Детская позиция — психология

Клуб Здорового Сознания

​​​​​​​Детская позиция — когда-то осознанный, а когда-то просто привычный выбор восприятия и реагирования, характерного для детей. Ситуативно детская позиция бывает милой и уместной, позиция детей по жизни превращается в инфантилизм. Люди самых разных возрастов, имеющие детские интересы, привычки и взгляды на жизнь — находятся в детской позиции.

​​​​​​​

Как правило, это жизнь в статусе , в столкновении с требованиями — позиция жертвы и , настроения, философия , непривычка думать и работать. Склонность , повышенная , любовь к , Основной принцип — , любимые темы: «Нравится — не нравится», «люблю — не люблю», «приятно» мне что-то или «неприятно» (смотри «»).

Склонность к и , большая импульсивность и малая осознанность поведения.

Как воспитываются такие дети? По крайней мере у некоторых детей есть задатки к тому, чтобы всю последующую жизнь жить в основном в детской позиции. Такие люди рождаются, чтобы всю жизнь жить детьми.

Переделать это можно, но трудно — их к этому тянет, как одаренного тянет реализовать свою . Большая часть приобретает привычку к детской позиции вследствие не вполне правильного воспитания.

Выработке привычки находиться в детской позиции способствует как полное лишение , так и предоставление преждевременной или слишком большой самостоятельности.

Две основные формы детской позиции: и . Инвалиды — демонстрируют , садятся на шею и требуют, чтобы их по жизни везли. Ребенок — ищет .

Подробнее, Ищущий развлечений Ребенок также имеет варианты, например — это одно, а Хулиган — другое. Милые творческие малыши при всей своей когда-то беспомощности ведут себя так, что радуют и развлекают себя и взрослых.

Хулиган — отключая голову, развлекается . Инвалид также существует в нескольких вариантах, например как или . Жертва создает и, ее обслуживать. Благодарный за помощь подкупает искренней благодарностью за помощь, помочь.

Детская позиция — это преимущественно негативные стороны . Внутренний ребенок выстраивает детскую позицию по отношению к своим делам и обязанностям, привычная детская позиция поддерживает человека в состоянии внутреннего Ребенка.

При этом, похоже, детская позиция связана с позицией не только Внутреннего ребенка, но и Внутреннего родителя.

Есть гипотеза, что негативные стороны можно смело причислять к детской позиции, а именно: Курица-наседка — это безответственный ребенок, который развлекается игрой в занятого, ответственного и усталого Родителя.

Есть фразы, по которым легко узнать детей: людей разного возраста, находящихся в детской позиции. Это фразы и обороты: Трудно, , Я , Я , Я … Не знаю как… ​, , , Хочется или Не хочется, Не или Потерял … — Как относиться к такому словарю? Это не всегда плохо.

Такие фразы из уст Милого творческого малыша — бывают радостью, милому и развивающемуся человечку часто хочется помочь. Нормально, если это фразы Женщины — мужчинам приятно рядом с ними проявить свою силу, состоятельность и заботу.

Если же это фразы Инвалида и тем более Жертвы — не стоит на это вестись. Если это фразы ваши — отследите, в каких ситуациях и в какой роли вы ими пользуетесь. Если в вас не хватает Милого ребенка — пользуйтесь подобными фразами чаще, вызывайте добрые улыбки и теплые чувства к вам.

Если вы когда-то играете роль Жертвы и не всегда это замечаете, эти фразы будут для вас хорошими маячками — внимание, стоп!

Детская позиция прекрасна, пока она обеспечивается родителями, но превращается в трагедию, когда сталкивается со взрослой жизнью. Рано или поздно ребенок физически взрослеет и выходит из мира близких во взрослую жизнь: в институт, в армию или на работу.

И сталкивается с ситуацией, когда люди все чаще реагируются на него не так, как раньше близкие, сталкивается с тем, что его эмоции и чувства людей просто не волнуют! Часть людей понимает, что детство кончилось — и внутренне взрослеют, другая часть остается детьми на всю оставшуюся жизнь. См.

люди — люди самостоятельные и привыкшие свои проблемы решать за свой счет. У них другие ценности, другой словарь и другое мышление: они любят заниматься делом, чаще размышляют о том, что , что помогает решить проблемы и достичь цели, а что — не работает и не эффективно.

Источник: https://psy-space.ru/?page=detskaya-poziciya&lang=ru

Детская позиция

Детская позиция — когда-то осознанный, а когда-то просто привычный выбор восприятия и реагирования, характерного для детей. Ситуативно детская позиция бывает милой и уместной, позиция детей по жизни превращается в инфантилизм. Люди самых разных возрастов, имеющие детские интересы, привычки и взгляды на жизнь — находятся в детской позиции.

Как правило, это жизнь в статусе организма, а не личности, в столкновении с требованиями — позиция жертвы и безответственность, иждивенческие настроения, философия паразита, непривычка думать и работать.

Склонность переживать, повышенная эмоциональность, любовь к развлечениям, Основной принцип — принцип удовольствия, любимые темы: «Нравится — не нравится», «люблю — не люблю», «приятно» мне что-то или «неприятно» (смотри видео «Амели»).

Склонность к эгоцентризму и центропупизму, большая импульсивность и малая осознанность поведения.

Как воспитываются такие дети? По крайней мере у некоторых детей есть задатки к тому, чтобы всю последующую жизнь жить в основном в детской позиции. Такие люди рождаются, чтобы всю жизнь жить детьми.

Переделать это можно, но трудно — их к этому тянет, как одаренного тянет реализовать свою одаренность. Большая часть приобретает привычку к детской позиции вследствие не вполне правильного воспитания.

Выработке привычки находиться в детской позиции способствует как полное лишение самостоятельности, так и предоставление преждевременной или слишком большой самостоятельности.

Две основные формы детской позиции: Ребенок и Инвалид. Инвалиды — демонстрируют беспомощность, садятся на шею и требуют, чтобы их по жизни везли. Ребенок — ищет развлечений.

Подробнее, Ищущий развлечений Ребенок также имеет варианты, например Милый творческий малыш — это одно, а Хулиган — другое. Милые творческие малыши при всей своей когда-то беспомощности ведут себя так, что радуют и развлекают себя и взрослых.

Хулиган — отключая голову, развлекается за счет окружающих. Инвалид также существует в нескольких вариантах, например как Несчастная беспомощная жертва или Благодарный за помощь. Жертва создает чувство вины и, заставляет ее обслуживать.

Благодарный за помощь подкупает искренней благодарностью за помощь, вызывает желание помочь.

Детская позиция — это преимущественно негативные стороны внутреннего Ребенка. Внутренний ребенок выстраивает детскую позицию по отношению к своим делам и обязанностям, привычная детская позиция поддерживает человека в состоянии внутреннего Ребенка.

При этом, похоже, детская позиция связана с позицией не только Внутреннего ребенка, но и Внутреннего родителя.

Есть гипотеза, что негативные стороны Внутреннего родителя можно смело причислять к детской позиции, а именно: Курица-наседка — это безответственный ребенок, который развлекается игрой в занятого, ответственного и усталого Родителя.

Есть фразы, по которым легко узнать детей: людей разного возраста, находящихся в детской позиции. Это фразы и обороты: Трудно, Страх, Я боюсь, Я стесняюсь, Я растерялся… Не знаю как… Обидно​, Жалко, Устал, Хочется или Не хочется, Не интересно или Потерял уверенность в себе…

— Как относиться к такому словарю? Это не всегда плохо. Такие фразы из уст Милого творческого малыша — бывают радостью, милому и развивающемуся человечку часто хочется помочь. Нормально, если это фразы Женщины — мужчинам приятно рядом с ними проявить свою силу, состоятельность и заботу.

Если же это фразы Инвалида и тем более Жертвы — не стоит на это вестись. Если это фразы ваши — отследите, в каких ситуациях и в какой роли вы ими пользуетесь. Если в вас не хватает Милого ребенка — пользуйтесь подобными фразами чаще, вызывайте добрые улыбки и теплые чувства к вам.

Если вы когда-то играете роль Жертвы и не всегда это замечаете, эти фразы будут для вас хорошими маячками — внимание, стоп!

Детская позиция прекрасна, пока она обеспечивается родителями, но превращается в трагедию, когда сталкивается со взрослой жизнью. Рано или поздно ребенок физически взрослеет и выходит из мира близких во взрослую жизнь: в институт, в армию или на работу.

И сталкивается с ситуацией, когда люди все чаще реагируются на него не так, как раньше близкие, сталкивается с тем, что его эмоции и чувства людей просто не волнуют! Часть людей понимает, что детство кончилось — и внутренне взрослеют, другая часть остается детьми на всю оставшуюся жизнь. См.→

Взрослые люди — люди самостоятельные и привыкшие свои проблемы решать за свой счет. У них другие ценности, другой словарь и другое мышление: они любят заниматься делом, чаще размышляют о том, что работает, что эффективно помогает решить проблемы и достичь цели, а что — не работает и не эффективно.

Источник: https://knigarazuma.ru/article/detskaya_poziciya

Три Я-состояния: Родитель, Ребенок или Взрослый?

Не так важен биологический возраст человека, как его душевное состояние. Американский психолог Э. Берн выделил три Я-состояния, в которых время от времени бывает каждый человек: Родитель, Ребенок или Взрослый.

Трансактный анализ

Двадцатый век подарил миру многих выдающихся людей. Один из них – американский психолог и психиатр Эрик Берн (1910-1970), создатель трансактного анализа. Его теория стала отдельным популярным направлением в психологии, вобрав в себя идеи психоанализа, бихевиоризма, когнитивной психологии.

Теорию трансактного анализа Э. Берн изложил доступным для читателей языком в нескольких трудах. Многие из них переведены на русский язык и остаются бестселлерами вот уже более полувека. Самые известные его книги: «Игры, в которые играют люди» , «Люди, которые играют в игры», “За пределами игр и сценариев” .

А в книге  “Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психиатрия” содержится вся стройная теория Э.Берна, причем не только ее основные блоки, развернутые в последующих публикациях, – анализ игр и сценариев, – но и аспекты, которые автор в других своих книгах не излагает.

Э. Берн

В практическом смысле трансактный анализ представляет собой систему коррекции поведения отдельных личностей, пар и малых групп. Ознакомившись с трудами Э. Берна и взяв на вооружение его концепцию, можно самостоятельно скорректировать поведение так, чтобы наладить отношения с окружающими людьми и самим собой.

Центральное понятие теории – трансакция – акт взаимодействия двух вступающих в общение личностей, основа межличностных отношений.

Дословно с английского языка слово «трансакция» перевести трудно, но по смыслу его чаще всего трактуют как «взаимодействие», хотя трансакция – это не все взаимодействие целиком, а лишь его элемент, единица общения. Взаимодействие людей складываются из множества трансакций.

Трансакция включает стимул и реакцию. Один человек что-то говорит (стимул), а  второй что-то отвечает (реакция).

Простой пример трансакции:

– Тебе помочь? (стимул)
– Нет, спасибо, я сам. (реакция)

Если бы взаимодействие строилось только на схеме «стимул-реакция» не было бы такого разнообразия человеческих отношений. Почему с разными людьми человек ведет себя по-разному и по-особенному раскрывается во взаимодействии?

Дело в том, что общаясь, один индивид контактирует с другим человеком как личность с личностью, точнее какой-то частью своей личности с частью личности другого человека.

Теория Я-состояний

Э. Берн определил структуру личности как композицию из трех ее составляющих или частей – Я-состояний (Эго-состояний).

Родитель

Все нормы, правила, запреты, предрассудки и мораль, которую усвоил человек в детстве от родителей и других значимых взрослых, складываются в то, что называют «внутренним голосом» или «голосом совести». Когда просыпается совесть, пробуждается внутренний Родитель.

Большинству людей известно, что значит быть родителем, заботится, ухаживать и воспитывать ребенка. В эго-состоянии Родитель человек стремится управлять, контролировать, руководить. Его позиция в общении снисходительная или презрительная, он категоричен, эмоционален, оперирует жизненным опытом и мудростью, любит поучать, наставлять, морализировать.

Э. Берн разделил это Я-состояние на Помогающего Родителя, который в основном оказывает поддержку и опекает и Критического Родителя, который ругает и обвиняет.

Ребенок

Каждый человек был ребенком и во взрослой жизни иногда случается возвращаться к детскому стилю поведения. Ребенок ведет себя естественно, наивно, спонтанно, он дурачится, радуется жизни, приспосабливается и бунтует. В позиции Ребенка человек часто необдуманно идет на поводу у собственных желаний и потребностей.

Читайте также:  Флегматик - психология

Во взаимоотношениях Ребенок – Родитель Ребенок зависит от Родителя, подчиняется ему, показывает свою слабость, несамостоятельность, перекладывает ответственность, капризничает и прочее.

Ребенок «просыпается» в зрелом человеке, когда он занимается творчеством, ищет креативные идеи, спонтанно выражает эмоции, играет и веселится. Позиция Ребенка – источник спонтанности и сексуальности.

Поведение, поза, мимика и жесты у Ребенка не надуманные, а живые и активные, они выражают истинные чувства и переживания. Человек-Ребенок легко расплачется, рассмеется, опустит голову, если почувствует себя виноватым, надует губы, если обидится и так далее. Его речь богатая и выразительная, наполнена вопросами и восклицаниями.

Взрослый

Я-состояние Взрослый призвано регулировать и адаптировать порывы Ребенка и Родителя с целью сохранить баланс психики. Это состояние уравновешенности, спокойствия, сдержанности.

Решая проблему, Взрослый рассмотрит ее со всех сторон, проанализирует, сделает выводы, прогноз, составит план действий и осуществит его.  Он общается не с позиции «сверху» как Родитель или «снизу» как Ребенок, а на равных, как партнер.

Взрослый уверен в себе, разговаривает спокойно, холодно и только по делу. Он отличается от Родителя своей бесстрастностью, бесчувственностью и безэмоциональностью.

Каждое из трех Эго-состояний  может быть определено как стратегия оказания влияния на другого человека. Ребенок манипулирует, занимая позицию «Я хочу!», Родитель – «Надо!», Взрослый – совмещая «Хочу» и «Надо».

Например, в семейной паре, где муж занимает позицию Родителя, жена может сознательно манипулировать им, занимая позицию Ребенка. Она знает, что ей стоит только расплакаться, чтобы муж сделал все, что она хочет.

Если Я-состояния двух людей дополняют друг друга, то есть трансактный стимул влечет за собой уместную и естественную реакцию, общение будет идти гладко и продолжаться очень долго. В противном случае, возникают недоразумения, недопонимания, ссоры, конфликты и прочие проблемы в общении.

Например, общение Взрослый–Взрослый или Родитель–Ребенок будет проходить гладко. Если же первый собеседник обращается ко второму с позиции Взрослого и ожидает что он также Взрослый, но получает ответ Ребенка, могут возникнуть трудности.

Например:

– Мы опаздываем, нужно поторопиться. (Взрослый Взрослому)
– Это все потому, что ты неорганизованный! (Родитель Ребенку)

Бывают намного более сложные и запутанные трансакции. Например, когда на вербальном уровне идет общение на уровне Взрослый–Взрослый, а на невербальном Взрослый–

Ребенок. Если фраза «Я с Вами не согласен», свойственная Взрослому, произносится с обидой, это позиция Ребенка.

Трансактный анализ начинается с обозначения Я-состояний участников взаимодействия. Это нужно для того, чтобы определить характер взаимоотношений и влияния людей друг на друга.

Каждое Я-состояние имеет как позитивный, так и негативный аспект. Хорошо когда человек умеет сочетать все эти три позиции: быть и жизнерадостным Ребенком, и заботливым Родителем, и рассудительным Взрослым.

Какое Я-состояние Вы замечаете за собой чаще всего?

Ждем Вашей оценки

(: 4, 4,75 из 5)
Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ СВЕТСКИЕ НОВОСТИ

Источник: https://ourmind.ru/tri-ya-sostoyaniya-roditel-rebenok-ili-vzroslyj

Ключевые роли — Родитель, Взрослый и Ребенок

Часто на тренингах мы задаем вопрос участникам: «Чем отличается взрослый от ребенка?» Как правило, мы приходим к ответу: ответственностью.

Позиция ребенка

Действительно, позиция ребенка – это позиция человека, не отвечающего за свою жизнь полностью.

Когда мы говорим, что причина нашего плохого настроения

  • это погода,
  • мы расстроены,
  • начальник накричал,
  • чувствуем себя виноватыми,
  • в очередной раз опоздали из-за пробок.

Все это примеры «детского» поведения, характерного для позиции Ребенка.

Когда у нас что-то не получается, когда мы снова откладываем дело до лучших времен, когда говорим «ну я не знаю…» или «я постараюсь…» – все это именно из этой роли. И в ней нет ничего плохого: мы все с ней хорошо знакомы.

Важно просто не увлекаться этой ролью. Потому что если мы постоянно находимся в этой ипостаси – у окружающих нет выбора, кроме как становиться в позицию Родителя по отношению к нам.

Кто такой Родитель?

В первую очередь – это контролирующий орган, занимающийся воспитанием младшего товарища. Он всегда знает, как занять ребенка, какие указания ему дать, чему научить. И, что немаловажно, у него всегда наготове критические замечания.

Вспомните свое детство: скорее всего, мама или папа (а то и оба) частенько давали вам домашние поручения, проверяли правильность выполнения заданий, контролировали «собран ли портфель» и так далее.

Лично в моем детстве всегда наготове были следующие пункты «родительского меню»: помыт ли пол, чиста ли посуда. И, что больше всего меня удручало, – проверка скрипичного домашнего задания.

Мои музыкальные экзерсисы регламентировались временем, по истечении которого мне нужно было обязательно сыграть «контрольный раз». Иногда этих контрольных разов было несколько, ибо с первого раза проверка не была пройдена.

Каковы последствия того, что ребенок не выполнил задания или выполнил его некачественно? Как правило – наказания, лишения чего-либо. Телевизора (сейчас уже компьютера), гуляний, каких-то подарков и так далее.

Что интересно:  вырастая, мы время от времени все равно попадаем в эти две позиции.

Жены контролируют мужей (что покушал, где деньги, почему не пришел вовремя с работы) – и тем самым включаются в роль Родителя. Мужья, оправдываясь, – попадают в роль Ребенка. Делают заначки, не говорят всей правды.

Последствия: у мамочки в семье на одного малыша больше. И если всех это устраивает – то у такой семьи отличные шансы на долгое существование. Иногда бывает и наоборот: вместо мужа и жены под одной крышей живут «папа» и «дочка».

Позиция Взрослого

Принципиально другая позиция – это позиция Взрослого.

Это – когда на равных, это – когда есть доверие, это – когда ответственны за свою жизнь и за свой вклад в отношения. В этой роли мы не включаемся в чужие проблемы и не решаем их вместо другого (как Родитель). Мы не жалуемся сами и не смакуем подробности чужой «несчастной жизни, потому что вокруг одни придурки» (как Ребенок).

Здесь мы видим реальность  такой, какая она есть. И если нас что-то не устраивает – исправляем это. Рядом со Взрослым может быть только Взрослый. Это возможно лишь тогда, когда Ребенок стал ответственным и когда Родитель выключил тотальный контроль.

Поэтому – выбирайте. Решайте, из какой роли вы хотите строить отношения с близкими вам людьми.

Первый шаг – определите существующую позицию. И если она вас не устраивает – меняйте ее (это будет второй шаг). И помните: в жизни всегда есть место игре! Не относитесь всегда и ко всему слишком серьезно.

Взрослые люди очень даже умеют шалить!

Наталья Родионова

Эксперт по психологии любви

И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

Источник: http://www.grc-eka.ru/deti/tri-roli-roditel-vzroslyj-i-rebenok.html

Психология дошкольника

1. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения.
Младшие дошкольники (3–4 года) в основном играют в одиночку.

Продолжительность игр, как правило, ограничивается 15–20 минутами, а сюжетом является воспроизведение действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Средние дошкольники (4–5 лет) предпочитают уже совместные игры, в которых главным является имитация отношений между людьми.

Дети четко следят за соблюдением правил в выполнении ролей. Распространены тематические игры с большим количеством ролей.

Впервые начинают проявляться лидерские и организаторские способности.

В среднем дошкольном возрасте активно развивается рисование. Характерен схематичный, рентгеновский рисунок, когда прорисовывается то, что внешне не просматривается, например, при изображении в профиль прорисовываются оба глаза.

Начинают вызывать активный интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достижения успехов.

Старший дошкольник (5–7 лет) способен играть длительное время, даже в течение нескольких дней.

В играх большее внимание обращается на воспроизведение морально-этических норм. Активно развивается конструирование, в процессе которого ребенок усваивает простейшие трудовые навыки, знакомится со свойствами предметов, развивает практическое мышление, учится пользоваться инструментами, предметами обихода.

Рисунок ребенка становится объемным, сюжетным.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства последовательно развиваются и совершенствуются игры с предметами, сюжетно-ролевая игра, конструирование, рисование, домашний труд.

2. В дошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы, веса и т. д. Он способен заметить различие между разновысотными звуками, звуками, похожими по произношению, усвоить ритмический рисунок, определить положение предметов в пространстве, промежутки времени.

Восприятие ребенка-дошкольника будет более точным, если вызывается яркими раздражителями и сопровождается положительными эмоциями.

К старшему дошкольному возрасту резко возрастает осмысленность восприятия, т. е. представления об окружающем расширяются и углубляются.

Мышление дошкольника представлено тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. В начале дошкольного периода большинство задач ребенок решает с помощью практических действий.

К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. На фоне его бурного развития начинает закладываться фундамент логического мышления, которое будет столь необходимым в период школьного обучения.

Внимание ребенка на протяжении всего дошкольного возраста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобретает большую устойчивость и сосредоточенность.

Правда, чаще всего ребенок бывает сосредоточенным, если занимается интересной, захватывающей деятельностью.

К концу дошкольного периода ребенок способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной деятельности: решении головоломок, отгадывании ребусов, шарад, загадок и т. п.

Память дошкольника имеет следующие особенности: 1) наиболее развита образная память, в том числе такая ее разновидность, как эйдетическая; 2) запоминание происходит лучше, если оно организовано в ходе игровой деятельности, характерно непроизвольное запоминание; 3) при постановке мнемической задачи запоминание происходит механически, т. е. путем повторения; 4) дошкольник с удовольствием слушает уже слышанное ранее, таким образом тренируя свою память;

5) хорошо развита эмоциональная память, большая впечатлительность ребенка приводит к тому, что мы сохраняем большое количество ярких образов детства.

Рассмотрим особенности воображения дошкольника: 1) образы воображения легко возникают.

2) «продукты» фантазии отличаются противоречивостью: с одной стороны, ребенок «страшный» реалист («Так не бывает»), с другой – большой фантазер; 3) образы воображения дошкольника отличаются яркостью, эмоциональностью, оригинальностью замыслов, хотя чаще всего эти замыслы отталкиваются от уже ранее известного (воссоздающее воображение);

4) часто фантазии ребенка направлены на будущее, хотя в этих образах он очень непостоянен.

В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д.

Идет овладение нормами грамматики, склонениями и спряжениями, сложными предложениями, правилами употребления соединительных союзов, суффиксов и приставок. В качестве средства общения ребенок употребляет речь следующих видов: 1) ситуативную; 2) контекстную;

3) объяснительную.

Ситуативная речь часто бывает понятной лишь собеседнику, посторонним остается недоступной, в ней много словесных шаблонов, наречий, отсутствуют имена собственные, выпадает подлежащее.

По мере овладения ребенком более сложными видами деятельности, речь становится развернутой, включая пояснения ситуации.

Такая речь называется контекстной. В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается объяснительная речь, когда сохраняется последовательность изложения, выделяется главное. В дошкольном возрасте достаточно часто встречается и эгоцентрическая речь.

Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью и выражается в комментировании своих действий вслух, ни к кому конкретно при этом не обращаясь.

Итак, в дошкольном возрасте возрастает произвольность действий и психических процессов ребенка, углубляются и расширяются знания об окружающем мире.

3. Личностное развитие дошкольника включает : 1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире;

2) развитие эмоциональной и волевой сферы.

Отношение взрослого к ребенку во многом определяет становление его личности.

При этом важным становится соблюдение норм общественной морали. Дошкольник эти нормы может усваивать следующими способами: 1) подражая близким людям; 2) наблюдая за трудом взрослых; 3) слушая чтение рассказов, сказок, стихов; 4) подражая сверстникам, которые пользуются вниманием со стороны взрослых;

5) через средства массовой информации, прежде всего телевидение.

Младшие дошкольники усваивают культурно-гигиенические навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, книгами; средние и старшие дошкольники – правила взаимоотношения с другими детьми.

В дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке.

Читайте также:  Иллюстрации негативного восприятия - психология

На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя.

На протяжении всего дошкольного возраста чувства сопровождают поведение ребенка.
Малыш еще не в состоянии полностью контролировать свои эмоциональные переживания, его настроение может быстро меняться на противоположное, однако с возрастом чувства приобретают большую глубину и устойчивость.

Повышается «разумность» чувств, что объясняется ускорением умственного развития.
Все чаще можно наблюдать проявление таких чувств, как чувство радости и гордости за выполненное дело, или противоположных – чувств огорчения и стыда, если дело не выполнено, чувство комического (дети придумывают словесные перевертыши), чувство прекрасного.

К концу дошкольного возраста ребенку в некоторых случаях удается сдерживать бурные проявления чувств. Он постепенно овладевает пониманием невербального языка эмоций.

Таким образом, личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в результате активного взаимодействия с взрослыми людьми.

4. Подробнее остановимся на рассмотрении психологической готовности к обучению в школе, под которой понимается «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (И. В. Дубровина , 1997).

Иными словами, ребенок, находясь в группе сверстников, должен быть в состоянии усваивать школьный материал.

Существуют различные мнения на предмет выделения параметров психического развития ребенка.

Л. И. Божович выделяла: уровень мотивационного развития, включающий познавательные и социальные (стремление занять определенную позицию в группе сверстников) мотивы учения; достаточный уровень развития произвольности и определенный уровень развития интеллектуальной сферы, при этом приоритет отдавался мотивационному развитию.

Готовность к школьному обучению предполагает сформированность «внутренней позиции школьника», что означает способность ребенка сознательно ставить и исполнять определенные намерения и цели.

Большинство исследователей одно из главных мест отводят произвольности. Д. Б. Эльконин выделял в качестве основных такие умения, как сознательное подчинение своих действий правилу, ориентировка на заданную систему требований, внимательное слушание говорящего и точное выполнение задания, предлагаемого в устной форме.

Указанные параметры и являются элементами развитой произвольности.

Для успешного обучения в школе также важна сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками, готовность к принятию новой социальной позиции: «позиции школьника».

Интеллектуальная готовность к школьному обучению прежде всего складывается не из суммы усвоенных знаний, а из уровня развития познавательных процессов, т. е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и т. д. При этом крайне важен хороший уровень речевого развития.

Обобщая вышеназванные подходы, можно выделить три аспекта готовности к школьному обучению: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Интеллектуальный компонент выражается в уровне кругозора, определенном словарном запасе, уровне развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения, речи) и умении выделять учебную задачу.

Эмоциональная готовность – это умение ребенка длительное время выполнять малопривлекательное задание, не отвлекаясь, снижение импульсивных реакций, способность ставить цель и достигать ее, несмотря на трудности.

Социальный компонент проявляется в возможности и желании общаться со сверстниками, подчиняться законам детской группы, в готовности принять статус ученика.

Некоторые исследователи акцентируют внимание на мотивационной готовности, которая проявляется в ярко выраженной потребности в достижении успехов в учебе и общении, наличии адекватной (соответствующей истинному положению) самооценки, умеренно высоком уровне притязаний (стремлении достичь чего-либо). Итак, у психологически готового к обучению в школе ребенка должны быть сформированы все перечисленные выше компоненты.

Источник: https://psyera.ru/psihologiya-doshkolnika_9781.htm

Позиция общения

Позиция общения — это положение людей относительно друг друга, при котором существует зрительный контакт. Для того чтобы этот контакт складывался успешно, люди должны стоять лицом друг к другу и их глаза находиться на одном уровне.

Существует несколько позиций общения. Чтобы выбрать наиболее подходящую, нужно почувствовать достоинства и недостатки каждой из них.

Позиция 1. Ребенок сидит на полу, а вы стоите перед ним. Если вы будете разговаривать друг с другом в таком положении, то уже через минуту можете почувствовать, что продолжать разговор неприятно. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх; а тот, кто стоит, — вниз, вследствие чего быстро наступает усталость.

Зафиксируйте это ощущение и постарайтесь представить ту же картину глазами ребенка: ваш большой живот, грудь, бесконечно уходящие вверх ноги, длинные руки, подбородок, «точки» рта, носа и глаз. Именно так дети изображают взрослых на своих рисунках.

Позиция 2. Вы стоите рядом с протянутыми друг к другу руками, взрослый не наклоняется, а ребенок не приподнимается. Через некоторое время ваши руки устанут, и вы почувствуете обоюдное раздражение. Родители могут истолковывать его как реакцию на непослушание, а ребенок — как проявление безразличия.

Позиция 3. Руками, свободно поднятыми вверх, попробуйте ласково погладить ребенка. Надолго вас не хватит, и те чувства, которые вы хотели бы передать ребенку, адресата не достигнут.

В описанной позиции люди видят друг друга совершенно по-разному, и передать свои чувства друг другу они практически не могут.

Позиция 4 «Глаза в глаза». Эта позиция способствует установлению наилучшего контакта. Когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане, ни один из них не ощущает себя менее важным, значимым, чем другой.

Позиция 5 «Сверху». Такое положение в отдельных случаях необходимо, когда что-либо угрожает ребенку, что-то необходимо решить быстро, но важно постараться сохранить дружеские отношения между общающимися.

В повседневной жизни использование такой позиции имеет существенные недостатки.

Ее характерным признаком является то, что один из собеседников («контролирующий родитель») занимает внутреннюю позицию «сверху», а второй («адаптированный ребенок»)послушно пристраивается «снизу» (при этом они могут сидеть и находиться в позиции «глаза в глаза»).

В этом случае контакт возможен, только если эта позиция устраивает и одного и другого партнера. Но это взаимодействие не будет благоприятным для общения обоих, так как такое общение закрепляет стереотипы: уверенность в собственной непогрешимости у одного и подавление инициативы, веры в собственные силы у другого.

Ребенок в подобном положении видит собеседника искаженно, и поэтому, как правило, продолжать общение ему не хочется, а значит, предписание собеседника ребенок выполнять не будет.

* * *

Если вы хотите послушать ребенка, то повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне. Если ребенок стоит, то лучше всего присесть рядом.

Непозволительно общаться с ребенком, находясь в другой комнате, или разговаривать с ним через плечо, смотреть в этот момент телевизор, читать газету, готовить на плите и т. д. Любое проявление невнимания говорит о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

-10-

Задание. Понаблюдайте и выясните:

  • какая позиция преобладает в вашем общении с детьми;
  • какая позиция преобладает в вашем профессиональном общении;
  • с родителями воспитанников;
  • с коллегами;
  • как вы ведете себя в профессиональном общении.

Если преобладает позиция «на равных», это значит, что ваше общение с детьми может быть отнесено к личностно ориентированной модели.

Дистанция общения — это субъективный пространственный критерий эмоциональной близости людей. Дистанция должна обеспечить оптимальный контакт и свободу одновременно.

Чем ближе отношения между людьми, тем меньше расстояние между общающимися. Это расстояние зависит от возраста, социального статуса партнеров, их психологических особенностей и национальных стандартов поведения.

Чрезмерно близкое и чрезмерно удаленное расположение партнеров отрицательно сказывается на эффекте общения.

Если дистанция слишком велика, то взаимодействие затрудняется. Например, руководитель предприятия пригласил вас в кабинет, и вы сели в другом конце комнаты. Сможете ли вы обсудить интересующий вас вопрос, не приближаясь к руководителю? Вряд ли.

По той же причине не получится у вас откровенного разговора с ребенком или с родителем, если вы находитесь с ним в разных концах комнаты, а тем более — в разных комнатах.

Если же дистанция слишком мала, то появляется ощущение несвободы, возникает определенная психологическая напряженность.

Воспитателю важно правильно определить дистанцию общения и в отношении каждого ребенка (она может быть индивидуальной), и для всей группы в целом. Это довольно сложно, так как:

  • для различных ситуаций общения дистанция должна быть разной;
  • у каждого вида деятельности существует своя дистанция взаимодействия;
  • каждый ребенок устанавливает свою дистанцию взаимодействия со взрослыми (рис. 3.6).

Сколько детей в вашей группе, столько и дистанций общения, на которых каждый из них будет чувствовать себя свободно и в то же время находить необходимый контакт с вами.

Именно воспитатель ответствен за выбор дистанции общения. Только он определяет ее исходя из той или иной конкретной ситуации, выбирая наиболее подходящий вариант как для ребенка, так и для воспитателя.

В случае верного выбора их взаимодействие будет и приятным, и полезным.

-11-

Ситуация. Э. Хол провел такой эксперимент. Он сталкивал в деловом разговоре граждан США и представителей стран Латинской Америки.

Латиноамериканцы стремились приблизиться к партнеру, а североамериканцы все время отодвигались от собеседников. Североамериканцы думали о латиноамериканцах: какие они назойливые, бесцеремонные, претендующие на близкие отношения. Те же, в свою очередь, считали североамериканцев высокомерными людьми, холодными и слишком официальными.

С чем в действительности связано различие в поведении латиноамериканцев и жителей США?

Решение. В данной ситуации сказались различия в традиционных культурных нормах. У латиноамериканцев принята более близкая дистанция в общении.

Рис. 3.6. Дистанция общения

-12-

Ситуация. Некоторые родители ограничиваются следующей схемой общения.

Мать. Как дела? Что нового? Сын. Нормально. Ничего. Мать. Поел? Сын. Да.

Мать. Уроки выучил? Сын. Да.

К чему приведет такая схема общения?

Решение. В этом случае сохраняется психологическая дистанция, а потому ребенок не ощущает доверия, любви и привязанности. При таком общении трудно сохранить авторитет, ведь потерять его гораздо легче, чем приобрести.

-13-

Задание. Подумайте и определите:

  • какую вы сами предпочитаете дистанцию общения;
  • где удобнее разговаривать с ребенком, с друзьями, коллегами, с группой.

Вспомните:

  • куда вы садитесь во время лекций, докладов, учебных занятий: поближе или подальше от ведущего, преподавателя;
  • где вы, обучаясь в школе, училище, институте, обычно сидели на уроках, семинарах: ближе к преподавателю или подальше от него.

-14-

Ситуация. В животном мире есть специфическая «дистанция бегства». Ящерица убегает, если к ней приблизиться на несколько метров. У воробья очень маленькая дистанция бегства, а у оленя и орла — очень большая. А какова она у человека? Сохранил ли он в своем поведении этот древний защитный механизм: стремление убегать при приближении угрозы?

Решение. Конечно, человек не животное, но все-таки мы испытываем неловкость, если кто-либо другой находится слишком близко, хотя это расстояние у каждого свое. Если преднамеренно сократить дистанцию, партнер по общению неосознанно предпримет движение и установит то расстояние, которое находит для себя приемлемым.

А если в процессе общения вы придвинетесь к собеседнику (собеседнице), а он (она) не станет отстраняться, то это будет говорить о том, что он (она) готов к более близкому контакту и в межличностном общении.

При этом следует учесть, что злоупотребление этим приемом может быть воспринято как агрессия, или панибратство, или бесцеремонное заигрывание.

-15-

Ситуация. Воспитательница обратила внимание на то, что Витя (5 лет) старается держаться от нее подальше, хотя та не давала мальчику для этого никакого повода. Педагог решила, что, может быть, малышу просто не хватает родительских ласк.

Решение. Витя на самом деле нуждается в большей дистанции общения. Он чувствует себя увереннее, когда находится немного поодаль, но это не значит, что он избегает ласки или какого-нибудь другого вида взаимодействия с воспитательницей.

-16-

Ситуация. Воспитательница обратила внимание, что Петя (5 лет) чаще других детей находится возле нее, всем своим видом показывает свое желание «приласкаться». Он готов исполнять все, что попросит воспитательница. Тогда, размышляя над этой ситуацией, она предположила:

«А может быть, он подлизывается? Или, может быть, ему нужны особые условия общения?»

Какая дистанция общения предпочтительнее для Пети?

Решение. Этого ребенка неверно считать подлизой. Он просто нуждается в более короткой дистанции общения.

-17-

Ситуация. Происходит общение с детьми на основе личностно ориентированной модели.

Охарактеризуйте пространство и дистанцию общения в данном случае.

Решение. Дистанция общения будет такой, которая позволит каждому в группе чувствовать контакт с окружающими и одновременно ощущать личную свободу.

Читайте также:  Мир страшен - психология

Воспитатель в подобной ситуации должен действовать «не рядом», а «вместе», в одном пространстве, которое является общим, интересным для каждого из взаимодействующих.

-18-

Вопрос. Как установить дистанцию общения во время занятий со всей группой, чтобы и воспитатель, и каждый ребенок чувствовали собственную свободу и в то же время чтобы все находились в контактном взаимодействии?

Ответ. Для этого надо продумать:

  • как разместить детей (чтобы каждый располагался лицом к говорящему, чтобы была выдержана дистанция и т. п.);
  • как должен каждый ребенок действовать, взаимодействовать с другими детьми и вами;
  • какое место займете вы сами (важно не располагаться спиной к ребенку);
  • как и когда обращаться к тому или иному ребенку.

Все это далеко не всегда возможно! Вероятно, вам все равно придется ограничить чью-то свободу или нарушить дистанцию взаимодействия.

Источник: http://5psy.ru/chitaem-knigi/poziciya-obsheniya.html

Кто ты: Родитель, Взрослый, Ребенок?

Можете ли вы вспомнить последние двадцать четыре часа своей жизни? Были ли моменты, когда вы чувствовали, думали и вели себя как ребенок? А может быть, в вашем поведении, мышлении, чувствах отражалось то, что вы когда-то усвоили в детстве от родителей? Наверняка вспомните также моменты, когда вы непосредственно реагировали на события, при этом не впадали в детство, а вели себя как взрослый человек, каким вы и являетесь на самом деле.

Если у вас получилось выполнить это маленькое упражнение, то, конечно же, вы заметили, что речь идет о трех разных способах взаимодействия с миром. Или, как говорят психологи, о различных эго-состояниях человека.

— Родительское состояние характеризуется усвоенными от родителей шаблонами, стереотипами социального поведения, правилами и запретами.- Состояние взрослого — это рациональное, аналитическое начало, живет по принципу «здесь и сейчас».

— Состояние ребенка — эмоциональное, интуитивное, инстинктивное реагирование на жизненные обстоятельства.

Представьте, что вы едете за рулем своей машины. Дорога заполнена другими автомобилями, движение весьма оживленное. Каждую секунду вы вынуждены оценивать окружающую обстановку: скорость других машин, дорожные знаки, свое состояние и состояние своей машины.

В этот момент вы максимально внимательны и сосредоточены, адекватно на все реагируете и поэтому находитесь в так называемом состоянии «Взрослого». Вдруг вас лихо обгоняет другой водитель, грубо нарушая при этом правила дорожного движения. На доли секунды вы чувствуете страх перед возможной аварией и снижаете скорость. Все это время вы находитесь в состоянии «Взрослого».

Чувство страха — это адекватная реакция организма на опасную ситуацию. Оно помогло вам быстро отреагировать и предотвратить возможную аварию. Когда машина нарушителя исчезает вдали, вы слегка расслабляетесь и с возмущением говорите: «Таких водителей и близко к дороге нельзя подпускать.

Будь моя воля, я бы лишил его водительских прав навсегда!» Обратите внимание, сейчас вы незаметно для себя перешли в состояние «Родителя». Очень может быть, что ваш отец когда-то говорил такую же фразу, когда с ним случалось что-то подобное.

Итак, через некоторое время, вы подъезжаете к своему офису, смотрите на часы и понимаете, что опоздали на важную встречу из-за пробок и безумных водителей. Сердце сжимается и на мгновение вас охватывает паника. Сейчас вы перешли в состояние «Ребёнка» (приблизительно тоже самое, вы могли испытать, когда опаздывали в школу, где вас ждало наказание от учителя).

Ощущение паники — это реакция на старые воспоминания, а не на то, что может произойти с вами сейчас как со взрослым человеком. В такой момент мы не осознаем, что на мгновение попадаем в детство.

Потом вы вдруг сами себе говорите: «Стоп! В чем собственно дело? Чего это я разнервничался? Мой начальник отлично знает, какие пробки в это время в городе, да и информация, которую он сейчас получит от меня его очень обрадует.

Не будет у него вр5мени делать мне замечания».

Вы опять находитесь в состоянии «Взрослого». Ваше тело расслаблено и вы улыбаетесь. Поднимаясь по ступенькам, вы мурлычете себе под нос милую песенку, вы смеетесь смехом взрослого человека, а не нервным смехом запуганного ребенка.

Здоровой и целостной личности надо всего три эго-состояния. «Взрослый» нужен для решения возникающих «здесь и сейчас» различных проблем. Он помогает нам эффективно справляться с трудностями жизни. Чтобы вписываться в законы общества, нам необходим набор правил, отраженный в нашем «Родителе».

В состоянии «Ребенка» мы находим доступ к детской непосредственности, интуиции, творческому потенциалу. Если упростить, то получиться: «Когда я мыслю — я Взрослый, когда я чувствую — я Ребенок, когда я оцениваю — я Родитель». «Родитель» и «Ребенок» являются отголосками или воспоминаниями прошлого. В состоянии «Ребенка» я воспроизвожу мысли, чувства, поведение, которые были у меня в детстве.

В состоянии «Родителя» то, что я скопировал в прошлом у своих родителей или других авторитетных фигур.

И только в состоянии «Взрослого» я откликаюсь на то, что происходит, со всей полнотой своей взрослой, нынешней личности.

Денису семнадцать лет. Он с гордостью называет себя — «бунтарь».

Он исключает из структуры своей личности «Родителя» и старается не руководствоваться в своей жизни правилами, шаблонами, установками и советами старших.

Пока его это забавляет, но окружающие замечают, что в каждой ситуации он отыскивает свой вариант решения и затрачивает на это слишком много усилий и времени. Как бы живет «в холостую».

Олегу — тридцать. Он слишком серьезен и ответственен. Ему кажется, что успешные люди — это люди серьёзные и мало улыбающиеся.

Ему хочется быть похожим на своего босса, солидного пожилого господина, которому недавно исполнилось 65 лет. У Олега проблемы с эго-состоянием «Ребенка».

Он производит на окружающих впечатление эмоциональной холодности, бесчувственности и не располагает к близкому общению.

При исключении эго-состояния «Взрослого» человек плохо анализирует жизненные события, часто принимает ошибочные решения.
Лене уже двадцать восемь. Она образована, мила и непосредственна. Живет легко и весело. Все ее жизненные вопросы до сих пор решают ее родители.

Сама Лена считает, что это выгодно, — ни о чем «не болит голова».

Как долго она продержится в этом состоянии неизвестно, но, скорее всего, привычка сделает свое дело и, чтобы не выходить из удобной роли, она и мужа будет подыскивать себе приблизительно такого, как папа и мама.

С этой точки зрения можно анализировать взаимодействие людей друг с другом, понять истоки трудностей и конфликтов. Каждый человек находится в определённом эго-состоянии. Когда один из общающихся, получает отклик из ожидаемого эго-состояния партнёра, то общение может продолжаться довольно долго. Если нет — чаще всего в этот момент и возникает конфликт.

«Контролирующий Родитель». Позитивное проявление — дает ребенку защиту, открывает перспективы, даёт рекомендации как жить. Негативное проявление — назидает, предполагает послушание, ограничивает, командует, контролирует.

Считает, что прав только он.
«Заботливый Родитель». Позитивное проявление_ — стимулирует, поддерживает, вдохновляет, усиливает потенциал человека.

Негативное проявление — гиперопекает, делает за человека то, что он и сам может сделать.

«Взрослый». Делает логические умозаключения, принимает ответственные решения, воплощает свои идеи в жизнь.

«Адаптивный ребенок». Воспитанный, послушный, дисциплинированный, но безынициативный, «запуганный».
«Свободный ребенок». Раскрепощенный, делает то, что хочет, поведение спонтанное, непосредственный и творческий.
«Бунтующий ребенок». Непослушный, грубый, часто идет на конфликт и многое делает наоборот. С ним тяжело договориться.

Эта модель позволяет взглянуть на себя «со стороны», понять поведение своих детей, мужа или жены, сотрудников. Конечно, этого недостаточно для разрешения всех ситуаций, возникающих в жизни, но понимание — первый шаг к разрешению проблемы.

Алена пришла ко мне с просьбой разобраться в ее ситуации. Мужчина, с которым она встречается уже семь месяцев, предложил ей руку и сердце. Отношения с ним очень хорошие, но Алена обратила внимание на странную тенденцию: все ее идеи, мысли и поступки придирчиво оцениваются ее женихом.

Она ничего не может сделать самостоятельно, он старается все контролировать, требует отчета и часто повторяет, что она еще не знает жизни, разница в возрасте у них — шесть лет. Алена — человек творческий, чувствует себя взрослой и способной не только принимать решения, но и нести за них ответственность. Она мирилась с ситуацией в начале знакомства, принимая такое поведение за заботу.

Сейчас стало очевидным то, что он все хочет контролировать, что в дальнейшем может привести к ссорам.
В общении, жених Алены постоянно находится в эго-состоянии «Контролирующего Родителя», загоняя тем самым Алену в состояние «Ребенка». Алена же, старается оставаться во «Взрослом» состоянии или автоматически попадает в «Бунтующего Ребенка».

Отсюда, и довольно часто возникающие, разногласия. Самый же лучший вариант для пары — это учиться общаться с позиций «Взрослый» — «Взрослый».

Пример №1. Муж жене: «Ужасно устал. Сделай мне горячего чая». Жена (обнимая мужа): «Уже несу, дорогой. А что тебе еще приготовить?»

Супруг находится в эго-состоянии Взрослого (В), жена — Заботливый Родитель (ЗР). В паре хорошие отношения. Состояние (ЗР) связано с помощью, заботой и базируется на искреннем уважении к человеку. Поэтому если один из партнеров занимает положение (ЗР), а второй (В), или если периодически они меняются этими ролями, в их отношениях, скорее всего, будет царить гармония и взаимопонимание.

Пример №2. Муж жене: «Ужасно устал. Сделай мне горячего чая». Жена (резким голосом): «Я тоже сегодня вымоталась, но я же не прошу у тебя чай. Сделай сам». На первый взгляд в самой фразе мужа нет ничего такого, что могло бы вызвать отрицательную реакцию жены.

Но по тому как она отреагировала, можно судить о том, что в словах мужа, в его интонации она слышит нотки приказного порядка. Когда-то таким тоном с ней разговаривали ее родители, учителя, которые оценивали ее критично и командовали ею: «Марш в постель! Вытри пыль! Вынеси ведро!».

Сейчас взрослая женщина уже не может допустить такой оскорбительный тон и не желает, чтобы ею кто-то командовал. Она ждет просьбу, учитывающую и ее интересы: «Если тебе не трудно, сделай мне, пожалуйста, чашку чая. Отдохну пару минут и помогу тебе по хозяйству».

В описанном примере, муж, сам того не желая, занял позицию Родителя-Командира и вместо чашки чая получил бунтующий ответ огрызающегося Ребенка. Чем чаще он будет обращаться со своей женой как Критикующий Родитель (КР), тем чаще это будет приводить к упрямству и конфликтам со стороны жены.

Для того, чтобы легко общаться с окружающими очень важно знать свое «любимое» эго-состояние.

Вы можете более четко в этом определиться, если: 1. Понаблюдаете, как вы общаетесь с близкими, сотрудниками, друзьями в течение нескольких дней. 2. Определите, какие реакции чаще всего у вас возникают: вы спорите, опекаете кого-то, «учите жить», жалуетесь… 3.

Запишите, кем вы бываете чаще — Взрослым, Родителем (Контролирующим или Заботливым) или Ребенком (Бунтующим, Свободным, Адаптивным)? 4. Если вы хотите, например, сознательно контролировать своего Родителя-Критика и чаще бывать Заботливым Родителем, опишите человека, который, по вашему мнению, пребывает в этом эго-состоянии.

Запишите слова, которые он говорит, его реакции на разные ситуации. 5. Сравните свое поведение с тем эталоном (ЗР), который у вас получился. 6. Попытайтесь воплотить в жизнь свой план. Прямо с завтрашнего утра контролируйте свою речь, интонацию, поведение. Очень скоро вы почувствуете, что меняете свое «любимое» эго-состояние: критика и приказ превратятся в просьбу и понимание.

Например, зачем супруге отвечать агрессивно и раздраженно (эго-состояние Бунтующего Ребенка), если к ней обращаются уважительно и спокойно, готовы выслушать и обсудить ее мнение (Взрослый).

Изменив себя, вы измените мир вокруг себя. Реакция окружающих станет другой, поведение более гибким и менее конфликтным.

Если вы хотите проанализировать ваши семейные отношения более глубоко, обратитесь к специалисту и пройдите специальный, профессиональный тест, определяющий функциональные эго-состояния личности. Изучайте себя, совершенствуйтесь, и пусть ваши семьи будут счастливы и гармоничны! Успехов Вам!

Наш консультант — семейный психолог Татьяна ВАСИЛЬКОВСКАЯ

Источник:
Журнал «Мир семьи», № 11, 2003 год

Источник: http://www.transactional-analysis.ru/base/95-

Ссылка на основную публикацию