Деятельная личность — психология

Глава 4. Психология личности и деятельности. // Личностный подход в психологии

Деятельная личность - психология112

В системе «человек—право» в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания, и в частности — правосознания.

Нередко применяемая формулировка «человеческая личность» некорректна.

Хотя слова «человек» и «личность» — не синонимы и человек может не быть личностью (новорожденный), личность — это всегда человек, и личностью не обладает никто, кроме человека.

Структурный подход позволяет разобраться во множестве свойств и особенностей человека, не только «разложив их по полочкам», но и вскрыв связи и взаимоотношения между ними.

Первая категория психических явлений — психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и т. д.), которые определяются относительной кратковременностью их протекания. Ни один психический процесс не может, оставаясь самим собой, протекать более или менее долго.

Вторая категория — психические состояния: бодрость, усталость, активность, пассивность, раздражительность, настроение и т. д. Они длительнее, чем психические процессы. Довольно долгое время на них обращали внимание только патопсихологии.

Третья категория психических явлений — психические свойства личности. Они наиболее стойки, хотя, конечно, способны изменяться. Изменяются они в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но больше всего — под влиянием социальных условий, и прежде всего воспитания и самовоспитания.

Эти категории: психические процессы, состояния и свойства — называют частнопсихологическими, они объединены в общепсихологическую категорию психических явлений.

В психологической науке прочно утвердилось положение о том, что любая реакция человека, весь строй его внутренней жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались у него в процессе его социального опыта, — от его потребностей и мотивов, интересов и установок, т. е.

системы отношений к действительности. Для того чтобы понять действительную психологическую природу того или иного свойства, в том числе и профессионально значимого, т. е.

определить, какую функцию оно выполнит в процессе деятельности, необходимо рассматривать это свойство в личностном аспекте — с точки зрения мотивов и целей этой деятельности. Для реализации личностного подхода необходимо исследование каждого отдельного свойства в структуре личности.

Представление о личности как о целостной структуре требует при изучении процесса формирования личности (в условиях вуза или в ходе практической деятельности) акцентировать то, что создает эту целостность. Определяет же целостную структуру личности прежде всего ее направленность.

В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные мотивы подчиняют себе все остальные. Направленность личности может проявляться в разных сферах ее жизни и деятельности.

Однако наиболее глубокой является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к обществу, к самому себе, к трудовой деятельности (профессиональная направленность).

Изучая личность в любом ее аспекте, нельзя произвольно отсекать изучаемое явление (процесс, свойство, качество) от личности в целом, от ее направленности, от системы ее отношений к действительности.

Иными словами, в процессе психологического исследования личности, в частности в исследовании процесса формирования у нее профессионально важных психических качеств, необходимо иметь в виду, какую именно функцию изучаемое психическое явление выполняет в сложной системе взаимодействия человека с окружающей его действительностью, в процессе его профессиональной деятельности.

Любое качество человека (например, организованность, дисциплинированность) не может существовать вне контакта с его личностью, вне системы мотивов его поведения, его отношений к действительности, его переживаний, убеждений .

Исходя из решающей роли в формировании личности особенностей мотивационной сферы, т. е. системы потребностей и установок, необходимо учитывать некоторые данные о развитии самой этой сферы.

В психологии наиболее устоялось понимание потребностей как ощущения человеком недостатка в чем-либо, который отражается в сознании и вызывает стремление к его устранению.

При этом внутреннее состояние, переживаемое человеком, по мнению большинства психологов, нельзя объяснить только психическим состоянием индивида, без учета влияния внешней среды.

В основном исследуются субъективные стороны потребностей, внутренние источники активности личности. Характерными особенностями потребностей являются:

— конкретный содержательный характер потребности, который связан обычно или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение;

— более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием;

— эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребности, к изысканию необходимых для этого путей;

— ослабление, иногда и полное исчезновение потребностей, а в некоторых случаях даже отрицание их при удовлетворении;

— повторное возникновение потребности, когда необходимость, которая лежит в основе потребности, вновь дает о себе знать.

Таким образом, возникает переживание потребности в определенных предметах, видах деятельности, отношениях и т. п. Оно направляет деятельность людей на получение потребного. Источником человеческой активности являются не только индивидуальные потребности личности, но и потребности группы, класса, нации.

К сожалению, не все правильно понимают свои потребности и объективную необходимость считаться с реальным уровнем развития общества и соблюдать законы, охраняющие общественные интересы.

Потребность отражается в сознании человека как мотив его возможного поведения. И человеческие потребности, и мотивы деятельности имеют социальный характер, решающая роль в их возникновении принадлежит социальной среде, которая детерминирует формирование и развитие потребностей, а также мотивацию к действию.

При сочетании определенных объективных и субъективных обстоятельств неудовлетворенная индивидуальная потребность может стать побудительной причиной отдельных преступлений. Однако потребности, интересы, мотивы проявляются в сложных многообразных и взаимосвязанных друг с другом формах.

Человек — существо общественное, и он обладает относительной свободой воли, может управлять своими потребностями, ограничивать их, даже подняться выше своих потребностей, отказаться от их удовлетворения в интересах общества. Напротив, стремление во что бы то ни стало удовлетворить свои потребности может привести к совершению антиобщественных деяний.

Итак, хотя потребности являются источником человеческой активности, их необходимо рассматривать во взаимосвязи и взаимодействии с интересами и моральными переживаниями, в которых находят отражение социальная позиция и ценностная ориентация индивида.

Непосредственный источник человеческих действий, направленных на удов¬етворение потребностей, — это интересы. Взаимоотношения потребностей и интересов сложны и подвижны.

При изучении психологических аспектов преступного поведения актуально исследование личности в различных конфликтных ситуациях, в которых своеобраз¬но проявляются ее интересы и мотивы этого поведения. Правонарушитель обнаруживает заинтересованность в преступном деянии, в его действиях мы наблюдаем противоречия между социальными требованиями и реальным поведением индивидуума.

Для структуры интересов правонарушителей в целом, как указывает большинство исследователей, характерно:

— нарушение равновесия между различными видами потребностей и интересов;

— извращенный характер некоторых потребностей;

— бедность потребностей и интересов;

— аморальность способа их удовлетворения.

Внутренний мир человека охватывает также чувства, настроения, переживания и эмоциональную жизнь. Изучение внутреннего мира правонарушителей представляет порой довольно сложную проблему, поскольку многие из них длительное время не работают и в силу этого утрачивают ряд социальных связей. Большинство таких людей вообще не имеют сформировавшихся интересов.

Представление о целостной структуре личности, о зависимости психических процессов, свойств и качеств личности от ее потребностей, стремлений, установок, о том, что психические процессы и свойства являются функциями личности, средствами достижения поставленной цели, целиком согласуется с широко известным в современной психологической науке положением о взаимной компенсации пси¬хических свойств и функций человека.

< Попередня   Наступна >

Источник: http://radnuk.info/ros-pidrychnuk/psihologiya/539-vasilev/14157—4———.html

Деятельностный подход в отечественной психологии

Деятельностный подход в отечественной психологии

Понятие «деятельность» в отечественной психологии играет центральную методологическую роль. Это значит, что, при описании сущности и процессуальных характеристик психики и личности сторонники подхода опираются на категорию «деятельность».

В современной отечественной психологии деятельностным подходом называют школу советской психологии, теоретический, методологический и эмпирический подход, который исследует психику и сознание человека в процессе их формирования в предметной деятельности. Некоторые теоретики деятельностного подхода рассматривают психику и сознание даже как специфические формы предметной деятельности.

Что такое деятельность?

Деятельность рассматривают как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» (Р. С. Немов). Деятельность обладает такими характеристиками:

Читайте также:  Валидность - психология

— творческий характер деятельности (то есть с помощью осуществления деятельности человек выходит за ограничивающие его рамки, может создать материальные и духовные ценности, способствующие историческому прогрессу),

— продуктивный характер деятельности (человек использует деятельность для создания новых способов удовлетворения потребностей),

— потребностный характер деятельности (порождая новые способы удовлетворения потребностей, человек развивает, усложняет свою мотивационно-потребностную сферу),

— опосредованность деятельности историческим развитием человечества (деятельность человека способна удовлетворять не только естественные, но и духовные, культурные потребности, потребности в знаниях и пр.),

— деятельность изначально, от рождения, не присуща человеку, а развивается в процессе воспитания и обучения.

Предпосылки формирования деятельностного подхода

Деятельностный подход возник в 20-е гг. XX века в период психологического кризиса 10-30-х гг. Сущность психологического кризиса проявилась в невозможности объяснения психических феноменов существующими теориями, в поиске новых направлений и методологических оснований исследования психики и сознания человека.

На Западе в период психологического кризиса родились такие направления, как психоанализ и бихевиоризм. В отечественной же психологической среде, достаточно обособленно развивающейся вследствие исторических условий того времени, зародился деятельностный взгляд на природу психического.

В советской психологии произошел закономерный сдвиг с лабораторных исследований сознания человека на изучение трудовой деятельности. Это объясняется исторически обусловленным поиском философской опоры в марксистко-ленинской философии, в которой категория деятельности занимает ведущее место.

Человек как деятель (подход М. Я. Басова)

Впервые о деятельности как особой категории, которая не может быть отнесена ни каким другим формам активности, заговорил М. Я. Басов. В его теории впервые в качестве предмета исследования выступили не сознание и не поведение, а деятельность. Он намеренно использовал именно понятие «деятельность», а не «поведение», чтобы отделить свой подход от бихевиоризма и рефлексологии.

Он предложил не механически объединять сознание и поведение, а включить их в структуру деятельности. Деятельность, согласно автору, это особая структура, которая состоит из отдельных актов и механизмов, которые взаимосвязаны друг с другом задачей.

Центральной проблемой теории деятельности Басов видел развитие, формирование деятельности. Он предлагал рассматривать трудовую деятельность как высшую форму деятельности. Кроме труда, этапами формирования деятельности являются игра и обучение.

Деятельностная теория С. Л. Рубинштейна: сознание и деятельность едины

Предметом изучения психологии, С. Рубинштейн считает психику, но опосредованную предметным преобразованием действительности, то есть деятельностью.

Рубинштейном бы сформулирован принцип единства сознания и деятельности — один из базовых принципов отечественной психологии: сознание и психика формируется в деятельности, в деятельности же и проявляются.

Другими словами, психика человека не может рассматриваться изолированно, как существующая независимо от внешнего мира субстанция. Рубинштейн полагал, что ошибкой бихевиористической концепции, которая тоже изучала деятельность и поведение, был излишне биологизированный подход к деятельности.

Он же предлагает рассматривать единство сознания и поведения как обуславливающие друг друга.

Внутренняя психическая природа человека, на его взгляд,  проявляется только по отношению к какому-либо объекту внешнего мира. Без соотношения переживания с объектом, который его вызвал, невозможно и само переживание.

С другой стороны, сущность человеческого поведения определяется внутренним содержанием психики человека (мотивами, целями). Так, единство сознания и поведения (деятельности) имеет своей основой единство сознания и бытия.

Развитие деятельностного подхода А. Н. Леонтьевым: структура деятельности

Взгляды психолога сформировались на базе культурно-исторического подхода Л. С. Выготского.

Предметом изучения психологии является деятельность, а психика является одной из форм предметной деятельности, поскольку она (психика) не может быть отделена от опосредующей ее деятельности.

В отличие от С. Рубинштейна, который настаивал на присутствии внутреннего плана в сознании изначально, А. Леонтьев утверждает, что внутреннее содержание сознания формируется только в процессе интериоризации практической деятельности – то есть внешняя по отношению к сознанию среда формирует сознание.

Структура деятельности включает две взаимосвязанные стороны. Мотивационно-потребностная сторона деятельности состоит из:

— мотива деятельности (немотивированной деятельности не существует, она может лишь обладать скрытым мотивом),

— цели деятельности (как образа результата деятельности),

— условий деятельности.

В свою очередь, существует оперционально-техническая сторона человеческой деятельности, включающая в себя:

— действия (процессы, которые подчинены сознательной цели),

— операции (составляющие такого действия, способы осуществления действия),

— психофизиологические основания деятельности.

Дальнейшие эмпирические разработки деятельностного подхода

В дальнейшем развитие теории деятельностного опосредования сознания развивалось в таких направлениях:

филогенетическом (А. Запорожец, К. Фабри),

историко-антропологическом (С. Рубинштейн, А. Леонтьев, П. Гальперин),

социогенетическом (А. Леонтьев, А. Лурия, М. Коул),

онтогенетическом (Д. Эльконин, В. Давыдов, А. Запорожец),

патопсихологическом (А. Лурия, Е. Хомская, Б. Зейгарник),

функционально-генетическом (Б. Теплов, Б. Ананьев, Н. Бернштейн).

Виды человеческой деятельности

Если в качестве основы классификации деятельности выбрать социальную активность, в которую неизбежно включается человек в своей жизни, то виды этой социальной активности и будут видами человеческой деятельности.

Игра – вид деятельности, который не предполагает получения в ее результате материального или идеального продукта, а имеющий своей целью вовлеченность в некий процесс.

Игра является основным видом деятельности (так называемым, ведущим) у детей дошкольного возраста, и выполняет преимущественно развивающую функцию.

К видам игр относят индивидуальную и групповую, предметные, ролевые, сюжетные игры и игры по правилам.

Обучение – это вид деятельности по приобретению знаний, умений и навыков. Оно является средством психологического развития человека. Обучение (или как процесс – учение) может быть специально организованным или происходить попутно (неорганизованное обучение). У взрослых людей процесс обучения может принимать форму самообразования.

Труд, согласно теории деятельности – это высший вид деятельности человека, обладающий характеристиками целесообразности, осознанности и направленный на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека и социума.

Человеческий труд как вид деятельности имел результатом  усовершенствование орудий труда.

А эти улучшенные орудия труда явились условием повышения производительности труда, совершенствования промышленного производства, науки, техники, культуры и искусства.

В психологической теории деятельности к видам деятельности относят еще и общение (вид деятельности, который направлен на обмен информацией между людьми).

Хотя каждый из перечисленных видов деятельности (кроме общения) является ведущим в определенный возрастной период, все они сопровождают человека на протяжении его жизни, принимая специфические формы.

Таким образом, деятельностный подход сформировал научно-методологические основы отечественной психологии, выделив в качестве основной категории исследования деятельность, опосредующую психическую реальность и сознание человека.

Теория деятельности имела огромное значение для развития многочисленных прикладных областей психологии, а именно детской психологии, социальной психологии, психологии труда, психологии управления, психологии различных видов профессиональной деятельности,  патопсихологии и других.

Источник: https://psydom.info/psy-schools/otechestvennaya-psihologiya/deyatelnostnyj-podhod-v-otechestvennoj-psihologii.html

Деятельная теория личности

Деятельная теория личности⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 26Следующая ⇒

Деятельностная теория личности
Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии.

Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую и А. В. Брушлинского.

Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией личности, особенно с ее социально-наученческим направлением, а также с гуманистической и когнитивной теориями.

В этом подходе отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность.

Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А. Н., 1975).

Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С. Л., 1997).

Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности.

Предметность — это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л.

Читайте также:  Упражнение "богатство мира" - психология

Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К. А., 1980; Брушлинский А. В., 1994).

Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.

Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он — активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения.

Детство и юношеские годы тем не менее рассматриваются в этой теории как наиболее важные для формирования личности. Представители этой теории верят в позитивные изменения личности человека по мере социального прогресса.

По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций.

Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные свойства сознания, например рефлексия, внутренний диалогизм. Свобода — это осознанная необходимость.

Внутренний мир человека и субъективен, и объективен одновременно. Все зависит от уровня включения субъекта в конкретную деятельность. Отдельные аспекты и свойства личности могут быть объективизированы в поведенческих проявлениях и поддаются операционализации и объективному измерению.

В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте — ЛеонтьевА. Н., 1975).

В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Настойчивый человек действует смело, активно, отстаивает свои права на самостоятельность и требует от окружающих признания этого.

Список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек как субъект (Абульханова-Славская К. А., 1980). Направленность — система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности.

Количество блоков личности и их содержание в существенной степени зависит от теоретических воззрений авторов. Некоторые авторы, например Л. И. Божович (1997), выделяют в личности только один центральной блок — мотивационную сферу личности.

Другие включают в структуру личности и те свойства, которые обычно рассматриваются в рамках других подходов, например, поведенческого или диспозиционального. К. К.

Платонов (1986) включает в структуру личности такие блоки, как знания, навыки, приобретенные в опыте, путем обучения (данная подструктура является типичной для поведенческого подхода), а также блок «темперамент», который рассматривается как один из важнейших блоков личности в рамках диспозиционального подхода.

В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль. Направленность — это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности.

Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью. Способности — индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны.

Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком, и наоборот. Характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека.

К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях.

Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.

На основании выраженности моральных и волевых свойств человека выделяют следующие разновидности характера: морально-волевой, аморально-волевой, морально-абулический (абулия — отсутствие воли), аморально-абулический. Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, постоянно соблюдает социальные нормы и для их соблюдения прикладывает волевые усилия.

Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с аморально-волевым характером не признает социальных норм и все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей. Люди с морально-абулическим характером признают полезность и важность социальных норм, однако, будучи безвольными, часто, не желая того, в силу обстоятельств совершают антисоциальные поступки. Люди с аморально-абулическим типом характера безразличны к социальным нормам и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять. Самоконтроль — это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т. д. (Ковалев А. Г., 1965). Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства. Среди них основное место принадлежит экзистенционально-бытийным свойствам личности. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными экзистенционально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой. Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.

На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» последователи этой теории могли бы ответить следующим образом: потому что у этих людей в процессе их деятельности (учебной, трудовой и т. д.) в определенной социальной среде сформировались целенаправленно-осознанные намерения наносить другим людям физический или психический вред, а механизмы самоконтроля оказались не развитыми.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: http://arhivinfo.ru/2-102391.html

Основные теории личности в отечественной психологии

Основные теории личности в отечественной психологии

Учение об условных рефлексах – временная связь внешнего агента с деятельностью организма. Безусловные рефлексы осуществляются при любых условиях. Сигнальные системы. 1-я сигнальная система – раздражение на внешних рецепторах и на больших полушариях, общая у людей и животных; 2-ю сигнальную систему составляет слово.

Законы ВНД: закон иррациации, закон концентрации. Исследовал экспериментальные неврозы. Орбели Л.Д. учение о 2-й сигнальной системе, проблема труда и вдохновения. Анохин П.К.

теория функциональных систем, универсальная модель мозга (афферентный синтез), биология и нейрофизиология условного рефлекса. Ломов Б.Ф. специальные разработки инстинктивной психологии, психология труда, психофизика, мат.

психология. Давыдов В.В. явление интериоризации.

Школа Теплова, Небылицына

Основные свойства и системы по Павлову и Небылицину. Бланковые методы диагностики основных свойств нервной системы и их психологические особенности.

Свойства:

  • Сила нервных процессов – раздражительного и тормозного.
  • Равновесие этих процессов.
  • Их подвижность.
  • Высочайшая пластичность.

В окружающей среде оказываются необычные, чрезвычайные события, раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать эффекты этих раздражений по требованию других, так же или еще более могучих внешних условий. И нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности.

Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенства силы обоих нервных процессов. Оба процесса должны, так сказать, поспевать за колебаниями окружающей среды, т.е.

Читайте также:  Позитивные и негативные эмоции - психология

должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно.

Школа Леонтьева

Работает по проблеме деятельности. Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С. Л. Рубинштейна, А. Н.

Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую и А. В. Брушлинского. Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией личности, особенно с ее социально-наученческим направлением, а также с гуманистической и когнитивной теориями.

В этом подходе отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность.

Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А. Н., 1975).

Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С. Л., 1997).

Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.

Предметность — это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л.

Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К. А., 1980; Брушлинский А. В., 1994).

Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.

По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций.

В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте  — ЛеонтьевА. Н., 1975). В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Настойчивый человек действует смело, активно, отстаивает свои права на самостоятельность и требует от окружающих признания этого. Список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек как субъект (Абульханова-Славская К. А., 1980).

В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.

Направленность — это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью

Способности — индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны.

Характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность

Самоконтроль — это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т. д. (Ковалев А. Г., 1965).

Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.

Школа Лурия, школа нейропсихологии

Роль речи в развитии произвольных психических процессов.

Согласно теории Лурия, мозг является высокодифференцированной системой, части которой отвечают за различные аспекты целого: отдельные области коры головного мозга взаимодействуют друг с другом, чтобы произвести мысли и действия самого разного рода. Лурия допустил, что в мозге содержится три основные блока:

  1. Ствол мозга и структуры среднего мозга, отвечающий за длительное сохранение следов возбуждения.
  2. Входящие сенсорные функции — прием, переработку и хранение информации.
  3. Лобная часть коры головного мозга, отвечает за организацию, планирование и контроль за успешным выполнением программ.

Грузинская школа. Узнадзе

Узнадзе, теория установки, основатель тбилисского университета. Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки», которую он считал гл. психологическим образованием.

Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность.

Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации.

Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.

В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей:

  1. динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей;
  2. статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий;
  3. вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени:

  1. выбор, который признается интеллектуальным актом и осуществляется на основе личностных ценностей поведения для данного субъекта ;
  2. мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностным ценностям, но и объективной необходимости.

Ананьев Б. Г. (1907-1972) — российский психолог

Структура человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Характеристики человека как индивида. Имеются основания для выделения 2-х основных классов индивидных свойств: возрастно-половых и индивидуально-типических. В первый входят возрастные свойства и половой диморфизм.

Во второй входят конституциональные особенности; нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Все эти свойства являются первичными и существуют на всех уровнях включая клеточный и молекулярный.

Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей — эти свойства можно назвать вторичными. Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и задатков с др. Характеристики человека как L.

Исходным моментом структурно-динамических свойств L является ее статус в обществе. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функций ролей и целей и ценностных ориентаций. Статус роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой L.

Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения составляя 2-ой ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека с одной стороны и способности с др.

Основные характеристики человека как субъекта деятельности. Исходными характеристиками являются: сознание и деятельность. Как субъект теоретической. деятельности человек характеризуется знаниями и умениями. Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее общественными эффектами — способности и талант.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/988-2010-12-13-13-57-40.html

Ссылка на основную публикацию