Иллюстрации безответственной помощи — психология

Анализ детского рисунка: небрежно нарисованный домик говорит об импульсивности и тревожности

Многие мамы беспокоятся, что ребенок «не умеет рисовать»,  несмотря на занятия и даже посещение изостудии. Однако в свободном рисовании (когда малыш рисует не по указке взрослых, а по собственному желанию) он должен пройти много стадий, прежде чем его «картины» станут узнаваемы.

На самом раннем этапе (2–3 года) весь рисунок представляет собой сплошные линии, круги, черточки и точки. Так ребенок знакомится с предметами для рисования и пробует свою руку.

В этот период малыш сначала рисует, а потом уже придумывает название нарисованному, причем его решения обычно переменчивы и «котик» через пару минут становится «автобусом». А вот с 4 лет в картинах юного творца появляется замысел. Малыш рисует все, что ему важно, и его работы уже лучше отражают действительность.

К 5 го-дам рисунки ребенка уже вполне узнаваемы и обогащены реальными деталями, хотя все еще могут казаться взрослым наивными и неумелыми.

Иногда работа малыша и вовсе не несет в себе определенного сюжета и значения, а лишь является следствием эмоционального порыва. Но и в этом случае рисунок может рассказать о многом: об особенностях мышления, характера, развития.

Анализируя рисунок, опытный специалист сделает вывод о состоянии нервной системы малыша, его зрении, моторике и сенсомоторной координации и др. Кстати, до школы очень важно исправить все проблемы с мелкой моторикой, чтобы у ребенка не было проблем с письмом.

Конечно, для полноценной характеристики понадобится не один рисунок, но внимательные родители могут сами заметить в работах малыша что-то необычное.

Рисунок девочки отличается интересным замыслом: она хотела изобразить дом, цветы, человечка и радугу под ясным солнечным небом. Такой богатый по содержанию и достаточно насыщенный рисунок характерен для данного возраста и даже старших детей. Это может говорить о неплохом психическом развитии ребенка, его осведомленности, любознательности и знании окружающего мира.

Однако исполнение рисунка отстает от возрастных норм и требует более детального разбора. В целом, рисунок создает эмоционально благоприятное впечатление, он позитивен и жизнерадостен, но по формальным показателям (узнаваемость предметов) и факультативным признакам (большая схематичность, рисование черточками) соответствует результату творчества ребенка младшего возраста.

Рисунок сделан весьма небрежно, без особой (даже минимальной) детализированности, что говорит об импульсивности девочки, низкой значимости для нее оценки со стороны окружающих. Сильный нажим свидетельствует о высоком психомоторном тонусе (т.е.

эмоциональной напряженности), который может иметь как физиологические, так и психологические причины. Все линии в рисунке проскакивают мимо, раскрашивание хаотично и размашисто, что еще раз характеризует ребенка как импульсивного.

Это подтверждается и недоведением начатого до конца (голова человечка не получилась, и девочка решила ее закрасить, предполагаемый цветок рядом с домиком остался без лепестков и каких-либо узнаваемых деталей). Возможно, в поведении девочки иногда прослеживается даже агрессивность.

Хотя по цветовой гамме и сюжету можно сказать, что ребенок в данный момент открыт миру и доброжелателен.

Однако помимо импульсивности в характере ребенка, т.е. недостатка контроля, рисунок дает повод предположить возможность других особенностей. Проявления импульсивности можно обозначить у девочки как «не хочу», т.е. у нее не всегда получается контролировать свои импульсы, и это отражается в линиях, нажимах и деталях рисунка.

Но возможно, что девочка не может рисовать лучше, а это уже говорит о моторных нарушениях, недостаточном навыке владения карандашом, неподготовленности руки к рисованию, несформированности сенсорных эталонов (крыша дома мало похожа на треугольник, радуга изображена прямыми отдельными линиями и т.д.), нарушении сенсомоторной координации.

Тем не менее, для уточнения действительного наличия у ребенка тех или иных проблем одного рисунка явно недостаточно.

Вывод

Анализируя данный рисунок, сложно дать определенное заключение, так как работа девочки содержит в себе некоторые противоречия и вызывает вопросы. Можно предположить, что ребенок, в целом, достаточно хорошо развит и эмоционально благополучен (нет чувства острой тревоги, замкнутости).

В то же время родителям стоит обратить внимание на другие работы дочери, чтобы понять, имеют ли место некоторые проблемы с моторикой и зрительно-моторной координацией у ребенка.

Придерживается ли она общепринятых взглядов на изображение предметов? Меняется ли качество рисунка в других работах девочки или остается неизменным раз от разу? И только после этого появится возможность делать соответствующие выводы. 

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1685/analiz-detskogo-risunka-nebrezhno-narisovannyy-domik-govorit-ob-impulsivnosti-i-trevozhnosti

Психология детского рисунка с примером

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития.

Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка.

Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи.

Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним.

Яркая мама, нарисованная первой, — главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

А вот второй пример.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов.

Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Какие виды творчества особенно полезны детям-дошкольникам

Источник: https://viline.tv/deti/article/psihologia-detskogo-risunka-testy-i-interpretacia

Как по рисунку определить, есть ли пробемы у ребенка

Рисование — одно из любимых детских занятий. По рисункам можно увидеть, каким видится мир ребенку, как он относится к самому себе, что его тревожит, кого он любит.

Детские рисунки – особенно ценный материал в тех случаях, когда нужно выяснить есть ли у ребенка какие-то проблемы — страхи, тревожность, агрессивность.

Надо только научиться «читать» работы своего художника, и тогда Вы сможете лучше понять, чем живет ваш малыш.

Вот несколько основных правил, которые стоит усвоить.

1. Рисунки малышей до пяти лет слабо информативны из-за того, что пальчики еще плохо развиты и рисунки схематичны.

В этом возрасте можно только предположить те или иные особенности малыша по цветовой гамме. Если преобладает черный, это говорит об агрессии.

Красный означает активность, а коричневый сигнализирует о возможном нездоровье.

2. Важно понимать, что рисунок — это всегда отражение сиюминутного настроения ребенка. Поэтому судить о его характере только по одному рисунку нельзя.

Нужно всегда смотреть на общие тенденции, располагая как минимум 5—6 образцами, сделанными в разное время.

А в идеале, если вы хотите составить психологический портрет малыша, выберите время, когда он в хорошем настроении и попросите его нарисовать человека, дом, дерево, свою семью.

3. Если вы дали задание малышу нарисовать что-то на заданную тему, не вмешивайтесь в процесс. Само задание нужно давать в самой общей форме — например, нарисуй дерево (дом, человека), какое хочешь. Не подсказывайте, что у человека есть уши, а ты их забыл нарисовать. Постарайтесь находиться рядом, но делайте вид, что занимаетесь своим делом. А сами в это время наблюдайте.

Ваши наблюдательность и терпение – ключ к успеху, который позволит Вам понять скрытые особенности, страхи, сомнения и черты характера Вашего ребенка. 4. Для тестового рисования лучше предложить ребенку карандаши — они позволяют увидеть силу нажима.

5. Даже если все рисунки ребенка говорят о внутреннем негативе, не стоит пугаться. Возможно, сейчас малыш переживает сложный период. В любом случае рисунок — это не диагноз, а повод задуматься о том, что происходит в душе маленького человечка. Если вам сложно самим разобраться в причинах детских проблем, обратитесь к психологу.

Читайте также:  Узнадзе, дмитрий николаевич - психология

Итак, Вы попросили нарисовать человека, дом, дерево, свою семью

И после того, как рисунок будет закончен первым шагом в анализе может стать Ваше первое поверхностное впечатление, следует оценить, каков рисунок Вашего ребенка, как он отражает действительность, настроение ребенка.

Посмотрите на цвет, которым пользовался Ваш ребенок. Как утверждают психологи, цвет определяет внутренний настрой ребенка, его эмоциональную сферу.

• Ребенок выбирает простой карандаш и отказывается от цвета вообще, это говорит о довольно низком интеллектуальном уровне. Иногда отказ от цвета мотивируется плохим настроением, но, как правило, это бывает нечасто. Ребенок, использующий мрачные цвета, скорее всего находится на низком уровне общего развития, у него недостаточно развито абстрактное мышление, есть проблемы с памятью.

• Ребенок использует стандартную для изображаемого предмета цвета, это говорит о нормальном уровне его интеллектуального и общего развития. Малыш адекватно воспринимает окружающие предметы и людей вокруг.

• Если при изображении заданного предмета Ваш ребенок использует нестандартные цвета или несоотвествующие определенным частям заданного предмета, это говорит о нестандартном мышлении, о сильно развитой фантазии.

Человек

Как правило, если ребенка попросить нарисовать человека, то это будет человек его пола. О внутренних разладах свидетельствует рисунок бесполого существа или лица противоположного пола.

Если фигура расположена в центре — это признак уверенной в себе личности. В самом низу листа (причем 2/3 пространства вверху пустует) рисуют человека детки, у которых занижена самооценка.

О тревожности и проблемах с общением может фигура, изображенная в профиль.

Каждая часть нарисованного человека что-то обозначает.

Голова является символом интеллекта. Большая голова говорит о развитых умственных способностях, маленькая — о недостаточных для его возраста. Если ребенок нуждается в защите, он обязательно нарисует головной убор.

Лицо расскажет об общительности малыша. Нечеткие черты лица означают «закрытость» ребенка по отношению к другим людям.

Нарисованные уши — признак того, что слух — важный канал восприятия информация у ребенка, что он прислушивается к замечаниям других людей. Открытый рот с зубами рисуют агрессивно настроенные детки.

Очень большие глаза со зрачками символизируют страхи ребенка.

Большие длинные руки показывают, что малыш ловок и развит физически. Маленькие руки нарисует слабый ребенок. Если же он неуверен в себе, то спрячет руки у человечка на рисунке за спину или в карманы. Поднятые вверх руки говорят об агрессии, широкий размах рук — о желании действовать.

Ноги — это символ опоры в реальной жизни. Если у ребенка велико желание быть независимым, то он нарисует очень длинные ноги. Широко расставленные ноги означают уверенность в себе малыша.

Угловатое или квадратное туловище рисуют обычно мальчики — это признак мужественности. Если туловище у человечка непропорционально маленькое, это значит, что ребенок чувствует себя униженным.

Дом

Если ребенок часто рисует дом без окон и дверей, это говорит о проблемах в общении с другими людьми, о замкнутости. Чем меньше окна, тем более стеснителен малыш. Иногда количество окон соответствует количеству членов семьи.

Дерево


Большое дерево на рисунке означает, что у ребенка большая жизненная энергия. Ветки дерева направлены вверх, а само дерево имеет толстый ствол и прочно стоит на земле (нарисованы даже корни) — перед вами уверенный в себе, жизнерадостный ребенок.

Подробнее:

Ствол символизирует внутренний стрежень ребенка, его личностный потенциал. • расширенное влево основание – ребенок мечтательный интроверт, робкий, нерешительный, не проявляющий инициативы. • Ствол прямой, правильной формы – у ребенка трудности с адаптацией, но он легко восстанавливается.

Общее развитие у такого ребенка на достаточно высоком уровне. • Расширенное вправо основание – ребенку свойственны благоразумие, расчетливость, упортство. Он игнорирует чужое мнение, не склонен доверять признанным авторитетам. • Закрытытй сверху ствол, говорит о жизнеспособности, импульсивности.

Малыш не склонен к абстрактному мышлению, проявляет усердие в труде. • Округлое и расширенное основание – ребенок медлителен, основателен, но несколько заторможен. При этом у него наблюдаются такие несомненные достоинства, как отвественность и надежность.

• Заостренный ствол обычно рисуют самые маленькие, у которых трудно выделить составные части личности.

Линии контура, наполнение ствола, свидетельствуют об определенных чертах характера рисующего ребенка.

• Слабые, неровные, пунктирные линии говорят о восторженном, неровном, нетерпеливом и импульсивном характере, так рисует обычно интуитивный, чувственный и ранимый ребенок. • Штриховка и каракули внутри ствола указывают на неуверенность, неудговлетворенность и душевную хрупкость малыша. • Воспризведение рисунка коры – это хороший знак – знак наблюдательности, критического ума, пытливости, возможно, хорошего чувства юмора и довольно выского интеллектуального развития. • Крапинки и пятна внутри ствола – свидетельство неудовлетворенности и чувства вины, а может быть, и того, что у ребенка сложный период развития. • Волнообразные очертания на рисунке означают живость, гибкость, склонность к адаптации, позитивный настрой вашего малыша.

Ветви могут рассказать об отношениях ребенка с окружающим миром.

• Ветви, нарисованные параллельными линиями, выражают постоянство, позитивность, активность. • Расходящиеся к концам линии ветвей – экспансия, авантюризм, высокое самомнение, желание самоутвердиться. • Лучистые ветви свидетельствуют о нервозности, вспыльчивости, отсутствии самоопределения, метании в поисках своего «я» у юного художника. • Если на рисунке Ваш малыш выделил одну ветвь, это говорит о его способности к импровизации, творчеству, нестандартному мышлению, отвергающему условности. • Искривленные ветви – подверженность чужому влияниию Малыш, нарисовавший дерево с такими ветвями, очень любит игры и веселые мероприятия, при этом его трудно заставить сделать то, что ему кажется нудным и скучным. • Ветви, опущенные вниз, рисуют обычные фантазеры, меланхолики. • Изгибающиеся ветви – сдержанность, покорность, отвественность, дисциплинированность. • Ветви, устемленные вверх, – практичность, вспыльчивость, сколонность к авантюризму.

Крона сообщает о том, каковы энергетические особенности и возможности малыша.

• Если малыш наисовал крону дерева в виде облака, это говорит о свойственной ему осторожности, тщательности, высоком уровне самоконтроля. • Крона-венчик свидетельствует о благоразумии, дипломатичности юного художника. • Крона-круг – спокойствие, самодостаточность, эгоцентризм. • Дети, для которых характерны динамизм, рассеянность, чувство юмора, жизнерадостность, обычно рисуют крону с завитками. • Крона с каракулями или заштрихованная – беспорядочность, тревожность, напряженность, нерешительность, импульсивность, подверженность чужому влиянию. • Плоская крона – подавленность, зависимость, желание опереться на кого-то.

Корни дерева дети чаще не рисуют, поскольку они не видны. 

Моя семья

Первым дети обычно рисуют самого значимого в своей жизни человека. Чем больше фигура человека, тем большим авторитетом он является для малыша. Такого человека ребенок любовно украшает, уделяет внимание деталям.

Если ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи, значит, он ему неприятен, с ним часто происходят ссоры. Признак нерасположения — маленькая схематичная фигура.

Если все члены семьи держатся за руки — семья дружная.

Каждый занимает своим делом — семья разобщенная.

Если между людьми присутствуют предметы, разделяющие их, это свидетельствует о проблемах в общении.

Люди, занятые игрой, — отражение соперничества в семье.

Поднятые руки у кого-то на рисунке говорят об агрессии либо о потребности в помощи.

Очень часто дети рисуют воображаемую семью: папу, который не живет с ними, сестричку, которой нет, умершего родственника или вообще постороннего человека. Это значит, что ребенок испытывает дискомфорт в своей семье и хочет ее изменить.

Если ребенок рисует себя таким же по размерам или даже больше, чем взрослые, это говорит о том, что он чувствует себя значимым, уникальным.

Малыша вообще нет на рисунке в том случае, когда он чувствует себя лишним в своей семье.

Об отношении к членам семьи можно судить по силе нажима. Неприятного человека кроха будет рисовать резкими, сильными штрихами, будет часто стирать рисунок. Любимых людей малыш рисует плавными движениями, всячески украшает, выбирает пастельные или яркие сочные цвета.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/37662872-421276/

Что означают рисунки, которые мы неосознанно рисуем?

Даже если мы не умеем рисовать, когда скучно выводим на бумаге узоры или фигуры. Многие не обращают внимания на эти картинки, но психологи и в них нашли скрытый смысл. Дело в том, что когда мозг занят другим делом, руки находятся под контролем подсознания и передают сигналы из глубины души.

Подобными исследованиями занимается и наука графология. Поэтому важно суметь увидеть в незначительных деталях истинную сущность человека, скрытую под маской сознания.

Анализ рисунка

В отличие от тестов, где перед человеком ставят конкретную цель нарисовать дом, семью, животное, здесь важен выбор сюжета картинки. Он расскажет о мыслях, скрытых страхах и мечтах, что нельзя узнать при помощи привычных методов диагностики.

Человек

Чаще неосознанно человек выводит фигуры людей. И от того, какими они получаются, судят о внутреннем состоянии и чувствах, переживаемых на данный момент.

Интерпретация:

  1. Если фигурки выходят маленькими и схематичными, то человек ощущает давление со стороны и беспомощность перед ним. Он хочет остаться в одиночестве и боится общения.
  2. Если фигурка изображена прямо, то рисовавший не испытывает страха перед людьми, но чем больше она «смотрит» в сторону, тем скрытнее личность.
  3. Непропорционально большая голова говорит об интеллектуальном складе ума. Маленькая, наоборот, о техническом. Чем детальнее прорисована внешность, тем сильнее заботит она человека.
  4. Маленькие, плохо прорисованные или закрытые глаза, говорят о визуальных страхах. Это может быть образ, увиденный в фильме или представленный в воображении.
  5. Чем больше у нарисованного человечка уши, тем важнее для «художника» мнение со стороны. Отсутствие говорит, что ему безразличны общественные устои.
  6. Широкие плечи выдают силу и властность, а узкие слабость. Сутулая спина подсказывает, что человеком управляет чувство вины.
  7. Руки, прижатые к телу или прикрывающие его, говорят о конфликтах с окружающими людьми.
  8. Если ноги расставлены широко, значит человек не любит выслушивать чужое мнение, если соединены, то легко подчиняется приказам со стороны. Длинные ноги указывают на желание быть независимым, а короткие на чувство неловкости.

Обратите внимание на позу и выражение лица, если они агрессивные, человека одолевает чувство, которое не может побороть. Если при этом рот закрыт или стиснуты зубы, то он не хочет об этом говорить.

Имя или подпись

Будьте осторожны, оставляя на листах бумаги подпись. Не только потому что ей воспользуются мошенники, но для сохранения адекватной самооценки. Психологи утверждают, что человек, выводящий свое имя или оставляющий автограф на случайно попавших под руку листочках, страдает от тщеславия и зациклен на себе.

В тоже время человек может писать отдельные слова или фразы, которые ему пришлись по душе. Не ищите в них двойной смысл, они говорят о том, какие ассоциации у человека вызывает место где он находится, окружающие люди и внутреннее состояние.

Геометрические фигуры

Важно обратить внимание, имеют ли эти фигуры углы, а также их количество. Чем больше в рисунке острых деталей, тем решительней настроен «художник». Квадраты, прямоугольники, трапеции и треугольники говорят о четкой цели и стремлении к ней. Если фигура имеет 6 или больше углов, ее автор осторожен и внимателен.

Круги, овалы и кольца указывают на мягкость характера. Если несколько таких фигур соединены между собой или находятся одна в другой, то человеку необходима поддержка и участие. Закрашенные круги говорят о замкнутости и нежелании общаться.

Спирали и волны

Рисующий закручивающиеся линии человек находится в кругу своих эмоций и переживаний. Ему не требуется сочувствие и участие окружающих, он погружен во внутренний мир и ему в нем комфортно. Если завитки спирали мелкие и частые, то имеется неразрешенная проблема, которая вызывает эмоциональный дисбаланс. Такой человек неуравновешен и может вспылить.

Волны, напоминающие очертание женской фигуры выдают сексуальный подтекст рисунка. Такому человеку не хватает теплоты и внимания со стороны противоположного пола. Возможно, у него возникает сексуальное влечение к определенному человеку, но это желание остается неосуществимым.

Сердца и звездочки

Сердечки на бумаге рисуют люди ранимые и впечатлительные. Они подвержены воздействию романтических чувств и эмоций. Такие «художники» мечтательны и мягкосердечны. Но внешне это никак не проявляется. Они скрывают эмоции и кажутся строгими и серьезными.

Рисованием звезд увлекаются те, кто хочет достичь карьерных высот и общественного признания, и обладают всеми нужными для этого качествами. Они целеустремлены, оптимистичны и полны энергии для свершения задуманных планов.

Солнце и облака

Если вы увидели, что кто-то рисует солнышко и облака вокруг, знайте, что этот человек добр и мягкосердечен. Он живет мечтами и грезами, часто выдумывает небылицы и рассказывает их. Такой «художник» любит общение и плохо себя чувствует, когда рядом никого нет.

Обычно, рисунок не заканчивается на одном сюжете, к нему приплетаются новые образы и символы. Это говорит о богатой фантазии. Рисующий с удовольствием подарит свое творение и нарисует еще, если вы его об этом попросите.

Крестики и решетки

Если человек выводит перекрещенные линии, в его жизни присутствует сложная ситуация, которая пока не имеет выхода. Своими рисунками он показывает, что хочет защититься от тяжелых жизненных невзгод.

Кресты и решетки указывают на страх перед возникшей ситуацией и нежелание брать на себя ответственность. Такое чувство возникает из-за неуверенности в себе, нежелании идти на компромисс и прислушиваться к мнению опытных людей.

Домики

Рисуя домик, человек неосознанно ищет опору в жизни, хочет найти поддержку. Он обеспокоен своим нынешним положением, старается исправить его и сделать свою жизнь лучше. Дом, окруженный забором говорит о нехватке поддержки со стороны близких. Маленькие окна указывают на замкнутость и недоверие.

Читайте также:  Навык: действие, доведенное до автоматизма - психология

Дым из трубы выдает добрый характер «художника». Сад и цветы говорят, что ему не хватает уюта и покоя. Если к дому ведет дорожка, то человек ждет перемен в жизни. Отсутствие двери и крыльца, наоборот, подскажут, что он боится изменений, которые могут произойти.

Животный мир

Изображение рыб или птиц, расправивших крылья и плавники, говорит о свободолюбии автора. Если же он нарисовал обезьяну или похожего на нее животного, то имеет инфантильные черты личности.

Кошки и собаки, нарисованные на бумаге, подсказывают, что человеку не хватает тепла, и он хочет завести друзей. Если он изобразил крокодила, то имеет властный и деспотичный характер.

О чем расскажет техника рисования

Если вы хотите заглянуть глубже и узнать о человеке еще больше интересного, посмотрите на то, как он рисовал. Сильное или слабое надавливание, толщина линии, обведение контуров и цвет, которым выполнялся рисунок, расскажет другие факты о психологическом состоянии человека.

Резкие штрихи

Быстрые движения, проведение ручкой по одной линии несколько раз говорят о тревоге, которая овладела человеком. Если он рисует нечеткие черты и сложно понять, что точно изображено, нет деталей и четкости, присутствует волнение или другой негативный фактор.

Когда штрихи получились четкие и аккуратные, а рисунок крупным и детальным, можно говорить о рассудительности и серьезности «художника». Он точно знает, что хочет от жизни и твердо стоит на своем.

Плавные линии

Если человек выводит плавные линии, рисует замысловатые узоры, при этом еле прикасается к бумаге карандашом или ручкой, то он мягкосердечен и податлив. Такая личность находится в зависимости от общества.

Яркие линии расскажут о том, что, несмотря на доброту и отзывчивость, управлять таким человеком не получится. Он знает, чего хочет, и не ориентируется на чужое мнение.

Выбор цвета

По этому фактору судят, если перед рисующим имеется выбор: лежат разноцветные карандаши, ручки или фломастеры. В зависимости от того, в какой гамме выполнен рисунок, можно судить о настроении, преобладающем в данный момент.

Интерпретация цвета:

  1. Красный. Говорит о напористости и твердости, внутренней энергии и желании действовать. Человеком овладевает тревожность и эмоциональное напряжение, способное вызвать агрессивное поведение.
  2. Оранжевый. Указывает на хорошее расположение духа. Человек испытывает желание общаться, делиться своими мыслями и идеями.
  3. Желтый. Если человек выбрал для рисования этот цвет, его переполняет чувство радости и счастья. Он испытывает эмоциональный подъем и полон новых идей.
  4. Зеленый. Говорит о гармонии, царящей внутри рисующего, душевном покое и уравновешенности. Человек, выбравший этот оттенок, находится в поиске себя.
  5. Синий. Указывает на то, что человеку комфортно в окружающей его обстановке, он готов к искреннему и откровенному разговору.
  6. Фиолетовый. Говорит, что человеком управляют эмоции, а не разум. Он легко раним и находится в творческом поиске.
  7. Серый или графитовый (в том числе и простой карандаш). Указывает на присутствие уныния и тоски.
  8. Черный. Этот цвет олицетворяет уверенность в себе или депрессивное настроение.

Соединив анализ сюжета рисунка и интерпретацию выбора цвета получаются однозначные выводы о характере человека, эмоциональном состоянии и чертах личности.

Расположение рисунка на листе

Еще один фактор, по которому вы узнаете о человеке интересные факты – это расположение рисунка на листе бумаги. В зависимости от того, в каком месте он предпочитает выводить узоры, преобладают те или иные черты характера:

  • верхняя сторона. Указывает на завышенную самооценку и желание заслужить признание в обществе. Если рисунок маленький, то присутствует тревога и страх, если большой, то человек высокомерен и заносчив;
  • нижняя сторона. Говорит о неуверенности в себе и замкнутости. Человек, выбирающий эту сторону, нерешителен и боится перемен;
  • левая сторона. Ориентировка на прошлое. «Художник» любит разбираться в себе, размышлять о прожитой жизни, делать выводы;
  • правая сторона. Говорит о стремлении вперед. Выбор в пользу правой стороны листа указывает на то, что человек ориентирован на будущее.

Прежде чем анализировать рисунки, убедитесь, что вы готовы услышать результаты. Иногда они настолько непредсказуемые и шокирующие, что сложно поверить в правдивость.

Источник: https://sunmag.me/sovety/02-03-2014-chto-oznachayut-risunki-kotorye-my-neosoznanno-risuem.html

» Используем методику «Сюжетные картинки» для определения понимания детьми нравственных норм

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика «Сюжетные картинки».

Методика «Сюжетные картинки»: автор, суть, цель

Автор методики Румия Рашидовна Калинина, кандидат психологических наук из Пскова, занимается разработкой программ помощи детям, имеющим отклонения, связанные с психическими реакциями на окружающий мир, и помогает в нормализации семейных отношений.

Тест «Сюжетные картинки» применяется для изучения понимания ребятами дошкольного и младшего школьного возраста нравственных норм поведения.

Малышам 4–5 лет в индивидуальном порядке предлагаются пары картинок, на которых представлены сюжеты, иллюстрирующие следующие понятия:

  • щедрость и жадность;
  • отзывчивость и равнодушие;
  • дружелюбие и конфликтность;
  • аккуратность и неопрятность.

Для детей 6–8 лет добавляется пара «вежливость — невнимание». Задача тестируемых заключается в том, чтобы классифицировать изображения по двум стопкам: положительные поступки и отрицательные.

Без понимания элементарных норм поведения ребёнок не сможет пройти этап социализации в кругу сверстников

Проведение теста Р.Р. Калининой среди дошкольников и младших школьников

Для организации диагностики понадобится набор из 8 (для детей 4–5 лет) или 10 изображений (для 6–8-летних испытуемых), а также протокол в удобной для экспериментатора форме. Алгоритм проведения тестирования таков:

  1. Ребёнок получает карточки с изображениями.
  2. Организатор определяет задачу: «Разложи картинки в две стопки, чтобы в одной были изображения хороших поступков, а в другой — плохих».
  3. Взрослому также требуется оговорить следующее: несмотря на отсутствие временных рамок, слишком долго думать над каждой карточкой не стоит.
  4. После того как малыш классифицирует все картинки, взрослому потребуется снова разложить их перед испытуемым и задать вопросы: «Какое настроение у мальчика?», «Почему ты так думаешь?». Детям 6 лет и старше предлагаются только пары 2, 3, 5, а вопрос звучит так: «Что чувствуют герои картинок, как думаешь?», «Почему?».

Файл: Стимульный материал для диагностики

Серия картинок для тестирования

Обработка и интерпретация результатов

Если ребёнок плохо справился с заданием, то стоит задумать о том, чтобы обратиться к психологу

В зависимости от качества выполнения задания малыш получает следующие оценки:

  • 0 очков — картинки разложены неправильно, ребёнок не проявляет эмоциональную реакцию на изображённый поступок или отказывается отвечать;
  • 1 балл — испытуемый распределил карточки верно, но дать обоснование классификации не смог, также отсутствуют эмоциональные проявления, связанные с сюжетом рисунков, малыш не в состоянии соотнести настроения людей на иллюстрациях с ситуацией;
  • 2 очка — тестируемый правильно рассортировал картинки, обосновал свой выбор, но эмоции (при всей адекватности) выражены очень слабо;
  • 3 очка — испытуемый корректно разложил рисунки, объяснил выбор, назвал этическую норму и проявил адекватную яркость эмоциональных реакций с помощью мимики, жестов и так далее.

Нормой считается результат в 3 балла.

Если малыш неуверенно даёт оценку изображённым поступкам героев и получает 2 очка, то для исправления ситуации психологи советуют больше читать с ребёнком и анализировать вместе с ним поступки героев.

Так маленькому человечку будет легче научиться оценивать и свои, и чужие действия. В случае если ребёнок получил 1 балл или вообще 0, без помощи специалиста по возрастной психологии не обойтись.

Тестирование по методике «Сюжетные картинки» не требует много времени, а результат такой простой диагностики может стать первым признаком того, что у малыша есть какие-либо отклонения. Приём позволит разработать стратегию коррекционной работы с тем или иным испытуемым, чтобы помочь ему развиваться гармоничной личностью.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: http://paidagogos.com/?p=10354

Художник мрачно, но правдиво и круто рисует человеческие страхи

Художник из Огайо Shawn Coss создает жутковатые, но интересные работы: он рисует всевозможные фобии и психические расстройства. Проект пользуется популярностью, а у автора даже есть сайт, где можно заказать футболку с любым рисунком.

Мы в AdMe.ru собрали самые удачные, на наш взгляд, иллюстрации: посмотрите, быть может, в одной из них вы узнаете свой глубинный страх.

Херофобия — боязнь веселья

© shawncoss  

Предположительно, чаще всего херофобия развивается у интровертов, которым некомфортно находиться в центре всеобщего веселья. Также эта боязнь исходит из убеждения, что вслед за чем-то хорошим обязательно случится нечто плохое.

Херофобы избегают шумных компаний и ярких праздников, во время которых чувствуют неуверенность и тревогу, побуждающие их к поиску безопасного уединенного места.

Хронофобия — страх времени

© shawncoss  

Педиофобия — боязнь кукол

© shawncoss  

Как утверждают психологи, страх перед куклами берет свое начало в детстве. Он рождается, когда переживающий травмирующую ситуацию ребенок заостряет внимание на какой-нибудь игрушке, и та начинает ассоциироваться с угрозой. Иногда пугает сама «игрушечность» куклы, ее искусственность.

Увидев куклу, человек чувствует тревогу. От тактильного контакта с игрушкой педиофоб впадает в ступор, а его физическое самочувствие при этом резко ухудшается.

Токофобия — страх перед родами

© shawncoss  

Токофобией страдают беременные женщины, которых пугают возможные родовые осложнения и даже смерть от них. Часто на такие мысли наталкивают чужие истории о неудачных родах или собственный негативный опыт, но иногда этот страх необъясним.

Беременных изводят ночные кошмары и панические приступы.

Апотемнофобия — страх перед ампутацией

© shawncoss  

Наблюдая чужие страдания, мы проецируем их на себя, и потому неудивительно, что многим неприятно находиться рядом с людьми, у которых ампутированы конечности. Дискомфорт превращается в фобию на фоне нервного потрясения или негативного опыта контакта с такими людьми, и в большинстве случаев этот страх тоже родом из детства.

При виде человека с ампутированными конечностями апотемнофоб нервничает и старается избежать контакта, а если это не удается, его может охватить паника.

Эйсоптрофобия — боязнь зеркал и собственного отражения

© shawncoss  

Несмотря на то, что в основном этой фобией страдают люди, которые, будучи детьми, испугались отражения в зеркале, есть у нее и другие истоки: к примеру, неприятие собственного внешнего вида или суеверность, вышедшая за рамки.

Боящийся зеркал всячески избегает их, также отказывается фотографироваться и нервничает, когда замечает зеркальные поверхности, будь то столешница, ложка или чьи-то очки. Когда такой человек видит свое отражение, он испытывает не просто страх, а настоящий ужас.

Клаустрофобия — страх перед замкнутыми или тесными пространствами

© shawncoss  

Клаустрофобия — почти всегда последствие страшного события, пережитого в замкнутом помещении. Эта боязнь может развиться, если на вас напали в лифте, заперли в тесной комнате без окон или даже в шкафу (последнее часто случается с детьми во время игры в прятки).

Находясь в закрытом пространстве, человек чувствует страх, но это может как проявляться слабо, так и сопровождаться паническими атаками и обмороками.

Бленнофобия — боязнь слизи

© shawncoss  

Страх перед слизью в основном одолевает очень брезгливых людей, у которых естественное чувство отвращения переросло в нездоровое. Если смотреть на слизь неприятно многим, то бленнофобов это приводит в ужас.

При виде слизи, а тем более при прикосновении к ней, пациенты пугаются, теряют самоконтроль и нередко при этом переживают приступы тошноты и рвоты.

Вербофобия — страх перед определенными словами

© shawncoss  

Если человек не может заставить себя произнести некоторые слова, то, скорее всего, в его подсознании эти слова ассоциируются с какими-то травмирующими событиями прошлого. Еще одна причина — сильная неуверенность в себе из-за низкого уровня языка (не получил образование или переехал в другую страну) и нежелание показаться из-за этого смешным или глупым.

Человек, страдающий вербофобией, избегает «запретных» слов либо пытается объяснить их значение при помощи других. Если же это не получается, он просто замолкает или уходит.

Атазагорафобия — страх быть забытым или незамеченным

© shawncoss  

Бояться игнорирования и тем более забвения вполне естественно. Однако иногда боязнь преобразуется в фобию: это может произойти, когда человек много времени проводит в одиночестве, а также если на него долго никто не обращает внимания. Другая сторона этой фобии — страх самому что-то забыть, например потерять память из-за болезни.

Человек, которого это пугает слишком сильно, совершенно не уверен в себе и плохо взаимодействует с окружающими. Он подвержен депрессии и, скорее всего, его преследуют регулярные панические атаки.

Филофобия — боязнь влюбиться

© shawncoss  

Многие люди пугаются собственной влюбленности — особенно те, кто раньше находился в непростых отношениях, окончившихся тяжелым разрывом, или вообще пережил трагедию. Неудивительно, что страх, связанный с одним из самых сильных чувств, у некоторых перерастает в фобию.

Филофобы панически боятся влюбиться и привязаться к кому-то, а потому сразу разрушают любую зарождающуюся связь. Их отличает скрытность, тревожность и нерешительность.

Сомнифобия — боязнь сна

© shawncoss  

Две основные причины сомнифобии — страх кошмаров и страх смерти во сне. И в первом, и во втором случае пациент видит спасение только в постоянном бодрствовании и делает все возможное, чтобы не заснуть: старается отвлечься от мыслей об отдыхе, пьет энергетики и, конечно, принимает специальные препараты.

Отличают сомнифоба постоянная усталость и рассеянность, раздражительность, ухудшение памяти и общий болезненный вид. Все это сопровождается частыми паническими атаками.

Гилофобия — страх перед деревьями и лесом вообще

© shawncoss  

Вид деревьев может вызывать дискомфорт у человека, в прошлом покусанного дикими пчелами или змеей, выползшей из-под корней. Если ребенка напугало ветвистое дерево необычной формы или он заблудился в лесу, то в будущем у него также может развиться эта фобия.

Находясь в лесу, гилофоб испытывает тревогу, его посещают навязчивые мысли об опасности и даже смерти, которые могут вызвать панику.

Арахнофобия — боязнь паукообразных

© shawncoss  

Одна из самых распространенных в мире фобий основывается на страхе быть укушенным ядовитым пауком, и страх этот передался нам от самых древних предков. Также эту фобию вызывает травматический опыт, пережитый из-за паучьего укуса в прошлом.

Арахнофобы всячески избегают мест, где могут быть пауки, ведь всего лишь один (пусть даже самый маленький) паук может навести на них ужас.

Трипанофобия — страх перед уколами и шприцами

© shawncoss  

Читайте также:  Стили руководства - психология

Еще одна распространенная фобия связана с некачественным медицинским обслуживанием, когда человек переживает болезненные инъекции и начинает бояться их повторения, причем смена медсестры или больницы не помогает.

Тот, кто смертельно боится уколов, уклоняется от них любыми способами, и не имеет значения, рядовая ли это прививка или в шприце находится спасительное лекарство. Если принуждать трипанофоба к инъекции, у него, вероятно, случится приступ паники.

А чего боитесь вы? Делитесь в комментариях!

Фото на превью shawncoss, shawncoss

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/hudozhnik-ochen-tochno-peredaet-samye-temnye-chuvstva-lyudej-s-rasstrojstvami-psihiki-1628515/

Что значат наши рисунки. Статья. Арт-терапия. Самопознание.ру

Часто, слушая собеседника, ожидая в очереди, сидя на занятиях, мы что-то чертим, рисуем, закрашиваем. На это почти никто не обращает внимания: обычное развлечение, чтобы не было так скучно. Тем не менее, рисунки могут многое сказать о характере человека, его предпочтениях и состоянии.

Психологи давно подтвердили, что по рисункам можно многое узнать о человеке. Здесь важно всё: и что человек рисует, и в какой части расположено его произведение и какой у него размер и цвет. Ведь наши творения — это символы, идущие из глубин подсознания. Люди выплескивают их машинально, когда водят карандашом по бумаге.

Многие психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи. Рисуя, мы лучше концентрируемся на скучных задачах. Это доказал такой простой тест.

Испытуемым дали прослушать нужную речь, в которой упоминались разные фамилии. Половина добровольцев, слушая, рисовала. Другая мучилась без карандаша и бумаги. Итог: те, кто рисовал, вспомнили гораздо больше фамилий — на 29 процентов.

Так что, идя на собрание, смело берите с собой ручку, карандаш, бумагу и творите!

Где разместим, как нарисуем?

Положение рисунка относительно свободного места на бумаге может многое сказать о человеке.

  • Если он расположен ближе к верхнему краю, это свидетельствует о высокой самооценке, но вместе с этим и о том, что человек может быть недоволен своим положением в социуме, и ощущает недостаток признания со стороны окружающих. О высокой самооценке говорит и большой размер рисунка. Это свидетельствует, что художник экспансивен, склонен к тщеславию и высокомерию. Маленький рисунок означает тревогу, эмоциональную зависимость и скованность.
  • Рисунок в нижней части означает, что «художник» неуверен в себе, нерешителен или не заинтересован в повышении собственной значимости.
  • Если творение преимущественно слева — человек сосредоточен на своих прошлых переживаниях, ориентируется на пройденный опыт. Изрисованный правый край листа говорит о стремлении поскорее приблизить будущее, о том, что жизнь и эмоции обращены к чему-то в будущем.

Линии рисунков жирные? Вероятно, человека что-то тревожит. Слабые и тонкие «паутинообразные» линии говорят об усталости организма и психологической истощенности.

  • Если рисунки угловатые, линии перпендикулярные, это указывает на невыраженную агрессию, на то, что в данный момент художнику трудно адаптироваться к чему-то новому. Зубчатые, неровные линии выявляют дерзость и враждебность. Линии плавные, округлые? Вы человек мягкий, спокойный, женственный.
  • Объёмные фигуры, например, говорят о том, что их автор — личность многогранная, способная принимать нетрадиционные решения и совершать непредсказуемые поступки.

Довольно часто мы что-нибудь штрихуем на рисунке. Короткие штрихи означают, что человек возбудимый, длинные — что размеренный и спокойный. Штрихи прямые и чёткие — вы настойчивы и упорны, эскизные и лёгкие — слегка тревожны и не уверены в себе.

Горизонтальные штрихи присущи женственным и слабым, а вертикальные — упрямым и решительным. Вообще, если человек постоянно что-нибудь заштриховывает или чертит сетки, это говорит о том, что он попал в неловкое положение или вступил в рискованное дело, не может взять инициативу в свои руки и сдерживает раздражение.

Художник ощущает себя загнанным в угол или пытается отгородиться от какого-то препятствия.

Цветочки, домики, имена, животные

Как утверждают психологи и графологи, важно не только то, как человек рисует, но и что изображает. Приведём наиболее часто встречающиеся изображения и то, что они могут рассказать о человеке.

  • Так, если вы изображаете слова, дотошно вычерчивая каждую букву, облекая их в рамки, подчёркивая, это многое значит. Слово в рамке — это знак самоутверждения и убеждённости в своей правоте, он также может означать желание убедить в этом всех остальных. Подчёркнутое прямой и ровной чертой слово выражает ваше стойкое намерение, твёрдость мыслей на этот счёт, подчёркнутое волнисто — сентиментальность и некоторую нерешительность, написанное «паутиной», еле заметно, — сомнение.
  • Если вы вновь и вновь пишете своё имя, ставите подпись, первые буквы имени или инициалы, экспериментируя с элементами украшательства, вы находитесь в состоянии кризиса и не уверены в правильности принимаемых решений. Писать своё имя — способ самоутверждения, преодоления эмоциональных или интеллектуальных конфликтов. Единственный совет здесь — меньше думать о проблемах, а больше о том, чего вы уже добились, что уже дала вам жизнь.
  • Если вы рисуете животных, все зависит от того, кто и как изображён. Если это тигр или волк, в вас спряталась агрессия, если лиса, вы задумали где-то схитрить, зайчик или белочка — вам нужна забота и защита, лев — ощущаете своё превосходство над всеми. Этот механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и детских историях. Когда вы постоянно изображаете одного и того же зверя, птичку или жучка, то скорее всего сравниваете его с собой, приписываете себе его повадки. Иногда на таких рисунках морды животных похожи на человеческие лица, форма лап — на ноги и руки. Это свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, ведь человек подсознательно ставит себя на более низшую ступень развития.

Изображение человека

Изображение маленьких человечков — признак беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности. Вообще, если человек изображен схематично, это говорит о нестабильном эмоциональном состоянии, желании закрыться и никого не подпускать к себе.

Если же изображён «настоящий» человек, анализ следует начать с головы.

  • Рисунок анфас — вы открыты для общения, чем больше человек «отворачивается», «уходит», тем больше вы стремитесь избегать внешних контактов.
  • Голова в профиль, а тело анфас — в вас живёт тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, большая голова — руководствуетесь прежде всего мыслью, маленькая — уделяете мало значения интеллектуальной работе, плохо прорисованная — проявляете застенчивость и робость.
  • Если вы тщательно прорисовываете лицо, то вы сильно озабочены своим внешним видом и отношениями с другими людьми, для вас важно, как вас «встречают по одежке».
  • А когда вы изображаете фигуры без лиц или делаете их неясными, слегка очерченными, это говорит о застенчивости и легкой боязливости, вам трудно вести непринуждённые беседы и знакомиться на вечеринках.
  • Закрытые, спрятанные или не прорисованные глаза свидетельствуют о стремлении избегать неприятных визуальных стимулов, нежелании реально видеть неприятные моменты жизни.

Недовольное, грустное лицо свидетельствует о таком же состоянии рисующего. Ведь человек, рисующий лица, думает, что рисует других, а на самом деле — самого себя, своё внутреннее состояние.

Хмурое лицо — неудовлетворённость собой, гримасы выражают боль и смятение, улыбка — счастье. Большие, широко расставленные глаза говорят об оптимизме и любви к жизни.

Физиономия с точками вместо глаз и черточкой рта — отчуждение (от мира, человека, себя). Если художник изображает красивые профили, это означает, что он заинтересован в общении.

Эти рисунки раскрывают общительную натуру и любовь к людям.

  • Большие уши — вы чувствительны к критике и зависите от мнения окружающих, слишком маленькие или отсутствуют — не хотите прислушиваться к чужым взглядам и позициям. Сильно закрашенные волосы — в вас поселилась тревога, не заштрихованные волосы, обрамляющие голову, — вами управляют враждебные чувства.
  • Крупные плечи или тело — у вас ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность властью, мелкие — чувство малоценности и ничтожности, покатые плечи или сутулая спина — уныние, отчаяние, чувство вины и недостаток жизненной энергии.
  • Руки — символ межличностных отношений. Если руки находятся далеко от тела (расставлены в стороны), ваши поступки вышли из-под контроля, когда скрещены на груди, вы настроены враждебно, за спиной или в карманах — нежелание уступать, идти на компромиссы, прижаты к телу — у вас есть трудности в социальных контактах.
  • Длинные ноги говорят о потребности в независимости, короткие — вы испытываете чувство физической или психологической неловкости. Широко расставленные ноги свидетельствуют об откровенном пренебрежении и игнорировании собеседников и их действий, ноги вместе (человек стоит «по струнке») — о скованности в общении.
  • Если вы вдруг «забыли» или намеренно нарисовали человека без каких-либо частей тела, это говорит о том, что вы испытываете некоторое чувство отвержения этой части, чувствуете соответствующий недостаток в своей внешности или недовольны чем-то в своём партнёре.

Изображение кукол означает, что над художником доминируют окружающие, он ощущает, что постоянно должен кому-то уступать, соглашаться с чужими решениями.

Клоун или карикатура выражают стремление избежать собственной неполноценности, закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот — вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит. Маска — вы скрытны и осторожны, пытаетесь спрятаться от внешнего мира.

Дома

Изображения домика или домашней мебели говорят о любви к тёплой домашней атмосфере. Такие рисунки встречаются у одиноких женщин или холостяков. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях.

Как бы ни изображались дома или домашние предметы, эти рисунки показывают стремление обрести домашний уют и семейное тепло.

Но слишком чёткий, многократно обведённый контур дома свидетельствует о попытках контролировать свои действия и эмоции.

  • Огромное окно появится на рисунке человека с открытым, радушным, дружелюбным характером. Окно (несколько окон) со ставнями или решётками свидетельствует о скрытности, наличии комплексов, жадности, неумении отдавать самому или принимать что-либо от других. Если они расположены посреди фасада, то это признак приветливости и гостеприимства. А когда есть ещё и крыльцо, автора можно поздравить: вы очень уверены в себе.
  • Открытая дверь означает общительность. А закрытая — замкнутость. Не слишком общительны те, кто располагает дверь сбоку. Встречаются особы, чья дверь закрывает почти весь фасад здания. Это свидетельство легкомыслия и непредсказуемости в поступках. Та же дверь одновременно указывает на свойственное вам великодушие, иногда даже чрезмерное.
  • Отсутствие трубы — признак бесчувственности. Если труба есть, но дым из неё не идёт, это означает то же самое. Если же из трубы валит дым, художник великодушен. Кирпичики или другие мелкие детали свидетельствуют об оптимизме.

Другие изображения

  • Звёздочки. Человек хочет оказаться в центре внимания, для него важно быть ярким и заметным. Но если у звезды слишком много лучиков или они изображены отдельно, это может свидетельствовать о депрессии.
  • Пчелиные соты. Рисующий стремится к спокойствию, гармонии, хочет упорядочить свою жизнь.

    Вполне вероятно, что он задумался о создании семейного гнезда.

  • Спирали, окружности, волнистые линии. Они означают, что чужие проблемы не слишком заботят или вообще не интересуют художника. А возможно он переживает лёгкий эмоциональный кризис: ходит по кругу своих переживаний. Сейчас ему необходимо следить за поведением, чтобы не вспылить и не сорваться на окружающих.

  • Лабиринты, ходы. Признак того, что человек находится в поисках гармонии, своего жизненного пути. Если линии наклонены вправо, есть стремление быть более открытым, влево — осторожным. Бесконечные конструкции указывают на нехватку времени для раздумий о том, чего на самом деле хочется.
  • Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры.

    У творца чёткие цели и убеждения, он почти никогда не скрывает своего мнения, всегда настойчив и упорен. Обычно чрезмерно бдителен и осторожен.

  • Фигура круга (особенно ничем не заполненного). Символизирует тенденцию к скрытности, замкнутости.

    Человек закрывает свой внутренний мир и не желает давать сведений о себе, не любит, когда не только посторонние люди, но и довольно близкие лезут в жизнь и дела.

  • Переплетение кругов. Человеку кажется, что он находится вне каких-то важных событий, ему хочется в чём-то поучаствовать, присоединиться к какой-то общности.
  • Переплетение сердец.

    Означает переполненность чувствами. Хочется расцеловать весь мир.

  • Пентагон (правильный пятиугольник). Благополучие и здоровье. Рисующий чувствует, что жизнь налажена, и стремится это закрепить.
  • Гексагон (правильный шестиугольник). Красота и гармония. Рисующему хочется достичь истинного жизненного равновесия.

  • Кирпичная кладка. Говорит о том, что художник старается сосредоточиться на какой-то одной важной мысли. Если кладка нарисована аккуратно, характер отличается методичностью и последовательностью, человек точно знает, чего хочет.
  • Зубцы (похожие на зубья пилы или горы).

    Символизируют агрессивность, которая может быть позитивной, и означать желание бороться, или отрицательной (злость, враждебность).

  • Шахматные поля. Символ того, что человек оказался в неприятном, затруднительном положении.

    Если такие изображения появляются часто, это показатель скрытых комплексов, связанных с неспособностью разрешить какую-то ситуацию, или нахождения в поисках себя, своего жизненного пути.

  • Кресты. Чувство вины перед близким человеком или ответственности за какую-либо проблему.
  • Свастика.

    Вопреки укоренившимся ассоциациям россиян она обозначает благоприятный и счастливый объект — это символ счастья и света. Дело в том, что Свастика — один из самых древних символов. Она использовалась многими народами мира: присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов. У свастики много значений.

    У большинства народов они были положительны — это был символ движения жизни, солнца, света, благополучия (до эпохи свержения нацизма).

  • Пистолеты или другое оружие. В человеке накопилось много агрессии, возможно, он на кого-то сильно сердится или злится на жизнь.
  • Цветы, листья, солнце, гирлянды или что-то похожее.

    Говорят о том, что у человека добрая натура. Такие люди любят помогать другим и отличаются очень мягким характером. У них немного занижена самооценка. Если цветок располагается в вазе, человек склонен избегать конфликтов, ему требуется поддержка, подпитка. Цветок со срезанным стеблем — человек витает в своих фантазиях, плохо приспосабливается к ситуациям, не чувствует поддержки и опоры.

  • Дерево. Если человек нарисовал дерево, на котором много листьев, значит он отличается общительностью, контактностью. Если ветви дерева сломаны, существуют сложности в прошлом, которые оставили неизгладимый след в душе. У дерева нет корней — это чувство отсутствия опоры.
  • Река.

    Направление течения слева направо — устремлённость в будущее; справа налево — много незавершённых дел в прошлом. Русло реки прямое — чётко поставленные цели, умение их достигать. Изгибы русла — неспособность концентрироваться на решении проблем.

  • Стрелы. Это вектор, по которому вы ориентируетесь в жизни.

    Стрела направлена вверх — ориентация на других людей, вниз — на себя, налево — смотрите в прошлое, направо — надеетесь на будущее.

  • Глаз. Глаз — это параноический образ контроля. Человек, рисующий глаз, чувствует, что он несамостоятелен, на него постоянно кто-то давит, он не может принимать важные решения. Очень большие глаза означают бдительность, а в крайних случаях — паранойю; если глаза очень маленькие, человек не хочет чего-то замечать.

К концу дня мы устаём, единственным желанием становится поскорее добраться до кровати. Такое состояние проходит после хорошего сна. Однако обычная усталость может перерасти в хроническую, а это уже болезнь. Узнайте, как этого избежать.

Впервые единичные случаи синдрома хронической усталости (СХУ… Читать дальше

Часто после тренинга интуитивного рисования мне говорят: «Я давно хотела рисовать! Благодаря вам, исполнилась моя детская мечта! Я счастлива!» И, услышав это в очередной раз, я задумалась…
Имея психолого-педагогическое образование и годы практики, я изучала детскую психологию и внимательно наблюдала… Читать дальше

Одной из основных причин, по которым люди решают, что им не дано рисовать — их собственные неоправданные ожидания. При этом часто эти ожидания проистекают из бытующего общественного мнения. Которое, кстати, много раз было опровергнуто самим искусством.
Наслаждение — хороший способ отпустить ожидания… Читать дальше

Умение или неумение рисовать — это один из вопросов современной культуры, связанный с большим количеством комплексов, запретов, представлений, причём не слишком благоприятных. Очень большое количество людей считают, что чтобы создать картину, надо быть художником или очень талантливым от рождения… Читать дальше

Когда-то в детстве мы все обладали способностью ярко и цельно воспринимать окружающий мир. Двери природы для нас были открыты, как двери собственной квартиры. Видеть цвета, слышать звуки, чувствовать пространство во всей его полноте — этот талант детства со временем многие из нас утратили.

Не оттого ли… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/chto_znachat_nashi_risunki/

Ссылка на основную публикацию