

По каждому «запросу», проблеме, значимому переживанию можно подобрать несколько книг, где герои сталкиваются с похожей ситуацией и справляются с ней (либо не справляются, что тоже вариант для терапии чтением, но с тем, как «не надо делать»).

Чем хорош такой вариант развития для человека: в книге нет навязанных конкретных действий (то, что обязательно нужно сделать в реальности), есть общий смысл текста и каждый читатель будет брать оттуда что-то свое.

К сожалению, нет стопроцентной гарантии, что книга поможет решить проблему полностью, процесс проработки может занять длительное время. Однако если подобрать книгу по теме запроса, есть большая вероятность, что у читателя появятся новые идеи, мысли, варианты решения своей проблемы и, конечно, ощущение поддержки и того, что он(а) не одинок в своем вопросе.

Один из частых запросов: что читать для самореализации, поиска своего пути (призвания, цели в жизни, интересной работы, etc.). Попробуем посмотреть на этот запрос с разных сторон с подборкой подходящей художественной и нон-фикшн литературы.

Подборка литературы, которая помогает найти себя 

 

«Стоунер», Джон Уильямс

История, рассказанная в этой книге с необычной судьбой ⓘВпервые роман был опубликован в 1965 г. и не вызвал отклик у публики. Однако повторная публикация текста в 2006 г., уже после смерти автора, сделала его настоящей литературной сенсацией и бестселлером. Сегодня роман Уильямса не называют иначе как «великий». — Прим. ред.

, представляет собой некий антипример самореализации: когда герой проживает жизнь не так, как хочет (хотя в базовом решении он выбрал именно то, что хотел), и чем это заканчивается.

После прочтения этой книги очень ярко поняла для себя, чем чреват отказ от своих желаний (в широком смысле этого слова, а не просто минутных потребностей).

«На сорок третьем году жизни Уильям Стоунер узнал то, что многим становится известно гораздо раньше: что человек, каким ты его полюбил, не равняется человеку, каким ты его будешь любить в итоге, что любовь — не цель, а процесс, посредством которого человек пытается познать человека».

Читайте также:  Публицистический текст - психология

«Здорово, правда? Бесполезные советы. Напутственные речи выпускникам», Курт Воннегут

Спасибо вам, дорогой скиталец Курт, за вашу нежность. Спасибо за мудрость и чувство юмора. Книга вышла просто замечательная.

Одна из самых важных вещей, к которым я пришла для себя — это важность созидания. Создавать что-то в столь большом, сложном и не всегда приветствующем тебя мире — это большая ответственность, много неуверенности, сомнения в своих силах, но и большая радость от каждого небольшого успеха.

«Пишите стихи для своих друзей. Пусть даже очень плохие. Делайте это как можно лучше. Вы будете вознаграждены сторицей.

Ведь вам удалось что-то создать».

«Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите», Кристофер Хэдфилд

История о том, как можно стать астронавтом в стране без космической программы. Хэдфилд рассказывает подробно о своей подготовке и жизни на космической станции, о том, что нужно не просто много работать, но быть внимательным ко всему, что происходит вокруг; делает это с юмором и явным желанием поделиться знанием, что мечты действительно могут сбыться. Даже космического масштаба.

«Мне не была предначертана судьба астронавта. Астронавтом я должен был сделать себя сам».

«Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора», Александр Остервальдер, Ив Пинье

Я использую эту книгу не только для развития бизнеса, но и для развития себя. Ведь кто, как не я, самый важный проект для себя?

Если у вас есть свое дело, если вы все время думаете, что бы такое сделать, чтобы отойти чуть дальше от конкурентов и как сделать то, что еще никто не делал, то вам сюда! Со схемами, приведенными в книге, нужно много и вдумчиво работать — одного подхода недостаточно.

Мой экземпляр после прочтения исписан вопросами и идеями (странными, надо сказать), обклеен стикерами-закладками и готов к повторному изучению.

Конечно, немаловажный фактор здесь — ваша вера. В то, что вы можете придумать свежую идею, что у вас тоже может получиться, а не только у гигантов типа Skype и Cirque du Soleil.

Есть один разворот в книге абсолютно пустой. И только в правом нижнем уголке мелко:

«Хватит ли у вас мужества, чтобы начать с нуля?»

«Hygge. Секрет датского счастья», Майк Викинг

Если вы все время занимаетесь «достигаторством», то нужно и отдохнуть немного.

Слово «хюгге» можно перевести как «уютность», и это и вправду она.

Хюгге-книги очень расплодились в последнее время, многие из них откровенно подделываются под настоящий рассказ о комфортном обустройстве жизни, но эта — очень хороша. Ее автор работает в Институте исследования счастья (!) в Копенгагене. Кто, если не он, может рассказать нам о том, как повысить уровень удовлетворения самим собой и тем, что нас окружает?

«Хюгге заключается не столько в вещах, сколько в атмосфере и ощущениях. В близости тех, кого мы любим. В ощущении покоя и безмятежности, когда мы защищены от тревог мира и можем позволить себе расслабиться, когда можно бесконечно обсуждать все великие и малые явления жизни, или просто уютно молчать вместе, или даже тихо сидеть в одиночестве с чашкой чая».

«Между надо и хочу. Найди свой путь и следуй ему», Эль Луна

Книга-инфографика, книга-картина, всплеск красок на бумаге.

Простая немногословная книга о том, как искать себя и идти по пути своего призвания. Я читала ее в электронном варианте, а ближе к завершению вздохнула и пошла заказывать бумажный. Здесь мало текста, но, кажется, того, что есть, более чем достаточно. В книге то белые страницы, то размалеванные красками, желтыми, зелеными, сине-красными.

Вам вряд ли понравится книга, если вам нужно, чтобы за свои деньги она была пухлой от идей и слов; если вам не нравится воздух между абзацами и одна мысль на всю книгу. Я тоже обычно не люблю. Но тут и правда одна мысль.

А к ней целая книга всяких штук, штучек, типсов, идей, советов, цитат (о, любовь), цветов. И самое важное — во мне очень отозвались все те страхи и неподъемные мысли. О том, когда надо больше «хочу».

«Наиболее эффективный способ найти свое предназначение — отыскать десять минут. Хотя побег от всех ваших обязательств ради полного погружения в предназначение на многие месяцы звучит романтично, более трудный и надежный путь — каждый день незначительно менять существующую реальность. Это процесс включения, а не уничтожения».

«Не бойся действовать. Женщина, работа и воля к лидерству», Шерил Сэндберг

Эта книга о том, что возможно не все, но очень многое.

О том, что можно и давно бы уже пора делать то, что хочется. Посвятить себя карьере — пожалуйста, детям — пожалуйста. Да хоть никому не посвящать, если нет желания  О реальном взгляде на вещи, когда не всегда будет только то, что хочешь, но и о том, что к этому можно идти.

Для меня ее слова отзываются мыслями о возможности спокойно принимать личный выбор каждого, уважать личные границы, ценить осознанность решений.

Книга учит быть искренними, истинными лидерами, эмоциональными, живыми, ищущими баланс между карьерой и семьей.

Множество примеров из личной практики делает книгу живой и понятной.

Для поддержки себя и коллег, которые плакали из-за несправедливости на работе хотя бы раз в жизни.

«Корреспондент газеты The Huffington Post как-то спросил Падмашри Уорриор, руководителя технического отдела компании Cisco: «Какой самый важный урок вы извлекли из собственных прошлых ошибок?» Она ответила: «В начале своей карьеры я часто отказывалась от возможностей, открывавшихся передо мной, поскольку думала: «Я в этом не специализировалась» или «В этой области я не разбираюсь». Но сейчас, оглядываясь назад, понимаю: главное — это твое умение быстро учиться и быстро достигать результатов. Сегодня я часто говорю людям: берясь за какое-то дело, не думайте, насколько вы для него подходите. Идеально подходящих людей не бывает. Сначала надо ухватиться за шанс, а потом сделать его идеально подходящим для себя — но ни в коем случае не наоборот».

«Три чашки чая», Грег Мортенсон, Дэвид Оливер Релин 

История о том, как ничем не примечательный человек может начать менять мир, и о том, как у него это получится. Это реальная история и очень классная. Когда у тебя нет миллионов, ты не медиамагнат, ты даже не альпинист (хотя изначально с альпинизма все и началось), но ты видишь несправедливость, не можешь о ней забыть и начинаешь менять и меняться.

«То, что мы пытаемся сделать, может показаться каплей в океане. Но без этой капли, океан был бы гораздо меньше».

«Рассечение Стоуна», Абрахам Вергезе 

Насыщенная по объему и качеству описанной жизни книга Вергезе идеально подойдет для больших выходных, когда есть возможность погрузиться в чтение и спокойно размышлять над судьбами героев.

В индийской больнице рождаются сиамские близнецы. Врачам при рождении удается их разделить, оба выживают, растут, ищут себя и свои корни; оба решают связать свою жизнь с медициной, но даже в одном деле идут разными путями, часто драматическими.

Глубокое путешествие для поиска ответа на важный вопрос: «Зачем я пришел в этот мир?»

«Став постарше, я определил для себя такую цель: стать врачом. Главным образом не для того, чтобы спасти мир, а чтобы излечиться самому. Немногие доктора, особенно из числа молодых, способны признаться в этом, но ведь вступая в профессию, мы все, пожалуй, подсознательно верим, что служение другим уврачует наши собственные раны».

«Что вы делаете со своей жизнью?», эссе Элизабет Гилберт 

Интересный взгляд на восприятие своей работы: в коротком эссе, которое Элизабет Гилберт опубликовала на своей странице в , она рассказывает о разнице между собственно работой, увлечением, призванием и делом всей жизни и призывает не переживать (это ее позиция традиционна), если ваша работа вам не очень нравится. Нет необходимости работать по призванию или необязательно получать деньги за свои увлечения. Эта мысль идет вразрез с современным обсуждением важности поиска действительно потрясающей работы, которая будет вести тебя к звездам и заодно приносить огромный доход.

«Важно внимательно, заботливо и трезво подходить к пониманию того, о чем вы НА САМОМ ДЕЛЕ говорите, когда отвечаете на вопрос «Что я делаю со своей жизнью?» На этот вопрос ответить нелегко, но можно для начала отнестись к этим четырем словам с пониманием и уважением. Если вы сомневаетесь, по крайней мере попробуйте сделать ЧТО-НИБУДЬ. Как говорит прекрасный поэт Дэвид Вайт: «Неверное, но решительно определенное направление лучше, чем никакого».

«О чем мечтать. Как понять, чего хочешь на самом деле, и как этого добиться», Барбара Шер

По моим впечатлениям все книги Шер похожи друг на друга, но прочитать одну из них точно рекомендую.

Она пишет о том, как искать свой путь, как искать то, что понравится делать в жизни (часто мне пишут именно с этим вопросом), как находить и терять большую мечту (и как дальше с этим жить). Полезное и нужное в копилку поддержки себя, когда хочется уткнуться носом в диван и ничего больше не делать, раз ни-че-го-шень-ки не получается.

«Жизнь — это не битва между отчаянием и блаженством по принципу «все или ничего». Это вообще не битва. И когда речь заходит о счастье, что же, порой жизнь бывает просто нормальной, порой — удобной, или чудесной, или скучной, или неприятной. Если день не был безупречным, это не провал и не ужасная потеря. Это просто еще один день».

«Путь художника», Джулия Кэмерон

Книга-практический курс на 12 недель. Разглядеть в себе таланты (необязательно писать или рисовать, подойдут и не столь творческие занятия), поверить в себя, приступить к действиям.

Первое издание вышло в 1992 году, русский перевод появился в 2006 году (лучше поздно, чем никогда), и с тех пор популярность книги остается высокой.

Кэмерон предлагает заполнять регулярно утренние страницы (вести дневник) и ходить на творческие свидания (в одиночку), обещает высвобождение творческой энергии, возвращение к творчеству как игре и повышение общего эмоционального фона (больше радости!). Я слышала уже не одну историю, как после прохождения книги читатели начали реализовывать давно желаемые проекты.

«Если вам кажется, что стать художником слишком хорошо, чтобы в это можно было поверить, вы сами назначаете за свою мечту такую цену, которая будет для вас слишком высока. И останетесь в тупике».

«Неаполитанский квартет», Элена Ферранте 

Четыре книги об истории двух подруг, заклятых, любящих друг друга, вечно повязанных какой-то невероятной дружбой-завистью или чем-то еще трудноописуемым.

Сюжет очень простой — мы следим за жизнью нескольких семей в бедном квартале Неаполя в послевоенной Италии.

Во-первых, интересно то, что сюжет человеческой жизни, наверное, любопытнее всего для зрителя.

Во-вторых, за простым фасадом эдакого романчика скрывается явно сложная и тонкая работа автора, ведь чтобы столько людей взахлеб читали эти книги и примерно одинаково себя ощущали, нужно не просто написать шедевр, но сделать его внятным и простым, хотя и стилистически отточенным.

Две подруги, Лила и Лену, с первой книге к четвертой растут, из маленьких девочек с детскими страхами превращаются в молодых девушек, потом в жен и матерей, и вся жизнь их складывается так причудливо, что читателю от книги оторваться просто невозможно.

Героини ищут себя, а мы за этим наблюдаем: как они справятся с бедами и радостями? Судя по сюжету, очень по-разному.

«Но главное заключалось в том, что кем-то стать я хотела из одного страха, что Лила станет бог знает чем, а я останусь ничем. Мое становление шло по ее следам. Теперь мне опять нужно было кем-то стать, но уже самой по себе, по-взрослому и вне зависимости от нее».

«Лучшее время начать. Мечтать, творить и реализовать себя в зрелом возрасте», Джулия Кэмерон, Эмма Лайвли

Продолжение «Пути художника» для тех, кто выходит на пенсию. Кэмерон рассказывает о своем опыте (она родилась в 1948 г.

, книга недавняя, так что без обмана) работы в зрелом возрасте, о поиске поддержки в творчестве, о чувстве одиночества и о том, как его заполнить важными событиями.

Название книги идеально отражает содержание — с одной стороны, нет необходимости завершать работу, если вы не хотите, а с другой — выход на пенсию замечателен именно тем, что можно начать делать то, на что не хватало времени раньше.

Кстати, даже для российских реалий книга подойдет: возможно, не у всех пенсионеров будет возможность путешествовать по миру, но писать, рисовать и гулять, например, вполне. А это немало.

«Самовыражение — это то, что никогда не прекращается и никогда не должно прекращаться. В каждом из нас дремлет творческий потенциал. Каждый обладает чем-то уникальным, чем можно поделиться с миром.

Годы и опыт на нашей стороне. Пожилой возраст — подходящее время для любимых занятий и осуществления мечты. Время для пересмотра прошлого и открытия неизвестного. Время для построения будущего».

Федор Конюхов «Мои путешествия» 

Если кто-то еще не знает этого человека, я удивлюсь, но тем более посоветую прочесть книгу о том, как он путешествовал, сколько неприятностей испытал, как часто был на краю гибели, миллионы раз обещал себе вернуться к нормальной жизни, но… мечты сильнее! И поэтому путешествия продолжаются.

«Кто-то скажет, что это чистой воды авантюра. Да! А что плохого в этом? Авантюра — это дерзкое предприятие. У нас никогда не любили дерзких поступков. А я перешагнул через запреты, и пускай меня судят, как хотят. Я сделал то, что в России никому и никогда не удавалось».

опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/178125-biblioterapiya-15-knig-kotorye-pomogut-nayti-sebya

Ссылка на основную публикацию