Эмоциональная сфера истероида — психология

Консультация психолога: истероидность

Эмоциональная сфера истероида - психология

Консультация психолога: истероидность

Предыдущие статьи по теме психологическое своеобразие личности: «Консультация психолога: депрессия», «Консультация психолога: тревожность», «Консультация психолога: шизоидность», «Консультация психолога: расстройство личности», «Консультация психолога: виды расстройств личности», «Консультация психолога: импульсивная психопатия».

Возможно, вам встречались люди, ненасытные до внимания окружающих. Таких людей много вокруг нас. Женщин больше… На улице она одета (или раздета) так, что не взглянуть невозможно.

В кино она смеется или плачет так, чтобы люди наконец-то оторвались от экрана и посмотрели на НЕЁ! У постели умирающего она будет принимать эротические позы, на свадьбе устроит скандал, на отдыхе разболеется… Мужчин тоже хватает. Он будет рассказывать вам, что в юности играл за хоккейную сборную страны и показывать мышцы пресса или бицепс.

Он обидится, если на улице на его красивую подругу смотрят больше, чем на него. Он будет голодать, но ездить в клуб на дорогой арендованной машине. Казаться для него важнее, чем быть.

Повышенный уровень истероидности – вероятный психологический диагноз таких людей. Эти люди всегда на воображаемой сцене. Они всегда играют некий воображаемый спектакль с собой в главной роли: и в жизни, и в смерти… Римский император Нерон перед смертью восклицал «Какой великий артист погибает!» Вероятно, он был истероид.

История термина началась давно. Истерия, истеричка, истерик, истероидность, истероид, демонстративность – это всё строгие и нестрогие термины, существующие вокруг одного и того же явления. Тема общая, хотя детали и тонкости различны.

Об истерии говорили еще Платон и Гиппократ. У древних философов и врачевателей иногда проявлялись удивительная наивность и свойственные мужчинам высокомерие и предрассудки. Но зато прижился новый термин – истерия.

Истерия считалась причиной большинства болезней женщины. По версии древних, воспаленная от недостатка секса женская матка блуждала по организму – о как!!! – и вызывала определенные явления: громкие женские крики, безудержные слезы, смех без понятных мужчине причин, демонстративность в одежде и поведении, и прочие неудобные для мужчины явления.

Со временем, если ситуация запущена, «блуждание матки» приводило к совсем серьезным последствиям, к которым относились все известные науке того времени физические и психические болезни.

Само явление «блуждания матки» получило название истерия (hysteria в переводе означает матка) и описывалось, как бешенство матки.

Лечить предписывалось… правильно, большим количеством принудительного секса и многочисленными деторождениями.

Иногда помогало…. У некоторых женщин после такого «лечения» уже не оставалось сил на неудобное для мужчин поведение.

Опять же, если лечение не помогло, древние могли «блуждающую матку» отловить и удалить из женского тела хирургическим путем, чтобы матка не мучала ни саму женщину, ни окружающих мужчин… Так что, лечение принудительным сексом и многочисленными деторождениями помогало большинству сообразительных женщин.

Ну, а кто не сообразил – «дура и истеричка», со всеми вытекающими последствиями. Вот такая вот грустная у человечества древняя история… Впрочем, это нисколько не умаляет других заслуг Платона и Гиппократа перед человечеством.

Но вернемся к современному пониманию термина истероидность.

Итак, существует истерия – это психическое расстройство, и существует повышенная истероидность – это пограничное состояние между нормой и патологией.

Если упрощенно для неспециалиста, то разница между истерией и истероидностью заключается в степени выраженности одних и тех же свойств психики. Повышенная истероидность – это еще норма.

И кстати, истерия и повышенный уровень истероидности у человека вовсе не означает, что он или она «закатывает истерики»: бьет тарелки об пол и визжит тонким голосом. Бытовое понимание слова «истеричка» отличается от профессиональной терминологии.

Помимо строгой психологической диагностики с предъявлением испытуемому специальных тестов, истероидность можно определить в человеке с помощью обычного внимательного наблюдения. Истероидность настолько ярка, что ее часто видно без всяких тестов. Хотя метод наблюдения небезупречен и не исключает ошибок.

Признаки, по которым можно попробовать определить истероидность:

1. Основной признак – у человека с повышенным уровнем истероидности существует ненасытная потребность во внимании со стороны окружающих.

Есть истероиды-гурманы, качество внимания для них имеет значение: например, внимание только от достойных людей или внимание только в форме одобрения и восхищения.

Есть истероиды-неразборчивые, их устроит любое внимание, лишь бы заметили: например, внимание от кого попало или даже внимание в форме осуждения и возмущения.

Истероиды обоего пола – постоянный контингент психолога. Повышенный уровень истероидности закономерно порождает у этих людей психологические проблемы.

А) Взрослый женатый мужчина обиделся на свою маму. Мама его обиды посчитала несерьезными. Без каких-либо видимых причин взрослый мужчина разболелся, причем всерьез без симуляции.

Его организм на грани жизни и смерти, он привлекает внимание, его поведение невербально сигналит: «Мама, посмотри, до чего ты меня довела! Если не мама, то хоть кто-нибудь, посмотрите, как я страдаю от несправедливой обиды – меня мама не любит! Люди, сделайте хоть что-нибудь!»

Б) Молодого парня бросила девушка.

Он привел свою внешность в порядок, пошел в клуб, всю ночь танцевал с разными девушками, угощал их, тратил на них деньги, каждую обещал осчастливить женитьбой, деньгами и путешествиями, а потом стал этим девушкам рассылать СМСки, что он разочаровался в любви и собирается выброситься из окна. Всё! Теперь у него море внимания. И это значительно проще, чем попробовать выполнить хотя бы часть своих обещаний! Девушки будут бегать за ним, утешать, спасать и т.п. Он в центре внимания!

В) Не очень красивая женщина – эксгибиционистка. На нее обращали бы не слишком много внимания, но она раздевается в общественных местах и получает море внимания. Меньшинство смотрит с восхищением или вожделением, большинство – с недоумением или возмущением. Качество внимания для нее вторично. Главное – не остаться вообще без внимания!

Г) Молодая очень красивая женщина с вечерним макияжем и в клубной одежде каждый день днем ходит по улице с видом: «Я такая красивая, но такая несчастная!».

Она не проститутка, она не хочет познакомиться, она даже замуж не хочет – она в роли! Это вечный театр.

Ее самооценка настолько низка, что ей нужно ежеминутное внимание, без этого у нее портится настроение, без этого она чувствует себя никому не нужной и несчастной.

Все эти люди абсолютно нормальны. У них повышенный уровень истероидности. Это форма социальной адаптации. Если они будут в центре внимания, если они будут ярки и незабываемы, то произойдет самое главное – их полюбят и не бросят, им помогут и их спасут, им будут давать деньги или должности, у них будут друзья и счастливые семьи, ведь они – звезды! По крайней мере, они так искренне думают…

2. Человек с повышенным уровнем истероидности, как правило, очень демонстративен. Ведь для того чтобы привлечь к себе внимание, это внимание нужно спровоцировать. Истероид на сцене каждую минуту своей жизни. Всё что он делает, имеет одну цель – спровоцировать внимание к своей персоне.

Жизненный театр истероида густо замешен на эгоцентризме, фантазиях и сексуальности: примадонна может быть только одна; фантазии прекрасней реальности; сексуальность правит миром. Истероид живет в мире сценической игры и фантазии: сегодня она роковая путана, завтра несчастная брошенная женщина, послезавтра умирающий ребенок. И весь мир крутится вокруг нее! Она незабываема!

Если вы ходите в театр, то вы туда за этим и пришли. Но если вы живете с таким человеком, то это начинает утомлять. Ежедневная жизнь с человеком отличается от театрального спектакля. Многие театральные приемы, адекватные на сцене, странно смотрятся в жизни.

В жизни не всегда нужно говорить только о себе; не всегда нужно привлекать внимание любой ценой; не всегда нужно интриговать; не всегда всё в жизни зависит от флирта; не всегда нужно грубо пренебрегать интересами других людей… Но истероид всего этого не воспринимает и не слышит, как глохнет тетерев на току – есть только он и все остальные зрители. Жизнь – это театр! Примадонне можно всё! Истероиды эмоционально требовательны, как избалованные дети. Вспоминается фраза, которую великий Станиславский сказал об актерах, но она абсолютно применима и к истероидам. Станиславский сказал: «Актеры, как дети… – потом помолчал и добавил. – Сукины дети!!!»

3. Человек с повышенным уровнем истероидности эмоционально лабилен. Истероид, как актер, вдохновляется какими-то внешними событиями или внутренними переживаниями, пропускает их через себя, трансформирует и многократно усиливает – а потом выдает вовне в виде демонстративного поведения.

При такой форме психологической жизни перепады настроения неизбежны, а внешние реакции, отражающие эти перепады настроения, – гротескны. На истероида не посмотрели – он возмущен, посмотрели не так – рыдает, посмотрели с презрением – истероид торжествующе хохочет, посмотрели с сочувствием – истероид горько плачет.

Конечно, не всегда реакции истероида настолько гротескны, и не всегда они именно такие. Но неслучайно Платон и Гиппократ выделяли в качестве симптомов истерии громкие крики, безудержные слезы и беспричинный смех.

Впрочем, причина всегда есть. Истероид, словно кривое увеличительное стекло, пропускает через себя и усиливает… но не лучи света, а эмоции. И причина эпатажного поведения истероида всегда есть: всегда есть что-то, что вдохновило примадонну… просто окружающим это не всегда заметно и понятно.

4. Истероидов можно условно поделить на активных и пассивных. Деление основано на тех ролях, которые преимущественно свойственны данному виду истероидов.

Активный истероид предпочитает играть роли лидера, кумира, женщины-вамп, – всех тех, кто активно ведет за собой. Пассивный истероид предпочитает играть роли умирающего лебедя, больного ребенка, жертвы несправедливости, – всех тех, кто добывает внимание и блага на сопереживании и сочувствии.

Есть истероиды, которые всю жизнь играют одну единственную роль, а есть те, кто разнообразен в ролях. Истероиды бывают прекрасны в качестве артистов, учителей, священников, психологов, продавцов, сексуального эскорта, – вот только в обыденной ежедневной жизни с ними трудно.

И сами истероиды часто внутренне трагичны и одиноки. Ведь для истинно великой примадонны не родились еще достойные зрители и почитатели. Отсюда нервные срывы, пьянство, непоследовательность в построении социального успеха и часто одинокая нищая старость.

Читайте также:  Конкретика в выступлении - психология

А ведь когда-то вокруг этого человека крутился мир…

5. Психосоматические расстройства и заболевания – спутники жизни истероида. Для пассивного истероида – это вообще неотъемлемая часть его роли и, следовательно, жизни. Но и активные истероиды от этого страдают, потому что когда в жизни истероида мало внешнего вдохновения, он создает внутри себя внутренние причины переживаний. И театр продолжается! «Show must go on!»

Организм любого человека потрясающе резонансен и реактивен на эмоции и мысли (иногда верится, что эмоции и мысли материальны!), а организм истероида в особенности.

Таинственные беспричинные болезни, случаи чудесного исцеления, появление стигматов, – всё это из жизни истероидов. До тех пор, пока в мире существуют истероиды, всегда найдется человек, который успешно исцелит истероида наложением рук или гипнотическим взглядом.

Истероиды ранимы, как дети; внушаемы, как умственно отсталые; и почти бессмертны, как герои.

А что же в итоге?

Необходимо понимать, что истероидность сама по себе – это не плохо и не хорошо. Плох переизбыток или недостаток любого психологического качества.

В норме истероидность полезна, если ее не слишком много. Именно истероидность заставляет людей хорошо выглядеть. Именно истероидность позволяет человечеству эффективно передавать опыт методом подражания наставнику или кумиру. Именно истероидность – основа любого флирта, игры, фантазий, надежд.

Так же как наука развивалась преимущественно шизоидами, так и вся человеческая культура создана преимущественно истероидами. Но есть грань нормы и патологии, грань между истероидностью, как акцентуацией, и истерией, как болезнью.

Эта грань проходит через зону психопатии, и перейти ее трагично для любого человека. К счастью, истероиды любят обращаться к психологам (возможно, по причине любви привлекать внимание к своим эмоциям), а психологи за многие десятилетия научились хорошо помогать истероидам.

Так что, всё не так плохо в этой области…

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Электронное СМИ «Интересный мир». 25.07.2015

tweet

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Источник: http://www.interesmir.ru/konsultatsiya-psihologa-isteroidnost/

Эмоциональная сфера

Эмоциональная сфера

Комплекс неполноценности и гиперкомпенсация

У истероида, как и у паранойяльного, выражены симптомы комплекса неполноценности, но в существенно меньшей степени и по существенно меньшим поводам. Легкая полнота, которую истероидка скрывает, одеваясь во что-то балахонистое, незначительные неприятности с кожей лица, которые прячутся с помощью косметики-грима.

А так, чтобы что-то совсем неустранимое, как у паранойяльного, и чтобы это вызвало мощную психозащитную гиперкомпенсацию, — такого нет.

Чаще это поверхностные психозащитные истерики вроде «ты меня предал, а я на тебя всю молодость потратила», и психозащитные фразочки после того, как замазаны прыщички на лбу: «На меня все на улице оборачиваются, шею свернут».

Из-за того, что у них нет настоящей мощной гиперкомпенсации, присущей паранойяльному, а есть лишь поверхностное сокрытие проступивших, а то и выпирающих недостатков, истероиды выглядят иногда нелепо. Тоже, в сущности, пусть не слабоумие, но недомыслие.

■ Так, стареющая истероидка молодится и одевается все еще по авангардной молодежной моде (это с сочувственной издевочкой подмечено в известном небольшом живописном полотне «Старая кокетка» Бернардо Строцци). Или, как зло высказался один муж (конечно же плохой): «Моя жена заправит брюхо в брюки и думает, что само изящество…»

Действительно, вместо того чтобы заняться коррекцией фигуры, используя всякие тренажеры, что сделал бы эпилептоид, истероидка предпочтет носить «корсетные джинсы».

Герой этой главы — человек эмоциональный. Мы и эпилепто-ида называли эмоциональным и, конечно, паранойяльного. Ведь у паранойяльного эмоции выплескиваются по мере их возникновения.

И чаше это гнев, чем радость. Но радость он тоже не скрывает.

У Горького: «силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат птицы в этом крике»; это — загляните в текст — «гордо реет Буревестник, черной молнии подобный…».

Эмоциональность эпилептоида мы описали в парадоксальном словосочетании «сдержан, но взрывчат». У эпилептоида эмоции сильные, хотя он и сдерживает их до поры до времени. А вот истероида можно назвать эмоциональным в смысле подвижности и тонкости эмоций.

Подвижность выражается, например, в том, что истероидка горько заплакала — и тут же улыбнулась, просветленная. А тонкость эмоций — в восхищении красотой: «Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд и руки особенно тонки, колени обняв» (Гумилев).

Тонкость эмоций истероида — одна из основ искусства.

• «У капель тяжесть запонок».

• Ночь «превращала сухой бурьян в студеные хрустали».

• «Изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины».

• «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».

Истероид Хворостовский поет с таким вкусом, с таким чувством меры и в то же время с такими нюансами, что вот уже и умирать не хочется или хочется умереть от счастья.

Часто истероиды выражают свои эмоции открыто: «Взволнованно ходили вы по комнате и что-то резкое в лицо бросали мне…» Эмоции могут быть не просто открытые, а демонстративно открытые. Выражают их истероиды ярко и образно: «В дряхлую спину хохочут и ржут канделябры» — это покинутый женщиной поэт стоит у окна: «плавлю лбом стекло око-шечное».

У истероидок под сиюсекундную эмоцию подгоняется все: то «на меня никто не смотрит» — плохо, то «все на меня пялятся» — плохо…

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/3956903-yemocionalnaya-sfera/

А. П. Егидес. Как научиться разбираться в людях

А. П. Егидес. Как научиться разбираться в людях

^

Герой этой главы — человек эмоциональный. Мы и эпилептоида называли

эмоциональным и, конечно, паранойяльного. Ведь у паранойяльного эмоции

выплескиваются по мере их возникновения. И чаще это гнев, чем радость. Но

радость он тоже не скрывает. У Горького: «силу гнева, пламя страсти и

уверенность в победе слышат птицы в этом крике»; это — загляните в текст —

«гордо реет Буревестник, черной молнии подобный…».

^

«сдержан, но взрывчат». У эпилептоида эмоции сильные, хотя он и сдерживает

их до поры до времени. А вот истероида можно назвать эмоциональным в смысле

подвижности и тонкости эмоций. Подвижность выражается, например, в том, что

истероидка горько заплакала — и тут же улыбнулась, просветленная. А

тонкость эмоций — в восхищении красотой: «Сегодня, я вижу, особенно грустен

твой взгляд и руки особенно тонки, колени обняв» (Гумилев). Тонкость эмоций

истероида — одна из основ искусства.

«У капель тяжесть запонок».

Ночь «превращала сухой бурьян в студеные хрустали».

«Изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины».

«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».

^

то же время с такими нюансами, что вот уже и умирать не хочется или хочется

умереть от счастья.

Часто истероиды выражают свои эмоции открыто: «Взволнованно ходили вы

по комнате и что-то резкое в лицо бросали мне…» Эмоции могут быть не

просто открытые, а демонстративно открытые. Выражают их истероиды ярко и

образно: «В дряхлую спину хохочут и ржут канделябры» — это покинутый

женщиной поэт стоит у окна: «плавлю лбом стекло окошечное».

^

не смотрит» — плохо, то «все на меня пялятся» — плохо…

С этим словом, как можно было уже сделать вывод, истероид связан тоже

прочно. Поговорим подробнее. Он обожает получать впечатления. Он гоняется за

ними: ездит в Крым дикарем, если не удается попасть в фешенебельные

санатории, путешествует по тайге, ходит в гости и приглашает гостей. И как

бы некоторая противоположность, но психологически очень связанная с

впечатлительностью — он любит сам производить впечатление. Это мы уже знаем

как демонстративность, но и здесь, в связке со словом «впечатлительность»,

об этом напомнить очень уместно, тем более что истероид любит получать

впечатление от производимого им впечатления…

Суггестия означает внушение. Истероид и суггестия очень связаны.

Истероид легко поддается внушению, в том числе и гипнотическому. Именно у

него могут быть получены такие гипнотические феномены, как каталепсия

(«восковая гибкость»), внушенные галлюцинации, иллюзии, амнезия, анестезии.

Это из него в состоянии гипноза можно вить веревки.

^

И. С. Сумбаева я произвел эксперимент с юным талантливым музыкантом, знавшим

почти в совершенстве эсперанто. Это такой синтетический международный язык,

в котором латинские корни, 16 правил и нет исключений. Я внушил своему

испытуемому, что по выходе из собственно гипнотического состояния он не

будет знать русский язык, а эсперанто как знал, так и будет знать.

^

возникли такие незапрограммированные мною вещи, что я подумал о

спровоцированном психозе. Он не узнавал нас, не понимал, где находится,

обжегся, нелепо медленно зажигая спичку. Длительными расспросами на

эсперанто мы «выяснили», что теперь, по его представлениям, тридцатый век,

что огонь не добывают трением, что эсперанто — не вспомогательный

язык-мост, а единственный язык, на котором говорит человечество…

Тех, кому это любопытно, я отсылаю за подробностями к моей статье

«Сомнамбула дает интервью» в популярном тогда журнале «Техника молодежи»

(No5 за 1966 год). А сейчас для нас это важно как пример глубокой

гипнотической внушаемости истероида, коим и был наш испытуемый. Впрочем,

истероид поддастся только такому внушению, какое соответствует его

установкам, желаниям. Например, истероидная женщина хочет лечиться у

дорогостоящего гипнотизера, и если муж согласится, то у этого гипнотизера

она улучшит свое состояние, а у другого — ни за что, все только ухудшается.

Иногда истероид сам выступает в роли мага, гипнотизера, этакого

провинциального «Калиостро». В этом он схож с паранойяльными пророками, с

Читайте также:  Психология личности - психология

тем отличием, что быстро остывает и к этим занятиям и переквалифицируется

если не в управдомы, то в депутаты.

Источник: http://www.userdocs.ru/psihologiya/9787/index.html?page=48

Егидес Аркадий Петрович Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности

Герой этой главы — человек эмоциональный. Мы и эпилепто-ида называли эмоциональным и, конечно, паранойяльного. Ведь у паранойяльного эмоции выплескиваются по мере их возникновения. И чаше это гнев, чем радость. Но радость он тоже не скрывает.

У Горького: «силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат птицы в этом крике»; это — загляните в текст — «гордо реет Буревестник, черной молнии подобный…».

Эмоциональность эпилептоида мы описали в парадоксальном словосочетании «сдержан, но взрывчат».

У эпилептоида эмоции сильные, хотя он и сдерживает их до поры до времени. А вот истероида можно назвать эмоциональным в смысле подвижности и тонкости эмоций. Подвижность выражается, например, в том, что истероидка горько заплакала — и тут же улыбнулась, просветленная.

А тонкость эмоций — в восхищении красотой: «Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд и руки особенно тонки, колени обняв» (Гумилев). Тонкость эмоций истероида — одна из основ искусства.

•   «У капель тяжесть запонок». •   Ночь «превращала сухой бурьян в студеные хрустали». •   «Изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины». •   «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». Истероид Хворостовский поет с таким вкусом, с таким чувством меры и в то же время с такими нюансами, что вот уже и умирать не хочется или хочется умереть от счастья. Часто истероиды выражают свои эмоции открыто: «Взволнованно ходили вы по комнате и что-то резкое в лицо бросали мне…» Эмоции могут быть не просто открытые, а демонстративно открытые. Выражают их истероиды ярко и образно: «В дряхлую спину хохочут и ржут канделябры» — это покинутый женщиной поэт стоит у окна: «плавлю лбом стекло око-шечное». У истероидок под сиюсекундную эмоцию подгоняется все: то «на меня никто не смотрит» — плохо, то «все на меня пялятся» — плохо…
С этим словом, как можно было уже сделать вывод, истероид связан тоже прочно. Поговорим подробнее. Он обожает получать впечатления. Он гоняется за ними: ездит в Крым дикарем, если не удается попасть в фешенебельные санатории, путешествует по тайге, ходит в гости и приглашает гостей. И как бы некоторая противоположность, но психологически очень связанная с впечатлительностью — он любит сам производить впечатление. Это мы уже знаем как демонстративность, но и здесь, в связке со словом «впечатлительность», об этом напомнить очень уместно, тем более что истероид любит получать впечатление от производимого им впечатления…
Суггестия означает внушение. Истероид и суггестия очень связаны. Истероид легко поддается внушению, в том числе и гипнотическому. Именно у него могут быть получены такие гипнотические феномены, как каталепсия («восковая гибкость»), внушенные галлюцинации, иллюзии, амнезия, анестезии. Это из него в состоянии гипноза можно вить веревки.

Однажды в Иркутске под руководством моего учителя профессора-психиатра И. С. Сумбаева я произвел эксперимент с юным талантливым музыкантом, знавшим почти в совершенстве эсперанто.

Это такой синтетический международный язык, в котором латинские корни, 16 правил и нет исключений.

Я внушил своему испытуемому, что по выходе из собственно гипнотического состояния он не будет знать русский язык, а эсперанто как знал, так и будет знать.

Так все и произошло, но я заволновался, потому что в его поведении возникли такие незапрограммированные мною веши, что я подумал о спровоцированном психозе. Он не узнавал нас, не понимал, где находится, обжегся, нелепо медленно зажигая спичку.

Длительными расспросами на эсперанто мы «выяснили», что теперь, по его представлениям, тридцатый век, что огонь не добывают трением, что эсперанто — не вспомогательный язык-мост, а единственный язык, на котором говорит человечество…

Тех, кому это любопытно, я отсылаю за подробностями к моей статье «Сомнамбула дает интервью» в популярном тогда журнале «Техника молодежи» (№5 за 1966 год). А сейчас для нас это важно как пример глубокой гипнотической внушаемости исте-роида, коим и был наш испытуемый. Впрочем, истероид поддастся только такому внушению, какое соответствует его установкам, желаниям.

Например, истероидная женщина хочет лечиться у дорогостоящего гипнотизера, и если муж согласится, то у этого гипнотизера она улучшит свое состояние, а у другого — ни за что, все только ухудшается. Иногда истероид сам выступает в роли мага, гипнотизера, этакого провинциального «Калиостро».

В этом он схож с паранойяльными пророками, с тем отличием, что быстро остывает и к этим занятиям и переквалифицируется если не в управдомы, то в депутаты.
Она у истероида «кратковременная», программы недолгосрочные, но, в отличие от гипертима, они у истероида есть. Ги-пертим удерживает программу хуже, чем истероиды и тем более чем паранойяльные.

Можно сказать даже, что поведение у гипертима не волевое, а полевое, то есть он в своей деятельности зависит от того, что попадает в поле его внимания. Полевое поведение изучал Курт Левин.

Человек, войдя в комнату, где на столе разложены разные предметы, подойдет, потрогает каждый из них, посмотрит, что он собой представляет, пограет с ними.

Это и есть полевое поведение. У истероида оно все-таки в большей степени волевое (эпилептоид еще более волевой, а паранойяльный — сверхволевой).

Рядом с проблемами воли стоят процессы принятия решений. Истероид достаточно порывист в принятии решений. Он может, как паранойяльный, один раз отмерить и один раз отрезать, но может и долго колебаться, чуть ли не как психастеноид, семь раз отмерить и ни разу не отрезать, если находится под влиянием различных авторитетных для него людей.

Источник: http://zavantag.com/docs/417/index-1180550-7.html?page=35

Эмоциональная сфера человека (стр. 1 из 2)

Эмоциональная сфера человека и её проявление в поведении

Со времен Платона вся психическая жизнь человека делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции. Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашего желания.

Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично или скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев.

Мы можем не показывать свои эмоции, но они от этого не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии. Управлять эмоциями просто необходимо, но чтобы управлять ими, мы должны знать о них как можно больше.

Жизнь человека без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. А в общении они играют особую роль. Ситуации, когда люди выражают друг другу свои чувства, возникают гораздо чаще, чем мы привыкли думать. Потребность в выражении чувств столь же естественна, как потребность в дыхании или пище.

Однако удовлетворение этой потребности дело не простое, очень часто оно удовлетворяется лишь частично. Наоборот, как уже было сказано, мы чаще ведем себя таким образом, чтобы заблокировать свои переживаемые чувства. Что же происходит в это время с нашим организмом?

Но прежде всего, что же такое эмоции? Эмоциями называют психические состояния, отражающие субъективное восприятие индивидом окружающего мира и самого себя. Они сопутствуют нам на протяжении всей жизни, меняясь в зависимости от возраста и внешних воздействий и эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, страх, приятное, неприятное.

Однако ввиду различий разума, а также особых потребностей, у человека формируются более сложные формирования, называемые чувствами. Принято подразделять эмоции на стенические (стимулирующие) и астенические. Первые способствуют мобилизации творческих возможностей, вторые, напротив, препятствуют осуществлению деятельности.

Кроме того, эмоции делят на положительные и отрицательные — по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия.

Положительные эмоции (радость, блаженство, симпатия) создают у человека оптимистический настрой, способствуют развитию его волевой сферы, отрицательные (горе, презрение, зависть, испуг, тревога, ненависть, стыд), наоборот, формируют безволие и слабость.

Если отрицательных эмоций не чрезмерно много, они стимулируют, заставляют искать новые решения, подходы, методы. Можно также выделить нейтральные (по своему знаку) переживания: таковы состояния спокойного созерцания, удивления, любопытства, безразличия.

В физиологическом плане положительные эмоции, воздействуя на нервную систему человека, способствуют оздоровлению организма, а отрицательные разрушают его, ведут к различным заболеваниям. Но мы иногда можем испытывать и амбивалентные чувства (эмоционально противоречивые).

Эмоциональная сфера человека очень хорошо проявляется в его темпераменте. В психологии принято разделять эмоции на низшие и высшие.

К первым относят эмоциональные реакции, возникающие в связи с биологическими потребностями — чувством голода, жажды, оборонительным инстинктом.

Переживание этих эмоций формирует мотивы определенных поступков: избегание болевых раздражителей, поиск пищи, и т.д. Повторное удовлетворение таких потребностей формирует и закрепляет поведенческие стереотипы.

На основе простых эмоций происходит формирование присущих лишь человеку высших социальных эмоций (или чувств), которые иногда определяют еще как интеллектуальные: они возникают в процессе познания личностью окружающей действительности. Таковы чувства долга, ответственности, солидарности, дружбы, творческого вдохновения.

Без эмоций — как положительных, так и отрицательных – человек лишается побуждений к деятельности, теряет способность развиваться. Эмоции поддерживают интерес к жизни, к происходящему вокруг нас. Отсутствие раздражителей, вызывающих эмоции, приводит к эмоциональному голоду.

Если он длится долго, то, как и пищевой голод, приводит к болезни. Формы проявления человеческих переживаний чрезвычайно сложны и многообразны, однако в пестром мире эмоций принято выделять такие состояния, как настроения, страсти и аффекты.

Эти состояния различаются продолжительностью и интенсивностью.

Настроение — это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью. Его продолжительность зависит от внешних и внутренних воздействий. Настроение подвержено колебаниям в тесной связи с многообразными социальными воздействиями.

В большой степени устойчивость нашего настроения определяется жизненным тонусом, который содействует поддержанию высокой умственной и физической работоспособности, умению преодолевать имеющиеся неприятности. Вместе с тем, настроение представляет собой фон для других эмоциональных реакций, определяет их тональность.

Страсть — представляет собой сильное и длительно протекающее эмоциональное состояние, глубоко затрагивающее волевые процессы. Оно может как формировать личность, так и разрушать ее. Нужно отметить, что этим эмоциональном состоянием питается творческий процесс. Особо следует сказать об аффектах. Это эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью.

Его отличают: а) бурное внешнее проявление (резкое возбуждение или торможение нервных процессов), доводящее человека до чрезмерной агрессивности, или наоборот, до оцепенения; б) кратковременность (быстро изживает себя, так как протекает очень интенсивно — сгорает много энергии). Хотя аффект длится недолго, человек успевает в эти мгновения «сказать все, что он думает». Аффективность является признаком легко возбудимой нервной системы человека, но может быть и результатом его низкой культуры, невоспитанности. К аффективному реагированию склонны холерики и меланхолики. В этих случаях полезен психотренинг. Зная закономерности возникновения и выражения эмоций, человек может сознательно не допускать или избегать ситуаций, в которых может быть сильное возбуждение. Аффект оставляет очень глубокие следы в долговременной памяти.

Читайте также:  Клиническая психология - психология

Мы часто слышим в ответ на какие-либо эмоциональные проявления: не волнуйся, не грусти, не расстраивайся, не радуйся раньше времени, не нервничай. Все это сводится к одному — не чувствуй того, что ты чувствуешь, хотя даются они из добрых побуждений.

Чаще всего подобное желание сменить характер эмоциональных переживаний или вообще избавиться от них приводит к искажению эмоциональной экспрессии. В результате может случиться так, что какие-либо чувства, вызванные конкретной ситуацией, укореняться в человеке надолго.

Такие «укоренившиеся» чувства переносятся в другие ситуации, воспринимаются человеком неадекватно. А все потому, что человек не разрядился эмоционально. Так, человек, вынесший с работы чувство раздражения и не сумевший разрядиться, будет набрасываться на своих близких, вести себя дома озлобленно.

Такой человек может разрядиться (хотя бы частично), например, пересказав кому-либо возникшую на работе ситуацию, сопроводив рассказ богатой эмоциональной экспрессией. Это поможет снизить накал эмоциональной энергии.

Некоторые люди умеют скрывать свои эмоции, но это удается не всем и не полезно для здоровья.

Часто причиной затруднений в эмоциональной экспрессии является недостаточное осознание человеком собственных чувств и эмоций.

Неумение выразить эмоции мешает человеку вести себя конструктивно в отношениях с другими, мешает взаимопониманию. Эмоции следует выражать, но так, чтобы они не ранили чувствительную гордость другого человека.

Общаясь с другими людьми, очень важно уметь вызывать у них положительные эмоции, а общение в стиле претензий абсолютно деструктивно в любом виде общений — будь то деловое или семейное.

Если человека критиковать постоянно — он учится ненавидеть.

Если человек живет во вражде — он учиться агрессивности.

Если человека высмеивают — он становится замкнутым, живет в упреках — формируется чувство вины.

Если же человека подбадривают — он верит в себя, хвалят – учится быть благодарным; в понимании и дружелюбии — учится жить в мире.

Если же вы будете обращать внимание на положительные качества людей, то они будут увеличивать эти качества.

Необходимо формировать культуру эмоций, учиться называть свои чувства своими именами. Но многие люди не пользуются этим, а человек, не умеющий жить эмоциональной жизнью, безнадежно скучен. Про такого говорят — тяжелый характер, как правило, круг его интересов очень узок, и с ним совершено неинтересно общаться.

Если всегда помнить о том, что человек образует единство мыслей, чувств, мышц, внутренних органов, воспоминаний о прошлом и представлений о будущем, помнить, что в общении участвуют не только губы, язык, глаза и уши, но и сердце, желудок, другие части нашего тела, которые тоже что-то говорят, можно научиться понимать этот язык и заботиться о своем организме.

Если деятельность человека протекает успешно, в эмоциональной сфере его деятельности создается состояние эйфории (повышенная оживленность, разговорчивость, двигательная активность). Чувства -стенические.

В случае же неуспеха, неудач появляется неуверенность, боязнь, тревога. И тогда может проявиться одно из наиболее распространенных в наши дни состояний — стресс. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.

Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке так и на здоровье, и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе.

Стресс прямо или косвенно увеличивает затраты на достижения целей организации и снижает качество жизни для большого числа сотрудников.

Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые это понятие использовал канадский врач и биолог Г.

Селье, который в 1936г. обратил внимание на неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование. Стресс — это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция.

Она протекает в три фазы:

Источник: http://MirZnanii.com/a/268975/emotsionalnaya-sfera-cheloveka

А. П. Егидес. Как научиться разбираться в людях

А. П. Егидес. Как научиться разбираться в людях

^

У истероида, как и у паранойяльного, легко срабатывает поверхностная

иррациональная психическая защита. Мы толковали о ней в главе о

паранойяльном психотипе и договорились, что это любая перестройка в психике,

которая снимает тревогу, например успокаивает растревоженную совесть. За

истероидами не числится таких страшных грехов, как расстрелы, но они

совершали террористические выстрелы в тиранов. Они объясняют эти выстрелы

любовью к родине, но объясняются эти выстрелы самоутверждением даже за счет

смерти другого человека. И измену своему мужу истероидка легко оправдает

тем, что он эгоист, поздно приходит с работы, а в голове у него только баня.

Нет у истероида терзаний и по поводу не отданного долга — просто забыл, что

же в этом такого. А если истероидку переманил к себе более богатый — так на

том и свет держится: конкуренция. Вытеснение из памяти (забывание),

простенькая рационализация (подведение рациональной базы под иррациональные

желания) — в этих психозащитных механизмах весь истероид.

^

тому, что это действительно имело место, или преуменьшает их. Это

поверхностная психозащита, люди не принимают этих построений, расторгают

отношения, не вступают с истероидом в другие, возможно выгодные для него. Но

из-за отсутствия глубоких отношений с людьми истероиды не сильно страдают и

приносят не так уж много бед, ну… не так уж. Просто семейные

страсти-мордасти, не государственные же дела…

Часто психозащитное самоутверждение у истероида сопровождается

принижением другого человека. Истероидка может сказать: «Не трогай ничего со

стола, придет уборщица, уберет».

^

— и все повторяется. Из-за отсутствия долговременных целей истероид,

списывая все свои беды на окружающих, может жить-поживать, пока его внешних

данных хватает, чтобы хоть как-то быть интересным. Но к старости, не накопив

постоянных связей, не заработав репутацию надежного человека, он страдает,

пытаясь вызвать сочувствие нытьем, которое людей отнюдь не притягивает, а

если и притягивает, то вскоре надоедает.

^

У истероида, как и у паранойяльного, выражены симптомы комплекса

неполноценности, но в существенно меньшей степени и по существенно меньшим

поводам. Легкая полнота, которую истероидка скрывает, одеваясь во что-то

балахонистое, незначительные неприятности с кожей лица, которые прячутся с

помощью косметики-грима. А так, чтобы что-то совсем неустранимое, как у

паранойяльного, и чтобы это вызвало мощную психозащитную гиперкомпенсацию,

— такого нет. Чаще это поверхностные психозащитные истерики вроде «ты меня

предал, а я на тебя всю молодость потратила», и психозащитные фразочки после

того, как замазаны прыщички на лбу: «На меня все На улице оборачиваются, шею

свернут».

Из-за того, что у них нет настоящей мощной гиперкомпенсации, присущей

паранойяльному, а есть лишь поверхностное сокрытие проступивших, а то и

выпирающих недостатков, истероиды выглядят иногда нелепо. Тоже, в сущности,

пусть не слабоумие, но недомыслие.

Так, стареющая истероидка молодится и одевается все еще по авангардной

молодежной моде (это с сочувственной издевочкой подмечено в известном

небольшом живописном полотне «Старая кокетка» Бернардо Строцци). Или, как

зло высказался один муж (конечно оке плохой): «Моя жена заправит брюхо в

брюки и думает, что само изящество…»

^

всякие тренажеры, что сделал бы эпилептоид, истероидка предпочтет носить

«корсетные джинсы».

^

Герой этой главы — человек эмоциональный. Мы и эпилептоида называли

эмоциональным и, конечно, паранойяльного. Ведь у паранойяльного эмоции

выплескиваются по мере их возникновения. И чаще это гнев, чем радость. Но

радость он тоже не скрывает. У Горького: «силу гнева, пламя страсти и

уверенность в победе слышат птицы в этом крике»; это — загляните в текст —

«гордо реет Буревестник, черной молнии подобный…».

^

«сдержан, но взрывчат». У эпилептоида эмоции сильные, хотя он и сдерживает

их до поры до времени. А вот истероида можно назвать эмоциональным в смысле

подвижности и тонкости эмоций. Подвижность выражается, например, в том, что

истероидка горько заплакала — и тут же улыбнулась, просветленная. А

тонкость эмоций — в восхищении красотой: «Сегодня, я вижу, особенно грустен

твой взгляд и руки особенно тонки, колени обняв» (Гумилев). Тонкость эмоций

истероида — одна из основ искусства.

«У капель тяжесть запонок».

Ночь «превращала сухой бурьян в студеные хрустали».

«Изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины».

«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».

^

то же время с такими нюансами, что вот уже и умирать не хочется или хочется

умереть от счастья.

Часто истероиды выражают свои эмоции открыто: «Взволнованно ходили вы

по комнате и что-то резкое в лицо бросали мне…» Эмоции могут быть не

просто открытые, а демонстративно открытые. Выражают их истероиды ярко и

образно: «В дряхлую спину хохочут и ржут канделябры» — это покинутый

женщиной поэт стоит у окна: «плавлю лбом стекло окошечное».

^

не смотрит» — плохо, то «все на меня пялятся» — плохо…

С этим словом, как можно было уже сделать вывод, истероид связан тоже

прочно. Поговорим подробнее. Он обожает получать впечатления. Он гоняется за

ними: ездит в Крым дикарем, если не удается попасть в фешенебельные

санатории, путешествует по тайге, ходит в гости и приглашает гостей. И как

бы некоторая противоположность, но психологически очень связанная с

впечатлительностью — он любит сам производить впечатление. Это мы уже знаем

как демонстративность, но и здесь, в связке со словом «впечатлительность»,

об этом напомнить очень уместно, тем более что истероид любит получать

впечатление от производимого им впечатления…

страница30/71
Дата конвертации26.11.2013
Размер4.34 Mb.
ТипРеферат

Источник: http://rud.exdat.com/docs/index-823802.html?page=30

Ссылка на основную публикацию