Игра в жизни ребенка — психология

Значение игры в жизни ребенка

Значение игры в жизни ребенкаИгра в жизни ребенка - психология

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.

Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм.

Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов.

В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.

Влияние игры на развитие ребёнка

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

  • Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;
  • Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
  • Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
  • Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
  • Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;
  • Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

Читаем также: Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка.

Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры.

Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Читаем по теме:

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/znachenie-igryi-v-zhizni-rebenka.html

Статья по психологии по теме: Игра в жизни ребёнка

Статья по психологии по теме: Игра в жизни ребёнка

Игра в жизни ребёнка

Дети играют с куклами, машинами, кубиками. Играют с мебелью, деревьями, водой. Играют со взрослыми и во взрослых. Играют со всем, что их окружает. Мир для них – игра, которую они подчиняют своим правилам, а игра – их мир.

Надо полнее использовать способность малышей воспринимать информацию через игру.

Период с рождения до трёх лет наиболее благоприятен для такого восприятия, и чем богаче и разнообразнее предлагаемая малышу информация, тем впоследствии выше уровень его способностей.

Игра способствует развитию личности ребёнка в целом: его памяти, воображения, речи, мышления, эмоциональной сферы, творческой активности.

Ряд авторов (Б.Г. Ананьев, Ю.Б. Азаров, Е.С. Махлах и др.) отмечают, что игра как особая форма деятельности охватывает все периоды человеческой жизни, в том числе и период школьного возраста. Игровая деятельность не исчезает в школьном возрасте, а принимает специфические формы. В игре младший школьник осваивает содержание учебной деятельности.

Особенности  заключаются в том, что в ходе игры дети решают умственные задачи, которые предложены в занимательной форме.

Учащиеся с нарушениями слуха воспринимают данную задачу как практическую, что способствует повышению их интеллектуальной активности, стимулирует речевую деятельность.

В ходе игры в адекватных условиях осуществляется формирование представлений о социальных и моральных нормах общества, о взаимоотношениях людей в процессе трудовой деятельности.

1.1. Психологические аспекты игры

Психологической основой игры является преобладание чувств в душе ребёнка, свобода их выражения, искренние смех, слёзы, восторг, то есть та эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражения как в физической, так и психической сферах.

Если ребёнку предложить представить себя тонкой, гибкой берёзкой, которая подставляет свои листики и веточки солнышку и покачивается от лёгкого ветерка, ребёнок сделает наклоны легче и выразительнее, чем если бы он просто повторял эти движения по команде или показу.

Соответствующие заданию образы и яркие эмоции позволяют ребёнку выполнить движения более точно и правильно. При этом у него формируются умения различать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, появляется моторная ловкость.

Благодаря этому развиваются и психические функции – умение направлять своё внимание на собственные эмоциональные ощущения, а также умение управлять своими ощущениями. Участвуя, к примеру, в подвижных играх дети очень непосредственно и бурно переживают все события игры. Сам процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями и эмоциями.

Сколько бы не повторялась одна и та же игра, она каждый раз проходит по-разному. Уже одно ожидание игры часто вызывает у детей положительные эмоции, ожидание радости. Причём ребёнка мало интересует конечный результат.

Сюжет игры (особенно ролевой) способствует эмоциональному выражению ребёнка. Превращаясь в героев игры, дети не удивляются тому, что светофор разговаривает с паровозом, а лягушка с цаплей. Ребята относятся к игре с наивной серьёзностью и оберегают её. Порождённый фантазией и творчеством, воображаемый и реальный миры становятся единым целым.

Важно помнить о чрезвычайной хрупкости души ребёнка, особенно имеющего физические недостатки. Неосторожное, неумелое обращение способно нанести психологическую травму.

Невнимание, равнодушие или суровое отношение со стороны окружающих могут погасить тот эмоциональный всплеск, который переживает ребёнок во время игры.

Ему необходима поддержка, помощь, похвала даже за самые незначительные успехи.

Игра формирует личность ребёнка. Маленький ребёнок деятель по натуре. И его деятельность прежде всего выражается в движениях.

Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к малышу через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками.

Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает интеллектуальное и психическое развитие.

У человека, в отличие от животных, детство составляет около трети жизни. Любопытную гипотезу выдвинул по этому поводу детский психолог В.В.

Зеньковский в 1924 году: игры нужны не только для физического, но и для социально-психического созревания; прежде чем войти в реальную жизнь, ребёнок должен пройти фазу свободного своего проявления, чтобы сформироваться, окрепнуть, приобрести независимость и социальный опыт.

Этим автор объясняет продолжительность детства, а игре отводит преимущественную роль в формировании физической, психической и социальной активности маленького человека.

Играя, ребёнок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познаёт свой внутренний мир и отношение людей, переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем проходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально-психологические мотивы, установки, ориентиры.

У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние. Поэтому важно не упустить это время для развития у ребёнка сострадания, общительности, доброты.

Важное место в этом процессе принадлежит родителям, от которых малыш сознательно или бессознательно усваивает привычки, манеру поведения, отношение к окружающему миру.

Поэтому семья, близкие могут способствовать или препятствовать физической активности ребёнка, особенно с нарушениями в развитии. Часто родители занимают позицию гиперопеки над ребёнком, запрещая ему те или иные упражнения, опасаясь переутомления, травм, тем самым тормозят его развитие.

А самый уникальный вид сотрудничества – совместная игра, в которой все равны: мама и бабушка, папа и дедушка. Психологи утверждают, что самые доверительные отношения между родителями и детьми возможны только в игре.

Для ребёнка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми, и взрослыми, возможность проявления своих чувств.

Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнёрами, — всё это является стимулом и главной ценностью игры, особенно для детей с проблемами в развитии. Как правило, эти дети испытывают дефицит общения в силу снижения двигательной активности.

У детей с нарушениями слуха преобладают черты психики, характеризующиеся неумением подчиниться требованиям и правилам игры, неспособностью сосредоточиться на задании, неустойчивостью внимания, расторможенностью поведения и т.п.

При работе с такими детьми всё внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Дети с проблемами в развитии независимо от степени и глубины патологии при грамотной организации занятий играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в развитии.

1.2. Биологические аспекты игры

Двигательная активность является врождённой, жизненно важной потребностью человека. Уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяются объёмом двигательной активности. Существует оптимум для каждого возраста. При двигательной активности в границах ниже оптимума наблюдается задержка роста и развития, снижаются адоптивные возможности организма.

У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям.

Отмечено, что при гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно- сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки.

Характерным следствием указанных нарушений является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, подвижности в суставах, равновесия, выносливости и общей работоспособности.

Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями ДЦП, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности. В связи с этим, можно выделить три группы детей: с большой, средней и малой подвижностью.

Дети с большой подвижностью не всегда успевают вникнуть в суть игры, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий. Как правило, они хорошо выполняют простые задания, упражнения, избегая заданий, которые требуют точности, сосредоточенности. Повышенная интенсивность игры вызывает скорое утомление, что сказывается на общем поведении.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением. Они эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто сами становятся инициаторами игр.

Малоподвижные дети вялы, пассивны, быстро устают. Они стараются уйти в сторону, выбирают деятельность, не требующую большого пространства. Такие дети не решаются вступать в общение со сверстниками, поэтому они нуждаются в постоянной помощи взрослых.

1.3. Педагогические аспекты игры

Специально организованную игровую деятельность относят к игровому методу. Создаётся условная ситуация, в которой взаимодействие детей друг с другом осуществляется по правилам.

Целенаправленно подобранные игры развивают у детей мелкую моторику, координацию, равновесие, улучшают качество внимания, звукопроговаривание, помогают освоению элементарных математических представлений, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

Естественно, что в группах с разными видами заболеваний содержание игровой деятельности неодинаково (по направленности, сложности, продолжительности). Тем не менее, все дети, независимо от характера нарушений, предпочитают игру другим видам деятельности, так как она удовлетворяет естественную потребность в эмоциях, движении и является прекрасным средством выражения.

Подвижные игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является важнейшим фактором интеграции детей в общество здоровых сверстников.

По количественному составу участников игры могут быть индивидуальными, парными и коллективными. В индивидуальных играх каждый ребёнок сам устанавливает для себя правила и изменяет их по своему желанию.

Читайте также:  Требовательность руководителя - психология

Дети дошкольного возраста играют в ролевые игры, выполняя при этом все роли участников. В парных играх участвуют двое, напарником могут быть другие дети, воспитатели. В коллективных играх одновременно могут участвовать и множество детей и  всего несколько человек.

Коллективные игры проводятся либо одной группой, либо с разделением на две-три команды.

Список использованной литературы:

  1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.                                
  1. Минскин Е.М.  От игры к знаниям. – М., 1982.
  1. 5. Мухина В.С.  Детская психология / Под ред. Л.А. Венгера. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
  1. Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума) /       Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. — М.:Просвещение, 1966.
  1. Эльконин Д.Б.  Психология игры. – М.: Педагогика, 1978

Источник: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/05/17/igra-v-zhizni-rebyonka

Значение игры в жизни детей

Значение игры в жизни детей

Пожалуй, нет ничего более естественного и позитивного, чем играющие ребятишки. Игра для ребенка считается не только развлечением, но и настоящей жизненной потребностью.

Лишь в игровом процессе малыши приобретают важные навыки – и бытовые, и социальные. Давайте узнаем, в чем еще заключается роль игры в жизни ребенка.

Развивающий эффект от игр невозможен без участия родителей. Чем младше кроха, тем активнее взрослые должны включаться в игровой процесс.

Именно мама с папой являются главными партнерами маленьких детишек, инициируя игры или поддерживая инициативу карапузов. А вот в старшем дошкольном возрасте родителю отводится позиция стороннего наблюдателя и «консультанта».

Влияние игр на детское развитие: основные аспекты

Всесторонне развивать кроху можно лишь в играх. Детская психика, двигательные навыки – без игрушек малыш не сможет стать полноценной личностью. Давайте подробнее рассмотрим, каково значение игровой деятельности в жизни малышей.

  1. Познавательное развитие. В игре детки начинают познавать окружающую действительность, узнают назначение и свойства предметов. Параллельно с усвоением новых знаний активно развиваются и психические процессы: все виды памяти, мышления, воображение, внимание. Ранее приобретенные навыки (умение анализировать, запоминать и размышлять) пригодятся ребенку при учебе в школе.
  2. Совершенствование физически навыков. Играя, кроха осваивает различные движения, учится их координировать и согласовывать. С помощью подвижных игр дети познают свое тело, развивают ловкость, укрепляют мышечный корсет, что чрезвычайно важно для подрастающего малыша.
  3. Развитие воображения. В игровом процессе дети наделяют предметы совершенно новыми, порой необычными свойствами. Причем сами «игроки» понимают, что все происходит не всерьез, однако на самом деле видят в палке лошадку, в листьях березы – денежные купюры, а в глине – тесто для пирога. Принятие нестандартных решений развивает у малышей образное мышление и воображение.
  4. Развитие речи. Сюжетно-ролевые игры – прекрасная возможность для совершенствования речевых и коммуникативных умений. Ребенок проговаривает свои действия, разыгрывает диалоги, распределяет роли, договаривается об игровых правилах.
  5. Развитие нравственных и моральных качеств. Ребенок в ходе игры делает определенные выводы о поступках и поведении, учится быть мужественным, честным, доброжелательным. Однако для формирования моральных аспектов требуется взрослый человек, который поможет сделать правильные выводы из сложившейся ситуации.
  6. Эмоциональное развитие. Малыши смогут научиться сочувствовать сверстникам, поддерживать и жалеть их, радоваться и сопереживать. Играя, дети прорабатывают свои эмоциональные неурядицы – страхи, тревожность и агрессивность. Вот почему игротерапия является одним из ведущих методов коррекции детского поведения.

Что важнее – игра или обучение?

Малыш должен играть. Это утверждение, мы уверены, никто не станет оспаривать.

Однако многие мамы и папы почему-то об этом забывают, отдавая предпочтение современным методикам раннего воспитания и развития.

Желая научить читать кроху, который еще толком не умеет сидеть, родители ожидают, что он вырастет одаренным и умным.

Но специалисты уверены, что все психические процессы развиваются, в первую очередь, именно в игре, а лишь затем через целенаправленное обучение.

Еще 20-30 лет назад, когда школа учила писать и читать, все свое свободное время малыши посвящали играм.

Сейчас же для поступления в престижное образовательное учреждение детям приходится сдавать непростые тесты. Поэтому родители стараются приобретать развивающие игрушки и записывать своих чад на обучающие курсы.

Даже в садиках основной упор делается на подготовку ребятишек к школе, а игры остаются на втором плане.

Психологи обеспокоены не только тем, что обучение заменяет игровую деятельность, но и тем, что детей оставляют наедине с игрушками.

Очень скоро у ребенка пропадает интерес к куклам и машинкам, потому что игра – это важный процесс, а не количество игровых принадлежностей.

В раннем возрасте необходимо учить малыша играть, иначе он просто не поймет, для чего нужен мячик и детская железная дорога.

Виды игр и возраст ребенка

Вид и характер игровой деятельности во многом зависят от возраста малышей. Важно помнить о возрастных особенностях ребенка, только в этом случае игры будут иметь развивающий характер. Итак:

  • для малыша до 1,5 лет необходимы предметные игры. Игрушками в этот возрастной период служат абсолютно любые предметы, которые попадут в руки. Основные игровые операции – бег, ходьба и бросание;
  • для деток от 1,5 до 3-х лет важна сенсорно-моторная игра. Ребенок трогает предметы, взаимодействует с ними, манипулирует и двигается. К трем годам кроха уже умеет играть в прятки и салочки, учится кататься на велосипеде, обожает игры с мячом;
  • для ребенка от 3-х до 5 лет нужны перевоплощения. Малыш переносит определенные свойства предметов друг на друга. К примеру, стул становится кораблем, а одеяло превращается в палатку. Еще дети в этом возрасте любят «пародировать», то есть подражать и передразнивать окружающих людей.
  • для дошкольников старше 5 лет подходят абсолютно все виды игр – сюжетно-ролевые, подвижные, драматические, по правилам. Однако всех их объединяет одна особенность – они структурированы и упорядочены, включают в себя элементы хорошо развитого воображения, фантазии и творчества. Старшие дошколята уже могут занять себя самостоятельно.

Итак, игры не возникают сами по себе, детей необходимо обучать игровым действиям и правилам. Таким образом, главная задача родителей – вызвать у ребенка неподдельную заинтересованность игрушками и играми.

Несмотря на то, что взрослые являются равноправным игровыми партнерами, они не должны превращать руководство играми в строгие указания и приказы.

Ребенок обязательно должен иметь свободу выбора – во что играть и чем заняться.

Уважайте его право, не навязывайте развивающие и полезные, на ваш взгляд, игры. И тем более не укоряйте малыша за то, что он играет «неправильно, не так, как другие дети».

Не забывайте, что целенаправленное обучение и компьютерные игры никогда не смогут заменить спонтанную детскую игру.

Безусловно, настоящие развлечения с шалашами из подушек и пледов не всегда удобны для родителей, приводят к беспорядку и шуму.

И все же не следует ограничивать маленького непоседу в его фантазиях и воображении, ведь детство – это время для игр и забав.

Самое главное значение игр для детского развития заключается в том, что наигравшись, ребенок успешно переходит на следующую ступень – он готов стать школьником.

Введите 1-й день цикла:

перейти к результату

Введите:
результат ХГЧ

Ваш срок

перейти к результату

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/znachenie-igry-v-zhizni-detej

Роль игры в жизни ребёнка. Как игра влияет на развитие психики детей. «Что наша жизнь? Игра…»

Роль игры в жизни ребёнка.

Как игра влияет на развитие психики детей.

« Что наша жизнь? — Игра…» великие слова В.В. Волошинова и это правда. Человек постоянно играет, даже тогда когда он становится взрослым. Мы все играем свои роли. В начале это роли детей, затем – родителей, а потом уже бабушек и дедушек — всё по нарастающей.

То, какие мы есть сейчас, закладывается в нас в нашем детстве. И те принципы и ценности, умения и навыки, которые есть — всё это прививается в игре.

С помощью игры ребёнок узнаёт окружающий его мир, воспроизводит логически реальные действия людей, а также учится моделировать реальные отношения между людьми, познаёт социальные отношения и общественный смысл деятельности взрослого человека.

И тем самым, вступает во взрослую жизнь, с целым «багажом» знаний, которые ему необходимы для успешной и красивой жизни, для реализации своего потенциала.

Что такое игра? Игра – это активность организма, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности [3].

… Детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития [3].

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) [2].

Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений.

Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий.

На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых.

Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен.

В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.

В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).

Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

Итак, игра – это очень важный элемент в развитии психики ребёнка. С помощью игры мы, взрослые, можем научить ребёнка правилам и нормам, вовремя скорректировать его поведение, привить жизненно важные ценности, воспитать полноценного члена общества.

Поэтому, дорогие родители, играйте чаще с вашими детьми, в игре люди раскрываются и сближаются.

Источники: 1. Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р. П. Ефимкина Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995;

2. Туревская Е.И. Возрастная психология. — Тула. – 2002; 3. Кондаков И.М. Психологический словарь – 2000 электронная версия.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/role-igri-v-jizni-rebenka-kak-igra-vliyaet-na-razvitie-psihiki.html

Психология детской игры | Метки: пониманик, психолог, пониманик, психолог

Взято из лекции Смирновой Е.О. (детский психолог, научный руководитель УМЦ «Игры и игрушки»)

Детская игра – это некая необходимость, которая обуславливает весь ход психического развития ребёнка.

«Как будто»

Игра – это та деятельность, которая связана с построением некоторой воображаемой ситуации, когда реальное и воображаемое (подозреваемое, предполагаемое) действия расходятся. То есть, когда ребёнок не просто действует с предметами, а когда за этими действиями стоит какой-то другой план.

Ребёнок отлично понимает, что это карандаш, но он придаёт этому карандашу другое значение и говорит: «Давай-ка, это будет ракета». И он уже не рисует этим карандашом, а изображает, как «ракета летит» вверх. Или: «Давай, это будет градусник».

И он уже действует с этим карандашом не как с ракетой или карандашом, а как с градусником – «измеряет» температуру, потом смотрит, что получилось. Этот карандаш может быть и ползающим червяком, и прыгающим человечком, и режущим ножом, и флагом.

То есть, переименование предмета и придание ему нового смысла порождает совершенно новую ВООБРАЖАЕМУЮ ситуацию, в которой этот предмет приобретает совершенно не свойственную ему другую новую функцию. При этом<\p>

Период от 3-х до 7-ми лет предрасположен к тому, что дети создают воображаемые ситуации, погружаются в них и проживают их очень эмоционально.

Ребёнок очень легко переименовывает предметы, видит в одном другое и верит в это. Для него воображаемая ситуация так же эмоционально значима, как и реальная. Но это отнюдь не значит, что он не делает грань между реальностью и игрой – выражение «как будто» как раз и говорит о понимании ребёнком этой грани.

Приобщение к игре

Если раньше такие дети были в основном в детских домах, то сейчас, увы, всё чаще вырастают дети, которые не понимают, что такое «как будто» и «понарошку».

В возрасте 2 года детская игра имеет реалистичный предметный характер (ребёнок кормит куклу, причёсывает её, одевает-раздевает, укладывает спать) и вроде бы играет, как говорят взрослые. Но это игра не совсем та игра, о которой мы сейчас с вами говорим. Потому что он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО кормит куклу. Никакого второго плана за этим нет.

Он ничего не воображает, ничего не представляет, всё делает «взаправду». У некоторых детей игра такой и остаётся, если им не показать возможность перехода в новую воображаемую реальность. То есть, например, если нет ложки, то показать, что куклу можно кормить не только ложкой, но и палочкой. Или предложить угостить её конфеткой.

Читайте также:  Моя копилка радости, позитива и энергии - психология

Сначала дети напряжённо к этому относятся. Они не понимают, как можно угостить конфетой куклу, если этой конфеты нет, или бегут на кухню за настоящей конфетой. Ребёнок сначала подражает, а затем начинает вносить что-то своё. При чём поначалу игровое (воображаемое) и реальное название предмета у ребёнка одно и тоже.

То есть, например, он «варит» супчик в кастрюльке из бумажек, а когда его спрашивают «что у тебя там варится?» отвечает «бумажки». Тут в его сознании возникает противоречие – вроде как я варю суп, а в нём какие-то бумажки, какая-то «нестыковка». А затем возникает понимание: раз мы действуем с этим предметом, как с супом, то, наверное, это может быть супом.

И через какое-то время ребёнок начинает в этом предмете видеть не его реальное значение, а воображаемое.

а не сухое повествование «давай, это у нас будет ложка». То есть, у нас должны быть эмоции, сопереживание этой кукле, мы сами должны верить в это, и тогда ребёнок тоже заражается это верой и вступает в новое воображаемое пространство игры.В этом плане (безо всяких педагогических приёмов и актёрского мастерства).

Об игрушках

В возникновении игры очень важны игрушки. Но,<\p>

Через игру и игрушки ребёнок, во-первых, осваивает окружающий мир: предметный мир – свойства предметов (форма, величина, цвет и т.д.) и социальный мир – нормы и стереотипы, существующие в обществе.

А во-вторых, . И вот эти игрушки, соответственно, должны быть пригодны для этого. То есть, . Она не должна навязывать ему определённых стереотипов действий. К сожалению, большинство современных игрушек не отвечают ни той, ни другой функции.

Сейчас очень много, так называемых, интерактивных игрушек. Они сами диктуют способ действия с ними. Например, кукла, которая через каждую минуту даёт ребёнку команды, что с ней нужно делать.

Или игрушки, где нужно нажать кнопку и получить какое-то впечатление (крякающая утка, например, или робот, который кружится и поёт песни). Игра с ними сводится к стереотипному воспроизводству одних и тех же действий. То есть, делать с ними ничего не надо.

Такие игрушки не позволяют создать какой-то образ или воображаемую ситуацию, и совершенно блокируют активность ребёнка, т.к. позволяют только смотреть на них и потреблять их собственную активность.

Какими же должны быть игрушки?

Если говорит о кукле, то она не должна говорить, кричать, двигаться. Она должна быть простой, без навязчивого конкретного образа.

Этот образ должен соответствовать этическим и эстетическим представлениям, принятым в мире, он не должен быть вызывающе уродливым, демонстративно кричащим. Также, он должен быть детским, т.е.

соответствовать детской психике. Увы, подавляющее число кукол изображает взрослых, ну или 15-летних барышень.

Таким образом, главная функция игры – создание воображаемой ситуации, которая отличается от реальности. Создание этой ситуации инициируется взрослым, начинается через использование простых предметов-заменителей (когда в одном предмете ребёнок может увидеть другой) и поддерживается игрушками, пригодными для подобной игры.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/455710340-181805786/

Значение игры в жизни ребенка

Значение игры в жизни ребенкаИгра в жизни ребенка - психология

Значение игры для эмоционального и интеллектуального развития ребенка трудно переоценить. Игра не только отражает все этапы такого развития, но в равной степени дает подрастающему человеку возможность выразить все свои радости, огорчения, чувства.

С первых же месяцев ребенок начинает гулить, агукать, испускать еще какие-то звуки, бросать предметы, ожидая реакции взрослых. Игра сразу же становится для него видом деятельности, единственная цель которой — удовольствие и выстраивание отношений с другими, причем за удовольствие это никому и ничем не надо платить.

К концу первого года жизни способность выпустить предмет из рук или бросить его отражает решающий в развитии ребенка этап: теперь он может играть со взрослыми, чем-нибудь с ними обмениваясь.

Примерно те же задачи у игры в прятки или в «а вот и я!», когда малыш как будто прячется под одеялом или занавеской, а потом — либо на сигнал родителей «ку-ку!», либо умея «кукукнуть» уже сам — с радостным смехом вылезает, выскакивает оттуда.

Игра позволяет ребенку исследовать мир и приобретать опыт, а это, в свою очередь, дает стимул развитию его интеллекта.

До двух лет дети, даже в яслях, играют либо одни, либо с кем-то из взрослых. Тем не менее игры, в которых ведущим, инициатором игры, становится по очереди то один, то другой ребенок, возникают уже в яслях.

В три года, то есть в том возрасте, когда ребенок поступает в детский сад, он уже вполне способен играть с другими детьми.

Начиная с четырех-пяти лет мальчики и девочки группируются по отдельности, и дети делят игры на «мальчишеские» и «девчачьи» (см.

«Половая самоидентификация»), не желая участвовать в тех, которые, как они считают, не годятся для их пола.

Однако параллельно с играми, способствующими социализации, ребенок обязательно должен учиться играть один — это благоприятно для его психологического развития.

Обучение в детском саду немыслимо без игр, и нежелательно противопоставлять игру и работу. Ребенку этого возраста легче всего научиться чему-то именно в игре, да и позже, в процессе обучения, игра порой оказывается куда полезнее и продуктивнее, чем другие методы.

Вашему ребенку необходимо играть и с вами: общие игры, как и истории, которые вы ему рассказываете, чрезвычайно важны для ваших отношений.

Малыш не умеет играть один, все время зовет вас

Способность ребенка играть одному — отражение его способности переносить в течение недолгого времени одиночество или разлуку с вами.

Ребенку необходимо ощущать, что вы рядом, даже если вы не участвуете в его играх.

Привык ли ваш ребенок к двум годам управляться с разными предметами, проявляя изобретательность и творческие способности?

Если вы всегда рядом, если вы опекаете малыша, если то и дело подсказываете, как лучше поступить, находясь в постоянном страхе: «Ой, только бы мой маленький не ушибся или не поранился!» — словом, если вы непрерывно его тем или иным образом контролируете, ребенок решит, что не может без вас обходиться, и станет звать каждую минуту.

Постарайтесь как можно раньше найти для ребенка возможность играть одному в безопасном месте, чтобы у вас не было необходимости держать его постоянно в поле зрения.

Когда вы играете с малышом, которому еще не исполнилось двух-трех лет, обучайте его играм, требующим воображения, таким, в которых он сможет проявить свои творческие способности.

Не мешайте ему импровизировать, придумывать игры самостоятельно с найденными под рукой предметами — обрывком веревочки или кусочком картона.

Помните, что еще ребенку необходимы игры, которые помогают формировать его независимость, автономность.

К четырем годам у ребенка развивается «внутренняя речь», благодаря которой он сам себе рассказывает разные истории.

Воображаемый мир малыша — ресурс, откуда он будет черпать способность играть в одиночку.

— Кроме того, он сумеет использовать опыт запомнившихся ему игр с вами.

Ребенок этого возраста на самом деле никогда не играет один, потому что внутренний диалог дарит ему возможность делать живыми других персонажей или воображаемых собеседников.

Ваш ребенок превращается в сценариста и режиссера. Если он теперь просит вас поиграть с ним, то лишь потому, что нуждается в реально существующих актерах, роли для которых, скорее всего, им уже придуманы.

— Если сейчас у вас нет времени с ним поиграть — не надо себя корить или специально освобождать для этого время, малыш прекрасно может поиграть и один.

Если вы заняты, предложите ему поиграть рядом с вами или просто в той же комнате — каждый займется своим, но ощущение, что вы вместе, будет и у вас, и у ребенка.

Если все-таки ему скучно — ничего страшного. Ничегонеделание — тоже важный период в жизни: не стоит пренебрегать временем, которое можно отдать мечтам.

Начиная с пяти лет ощущение скуки может стать для ребенка довольно привычным.

Если вы сейчас реже слышите, как ребенок жалуется, что ему нечего делать, вероятно, тут немалую роль сыграл телевизор. Тем не менее не стоит пугаться «ящика» и считать, будто он во всем виноват, — у скуки тоже есть свои преимущества.

Когда ребенок ничем не занят, у него остается время на фантазии и творческую активность.

— Ребенок некоторое время поскучает, и в голове его вдруг возникнет какая-то идея — вот и доказательство связи скуки и желания.

— Спросите себя: почему мне не нравится, когда мой ребенок скучает? Франсуаза Дольто говорила, что взрослые используют время ничегонеделания, чтобы думать о своих проблемах. Так стоит ли всегда чем-то заниматься, избегая возможности поразмышлять?

Никто точно не знает, почему ребенок становится гиперактивным, но не могут ли вести к гиперактивности подобные рассуждения?

Если вы не очень любите играть с ребенком

Не всякий взрослый способен играть с ребенком: для этого необходимо уметь «возвращаться вспять» и получать такое же удовольствие от игры, какое вы получали в детстве.

— Не насилуйте себя, предлагайте ребенку игры, которые интересны и вам. — Не чувствуйте себя обязанным что-то делать любой ценой, лучше подумайте, почему вы не расположены к игре.

— Не служат ли бесконечные вопросы ребенка отражением вашей собственной неспособности ставить их перед собой?

Разные способы играть

Когда вашему малышу около полутора лет, вы можете сидеть в одной комнате с ним, и пусть он бегает между вами и своими игрушками. Детский психиатр Гринспен советует находить возможность для совместного с ребенком спокойного времяпрепровождения, называя его «временем на полу».

Если ребенку два-три года, вы можете оставаться рядом с ним, ничего не делая или читая, вмешиваться в его игры не нужно, нужно только держать ухо востро.

Четырехлетнему предложите посмотреть на облака — с ума сойти, чего только дети в них не способны увидеть!

— Для того чтобы научить своего ребенка ничего не делать, нужно уметь это самому.

— Для того чтобы играть по-настоящему, нужно найти пространство между воображаемым и реальным. Богатство и разнообразие этого мира мечты и творчества зависят от способности каждого переносить одиночество.

Какие вопросы об играх могут у вас возникнуть?

Игра — это всегда поле более широких возможностей, чем те, что мы можем осуществить в реальности, возможность переступить границы приемлемого поведения, способов действия. В психологии такой феномен называется трансгрессией*: можно играть в войну и убивать, потому что всё это «понарошку»!

Если ваш трех- или четырехлетний сын любит переодеваться девочкой или дочка того же возраста — мальчиком, в этом нет ничего ненормального.

Каждому полу необходимо открывать в себе другую сторону личности. У любого мальчика и у любого мужчины есть женские черты, равно как и у любой девочки и женщины — мужские.

Это совсем иное, чем постоянное желание носить одежду, принятую для противоположного пола.
• Иногда вас может беспокоить сексуальное содержание некоторых игр ребенка, иногда — насилие, которое проявляется в его играх.

— Игра не всегда средство разрешить внутренние конфликты или справиться с трудностями, но всегда — средство вывести их на поверхность.

Ваш четырех- или пятилетний сын вдруг заявляет, что ему хочется пистолет…

…а вы в ответ прилагаете все усилия, чтобы отговорить его, из опасения, что ребенок вырастет убийцей или любителем оружия.

Успокойтесь! Убийцами становятся не те, кто играл в детстве с пластмассовым пистолетом, — для большинства преступников, наоборот, характерно отсутствие обмена игрушками в детстве, как, впрочем, и отсутствие самих игр и игрушек.

Играть с пластмассовым пистолетом — это в первую очередь играть, то есть учиться «делать вид».

— Ребенок, который играет в войну и размахивает «пистолетом» (это может быть просто кусочек дерева подходящей формы), манипулирует, прежде всего, символом своей ранней возмужалости, своей принадлежности к мужскому полу.

— Следует беспокоиться отнюдь не о природе игры и игрушки! Следует бить тревогу, если ребенок не умеет или не хочет играть, потому что подобное может быть признаком депрессии.

Ребенок не терпит проигрышей

Когда дети приходят в детский сад, они уже способны подождать своей очереди и соблюсти кое-какие правила игры, но ни один ребенок не любит проигрывать.

Разные дети по-разному воспринимают проигрыш, и их способность отнестись к нему терпимо зависит больше от особенностей личности, чем от возраста.

Игры с правилами, или по правилам, — англичане называют их «game» — отличаются от стихийных игр, игр на воображение или игр с символами — «plays».

Двух- или трехлетний малыш, хотя ему еще трудно соблюдать правила, способен к имитации и может делать вид, что играет, например, в футбол или другие игры с мячом. В таких случаях вполне можно дать ему выиграть.

В четыре года всё уже иначе. Четырехлетний ребенок — особенно, если это мальчик — считает себя «самым могучим на свете» и объявляет счет 10:0… каким бы на самом деле ни был результат. Согласиться с проигрышем ему все труднее.

В том возрасте, когда ребенок уже способен понять настоящие правила игры, система «поддавков», при которой он всегда победитель, может сказаться на его игровом общении с друзьями. Либо он не поймет, чего от него хотят, либо начнет изобретать собственные правила.

Если малыш чересчур сильно нервничает, проигрывая,  выбирайте игры, в которых он способен победить по правилам.
— Нет ничего особенного в том, что четырехлетний ребенок хочет быть сильнее всех, но это желание может говорить и о недостаточной вере в себя 1.

Читайте также:  Дигикон - психологическая игра, мини-тренинг - психология

Стремление постоянно обыгрывать папу — то есть осуществлять символическое убийство отца — свидетельствует о том, что ребенок переживает стадию развития, называемую в психоанализе эдиповым комплексом. Для нее характерно неосознанное желание, превзойдя во всем родителя своего пола, стать для родителя противоположного пола более привлекательным партнером.

— Тем не менее мальчику этого возраста всегда хочется, чтобы его отец был самым сильным и служил образцом для восхищения и подражания.

Ребенок пяти-шести лет уже знает, что проиграть одну партию не означает проиграть вообще и что это проигрыш по правилам игры, а не какая-то реальная потеря.

Он приучается уважать правила, понимает, что нельзя мошенничать, и сдерживает свои эмоции, сверяя свое поведение с поведением родителей и других людей старше себя.

Такой разумный ребенок может даже в порядке исключения поддаться в игре младшему братишке или сестренке, при условии, что между ними нет яростного соперничества и ставки не слишком велики.

Предложите старшему ребенку самому придумать справедливые правила игры с младшим, но не требуйте,  чтобы он все время поддавался, если ребенок сам этого не хочет.

Играть становится легче, но это не значит, что время от времени правила не нарушаются, пусть даже совсем чуть-чуть… но ведь мы знаем, что принять для себя возможность проигрыша и любить проигрывать — совсем разные вещи!

1Трансгрессия — одно из ключевых понятий философии, психологии и ряда других областей знания, обозначающее феномен перехода непроходимой границы, прежде всего — границы между возможным и невозможным.

Игра в жизни ребенка

Источник: http://5psy.ru/roditeli-i-deti/znachenie-igry-v-zhizni-rebenka.html

Психологические игры в жизни взрослых людей

Психологические игры в жизни взрослых людей

Уважаемые посетители сайта психологической помощи Психоаналитик-Матвеев.РФ, сегодня Вы узнаете, что такое на самом деле психологические игры в жизни взрослых людей.

Сразу обратите внимание, что это не те психологические игры, или вообще игры, которые радуют детей в песочнице и взрослых в развлечениях и времяпрепровождении.

Это социально-психологические, ролевые, в большинстве своем неосознанные самими игроками, зачастую деструктивные, драматические, а порой и трагические игры, в которые играют взрослые люди — часто всю свою жизнь.

Психологические игры, в которые играют взрослые люди, практически всю жизнь

Про игры, в которые играют люди написал, еще в прошлом веке, в своем одноименном психоаналитическом бестселлере известный канадо-американский психотерапевт и ученый, основатель трансактного анализа и психотерапии Эрик Берн.
(см. анализ психологической игры в сказке «Красная шапочка» или «Золушка»)

Суть психологических игр, в которые играют взрослые люди в ТОМ, что игровой, часто нечестный и скрытый процесс общения и межличностных взаимодействий приносит некоторые, иногда неосознанные, социальные, эмоционально-психологические, и даже биологические выгоды (некий «выигрыш») участникам игры.

Другими словами, игровые отношения (психологические игры в отношениях) удовлетворяют многие врожденные потребности человека. А именно: психологические, эмоциональные, биологические и социальные.

Конечно, человек, как и любое другое высокоразвитое животное, мог бы удовлетворять свои природные, естественные потребности нормальным, честным, прямым и естественный путем, не прибегая к психологическим играм, различным ухищрениям и обманам.

Но человек существо общественное, и большинство законов природы умаляет и попирает социум: нормы и правила морали и нравственности, этика и общественное мнение, способы выживания, создавая стереотипы мышления и поведения.

Психологическим играм обучаются в детстве

Обратите внимание на совсем маленького ребенка — он естественный, природный, настоящий. Ему еще не нужны психологические игры…он удовлетворяет все свои потребности прямо, просто и спонтанно…так, как и задумано самой природой.

Если ребенок хочет есть — он просит (например, плачет, и успокаивается когда получает еду). Если малыш хочет общения с мамой — он всем своим видом показывает это. Если ему страшно, больно или грустно — то и это Вы легко заметите…

Если ему хорошо и весело — он улыбается и радуется…

Но по мере развития, воспитания и социализации ребенка — он обучается правилам поведения в обществе, а заодно и психологическим играм. Большинство этих правил неписанные, поэтому ребенка обучают, большей частью невербально (без слов) и неосознанно, сами родители.

Ребенок просто «тупо» (не осознавая) копирует с родителей и впитывает в себя все эти правила поведения и выживания в социуме. Он учится не быть собой, он учится носить социальную маску и играть в психологические игры.

Потом, уже во взрослой жизни, эта неестественность в отношениях, эти неосознанные, заученные в детстве психологические игры во взаимоотношениях людей, доставят множество проблем человеку. Начиная от внутриличностных конфликтов, непонимания себя и внутренних психологических проблем (неврозов, фобий…), и кончая проблемами в межличностных отношениях (в семье, в коллективе, в бизнесе…).

Конечно, у всех по-разному — кому как «повезло» с родителями и воспитателями; у кого какой запрограммирован сценарий жизни, как раз на основе семейных психологических игр.

Типичная семейная психологическая игра, разыгрываемая по ролям, согласно треугольнику Карпмана, описана в статье проблемы в отношениях людей.

Почему люди играют в психологические игры — подробней

Как уже было сказано выше, люди играют в психологические игры для получения выгод (условно говоря, «выигрыша»), т.е. для удовлетворения своих потребностей, которые они разучились удовлетворять естественным путем.

Психологическая выгода от игры:
У всех есть потребность в психологической безопасности и защищенности. С помощью психологических игр (похожих на психологические защиты), человек пытается избегать стрессовых ситуаций и поддерживать свою психическую стабильность.

Однако, такие игры, как правило, приводят к обратному.

Эмоциональная выгода от игр:
Каждому человеку необходим эмоциональный обмен. И если его ребенком обучили обмениваться эмоциями с помощью игр, то он может стать эмоциональным (энергетическим) вампиром. Такой высосет из Вас, если Вы в игре, всю эмоциональную энергию, доведя Вас до депрессии, невроза или психоза.

Биологическая выгода от игры:
Людям для выживания необходимы телесные контакты: объятия, ласки, поцелуи…поглаживания…, если человек не умеет обмениваться ими естественно, то он прибегает к играм.

А по игре такие контакты могут быть и негативные, например побои…пинки и т.п. Что подсознательно, у некоторых людей, например скрытых или явных мазохистов, воспринимается как удовлетворение потребности в телесном контакте.

Отсюда можно увидеть таких людей, которые как бы сами напрашиваются на пинки (даже словесные), например жены, которые подсознательно выбирают себе мужа тирана, который будет ее бить и унижать. На самом деле — это неосознанная игра.

Социальная выгода от игр:
Человеку необходимо полностью занять свое время, структурировать его, иначе, он либо сойдет с ума, либо умрет от скуки (буквально).
Также, люди — животные социальные, и им необходимо общение с себе подобными.

Если человек не умеет управлять своим временем и устанавливать естественные контакты, то психологические игры, например времяпрепровождение и общение в соцсетях, вместо нормального (реального) общения, хоть и суррогатно, но все же удовлетворяет эту потребность.

И главное, экзистенциальная (бытийная) выгода от игр:
У всех людей есть экзистенциальная, жизненная позиция — она либо положительная (Я+), либо отрицательная — (Я-). В зависимости…, как воспитали (при рождении у всех «плюс», за исключение редких аномалий).

С помощью психологической игры люди поддерживают свои жизненные, экзистенциальные позиции.

Например, если у человека по отношению к себе положительная позиция (Я+), а по отношению к ближнему — отрицательная (Ты-), то ему необходимо подтвердить это в общении и взаимодействии с ближним.

Скажем, всячески унизить его. А сделать он это сможет при условии, что второй игрок имеет отрицательную позицию (Я-). Как, например, жена тирана.

Какие бывают психологические игры взрослых людей

Эрик Берн описал множество психологических игр, в которые играют взрослые люди, в основном это деструктивные игры с негативными «выигрышами». Но есть, также и конструктивные игры, в том числе используемые психотерапевтами во время психологической помощи.

А также, существует множество психологических развивающих и обучающих игр, как для детей, так и для взрослых.

Правила психологической игры — формула

У любых игр есть правила. У психологической игры есть даже своя формула.

Тот, кто знает правила той или иной игры, а в нашем случае осознает их, тот имеет все шансы перестать играть и перейти к нормальным, естественным отношениям…не страдать, а радоваться жизни…

Игры определяются по степени интенсивности, а значит и опасности:

1-я степень — игра, о которой потом рассказывают знакомым;

2-я степень — игра, о которой обычно не хотят рассказывать (более тяжкие последствия);

3-я степень — игра, после которой можно оказаться в больнице, морге или тюрьме.

Формула неосознанной игры по Берну: Крючок + Клев = Реакция → Переключение → Смущение → Расплата («Выигрыш»), где:

Крючок — скрытое, обычно невербальное психологическое послание одного игрока другому. Например, игра «Соблазн», «Насилие» или «Динамо» третьей степени: Некая девушка всем своим видом и поведением показывает свою сексуальную доступность. Как бы забрасывает крючок…;

Клев — «заглатывание» крючка. Некий молодой человек улавливает ее приглашение к игре, т.е. клюет и попадает на ее крючок;

Реакция — он начинает к ней приставать, будучи подсознательно уверенным в ее доступности;

Переключение — она ему отказывает…он берет ее силой;

Смущение — Она — почему он меня изнасиловал? Он — что случилось, почему она хотела отказать?

Расплата — она в больнице…он в тюрьме…

При этой же психологической игре, но в первой степени, расплата была бы в виде набора негативных эмоций обоих игроков. Она могла бы сказать подругам, какой ей попался «козел». А он мог бы рассказать друзьям, какая она «коза».

Формула осознанной (хотя бы одним игроком) психологической игры: Слабость — Ловушка — Ответ — Удар — Расплата — Вознаграждение

Игры работающие по этой формуле («мышеловки») широко распространены в обществе. Например, самая популярная слабость многих людей — это Халява: желание бесплатного, скидок и акций, различных распродаж, легкого обогащения, чудо таблеток и мгновенного избавления от проблем и болезней, в том числе психологических…

И, конечно, вполне естественно (коли есть спрос на халяву), что находятся игроки (люди, осознающие эту игру), желающие поставить ловушку с «халявным сыром». Далее идет ответ (или клев), т.е. человек со слабостью хватает «бесплатный сыр».

Удар «мышеловки», обычно по карману, но иногда и по голове, не заставляет себя ждать.

Результаты: слабому игроку — расплата за халяву в виде негативных эмоций и пустого кошелька, а знающему игроку (чаще мошеннику) — вознаграждение, в виде реальных денег, ну или на крайний случай — в виде веселья…

Правда иногда, не в меру заигравшись и расслабившись, или плохо знающий правила игры, человек может попасть по действие первой неосознанной формулы, и оказаться в тюрьме (вспомните пирамиду «МММ»). Однако игрокам со слабостью от этого не легче.

Самый простой способ увидеть и проанализировать ролевую психологическую игру в отношениях — это представить ее схематично, в виде треугольника Карпмана.

Где люди, в семье, в любви, в дружбе или партнерстве ведут себя неестественно, исполняя по очереди одну из трех ролей: Спаситель, Преследователь и Жертва. (подробней)

Деструктивные психологические игры

Большинство из неосознанных или частично осознанных психологических игр в отношениях и взаимодействиях между людьми являются деструктивными для всех участников.

Эриком Берном и его последователями описано множество игр, в которые играют взрослые люди. Все они разделены на категории. Коротко о них…

Игры с самим собой
Например, когда человек надувает сам себя…что-то себе обещает (бросить курить, начать новую жизнь с понедельника и т.п.), но не выполняет, придумывая для себя кучу оправданий…

Семейные и супружеские игры
Например, когда жена играет Жертву, терпя побои и издевательства мужа, а потом переключается в Преследователя, делая из мужа Жертву — сдает его в полицию…

Или, например, когда мама играет в Спасителя, зашнуровывая обувь ребенку до старших классов, при этом делая его беспомощной жертвой, а через некоторое время ребенок из Жертвы переключается в Преследователя, и терроризирует маму, скажем, вымогая у нее пенсию на алкоголь или наркотики…

Сексуальные игры
Одна из популярных сексуальных игр описана в примере выше («Соблазн» или «Динамо»)…

Игры на вечеринках
Это большей частью сплетни и осуждения третьих лиц, а также популярнейшая игра «Почему бы Вам не… Да, но…», где один игрок как бы просит совета и помощи…другие в это время стараются и дают их…но в итоге он все отвергает, зачастую приводя в тупик беседу…

Игры на всю жизнь
Например, игра в алкоголика с созависимостью (соучастием) членов семьи.

Или игра в постоянного должника, который берет кредиты и никак не может их погасить…

Игры преступного мира
Например, кражи, надувательство и мошенничество…

Игры в кабинете психотерапевта
Например, когда клиент на приеме у психотерапевта, начитавшись википедии и представляя себя всезнающим, подсознательно настроен на то, чтобы не получить помощь. При этом он всячески саботирует работу психолога, например, играя в «психотерапевта».

Когда же он действительно, как и хотел, не получит помощи — он может сказать: «Я же говорил, что он мне не поможет…»…

Конструктивные психологические игры

Конструктивными игры могут стать лишь при их понимании и осознании. Некоторые перечисленные выше деструктивные игры можно переделать в конструктивные, а после этого вовсе выйти из игр и начать естественные отношения, особенно это необходимо во взаимодействии с близкими людьми.

К конструктивным играм относятся и лечащие, развивающие и обучающие психологические игры, для взрослых и детей.

Об этом читайте в следующих статьях. (Игротерапия (игровая терапия))

Важная особенность психологических игр — это повторение. Если Вы заметили, что у Вас повторяются или схожи какие-либо негативные события в жизни — значит Вы играете.

И если Вы сами не в состоянии выйти из игры, то Вам необходима психоаналитическая помощь

Воспользуйтесь услугами психотерапевта онлайн, и Вы начнете жить естественно, в союзе с собой и природой…

Психолог по телефону….психотерапия по скайпу…..скриботерапия по E-mail…

Обязательно ознакомьтесь с некоторыми плохими играми:

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psikhologicheskie-igry/psikhologicheskie-igry-v-zhizni-vzroslykh-lyudejj/

Ссылка на основную публикацию