Конкуренция — психология

Что такое конкуренция?

Конкуренция - психология

Конкуренция оказывает влияние практически на все сферы деятельности человека – от физиологической до политической. С помощью неё происходит развитие, появляются новые идеи, совершенствуется продукты. Но в тоже время, конкуренция иногда довольно пагубно влияет на деятельность. Давайте разберемся с тем, что такое конкуренция.

Прежде всего, стоит отметить, что конкуренция – междисциплинарное понятие, это значит, что оно используется в различных научных сферах. Вообще, конкуренция с латинского языка переводится как «сталкиваться», «соперничать». Иными словами, это некая борьба или соперничество объектов или субъектов в конкретной области.

Что такое конкуренция в биологии

В биологии конкуренция употребляется чаще всего в экологии и теории Дарвина. Так, конкуренцией называют активные соревновательные отношения между особями одного или различных видов за существование. Помимо этого, под конкуренцией в биологии понимают борьбу с неблагоприятными условиями некоторых факторов внешней и внутренней среды, а также с общими врагами определенного вида.

Кроме того, различают конкуренцию внутри одного вида, например, за лучшую самку или место проживания, а также межвидовую конкуренцию – борьбу разных видов за ресурсы или место обитания.

Что такое конкуренция в психологии

В психологии термин «конкуренция» используется в качестве одной из стратегий при разрешении конфликта между сторонами.

Так, под конкуренцией понимают некую форму отношений, при которой интересы, цели или мотивы участников в некоторой степени противоречат друг другу, в тоже время характер интересов участников не может быть изменен.

Иными словами это означает, что при конкуренции участникам требуется получить одно и то же в конечном итоге.

Что такое конкуренция в праве

В правовых науках также используется термин «конкуренция». Под ней подразумевают соперничество или борьбу хозяйственных субъектов за право воздействовать на некоторые условия оборота товара на определенном товарном рынке.

Однако, чаще всего понятие конкуренция применятся в экономике. Именно в этой социальной науке данный термин используется в самых разных значениях.

Что такое конкуренция в экономике

В экономике термин «конкуренция» используется довольно часто. В целом, под ним понимают некое соперничество между людьми или организациями в достижении одних и тех же целей, результатов, в получении выгоды.

Экономическая конкуренция рассматривается с трех основных точек зрения:

  • Конкуренция – степень или уровень состязательности людей или организации на рынке;
  • Конкуренция – как непосредственный механизм рыночной экономики;
  • Конкуренция – как критерий для определения типа отрасли рынка.

Помимо этого, выделяют различные виды конкуренции. Все они довольно тесно связаны между собой, а иногда и влияют друг на друга. В целом, можно выделить 4 вида конкуренции.

  • Функциональная – конкуренция конкретного товара на рынке;
  • Видовая конкуренция – соперничество по цене и качеству товара или услуги;
  • Конкуренция между организациями;
  • Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

Помимо этого, существует три вида конкуренции, которые используются в общей экономике, то есть разделе науке, которая занимается общими понятиями и механизмами.

Совершенная конкуренция

Под этим термином в экономике понимают такое состояние рынка, при котором существует большое количество покупателей и продавцов или производителей, а каждый из них занимает относительно малую долю на рынке и не может требовать свои условия продажи или покупки товара.

Помимо этого, при таком виде конкуренции предполагается, что вся информация о ценах, продавцах и производителях доступна не только в рамках одного места, но в пределах целого региона и города.

При совершенной конкуренции цены диктуются не производителями и продавцами, а спросом и предложением.

Стоит сказать, что совершенную конкуренцию невозможно достичь ни в одной отрасли производства, эта модель считается скорее эталоном идеального на рынке. Однако экономисты сходятся во мнении, что сельское хозяйство на сегодняшний день максимально приблизилось к модели совершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция

Это такой вид конкуренции, когда отдельные производители или продавцы способны контролировать цены на продукцию, производимую ими. Такой вид конкуренции является наиболее распространённым. Так, выделяют три основные формы несовершенной конкуренции – монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Олигополия – это такой тип рыночной конкуренции, при которой власть имеют лишь малое количество фирм. Из-за того, что у фирм нет соперничества, цены диктуются не спросом и предложением, а самими производителями. Примерами олигополии являются фирмы «Боинг», «Мерседес», «Ростелеком» и «Airbus». Отличительной особенностью олигополии является совсем небольшое количество товаров-заменителей.

Монополия – это такой вид конкуренции, когда на рынке доминирует лишь одна крупная компания и множество покупателей. При монополии рынок полностью зависит от влияния производителя, который диктует цены, а также контролирует всю занимаемую им отрасль. Примером монополии является компания «Газпром».

Монополистическая конкуренция является наиболее распространённой рыночной структурой на сегодняшний день.

Она характеризуется множеством продавцов и покупателей, а также довольно высоким количеством товаров-заменителей. Кроме того, при такой структуре экономики существует неценовая конкуренция.

Иными словами, все товары уникальны в своём роде и платит покупатель лишь за бренд, марку, наличие какого-то вкуса продукта и т.п.

Помимо этого, при монополистической конкуренции довольно просто войти в отрасль, а также наблюдается высокая выживаемость организаций. При такой конкуренции производитель должен предлагать дифференцированный и разный товар для того, чтобы выжить на рынке.

Как вы можете видеть, конкуренция — довольно разноплановое понятие. Однако, каждый из нас живет в сильно конкурирующем мире, иногда даже не замечая этого. Надеюсь, теперь вы знаете, что такое конкуренция в той или иной сфере.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/opredelenija/k/chto-takoe-konkurencija

Конкуренция как социально-психологическое явление

Конкуренция как социально-психологическое явление

В психологии существует следующее определение конкуренции: конкуренция (от латинского сопсигго — сбегаюсь, сталкиваюсь) — одна из основных форм межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов или групп. Конкуренция обычно отличается сильной персональной вовлеченностью в борьбу, активизацией субъекта действия, частичной деперсонализацией представлений о противнике [376].

Конкуренция как один из видов взаимодействия в той или иной степени рассматривается в работах Абульхановой-Славской К.А., 1991; Автономова B.C., 1998; Андреевой Г.М., 1994; Асмолова А.Г., 2003; Бехтерева В.М., 1994; Бодалева А.А., 1983; Брушлинского А.В., 2002; Гришиной Н.В., 2003; Дейнеки О.С., 2000; Донцова А.И., 1984; Емельяновой Л.А.

, 2007; Ершова А.А., 1992; Журавлева А.Л. и Познякова В.П., 1994; Забродина Ю.М., 1997; Здравомыслова А.Г., 1996; Зографовой Й., 1990; Карпова А.В., 2000; Лебедева А.Н., 1992; Лебона Г., 1998; Лурия А.Р., 2002; Майерса Д., 1997; Мануйлова Г.М., 1997; Новиков В.В., 1994; Почебут Л.Г., 2002; Почепцова Г.Г., 2000; Платонова Ю.П.

, 1990; Рейковски Я, 1993; Розановой Н.М., 2003; Свенцицкого А.Л., 2003; Суходольского Г.В., 1988; Филиппова А.В., 1999; Чирикова А.Е., 1998; Шмелева А.Г.; Burt R., 1993; Deutch M., 1973; Frank R., 1995; Piskoppel A., 2001; Katz D., Schanck R., 1938; Rapoport A., 1974, и других.

Авторы конкуренцию рассматривают как социальную ценность, способствующую прогрессу общества. Однако при этом указывают на негативные ее последствия, выражающиеся в появлении антагонизма между соперниками, несправедливом разделении общества на богатых и бедных, исключении взаимопомощи.

Необходимо придавать конкуренции цивилизованный характер и гуманистическую направленность в соответствии с социальными категориями «справедливости, добра, красоты и истины» [208].

В социальной психологии все виды взаимодействия принято делить на два противоположных:кооперацию и конкуренцию. В основе такой дифференциации различных видов взаимодействия лежит принцип организации совместной деятельности.

Исследователи рассматривают семантически близкие и противоположные категории конкуренции, такие как: соперничество, соревнование, конфликт, сотрудничество, кооперация, партнерство. Исследователи сходятся во мнении, что конкуренция связана с кооперацией. Во всяком сотрудничестве есть элементы конкуренции.

Кооперативное взаимодействие характеризуется эффективными действиями, улучшающими возможность каждого достичь цели. Подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении о том, что сам факт взаимодействия может привести к возникновению соревновательных тенденций.

Кооперация,или кооперативное взаимодействие, означает координа­цию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, сум­мирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н.

Леонтьев на­зывал две основных черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение дея­тельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают [273, с. 270-271].

Сотрудничествов психологической литературе представлено достаточно широко.Кооперация как один из основных видов межличностного взаимодействия характеризуется объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.

Кооперации способствуют: открытость общения, взаимная поддержка, дружелюбие, доверие в отношениях сторон. Сотрудничество повышает уверенность в себе, создает благоприятный фон для деятельности и творчества, оно оказывается более рациональным и выгодным и с экономической точки зрения, так как позволяет получить экономический эффект, выраженный в высокой производительности и т.д.

Исследователи различных областей знаний (биологи, социологи, психологи и др.) наряду с конкуренцией рассматривают многочисленные формы симбиоза кооперации, сотрудничества, взаимопомощи, эмпатии, альтруизма как движущие факторы социального взаимодействия. Если бы не было толерантности как универсальной нормы сосуществования, кооперации, сотрудничества, взаимопомощи между людьми и их сообществами, то агрессия, войны, тоталитарность, губительные для человечества насильственные конфликты воцарились бы в мире.

По мнению Г.М.Андреевой, чаще всего анализ конкуренции сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте [23, с. 92].В популярной западной социальной психологии с позиции М.Дойча конкуренция выступает в качестве объективной характеристики ситуации взаимодействия [554], [555].

В психоаналитической концепции Ж.Лакана, в продолжение работ Фрейда, говорится о том, что соперничество и конкуренция имеет место везде, где мы наблюдаем соотнесенность человеческого желания с желанием другого [80].

В данном исследовании конкуренциякак социально-психологическое явление определяется как соперничество субъектов деятельности, заинтересованных в достижении одной и той же цели. Субъектами могут выступать личность, группа. Целью субъектов (индивидуального, группового) является достижение наилучшего результата деятельности за минимальное количество затраченного времени.

Конкуренция всегда требует мобилизации физических и интеллектуальных ресурсов субъектов. В этом случае присутствует стремление человека к рекордным показателям, стремление к конкурентным преимуществам, к лучшим результатам деятельности. Она стимулирует личностный рост, способствуюет развитию. В конкуренции одни могут достигать высоких результатов в деятельности, чем при ее отсутствии.

Для других этот процесс может сопровождаться агрессией; третьих – стрессом, страхом, неуверенностью в себе и т.п. Нередко конкуренция отождествляется с враждой. В условиях конкуренции результаты деятельностиопределяются позицией победителя (лидера) и побежденного (аутсайдера). Позиция победителя определяет конкурентоспособность субъекта.

В конкуренции предпочтение отдается тому субъекту, у которого результат деятельности обладает наилучшими показателями в их количественном и качественном планах. В условиях конкуренции у субъекта наблюдается ориентация на исключительность результата деятельности, его предпочтительность в сравнении с результатом деятельности конкурентов.

Личность, не выдерживающая конкуренции, может переживать множество негативных чувств.

Конкуренция может рассматриваться как объективное условие, в котором осуществляется деятельность субъектов. В условиях конкуренции субъекты деятельности заинтересованны в достижении одной и той же цели.

Это позволяет им удовлетворять потребности потребителей и свои собственные потребности в определенных ограниченных ресурсах в их качественном и количественном измерении. В качестве ресурсов автор рассматривает материальные и нематериальные активы.

Читайте также:  Крышеснос - психология

Материальные активы выражены в виде денег, премий, ценных, дорогих подарков (машины, квартиры и др.).

Нематериальные активы – это, прежде всего, социально-психологические активы, не выраженные в денежном эквиваленте: авторитет, признание, уважение, симпатия, повышение в должности и др.

(последнее предполагает назначение более высокой заработной платы работнику, приводящей к улучшению материальной базы). Удовлетворив потребности потребителей, субъекты конкурентного взаимодействия удовлетворяют и свои потребности. Таким образом, конкуренция связана с ограниченностью ресурсов в их качественном и количественном измерении, которыми овладевает субъект, достигший наилучших результатов деятельности в условиях конкуренции.

Конкуренция возможна лишь в развивающихся живых и социальных системах. Отсюда берут начало две основные разновидности конкурен­ции: биологическая и социальная конкуренция. Между ними наблюдается преемственность.

Классики психоанализа (З.Фрейд, 1981, К.

Хорни, 1997) считают, что конкуренция не является биологически обусловленным явлением, а есть результат данных культурных условий и, более того, не одна только семейная ситуация порождает соперничество — оно стимулируется в жизни человека с колыбели до самой смерти.

В биосистемах результат конкурентной борьбы часто заключается в уничтожении соперника (или, как минимум, изгнании его со своей территории).

При этом победитель овладевает важнейшими для жизнедеятельности живого организма ресурсами: возможностями для питания и продолжения рода. К сожалению, такие явления имеют место и в человече­ском обществе, характеризующемся низким уровнем культуры, отсутствием нравственно-этических стандартов поведения (терроризм, бандитизм, мафия и т.п.).

Как отмечает В.М.Бехтерев в книге «Коллективная рефлексология» [1994], «наряду с законом тяготения и сотрудничества общественная жизнь подчиняется и закону отталкивания и борьбы.

Каждое общество уже при самом своем возникновении начинает дифференцироваться или расчленяться на отдельные части, причем одно расчленение происходит в целях разделения труда и, следовательно, осуществляет форму сотрудничества и сближения, тогда как другая форма расчленения характеризуется различными устремлениями ее индивидов. В результате последнего расчленения появляется взаимное отталкивание и разъединение, а затем неизбежно следует конкуренция, соперничество и борьба» [59]. В.М. Бехтерев в этой же книге пишет: «…каждое общество не может избегнуть ни конкуренции, ни соперничества и борьбы, но в этом заключается залог его будущих успехов и совершенствований».

Конкуренция стимулирует развитие, эволюцию систем в живой и неживой природе, что является одной из основных ее функций. По мнению Шмелева А.Г.

, социальная конкуренция отличается от биологической тем, что социальные субъекты сдерживаются от бесконечной экспансии не только пределами ресурса объектов конкуренции и противодействием других конкурирующих субъектов, но и процессом изменения конкурентной среды, процессом собственного саморазвития субъектов, в ходе которого может изменяться собственный потенциал, а также потребность в объектах конкуренции (в благах). К этим двум процессам в случае социальных систем добавляется следующий: процесс выработки правил — искусственной, социально-нормативной регламентации способов ведения конкуренции, а также распределения благ по ее результатам с учетом общественно-полезного итога конкуренции [522].

Выше было отмечено, что конкуренция является объективным условием деятельности субъектов, являющимся основой рыночной экономике.

Определенные состояния человека могут быть вызваны объективными общественными отношениями, социально-экономическими условиями его жизнедеятельности. А.В.Петровский и М.Г.

Ярошевский связывают отношение как характеристику сознания (наряду со знанием, самосознанием, обеспечением целеполагающей деятельности человека) с «миром чувств, где находят отражение сложные объективные и, прежде всего, общественные отношения, в которые включен человек» [376]. К.К.

Платонов, также рассматривая отношение как неотъемлемое свойство сознания, в качестве эмоционального компонента структуры сознания выделяет пе­реживание.

Под термином отношение им понимается «активный момент индивидуального сознания, его обратная субъективная связь с от­ражаемым миром, объективизирующаяся в психомоторике» [346,c.94].

Автор указывает, что имеющиеся «определения отношений как психических явле­ний не дают возможности четко ограничить их от сознания в целом». К.К.Платонов, утвер­ждая, что «отношение это только один из трех основных компонентов сознания, но не все сознание в целом», вместе с тем допускает, что отношение может выступать в единстве с переживанием («отношение как переживание») или в единстве с познанием («отношение как знание») [там же, с.95].

Конкуренция может вызывать переживание различных эмоциональных состояний.

Р.Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения реальные проявления взаимодействий в группе детей в условиях их совместной деятельности.

Он пред­положил, что каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем.

Область позитивных эмоций представлена в таких видах взаимодействия как солидарность, снятие напряжения, согласие. Область негативных эмоций – в несогласии, создании напряженности, демонстрации антагонизма. Получившиеся 12 групп были оставлены Бейлсом как тот минимум, который необходим для учета всех возможных видов взаимодействия.

Человеку, в отличие от животного, изначально свойственно ожесточение по поводу соперника. Все взаимоотношения с другим развиваются в плоскости ревности-симпатии, и здесь мое Я принципиально не совместимо с Я другого в отношении объекта желания. Желанным объектом может обладать либо он, либо Я — обязательно либо один, либо другой.

В таком отношении желание субъекта может утвердиться лишь в конкуренции, абсолютном соперничестве с другим в отношении объекта, к которому тяготеет желание.

Всякий раз, сталкиваясь с субъектом такого изначального отчуждения, мы сталкиваемся с возникновением острейшей агрессии — желанием исчезновения другого — в той мере, в какой он является носителем желания субъекта.

А это значит, борьба за объект, деструктивная по самой своей сути, неизбежно должна приводить к смертельному исходу, уничтожению противника. Однако же этого не происходит, ибо возникшая в желании объекта общность меня и другого кладет начало совершенно иному, а именно признанию, которое иначе можно назвать культурным посредничеством [80].

Й.Зографова, исследуя проблемы агрессивности человека, пришла к выводу о том, что конкуренция является одним из условий провоцирующих агрессивность личности.

Для конкурентной ситуации характерна следующая зависимость: чем более важной является поставленная цель, тем большим становится противостояние другим людям и тем выше проявляются агрессивные тенденции. В конкурентной ситуации преобладающее значение имеют личные интересы.

Однако хорошо регламентированная конкурентная ситуация может вести не к агрессивности, а к росту эффективности и улучшению качества работы у конкурирующих сторон. И.

Зографова также считает перспективными такие направления исследований, в которых рассматриваются не только внутренние причины возникновения агрессивного феномена личности, но и более широкое рассмотрение качеств личности, которые способствуют возникновению и проявлению агрессивности: утилитарность — стремление или склонность человека приносить пользу прежде всего себе; доминантность — стремление к деятельности для достижения позиции более высокой, чем у окружающих, навязывание своих правил. Ряд исследователей связывают эти личностные особенности, как с агрессивностью, так и с конкурентностью в межличностных отношениях [210].

Таким образом, конкуренцияможет вызывать переживание различных эмоциональных состояний.<\p>

Конкуренцияобладает свойством динамичности, выражающимся в следующем.В условиях конкуренции может возникать враждебность, сталкиваются интересы и разгораются конфликты.

Крайней формой конкуренции является война, физическое уничтожение субъектов. Всегда ли конкуренция приводит к деструктивному поведению субъектов?Для ответа на этот вопрос обратимся к результатам двух экспериментов.

В эксперименте Крейта Андерсона и Мелиссы Морроу, в котором предлагалось испытуемым попеременно играть в компьютерную игру, половина испытуемых играла, соревнуясь (сравнивая свой счет), а другая половина – сотрудничая (объединяя свой счет).

Настроившись на соревнование, испытуемые без необходимости убивали игровых персонажей (давили или стреляли в них «файерболами»), на 61 % чаще.Соперничество порождало агрессию. Подтверждением данных результатов явились эксперименты в летних лагерях М.Шерифа.

Конкуренция «выиграл — проиграл»породила интенсивный конфликт, негативный образ врага и сильную внутригрупповую сплоченность.

Все это произошло при отсутствии каких бы то ни было культурных, физических или экономических различий между двумя группами, и с детьми, которые у себя дома принадлежали к «сливкам общества». Шериф отметил, что, если бы мы посетили лагерь в этот момент, мы бы сочли их «сборищем злой, испорченной и разнузданной шпаны» (1966). Фактически же их плохое поведение было вызвано ситуацией конкуренции [284, с.642-643].

Источник: https://infopedia.su/8xfdff.html

Пробивной характер и психология конкуренции

Пробивной характер и психология конкуренции

Жесткая конкуренция требует особых черт характера. Не каждый может похвастаться бойцовскими качествами, но практические советы авторов книги По Бронсона и Эшли Мерримена позволят вам выйти победителем из самых сложных ситуаций.

Царь горы, По Бронсон и Эшли Мерримен

Что отличает выигрышное поведение от проигрышного? Почему мы иногда с радостью принимаем вызов, но потом быстро сдаемся? Можем ли мы вообще стать более конкурентоспособными?

Опираясь на научные данные, По Бронсон и Эшли Мерримен в книге «Царь горы» показывают, что стоит за каждой победой или поражением, и предлагают новый взгляд на природу и психологию конкуренции.

Во время Олимпиады, состоявшейся в IV столетии до нашей эры, борец Эуполос был пойман на подкупе соперников. По мнению историка Найджела Спайви, это первый в истории пример мошенничества во время Олимпийских игр.

С виновных был взыскан штраф, а вырученные от этого деньги выделили на то, чтобы заказать десять бронзовых статуй в натуральную величину – каждая изображала разгневанного Зевса, а у ее основания начертали имя виновника и в чем он провинился. Эти бронзовые статуи были установлены у входа на Олимпийский стадион, и они стали неизбывным источником стыда как для самих виновных, так и для городов, которые они представляли.

В последующие века произошло еще несколько случаев мошенничества, но в целом Олимпийские игры проводились в Древней Греции честно и по правилам. Возможно, столь обостренное отношение к справедливости и является причиной того, что Олимпийские игры существуют так долго.

Профессор Венгерской академии наук Марта Фюлёп провела исследования, показывающие, что наша реакция на конкуренцию зависит в первую очередь от честности конкурентной борьбы.

Неадекватная реакция в большинстве случаев бывает вызвана несправедливой конкуренцией, а не характером соперника. Даже хорошие люди начинают поступать плохо, если с ними обращаются несправедливо.

Победитель нечестного состязания испытывает стыд, страх и злорадство, что приводит к эмоциональному дистанцированию от проигравшего.

Жертва нечестного состязания не испытывает никакой радости за победителя. Проигравший не может принять свое поражение и не в состоянии двигаться дальше.

Его охватывает чувство гнева и отвращения, а порой и беспомощности, из-за чего у него пропадает желание продолжать борьбу.

В случае справедливой конкуренции и победа и поражение вызывают адекватную реакцию. В честной борьбе победитель может испытывать симпатию к проигравшему, поскольку между ними есть эмоциональная связь.

А проигравший, в свою очередь, соглашаясь с результатом, способен испытать радость за успех победителя.

Итогом такого состязания становится не только победа, но и взаимное уважение соперников друг к другу за честную и красивую игру.

Эмоциональная реакция человека на победу и поражение у всех одинакова. Марта Фюлёп изучала отношение к победе и поражению в традиционно коллективистских культурах, таких как Япония и Китай, а также в индивидуалистских, ориентированных на конкуренцию западных культурах, таких как Канада.

После своих исследований она пришла к выводу, что самая распространенная реакция на победу – радость и удовлетворенность уровнем своего мастерства. Так в ее выборке реагировали на победу три четверти респондентов.

По мнению Марты Фюлёп, существует четыре типа реакции на победу:

  • Радость, торжество, воодушевление, возбуждение.
  • Чувство удовлетворения своим высоким профессионализмом.
  • Отрицание важности победы – чувство вины; страх перед возможным ответным ударом, острая потребность скрыть радость.
  • Нарциссическая переоценка себя – злобное чувство превосходства над проигравшим.
Читайте также:  Следствия высоты тона или его понижения - психология

Также существует четыре типа реакции на поражение:

  • Огорчение, разочарование, после чего наступает признание своего поражения без неприязни и обвинений.
  • Неприятие проигрыша – безразличие, усталость, скука, эмоциональная отстраненность.
  • Самоуничижение: «я совсем плох, я несу ответственность перед командой», ненависть к себе, сильное душевное смятение.
  • Агрессивность по отношению к победителю – зависть, злость, ненависть.

То, как вы реагируете на победу, многое скажет о том, как вы будете реагировать на поражение, и наоборот. В частности, Марта Фюлёп пришла к выводу: тот, кто реагирует на победу с нарциссическим превосходством, в случае поражения, скорее всего, отреагирует агрессивными выпадами в адрес победителя.

Тот, кто отрицает важность победы, будет отрицать и значимость поражения или станет ругать себя за неудачу. Такой человек приведет свою реакцию – и на победу, и на поражение – в соответствие с реакцией других людей.

Неадекватная реакция лишает людей внутренней движущей силы. Участник конкурентной борьбы с нарциссическими наклонностями не считает нужным прилагать больше усилий на следующем этапе. Напротив, он считает, что победа принадлежит ему по праву. В таком случае справедливость не играет никакой роли – именно поэтому нарциссы более склонны добиваться победы нечестным путем.

Неадекватная реакция участника конкурентной борьбы – это ошибочный выбор как в случае победы, так и в случае поражения. Сравните ее с адекватной реакцией, которая возникает в ответ на честное соперничество. Победитель, испытывающий радость или удовлетворение положительным результатом, более склонен достойно принять поражение.

Конечно, в случае проигрыша ему бывает грустно и даже горько, но он собирает все свои внутренние ресурсы и полон решимости работать еще упорнее, чтобы победить в следующий раз. Для таких людей и радость, и огорчение становятся мотивирующими факторами.

Для утешения проигравшего мы слишком часто используем старый афоризм: «Важна не победа или поражение – важно участие в игре». Кто-нибудь когда-нибудь слышал, чтобы с этими словами обращались к победителю? Но не следует искать в проигрыше утешительный приз. Проигрыш – это возможность понять себя, свои методы борьбы и найти способ сыграть лучше в следующий раз.

© BBF.ru

Источник: https://BBF.ru/magazine/8/3649/

Игра на выбывание: жестокие законы женской конкуренции

Игра на выбывание: жестокие законы женской конкуренции

Мягкость, терпение и уступчивость — качества, традиционно присущие женщинам. Однако мнение, что женщины в меньшей степени склонны к соревнованию друг с другом, ошибочно. Когда речь идет о конкуренции за мужчину, слабый пол вовлекается в жестокую борьбу. Психологи проследили, как именно женщины реагируют на конкуренток и какой бессознательной стратегии придерживаются.

«Попробуйте на себе маленькую игру в ассоциации, — предлагает профессор психологии Ноэм Спенсер. — Что рисует ваше воображение при словах «соревновательность» и «агрессивность»? Если сразу всплывает слово «мужчина», то вы не одиноки».

Эти черты, как правило, связаны с мужественностью. И именно их Чарльз Дарвин первый выделил у особей мужского пола.

Он назвал эти качества необходимыми для привлечения внимания противоположного пола и, как следствие, более успешного по сравнению с конкурентами продолжения своего рода.

«Отчасти потому что исследователи находились под влиянием Дарвина, подавляющее большинство работ посвящалось усилиям, которые прилагает сильный пол, чтобы быть востребованными у женщин, — считает Ноэм Спенсер.

— И лишь в 80-е годы прошлого века стали появляться первые труды, рассматривающие тот же феномен на другом гендерном полюсе — конкуренцию женщин за лучшего мужчину.

Традиционный взгляд, что женщины в меньшей степени склонны к соревнованию друг с другом, оказался обманчив. Слабый пол точно так же вовлечен в жесткую борьбу».

«Мы с Ольгой были очень близки, — рассказывает 32-летняя Мария, — дружили со студенческой скамьи, пережили вместе болезнь и уход моей мамы, Ольгин развод, поддерживали друг друга и делились всем.

И все это разбилось, когда мы познакомились с мужчиной, который привлек нас обеих. Он стал проявлять знаки внимания ко мне, Ольге это было тяжело.

С этого началось наше отчуждение, а потом и полный разрыв».

Психолог Ирина Комарова утверждает, что женская дружба вопреки распространенным представлениям бывает очень крепкой, но называет при этом ситуацию Марии и Ольги типичной.

«Подруги способны пройти то, что они сами называют «огонь, вода и медные трубы», они умеют слушать друг друга и оказывать поддержку, — говорит Ирина. — Однако поведение одной из сторон, которое может как-то мешать построению любовных отношений другой, часто разрушает этот союз.

Как только одна из женщин бессознательно начинает представлять угрозу личному счастью подруги — в дружбе помимо воли появляется напряжение».

Эволюционный психолог Дэвид Басс доказал, что гендерное соревнование происходит в двух основных формах: позиционирование себя как более выгодной кандидатуры и ослабление позиции конкурента.

Мужчины демонстрируют свою физическую силу и социальный статус, то есть те маскулинные черты, которые так ценятся женщинами.

Женщины в качестве главного козыря используют молодость и физическую привлекательность — качества, биологически притягивающие мужчин.

И если мужчины в этой борьбе пытаются ослабить своего конкурента, ставя под сомнение его социальную состоятельность, то женщины критикуют возраст, внешность или черты характера своих оппоненток.

Основываясь на работах Дэвида Басса, канадские исследователи Марианн Фишер и Энтони Кокс описали и две другие тактики, часто используемые в гендерном соревновании: манипуляция своим возлюбленным и манипуляция конкурентом.

В первом случае мы стремимся ослабить влияние гипотетического соперника в тот момент, пока мы сами занимаем лидирующую позицию. Классический пример: если муж привык навещать нас на работе, где неожиданно появляется новая сотрудница, свободная и привлекательная, мы легко находим предлог, чтобы убедить его в нецелесообразности продолжения таких визитов.

Манипуляция конкурентом может выражаться в том, что женщина начинает рассказывать заведомо нелицеприятные вещи о мужчине, который ее интересует, нейтрализуя возможный интерес к нему со стороны других.

  1. Слабому полу жизненно необходимо защищать свое тело от физического насилия, для того чтобы успешно выносить и родить ребенка, поэтому женщины бессознательно больше ориентированы на скрытую вербальную агрессию, нежели на открытую физическую конфронтацию.

  2. Те, кто уже обладает в глазах общества признанным статусом и красотой, в меньшей степени нуждаются в покровительстве со стороны других женщин.

  3. Пока яркая привлекательная женщина не заручилась поддержкой и признанием, она может встречать скрытое сопротивление других представительниц своего пола.

Исследования Бененсона показывают, как ведет себя группа женщин в присутствии привлекающей мужское внимание соперницы. Они насаждают принятые в их кругу стандарты: внешних данных, манеры поведения, стиля одежды, настаивая на том, что это и есть «истинная женственность».

«В самых крайних случаях яркую, интересную для противоположного пола, а значит, потенциально представляющую угрозу женщину могут негласно исключить из сообщества, — говорит автор исследования. — Если в коллективе появляется такая женщина, становясь, например, одной из мам в школьном родительском комитете, общение с ней могут свести к минимуму, негласно принуждая «уйти со сцены».

«Все недавние исследования говорят только в пользу существующего феномена женской конкуренции», — утверждает Ноэм Спенсер.

Например, эксперимент Йона Манера и Джеймса Макнулти из Университета Флориды показал, что уровень тестостерона, настраивающего женщин на агрессивное противостояние, подскакивал при соприкосновении с бельем молодой женщины, которая в тот момент проходила фазу овуляции. Это означает — на неосознанном уровне репродуктивно активная женщина начинала восприниматься как конкурент.

Чтобы проследить, как молодые женщины реагируют на соперницу, канадские исследователи Трэйси Вайланкорт и Анчал Шарма пригласили студенток в университетскую лабораторию под предлогом обсуждения женской дружбы.

Девушек разделили на две группы и распределили по разным аудиториям, однако настоящий эксперимент начинался в тот момент, когда в комнату заглядывала молодая ассистентка с вопросом, где найти исследователей.

«Девушка во многом отвечала эволюционно заложенному в нас представлению о привлекательности, — рассказывает профессор Вайланкорт.

— У нее была тонкая талия, округлые бедра и довольно большая грудь, а также здоровая кожа и густые волосы.

Однако перед первой группой она появлялась в бесформенной майке, с небрежным хвостом на голове, а ко второй входила в облегающей блузе и юбке, с макияжем и уложенными волосами.

В результате в первом случае наша ассистентка почти не привлекла к себе внимания, и ее появление не вызвало негативных комментариев. Во втором девушку явно оценивали неодобрительно.

Ее рассматривали, обмениваясь между собой ироничными взглядами. Как только она покинула комнату, аудитория проявила гораздо большую эмоциональную агрессию.

Некоторые вслух озвучили возможные намерения излишне привлекательной молодой женщины, в частности желание соблазнить профессора».

Осуждение женщин, вступающие в беспорядочные половые связи, обычно связывают с мужчинами, которыми движет бессознательное желание контролировать свою половину. Вместе с тем, по теории Дарвина, для успешного продолжения своего рода именно мужчинам свойственно стремление побуждать к неверности других представительниц женского сообщества.

Трэйси Вайланкорт подчеркивает: осуждение и скрытая агрессия в отношении наиболее сексуально привлекательных женщин исходит совсем не от мужчин, а главным образом от представительниц женского пола. Это доказывают экспериментальные исследования и опросы.

«Секс запрашивают мужчины, — говорит Трэйси. — Контролируя эту часть взаимоотношений полов, женщина занимает более сильную позицию и хорошо осознает значимость своего ресурса. Те представительницы группы, кто потенциально готов более щедро отдавать мужчинам этот важный ресурс, лишая таким образом остальных женщин их силы, воспринимаются как угроза».

В современном обществе «прекрасная половина» также подвергается косвенной агрессии, связанной с определенными стандартами красоты. Исследования показывают, что идеальными параметрами тела считаются сегодня те, что не отвечают естественному телосложению большинства женщин. Более того, эти параметры оказывается на порядок меньше того, что сами мужчины называют привлекательным.

Насаждение этого неестественного стандарта часто приписывают средствам массовой информации. Однако многие исследования, в частности, психолога Кристофера Фергюсона, доказывают, что это во многом объясняется женской конкуренцией.

«Реклама, глянец и телевидение в основном лишь отражают положение вещей и общие тренды, но никак их не формируют», — считает Фергюсон.

Его данные говорят о том, что женская неудовлетворенность своей внешностью отнюдь не связана с тем, что показывают по телевизору.

Например, просмотр сериалов с актрисами, которые отвечали всем стандартам внешней красоты, практически никак не влиял на самооценку зрительниц. Она оставалось такой же, как и при показах другого сериала, где актрисы обладали обычными параметрами.

Вместе с тем Фергюсон обнаружил, что зрительницы чувствовали себя хуже, сталкиваясь с более привлекательными женщинами в своем ближайшем окружении.

«Конкуренция между женщинами особенно остро звучит в современном городском обществе, — считает психолог. — Прежде люди создавали семьи в достаточно молодом возрасте. В современном же западном социуме мы надолго откладываем этот шаг.

Читайте также:  Истероид - психология

Результатом оказывается более жесткая конкуренция из-за большого числа желающих сделать свой окончательный выбор жизненного партнера.

И нет никаких сомнений в том, что в этой маленькой психологической войне за право найти самого лучшего и достойного участвуют не только мужчины, но и женщины».

Источник: http://www.psychologies.ru/couple/meeting/igra-na-vyibyivanie-jestokie-zakonyi-jenskoy-konkurentsii/

конкуренция — это… Что такое конкуренция?

  • КОНКУРЕНЦИЯ — закон товарного производства, отражающий механизм сопер ничества товаропроизводителей, обусловленный противоречивостью их инте ресов в области производственно сбытовой и торговой деятельности. Впрактике конкурентной борьбы широко используются… …   Финансовый словарь
  • КОНКУРЕНЦИЯ — (competition) Ситуация, в которой любой желающий что либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. В условиях совершенной конкуренции существует столь много продавцов и покупателей, что все участники… …   Экономический словарь
  • КОНКУРЕНЦИЯ — (фр. concurrence, от лат. concurrer бежать вместе). Соискательство, соперничество, соревнование нескольких купцов, относительно продажи одних и тех же товаров. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • Конкуренция — соперничество между участниками экономических отношений за ограниченные ресурсы: сырье, рабочую силу, капитал, рынки сбыта. Конкуренция в широком смысле присутствует в любой экономике как плановой, так и рыночной. В первом случае предприятия и… …   Банковская энциклопедия
  • Конкуренция — (competition) Соперничество между поставщиками товаров и услуг в борьбе за долю рынка. Большинство экономических теорий сходится на том, что конкуренция полезна в смысле достижения оптимальности по Парето (Pareto optimality). Государство обычно… …   Словарь бизнес-терминов
  • КОНКУРЕНЦИЯ — это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов. Фридрих Хаек Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей. Дэвид Сарнофф Конкуренция жизнь торговли и смерть… …   Сводная энциклопедия афоризмов
  • конкуренция — См. соперничество… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. конкуренция борьба, соперничество, соревнование, состязание; противоборство, состязательность. Ant. партнерство …   Словарь синонимов
  • КОНКУРЕНЦИЯ — (от лат. concurrentia), соперничество, любое антагонистическое отношение, связанное с борьбой за существование, за доминирование, за пищу, пространство и другие ресурсы между организмами (видами, особями), нуждающимися в одних и тех же ресурсах.… …   Экологический словарь
  • КОНКУРЕНЦИЯ — (позднелатинское concurrentia, от concurrere сталкиваться), соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция существенная черта различных видов… …   Современная энциклопедия
  • КОНКУРЕНЦИЯ — (позднелат. concurrentia от concurrere сталкиваться), соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция существенная черта различных видов… …   Большой Энциклопедический словарь
  • Конкуренция — (позднелат. concurrentia, от concurrere сталкиваться) соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция существенная черта различных видов… …   Политология. Словарь.

Источник: https://psychology.academic.ru/933/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F

Как выжить в условиях женской конкуренции на рабочем месте

Как выжить в условиях женской конкуренции на рабочем месте

Она снова это сделала! Ваша начальница несправедливо указала на ваши несуществующие ошибки на собрании, преуменьшила ваш вклад в реализацию успешного проекта, раскритиковала вашу презентацию и проигнорировала ваши предложения. Она делает это регулярно… при всех. Почему она так поступает и что с этим делать, — объясняет Бонни Маркус, коуч, спикер и автор колонки в «Forbes».

Причина 1: Психологическая

Поведение постоянно «атакующей» начальницы или коллеги зиждется на ее собственной неуверенности. Она не чувствует, что ее способности приведут ее к тем карьерным целям, которые она себе поставила.

Как следствие, она все время должна определять, кто же представляет для нее угрозу в этом плане.

Что ж, каждая работающая женщина читала в детстве сказки о Золушке и Белоснежке, из которых легко вынести урок: другие женщины не простят тебе амбиций, тем более, если ты еще и талантлива, и красива. Ходи по офису и оглядывайся!

Причина 2: Культурная

Мужчины доминируют во многих сферах, особенно когда речь идет о руководящих позициях, поэтому женщины поставлены в условия еще более жесткой конкуренции: с мужчинами и между собой.

Следите за локусом

Есть такое понятие в психологии личности: локус контроля. Если он внутренний, то человек считает, что он сам контролирует события в своей жизни, он сам делает выбор и несет за него ответственность.

Если же локус контроля внешний, то такой человек верит, что все его решения и вообще все события в жизни происходят из-за других людей и внешних обстоятельств. Исследования подтверждают, что у женщин часто бывает внешний локус контроля.

То есть мы становимся в этом случае очень чувствительны к влиянию внешних факторов на нашу жизнь. Если нам не хватает уверенности в своих силах, мы чаще и упорнее ищем того, кто представляет угрозу нашему успеху.

У мужчин конкуренция честнее

Многие скажут, что среди мужчин конкуренция еще выше. Это так, но у мужчин конкуренция более открытая.

У женщин же часто интриги и подлости исподтишка получаются из желания сохранить лицо: ведь наша культура учит нас быть хорошими, милыми, заботливыми.

Как устранить конкурентку и при этом быть милой и хорошей? Мужчин культура не обязывает быть милыми и заботливыми друг с другом, поэтому их конкуренция часто выглядит как открытый бой. А вот женщинам трудно признаться в том, что они завидуют и ревнуют.

Признать существование проблемы

Первое, что нужно сделать нам всем — это признать, что проблема конкуренции среди женщин существует.

Признать, что, да, вы можете испытывать уколы ревности или зависти, даже тогда, когда ваша подруга объявляет, что помолвлена или ждет ребенка, что ее сын поступает в Гарвард, что она добилась того, чего хотели бы, но не добились вы сами. Скажите себе: «Да, она добилась этого.

А что же мне сделать для достижения этих же целей? Не потому что она достигла их, а потому что мне это нужно. А, может, мне нужно что-то другое?» Хватит сравнивать и противопоставлять друг друга!

Что делать, если ваша коллега показывает свою темную сторону и вы — ее мишень?

Дистанцируйтесь эмоционально. Вы позволяете этой женщине обессиливать вас. Несправедливость обвинений и нападок создает впечатление, что ситуация вне вашего контроля. Сфокусируйтесь на том, что вы реально можете контролировать.

Создайте надежную группу поддержки для защиты вашей репутации. Кто самый влиятельный? Например, ключевые акционеры? Сделайте все, чтобы влиятельные люди в вашей среде понимали вашу позицию и ценили ваши качества. Если вас попытаются очернить в их присутствии — вас защитят или хотя бы не примут обвинения безоговорочно.

Найдите наставника или покровителя. Создайте крепкие позитивные отношения с людьми на работе, которые защитят вас и дадут вам хороший совет вовремя. Покровитель вообще не только защитит, но и будет отстаивать ваши интересы.

Повышайте уверенность в себе. Заведите себе дневник, куда записываете свои достижения: как ваши предложения и инициативы конкретно принесли пользу вашей организации. Доводите это до ведома людей, которые имеют влияние.

Будьте кузнецом вашего профессионального успеха. Определите свою карьерную цель и план ее достижения. Поделитесь этими планами с покровителем или наставником, чтобы они тоже отмечали этапы вашего продвижения к цели, это будет для вас хорошим стимулом.

Будьте примером того, как можно сотрудничать вне конкуренции. Хвалите других женщин. Помогайте другим женщинам. Вы не можете контролировать поведение других людей. Однако мы можем контролировать свою реакцию на их поведение.

Источник: http://womo.ua/kak-vyizhit-v-usloviyah-zhenskoy-konkurentsii-na-rabochem-meste/

Как обычно развиваются человеческие отношения? Конкуренция или близость

И еще это прекрасный мотор развития. Развития в понимании современной цивилизации. То есть наращивания своих качеств и количеств. В разного рода сферах жизни. Деньги, возможности, профессиональное мастерство… ну и далее по списку…

А может быть, развитие — это еще и про навыки останавливаться в этой «гонке за достижениями»? Замечать происходящее и тех, кто сейчас рядом, хоть иногда вне этих «конкурентных» характеристик? Ориентироваться по каким-то другим меткам? Например, по взаимному интересу? По любопытству к чему-то новому для себя без немедленного «оценивания-обесценивания»? По своим ощущениям и чувствам?

Ориентироваться, как тут с комфортом для себя дела обстоят, и с возможностью свои желания тут пристраивать, что-то для себя получать или что-то свое отдавать без «гонки вооружений» и «ярмарки тщеславия»? Тогда появляется возможность перейти на следующий этап отношений. Про близость. Насколько можно к вам приблизиться? А насколько отдалиться? Наша близость нас «поглотит» или мы удержим границы нашей раздельности?

Есть страх, что близость — это всегда про слияние/поглощение. Растворение своей индивидуальности. Если мы решили, что будем вместе, ты просто обязан для меня все свои границы распахнуть. Стать со мной единым целым. Отказаться от своих от меня отличий и от своих желаний. Навсегда! И любые твои попытки что-то сделать по-своему будут у меня негодование и обиду вызывать.

Суррогат близости, выполняющий функцию контроля и доминирования — забота без запроса о ней с «другой стороны». В такого рода заботе есть всегда некоторое насилие и «назначение» долга благодарности. Причем форма и объем благодарности тоже «задается» Заботчиком. И еще интересный параметр такого рода заботы — ее «неумолимость».

«Если я решил о тебе позаботиться, то „умри все живое“, а я свое решение выполню. И добро тебе причиню!» А шевеления на той стороне и попытки хоть как-то определиться, за что и правда благодарен, а что «заберите себе, пожалуйста» — воспринимаются с горчайшей обидой.

«Ты меня отвергаешь! Ты передо мной виноват! Я столько всего для тебя делаю, а ты!..»

А ведь возможно и по-другому. Быть близкими, быть вместе. С осознанием своего места в этой со-вместности. Своего интереса к Другим/Другому. И при этом с осознанием своих от них/от него отличий. Границ.

Без немедленного и оценивающего сравнения, без конкурентной битвы.

Но и без слияния, без растворения наших противоречий и различий, без замены меня со своей индивидуальностью, своими особенностями, вкусами, на «Я+Ты forever».

Тут выручает осознание, что близость — как и любое другое состояние человека — дискретна по шкале времени. Слияние же претендует на «вечную близость». И этим очень напрягает и пугает. Но на самом деле здесь и сейчас мы можем быть очень близки.

А через 5 минут мы можем отвлечься друг от друга. Да, мы можем договориться, что какими-то занятиями мы занимаемся только друг с другом. Например, сексом. Но это вряд ли означает, что и всеми другими занятиями в жизни мы теперь должны вместе заниматься.

И любить одну и ту же музыку.

Быть близким кому-то всегда немножко рискованно. Ведь можно не совпасть. Ты сейчас — «нараспашку», а ему сейчас — про этих козлов из отдела закупок ближе позлиться. Ну и ладно. Дождемся, когда он вернется. К вам. Это ведь произойдет. Потому что близость есть. Точно знаете.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/56377/

Ссылка на основную публикацию