Компьютерная психодиагностика — психология

Особенности компьютерной психодиагностики. Преимущества и недостатки использования компьютеризированных психодиагностических методик

Компьютерная психодиагностика - психология

Компьютерная психодиагностика — это направление исследований, связанное с использованием информационных технологий при проведении обследования или (и) анализе его результатов, а также разработкой и применением компьютерных тестов.

Основной целью этого направления является создание психодиагностического инструментария, в том числе компьютерных психодиагностических методик, а также разработка принципиально новых видов экспериментов и методов работы с экспериментально-психологической.

Таким образом, исследования в области компьютерной психодиагностики ориентированы на решение практических задач, а именно, на обеспечение психологов качественными психодиагностическими инструментами, создаваемыми на базе новых информационных технологий.

Первые упоминания о машинной обработке данных психологического теста относятся к 30-м годам.

В 70-80-е г.г. широкое распространение за рубежом получают компьютерные тесты, в большинстве своем представляющие модификации известных методик. В этот же период появляются первые адаптивные тесты, отличительной особенностью которых является то, что управление процессом тестирования частично, а в некоторых случаях и полностью передается компьютеру.

80-е годы — период наиболее активного развития компьютерной психодиагностики за рубежом, что связано с появлением достаточно мощных и доступных персональных компьютеров, а также господствующей в ряде стран Запада технократической парадигмой, навязываемой и психологической науке.

В 90-е годы, наряду с определенными достижениями, проявляется неудовлетворенность компьютерными тестами, навязывающими алгоритмы интерпретации результатов тестирования.

Наиболее остро эти тесты критикуются представителями клинической психологии и всеми теми, перед кем стоит задача постановки индивидуального диагноза.

Вот почему процесс создания компьютерной интерпретации результатов тестирования требует самостоятельных научных исследований.

Благодаря использованной технологии компьютерные психодиагностические методики становятся наиболее предпочитаемыми и распространенными инструментами психологов, проводящих исследование испытуемых в самых различных областях.

Их разработка предполагает создание систем, конструирующих диагностическое заключение по результатам исследования конкретного испытуемого в виде связного и непротиворечивого текста, достаточно полно отражающего психологические параметры, измеряемые тестом.

При этом автоматизированное заключение должно носить индивидуальный характер для каждого испытуемого, а не отображать некоторые «усредненные» характеристики и параметры, соответствующие определенному контингенту людей.

Достоинства:

· повышение эффективности работы психолога за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования;

· предоставление психологу возможности сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач благодаря освобождению его от трудоемких рутинных операций;

· повышение четкости, тщательности и чистоты психологического исследования за счет увеличения точности регистрации результатов и исключение ошибок обработки исходных данных, неизбежных при ручных методах расчета выходных показателей;

· возможность проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические исследования путем одновременного тестирования многих испытуемых;

· повышение уровня стандартизации условий психодиагностического исследования за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления заданий вне зависимости от индивидуальных особенностей исследуемого и экспериментатора;

· возможность для испытуемого быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности автоматизированного тестирования;

· возможность распространять опыт работы психологов за счет компьютерной интерпретации результатов тестирования;

· возможность систематически накапливать и хранить не только данные об испытуемом, но и сами результаты тестирования; тем самым разрешение проблемы «утраты» психодиагностической информации, характерной для тестирования с помощью «ручных» тестов, осуществляется благодаря заполнению базы данных испытуемых, являющейся неотъемлемым атрибутом любой автоматизированной методики.

Недостатки:

· Нужна рестандартизация (компьтеризирование некоторых методик ведет к существенному изменению их диагностических качеств, прежде всего валидности и надежности);

· Возможен психологический барьер во взаимодействии с компьютером (примерно у 30 % обследованных обнаруживался «феномен компьютерной тревожности» ) или эффект сверхдоверия (впечатлительные люди);

· Бывают некорректные формулировки;

· Ограничение времени;

· Некоторые тесты в принципе не могут быть переведены в компьютерный режим

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/44196.html

открытая библиотека учебной информации

открытая библиотека учебной информации

Основными задачами психодиагностики с практической точки зрения являются:

· разработка методов исследования индивидуальных психологических особенностей человека или создание психодиагностических методик;

· использование психодиагностических методик для исследования индивидуальных психологических особенностей конкретного испытуемого.

Важное значение для разработки и использования экспериментальных психодиагностических методик имеют технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации.

В докомпьютерную эпоху, а иногда по разным причинам и в настоящее время, такими средствами были и остаются «карандаш и бумага» (pencil and paper).

При разработки методик такая технология означает, что регистрация и обработка информации, проведение психометрических процедур и разнообразные расчеты реализуются «ручным» способом, в лучшем случае с помощью калькулятора.

При использовании методик наиболее распространенная процедура технологии «карандаша и бумаги» выглядит следующим образом. Испытуемый возвращает психологу бланк обследования, на котором отмечены выбранные им варианты ответов на вопросы (задания) психодиагностической методики.

Психолог выполняет процедуру «наложения ключей», то есть накладывает на полученный бланк специальный трафарет и подсчитывает количество попаданий ответов испытуемого в окошки трафарета͵ которые в совокупности называются диагностическим «ключом».

Затем психолог с помощью специальных таблиц или номограмм переводит подсчитанное количество («сырую» оценку по каждой из шкал) в новое число, так называемую стандартизированную оценку.

Совокупность стандартизированных оценок по каждой шкале и является результатом психодиагностического тестирования, который позволяет психологу выносить суждение об особенностях испытуемого, его психических свойствах, делать определœенный прогноз на будущее и давать те или иные рекомендации.

Технологию «карандаша и бумаги» постепенно вытесняют компьютерные технологии. Сегодня использование компьютерных технологий в психодиагностике постепенно оформляется в самостоятельную область исследований, получившую название компьютерной психодиагностики.

Компьютерная психодиагностика — это направление исследований, связанное с использованием средств вычислительной техники при проведении обследования или (и) анализе его результатов, а также разработкой и применением компьютерных тестов.

Основной целью этого направления является создание психодиагностического инструментария, в том числе компьютерных психодиагностических методик, а также разработка принципиально новых видов экспериментов и методов работы с экспериментально-психологической информацией.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, исследования в области компьютерной психодиагностики ориентированы на решение практических задач, а именно, на обеспечение психологов качественными психодиагностическими инструментами, создаваемыми на базе новых информационных технологий.

Компьютерный психодиагностический инструментарий — ϶ᴛᴏ сложный аппаратно-программный комплекс, позволяющий психологам осуществлять психодиагностическое исследование испытуемого. В целом, опыт работы с такими инструментами позволяет сформулировать некоторые ощутимые положительные эффекты, получаемые психологом, благодаря использованию автоматизированных тестов:

· повышение эффективности работы психолога за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования;

· предоставление психологу возможности сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач благодаря освобождению его от трудоемких рутинных операций первичной обработки данных;

· повышение четкости, тщательности и чистоты психологического исследования за счет увеличения точности регистрации результатов и исключения ошибок обработки исходных данных, неизбежных при ручных методах расчета выходных показателœей;

Читайте также:  Создание ужаса через напряжение - психология

· возможность проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические исследования путем одновременного тестирования многих испытуемых;

· повышение уровня стандартизации условий психодиагностического исследования за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления заданий вне зависимости от индивидуальных особенностей исследуемого и экспериментатора;

· возможность для испытуемого быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности автоматизированного тестирования;

· использование времени не только как управляемого параметра теста (исследователь с помощью компьютера способен регулировать и устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирования), но и в качестве диагностического параметра (к примеру, показатели временной динамики ответов испытуемого на вопросы психодиагностического теста могут выступать как индикаторы утомления, эмоционального шока и т.п.);

· возможность распространять опыт работы психологов за счет компьютерной интерпретации результатов тестирования;

· возможность систематически накапливать и хранить не только данные об испытуемом, но и сами результаты тестирования; тем самым разрешение проблемы «утраты» психодиагностической информации, характерной для тестирования с помощью «ручных» тестов, осуществляется благодаря заполнению базы данных испытуемых, являющейся неотъемлемым атрибутом любой автоматизированной методики.

Среди всœевозможных инструментов выделяют компьютерные версии психодиагностических методик и компьютерные психодиагностические методики.

Компьютерные версии психодиагностических методикпредставляют собой инструменты работы психологов, которые являются полным аналогом «бланковых» или «ручных» психодиагностических методик. Οʜᴎ осуществляют автоматизацию процессов администрирования, тестирования, подсчета результатов, учитывая при этом, что психологи умеют интерпретировать полученные данные результатов тестирования.

Компьютерные психодиагностические методики — ϶ᴛᴏ новый класс психодиагностического инструментария, осуществляющий автоматизированное исследование испытуемого с формированием компьютерного психодиагностического заключения на основе технологии инженерии знаний.

Инженерия знаний как направление исследований в области искусственного интеллекта изучает вопросы извлечения, структурирования, формирования и обработки знаний опытных специалистов для построения экспертных систем.

Технология инженерии знаний в психодиагностике позволяет «переносить» в компьютер знания и опыт медицинских психологов по интерпретации результатов тестирования испытуемых для создания компьютерных психодиагностических методик.

С помощью компьютерных психодиагностических методик пользователь имеет возможность получить расширенную интерпретацию результатов тестирования не хуже той, которую бы написал профессиональный психолоᴦ.

Компьютерные психодиагностические методики отличаются от компьютерных версий психодиагностических методик прежде всœего наличием базы знаний, определяющей принятие решений при формировании индивидуального компьютерного психодиагностического заключения на каждого испытуемого.

Появление и развитие компьютерной психодиагностики становится возможным на определœенном уровне развития информационных технологий. Первые упоминания о машинной обработке данных психологического теста относятся к 30-м годам.

Долгое время использование компьютеров в психологических (и психодиагностических) исследованиях ограничивалось предъявлением соответствующей информации обследуемому и ее обработкой. В 70-80-е ᴦ.ᴦ. широкое распространение за рубежом получают компьютерные тесты, в большинстве своем представляющие модификации известных методик.

В данный же период появляются первые адаптивные тесты, отличительной особенностью которых является то, что управление процессом тестирования частично, а в некоторых случаях и полностью передается компьютеру.

80-е годы — период наиболее активного развития компьютерной психодиагностики за рубежом, что связано с появлением достаточно мощных и доступных персональных компьютеров, а также господствующей в ряде стран Запада технократической парадигмой, навязываемой и психологической науке.

В 90-е годы, наряду с определœенными достижениями, проявляется неудовлетворенность компьютерными тестами, навязывающими алгоритмы интерпретации результатов тестирования.

Наиболее остро эти тесты критикуются представителями клинической психологии и всœеми теми, перед кем стоит задача постановки индивидуального диагноза [Бурлачук, Морозов, 1999].

Вот почему процесс создания компьютерной интерпретации результатов тестирования требует самостоятельных научных исследований.

Одним из базовых направлений компьютерной психодиагностики, активно развиваемым в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева на протяжении многих лет, является создание компьютерных психодиагностических методик.

В рамках этого направления разработана и используется уникальная технология создания компьютерных психодиагностических заключений — технология инженерии знаний, подробное описание которой содержится в монографии К.Р.Червинской, О.Ю.

Щелковой «Медицинская психодиагностика и инженерия знаний» (СПб, 2000).

Основными предпосылками или условиями использования технологии инженерии знаний для создания компьютерных психодиагностических заключений является наличие определœенного контингента испытуемых, в частности в области медицинской психологии — клиники (больных), психологов, приобретающих опыт интерпретации результатов тестирования в процессе психологического обследования больных и готовых передать накопленный опыт компьютерным системам, а также специалистов в области инженерии знаний и компьютерных наук. Уникальная ситуация лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им.В.М.Бехтерева (наличие и клиники, и психологов, и специалистов в области инженерии знаний, компьютерных наук) позволила разработать на основе технологии инженерии знаний ряд компьютерных психодиагностических методик как профессиональный инструментарий, осуществляющий автоматизированное исследование испытуемого с формированием компьютерного психодиагностического заключения.

Благодаря использованной технологии компьютерные психодиагностические методики становятся наиболее предпочитаемыми и распространенными инструментами психологов, проводящих исследование испытуемых в самых различных областях.

Их разработка предполагает создание систем, конструирующих диагностическое заключение по результатам исследования конкретного испытуемого в виде связного и непротиворечивого текста͵ достаточно полно отражающего психологические параметры, измеряемые тестом.

При этом автоматизированное заключение должно носить индивидуальный характер для каждого испытуемого, а не отображать некоторые «усредненные» характеристики и параметры, соответствующие определœенному контингенту людей.

Технология инженерии знаний в психодиагностике позволяет «переносить» в компьютер знания и опыт медицинских психологов по интерпретации результатов тестирования испытуемых для создания компьютерных методик.

Компьютерные психодиагностические методики отличаются от компьютерных версий психодиагностических методик прежде всœего наличием базы психологических знаний, определяющей принятие решений при формировании индивидуального компьютерного заключения на каждого испытуемого.

В целом, опыт работы с компьютерными психодиагностическими методиками позволяет сформулировать некоторые ощутимые положительные эффекты, получаемые психологом, благодаря использованию автоматизированных тестов:

· повышение эффективности работы психолога за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования

· предоставление психологу возможности сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач благодаря освобождению его от трудоемких рутинных операций

· повышение четкости, тщательности и чистоты психологического исследования за счет увеличения точности регистрации результатов и исключение ошибок обработки исходных данных, неизбежных при ручных методах расчета выходных показателœей;

· возможность проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические исследования путем одновременного тестирования многих испытуемых;

· повышение уровня стандартизации условий психодиагностического исследования за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления заданий вне зависимости от индивидуальных особенностей исследуемого и экспериментатора;

· возможность для испытуемого быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности автоматизированного тестирования;

Читайте также:  Волшебный пендель - психология

· использование времени не только как управляемого параметра теста (исследователь с помощью компьютера способен регулировать и устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирования), но и в качестве диагностического параметра (к примеру, показатели временной динамики ответов испытуемого на вопросы психодиагностического теста могут выступать как индикаторы утомления, эмоционального шока и т.п.);

· возможность распространять опыт работы психологов за счет компьютерной интерпретации результатов тестирования

· возможность систематически накапливать и хранить не только данные об испытуемом, но и сами результаты тестирования; тем самым разрешение проблемы «утраты» психодиагностической информации, характерной для тестирования с помощью «ручных» тестов, осуществляется благодаря заполнению базы данных испытуемых, являющейся неотъемлемым атрибутом любой автоматизированной методики.

Разработанные компьютерные психодиагностические методики находят широкое применение в медицинской психодиагностике: как в индивидуализированных клинических исследованиях с целью выявления эмоционально-личностных нарушений и их динамики в процессе лечения, так и в массовых скрининговых исследованиях с целью выявления групп повышенного риска психической дезадаптации и профилактики нервно-психических и психосоматических расстройств.

Читайте также

  • — Компьютерная психодиагностика

    Основными задачами психодиагностики с практической точки зрения являются: · разработка методов исследования индивидуальных психологических особенностей человека или создание психодиагностических методик; · использование психодиагностических методик для… [читать подробенее]

  • — Компьютерная психодиагностика

    Основными задачами психодиагностики с практической точки зрения являются: · разработка методов исследования индивидуальных психологических особенностей человека или создание психодиагностических методик; · использование психодиагностических методик для… [читать подробенее]

  • — Занятие 10.14 КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА. УСТРАНЕНИЕ «ПРОТИВОРЕЧИЙ» В КОМПЬЮТЕРНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ

    Порядок работы 1. Запустить психодиагностическую систему «Монада» (в каталоге MONADA запускающий файл ps.bat). 2. Ввести биосоциальные признаки (ФИО, пол, дату рождения, образование и т. д.). Для этого: · выбрать в главном меню пункт «Данные об обследуемом»; · в следующем меню… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/838262

    Психодиагностика. Классификация психодиагностических методик. Компьютерная психодиагностика

    Психодиагностика. Классификация психодиагностических методик. Компьютерная психодиагностика

    Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик.

    Особенности: регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции; строго определенные способы предъявления стимульного материала; невмешательство исследователя в деятельность испытуемого); стандартизация (наличие норм); надежность; валидность.

    Тесты

    • по форме проведения: индивидуальные и групповые;
    • по форме ответов: устные и письменные;
    • по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.;
    • по характеру стимульного материала: вербальные, невербальные, смешанные;
    • по содержанию: тесты интеллекта, способностей, достижений, личности.
    • по цели: определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п.

    Опросники

    • личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые);
    • анкеты.

    Проективные техники

    • методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла;
    • методики конструирования – создание целого из деталей;
    • методики интерпретации – объяснение события или ситуации, часто используется  комбинации с другими;
    • методики дополнения – завершение рассказа, картинки;
    • методики катарсиса – игровая деятельность, например, у детей, когда моделируется аналог проблемной ситуации;
    • методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему;
    • методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.

    Психофизиологические методики

    • без оценки индивида – диагностика свойств организма, нервной системы и т.д., которые характеризуют не личность испытуемого, а особенности его состояния или функционирования как биологической системы: например, сенсомоторные реакции;
    • аппаратурные – диагностика психофизиологических особенностей с помощью различной аппаратуры: например, электроэнцефаллография;
    • «бумага-карандаш» — тестовые задания, которые требуют минимум дополнительных условий и основаны на психофизиологических особенностях человека: например, теппинг-тест.

    2. Малоформализированные методики

    • методики наблюдения (наличие плана и критериев);
    • опрос (интервью);
    • Анализ продуктов деятельности.

    Если абстрагироваться от особенностей конкретного метода и методики, то психологическая диагностика в целом сводится к созданию тестового задания (условий, подбора фактов и т.д.) и фиксации действий испытуемого в ответ на его предъявление.

    Тестовое задание состоит из стимулов (раздражителей) и последовательности их предъявления (табл. 1). Варианты ответных действий испытуемого, которые можно зафиксировать как результат диагностики, представлены в таблице 2.

    Фактически любая диагностическая методика, в том числе и компьютерная, может рассматриваться как перечень стимулов и вариантов ответов на них, что, в принципе, позволяет стандартизировать компьютерные методики психодиагностики.

    И хотя  в теории существует эта стройная система, но на практике мы имеем множество тестовых программ с разными интерфейсами, разными способами предъявления стимулов и фиксации ответов, разными формами обработки и интерпретации результатов.

    Таблица 1
    Виды тестовых заданий (по Дюку, 1997)

    Виды стимулов

    Порядок предъявления
    стимулов

    Вербальные

    Невербальные

    Фиксиро-ванный

    Переменный

    Стандартизи-рованные

    Индивидуально
    ориентированные

    Статические

    Динамические

    Случайный

    С обратной
    связью

    Таблица 2
    Виды ответов на тестовые задания (по Дюку, 1997)

    Закрытые

    Открытые

    Динамическое
    реагирование

    Выбор

    Оценивание  по заданной шкале

    Восстановление
    частей

    Переструкту-рирование

    Дополнение

    Свободное
    конструирование

    По заданию

    По сюжету

    Это требует от психолога-диагноста понимания сущности используемой методики, достоинств и недостатков ее компьютерной реализации. Внешняя простота работы с компьютером и легкость освоения процедуры тестирования могут формировать ложную самоуверенность в своих силах.
    Компьютерные и компьютеризированные методики

    Согласно одному из ведущих специалистов по психодиагностике профессору Л.Ф.

    Бурлачуку, следует различать компьютеризированные тесты, где компьютер является вспомогательным средством для работы методики и когда правильнее говорить о ее компьютерной реализации, и собственно компьютерные методики, которые изначально ориентированы на возможности современной вычислительной техники и без компьютера не могут быть проведены. Так, например, предшественником моих компьютерных методик изучения реакции на движущийся объект (РДО) был телевизор с встроенными в него микросхемами для управления объектом на экране и фиксацией времени ответного реагирования испытуемого.

    Помните, что эффективное использование компьютерных программ, достоверность полученной информации и внедрение в практику результатов психодиагностических исследований зависят от Вашего представления об изучаемых особенностях, и  этой субъективности не поможет избежать ни одна программа.

    Стандартизация диагностической методики

    (по О.В. Беловой, 1997)

    Добиться объективности диагностической методики можно при выполнении следующих условий:

    • единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов;
    • единообразие оценки выполнения теста;
    • определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования.

    Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

    Первый этап состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

    • условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять, когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.
    • Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).
    • Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются испытуемому оригинальный стимульный материал или искаженные копии.
    • Временные ограничения выполнения теста. Например, выполнение заданий тестов на интеллект обычно ограничено определенным промежутком времени.
    • Стандартный бланк для фиксации результатов, использование которого облегчает процедуру обработки.
    • Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.
    • Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься испытуемым как подсказка «правильного ответа» и др.
    • Учет влияния опыта испытуемого в тестировании. Естественно, что испытуемый, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если испытуемый уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.
    Читайте также:  Серьезные отношения - психология

    Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: предварительной обработки и интерпретации полученных результатов. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д.

    Третий этапсостоит в определении норм выполнения теста. Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:

    Школьные нормы

    разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей, устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны

    Профессиональные нормы

    устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп

    Локальные нормы

    устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего признака – возраста, пола, района, социального и экономического статуса и др.

    Национальные
    нормы

    разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации.

    Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

    Преимущества компьютерной психодиагностики

    Универсальность оборудования Персональный компьютер по своей функциональности может заменить целый комплекс приборов и позволяет при необходимости подключить дополнительное оборудование.

    Стандарты на вычислительную технику позволяют разработчику сосредоточить внимание на методической стороне создаваемого теста, который может быть использован практически на любом персональном компьютере.

    Возможность генерации заданий

    В психодиагностике существует проблема адаптации испытуемого к стимульному материалу (например, к числовым таблицам), что снижает эффективность повторного исследования.

    Возможность генерации тестовых заданий позволяет создавать большое количество разнообразных заданий, вводить в процесс исследования пробные (тренировочные) попытки и использовать диагностические методики в качестве тренажеров для развития психических качеств.

    Настройка условий эксперимента

    Управление настройками программы открывает широкие возможности для регуляции условий эксперимента — цвет, форма и размер объектов, время экспозиции и паузы, звуковые эффекты и т.п. Это позволяет создавать уровни сложности и адаптировать методику к различному контингенту испытуемых.

    Автоматизация и стандартизация тестирования

    Программная реализация диагностической методики требует наличие конкретного алгоритма, который может предусматривать определенную последовательность выполнения тестов в зависимости от полученных результатов. Работа компьютерной программы не зависит от продолжительности исследования, количества испытуемых и других факторов, влияющих на поведение человека-диагноста.

    Использование анимации

    Возможность изобразить объекты в движении позволяет создать новые, более эффективные диагностические и развивающие методики. Основой таких методик является моделирование динамических процессов и включение испытуемого непосредственно в развитие ситуации.

    Возможность фиксации дополнительных параметров

    В компьютерной реализации диагностической методики, когда весь процесс тестирования контролируется программой, может быть предусмотрена фиксация дополнительных параметров, которые расширяют комплекс характеристик исследуемого психического явления. Например, фиксация времени отдельного хода в многоходовых манипуляционных и бланковых тестах позволяет изучить динамику внимания в процессе выполнения задания.

    Оперативная обработка данных

    Автоматизация тестирования позволяет передать всю рутинную работу компьютеру, в том числе и математико-статистическую обработку полученных данных.

    Высокая скорость компьютерного расчета дает возможность использовать для обработки данных методы, которые раньше мало применялись из-за их сложности (регрессионный, дисперсионный, факторный анализ и др.).

    Оперативная обработка позволяет не только оценивать полученные результаты, но и моделировать другие варианты для изучения, что актуально в исследовании компенсаторных механизмов, взаимовлияния психических процессов, отношений в группе и т.д.

    Расширенные возможности представления результатов

    Компьютерные технологии предоставляют для графического изображения результатов практически неограниченные возможности.

    Использование цвета, шрифта, графики, звука и анимации позволяет акцентировать внимание на принципиальных особенностях полученных данных и нагляднее представлять итоги проведенной диагностики.

    Недостатки компьютерной психодиагностики и предложения по снижению их влияния

    Зависимость результатов тестирования от оборудования Любая диагностическая аппаратура имеет свои стандарты, что позволяет сравнивать данные, полученные в работе разных приборов. На результаты работы компьютерных методик влияют не только компьютерные комплектующие (тактовая частота процессора, объем памяти, видеокарта и т.д.

    ), но и все работающие в данный момент программы (операционная система, драйверы и т.д.), которые существенно отличаются друг от друга.

    Наибольшее значение зависимость от оборудования проявляется в тестах, в которых используется предъявление визуального стимульного материала или требуется фиксировать отрезки времени меньше 0,1 секунды.

    Для того, чтобы снизить вероятность получения необъективных результатов, рекомендуется:

    • Не сравнивать результаты работы на разных компьютерах (и тем более результаты компьютерных и некомпьютерных методик);
    • Использовать для конкретного исследования только одинкомпьютер и комплект программ;
    • Использовать программы, где определяется коэффициент конфигурации (показатель производительности hardware-software), который может служить критерием в сравнении данных;
    • Проводить стандартизацию (сравнение с независимым сигналом) для каждого исследования.

    Необходимость умения работы с компьютером
    На эффективность системы «человек-компьютер» влияет уровень специализированных умений работающего (восприятие информации на экране, нажатие клавиш, перемещение «мышью» и другие). На мой взгляд, возможное решение проблемы готовности испытуемого к работе с диагностической методикой – это использование пробных (тренировочных) заданий до приемлемого уровня освоения нужных действий.

    [1] [2] [3] [4] [5]

    Источник: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/120sychodiagnostics/707-psycho-diagnosis-classification-extinguishing-computer-psychodiagnostics

    __________________________________________
    Ссылка на основную публикацию