Инструментальные тренинги — психология

Психологический тренинг как инструментальное действие

Психологический тренинг как инструментальное действиеИнструментальные тренинги - психология

Т.В.Зайцева

ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

психологический тренинг как инструментальное действие

СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002

Аннотация

Введение

Глава 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
1.1. Определение понятия тренинга 1.2. Методические проблемы применения психологического тренинга 1.3. Области применения психологического тренинга
Глава 2.ВИДЫ И ЦЕЛИ ТРЕНИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Психодинамический подход Поведенческий подход Гуманистический подход Эффект тренинга
Глава 3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Свойства опосредствующих действий
Глава 4.ЛИЧНОСТНАЯ ДИНАМИКА УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА
4.1. Процесс тренинга и личностная динамика участников 4.2. Зона ближайшего развития участников тренинга 4.3. Ключевая роль ведущего психологического тренинга в формировании зоны ближайшего развития участников и обеспечении успешности тренинга

Заключение

Литература

Зайцева Татьяна Вячеславовна ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Психологический тренинг как инструментальное действие

СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. – 80 с.

Аннотация

В монографии предложено новое теоретическое обоснование психологического тренинга с позиций культурно-исторического подхода. Тренинг рассматривается как инструментальное действие, направленное на формирование зоны ближайшего развития личности участников тренинга. Адресуется психологам.

© Т. В. Зайцева, 2002
© Издательство «Смысл», издательство «Речь», 2002

Введение

Тема данной работы была выбрана не случайно. Интерес к применению активных групповых методов воздействия, в том числе и психологического тренинга, все время возрастает.

В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, «недружественным» условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности уже мало помогают.

Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может стать той «палочкой-выручалочкой», которая поможет решить многие из актуальных проблем как ежедневной жизнедеятельности людей, так и управления персоналом.

За последние 10-15 лет психологический тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. При этом зачастую различные формы психологического тренинга в обыденном сознании противопоставляются теоретическому, академическому знанию, как знанию, не приносящему прямой практической пользы.

Острая необходимость проектирования и прогнозирования результатов психологического воздействия прежде всего связана с тем, что отдельные стихийно возникающие тренинги не всегда отвечают современным научным (в том числе теоретико-концептуальным) требованиям и не могут в полной мере удовлетворить насущные потребности общества в эффективном и профессиональном инструменте совершенствования и развития человека. Многие психологи с тревогой пишут, что в практическую психологию приходит большое количество дилетантов, не имеющих специального образования и подготовки (Исурина, 1998; Лидерс, 1998; Вачков, 1999 и др.). Всеобъемлющие знания по групповой динамике, психологии воздействия, психологии личности и другим важнейшим механизмам, которые задействованы в процессе тренинга, подменяются отрывочными сведениями из какой-либо популярной психологической теории.

В связи с этим нам кажется, что последние достижения теоретической психологии дают возможность изменить сложившуюся ситуацию, вооружить практических психологов новым взглядом на психологический тренинг, что в конечном итоге приведет к формированию новой методологии осуществления тренингового воздействия.

Для этого мы попытались раскрыть сущность психологического тренинга как инструментального опосредствующего действия, предоставляющего участникам тренинга орудия и приемы, которые позволяют им активно овладевать своим поведением, перестраивать непродуктивные структуры деятельности и тем самым поднимать регуляцию поведения на более высокий уровень. Представление о психологическом тренинге как инструментальном действии является принципиально важным теоретическим обоснованием этой формы практической психологической работы. Мы также использовали понятие «зоны ближайшего развития» для обоснования нового взгляда на способы достижения и закрепления эффекта тренинга, что, как нам кажется, проливает новый свет на гностический потенциал этого понятия, расширяя рамки его феноменологии до системы координат «взрослый-взрослый».

В последнее время особую востребованность приобретают исследования, где ведется поиск закономерностей динамики личности участников в процессе психологического тренинга.

Поиск базовых механизмов осуществления группового воздействия важен не только для психологической практики, но и для развития и углубления наших теоретических представлений.

В настоящий момент среди практикующих специалистов преобладает подход, при котором тренер устанавливает монологичные отношения с членами группы, скорее самопроявляется, чем дает проявиться участникам (Вачков, 1999).

Резко лимитируется возможность участников влиять на выбор методов и длительности воздействия, на сценарии встреч. Однако без опоры на личность самого участника, без постоянного отслеживания его внутренних трансформаций нельзя рассчитывать на полноценный эффект психологического воздействия.

Цель настоящей книги состоит в разработке представлений о психологическом тренинге как особом культурном орудии, применяемом для овладения новым поведением, и о «зоне ближайшего развития» как методологической и операциональной основе понимания и диагностики динамики изменения личности в процессе тренинга.

Определив психологический тренинг как «культурное орудие», которое используется для освоения нового или изменения старого поведения, мы особо выделили стадию овладения-присвоения, которой завершается процесс внутренней трансформации участников в ходе тренинга. Овладение-присвоение нового (знаний, навыков, умений) происходит в рамках «зоны ближайшего развития» (ЗБР) участников в результате совместной деятельности ведущего и участников психологического тренинга. Более подробно это означает следующее.

  1. Психологический тренинг выступает как инструментальное опосредствующее действие, в процессе которого участники получают возможность присвоить набор «культурных орудий» для овладения новым поведением.
  2. В процессе тренинга как инструментального действия выделяются следующие этапы:
    • выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения;
    • построение модели идеального поведения во внешнем плане;
    • модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане.
  3. В качестве диагностической процедуры оценки тренинга может выступать «зона ближайшего развития» (ЗБР), возникающая в процессе взаимодействия между ведущим и участниками психологического тренинга.
  4. Эффективность проведения тренинга ведущим обусловлена тем, насколько ведущий определяет ЗБР участников тренинга, проявляющуюся в овладении различными культурными орудиями организации собственного поведения.

Данное исследование относится к разряду общепсихологических – то есть в нем рассматриваются фундаментальные, основополагающие характеристики и свойства человека как деятельностного существа. Это не означает, что мы игнорируем социальную природу «человечности».

Однако в отличие от социально-психологического подхода, общепсихологический подход характеризуется, прежде всего, концентрированностью на основных закономерностях функционирования базовых психических процессов.

В своей работе мы смещаем акцент с анализа закономерностей взаимодействия внутри тренингового процесса (социально-психологический подход) на анализ протекания индивидуального процесса трансформации, инициированного этим взаимодействием.

Читайте также:  Заблуждение - психология

Обсуждая проблему искусственного деления психологии на подходы и направления, нельзя не упомянуть весьма популярное разведение индивидуального и группового: либо анализируется представленность общества в индивиде, либо, наоборот, от индивида поднимаются к анализу общественных законов.

Эти два подхода обозначают как методологический индивидуализм и социальный редукционизм (Wertsch, 1998). Вместо того чтобы искать ключ к процессам трансформации в течение тренинга в социально-психологических феноменах или в свойствах психики изолированного индивида, мы, вслед за Л.С.Выготским и А.Н.

Леонтьевым, предлагаем в качестве единицы анализа величину, которая бы отражала динамическое взаимодействие между этими силами. В качестве такой единицы может быть выбрано инструментальное (опосредствующее) действие, которое осуществляется конкретным индивидом в рамках заданного предметного контекста с использованием культурных орудий.

Таким образом, мы получаем мощный, логически выстроенный инструмент для определения стратегии работы в каждом конкретном случае.

Глава 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Источник: http://mykonspekts.ru/1-165807.html

Тренинги

Тренинги

Тренинг — это интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок.

Что такое тренинг должен знать любой человек, заинтересованный в саморазвитии и наработке определенных навыков.Сегодня такие слова, как «тренинг», «коуч» невероятно популярны.Любой человек, заинтересованный в саморазвитии, должен знать, что такое тренинг, потому что он давно стал важной частью современной жизни.

Тренинг — это интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок.

Так что же такое тренинг? И чем он отличается от других форм обучения, таких, как лекция, урок в школе, семинар или проповедь?Ключевое отличие, основная идея и причина эффективности тренинга заключается в том, что это интерактивная форма обучения, которая подразумевает под собой диалог между тренером и группой и определенные действия со стороны группы.

Тренинг – это всегда обучение через поведение, через прохождение участниками группы ряда смоделированных тренером ситуаций. Только маленькую часть тренинга занимает теория, в основном тренинг – это действия и анализ этих действий.Большая часть тренинговых программ придерживается девиза: «лучше один раз сделать, чем десять раз услышать о том, как делать».

Тренинг имеет практическую направленность.Следующая ключевая особенность тренинга – это групповая форма обучения. Обучение в группе всегда эффективнее и быстрее, чем индивидуальное. Группа как организм, развивается и живет своей жизнью.

На определенных этапах развития группы она становится самообучающей, скорость передачи и восприятия информации увеличивается в разы, сама группа начинает генерировать идеи и решения, которые не пришли бы в голову отдельному человеку засчет так называемого эффекта синергии.Следующая особенность.

Тренинг это в большей степени обучении для взрослых, так как его прохождение требует определенного уровня развития самосознания.Взрослые люди очень любят играть в свои взрослые игры, такие, как бизнес, продажи, переговоры, конкурентная борьба, пикап, соблазнение, манипуляции и т.п.

И, конечно же, им очень хочется научиться делать это как можно более результативно, чтобы всегда побеждать. Для этого современная тренинговая индустрия предлагает достаточно широкий ассортимент различных инструментов.Так или иначе, все тренинговые программы делятся на два вида: инструментальные и фундаментальные.Инструментальные тренинги дают те самые инструменты.

Они отвечают на вопрос, как делать что либо, предлагают определенные приемы и фишки, методы и способы воздействия на себя, на других людей, на группы людей. Большая часть бизнес-тренингов инструментальна, к ним относятся тренинги продаж, тренинги управленческих навыков, тренинги переговоров.

Инструментальные тренинги очень хорошие и нужные, но любые инструменты имеют определенные ограничения в своем применении, универсальных инструментов и «волшебных таблеток» не существует.Иногда бывает полезнее изучить не конкретный инструмент, а общую концепцию, принцип, из которого исходят инструменты.

И тогда, вооружившись фундаментом принципов, человек может сам создавать инструменты сообразно ситуации.Усвоить или сформировать такие принципы предлагает другой вид тренингов – фундаментальные тренинги. Они не отвечают на вопрос, как делать что либо.

Они скорее отвечают на вопрос о том, из каких принципов и установок исходить для того, чтобы самостоятельно ответить на вопрос, как делать что-то в зависимости от ситуации. Это как фундамент в строительстве дома. В конечном итоге, все наши действия определяют наши мысли и установки.

Так вот, на фундаментальных тренингах прорабатываются именно эти установки в зависимости от рода деятельности.Эти два вида тренингов дополняют друг друга. Невозможно построить дом без фундамента. И в то же время невозможно жить в голом фундаменте.

Теперь попытаемся ответить на вопрос о том, зачем ходить на тренинги и всем ли нужно ходить на тренинги? На тренинге перед каждым участником открывается ряд уникальных возможностей, а именно:-        увидеть себя со стороны, свои эффективные и неэффективные стратегии поведения и установки;-        расширить свой ролевой репертуар и инструментарий воздействия на себя и внешнюю среду;-        узнать что-то новое о предмете тренинга, себе самом и окружающих людях;-        проработать навыки в режиме реального времени с возможностью делать паузы, обсуждать и на ходу менять стратегии;-        проанализировать и отрефлексировать свое поведение, свои мысли и установки;-        завершить незавершенные старые переживания, проработать привычки, которые мешают жить;-        просто поделиться своими проблемами, страхами, переживаниями, проговорить такие вещи, которые сложно или глупо проговаривать в «обычной» жизни;-        просто интересно провести время.Это далеко не полные список, но здесь основные направления, а дальше решать каждому конкретному человеку. Я умышленно не написал среди этих возможностей пункта «решить все проблемы», потому что, во-первых, сами по себе проблемы на тренинге и тренингом не решаются, а во-вторых, тренинг, вопреки распространенному убеждению, это все же не панацея и не способ решения всех проблем и задач, стоящих перед человеком.И, конечно же, в ответ на второй вопрос, далеко не всем нужен тренинг, и не всем нужно идти на тренинг. Во-первых, тренинги не решают всех проблем человечества. Во-вторых, участие в тренинге в том случае, если вы хотите получить от него пользу, требует некоей готовности от вас, требует открытости, готовности «покопаться» в себе, готовности признать свои ошибки и что-то изменить в своем поведении, требует принятия на себя ответственности за свой результат. Не всю работу выполняет тренер, он выполняет только половину работы, другую половину выполняет сам участник. Особенно не стоит идти на тренинг с целью доказать свою правоту. Абсолютно каждый человек прав в рамках своей картины мира.

Читайте также:  Инструкции в работе тренера - психология

Нужно ли посещать тренинг постоянно? Каждый сам для себя определяет периодичность и интенсивность своего личного или профессионального развития.

Вероятно, люди, которые очень часто и постоянно посещающие тренинговые группы, зависимы от них или от личности тренера, либо стали жертвой психотерапевтических культов, на которые их подсадили как на наркотик.

Идеальный тренинг – тот, который проходишь один раз, как плот, с помощью которого переплываешь реку, а потом оставляешь его на берегу, а сам идешь дальше своей дорогой.

Ораторы

Ирина Вертепова

Практикующий психолог Всемирной Ассоциации Позитивной Психотерапии (WAPP) и преподаватель психологииВедет Тренинг Позитивная психотерапия. По результатам тренинга психологи получат сертификат с квалификацией «Консультант в методе позитивной психотерапии», а заинтересованные в своем саморазвитии люди — много практических техник для самопомощи.

Кандидат филологических наук, Почётный член МАНПО-РАН (отделение образования), Лауреат Международного конкурса Академии МАНПО-РАН «Лучший педагог профильного образования», Заведующий секцией речевого имиджа «Творческого Союза Дизайнеров и Имиджмейкеров»Ведет курсы ОГЭ и ЕГЭ Литература и Русский язык. Обеспечение качественной подготовки учащихся 9–11 классов к итоговой аттестации по литературе и русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Елена Евсеева

Председатель творческого союза дизайнеров и имиджмейкеров, проректор по науке Московского художественно-промышленного институтаВедет Тренинг Персональный имидж. В тренинге используются практические техники. Технологии создания имиджа, раскрываемые на тренинге, уникальны и могут быть использованы каждым участником для формирования личного бренда и индивидуального стиля в общении.

Источник: http://kommunikatsiy.ru/treningi

Психологический тренинг как инструментальное действие

Психологический тренинг как инструментальное действиеИнструментальные тренинги - психология

Зайцева Т.

Введение

Тема данной работы была выбрана не случайно. Интерес  к применению активных групповых  методов воздействия, в том числе  и психологического тренинга, все  время возрастает.

В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, «недружественным» условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности уже мало помогают.

Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может стать той «палочкой-выручалочкой», которая поможет решить многие из актуальных проблем как ежедневной жизнедеятельности людей, так и управления персоналом.

За последние 10-15 лет психологический тренинг  стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. При  этом зачастую различные формы психологического тренинга в обыденном сознании противопоставляются  теоретическому, академическому знанию, как знанию, не приносящему прямой практической пользы.

Острая необходимость  проектирования и прогнозирования  результатов психологического воздействия  прежде всего связана с тем, что  отдельные стихийно возникающие  тренинги не всегда отвечают современным научным (в том числе теоретико-концептуальным) требованиям и не могут в полной мере удовлетворить насущные потребности общества в эффективном и профессиональном инструменте совершенствования и развития человека. Многие психологи с тревогой пишут, что в практическую психологию приходит большое количество дилетантов, не имеющих специального образования и подготовки (Исурина, 1998; Лидерс, 1998; Вачков, 1999 и др.). Всеобъемлющие знания по групповой динамике, психологии воздействия, психологии личности и другим важнейшим механизмам, которые задействованы в процессе тренинга, подменяются отрывочными сведениями из какой-либо популярной психологической теории.

В связи с  этим нам кажется, что последние  достижения теоретической психологии дают возможность изменить сложившуюся ситуацию, вооружить практических психологов новым взглядом на психологический тренинг, что в конечном итоге приведет к формированию новой методологии осуществления тренингового воздействия.

Для этого мы попытались раскрыть сущность психологического тренинга как инструментального опосредствующего действия, предоставляющего участникам тренинга орудия и приемы, которые позволяют им активно овладевать своим поведением, перестраивать непродуктивные структуры деятельности и тем самым поднимать регуляцию поведения на более высокий уровень. Представление о психологическом тренинге как инструментальном действии является принципиально важным теоретическим обоснованием этой формы практической психологической работы. Мы также использовали понятие «зоны ближайшего развития» для обоснования нового взгляда на способы достижения и закрепления эффекта тренинга, что, как нам кажется, проливает новый свет на гностический потенциал этого понятия, расширяя рамки его феноменологии до системы координат «взрослый-взрослый».

В последнее  время особую востребованность приобретают  исследования, где ведется поиск  закономерностей динамики личности участников в процессе психологического тренинга.

Поиск базовых механизмов осуществления группового воздействия  важен не только для психологической практики, но и для развития и углубления наших теоретических представлений.

В настоящий момент среди практикующих специалистов преобладает подход, при котором тренер устанавливает монологичные отношения с членами группы, скорее самопроявляется, чем дает проявиться участникам (Вачков, 1999).

Резко лимитируется возможность участников влиять на выбор методов и длительности воздействия, на сценарии встреч. Однако без опоры на личность самого участника, без постоянного отслеживания его внутренних трансформаций нельзя рассчитывать на полноценный эффект психологического воздействия.

Цель настоящей  книги состоит в разработке представлений  о психологическом тренинге как  особом культурном орудии, применяемом  для овладения новым поведением, и о «зоне ближайшего развития» как методологической и операциональной основе понимания и диагностики динамики изменения личности в процессе тренинга.

Определив психологический  тренинг как «культурное орудие», которое используется для освоения нового или изменения старого поведения, мы особо выделили стадию овладения-присвоения, которой завершается процесс внутренней трансформации участников в ходе тренинга. Овладение-присвоение нового (знаний, навыков, умений) происходит в рамках «зоны ближайшего развития» (ЗБР) участников в результате совместной деятельности ведущего и участников психологического тренинга. Более подробно это означает следующее.

  1. Психологический тренинг выступает как инструментальное опосредствующее действие, в процессе которого участники получают возможность присвоить набор «культурных орудий» для овладения новым поведением.
  2. В процессе тренинга как инструментального действия выделяются следующие этапы:
    • выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения;
    • построение модели идеального поведения во внешнем плане;
    • модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане.
  3. В качестве диагностической процедуры оценки тренинга может выступать «зона ближайшего развития» (ЗБР), возникающая в процессе взаимодействия между ведущим и участниками психологического тренинга.
  4. Эффективность проведения тренинга ведущим обусловлена тем, насколько ведущий определяет ЗБР участников тренинга, проявляющуюся в овладении различными культурными орудиями организации собственного поведения.

Данное исследование относится к разряду общепсихологических  – то есть в нем рассматриваются  фундаментальные, основополагающие характеристики и свойства человека как деятельностного  существа. Это не означает, что мы игнорируем социальную природу «человечности».

Однако в отличие от социально-психологического подхода, общепсихологический подход характеризуется, прежде всего, концентрированностью на основных закономерностях функционирования базовых психических процессов.

В своей работе мы смещаем акцент с анализа закономерностей взаимодействия внутри тренингового процесса (социально-психологический подход) на анализ протекания индивидуального процесса трансформации, инициированного этим взаимодействием.

Обсуждая проблему искусственного деления психологии на подходы и направления, нельзя не упомянуть весьма популярное разведение индивидуального и группового: либо анализируется представленность общества в индивиде, либо, наоборот, от индивида поднимаются к анализу общественных законов.

Эти два подхода обозначают как методологический индивидуализм и социальный редукционизм (Wertsch, 1998). Вместо того чтобы искать ключ к процессам трансформации в течение тренинга в социально-психологических феноменах или в свойствах психики изолированного индивида, мы, вслед за Л.С.Выготским и А.Н.

Леонтьевым, предлагаем в качестве единицы анализа величину, которая бы отражала динамическое взаимодействие между этими силами. В качестве такой единицы может быть выбрано инструментальное (опосредствующее) действие, которое осуществляется конкретным индивидом в рамках заданного предметного контекста с использованием культурных орудий.

Таким образом, мы получаем мощный, логически выстроенный инструмент для определения стратегии работы в каждом конкретном случае.

Глава 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГИ СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПРАКТИКА

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ПОНЯТИЯ ТРЕНИНГА

В настоящее  время существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особой области прикладной психологии. До сих пор каждая работа, посвященная данной проблеме, начинается с определения понятия тренинга. В наиболее широком контексте термин «тренинг» используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы.

Однако параллельно существуют и такие понятия, как групповая психотерапия, психо-коррекционные группы, группы опыта, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Как справедливо замечает И.В.

Вачков в своей книге «Основы технологии группового тренинга» (1999), доходит до того, что группы одного и того же вида у разных авторов названы по-разному.

Определяя границы  понятия «психологический тренинг», И.В.Вачков пишет:

«Современное  понимание тренинга включает  в себя многие традиционные  методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах» (1999, с.7).

Рассматривая  тренинг в рамках деятельности по развитию личности, мы представим разнообразные  формы групповой психологической  работы, граничащие с обучением, терапией и коррекцией. Наиболее наглядно это отражено на рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение  понятий «психотерапия», «психокоррекция» и «обучение» (Вачков, 1999, с.13)

Прежде всего это подразумевает  использование активных групповых  методов практической психологии для  работы со здоровыми людьми с целью решения задач по развитию и совершенствованию качеств, необходимых для улучшения их социального бытия и профессиональной деятельности. Особенно четко эту позицию сформулировал С.И.

Макшанов, который определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации (Макшанов, 1999). Центральной категорией здесь выступает категория изменения.

Тренинговое воздействие направляется на достижение позитивных изменений участников, повышение степени их «конгруэнтности» с собой и окружающей средой.

В этой связи нам наиболее близко определение тренинга, которое  дает в своей книге Ю.Н. Емельянов:

«…Термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре  русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности, общением» (Емельянов, 1985, с. 144).

Из этого определения  видно, что основной акцент переносится на «психотехническую» составляющую тренинга. Термин «психотехника» впервые был введен У.Штерном и подразумевал любую практику воздействия на психику и управление ею. Н.В.Цзен и Ю.В.Пахомов дают следующую современную трактовку этого термина:

«Психотехника – это  искусство ориентировки в психических  явлениях и управления ими». И далее: «Психотехнику часто  называют практической психологией,  подчеркивая тем самым ее тесную  связь с наукой и прикладную  направленность.

Все найденное и  открытое в психологии – законы развития и формирования психических процессов, мотивационные и личностные структуры, динамика групп и феномены подсознания – может быть успешно применено в самых разных сферах деятельности» (Цзен, Пахомов, 1988, с.25-26).

В этом контексте психологическое воздействие выступает как система психотехнических действий, предоставляющих психотехнические средства. В настоящий момент весьма остро стоит вопрос об эффективности различных прикладных элементов психологии – «психотехник» (по Л.С.

Выготскому), в том числе и психологического тренинга.

Выделение психотехнической составляющей тренинга наводит нас на методологический пласт проблем связанных с построением психологического воздействия, обозначением и определением влияния различных переменных на эффективность этого процесса.

1.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ТРЕНИНГА

Теоретическая карта такой области психологии как тренинг отличается особой пестротой. Каждый год приносит все новые  и новые научные направления, школы, появляются более совершенные техники, модели, упражнения.

Большинство авторов, уделяющих внимание проблематике тренинга в контексте социальной и организационной психологии, концентрируются на различных методических приемах организации процесса тренинга: описывают различные методики проведения тренинговых групп, приводят детальное описание упражнений и приемов (Арнольд, 1989; Большаков, 1996; Емельянов, 1985; Жуков, Петровская, Растянников, 1990 и др.). Между тем, в цикле указанных исследований неоднократно отмечается, что при определении эффективности тренингового курса речь идет скорее не о мощности теоретической системы и рожденных в ее рамках прикладных методик, а об успешности отдельных ведущих как личностей и их уникальном опыте.

«Упражнения, приемы, характерные для той или иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего» (Вачков, 1999, с. 18).

Сегодня, спустя почти 20 лет, данная проблема не потеряла своей актуальности. В статье 1998 года Г.В. Исурина, опытный специалист в области психологического тренинга, пишет:

«На практике, к сожалению, разные психологические  интервенции зачастую не удовлетворяют  этим [профессиональным. – Т.З.] требованиям. Практические психологические вмешательства далеко не всегда имеют соответствующую теоретическую базу и также не всегда осуществляются осознанно, с полным пониманием теоретических основ такого рода воздействий .

На сегодня чрезвычайно важно «теоретическое самоопределение» психологов. Для этого явно недостаточно только дидактических занятий. Самостоятельной практике под наблюдением супервизора обязательно должна предшествовать работа [психологов. – Т.З.

] в группах личностного тренинга под руководством опытного специалиста, которая дает возможность участникам не только развивать и совершенствовать собственные способности воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия, но также на основании практического опыта участия в группе внести ясность в свои теоретические представления о природе человеческой личности, специфике личностных проблем и конфликтов и соответствующих способах психологического вмешательства» (Исурина, 1998, с.30-31).

Таким образом, при попытках выделить факторы успешности в проведении тренинговых занятий  встает вопрос о том, что играет первостепенную роль: «правильная теория», инструментарий или личное мастерство и подготовленность тренера? Отсюда со всей остротой встает проблема поиска путей диагностики эффективности тренинга, и, соответственно, выбора разных форм тренинга для решения стоящих перед организацией задач.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_18/psihologicheskij-trening-kak-instrumentalnoe-dejstvie/181226.2001182.page1.html

Ссылка на основную публикацию