Иллюстрации негативного восприятия — психология

Иллюстрации негативного восприятия — Психологос

Иллюстрации негативного восприятия - психология

​​​​​​​Скандал в ЖЭК-е

Дом после капитального ремонта. Недавно оказалось, что новые батареи текут. К счастью, рабочие пришли достаточно быстро, ситуацию решили, трубы заварили. Прошел час — трубы стали теплыми, а радиаторы как были холодными так и остались. Снова обратились к рабочим: что такое? Рабочие посморели — вроде все в порядке, сказали, что должно пройти еще пара часов и батареи тоже согреются.

Прошло два дня — батареи холодные.

Бригадир на телефонные звонки не отвечается и жена Н. решает позвонить в ЖЭК. С первого же слова она обвиняет диспетчера в том, что трубы текут и все ее достали, не софрмулировав проблему требует рабочих к себе домой, кричит что они должны и обязаны…

Ожидать от сотрудников ЖЭК-а ангельского терпения, понимания, а также богатой психологической практики, разговоров с возмущнными кричащими жильцами домов, трудно, разговор заканчивается брошеной трубкой и криками, что сволочи не могут нормально работать, что выздороветь уже нельзя сполошные нервы, все только издеваются и никто не понимает, что они трубки снимают и уходят и вообще сказали — идите ищите рабочих по подвалам, вы не пенсионерка. Жена звонит другу и жалуется, что ей в ЖЭК-е нахамили: заявку принимать не хотели, отправили искать рабочих по подвалам, хамили, и с огромным трудом заявку все же приняли, чтобы отвязаться и бросили трубку.

Друг, наученый опытом общения, звонит в ЖЭК не ругаться, а выяснить, что же случилось.

Оказалось: сотрудница ЖЭК-а никого в подвал не отправляла, а заявку не хотела принимать по одному простому приципу. Оказалось, что отопления нет потому, что что-то не так в подвале, в стояке дома.

И поэтому заявку от частной квартиры — они не принимают: рабочие будут работать не в квартире, а в подвале а на подвал уже заявка есть и дублировать ее смысла нет, более того, рабочие в скором времени придут в подвал.

Когда же друг пояснил, что отопление работает у всего стояка и не работает у них, сотрудница ЖЭК-а понимающе согласилась и пообещала дозвониться прорабу и перезвонить, чтобы договориться в какое время удобне будет прийти мастеру.

Никаких предложений про подвалы не звучало. Имелось в виду, что рабочие скоро будут в подвале и если хотите — можете к ним спуститься и спросить что-то, вы все-таки не пенсионерка, вам это будет не так трудно.

Негативно смотрящий на мир человек воспримет даже самую нормальную реакцию негативно, зло и в штыки. Хотя по факту — ничего страшного еще не случилось

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/illyustracii-negativnogo-vospriyatiya

Иллюзия восприятия. 4. Зрительные и иные искажения восприятия у человека (+ видео)

bp21

(Ваши уточнения и дополнения к тексту, а также ссылки на книги, статьи, фото и видео по теме )

(Продолжение. Начало здесь, здесь и здесь)

«Мир не такой, каким кажется.»
(Духовная мудрость)

Эта тема совсем простая. Она о том, что наше восприятие несовершенно и иногда мы видим зрительные образы, слышим звуки, чувствуем вкус и запах не так, как это есть на самом деле. Наш головной мозг строит искаженные образы реальности.

Он способен создавать видимость того, чего не существует в действительности и в то же время не замечать очевидное. Мы можем наблюдать какое-то явление, даже зная, что оно невозможно. В психологии это называется .

Это четвертый уровень (если двигаться извне) иллюзии восприятия.

В контексте вышесказанного, иллюзии — это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия.

Термин «искаженное» означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения.

С учетом этого выделяют два типа иллюзий — те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. Здесь больше физика. Иллюзии второго типа связаны с особенностями восприятия, например, геометрических фигур, когда в зрительных образах искажаются их пропорции, цвета и прочее. Это уже больше физиология и психология.

Отличным примером иллюзии является Луна низко над горизонтом, размер которой кажется намного бОльшим, чем когда она находится высоко в небе.

Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой.

Атмосфера Земли лишь немножко увеличивает наблюдаемый оптический размер Луны у горизонта, делая ее по вертикальной оси слегка приплюснутой. Простой способ продемонстрировать иллюзорность эффекта — это подержать небольшой объект, например, монетку, на вытянутой руке, прикрыв при этом один глаз.

Сравнивая размер объекта с большой Луной у горизонта и с маленькой Луной в небе, можно увидеть, что относительный размер не изменяется. Можно также сделать из листа бумаги трубу и смотреть через неё только на Луну, без окружающих объектов — иллюзия исчезнет.

Еще примеры известных всем иллюзий. Рельсы на железной дороге параллельны и находятся на некотором удалении друг от друга. Тем не менее, если смотреть вдаль, мы видим, что они к горизонту якобы сходятся.

Электрические или телеграфные столбы одинаковой высоты. Но те, которые вдали, кажутся маленькими в сравнении с теми, что вблизи.

Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты…

В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии (или оптические иллюзии).

— это ошибки в зрительном восприятии, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображенного объекта.

Причины таких ошибок кроются и в особенностях физиологии зрения, и в психологии восприятия. Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин.

Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.

Ниже указаны некоторые группы зрительных иллюзий, которые проиллюстрированы картинками.

1. Иллюзии восприятия размера. Они связана с тем, что одинаковые длины при горизонтальном и вертикальном положении или при наличии дополнительных элементов кажутся разными.

А). Иллюзия Мюллера-Лайера. Какой из горизонтальных отрезков длиннее? Кажется, что верхний. На самом деле они равные.

Б). Иллюзия кинескопа. Какая из красных линий длиннее? Кажется, что правая. Нет, они одной длины.

В). Иллюзия Эббингауза. Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или тот, который окружен большими? Кажется, тот, что маленькими. Нет, они одинаковые.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)

2. Искажения геометрии фигур. Они связаны с тем, что параллельные прямые кажутся не параллельными, а ровные геометрические фигуры выглядят кривыми.

А). Иллюзия кафе «Wall». Параллельны ли горизонтальные линии? Кажется, что нет. На самом деле они параллельны.

Б). Иллюзия изогнутых квадратов. Узор как бы изгибается во внутрь. На самом деле квадраты ровные.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)

3. Иллюзии цвета и контраста. Они связаны с тем, что на разном фоне и при разном контрасте происходит искажение правильности восприятия цветов.

А). Иллюзия множества цветовых оттенков. Сколько на картинке ниже цветовых оттенков, не считая белого? Кажется, что четыре. На самом деле, всего два — розовый и зеленый. Темно зеленые и темно розовые таковыми только кажутся.

Сколько цветов на картинке? Видите три цвета — розовый, салатовый и серый? На самом деле их тут только два. Никакого серого цвета здесь нет.

Б). Иллюзия бегающих цветных пятен. Необходимо смотреть не отрываясь на крестик. И вскоре увидите как минимум бегающее зелёное пятно. На самом деле ничего зелёного тут нет.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)

4. Иллюзии движения. Она связана с тем, что узоры статической картинки кажутся движущимися.

А). Иллюзия вращения кругов. Если смотреть на картинку, то складывается ощущение, что круги вращаются, хотя на самом деле изображение статично, это не анимация. Если на некоторое время сосредоточить взгляд в центр картинки, то вращение останавливается.

Б). Иллюзия волн. На самом деле элементы узора статичны. Если на некоторое время сосредоточить взгляд в центр картинки, то «волны» останавливаются.

В). Иллюзия движения по коридору. На самом деле элементы узора статичны. Если сосредоточить взгляд в центр картинки, то через некоторое время движение останавливается.

Г). Иллюзия кручения кругов. Нужно смотреть на черную точку в центре и удалять или приближать глаза к рисунку. Тогда видно, что круги вращаются, причем в разные стороны.

Д). Иллюзия волны из центра. Если сосредоточить взгляд в центре картинки, то заметны движении волн. Эффект усиливается при удалении и приближении глаз к рисунку.

Е). Иллюзия расширения кругов. Если сосредоточить взгляд в центре картинки и двигать головой взад-вперед, то заметны расширения и сужения кругов, а также изменение цветовых вариаций.

Ж). Фрактальная пульсирующая иллюзия. Если рассматривать картинку, то заметны пульсирующие изменения в ее форме.

З). Иллюзия движения в разные стороны. Если смотреть на картинку, то видно, как центральная фигура движется влево, а нижняя вправо.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)

5. Двойственное изображение. На рисунке изображения построены таким образом, что в них можно различить разные образы. Это зависит от сосредоточения и настройки ума на тот или иной образ.

А). Иллюзия Ястрова. Кого вы здесь видите? Зайца или утку? Можно увидеть и то, и другое.

Б). Иллюзия молодой девушки или грустной старухи. Вы видите кого?

В). Иллюзия книга или женская грудь, прикрытая платьем. Вы видите кого?

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)

6. Иллюзии соотношения фигуры и фона. Они связаны с тем, что фон можно одновременно воспринимать объектом и наоборот. Классический пример соотношения фигуры и фона ниже: здесь можно увидеть как вазу, так и два лица

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)

7. Иллюзии кажущихся, несуществующих фигур. Они связаны с тем, что на фоне разных объектов и фигур создается впечатление наличия несуществующих фигур. Классический пример — треугольник Каниша. Равностороннего белого треугольника на самом деле нет. Он только кажется.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)

8. Иллюзии восприятия глубины. Они связаны с тем, что при разной фокусировке взгляда поверхность выглядит то выпуклой, то вогнутой. Например, на картинке ниже рабочие выглядят на фоне неба как работающие на крыше, а на фоне земли как работающие на полу. На самом деле поверхность одна и та же на всем протяжении.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)

9. Иллюзии невозможной фигуры. Связаны с расположением линий, которые не создают геометрическую фигуру или рисунок объекта, но мозг воспринимает их именно такими.

Речь идет в основном о двусмысленных картинках, которые, на первый взгляд, кажутся «нормальными», но при детальном рассмотрении делаются непонятными, когда осознаешь, что они могут вызывать два противоречивых восприятия.

При этом трудно уловим признак, который позволил бы определить, что является фоном, а что – фигурой.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)

10. Иллюзии перевёрнутой картинки. Связаны с распознаванием различных образов в зависимости от пространственной проекции объекта. Внизу голова французского солдата и, при переворачивании, лошади.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)

11. Эффект перцептивной готовности. Мы не видим того, что не ожидаем. Например, при чтении. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву в отдельности, а слово целиком. Поэтому при беглом чтении перестановка или пропускание букв могут не замечаться.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)

12. Парейдолические иллюзии. Это иллюзорное восприятие реального объекта, мысленное превращение его в нечто иное. Парейдолии возникают при восприятии самых обычных объектов. Например, при рассматривании рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке, облаков можно увидеть изменчивые, фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и т.п.

В частности, в дыме, идущем из горящего здания Центра международной торговли (США, 2001), некоторые журналисты увидели лицо дьявола. Основой таких иллюзорных образов являются детали действительного рисунка. Некоторые парейдолические иллюзии возникают при восприятии каких-либо общеизвестных изображений.

В этом случае они могут наблюдаться одновременно у множества людей.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)

13. Иллюзия следящего взгляда. Есть картины лиц, с какой бы стороны человек не рассматривал их, нарисованные персонажи будут смотреть ему прямо в глаза.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)

14. Иллюзии распознания образов. Возникают при условии, если есть подсказка или известно, что нарисовано. Тогда распознать образ относительно легко. Если не знать, что изображено, то увидеть рисунок образа практически невозможно. Например, ниже на картине берега озера можно просмотреть огромных размеров младенца.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)

15. Эффект последействия. Связан с запечатлением на сетчатке глаза определенного образа и переноса его при взгляде на иной объект, либо связанное с этим изменение восприятия другого объекта. Картинки на эту тему можно посмотреть здесь

Что интересно, такого рода ошибочные зрительные впечатления характерны для большинства людей, что говорит об одинаковости механизма восприятия у человека.

Тот факт, что огромное число людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит о том, что в системе координат человеческого восприятия мира наше зрение в целом дает относительно точные сведения о предметах нашего мира. Хотя, конечно, об абсолютной точности здесь речь не идет.

С другой стороны, тот факт, что разные люди в процессе зрительного восприятия обладают различной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего другие не замечают, свидетельствует о субъективности многих наших зрительных ощущений и об их относительности.

Говоря о причинах зрительных иллюзий, следует, во-первых, указать, что иногда они появляются вследствие специально созданных, особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т.п.

Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения. Во-вторых, подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмысливании зрительного образа.

Читайте также:  Любовь и дружба - психология

Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении простейших сравнительных измерений.

Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе, к примеру сетчатка глаза или рефлексы нервов. («Иллюзии зрения»)

.

Существуют и другие виды иллюзий, не только зрительные (оптические).

Примером иллюзии восприятия пространства может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке.

Сидя в вагоне поезда, всем знакомо ощущение начала движения стоящего соседнего железнодорожного состава, в то время как в действительности это поехал поезд, в котором сидит сам наблюдатель.

Лишь перевод взгляда на землю или другие окружающие предметы приводит к осознанию того, кто на самом деле движется.

Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например, приписывание голоса кукле, а не артисту. Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.

Вкусовые иллюзии основаны на эффекте контраста, когда вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.

Контрастная температурная иллюзия: после холодного теплое воспринимается как горячее. Иллюзия веса : из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший предмет кажется тяжелее. Также холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса.

Описание некоторых других иллюзий приводится здесь.

Ниже видеоролик научно-популярного фильма «Большой скачок. Иллюзии» (26 мин.). В нем популярно рассказывается об иллюзиях восприятия, механизмах их проявления и научном изучении.

Еще один видеоролик — «Иллюзия вращения» (2 мин.). В нем вращается силуэт женщины и кошки. В какую сторону? По часовой стрелке или против? Каждый будет видеть по своему. Более того, даже у одного и того же человека восприятие направления вращения через некоторое время может поменяться.

Много ценной и интересной информации на озвученную тему содержится в научно-популярном фильме BBC «Испытайте свой мозг. Вы не поверите» (его можно скачать в интернете). (Это видео дается по наводке жж-френда spartak_gomel, за что спасибо ему!)

PS. Кстати, забегая вперед, вернитесь к картинкам иллюзии вращения кругов. Сосредоточьте взгляд в центре и попытайтесь охватить зрением всю картинку сразу, а не ее отдельную точку или фрагмент. Задержитесь на этом сосредоточении.

Вы скоро заметите, что вращение прекратилось. При этом попытайтесь войти в состояние безмыслия, так называемой прострации. .

Такого рода картинки являются прекрасным тренажером для развития навыком удержания медитативного состояния и пребывания в нем.

(Продолжение следует)

Георгий Козулько Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)

Ниже для любознательных даны ссылки на страницы с картинками и более подробной информацией об иллюзиях восприятия:

(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/103607.html)

Источник: https://bp21.livejournal.com/103607.html

Психология зрительного восприятия

Психология зрительного восприятия

Эта статья состоит из вот таких частей:
Часть 1. Антидизайн
Часть 2. Очевидные приемы Часть 3. Неочевидные приемы

Дизайн — это не только оформление, но планирование и конструирование решения определенной задачи. Дизайн работает с восприятием, он дает мозгу красивое готовое решение, дабы тот не мучался в его поисках. Поэтому дизайн тесно связан с психологией и человеческим поведением.

Хороший дизайнер может предсказать поведение потребителей своего продукта. Он сделает его не только красивым, но так же удобным для пользования. В необходимых местах он расставит подсказки, предотвратит неверное использование продукта. Фактически, дизайнер программирует возможные пути хода мысли потребителя и использует их для его же пользы.

Но только ли о потребителе может беспокоиться дизайнер? Ведь у него есть заказчики, которые преследуют собственные цели, да и сам дизайнер — тоже человек. У него есть потребности, он хочет денег, спокойствия безопасности.

Хороший дизайнер — это хороший психолог, умеющий манипулировать людским поведением.

Ему ничего не стоит встать на темную сторону силы, и применять свои навыки не для решения настоящих проблем, но для извлечения корыстной выгоды, обогащения за счет окружающей среды, нашего с вами кошелька и здоровья.

В прошлых статьях (1, 2) я показал как антидизайн — применение законов дизайна для извлечения выгоды нечестным путем — может приводить к созданию лжи, манипуляций общественным мнением, созданию целых «индустрий-кровососов», кормящихся за счет усложнения нашей жизни.

В этой статье я расскажу о неочевидных приемах антидизайна. Они берут корни из очевидных приемов, описанных ранее, и в моих примерах будут скорее казаться психологическими, чем оформительскими. Но на то они и неочевидные, чтобы мимикрировать и всплывать в самых неожиданных ситуациях и продуктах.

1. Инерция мышления

Большинство людей ведут размеренный привычный образ жизни, который складывался у них годами. Дорога, работа, дорога, телевизор — ежедневное повторение одинаковых операций создает инерцию мышления. Очень трудно сохранить живость ума и готовность воспринимать новое, когда каждый день занимаешься одними и теми же вещами, а разум бомбардируют одни и те же коммуникационные послания.

Но речь пойдет не о следовании инерции — это очевидно — а о противоходе ей. Словно тениссист, ловя массы людей на стремлении к чему-то одному, антидизайнер посылает мяч в другую сторону. Несчастный противник не в силах погасить собственный ход и растягивается на корте беззащитный.

Мы привыкли, что компании стараются выпятить свой бренд. Рекламные предложения окрашены в корпоративные цвета по самые макушки. Но вот эта реклама Акадо бьет в другой угол. Выкинув в камин стопку книжек по брендированию, их маркетологи притворились… никем.

Реклама работает на противоходе крикливым цветастым предложениям других фирм. Использование фраз типа «в нашем доме» подстегивает еще более доверительное отношение к сообщению.

Ведь ясно что это кто-то из соседей, а им всяко больше доверия, чем этим непонятным конторам.

Инерция мышления — страшная штука. Посольство Норвегии как-то ввело визовый портал. Прямо на их сайте можно не торопясь в несколько приемов заполнить анкету на шенгенскую визу, заплатить сбор кредиткой, назначить время приема и прийти ровно в него, минуя очереди.

Все стены визового отдела обклеены призывами пользоваться порталом, но целая толпа людей продолжает штурмовать двери и спрашивать друг друга как заполнять анкету, ну просто потому что через сайт это делать непривычно и страшно. Или же они не разбираются в интернетах, и тогда противоход инерции — хороший способ разделять пользователей на группы с разной скоростью реакции на новизну.

2. Ложное важное

На странице взгляд первым делом приковывается к наиболее выделяющемуся объекту. Этот прием часто используют для выделения важного.

Но не стоит забывать, что это эту важность навязал вам автор продукта. Ему ничего не мешает сотворить ложное важное — скрыть действительно нужную информацию в тени яркой пленящей глаз обманки

Самую необходимую информацию всегда нужно выделять крупно и жирно

Сколько человек при беглом просмотре этой статьи заметят выделенное утрвеждение, но не прочитают эти самые строки? Вот столько будет обманутых этим способом.

3. Рыбалка

Никакая другая мысль не будет казаться человеку наиболее правильной, чем та, до которой он дошел сам.

В методе рыбалки, наживкой служит одна или несколько посылок, от которых остается один шаг до совершения необходимого манипулятору вывода.

Пример с плакатом гугля (это они таким образом на картинке искали талантливых работников) — положителен.

Но он лишь иллюстрация того, как люди будут мотивированы оставаться с тем, до чего они дошли собственным умом, даже если они и понимают, что вывод был специально запрограммирован авторами.

4. Непосредственное манипулирование

Важный прием в проектировании интерфесов является сильным методом приковывания человека к определенной модели поведения.

Дать человеку порулить простым макетом или игрушкой — означает сформировать его взгляд на определенный процесс. Но модель — не реальный мир. Все законы в ней заданы автором. Сформировав радостное заблуждение пользователя насчет его возможностей контролировать процесс, заделав его своим клиентом и отправив на растерзание в реальный мир — компании-манипуляторы поступают нечестно.

Но это еще не все. Данный метод гораздо шире, чем кажется. Конечно, моделирование и прототипирование — важный инструмент, имеющий множество плюсов.

Но все участники работы с моделью должны четко понимать, что это модель, макет, предположение о том, как все будет выглядеть в реальности, а не сама реальная вещь. Легко утаить от заказчика, показав ему джипег дизайна сайта, что некоторый функционал будет совсем не таким, каким ему кажется.

5. Хоровод

К сожалению, я не смог вспомнить точное описание одного эсперимента, но суть его такова: цепочка безмозглых гусениц ползет друг за другом, причем каждая гусеница направляется туда же, куда и предыдущая.

Экспериментаторы заманили цепочку на обод цветочного горшка и сделали так, что вожак стал считать последнюю гусеницу своим лидером.

В результате они все ходили по кругу друг за другом до тех пор, пока не сдохли от голода.

Мыcли людей можно заставить водить хоровод вокруг логических задач, спорных ситуаций и неразрешимых вопросов, словно тех же гусениц.

Можно просто показать им какой-нибудь эффектный спорный концепт, и все будут обсуждать его до посинения, не видя, что их просто отвлекают от чего-то другого. Того, что не должно быть обнародовано и обсуждаемо.

Елка — (здесь) спорный предмет, который люди будут до изнеможения обсуждать, не замечая, что дед мороз давно ушел.

Елки — это очень часто используемых приемов манипуляцией общественным мнением или нагнетания информационного шума.

6. Механические препятствия

Когда человек читает книгу и видит на одной странице график вместе с описанием, ему не надо использовать свою память. Если же перенести график на другую страницу, человеку придется листать книгу туда-сюда, чтобы проверить его на соответствие описанию. Таким образом можно спрятать небольшие неточности в одном или другом.

В бизнесе часто искусственные препятствия воздвигаются, когда надо придушить какой-то продукт.

Допустим, компания купила конкурирующую СУБД, и чтобы придушить ее популярность, прячет техническую документацию подальше на своем сайте, сразу же за ворохом уверений в продолжении поддержки и ценности доставшихся им пользователей. Только самые стойкие поклонники такой СУБД преодолеют все трудности, чтобы продолжить пользоваться любимым продуктом.

Одно время прайсы операторов мобильной связи были похожи на договоры о заклании души. Количество сносок и сносок к сноскам зашкаливало, причем все они были конечно размещены на другой стороне от того, к чему относились, потому что обычно содержали не такие приятные в плане рекламы сведения.

7. Эмоциональная атака

Человек не может жить без эмоций.

Полив свой реакламный призыв смачно пахнущим соусом эмоций, компания может добиться чего угодно от разгоряченных читателей. Это просто не может не работать.

Впрочем, такие откровенные приемы как на картинке чуть выше, быстро распознаются и приедаются. Зато более тонкая игра на струнках страстей может достичь нужного хода мыслей.

Разместив такую фотографию, автор вызвал у читателей чувство пренебрежения к Медведеву. И тут же под это чувство вставил свою мысль о плохих телефонах в Кремле, заставив всех хотя бы эмоционально с ним согласиться.

Эмоции многвенно вызывают ключевые слова, которые человек видит в тексте и которые наделены для него особым смыслом.

Увидев упоминание Apple, Microsoft, Стрима или ТогоЧьеИмяНаХабреНельзяПроизносить, человек заводится с полоборота. Он готов писать страстные комментарии, плюсовать, минусовать, воровать, насиловать и убивать.

Плакса — (здесь) автор текста или рекламного послания, который проводит атаку на чувства людей для достижения цели, выгодной только ему.

Так как мы люди, а не роботы, плаксы будут существовать всегда. Наши эмоции будут всегда использовать для того, чтобы мы делали то, что не хотим.

8. Апелляция к личности

Одним из слагаемых убедительности речи является личность автора. Когда автор еще не сделал из себя личность, он завсегда может использовать чью-то другую.

Одно дело, когда известный и уважаемый человек цитируется для иллюстрации собственной мысли. Совсем другое, когда его высказывания начинают смешиваться со своими.

Впрочем, истинность высказывания можно всегда проверить. Но часто само присутствие известного человека ставит пропагандистский продукт на другой уровень.

Казалось, вот откуда и зачем здесь взялся Линус Торвальдс? Да вообще абсолютно ниоткуда и ни зачем. Но раз он призван в пост, то как бы автоматически его одобряет. Данный прием мегачасто используется в рекламе. В листовки, плакаты и телевизор призываются популярные актеры, спортсмены и другие личности вообще никаким боком не относящиеся к рекламируемым товарам в обычной жизни.

Всем хочется примазаться к чужому успеху. Поюзать частичку славы, это же так приятно. Но это манипуляция. Она заставляет людей путать реальные вещи и известные им образы совсем другой тематики. Такая манипуляция почти гарантированно приносит дополнительные очки, а поэтому всегда останется популярной.

Заключение

Я обозначил основные очевидные и неочевидные приемы антидизайна. С их помощью недобросовестные компании и люди манипулируют вашим сознанием. Они заставляют вас делать вещи, которые вы не хотите делать. Они могут заставить вас бездумно расстаться с деньгами и перебречь объективными ценностями, включая здоровье вас и ваших близких.

Работа дизайнера состоит в управлении потребительским поведением, но только совесть дизайнера решает будет оно применено во благо или для извлечения личной выгоды.

Я считаю, что предупрежден — значит вооружен. Зная о существовании методов антидизайна, мы можем вовремя распознавать их. Не поддаваться на кукловодство и провокации. Думать сами за себя. Быть умными, грамотными и сильными людьми.

Читайте также:  Специалист - психология

Источник: http://nordisk.pp.ru/psihologiya-zritelnogo-vospriyatiya/

Управление восприятием

Управление восприятием

Восприятие – это один из процессов, который позволяет человеку понимать окружающий мир, создавать его субъективную картину. Именно от восприятия зависит поведение человека, его видение.

Наша жизненная энергия тратится на определенные вещи, а эти траты и определяются восприятием. Не стоит путать восприятие с ощущениями.

Если ощущения – это конкретные чувства, показывающие отдельные характерные особенности или свойства предметов, то восприятие воздействует на человека целостно.

Чтобы лучше понять, что такое восприятие, следует разобраться с его особенностями. Существует несколько видов восприятия.

Оно может быть социальным или личным, может быть первичным или вторичным, может быть управляемым или неуправляемым. Каждый человек имеет собственную картину мира, сложившуюся благодаря восприятию.

Именно поэтому мы такие разные, у нас разные взгляды и точки зрения. Мнение, основанное на восприятии, может отличаться даже у близких людей.

Объяснить схему воздействия восприятия на поведение разных людей лучше на примерах. Возьмем бытовую ситуацию – сломанный замок на входной двери. Члены семьи воспримут эту ситуацию по-разному, их жизненная энергия может быть направлена в совершенно противоположных направлениях.

Например, глава семейства будет использовать опыт. Он оценит все недостатки замка и купит новый, который будет в лучшую сторону отличаться от сломанного. Жизненная энергия главы семейства направлена на действие. Жена обычно начинает переживать и искать виноватого в случившемся.

Ее установка – «у нас постоянные проблемы». Это негативные эмоции, и жизненная энергия жены будет идти именно в этом, негативном направлении. Старшее поколение, дедушка или бабушка, воспримут эту ситуацию совершенно по-другому. Им нужно будет остаться дома, чтобы поменять замок.

Это значит, что можно отложить накопившиеся дела и отдохнуть. Такие люди сильно зависят от случайностей, обычно вся ответственность за собственные действия перекладывается именно на случай. Жизненная энергия идет в направлении подсказок от жизни, они постоянно ищут оправдание своим действиям.

Причем оправдание должно быть непреодолимой силы, а не собственное желание.

Восприятие человека довольно активно воздействует на нашу повседневную жизнь. Неудовольствие и неудовлетворение – это результат направления жизненной энергии по пути негативных эмоций.

Некоторые люди специально выискивают недостатки или проблемы в любой сложившейся ситуации, сосредотачиваются на отрицательных моментах. Естественно, что и жизнь их будет полна неудовлетворенности. Это путь жены из предыдущего примера.

Если подходить ко всему более рационально, как поступил глава семейства, то можно воспитывать в себе ответственность, использовать ситуацию как источник опыта или новых знаний. Если видеть только хорошее в ситуации, то это может оказать двойственное влияние.

Либо мы, как бабушка из примера, уйдем от реальности, будем зависеть только от случая, от подарка судьбы. Либо мы сможем открыть новые просторы и горизонты для развития.

Влияние восприятия на жизнь понятно, но следует ли учиться управлять им? Да, следует, но делать это нужно осторожно. Не стоит заострять внимание только на положительных аспектах ситуации. Так можно пропустить опасности, которые тоже подстерегают нас.

Если видеть только плохое, то неудовлетворенность негативно скажется на нашем состоянии и душевном спокойствии. Оптимальный вариант – изучать все аспекты ситуации, обращать внимание и на положительные, и на отрицательные стороны.

Тогда управление восприятием принесет нужные плоды.

Факторы, влияющие на восприятие, и их действие

ВЫБОРКА ИНФОРМАЦИИ

Нас окружает поток информации, полярные мнения, обилие фактов с разной степенью правдивости. Обычно мы не пропускаем через себя весь этот поток, выбираем только определенные крупицы. Полученная информация является максимально понятной для нас. На ее основе делаются выводы. Построенная картина мира является субъективной, индивидуальной для каждого человека.

Например, один человек из вашего окружения поступил некорректно, не выполнил данного обещания. Часто мы даже не выясняем причины, возможно, что этот поступок был случайной оплошностью.

Обычно после невыполненного обещания человека сразу нарекают необязательным. Этот «приговор» окажет существенное влияние на дальнейшие отношения, которые теперь будут склоняться в отрицательную сторону.

Мы вешаем на человека ярлык, основанный на единичном случае, полностью перечеркивая возможность хороших отношений в дальнейшем.

Довольно часто мы слышим от окружающих «ты всегда…» Причем необязательно, чтобы действие действительно соответствовало вашему обычному поведению. Просто собеседник создал образ на основе одного факта.

Эта когнитивная ошибка присуща многим, стоит от нее избавляться. Мы выстраиваем картину мира на одном факте, наш собеседник делает то же самое. Так, основываясь только на своей мнимой правоте, мы ежедневно пытаемся найти общий язык с другими людьми.

И, к сожалению, не всегда добиваемся успеха.

ЧУВСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ

Эмоции – это сильный фактор, который может существенно изменить наше восприятие. Причем эффект идет и в обратном направлении. Не только эмоции влияют на восприятие, но и восприятие формирует эмоции. Мы уже рассматривали этот пример. Если смотреть на мир негативно, использовать отрицательное восприятие как процесс, то и эмоции будут исключительно негативными.

Иногда ситуация воспринимается нами неправильно, отсюда и появляется раздражение. Хотя изначально в словах или поступках собеседника не было ничего негативного.

Если родители спрашивают своих взрослых детей, хватает ли им денег, это не значит, что они сомневаются в финансовой самостоятельности или в заработке своих чад. Это означает лишь заботу об их благополучии, предложение помощи.

Если мама предлагает вам деньги, не стоит сразу раздражаться. Это не значит, что она хочет упрекнуть вас в проблемах с семейным бюджетом.

Мы сами выбираем эмоции, которые применяем к разным людям. На основании этих эмоций выстраивается наше взаимодействие с окружающими. Вот почему восприятие считается сильным и активным фактором. Оно может кардинально изменить отношение к ситуации, другим людям, миру в целом.

ИНТЕРЕСЫ И ПОТРЕБНОСТИ

Огромное воздействие на развитие восприятия оказывает наша личность. Если есть фактор, который слишком нас волнует, то мы будем сильнее обращать на него внимание. Такая ситуация работает с теми, кто сел на диету.

Если вы ограничиваете себя в сладостях, то вас будут возмущать и раздражать люди, которые эти сладости себе разрешают. А повстречав человека, который тоже придерживается строгой диеты, вы увидите в нем родственную душу.

И такому человеку обязательно поставите положительную оценку.

Та же ситуация складывается с нашими потребностями. Человек, полностью удовлетворяющий наши потребности, будет более симпатичен. Если кто-то потребностям не соответствует, то сразу возникнет осуждение. Впоследствии мы будет негативно относиться к нему, что испортит взаимоотношения, а то и вовсе сведет их на нет.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Одна из самых распространенных когнитивных ошибок – оценка людей по одним параметрам. Мы считаем, что все люди похожи, они обладают схожим опытом и поведением. Из этого заблуждения выстраиваются общие требования, которые в большинстве своем не соответствуют действительности. Невыполненные ожидания приводят к обидам, обиды – к непониманию и обвинениям.

К примеру, у вас есть опыт решения определенной проблемы. Другой человек со схожей проблемой до сих пор ее не решил. Вы начинаете хуже к нему относиться, обвинять, осуждать. Это непонимание приводит к ухудшению взаимоотношений. На таких ошибках восприятия невозможно построить нормальное и эффективное общение.

Возьмем полных людей. Многие смотрят на них с презрением, считая глупыми и ленивыми. Глупыми, потому что они не видят собственных недостатков, не стараются их исправить. Ленивыми, потому что не могут пойти в спортзал, перестать уплетать сладости ночью. Причем эти осуждающие не всегда обладают модельной внешностью.

Даже если осуждающий и сам прибавил несколько килограммов, он всегда будет считать себя лучше. По его словам, килограммы эти можно легко сбросить, они появились совсем недавно. В своих глазах осуждающий будет гораздо умнее и лучше случайного прохожего с избыточным весом. Причины полноты обычно в таких ситуациях не рассматриваются.

Мы оцениваем людей со своего опыта, сравнивая их с окружающими или с собой.

Можно взять другой пример. Если в семье молодого человека всегда хорошо относятся к гостям, особенно к родственникам, если им всегда устраивают роскошный прием, это не значит, что в семье девушки должны поступать также.

Молодой человек может оценивать семью своей избранницы «со своей колокольни», а потом удивляться, почему же они не приняли их с должными почестями.

Но, вполне вероятно, что в другой семье совершенно другие традиции, обижаться на них бессмысленно и ошибочно.

ЯРКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

Эту когнитивную ошибку называют принципом отзеркаливания. Если у нас есть какие-то черты характера, то мы будем видеть их у других людей.

Например, вы можете быть всегда вежливы и тактичны с посторонними, не повышать на них голос. Но это не значит, что ваш коллега обладает теми же качествами. Этот фактор работает не только в случае с положительными чертами характера.

Собственное упрямство или подозрительность мы тоже будем отзеркаливать на других людей.

АВТОРИТЕТ

Вы сами могли замечать эту особенность. Многие видели, как меняется восприятие информации, если данные были получены из авторитетного источника. Проверенному источнику информации большинство доверяет беспрекословно.

Особенно если речь идет о чем-то новом. Мы еще не успеваем сложить собственное мнение, поэтому используем суждения авторитетов. Но если больше узнать о ситуации, то мнение будет постепенно меняться.

Мы начнем вырабатывать собственное суждение, основанное на собственном восприятии.

Мы рассмотрели факторы, которые влияют на наше восприятие, а также влияние восприятия на общение, взаимодействие, оценочное суждение, психологическое состояние.

Восприятие человека человеком

Ошибки восприятия, отсутствие трезвого подхода и отвлеченного взгляда, зависимость от эмоций и особенностей характера заставляют нас общаться с воссозданным образом человека, а не с его реальной личностью. Поэтому порой мы и не можем достичь взаимопонимания, эффективного взаимодействия. Если образ человека не соответствует реальному человеку, то итогом общения будет непонимание и разногласия.

По приведенным примерам понятно, что сложившийся образ оказывает на нас огромное влияние. Мы подчиняемся ему и не хотим копнуть глубже, не хотим более детально изучить человека, используем в общении только собственные придуманные доводы. И эту ошибку сложно побороть.

Из-за одного неверно истолкованного действия, из-за недочета мы можем исключить человека из своей жизни, навсегда закрепить за ним отрицательный ярлык. Если у окружающих есть определенный недостаток, то негатив переносится на все их качества (об этом мы говорили в статье «Эффект ореола в психологии»). Самое страшное, что это происходит бессознательно.

Мы не отдаем себе отчета в том, что мыслим неверно, что наши суждения могут не соответствовать действительности.

Если вам необходимо взаимодействовать с человеком, о котором уже сложилось негативное восприятие, то нужно побороть это чувство, лучше узнать собеседника, попытаться проникнуть глубже в его личность, а не основываться на одном факте. Подобное управление процессом восприятия позволит избежать конфликтов, избавит вас от одиночества, а другого человека – от расплаты за несуществующие ошибки.

Возьмите за правило, что восприятие не всегда бывает правдивым. Учитесь слушать другого человека, видеть его истинную сущность. Если вы научитесь это делать, то будете видеть реальную картину мира, а не ту, что подсовывает нам восприятие.

Умение управлять восприятием позволяет точнее определить отношение к ситуации или к человеку.

Методы управления восприятием

  1. Всегда изучайте альтернативные версии. Помните, что большая часть выносимых оценок носит субъективный характер. В первую очередь нужно это осознать. Потом вы уже сможете увидеть альтернативные варианты, изучить их более детально. Внимания заслуживает каждая альтернатива, уделите достаточно времени для их рассмотрения.

  2. Поставьте себя на место вашего собеседника, участника событий определенной ситуации. Так вы можете понять их чувства и эмоции, следовательно, будете точнее трактовать их действия. На ситуацию следует смотреть с разных сторон, чтобы лучше сформировать собственное восприятие.
  3. Причина и следствие – это две кардинально разные вещи.

    Часто из-за когнитивных ошибок мы склонны путать эти понятия. Прежде чем сделать определенные выводы, отделите причины от следствий.

  4. Не делайте выводов, основанных на одном факте. Старайтесь найти несколько подтверждений собственному суждению. Только большая выборка позволяет дать объективную оценку.

  5. Никогда не нужно делать выводы в порыве гнева, во власти отрицательных эмоций. Сначала следует успокоиться, а потом выносить вердикт. Иначе негативный настрой повлияет на восприятие информации человеком.
  6. Всегда используйте полученный опыт. Старайтесь научиться чему-то, вынести что-то нужное для себя из любой ситуации.

  7. Восприятие всегда связано с выгодой. Иногда определенное суждение может негативно сказаться в будущем, уменьшить выгоду. Оценивайте эту возможность, старайтесь проанализировать ситуацию заранее, чтобы потом не страдать из-за вынесенного вердикта. То же самое относится к затратам.

  8. Последствия восприятия всегда должны быть обоснованными. Осознайте свое решение и влияние восприятия.
  9. Необходимо оценить, как вы сами воспримите собственное решение через определенное время. Есть люди, подвластные порывам, но жалеющие о них впоследствии.

    Стоит осознать, пойдет ли принятое решение вам на пользу, или через какое-то время вы о нем пожалеете (даже если вы получили удовольствие вначале). Выгода должна быть не сиюминутной, а отдаленной. Если через несколько дней вы будете жалеть о решении, то стоит отказаться от него.

  10. Определите главное.

    Отделите реальные факты от фантазий и домыслов. Восприятие должно строиться именно на достоверной информации.

Чтобы развить восприятие, необходимо следовать этим правилам. Тогда вы будете допускать меньше когнитивных ошибок.

Источник: https://constructorus.ru/psixologiya/upravlenie-vospriyatiem.html

Психология восприятия фотографии. По следам Рудольфа Арнхейма и Ираклия Шанидзе

Психология восприятия фотографии. По следам Рудольфа Арнхейма и Ираклия Шанидзе

Фотография как один из видов изобразительного искусства, несмотря на бесконечные споры, является результатом творческого познания мира. Существуют разнообразные трактовки восприятия произведений искусства.    

Одну из них, наиболее интересную, на наш взгляд, выдвинул американский психолог Рудольф Арнхейм, по его мнению, любое искусство представляет собой процесс познания.

Основная катастрофа, которая может угрожать ему — это непонимание, вызванное атрофией чувств, «разумное» истолкование, лишенное эмоционального начала.

Процесс восприятия фотографии-это не пассивный акт, а динамический, который способствует не только считыванию образов, представленных в работе, но и выстраиванию «визуальных моделей».

Проще говоря, зритель, рассматривая ту или иную фотографию, не только воспринимает объект, например, «яблоко на белом столе», но и оценивает, обращается к собственным «картинам» памяти, выстраивает свою целостную картину.

Вследствие чего, получается, что зрительное восприятие-это активный  созидательный процесс. По мнению исследователя, визуальное восприятие имеет много общего с интеллектуальным познанием, если у последнего существуют определенные логические категории, то творческое восприятие апеллирует к «визуальным понятиям».

Данный тип познания характеризуют свои определенные категории восприятия, «перцептивную», как мы видим объект искусства и категорию изобразительную, то, что хотел донести до нас художник.

Концепция Арнхейма подтверждает тот факт, что зритель творит  совместно с художником в процессе восприятия фотографии, собственно любого художественного произведения.

Таким образом, фотография, с одной стороны, фиксирует случайно пойманные или специально продуманные сюжеты на века, с другой стороны, оставляет право на бесконечную трактовку, тот самый созидательный процесс познания.

В этом смысле психология восприятия искусства, в том числе и фотографии, по Арнхейму пересекается с не менее интересной философией экстравагантного, талантливого фотографа- Ираклия Шанидзе. Художник также считает, что любое произведение искусство призвано будить ЭМОЦИЮ, но в своей концепции идет еще дальше. Он изучает характер данной эмоции, не всегда она должна быть положительной.

«Сила эмоционального воздействия должна быть такой, как задумал художник».

Несмотря на субъективное восприятие любого творчества, эта сила, о которой и хотел передать автор фотографии, должна прорываться к зрителю, оставлять неизгладимый след в памяти воспринимающего, вне зависимости от существующих трактовок и оценочных высказываний.

А если, как утверждает Ираклий Шанидзе, фотография не вызвала той самой сильной эмоции, то она становится «ремесленнической поделкой».<\p>

Как бы ни было, при обучении фотографии, мы должны рассматривать различные концепции восприятия произведения искусства, в том числе и фотографии.

Источник: http://foto-gid.ru/stock/filosofiya-fotografii/psihologiya-vospriyatiya-fotografii-po/

Восприятие в психологии, виды восприятия, развитие у детей

Восприятие в психологии, виды восприятия, развитие у детей

Восприятие происходит на различных уровнях. Во-первых, на уровне органов чувств:

  • Глаза воспринимают формы, размеры, цвета и пр.
  • Уши слышат звуки.
  • Нос воспринимает запахи.
  • Язык отличает вкусы.
  • Кожа воспринимает структуру, консистенцию, твердость предмета и пр.

Человек не может только на уровне организма воспринимать окружающий мир. Нередко человек проявляет свое отношение к тому, что видит. Оно формируется на уровне эмоций, которые он переживает при восприятии того или иного объекта. К примеру, если ребенку больно, тогда то, что ему причиняет боль, будет вызывать у него негативные эмоции.

Восприятие человеком окружающего мира имеет множество составляющих, которые подробнее раскроет сайт психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое восприятие?

Восприятие – это результат процесса познания конкретного предмета. Что это такое? Это целостная картина того, что созерцалось человеком. Здесь выделяются конкретные особенности и характеристики объекта, к которым практически всегда возникает какое-то отношение.

Восприятие зависит от намерений, желаний, интересов, настроения человека. В окружающем мире существует много различных предметов, явлений и людей. Однако среди всего многообразия человек выделяет что-то конкретное, практически не замечая всего остального. Это называется избирательным восприятием, когда человек акцентирует внимание на том, что ему наиболее важно в данную секунду.

С одной стороны, это ограничивает его возможности. С другой, помогает сконцентрироваться на важных вопросах, не отвлекаясь на другие проблемы. Многое зависит от осознанности человека, который обращает внимание на что-то конкретное или на весь окружающий мир. Однако данный процесс невозможно постоянно контролировать, поэтому человек зачастую пользуется избирательным восприятием.

Основными особенностями восприятия являются:

  • Структурность.
  • Константность.
  • Иллюзия.
  • Предметность.
  • Целостность.
  • Избирательность.
  • Апперцепция.
  • Осмысленность.

Другими словами восприятие называют познанием, созерцанием, оценкой, апперцепцией, принятием, восприниманием.

перейти наверх

Восприятие в психологии

В примитивном понимании восприятие в психологии характеризовалось как то, что человек получает из окружающего мира через органы чувств. Однако специалисты продолжили изучение данного вопроса, акцентируя внимание на том, что человек воспринимает отдельные характеристики объектов, лишь со временем становясь способным воспринимать их целиком.

Преимущественно человек выделяет конкретные качества в тех явлениях, предметах или людях, которые он воспринимает. Значимыми становятся те характеристики, которые человеку на данный момент являются существенными. Либо он в последнее время на них обращает внимание, либо они постоянно ассоциируются у него с какими-то событиями из прошлого, либо он считает их существенно важными.

Если обратиться к восприятию детьми, то они зачастую обращают внимание на те предметы и людей, которые им уже знакомы. Они выделяют из общей массы то, что им уже знакомо, чтобы потянуться именно к этому.

Механизм восприятия осуществляется в большей степени на уровне чувств. Человек обращает внимание на то, что вызывает у него сильные переживания, возбуждение, ощущения. Зачастую воспринимается не более 3 качеств конкретного предмета, которые выделяются на общем фоне. Для человека они являются существенными и характеризующими то, на что он смотрит.

Если речь идет о восприятии знакомого предмета, то человек зачастую снова обращает внимание лишь на те качества, которые он уже привык в нем выделять.

Если же восприятие происходит незнакомого предмета, тогда человек его изучает до тех пор, пока не выделяет 3-4 существенных качества, которые будут выделяться на фоне всех остальных и характеризовать предмет, человека, явление.

Он будет искать знакомые объекты, к которым может отнести новое явление.

На восприятие человеком также влияет мотивированность, задачи, которые перед ним сейчас поставлены, эмоции и установки.

перейти наверх

Виды восприятия

Восприятие делится на несколько видов:

  • Преднамеренное восприятие – установка на изучение конкретного предмета.
  • Произвольное – включение в деятельность и реализация в процессе ее выполнения.
  • Непреднамеренное – происходит внезапно без предварительной постановки задачи.
  • Зрительное – восприятие через органы зрения.
  • Слуховое – восприятие звуков и ориентация в окружающем мире через органы слуха.
  • Осязательное – восприятие мира через тактильные органы.
  • Обонятельное – восприятие запахов через органы дыхания.
  • Вкусовое – познание мира через рецепторы, расположенные на языке.

В теме рассмотрения восприятия участвует наблюдательность, которая формируется в результате наблюдения за конкретным объектом или явлением. Ставится задача, деятельность осуществляется целенаправленно, а весь процесс растягивается во времени. Это помогает изучить наблюдаемый объект по истечении времени в его изменениях, трансформациях, развитии и пр.

  • Зрительное восприятие пространства осуществляется через органы зрения, которые обращают внимание на формы и размеры предмета.
  • Восприятие времени.
  • Восприятие информации. На уровень восприимчивости влияют:
  1. Значение ситуации. Вызываемые эмоции при восприятии сказываются на оценке, которую дает человек обстоятельствам.
  2. Глубина понимания ситуации. Чем больше человек разбирается в том, что происходит, тем меньше он драматизирует и волнуется.
  3. Характеристики предмета, человека, явления.
  4. Стереотипы – утверждения, которые часто навеяны другими людьми, но позволяют заранее у человека вырабатывать определенное отношение к происходящему.
  5. Непредсказуемость и искревленность сведений.

перейти наверх

Восприятие человека человеком

Человек живет среди других людей, с которыми он контактирует и даже создает отношения. С разными людьми складывается разное общение, разные отношения и возникают различные эмоции.

Человек может быть хорошим, но в глазах других он может быть добрым и злым, общительным и стеснительным, красивым и некрасивым, и т. д. Человек один, а восприятие его другим индивидом совсем иное.

Все люди будут говорить разное об одном и том же человеке, если не будут знать мнения окружающих.

Восприятие человека человеком строится на таких факторах:

  1. Внешность. Изначально оцениваются внешние данные, как говорится, «встречают по одежке».
  2. Осанка.
  3. Походка.
  4. Жестикуляция.
  5. Культура речи.
  6. Поведенческие паттерны.
  7. Модели поведения.
  8. Привычки.
  9. Профессиональная характеристика.
  10. Нравственные и коммуникативные качества.
  11. Социальный статус.
  12. Значимые для конкретного человека качества.

Иногда люди оценивают друг друга по внешним признакам, которые должны говорить о наличии у индивида конкретных качеств характера. Например, нахмуренные брови должны указывать на серьезность или яростность человека. Однако бывает так, что внешность обманывает. Человек может быть совсем другим по характеру, нежели говорит об этом внешность.

Также люди приписывают друг другу качества, которые наблюдаются у их знакомых, на которых похож новый человек.  Собеседник может быть похож внешне на вашу бывшую любовь, из-за чего вы ему приписываете качества, которые были свойственны вашему бывшему партнеру.

Также оценка людьми друг друга происходит на уровне связывания социального статуса с их чертами характера. Человек в порванной одежде не будет казаться успешным и деловитым, хотя это тоже может быть обманчивым мнением. На восприятие в данном вопросе влияют эталоны, мерки и общественные стереотипы о том, какими должны быть те или иные люди.

Также на качество восприятия нового человека сказывается информация, которую получают до знакомства с ним. Так, например, если вы слышали что-то плохое о незнакомом вам человеке, то, скорее всего, вы проявите к нему негативное отношение в момент первого знакомства с ним.

Также люди склонны негативно относиться к лицам, которые принадлежат другой социальной группе. К тем, кто ниже по статусу, относятся пренебрежительно. К тем, кто выше по статусу, испытывают зависть.

Не следует делить человека на хорошие и плохие стороны. Человек не может быть хорошим или плохим, он просто такой, каким является. А хорошие и плохие стороны правильнее было бы обозвать как «удобные» и «неудобные» характеристики, которые мешают окружающим, а не ему самому.

Что-то людям «удобно» в человеке, и они это поощряют, а то, что «неудобно», — критикуют. На самом деле раздвоение личности происходит лишь потому, что человек что-то в себе одобряет, а что-то нет. Хотя в нем нет ничего хорошего и плохого. Есть просто он с определенными качествами, характеристиками и особенностями. И они ни хороши, ни плохи.

Они присутствуют в человеке по каким-то причинам, которые известны только ему.

Хорошие качества – это то, что «удобно» другим людям; плохие – «неудобно». Не изменить ли человеку отношение к тому, что ему «неудобно»? Если кому-то «неудобно» что-то в другом человеке, это еще не значит, что это плохое качество. Зачастую отрицательные стороны играют защитную роль, оберегая человека от различного рода стресса.

Уместнее было бы назвать положительные и отрицательные стороны как «помогающие» и «мешающие». Однако данный вопрос должен решать сам человек. Он должен сам для себя решать, что ему «помогает» жить так, как он хочет, а что нет. И принять решение изменить в себе «мешающие» качества на те, которые ему будут «помогать».

Не оценивайте людей! Воспринимайте человека в целом! Не делите его на две половинки – хорошую и плохую. Человек – цельное существо, у которого сформированы определенные качества. Они ни хороши, ни плохи сами по себе. Они просто в нем присутствуют.

Если же вам что-то мешает в другом человеке, то никто не заставляет вас с ним общаться и заводить какие-то отношения. Следует сместить фокус с «Я хочу, чтобы он (она) стал (-а)…» на «Хочу ли я общаться с человеком таким, каков он есть сейчас?».

Пока вы хотите изменить другого (что невозможно!), сделав его совершеннее, вы по праву (и достойны этого!) наталкиваетесь на сопротивление, агрессию и оскорбления.

Вы не «родитель», чтобы учить его, а он не «ребенок», чтобы поддаваться обучению. Вы – два взрослых человека, которые имеют право быть такими, какие они есть.

Сместите фокус внимания на себя и примите взрослое решение: хотите ли вы быть рядом с этим человеком, даже если он никогда не изменится?

Вы – единое целое, которое может менять в себе все на свое усмотрение, при этом заслуживать быть принятым другими людьми, если они добровольно хотят общаться с вами.

перейти наверх

Развитие восприятия у детей

Восприятие окружающего мира проявляется с самого рождения. Просто младенец пока не может контролировать собственные процессы восприятия. Либо по мере взросления, активности и понимания окружающего мира дети понимают, как им можно управлять. Хотя даже это не всегда контролируется, что можно отметить у взрослых людей, чье развитие восприятия достигло пика.

Развитие восприятия происходит само по себе, в зависимости от активности и условий проживания ребенка. На данный процесс могут влиять родители теми воспитательными нормами и совместными занятиями, где обсуждается окружающий мир. Если родители занимаются с ребенком, тогда его восприятие формируется быстрее, чем у детей, чьим развитием не занимались.

В младшем школьном возрасте дети не узнают знакомых людей, которые переодеты в необычные наряды. Также они воспринимают одно качество предмета, на основе которого дают ему характеристику.

В среднем школьном возрасте ребенок начинает соотносить предметы по величине. В старшем школьном возрасте соотношение предметов осуществляется на уровне ширины, высоты, пространства и длины.

Главной особенностью восприятия ребенком является его умение потом воспроизводить увиденное с точностью в размерах, цветовой гамме и т. д. Отношение к другим людям определяется оценками.

Особенно жесткие оценки дети выставляют тем, кто с ними постоянно контактирует. Восприятие других детей заключается на уровне популярности их в группе.

Чем популярнее ребенок в группе, тем более высокую оценку ему ставят другие дети.

перейти наверх

Итог

Каждый человек обладает восприятием, которое основывается на тех органах чувств, которыми он оперирует. Если некий орган чувств искажает окружающую реальность, то у человека формируется ошибочное мнение, пока другие люди ему не скажут, что на самом деле он должен воспринимать. Восприятие приводит к следующему итогу – понимание окружающего мира во всем его многообразии.

Однако следует учитывать ловушки собственной психики, которая может искажать воспринимаемую извне информацию:

  • Первое – общественное мнение. Большинство тоже может ошибаться, особенно если руководствуется стереотипами, а не логичными и здравыми рассуждениями. Нередко человек поддается общественному мнению, обращая внимание на окружающий мир с определенной предрасположенностью (негативной или позитивной).
  • Второе – собственные желания. Нередко человек многого не замечает, пока охвачен собственными желаниями. Стремиться достичь цели нужно, однако когда при этом не ущемляются свободы и права других людей или поступки не противоречат законам природы. Прогноз в противном случае может стать неблагоприятным: отсутствие достигнутой цели.
  • Третье – стереотипы и привычки. Мозг позволяет человеку не переутруждаться, смотреть на мир так, как уже привычно. Однако для полного понимания ситуации, нередко необходимо выйти за пределы привычного восприятия и начать смотреть на обстоятельства по-другому.

Источник: http://PsyMedCare.ru/vospriyatie-psihologii

Ссылка на основную публикацию