Ханжество — психология

Ханжество

Ханжество - психологияХа́нжество — показная (демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям. Разновидность морального формализма и лицемерия.

Как пишет Ноам Хомский, ханжа (лицемер) — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе.

Общество негативно относится к проявлениям ханжества, так как такое поведение рассчитано главным образом на публику или для самооправдания.

Содержание

  • 1 Основные характеристики ханжества
  • 2 Словоупотребление
  • 3 Пустосвятство
  • 4 Ханжество в литературе
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Основные характеристики ханжества

Основные характеристики ханжества:

  • демонстративность поведения;
  • несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его истинной сущности;
  • крайности в отрицании аморальности

Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным). Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника.

Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение.

В речеповеденческой сфере ханжа использует все резервы лжи, демагогии, софистики; в частности, активно используются расплывчатые понятия («нравственность», «духовность», «справедливость», «честность», «благородство», «гуманизм», «помощь», «принципиальность» и под.).

Размытость семантики этих слов позволяет делать широкие и неверифицируемые заявления о наличии/отсутствии тех или иных качеств как у себя, так и у окружающих.

Ещё одна особенность — обильное использование оценочных суждений, особенно эмоционально выраженных, которые призваны заблокировать у слушателей стремление подвергнуть рациональной проверке обоснованность этих оценок. Попытка такую проверку предпринять провоцирует у ханжи обычно вполне театральную реакцию гнева, возмущения, негодования и тому подобного. Все это делает дискуссии с ханжой заведомо бесперспективными, противостояние мыслимо не в сфере слов, а в области изобличающих ханжу фактов.

Психология ханжества

Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества.

Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества в Европе, была утрированная религиозная мораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т. д. Иногда ханжами становятся те, кто сам делает нечто, что вызывает порицание. Таким образом человек оправдывает себя перед собой.

Например, многие дамы, бывшие ранее дамами легкого поведения, становятся ханжами.

Нередко ханжество представляет собой скрытый конфликт, который может реализоваться в форме невроза.

Д. фон Гильдебранд указывает на проблематичность однозначной оценки поведения как ханжеского.

Сокрытие реальных черт собственной жизни и её расхождение с декларируемыми нормами и идеалами может свидетельствовать не о нечестности в строгом понимании этого слова, а о наличии критики к себе со стремлением защитить окружающих от вредоносного влияния собственного поведения, переменить которое по тем или иным причинам оказывается невозможно.

Словоупотребление

Сходные понятия: фарисейство, пустосвятство, лицемерие, двуличность.

Человек, склонный к ханжеству, называется ханжа́. Сходные понятия: святоша, пустосвят, лицемер.

Пустосвятство

Пустосвятство является формой религиозного поведения, занимающим промежуточное положение между ханжеством и суеверием. По словам Д. И. Фонвизина, «пустосвят почти никогда к обедне не поспевает.

Он бежит в церковь отнюдь не затем, чтоб с умилением сердечным Богу помолиться, но чтоб перецеловать все иконы, которые губами достать сможет». В современной церковной практике употребляются схожие термины «обрядоверие» и «лубочное православие».

Иногда ханжество в сфере религии принимает крайние формы прямой фальсификации с намеренным созданием эрзаца (обычно для получения социальных, материальных и иных выгод).

Такого рода симулятивные практики часто эксплуатируют невежество окружающих, а равно и все виды наивной социальной мифологии, которая иногда встречается и в религиозной сфере (наивная установка «Что ни поп, то батька» основана именно на мифологическом мышлении и мировосприятии).

Ханжество в литературе

Ханжи и пустосвяты часто появлялись на страницах литературных произведений, таких как «Декамерон» Боккаччо (новеллы I, 1; I, 6; VI, 10), «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Тартюф, или Обманщик» Мольера, «Жизнь» Мопассана, «Дождь» Моэма в западной литературе, стихи Хайяма и Руми — в восточной.

Франц не делает различия между серьезной музыкой и музыкой развлекательной. Это различие кажется ему старомодным и ханжеским. Он любит рок и моцарта в одинаковой степени.

— Милан Кундера

В России типы ханжей одними из первых вывели Антиох Кантемир (Сатира I) и Ломоносов:

Мышь некогда, любя святыню, Оставила прелестной мир, Ушла в глубокую пустыню,

Засевшись вся в галланской сыр.

Ханжи появляются в произведениях Александра Куприна («Ханжушка»), Островского («Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты»), Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели»), Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы»).

См. также

  • Фарисеи (течение в иудаизме, приверженцы которого часто изображены ханжами в Евангелии)
  • Лицемерие
  • Двоемыслие
  • Вытеснение
  • Обрядоверие
  • Cura te ipsum

Примечания

  1. Distorted Morality: America’s War on Terror?, by Noam Chomsky (Talk delivered at Harvard University)
  2. Ханжество // Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1985. — С. 474.
  3. Гильдебранд Д. Этика. — СПб.,2001.
  4. Фонвизин Д. И. Драматургия, поэзия, проза. М.

    , 1989. — С. 204

  5. Пётр, игумен. О лубочном христианстве// Церковный вестник, 2005, № 10. — С. 12
  6. Ломоносов М. В. «Мышь некогда, любя святыню…» // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений / АН СССР. — М.; Л., 1950—1983. Т. 8: Поэзия, ораторская проза, надписи, 1732—1764. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. — С. 769.

Ссылки

Ханжество Информация о

Ханжество
Ханжество

Ханжество Информация Видео

Ханжество Просмотр темы.

Ханжество что, Ханжество кто, Ханжество объяснение

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-249402.html

Стоп — афёра

Ханжа своим поведением доставляет немало неприятностей, окружающим его людям. И в тоже время, ханжа сам оказывается замечательной жертвой для аферистов и мошенников. Как часто люди употребляют слово ханжа, особо не задумываясь о его смысле.

Википедия говорит о том, что ханжество – это показная форма праведности, показная приверженность формальным нормам поведения, при этом, ханжа в тайне неверен идеям, которые сам демонстративно исповедует.

То есть, ханжа – это человек с двойным дном. И своё второе, неприглядное дно ханжа скрывает всеми силами от окружающих. Найдя у жертвы это второе дно, профессиональный аферист получает мощный рычаг влияния на эту жертву в своих интересах. Именно поэтому, теория жертвы определяет ханжу, как очень перспективных объект всевозможных мошеннических схем.

Очевидный вред ханжества

На закате СССР ханжество поразило огромный слой управленческой элиты советского общества. Призывая народ к соблюдению морали в личной жизни, к преданности делу КПСС, к скромности и ограничению материальных потребностей, партийные функционеры сами были далеки от морального кодекса строителя коммунизма.

Не редки были факты использования служебного положения для обогащения. А люди, исключавшие из партии коммунистов, имеющих любовниц, сами не придерживались принципов супружеской верности. Такая двойная жизнь партийного руководства подрывала веру населения в дело социализма.

И этим не преминули воспользоваться международные аферисты крупного масштаба, ускорив падение СССР. В результате аферы – развал СССР, капиталистическим странам удалось избежать жестокого кризиса.

Кризис системы западных стран был предотвращён за счёт того, что практически на территории бывшего СССР был ликвидирован средний класс. За счёт резкого обнищания, практически ста восьмидесяти миллионов граждан СССР, потерявших свои сбережения, смогла устоять в девяностых годах прошлого века, система капитализма.

Вот это, будем называть вещи своими именами, афера мирового уровня! А всего лишь, такая мелочь, как ханжество класса управленцев, легло в основу такой грандиозной аферы.

Бытовой ханжа

На уровне межличностных отношений, мы часто встречаем людей, яростных поборников гипертрофированных нравственности, религиозности, честности, порядочности и других позитивных качеств.

Создаётся впечатление, что эти люди пытаются, таким образом, убедить себя в необходимости правильного, по их авторитетному мнению, поведения. Своими яростными монологами о порочности, ханжи пытаются создать впечатление у окружающих, что они кристально чисты.

А как же иначе? Ведь они так хорошо подмечают недостатки других!

Но давайте рассуждать. Если для человека вести себя правильно – естественно, как дышать, то этот человек никогда не будет давать эмоциональную реакцию на возможные нарушения нравственных норм. Такая реакция возможна только у человека, который имеет в себе тот недостаток, который яростно, эмоционально и непримиримо осуждает по поводу и без повода.

Один мой бывший партнёр по бизнесу, Сергей Ф. (имя изменено) большую часть презентации посвящал не преимуществам бизнеса, а важности таких качеств, как честность и порядочность.

Поскольку Сергей никогда не упускал возможность, стоило партнёру расслабиться, обмануть ближнего своего по мелкому или по крупному, ему было крайне важно всеми силами укрепить уровень доверия к себе.

Вот и старался человек, показывая всем, на словах, как ему важны, порядочность и честность.

Ханжа всегда проявляет интерес к порочным сторонам человеческой жизни, к порочным, запрещённым наслаждениям.

Ужасаясь этим обстоятельством, ханжи бросаются в другую крайность и прилагают все силы, чтобы внешне соответствовать общепринятым стандартам. Ханжа не рискнёт одеться чересчур модно.

 Ханжа неодобрительно относится к людям, готовым рисковать, или осваивающим новые виды бизнеса или новые профессии.

В тайне ханжа мечтает переступить черту дозволенного. Именно поэтому, такие блюстители нравственности легко становятся добычей аферистов из числа повес и сирен. Ханжи часто попадают под влияние тёмных личностей.

Аферист, при встрече с ханжой, не принимает монологи ханжи о нравственности за чистую монету. Наоборот, такой ярый поборник нравственности, тайно мечтающий пересечь черту дозволенного, только и ждёт правильного предложения, чтобы оказаться жертвой мошеннической схемы.

Аферисту, всего то и надо, что позволить ханже всласть критиковать своё поведение и дать ханже надежду, что тот мошенника сможет изменить к лучшему своими проповедями. Аферист не принимает слова ханжи близко к сердцу, что даёт ему возможность проводить с жертвой больше времени. Аферисту надо только вытащить наружу тайные желания такой жертвы.

Став жертвой такой хитроумной аферы, ханжа не станет обнародовать обстоятельства, при которых у него отняли деньги или имущество. Потому, что такое откровение вытащит на свет истинную сущность ханжи. А мошенникам и аферистам только того и надо, чтобы жертва аферы вела себя тихо.

Источник: http://stopafera.ru/2013/11/02/teoriya-zhertvy-hanzha/

Ханжа

— святоша, притворно высоконравственный человек, лицемерно осуждающий пороки, которые ему же и присущи. 

Этимологические словари возводят ханжу к слову «хаджа». Каким образом «паломник» стал «святошей-лицемером», не совсем ясно. Скорее всего, свою роль сыграл чисто внешний контраст: заявляет, что святой человек, а выглядит бродягой.

Ирония судьбы: слово, обозначающее ханжество, возникло в русском языке из ханжеской же ситуации.

Люди охотно сближают святость и нищету, но если второе пришествие будет обставлено как и первое, то Спасителя в облике бомжа мы опять не узнаем.

Лицемерие и демагогию в качестве психологических тактик использовали все и давно. Однако поскольку религия веками обладала монополией на мораль, то и сословное лицемерие священнослужителей было более заметным, непростительным и удостоилось особого понятия. Со временем понятие ханжи (святоши) стало метафорой лицемера мирского.

Ханжеское поведение это прилюдное и демонстративное обличение пороков, которыми сам обладаешь, и которым, возможно, втайне предаешься.

Психологическая выгода такого поведения тройная:  1- могу вещать от имени высших моральных инстанций, а это форма власти; 2 — с этих позиций могу безнаказанно проявлять агрессию в форме праведного гнева; 3 — могу отводить от себя возможные подозрения в собственных не слишком нравственных желаниях или поступках.

Естественно, к данному приему привычнее прибегают в культурах или группах, где статус определяется идеологической безупречностью. Политические ханжеские высказывания вполне осознаны, расчетливы и неотличимы от демагогии. Простодушное же ханжество не слишком умной и грамотной женщины, громко обличающей богатство или половую распущенность, может ею и не осознаваться.

Психологически ханжество формируется одной из защит – проекцией. Во мне есть желания и свойства, признаться в которых не могу даже себе. Чтобы как-нибудь случайно их  не обнаружить и жить спокойно, я вытесняю их в бессознательное.

Правда, теперь эти гадкие пороки я почему-то с особой проницательно замечаю в других людях. Чем более нечиста бессознательная часть моей совести, с тем большей страстностью именно эти пороки обличаю в окружающих.

Данный бессознательный механизм исследователи обнаруживают во многих психологических и социальных феноменах – в подозрительности и ревности, в фанатизме и ксенофобии.

Например, таковы суждения вроде «все эти евреи помешаны на деньгах, а для нас нет ничего важнее духовности» или «все эти ниггеры только и мечтают изнасиловать наших белых жен и дочерей, а нам такие мысли и в голову не приходят».

Источник: http://velaps.ru/slovar_chert/khanzha-351/

Лицемерие

Лицемерие

— отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.

«Дорогой читатель! Позволь мне быть с тобой вполне откровенным. Я вовсе не намерен читать тебе нравоучения, наставляя, как должно и как не должно себя вести, объясняя, что хорошо и что плохо.

Во-первых, кто я такой, чтобы обращаться к тебе подобным образом? Знаний и природной мудрости у меня едва ли больше, чем у тебя. Поведение мое тоже не безупречно. К тому же я знаю, что человек ты образованный, добрый, умный и искренний; ты поймешь меня правильно.

Поэтому не стану с тобой лицемерить и скажу, что лицемерие — на самом деле вовсе не такое зло, каким его пытаются представить иные моралисты.

Мне кажется, я просто уверен, что оно органически присуще человеческой природе. И не только человеческой. Известно, например, что у животных, помимо чисто физических приспособлений для обороны — зубов, когтей, панциря, — существует еще один вид защиты. Возьмем американского опоссума.

Если на этого зверька нападают, он валится на бок и очень натурально прикидывается мертвым. Преследователь, несколько раз обнюхав его распростертое тело, обычно удаляется. Спустя несколько минут «труп» оживает и возвращается к своим занятиям.

Разве это не притворство, не лицемерие?

А в мире людей как обойтись без лицемерия? Ты мне не веришь? Так послушай, что говорят по этому поводу всемирно признанные авторитеты. «Надо признаться, что, живя в свете, каждый из нас вынужден время от времени притворяться», — пишет известный французский моралист Шамфор.

«Общество состоит из одних только личин», — вторит ему еще более известный моралист Ларошфуко, и он же продолжает в другом месте: «Сколько лицемерия в людском обычае советоваться! Тот, кто просит совета, делает вид, что относится к мнению своего друга с почтительным вниманием, хотя в действительности ему нужно лишь, чтобы кто-то одобрил его поступки и взял на себя ответственность за них. Тот же, кто дает советы, притворяется, будто платит за оказанное доверие пылкой и бескорыстной жаждой услужить, тогда как на самом деле обычно рассчитывает таким путем извлечь какую-либо выгоду или снискать почет».

Почему опоссуму можно защищать себя притворством, а человеку нельзя? Разве не лицемерит тот человек, который, сидя у постели тяжелобольного, убеждает несчастного, что дело идет на поправку, что выглядит недужный значительно лучше, чем прежде; душа его при этом, возможно, кровью обливается, но губы растянуты в притворной улыбке, а язык произносит лживые слова. Но разве мы станем осуждать его за неискренность? Мы его и лицемером-то не назовем.

Почему? А потому, что лицемерие — понятие весьма субъективное. Если нам не нравится человек, мы зовем его лицемером. А если нравится, мы даем ему другие определения: вежливый, тактичный, обходительный».

Однако, дорогой читатель, давно пора прервать обращающегося к тебе человека и из соавторов исключить. Прежде всего потому, что он самый отъявленный лицемер, а ждать от лицемера откровенного рассказа о лицемерии, как ты понимаешь, неосторожно. Ты хочешь доказательства? Изволь.

Во-первых, человек он скрытный; ведь, высказываясь как бы от моего имени, он хотел утаить свое собственное. Во-вторых, он притвора; он далеко не так откровенен, как представляется, и сведущ он, намного более сведущ, чем хочет выглядеть в твоих глазах. В-третьих, он льстец.

Он называет тебя образованным, добрым, умным и искренним. Но, сам посуди, откуда ему может быть известно, каков ты, читатель, есть на самом деле. А, может, ты заключаешь в себе прямые противоположности тем поистине завидным качествам, которые он перечислил.

Стало быть, он льстит тебе, стремясь завоевать твое благорасположение.

Но это еще полбеды. В конце концов многие авторы, обращающиеся с прямым разговором к читателю, в известном смысле скрытны, притворны и льстивы. Однако он еще и лукав, наш «соавтор». Он сообщает тебе лишь половину правды, ту, которая ему удобнее, а другую половину сознательно от тебя утаивает.

Да, Шамфор действительно писал, что, «живя в свете, каждый из нас вынужден время от времени притворяться». Но на этом французский моралист не останавливался и продолжал: «Однако честный человек притворяется лишь по необходимости или чтобы избежать опасности. В этом его отличие от плута — тот опережает события».

Как видишь, добавление это немаловажно, ибо отграничивает вынужденное, «оборонительное» притворство от притворства «наступательного».

Наконец, он коварен, этот обращавшийся к тебе самозванец, ибо под показной доброжелательностью скрывает злой умысел, а именно: стремление во что бы то ни стало убедить тебя в том, что лицемерие — не зло, а безобидная защитная реакция человека.

Но это не так, и ни один из моралистов подобного никогда не утверждал.

Напротив, исследуя лицемерие как свойство человеческой натуры, они неустанно подчеркивали его опасность, предостерегали против его трудноразличимости, вероломства: «Льстецы, быстро вошедшие в доверие, — говорил Аристотель, -— это вовсе не друзья, хотя кажутся друзьями… Для дружбы необходимы верность и надежность, а дурной совсем не таков». В. Даль в своем словаре назвал лицемерие «гнусным пороком», а великий Данте поместил этот грех в восьмой, по глубине предпоследний круг своего «Ада»; льстецы там «влипли в кал зловонный», а лицемеры влачат на себе тяжелейшие свинцовые мантии.

Однако предвижу твое недоумение. О чем же, в сущности, речь? О лицемерии? Или о скрытности, притворстве, лести, лукавстве, коварстве? Ведь качества эти весьма различны. Скрытный человек, например, совсем не обязательно будет льстивым, притворный — коварным и так далее. И неужели все это следует считать лицемерием?

В том-то и дело, что следует. И не только потому, что все эти качества в словаре В. Даля так или иначе увязываются с лицемерием; в том числе даже скрытность, которую Даль определяет как «меньшую степень лицемерия». Беда в том, что эти степени с легкостью переходят одна в другую, и чем незаметнее переход, тем опаснее он для окружающих.

Посмотри, как стремительно и незаметно произошел он в известной басне о Вороне и Лисице. Сначала в ход была пущена лесть, дабы усыпить бдительность Вороны: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!..

» «И, верно, ангельский быть должен голосок!» — это уже не просто лесть, а следующая степень лицемерия, лукавство (голосок-то в клюзе вместе с сыром), от которого Лиса тотчас переходит к коварству: «Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица!» Как видишь, различные стадии лицемерия здесь так точно и органично переплетены между собой, так полно взаимодополняются, так ловко обслуживают злой Лисицын умысел, что… «Сыр выпал — с ним была плутовка такова».

Лицемерие можно уподобить прогрессирующей болезни, первым симптомом которой будет скрытность, а кризисом — коварство, за которым закономерно последует деятельный исход — подлость. Скрытный человек совсем не обязательно будет коварным, хотя доброжелательным мы все же не сумеем его назвать, не рискуя обмануться.

Человек, который что-то прячет в себе от других, уже как бы предрасположен к лицемерию; тут нам приходится согласиться с В. Далем. Но коварный, для того чтобы вполне насладиться плодами своего коварства, обязан быть и скрытным, и притворным, и льстивым, и лукавым.

Ибо прежде всего он должен скрыть корыстный расчет или злой умысел, возникающие на соответствующих стадиях «болезни лицемерия».

Без этих расчета и умысла лицемерия в собственном смысле слова еще нет. Поэтому человека, который обманывает тяжелобольного, улыбается и бодрится возле его постели, вместо того чтобы огорчаться и сострадать, мы назовем не лицемером, а притворой, обманщиком, но обманщиком из самых добрых побуждений.

Иное дело, если за этим обманом скрывается корыстный расчет или злой умысел. Представь себе, твой друг неожиданно стал плохо выглядеть: побледнел, осунулся, пожелтел лицом. А ты, вместо того чтобы обратить его внимание на эту явно нездоровую перемену, станешь расхваливать его внешний вид, при этом рассуждая: 1.

«Не стану ему об этом говорить, а то еще обидится на меня». Или: 2. «Навру ему, а то он пойдет к врачу, и наша поездка сорвется». Или: 3. «Так ему и надо! Чем красноречивее я ему солгу, тем позже он обратится к врачу и тем хуже ему будет».

Это уже будет лицемерием, причем лицемерием прогрессирующим: от трусливой лести (1) к своекорыстному лукавству (2) и, наконец, к коварной подлости (3).

Лицемерие тем опаснее, что самые подлые намерения оно прячет за благороднейшими словами и дружелюбнейшими внешними действиями; пороки обряжает в добродетели, ложь выдает за истину.

«Ложь иной раз так ловко прикидывается истиной, — замечает Ларошфуко, — что не поддаться обману значило бы изменить здравому смыслу». Так уж устроен человек, что здравый смысл его ориентирован на добро, а не на подлость.

И потому человек легко поддается обману.

Двуличие — вот основное оружие лицемера. Недаром Данте в своей «Божественной комедии» воплощением лицемерия сделал великана Гериона: «Он ясен был лицом и величав спокойством черт приветливых и чистых, но остальной змеиным был состав. Две лапы, волосатых и когтистых; спина его, и брюхо, и бока — в узоре пятен и узлов цветистых».

Как ты думаешь, чем отличается подхалим от льстеца? Прежде всего тем, что подхалим очевиден нам в своих намерениях. Подхалимство — раболепствующая лесть, сообщает «Словарь русского языка», а раболепство всегда заметно. Лицемер не раболепствует, и в этом он намного опаснее подхалима.

Потому как в отличие от других пороков, которые чем сильнее развиты, тем более бросаются в глаза, лицемерие чем изощреннее, тем незаметнее. Чем подлее лицемерящий человек, тем он представляется нам благороднее, чем сильнее и умелее, тем слабее и бесхитростнее будет выглядеть.

И тем неожиданнее, тем злее и болезненнее окажется удар, который он нам может нанести.

Впрочем, лицемер опасен не только для окружающих. Прежде всего он опасен для самого себя. Помнишь, мы сравнили лицемерие с болезнью, перечислив ее прогрессирующие стадии.

Так вот, раз начав лицемерить, человек иногда бывает уже не в силах остановиться, перешагивает, а то и перепрыгивает от скрытности вследствие своей слабохарактерности к притворству в силу привычки, затем лести из удобства.

Никакого злого умысла он пока не таит, но… «(Мы так привыкли притворяться перед другими, что под конец начинаем притворяться перед собой», — предупреждает нас Ларошфуко. «Люди извращают свою душу, совесть, разум точно так же, как портят себе желудок», — предостерегает Шамфор.

Начинающий лицемер может и не заметить, как родится в нем злой умысел, как лесть его станет сперва лукавством, затем коварством, а коварство обернется самой настоящей подлостью.

Люди будут считать его подлецом, а он, продолжая лицемерить о ними — и с самим собой в первую очередь, — будет рассуждать так, как собирался рассуждать наш лицемерный «соавтор» в том месте, где мы его прервали: «И вообще, что бы ни писали моралисты, лицемер, если разобраться, самый искренний человек. Просто он постиг ту горькую истину, что все люди лицемеры, только все они боятся в этом признаться. Но я не боюсь, я открыто заявляю — да, я лицемер! И именно поэтому никакой я не лицемер, не притвора, не льстец и уж тем более не подлец, а человек такой же искренний, прямодушный и добропорядочный, каким, я не сомневаюсь, являешься и ты, дорогой читатель!»

Источник: https://pro-psixology.ru/azbuka-dlya-nesovershennoletnix/226-licemerie.html

Двуличный человек

Двуличный человек

Двуличный человек – индивид, у которого в душе и на уме не то, что он показывает людям. О двуличности человечеству известно с давних времен. У древних народов существовал двуликий бог Янус, занимавший важное место в римском пантеоне. Он изображался с двумя лицами, обращенными к прошлому и будущему.

Янус был очень уважаемым божеством. Двуличность бога имела положительное значение. Классическая психология говорит о двойственности и амбивалентности человека.О феномене лицемерия, как синонима двуличности, мы можем узнать уже благодаря современным исследовательским работам.

Следует отметить, что все же термин двуличности – больше субъективно-философское понятие.

Двуличие и личность

Личность — это совокупность определенных качеств индивида. Отталкиваясь от семантики слова, двуличный — имеющий два лица. Чтобы понять, как формируется двуличность, затронем понятие структуры личности.

Юнг и Фрейд говорили, что личность состоит из сознательного, бессознательного и коллективного бессознательного. Все комплексы относятся к категории бессознательного, можно предположить, что двуличность тоже, так как она формируется из-за внутренних конфликтов, страхов и противоречий.

Личностный конфликт происходит только внутри личности, он связан с психикой человека. Такой конфликт – основа изменений в личности.

Причины формирования двуличия

Как же формируется двуличие? Многие психологи, например, Эльконин, Выготский, отмечают амбивалентность индивида по своей природе, то есть двойственность.

В человеке заложено мужское и женское, иначе мы бы испытывали отвращение к противоположному полу. Маленький ребенок впитывает поведенческие установки тех, кто рядом, мужские либо женские.

Психологи отмечают: когда индивидуум пытается осознанно разделить амбивалентные части своей личности, могут возникнуть такие проблемы, как, например, шизофрения.

Где же лежат причины двуличности, известной нам? Преимущественно, эта черта закладывается в характере человека во время детских лет. В основе ее лежат взаимоотношения, называемые психологами «я и другие». Глубокое одиночество, эгоизм, а также психологические травмы, отчужденность в коллективе, ощущение своей неполноценности приводят к личностному конфликту.

Человеку становится сложно проявить искренность с людьми и самим собой. Еще к двуличию приводит отсутствие должного воспитания, наставлений взрослых. Двуличным возможно стать также во взрослой жизни. Недовольство устройством мира может повлечь за собой лицемерное поведение. Желая легче достичь цели, индивидуум использует все способы, включая двуличие.

Только он не всегда может понять свой мотив.

Двуличие, ложь, притворство, лицемерие

У феномена двуличия есть сходство с лицемерием, ложью и притворством. Пол Экман в книге «Психология лжи» исследует причины поведения, где присутствует ложь. Автор отмечает: «на основе анализа определенных поведенческих признаков можно вовремя распознать ложь».

Но по всей вероятности ложь совершается человеком с большей степенью осознанности, нежели двуличие, являющееся сменой масок. Распознать его гораздо труднее. Ложь могут выдать определенные факторы: голос, взгляд, особенности вегетососудистой системы.

С двуличием все сложнее.

Притворство – отсутствие искренности, оно схоже с ложью. Притворство является более безобидным понятием, нежели двуличие. Поводом для притворства может служить страх, стеснительность. Двуличие же чаще предполагает цель.

Двуличие и лицемерие — черты характера. Лицемерие свойственно даже животному миру (животные зачастую используют его в качестве защиты). В нашем обществе лицемерное поведение встречается часто, современной психологией оно уже не рассматривается, как однозначно отрицательное. Двуличие – это приспособление лицемера.

Отличительный признак двуличия – вера окружающих в то, что двуличный человек является самим собой. Не поверить в это трудно, так как это действительно, правда. Но скоро такой человек станет совсем другим, причем он будет вновь собой.

Как ведут себя двуличные люди и как распознать двуличного человека?

Увы, распознать двуличного человека сразу практически невозможно. Такой индивид по всей вероятности не тот, кем представляется, правда понять это сложно. Здесь помощником станет лишь время. Часто, выявление двуличия может стать ударом для отношений. Но надо осознавать: многое зависит от наших ожиданий, ведь, зачастую, люди идеализируют других, принимая желаемое за действительное.

Двуличный человек – это преимущественно личность отчужденная, одинокая глубоко внутри. Но такое поведение может быть социальной защитой. Исследователи психологии человека отмечают: каждый имеет индивидуальный способ приспособления к жизни в обществе и собственный метод достижения целей.

Двуличные люди уверены, в том, что до правды окружающим нет никакого дела. Они не заботятся о чужих интересах. Поэтому они могут, например, на работе представлять себя человеком, ведущий здоровый образ жизни, в неофициальной же обстановке злоупотреблять курением и вредной едой.

Они не считают такой образ действий плохим, потому что он им нужен для сохранения определенного имиджа.

Знакомое женское поведение можно увидеть, когда девушка узнает, что ее подруга говорит про нее другим не то, что ей лично. Как это не удивительно, нужно отметить, что эта черта заложена природой. Поэтому не стоит слишком бояться разговоров за спиной. Люди всегда говорили и будут говорить друг о друге, к сожалению, не всегда приятные и правдивые вещи.

Двуличие во спасение. Чем грозит двуличие

Двуличные люди существовали во все времена. Наверное, каждый из нас встречался с ними. Можно ли понять лицемера?

На самом деле ожидание идеального поведения даже от самых проверенных людей не всегда оправдано, людям свойственно меняться. Возможно, не стоить рассматривать двуличие однобоко.

Эта черта может быть использована в благих целях, например, защиты. Если человек столкнулся со злоумышленником, стать бесстрашным, даже если он чувствует себя жутко, бывает весьма кстати.

А бывает, нужно оградиться от негативного общения.

Но поскольку частое двуличное поведение, вошедшее в привычку, основывается на внутренних конфликтах, страхах и связано с психикой, у лицемера часто возникают депрессии и подобного рода расстройства. Начав притворяться однажды, привыкнув к этому, человек будет вынужден делать это вновь. А узнав о такой черте характера, близкие возможно захотят вовсе разорвать отношения.

Счастлив ли лицемер? Сложно дать однозначный ответ. Да, двойственность заложена в нас природой, и к двуличию нужно относиться спокойно. Однако двуличность может быть чрезмерной, такая черта отравляет жизнь. Но всегда в наших силах понять суть своего поведения и сделать так, чтобы жизнь стала гармоничной, полной доверия и взаимопонимания.

Подытоживая, скажем, что о двуличности можно рассуждать бесконечно. Личность человека многогранна. Двуличность, как и двойственность, есть в каждом человеке. Но кто-то часто использует ее в своей жизни, а кто-то нет. Так, эта черта может быть безобидной и не очень. Нормы безобидности двуличия определить сложно, каждый лишь сам может сделать выбор для себя.

Источник: http://asppsi.com/dvulichnyj-chelovek/

Ссылка на основную публикацию