Конкретика в выступлении — психология

Секреты успешности

Конкретика в выступлении - психология

Внешность успешного человека

От лидера всегда хотят чего-то харизматического. Ну ладно, если у вас этого пока много не всегда, достаточно иметь Внешность Успешного Человека.У него — походка успешного человека, у него — осанка успешного человека, у него лицо успешного человека!УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА ВИДНО ИЗДАЛЕКАИтак, начинаем курс коррекции вашей внешности. Начнем — с лица!

Лицо бизнесмена

В ситуации делового взаимодействия у вас должно быть соответствующее деловое лицо. Мы рекомендуем две эффективные модели: лицо Бизнесмена и лицо Менеджера.

Объединяет их достоинство, понимание целей общения и чувство собеседника, как минимум — вежливая теплота. Что отличает? Лицо бизнесмена отражает инициативу, энергичную готовность идти вперед и двигать свои проекты.

К собеседнику отношение чаще сверху или на равных.Голова держится, как правило, без наклона, вполне прямо.

Менеджер, даже самый энергичный, чаще отвечает собеседнику, обслуживает его запросы, реагирует на его инициативы, отчего голова менеджера, как у хорошего слушателя, слегка наклонена вбок.

Особенно обратите внимание на вежливую теплоту к собеседнику, ибо, если вежливую теплоту вычесть из этих моделей, мы получим совсем другие (хотя тоже прекрасно знакомые — до боли знакомые!) лица. Какие?

Итак,

ЛИЦО БИЗНЕСМЕНА — ВЕЖЛИВАЯ ТЕПЛОТА = ?

ЛИЦО МЕНЕДЖЕРА — ВЕЖЛИВАЯ ТЕПЛОТА = ?

Ответы:

Лицо Бизнесмена без вежливой теплоты обычно превращается в лицо Бандита.

Лицо Менеджера без вежливой теплоты становится лицом непроницаемым лицом Вахтера, который все слышит, но вас не видит.

  • Похожие лица у охранников. К сожалению, у чиновников тоже. Самое печальное, когда такими оказываются лица у учителей.

Гримасы

Знаете вы или нет, но маркер личности высокого уровня — обычно невозмутимое лицо. Это совершенно отдельное и удивительное для многие людей умение: умение думать, вникать, анализировать, если хотите — болеть и беспокоиться, но держать при этом совершенно невозмутимое, никакое лицо, лицо с нуль-реакцией.

С другой стороны, неуспешного по жизни человека легко выдают гримасы: неуспешный человек привык безобразить свое лицо.

Это удивительная закономерность, но пронаблюдайте: пока у человека все идет хорошо и самоощущение «Я ОК!», его лицо красиво и осмысленно.

Стоит сказать какую-то глупость, сделать что-то глупое или гадкое, оказаться по своей вине в некрасивой ситуации, так у человека лицо — кривится. Человек со своим лицом поему-то обязательно делает что-то, и чаще всего изображает дурика или уродика.

Кому интересны причины этого, понаблюдайте детей: это начинают делать они, и с предельно четким смыслом. Вот мальчик палкой шлепнул по грязной луже, грязная вода облила и его, и даже немного маму. Конечно, мама будет ругаться.

Теперь, если у него лицо спокойное, очень неспокойной станет мама, и, если от мамы не убегать, то, как правило, оперативных выхода всего два: или сильно расстроиться (вариант — испугаться) и зареветь, или изобразить дурика.

  • С совершенно тупой мордой. Чтобы мама рукой устало махнула: «Господи, дурень какой. Ну что с такого возьмешь!»

Это — работает! Тупую морду сделал — и родители отстали. Вот и славно. Вот и взяли на вооружение… И приучили себя к этому. И теперь, уже став взрослым, человек по прежнему изображает дурика. Кому? Уже некому. А привычка — осталась.

КРИВАЯ ЖИЗНЬ — КРИВОЕ ЛИЦО

Страдания

Другое, что не делают со своим лицом успешные люди — они не изображают на нем страдание.

Когда люди изображают страдание, это не значит, что они страдают.

Это значит не больше, чем формальное «Здравствуйте!» или «Спасибо»: вы много встречаете людей, которые, говоря эти слова, действительно заботятся о вашем здравии и желают вам помощи от Бога (изначальное «Спаси-Бог»)? Так вот, неуспешные люди часто, кстати и некстати, без настоящей необходимости и видимо просто по усвоенной привычке, делают страдальческую гримаску: сводят несчастные брови, покачивают грустной головой и издают соответствующие печали звуки.

Так вот: для успешных людей это нехарактерно.

Проверьте и делайте выводы.

Да, а что может помочь? Первое — самая обычная гимнастика для лица. Губы трубочкой, влево, вправо, по кругу, в другую сторону, вперед — и развели улыбку в стороны, и так много раз…

Второе — попросите ваших знакомых отслеживать выражение вашего лица и в случае неправильного выражения лица вам напоминать с улыбкой: «У тебя удивительно милое лицо!»

Если вы человек решительный и хотите получение результата существенно убыстрить, назначьте себе за каждое неправильное лицо, например, десять приседаний. Главное — делать не когда-то потом, а сразу же.

  • Помогает — исключительно! Опробовано на многих десятках людей, которые ходят теперь с очень милыми лицами

Царственность лидера

Лидер должен научиться (когда-то, когда нужно) вести себя — царственно. Обоснованно или нет, но у каждого из нас есть (причем весьма схожие) представления о том, как ведет себя человек значительный, важный, величественный, с высоким социальным статусом.

  • Как царь, а не как ты. Высокая шея, неторопливые движения, спокойный сильный Взгляд, красиво завершенные Жесты… Да?

Правильно, и как только вы начинаете вести себя аналогичным образом, по крайней мере незнакомые с вами люди будут воспринимать вас как человека более высокого ранга.

С близкими и знакомыми сложнее, с их стороны бывает и осознанный Протест, и неосознанное Сопротивление («ты чё выделываешься?»), но тут вопрос постепенности, вопрос времени и привычки: привыкаете к своей царственности вы, привыкают постепенно и они.

  • Очень помогает разъезд или Разлука: после расставания предъявить себя нового оказывается куда как проще.

Королевская осанка — это то, с чего начинается царственность — с прямой спины. Разогнись! Подойдите к стене, прислонитесь спиной, повторите спиной ее плоскость, а потом, сохраняя спину, отойдите. Когда получится в этом состоянии дышать и быть даже не напряженным — это то, что нужно. Итак, спина прямая, плечи расправлены: развернуты и расслаблены.

Как формировать себе Королевскую осанку

  • В аптеках продается корректор осанки: нечто среднее между лифчиком и хомутом, одевается на плечи, можно носить под одеждой.
  • Купите себе корону, для начала детскую, но лучше потяжелее. Водрузив ее на голову, прочувствуете резкий и неожиданный эффект: сразу распрямится спина, шея приобретет стержень, а движения станут плавными. Хотя бы для того, чтобы корона не сползала на уши.
  • Еще хороший рецепт: на голову положить средней тяжести книгу, на ладони поставить чашки с водой (можно придерживать пальцами) и развести руки немного в стороны. Будете очень напоминать изысканный торшер, но недолго, потому что нагрузка оказывается серьезной. Чем, собственно, многих и привлекает: недолго, а результат чувствуется сразу. Попробуйте — почувствуете, как включаются именно те мышцы, которые нужны.

Чем отличается Королевская осанка?

Глядя на человека, на то, как он держится, стоит и идет, очень несложно заметить, куда направлен вектор силы его тела, а, точнее, совокупность этих векторов.

Вот: живот вываливается вперед, задница отклячена назад, ноги неуверенно переступают вперед-назад и с ноги на ногу, так и не находя опоры.

В ступнях упор скорее на пятки, голова вдавлена в плечи, а плечи беспомощно опущены… Рисунок векторов силы (в данном случае — векторов бессилия) смотри рядом…

Ваш рисунок, естественно, должен выглядеть по-другому. Как? Очень хорошо, если от пояса первый вектор силы идет вниз, придавая основательность вашей стойке и походке.

Что, впрочем, не должно мешать общему ощущению энергетичности. Представьте, что в ваших ногах — пружинки, и вам очень хочется попрыгать! Собственно, боксеры на ринге так и передвигаются: сами прыгают, а их — не собьешь.

Второй вектор силы идет из темечка сразу вверх: как только почувствуете (а это легко), к вашей походке прибавляется легкость. Напоследок пустите из солнечного сплетения третий вектор силы вперед и вверх. Вперед — и вверх! Как сделаете — в ногах упор переместится на носки, внутри возникнет ощущение готовности к прыжку, а люди рядом про вас начнут говорить: «Энергичный человек!».

Очень приятно, что такие серьезные изменения впечатления о себе можно добиться подобными простыми вещами.

На работе, когда чувствую, что засиделся, делаю простое упражнение: свожу плечи вперед, подымаю вверх, как можно дальше отвожу их назад и затем расслабляю…За две недели вошло в привычку сидеть прямо, не сползая со стула, и спина стала чувствовать себя комфортно без каких-либо дополнительных упражнений.

Королевская речь — не всем привычная манера общения, особенные формулировки и интонации. Это не только речь, но и особенная стать, царственная манера держаться и манера разговаривать с окружающими,

Какие приемы помогут сделать речь королевской

Во-первых и само собой разумеющееся — исключение сленга, блин.

Во-вторых — уверенный голос. Уважаемый (и уважающий себя) человек говорит, заполняя собой пространство,

  • Проверить это, как ни странно, легко: начав говорить, обратите внимание на свои ощущения: ваш голос заполнил все пространство — или нет? Пространство и людей слева — охватили? Справа? А вон тех, дальних — достали? медленно,
  • В смысле — себя не погоняя, ибо время принадлежит ему, при этом с хорошим внутренним темпоритмом,
  • С внутренней силой, напряжением, скоростью и энергией мысли и желания! громко!
  • Потому что вы имеете право говорить громко и для того чтобы важные вещи услышали все. А вы говорите — вещи важные. и четко.
  • Слова не жуются, окончания выговариваются.

У лидера, у уверенного в себе человека — когда нужно, в голосе звучат командные интонации, и даже если он спрашивает вашего разрешения, вы знаете, что обязаны ответить по существу его вопроса.

В-третьих — королевская корректность, что подразумевает вежливость, четкость формулировок и сдержанность в эмоциях. Да, а это как — конкретно? Чтобы за этой общей формулой почувствовать реальность, проще всего сравнить, как в аналогичных ситуациях прозвучит формулировка «в простоте» и как — корректная королевская формулировка:

Формулировка «в простоте»Королевская формулировка
Вы что, издеваетесь?! За такие копейки к вам никто работать на пойдет.Я понимаю вас, но не готов работать на таких условиях.
Пожалуйста, выслушайте меня!Я хочу представить вам сообра-жения, которые, я уверен, вас заинтересуют!
Мне хочется с вами поговорить…У меня есть к вам вопрос, представляющий взаимный интерес…
Пойдемте, попьем чаю!Я приглашаю вас к столу, нас ждет чай.
Давайте сделаем это так!Хочу предложить вариант решения, который представляется мне удачным.
Ну, я не знаю… Надо подумать…Я рассмотрю ваше предложение и сообщу свое решение завтра.
Мне пришлось…В этих обстоятельствах я нашел возможным принять следующее решение.
Ой, я так рад!Пожалуй, это мне подойдет.
Вот здорово!Да, это производит прекрасное впечатление!

Задача этих примеров, естественно, не дать образцы, но привлечь внимание: начнете прислушиваться к речи своей и окружающих, накопаете кучу любопытных формочек.

  • Что в переводе на королевский звучит как: «У вас появится богатый выбор привлекательных для вас образцов!»

Резюме:

  1. У вас громкий, сильный и уверенный голос.
  2. Следите за корректность формулировок: что бы ни происходило, вы способны быть вежливым, четким в формулировках и сдержанным.
  3. Исключите сленг: молодежная, дворовая и узкоспециальная лексика используется вами только в порядке художественного украшения.

Речь и голос успешного человека складывается из следующих основных моментов:

  • голос свободный,
  • речь живая, яркая, плотная и весомая,
  • умения «лепить слова руками».

Свободный голос — одна из составляющий Речи и голоса успешного человека.

Громко говорят иностранцы и подростки. Подростки — потому что неуверенны в себе, иностранцы — потому что привыкли чувствовать себя уверенно. Вам, соответственно, надо стать иностранцем и разрешить говорить себе громким и свободным голосом.

Как его тренировать? Кому-то нравится распевать гаммы: «Ми-мэ-ма-мо-му-мы», кому-то ближе йоговское, на резком выдохе, «Ха!», кто-то тренирует себя очень реалистичным и бодро гавкающим: «Хам!»

  • Прямо так из всего горла, всем выдохом и вываливается: «Ха-ам!». Попробуйте, всем нравится.
Читайте также:  Полезные привычки для тм - психология

Сюда же — классное упражнение «Доброе утро, Вьетнам!», когда вы на любое обращение к вам

начинаете отвечать

предельно громким голосом,

как контуженный на ухо орущий сержант!

Очень бодрит. Впрочем, когда научитесь орать, можете прекращать это делать и начинать говорить нормальным голосом. Но уже будете делать это громко.

Живая, яркая, плотная и весомая речь — одна из составляющих Речи и голоса успешного человека.

Мимика, жесты, смена интонаций и высоты голоса делают речь живой и яркой. Речь, лишённая выразительности, какие бы содержательные мысли она ни передавала, производит впечатление мёртвой, безжизненной.

Сенсорная очевидность речи

Когда человек понимает что-то только головой, он может это учесть, но настоящей реальностью это для него не является. Человек ощущает реальность тогда, когда может видеть, слышать и ощущать, когда он вовлечен в это всем своим вниманием и погружен телом, а вовлекается душой и погружается телом он только во что-то живое.

Да. И что из этого следует? Предельно конкретные вещи: если вы хотите, чтобы ваша речь была действенной, реальной, результативной, вы должны каждый раз обеспечивать ей:

  • Подключение хотя бы к одной из сенсорных модальностей (вижу, слышу, осязаю — и лучше в подстройке к собеседнику) и —
  • Динамику, дающую ощущение жизни и жизненности,
  • Ваш текст должен дышать.

Может быть, ваш текст будет чередованием ярких и впечатляющих картинок, тем более в обрамлении наглядных иллюстраций.

Хорошо, если он будет звенеть четкими, укладывающимися на слух формулировками.

Он впечатается, если будет телесно переживаться до дрожи и мурашек на коже.

— Вы можете сделать акцент на любой из сенсорных модальностей, но ваш текст должен быть не только наполнен понятиями, чей тезаурус рефлекторно отключает смыслообразующие импульсы синаптических узлов коры головного мозга высших млекопитающих, а речью такой, где каждое слово слышится в звуке, видится картинкой и весомо кладется на дыхание.

  • Это и называется — сенсорная очевидность.

Простая, доступная и понятная речь — это речь, которая легко воспринимается слушателями и не оставляет у них ощущение сложности темы.

Как наработать простую, доступную и понятную речь

Обратить внимание на следующие пункты:

  1. Из каких предложений составлена ваша речь? Простроенная из очень длинных предложений речь чревата тем, что слушатель забывает с чего начал оратор. Говорить лучше короткими и средними предложениями, говорить взахлеб целыми абзацами не стоит.
  2. Есть ли в вашей речи сложные понятия? Сложные понятия лучше раскрывать наглядно и пояснять их на примерах из жизни. От общего к частному. Рисовать слушателю вкусные и яркие картинки из жизни. Прибегать к метафорам.
  3. Манера говорить. Если оратор говорит невнятно, сбивчиво, слишком быстро или очень тихо, его речь едва ли будет доступной для понимания.
  4. Состав слушателей. Если аудитория состоит из разных людей, необходимо ориентироваться на самого неподготовленного слушателя.
  5. Четкость выражений помогает сформировать базовая терминология.
  6. Осознанные и неосознанные недомолвки усложняют речь для восприятия слушателем.

Изюминка в выступлении — это то, что делает речь выступающего запоминающейся, выгодно отличающейся от других выступлений.

«Изюминкой» могут стать, как мастерское владение разными ораторскими приемами, так и личные особенности выступающего

Структура в выступлении — это, когда в выступлении прослеживается четкий порядок, когда слушатель видит в выступлении закономерность.

Если структуры в выступлении нет (например, выступающий хаотично перескакивает с одной темы на другую), то бывает трудно уловить — о чем же говорит оратор и куда ведет.

Сделать выступление структурированным помогает проработка следующих пунктов:

  • Логика выступления.
  • Расстановка акцентов.
  • Распределение времени.
  • Что говорить и не говорить в начале и заключении выступления.

Конкретика в выступлении — это содержательная часть речи выступающего, c которой можно что-то делать и как-то использовать.

Конкретика подразумевает одназначные ответы на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как? С кем? С чем? и др. Конкретика может быть выражена в цифрах, именах, географических названиях и тому подобных фактах. Конкретику трудно трактовать и толковать на свое усмотрение.

Пример выступления, в котором конкретики мало

«Экономика страны кардинально зависит от устойчивой работы топливно-энергетического комплекса и от экспорта нефти и газа. Это требует незамедлительных действий по освоению новых крупных нефтегазоносных провинций. Наиболее перспективным направлением для восполнения запасов углеводородного сырья, безусловно, является шельф Российской Федерации.»

Много общих слов, но после этой речи так осталось и не понятно:

  • Насколько «кардинально зависит»?
  • Какие именно «незамедлительные действия» требуются?

Пример выступления с конкретикой

«Основные работы придутся на Баренцево, Карское и Охотское моря. Будут проведены тендеры не менее чем по 65 участкам недропользования. Расходы из федерального бюджета на этот период составят 960 млн. долларов США.

То есть с 2006 по 2020 годы работы по изучению и освоению шельфа потребуют более миллиарда долларов федеральных средств. При этом предполагаемые частные инвестиции в недропользование составят 4,5 млрд. у.е.

Что обеспечит прирост промышленных запасов углеводородного сырья в 5,8 миллиарда тонн условного топлива.»

Из речи становится ясно: где будут вестись работы, cколько составят расходы на проведение работ, откуда будет финансирование и т.д.

Источник: http://www.kucherenko.com.ua/index.php/ct-menu-item-153/ct-menu-item-167

Приемы и психотехники публичного выступления

Приемы и психотехники публичного выступления

Oлeг Bлaдимиpович Eвтиxoв, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (СФУ).

Выступление начинается не тогда, когда докладчик занимает место за трибуной и начинает говорить, а уже с момента предоставления ему слова.

Докладчик только привстает с места или переступает порог зала, как его уже начинает оценивать аудитория. У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому когда вы идете к трибуне, то двигайтесь уверенно.

Покажите всем своим видом, что это важный для вас момент и вы хотите общаться с аудиторией.

Формирование зрительного контакта с аудиторией

Чтобы стать интересным аудитории, нужно показать свой интерес к ней. Одна из психотехник для этого — формирование зрительного контакта.

После того как вы заняли исходную позицию для выступления, не спешите сразу начинать свою речь. Для начала полезно выдержать небольшую паузу и спокойно оглядеть аудиторию. Потратьте на это несколько секунд. Устанавливая зрительный контакт со слушателями, вы как бы показываете им, что вы здесь для них.

Если вы во время выступления вообще не смотрите на слушателей, тем самым вы сообщаете им, что они вам не интересны.

Поэтому зрительный контакт необходимо поддерживать и в процессе выступления, даже если вы выступаете с научным докладом, который не принято делать «без бумажки».

При этом важно, что формирование зрительного контакта — это не просто осматривание зала, а именно контакт «глаза в глаза» со слушателями. Человек подсознательно узнает встречу взгляда, даже если она длится доли секунды.

При формировании и поддержании зрительного контакта полезно понимать, что особое значение имеет его эмоциональная составляющая. Что вы передаете своим взглядом: доброжелательность, раздражение, безразличие или страх? Глаза — это зеркало души. В вашем взгляде аудитория тоже может разглядеть то, что в душе у вас.

Установив зрительный контакт с присутствующими, можно начинать выступление.

Варианты вступления

Успех выступления во многом определяется его началом, то есть вступлением. В этот момент многие определяются, стоит ли им слушать этого человека или лучше заняться своими мыслями, беседой с соседом и т. п. Ниже приводится ряд приемов, которые могут использоваться на этапе вступления.

  • Интересный факт. Прием заключается в формировании интереса аудитории к вашему выступлению через привлечение ее внимания к интересному факту, имеющему прямое отношение к теме: «Знаете ли вы что…» или «Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что…» и т. п.
  • Презентация выступления. В этом случае выступающий презентует структуру и регламент своего выступления. Это может быть обозначение основной темы выступления и формулирование «правил взаимодействия». Например: «У меня есть двадцать минут, чтобы рассказать вам о… В процессе выступления я обозначу проблему, а затем сформулирую предложения. Если у вас в ходе моего выступления появятся вопросы, то, пожалуйста, запишите их, чтобы задать по окончании выступления».
  • Вопрос или цепочка вопросов. Любые вопросы (если они приняты) запускают активность мышления по формированию ответов. Однако не следует рассчитывать на активность аудитории в самом начале выступления и дожидаться ответов. Поэтому на этом этапе полезно задавать вопросы, не требующие вербального ответа.
  • Шутка, анекдот. Здесь тоже важно не обозначать с первых же слов связь анекдота с темой выступления. Однако эта связь обязательно должна проявиться. Существует серьезное ограничение этого приема — шутка или анекдот должны быть обязательно привлекательными и вызвать оживление (улыбку, смех). Неудачная попытка пошутить в начале выступления существенно ухудшает положение оратора.
  • Комплимент аудитории. По определению комплимент — это выражение одобрения, уважения, признания или восхищения. Правильно высказанный комплимент вызывает у аудитории ответное чувство благодарности. Однако следует помнить, что при его конструировании не следует слишком преувеличивать достоинства объекта, иначе комплимент может быть воспринят как насмешка. Он должен быть кратким, искренним, недвусмысленным, отражающим реальность и не похожим на лесть. При этом не обязательно высказывать комплимент непосредственно присутствующим персонам. Он может быть высказан и в отношении значимых для них объектов, с которыми они отождествляют себя (их профессии, компании, в которой они работают, миссии, которую они выполняют, их детям и т. п.)

Приемы привлечения и удержания внимания аудитории

В процессе выступления искусный оратор использует различные приемы привлечения и удержания внимания. Вот некоторые из них:

  • Контрастные раздражители. Прием заключается в контрастном изменении сигналов доступа информации. При этом значение имеет не столько абсолютная, сколько ее относительная интенсивность. Изменению подвергаются как аудиальные, так и визуальные сигналы. Например, выступающий говорил громко, потом на несколько секунд замолчал и продолжил. Также возможно замедление и резкое увеличение ритма речи. Примеры контрастного изменения визуальных сигналов — стоял неподвижно, а потом стал перемещаться, или наоборот — ходил по сцене, а затем на время остановился и т. п.
  • Обращение к актуальным проблемам и событиям. У каждого человека есть актуальные для него проблемы и события. У различных людей они могут быть свои, но в каждой группе, как большой, так и малой, есть некоторая совокупность общих проблем. Обращение к данным проблемам и событиям активизирует внимание участников. Источником непроизвольного внимания в данном приеме является значимость информации в данный момент.
  • Обращение к авторитетным источникам. Способ заключается в обращении к авторитетным источникам, цитировании известных людей, глубоких мыслей. Успех приема зависит от новизны информации, глубины высказанной мысли и авторитетности для участников источника.
  • Задавание адресных вопросов. Адресные вопросы присутствующим в зале, даже риторические, значительно активизируют внимание аудитории. При этом важно правильно задать нужный вопрос.
  • Использование юмора. Удачная шутка, высказанная оратором, вызывает приятные эмоции, симпатию, заинтересованность в группе. Использование юмора помогает снять напряжение в группе и вызвать положительное восприятие последующей информации. Хотя юмор привлекает внимание не столько к содержанию работы, сколько к личности ведущего, это внимание в последующем можно использовать, направив в нужном направлении.

Приемы вовлечения аудитории

Экспериментально доказано, что запоминание человеком любого сюжета или процесса пропорционально степени его вовлеченности в него. Кроме того, человек, участвующий в процессе, психологически присваивает не только часть его результатов, но и часть ответственности за происходящее. Поэтому вовлечение аудитории в общее действие используется многими ораторами.

Вовлечение аудитории в процесс выступления — это не просто способ привлечения и удержания внимания, он подразумевает исполнение слушателями наблюдаемых действий. При вовлечении аудитории как социальной группы необходимо добиваться (мягко, дружелюбно) действий слушателей в виде конкретных ответов и реакций, которые могут наблюдаться всеми членами этой группы.

Читайте также:  Как запомнить то, что нужно? - психология

Не важно, что в какой-то момент активное взаимодействие вы осуществляете только с одним человеком, например, если вы попросили его чем-то помочь вам в процессе выступления.

Аудитория ощущает себя единым организмом и воспринимает это как «мы помогли».

Поэтому вовлечение аудитории в процесс выступления является важным условием, во многом повышающим его успешность, по крайней мере эмоциональную.

Наиболее часто используемые приемы вовлечения следующие:

  • Заботливое уточнение у присутствующих об условиях: насколько им хорошо слышно; достаточно ли света; хорошо ли видно изображение проектором презентации; не отсвечивает ли доска и т. п. При этом спрашивать нужно только о таких условиях, которые выступающий действительно может и готов изменить.
  • Вовлечение присутствующих в совместное изменение этих условий (просьба помочь раздать материалы, передвинуть экран, найти выключатель и включить свет и т. п.) При этом необходимо высказывать именно просьбу помочь. Например: «Пожалуйста, помогите мне раздать материалы», а не «Пожалуйста, раздайте материалы». Слушатели должны вовлекаться в совместную деятельность с выступающим, а не выполнять его поручения.
  • Обращение к экспертному мнению специалистов в зале или высказывание различных просьб, например: «Поднимите руки те, кто…» и т. п. При использовании описанных выше приемов поначалу следует ожидать от аудитории выполнения только простых действий. Не нужно рассчитывать на активное вовлечение еще неподготовленной аудитории. Если вы ее все же «разогрели», то и содержание выступления должно быть достойным. Серьезная аудитория не прощает манипуляций.

Снятие напряжения по параметру «свой-чужой»

В некоторых видах публичного выступления решающее влияние на его успешность может оказывать эффект «свой-чужой». Практика показывает, что если кто-либо предлагает даже выгодное предложение, но воспринимается аудиторией как «чужой», то его предложение, как правило, отклоняется.

Это связано с тем, что в предложении «чужого» человека мы заведомо склонны предполагать наличие какого-либо подвоха, невидимой уловки или ловушки.

Поэтому снятие напряжения по параметру «свой—чужой» имеет особенное значение в бизнес-презентациях и выступлении перед сложившейся социальной или профессиональной группой, если ставится цель склонить людей к принятию какого-либо решения (подписать предложение о сотрудничестве, приобрести товар, услугу и т. п.)

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  12 правил успешных ответов на каверзные вопросы

Для снятия подобного напряжения необходимо понимать психологические механизмы соотнесения людей к «своим» или «чужим».

Так, «своими» для нас являются те, кто относится к нашей группе (культуре) или к другим схожим или дружественным по отношению к нам группам.

Тот, кто относится к инородным, оппозиционным группам, обычно воспринимается как «чужой», а соответственно — враждебный.

Этот процесс идентификации производится оценивающей стороной во многом автоматически на уровне подсознания. И решающее значение в этом процессе имеет подобие, схожесть. Человек как бы бессознательно задает себе вопросы: «Насколько он такой же, как я? » или «Что в нас общего? Что нас объединяет?»

Соответственно, для снятия напряжения по параметру «свой-чужой» необходимо показать аудитории общие, объединяющие с ней элементы. Это может быть наличие общих интересов, ценностей, традиций, привычек, прошлого и т. п. Для определения этих элементов и собирается соответствующая информация о слушателях перед выступлением.

Выступая перед представителями определенной профессиональной группы, необходимо иметь достаточные представления о специфике их деятельности, а также значимых событиях, произошедших в данной профессиональной сфере.

Также может иметь значение предпочитаемый в их организационной культуре стиль одежды, особенности профессионального языка (традиционные приветствия и обращения). При этом главное в использовании этих знаний — не «перегнуть».

Подозрение аудитории в том, что вы ведете себя неискренне и только пытаетесь «пристроиться» в их ряды, может только навредить.

Завершение выступления и ответы на вопросы

По окончании выступления полезно кратко подвести итоги выступления и повторить ключевые мысли и фразы. Этим вы можете подвести аудиторию к соответствующим вопросам. Следует понимать, что ответы на вопросы могут существенно повлиять на общее впечатление слушателей от выступления. Поэтому к ним нужно отнестись особенно внимательно.

Если по окончании выступления вопросы сразу не появились, то лучше выдержать небольшую паузу и дать аудитории время на их формирование. При отсутствии вопросов можно использовать технику: «Мне часто задают следующий вопрос… После этого дается заранее заготовленный на него ответ.

При ответе на вопросы полезно соблюдать следующие правила:

  • Получив вопрос, обязательно поблагодарите за него, но не отвечайте с ходу, даже если ответ у вас уже готов. Выдержав маленькую паузу (2-3 секунды), вы отметите значимость вопроса и позволите другим слушателям его лучше осознать.
  • Если вопрос задан тихо — вы его услышали, но есть риск, что его могли не услышать остальные присутствующие, то лучше самому кратко повторить этот вопрос для всех и только после этого отвечать.
  • Если вопрос задан, но вы не уверены в том, что правильно его поняли, то не следует отвечать наугад, а лучше переспросить: «Правильно ли я понял, вы спрашиваете…».
  • Если спрашивающий многословен и не столько задает вопрос, сколько комментирует или уже даже выступает сам, то можно спросить (вежливо), в чем, собственно, вопрос. Тем более если по регламенту сейчас время вопросов, а не высказывание комментариев и отношений.
  • Если вам уже с первых слов стало понятно, в чем суть вопроса, не следует перебивать или останавливать спрашивающего и начинать отвечать, не дослушав то, что он хотел сказать. Этим вы проявите неуважение и продемонстрируете то, что вы якобы соображаете быстрее, чем спрашивающий способен сформулировать мысль. К тому же и аудитория может не понять, на какой вопрос вы отвечаете.
  • Если у вас нет ответа, не бойтесь это признать.
  • После ответа иногда полезно уточнить у спрашивающего: «Я ответил на ваш вопрос?». Только не нужно этим злоупотреблять.

Также необходимо понимать, что не бывает глупых вопросов, бывают глупые ответы. Перед окончательным уходом с трибуны или со сцены не забудьте поблагодарить присутствующих.

Ошибки публичного выступления

Демонстрация всезнайства. Хуже неуверенных и неподготовленных ораторов только ораторы напыщенные и демонстрирующие собственную важность. Если оратор будет всячески демонстрировать, что он умнее и важнее аудитории, то за такое позерство аудитория обязательно его накажет.

В лучшем случае она просто «отвернется от него», перестанет воспринимать все то, что он говорить. Если оратор что-то не знает и открыто это признает, то он вызывает гораздо большее уважение, чем тот, кто в подобной ситуации пытается выкрутиться, ссылается на недостаток времени, регламент и т. п.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Три фактора формирования первого впечатления

Неискренность. Публика мгновенно замечает несоответствие смыслов, которые стремится донести до аудитории выступающий, и характеристик самой речи, а также ее невербального сопровождения.

Аудитория безошибочно чувствует настроение оратора и его состояние. Если оратор произносит слова: «Здравствуйте, как я рад(а) нашей встрече….

», при этом всем своим видом демонстрирует, что ему эта встреча не очень приятна, то слушатели моментально распознают это несоответствие и воспримут его как обман и неуважение.

Поэтому говоря «Я рад(а)…», необходимо хоть улыбкой, но показать свою радость. Если этой радости нет, то тогда не следует и произносить подобные слова. Подозрение в неискренности и обмане выступающего мгновенно разрушает его рапорт с аудиторией и вызывает устойчивое недоверие к тому, что он говорит.

Поэтому если есть волнение, то лучше его не прятать, а признать, сделать открытым. Признаться от силы, а не от слабости. Признаться, не извиняясь и не оправдываясь, а показав свою искренность, например: «Выступление перед вами для меня важное событие, поэтому я даже немного волнуюсь…»

Оправдания и извинения. Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений.

Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле: «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно…» Подобные слова у присутствующих вызовут вполне резонный вопрос: «Зачем тогда вы вышли за трибуну и отнимаете наше время?»

Извинения еще хуже оправданий. Если выступающий извиняется (за простуженный голос, внешний вид, плохое качество слайдов и т. п.), тем самым он просит простить его.

Но публика — не священник: она не дает прощения и не отпускает грехи. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, то лучше просто скажите: «Мне очень жаль!» Этим вы только признаете факт, но ни о чем не просите.

Проситель всегда слаб. За слабым человеком никто не пойдет.

Отсутствие зрительного контакта. Отсутствие зрительного контакта с аудиторией однозначно интерпретируется ею как отсутствие интереса к ней. Если вы во время выступления будете смотреть только на одного человека, пусть даже самого благодарного слушателя, то растеряете всех остальных.

Поэтому, даже если выступление во многом построено на тексте, цифрах и цитатах, необходимо помнить, что другие в этот момент смотрят на вас (конечно, если они еще слушают).

Поэтому периодически необходимо встречаться с ними взглядом, демонстрируя таким образом, что вы общаетесь с ними и они вам не безразличны.

Монотонность речи. Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Монотонно бубнящие ораторы быстро вызывают раздражение и усталость аудитории. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью.

Неадекватное использование «отрицательных» терминов. Есть существенная разница во фразах «Это не плохо» и «Это хорошо». Ошибка многих выступающих заключается в неумелом построении речи через отрицание.

Следует понимать, что наше восприятие речи работает последовательно. Мы сначала неосознанно реагируем на значение отдельных слов и лишь затем воспринимаем смысл предложения целиком.

Соответственно, прежде чем понять отрицание, для начала человеку необходимо осознать, что именно отрицается.

Использование таких конструкций, как «… не принесет убытков», «я не боюсь…», «я не хочу вызвать у вас скуку, говоря о…» подсознанием многих людей воспринимается вполне конкретно — человек говорил про убытки, про свою боязнь и вообще его выступление вызывало скуку. Это ли хотел сказать оратор? Если не это, то лучше фразы конструировать в положительных терминах (без частицы «не»), а именно, говорить про прибыль, бесстрашие, интерес и т. п.

Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой

Источник: http://www.elitarium.ru/publichnoe-vystuplenie-orator-rech-kontakt-kompliment-vovlechenie-vnimanie-vospriyatie-informaciya-yumor-auditoriya/

Психология публичных выступлений

Психология публичных выступлений

Хорошо сказано, не так ли?

Автор этого замечательного изречения – Пьер Буаст (1765 –1824), французский лексикограф, моралист и философ. Абсолютное большинство деловых людей мечтают о том, чтобы говорить ясно и убедительно. Многие уверены, что они хорошо говорят, но удивляются, почему их плохо слушают. Как привлечь внимание аудитории и как его удерживать?

С чего начать публичное выступление?

С внешнего вида, конечно. Одежда должна быть удобной и респектабельной.

Успех вашего публичного выступления во многом зависит от того, как вы выйдете к аудитории. Хорошо известно, что первое впечатление формируется в течение тридцати секунд. Изменить его позже – много сложнее, чем сразу произвести благоприятное впечатление.

Не начинайте говорить сразу же после того, как вас представили вашей аудитории. Сделайте паузу, посмотрите три-четыре секунды на тех людей, которые пришли вас послушать, чтобы установить с ними первичный зрительный контакт. В начале публичного выступления не говорите быстро. Начинайте медленно и четко. Не обязательно начинать с шутки: это под силу лишь опытному оратору.

Никогда не извиняйтесь за свой доклад. Нельзя придумать ничего более нелепого, чем высказывание: «Я не знаю, почему меня пригласили выступить…» – оно характеризует лектора как непрофессионала.

Магию и привлекательность голоса сложно переоценить. Начинающие ораторы часто пренебрегают ыми характеристиками: тембром, громкостью, не знают, как управлять своими резонаторами.

Читайте также:  Игра «два на два, или новый юлий цезарь» - психология

Сведущие мастера публичных выступлений не только знают все о своем голосе, но неустанно его совершенствуют.

Мало кто знает один из секретов актерского мастерства: даже актеры с огромнейшим стажем работы в театре занимаются голосом ежедневно.

Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие; ведь звук проходит и через воздушные каналы, соединяющие наши рот и уши. Ваш голос может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а может оказаться инструментом пытки для слушателя, если сделать его монотонным и неприятным для слуха.

Можно без преувеличения сказать, что голос человека – это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Для слушателя порой важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы это делаем.

Приемы управления вниманием при публичном выступлении

Важным способом фокусировки внимания является прием установления «зрительного контакта» 

Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного или фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории.

Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом). Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание. Постоянно уходя от чьего-то взгляда, вы показываете, что не желаете общаться.

Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания при публичном выступлении, но и для того, чтобы удерживать аудиторию

Прием «повышение голоса»: простейшее средство привлечения внимания

Речь, конечно, не идет о повышении голоса до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека – явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя не признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера

Прием «четкость» 

Он заключается в том, что ваша речь должна быть четкой, ясной, логичной и понятной. Монотонность и «бормотание» следует исключить. Вести себя следует естественно, не держаться всё время руками за стол или кафедру. Избегать покашливания, манерности. Улыбаться в меру. При публичном выступлении однозначно стоит исключить из речи слова-паразиты или характерные словесные шаблонные обороты

Прием «акцентировки»

Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание слушателей на самые важные моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки.

  • Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как: «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», «необходимо подчеркнуть, что…» и т. д.
  • Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание. Это может быть более длинная пауза, выразительный взгляд в зал, какой-то особый жест или повышение/понижение интонации

Прием «навязывание ритма».

Согласно психологическим исследованиям, слушатели устают примерно через 20 минут после начала выступления. Кроме того, внимание человека постоянно колеблется. Если специально не прилагать усилий к тому, чтобы все время держать на плаву внимание аудитории во время своего публичного выступления, то оно неотвратимо будет «уходить» или переключаться на что-то другое.

Ваша речь не должна быть монотонной и однообразной. Иначе даже заинтересованный слушатель будет с трудом удерживать внимание, его будет клонить в сон. Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма».

Постоянное изменение характеристик голоса и речи – наиболее простой способ задать нужный ритм публичного выступления.

Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушателям свою последовательность переключения внимания, не дает им возможности расслабиться и что-то пропустить

Прием «своевременного использования пауз»: выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.При публичном выступлении паузы важны

    • Перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию и позволяет говорящему собраться с мыслям
    • Для усиления значимой мысл
    • Вместо знаков препинания, когда паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понятност
    • При смене темы: пауза разделяет доклад, не позволяет смешивать различные его этапы

Прием «переформулировки»

Уже высказанная ранее мысль произносится по-новому, иными словами и выражениями. Это целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для аудитории вопросах

Прием «гиперболы»

Чтобы заострить внимание слушателей, можно прибегнуть к преувеличению, но потом следует четко изложить свою позицию по затронутой проблеме. Для иллюстрации возьмем доклад Остапа Бендера о Нью-Васюках, где он для привлечения внимания жителей Васюков живописно развернул возможную будущность Мирового Шахматного Центра.

Остап Бендер не просто преувеличил, он даже раздул до вселенских масштабов перспективу развития маленьких Васюков – и поставил на этом многоточие.

Чтобы не оказаться в роли мошенника, берущего пример со знаменитого персонажа Ильфа и Петрова, необходимо после использования приема «гипербола» обязательно сказать, что вы имеете иную или несколько отличную точку зрения от той, что была высказана вами ранее.

То есть сделать то, чего не сделал «Товарищ Бендер» – поставить слушающих и верящих вам людей в известность о сделанном вами преувеличении

Прием «три раза»

Психология восприятия и запоминания такова, что одну, самую важную мысль следует повторить три раза в разных местах публичного выступления. Например, информацию о месте или времени проведения какого-либо мероприятия, номер телефона или название бренда.

Как закончить выступление

Хорошая концовка не менее важна. Высказывание: «Мое время истекло, поэтому я должен закончить» – вызывает у слушателей недоумение и чувство досады. Благоприятнее завершить благодарностью и предоставлением возможности задать вопросы.

Самый надежный способ привлечь и удерживать внимание человека, а также усилить воздействие на слушателей – говорить с ними о том, что их волнует. Однако нельзя не учитывать и то, как вы говорите, как вы владеете магией голоса. Каждому под силу сделать свою речь выразительной, чувственной, эмоциональной, личностной и небезразличной!

 

Лидия Рублёва – практикующий психолог, гештальт-терапевт, супервизор, ассоциированный тренер ВОПП ГП. Индивидуальные консультации – с 1998 г. Ведение групп — с 1999 г. Психотерапевтическая практика с 2000 г. Работает индивидуально, с группами и семьями. Специализируется на работе со сновидениями, психосоматическими заболеваниями и по поводу отношений.

тренер, психолог, психотерапевт

Источник: http://www.personal-trening.com/node/18

Психология публичных выступлений

Психология публичных выступлений

« Назад

25.04.2016 19:48

Каждый из нас учится на собственном опыте и ошибках. И пока мы не сталкиваемся на своем пути с определенной проблемой, мы не задумываемся о способах ее решения. Пока человеку нет необходимости выступать перед аудиторией или читать лекции, он не учится ораторскому искусству.

На своем опыте я понял, как это важно – уметь удерживать внимание аудитории и интересно читать лекции, и при этом не поддаваться панике.

Начав педагогическую деятельность довольно поздно, я столкнулся с множеством проблем при выступлении, волнением перед незнакомой аудиторией и серьезными слушателями. Это подтолкнуло меня на изучение ораторского искусства.

И эффект не заставил себя ждать – общаться с незнакомыми людьми и аудиториями теперь легче, волнение стало контролируемым, а сама работа и выступления — приносят ещё большее удовольствие.

Каждый из нас осознает, насколько важны слова в нашей жизни. Мы всё объясняем друг другу с помощью речей. Евангелие от Иоанна начинается известной всем фразой: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог».

Великие древнегреческие и древнеримские ораторы ещё много веков назад открыли основные принципы успешного выступления, и в наши дни к их бессмертным произведениям обращаются и используют, чтобы научится формировать свои мысли.

Обучение ораторскому мастерству включает  три стадии:

На первой – выступающий только в начале своей карьеры, поэтому он читает всё с листа, волнение ещё не позволяет свободно выражать свои мысли.

На второй – накопленный опыт прибавляет смелости, и оратор начинает рассказывать без листа, иногда поглядывая в него, порой что-то зачитывая.

На третьей стадии – составленный текст выступления уже практически и не требуется, речь человека свободна и уверена. Листы с текстом в данном случае играют роль страховки – на случай непредвиденного сбоя. Также как опытные гимнасты, выступающие на высоте, должны иметь страховку, так и оратор, обращающийся к большой аудитории, должен знать, что у него есть опора – речь на бумаге.

Ещё великий Цицерон дал очень полезный совет для всех ораторов – если вы хотите, чтобы на ваши выступления с радостью приходили, вы должны учить слушателей чему-то новому, приносить им удовольствие речью, вдохновлять и направлять за собой.

Существует три типа красноречия – низкий, средний и высокий.Давайте подробнее разберемся, чем характерен каждый из них.

Низкий стиль

Применим в доступных лекциях, он отличается своей прямотой и простотой, чтобы каждому было понятно объясняемое, его также называют простой стиль. Речь может быть обычной, разговорной, слушатели легко воспринимают информацию.

Но над такой приятной простотой оратор долго работает, потому что на самом деле, когда ты стоишь на сцене и волнуешься, объяснение даже простых вещей становится очень трудным, ты постоянно сбиваешься и говоришь много лишнего и непонятного.

Именно это волнение и есть причина многих бед, ведь на самом деле каждый может научиться интересно излагать материал.

Причина волнения в нашем желании нравиться всем, стремлению к успеху и признанию. Это ведет к тревожности, которая мешает нам сосредоточиться.

Необходимо смириться с тем, что невозможно нравиться одновременно всем, что с первого раза не получится выступить идеально. Будьте готовы, что, даже при большом опыте, иногда вы будете проваливать выступления.

И это нормально, ведь мы учимся на ошибках и только за счет них – растем и меняемся к лучшему. Поэтому отпускайте тревогу и выступайте спокойно.

При всей простоте низкий стиль не может быть скучным, ровным, слушатель не должен засыпать. Фразы лучше строить короткие – чем длиннее и сложнее предложения, тем тяжелее следить за сутью.

Чтобы внимание аудитории не рассеивалось периодически нужно задавать риторические вопросы, которые будут заставлять их задуматься, вспомнить, пошевелиться. Люди будут чувствовать, что они участвуют в рассуждении, подключаться к объяснению. Также важно применять метафоры и сравнения.

Чтобы слушатели восприняли и запомнили новую информацию, вполне логично приводить примеры и проводить параллели с тем, что они хорошо знают, объяснять, сравнивая одно с другим.

Средний стиль

Больше подходит для торжественных мероприятий, каких-либо ритуалов. Возможно, к нему можно отнести празднества и речи ведущего на свадьбах, юбилеях и т.д. Такая речь должна услаждать слух и дарить приятные эмоции.

Высокий стиль

Как-раз в нем выражается вся мощь оратора. С помощью высокого стиля можно повести за собой толпы. Такое красноречие меняет людей, убеждает, вмешивается в их мысли. Такие великие ораторы правят государствами и народами. Высокий стиль отличается своей красотой, изящностью, пышностью. Слушатели с удовольствием внимают каждому слову, верят, готовы идти за оратором, соглашаться с ним.

Чтобы производить такое впечатление, выступающему нужно уметь вызывать удивление у людей, привлекать внимание, моделировать эмоции толпы.

Помимо радости, слушатели должны испытывать множество других чувств – интерес, любопытство, гнев, шок. Чем больше эмоций вызывает такая речь, тем больше внимание аудитории, которая будет слушать, не отвлекаясь ни на что.

Речь должна быть настолько живой и увлекательной, чтобы ни один человек, слушая, не мог думать ни о чем другом.

Интеллектуальный транс

Управление толпой

Психология вождя

Книги и аудио-записи по теме:

7 шагов к успеху

Командовать или подчиняться

Директорские группы

Источник: http://litvak.me/statyi/article_post/psikhologiya-publichnykh-vystupleniy

Ссылка на основную публикацию