Катарсис — психология

катарсис — это… Что такое катарсис?

Катарсис - психология

   КАТАРСИС (с. 294)

   Греческое слово катарсис вот уже более ста лет бытует в лексиконе психологов, более того — уже стало своеобразным культовым символом, значение которого представляется ясным лишь посвященным.

В самом деле, в обыденной речи оно практически не встречается, зато психологи пользуются им всякий раз, когда заходит речь о сильных переживаниях, которые, по мнению многих, человека облагораживают.

Именно такого рода переживания намеренно культивируются различными направлениями практической психологии с целью личностного совершенствования.

   В различных источниках можно найти несколько толкований данного понятия, которое с древнейших времен используется в философии, в частности в эстетике, а со сравнительно недавних пор — и в психологии, преимущественно в психоанализе.

Обобщенная дефиниция, почерпнутая из этих источников, могла бы звучать так: катарсис — эмоциональное потрясение, имеющее очистительный, просветляющий эффект. Авторство этого понятия приписывается Аристотелю, внедрение его в психологию принято считать заслугой 3. Фрейда.

Эти положения, в принципе небезосновательные, требуют, однако, некоторых уточнений.

   Иногда создается впечатление, что приоритет Аристотеля в ряде случаев объясняется довольно простой причиной: в отличие от писаний многих античных мыслителей, большинство трудов этого обласканного тогдашней властью ученого были бережно сохранены и дошли до наших дней.

Сохранилось, впрочем, не все — содержание некоторых работ Аристотеля известно нам исключительно в изложении позднейших трансляторов и толкователей. Это относится и ко второй части трактата «Поэтика», где греческим философом использовано понятие катарсиса.

Справедливости ради следует сказать, что само это явление было описано гораздо раньше, хотя сохранившиеся упоминания об этом разрозненны и фрагментарны.

   Предположительно само слово катарсис восходит к семитскому gtr — культовые воскурения; первоначально термин был связан с религиозным понятием культовой чистоты — очистительные ритуалы, приводящие к катарсису, обыкновенно открывали культовую церемонию.

   Этот смысл был воспринят греческой философией. В доплатоновской философии идея катарсиса характерна прежде всего для Пифагора и его школы.

Поскольку в соответствии с пифагорейским учением только чистая душа способна обрести знание, существовали многочисленные предписания и требования, преследующие цель очищения и просветления души, в числе которых было и знаменитое требование продолжительного молчания для начинающих. Пифагорейцы также рекомендовали музыку для очищения души — в этом можно увидеть истоки современной музыкотерапии. Не вызывает сомнения, что соответствующие, специально подобранные музыкальные произведения могут вызвать сильные переживания, когда утомленная душа омывается очистительными слезами (но очевидно также, что иные произведения — вроде «шедевров» ТАТУ или «Ленинграда» — чреваты обратным эффектом).

   Платон в диалоге «Федон» говорит о философском катарсисе, который открывает философствующему новое измерение реальности.

Философия должна постигать истинно сущее, для чего необходимо рассматривать вещи только посредством души. Этому препятствуют силы чувственного познания и отклоняющие от духовного знания потребности тела.

Поэтому душа должна стремиться отделиться от тела, как от оков, и тем самым достигнуть просветления.

   Аристотель подобно пифагорейцам также отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом «безвредную радость».

Знаменитое определение Аристотеля трагедии как очищения от аффектов вызвало появление обширной литературы о том, как здесь следует понимать катарсис, какое содержание вкладывал Аристотель в это понятие и что он подразумевал под очищением. Выдвигались различные теории, в соответствии с которыми трагедия очищает от пороков (Г.Э.

Лессинг), успокаивает аффекты сострадания и страха благодаря законам нравственности (Э. Целлер), вносит умиротворяющую завершенность путем гармоничного примирения страстей (И.В. Гёте). Высказывались и негативные суждения — например, Ж.Ж. Руссо осуждал театральное искусство, ставя в упрек катарсису то, что он есть лишь «пустое мимолетное чувство, которое исчезает тотчас же.

Вслед за иллюзией, породившей его, это остаток естественного чувства, сразу же загубленный страстями, бесплодная жалость, которая удовлетворяется несколькими слезами, но не подвигла никого на малейшее проявление человеколюбия».

   Особо оживленные дискуссии проблема духовного очищения вывала в XIX в., что безусловно предвосхитило соответствующие положения теории 3. Фрейда. Историки психоанализа, характеризуя духовную атмосферу конца XX в., пишут о «подлинном помешательстве, связанном со всеобщим интересом к проблеме катарсиса.

Эта тема стала, пожалуй, самым популярным предметом обсуждения как среди ученых, так и в изысканных и утонченных венских салонах». К 1890 г. только на немецком языке вышло более 140 различных публикаций по проблеме катарсиса. Одна из них принадлежала Якобу Бернайсу, который приходился дядей Марте Бернайс, невесте доктора Фрейда.

В ней автор, анализируя взгляды Аристотеля, утверждал, что при восприятии трагического представления у зрителя пробуждаются и усиливаются связанные с аффектами сострадания и страха переживания, в результате чего трагедия оказывает на него сильное воздействие, способствующее устранению соответствующих аффектов, приносящее удовольствие и облегчение. Есть достаточно оснований полагать, что Фрейд имел возможность ознакомиться с этой работой и испытал известное влияние содержавшихся в ней идей. То же самое, по всей вероятности, можно сказать и о старшем товарище и коллеге Фрейда И. Брейере, которому и принадлежит приоритет внедрения принципов очищения в психотерапевтическую практику.

   В истории психоанализа классическим считается так называемый случай Анны О. — первый пример использования «катарсического метода Брейера-Фрейда». Этот случай описан в совместной работе Брейера и Фрейда «Исследования истерии» (1895). Под псевдонимом Анны О.

в ней фигурировала некая Берта Паппенгейм, пациентка Брейера, с которой Фрейд никогда лично не встречался, хотя с нею и была знакома его невеста. Несчастная Анна-Берта страдала целым букетом истерических расстройств, впервые появившихся тогда, когда она ухаживала за умиравшим отцом. Брейер лечил ее при помощи гипноза.

Он обнаружил, что под гипнозом пациентка могла вспомнить те переживания, которые, возможно, и являлись причиной болезненных симптомов. Последующее обсуждение ее переживаний, казалось, способствовало улучшению состояния. Каждый раз после подобных обсуждений пациентка сообщала об улучшении самочувствия.

Брейер и Фрейд, подробно обсуждавшие ход лечения, пришли к выводу, что освобождение от травмирующих переживаний снижает или совсем устраняет болезненные симптомы.

   Вот уже более ста лет психоаналитики превозносят этот случай как блестящий пример воплощения принципов психоанализа. Справедливости ради следует признать, что сам по себе этот случай далеко не бесспорный.

Сразу же после лечения Брейера его пациентка, от которой он по личным причинам отказался, была помещена в психиатрическую клинику и впоследствии не раз туда возвращалась. Душевного здоровья она так никогда и не обрела.

Напротив, ее истеричность обострилась в виде еще одного болезненного симптома — феминизма, которым она была одержима до конца своей неприкаянной жизни.

   Становлению катарсического метода лечения этот досадный факт, однако, не помешал.

В его основу легли следующие предположения: болезненные симптомы являются символами воспоминаний о травмирующих переживаниях прошлого; заболевание происходит потому, что нормальной разрядке аффектов был прегражден доступ и ущемленным аффектам пришлось направиться в другое русло; став бессознательными, эти аффекты омрачают душевную жизнь человека, служат источником ее возбуждения и приводят к невротическому заболеванию. С помощью гипноза в памяти пациента восстанавливается цепь патогенных воспоминаний, воспроизводится травмирующая ситуация, ранее сдерживаемые аффекты проявляются с необычной силой, происходит отреагирование, и невротические симптомы исчезают.

   Используя этот метод, Фрейд со временем отказался от гипноза, который стал для него, по его словам, «неприятен как капризное и, так сказать, мистическое средство».

Фрейд сделал катарсическое лечение независимым от гипнотического внушения, поставил задачу не в гипнотическом, а в бодрствующем состоянии узнать у пациента то, чего тот не осознавал.

Впоследствии в качестве технического приема метод был дополнен свободными ассоциациями. Это новшество фактически и открыло путь к возникновению собственно психоанализа.

   В наши дни независимо от того, в какой мере психологи разделяют фрейдовские постулаты, многие из них активно используют в своей практике механизмы катарсического отреагирования.

Цель многих психотерапевтических процедур состоит в освобождении неотреатированных эмоций при отсутствии негативных последствий, имевших место в реальности.

Катарсис оказывается успешен, когда тревога, связанная с восстановлением контакта с ситуацией, подавляется другими позитивными эмоциями в психотерапевтических условиях.

   Говоря упрощенно, человеку в ряде случаев бывает необходимо проговорить, проиграть, так или иначе заново пережить в спокойной, безопасной обстановке травмирующие, тягостные переживания, дабы освободиться от их груза.

По большому счету, это и есть одна из важнейших задач психологии, если понимать ее как «помогающую профессию».

Технических приемов для достижения этой цели разработано множество, но их общий принцип — катарсическое просветление.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Источник: https://psychology.academic.ru/887/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%81

Значение слова катарсис, применение в искусстве, психологии

Значение слова катарсис, применение в искусстве, психологии

Главная > Психология > Значение слова катарсис, применение в искусстве, психологии

Что означает слово «катарсис»? В переводе с греческого «очищение», оздоровление — процесс перехода тяжёлых, тёмных эмоций в светлые возвышенные чувства. Это понятие в Древней Греции носило только эмоциональный, эстетический характер.

В то время определение «катарсис» подходило для облагораживания человека при помощи искусства, чаще всего при помощи музыки.

Под воздействием музыки человек, испытывающий негативные переживания, как бы перерождался, в точке наивысшего эмоционального напряжения его отрицательные эмоции преобразовывались в позитивные, светлые чувства.

В Средние века в искусстве этот термин означал духовное очищение человека после просмотра трагедий в театрах.

Зрители эмоционально переживали, пропускали через себя несчастья и смерти в театральных постановках и становились возвышеннее духовно, а духовное преображение помогало преобразиться телесно.

Происходит исцеление путём проживания чужих эмоций и страданий, сопереживания героям на сцене.

В эпоху Возрождения душевное очищение получило гедонистическую окраску. Это означало, что эстетические, эмоциональные переживания нужны для собственного удовлетворения и удовольствия.

Что такое катарсис: определение

Если раньше это понятие было присуще только сфере искусства, то сейчас этот термин встречается в психологии, медицине и в литературе. В Википедии слово катарсис — это сопереживание трагедии, которое имеет воспитательные цели и значение.

Катарсис- это процесс негативного переживания, в своей верхней точке переплавляющегося в возвышенные, положительные переживания. Это шквал эмоций, под действием которых человек самосовершенствуется, становится чище и лучше. Пережив катарсис, человек получает толчок к своему развитию, способность двигаться дальше.

По Аристотелю это воспитательный и очистительный процесс, при котором люди получают облегчение души, «безвредную радость».

Переживания могут быть высокими и бытовыми. Высокие возникают в результате увиденных произведений искусства, просмотра фильмов, пьес в театре. Бытовые происходят в обычной жизни, это моменты просветления и успокоения после конфликта, стрессовой ситуации.

Различают несколько этапов этого процесса:

  • Нарастание тяжёлых, деструктивных чувств.
  • Точка «кипения», пик накала страстей.
  • Перерождение негатива в возвышенные, светлые эмоции.

Что значит катарсис в психологии?

Это слово в психологию привнесли З.Фрейд и И.Брейер. В этой области они были родоначальниками применения процесса духовного очищения для лечения невротических и психических расстройств.

В психологии пациенту предлагают как бы заново пережить травмирующие эмоции и воспроизвести ситуацию, которая не даёт нормально жить и двигаться дальше.

Это происходит под действием гипноза или просто психотерапевт на своих сеансах выводит пациента на тему, которая подсознательно мешает человеку жить.

Пациент погружается в травмирующие эмоции и проживает их снова, это позволяет освободиться от давления прошлых проблем на настоящее.

В обычной жизни мозг человека старается защититься от стрессовых, негативных ситуаций в прошлом, перемещая всё в бессознательное. Тем самым проблема не разрешается, а загоняется ещё глубже в подсознание и продолжает отравлять жизнь в настоящем. Пережив катарсис, пациент проживает негативный опыт и освобождается от этого давления.

Катарсис в литературе

Большинство современных произведений являются «чтивом» на один раз, для проведения времени, потраченного в метро, пробках и для морального расслабления в нечастые часы отдыха. По-настоящему цепляющих за душу произведений немного. Какие возможности используют авторы, чтобы их произведение вызвало духовное оздоровление человека? Есть несколько приёмов:

  • Использовать кинематографичный стиль написания. Подробно и красочно описывать мимику, чувства персонажей, чтобы читающий переживал эмоции вместе с выдуманными героями.
  • Воздействовать ритмом произведения.
  • Своим произведением породить вопросы в душе у человека, в поисках ответов на которые, читатель сможет пережить подлинные чувства и облагородить свою душу.

Чтобы пережить катарсис, человек должен быть готов к этому и открыт своим переживаниям. Примеров духовного совершенствования очень много.

Читайте также:  Психофизиологическая основа высших психических функций - психология

Это раскаяние согрешившего; очищение души после просмотра или чтения различных произведений, которые заставили задуматься и совершить переход на новый уровень в саморазвитии; очищение от травмирующих ситуаций и переживаний, мешающих идти вперёд.

Все негативные эмоции, которые не стали началом деструктивного поведения, а позволили человеку возвыситься над собой, можно назвать катарсистическими. Это избавление от чёрствости и равнодушия души.

Источник: https://devochki.guru/psihologiya/znachenie-slova-katarsis-primenenie-v-iskusstve-psihologii.html

Что такое катарсис?

Автор Татьяна в 07/04/2016. Психотерапия

Под катарсисом подразумевают сильную эмоциональную разрядку. Согласно психоаналитической теории, это высвобождение энергии связано с необходимостью разрешить определенный конфликт бессознательного.

Например, стресс на работе может вызвать чувства разочарования и напряженности.

Вместо того, чтобы выразить эти чувства неадекватным и социально неприемлемым способом, индивидуум может прибегнуть к деятельности, которая поможет высвободить накопившуюся энергию — физической активности или любой другой деятельности, способной оказать благотворное влияние на его психическое состояние.
Сам термин происходит от греческого слова ’katharsis’, означающего «очищение»; используется он в самых разных сферах — от терапии до литературы. Герой романа может испытать катарсис, который ведет к какому-то восстановлению или обновлению.

Катарсис включает в себя как мощный эмоциональный компонент, в котором испытываются и выражаются сильные эмоции, так и когнитивный компонент, подразумевающий появление новых знаний или идей. Целью такой разрядки может служить обеспечение позитивных изменений в жизни человека в той или иной форме.

Катарсис в психоанализе

Этот термин использовался еще в Древней Греции, однако коллега Зигмунда Фрейда, Йозеф Брейер, был первым, кто использовал этот термин для описания терапевтического метода.

Применял он этот метод в работе с пациентами, проявляющими симптомы истерии; Брейер заставлял их вспоминать травматические переживания под гипнозом — сознательное проявление эмоций, которые уже давно были подавлены, позволяло его пациентам испытывать облегчение.

Фрейд также считал, что катарсис может играть важную роль в облегчении симптомов дистресса (или стресса, наносящего вред организму).

В теории Фрейда важная роль отводится подсознанию: его содержимое способно оказывать влияние на поведение и функционирование человека. С помощью психотерапевтических инструментов, таких как интерпретация сновидений и метод свободных ассоциаций, по мнению Фрейда, эти бессознательные чувства и воспоминания могут быть извлечены и обработаны.

В своей книге «Исследования истерии» Фрейд и Брейер определили катарсис как процесс сокращения или устранения комплекса через извлечение его из бессознательного. Катарсис до сих пор считается важным элементом психоанализа.

Американская психологическая ассоциация определяет этот процесс как «выплеск чувств, соединенный с подавляемыми ранее травматическими событиями и подразумевающий возвращение этих событий в сознание с тем, чтобы испытать их повторно».

«Катарсис» в обиходе

Термин «катарсис» нашел свое место и в повседневном языке — часто он используется для описания моментов осознания человеком чего-либо или переживания завершения какого-то этапа его жизни.

Человек, который переживает развод, мог бы назвать катарсисом момент, в который он обретает умиротворение и осознает, что может двигаться дальше, оправившись после неудачных отношений.

Люди называют катарсисом также какие-то травматические или стрессовые события — например, проблемы со здоровьем, потерю работы, несчастный случай или смерть близкого человека (в этом случае, конечно, значение термину придается несколько иное).

Зигмунд Фрейд, психоанализ, психотерапия

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Источник: http://aboutyourself.ru/psiterapiya/chto-takoe-katarsis.html

Катарсис: определение понятия в психологии

Катарсис: определение понятия в психологии

Значение слова «катарсис» – «очищение». Так оно переводится с греческого языка. На самом деле это понятие – весьма сложный психологический термин, который обозначает длительное психологическое напряжение, в конечном итоге превращающееся в светлые, хорошие и благородные переживания.

Немного истории

Изначально понятие «катарсис» появилось не в психологии, а в древнегреческих философских представлениях об искусстве, и обозначало оно там освобождение от мук совести или чувства вины. Первым, кому удалось описать это явление, стал Гераклит. В своем учении об огне он утверждал, что катарсис выступает в качестве очищения души огнем.

Рекомендуем: Дистресс: влияние на человека

Позже понятие стало изучаться и другими философами. Например, в своих учениях его начал широко использовать Аристотель.

Согласно его мнению, трагические представления заставляют человека сопереживать героям и испытывать сильные эмоции, в результате чего позже происходит духовное очищение, оказывающее облагораживающее воздействие на человека.

Согласно Аристотелю, испытывая ощущение катарсиса, люди развиваются духовно и не только очищают при этом свою душу, но также избавляются от многих телесных недугов.

Позже определение катарсиса перешло в психологические науки и получило весьма широкое распространение. Его изучением занимались такие известные психологи, как Л.С. Выготский и Зигмунд Фрейд.

Также термин «катарсис» применяется в психологии искусства для обозначения реакции зрителей на то или иное произведение и в психотерапевтической практике, обозначая высвобождение вытесненного аффекта или негативной психической энергии.

Аристотелевская теория очищения получила новый толчок для развития в эпоху Возрождения. В это же время появилось еще одно течение – гедонистическое. В нем катарсис рассматривался как состояние, которое необходимо человеку для получения личного удовлетворения.

Рекомендуем: Понятие идеализации в психологии

В те времена, кстати, явление катарсиса стало широко использоваться в разных науках, в том числе в медицине и физиологии. И в каждой из них по-своему описывалось определение катарсиса. Психология, к примеру, воспринимает его как освобождение от эмоциональных проблем, а медицина – как облегчение того или иного заболевания.

Взгляды психоаналитиков

В широком смысле катарсис можно разделить на два основных вида:

Первый имеет сложный механизм происхождения. Обычно он случается в результате воздействия на человека произведений искусств: к примеру, когда читаешь драматическую книгу и сопереживаешь ее герою. Катарсис бытовой гораздо проще. Он проявляется, например, так: человек страдал, плакал, а потом, через какое-то время, злость его ушла, и он простил своего обидчика.

Впервые термин «катарсис» в психологической литературе появился в 1895 году в трудах Зигмунда Фрейда и Йозефа Брейера. Эти психологи известны на весь мир тем, что для лечения тех или иных расстройств психики использовали методы гипноза.

Катарсис тоже имел место в их работе.

В частности, Брейер побуждал загипнотизированных пациентов вспоминать травматические истории из детства и чувства, связанные с ними, а потом добивался того, чтобы у человека устранялись симптомы истерии.

По мнению Фрейда, травмы психики, которые ребенок получил в детстве, оставляют в нем неизгладимый след, но уходят в бессознательное.  Во взрослой жизни эта психическая энергия проявляется в виде переживаний.

Если человека загипнотизировать и «вытащить» из его подсознания те самые перенесенные ранее переживания, то симптомы истерии снимаются. Фрейд считал метод катарсиса одним из главных в психоанализе. Особенно если учесть, что метод гипноза без дополнительных техник не приносил существенных результатов и пациенты продолжали обращаться со своими психологическими проблемами.

Наши дни

Современная психотерапия шагает вперед семимильными шагами, и катарсис перестал быть понятием, использующимся только в психоанализе. Так сейчас принято обозначать снятие напряжения или освобождение от негативных эмоций, причем оно может быть как подсознательным, так и осознанным.

Существует такое современное течение, как имплозивная терапия: врачи-терапевты специально провоцируют человека на переживание сильных эмоций, чтобы потом произошло явление катарсиса и напряжение снялось. Также катарсис широко используется в психодраме и психотерапии кризисного вмешательства.

В современной психиатрии приемы во многом опираются на состояние катарсиса. Освобождение от переживаний происходит при помощи создания у человека определенных иллюзий.

Если негативные эмоции продолжают «сидеть» в человеке, то они накапливаются, а потом приводят его к еще большему угнетению.

Поэтому чтобы избавиться от негатива, который имеется в душе, нужно пережить резкое неприятное событие, это поможет прорваться наружу всему плохому, что сидело глубоко в подсознании.

Стоит отметить, что эффект катарсиса – понятие, которое является очень сложным.

Чтобы избавить себя от негативных переживаний, человеку приходится не один раз возвращаться в воспоминания о травмирующей ситуации.

При этом процесс воспоминания для каждого человека связан с серьезным психологическим напряжением, потому что воспоминания практически всегда приходится «доставать» из самых глубин израненной души.

Рекомендуем: Что такое ипохондрия?

Несмотря на то что понятие «катарсис» появилось несколько тысяч лет назад, до настоящего времени единого его определения не существует, и в разных науках его трактовки различны – от очищения до облегчения. Елена Рагозина

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/katarsis.html

Катарсис в философии и психологии

Катарсис в философии и психологии

При изучении психологии и других направлений, многие интересуются вопросом, что это — катарсис. Само понятие появилось еще в древнегреческой философии. Оно описывается, как процесс острого негативного переживания, которое имеет длительный характер, но при достижении пиковой точки, превращается в позитивное.

Что значит катарсис?

Что означает катарсис, зависит от того, в каком аспекте используется термин. Как правило, он обозначает процесс очищения от негативных эмоций.

Понятие было предложено Аристотелем, в его произведении «Поэтика». Главные герои находились в состоянии внутреннего очищения, которое направлено на достижение гармонии души и тела.

В разных учениях и практиках, его упоминали многие философы, психологи и психоаналитики.

Завершение процесса катарсиса предусматривает высвобождение психической энергии или вытесненного аффекта. Процесс катарсиса состоит из следующих этапов и, в зависимости от ситуации, человек должен уметь контролировать себя:

  • накопление негативных переживаний;
  • достижение пиковой точки эмоций;
  • преобразование негативной энергии в позитивную.

Катарсис — психология

Катарсис — это в психологии особый метод, позволяющий выполнить эмоциональную и чувственную разрядку. Методика позволяет достигнуть таких результатов, которые окажут влиятельное значение на человека:

  • уменьшение или полное устранение чувства тревоги;
  • ослабление состояния фрустрации;
  • лучшее понимание внутреннего мира и потребностей;
  • общее благоприятное воздействие на личность.

Некоторые психологи утверждают, что катарсис – это искусство, и что это подтверждается на практике. Считается, что термин в психологии появился благодаря Зигмунду Фрейду, который предложил катартический метод, предусматривающий перенос в сознание воспоминаний и чувств с отрицательной энергетикой, что в последующем приводит к эмоциональной разрядке.

Катарсис в психоанализе

В практиках психоанализа, использование катартического метода — частое явление. Он был создан для анализа и выявления мотивов поведения человека.

Эмоциональный катарсис рассматривается, как совокупность способов выявления переживаний и действий человека, которые обусловлены неосознанными мотивами.

Методики позволяют выявить вытесненные представления, что способствует их эффективному устранению. Применение метода в психотерапевтических целях, предусматривает такие техники:

  • свободные ассоциации;
  • интерпретация слов;
  • обмолвки.

 

Катарсис в философии

Катарсис — это в философии представляет собой достижение культовой чистоты. Его целью является подготовка к встрече с сакральной реальностью, посредством устранения разных видов соблазнов. Духовное очищение происходит с помощью следующих эмоций, проявленных человеком:

  • сострадание ближнему своему;
  • сопереживание;
  • страх перед потерями и негативом.

Термин древнегреческой философии и этики предусматривает эмоциональную разгрузку, а мистического очищения души. Человек избавляется от проявлений чувственности и телесной грязи, являющихся страстями в определенные моменты жизни. О таком понятии упоминали Аристотель, Гераклит, Пифагор, Платон и многие другие философы, что можно наблюдать в их учениях.

 

Механизм катарсиса

Достижение катарсиса требует наличия определенных факторов. Человек должен пройти несколько этапов, среди которых:

  • признание необходимости изменений в жизни;
  • готовность преодолеть свои собственные страхи;
  • достижение спокойного состояния;
  • сенсорная депривация;
  • сознательное решение преодоления неприятных эмоциональных ощущений;
  • признание неудач.

Эффект катарсиса наступает только когда человек осознанно применяет методику и стремится решить свои внутри-личностные проблемы. Для того, чтобы достигнуть катарсиса, проделайте несколько манипуляций.

  1. Сосредоточьте все внимание на существующей проблеме.
  2. Воспроизведите в точности свои ощущения.
  3. Сконцентрируйтесь на тех переживаниях, которые достигли пиковой точки.

 

Как достичь катарсиса?

Состояние катарсиса наступает вследствие усердной работы над собой. Как правило, чтобы его достигнуть, необходимо иметь определенный опыт в психологии или психоанализе.

Опытный психолог или психотерапевт, может применять представленный метод, чтобы выявить у пациента негативные эмоции, которые могут быть спрятаны очень глубоко.

Для этого он должен осознанно желать решения внутри-личностного конфликта.

Как правило, изначально человек испытывает страх перед прохождением случаев, которые имели негативных характер. Еще он не желает осуществлять сознательное движение навстречу фрустрации.

Чем дольше он не хочет принять происшедшее, тем дальше от него наступление катарсиса.

Как только появится желание идти вперед, проблемы постепенно будут решаться, и приближать эмоциональный катарсис, который позволит достичь гармонии.

:

Психология → Почему мы ленимся? Как все-таки побороть лень?

Психология → Что делает людей серийными убийцами

Видео → Иван Охлобыстин: Новая русская философия (11.12.2017)

Психология → Для чего человеку нужна совесть?

Видео → Иван Охлобыстин: Новая русская философия (04.12.2017)

Психология → Стимулы и препятствия в человеческой деятельности

Читайте также:  Бытовые страхи - психология

Аналитика → Валентин Катасонов: Христианство и философия

Психология → Психологические и психотерапевтические подходы к проблеме взяточничества

История → Александр Дугин: Приглушённая жизнь и открытая экклезиология

Аналитика → Александр Дугин: Философия сегодня — поле войны

Все права на материалы и новости охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование без согласования с редакцией с прямой гиперссылкой на http://vipvideoclub.ru — 12892393

()

Источник: http://VIPvideoclub.ru/stati/psihologija/katarsis-v-filosofii-i-psihologii.html

Катарсис — метод психологической защиты

Катарсис - метод психологической защиты

Катарсис — психологическая защита, связанная с изменением системы ценностей, направленная на ослабление влияния травмирующего фактора.

Для этого иногда привлекается некая внешняя, глобальная система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация теряет в своей значимости.

Изменения в системе ценностей человека могут происходить только при значительных эмоциональных напряжений, накале страстей, которому способствует усиление одних эмоций над другими.

Установлено,  что одновременно  протекающие близкие эмоции,  накладываясь одна  на другую, взаимно усиливаются.

Например, при восприятии произведения искусства чувство восхищения его формой может усилить гордость, порождаемую оценкой нравственной ценности произведения, эмоциональное отно­шение к герою драмы непроизвольно актуализирует аналогичные житейские эмоции из личного опыта зрителя, усиливая сопереживание.

Сочувствуя герою, человек одновременно переживает собственные важные, болезненные и тревожащие события. Сопереживая тяжелейшим страданиям героев драмы и.) и трагедии, зритель иногда испытывает такой страх, ужас, горе, что в кипении всех этих эмоций реализуется катарсис, преодолевается, разрешается, душевный конфликт, и его собственное психическое состояние нормализуется.

Точно и ярко описал воздействие театра на людей через механизм катарсиса Шиллер: «Театр развертывает перед нами разнообразную природу человеческих страданий. Он искусственно вводит нас в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными словами и роскошным приростом мужества и опыта.

Всё то, что чувствует наша душа в виде смутных неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас» «искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности».

Состояние творческого вдохновения для любого художника есть в сущности катарсис, при котором он очищается от внутренних конфликтов, возвышается над собой, над своими предрассудками, способен преодолеть субъективность.

В этом плане становится понятным, как искусство реализует особые, высшие формы общественного сознания, достигая социально значимые цели — не познавательные, как наука, а направленные непосредственно на нравственное преобразование и совершенствование личности. Л. Н.

Толстой писал, что так же как при совершенствовании знаний, более истинные, нужные знания вытесняют знания ошибочные и ненужные, при совершенствовании чувств посредством искусства, чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей вытесняются высшими, более добрыми, более нужными для этого блага. В этом великий писатель видел назначение искусства.

В катарсисе достигается такой накал эмоционального напряжения, граничащего с аффектом, что оно несовместимо с аффектами от собственных переживаний, и последние как бы сгорают в его огне.

Возникает состояние, когда в результате сильной эмоциональной разрядки человек приходит к переоценке своих базовых ценностей.

Аристотель, который ввел термин «катарсис», считал, что это процесс очищения человека от дурных эмоций, аффектов путем воздействия на самые социально развитые эмоции — страх и сострадание.

Заканчивая анализ различных видов защиты, надо подчеркнуть, что не все они уравновешивают человека с самим собой за счет отвергания, полностью или частично, неприемлемой новой информации.

Некоторые из них (идентификация, катарсис и сублимация) способствуют включению части этой новой ин­формации в собственную систему ценностей, модифицируют модель мира и таким образом исключают возможный конфликт.

Источник: http://psyfaq.ru/main/1732_Katarsis.html

Что такое Катарсис? Катарсис — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Катарсисом принято называть процесс мощного негативного переживания, которое, дойдя до своей верхней точки, трансформируется в позитивное, не менее острое ощущение.

В душе человеческой, как в котле, кипят и бурлят страсти, в результате такой работы тёмные и тяжёлые переживания в какой-то момент превращаются в свою противоположность, — в чистые и благородные помыслы, светлые чувства.

Это понятие было впервые предложено ещё в Древней Греции. В философии искусств катарсис понимался как в первую очередь «очищение«, чаще всего — от чувства собственной вины.

Позднее понятие катарсиса изучали такие передовые психологи, как З. Фрейд и Л. Выготский.

Кроме того, слово катарсис вполне допустимо к применению в эстетике, а также в психологии искусства, — катарсис нередко упоминают, описывая реакцию восторженных зрителей на спектакль.

Психотерапия же подразумевает под катарсисом резкое высвобождение психической энергии.

Современные психологи разделяют два вида катарсиса: бытовой и высокий. При бытовом человек может через страдания, слёзы и горечь прийти к прощению, к переосмыслению своих проблем. Высокий катарсис подразумевает глубокое сопереживание произведениям искусства, сопричастность к трагедии, показанной мастером.

Гении психоанализа всегда интересовались катарсисом и старались понять его феномен. Впервые в специальной литературе он упоминается в произведении Й. Брейера и З. Фрейда «Исследования истерии».

Метод, который был назван термином «катарсис», подразумевал введение пациентов в состояние гипноза, находясь в котором, человек вспоминал давно забытые детские ощущения и воспоминания, часто трагические. Часто подобный метод позволял избавить пациента от симптомов истерии.

Фрейд считал, что только с помощью катарсиса, через гипноз, можно вывести травматическое переживание из подсознания в сознание и тем самым разрядить полученное когда-то состояние аффекта, а значит, убрать симптом психического заболевания.

Современные психотерапевты понимают катарсис как высвобождение эмоций и следующее за ним снятие накопившегося напряжения.

С целью «освободить» пациента от тяжёлых переживаний специалист старается «разговорить» его, побуждает высказать свои страхи, тёмные чувства и гнетущие эмоции. Проговорив то, что его гнетёт, человек чувствует громадное облегчение, его захлёстывают позитивные переживания.

Собственно, это и является катарсисом в современном понимании этого слова. Ещё Аристотель объяснял катарсис как «душевную разрядку«.

Катарсис может наступить под воздействием искусства, после искренней молитвы, прослушивания музыкального произведения, выполнения каких-то ритуалов.

Сильная страсть, душевное волнение перетекает в благостные, приятные ощущения, просветление, чувство очищения.

По большому счёту, конечная цель всякого искусства — вызвать в человеке катарсис, коснуться очищающей рукой его души, снять с неё тяжесть, направить его переживания в позитивное русло.

«Динамическая медитация» обладает множеством полезных свойств. Однако, в первую очередь, это возможность выплеснуть подавленный гнев, который во многих из нас присутствует. Зачастую люди привыкли подавлять здоровый импульс гнева, как реакцию на внешнее несоответствие или нарушение границ. Например… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме «что такое Катарсис»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/katarsis/

Катартический метод, катарсис

Катартический метод, катарсис

Главная Катартический метод, катарсис

Катартический метод — Психотерапевтический метод, при котором искомое лечебное воздействие — это «очищение» (катарсис), адекватная разрядка патогенных аффектов. Лечение позволяет субъекту вспомнить и даже вновь пережить события, послужившие источником травмы, и отреагировать на них.

Исторически «катартический метод» был связан с тем периодом (1880-1895), когда психоаналитическая психотерапия постепенно освобождалась от использования гипноза.

Катарсис (греч.) — очищение, освобождение. Аристотель называл катарсисом воздействие трагедии на зрителя: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному…, совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей».

Брейер и затем Фрейд называли катартическим методом ожидаемый результат адекватного отреагирования на травму. Согласно теории, разработанной в «Исследованиях истерии», «зажатые» аффекты, не нашедшие пути к разрядке, оказываеют патогенное воздействие.

Подытоживая впоследствии теорию катарсиса, Фрейд писал: «Согласно этой гипотезе, истерический симптом возникает в ситуациях, когда психическая энергия, недоступная осознанной переработке, порождает телесную иннервацию (конверсия).

Излечение тогда будет достигнуто высвобождением отклонившегося от своего пути аффекта и его разрядкой, осуществленной обычным путем, или , иначе, отреагированием.»

Поначалу катартический метод был тесно связан с гипнозом.

Но вскоре Фрейд отказался от гипноза как приема, предназначенного подавлять симптом прямым внушением того, что он не существует; гипноз стал лишь средством воспоминания, которое вводит в поле сознания забытый, «вытесненный» субъектом опыт, лежащий в основе симптомов. Эти вызванные вновь воспоминания переживаются субъектом как настоящая драма и дают ему возможность выражения разрядки аффектов, изначально связанных с травмирующим опытом и сразу же подавленных.

Вскоре Фрейд полностью отказался от гипноза в собственном смысле слова, заменив его простым внушением (при помощи особого приема — надавливания рукой на лоб пациента); целью внушения было убедить больного в том, что он сможет вспомнить патогенное событие.

В конечном счете, Фрейд отказался и от внушения и стал  использовать только свободные ассоциации больного.

Внешне цель лечения — освобождение больного от симптомов, обеспечение нормальной разрядки аффектов — оставалась неизменной в процессе всех этих изменений техники.

Катарсис остался одним из измерений любой психоаналитической терапии.

Услуги психолога в Москве, психотерапевты Москвы .

Источник: http://lpsy.ru/katarticheskiy-metod

Теоретические проблемы психологии катарсиса

В науке проблема катарсиса как «очищающего страдания» обсуждается со времен Аристотеля. Он употребил этот термин с связи с определением трагедии как жанра, совершающего «…

путем сострадания и страха очищение подобных аффектов»4. Загадочность этого высказывания и неполнота дошедшего до нас текста породили множество интерпретаций.

к теории по поводу этого текста начались с XVI в. и продолжаются доныне.

Обходя вопрос о толковании текста Аристотеля, мы последуем за Л.С. Выготским: «…Несмотря на неопределенность его (понятия «катарсис». — Т. Ф.

) содержания и несмотря на явный отказ от попытки уяснить себе его значение в аристотелевском тексте, мы все же полагаем, что никакой другой термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращаются в противоположные и что эстетическая реакция как таковая сводится к такому катарсису, то есть к сложному превращению чувств «5.

Однако эта проблема не сводится к психологии эстетической реакции. Эмоциональная трансформация — превращение отрицательных эмоций в положительные — важна для нас не как область психологии чувств, а в связи с целостным изменением личности, преодолением страданий и претворением их в радость.

Эту тему выразил А. Блок в поэме «Роза и Крест»:

Сердцу закон непреложный —
Радость-Страданье одно…

Здесь катарсис — не просто «трансформация чувств», это — духовное преображение личности. Если человек способен переживать страдание и смерть как радость — значит, есть духовная жизнь, которая сильнее страдания и смерти.

* * *

В позитивистской науке понятие катарсиса утратило свой духовный смысл. С XIX в. господствующими становятся теории катарсиса как «разрядки напряжения»6. Катарсис редуцируется до физиологической реакции.

Согласно наиболее популярной «медицинской теории» Я. Бернайса, катарсис всего лишь синоним греческого термина «куфисис», что означает телесное облегчение от аффектов вследствие их максимального возбуждения.

Импонируя позитивистскому мышлению, теория катарсиса как «разрядки» одновременно вдохновлялась философией Ницше, воспевшего дионисийское опьянение, с его выходом в сферу сверх-личного, безличного, уводящего от «ужасов жизни»7. Подобно этому, «дионисийская» теория Вяч. Иванова акцентирована на оргиастическом раскрепощении страстей, оставляя в тени аполлоновское начало греческой культуры с ее гармонией, мерой, разумностью8.

Эти идеи развивались в унисон с психоанализом Фрейда, основой которого является «отреагирование» вытесненных аморальных влечений, якобы изначально движущих поведением человека. Этот подход в современной психологии является преобладающим. Поэтому необходимо «реставрировать» идею катарсиса в ее первоначальном, духовном смысле, очистив ее от затемняющих поздних наслоений.

Обсудим вопрос о соотношении катарсического метода психоанализа и катарсиса в его историко-культурном смысле. Их центральным отличием является отношение к нравственным нормам и ограничениям.

Для Фрейда нравственные нормы и ограничения выступали как внешняя необходимость, приводящая в конечном счете к невротизации личности и общества в целом («Будущность одной иллюзии», «Неудобство культуры»).

Катарсис, по Фрейду, состоит из отреагирования вытесненных этими нормами и ограничениями биологических влечений, имеющих антиобщественный характер. Поэтому, как думал Фрейд, человек в глубине души враждебен культуре и ее ограничениям.

Пытаясь понять происхождение нравственных норм и ограничений, Фрейд обращается к первобытному тотемизму («Тотем и табу»)9.

Интересно в этой связи обратиться к самосознанию наших предков: как они рассматривали общественные запреты — табу?

Об этом пишет в своем семиотическом исследовании В.В. Иванов: «Регулирование человеческого поведения системой запретов рассматривалось самими древними как то, что отличает человека от животных». Об этом свидетельствует приведенный им текст древних кельтов: «1.

У нас все в порядке, когда мы ограничиваем себя, участвуем в соблюдении табу… 2. Наши дети, вот из-за кого приходится соблюдать табу. Это не то, что приплод у животных… 4. Приплод тапира — это совсем не то (что наши дети), его взращивают без соблюдения табу. 5.

Читайте также:  Практика «удары энергии» - психология

Мы — это те, кто соблюдает табу, очевидно, именно потому, что мы люди. 6. Они же совсем не такие, очевидно, именно потому, что они именно подобные создания, потому, что они те, кто не соблюдают табу». Такова своего рода «теория антропогенеза» наших предков В нем мы не видим ни тени «враждебности культуре».

Человек ограничивает себя ради рода: «Наши дети, вот из-за кого приходится соблюдать табу» (а не ради собственной безопасности в обществе, как думал Фрейд).

Перейдем к вопросу об отношении древнего человека к нарушениям табу. В Философской энциклопедии этот вопрос освещает С. Токарев: «Нарушение табу влекло за собой магическую опасность — скверну, от которой необходимо очиститься, чтобы не навлечь опасность на себя и окружающих. С магией табу тесно связана очистительная (катарсическая) магия…»10

Такова же неизменная тема античной трагедии, генетически восходящей к очистительной магии — нарушение табу и связанные с ним страдания или гибель преступника (кровосмешение Эдипа навлекло моровую язву на его народ, и залогом избавления было обнаружение преступника и его наказание — изгнание из города). Очищение понимается как изгнание скверны в лице ее носителя.

Как в первобытной магии, так и в трагедии, вредными, «патогенными», являются не запреты влечений, а нарушения запретов. Сами же запреты и ограничения оцениваются как благотворные («у нас все в порядке, когда мы ограничиваем себя, участвуем в соблюдении табу»). Такова существенная разница между катарсисом историко-культурным и психологической «разрядкой напряжения».

Необходимость самоограничения, полагания внутренних пределов входит и в понятие «самоопределение», корень которого — предел. Неопределенный человек — тот, в ком нет внутренней системы сознательных самоограничений.

Реализация духовного «Я» человека сопряжена с необходимостью сознательно принятых нравственных норм и ограничений. И сама эта необходимость осознается человеком в той мере, в какой он приобщается к своей духовной сущности.

Способность к самоограничению вплоть до самоотвержения является мерилом духовного развития человека.

Понимание катарсиса как исцеления через осознание было высказано Фрейдом вслед за Брейером, достигшим излечения пациентки от истерических симптомов путем воспоминаний о неотреагированных переживаниях в состоянии гипноза. Сам по себе этот замечательный феномен не вызывает сомнения: очевидно, в данном случае произошел синтез диссоциированных уровней личности.

Психологическая проблема, однако, заключается в том, как возможен синтез, реабилитация ранее неприемлемых для личности переживаний (вне гипноза). Это вопрос о примирении и интеграции непримиримых содержаний психики.

Понимание катарсиса как «отреагирования» вытесненных влечений означает ликвидацию напряжения влечений, энергетический разряд. Оно сопряжено с фрейдовской установкой на регрессивный характер всего живого, якобы стремящегося к первоначальному неорганическому состоянию, т.е. к смерти11.

Теория Фрейда сконцентрирована на освобождении энергии бессознательного, а его метод — на путях обхода «сопротивления» и расшифровке вытесненных переживаний пациента.

Аналитическая изощренность Фрейда в этом процессе погружения в душевные низины не уравновешена синтезом личности, что адекватно отражено термином «психоанализ»12. Понятие «сублимации» у Фрейда тоже носит энергетический характер: это переключение энергии влечений на более высокие цели.

По существу сублимация лишь констатируется Фрейдом: в рамках его теории она необъяснима. Ведь для переключения энергии влечений на более высокие цели необходимо энергетическое преобладание более высокой цели.

Но оно невозможно, коль скоро энергетическим резервуаром является подсознательное «Оно» изначально ау-тичного субъекта. По этой логике освобожденные влечения, обладая более сильным энергетическим потенциалом, должны подчинить себе сознание, а не наоборот. В этом случае «катарсическое» освобождение влечений могло бы лишь разрушить личность.

Фрейд прежде всего озабочен высвобождением энергии бессознательного. Но само высвобождение и дальнейшее направление этой энергии обусловлено содержанием сознания. Неразработанность этой содержательной стороны психоанализа Фрейда, очевидно, связана с проблемой мировоззрения.

Искусство, согласно Фрейду, также служит компенсации вытесненных влечений, поэтому произведения искусства анализируются им с точки зрения «разоблачения» влечений.

Там, где человек и его психика ограничиваются «наличностью» и «подспудностью», такое понимание искусства и творчества неизбежно.

Все выходящее за пределы сексуальной динамики, по Фрейду, несущественно: не существует как самостоятельная реальность. Духовность, художественность, прекрасное остаются за бортом психоанализа.

* * *

Теорию катарсиса как эмоциональной разрядки Л.С. Выготский развил, исходя из структуры художественного произведения.

Анализируя психологию эстетической реакции на материале басни, как «малой драмы», Выготский ищет «психологический механизм» катарсиса, исходя из формы басни. Он обращает внимание на два противоположно направленных плана: «…

Всякая басня, и, следовательно, наша реакция на басню, развивается все время в двух планах, причем оба плана нарастают одновременно, разгораясь и повышаясь так, что в сущности оба они составляют одно и объединены в одном действии, оставаясь все время двойственными»13. Так, в «Вороне и Лисице» чем сильнее лесть, тем сильнее издевательство — в одной и той же фразе.

В «Стрекозе и Муравье» — чем сильнее беззаботность, тем острее и ближе гибель. В басне — разрядка двойственности чувств, которая все время нарастала: «Поди же, попляши» означает и — «резвись», и — «погибни». Аффективное противоречие и его разрешение в коротком замыкании противоречивых чувств составляют истинную природу нашей психологической реакции на басню»14.

Это аналог трагического катарсиса: «В трагедии мы знаем, что два развивающихся в ней плана замыкаются в одной общей катастрофе, которая знаменует и вершину гибели, и вершину торжества героя. Трагическим обычно называли психологи и эстетики именно такое противоречивое впечатление, когда высшие минуты торжества нашего чувства падали на окончательные минуты гибели.

То противоречие, которое выразил Шиллер в известных словах героя: «Ты возвышаешь мой дух, ниспровергая меня», применимо к нашей басне» («Волк на псарне». — Т.Ф.)15. «…

От басни до трагедии закон эстетической реакции один: он заключает в себе аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, который в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находит свое уничтожение». «В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции».

Вслед за Шиллером Выготский видит сущность эстетического катарсиса в «уничтожении содержания формой». «…Именно формой достигает художник того эффекта, что содержание уничтожается, как бы погашается»16.

Так, печальная драма прощания Гектора умиротворяется ритмом гекзаметра; мрачный сюжет рассказа Бунина об убийстве и страсти просветляется эпическим спокойствием авторской интонации, дающей «легкое дыхание».

Таковы основные идеи Л. С. Выготского о психологической природе катарсиса.

Остаются, однако, вопросы: действительно ли искусство, говоря словами Выготского, является средством для «разрядов нервной энергии»? Если даже ограничиться энергетическим аспектом вопроса, то не служит ли искусство, напротив, средством, «заряжающим» нервную энергию? А может быть, все дело в том, что искусство призвано гармонизировать человека? Будем говорить пока об искусстве трагедии, которое относится к области высокого искусства, искусства возвышающего. Этим оно существенно отличается от комедии, басни и других жанров17. По-видимому, эта характеристика трагедии связана с тем, что ее задача — перевести состояние зрителя-соучастника на новый уровень переживания и осознания: возвысить его. Переживание трагического действия приводит не к «разрядке» нервной энергии, не к «погашению» и «уничтожению» аффектов, а к их преобразованию: гармонизации. Зритель уходит не «разреженным», а «наполненным» и «воодушевленным».

Утверждение о противоположности формы и содержания в искусстве является лишь эмпирической констатацией. Само по себе оно не вскрывает сущности и психологической природы эстетической реакции, но содержит проблему, требующую разрешения.

Ведь форма в искусстве — это форма своего содержания, средство именно его выражения. Если же форма противоречит содержанию, значит, оно не выражает это содержание. Иначе — это не искусство. Противоречие фабулы и формы действительно существует, и примеры, приведенные Л.С.

Выготским, могут быть умножены.

Но какое же содержание отражается формой, если этим содержанием не является фабула? Очевидно, форма отражает содержание художественного произведения на уровне его духовного смысла. Форма ведет зрителя от внешнего хода событии к раскрытию его внутренней, сокровенной сущности.

И только тогда, когда противоречие внешних событий и смысла происходящего предельно выявляется и «снимается» в трагической кульминации, происходит тот переход на иной — духовный — уровень осознания, который объединяет трагического героя и зрителя в возвышенном переживании катарсиса18.

Далее следует психологическая проблема: почему противоречие разнонаправленных тенденций в искусстве приводит к их примирению? Ведь обычно такое противоречие вызывает внутрипсихический конфликт, а не разрядку напряжения. Едва ли можно ответить на этот вопрос на основе лишь формально-энергетической характеристики эмоциональной динамики катарсиса.

И наконец, почему отрицательные эмоции превращаются в положительные? Ведь речь идет не просто об избавлении от напряжения и чувстве облегчения. Переживание катарсиса — это духовная радость, чувство открытия вечного смысла бытия. Страдает эгоистическое наличное «Я»; радуется человек встрече с духовным «Я».

Осуждение и жертва

Сторонники теории катарсиса как разрядки напряжения для подтверждения и обоснования своей точки зрения обращаются к древним празднествам и обрядам очистительного характера.

Историческому анализу катарсиса посвящено исследование О.Р. Арановской «О фольклорных истоках понятия «катарсис».

«Происхождение драмы связано с праздниками карнавального типа или праздниками обновления (новогодние обряды, масленицы, римские сатурналии, греческие дионисии, медвежьи праздники и др.). Все эти праздники имеют очистительные обряды.

«Очистительные ритуалы всего мира включают перенесение скверны на иной объект и изгнание нечистой силы, так называемый экзорхизм»19.

Арановская говорит о связи катарсических празднеств с генезисом драмы.

Греческая трагедия — «трагедия суда»: все ее действие — в узнавании виновников события; финал — исход или изгнание трагической жертвы; ее герой без вины виновный, «нечаянный» преступник.

«Таким образом мы приходим к выводу, что катарсис есть общая единая функция трагедии и обряда, магический смысл ее — симуляция процесса, которого требуется избежать»20.

Можно увидеть структурные сходства первобытных культов с греческой трагедией и даже с христианской религией, но смысл их несопоставим.

Апостол Павел пишет: «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (Кор. 10, 20-22).

Искупительная Жертва Господня — воплощение на земле Сына Божия, взявшего на Себя грехи всего человечества, чтобы Крестными страданиями на Голгофе искупить мир.

Насильственное принесение в жертву человека21 в языческих ритуальных праздниках — зло, «бесовская жертва». Пока в мире действует зло, в жертву приносятся лучшие сыны человечества.

Но зло не может торжествовать окончательно: духовные заветы тех, кто шел на жертву ради Истины, остаются жить, приводя к раскаянию их гонителей.

Накануне Своих Крестных страданий Христос сказал ученикам: «Если меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Иоан. 15, 20).

* * *

Стремление к осуждению, изгнанию и уничтожению того, кто духовно выше «массового сознания», имеет и свои психологические корни. А.А. Ухтомский видит в этом проявление «доминанты на себя» и порождаемого ею Двойника: «…

Везде, где человек осуждает других, он исходит из своего Двойника, и осуждение есть, вместе с тем, и тайное, очень тонкое, тем более ядовитое самооправдание, т.е.

успокоение на себе и на своих точках зрения! Самооправдание же и успокоение на себе и на своих точках зрения (доминанта на Двойника) застилает глаза на реальность, и тогда наступает трагедия: люди не узнают Сократа, объявляют его вредным чудаком, заставляют его поскорее умереть!»22

Люди не узнают Сократа потому, что он слишком «другой» — и другого они не способны увидеть. Все другое, отличное воспринимается как странное, чуждое — и изгоняется. Изгнав свою духовную сущность, человек изгоняет тех, кто является ее носителями.

Сократ — не просто другой. Он призывает сограждан к личной ответственности, пробуждает их совесть как главный критерий справедливости; он нарушает сложившиеся устои их жизни — и поэтому его осуждают2.

Но идеи Сократа уже вошли в их жизнь, стали жить после его смерти — и Сократ был оправдан, приведя к раскаянию своих обвинителей. Так история осуждения и оправдания Сократа воспроизводит архетип осуждения и жертвы.

Его содержание и смысл не подтверждают теории катарсиса как «разрядки напряжения».

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/32047.html

Ссылка на основную публикацию