Клиническая психология — психология

Клиническая психология: что это, разделы, описание работы психолога

Рубрика: Полезно знатьОпубликовано 28.01.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 9 мин   ·   Просмотры:

Клинический психолог – специалист по медицинским и психологическим проблемам, который занимается диагностированием, корректировкой различных психических расстройств.

В 90-е годы медицинская и клиническая психология означали одно и то же. На сегодняшний день это все же две разные дисциплины. Не стоит путать их и с психиатрией. У них похожие задачи, но отличающиеся методы лечения.

Психиатрия направлена на устранение патологий, дефектов, при которых необходима госпитализация или стационарное лечение. Это заболевания – шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия.

Психология клинического направления исследует проблемы дезадаптации и пограничных психических состояний, когда человек пока не патологически болен, но уже и не в норме.

Разграничение патологии и нормы довольно-таки сложный процесс. На данный момент разделяют соответствующие нормы по возрастному развитию, у каждого периода свои критерии ощущения мира, отношения к нему.

Психолог оценивает, насколько личность гармонично развита – уживается с собой и другими, умеет ли быть гибкой, способность объективно мыслить, стрессоустойчивость, умение планировать и подстраивать свой распорядок дня, соблюдать режим труда и отдыха.

Норма – это то, как человек справляется с жизненными трудностями, вхож в социум, продуктивно трудится, насколько критически мыслит.

При диагностике клинический психолог и психиатр применяют и свой личный опыт, придерживаются и рекомендаций общей психологии, а также сведениями из МКБ и Справочника по расстройствам психики.

Предметом клинической психологии могут выступать:

  • Подготовка и проведение методов психотерапии.
  • Нарушения в психическом развитии.
  • Возникновение деструктивных изменений в психике.
  • Применение психологических методик для влияния на сознание пациента с целью лечения и в качестве профилактики.
  • Организация исследования с помощью определенного инструментария и определение принципов для этого, методологии.
  • Выяснение того, как влияют всяческие расстройства на психику пациента.
  • Роль психики в появлении, протекании и профилактике расстройств.

Психологи разрабатывают и проводят психокоррекцию и психотерапию. Они также исследуют вопросы общей психологии, сравнивают норму и патологию, изучают границы нормального, определяют то, как соотносятся социальное и биологическое в человеке, пытаются разрешить проблематику психического распада.

История появления

Клиническая психология начинала развиваться на рубеже 19 столетия еще французскими исследователями, российскими психиатрами. Из числа французов можно выделить Ж.-М. Шарко, Р. Рибо, П. Жане, И. Тэна. Из русских ученых называют В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова, В. Х. Кандинского, И. А. Сикорского и других видных психиатров тех лет.

Так, В. М. Бехтерев в 1885 году основал первую в России психологическую лабораторию. Именно на базе психоневрологического института им. Бехтерева было проведено большое количество исследований.

Влияние на непосредственное развитие отечественной психологии клинического направления оказали И. П. Павлов, В. П. Осипов, В. Н. Мясищев, Г. Н. Вырубов. Особую роль в психологии в целом сыграл Л. С. Выготский, а затем его идеи были поддержаны и продолжены А.Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым и другими.

В период Второй Мировой войны все известные психологи, самые лучшие из них, были отправлены в военные госпитали и на практике постигали азы медицинской психологии. Среди них были Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник.

Вся эта плеяда ученых умов помогала солдатам справляться с травмами, стрессами, переживать поражения головного мозга.

Именно данная практика позволила им сформировать первые положения клинической психологии, поскольку был собран уникальный обширный материал по психическим расстройствам, которые связанны с локализованными мозговыми нарушениями.

Отрасли клинической психологии

  1. Психосоматика. Направлена на выявление соматических и психосоматических проблем пациента, их происхождение. Раздел изучает взаимосвязи таких сложных заболеваний как онкологические с психическими факторами, их провоцирующими.

    Психолог помогает подготовить больного к непростой информации о диагнозе, сопровождает его на протяжении болезни, настраивает на операцию, помогает при реабилитации и так далее.

    Кроме того, данный раздел посвящен расстройству — острой хронической психической травме, которая может привести к ишемии, язвенным заболеваниям, гипертонии, нейродермитам, псориазу, бронхиальной астме.

  2. Психотерапия – базовый метод при психокоррекции.

    Представляет набор методик и техник, которые используются психологом при терапии и проведении ряда изменений, касающихся психоэмоциональной сферы пациента, а также его поведения, коммуникативных навыков. Коррекционные мероприятия направлены на повышение настроения, самочувствия, адаптационных возможностей освоения в обществе.

    Психотерапия проходит как в группе, так и в индивидуальном порядке.

  3. Нейропсихология – большая отдельная дисциплина в науке, которая занимается исследованием головного мозга и центральной нервной системы, их роли в психических процессах человека.

    Включает и психиатрию, и неврологию, и философские проблемы при достижении понимания того, как функционирует человеческое сознание. Изучает искусственные нейрональные сети, когнитивную науку. В советской психологии специалисты рассматривали вопросы причинно-следственных связей поражения мозга, локализации нарушения и происходящими в это время изменениями в психике.

    Нейропсихологи изучали такие трансформации в функциональных особенностях психики, возникающих из-за мозговых травм, исследовали местоположение ведущего центра заболеваний и разрабатывали методы реабилитации, лечения, а также теорию и методологию основ для психологии общей и клинической.

  4.  Психокоррекция – основа для психотерапии.

    Она направлена на непосредственное оказание помощи больному. Формирует не только психотерапевтическую программу, но и последующую реабилитацию как системную медико-психологическую деятельность.

    Психокоррекция позволяет восстановить свой социальный статус, вернуться в общество полноценным его членом, благодаря сочетанию педагогических, медицинских, психологических и социальных процедур и мероприятий. Сюда относятся и психогигиена, изучающая сохранность и поддержку психического здоровья, и психологическая профилактика – совокупность мер, предупреждающих появление психического расстройства.

5. Патопсихология. Изучает вопросы психических нарушений, расстройств, нарушений объективности восприятия окружающего мира, происходящих из-за деструктивных процессов в центральной нервной системе. Данный раздел исследует закономерности дисфункций психических процессов при различных психопатологиях в связи с факторами, что способствуют их появлению, а также позволяет найти эффективные методы коррекции.

Методы

Психолог клинического направления применяет различные методы и методики для объективной и дифференцированной оценки состояния клиента. Диагностика помогает специалисту квалифицировано рассмотреть вариант нормы и патологии для отдельно взятого человека.

Он выбирает ту или иную методику в зависимости от каждого конкретного пациента, признаков его психического расстройства, уровня образования, степени умственного развития.

  • Выделяют такие методы:Исследование творчества;
  • Экспериментальные методы психологии – стандартизированные и оригинальные;
  • Наблюдение;
  • Анамнестический метод сбора информации о прошлых заболеваниях, перенесенных осложнениях, причинах нынешнего расстройства;
  • Беседа и опрос;
  • Биографический;
  • Психофизиологический – ЭЭГ, к примеру.

Различия психолога и психиатра

Клинический психолог специализируется на медицинской сфере происхождения психических заболеваний, исследует их при помощи диагностики, применяет коррекцию, однако не всегда вправе прописывать для этих средств лекарственные препараты.

«Орудие» психолога – общение, терапия, но никак не таблетки. Такой специалист применяет комплекс психодиагностических, психокоррекционных методик в своей работе, ориентируется на теоретическую базу, совмещающую знания психолога и врача.

Тем самым значительно расширяет свои профессиональные возможности для помощи пациентам и собственного развития.

Тем не менее, у психиатров и психологов одна задача – помочь и вылечить человека от психических патологий, расстройств. Настроить больного на положительные результаты, изменить его мировоззрение, мировосприятие, направить по нужному пути, снизить деструктивное поведение. Однако психиатр – врач прежде всего.

Он на протяжении 5 лет проходит исключительно медицинскую подготовку, как любой другой специалист из врачебной сферы, переходит для практики в интернатуру, в результате чего и выбирает свою будущую профессию, определяется с узкой специализацией. Например, может предпочесть работу с детьми или только с инвалидами.

Психиатры при общении и лечении больных используют медицинскую модель. То есть они применяют, конечно, психологические и знания, и методики, но ориентируются в большей степени на медицинскую позицию. И, как врачи, выписывают препараты – психотропные, тяжелые седативные. Лекарственная терапия – прерогатива психиатров. Но не без психотерапии.

Психиатры справляются с гораздо более сложными случаями психических заболеваний, нежели клинические психологи.

Психологи клинического профиля не прибегают к медикаментозному лечению, хотя в Америке в отдельных штатах практикуют такие методы. Но, тем не менее, для этого они проходят специальную подготовку, чтобы разбираться в лекарственных средствах и иметь право их назначать. В спектр применяемых в данной области препаратов входят седативные, психотропные лекарства.

Клинический психолог часто работает во взаимосвязи с психиатром, дабы расширять полученную путем терапии информацию.

Особенности работы клинического психолога

Медицинский психолог может трудиться как теоретик и как практик. Но по большей части он занимается, конечно, психокоррекционными мероприятиями и делает упор в своей деятельности на психодиагностику.

Клинический психолог развивает коммуникативные навыки, так как ему приходится общаться не только с больными, но и условно здоровыми. То есть взаимодействие происходит на самых разных уровнях. Особую роль играет работа с пациентами, страдающими нервными расстройствами.

Пациентами также выступают люди с соматическими нарушениями – травмами головы, онкологиями, инсультами. Психолог взаимодействует и с близкими больных, поскольку их помощь очень важна в лечении и восстановлении здоровья человека.

Медицинский психолог занимается коррекцией поведения детей, помогает им справляться с тревогой, большим количеством страхов, нервными проявлениями.

Одно из преимуществ профессии клинического психолога – возможность проводить семейные консультации в случаях, когда между членами семьи напряжены отношения, и провоцируется стрессовое положение каждого из них. Данный специалист, благодаря медицинскому образованию, способен проявлять себя и в социальной сфере. Он может просвещать население, проводить профилактику по сохранению психологического комфорта.

Психолог медицинского профиля наряду с другими специалистами влияет, в том числе, и на установление инвалидности по каким-либо показаниям. Его консультационную помощь используют при проведении судебно-медицинской экспертизе. Для того, чтобы дать точный диагноз, клинические психологи работают в связке с психотерапевтом, неврологом, психиатром и специалистами из других сфер медицины.

Место работы

Психолог клинического направления, как и любого другого, может консультировать в частном порядке.

Такая работа направлена на помощь в кризисных ситуациях, особенно экстренных, не требующих отлагательств и, соответственно, при недостатке времени на ожидания в поликлиниках.

Человек не обязательно должен считаться больным, ведь у каждого из нас возникают такие ситуации, в которых самостоятельно разобраться сложно.

Медицинские психологи также трудятся в больницах в психоневрологических отделениях, в психиатрических клиниках, а также в специализированных учреждениях, направленных на лечение неврозов и пограничных состояний, различных психических расстройств.

Клинический психолог работает и в хосписах, диагностирует в поликлиниках и детей, и взрослых. Он поддерживает пациентов с различными заболеваниями в любом из отделений. Такой психолог отслеживает общее психологическое состояние больного, помогает справляться со сложностями адаптации, проживания, корректирует возникающие деструктивные тенденции в поведении и мыслях человека.

Помощь медицинского психолога нужна и в домах престарелых, детских домах и интернатах, в специализированных учреждениях для детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Кроме того, такой психолог трудится в санаториях и домах отдыха, работает с коррекционными классами в школах, в реабилитационных центрах различных направлений.

Клинический психолог – широкий спектр работы с самыми разными категориями людей, которые нуждаются в психологической помощи, но порой могут оказывать влияние и на самого консультанта. Потому в этой профессии высокий риск эмоционального выгорания.

Специалист должен обладать определенным набором профессионально важных качеств, чтобы справляться со стрессами, быть терпеливым к человеческим проявлениям, а также иметь огромное желание помогать другим.

Клинический психолог всегда готов преодолевать трудности, что подстерегают его на сложном, но таком важном профессиональном пути.

Источник: https://psihter.ru/polezno-znat/klinicheskaya-psihologiya/

Что изучает клиническая психология

Клиническая психология изучает особенности функционирования психики у больных людей. Такое название этот раздел науки в России получил не так давно — в последнем десятилетии XX века, до этого употреблялся термин «медицинская психология», так же именовалась и соответствующая специальность.

В международной врачебной практике сложилась несколько иная ситуация: там медицинская и клиническая психология означают принципиально разные сферы. Определение клинической психологии то же самое, а медицинская психология понимается как узкоспециальная область, затрагивающая в основном проблемы отношений между врачом и больным.

Что изучает

Разговор о любой науке начинается с выяснения ее предмета, задач и методов исследования. Итак, что представляют собой предмет и структура клинической психологии? В широком смысле предмет этой науки можно определить как психические проявления соматических (телесных) расстройств, а также собственно сами психические расстройства.

Иными словами, те специфические черты психики больного, которые имеют значение для диагностики и лечения его заболевания. Рассматривая этот вопрос более подробно, необходимо отдельно определить предмет клинической психологии общей и частной. В первом случае изучаются закономерности психики и психических патологий в целом:

  • Взаимовлияние и взаимодействие психических и телесных расстройств.
  • Общие характерные черты психологии больного (а также отражение на его психике пребывания в лечебном учреждении), врача, особенности их общения.
  • Врачебная этика и врачебная тайна.
  • Поддержание психологического здоровья человека.
  • Особенности психологии в каждый из возрастных этапов развития личности, а также во время кризисных периодов.

Во втором случае мы говорим об особенностях конкретного пациента, то есть, например, о состоянии психики перед предстоящей операцией, или у больных с дефектами органов чувств, или у личностей, страдающих от разного рода зависимостей, или у пациентов с психическими расстройствами и так далее.

Что касается структуры науки, то основные разделы клинической психологии — это такие обширные отрасли знаний, как патопсихология, нейропсихология и психосоматика. Патопсихология изучает отклонения в психических процессах в сравнении с их нормальным протеканием.

Интересы нейропсихологов сосредоточены в сфере заболеваний центральной нервной системы, особенно поражений головного мозга. Наконец, психосоматика занимается соотношением и взаимовлиянием биологических и психических факторов в нормальных и патологических состояниях.

Рекомендуем: Глубинная психология — это

Также выделяются узкие разделы (реабилитология, медико-психологическая экспертиза и другие). Кроме того, наука включает такие направления, как клиническая психология детей и подростков, семьи, девиантного поведения и так далее.

Задачи, которые ставит перед собой эта дисциплина, условно делятся на практические и теоретические.

К первым относятся выявление соотношения между сознательными и бессознательными процессами, нормы и расстройства состояния психики, изучение процессов восприятия, мышления и другие.

Практические задачи клинической психологии — это в первую очередь различного рода диагностика, психокоррекция и психологическое консультирование.

Определив структуру, предмет и задачи клинической психологии, рассмотрим методы, которыми пользуется дисциплина. Самые распространенные методы клинической психологии — это наблюдение, беседа, сбор биографических данных, сбор сведений о течении расстройства (анамнестический метод).

Также сюда можно отнести анализ творческой деятельности пациента (рисунков, писем, предметов декоративно-прикладного искусства), разнообразные психологические эксперименты, психофизиологический метод.

Последний представляет собой комбинацию психологических и физиологических приемов (например, электроэнцефалографии).

Те или иные методы исследования в клинической психологии (а также их сочетание) избираются в соответствии с конкретной целью врача, текущим состоянием пациента, особенностями его характера и другими факторами.

Норма и патология

Основные понятия клинической психологии можно представить в виде бинарных оппозиций: «норма — патология» и «болезнь — здоровье». Остановимся на них подробнее.

«Норма» — пожалуй, главный для дисциплины термин — составляет основу категориального аппарата клинической психологии; однако значительная трудность состоит в том, что это весьма противоречивое и неоднозначное понятие, и, как бы парадоксально это ни звучало, норма не является категорической противоположностью патологии.

Рекомендуем: Житейская и научная психология

Дело в том, что выделяются различные виды норм: статистическая, идеальная, социальная, функциональная, индивидуальная. Первая представляет собой усредненный показатель «стандартного» человека, под идеальной понимается произвольно установленный образец для подражания, социальные нормы определяют поведение человека с точки зрения принятых в обществе правил.

С помощью функциональных норм можно оценить состояние личности с точки зрения последствий для здоровья или достижения определенной цели; наконец, индивидуальная или субъективная норма говорит не о стандартных показателях, а о конкретных, характерных именно для данного пациента.

Все эти виды нужно учитывать в процессе выявления расстройств психики и, таким образом, становится очень тонкой грань, отделяющая психическую норму от психической патологии, а следовательно, состояние здоровья от заболевания. В этом заключается основная проблема клинической психологии.

Рекомендуем: Высшие психические функции

Категория здоровья рассматривается с двух сторон: в аспекте психическом и телесном. В целом, пользуясь определением Всемирной организации здравоохранения, под здоровьем принято понимать не только отсутствие болезней, а состояние, при котором достигнуто физическое, душевное и социальное благополучие. Отдельно выделяются показатели психического здоровья:

  • Способность контролировать поведение, учитывая общественные правила; способность изменять его под воздействием обстоятельств.
  • Способность строить планы и воплощать их в жизнь.
  • Сохранение критической оценки собственных действий.
  • Одинаковое переживание повторяющихся ситуаций.
  • Осознание своего «Я».
  • Адекватное соотношение психических реакций личности и воздействий, которые их вызвали.

Связь с другими дисциплинами

Клиническая психология — это наука междисциплинарного характера. Основой для нее становятся общая психология, психиатрия, неврология.

Так, и психиатрия, и клиническая психология изучают психические расстройства, хотя первая делает упор на их телесные проявления, а вторая — на душевные. Некоторые западные специалисты и вовсе считают психотерапию подразделом клинической психологии.

Связь с неврологией объясняется концепцией психоневрального параллелизма. Суть ее в том, что каждое явление в психике находит отражение в конкретном явлении центральной нервной системы.

Рекомендуем: Безусловные рефлексы: определение понятия

Кроме того, точки пересечения обнаруживаются с психогигиеной, физиологией, фармакологией, педагогикой и другими науками. Например, на стыке фармакологии и клинической психологии лежат такие важнейшие вопросы, как определение психологического воздействия лекарственных средств, а также возникновение известного эффекта плацебо.

Тесную взаимосвязь обнаруживают клиническая и специальная психология, а если точнее, тесно смыкаются специальная психология и клиническая психология детей и подростков.

Напомним, что специальная (или коррекционная) психология занимается нарушениями психоэмоционального развития ребенка.

Здесь же проявляется и отмеченная сопряженность с педагогикой, если речь идет о методах обучения для детей с отклонениями в психическом развитии.

Прошлое и современность

История развития дисциплины насчитывает тысячелетия: возникновение клинической психологии относится еще ко временам античности. Уже тогда как смежные области знаний развивались медицина, анатомия и психология, вернее, ее основа — первые научные представления о психике человека.

Так, легендарный врач Гиппократ разработал первую классификацию темпераментов. Герофил и Эразистрат, представители Александрийской школы врачей, известны изучением мозга человека. Именно с извилинами этого органа они связали превосходство человека над другими животными в интеллекте.

В Средние века история развития клинической психологии, как, в общем-то, и всех других наук, отмечена мощнейшим влиянием церкви. Накопление знаний о психике в этот период приостановилось.

Рекомендуем: Гештальтпсихология

В эпоху Возрождения возникает сам термин «психология». Также в этот период пишут свои труды Бэкон и Декарт, оказавшие существенное влияние на становление психологии и отдельных ее отраслей.

Понятие «клиническая психология» введено в начале XX века американским врачом Лайтнером Уитмером, однако тогда его смысл был совсем иным, чем тот, что закладывается в определение дисциплины сейчас. Уитмер основал первую в мире психологическую лечебницу, но использовал психологические приемы только для диагностики аномалий развития у школьников.

В современном же понимании клиническая психология охватывает проблемы более широкого диапазона, а также направлена на лечение людей всех возрастов. Расширилось и само понятие «клиника», в которое теперь входит все множество внутри- и межличностных проблем индивида.

Рекомендуем: Процесс забывания: механизмы и факторы

Клиническая психология уже не ограничивается наблюдением за отдельным больным — она также рассматривает его отношения с другими пациентами, с терапевтом, а также существование вне стен лечебного учреждения. Оказывается помощь при семейных конфликтах, консультируются пожилые люди, жертвы насилия и многие-многие другие группы пациентов.

Именно в силу таких разносторонних возможностей применения специальность «клинический психолог» чрезвычайно популярна и востребована в наши дни.

Программа «Введение в клиническую психологию» подразумевает изучение протекания различных психических процессов в норме и патологии, овладение различными методами психологической диагностики и коррекции с учетом индивидуальных особенностей пациента или группы пациентов и так далее.

Эта профессия позволяет быть как теоретиком, так и практиком, однако чаще всего выбирается именно практическая деятельность. Можно осуществлять частную практику (тогда, вероятнее всего, в основном придется иметь дело с консультированием людей в кризисных ситуациях) либо работать в поликлиниках, хосписах, домах престарелых, интернатах и других подобных организациях.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/klinicheskaya-psixologiya.html

Клиническая психология как наука: история развития, связь с науками

Клиническая психология как наука родилась в 1907 году, когда американский психолог Л. Уитмер ввел этот термин в обиход. Уже через десять лет в США была создана первая в мире организация клинических психологов.

История клинической психологии

В Европе, а именно в Германии, организация клинических психологов была основана в середине ХХ века, хотя все основания для этого существовали еще в конце XIX века, когда К.Г. Юнгом была создана первая в мире кафедра медицинской психологии.

Большой вклад в развитие европейской и, конечно же, своей, отечественной клинической (тогда ее называли медицинской) психологии внесли русские ученые, в том числе В.М. Бехтерев, создавший первую в России психологическую лабораторию при психиатрической клинике и Психоневрологический институт.

В ХХ веке клиническую психологию развивали такие отечественные психологи как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, И.П. Павлов, В.Н. Мясищев и его ученик Б.Д. Карвасарский (по учебнику которого сегодня все студенты изучают предмет «Клиническая психология»).

Проблема заключается в том, что практически весь ХХ век советская психология была изолирована от мировой.

То, что на западе называли «клинической психологией», в СССР именовалось «медицинской психологией», медицинской же психологией за рубежом называли лишь узкую сферу психологии, изучающую взаимодействие врача и больного.

В результате, когда в девяностых годах произошла «встреча» двух психологических школ, возникла путаница.

Путаница в понятиях и терминах сохраняется и до сих пор. Кто-то отождествляет понятия медицинской и клинической психологии, кто-то считает, что медицинская психология включает клиническую, а кто-то – наоборот, есть и четвертый вариант – это две разные, хоть и близкие отрасли науки.

Все эти и иные подобные разногласия, споры и расхождения в теории, однако, не мешают развитию психологии.

Направления и разделы клинической психологии

Психология – широкая, многоотраслевая наука. Большинство ее отраслей призваны соединять общую психологию с другими науками или сферами деятельности людей.

Клиническая психология – это отрасль психологии на границе с медициной, изучающая проблемы медицины с точки зрения психологии. Клиническая психология изучает психику человека в периоды возникновения, течения и исхода болезни, а также в восстановительный период после нее.

Важно, что клиническая психология рассматривает психические явления в их взаимодействии с болезнями не только в общем и целом, но и в частных случаях. Именно поэтому существуют два направления клинической психологии:

  1. Общая клиническая психология. Занимается изучением общих закономерностей:
  • психологии больного человека,
  • психологического климата и общей атмосферы в медицинских учреждениях,
  • психологии медицинского работника,
  • типа отношений «больной – врач»,
  • проведения психотерапии больного.
  1. Частная клиническая психология. Изучает психологические особенности конкретного больного или конкретного типа больных:
  • психику больных, страдающих психическими, сердечно-сосудистыми, онкологическими, инфекционными, кожными, гинекологическими и иными видами боязней,
  • психику людей, страдающих от зависимостей (наркотической, алкогольной и так далее),
  • психику человека при проведении экспертизы (судебной, военной, трудовой),
  • состояние человека до операционного вмешательства и после него,
  • особенности психотерапии людей с определенным типом заболевания.

Отдельно выделяются разделы клинической психологии (по поводу того, какую область знаний считать разделом клинической психологии, в научной среде также существуют разногласия, поэтому нижеприведенный список нельзя считать постоянно действующим):

  1. Патопсихология, существующая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии и изучающая нарушения психики, спровоцированные поражением центральной нервной системы.
  2. Нейропсихология, сочетающая психологию, неврологию и нейрохирургию и исследующая роль нервной системы в работе психики.
  3. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения. Подробнее о психологии девиантного поведения читайте в статье https://ourmind.ru/psixologiya-deviantnogo-povedeniya.
  4. Психология аномального развития (специальная психология), изучающая отклонения от норм психического развития в онтогенезе, то есть дисонтогенез.
  5. Психосоматика, изучающая влияние психологических факторов на появление и развитие телесных (соматических) заболеваний.
  6. Психогигиена, направленная на профилактику, достижение и сохранение психического здоровья граждан.
  7. Психология врачебной этики, включающая вопросы долга, такта, врачебной тайны, проблему ятрогении (болезнь, спровоцированная неэтичными или неосторожными словами или действиями лечащего врача) и прочие аспекты.

Специфика работы клинического психолога

Клиническая психология это не только теория, но еще и практика, которая носит межотраслевой характер. Клинические психологи:

  • диагностируют,
  • научно исследуют,
  • консультируют,
  • проводят профилактику, коррекцию и психотерапию,
  • реабилитируют взрослых людей и детей, имеющих проблемы со здоровьем.

Клинический подход позволяет решать проблемы в сферах:

  • здравоохранения,
  • образования и воспитания,
  • социальной помощи (реабилитация пожилых людей, инвалидов, жертв насилия и так далее).

Если объект изучения врача – болезнь, то для психолога «объект» – личность больного человека. Врач взаимодействует с пациентом как субъект с объектом, психолог – как субъект с субъектом.

Врач диагностирует и лечит болезнь, клинический психолог оказывает психологическую поддержку человеку и помогает как ему, так и врачу оптимизировать процесс лечения.

Клинические психологи-теоретики не только изучают психические проявления болезней, влияние психики на болезнь и наоборот, но и разрабатывают новые принципы и методы исследования, а также методики воздействия на психику больного в лечебных целях, которые после будут использоваться на практике.

Также клинические психологи решают такие глобальные задачи как:

  • установление закономерностей развития и распада психики,
  • обнаружение роли сознания и бессознательного в психике,
  • соотношение социального и биологического в человеке,
  • определение понятий нормы и патологии (крайне спорный и сложный вопрос, на который не могут ответить ни только психологи, но и медики, социологи, философы).

Суть работы клинических психологов заключается в том, чтобы помочь больному найти в себе внутренние силы, ресурсы, потенциал, творчество и использовать их для адаптации, выживания и преодоления недуга (и в целом сопутствующей ему критической жизненной ситуации), а после и для успешной реабилитации.

Специалист в сфере клинической психологии, как и любой другой психолог, борется за поддержание здоровья клиента и гармоничное психическое развитие его личности.

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/klinicheskaya-psixologiya-kak-nauka

Каково быть клиническим психологом?

Автор Татьяна в 25/01/2015. Опубликовано Карьера в области психологии

Клиническая психология связана с оценкой, диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств. Хотя специалисты в этой сфере и работают в медицинских учреждениях, клинические психологи не являются докторами и не имеют право назначать лекарства в большинстве штатов США.

Клиническая психология — одна из крупнейших областей психологии, в ней огромное количество направлений. В рамках клинической психологии психолог может заниматься как психическим здоровьем детей или взрослых, трудностями в обучении, эмоциональными нарушениями, так и злоупотреблением психоактивными веществами, гериатрией или психологией здоровья.

Чем занимаются клинические психологи?

Часто клинические психологи работают в больницах, занимаются частной практикой или преподают. Клиницисты обучаются ряду методов и теоретических подходов.

Некоторые специализируются на лечении определённых психологических расстройств, в то время как другие работают с клиентами, сталкивающимися с широким спектром проблем.

Клинические психологи лечат некоторые из самых тяжелых психических расстройств — таких, как шизофрения и депрессия.

Как много зарабатывают клинические психологи?

По данным исследования АПА, в 2001 году средняя зарплата лицензированного клинического психолога составила $72,000. Из опрошенных психологов 65% занимались частной практикой, 19% работали в медицинских учреждениях и 2% работали в сфере услуг.

Считается, что спрос на психологов будет расти быстрее, чем спрос на специалистов других специальностей.

В 2009 году в своём докладе сотрудники CNN сообщили, что средний годовой оклад для опытных клинических психологов составляет $81,100, а верхняя планка в этой области достигает $172,000.

Клиническую психологию назвали одной из лучших сфер; в докладе отмечалось, что для клинических психологов на тот момент существовало почти 60000 рабочих мест, их количество, согласно прогнозам, к 2016 году должно вырасти на 16%.

Требования к кандидату

Работу в этой области можно найти и со степенью магистра, однако большинству психологов для трудоустройства требуется докторская степень в области клинической психологии. Клинические психологи должны иметь отличные коммуникативные навыки. Кроме того, необходимо осуществлять творческий подход к разработке планов лечения и ухода.

Каковы плюсы и минусы карьеры в клинической психологии?

К преимуществам карьеры в области клинической психологии относится то, что помощь людям в преодолении проблем может оказаться чрезвычайно полезной для самого психолога: различные потребности клиентов позволяют врачам искать творческие решения, самостоятельно определять свою занятость.

Однако, есть и минусы. Страховые компании требуют подробных записей о клиенте, поэтому клиническим психологам приходится выполнять очень много бумажной работы. Для них всегда существует риск выгорания из-за требовательного характера работы: долгие часы они проводят с нервными, нестабильными, нетерпеливыми клиентами.

Источник: http://aboutyourself.ru/psycareer/kakovo-byt-klinicheskim-psixologom.html

Читать

Клиническая психология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение как для психологии, так и для медицины.

В некоторых странах распространено понятие о медицинской психологии, но в большинстве стран чаще используется понятие «клиническая психология».

В последние десятилетия в России все чаще стал возникать вопрос о сближении отечественной и мировой психологии, что потребовало пересмотра таких понятий, как медицинская и клиническая психология.

Смена названия медицинской психологии на клиниче-скуюсвязана с тем, что в последние десятилетияпроис-ходит ее интеграция в мировую психологию.

Клиническая психология как организация исследователей и практиков представлена Американской ассоциацией клинической психологии с 1917 г., а в немецкоязычных странах – с середины XIX в.

В международном руководстве по клинической психологии под общей редакцией М. Перре и У.

Бауманна приводится следующее определение: «Клиническая психология – это частная психологическая дисциплина, предметом которой являются психические расстройства и психические аспекты соматических расстройств (болезней).

Она включает следующие разделы: этиологию (анализ условий возникновения расстройств), классификацию, диагностику, эпидемиологию, интервенцию (профилактику, психотерапию, реабилитацию), охрану здоровья, оценку результатов».

В англоязычных странах помимо термина «клиническая психология» в качестве синонима используется понятие «патологическая психология» – Abnormal Psychology. Кроме клинической психологии, во многих университетах, в основном западных, преподается и медицинская психология. Содержание этой дисциплины может быть разным. Оно включает:

1) применение достижений психологии в медицинской практике (прежде всего это касается решения проблемы взаимодействия врача с пациентом);

2) предупреждение болезней (профилактику) и охрану здоровья;

3) психические аспекты соматических расстройств и пр. В соответствии с государственным образовательным

стандартом клиническая психология – специальность широкого профиля, направленная на решение комплекса задач в системе здравоохранения и образования. Отмечается также, что клиническая психология носит межотраслевой характер.

Специалисты дают различные определения клинической психологии. Но все они сходятся в одном: клиническая психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. Это наука, изучающая проблемы медицины с точки зрения психологии.

Ведущий советский психиатр А. В. Снежневский считает, что медицинская психология – это отрасль общей психологии, которая исследует состояние и роль психики в возникновении болезней человека, особенностях их проявлений, течения, а также исхода и восстановления. В своем исследовании медицинская психология пользуется принятыми в психологии описательными и экспериментальными методами.

По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно выделить общую и частную клиническую психологию.

Предметом общей клинической психологии являются:

1) основные закономерности психологии больного, психологии медицинского работника, психологические особенности общения больного и врача, а также влияние психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений на состояние человека;

2) психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

3) индивидуальность (личность, характер и темперамент), эволюция человека, прохождение им последовательных этапов развития в процессе онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), а также эмоционально-волевые процессы;

4) вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;

5) психогигиена (психология медицинских консультаций, семьи), в том числе психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический), психология половой жизни;

6) общая психотерапия.

Частная клиническая психология изучает конкретного больного, а именно:

1) особенности психических процессов у психических больных;

2) психику пациентов в период подготовки к хирургическим вмешательствам и в послеоперационном периоде;

3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т. д.);

4) психику больных с дефектами органов слуха, зрения и т. п.;

5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

6) психику больных алкоголизмом и наркоманией;

7) частную психотерапию.

Б. Д. Карвасарский в качестве предмета клинической психологии выделил особенности психическойдея-тельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации ее лечения, а также предупреждения и укрепления здоровья.

Что же является объектом клинической психологии? Б.Д. Карвасарский считает, что объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации исамореализации, которые связаны с его физическим, социальным и духовным состоянием.

Перед клинической психологией как самостоятельной наукой встают определенные цели. В 60-х-70-х гг. XX в. конкретные цели клинической психологии формулировались следующим образом (М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, 1966 г.; М. М. Кабанов, Б. Д. Карва-сарский, 1978 г.):

1) изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;

2) изучение влияния тех или иных болезней на психику;

3) изучение психических проявлений различных болезней в их динамике;

4) изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей микросредой;

5) разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

6) создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Подобное формулирование целей клиническойпсихо-логии соответствовало усиливающейся тенденции к использованию идей и методов данной науки для повышения качества диагностического и лечебного процесса в различных областях медицины со всеми неизбежными на данном этапе трудностями, обусловленными неодинаковой степенью развития того или иного ее раздела.

Можно выделить конкретные разделы медицинской психологии, которые находят практическое применение знаний в соответствующих клиниках: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика.

По мнению Б. В. Зейгарник, патопсихология изучает нарушения психической деятельности, закономерности распада психики по сравнению с нормой. Она отмечает, что патопсихология оперирует понятиями общей и клинической психологии и использует психологические методы.

Патопсихология работает как над проблемами общей клинической психологии (когда исследуются изменения личности психических больных и закономерности распада психики), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Объектом изучения нейропсихологии служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преиму-щественнолокально-очаговыепоражения головного мозга.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=112149&p=1

Ссылка на основную публикацию