Как учиться бесконфликтности — психология

Как учиться бесконфликтности

Умению вести себя бесконфликтно стоит учиться. Вас ждут следующие практики и упражнения:

Запишите, выучите и забудьте

Выписываете список самых популярных конфликтогенов — для начала тех, которые вы употребляете чаще всего, например «Нет», «Ничего подобного», «Объясняю…». Распечатываете лист А4 с этими конфликтогенами (или ставите их на рабочий стол компьютера, или в качестве заставки на телефон — главное, чтобы всегда на виду!) — и учите их наизусть. А потом отслеживаете на неделе.

За допущенную конфликтную фразу или оборот себя весело наказываете: например, приседаете 10 раз. Или щелкаете по себе канцелярской резиночкой, предусмотрительно надетой на руку. Или платите кому-то некоторую сумму денег. Дополнительно можно договориться с друзьями, чтобы они тоже отслеживали конфликтогены в вашей речи.

Важно, чтобы штраф следовал тут же за конфликтогеном — не отсроченно. Для начала лучше брать не более 3-х конфликтогенов. Когда научитесь обходиться без них — берите новые. Главное помнить, что конфликтогеном может стать и синтонная на первый взгляд фраза, которая сказана не к месту. Так что внимательней, и за дело! А главное — не халтурить!

Видео

Полезно просматривать с друзьями видеофильмы и анализировать фрагменты на предмет конфликтогенов. Известные фильмы, интересные в этом отношении: «Тот самый Мюнхгаузен», «Чего хотят женщины».

Следите за окружающими

Полезно отслеживать конфликтогены у окружающих. В первую очередь — перебивание, возражения и категоричность.

Отрабатывайте вчувствование

Конфликтогены мало выучить, надо научиться чувствовать, что в данной ситуации для данного человека может оказаться конфликтогеном. Конфликтной может оказаться неподходящая к ситуации эмоция или мимика, конфликтогеном может стать даже самая тактичная фраза, оброненная в неподходящий момент. К конфликту может привести даже внутренний текст.

Синтонно ли звучит фраза: «Вы такой хороший», наложенная на внутренний текст «Все вокруг сволочи!»?)

Чтобы быть точнее и реже ошибаться, отработайте вчуствование и приучите себя в любом общении, прежде чем что-либо сказать или выразить, примерить — как это будет воспринято собеседником, что он при этом почувствует.

Пишите тексты

Пишите письма друзьям и знакомым. Сочиняйте речи для выступлений (на фирме или Клубе Ораторов). Прежде чем поговорить с шефом, например, о сложившейся трудной обстановке в отделе или, напротив, о повышении зарплаты, имеет смысл свой текст вначале прописать. И показать коллегам с просьбой проверить, насколько он понятный и нет ли там ненужных конфликтогенов.

Со временем речь становится все более плавной и послушной, слова-паразиты исчезают сами по себе.

Анти-конфликтные качества личности

К некоторым людям конфликты как будто «липнут», а другие люди с конфликтами встречаются достаточно редко. Предупреждению конфликтов способствует комплекс из таких личностных качеств, как статус, сила, теплота и позитив, умение управлять своими эмоциями, влиять на эмоции партнера, создавать деловую и позитивную атмосферу, выдержка, дипломатичность и другие. См.→

Направление развития

Когда вы научитесь быть бесконфликтным, можно

  • вернуть себе свободу и спонтанность (помните: некоторая доза конфликтогенов в личных отношениях есть развлечение и показатель доверия) и
  • осваивать следующие ступени эффективного общения. В частности, разумное поведение в конфликте и лидерское поведение. Там надо будет учиться тому, от чего вы отучались — умению уверенно возражать, настаивать на своем чего бы ни хотели окружающие, требовать внимания к себе, спокойно перебивать, давать оценки, быть категоричным…

Источник: https://knigarazuma.ru/article/kak_uchitsya_beskonfliktnosti

Бесконфликтное общение

Споры, ссоры и словесные притязания неминуемы в человеческой жизни, и зачастую это происходит постоянно, что не доставляет особой радости. В таких тяжелых буднях правила бесконфликтного общения просто необходимы.

Принципы бесконфликтного общения

Когда начались разногласия, в беседе нужно стараться вовремя превратить их в конструктивную форму общения. Чтобы избегать конфликтов, изначально необходимо обратить внимание на незатейливые правила:

  1. Не быть провокатором конфликта. Порой даже интонация, показавшаяся собеседнику оскорбительной, может стать искрой для очага ссоры.
  2. Быть внимательным к оппоненту, обязательно его выслушать, уважать его мнение, даже если ваше ему противоречит.
  3. Если дело дошло до критики, то она должна быть осторожной, не относиться к личности и ее качествам, а быть направленной конкретно на определенный поступок.
  4. Еще до начала беседы подготовить себя к позитивному исходу общения, быть доброжелательным и всегда улыбаться. Не стоит подлизываться к партнеру, просто нежно создайте благоприятную атмосферу во время взаимного общения.
  5. Если ваш оппонент является подчиненным, то никогда не нужно говорить о том, что его дела непоправимы. Всегда можно исправить ошибки, а вселяя в людей легкость решения вопроса, можно избежать катастрофы в беседе.

Правила общения с людьми

  1. Не стоит обвинять собеседника. Его нужно постараться понять. Это лучше критики, так как развивает в человеке терпимость, сочувствие и доброту.
  2. Главное — возбудить в человеке интерес, чтобы появилось личное желание сделать что-то в ответ.
  3. Необходимо перестать думать о личных желаниях и достоинствах.

    Лучше распознать положительные качества других людей и искренне одобрить их.

  4. Лучшее влияние на собеседника — это разговоры о его желаниях, чтоб в дальнейшем дать дельный совет по поводу того, как добиться желаемого, если конечно у вас этот совет попросят.

  5. Всегда нужно учитывать мнение, точки зрения, планы и стремления всех лиц, участвующих в разговоре.

Тренинг «Бесконфликтное общение» — дельные уроки по развитию своего внутреннего успешного собеседника.

Цель тренинга — освоить приемы бесконфликтного общения и избавления от недопонимания в межличностном общении, выбор и реализация стратегий и тактик поведения в конфликтах.

Основными заинтересованными лицами подобной программы являются руководители, менеджеры среднего и высшего звена, специалисты и начальники групп, подразделений, отделов.

Краткое содержание подобного тренинга:

  1. Виды конфликтов и их особенности, их роль в коллективе и влияние на психологический климат отдела.
  2. Прогноз к предрасположенности конкретной группы людей к конфликтам и стратегии их поведения.
  3. Техники предупреждения споров — вербальная и невербальная.
  4. Тренировка принципов предупреждения конфликта.
  5. Ознакомление и применение на практике техники эффективного урегулирования конфликтов в различных ситуациях и группах.

После прохождения подобных тренингов руководители и все присутствующие приобретают положительный опыт построения правильных отношений в любых ситуациях. Техника бесконфликтного общения в коллективе быстро и грамотно преподается психологами, помогающими изучить все аспекты и закрепить результаты на практике.

Видео по теме статьи

  • Дружба между мужчиной и женщиной: психологияМожет ли быть дружба между мужчиной и женщиной: мнение психологов
  • Знак зодиака Дева: совместимость со знаками гороскопаКакой знак зодиака наиболее подходит Деве для серьезных отношений
  • Гармонизация отношений с помощью магииГармонизация любовных и семейных отношений
  • Что делать, если со временем дружба увядает
  • Источник: http://webdiana.ru/jenskoe-zdorovye/psihologia/4049-beskonfliktnoe-obschenie.html

    Консультация по теме: Как учиться бесконфликтности

    Как учиться бесконфликтности

    Н.И. Козлов

    Источник: www.psychologos.ru

    Умению вести себя бесконфликтно стоит учиться. Вас ждут следующие практики и упражнения:

    1) Выписываете список самых популярных конфликтогенов — для начала тех, которые вы употребляете чаще всего, например «Нет», «Ничего подобного», «Объясняю…». Распечатываете лист А4 с этими конфликтогенами (или ставите их на рабочий стол компьютера, или в качестве заставки на телефон — главное, чтобы всегда на виду!) — и учите их наизусть. А потом отслеживаете на неделе.

    2) За допущенную конфликтную фразу или оборот себя весело наказываете: например, приседаете 10 раз. Или щелкаете по себе канцелярской резиночкой, предусмотрительно надетой на руку. Или платите кому-то некоторую сумму денег. Дополнительно можно договориться с друзьями, чтобы они тоже отслеживали конфликтогены в вашей речи.

    Важно, чтобы штраф следовал тут же за конфликтогеном — не отсроченно. Для начала лучше брать не более 3-х конфликтогенов. Когда научитесь обходиться без них — берите новые. Главное помнить, что конфликтогеном может стать и синтонная на первый взгляд фраза, которая сказана не к месту. Так что внимательней, и за дело! А главное — не халтурить!

    3) Полезно просматривать с друзьями видеофильмы и анализировать фрагменты на предмет конфликтогенов. Известные фильмы, интересные в этом отношении: «Тот самый Мюнхгаузен», «Чего хотят женщины».

    4) Полезно отслеживать конфликтогены у окружающих. В первую очередь — перебивание, возражения и категоричность.

    5) Конфликтогены мало выучить, надо научиться чувствовать, что в данной ситуации для данного человека может оказаться конфликтогеном. Конфликтной может оказаться неподходящая к ситуации эмоция или мимика, конфликтогеном может стать даже самая тактичная фраза, оброненная в неподходящий момент. К конфликту может привести даже внутренний текст.

    Синтонно ли звучит фраза: «Вы такой хороший», наложенная на внутренний текст «Все вокруг сволочи!»?)

    6) Чтобы быть точнее и реже ошибаться, отработайте вчуствование и приучите себя в любом общении, прежде чем что-либо сказать или выразить, примерить — как это будет воспринято собеседником, что он при этом почувствует.

    7) Пишите письма друзьям и знакомым. Сочиняйте речи для выступлений (на фирме или Клубе Ораторов). Прежде чем поговорить с шефом, например, о сложившейся трудной обстановке в отделе или, напротив, о повышении зарплаты, имеет смысл свой текст вначале прописать. И показать коллегам с просьбой проверить, насколько он понятный и нет ли там ненужных конфликтогенов.

    Со временем речь становится все более плавной и послушной, слова-паразиты исчезают сами по себе.

    К некоторым людям конфликты как будто «липнут», а другие люди с конфликтами встречаются достаточно редко. Предупреждению конфликтов способствует комплекс из таких личностных качеств, как статус, сила, теплота и позитив, умение управлять своими эмоциями, влиять на эмоции партнера, создавать деловую и позитивную атмосферу, выдержка, дипломатичность и другие.

    Когда вы научитесь быть бесконфликтным, можно:

    — вернуть себе свободу и спонтанность (помните: некоторая доза конфликтогенов в личных отношениях есть развлечение и показатель доверия) и

    — осваивать следующие ступени эффективного общения. В частности, разумное поведение в конфликте и лидерское поведение. Там надо будет учиться тому, от чего вы отучались — умению уверенно возражать, настаивать на своем чего бы ни хотели окружающие, требовать внимания к себе, спокойно перебивать, давать оценки, быть категоричным…

    Источник: www.psychologos.ru

    Источник: https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/03/10/kak-uchitsya-beskonfliktnosti

    Учимся создавать бесконфликтную среду: психология крика

    8

    Учимся создавать бесконфликтную среду: психология крика

    Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: почему кричит учитель?

    Согласно классической педагогики хороший педагог должен обладать такими свойствами личности как любовь к детям, знание детской психологии, владение методикой преподавания.

    Обучающиеся воспринимают эти важные качества личности совсем иначе. В одном из исследований проводился опрос детей разных регионов России на предмет того, у какого учителя они хотели бы учиться. Одно из первых мест занял ответ, в котором школьники разных возрастов написали в своих ответах: «У такого, который бы не кричал».

    Анализируя данную проблему, можно сделать неутешительный вывод о том, что в школах сегодня действительно много крика как со стороны учителей, так и со стороны самих детей.

    В самом деле, когда учитель кричит, то ребенок тупеет, глупеет, цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться.

    Но тогда почему учитель кричит? Возможно, это происходит от осознания учителем своей неспособности повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно.

    Крик – очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка и вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг становится неспособным к формированию точных дифференцировок, что является одной из важнейших сторон учения с точки зрения психологии.

    Тогда почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего крика? Многие действительно не знают, а кто-то просто не хочет об этом думать.

    Причин педагогического крика может быть несколько: психолого-педагогические, физиологические и социально-психологические.

    Психолого-педагогические причины

    Одна из главных причин – недостаток педагогического мастерства и культуры педагога, как показатель отсутствия должного профессионального мастерства, неумение влиять на ребенка так, как бы учителю этого хотелось.

    Например, учитель хочет повлиять на поведение ребенка, что-то ему говорит, но ребенок не выполняет педагогических требований.

    Согласно обыденной логике, в этом случае надо приложить больше усилий, усилить воздействие, чтобы оно возымело действие. Следовательно, учитель повышает и усиливает голос.

    И продолжает это делать до тех пор, пока ребенок не выполняет требование или не убежит от своего наставника, с тем чтобы как можно реже попадаться ему на глаза.

    Конечно, было бы гораздо лучше, если бы учитель пересмотрел свою методику педагогического воздействия и нашел тот обучающий или воспитательный прием, который сделал бы его требование или объясняемый материал более понятным.

    Социально-психологические причины

    Многие взрослые любят показать свое превосходство над другими и стремятся делать это всеми возможными средствами. Здесь идут в ход не только демонстрация своей одежды, походка и осанка, но и громкий голос.

    Начальственный тон высказываний, внушающий и угрожающий – кто не видел и не слышал его у разного рода начальников? В скрытом виде силой своего голоса люди демонстрируют окружающим уровень своей самооценки и социального статуса.

    Уверенные в себе индивиды и начальники, как правило, говорят более громкими голосами и используют при этом другие интонации, которыми пользуются их подчиненные. И этим самым показывают, кто самый главный.

    Спросите у детей в классе, кто в школе самый главный, — многие дети, а скорее всего подавляющее большинство из них, особенно в младших и средних классах, ответят «директор» или «учитель».

    И только старшеклассники, может быть, смогут сказать, что главный в школе все-таки ученик. И будут совершенно правы. Но многие учителя думают совсем наоборот.

    И потому считают вправе показывать свое главенство и превосходство силой своего голоса.

    В сегодняшней личностно ориентированной парадигме преподавания педагогический крик становится анахронизмом, но пройдет, наверное, ещё долгое время, прежде чем он будет окончательно изжит в наших школах.

    Для многих педагогов возможность покричать на своих подопечных – проверенный и надежный способ нормального психического состояния. Ещё Фрейд выявил, что агрессия может перемещаться в безобидные объекты, которые не могут особенно повредить её носителю.

    Когда у художника не получается его картина, он может в ярости разорвать её, когда писателю не нравится его книга, он может её сжечь. Когда ученик не может выполнить требование учителя, тот в ярости может накричать на него или даже ударить.

    Поскольку наказание в нашей школе запрещено законом, то немудрено, что в сложной ситуации многие учителя просто кричат на своих воспитанников, проявляя вербальную агрессию, которая есть эквивалент физического наказания.

    Педагог во многих случаях может кричать на своего ученика и из-за своей социальной незащищенности, и от психологической усталости, и наконец, просто из-за семейных неурядиц.

    По некоторым данным невротизация среди учителей достигает 70%.

    В крике также присутствует некоторый момент страха перед возможностью оказаться несостоятельным среди коллег в достижении позитивных результатов своей педагогической деятельности.

    Физиологические причины

    Не последнюю роль в педагогическом крике может занимать сексуальная неудовлетворенность учителя. Физиологи установили, что ой аппарат человека имеет тесную связь с половыми органами человека.

    Во время критических дней у женщин физиологи наблюдают гиперемию как гортани, так и ых связок. Фониатры в такие дни запрещают многим разговаривать и петь – можно основательно подпортить голос. Так что связь голоса с состоянием половых органов очевидна.

    Не секрет, что в сегодняшней школе работает много женщин, у которых семейная жизнь, а значит в определенной мере и сексуальная, не особенно складывается или уже не сложилась.

    Известно также, что психоаналитики склонны рассматривать семейные и разного рода другие скандалы, как замещающий эквивалент сексуальных взаимоотношений.

    Разговоры на высоких тонах учителей со своими учащимися с некоторыми оговорками также можно отнести к этой же категории явлений.

    Сексуальная энергия, согласно ортодоксальному психоанализу, может сублимироваться в достижениях искусств, и у художественно одаренных натур она превращается в красивое пение. У обычных людей сексуальное напряжение выходит в виде грубого ора и заурядного крика.

    В русских деревнях недаром есть выражение – не петь, а «орать» песни или частушки. Не секрет, что, прокричав, а точнее проорав на своих учеников, некоторые педагоги испытывают приятное успокоение и расслабление, отдаленно напоминающее то, чего им недостает в семейной жизни.

    В этом случае ученик становится для учителя средством решения его внутриличностных проблем, что ни в коем случае нельзя признать допустимым.

    Крик и кофликт

    Не надо особенно мудрствовать, чтобы понять, что ситуация, когда педагог срывается на крик, в той или иной мере конфликтна. Отечественные специалисты в области конфликтологии Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк установили, что работа протекает тем более успешно и менее конфликтно, чем более сбалансирована структура рабочего места, которую исследователи представляют следующим образом:

    ФункцииСредства
    ОбязанностиПрава
    ОтветственностьВласть

    Сбалансированность рабочего места означает, что ему не должна приписываться функция, не обеспеченная средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией.

    Каждая обязанность должна быть обеспечена определенным правом, и никакое право не может реализоваться без определенной обязанности.

    Ответственность за что-либо должна обеспечиваться соответствующей властью, а власть должна обеспечиваться ответственностью. Сбалансированность означает также, что

    обязанности должны быть связаны только с данной совокупностью функций; ответственность может возникать лишь при невыполнении именно данной совокупности функций, а совокупность прав и власти гарантируется только данными средствами.

    Психологи сформулировали следующий принцип сбалансирования рабочего места: «Ни одной функции без средств, ни одного средства без функции. Ни одной обязанности без прав, ни одного права без обязанности.

    Ни одной функции без обязанностей или ответственности, обязанности или ответственность только в связи с выполняемыми функциями».

    Сплошь и рядом конфликты, а значит и ненужные крики происходят в тех случаях, когда функции оказываются не обеспечены нужными средствами; когда ответственность не обеспечивается соответствующей властью; когда обязанности налагаются без их сопровождения необходимыми правами.

    Если бы люди знали основные положения конфликтологии и стремились бы руководствоваться ими, то конфликтов у них в отношениях было бы гораздо меньше, а значит, было бы и меньше крика.

    Если, к примеру, учитель кричит на нарушителя дисциплины, это значит, что тот на своем рабочем месте учащегося не несет ответственности за возложенные на него функции ученика и не соблюдает при этом своих обязанностей. Возможно, что ученик при этом не обладает необходимыми средствами для решения задачи.

    Необходимо как можно более точное понимание и учащимся, и учителем своих рабочих функций, взаимных прав, обязанностей и средств, соблюдение взаимных мер ответственности и власти, что поспособствует установлению в школе хорошего рабочего климата без надрывного крика со стороны учителя на уроках и ответного визга со стороны учащихся на переменах.

    Поведенческая терапия

    Психологи-консультанты, занимающиеся модификацией поведения, связанного с излишней раздражительностью, тревожностью, страхом и беспокойством, разработали целый ряд приемов и методов, которые помогают решать и снимать все эти негативные проявления человеческого поведения. Тому, кто кричит, прежде всего надо осознать проблему и признаться самому себе: «Да, в сложной ситуации я могу накричать». Дальше надо попытаться найти способы преодоления этой негативной привычки.

    Прежде всего, надо понять, что происходит в трудной ситуации, в которой вы срываетесь на крик. В теории трансактного анализа Эрика Берна такая пристройка автоматически вызывает диспозицию «я хороший — ты плохой», в которой партнер рассматривается как лицо, которое что-то обязательно должно хорошо делать или не делать.

    Как считает основатель рационально-поведенческой терапии Альберт Эллис, непреклонные идеи долженствования лежат в основе сильных негативных чувств, таких, как гнев или презрение. Те, кто считает себя вправе сердиться, преувеличивают отрицательные качества своих оппонентов и тем самым подкрепляют свои установки, выводящие их из себя.

    Такое поведение, в свою очередь, вызывает аналогичные реакции у других, что превращает имеющиеся установки в своего рода сбывающиеся пророчества. Далее следует непроизвольное мышечное напряжение, находящее свое естественное продолжение и проявление в повышенном тоне голоса и крике. Поэтому контроль за мышечным напряжением способен снимать излишнюю нервно-психическую напряженность.

    Для этого поведенческие психологи и консультанты учат своих клиентов расслаблять мышцы, контролировать и предотвращать появление напряжения в теле, что дает возможность оставаться спокойным в трудных жизненных ситуациях. Прием получил название «десенсибилизация», что означает понижение чувствительности к тем обстоятельствам, которые вызывают раздражение, тревогу и беспокойство.

    Мышечное расслабление способно затормозить и снять эти реакции.

    С другой стороны, рациональная проработка имеющихся в сознании негативных установок и диспозиций по отношению к себе и к другим помогает преодолевать бессознательную враждебность.

    Методика прогрессивной мышечной релаксации, разработанная американским психологом Эдмундом Джекобсоном, является и сегодня одним из наиболее эффективных методов улучшения неэффективного поведения. Процесс обучения состоит из ряда последовательных этапов и включает в себя:

    • фокусировку внимания на определенной группе мышц;
    • напряжение этой группы мышц;
    • фиксацию и сохранение напряженности в течение 5-7 секунд;
    • освобождение от напряженности в данной группе мышц;
    • релаксацию и фокусировку внимания на снижении напряженности и дальнейшей релаксации данной группы мышц.

    В состоянии расслабления рекомендуется многократно проигрывать сложные ситуации в воображении до полного исчезновения раздражения, беспокойства или тревоги. Приобретенный таким образом опыт воображаемого поведения положительно влияет на поведение в реальной жизненной ситуации

    Методика систематической десенсибилизации, разработанная американским психологом Джозефом Вольпе, включает в себя три важнейших элемента:

    а) обучение глубокой мышечной релаксации;

    б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих негативные реакции;

    в) представление в воображении объектов из иерархий, вызывающих неприятные эмоции.

    Важным является нахождение ключевых слов типа «покой», «отдых», специальных команд «успокойся», «сбрось напряжение», которые ассоциируются с состоянием расслабления и могут использоваться при появлении нежелательных реакций. Особенно важны эти рекомендации для людей с холерическим темпераментом, у которых существует природная предрасположенность к проявлениям гнева, а, следовательно, и к крику.

    Учителю, который захочет избавиться от дурной привычки проявлять ненужный гнев, повышать голос и кричать, для достижения позитивных изменений в своем поведении, можно рекомендовать создание программ и стимулов самоподкрепления и самонаказания.

    Можно понаблюдать за поведением близкого человека, который отличается спокойствием и невозмутимостью, и затем попробовать на некоторое время поиграть его роль. Представляя трудную ситуацию, вообразить себе, а как бы в ней повел себя этот невозмутимый человек? Войдя поначалу в роль на короткое время, впоследствии можно постепенно увеличивать время пребывания в ней до 2-3 часов.

    Можно также в своем воображении представить ужасную картину последствий своего неадекватного и непродуманного поведения.

    Например, что вследствие крика на ребенка у него может случиться нервный шок, его увезут в больницу, ребенок станет инвалидом, а бедолагу-учителя начнут таскать по судам.

    Такие страшные картины могут заставить учителя быть более осторожным в использовании «кричащих» воздействий.

    Большое внимание во всей этой работе по самовоспитанию надо уделять повышению самооценки и формированию внутреннего контроля. Эти понятия психологи связывают с понятием самоэффективности, основная идея которого заключается в способности достигать нужного результата.

    От веры в свою эффективность зависит, какие усилия сможет учитель приложить для воспитания у себя нужных педагогических качеств. Высокая самооценка и сильная вера в себя помогают быстро восстанавливаться при неудачах и прилагать большие усилия для достижения поставленных целей.

    Специальные психологические тренинги помогают сформировать такую самооценку.

    КУДА И КАК НАПРАВИТЬ ЭНЕРГИЮ КРИКА

    Крик — естественный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения, от этого никуда не денешься. Дикие вопли и крики на школьных переменах — это естественная реакция детей на чрезмерное нервно-психическое напряжение на трудных уроках. Но их энергию можно и нужно канализировать, направить в позитивное русло, или, как говорят психоаналитики, сублимировать.

    Энергия крика может трансформироваться при надлежащем обучении в энергию певческого звука, наполняющего окружающую школу атмосферу трепетным звуковым эфиром.

    В школе облагораживающим ее окружающую среду средством может и должно стать пение детей вместе со своими учителями в хоре.

    Это может дать всем участникам хора одновременно необходимую нервно-психическую разрядку и разовьет у них умение пользоваться своим голосом.

    В заключение приводим медитативное упражнение, способное помочь человеку, у которого есть нерешенные проблемы с криком, в управлении своим психоэмоциональным состоянием.

    «МОИ СПОКОЙНЫЙ КРАСИВЫЙ ГОЛОС»

    Я нахожусь в спокойном и расслабленном состоянии.

    Мне дышится легко, приятно и спокойно.

    Все мышцы моего тела приятно расслаблены.

    Я совершенно спокоен.

    Голосовые связки в моем горле приятно расслаблены.

    Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой мне случается срываться на крик.

    Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.

    Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны.

    Я слышу и ощущаю его таким благородным и спокойным.

    Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать.

    Я ясно вижу и чувствую, как мне надо спокойно и благоразумно вести себя.

    Спокойно, не надрываясь и не портя себе нервы, объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.

    Все мышцы моего тела остаются расслабленными.

    Мое дыхание ровное и спокойное.

    Никакие неприятные мысли не достигают моего сознания и не выводят меня из себя.

    За то, что я смогу победить себя и не сорваться на крик в трудной ситуации, я потом сделаю себе приятный сюрприз.

    А если я все-таки сорвусь, то мне придется наказать себя нюханием нашатырного спирта или лишить себя приятного для меня удовольствия, например, поболтать с приятельницей по телефону.

    Я снова слышу свой спокойный и ровный голос, который звучит плавно и выразительно.

    Даю себе обещание, что в реальной жизни я всегда буду стремиться контролировать мышцы моего тела и буду стараться их без нужды не напрягать, особенно в трудных ситуациях.

    Данная медитация — только пример для создания собственных педагогических настроев, направленных на саморегуляцию психического состояния. Каждый учитель может сочинить для себя свой собственный настрой на преодоление у себя неадекватных навыков поведения.

    Источник: https://multiurok.ru/files/uchimsia-sozdavat-bieskonfliktnuiu-sriedu-psikholo.html

    Бесконфликтное общение

    Ссоры, словесные перепалки – все это неминуемо в человеческом общении и порой это случается так часто, как нам уж точно не хотелось бы. И возникает вопрос: «Неужели бесконфликтное общение – это утопия?». Но такая коммуникация возможна, если придерживаться некоторых рекомендаций во время беседы.

    Правила бесконфликтного общения

    Принципы бесконфликтного общения гласят: самое главное, если уж начались разногласия с собеседником, старайтесь как можно быстрее превратить их в конструктивные (обе стороны стремятся избавиться от конфликта).

    Но любых конфликтов, даже зародышей таких ситуаций стоит избегать, потому не будет лишним знать правила, которые, несомненно, помогут предотвратить появления столь раздражительных событий:

    1. Избегайте действия или, наоборот, бездействия, которое порождает конфликт. Иными словами: не стоит создавать конфликтоген, в роли которого могут выступать как интонация, которую собеседник сочтет за оскорбительную, так и выражение вашего лица.
    2. Будьте внимательны к своему партнеру. Всегда его слушайте. Никто не обязывает вас соглашаться с его мнением, но проявите малейшее уважение и выслушайте собеседника.
    3. Если и принялись критиковать, то делайте это осторожно. Для многих людей даже малейшее критическое замечание выступает ранее упомянутым конфликтогеном. Критику следует направлять не на личность, ее индивидуальные качества, а на конкретный поступок.
    4. Суть всех приемов бесконфликтного общения такова, что еще до начала разговора нужно настраивать себя только позитивно. Не стоит заранее в собеседнике видеть врага. Будьте доброжелательны, улыбчивы. Не будет лишним сделать ему комплимент. Нет, вы не подлизываетесь к партнеру по беседе, а просто стараетесь создать теплую атмосферу во время взаимодействия.
    Межличностные конфликты сопровождают человеческое общества с момента его возникновения. Чтобы правильно понимать причины возникновения и находить верные пути решений, необходимо владеть информацией о структуре таких конфликтов.

    Чтобы знать механизмы общения и понимать, как избегать конфликтных ситуаций или, к примеру, добиваться карьерных высот, нужно знать о существующих уровнях общения.

    Методы разрешения конфликтовЗнание методов разрешения конфликтов может пригодиться не только разного рода управленцам, но и каждому человеку, без исключения, потому что конфликт — спутник межличностных отношений.Виды социальных конфликтовКонфликты в современном обществе, как в принципе в обществе всех времен — явление обычное, частое и вполне нормальное. Чтобы находить правильные пути разрешения конфликтных ситуаций важно знать, какие существуют виды конфликтов.

    Источник: http://kak-bog.ru/beskonfliktnoe-obshchenie

    Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры

    В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

    При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

    Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

    Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

    Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

    В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

    Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

    Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

    Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

    Конфликт «Ученик — ученик»

    Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

    Причины конфликтов между учениками

    • борьба за авторитет
    • соперничество
    • обман, сплетни
    • оскорбления
    • обиды
    • враждебность к любимым ученикам учителя
    • личная неприязнь к человеку
    • симпатия без взаимности
    • борьба за девочку (мальчика)

    Способы решения конфликтов между учениками

    Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме.

    Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.

      Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

    После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности.

    Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо.

    Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

    Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

    Конфликт «Учитель — родитель ученика»

    Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

    Причины конфликта между учителем и родителями

    • разные представления сторон о средствах воспитания
    • недовольство родителя методами обучения педагога
    • личная неприязнь
    • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

    Способы решения конфликта с родителями ученика

    Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

    Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

    Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

    После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

    Пример

    Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

    Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон.

    Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям.

    Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

    Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

    Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

    Конфликт «Учитель — ученик»

    Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

    Причины конфликтов между учителем и учениками

    • отсутствие единства в требованиях учителей
    • чрезмерное количество требований к ученику
    • непостоянство требований учителя
    • невыполнение требований самим учителем
    • ученик считает себя недооцененным  
    • учитель не может примириться с недостатками ученика
    • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

    Решение конфликта учителя и ученика

    Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

    Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

    Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

    Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

    Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное.

    Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

    При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

    Пример

     

    Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

    Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом.

    После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

    После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения.

    Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

    Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

    Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

    • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
    • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
    • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
    • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
    • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

    Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется.

    Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

    Екатерина Афанасьичева.

    Источник: http://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305

    Бесконфликтность – дар или наказание?

    Бывает, встречаются люди неконфликтные. Они не ругаются, не скандалят, не выясняют отношения. Споры стараются решать миром, не опускаются до выяснения отношений на повышенных тонах. Они считают, что худой мир лучше доброй ссоры. Их мнение в том, что скандал, крики и шумная ругань – это не от большого ума, а скорее всего от невоспитанности.

    Такой человек всегда находит способ избежать скандала: как-то отвлечь внимание собеседника, на что-то не обращать свое внимание, перевести разговор в другое русло, избегать конфликтогенов. Но, хотя они считают бесконфликтность достоинством, часто удивляются тому, что с ними происходит.

    А происходит то, что многие окружающие принимают это достоинство как слабость, распоясываются и буквально садятся на голову! И возникает обида и страх перед конфликтными ситуациями, а в результате – неспособность себя защитить, зависимость от чужого мнения, отсутствие собственного, а далее зависть к тем, кто умеет выяснять отношения и отстаивать свою точку зрения. И получается, что бесконфликтность – это слабость, сродни трусости.

    И все же при приеме на работу зачастую бесконфликтность рассматривают, как важное качество. Действительно, бесконфликтность – это характеристика качества личности, т. е.

    сложившегося уникального индивидуума.

    Это качество проявляется в способности не оставаться на чьей-то одной стороне, необдуманно принимая на веру огульное мнение, а в умении находить правоту каждой позиции сторон, выясняющих отношения.

    Бесконфликтность – это умение видеть разные правды с пониманием того, что в основе реального окружающего мира лежит единство противоположностей и борьба между ними, развитие невозможно без противоречий, все конфликтует со всем.

    Таким образом, бесконфликтность, как характеристика качества личности заключается не в отсутствии конфликтов, а в умении правильно конфликтовать. Ребенок, который будет избегать конфликтов и не будет лезть на рожон, очевидно, научен правильно конфликтовать.

    При зарождении конфликтной ситуации он будет стараться найти выход, ведь конфликтные ситуации, несомненно, неизбежны, но если умный ищет из них выход, то не умный – вход.

    Одним из навыков бесконфликтности является умение рассмотреть конфликтную ситуацию как бы со стороны или сверху, зеркально. Вторым навыком является эмпатия, т. е.

    способность поставить себя на место другого человека (или обоих конфликтующих сторон). Третьим навыком бесконфликтности есть способность все подвергать сомнению.

    Четвертый (духовный) навык – умение видеть неправоту в словах каждой их противоборствующих сторон.

    Люди, обладающие этими навыками, по-философски, мудро смотрят на мир, создавая вокруг себя соответствующую атмосферу, для которой характерна гармония в отношениях с другими людьми, когда люди, имея разные точки зрения, не сталкиваются лбами, доказывая свою правоту, и наоборот, пытаются находить правоту в словах оппонента. Ведь конфликт с точки зрения психологии (да и по существу) – это в первую очередь отсутствие согласия.

    Наверное, неслучайно рассматриваются идеи бесконфликтного общественного строя, пусть как утопии. Например, идеи Платона о создании идеального общества, в форме общества без конфликтов, изложенные в его «Государстве», считаются научным миром самыми продуманными. Аристотель, Ксенофонт, Цицерон, Томас Мор, Дж.

    Гарригтон, Френсис Бекон и многие другие мыслители размышляли о победе человека разумного над всевозможными конфликтами. Однако основной проблемой всегда становилась свобода выбора в конфликте, которой приходится жертвовать для того, чтобы не конфликтовать с мировоззрением и интересами другого человека. Получается, что в идеальном, т. е.

    бесконфликтном обществе должен быть тотальный контроль и отсутствие свободы выбора.

    Так что же такое бесконфликтность – дар природы человеку при рождении или наказание? Несомненно одно – это состояние, состояние бесконфликтности, не может быть абсолютным и единственным условием благополучия или личностного роста. Свойство бесконфликтности, данное от природы при рождении, может проявиться в разных ситуациях. Однако этот дар может стать настоящим наказанием, если не будет должным образом развит.

    Источник: http://mindbrain.ru/2016/08/11/4700.html

    О пользе безконфликтности

    Дата публикации 04 сентября 2013. в Окружающие

    Очень часто мы попадаем  в ситуации, когда удержаться от ссоры практически невозможно. На  первый взгляд не ругаться с людьми – весьма простая штука. Однако как осуществить это в жизни?

    В первую очередь нужно осознать: агрессивность и конфликтность очень вредят на пути к  успеху, как делах личных, так и в вопросах профессиональных.

    Иногда складывается иллюзия, что человека агрессивного и сурового уважают за требовательность, принципиальность и жесткость. Однако это абсолютное заблуждение. Если такому человеку уступают или заискивают перед ним, то лишь потому, что не хотят накалять обстановку. По принципу: «не тронь его, и запаха не будет».

    Бывает, что даже в общем неконфликтного человека в пылу спора тянет перейти на личности и высказать своему оппоненту «все, что накопилось».

      В данном случае важно помнить: какими бы убедительными не были ваши доводы, ваш противник все равно останется при своем мнении. Даже если он сделает вид, что согласился с вами, в душе он, скорее всего, полагает, что его точка зрения вернее.

    И чем настойчивее вы будете отстаивать свою позицию, тем больше он будет уверен в своей правоте. Только теперь для него вы будете злобным спорщиком.

    Постарайтесь сдерживать себя, даже если руки и язык чешутся – так хочется поругаться. Как это сделать? Существуют несколько приемов.

    Например, если вас провоцируют, ругают, обвиняют, возьмите перерыв в полчаса. Это время позволит вам обдумать ситуацию, успокоиться, и скорее всего вы найдете к концу такого тайм-аута вполне достойное, мирное решение возникшего конфликта.
    Некоторые люди в таких случаях начинают считать до десяти и это очень помогает.

    Еще один способ успокоится: в тот момент, когда хочется взорваться и наброситься на собеседника, начинайте вспоминать о детях, любимых, родителях, о родных и дорогих людях.

    Отвлекитесь от предмета спора и задумайтесь о том, что вы нужны своим близким спокойным, уравновешенным и психически здоровым. Пощадите свои нервы, не вступайте в разборки.

    В данном случае вы дважды выиграете: сохраните нормальные отношения с оппонентом и сбережете свои нервы.

    Еще один способ: когда чувствуете, что спор разгорается, займите позицию наблюдателя. Вы все видите, все слышите, но не отвечаете. Представьте себе, что смотрите кинофильм.

    Склонность к вспышкам гнева очень усложняет жизнь. Как часто бывает: наговорил  всякого в пылу спора, а потом долго и мучительно жалеешь о своих словах. Однако сказанного назад уже не вернешь.

    Еще один минус агрессивного поведения: злоба очень подрывает ваше здоровье. У человека в состоянии гнева повышается артериальное давление, с перегрузками работает сердечная мышца. У таких людей к 50-ти годам уже начинает барахлить сердце, а к 55-ти случаются первые инсульты и инфаркты. Поэтому, если хотите быть здоровым и счастливым, — поменьше ругайтесь с людьми.

    Следует заметить, однако, что если вы являетесь руководителем большого коллектива, иногда нужно изображать из себя сурового босса. Главное в данном случае – выглядеть рассерженным и агрессивным, но не быть таковым.

    Ваши строгие слова должны идти от спокойного сердца. Так вести себя вы вынуждены, но это не должно проходить через сердце.

    После такой эмоциональной «взбучки» вам нужно спокойно переключиться на другую работу, спокойно осознавая то, что ваше недавнее поведение было вызвано дисциплинарной необходимостью.

    И помните: в жизни всегда работает механизм притягивания подобного к подобному. Чем спокойнее и увереннее в себе вы будете, тем приятнее люди будут попадаться на вашем пути.

    Настя, www.vitamarg.com

    Будем благодарны, если поделитесь статьей:Самое популярное и лучшее:

    Источник: http://www.vitamarg.com/konsultacii/ludi/3358-o-polze-bezkonfliktnosti

Ссылка на основную публикацию