Формы критики — психология

Психология. Что необходимо знать о критике

Формы критики - психология

Зачастую мы можем наблюдать, как люди критикуют или же напротив, сами становятся объектом для критики. Так откуда же у людей берётся потребность критиковать? Есть ли какой либо прок в критике? Что такое позитивная критика? Каково воздействие критики на психику?

Существуют несколько способов выражения критики: устная, письменная и наконец с помощью действий. Критика определяется как выявление и демонстрация различных недостатков, положительных и отрицательных сторон человека или же объекта. С моральной точки зрения, критика может быть позитивной или негативной. Принимая во внимание эти факторы, различным будет и воздействие критики.

Что заставляет человека критиковать?

Критика может оказаться полезной и способствовать развитию, и совершенствованию, как личной, так и общественной жизни, в случае когда на ошибки указывают с добрым намерением. Такую критику можно отнести к позитивной, она преследует своей целью исправление ошибок.

Люди предпочитающие негативную критику, спустя некоторое время приобретают привычку во всём видеть только отрицательные качества. Основой для негативной критики могут послужить личные интересы, эмоции, зависть и соперничество.

В подобных случаях отсутствует доброе намерение и желание исправить ошибку или решить проблему. Обе стороны от такой критики получают только вред.

Искреннее желание помочь, непредвзятая оценка и отсутствие личных соображений, нередко избавляют от разрушающей критики, но следует тонко чувствовать когда будет уместна критика и в какой форме её необходимо подать.

В современном мире, мы можем наблюдать, как многие уважаемые лица подвергаются разрушающей критике по телевидению, в печати и на радио. В ходе различных дискуссий можно услышать массу критических замечаний в адрес оппонента, преследующих одну единственную цель — нанести моральный и материальный вред. Подобная тактика наносит невосполнимый урон общественной жизни и её необходимо искоренить.

На манер Западного общества, у нас развивается индивидуализм с чрезмерным эгоизмом. В таком обществе, люди пытаются унизить других, чтобы не оказаться униженным самому. Подвергая разрушительной критике окружающих, люди стараются защитить свои интересы, чтобы преуспеть. В результате процветает самодовольство и эгоизм, увеличивающие негативную критику.

Для разрушающей критики характерно отсутствие эмпатии и сочувствия к оппоненту. Человек же обладающий способностями к пониманию и сочувствию в меньшей степени подвержен проявлению разрушительной критики.

Люди, склонные замечать отрицательные качества и пессимисты, в  большей мере расположены к поиску недостатков во всех и вся. Склонность покритиковать возрастает и у людей чувствующих себя несчастными и неудовлетворёнными, при это сами они, могут и не замечать своего состояния. Таким людям требуется помощь от окружающих.

К примеру в течение игры, ребёнок с пессимистическим настроем, может воспринять любое высказывание товарищей в свой адрес, как попытку обидеть его. Чтобы защитить себя,он станет их критиковать и решит, что его не любят. Близкие ему люди, должны проявить внимание и заботу в этом случае.

Замечено, что люди чрезмерно старающиеся достичь во всём совершенства, так же склонны всех оценивать. Желая устранить все ошибки они выносят их на суд окружающих и усугубляют этим стрессовое состояние объекта своей критики.

Например, родители стремящиеся к совершенству, могут потребовать от ребёнка, чтобы он учился только на пятёрки.

С большой долей вероятности, подобные ожидания ребёнок не сможет оправдать, что может вызвать у него стресс и помешает раскрытию его лучших качеств.

На подсознательном уровне критик полагает: «Мои знания и умения куда лучше!». Отталкиваясь от этой мысли, он ищет изъяны у людей или событий. Находя недостатки, такой человек, как бы доказывает, что знает и умеет гораздо больше, чем его оппонент. Подобная критика постепенно ведёт к росту самовлюблённости и эгоизму, и приобретает разрушающую силу.

Бывает, что к критике прибегают чтобы скрыть свои ошибки. Подобные ситуации можно часто встретить в организациях. Критикующий думает, что если он будет находить недостатки в работе окружающих он укрепит свой авторитет, одновременно скрыв свои ошибки.

Если такую тактику используют в семье, это может привести к ссорам между её членами. Человек, который оценивает всех и всё с негативной точки зрения, часто испытывает сомнения и пребывает в стрессе.

Распространяя отрицательную энергию на окружающих, такой человек в конце концов оказывается в изоляции.

Как чувствует себя критикуемый?

Перед тем как дать оценку, следует понимать, что все произносимые слова будут отражаться от критикуемого и это отражение может быть, как позитивным, так и негативным.

Подумайте, какое влияние окажет критика на человека и его действия в последствии, какую пользу и для кого несёт ваша критика.

Учитывайте и то, что если вам не удастся сформулировать оценку с позитивным настроем, критика может причинить вред оппоненту.

В основном критика вводит в состояние стресса критикуемого и это в последствии может привести к ухудшению отношений между людьми. Отмечено, что человек, который подвергает всё разрушающей критике чувствует себя одиноким даже в семье. Окружающие сторонятся таких людей так как получают всегда негативные оценки.

Вместе с критикой у собеседника иногда возникает чувство отверженности. Человек, который постоянно выслушивает критику в свой адрес чувствует себя неудачником и его самооценка становиться заниженной.

В таких условиях у него нарастает беспокойство и он находясь в состоянии постоянного стресса совершает всё больше ошибок.

В свою очередь, человек часто совершающий ошибки, получает больше негативной критики.

Критика способна привести человека к потере активности и смелости или к нарастанию раздражения. Человек получающий изо-дня в день отрицательные оценки становится робким, если же критикуемый проявляет озлобленность, дальнейший диалог с ним становится невозможен.

Несмотря на наличие достойных качеств, по непонятным причинам внимание заостряется только на его промахах и ошибках. Когда постоянно игнорируют сильные стороны критикуемого, их количество со временем уменьшается, ведь если садовник станет уделять внимание только сорнякам, то сад вскоре одичает. Человек постоянно подвергаемый критике чувствует себя несчастным и может замкнуться в себе.

Позитивная критика — это как?

Оцеивая человека или какой-либо объект, особое внимание стоит уделить тону с которым мы это делаем. Извлечёт ли оппонент пользу из нашей критики в большей степени зависит от намерений критика, которые легко понять через используемые слова и стиль изложения оценки.

Избегайте резких выражений, которые могут спровоцировать собеседника, постарайтесь как можно мягче указать на ошибки и ваша критика будет позитивной и конструктивной. Так мы сможем расположить оппонента, чтобы он извлёк максимальную пользу из нашего мнения. В противном случае мы рискуем оттолкнуть от себя критикуемого и он просто станет невосприимчив к нашим доводам.

Читайте также:  Отрицательное подкрепление своих ошибок - психология

Если критикуя исходить из того, что объект недостаточно хорош и обладает недостатками, мы получим субъективную критику. В случае же если наша критика будет строится на общепринятых стандартах и критериях, мы можем добиться объективной критики.

К примеру если выстроить речь используя фразы «я полагаю», «как мне кажется», «моё мнение», то высока вероятность, что критикуемый останется глух к нашим замечаниям. Для того, чтобы быть услышанными, нам следует строить свою речь используя слова «последние исследования показали», «мнение ведущих специалистов в этой области» и т. д.

Другими словами, постарайтесь в своей речи обосновывать свои замечания и стандарты используя объективные источники.

Критика будет позитивной, если коллеги делятся своими опытом и знаниями с нами, или наш руководитель выражает своё мнение по какому-то вопросу, так как критикуемый в этом случае способен извлечь определённую пользу, достигнув более высоких результатов. Многие люди прислушиваясь к такой критике, освобождаются от своих недостатков и становятся лучше. В образовании и воспитании такая критика иногда даже бывает необходима.

Несмотря на то, что наша критика нацелена на исправление недостатков, мы можем получить обратный эффект. Вместо исправления, ошибки могут наоборот ещё глубже укорениться.

Старайтесь избегать высказываний о том, кто прав, вместо этого сфокусируйте внимание на том, каким должен быть человек. Будет неправильно, если постоянно твердить оппоненту о его недостатках, это может привести к привыканию и укоренению этих недостатков.

Смените тактику и вспомните про сильные стороны человека, а о недостатках, лишь вскользь упомяните.

Особенно важно говорить о положительных качествах в общении с детьми. Если вы поручили ребёнку выполнение какого либо задания, а он допустил ошибку, то следует вначале указать на проявленные положительные качества и лишь после этого говорить об ошибках. При таком подходе, мы сумеем уберечь тёплые отношения и сохраним его уверенность в собственных силах.

Следует избегать критики в адрес своих сослуживцев, так как вы рискуете получить ответную критику. Кроме того вы можете стать причиной распространения клеветы и недоброжелательных отношений в коллективе.

В результате может сложиться атмосфера, где все начнут замечать только ошибки друг друга.

В таком коллективе будут нарушены взаимоотношения и взаимопонимание, а отсутствие взаимовыручки и поддержки затруднит работу.

Необходимо понимать следующее: «Если вы всё критикуете и на всё возражаете, то вы работаете на разрушение. Вместо этого, если вам что-то не нравится, стоит подумать как сделать лучше. В результате разрушающей критики, мы можем получить только развалины. Чтобы воздвигнуть город, необходимо созидание».

Какая польза от критики?

Конструктивная критика полезна, а разрушающая способна принести только вред. Позитивная критика способствует устранению ошибок и позволяет избежать их повторения.

Если критика принимает созидательную форму, то она играет роль зеркала в котором мы можем наблюдать себя и свои ошибки, чтобы в последствии не повторять их.

Конструктивная критика иногда необходима в коллективе, разрушительная — напротив, может стать источником больших проблем.

Большинство людей не любит, когда заостряют внимание на их ошибках. Но если посмотреть на это со стороны личностного роста, то приятие конструктивной критики необходимо. Естественно при этом должна использоваться подходящая манера изложения. В области образования и воспитания конструктивная критика способствует развитию науки и формированию личности.

Для того чтобы достичь успеха в жизни, нужно придерживаться позитивного взгляда на окружающее. Нам необходимо стать партнёрами как для своих руководителей, так и для подчинённых. Такая позиция поможет вам преуспеть и получить уважение и любовь окружающих.

Подведение итогов

Если критикующий недостаточно требователен к самому себе, это может стать серьёзным препятствием для его роста и помешать исправлению его собственных ошибок.

Человек имеющий привычку критиковать, должен учитывать тот факт, что он может стать объектом сплетен и клеветы со стороны коллектива.

Люди видящие прекрасное, позитивно мыслят и получают удовольствие от самой жизни. Когда мы способны видеть положительные стороны и думаем позитивно, мы не станем никого обижать и наши действия будут конструктивны.

Давно известно, что сломать проще, чем построить, но несмотря на это, разрушительный стиль критики нашёл своё место в обществе. Не легко действовать позитивно в обществе, где, есть люди одобрительно относящиеся к негативной критике, что несомненно даёт оппоненту некоторое преимущество. Если вы решили прибегнуть к критике, хорошенько обдумайте стоит ли игра свеч.

Всех желающих обсудить вопросы на волнующие темы в кругу друзей и единомышленников, приглашаю на тематические встречи по понедельникам. ВХОД СВОБОДНЫЙ!

Источник: http://white-elephant.ru/psikhologiya-o-kritike/

Критика — что это такое и как правильно критиковать?

Критика – это то, чего легко можно избежать, ничего не говоря, ничего не делая и будучи никем. Так категорично выразился Аристотель еще в свои античные времена. То есть критика, она как политика — если ты сам не критикуешь, то кто-нибудь будет критиковать тебя. Каждый день люди сталкивается с выражением чувств и оценкой результата не только своих действий.

Критика – что это?

Часто можно услышать – «я не выношу критики в свой адрес» или «этот критик с одобрением отозвался о фильме». И еще много других фраз, в которых фигурирует слово критика, пришедшее из древнегреческого языка. Kritikos у греков означало «искусство разбирать». Критика – это:

  1. Вынесение суждения о достоинствах чего-либо.
  2. Порицание, поиск ошибок.
  3. Искусство анализа и оценки художественной работы.

Кто такой критик?

Критик это не только человек, который судит и оценивает, это еще и специальность. Профессиональный критик анализирует художественные произведения:

  • литературные;
  • музыкальные;
  • театральные;
  • архитектурные;
  • кинематографические.

Для него критиковать это взвешивать все аспекты – рассматривать способы передачи материала, оценивать степень того, насколько автору удалось достичь своей цели, оправданы ли выбранные средства. Хороший критик владеет предметом, который он разбирает. Известным культурным критиком был философ Фридрих Ницше. Он писал критические эссе о религии, морали, современном искусстве и науке.

Критика – психология

Критика в психологии – предмет большого интереса. Психология исследует когнитивные и эмоциональные эффекты критики. Психологам интересны:

  1. Намерения, которые люди имеют для критики.
  2. Влияние, которое оказывает критика на людей.
  3. Как люди реагируют на критику и как справляются с ней.
  4. Формы критики.
  5. Отрицание критики.
Читайте также:  Перевертыш - психология

Для психологов критика – это форма защиты эго. Они обнаружили, что людей, склонных постоянно оценивать других, часто критиковали в детстве, когда это больнее всего. Дети в возрасте до семи лет во фразе «ты хороший мальчик, но это плохое поведение» видят только вторую часть. Любая критика, даже очень мягкая, означает для ребенка, что он плохой и недостойный.

Критика – это хорошо или плохо?

Критика – это хорошо, если иметь к ней позитивное отношение. Это важный жизненный навык. Каждый человек подвергается критике, порой – профессиональной. Иногда ее трудно принять, но все зависит от реакции. Можно использовать критику:

  • в позитивном ключе, что ведет к совершенствованию;
  • отрицательном, что снижает самооценку и вызывает стресс, гнев или даже агрессию.

Какая бывает критика?

Существует множество разновидностей критики. Они отличаются по сфере употребления, способу подачи и восприятия, и целям, которые преследуют. Критика бывает:

  1. Эстетическая. О красоте и уродстве, вкусе и безвкусице, стиле и моде, смысле и качестве произведения.
  2. Логическая. Об идее, аргументе, действии или ситуации, не имеющих рационального смысла.
  3. Фактическая. Об отсутствии достаточного количества доказательств.
  4. Позитивная. О положительных, но игнорируемых аспектах. Часто люди видят только отрицательную сторону чего-либо, поэтому возникает необходимость выделить положительную. Нередко используется для самозащиты и оправдания.
  5. Негативная. О том, что неправильно и бессмысленно. Выражает неодобрение, несогласие и подчеркивает недостатки. Зачастую интерпретируется как нападение.
  6. Практическая. О полезном эффекте.
  7. Теоретическая. О смысле идей, на которых основана практика.

Видов критики много — она неотъемлемая часть практически всех сфер человеческой жизни. Но самых известных два типа– конструктивная и деструктивная критика. Действительно, сколько бы вариантов критики не существовало, все их можно поделить на эти два «лагеря». Разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе подачи суждения.

Конструктивная критика

Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь.

Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах.

Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Правила конструктивной критики:

  1. Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем — недостатки, и в конце — повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.
  2. Делать фокус на ситуации, а не на личности человека.
  3. Конкретизировать обратную связь.
  4. Давать рекомендации, как сделать лучше.
  5. Избегать сарказма.

Деструктивная критика

Деструктивная критика задевает гордость и негативно влияет на самооценку, лишает уверенности. Разрушительная критика иногда бывает просто бездумным действием другого человека, но также может быть преднамеренно злой, и в некоторых случаях привести к гневу и агрессии. Виды деструктивной критики:

  1. Необъективность. Критикующий не допускает, что может ошибаться.
  2. Туманность. Оценка дается без конкретики.
  3. Неуместность. Доводы не имеют отношения к делу.
  4. Неуважение. Высказывание суждений в грубой манере.
  5. Голословность. Без примеров и обоснований.
  6. Огульность. Неприятие альтернативных точек зрения.

Как критиковать правильно?

Существуют два типа критического поведения:

  1. Человек объективно взвешивает плюсы и минусы, после – делает заключение.
  2. Критикующий выдает суждения на основе эмоций.

Последний часто сопряжен с жестокостью. Критика в этом случае проистекает из внутреннего чувства неудовлетворенности и непрерывного усилия противостоять ему. Человек, склонный «эмоционально» критиковать, пытается повысить чувство собственного достоинства, отрицая ценность другого человека. Такая критика основана на самонадеянности и является «убийцей» отношений.

Золотое правило, которого психологи рекомендуют придерживаться — «Уважайте человека. Сосредоточьте критику на поведении, которое нужно изменить – на том, что люди делают и говорят на самом деле». В любом случае, какая бы критика не настигла, нужно помнить, что она может быть крайне полезной, если помнить:

  1. Критика – это форма общения. Принимая критику, получаешь отзыв, а вместе с ним возможность исправиться в лучшую сторону.
  2. Обратная связь помогает стать лучше. Если всегда думать, что ты прав, не получая отзывов ни от кого, как узнать, что это действительно так?
  3. Правильная критика дает преимущество. Особенно это касается профессиональной сферы, если клиент может рассказать, какой идеальный продукт или услуга ему нужны.
  4. Отвечать на критику нужно правильно – язык очень важен. Лучше не вступать в спор.
  5. Не нужно принимать критику, даже кажущуюся крайне несправедливой, близко к сердцу.

Источник: https://womanadvice.ru/kritika-chto-eto-takoe-i-kak-pravilno-kritikovat

Психология конструктивной критики

Психология конструктивной критики

Часто поводом к конфликту служат критика руководителем работы и поступков подчиненного, критические высказывания по отношению к коллеге по работе, члену семьи и т.д. Поэтому важно, чтобы критика носила позитивный, конструктивный характер. Критикуя другого, необходимо соблюдать ряд правил.

А. Что нужно сделать, прежде чем критиковать?

· Выяснить, нельзя ли исправить дело без критики.

· Определить, кому выгодно наличие недостатков.

· Определить цели критики. (Критика – не самоцель, а средство улучшения жизни.)

· Выяснить отношение критикуемого к его ошибкам: возможно, уже это окажется достаточным для исправления дела.

· Знать, как обычно реагирует на критику критикуемый, и в соответствии с этим выбирать форму критики.

· Точно знать, что произошло, и каковы последствия плохого выполнения работы.

· Для критического анализа не должно быть закрытых зон, неприкосновенных лиц.

· Выслушать позицию критикуемого до конца.

· Изложить свое понимание того, что будете критиковать.

Б. Структура конструктивной критики:

· Указание на суть недостатков, тормозящих работу.

· Указание на основного виновника негативного результата.

· Выявление других людей, причастных к ошибкам.

· Анализ условий, которые способствовали сбою в работе.

· Указание на людей, причастных к созданию таких условий.

· Выяснение психологических причин, приведших человека к тому, что он допустил промахи в работе.

· Квалификация самого недостатка по критериям: повторяемости, значимости, последствиям.

· Прогнозирование последствий, вытекающих из критикуемого события (для коллектива, для критикуемого и т.д.).

· Определение пострадавших от ошибок и тех, кто будет исправлять их.

· Сочетание оценки с ответственностью за ошибки.

· Конкретные предложения о путях ликвидации недостатков.

· Предложения о сроках ликвидации недостатков.

· Предложение о силах и средствах, необходимых для устранения недостатков.

· Указание на невозможность повторения подобных событий.

В. Деловой характер критики заключается в следующем:

· Критика должна обладать эмоциональным накалом, чтобы задеть за живое, но не должна превращать сотрудников во врагов.

Читайте также:  Сотрудничество как норма корпоративной культуры - психология

· Критическое выступление завершается предложениями, направленными на исправление ситуации.

· Необходимо квалифицировать суть допущенного промаха, вскрыть его объективные и субъективные причины.

· В критике должны быть учтены мотивы действий критикуемого и объективные последствия.

· Не стоит сглаживать острые углы: это может привести к повторению негативных явлений.

· Критикующий несет моральную, а иногда и юридическую ответственность за сознательное искажение фактов.

· Предоставлять критикуемому право на защиту.

· Представлять доказательство личной вины критикуемого.

· Критика не должна быть общей, без точного указания ошибки.

Г. Снижению внутреннего сопротивления критике способствуют:

· Исключение из нее понятий, задевающих достоинство человека.

· Реализация принципа уместности формы критики (резкая критика начинающего работника может принести больше вреда, чем пользы).

· Доброжелательность: задача критики — помочь сотруднику, а не задеть его самолюбие.

· Недопущение повторной критики, если ошибка исправлена.

· Корректность критики неприятных для критикующего людей: здесь легко ошибиться, осудив не ради дела, а из-за неприязни.

· Не подавлять у подчиненных чувства самостоятельности.

· Учить сотрудников самокритичности на своем примере.

· Исключить подрыв критикой доверия между работниками.

· Критикуя, напомнить человеку о его положительных качествах.

· Показать, что критикуемому самому выгодно исправиться.

· Перед критикой вспомнить свои собственные ошибки.

Для сохранения отношений сторон важно то, как другой воспринимает критику. Если критикуемый позитивно настроен на восприятие критики, то она выполняет конструктивную роль. Для этого необходимо знать следующее.

• Критика в свой адрес – резерв совершенствования.

Объективная критика – это форма помощи критикуемому в поисках и устранении недостатков в работе.

• Нет критики, из которой нельзя извлечь пользу.

• Всякий зажим критики вреден, так как затрудняет преодоление недостатков.

• Не связывать сущность критики с личностью человека, который ее излагает.

• Не очень важна форма критики, важно ее содержание.

• Критика в мой адрес делает меня сильнее, так как помогает устранить недостатки на моем пути к успеху.

• Все, что я сделал, можно сделать лучше.

• Ценная способность – уметь видеть в критике рациональное зерно, даже если оно с первого взгляда не видно.

• Любая критика требует размышлений: как минимум – о том, чем она вызвана, как максимум – о том, как исправить положение.

• Меня критикуют – значит верят в мои способности исправить дело.

• Если критика в мой адрес отсутствует – это показатель безразличия ко мне как к работнику.

• Критика возможных негативных последствий моих решений – предпосылка своевременного предотвращения моих ошибок.

• Умный человек может выявить критическое отношение к своим действиям даже тогда, когда прямая критика отсутствует.

Источник: http://3ys.ru/analiz-i-upravlenie-konfliktami-v-organizatsii/psikhologiya-konstruktivnoj-kritiki.html

Понятие о критике и ее виды — Риторика Библиотека русских учебников

ГлавнаяРиторикаРиторикаПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Как было отмечено выше, знание структуры и видов аргументации дает возможность оратору увидеть»слабые места»и грамотно раскритиковать положение других людей. Действительно, ораторская речь не рождается ся в вакууме.

Существуют другие мнения относительно исследуемого предмета, а оратор должен убедить аудиторию в правильности именно своей позиции.

Даже если эти мысли явно не выражены, оратор может сформулировать их, ввести в свою речь и показать их несостоятельностьеспроможність.

На сегодняшний день термин»критика»(от греч — искусство различать) имеет несколько значений. Например, этим термином обозначают такие высказывания, содержащие негативную оценку мыслей или действий определенных чел дей, или выявляют недостатки в мыслях или поступках других люди інших людей.

В рамках этой концепции риторики, которая преподается в данном руководстве, понятия»критика»можно определить следующим образом:

. Критика — это обоснование неприемлемости определенной аргументации

В литературе по логике более употребляемым для подобных процессов является термин»опровержения»Однако в ораторской деятельности такая процедура почти не встречается. Дело в том, что опровержения — это обоснование логическими средствами (преимущественно в форме дедуктивных рассуждений) ложности тезиса с помощью истинных аргументов

Построение критики предполагает наличие определенной аргументации зависимости от того, на какой структурный компонент будет направлена ??критика, различают следующие ее виды:

o критика тезиса;

o критика аргументов;

o критика формы

. Критика тезиса — это вид критики, направленный на обоснование оратором неприемлемости того утверждения, что защищалось другим человеком

Как правило, для критики тезиса выбирают:

o путь»сведение к абсурду» или

o путь обоснования антитезы

Первый путь предусматривает выведение таких последствий из тезиса, которые противоречат общепризнанным положением или фактам

Второй путь предполагает, по сути, построение оратором аргументации в пользу собственной тезиса, когда она является антитезой к предложенному другим человеком положения

. Критика аргументов — это вид критики, направленный на обоснование оратором неприемлемости тех аргументов, которые использовала другой человек в поддержку своего тезиса

Например, оратор может показать, что неприемлемыми являются последствия из приведенных аргументов или продемонстрировать обоснованное возражение исходных положений другого человека

Часто считают, что критики аргументов достаточно для признания неприемлемости тезиса самом деле это не совсем так. С помощью такой процедуры тезис признается только необоснованным и у другого человека залишаеть ься возможность подобрать более весомые аргументы в ее пользть.

. Критика формы — это вид критики, направленный на обоснование оратором отсутствии связи между аргументами и тезисом другого человека

Наличие такой связи обеспечивается соблюдением тех правил, которые установлены логикой для определенных видов соображений

Критика тезиса является наиболее сильным видом критики, ведь только в таком случае тезис признается неприемлемой, которые еще аргументы не приводились в ее поддержку. Другие виды критики (критика аргументов и крит тика формы) только разрушают процесс аргументацииї.

Рассмотрим пример:

«Стоит выбирать новых, неизвестных политиков в парламент?. Представители этого блока считают, что в этом их преимущество. Но если так рассуждать, то нам придется в следующем году переизбрать и этих: ведь вон ни уже не будут новыми политиками. Нигде в мире не меняют парламентариев как перчатки! измом!».

В этой рекламной листовке имеется попытка критики тезиса («В парламент следует выбирать новых, неизвестных политиков») путем»сведение к абсурду»Из нее выведено следствие («В следующем году придется переизбрать ты и этих политиков»), который не согласуется с»общепринятым»опытом политической деятельности («Нигде в мире не меняют парламентариев как перчатки!»світі не міняють парламентарів як рукавички!»).

Попробуйте самостоятельно оценить уровень убедительности такой критики

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: https://uchebnikionline.com/ritorika/ritorika_-_kolotilova_na/ponyattya_pro_kritiku_vidi.htm

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию