Игротерапия — психология

Игротерапия в консультировании

Игротерапия - психология

  • Стоимость
  • Учебный план
  • Отзывы
  • Описание курса

Оформить заявку на обучение

Учебный план курса

  • 1.1. Игра — естественная среда общения
  • 1.2. Функции игры
  • 1.3. История игровой терапии
  • 1.4. Игра как отдельный подход в работе психолога
  • 1.5. Стадии процесса игровой терапии                                
  • 2.1.1. Основные принципы игротерапии
  • 2.1.2. Правила в игротерапии
  • 2.1.3. Виды игровой терапии
  • 2.1.3.1. Психоаналитически ориентированная игровая терапия
  • 2.1.3.2. Структурная игровая психотерапия
  • 2.1.3.3. Игротерапия отреагирования
  • 2.1.3.4. Игровая терапия, центрированная на клиента
  • 2.2.1. Песочная игротерапия
  • 2.2.2. Имаготерапия – театр экспромта
  • 2.2.3. Куклотерапия
  • 2.2.4. Как «оживить» куклу
  • 2.2.5. Пальчиковая гимнастика для развития дикции и мелкой моторики рук
  • 2.2.6. Упражнения для воспитания сценической речи и речевого дыхания
  • 3.1. Директивная игровая терапия
  • 3.2. Недирективная игровая терапия
  • 3.3. Терапевтические ограничения в игротерапии
  • 3.4. Шаги установления ограничений в игровой терапии с терапевтическими примерами
  • 3.5. Пример работы психолога по коррекции высокого уровня тревожности методом смешанной игровой терапии
  • 3.5.1. Цикл 1. Этап психологической работы №1
  • 3.5.2. Цикл 1. Этап психологической работы №2
  • 3.5.3. Цикл 1. Этап психологической работы №3
  • 3.5.4. Цикл 2 психологической работы
  • 4.1.1. Перчаточные куклы
  • 4.1.1.1. Использование перчаточных кукол в работе с детьми
  • 4.1.1.2. Сценарий для перчаточного театра — «Колобок»
  • 4.1.1.3. Сценарий для перчаточного театра — «Упрямые козлики»
  • 4.1.1.4. Сценарий для перчаточного театра – «Заюшкина избушка»
  • 4.1.1.5. Сценарий для перчаточного театра – «Гуси-лебеди»
  • 4.1.1.6. Сценарий для перчаточного театра – «Репка»
  • 4.2.1. Использование тростевых кукол в работе психолога/педагога
  • 4.2.2. Этюды и упражнения с тростевыми куклами — «Моя сказка»
  • 4.2.3. Куклы – марионетки
  • 4.2.4. Пальчиковые куклы
  • 4.2.4.1. Сценарий работы с пальчиковыми куклами для разных групп детского сада
  • 4.2.5. Образно-ролевая драматерапия
  • 4.2.6. Психодрама
  • 4.2.6.1. Психодрама в примерах
  • 4.2.7. Игровая программа «Цирковое представление» для дошкольников 4-6 лет»
  • 4.2.8. Урок для младших школьников «Театр кукол»
  • 4.2.9. Задание для самостоятельной работы
  • 5.1. Использование марионеток – ценная техника в работе психолога
  • 5.2. Диагностика с использованием марионеток  (Irwin and Shapiro)
  • 5.3. Игра с марионетками — это возможность общения на символическом уровне
  • 5.4. Пример терапевтической сессии с марионетками
  • 5.5. Задание для самостоятельной работы

Итого: 120 акад./часов

Дотдаева Фатима Манафовна

г. Старая Купавна (Московская область), практикующий психолог

Игровую терапию я всегда связывала с работой с детьми. Оказалось, ее можно применять и со взрослыми. Особенно интересной для меня показалась возможность консультирования семье с помощью кукол-марионеток. В этой программе (как впрочем, и в других программах Института) материал хорошо подобран, структурирован. Дано все необходимое для использования игровой терапии в работе.

Читать отзыв »

Пустовая Ольга Николаевна

г. Волгодонск, педагог-психолог

Психотерапевтическая работа с методами игротерапии превзошла мои ожидания и прогнозируемые результаты. Учиться на дистанционном обучении актуально и достаточно интересно! Применять понравившиеся методы и упражнения, анализировать, конспектировать, по мере необходимости вернуться и просмотреть пройденный материал, когда тебе удобно, когда тебе хочется, в любое время суток – это супер!

Читать отзыв »

Тимошенко Вероника Владимировна

Видео-отзыв студентки Института позитивных технологий и консалтинга по программе повышения квалификации «Игротерапия в консультировании» Тимошенко Вероники Владимировны.

Читать отзыв »

Все отзывы »

Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет и вплоть до младшего школьного возраста (хотя и в старшем возрасте люди сохраняют способность играть).

Игра способствует моторному и когнитивному развитию ребенка, является для ребенка главным способом обучения (поэтому дети в игре могут неоднократно повторять одни и те же действия, отыгрывать одни и те же бытовые ситуации, осваивая, таким образом, новые паттерны поведения и обучаясь новым видам деятельности).

Игра для детей представляет собой их главный способ взаимодействовать друг с другом, а потому игра выполняет, в том числе, и функцию социализации, то есть функцию включения в общество. В этом естественном занятии ребенок отыгрывает также возникающие у него негативные эмоции и чувства.

Исследователи в области психотерапии творчеством (психологии творчества, арт-терапии) обратили внимание на многочисленные функции и эффекты обычной игровой деятельности ребенка и выяснили, что в ней заложен огромный потенциал для оказания психологической помощи детям с разнообразными эмоциональными и поведенческими нарушениями. На основании этого был разработан новый метод – игровая терапия (игротерапия). Игротерапия представляет собой частное направление психотерапии творчеством, которое предполагает оказание помощи терапевтом и достижение психологического благополучия ребенком посредством игровой деятельности. Игровая терапия разнообразна и очень интересна. Методы игротерапии позволяют очень мягко и бережно провести диагностику психологического состояния ребенка, выявить причину проблемы (даже в случае, когда ребенок слишком мал, чтобы все рассказать и объяснить), а также скорректировать ее, дать ребенку пути ее преодоления.

Игротерапия – это метод, который требует от игротерапевта не только специальных знаний и навыков (которые можно получить на соответствующем курсе повышения квалификации), но и особой чуткости, терпения, искреннего интереса к маленькому клиенту, желания помочь.

Если Вы уже работаете детским психологом или только стремитесь начать оказывать профессиональную помощь детям, то курс «Игротерапия в консультировании» без сомнения будет Вам полезен.

В результате обучение Вы получите важные знания об игровой деятельности и психотерапевтических эффектах игровой терапии, освоите методы игротерапии. Откройте для себя заново детскую игру!

Проверить в Рособрнадзоре

Лицензия № 033416 от 14.02.2013 (БЕССРОЧНАЯ), выдана Департаментом образования г. Москвы. Проверить лицензию можно на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзоре). 

Срок: бессрочныйОГРН: 1037739622645Серия, номер бланка: 77Л01 0000823

ИНН: 7714249123

Игротерапия в консультировании

Источник: http://ippt.ru/katalog_programm/igroterapiya_v_konsultirovanii/

Игротерапия для детей – виды, методы, средства

Игротерапия для детей – виды, методы, средства

В работе с детьми необходимо использовать различные игротерапии. Только через игру можно понять, что происходит с ребенком, о чем он думает, какие эмоции его переполняют. Здесь разделяют виды, средства и методы игротерапии, которые помогают при работе.

Игротерапия – это работа психолога с ребенком, который различными способами выявляет психологические отклонения и методы воздействия на них. Консультанты сайта психотерапевтической помощи psymedcare.

ru часто используют в своей деятельности данное направление. Оно включает множество игр с различными предметами, когда исчезает защитный барьер и психологические зажимы, которыми человек начинает пользоваться.

В процессе игры человек расслабляется. Особенно данный метод нравится детям.

Что такое игротерапия?

Одним из направлений арт-терапии является игротерапия. Что это такое? Это психологическая работа как индивидуально с ребенком, так и в группе, когда каждый участник отыгрывает определенные роли. Это способ преодоления собственных страхов, комплексов, зажимов, а также решение социальных ситуаций и проблем, с которыми человек сталкивается, но не способен нормально с ними справляться.

Игротерапия используется не только в отношении детей, но и при работе со взрослыми. Основной ее задачей является воздействие на эмоциональную сферу человека, чтобы он личностно рос и развивался.

Есть конкретные ситуации, где проявляются страхи, комплексы, негативные переживания, заставляющие убегать и ограждаться.

Человек будто застревает в некой ситуации, которая каждый раз его травмирует, если снова с ним случается.

Игротерапия позволяет проиграть ситуацию в безопасной для человека обстановке. Он сможет снова пережить определенные обстоятельства и эмоции. Однако наличие рядом наставника в виде психотерапевта поможет ему в преобразовании своего поведения.

перейти наверх

Методы игротерапии

Игротерапия включается в себя два элемента: игру и игрушки.

Данный метод является самым эффективным при работе с детьми, которые пока не способны полностью выразить свои переживания, определить, что с ними происходит, и справиться с любыми сложностями.

При использовании различных методов игротерапии специалист способен увидеть причины, которые создают проблему, факторы их развития, а также помочь в решении вопроса (выработке другого поведения или отношения к ситуации).

Методами игротерапии являются:

  1. Песочная терапия.
  2. Сказкотерапия.
  3. Активный метод. Предлагается выбрать среди игрушек те, которые ассоциируются с ситуацией клиента. Вместе с терапевтом отыгрывается проблемная ситуация, где человек проявляет себя.
  4. Пассивный метод. Терапевт не участвует в игре, не направляет ее, а просто наблюдает за тем, как проигрывает ситуацию клиент. Ведущим является клиент, за которым и наблюдают.
  5. Куклотерапия. Здесь куклы отыгрывают роли, которые им назначает сам клиент.
  6. Освобождающий метод. Здесь клиент отыгрывает травмирующую ситуацию, позволяя себе проявлять возникающие эмоции в полную силу. Терапевт просто наблюдает за происходящим и поддерживает его в проявлениях.
  7. Структурированный метод. Похож на освобождающий метод, где отрабатывается конкретная ситуация.
  8. Терапия отношениями. Похожа на пассивный метод, только акцент ставится на том, что происходит в кабинете, а не в прошлом у клиента. Дается полная свобода действий клиенту.
  9. Шахматная терапия.
  10. Музыкальная терапия.

Игротерапия направлена на трансформацию личности. Вот почему важным становится не только то, что делает клиент, но и то, как воздействует на него терапевт.

Методы игротерапии включают такие механизмы:

  • Наглядное отображение проблемной ситуации и ее понимание.
  • Постижение собственного «Я» клиентом с целью личной трансформации и преображения, роста.
  • Сотрудничество, равноправие между участниками игры.
  • Проработка новой модели поведения, которая избавит человека от внутренних эмоций и переживаний.
  • Понимание собственных переживаний и эмоций, которые ранее управляли человеком, а теперь могут быть подчинены ему.

перейти наверх

Игротерапия для детей

Ведущей деятельностью малышей является игра. Игротерапия как нельзя лучше подходит для выявления и коррекции негативных эмоций. В игре дети познают новую информацию и развивают мелкую моторику. Также они вырабатывают навыки социализации, а конкретно, коллективной работы и контакта с другими людьми.

Игротерапия идеально подходит для работы с детьми. Ее не используют при неконтактной шизофрении и аутизме. Однако обязательно применяется для:

  1. Устранения травм, которые связаны с разводом родителей.
  2. Лечения и профилактики фобий, страхов, комплексов.
  3. Коррекции тревожного и агрессивного поведения.
  4. Устранения заикания.
  5. Улучшения обучаемости и устранения прочих трудностей в учебе.
  6. Устранения задержки психического развития или умственной отсталости и прочих проблем.

Для работы с детьми учитываются два фактора:

  1. Эффективность метода, который должен соответствовать целям коррекции.
  2. Эффективность методики непосредственно при работе с конкретным ребенком.

Результатами игровой терапии должны стать нормальное психическое и умственное развитие, нормализация эмоциональности, появление интереса к окружающему миру и другим детям, формирование поведения, которое будет адаптировано к социуму, и пр. При помощи игротерапии происходит коррекция поведения, которое может считаться асоциальным или болезненным.

перейти наверх

Виды игротерапии

Разделяют виды игротерапии, которые зависят от теоретического подхода психологии:

  • Игротерапия в психоанализе.
  • Игротерапия в отечественной психологической науке.
  • Примитивная игровая терапия.
  • Игротерапия отреагирования.
  • Игротерапия построения отношений.
  • Игротерапия.
  • Игротерапия с неструктурированным материалом.
  • Индивидуальная игротерапия.
  • Групповая игротерапия.

М. Кляйн рассматривала анализ важной составляющей игровой терапии. Ребенок, лишенный запретов и упреков, в процессе самостоятельной и условной деятельности позволяет себе проявлять собственные качества. Если человека не отвлекать от процесса, тогда он сможет показать себя в полной мере, выражая истинные намерения и эмоции, переживания и ощущения.

Читайте также:  Статус лидера - психология

К. Роджерс и В. Экслайн рассматривали как метод не переделывания другого человека, а его самостоятельного роста и развития.

Необходимо психотерапевту в игротерапии не делать клиента таким, каким он должен быть, в соответствии с его взглядами или общественным мнением, а позволять ему быть самим собой.

Должен происходить личностный рост, что возможно при отсутствии указаний и наставлений со стороны.

Положительные трансформации происходят, когда ребенок пребывает в компании взрослого человека, который его понимает, не мешает и поощряет. Так ребенок начинает понимать, что важно и нужно. Он познает собственное «Я», качества и наклонности, что позволяет ему развиваться в своем темпе и направлении.

перейти наверх

Игротерапия в детском саду

Игротерапия становится очень важной в период, когда ребенок ходит в детский сад. Именно с 2-летнего возраста можно заниматься коррекцией его поведения. В процессе ребенок получает новые знания и обучается новым навыкам. Более того, происходит коррекция его эмоциональной сферы и поведения. Все пробелы, которые были созданы родителями, теперь устраняются в процессе игры.

Ребенок должен чувствовать себя психологически комфортно. Терапевт направляет игровую деятельность в трех направлениях:

  1. Обучение детей дружеским отношениям друг с другом.
  2. Утверждение «Я» для самого ребенка.
  3. Развитие уважения у детей в отношении чужих «Я».

Процесс должен нравиться ребенку. Только в таком случае возможно ему помочь в преодолении его собственных зажимов и комплексов, которые уже были сформированы.

У каждого ребенка имеются различные страхи, которые не проходят лишь потому, что ему не позволяется с ними справляться, преодолевать, решать. В кругу, где постоянно пребывает ребенок, создаются все условия для создания зажимов и страхов.

В игровой терапии предлагаются условия, где малыш сможет от них избавиться.

Примерами игр являются:

  • «Кошки-мышки». Выбирается один игрок, который будет играть кота/кошку. Все остальные будут мышками. Они пищат и бегают, пока кот/кошка спит. Как только кот/кошка просыпается, мыши разбегаются по домикам, чтобы не быть пойманными.
  • «Дочки-матери». Ребенок играет в куклы, где обычно проигрывает обстановку внутри своей семьи.

перейти наверх

Средства игротерапии

В игровой терапии принимает участие взрослый человек – родитель, педагог, психолог и т. д. При этом предоставляются все средства игротерапии, которые позволят ребенку быть активным, волевым, инициативным. Все это будет способствовать двигательной активности, а также использованию интеллектуальных навыков, получению новых знаний.

В процессе игры малыш устанавливает хорошие контакты с другими участниками. Вот почему терапевты нередко подключают к процессу родителей ребенка. Среди средств игротерапии выделяют:

  1. Рисование.
  2. Подвижные игры.
  3. Танцы.
  4. Лепка.
  5. Игры с куклами.
  6. Игры с песком.
  7. Игротерапия общения и пр.

Средства игротерапии помогают в моделировании ситуации, которая решается клиентом вместе с терапевтом. Использование игрушек и других предметов помогают создать приближенную обстановку к той, в которой человек сталкивается с проблемами.

перейти наверх

Песочная игротерапия

Универсальным методом работы с ребенком является песочная терапия. Здесь клиент не только творит что-то своими руками, что помогает ему в развитии своего воображения, фантазии, мелкой моторики, но и высвобождает свои эмоции и переживания. Либо это проявляется в создании определенного творчества из песка, либо в разрушении своей «песочной» проблемы.

Ребенок может сначала отобразить свою проблему на песке, а потом с удовольствием ее разрушить, чтобы выплеснуть негативные эмоции.

Можно прибегнуть к другому методу, когда ребенок создает из песка свою проблему, а потом ее анализирует и смотрит на нее так долго, чтобы понять ее неопасность.

Можно спросить ребенка о тех поступках, которые он может совершить в ситуации, когда знает, что ему ничто не угрожает.

перейти наверх

Итог

Игротерапия является ведущим способом при работе с детьми. Также в ней могут участвовать родители, если они желают установить благоприятные отношения со своими детьми. Итогом прохождения игротерапии станет трансформация человека, устранение страхов и комплексов, решение проблем и высвобождение внутреннего потенциала.

Игротерапия может быть использована при работе со взрослыми. Здесь зачастую отыгрывают различные роли, где клиент играет самого себя, а средства игротерапии выступают в качестве обстоятельств и других людей.

Источник: http://PsyMedCare.ru/igroterapiya-dlya-detey

Игротерапия

Игротерапия

Все мы родом из детства. В детстве, играя в игры, мы могли легко и спокойно решить любую проблему. Мы не заостряли внимание на мелочах (что о нас подумают окружающие?, как мы выглядим со стороны? и т.д.), мы просто были самими собой. Но, взрослея, мы стали вести себя по-другому, заостряя внимание на мнение общественности.

Мы не хотим сказать, что им нужно пренебрегать, но иногда мы становимся другими, усложняя себе жизнь, отношения, придумывая себе проблемы которых не существует, боимся чего-то, что, по сути, не представляет никакой угрозы.

Современные психологи используют методы игротерапии для того, что бы человек отвлекся от факторов влияния на его сознание и мысленно вернулся в детство, ведь взрослые люди, играя в «детские» игры могут решать свои «недетские» проблемы.

Что такое игротерапия для взрослых?

Для начала предлагаем дать определение, с медицинской точки зрения. Игротерапия – это способ лечебного и психотерапевтического влияния на человека или группу людей, которые страдают эмоциональными нарушениями, страхами и неврозами.

В свое время такие ученые, как М. Клейн, Г. Хаг и А. Фрейд метод лечения в форме игры назвали игротерапией.

С помощью такой формы терапии, даже взрослые люди игровыми методами с помощью специалистов пытаются преодолевать конфликты, различные неурядицы.

Психологи могут использовать разные виды игротерапии, как групповую игротерапию, так и индивидуальную. Все зависит от нарушения психологического состояния человека и от истинной проблемы, которая его беспокоит.

Положительная сторона этого метода психологического воздействия на личность заключается в том, что проблема не воспринимается как нечто сложное, просто ее упрощают и смотрят под другим ракурсом, что дает возможность проиграть волнующую, жизненную ситуацию в игре и принять правильное решение.

Упражнения групповой игротерапии психологи чаще всего применяют при проблемах в семье. Уникальность этого метода в том, что ситуация в которую обыгрывают не настоящая, а вот эмоции и отношения настоящие.

Функции игротерапии

Игровая терапия исполняет сразу несколько функций: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Сразу поясним, что терапевтическое значение заключается в устранении внутрипсихологических ограничений личности человека в процессе игры. Обучающая – учит как себя вести в той или иной ситуации. Диагностическая позволяет психологу определить психологической портрет личности человека.

Нет универсальной или единой техники игротерапии, которую можно было бы применить во всех случаях. Сколько людей, столько и проблем связанных с их психологическим состоянием. Люди которые, по каким-то причинам, стали отшельниками объединяют в группы и ставят перед ними одну цель, для того чтоб они нашли один правильный выход из сложившейся ситуации.

Из всего вышесказанного можно смело сказать, что от проблем или страхов не стоит бежать их нужно решать, ведь проблема все равно остается проблемой. В одиночку проблемы не решить, тут нужны близкие любящие вас люди и специалисты.

Если человек обратился к психологу, то он уже на верном пути решение проблемы, ведь осознание того, что проблема существует – это первый маленький, но весомый шаг на пути к решению. Не стоит придерживаться старых стереотипов, что к психологам обращаются только психически не уравновешенные люди.

Ведь психолог поможет вам посмотреть на вашу проблему по-другому. Ведь то, что вам кажется непреодолимым, всего лишь требует больше времени для правильного решения или преодоления преграды.

Источник: https://womanadvice.ru/igroterapiya

Игротерапия

Игротерапия

Игровая терапия — это метод психотерапевтического воздействия на взрослых и детей, предусматривающий применение игры. Испытывать потребность в игре и обладать способностью в неё включаться человек может практически в любом возрасте, а для ребенка игра является основной формой познания окружающего его мира и основным видом его жизнедеятельности.

Что собой представляет метод игровой терапии?

В понятие “игротерапия” входит множество различных методик, влияющих посредством игры на развитие личности и её адекватную самооценку.

Это одна из разновидностей психодрамы, основанная на использовании игр и “игрушек”, включающих в себя любые бытовые мелочи, позволяющие клиенту потрогать, послушать, рассмотреть и вспомнить то, что беспокоило его на протяжении многих лет, и, в конце концов, породило душевную болезнь и аддиктивное поведение.

У каждой игры имеются свои правила, однако они не могут предсказать все возможные варианты и ходы. То есть, игровая терапия представляет собой одновременно хранилище норм и непредсказуемость жизненных ситуаций.

Она требует от своих участников обязательного соблюдения правил, но, вместе с тем, допускает различные импровизации и вариабельность поведения, так как игра — это противоречивое единство необходимости и свободы, конкретных игровых обстоятельств и условных поведенческих границ.

Особенности метода игровой терапии

Наиболее характерной особенностью игротерапии является её двуплановость:

  • Прежде всего, она предусматривает решение конкретных, зачастую нестандартных задач, но, вместе с тем, некоторые моменты в игровой деятельности носят достаточно условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации, не опасаясь за последствия.
  • Именно благодаря двуплановости игровой терапии достигается псикоррекционный эффект. При развитии игры происходит постоянная смена ситуаций, в которых объект принимает самое активное участие и вынужден быстро приспосабливаться к этим изменениям.

Цель и задачи игротерапии

Современная психологическая коррекция, ориентированная на взрослых, использует игры как специальные упражнения социально-психологического тренинга и групповой психотерапии. При помощи игры снимается тревога и напряженность и создаются близкие отношения между участниками группы.

Психокоррекция, ориентированная на детей, использует игры для правильного построения диалога, снижения их гиперактивности и агрессии.

Таким образом, игровая терапия, оказывая сильное влияние на развитие личности, направлена на создание близких отношений между участниками группы, снятие напряженности, повышение самооценки, а также на развитие и укрепление веры в себя в разных жизненных ситуациях. Это становится возможным благодаря тому, что в процессе игры практически полностью снимается опасность каких бы то ни было социально значимых последствий.

Кому помогает игровая терапия, в каких случаях и для коррекции каких проблем используется?

Игротерапия рекомендована пациентам:

  • с социальными проявлениями инфантилизма
  • для лечения замкнутости и необщительности
  • при поведенческих нарушениях и вредных привычках
  • при тревожно-фобических расстройствах
  • в случае гиперконформности и полной зависимости от мнения окружающих
  • при неадекватной половой идентификации
  • при сверхпослушании
  • для лечения заикания.

Эта методика облегчает состояние пациентов при психосоматических патологиях (нейродермите, бронхиальной астме, язвенном колите, дискенезии желчевыводящих путей и др.)

Вместе с тем игротерапия помогает при коррекции селективного мутизма, выдергивании волос, агрессивном поведении, а также улучшает эмоциональное состояние детей после развода их родителей, помогает заброшенным детям и детям, подвергающимся насилию, отстающим в речевом развитии, а также используется для эмоционального и интеллектуального развития умственно-отсталых детей.

Источник: http://medafarm.ru/psychology/igroterapiya

Игровая терапия

Игровая терапия

На правах рекламы:

 Игровая терапия – одна из разновидностей арт-терапии, это метод, в основе которого лежит использование игры — в самом широком смысле этого слова – в качестве способа исцеления душевных травм.

Читайте также:  Пропедевтика - психология

Игротерапия – это своеобразный процесс проецирования мыслей, чувств, переживаний человека на игрушки или различные вспомогательные предметы.

В качестве последних могут выступать: бытовые предметы, различные мелочи, пластилин, краски, кубики, карандаши, детали конструкторов, книги с картинками, головоломки и так далее. Всё это клиент может рассматривать, ощупывать, обнюхивать, переставлять, выстраивать целые сцены.

При этом происходит идентификация тех или иных игрушек (предметов) со значимыми людьми, в игровых сценках моделируются травмирующие ситуации.

Это позволяет клиенту получить уникальную возможность исследовать свой прошлый опыт в безопасной обстановке, отследить те взаимоотношения и роли, которые он играет, зафиксировать для себя причины, приведшие к негативным последствиям и т.п. Игра же не влечет за собой каких-либо значимых последствий, поэтому клиент может сколько угодно моделировать различные ситуации без опасений. Игротерапия в работе психолога — один из наиболее безопасных и легких для восприятия клиентом методов.

Особенности игротерапии

В процессе игротерапии клиент, по сути, включается в реальную деятельность, осуществление которой требует обдумывания и решения порой нестандартных задач.

С другой стороны, условность игры (в отличие, к примеру, от техник психоанализа) позволяет настолько отвлечься от реальной ситуации, что с клиента снимается любая ответственность за происходящее в игре.

Это своеобразное возвращение в тот счастливый мир детства, когда мы все свободно играли, не задумываясь о том, какие последствия повлечет за собой то или  иное развитие игрового сюжета.

В процессе игровой терапии клиент проявляет творческую активность, позволяя уже произошедшей ранее ситуации разрешиться по-новому, более приемлемым для него способом.

Моделируя реальные ситуации, он учится решать жизненные проблемы, избегая прежних ошибок, учится смотреть на вещи иначе, воспринимать болезненные моменты более стойко.

Потенциал игротерапии на самом деле огромен, этот метод способен отлично работать в самых разных ситуациях — здесь уже зависит от мастерства психолога, который проводит занятия.

Игротерапия для детей

Игротерапия со времен Зигмунда и Анны Фрейд – пожалуй, основной метод работы с детьми от 2-х лет. Игра – неотъемлемая часть детской жизни.

В процессе игры малыши усваивают правила поведения в обществе, учатся контактировать друг с другом, устанавливать отношения с окружающими. Ребенку очень трудно выразить словами свои чувства и мысли – в этом и заключается специфика работы с детьми.

Однако малыш в игре может очень наглядно продемонстрировать свои страхи, желания, проблемы. Очень часто ребенок в игре моделирует личный опыт или те взаимоотношения, которых у него нет в реальной жизни, но которые ему очень хотелось бы иметь.

Малыши также могут повторять в игре по многу раз одни и те же ситуации – как правило, травмировавшие их в реальной жизни. Застенчивые дети могут в игре брать на себя роли наиболее активных героев.

Игротерапия для детей помогает установить с ребенком отношения, необходимые для его лучшего понимания и успешного терапевтического взаимодействия.

Игровая терапия – для кого и зачем?

Игротерапия в настоящее время применяется очень широко – в личной и групповой психотерапии, в работе с ранними детскими травмами, с синдромами посттравматического стресса. Очень хорошо работает игровая терапия в тех случаях, когда клиент не может вспомнить саму причину травмы или ситуацию, произошедшую в далеком детстве и глубоко задевшую его.

Игровая терапия применяется и в бизнес-тренингах, помогая решать вслед за личными профессиональные проблемы участников. Практика показывает, что после игровых сессий появляются значимые результаты, проявляющиеся в позитивных изменениях мышления работников, повышении производительности труда, общем увеличении эффективности работы компании.

Игровая терапия эффективна при коррекции семейных отношений, в разрешении конфликтов, поскольку позволяет супругам в игровой форме прорабатывать проблемы и изживать противоречия.

Во время сеансов игровой терапии благодаря выражению своих проблем клиент получает долгожданную эмоциональную разрядку.

Он осознает и принимает себя как «ребенка», развивает чувство собственной ценности, восстанавливает доверие к этому сложному миру.

Более глубокое понимание себя и своих отношений со значимыми близкими способствуют положительным изменениям в поведении. Клиент учится решать свои проблемы более творчески, начинает более адекватно реагировать на проблемные ситуации.

Игровая терапия для детей

Игротерапия для детей обладает поистине безграничными возможностями – начиная от профилактики поведенческих отклонений и заканчивая коррекцией уже появившихся проблем в различных сферах – коммуникативной, эмоционально-волевой и т.д. Игровая терапия хороша для малышей с социальной дезадаптацией, поскольку помогает сформировать новые, более здоровые отношения, основанные на сотрудничестве и свободе самовыражения — взамен агрессии и принуждения.

Большое распространение получили так называемые имитационные игры, позволяющие ребенку стать таким, каким он хочет быть, постепенно усваивая желаемый стиль поведения и начиная использовать его в реальной жизни.

Игротерапия для детей помогает развивать творческий потенциал малышей, снимает болезненное внутреннее напряжение, тревожность, устраняет ощущение недоверия к миру и взрослым, избавляет ребенка от враждебности и агрессивных тенденций. Ребенок через игру и игрушки выражает свои негативные эмоции, отреагируя их и избавляясь от них.

Источник: http://psy-on-don.ru/articles/igrovaya-terapiya.html

Игротерапия для детей: задачи, цели, правила при работе с детьми

Игротерапия для детей: задачи, цели, правила при работе с детьми

Психотерапия и психокоррекция становятся одним из самых популярных направлений современной медицины.

Все больше людей осознает важность сохранения и поддержания психического здоровья человека в любом возрасте, включая детей дошкольного возраста и даже младенцев.

Сегодня существует множество психотерапевтических методик, которые используются для работы с детьми разного возраста, но одной из самых эффективных и востребованных остается игротерапия.

Что такое игротерапия

Терапия игровая – это психотерапевтический метод воздействия на детей дошкольного и школьного возраста путем применения игр, игрушек и других элементов. Ролевые игры, составляющие основу эту терапии, помогают выявить проблемы в поведении, психике или развитии детей, учат способам решения этих проблем и способствуют восстановлению психического и эмоционального здоровья.

Проводится игротерапия может в самых разных условиях – самостоятельно, дома, в детских садах и школах, в кабинете психолога или психотерапевта.

Многие родители с некоторой долей настороженности относятся к этому методу лечения, они не верят, что игротерапия для детей является мощнейшим способом воздействия на сознание и чувства малыша любого возраста (исключая старших школьников и подростков, для них используют другие методы психотерапии, хотя игровые методики тоже могут быть эффективны). Чтобы понять почему и как игротерапия действует на малыша, нужно разобраться в ее основных принципах действия, а также понять, какие «подводные камни» есть у этой методики.

Как она действует

Игра – это основной вид деятельности ребенка, начиная с рождения и заканчивая юношеским периодом. С ее помощью он получает информацию об окружающем мире, о способах взаимодействия между людьми, предметами, а также в игре формируется мышление, фантазия, волевые и другие качества.

Многочисленные исследования доказывают, что обучение играя является одним из самых эффективных методов взаимодействия с детьми, причем разного возраста, нормотипичных и с особенностями развития.

Вовлекая ребенка в игру, специалист получает возможность «заглянуть» во внутренний мир ребенка, который неосознанно переносит свои чувства, пережитый опыт или страхи на персонажей игры или «проигрывает» волнующие его ситуации.

Такой прием хорошо известен большинству современных родителей, которые с помощью этого нехитрого метода определяют комфортно ли ребенку в детском саду, школе, среди новых друзей и так далее.

Для этого достаточно позвать его поиграть «в садик» или «школу» и внимательно понаблюдать за его поведением, репликами и эмоциями.

Основное правило игровой терапии – ее комфортность для ребенка. Он должен чувствовать себя уверенно и свободно, только так можно узнать о его внутреннем состоянии и помочь ему справиться с проблемами.

Кому может помочь

Этот метод универсален, существует игротерапия и для взрослых, которые с ее помощью также «проживают» неприятные эмоции или избавляются от стресса.

Но если «домашняя игротерапия» может проводиться с любым ребенком, то профессиональная — требует обязательно обращения к специалисту, который, как правило, «работает» с определенными проблемами, так как именно при их наличии игротерапия является максимально эффективной.

Так, игровая терапия с тревожными детьми имеет свои особенности, также как и игротерапия с детьми с отставанием в развитии или психотравмой.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Как избавиться от чувства вины?

Это могут быть психические и поведенческие расстройства, проявляющиеся:

  • Агрессивностью,
  • Страхами
  • Тревожностью
  • Трудностями в общении со сверстниками и взрослыми
  • Низкой успеваемостью
  • Заиканием
  • Энурезом
  • Другими проблемами.

С такими нарушениями поведения и расстройствами сталкиваются множество детей, которые пережили стресс из-за развода родителей, потери близкого человека, переезда, жестокого обращения, ставшие свидетелями какого-то психотравмирующего события и так далее.

Игровая терапия с тревожными детьми помогает не только снизить уровень негативных эмоций, но обнаружить их источник, а это иногда бывает гораздо важнее – в случае семейного насилия, жесткого обращения с детьми в образовательных учреждениях и так далее.

Игротерапия используется как метод коррекции поведения и обучения новым навыкам у детей с особенностями развития и нарушением соцадаптации. Этот метод применяется при всех видах психического расстройства, исключая глубокий аутизм и шизофрению.

С помощью игротерапии детям с особенностями развития прививают важнейшие бытовые навыки, учат взаимодействию с другими людьми, а также проявлению своих эмоций. Но терапию таких детей должен проводить только специалист с образованием и навыками работы.

Самостоятельно родители и лица, занимающиеся развитием ребенка могут проводить элементы игротерапии в виде обучения бытовым навыкам, но не коррекционную работу.

Сегодня игровая терапия рекомендована к применению с 2-х лет. Игротерапия в детском саду помогает решить проблемы адаптации ребенка, учит детей взаимодействию и навыкам общения. Ее может проводить как детский психолог, так и воспитатель, получивший соответственное образование.

Виды и особенности

Родоначальником игротерапии, как психокоррекционного метода, считается Зигмунд Фрейд.

Он использовал ее как анализ происходящего с ребенком, применяя метод свободных ассоциаций и этот метод не получил широкого распространения, в отличие игротерапии по методу М.

Кляйн, а позднее — Анны Фрейд, они рассматривали ее как возможность влиять на психику ребенка, используя для этого игрушки, ассоциативные игры и другие методики.

В книге Г.Л. Лэндрета «Игровая терапия: искусство отношений» описываются все этапы становления этого вида терапии, рассказывается о принципах проведения игротерапии, о методиках и материале для игры. Она может быть интересна родителям, чьи дети собираются посещать игротерапию или уже посещают ее. А также тем, кто хочет использовать этот метод самостоятельно.

Сегодня игротерапия является востребованным и широко используемым методом. У нее существует несколько разновидностей, типов и множество самостоятельных методик. По методу воздействия различают:

  • Недирективная игротерапия – спонтанная, центрированная на клиенте. Используя этот вид терапии специалист не пытается как-то воздействовать или менять поведение или эмоции ребенка. Он полностью включен в игру, может мягко направлять, но при этом следует за ребенком, создавая наиболее благоприятные для него условия.
  • Директивная – специалист занимает ведущую роль в игре. Он направляет ребенка, учит его основам поведения, подсказывает как и что можно делать и берет на себя роль организатора и руководителя игры.
Читайте также:  Стили лидерства - психология

В зависимости от вида игр и используемого материала выделяют структурированную и неструктурированную игротерапию.

Структурированная – в игре используются определенные образы: игрушки, кукольный театр, изображения людей, макеты животных, еды и так далее. Играя с этими предметами ребенок может выразить свое отношение к ним, научиться обращению с этими предметами или построить свои игру, с учетом предложенных элементов.

Неструктурированная игра подразумевает двигательную активность и использование таких материалов, как песок, вода, глина, пластилин, краски и так далее. Такие игры помогают при отказе ребенка от сотрудничества, его нежелании или неумении выразить свои чувства, а также при невозможности (для ребенка) выразить обуревающие его чувства и эмоции, например, злость на родителей или обиду.

В зависимости от количества детей выделяют индивидуальную и групповую игротерапию.

Индивидуальная считается более эффективной, ее рекомендуется использовать при работе с эмоциями ребенка, его поведением или отношением. Также в целях терапии эмоционального или поведенческого расстройства применяют только индивидуальные занятия.

Групповая игротерапия помогает улучшить отношения в коллективе, обучить социально-бытовым навыкам, также может использовать для коррекции страхов и тревожности.

Игровая терапия: специалист или мама?

Проводить занятия самостоятельно или обратиться за помощью к специалисту? Сегодня перед таким выбором стоят многие родители, занятия у профессиональных психологов обещают быть более эффективными, но для этого необходимо выделить специальное время и деньги на посещение занятий. Самостоятельно игротерапией можно заниматься в любое время, всей семьей и совершенно бесплатно. Так что же стоит выбрать?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, каждый родитель решает его самостоятельно, но собираясь заняться игротерапией с своим ребенком или несколькими детьми обязательно изучение хотя бы основ этой методики и следование основным правилам:

  • Игра должна начинаться и проводиться только по желанию ребенка, недопустимо любое принуждение к игре. Родители могут предложить время, привлечь к игре других членов семьи, но основное – это желание ребенка и его положительное отношение к игре. Без этого смысла в проведении занятий нет.
  • Соблюдение режима игр – в зависимости от возраста ребенка игротерапия может длиться от 5 до 30 минут. Также важно, чтобы игротерапия была постепенной и ненавязчивой. Не нужно предлагать ребенку сразу все имеющиеся игры или закончив одну, сразу же начинать другую. Лучше всего посвятить одной игре несколько дней.
  • Следовать в игре за ребенком, не запрещая и не навязывая – это самый трудный навык для всех родителей. В игротерапии они должны следовать за ребенком, не пытаясь запрещать или негативно реагировать на что-то. Даже если ребенок в игре произносит нецензурные слова, бьет игрушки и обещает всех убить – это повод внимательно прислушаться к его словам и понять, почему он их произносят. Категорически запрещается ругать и наказывать ребенка за то во что и как он играет. В процессе игры родитель должен ненавязчиво объяснить почему такое поведение неприемлемо и показать ему другие способы взаимодействия.

Источник: https://opsihoze.ru/lechenie/igroterapiya-dlya-detej-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta.html

Игротерапия (игровая терапия), что такое игра в психологии

Сегодня, на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ, Вы, уважаемые посетители, узнаете что такое игра в психологии и психотерапии. И как проводится игротерапия (игровая терапия) в кабинете психолога и в домашних условиях.
(не путайте конструктивные психотерапевтические игры с деструктивными психологическими играми в реальной жизни)

Игротерапия (игровая терапия) для взрослых и детей — что такое игра

Изначально, понятие игра – это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку.

В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 3-7 лет они начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»).

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо сооружения». — Платон (427 − 347 до н. э.)

Почему-то уже в школьном возрасте этот один из самых эффективных методов обучения забывается, и человек практически не возвращается к нему больше никогда.

В чем обучающий и терапевтический эффект игры (игротерапии)? В том, что действие происходит «понарошку», можно отбросить довлеющие социальные роли и побыть самим собой.

Игротерапия – выстраивает определенную модель жизни, которая помогает тем, кто учасвствует в игре, взрослым или детям, прожить жизнь и познать все законы жизни, осознать и развить собственные стратегии отношения ко всем аспектам жизни: предназначению, семье, целям, здоровью, финансам…

Игровая терапия выступает, таким образом, как активный творческий процесс межличностного взаимодействия участников в группе, включая в себя развитие, обыгрывание некого сюжета — ситуации, формат которой задается самой игрой.

В психотерапевтических играх задача человека (взрослого или ребенка) прожить жизнь, но не просто прожить, а достичь определенной цели, то есть «осветить» свою жизнь высшим смыслом.

Виктор Франкл в свое работе «Человек в поисках смысла» утверждает: «Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных.

Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, — поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме.

»

Нельзя не согласиться с великим психологом и психиатром, прошедшим ад концентрационных лагерей. Потеря человеком смысла жизни, является чуть ли не главной потерей в жизни.

В наше время забота государства, развитие цивилизации отодвинуло такие важные в прошлом задачи, как выживание, добыча пропитания, крыши над головой, забота о сохранении потомства на второй план.

Современный уровень развития здравоохранения, социальной поддержки позволяет не концентрироваться на нижних уровнях пирамиды А. Маслоу.

И перед человеком встает проблема, а ради чего собственно жить? Что является движущей силой в жизни.

Игротерапия дает каждому шанс задуматься о смысле жизни, о том, для кого, для чего человек живет и зачем.

Кроме этого в игровой терапии человек решает множество задач, коррелирующих с реальностью жизни, отношение к семье, к работе, к духовному развитию и так далее.

Игровая терапия (игротерапия)

Всем нам хочется в этой жизни стать счастливыми, но у каждого понятие «счастье» свое и состоит из многих частей и сфер жизни: семья, работа, здоровье, саморазвитие, любимые дела, хозяйство, материальные блага и прочие сферы.

В каждой из этих сфер есть цели – то что мы пока не имеем, но хотим иметь в будущем. Все цели объединены общей целью – того, ради чего стоит жить, того, что дает радость жизни. И конечно, желаемое хочется иметь уже в ближайшем будущем. И хочется, чтобы сам путь достижения целей был приятным, чтобы нам сопутствовала удача и везение.

Но иногда, мы делаем много действий, тратим много сил и времени на работу, реализацию желаемого, а ОНО не приближается или что самое печальное может стать еще хуже.

Хочется в эти моменты совершить переход на качественно новый уровень жизни, перелететь из текущей реальности в новую желаемую. А для этого необходимо совершить трансформацию сознания, переключиться на новые ритмы жизни, подготовить себя к новому.

С помощью игровой терапии можно построить свое будущее, проанализировать, отрепетировать, отыграть, тем самым стать готовым к изменениям, открыть двери своего потенциала.

Отыгрывание своего будущего напоминает подготовку спортсменов, актеров, танцоров перед выступлениями. Чем качественнее репетиции и тренировки, тем лучше результат.

Везение – чаще всего это результат эффективного использования всех ресурсов человека: интеллектуальных, энергетических, талантов, интуиции, связей, времени за счет натренированности.

Кроме этого игротерапия дает богатую пищу для ума ведущему-психологу, в игре человек проявляет свои ведущие паттерны поведения.

Правильно подготовленный ведущий может видеть стереотипы человека, мешающие быть успешным, добиваться своих целей, в том, числе таких важных, как найти работу, завести семью и так далее, то есть увидеть градиент развития человека, помочь сформулировать насущные задачи текущего момента.

Игротерапия, психотерапевтическая игра, как и сказкотерапия и другие арт-терапии, — это динамическая проективная методика, и как любая проективная методика она требует осторожного подхода к интерпретации увиденного, высокого профессионализма ведущего-психолога.

Конструктивные психотерапевтические игры и игротерапия в целом, и какая-либо конкретная игра в частности – новый, инструмент психодиагностики и психокоррекции личности человека. Это безусловно перспективный и эффективный инструмент обучения различным ролевым моделям поведения, адаптации к быстро меняющейся среде социума.

Развивающие игротехнологии представляют собой пример ролевой игры, которая обладает развивающим эффектом, обеспечивает эмоционально насыщенное общение.

Среди целей многих терапевтических игр можно выделить: формирование навыка самостоятельно ориентироваться в сложной и противоречивой обстановке; быстроты адаптации к постоянно изменяющимся условиям; мобильности в процессе принятия решений; умения анализировать ситуацию; развитие коммуникативных навыков и т. д. Жестко заданного сценария у игр, как правило нет, каждый игрок выбирает свой вариант развития событий.

Игра разворачивается в виртуальном, игровом пространстве. Все это требует от игроков конструктивности, применения логического мышления, фантазии, быстроты реакции.

Игра (игротерапия) выступает, таким образом, как активный творческий процесс межличностного взаимодействия участников в группе, включая в себя развитие, обыгрывание некого сюжета – текущей жизненной, например проблемной ситуации человека.

В процессе игровой терапии участники-игроки осуществляют поэтапный поиск решения, приходят к нему, учатся взаимодействовать друг с другом, что способствует не только сплочению группы, но и формированию необходимых навыков общения, адекватных для социализации в обществе.

Игровая терапия позволяет применить тот или иной способ реагирования, совершить то или иное действие, осознать его значение для себя и других, выявить и сформировать необходимые навыки для адаптации к обществу.

Игротерапия поможет предотвратить, своевременно выявить и скорректировать проблемное поведение — отреагировать, пережить и «отпустить» нежелательные формы поведения, сформировать у человека новые ценности и идеалы, задуматься о смысле своего существования.

Круглосуточная консультация психолога….по Скайпу….Емайл и телефону

Читайте психологический журнал и другие статьи по теме психологии игр:

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psikhologicheskie-igry/igroterapiya-igrovaya-terapiya-chto-takoe-igra-v-psikhologii/

Ссылка на основную публикацию