Мода — психология

Мода — Психологос

Мода - психология

Мода (лат. modus — мера, правило, образ) — обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего предметного) окружения людей.

Кант определял моду как «непостоянный образ жизни». Как массовое увлечение каким-либо явлением мода известна еще с древности; мода в современном понимании появляется в Европе в 14—15 вв.

Изучение моды не должно ограничиваться ее сведением только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей ее природы и функционирования.

Природе моды свойственны: релятивизм (быстрая смена модных форм), цикличность (периодическая обращенность в прошлое, к традициям), иррациональность (мода обращена к эмоциям человека, ее предписания не всегда сообразуются с логикой или здравым смыслом), универсальность (сфера деятельности современной моды практически не ограничена; мода обращена ко всем сразу и к каждому отдельно).

Мода выступает как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая уровень и особенности массового вкуса данного общества в данное время.

К функциям моды можно отнести ее возможность конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определенные ценности и образцы поведения, формировать вкусы субъекта и управлять ими. Мода дополняет традиционные формы культуры через их преломление современностью и конструирует на этой основе новое окружение человека и его самого.

Мода выступает как одно из средств социализации: мода как подражание данному образцу «удовлетворяет потребности в социальной опоре, дает всеобщее, общепринятое» одинокому человеку (Зиммель).

Еще одной функцией моды является функция социальной маркировки, идентификации, дистанцирования. Зиммель считал моду классовым явлением: мода различных социальных слоев всегда различна.

«Космополитичная» функция современной моды заключается в ее тенденции к сближению и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля.

Можно говорить и об экономической функции моды, связанной с ее динамизмом: мода опережает физический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта. Современная мода имеет две существенные особенности: мода 19—20 вв.

представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (современная мода — это смена стиля, а не двух-трех предметов или форм), ритм смены стилей в современной моде резко возрос (сейчас модный стиль держится в среднем 7—10 лет).

По вопросу специфики механизмов распространения моды большинство исследователей высказывается за ведущую роль психологических факторов: подражание (Лебон), стремление к собственному величию (Фрейд), «желание быть значительным» (Дьюи), обретение социальной опоры (Зиммель).

Наряду с этими факторами указывают еще на массовую привычку, на то, что мода выступает как оценивающая и предписывающая сила.

Эффективность проявления подобных факторов зависит от качества среды действия моды: динамизма развития общества, готовности к изменениям, восприимчивости к новому и т.п.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/moda

Читать

Читать

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор А. Л. Свенцицкий,

кандидат искусствоведения, доцент И. Г. Нехорошева.

© ООО Издательство «Питер», 2014

Еще двадцать лет назад о психологии моды как самостоятельной психологической дисциплине никто и не думал. Девятнадцать лет назад российские дизайнеры почувствовали необходимость в психологических знаниях. Восемнадцать лет назад в один из солнечных майских дней мне предложили подготовить и прочесть учебный курс «Психология моды», и я тотчас согласилась.

В то время я была увлечена проблемами рефлексии невербального поведения, и связь между психологией невербального поведения и психологией моды казалась вполне очевидной, было, как говорят, за что зацепиться. Но я тогда совсем не подозревала, что в моде так много других аспектов, которые почти не исследованы психологами.

Первое авторское издание «Психологии моды» практически совпало со 100-летием выхода в свет классической статьи «Психология моды» немецкого философа и социолога Георга Зиммеля. Это, поверьте, произошло случайно. Зато сейчас есть уникальная возможность сравнить, насколько далеко психологическая наука продвинулась в понимании этого вопроса и что приходится преодолевать при этом.

Третье издание отражает заметный рост в последнее десятилетие научного интереса к социально-психологическим проблемам моды. Издание отличается от предыдущих включением новых научно обоснованных и экспериментально проверенных фактов, которые раскрывают особенности личности и поведения субъектов моды.

Современные данные позволяют уточнить психологическое определение понятия «мода» и доказывают необходимость пересмотреть существующие стереотипы относительно функционирования моды на социальном и индивидуальном уровне. Психология моды объясняет вопросы, которые до сих пор оставались дискуссионными в рамках других наук.

Например, вопросы духовно-нравственного развития человека, психологии здоровья, социальной интеграции и реабилитации.

Бесспорно, мода – междисциплинарный объект изучения, но социальная психология должна сыграть ведущую роль. Хочу искренне поблагодарить моих коллег, живущих в самых разных уголках Земли, которые понимают актуальность разработки социально-психологических проблем моды, стиля, имиджа и вносят заметный научный вклад в дисциплину, доказывая ее жизнеспособность.

М. И. Килошенко Санкт-Петербург, 2013 г.

Предлагаемая читателю книга – попытка прочтения психологического подтекста одного из самых многогранных явлений в жизни человека – моды. Следует сразу оговориться, что речь в ней пойдет, прежде всего, о психологических закономерностях моды на одежду, обувь, аксессуары. Именно эти вещи стали сегодня неотъемлемыми атрибутами социального бытия человека.

Уже написаны многие увлекательные тома об исторических, этнографических, географических предпосылках использования человеком данных вещей. Не менее интересными являются и книги, описывающие результат их использования. Но все актуальнее становится желание «разговорить» эти атрибуты, а значит, познать их психологическую сущность.

Моя книга предназначена для истинных поклонников и поклонниц моды. Надеюсь, она будет полезной и для начинающего дизайнера, и для находящегося в зените славы кутюрье.

Моя книга – для психологов, неутомимых исследователей законов и закономерностей психической жизни человека, для психотерапевтов, стоящих на страже психического здоровья личности.

Моя книга – для искусствоведов, проводников в мир прекрасного, и для всех тех, кто стремится сделать мир уютным, красивым, безопасным, и тех, кто хотел бы жить в таком мире.

Появлению этой книги я во многом обязана моей маме, Ирине Ивановне Килошенко, мудрой, заботливой, скромной, тихой, ненавязчиво способствующей развитию вкусов и способностей своих детей, никогда не ограничивающей их творческие порывы (о сколько метров ткани были истерзаны моими ножницами в попытке создать нечто, что могло бы называться «модным нарядом» или «обновкой»!). Глубоко признательна моей сестре Наташе за то, что она уверенно подтолкнула меня к серьезным занятиям психологией.

Искренне благодарна профессору Анатолию Леонидовичу Свенцицкому за полезные замечания и предложения по поводу осуществления замыслов.

Огромное спасибо моему другу Олегу Криницкому за помощь в переводах с английского и моральную поддержку моих литературных опытов.

Я не смогла бы написать эту книгу вне атмосферы науки, творчества, практики и дружеского общения, царящей в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна, личного участия профессоров Юрия Владимировича Манько, Ирины Николаевны Сафроновой, Бориса Михайловича Тараканова.

Отдельное спасибо моим студентам, чей живой интерес к психологическим проблемам моды послужил для меня стимулом к написанию этой работы.

М. И. Килошенко, кандидат психологических наук, доцент

Будущее моды известный французский модельер Пьер Карден связывает с исследованиями в области математики, экономики, социологии, психологии и даже философии. Психологические исследования претендуют стать приоритетными.

Подтверждение тому – многочисленные определения моды, раскрывающие в той или иной степени прежде всего психологическое содержание этого уникального социального явления.[1] Мода, по Кардену, – это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспектах.

[2] Объяснить, почему, как и при каких условиях происходит это отражение – цель психологии моды.

Люди создают специфические условия для появления, представления, принятия и освоения моды. Кто эти люди? Что побуждает их заниматься модой? В чем специфичность условий возникновения и распространения моды? Чем одна мода отличается от другой? Есть ли разница между прихотью и модой?

Мода отражает черты личности. Но как соотносятся между собой изменчивость моды и устойчивость некоторых личностных черт? Почему женщины оказываются более зависимыми от модных веяний? Правда ли, что модники зачастую слишком поверхностны?

Читайте также:  Публицистический текст - психология

«Лучше умереть, чем быть немодным» – мнение, отражающее настроение большинства.

Определяет ли мода характер и формы социальной активности людей? Можно ли устоять перед модными соблазнами и при этом не утратить сложившихся социальных связей? Почему «модные гонки» столь многочисленны? В какой степени участие в «модной гонке» – факт сознания личности? Экстенсивность «модной гонки» совершенствует или разрушает личные вкусы?

Модное всегда таит в себе некоторый код. Кто и зачем его придумывает? Как это происходит? От каких факторов зависит его успешная разгадка? Как предугадать код будущей моды?

Что заставило эту женщину рисовать шов на голой ноге? Мода!

(Corbis-Bettmann)

Все эти вопросы тесно взаимосвязаны: они затрагивают и взгляд конкретного человека на моду, и взаимное влияние людей. Это как раз то, что интересует психологов, занимающихся модой. Психология моды изучает мотивацию и типы поведения следующих за модой людей, их личностные особенности, включая используемые ими механизмы психологической защиты и социальной адаптации.

Психология моды исследует творческую природу процессов создания, представления и распространения моды, ведет разработку концепций и методов прогнозирования реакций потребителей.

В целом можно сказать, что психология моды изучает закономерности поведения и деятельности людей в условиях актуальной моды, исследует созидание человеком нового, оригинального в области модной индустрии.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=605807&p=1

Психология выбора модной одежды

Психология выбора модной одежды

КУРСОВАЯ РАБОТА

Психология выбора модной одежды

Содержание

Введение

1 Психология выбора модной одежды

1.1 В поисках социально-психологического определения моды

1.2 Мода: граница нормы и патологии

1.3 Мотивы, побуждающие к модному поведению

1.4 Психологические трудности выбора

1.5 Этапы выбора модной одежды

2 Эмпирическое исследование гендерных различий в психологии моды

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ и обработка результатов исследования

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

В наше время проблема моды очень актуальна. Еще раньше, будущее моды известный французский модельер Пьер Карден связывает с исследованиями в области таких наук: математики, экономики, социологии, психологии и даже философии.

Психологические исследования претендуют стать приоритетными. Подтверждение тому многочисленные определения моды, раскрывающие в той или иной степени, прежде всего психологическое содержание этого уникального социального явления.

Особенно в гендерных различиях.

Мода отражает черты личности. Психология моды изучает мотивацию и типы поведения следующих за модой людей, их личностные особенности, включая механизмы, которые используются ими для психологической защиты и социальной адаптации.

Сегодня психология моды одна из самых молодых психологических дисциплин.

Учитывая область своих исследований, она исходит из современных представлений о моде, учитывает новейшие достижения научной мысли в социальной психологии, психологии личности и психологии творчества.

Среди известных специалистов, имеющих свой вклад в развитие психологии моды: Р. Бартон, Ю.М. Лотман, М.И. Килошенко, К.А. Абульханова — Славская, Г. Зиммель, И. Богардус, Г. Диарборн, Д. Ольшанский.

Цели исследования:

1) Теоретическое изучение моды как психического явления.

2) Практическое изучение гендерных различий в психологии моды.

Задачи исследования:

1) Изучение исследования психологии моды в историческом аспекте разными авторами.

2) Исследование гендерных особенностей при выборе модной одежды.

4) Выявить, есть различия в гендерных особенностях в отношении к моде.

5) Сравнить полученные результаты с теоретическим предположением.

Объект исследования: мода как психологический феномен.

Предмет исследования: отношение человека к моде.

Гипотеза: гендерные особенности, которые проявляются в отношении к моде не имеют различий в самоконструирующей стратегии личности.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, Опросный метод для выявления стратегии самопрезентации личности в одежде(Е. А. Петровой), методы математической обработки экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальная база: в исследовании принимали участие студенты Оренбургского государственного университета , в количестве 30 человек.

1 Психология выбора модной одежды

1.1 В поисках социально-психологического определения моды

Хотя предположить наличие моды в первобытном обществе трудно, но с античных времен мода существует как достаточно развитый феномен.

Давно известно и понятие «мода». Исторически оно происходит от латинского modus, что в переводе означает «мера, способ, правило». В определенной степени такого рода трактовки сохраняют смысл и до нашего времени.

Мода —это своего рода именно мера уникального и привычного, старого и нового. Это, и способ быть соответствующим чему-то общепринятому, это, и некое правило, нарушать которое не вполне прилично.

Из этого ясно, что само понятие «мода» никогда точно не определялось с эстетической точки зрения, хотя именно к ней, по наиболее распространенному мнению, наиболее близка мода, связываемая с модной одеждой.

Ближе всего это понятие при анализе оказывается к социальной психологии.

Например, Б. Д. Парыгин определял моду как особое социально-психологическое явление. Он писал: «Мода — это специфическая и весьма динамичная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстроизменяющихся вкусов, увлечений и т. д.» (Парыгин, 1969).

Невозможно согласиться сразу со всем в этом определении. Прежде всего, не совсем ясно, в чем конкретно заключается специфичность моды как формы массового поведения. Во-вторых, развитие моды в последние десятилетия и появление «индустрии моды» заставляет сомневаться в мгновенности ее возникновения.

В-третьих, не видна связь моды именно с преобладающими в обществе настроениями — более явная связь прослеживается со вкусами и увлечениями, с тем, как понимается в том или ином обществе категория «престиж».

Даже юноши носят джинсы совсем не потому, что у них доминирует некоторое особое настроение, а прежде всего потому, что долгое время это была очень престижная одежда. В XVIII веке английский философ Т. Рид писал:

«… Кажется, что человек, одетый по моде, принадлежит к знати и вращается в хорошем обществе».

То есть, мода также создает иллюзию значимости и значительности человека, если он следует ее рекомендациям.

Согласно еще одной из немногих социально-психологических попыток определения, мода — это некоторое «массовое явление, свойственное группе личностей как форма объективизации их мнения о престиже.

Мода формируется на основе подражания и в значительной степени является эстетическим вкусом тех, у кого нет собственного. Такие личности следуют моде слепо, не умея приспособить ее к своим индивидуальным особенностям.

В этом смысле мода — отраженное, субъективное явление» (Платонов, 1984).

В этом определении много спорных вопросов. Почему «массовое», но «свойственное группе», да еще и «группе личностей»? Почему, мода отказывается в статусе массового социально-психологического явления? Трудно представить себе и узкогрупповую моду. И уж тем более совсем сложно представить себе отдельную, вне общества, подражающую кому-то личность.

Или отдельная, самостоятельная личность — или подражание как основной механизм формирования психологии масс, а не личностей. Ведь мы знаем, что в массе индивидуальная сознательная личность исчезает. Интересно писал о моде один из крупнейших отечественных исследователей психологии масс Б. Ф.

Поршнев: «Люди, придерживающиеся той или иной моды, могут и не принадлежать к какой-либо социологической общности. Но они и не составляют чисто статистической общности, потому что перенимают моду при непосредственном контакте друг с другом. Говорят, что они заражают друг друга. Безусловно, мода действительно является взаимным подражанием. Но к области настроения, т. е.

социальной психологии, относятся не сами по себе какие-либо модные вещи или действия, а такой фактор как «модность». Тут важна для психолога не столько позитивная сторона, сколько негативная. Человека увлекает отличие от людей «немодных»; сама частая смена модных вещей отличает человека от тех, кто этого не делает.

Следовательно, носители «модного» образуют некую неустойчивую социально-психологическую общность. Это как легкое дуновение ветерка среди более мощных и глубоких течений социальных эмоций» (Поршнев, 1979).

Можно сделать вывод, что Поршнев различал «моду» как реальное жизненное явление, и «модность» как определенную социально-психологическую характеристику, которой наделяются те или иные предметы, явления, особенности, черты и т. д. За счет такого разделения он выделял собственно психологическую специфику явления.

Данный подход позволяет отказаться от поиска некоего универсального определения моды и дает возможность сосредоточиться на изучении ее внутренних, психологических механизмов.

Читайте также:  Учитесь любить себя - психология

Именно такой, функциональный подход, связанный с пониманием механизмов действия моды, является адекватным для понимания моды как феномена массовой психологии.

1.2 Мода: граница нормы и патологии

«Мода процветает на природе человека, на ее наиболее уязвимом месте»,приходит к заключению И. Богардус. Там, где люди поддерживают традиции, новинки приживаются с трудом, но, где доминирует мода, они прочно закрепляются.

Богардус подчеркивает образование особых групп людей, которые полнос­тью посвящают себя моде, у которых мода определяет образ их жизни. Последние новинки всегда считаются для них наилучшими. В этих группах доминируют прихоти, ведь следующие за прихотью получают статус.

Что такое мания, а точнее маниакальный синдром? Это — сочетание повышенного настроения с ускорением мышления (до инсайта идей) и повышенной активности.

Возможны различные сочетания и комбинации этих расстройств, различные степени выраженности одного из них, например, преобладание эйфорического настроения либо нарушений мышления и т.п.

Если предположить, что все эти характеристики свойственны лицам, стремящимся следовать моде, то будут ли заметны в их одежде какие-либо общие наклонности, составляющие основу моды? Конечно же, нет, при скачке идей нельзя достичь какого-либо определенного результата.

И только лишь на первый взгляд кажется, что следование моде сопряжено всегда с эйфорическим настроением.

Настроение зависит также и от удовлетворенности субъекта результатом поиска модного образа, и от того, как будет принят этот результат значимой для субьекта группой, обществом в целом и т. д.

Маниакальное следование моде это скорее одно из крайних проявлений психики человека, не ведущее к адекватному результату. Это результат отсутствия адекватной оценки себя, ситуации, других людей.

Эмоциональное возбуждение, которое нагнетается модой, лишает критичности мышления и активизирует импульсы к совершению необдуманных поступков. Когда вокруг новинки создается возбуждение, следует предвидеть, что огромное количество людей погонятся за ней.

В создании оживленного спроса первое место принадлежит рекламе, хотя ее уси­лия часто не оправдывают себя. Ажиотажный спрос разрастается вместе с возрастающей изысканностью и привлекательностью новинки. Именно поэтому охватывающее множество людей эмоциональное возбуждение приводит их к «разорению».

Богардус, будучи современником 50-х, считал эту тенденцию характеризующую лишь жителей больших городов. Сегодня, эта тенденция рассматривается как всеобщая.

Адекватное следование моде предполагает налаженный процесс саморе­гуляции, т. е. свободный выбор целей (модных тенденций), формирование, со­ответственно им программ действий, перевод данных программ в реально производимые действия. Этот процесс осуществляется посредством регулиру­ющих воздействий на те личностные потенциалы, с помощью которых осуществляется выполнение актуальной программы.<\p>

Источник: http://privetstudent.com/kursovyye/kursovyye-po-psikhologii/1954-psihologiya-vybora-modnoy-odezhdy.html

Психология масс

Психология масс

Хотя предположить наличие моды в первобытном обществе трудно — едва ли тогда особенно выделялись какие-то особенные пошивы шкур, — но по крайней мере с античных времен мода существует как достаточно развитый феномен.

Соответственно, давно известно и понятие «мода». Этимологически оно ведет свое происхождение от латинского modus, что переводится как «мера, способ, правило».

В значительной степени такого рода трактовки сохраняют смысл и до нашего времени.

Согласно здравому смыслу, мода — это не что-то особенно выдающееся: это своего рода именно мера уникального и привычного, старого и нового. Это, безусловно, и способ быть соответствующим чему-то общепринятому. Наконец, это, конечно, и некоторое правило, нарушать которое не вполне прилично.

Из всего сказанного следует, что само понятие «мода» никогда точно не определялось с эстетической точки зрения, хотя именно к ней, по наиболее распространенному мнению, наиболее близка мода, связываемая с модной одеждой.

Ближе всего это понятие при анализе оказывается к социальной психологии, к тем ее разделам, которые связаны с массовым поведением и массовой психологией Не случайно Б. Д. Парыгин определял моду именно как особое социально-психологическое явление.

Он писал: «Мода — это специфическая и весьма динамичная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстроизменяющихся вкусов, увлечений и т. д.» (Парыгин, 1969).

Трудно согласиться сразу со всем в данном определении. Прежде всего, не совсем понятно, в чем именно заключается специфичность моды как формы массового поведения. Во-вторых, развитие моды в последние десятилетия и появление целой «индустрии моды» заставляет сомневаться в стихийности ее возникновения.

В-третьих, далеко не очевидна связь моды именно с доминирующими в обществе настроениями — более явная связь прослеживается со вкусами и увлечениями, а также с тем, как понимается в том или ином обществе такая категория как «престиж».

В конце концов, юноши носят джинсы совсем не потому, что у них доминирует некоторое особое настроение, а прежде всего потому, что долгое время это была очень престижная одежда. Еще в XVIII веке английский философ Т. Рид писал: «… Кажется, что человек, одетый по моде, принадлежит к знати и вращается в хорошем обществе»124.

То есть, среди прочего, мода создает иллюзию значимости и значительности человека, если он следует ее рекомендациям.

124 Цит. по: Орлова Л. Азбука моды. М., 1988. С. 8.

Согласно еще одной из также не слишком многочисленных социально-психологических попыток определения, мода — это некоторое «массовидное явление, свойственное группе личностей как форма объективизации их мнения о престиже.

Мода формируется на основе подражания и в значительной степени является эстетическим вкусом тех, у кого нет собственного. Такие личности следуют моде слепо, не умея приспособить ее к своим индивидуальным особенностям.

В этом смысле мода — отраженное, субъективное явление» (Платонов, 1984).

В этом определении приходится поспорить со многим. Почему «массовидное», но «свойственное группе», да еще и «группе личностей»? Опыт показывает, что употребление слова «массовидное» обычно представляет собой камуфляж: дескать, похожее на массовое, хотя и не вполне таковое.

Почему, собственно, моде отказывается в статусе действительно массового социально-психологического явления? Трудно представить себе и узкогрупповую моду. Тем более совсем сложно представить себе отдельную, вне общности, подражающую кому-то личность.

Или отдельная, самостоятельная личность — или подражание как основной механизм формирования психологии масс, а не личностей. Напомним, что в массе индивидуальная сознательная личность исчезает.

К. К.

Платонов предлагает рассматривать «омонимы: мода как объективное социальное отражаемое явление, создаваемое модельерами и дизайнерами (статистика показывает, что мода резко, обычно по закону контраста: юбки «мини» и «макси», широкие и узкие брюки, мелодичная музыка и диссонансы — сменяется примерно через шесть лет); в вариационной статистике, применяемой при анализе психологических данных, мода — наиболее часто встречающееся значение вариантов данного ряда» (Платонов, 1984). В результате здесь как бы в одну кучу соединены чуть ли не все возможные значения понятия «мода»: и моделирование дизайнерами, и мода на одежду, и мода как параметр статистики. Понятно, что при этом исчезает собственно психологическое понимание моды как особого, массового социально-психологического явления.

Любопытно писал о моде один из крупнейших отечественных исследователей психологии масс и, в частности, таких массовых явлений, как мода, Б. Ф. Поршнев: «Люди, придерживающиеся той или иной моды, могут и не принадлежать к какой-либо социологической общности.

Но они и не составляют чисто статистической общности, потому что приобщаются к моде не независимо друг от друга по каким-либо одинаковым причинам, а перенимают ее при непосредственном контакте друг с другом. Говорят, что они заражают друг друга. Несомненно, что мода действительно является взаимным подражанием. Однако к области настроения, т. е.

социальной психологии, относятся не сами по себе какие-либо модные вещи или действия, а «модность». Тут важна для психолога не столько позитивная сторона, сколько негативная. Человека увлекает не красота или полезность нового, а отличие от людей «немодных»; сама частая смена модных вещей отличает человека от тех, кто этого не делает.

Таким образом, носители «модного» образуют некую в высшей степени аморфную, зыбкую социально-психологическую общность. Это как легкое дуновение ветерка среди более мощных и глубоких течений социальных эмоций» (Поршнев, 1979).

Таким образом, Поршнев различал «моду» как реальное жизненное явление, и «модность» как определенную социально-психологическую характеристику, которой наделяются те или иные предметы, явления, особенности, черты и т. д., тем самым превращаясь в феномены моды. За счет такого разделения он и выделял собственно психологическую специфику явления.

Читайте также:  Список когнитивных искажений - психология

Такой подход позволяет отказаться от поиска некоего всеобъемлющего определения моды (как показывает история, это едва ли возможно и явно непродуктивно) и дает возможность сосредоточиться на изучении ее внутренних, собственно психологических механизмов.

Только такой, функциональный подход, связанный с пониманием механизмов действия моды, представляется адекватным для понимания моды как феномена массовой психологии.

Источник: http://bookap.info/sociopsy/olshanskiy_psihologiya_mass/gl125.shtm

Мода и характер

Что ни говори, но каждая женщина хочет быть красиво и модно одетой! Но мода — это не только цвета и фасоны. Это образ жизни каждой из нас, наша женская психология, отношение к себе и к миру.

Психологи утверждают, что всех нас можно разделить на несколько типов, и, в зависимости от принадлежности к какому-либо типу, мы, и выбираем тот стиль, в котором ощущаем себя максимально комфортно.

Насколько это соответствует реальности, судите сами.

Белая ворона. На первый взгляд, такая женщина одета вызывающе немодно, она появляется на людях в чем-то совершенно непонятном. Но те, кто с ней давно знаком, знают: ЭТО обязательно вот-вот войдет в моду. Тем не менее, мало кто по достоинству оценит умопомрачительные фасоны и уж, тем более, наденет нечто подобное.

Чаще такой даме приходится ловить недоуменные взгляды окружающих. Но как только тенденция действительно пойдет в массы, наша героиня от нее тут же откажется. Как правило, у таких женщин нет близких подруг, да и мужчины не падают к их ногам. Однако эти дамы не высокомерны и тяготеют к общению.

Такая женщина может быть хорошим другом.

Конформистка. Эта женщина всегда покупает новые вещи, предварительно разглядев их на особо модных дамах, и носит год-другой. Она не рискует выступать в авангарде — боится промахнуться и надеть то, что другие не оценят.

Совсем другое дело — растиражированная мода. Как правило, женщины этого типа не стремятся выделяться из окружения. Мода дает им возможность быть своими в обществе равных. Если у вас есть такая подруга — вам повезло.

Она лишена болезненных комплексов, всегда имеет свое мнение и поможет вам дельным советом.

Синий чулок. Она уже настолько далека от моды, что отстала и от своего времени на полпоколения. Как правило, за этим кроется глобальная обида на жизнь, на эпоху, на современные реалии.

Одежда фасона «прощай, молодость» — это симптом внутреннего неблагополучия. Таким женщинам необходима тактичная помощь близких.

Если вы поможете ей поменять хоть что-то в жизни, она никогда не забудет вашего внимания и станет верным другом.

Модница. Она начинает носить новые вещи, как только фирмы-производители выпускают в тираж свежие сезонные коллекции. Именно на нее равняется большинство из нас, желая прикупить что-нибудь новенькое в свой гардероб. Модницы охотно дают рекомендации, что, с чем и на какой манер носить. Но гонка за модой часто отнимает у них слишком много сил и времени.

Верная традициям. Женщина, которая делает ставку на классические вещи, держащиеся «на плаву» лет десять, справедливо подозревает за собой отсутствие «нюха» на моду. Однако бороться с этим недостатком она не видит смысла.

Это позволяет ей с годами составить довольно обширную коллекцию одежды на разные случаи жизни. Однако она любит использовать модные детали: украшения, сумочки — и меняет их значительно чаще, чем основной гардероб. Как правило, такие женщины уравновешенны, удовлетворены жизнью, умны и надежны.

Это верные подруги, нежные жены и заботливые матери семейства.

Правда, в выбор одежда часто вмешиваются вещи, весьма прозаические, например, материальные возможности, образ жизни, окружение и пр. Так что часто эти психотипы в отношении моды могут быть смешанными, но, в глубине души мы все равно остаемся сами собой!

Источник: http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/2008-10-17-244135.html

Психология моды

В поисках сущности моды. * Психологические механизмы моды. Я Социально-психоло­гические функции моды. Я Элементы распространения моды. Я Парадокс модника. * Влияние моды на психологию масс.

Проблема с определением понятия «мода» достаточно сложна, причем сложности оче­видны. Как и во многих других случаях в психологии масс, в очередной раз это нечто, что все знают, понимают и чувствуют, но сколько-нибудь четко определить затруд­няются.

Тем более что всякий раз речь идет о конкретных видах и разновидностях моды — следовательно, о совершенно разных вещах.

Мода на одежду и мода на поли­тические идеи, мода на коллекционирование фарфора и мода на автомобили — все это внешне вроде бы разные вещи, всякий раз порождающие совершенно разные опреде­ления и значительную путаницу между …
ними.

В самом широком смысле слова мода определяется как «существующие в опреде­ленный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры» («Иллюстрированная энциклопедия моды», 1988). Однако существует мода и как отношение к внутренним формам культуры — идеям, воззрениям.

Кроме того, при подобном подходе (как, впрочем, и при большинстве других аналогичных походов) настойчивый акцент делается на конкретность и изменчивость моды, ее обя­зательную связь с определенными периодами и этапами развития человечества.

Об­ратим внимание на то, что для характеристики одного из обязательных понятий в самом распространенном виде моды — моды на одежду — во всех европейских языках используется одно и то же, заимствованное из итальянского языка слово costume. И означает оно нечто прямо противоположное: обычай, привычка.

Таким образом, возникает нечто совершенно несовместимое: постоянно изменчивый обычай, непре­рывно меняющаяся привычка. Фокус заключается в том, что на самом деле это дей­ствительно так. Мода есть и то и другое. И непрерывная изменчивость, и стабильная устойчивость.

Меняются конкретные разновидности моды, но всегда остается мода как особое явление в психологии масс.

Нас интересует мода прежде всего как психологический феномен — безотноси­тельно к тому, на что именно распространяется эта мода.

Можно еще более сузить предмет нашего предстоящего рассмотрения: нас интересует мода как массовое явле­ние (включая, впрочем, ее элитную часть — первоначально модным становится нечто уникальное, к чему начинают стремиться все). Наша задача состоит в том, чтобы рас­смотреть моду, когда она становится массовой.

Это же происходит только тогда, ког­да она захватывает и охватывает всех или значительную часть людей, формируя осо­бые общности. Впрочем, как раз вскоре после этого она исчезает или меняется — мод-

Глава 3.2. Психология моды 257

ным быстро становится нечто совсем иное, уже опять не массовое, а уникальное. То же, что еще недавно было модным, становится рутинным, обыденным, привычным и повседневным.

Близок был к улавливанию традиционного и изменчивого в определении моды А. В. Даль в своем словаре.

Он определял моду как «ходячий обычай; временную, из­менчивую прихоть в житейском быту, в покрое одежды и в быту». Однако тут и воз­никала двойственность в определении.

С одной стороны, мода — это «обычай», что-то достаточно устойчивое и стабильное. С другой же стороны, та же мода — «измен­чивая прихоть». Что же важнее?

Источник: http://refac.ru/psixologiya-mody/

Ссылка на основную публикацию