Деловая ответственность — психология

Проблема ответственности

Деловая ответственность - психология

Ответственность является важным звеном в формировании и развитии всякой личности. Под ответственностью понимают сознательное выполнение требований, которые предъявляются к человеку. Осуществление конкретных задач происходит путем волевого усилия, намеренного сосредоточения на результате той или иной деятельности.

Ответственный человек всегда переживает за последствия принимаемых решений и руководствуется в своей деятельности рациональным подходом.

Как бы ни складывались внешние условия, человек, принимающий на себя полную ответственность за происходящее, всегда будет действовать во благо ситуации и окружающих людей, не забывая при этом самого себя.

Понятие ответственности

Понятие ответственности каждому из нас знакомо с детских лет. Родители всегда стремятся к тому, чтобы научить своего ребенка правильному поведению в обществе, поэтому стараются с самого раннего возраста привить ему правила достойного поведения.

Мы живем в социуме, и хотим того или нет, вынуждены ежедневно с ним контактировать. Другие люди не всегда бывают вежливыми, не всегда понимают нас. Ответственность, которая возлагается при этом на каждого из участников взаимодействия, по – своему индивидуальна и конкретна.

Скажем, если ученик в школе не подготовил домашнее задание, он должен понимать, что последствием его поступка может стать плохая оценка.

Если взрослый человек совершает необдуманный поступок, противоречащий общественной морали и собственным нравственным ценностям, то будет отвечать и перед людьми, и перед собственной совестью. Понятие ответственности включает в себя следующие компоненты.

Личная ответственность

Подразумевает под собой следование индивидуальным установкам, реализацию планов и стремлений. В данном случае личность сама определяет, за что она будет отвечать, в чем именно заключается ее задача.

Личная ответственность может выражаться так же в том, что человек берет на себя определенную роль в социуме и ставит перед собой цель, которую собирается достичь в установленные сроки. В таком случае он несет личную ответственность за выполнение действий по улучшению или развитию конкретной ситуации.

Человек дает слово и остается верным ему. В противном случае он может лишиться положительной репутации.

Коллективная ответственность

Подразумевает, что отдельный индивид заранее включен в общественную систему. Он является звеном в огромной цепочке, которая создает движение к выбранной цели. Коллективная ответственность накладывает равные права и обязанности на каждого члена общества.

Конкретная личность становится действующим механизмом в такой системе, хотя и может руководить ею в отдельно взятых случаях.

Здесь возможно «стирание» границ между индивидуальностью ее участников, поскольку на первый план выходит эффективность приложенных усилий для общественно – полезного дела.

Как формируется ответственность

Каждый человек достаточно рано попадает в коллектив. Нас с детства приучают к тому, что мы не можем жить вне социума. Иногда становится особенно опасно иметь собственное мнение, если оно идет в разрез с принципами общественной морали и установками, каким должен быть человек.

Личность, попадая в социум, с самого начала учится жить по его правилам, постепенно узнавая, что хорошо, а что плохо. Соответственно меняется и поведение индивида: он уже не может вести себя столь свободно, как это было раньше, а вынужден подстраиваться под требования коллектива, принимать на себя соответствующую роль.

Ответственность в данном случае заключается в том, чтобы адекватно вписаться в общество и не потерять свою индивидуальность.

Проблема  ответственности занимает чрезвычайно важную позицию в психологии личности. По значимости она затрагивает глубинные аспекты формирования и развития индивида. Данная проблема включает в себя несколько структурных компонентов.

Почему не все принимают ответственность

Если под ответственностью рассматривать осознанное стремление выполнить свои обязательства перед обществом и самим собой, то получается, что вначале индивиду необходимо воспитать в себе крепкую волю. Только тот человек может не отступить от ответственности, который знает и понимает ее истинную цену.

Гораздо проще попытаться избежать наложения всяческих обязательств, чем нести бремя ответственности. Это качество характера приносит индивиду дополнительные беспокойства и обязательства.

Однако в то же время ответственность помогает сделаться дисциплинированным человеком, воспитать твердость и правильные качества характера.

Если ребенку еще в какой – то мере простительно не выполнить данное обещание, то с взрослого человека спросится гораздо строже за его проступок, и последствия такой ошибки могут быть более серьезными.

Личность, которая не желает принимать на себя ответственность, не может считаться в обществе вполне зрелой и самостоятельной. Такие люди чаще других подвергаются осуждению со стороны, неприятию поступков и действий.

В социуме существует негласное правило, что тот, кто ошибается, непременно должен прийти к осознанию своей неправоты.

В чем заключается истинная ответственность личности?

Нередко с ответственностью люди путают  слепое следование чужой воле, полное подчинение коллективу и утрату своего мнения. Это абсолютное заблуждение. Ответственный человек никогда не совершит поступок, противоречащий общественным нормам, но он и сам не останется в ущербе.

Ответственность предполагает принятие на себя определенных обязательств с последующим сохранением себя, своей сущности в этих обстоятельствах. Существуют такие понятия как свобода выбора, ответственность перед самим собой и другими людьми.  Первое включает в себя возможность действовать согласно своим внутренним установкам и убеждениям.

Второе понятие базируется на том, чтобы уметь принимать такие решения, которые бы помогали развиваться и совершенствоваться собственной личности. Наконец, третье понятие связано с возможностью принимать решения относительно взаимодействия с окружающими, корректировать свои действия.

Истинная ответственность всегда предполагает наличие здравого разума и умение быстро находить выход из сложных ситуаций.

Как ответственность связана со свободой?

Многие философы со времен глубокой древности задавались этим непростым вопросом. Они размышляли над тем, что такое свобода, может ли человек быть свободным до конца или это только глубочайшее заблуждение, видимость?

Ответственность помогает развиться дисциплинированности. Тот, кто нацелен на достижение какого – либо результата, как правило, не отступает перед трудностями, не ищет легких путей. Свобода в данном случае выступает своеобразным мотивирующим звеном, установкой, которая помогает действовать согласно заданному направлению.

Человек совершает необходимые шаги по своей воле, и осознает всю важность и значимость этого решения. Даже если в данный момент ему совсем не хочется что – то делать, он возьмет волю в кулак и сосредоточится на выполняемой задаче.

Нередки случаи, когда люди с высокой температурой или плохим самочувствием появлялись на работе, потому что у них не было возможности взять больничный. Они осознавали большую степень ответственности перед обществом и стремились быть полезными.

Если личность принимает решение развивать свои лучшие качества характера, таланты и способности – это тоже можно назвать свободой и ответственностью. Любая ответственность предполагает наличие осознанного стремления к какой – либо деятельности, формирование мотивации и установки на ее выполнение.

Как развить в себе ответственность

Нет необходимости доказывать, почему столь важна в жизни ответственность. Без ответственности нельзя обойтись никакому специалисту, если он считает свою деятельность хоть сколько – нибудь серьезной и собирается заниматься ею длительное время.

  Какие же шаги необходимо предпринять, чтобы воспитать в себе огромную силу воли, натренировать желание быть полезным самому себе и обществу в целом? Приведенные ниже рекомендации позволят сформировать ответственность за определенный временной промежуток.

Осознание твердой необходимости

Ничто не стимулирует больше, чем понимание того, что за вас ответственность никто другой не примет. Вы отвечаете за свою жизнь сами и можете, как растратить ее напрасно, так и сделать максимально полезной во всех отношениях.  Дела сами не выполнятся, если не прикладывать к этому никаких усилий.

Когда приходит четкое понимание, что мы сами ответственны за свои поступки и отчасти за происходящие события, не хочется искать виноватого. Зрелый человек не станет уходить от ответственности. Обычно тот, кто осознал необходимость в чем – либо, уже готов  идти до конца к победным свершениям.

 На данном этапе и происходит формирование индивидуальности, развитие личности и самосовершенствование.

Планирование деятельности

Чем бы вы ни занимались, любая деятельность требует к себе ответственного и дисциплинированного подхода. Нельзя работать спустя рукава, только чтобы отделаться от неприятной обязанности.

Всякую деятельность необходимо тщательно планировать. Если объем работы слишком большой, то необходимо разбить ее на более мелкие составляющие. Делать объемный труд по частям гораздо легче, чем целиком.

Но для этого нужно грамотно подойти к процессу планирования.

Старайтесь сразу четко обозначить временные рамки, в которых вы собираетесь работать. Если границы слишком короткие, то и трудиться ежедневно вам придется больше.

Лучше, чтобы у вас в запасе находилось два – три дополнительно свободных дня. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (а они могут произойти в самый неожиданный момент) вы будете знать, что все успеваете.

А это немаловажно, поверьте, особенно когда дело касается срочной и серьезной работы.

Никогда не откладывайте все на последний день. Поверьте, через три дня или даже неделю у вас не появится настроение, чтобы завершить начатый проект. Плюс ко всему добавится нервное напряжение и вы будете переживать, что не успеваете.

Оставить самое трудное на последний день все равно, что поставить себя в неловкое положение, да еще и сделать это намерением. Такие переживания отнимают у человека много сил и энергии, после чего понадобится время для восстановления от психического напряжения.

Делайте все заранее, и вам не придется лишний раз нервничать.

Прогнозирование результатов

Ответственность предполагает умение выстраивать в деятельности дальнейшую перспективу. Дисциплинированная личность, так или иначе, предвидит определенные результаты своего труда. Поэтому рассчитать объем деятельности на каждый день не очень сложно.

Умение предвидеть конечную цель помогает предотвратить возможные ошибки, которые могут возникнуть, если человек понадеется на благоприятный случай.  Прогнозирование результатов поможет собраться в тот момент, когда будет одолевать усталость, высвободит силы, находящиеся в резерве, чтобы пустить их в расход.

Принимая ответственность за все, что происходит, личность учится анализировать свою работу и совершенствоваться.

Не отступайте от цели

Иногда бывает так, что какая – то задача вызывает многочисленные трудности. В этом случае необходимо как можно скорее изучить все существующие аспекты, чтобы предотвратить возможную ошибку.

Если вы начали деятельность, с которой вас связывают определенные обязательства, никогда не отступайте. В самых трудных ситуациях обращайтесь за помощью, но не уходите от решения проблемы. От того, какой способ поведения вы изберете, зависит ваша дальнейшая деятельность.

Чувство победы приносит с собой и уверенность в собственных возможностях.

Таким образом, ответственность тесно связана с самосознанием личности, умением преодолевать трудности, решительностью. Достигая определенных высот в том или ином деле, человек тренирует волю.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/otvetstvennost.html

Психология ответственности

Психология ответственности

Термин «ответственность» имеет прямое отношение к различным областям психологии.

Содержание этого понятия анализируется в связи с изучением личности, когнитивных процессов, психологии управления, нравственного воспитания. Ответственность изучается не только психологами, но и юристами, социологами, философами.

Показательно, что даже в рамках одной науки термин «ответственность» употребляется для рассмотрения различных сторон деятельности человека.

В «Словаре современного русского литературного языка» дается следующее толкование понятия ответственности: «Ответственность – это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия». Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения».

Ранние упоминания об ответственности встречаются в конце X века после выхода в свет книги «Повести временных лет». По свидетельству И.И.

Срезневского, изучавшего эту работу, в тот период времени использовался термин «ответ», который по своему смыслу был близок к понятию «ответственность». Слово «ответственность» было введено в научный обиход А. Бейном в книге «Эмоции и воля» (1865 г.).

Ответственность связывают с вопросом наказуемости, т.к. любой вопрос, возникающий при обсуждении этого термина, является вопросом обвинения, осуждения, наказания.

Дж. Ст. Милль (XIX век) так же, как и А. Бейн, связывает ответственность с наказанием. По мере развития научного знания (философского, социологического, психологического, юридического и др.) в понятии «ответственность» были выделены объективные и субъективные стороны.

https://www.youtube.com/watch?v=vRAoDxCTeZw

Отечественный исследователь проблемы психологии ответственности К. Муздыбаев отмечает, что этимологически слово ответственность происходит от глагола «вещать» и относится к старославянскому понятию «вече», означавшему совет, уговор, согласие.

Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, т.е. пределы долга. Долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью.

Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанной на самооценках исполнения обязанностей.

В качестве субъекта ответственности могут выступать: а) отдельная личность; б) группа как определенная общность людей; в) государство как некая макроструктура.

Наличие инстанции, перед которой субъект может и должен держать ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни. Такими инстанциями могут быть: 1) общественно значимое лицо (например, президент, король, руководитель компании и т.п.

); 2) социальная группа (политическая партия, организация, общество и т.д); 3) исторически сложившиеся этические, нравственные, религиозные и др. требования.

Читайте также:  Внимание ребенку - психология

Существуют различные виды ответственности. Например, выделяют политическую, юридическую, моральную, профессиональную, социальную и др. В качестве одного из критериев социальной ответственности берутся ролевые обязанности и социальные отношения, обусловливающие их.

Возможен также выбор и более частных критериев классификации ответственности, на основе которых определяются такие ее виды, как уголовная, административная, материальная, моральная.

Ответственность выступает как существенная черта личности и отражает объем личных задач человека, т.е. пределы его долга. Под долгом понимают обязанность личности перед кем-то или перед своей совестью, а под совестью – осознание и переживание ответственности.

Осознание личностью своей ответственности определяется целым рядом факторов. К ним относятся познавательные, мотивационные, характерологические, ситуативные и прочие. В процессе эволюции ответственности возникает внутренний механизм контроля.

Субъект прежде всего отвечает за свои действия перед самим собой, а не перед внешней инстанцией. Виды ответственности различаются тем, что они являются формой контроля либо с позиций личности, либо с позиций общества. Наличие инстанции как таковой является важным фактором, регулирующим не только индивидуальную, но и общественную жизнь.

Количество инстанций, перед которыми человек несет ответственность, достаточно велико.

Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, т.е. сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества.

Для личности особую значимость представляет проблема выбора своего «Я». Здесь как раз и возникает проблема «быть или не быть» или «быть или казаться». Для человека «быть» означает быть человеком, отстаивать свои жизненные позиции и нести за них ответственность. Выбор «казаться» означает отказ от ответственности.

Ответственность считается важнейшим свойством личности. Если речь идет о принятии социальных норм поведения, то обычно говорится о социальной ответственности личности. Особенность ее состоит в том, что ее объектом являются социальные нормы и ролевые функции. Субъектом контроля может выступать как сам человек, так и его социальное окружение.

Человеку свойственно приписывать ответственность либо внешним силам (случаю, судьбе и т.п.), либо собственным способностям, стремлениям. В зависимости от этого формируются определенные стратегии поведения человека, которые укладываются в рамки понятия «локус контроля«, впервые в психологии обозначенного американским психологом Дж. Роттером.

Локус контроля считается стабильной чертой личности. Субъективный аспект ответственности изучается в рамках исследования каузальной атрибуции, принципы которой сформулировал социальный психолог Хайдер. В рамках его теории рассматривается «локус каузальности».

Согласно взглядам Хайдера, воспринимая любое событие как причинное, субъект приписывает локус причинности либо определенному действующему лицу, либо внешней среде. Следствием этого воспринимаемого человеком события считается функция двух действующих сил — сил окружения и личностных ресурсов человека.

Известны два класса атрибутивных ошибок: мотивационные и фундаментальные.

Мотивационные ошибки выражают пристрастность суждений личности (например, асимметрическое приписывание результатов деятельности в таком виде: успех – себе, своим способностям, усилиям, а неудачи, трудности решаемой задачи – обстоятельствам, невезению).

Осознание ответственности – это, прежде всего, отражение в субъекте бытия социальной необходимости, т.е. понимание смысла совершаемых действий и последствий. В итоге атрибуция ответственности порождается жизненной необходимостью оценивать результаты деятельности, а также определять уровень успеха или неудачи, налагать взыскания и т.п.

Ответственное поведение личности связано, главным образом, с ситуативными, когнитивными факторами. Позитивные формы поведения управляются чаще всего «личными нормами», определяемыми как самоожидания индивида, возникающие из социально разделяемых норм.

Понятие ответственности непосредственно взаимодействует с понятием «самостоятельность«. Когда решение принимается лично субъектом действия, то на него ложится вся ответственность. Ответственность девальвируется в группе. На предприятии сам характер деятельности рождает производственные конфликты.

Приведем конфликтный пример такой управленческой ситуации. Один сотрудник работает на импортной дорогостоящей машине, которая требует бережного отношения и тонкой наладки в процессе эксплуатации. Но работник не несет в силу своих функциональных обязанностей ответственности за ее сохранность.

Поэтому в случае аварии человек обвиняет техника или инженера, отвечающего за ее техническое состояние.

Возникает конфликт – кто виноват? Такая ситуация могла бы не возникнуть, если бы за эксплуатацию и уход за машиной несло ответственность одно и то же подразделение, в котором осуществлялось бы необходимое обучение персонала по использованию техники.

Одной из форм правового и морального обеспечения социальной активности личности является ответственность за бездействие. Человек должен чувствовать себя ответственным не только за сделанное им, но и за то, чего он не сделал, хотя обязан был это сделать.

Коллективная ответственность, с точки зрения западных специалистов-психологов, «размывает» индивидуальную ответственность, что, в конечном итоге, приводит к безответственности. Практикой доказано, что некоторые руководители используют групповое решение для того, чтобы избежать ответственности или разделить ее с членами группы.

Поэтому очень важной в практике управления является персональная ответственность руководителя за принятие или непринятие какого-либо решения. Профессиональная ответственность требует постоянной психологической готовности к выполнению конкретных действий.

На некоторых должностях, в том числе и руководящих, ответственность бывает главным источником психического напряжения в течение всего рабочего времени.

Источник: https://megalektsii.ru/s25180t5.html

Психология и этика делового общения

Психология и этика делового общения

Психология и этика делового общения выступает одной из частей комплекса психологических наук, поскольку она опирается на принципы и основные категории, разрабатываемые общей психологией.

Ее востребованность вызвана основной функцией современного руководителя: разрешение психологических проблем в коллективе в процессе общения, как с коллегами, так и с подчиненными, начальством. В настоящее время в вузах ввели учебную дисциплину «Психология и этика делового общения», которая носит прикладной характер.

Ее целью выступает способствование формирования соответствующих нравственных и психологических качеств как важных условий в повседневной деятельности, а также поведении человека.

Психология и этика делового общения учитывается между предприятиями, в отношении между социальной средой и предприятием, внутри одного предприятия — между подчиненными и руководителем, между людьми одного статуса. Отмечается своя специфика между сторонами разных видов делового общения.

Их задача состоит в формулировании принципов делового общения, которые соответствуют всем видам делового общения, однако не противоречат нравственным общим принципам поведения людей.

Одновременно они выступают надежным инструментом в координации деятельности индивидов, участвующих в деловом общении.

Принцип этики делового общения заключается в императиве И.Канта: «поступай так, чтобы максимум твоей воли имел силу принципа всеобщего законодательства».

Относительно психологии и этики делового общения этот принцип формулируется следующим образом: деловое общение строится на максимуме воли индивида, которое должно быть совместимо с нравственными ценностями других индивидов, участвующих в общении, и включало координацию интересов всех участвующих сторон.

Поэтому психология и этика делового общения включает координацию, а по возможности также и гармонизацию интересов. Конечно, если оно происходит с использованием этических средств, а также во имя оправданных моральных целей.

Зачастую совсем непросто сделать правильный этический выбор, а также принять индивидуальное решение.

Свободу выбора предоставляют рыночные отношения, однако вместе с тем они же увеличивают варианты решений и рождают комплексы моральных дилемм, которые поджидают деловых людей повсеместно в процессе их общения и деятельности.

Проблематичность и трудность в выборе нравственной позиции относительно общения заключается в уяснении того, что в морали нет абсолютной истины, а также высшего судьи среди индивидов. Когда заходит речь об этических промахах других, то не следует превращать «моральных мух» в «моральных слонов».

А когда касается собственных промахов, то следует поступить наоборот. В морали необходимо хвалить других и предъявлять претензии только к себе. Ведь нравственное отношение окружающих к нам, напрямую зависит от нас самих.

Когда речь заходит об утверждении моральных норм то, прежде всего, основной императив поведения – «начни с себя».

Следует отметить, что главное правило в психологии и этики делового общения это — всегда относиться к людям так, как бы вы желали, чтобы к вам относились.

Отрицательная форма формулировки Конфуция — не делай другим того, чего не желаешь себе. Данное правило в психологии применительно и к деловому общению, однако относительно отдельных видов: (руководитель-подчиненный) — «сверху-вниз»; (подчиненный-руководитель) — «снизу-вверх», (сотрудник-сотрудник) — по горизонтали» нуждается в конкретизации.

Психология и этика делового общения «сверху-вниз» включает золотое правило этики, которое гласит: «относитесь к своему подчиненному так, как вы бы желали, чтобы к вам относился руководитель».

Успех и искусство делового общения определяются принципами и этическими нормами, которые применяет руководитель относительно своих подчиненных. К принципам и нормам относится приемлемое этическое (на службе) поведение.

Эти нормы относятся, прежде всего, к тому, на основе чего идут распоряжения в процессе управления, а также как выражается служебная дисциплина, которая определяет деловое общение.

Отсутствие соблюдения психологии и этики делового общения между подчиненными и руководителем приводит к дискомфорту в коллективе, а также нравственной незащищенности. Поскольку отношение руководителя к подчиненным напрямую влияет на характер делового общения и зачастую отвечает за нравственно — психологический климат в коллективе.

Психология и этика делового общения формирует нравственные эталоны, а также образцы поведения. Для того чтобы организацию сплотить и наделить моральными высокими нормами общения, важно приобщать коллектив к целям организации.

Индивид будет чувствовать себя психологически и нравственно комфортно, когда осуществится его идентификация с коллективом. Одновременно с тем, каждый человек желает остаться индивидуальностью, хочет чтобы его уважали таким, каким он является.

При возникновении трудностей и проблем, которые связанны с безответственностью, руководителю следует выяснить их причины.

Если проблема в невежестве, то бесконечно попрекать подчиненного слабостями и недостатками не стоит. Лучше подумайте, как помочь ему их преодолеть, опираясь на его сильные стороны. При не выполнении сотрудником вашего распоряжения, необходимо ему дать понять, что вы это знаете, иначе он решит, что вас провел.

Если руководитель не делает подчиненному соответствующего замечания — значит не выполняет прямых обязанностей и поэтому поступает неэтично. Важно сделать замечание сотруднику по всем этическим нормам. С этой целью собирается вся информация по конкретному случаю и выбирается правильная форма общения.

Сначала предоставьте возможность сотруднику объяснить причину не сделанного задания, возможно, он назовет неизвестные для вас факты. Все ваши замечания делайте один на один – очень важно уважать достоинства, а также чувства подчиненного. Критикуйте поступки и действия, а не личность человека.

Когда это уместно, применяйте следующий прием: прячьте критику между комплиментами. Заканчивайте всегда разговор на дружеской ноте и найдите время, чтобы показать человеку, что вы не держите на него зла. Не советуйте подчиненным в личных делах. В случае если совет не поможет — на вас ляжет вся ответственность.

Относитесь к подчиненным, как ко всем равноправным членам коллектива, не обрастая любимчиками. Не давайте возможность подчиненным заметить, что вы не владеете ситуацией. Это очень важно для сохранения уважения. Придерживайтесь принципа распределительной справедливости: за заслуги даем вознаграждение.

Поощряйте коллектив, даже если успех достигнут самим руководителем. Укрепляйте в подчиненном чувство собственного достоинства. Отлично выполненная работа заслуживает как материального, так и морального поощрения. Хвалите своих сотрудников. Те привилегии, которыми вы пользуетесь, должны распространяться также и на всех членов коллектива.

Подчиненным доверяйте, признавая собственные ошибки, ведь члены коллектива все равно узнают о них. Утаивание ошибок — это проявление непорядочности и слабости. Защищайте своих сотрудников и будьте им преданными, а они в свою очередь ответят в будущем тем же.

Выбирая правильную форму распоряжения, учитывайте такие факторы:

  • ситуацию, а также наличие времени для нюансов;
  • личность подчиненного: добросовестный, квалифицированный работник или такой, которого нужно подталкивать.

Формами распоряжения могут выступить: просьба, приказ, «доброволец», вопрос.

Приказ зачастую используют в чрезвычайной ситуации и относительно недобросовестных сотрудников.

Просьба используется в рядовой ситуации и если отношение «руководитель – подчиненные» основано на доброжелательности и доверии.

Вопрос применяется, если есть необходимость обсудить, а также подтолкнуть сотрудника к лучшему выполнению работы или для того, чтобы он взял инициативу на себя.

«Доброволец» подходит для ситуации, когда нет желающих сделать работу, но она обязательно должна быть выполнена. Зачастую доброволец надеется, что его инициативу оценят соответствующим образом.

Психология и этика делового общения «снизу-вверх» включает следующее этическое правило: ваше отношение к своему руководителю должно быть таким, как бы вы хотели чтобы к вам относились ваши подчиненные.

Очень важно знать, как необходимо обращаться, а также относиться к своему руководителю. Используя этические нормы, можно на свою сторону привлечь руководителя или сделать его своим союзником, а можно настроить и против себя, сделав при этом своим недоброжелателем.

Вот некоторые этические нормы, а также принципы, которые используют в общении с руководителем. Старайтесь помогать руководителю создавать в коллективе доброжелательную атмосферу, упрочняйте справедливые отношения. Ваш руководитель в этом нуждается в самую первую очередь. Не навязывайте руководителю личную точку зрения, не командуйте им.

Читайте также:  Игра «харизматическая личность» - психология

Высказывайте замечания и предложения только вежливо и тактично. Если в коллективе предвидится или уже что-то случилось, то об этом следует сообщить руководителю. В случае неприятностей следует помочь в облегчении выхода из данной ситуации, предложив свое решение. Не говорите с начальником только в категорическом тоне, не говорите всегда «да» или «нет».

Поддакивающий подчиненный создает впечатление льстеца, а человек, говорящий нет является раздражителем. Будьте надежны и преданы, однако не будьте подхалимом. Имейте свои принципы, а также характер. Человек, не имеющий устойчивый характер и твердых принципов не вызывает доверие.

Не обращайтесь за советом, помощью, предложением «через голову» непосредственно к руководителю именно вашего руководителя. Исключением являются экстренные случаи.

Психология и этика делового общения «по горизонтали». Общий принцип общения гласит: относитесь к своему коллеге так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Принципы этики делового общения:

  • старайтесь достичь четкого разделения ответственности и прав при выполнении общей работы;
  • не требуйте к себе особых привилегий или особенного отношения со стороны другого сотрудника;
  • за свою работу отвечайте сами, а не сваливайте вину на сотрудников;
  • отбрасывайте сплетни в общении и предрассудки;
  • называйте по имени своих собеседников и старайтесь это почаще делать.

Будьте дружелюбны, улыбайтесь, используйте многообразие средств и приемов, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Не забывайте: что посеешь, то и пожнешь. Давайте те обещания, которые сможете выполнить. Не преувеличивайте деловые возможности и свою значимость. Не лезьте к сотрудникам в душу. Не спрашивайте на работе о личных делах. Старайтесь не себя слушать, а другого.

Не пытайтесь показаться умнее, лучше, интереснее, чем есть вы на самом деле. Все равно это выплывет наружу. Шлите импульсы ваших симпатий взглядом, словом, жестом и дайте собеседнику понять, что он интересует вас. Смотрите и улыбайтесь прямо в глаза. Рассматривайте сотрудников как личностей, которых необходимо уважать самих по себе, а не как средство в достижении личных целей.

Источник: http://vseopsycho.ru/psihologiya-i-etika-delovogo-obshheniya/

Вина и ответственность как принципы управления

Вина и ответственность как принципы управления

С точки зрения психологии существует два принципа управления людьми – управление с помощью воспитания чувства вины и управление через назначение ответственности. Хотя грань между двумя принципами достаточно тонкая (и многие люди её не различают) – грань есть.

Управление людьми через воспитание чувства вины.

Опирается подобный стиль управления на наличие у большинства людей надстройки в виде супер-эго. То есть на то, что в обиходе называют совестью, моралью, стыдом. Приобретается супер-эго в детстве под родительским влиянием.

Родители настаивают на том, что ребёнок должен чувствовать стыд или вину, если он ущемляет реализацию желаний или личное пространство (включая окружающие предметы и вещи) другого человека. Причём, под “другим человеком” выступает, чаще всего, именно взрослый.

В раннем детстве стыд обязан быть испытан ребёнком, например, за разбитую чашку, съеденное без спросу варенье или за плохо вымытые руки.

В этом случае ребёнок своим поведением разрушает желаемый мир взрослого, либо существующий сейчас (чашка, варенье), либо проецируемый на будущее (как же жить в обществе с грязными руками).

В раннем подростковом возрасте, когда ещё сохраняется влияние и авторитет родителей, ребёнка упрекают за опоздания, невыученные уроки, встречи “не с тем, с кем надо”. В этом возрасте родитель требует испытывать чувство вины не только за нарушение личного пространства и сохранение собственных картинок будущего, но и за время, потраченное на подростка.

Позднее, когда ребёнок становится уже сам взрослым и начинает работать под чьим-либо руководством, он проецирует родительские образы на своего начальника.

Он чувствует себя виноватым, если испортил оборудование, что-либо украл, опоздал на работу или дружит с “неверными” (последнее особенно хорошо заметно в женских рабочих коллективах).

Руководитель, как правило, тоже прошедший “школу вины” ребёнком, понимает интуитивно особенности подобного воспитания и поступает по отношению к подчинённым как родитель. То есть обвиняет их в нарушении собственных желаний, пространства и времени.

Подобный способ управления основан на развитии у подчиненных чувства вины.

Во многих фирмах и компаниях этот способ наиболее употребителен и поддерживается законами. Выговоры на видном месте, например, аналогичны публичному потрясыванию указательным пальцем и ставят своей целью обвинить человека, вызвать у него чувство стыда.

Но, построение управления на чувстве вины, хотя и привычно и достаточно эффективно, имеет свои существенные недостатки:

– отсутствие инициативы снизу

– стремление работников всё равно достичь своего исподтишка

– низкая производительность труда из-за ориентации во избежание наказания

– страх принятия самостоятельных решений

Управление людьми через ответственность

Другой способ управления основан на воспитании у работников чувства ответственности.

При этом способе каждому работнику отводится своя зона ответственности, в которой он обязан не избегать, а достигать определенных результатов, отвечать за сохранение предметов, пространства и времени.

Внутри своей зоны ответственности работник принимает решения самостоятельно и контроль над его действиями осуществляется по результатам.

Управление через ответственность основывается на сложившейся личности взрослого человека, на том, что в психологии называют “ЭГО” – “Я”. При этом стиле управляющий ищет соответствия между собственными желаниями и желаниями работника.

Хотя управление на основе ответственности более эффективно, оно значительно меньше распространено. Руководители, приписывая себе роль родителя, а работникам роль ребёнка, сами боятся передавать другим ответственность (на современном бизнес-языке “делегировать полномочия”).

Попытка совместить два способа управления ещё никому не удавалась. Они не сочетаются между собой в связи с невозможностью поделить зоны ответственности между взрослыми и детьми. Либо в организации существует один взрослый руководитель (аналог воспитателя в детсадовской группе), либо группа чисто детская (дворовая команда), либо чисто взрослая.

Автор Иван Сидоров

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/vina-i-otvetstvennost-kak-principy-upravleniya/

1.1. Ответственность – важнейшее свойство личности*

Термин «ответственность» имеет прямое отношение к различным областям психологии. Содержание этого понятия анализируется в связи с изучением личности, когнитивных процессов, психологии управления, нравственного воспитания.

Ответственность изучается не только психологами, но и юристами, социологами, философами. Показательно, что даже в рамках одной науки термин «ответственность» употребляется для рассмотрения различных сторон деятельности человека.

Понятие ответственности

В «Словаре современного русского литературного языка» дается следующее толкование понятия ответственности: «Ответственность — это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо

обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия» (176, стб. 1271 — 1274) /7/. Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения» (Там же, стб. 588) /7/.

*При написании настоящего раздела использованы материалы книги

К. Муздыбаева ''Психология ответственности''. – М.: Наука, 1983.

Ранние упоминания об ответственности встречаются в конце Х века после выхода в свет книги «Повести временных лет». По свидетельству И.И. Срезневского, изучавшего эту работу, в тот период времени использовался термин «ответ», который по своему смыслу был близок к понятию «ответственность» /З/.

Слово «ответственность» было введено в научный обиход А. Бей-ном в книге «Эмоции и воля» (1865 г.). Ответственность связывают с вопросом наказуемости, т.к. любой вопрос, возникающий при обсуждении этого термина, является вопросом обвинения, осуждения, наказания /4/.

Дж. Ст. Милль (XIX век) так же, как и А. Бейн, связывает ответственность с наказанием. По мере развития научного знания (философского, социологического, психологического, юридического и др.) в понятии «ответственность» были выделены объективные и субъективные стороны.

https://www.youtube.com/watch?v=vRAoDxCTeZw

Отечественный исследователь проблемы психологии ответственности К. Муздыбаев отмечает, что этимологически слово ответственность происходит от глагола «вещать» и относится к старославянскому понятию «вече», означавшему совет, уговор, согласие /5/.

Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, т.е. пределы долга.

Долг и совесть

Долг

есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью. Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанные на самооценках исполнения обязанностей /4/.

Субъекты ответственности

Виды ответственности

В качестве субъекта ответственности могут выступать: а) отдельная личность; б) группа как определенная общность людей; в) государство как некая макроструктура. Наличие инстанции, перед которой субъект может и должен держать ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни /5/.

Такими инстанциями могут быть: 1) общественно значимое лицо (например, президент, король, руководитель компании и т.п.); 2) социальная группа (политическая партия, организация, общество и т.д.); 3) исторически сложившиеся этические, нравственные, религиозные и др. требования.

Виды ответственности

Существуют различный виды ответственности. Например, выделяют политическую, юридическую, моральную, профессиональную, социальную и др. В качестве одного из критериев социальной ответственности берутся ролевые обязанности и социальные отношения, обусловливающие их.

Возможен также выбор и более частных критериев классификации ответственности, на основе которых определяются такие ее виды, как уголовная, административная, материальная, моральная.

Ответственность выступает как существенная черта личности и отражает объем личных задач человека, т.е. пределы его долга. Под долгом понимают обязанность личности перед кем-то или перед своей совестью, а под совестью — осознание и переживание ответственности.

Осознание личностью своей ответственности определяется целым рядом факторов. К ним относятся познавательные, мотивационные, характерологические, ситуативные и прочие. В процессе эволюции ответственности возникает внутренний механизм контроля. Субъект прежде всего отвечает за свои действия перед самим собой, а не перед внешней инстанцией.

Виды ответственности различаются тем, что они являются формой контроля либо с позиций личности, либо с позиций общества.

Наличие инстанции как таковой является важным фактором, регулирующим не только индивидуальную, но и общественную жизнь. Количество инстанций, перед которыми человек несет ответственность, достаточно велико.

Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, т.е. сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества.

Для личности особую значимость представляет проблема выбора своего «Я». Здесь как раз и возникает проблема «быть или не быть» или «быть или казаться». Для человека «быть» означает быть человеком, отстаивать свои жизненные позиции и нести за них ответственность. Выбор «казаться» означает отказ от ответственности.

Ответственность считается важнейшим свойством личности. Если речь идет о принятии социальных норм поведения, то обычно говорится о социальной ответственности личности. Особенность ее состоит в том, что ее объектом являются социальные нормы и ролевые функции. Субъектом контроля может выступать как сам человек.

Локус контроля

Человеку свойственно приписывать ответственность либо внешним силам (случаю, судьбе и т.п.), либо собственным способностям, стремлениям. В зависимости от этого формируются определенные стратегии поведения человека, которые укладываются в рамки понятия «локус контроля», впервые в психологии обозначенного американским психологом Дж. Роттером /8/.

Локус контроля считается стабильной чертой личности.

Субъективный аспект ответственности изучается в рамках исследования каузальной атрибуции, принципы которой с формулировал социальный психолог Хайдер.

В рамках его теории рассматривается локус каузальности. Согласно взглядам Хайдера, воспринимая любое событие как причинное, субъект приписывает локус причинности либо определенному действующему лицу, либо внешней среде. Следствием этого воспринимаемое человеком событие считается функцией двух действующих сил: сил окружения и личностных ресурсов человека.

Известны два класса атрибутивных ошибок: мотивационные и фундаментальные. Мотивационные ошибки выражают пристрастность суждений личности (например, асимметрическое приписывание результатов деятельности в таком виде: успех — себе, своим способностям, усилиям, а неудачи, трудности решаемой задачи — обстоятельствам, невезению).

Осознание

ответственности

человеком

Осознание ответственности

— это, прежде всего, отражение в субъекте бытия социальной необходимости, т.е. понимание смысла совершаемых действий и последствий.

В итоге атрибуция ответственности порождается жизненной необходимостью оценивать результаты деятельности, а также определять уровень успеха или неудачи, налагать взыскания и т.п.

Ответственное поведение личности связано, главным образом, с ситуативными, когнитивными факторами. Позитивные формы поведения управляются чаще всего «личными нормами», определяемыми как самоожидания индивида, возникающие из социально разделяемых норм.

Личные нормы поведения непосредственно связаны с образом Я .

Альтруистические поступки совершаются людьми потому, что они стали интериоризованными, т.е. «ушедшими внутрь» психики человека. Эти внутренние нормы поведения обязывают людей поступать так не ради выгоды или признания, а вследствие самооценки таких действий.

Понятие ответственности непосредственно взаимодействует с понятием «самостоятельность». Когда решение принимается лично субъектом действия, то на него ложится вся ответственность. Ответственность девальвируется в группе.

На предприятии сам характер деятельности рождает производственные конфликты.

Приведем конфликтный пример такой управленческой ситуации. Один сотрудник работает на импортной дорогостоящей машине, которая требует бережного отношения и тонкой наладки в процессе эксплуатации. Но работник не несет в силу своих функциональных обязанностей ответственности за ее сохранность.

Читайте также:  Грегори бейтсон - психология

Поэтому в случае аварии человек он обвиняет техника или инженера, отвечающего за ее техническое состояние. Возникает конфликт — кто виноват?

Такая ситуация могла бы не возникнуть, если бы за эксплуатацию и уход за машиной несло ответственность одно и то же подразделение, в котором осуществлялось бы необходимое обучение персонала по использованию техники.

Одной из форм правового и морального обеспечения социальной активности личности является ответственность за бездействие.

Человек должен чувствовать себя ответственным не только за сделанное им, но и за то, чего он не сделал, хотя обязан был это сделать.

Коллективная ответственность, с точки зрения западных специалистов-психологов, «размывает» индивидуальную ответственность, что, в конечном итоге, приводит к безответственности /5/.

Практикой доказано, что некоторые руководители используют групповое решение для того, чтобы избежать ответственности или разделить ее с членами группы. Поэтому очень важной в практике управления является персональная ответственность руководителя за принятие или непринятие какого-либо решения.

Профессиональная ответственность требует постоянной психологической готовности к выполнению конкретных действий. На некоторых должностях, в том числе и руководящих, ответственность бывает главным источником психического напряжения в течение всего рабочего времени.

Источник: http://psihologija-upravleniya.odn.org.ua/chapter_44.html

Импорт концепта «management» в русскую лингвокультуру

Существует ряд общих характеристик, с помощью которых можно описать стиль делового поведения любого работника, в том числе и менеджера и специалиста.

Такие характеристики проявляются не в отдельных поступках работника, но именно по ходу его деятельности и имеют устойчивое проявление.

Мы объединяем их группу общих деловых характеристик, точнее было бы назвать эту группу «Общие характеристики деловой деятельности», термином «деловая» мы подчеркиваем заказной характер деятельности, направленной на достижение ожидаемого результата.

Языковыми ярлыками таких характеристик оказываются компетентность, деловитость, работоспособность и организованность.

Вряд ли можно утверждать, что система четырех перечисленных параметров претендует на исключительную полноту.

Существуют еще около сотни характеристик, которые имеют дополнительный характер и позволяют расширить описание деловых качеств работника. Например, такое качество, как умение хранить коммерческую тайну.

Однако сейчас мы отобрали только те характеристики, которые действительно имеют по отношению друг к другу значительный взаимодополняющий характер.

Такое взаимное дополнение характеристик, исключающее дублирование, и позволяет предположить, что мы имеем дело с системой характеристик. Если учитывать степень их проявления у конкретного работника, то можно составить общее описание его деловых качеств.

Зная основы линейной алгебры, можно легко представить четырехмерную систему координат, у которой по каждой оси откладывается степень выражения одной из этих характеристик.

Тогда состояние каждого работника в зависимости от проявления у него этих качеств представляется возможным отобразить точкой в четырехмерном пространстве. При этом в одних областях пространства будут группироваться более предприимчивые работники, в других более компетентные и организованные и т.д.

Если создать другую систему характеристик, что вполне возможно, то это просто означает создание другого пространства общих характеристик, причем, видимо, оба могут быть преобразованы одно в другое.

Компетентность

Компетентность или профессиональная компетентность — это термин, который может быть использован для оценки качеств, как рядового специалиста, так и руководителя любого уровня. В общем случае компетентный специалист — это знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-либо области работник.

Однако нам придется несколько расширить и конкретизировать его описание.

В связи с предметом нашего исследования мы включаем в компетентность не только конкретный уровень знаний, их широту и структуру, но и коммуникативные способности личности руководителя, позволяющие непрерывно поддерживать профессиональную компетентность на соответствующем актуальном уровне и быть компетентным на любом рабочем месте. Компетентный управленец способен независимо от изменения сферы своей ответственности с максимальной эффективностью использовать накопленные знания.

Если мы попытаемся описать внешние признаки, которые позволяют идентифицировать работника как актуально компетентного, то получим такое описание: обладает большими практическими знаниями и опытом по организации управления, имеет обширные и глубокие знания по своей специальности, широкую общую эрудицию в смежных служебных вопросах, постоянно, много и упорно занимается самообразованием, изучает передовой опыт, стремится использовать его в своей работе.

Важно заметить, что независимо от того, что мы вкладываем в понятие профессиональной компетентности, она неразрывно связана с профессиональными ресурсами, развитие компетентности происходит одновременно с ростом профессионализма, с развитием карьеры менеджера.

Деловитость

Деловитость — это еще одна универсальная характеристика, которая, как было нами уже оговорено, может проявляться лишь в устойчивой форме в процессе длительной деятельности. Деловитость рассматривается как общий аналог таких качеств как активность, инициативность, расторопность, толковость. В коммерческих компаниях аналогом этого качества выступает предприимчивость.

Принципиальная особенность этого качества заключается в результативности: работника, как правило, называют деловым или деловитым только в том случае, когда его активность приводит к конкретному результату. Эта характеристика, в отличие от ее более узких аналогов, содержит в себе критерий оценки этого качества, поскольку именно результативность деятельности и выступает критерием деловитости.

Попробуем указать на те проявления делового стиля работника, которые позволяют считать, что он обладает эти качеством.

Такой работник точно и своевременно выполняет работы и задания, способен самостоятельно решать сложные и нестандартные задачи, он способен при необходимости ставить задачи и находить их решение, быстро вникать в суть вопросов, выделяя самое главное; он может работать в интересах дела, не считаясь с личным временем, совершает мало ошибок и учитывает их в дальнейшем, самостоятельно в пределах своей ответственности решает служебные вопросы, не требует дополнительных мер контроля, в то же время взвешенно структурирует свои высказывания (строит дискурс деловой коммуникации). Стиль коммуникативного поведения непременно включает в себя уместность и компетентность порождения деловых текстов и выстраивание / структурирование управленческой речи.

Работоспособность

Работоспособность — это качество, которое само по себе не имеет самостоятельного значения, однако выполняет важную обеспечивающую роль. Ни профессиональная компетентность и деловитость не могут быть в полной мере реализованы, если носитель этих качеств не обладает необходимой для этого работоспособностью.

В соответствии с известной энциклопедической трактовкой работоспособность — потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

В этом определении нет никакого намека на работоспособность как на возможность интенсивной длительной трудовой деятельности, неограниченной рамками трудового дня или протекающей в условиях форс-мажорной ситуации.

Наличие этого качества, в первую очередь, должно обеспечивать возможность нормально — интенсивной ровной результативной деятельности, в полном соответствии с условиями работы и требованиями, предъявляемыми к работнику.

Работоспособность зависит от множества других качеств и свойств личности, включая волю, мотивацию, характеристики физического и психологического состояния индивидуума, восприимчивость к внешним возмущающим факторам, например, в виде реакции на особенности микроклимата в компании и многое другое.

Конечно, любому менеджеру хочется иметь дело с работниками, у которых такое качество как работоспособность имеет устойчивые проявления и не зависит от случайных факторов. Однако, только у механизмов работоспособность может прогнозироваться, но управление машинами — это не менеджмент.

Организованность

Если компетентность, деловитость и работоспособность могут рассматриваться как основные инструменты работника, непосредственно используемые им в своей деятельности, то организованность — это качество, способное связать их в единую систему, обеспечив, таким образом, наиболее эффективное использование.

Организованность сама по себе является универсальной характеристикой, способной повлиять на успешность любой человеческой деятельности, однако будучи наложенной на уже перечисленные выше характеристики работника, она приводит к проявлению новых системных качеств личности, его труд становится более эффективным, расширяются возможности по увеличению количества решаемых задач.

Поскольку мы говорим о характеристиках личности, то мы можем считать синонимами организованность и самоорганизованность.

Эти способности могут найти свои проявление в длинном ряде таких деловых качеств работника, вербализованных в следующем лексическом ряде номинаций характеристик менеджера: высокая исполнительность, пунктуальность, высокая степень личной инициативы; умение самостоятельно организовать свою работу; способность быстро принимать решения и действовать решительно без промедления; предельно рационально использовать свое рабочее время; умение координировать действия и процессы, сохраняя контроль над ходом нескольких дел одновременно, способность параллельно отслеживать изменение разнообразных факторов, оперативно реагировать на любое отклонение от плана.

Специфические управленческие характеристики

Далее мы представляем ряд характеристик личности, обладание которыми принципиально важно именно для менеджера, и не имеет такого значения для рядового специалиста.

Конечно, любой человек независимо от конкретной направленности его личности в той или иной мере обладает начальными признаками этих характеристик.

Однако нас сейчас интересует не потенциальное наличие этих признаков, а собственно состав и содержание хорошо развитых качеств у реально действующего менеджера как субъекта концептуальной системы под названием «менеджмент».

Предварительно оговоримся, что не будем включать в этот перечень такое свойство личности как желание руководить.

Само по себе оно не является инструментом менеджера, мы можем рассматривать это качество только как посыл, повод для выбора и развития карьеры менеджера.

Желание руководить не является психологическим ресурсом менеджера, к нему нужно подходить как к одному из слагаемых мотивации, и, значит, оно должно рассматриваться только как один из источников психологических ресурсов.

Как представляется, следует говорить о значимости психологических качеств, включая в их анализ и общие и специфические характеристики. В дополнение к этому речь идет о возможности осознанного и целенаправленного их формирования, а также о способах компенсации дефицита тех или иных качеств.

Деловая ответственность

Мы уже подробно говорили о том, что ответственность за достижение результатов управления, которую декларирует руководитель, приступая к работе, является одним из признаков менеджера.

Однако сейчас мы говорим о другом значении этого термина — о субъективном качестве личности.

Делая при этом акцент именно на работу руководителя, мы называем ее деловой ответственностью (то есть: ответственность не вообще, а ответственность за результаты деятельности).

Конечно ответственность менеджера, как внешний фактор, и деловая ответственность личности, как субъективный внутренний фактор, как в фокусе сходятся на одной личности.

Совершенно ясно, что они не совпадают и никогда не могут совпасть по своему содержанию. Например, вполне допустима ситуация, когда менеджер декларирует (т.е.

вербализует) ответственность за результаты своей деятельности, являясь на самом деле абсолютно безответственной личностью.

Если объем ответственности менеджера можно измерить количественной мерой, например, как предельно возможный размер ущерба, полученный вследствие его управления, то оценить сам факт наличия у него такого личного качества как деловая ответственность можно только по устойчивому его проявлению.

В общем случае деловая ответственность личности может быть определена как обладание высокоразвитым чувством долга, готовностью и стремлением выполнять свои обязанности, осознание работником обязанности давать отчет о своих действиях и их последствиях. И все эти качества проявляются у личности независимо от конкретных условий ее деятельности и вообще независимо от того, связана ли ее текущая деятельность с менеджментом.

В этом смысле ответственность может рассматриваться как такая характеристика делового стиля, которой в той или иной мере должны обладать все участники производственного процесса. Однако значимость этого качества у менеджера и у рядового специалиста существенно отличаются.

Ответственность специалиста должна обеспечивать его готовность и обязанность отвечать только за результат своих собственных действий. В отличие от него личная ответственность менеджера носит существенно более сложный характер, она может быть структурирована на отдельные составляющие.

Ответственность менеджера включает готовность и обязанность отвечать не только за собственные действия, но и за результаты действий подчиненных работников, а также за общий результат производственного процесса, возникающий как завершение индивидуальной деятельности всех работников руководимого подразделения.

Таким образом: деловая ответственность менеджера как одна из составляющих его психологических ресурсов включает осознанную готовность и стремление выполнять свои обязанности так, чтобы полностью реализовать декларированную им ответственность за результаты управления, а также готовность отчитываться за результаты управляемого производственного процесса, за собственные действия, действия своих подчиненных и их последствия.

Фактически в этом определении мы формулируем требования к субъективной психологической характеристике личности, исходя при этом из реальных требований, предъявляемых к ней со стороны реального производственного процесса. Тем самым мы стремимся обеспечить паритет между ответственностью личности и ответственностью менеджера.

Подчеркнем, что объем ответственности менеджера, а значит и требования к степени выраженности этого качества у конкретного руководителя, возрастают по мере роста его позиции в управленческой иерархии.

Мы можем рассматривать запас личной ответственности как гарантию, обеспечение того, что декларация об ответственности менеджера сделана им осознанно, и личность обоснованно принимает на себя это обязательство и готова отвечать за результаты. Конечно, обладание чувством высокой ответственности само по себе не гарантирует достижения результата управления, но, во всяком случае, гарантирует, что при таком ресурсе личность приложит максимум стараний для этого.

Источник: http://www.jourclub.ru/24/916/6/

Ссылка на основную публикацию