Инфантильное поведение — психология

Инфантильность у мужчин, у женщин — как избавиться

Понятие инфантильности

Инфантильность – это детскость, незрелость или неразвитость психики.

Инфантильный человек – это человек, в поведении которого доминирует незрелое поведение, неготовность брать ответственность на себя и самостоятельно принимать решения, отсутствие жизненных целей и стремление что-то поменять в себе и в своей жизни в целом.

Инфантильное расстройство личности подразумевает под собой наличие у взрослого человека черт и поведения, характерных для ребёнка. Психологи утверждают, что такое расстройство встречается наиболее часто в их практике и является базой для других проблем в жизни субъекта.

Особенно остро эта проблема встала после 1990 года, когда система ценностей в нашей стране претерпела изменение. Школы перестали брать на себя функцию воспитания, а у родителей не было на это времени, т. к. им приходилось адаптироваться под новые условия существования зарождавшегося государства.

Виды инфантилизма

  1. Психический инфантилизм (психологический инфантилизм). Замедленное взросление ребёнка. Его психические качества формируются с опозданием и не соответствуют возрасту.

    Это нарушение не имеет ничего общего с задержкой умственного развития.

  2. Физиологический инфантилизм.

    Замедленное или нарушенное телесное развитие вследствие кислородного голодания или инфицирования плода во время беременности.

Признаки инфантильности

Инфантильная жизнь субъекта проявляется на разных уровнях существования: от отношения к собственному здоровью, до представлений о браке и процесса создания семьи.

Характер и мышление инфантильного человека мало чем отличается от характера и мышления ребёнка. Незрелость субъекта проявляется как с психологического, так и с социального ракурса.

Перечислим следующие основные признаки инфантилизма, которые могут проявляться как все вместе, так и по отдельности:

  • Несамостоятельность.
  • Неумение принимать самостоятельные решения.
  • Отсутствие желания решать проблемы по-взрослому.
  • Отсутствие желания развиваться.
  • Отсутствие целей в жизни.
  • Эгоистичность и эгоцентричность.
  • Непредсказуемость.
  • Неадекватность.
  • Безответственность.
  • Склонность к зависимостям.
  • Иждивенческие наклонности.
  • Пребывание в своём мире (нарушения восприятия).
  • Сложность в общении.
  • Неспособность к адаптации.
  • Гиподинамия.
  • Малый заработок.
  • Отсутствие социального продвижения.

Приспособленец и иждивенец

Инфанты не спешат брать на себя ответственность. Они прячутся за спиной родителей, жен, друзей.

Играючи

Ребенок с младенчества, через игру открывает мир. Инфант живет игрой: бесконечные тусовки, игры онлайн, чрезмерный шопоголизм, часта смена любимых гаджетов (даже если он не может себе их позволить) и т.д.

Инфантильный человек замкнут на своей личности, но при этом не привык к сложным размышлениям и не углубляется в интроспекцию и самоанализ. Из-за этого ему тяжело понять, что ощущает другой человек, трудно поверить, что люди воспринимают мир по-разному.

Отсюда вытекает неумение учитывать интересы других. Поэтому зачастую такие люди испытывают определённые трудности в общении с окружающими. Им тяжело входить в контакт. У них в ходу фраза «меня никто не понимает».

Однако они и сами не прикладывают усилия, чтобы понять других.

Отсутствие жизненных целей

Инфантильная личность не способна анализировать те или иные ситуации и прогнозировать их развитие, не задумывается о будущем, не строит планы. Инфантильность особенно хорошо иллюстрирует себя, когда личность не в состоянии выстроить определённые стратегии в своем поведении для разрешения задач, достижения целей.

При этом такой человек, достигая цели, старается избежать сложных схем поведения (требующих сил и времени), принятых в обществе, и довольствуется исключительно теми результатами, которые смогут удовлетворить его сиюминутную потребность.

Таким образом, инфантильность – это еще и неспособность выстраивать многоходовые комбинации в поведении.

«Откуда ноги растут»

Чтобы понять, что перед нами инфантильная личность, необходимо прежде всего обратить внимание на её взаимоотношение с родителями. Если общение с ними строится в равноправном ключе и субъект проявляет заботу о них, то это хороший знак.

Если же наблюдается активное вторжение родителей в пространство субъекта, окружение его чрезмерной опекой, проявление навязчивого поведения, и при этом человек не способен прервать этот поток родительской заботы, перенести их общение на другой день и лояльно относится к такому нездоровому вниманию, то это тревожный звонок, который сигнализирует о том, что перед нами этакий Питер Пэн – диснеевский герой, который не хотел взрослеть.

«Главная забота в жизни — достичь беззаботной жизни»

Признаки инфантильности можно видеть и в тех ситуациях, когда человек постоянно стремится к перекладыванию ответственности на других. Ответственность – это качество, противолежащее инфантильности.

Инфантильный тип личности часто демонстрирует беззаботное поведение, примеряет на себя маску шута, стремится больше веселиться и развлекать окружающих.

Однако внутри его могут жить и другие настроения, но, несмотря на это, он будет продолжать отыгрывать клоуна, из-за того, что такая роль «души компании» облагается минимальной ответственностью.

С социальной точки зрения, инфантильный субъект почти всегда будет малообеспечен, у него будут сложности в поисках работы, в продвижении по карьерной лестнице.

Даже на физиологическом уровне инфантильность накладывает свой отпечаток. Такие люди имеют специфическое выражение лица с оттенком презрения или иронии. Уголки губ приспущены, складки носогубного треугольника застыли как бы в отвращении к чему-либо.

Когда зарождается инфантилизм

Психологи считают, что инфантильность зарождается при неблагоприятных условиях воспитания в период с 8 до 15 лет. На начальных этапах проблема инфантильности проявляет себя в виде истерик, манипуляций, неподчинения родителям, безответственного подхода к процессу обучения.

Причины инфантилизма

Психологи считают, что причины инфантильности нужно искать в детстве, семье и воспитании. Иногда родители, сами будучи инфантильными, подают плохой пример своим детям. Они становятся причиной незрелости ребёнка. Инфантильность у взрослых откладывает отпечаток на их потомстве.

Но также и чрезмерное влияние родителей, и другие ошибки в воспитании, когда родитель стремится навязать сильные эмоциональные связи ребёнку, деспотично лишает его самостоятельности, а иногда даже препятствует ему высказывать своё мнение, приводят к печальным последствиям.

Такое поведение связано прежде всего с гипертрофированным желанием контролировать своих детей, их судьбу и развитие.

Страх за своё потомство в нашем обществе иногда принимает гротескные формы, приводя к такого роду нарушений – полному подчинению и фиксации мышления ребёнка на родителе.

С другой стороны, существует, неоправданная с точки зрения этики, позиция родителя по отношению к ребёнку,которая приводит к появлению у него т. н. синдрома Золушки.

В таком случае человек обзаводится детьми исключительно из эгоистических соображений, намеренно укладывая развитие ребёнка в «прокрустово ложе» служения самому себе или своим представлениям.

Рано или поздно ошибочный подход в воспитании приведёт к ассоциации родителя и ребёнка. Психологическое пространство первого постепенно сольётся с психологическим пространством второго, объединяя две раздельные социальные и психологические единицы «я» и «она» («он») в одно единственное «мы». Инфантильный человек не сможет действовать отдельно, вне этой связки.

Однако современная проблема инфантильности – это также и проблема нехватки времени. Воспитание ребёнка требует постоянного сосредоточения на его развитии. Не все родители могут позволить себе это из-за постоянной занятости. В таком случае родительское влияние замещается другими вещами:

  • просмотром фильмов,
  • компьютером,
  • прослушиванием музыки.
  • и т.д.

Такой суррогат воспитания не приносит особой пользы, но, напротив, вырабатывает в ребёнке иллюзию вседозволенности, манипулятивный подход к окружающим.

Психологи также забрасывают камень и в огород современной школьной системы образования. Как утверждают специалисты, сегодняшние школы «калечат детей». Каждый человек имеет т. н.

сензитивные периоды в развитии, когда он наиболее открыт для восприятия нужной ему информации и обучения необходимым навыкам (прямохождение, речь и т. д.).

Школьный период, который совпадает с сензитивным периодом усвоения социальных норм (с 7 до 14 лет), к сожалению, считается неблагополучным для взросления.

Сегодняшние школы, концентрируются исключительно на знаниях об общеобразовательных предметах, отбрасывая процесс воспитания. Подросток не получает необходимого представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Такой пробел в нравственном становлении личности закрепляет инфантильные паттерны, приводя, в конечном итоге, к незрелости. С 14 лет наступает сензитивный период, в котором личность стремится к самостоятельности. Школьная скамья вновь не позволяет ему реализоваться в этом желании, ограничивая его рамками обучения.

Таким образом, пропущенные периоды становления личности приводят к десоциализации и несамостоятельности – основным признакам инфантилизма.

Как проявляется инфантильность у мужчин, у женщин, у детей

Инфантилизм имеет гендерную дифференциацию. Им могут страдать как мужчины, так и женщины. Специалисты утверждают, что мужская инфантильность, ничем не отличается от женской. Основная масса различий в проявлении инфантильности у полов и различных возрастных групп кроется в социальных взглядах на эти группы.

Половой признак инфантилизма имеет место: и мужчина, и женщина могут быть инфантильными. В данном случае симптоматика проблемы имеет мало различий, однако, она приобретает свои особенности, если смотреть на неё сквозь призму общественных установок.

Социум предъявляет к мужчине больше требований.

Инфантильный мужчина чаще осуждается в обществе, нежели инфантильная женщина (сравните фразеологизмы «маменькин сынок» и «папина дочка» и обратите внимание на наличие большей отрицательной окраски у первого по отношению ко второму).

Инфантильность у мужчин свидетельствует о неблагонадёжном экономическом состоянии, неспособности найти вторую половинку, создать семью и обеспечивать её.

На инфантильность у женщин окружающие часто смотрят сквозь пальцы, а иногда и поощряют девушку быть немного ребёнком.

Это связано с тем, что мужчине зачастую приятно находиться в обществе несамостоятельной женщины, о которой надо заботиться, укрепляя и подчёркивая тем самым свой статус добытчика и репутацию лидера.

А женщине, в свою очередь, зачастую импонирует роль зависимой и ведомой, у которой есть свой «хозяин», что значительно облегчает её существование в плане принятия решений и соответствует устоявшейся в обществе гендерной роли.

Инфантильность у детей

Однако зачатки незрелости можно разглядеть и у ребенка. Инфантилизм — это то, что и должно быть присуще детям и это вполне соответствует норме.

Тем не менее можно предугадать тенденцию к переносу этого состояния во взрослую жизнь, если обратить внимание на отношение родителей к своему ребенку.

Если он постоянно уклоняется от обязательств и ответственности, а родители потакают ему в этом, то имеются все шансы, что он вырастит незрелым. Также преобладание игровой сферы над учебной, в жизни ребенка, может плохо сказаться на его развитии.

Инфантильность у детей, которая проявляется во время учёбы может насторожить педагогов. В таком случае они говорят о наличии предпосылок, сигнализирующих о проблеме с взрослением.

К таким факторам относятся преобладание игровых мотивов на занятиях, неусидчивость, сложность в сосредоточении, эмоциональная неустойчивость, эмоциональная незрелость, истеричность. Часто такие дети не могут включиться в общую работу на уроке: задают отвлеченные вопросы, не выполняют задания. Их круг общения состоит из детей младше себя.

Это может свидетельствовать о замедленном развитии ребенка (психологический инфантилизм) и привести к проблемам становления личности. Такие дети часто становятся замкнутыми, страдают неврозами.

Инфантильность — это проблема или нет?!

Психологи не дают вводить себя в искушение, чтобы хоть как-то оправдать инфантильность. Для них это не отдельный образ жизни, не другой взгляд на мир и тем более не принадлежность к какой-либо субкультуре. По мнению специалистов, это именно проблема, характеризующаяся прежде всего невозможностью добиваться успеха в самореализации личности в тех или иных социальных рамках.

Стоит отметить, что несмотря на непригодность к взрослой жизни, такие люди часто демонстрируют высокий творческий потенциал.

Инфантильный образ жизни, который часто проходит на фоне отсутствия каких-то рамок и самоограничений, стимулирует работу правого полушария мозга у человека.

Повышенная активность творческого центра приводит к мечтательности, погружению в фантазии. Такие люди могут быть хорошими художниками или музыкантами.

«У детей не может быть детей». Сергей Шнуров об инфантильности и о том, кто такой зрелый мужчина.

Как проявляется инфантильность в отношениях

Любые контакты инфантильного человека со зрелыми с психологической точки людьми будут вызывать с их стороны раздражение и приводить к конфликтам.

Состоявшаяся личность ожидает от своего окружения тех же адекватных действий, которыми руководствуется она сама.

Незрелый субъект, который не отличается способностью чётко воспринимать окружающий мир и адаптироваться под обстоятельства, будет вызывать у полноценной личности некоторые сложности в общении с собой и даже раздражение по отношению к себе.

Неправильная стратегия воспитания оставляет в психике человека неизгладимый след. Поэтому, общаясь с людьми, такой человек будет неосознанно тянуться к тем, кто займёт по отношению к нему позицию родителя. Ведь в остальных случаях его инфантильность в отношениях будет наталкиваться лишь на конфликты.

Обычно избранниками таких людей становятся старшие по возрасту, социально активные личности. Однако в таком случае конфликт не исчезнет. Он автоматически перетекает в плоскость отношений новой «мамы» или нового «папы» с биологическими родителями инфантильного субъекта.

Между ними может развернуться конкурентная борьба за опеку над «ребёнком». Победителями этой борьбы обычно становятся настоящие мамы или папы, которым удаётся оттеснить жен или мужей, и занять привычное им господствующее положение над своим ребенком.

Естественно, что в таком случае конфликт отразится и на молодой семье, зачастую приводя к её распаду.

Как избавиться от инфантильности

Инфантильный человек прекрасно осознаёт свою ситуацию и те проблемы, которые из неё вытекают. Отчасти он даже признаёт, что живёт неполноценной жизнью и не отрицает связанные с этим испытываемые страдания.

Однако психологи считают, что ни один незрелый субъект ни за что не станет меняться самостоятельно. Ему тяжело делать самостоятельные шаги по направлению к позитивным изменениям, выходить из своей зоны комфорта.

Поэтому если проблему удалось обнаружить на ранних этапах (в подростковом периоде), то не стоит тянуть с визитом к специалисту. Положительных изменений можно добиться только за счёт групповых консультации у психолога. При этом чем старше человек, тем тяжелее ему будет измениться.

Чтобы не доводить эту проблему до кабинета психолога, родители должны правильно организовать процесс воспитания. Существуют методики, которыми делятся психологи, рассказывая, как избавиться от инфантильности:

  1. Советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение, обговаривайте те или иные проблемы. Вместе обсуждайте семейный бюджет. Это повысит в нем уверенность, даст понять, что он находится на равных со своими родителями, как в плане прав, так и в плане ответственности.
  2. Не позволяйте ребёнку закрываться в зоне комфорта. Узнайте, какие трудности он испытывает. Время от времени создавайте ситуацию, при которой он будет испытывать сложности, чтобы тот самостоятельно их преодолевал.
  3. Отдайте ребёнка в спортивную секцию. Дети, занимающиеся спортом, по статистике становятся более ответственными и целеустремлёнными.
  4. Побуждайте ребенка к общению со сверстниками и людьми старшего возраста.
  5. Проводите работу над ошибками. Разъясняйте в каких ситуациях ребенок был прав, а в каких – нет.
  6. Избегайте мыслить категорией «мы» в отношении детей. Разделите это понятие на «я» и «ты». Это позволит им быть более самостоятельными.
  7. Детский инфантилизм поддаётся коррекции медикаментозным способом. Психоневролог может прописать препараты (ноотропы), улучшающие мозговую деятельность, память, концентрацию.

Приведём несколько советов психолога, которые покажут, как повзрослеть мужчине или как повзрослеть девушке:

  1. Осознайте, примите тот факт, что вы инфантильная личность.
  2. Намеренно поставить себя в ситуацию, которая требует самостоятельного принятия решения: устроиться на работу, где будет некоторая ответственность.
  3. Завести питомца, о котором придется заботится и ухаживать. Это приведет к постепенному привыканию к ответственности.
  4. Попросить близких не потакать их инфантилизму.
  5. Выйти из зоны комфорта – переехать в другой город, начать новую жизнь.

Сегодня, в нашей стране наблюдается явный перекос в сторону женского воспитания. В школе нас обучает женщина, дома — мама и бабушка, в университете преобладают женщины педагоги… Образ мужчины, отца, защитника, кормильца и война сходит на нет, что приносит свои плоды — мальчики не способны принимать решения, поздно женятся, разводятся, не могут построить карьеру.

Уже давно было сделано открытие, что в нас живут три ипостаси:

  • ребёнок,
  • взрослый,
  • родитель.

Каждый этот аспект личности время от времени требует проявления, чтобы человек чувствовал себя комфортно. Однако если замкнуться на одном из них, – это не принесет счастья. Прожить жизнь, оставаясь молодым в душе, – это отчасти достижение.

Тем не менее для полноценной жизни нельзя отыгрывать роль только ребёнка, превращаясь в инфанта, или вечно занимать позицию родителя, становясь строгим контролёром. Этот мир живёт по своим правилам, адаптироваться к которым – наша обязанность.

Однако такая адаптация возможна лишь при соблюдении баланса между нашими ипостасями.

Почему инфантильных мужчин и женщин становится все больше и больше.

Источник: http://story-woman.ru/psihologia/chto-znachit-infantilnyj-chelovek/

Психический инфантилизм

Психический инфантилизм – психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор.

У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации.

Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.

Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям.

В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности.

Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов, психопатий, реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

Причины психического инфантилизма

Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

  • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии, асфиксии.
  • Психические расстройства. У детей с умственной отсталостью, аутизмом, шизофренией, задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
  • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
  • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции.

Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания.

Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

Классификация

Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

  1. Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы, асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром.
  2. Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
  3. Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.

Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

  • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
  • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

Симптомы психического инфантилизма

Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию.

Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада.

Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами.

Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах.

Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается.

Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать.

Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия, тревожность, истероидная психопатия.

Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти.

К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

Диагностика

Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

  • Беседу с врачом-психиатром. Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
  • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией, аутизмом, поведенческими расстройствами. Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации.

Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой.

Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

Лечение психического инфантилизма

Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

  • Фармакотерапию. Выраженные поведенческие, эмоциональные нарушения купируются нейролептиками, транквилизаторами, антидепрессантами. Трудности обучения, снижение когнитивных функций корректируются ноотропами.
  • Психотерапию. Наиболее распространено использование когнитивно-бихевиорального подхода. Проводится комплексная работа психотерапевта с эмоциями, установками и поведенческими шаблонами. Ребенок обучается новым адаптивным способам социального функционирования.
  • Консультирование родителей. Психолог, психотерапевт рассказывает об особенностях психического, социального развития детей, влиянии воспитания на этот процесс. Подчеркивает взаимосвязь между гиперопекой, чрезмерным контролем и формированием психического инфантилизма.

Прогноз и профилактика

Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам.

Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития.

Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/mental-infantilism

Инфантильное поведение

                                                                            2                                                                                           

                             Тема: «Инфантильное поведение»

1. Понятие «инфантильное поведение».

2. Причины инфантильного поведения.

3. Коррекция инфантильного поведения.

4.  Список используемой литературы.

1.Понятие «инфантильное поведение»

Инфантильное поведение — поведение ребенка.

С возрастом человек обычно приобретает все больше и больше опыта и лучше ориентируется в жизни, но его психология далеко не всегда развивается столь же успешно. Повзрослев в физиологическом смысле, можно остаться младенцем в психологическом отношении.

Например, многие люди из года в год придерживаются привычных схем поведения, которые мало чем отличаются от поведения ребенка.

Обижают и обижаются, дразнят и стыдятся, обвиняют и капризничают, спорят, с пеной у рта доказывают свою правоту, пинаются, мстят, оправдываются, убегают от ответственности и т.д.

Само по себе физиологическое развитие никак не гарантирует взросление в такой исключительно важной сфере нашей жизни, как эмоции, чувства и желания. Многие взрослые и даже уже очень самостоятельные люди, сердятся на замечания и требования своих пожилых родителей точно так же, как в детстве и отрочестве.

Часто у взрослых людей сохраняется склонность к инфантильным реакциям не только в общении с родителями, но и с окружающими их людьми. И если их критикуют, то такие люди переживают те же эмоции, что и в детстве, когда получали выговоры. Среди взрослых людей есть и те, кто по-прежнему зависят от похвал окружающих.

Кто-то как и много лет назад эгоцентричен, несамостоятелен, лишен чувства реальности.

Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

2.      Причины инфантильного поведения.

Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Например, у инфантильного младшего школьника ведущей деятельностью все еще остается игра.

Такие дети во время урока отключаются от учебного процесса и не заметно для себя  начинают играть (катает по парте машинку, расставляет солдатиков, мастерит и запускает самолетики). Подобные инфантильные проявления ребенка расцениваются учителем как нарушение дисциплины.

Ребенок, которому свойственно инфантильное поведение, при нормальном и даже ускоренном физическом и умственном развитии характеризуется незрелостью интегративных личностных образований.

Это выражается в том, что в отличие от сверстников он не способен самостоятельно принять решение, выполнить какое-либо действие, испытывает чувство незащищенности, требует повышенного внимания к собственной персоне и постоянной заботы других о себе; у него понижена самокритичность.

Если не оказать  инфантильному     ребенку своевременную помощь, то может привести к нежелательным социальным последствиям. Ребенок  с инфантильным поведением нередко попадает под влияние сверстников или старших детей с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.

        Инфантильный ребенок предрасположен к карикатурным реакциям, которые высмеиваются сверстниками, вызывают у них ироническое отношение, что причиняет ребенку душевную боль.

Инфантильный ребенок — тот, чье поведение не соответствует его возрасту.

Причины инфантильного поведения малыша:

        Родители хотят, чтобы их кроха поскорее вырос, он сопротивляется этому желанию.

Ребенка вечно торопят, учат тому, что он еще не в состоянии запомнить и чему не готов научиться, воспитывают самостоятельность в ситуациях, когда малыш еще нуждается в помощи.

Тогда кроха всем своим поведением начинает сообщать родителям, что он «еще маленький». К тому же, если перед малышом ставятся непосильные задачи, он привыкает к неудачам и перестает справляться даже с элементарными заданиями.

        В семье есть младший ребенок, на котором сосредоточена большая часть внимания взрослых, и старшенький подражает новорожденному, чтобы перетянуть внимание на себя.

        Мама хочет, чтобы в доме появился новорожденный, а второго ребенка нет, и она обращается с уже достаточно большим мальчиком (или девочкой), как с малышом. Ребенок ведет себя, как малыш, потому что нравиться маме — один из основных инстинктов у детей.

        Кроху чрезмерно опекают, не поручают ему никаких дел по дому, не доверяют. Такой малыш тоже может вести себя инфантильно.

        Ребенок, которому не хватает внимания работающей мамы, может иногда «поиграть в малыша».

        Любой ребенок может впасть в младенчество, когда чувствует себя обиженным и когда ему нужна помощь взрослых.

Чтобы у ребенка отпала необходимость вести себя, как малыш, постарайтесь сами держаться с ним соответственно его возрасту и ритму развития. Не требуйте от крохи больше, чем он может сделать, выучить, понять.

Но не стоит и подавлять его инициативу, когда вам кажется, что брать в руки веник, самому надевать ботинки, строить скворечник или учить буквы ему еще рано.Если кроха отказывается чему-то учиться, боится, что у него не получится, обыграйте дело так, чтобы ему казалось, что вы ему лишь помогли, а на самом деле он сделал это сам.

Например, скажите, что вы поможете ему надеть штанишки, но его ручками, и подержите его руки в своих, пока он одевается, а потом объясните ему, что на самом деле он отлично справился сам.

Если проблема связана с младшим братиком или сестричкой, постарайтесь, чтобы ваш старший ребенок имел возможность проявить заботу о новорожденном, играть с ним, выполнять маленькие поручения, связанные с появлением в доме нового человечка.

Многие мамы совершают большую ошибку, не подпуская старшего ребенка к малышу из соображений безопасности. Максимум, что он имеет право сделать для младенца, — принести для него одежду из шкафа или бутылочку с водичкой из кухни. Еще он может смотреть, как малыш лежит в кроватке, иногда ему дают подержаться за ручку коляски, которую везет мама.

Это неправильно и потому, что еще неизвестно, кого старший больше ревнует: маму к малышу или малыша к маме. Обычно 3-5-летний ребенок ревнует к тем близким отношениям, которые возникли у мамы и младенца и в которых он не участвует.

Когда в семье появляется новорожденный, первенцу, как и всем остальным, хочется брать его на ручки, трогать, одевать, кормить и о нем заботиться. Не бойтесь дать старшему подержать малыша. Ведь можно сделать это осторожно, когда старший ребенок сидит на диване.

Объясните, как нужно правильно держать грудничка, и сядьте рядом для безопасности. Когда вы собираетесь на прогулку, старший может надеть крохе носочки или варежки. Бутылочку с водой он может не просто принести, но и напоить из нее малыша в вашем присутствии и под вашим наблюдением.

Это даст ему ощущение полезного и необходимого в вашем трио человека, и ему не понадобится подражать новорожденному, чтобы вернуть себе любовь родителей. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок получал достаточно внимания.

Если вы не можете проводить с ним много времени, пусть недостаток общения восполнят любящая бабушка или няня. В любом случае это должен быть человек, не относящийся равнодушно к просьбам малыша поиграть с ним, не отказывающий в помощи.

3. Коррекция инфантильного поведения

Какие существуют возможности коррекции поведения и эмоционального реагирования ребенка с психическим инфантилизмом?

Работа с инфантильными детьми должна строиться, учитывая следующие рекомендации:

Педагогам или родителям желательно проконсультироваться с ребенком у психоневролога, возможно, ему требуется медикаментозное лечение.

Лечение может упорядочить поведение, сделать ребенка более продуктивным в учебной деятельности, улучшить память, внимание, работоспособность. Однако только таблетками помощь ребенку не исчерпывается.

Ему необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его психической организации.

Воздействие педагогов на психически инфантильного ребенка реализуется через игру. С ним нужно играть во все, что встречается в его жизни: в «детский сад», в «больницу», «транспорт», где он должен выступать в сильной, положительной роли. В такой игре высмеивается безответственность, эгоизм, непродуманность поступков и т.д.

Учитывая, что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, следует побуждать его к общению со сверстниками, учить сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты.

Нужно разъяснять последствия его ошибок, побуждать преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам.

Рекомендуется вменять ему систематические обязанности, которые он будет четко знать, а также хорошо помнить, что ему будет за их невыполнение.

Несмотря на то, что такие дети могут быть очень обременительны своей навязчивостью, следует избегать по отношению к ним так называемого «отрицательного внимания» — окриков, высмеивания, угроз наказаний и т.п., так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их.

Всячески поощрять стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этих делах отца, особенно при воспитании мальчиков. Для таких детей особенно вредны безразличие и недостаток внимания со стороны взрослых, расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи.

Если ребенок окажется не готов к школе к 7 годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника. Желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность необходимо формировать сначала на легком, доступном материале. Успех пробуждает веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт.

Вообще, таких детей рекомендуется обучать в условиях коррекционно-развивающего класса, который предполагает индивидуальные занятия и способствует полноценному усвоению учебной программы.

Существует и вариант интегрированного обучения с индивидуальным подходом со стороны педагога, при дополнительных мероприятиях по коррекции эмоционально-поведенческого реагирования (Тренинг модификации поведения).

Инфантильные ребята — личности слабовольные и внушаемые, поэтому родители и воспитатели должны быть начеку: надо следить, чтобы дети не попали под влияние плохой компании, а имели достойные занятия — спорт, туризм, чтение.

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии — целостное развитие личности, забота о душе.

Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагировал не физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.

Посредствам сказкотерапии можно работать с агрессивными детьми, неуверенными,  застенчивыми, с проблемами стыда, вины, лжи, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами.

Процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои пробелы, увидеть пути их решения.

Сказка эффективна при работе с детьми: во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Сказка для ребенка не только вымысел и фантазия, это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленьких детей сильно развит процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем; с одной стороны ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов.

Специалисты утверждают, что в процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, а правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества.

При создании истории для каждого ребенка используется общение, внушение на нескольких уровнях.

Первый уровень основывается на сюжетной линии сказки, которая должна соответствовать реальной жизни ребенка, его интересам и увлечениям. При этом сюжет сказки разворачивается последовательно. Очень часто сюжеты для своих историй психотерапевты черпают в сказках, баснях, притчах, анекдотах, мифах и легендах, а также из собственной практики.

Второй уровень заключается в использовании слов. Один из способов облегчить ребенку восприятие сказки и идентификацию с ее персонажем — это использование неопределенных, неконкретизированных слов и выражений. При этом ребенку дается возможность самостоятельно вообразить, представить себе ситуацию или событие.

Источник: http://stud24.ru/psychology/infantilnoe-povedenie/332541-1001078-page1.html

Инфантильность — это… Признаки инфантильности. Как избавиться от инфантильности :

Есть медицинские понятия, которые стали настолько разговорными, что приобрели, по сути, второе, а то и третье значение. К таким многозначным словам относится и термин «инфантильность».

Физиологический инфантилизм

Для описания отставания в физическом развитии врачи используют термин «инфантильность».

Это в психологии он означает неспособность принимать ответственные решения, наивность и чрезмерную непосредственность. Эндокринолог использует данный термин, описывая, к примеру, сбои в работе желез внутренней секреции, вызванные задержкой физического развития пациента.

То есть для медиков инфантильность – это прежде всего физиологический дефект организма. Он может быть вызван проблемной беременностью и особенностями развития плода, перенесенными в раннем детстве заболеваниями, нарушениями в работе желез внутренней секреции. Люди, страдающие инфантилизмом, плохо растут, их тела долго сохраняют «детские» пропорции, замедляется половое созревание.

Психологический инфантилизм

В психологии инфантильность – это незрелость личности, задержка развитии волевой и эмоциональной сферы. Она может существовать как сугубо психологическая проблема либо выступать одним из симптомов общего отставания в развитии.

Обыватели употребляют этот термин именно в таком значении. Они не имеют в виду, что человек действительно похож на ребенка, а всего лишь подчеркивают некоторые особенности его поведения.

Безответственность, излишняя эмоциональность, легкомысленность, неспособность сосредотачиваться на поставленной цели – все это зачастую характеризуется словом «инфантильность».

Признаки такого поведения определяются на интуитивном уровне, более того, каждый вкладывает в это определение свой смысл.

Одному инфантильным кажется человек, увлекающийся онлайн-играми, другому – часто капризничающая девушка, третьему – художник, не желающий искать регулярный заработок.

Инфантилизм и представления о нем

Зачастую в представлении окружающих инфантильность – это не девиации поведения, а просто несоответствие ожиданиям критиков. Критерии оценки полностью субъективны.

Люди ответственные и серьезные могут считать инфантильными представителей творческих профессий только на том основании, что их образ жизни выглядит хаотичным и неорганизованным.

Старики часто полагают, что молодые люди, не торопящиеся создать семью, инфантильны и не хотят обременять себя ответственностью.

Но подобные претензии – всего лишь подтверждение неоправдавшихся ожиданий. У каждого человека есть собственное представление о том, каким именно должен быть взрослый. Вот только от объективности подобные шаблонные образы далеки. Основываются они исключительно на общем опыте и на существующих в обществе стереотипах.

Что такое инфантильность

Для того чтобы определить, свойственен ли человеку инфантилизм, требуется специалист-психолог.

Потому что взрослого человека от ребенка отличают вовсе не внешние атрибуты, такие как хорошая работа, дорогая машина или большая семья. Инфантильность – это, прежде всего неумение, неспособность брать на себя ответственность. Взрослый человек четко понимает, что именно он управляет своей жизнью. Нет никого, кого можно было бы обвинить в неудачах, он сам отвечает за себя.

Более того, он отвечает за других. Ребенок, объясняя свою неудачу, может сказать, что ему не повезло или другие вели себя неправильно, лишили его шанса на успех. Взрослый точно знает, что невезения не бывает, бывают ошибки. Не понял, не предусмотрел, не приготовился, не продумал. Очень мало в жизни ситуаций, которые действительно нельзя предотвратить.

Все остальное – результат небрежности и недомыслия.

Инфантильный или просто другой?

Взрослый отличается от взрослого ребенка способностью признать себя главным виновником как успеха, так и провала. Вот только это качество внешне обычно никак не проявляется, поэтому сделать вывод о чьей-то инфантильности, опираясь только на критику его поведения, сложно.

Собственно, если оценивать внешнюю сторону поступков, то и царевич Гаутама, оставивший трон и дворец ради того, чтобы сидеть под деревом, дожидаясь просветления, тоже не слишком ответственный человек. Бросил работу – вверенный ему ответственный пост руководителя страны, оставил семью. И ради чего? Ради духовного роста? Разве это поступок взрослого серьезного мужчины?

Чтобы не допускать подобных ошибок в оценках, психологи используют тест на инфантильность. Точнее, тесты, потому что их много. Психолог может предложить посетителю ответить на вопросы, нарисовать картинку на заданную тему, рассмотреть бесформенные кляксы, рассказав о своих ассоциациях.

Метод оценки ситуации

Достаточно популярный метод — предлагать человеку представить себе различные жизненные ситуации и найти ответственного за их исход. К примеру, посетитель должен вообразить, что он гуляет с ребенком в дождливую погоду. Малыш не послушался и залез в лужу, простудился и заболел. Кто виноват: взрослый или ребенок?

Или клиенту предлагают представить, что он сдает экзамен, к которому подготовился не слишком хорошо – выучил только 18-й билет из 20.

Если, вопреки теории вероятностей, достался незнакомый вопрос, это неудача или результат небрежности? Ответы на такие вопросы довольно четко показывают, как именно оценивает человек свое поведение, считает ли он себя ответственным за происходящее в его жизни или нет.

Забавный нюанс. Те же ситуации, но в отвлеченной форме, не привязанной к личности опрашиваемого, будут оценены совсем по-другому. Скажем, в сценке с промокшим малышом инфантильный человек, скорее всего, заявит, что он ни в чем не виноват. Он же сделал все, что нужно – запретил ребенку лезть в лужу.

Малыш не послушался, это его вина! Но если перефразировать вопрос, предложить оценить ситуацию, в которой с ребенком гуляет не сам опрашиваемый, а, к примеру, мать или бабушка… Наверняка окажется, что виновата нерадивая нянька, которая не смогла присмотреть за несмышленышем.

Такое мышление – явственный симптом запущенного инфантилизма.

Как избавиться от недостатка?

Откуда же берется инфантильность? Причины этого явления кроются обычно в воспитании (конечно, кроме тех случаев, когда это результат заболевания).

Строгие родители, воспитывая хорошего мальчика или послушную девочку, даже не задумываются, что таким образом не решают проблемы, а создают их. Ребенок, не привыкший принимать решения, согласившийся с тем, что за его жизнь полностью отвечают другие люди, просто не сможет потом справиться с грузом ответственности.

И плоды такого воспитания трудно исправить. Пожалуй, даже труднее, чем излечить человека от алкоголизма. Пьющему, пусть и с трудом, но можно доказать, что такое поведение приносит вред и ему, и окружающим. Не всем, не всегда, но можно.

А как избавиться от инфантильности, если главный ее постулат – отрицание ответственности? Но если уж такой вопрос возник, значит, первый шаг сделан. Потому что главное – это признать наличие проблемы.

Инфантильный человек, который осознал свой недостаток, уже сделал шаг к самосовершенствованию. Все, что нужно потом – это учиться принимать решения самостоятельно и, в случае неудачи, не позволять себе перекладывать вину на других.

Если рядом будет любящий человек, который сможет поддержать в трудную минуту, процесс запоздалого взросления пройдет намного легче и безболезненнее.

Источник: https://www.syl.ru/article/181119/new_infantilnost—eto-priznaki-infantilnosti-kak-izbavitsya-ot-infantilnosti

Ссылка на основную публикацию