Мозговой штурм — психология

Мозговой психологический штурм: методы и правила

Мозговой штурм - психология

При этом, участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, включая самые невероятные и фантастические. По окончании путем анализа отбираются наиболее перспективные способы решения проблем для практической работы с ними.

Такой психологический штурм применяется также как способ экспертной оценки. Хорошо организованный и развитой процесс предусматривает синхронную деятельность группы людей в соответствии с четко поставленной задачей.

Стадии и принципы проведения процесса

В процессе подготовки и проведения мозгового штурма четко различаются три принципиально различных этапа.

Они различны по организации и методам проведения:

В процессе реализации это очень важный этап, в ходе которого главным является четкая формулировка предлагаемой к решению проблемы. Производится отбор участников, подходящих по своим профессиональным качествам и широте кругозора. Определение модератора процесса и распределение ролей между участниками в зависимости от поставленной задачи и определения способов проведения мозгового штурма.

Наиболее важный этап во всем процессе. Установленные правила должны исполняться неукоснительно, иначе он не даст результатов. А правила таковы:

  1. главная задача – выдвинуть как можно большее количество идей. Здесь не должно быть каких-либо ограничений;
  2. критические высказывания при мозговом штурме необходимо исключить, даже если они имеют положительную окраску. Это отвлекает участников от творческого процесса;
  3. приветствуются любые идеи, даже если они выглядят абсурдными;
  4. целесообразно создавать комбинированные или улучшенные идеи.

Сортировка, оценка и отбор идей, высказанных при мозговом штурме, с целью их дальнейшего развития. Часто об этом этапе забывают, однако именно он позволяет сгруппировать и вычленить наиболее важные результаты мозгового штурма. В отличие от предыдущего этапа, здесь необходимы оценочные действия.

Методы мозгового штурма, отбора и оценки идей могут быть различными, и результаты зависят от одинакового понимания задачи всеми участниками процесса.

По сути синектика – совмещение разнородных составляющих. Как метод мозгового штурма, она основана на совмещении психологических и социальных мотивов коллективной деятельности. Является совершенствованием и развитием методик мозгового штурма.

При проведении синектического мозгового штурма допускается критика в той мере, когда она способствует оттачиванию и совершенствованию высказанных идей.

Как правило, синектические подходы практикуются в составе постоянной группы, когда люди хорошо знают друг друга, и личностные отношения отступают в сторону во имя творческого процесса.

В процессе развития и совершенствования мозгового штурма способом синектики выделились четыре вида аналогий:

  1. Прямые аналогии – случай, когда исследуемый предмет имеет прямые аналоги в природе или технике. Пример – при исследовании способов окраски и цветовых гамм рассматривались распространенные в природе раскраски камней, растений, птиц и так далее.
  2. Аналогии символические – при этом в процессе мозгового штурма требуется сформулировать в форме парадокса буквально в нескольких словах суть предмета или явления.
  3. Фантастическая аналогия предполагает представление фантастических явлений или исполнителей, например, взлетно-посадочная полоса появляется под колесами шасси самолета, когда до поверхности земли остается расстояние в 1 метр.
  4. Аналогия личная (эмпатия) – представление себя самого частью явления или предмета и анализ своих ощущений при этом. Пример – вы являетесь поршнем двигателя и в процессе работы ощущаете толчки вспышек горючей смеси и трение корпуса об стенки цилиндра. При этом нужно понять, что нужно сделать, чтобы себе любимому этот процесс был приятнее и комфортнее. Такой прием в мозговом штурме способствует избавлению от инерции мышления, способствуя более полному абстрагированию от привычного течения процесса.

Таким образом, мозговой штурм методом синектики – способ отхода от имеющихся тривиальных решений проблемы, поиск аналогий и представлений о предмете или явлении, позволяющий раскрыть их в неожиданных и, порой, парадоксальных формах.

Состав участников психологического штурма

На практике группа мозгового штурма разбивается на две части, одна из них генерирует идеи, вторая анализирует и критикует их, внося новые элементы и точки подхода к проблеме.

В таком варианте каждая идея как бы проходит первичную обкатку в процессе дискуссии и представляется уже в готовом для применения виде.

При этом очень важна роль модератора процесса, обязанность которого ненавязчиво и эффективно направлять процесс мозгового штурма, не давая ему увязнуть в мелочах и частностях.

Основные положительные стороны процесса

Благоприятные эффекты мозговой штурм проявляет в силу определенных обстоятельств:

  1. Совместная работа нескольких человек, каждый из которых наделен свойственным только ему набором знаний и опыта, приводит к возникновению синергического эффекта, при котором положительные результаты процесса мозгового штурма многократно усиливаются в ходе поисков оптимального решения.
  2. Собственно процесс коллективной работы является увлекательным, во многом игровым действом, наделяя ее особым творческим потенциалом.
  3. Обязательной при проведении мозгового штурма является доверительная дружественная обстановка. Это обстоятельство помогает позитивно воспринимать критику, импровизировать, проявляя максимум собственного потенциала, усиливает обстановку положительного настроя и взаимного доверия.
  4. Метод мозгового штурма дает эффективные результаты во многих сферах деятельности. Это и наука, и производство, и менеджмент, и политика и многие другие сферы деятельности.
  5. Однако, если работа организована неверно, эффект может быть прямо противоположным, либо его вовсе не будет. Чтобы правильно использовать мозговой штурм, выработаны правила мозгового штурма.

Правила эффективного применения

  • Предварительная подготовка

Каждый из предполагаемых участников должен быть оповещен о нем заранее, минимум за 2-3 дня до предполагаемого события. Это поможет ему продумать подходы к проблеме, собрать дополнительную информацию и к моменту начала уже иметь готовые предложения и идеи.

Таковых должно быть как можно больше, подготовленных в разных областях знаний, разных уровней и разного темперамента. В результате мозговой штурм дает большее количество идей, порой самых удивительных.

Кроме того, для студентов, посещающих подобные мероприятия, мозговой штурм – это метод обучения.

Перед началом мероприятия нужно напомнить присутствующим о теме и сути обсуждаемой проблемы, чтобы настроить участников на одну волну восприятия. Кроме того, необходимо убедиться в настрое аудитории и правильной формулировке темы.

На протяжении всего процесса мозгового штурма нужно вести записи и делать пометки по ходу обсуждения. Причем, лучше всего, если этим будут заниматься все участники. Это избавит от возможных потерь ценной информации и дает возможность дополнительных ресурсов, поскольку при ведении записей участник дополнительно формулирует для себя суть услышанного.

Она сама по себе является тормозящим фактором. Нельзя отвергать даже самые фантастические или нелепые решения. Будучи переработанными и дополненными впоследствии, они зачастую и являются искомым результатом мозгового штурма.

Каждый, кто принимает участие в процессе, должен понимать, что мозговой штурм требует от него генерации максимального количества идей. Для неопытных участников свойственно обдумывать и точнее формулировать идею, взвешивая «за» и «против». Это ошибка. Нужно быстрее выпускать ее на вободу. В этом смысл идеи «мозговой штурм».

  • Привлечение посторонних людей

Если одним из результатов штурма должно быть генерирование большого количества идей, то намеченной численности аудитории может быть недостаточно. Тогда на мероприятие привлекают людей посторонних, на первый взгляд даже непричастных к обсуждаемой теме. Из их массы часто выдвигаются нетривиальные подходы, способствующие достижению поставленной задачи.

В процессе обсуждения и анализа часто происходит видоизменение идей, объединение нескольких в одну, когда они взаимно усиливаются. Метод мозгового штурма особенно эффективен, когда в генерации принимают участие люди различных уровней знаний, статуса и положения.

Очень эффективным способом является графическое отображение обсуждения в идее рисунков, графиков, таблиц. В процессе визуализации уточняются формулировки, идея оттачивается и принимает более совершенный вид.

Представим ситуацию, когда процесс пошел не так, как намечалось, а полученные результаты далеки от намеченных. Это не трагедия. Изучая и формулируя результаты обсуждения, можно вычленить дополнительные идеи, порой в самых неожиданных направлениях.

Применение в качестве метода обучения

Применяемый в процессе обучения метод мозгового штурма может эффективно разрешать такие задачи:

  1. Развитие у учащихся творческой активности;
  2. Навыки применения теоретических знаний для решения задач практических;
  3. Активизировать процессы учебной и познавательной деятельности учащихся;
  4. Формирование у них отношения и мнения;
  5. Создавать у обучающихся способность концентрировать собственные усилия на решении конкретных задач методом мозгового штурма;
  6. Способствует воспитанию жизненных навыков и профессионального отношения;
  7. Выработка навыков командной работы;
  8. Воспитание уважения к чужому мнению;
  9. Уважение права любого человека на свободу слова.

При организации занятий по методу мозгового штурма преподаватель, выступая как модератор процесса, должен поставить аудитории четко поставленную задачу с указанием нужного конечного результата.

Важным моментом является четкое доведение до участников правил проведения занятий, когда применяется метод мозгового штурма.

Нужно уделить особое внимание формированию актуальных и практически ценных тематик, которые однозначно будут интересны аудитории. Одно из требований – поставленная задача должна иметь множество возможных вариантов решений и выдвигается для обсуждения с применением метода мозгового штурма как учебная задача, которая может иметь практическое воплощение в будущем.

Использовать мозговой штурм как метод обучения, что позволяет обучающимся не только глубже овладеть знаниями, но стать социально активной личностью. Прививаются навыки «слышать» оппонента, уважать чужое мнение. Таким образом, очевидно, что такие методики формируют культурный уровень человека.

Влияние, которое описанная методика оказывает на способность применять полученные знания в практической деятельности, переоценить трудно.

Источник: https://HeadLife.ru/mozgovoj-shturm/

Мозговой штурм

Мозговой штурм

Мозговой штурм – это эффективный метод в решении проблем, базирующийся на стимулировании творческой деятельности участников группы, которые обсуждая актуальные вопросы, предлагают идеи, варианты для решения, собирая самое большое количество всевозможных вариантов. Потом из всех заявленных идей отбираются самые удачные и практичные.

Для организации мозгового штурма отбирается группа из квалифицированных экспертов. Оценки каждой идеи и выводы совершаются в процессе заседания. Экспертов распределяют на две группы.

Первой группой генерируются идеи и выставляются оценки, второй – они анализируются. Критика любых идей категорически запрещается.

Те идеи, с которыми соглашается большинство экспертов, считаются самыми верными и берутся во внимание.

Прием мозговой штурм разрабатывается специально, чтобы получить максимальное количество разнообразных предложений.

Эффективность данного метода просто поразительна, так в среднем, шестеро индивидов могут за полчаса сгенерировать сто пятьдесят непохожих идей.

Группа разработчиков никогда бы не пришла к такому количеству идей при использовании обычных методов, они даже не смогли бы поверить, что решаемая проблема сможет иметь такое большое разнообразие аспектов.

Прием мозговой штурм обладает большими преимуществами, чем некоторые другие методы. Разнообразие решений достигается благодаря тому, что группу мозгового штурма составляют специалисты одной деятельности, которые отличаются по опыту и знаниям, поэтому видят решение проблемы по своему, по-разному.

Плюс данного приёма заключается в том, что целая группа всегда дает больше эффективных результатов, нежели единичные идеи отдельных лиц.

Во время применения данного метода возникают интересные аналогии на стыке разных дисциплин и сфер человеческой практики, которые активно обсуждаются другими специалистами.

Читайте также:  Психологическая грамотность - психология

Метод мозгового штурма

Данный метод позволяет отыскать разнообразные решения проблем посредством применения правил обсуждения, что широко используется разными организациями при поиске нетрадиционных уникальных решений в преодолении разнообразных заданий.

Мозговой штурм является очень известным методом, и используется для стимулирования творческого мышления. Он имеет несколько определений в различных интерпретациях.

Мозговой штурм – это метод коллективного продуцирования свежих оригинальных идей, которые базируются на свободном высказывании ассоциаций. Общий смысл метода составляет то, что групповая работа позволяет сгенерировать такие идеи, которые отдельному человеку не могли и в голову прийти.

Даже из одной мысли может развиться целый ряд идей, так как один человек высказывает, второй развивает идею, а третий её завершает. Этот метод позволяет объединить в одном процессе самых разных людей и если группа находит решение, её участники становятся приверженцами реализации идей.

Применение метода в бизнес-организациях улучшает качество работы команды.

Мозговой штурм является техникой, поощряющей выдвижение большого количества решений и идей, к непредвзятому отношению и стремлению к отыскиванию компромиссов. Посредством данного метода решаются проблемы любого типа, которые требуют разнообразия решений. Проблемы, требующие ограниченного количества решений, также слишком общие и абстрактные, не смогут рассматриваться этим методом.

Если проблемная ситуация слишком запутанная или сложная, тогда стоит разделить её на несколько заседаний и разбить на подпроблемы.

Данный прием с успехом используется при сборе информации, определении источников и формулировки вопросов анкеты.

Мозговой штурм, как метод обучения может легко применяться в школах, вузах, на различных тренингах, курсах. Мозговой штурм, как метод обучения предполагает наличие лидера, которым становится учитель, преподаватель, ведущий или участник группы, которого выбирают.

Мозговой штурм примеры, взятые из школьной программы:

— урок литературы: изучение стихотворения, при котором учитель просит проанализировать смысл и высказать каждого ученика личное мнение того, что хотел донести автор читателям;

— урок истории: учитель может спросить, какими были мотивы, что подвигли определенное государство начать войну, и каждый ученик может предложить свое мнение;

— урок правоведения: ученики по очереди отвечают, зачем гражданину знать о своих правах.

Умение высказываться способствует раскрепощению детей, развитию критического мышления.

Мозговой штурм примеры из повседневной жизни:

— компания размышляет над тем, где провести отпуск, один записывает идеи, а остальные по очереди сообщают свои предложения;

— человек спрашивает у компании друзей, что подарить близкому человеку, и каждый озвучивает свое мнение;

— мужчина провинился перед женой, и не знает, чем загладить вину, собирает круг друзей и просит каждого озвучить свое предложение.

Технология мозгового штурма

Прием мозговой штурм основал руководитель рекламной организации А. Осборн. Он выделил два базовые принципа: откладывание вынесения вердикта относительно идеи и качество рождается из количества. Основная задача мозгового штурма является исключением оценочного компонента на первоначальных этапах формирования идеи, что предполагает некоторые специальные правила.

В мозговом штурме приветствуется полет фантазии, члены группы должны попытаться как можно сильнее раскрепостить воображение. Каждому разрешается говорить самые фантастические и абсурдные мысли. Каждое решение, приходящее на ум является верным, и не может считаться ни непрактичным, ни несуразным.

Во время дискуссии должно быть много предложений от одного участника. Ни одна из всех предъявленных мыслей не может подвергаться критике, как и её авторы. Идеи могут комбинироваться между собой и усовершенствоваться, для этого участников специально просят развивать собственные задумки, размышлять над ними, думать о каждом отдельном аспекте.

Участники мозгового штурма подбираются по той сфере деятельности, в которой поставлен вопрос, если это закрытая группа.

Если метод используется в организации, тогда лучше будет, если группу будут составлять работники, имеющие небольшой стаж и опыт работы, поскольку у них пока нет выработанных стереотипов и их способ мышления гораздо эффективнее.

Однако есть ситуации, когда проблема требует решения, которое могут выдвинуть лишь опытные и зрелые специалисты.

Рекомендуется формировать группы смешанного типа, то есть которые бы включали одновременно женщин и мужчин, это оживит атмосферу. Разница возраста и в служебном положении членов группы должна стать минимальной, чтобы предотвратить конфликт поколений.

Присутствие начальства в группе может тормозить процесс мозгового штурма, поскольку каждый работник будет очень хорошо думать, что говорить, дабы не упасть в глазах начальника. Так многие предположения и мысли могут и остаться невысказанными.

Организаторы проведения мозгового штурма должны подумать о том, чтобы там не присутствовали скептически настроенные сотрудники или руководители, даже если они не будут непосредственными участниками, а только наблюдателями. Будет очень целесообразным периодически приводить в группу новых работников, которые внесут новые взгляды, стимулирующие мышление.

Количество членов группы должно быть от шести до двенадцати людей, самым оптимальным считается количество участников в семь человек.

Все они должны работать сплоченно, и не разбиваться на мелкие подгруппы по двое людей. Количество людей должно учитываться при подборе группы.

Если в группе преобладают активные личности, то количество людей должно быть меньше, если больше умеренных, то наоборот.

Этапы мозгового штурма

Сам прием мозговой штурм содержит три этапа, отличающихся правилами проведения и способом организации.

Предварительный этап (первый), на нём совершается постановка проблемы, отбор участников, определение ведущего.

Второй – генерация идей. На данном этапе должны соблюдаться правила. Так, участник должен ориентироваться на большое количество сгенерированных идей, не ограничивая свою фантазию. Критика и высказанная положительная оценка идей должна отсутствовать, поскольку это сильно отвлекает участников от главного задания, сбивая их творческий настрой.

Третий этап – систематизация, отбор, оценка. На нем проводится выделение ценнейших идей, а позже дается окончательный результат. Методы, осуществления анализа и приписывания оценки решениям являются разнообразными. Успех этого этапа напрямую зависит оттого, каким образом участники понимают и используют критерии оценки идей.

Обычно для проведения метода мозгового штурма формируются две группы: одну составляют участники, предлагающие самые различные варианты со способами решения заданий, во второй находятся члены комиссии, задание которых обрабатывать (анализировать) предложенные варианты.

Вначале процесса данного метода задумки не очень оригинальны, они довольно просты, банальны. Только по истечении времени, как все стереотипные решения исчерпают себя, участники начинают выходить за грани шаблона и мыслить нестереотипно, они рождают оригинальные идеи, что сразу регистрируются ведущим.

Прием мозговой штурм достаточно надежен и оперативен в использовании. Благодаря нему за короткий промежуток времени генерируется масса идей, которые не критикуются другими, а только дополняются и модифицируются с их идеями. Доброжелательная обстановка дает участникам возможность раскрыться, импровизировать, что увеличивает позитивный настрой.

Виды мозгового штурма

Данный прием обладает большой разновидностью, большинство этих методов допустимо использовать на деловых встречах при решении профессиональных заданий, в обучении, и просто, если нужно решить какое-то задание.

Обратный метод – употребляется, если требуется создать новый или улучшенный образец предмета, при формировании новой услуги, разработке концепции, созданию усовершенствованного продукта потребления.

При этом решаются такие творческие задачи, как выявление в уже имеющихся услугах, изделиях и идеях всевозможных недостатков, недоработок, изъян и предельное устранение этих проблемных моментов в разрабатываемом, улучшенном изделии.

Целью метода является собирание наиболее полного и достоверного списка недостатков анализируемого объекта, предмета, идеи или услуги, на которые падает неограниченная ничем критика.

В итоге применения метода вырабатывается максимально глубокий перечень потенциальных проблем и имеющихся дефектов, прогнозируются возможные изъяны и трудности в эксплуатации на много следующих лет, чтобы данный список обеспечил длительную конкурентоспособность всех объектов.

Не каждый может вести творческую деятельность при присутствии или активном вмешательстве других людей. Поэтому применяя метод мозгового штурма на совещании, будет целесообразным для одной части генераторов концептов создать условия присутствия и одновременного отсутствия. Чтобы решить эти противоречия нужно использовать метод теневого мозгового штурма.

Теневой вид мозгового штурма проводится с распределением генераторов идей на подгруппы. Одну составляют исключительно сами генераторы, они создают и называют свои концепции вслух, соблюдая условия критики. Вторую подгруппу представляют «теневые» участники, они следят за процессом генераторов и не берут в самом обсуждении прямого участия.

Каждый индивид записывает мысли, возникающие в процессе обсуждения, которое проводится активной подгруппой.

Список созданных генераторами идей, решения, которые были предложены всеми членами теневой подгруппы, передаются по окончанию тренинга группе экспертов, которые занимаются не только одной оценкой, но также развитием и комбинированием концепций. Сам творческий процесс этой группы переключается в следующую фазу.

Комбинированный метод мозгового штурма является комбинацией использования теневого и обратного методов.

Метод двойного прямого мозгового штурма значит, что после проведения первого прямого мозгового штурма делают перерыв на два дня, после которого повторяют метод еще раз. В процессе этого перерыва в участников (специалистов) делового совещания в работу включается мощный аппарат для решения самых творческих заданий – это подсознание, которое синтезирует неожиданные идеи.

Обратно-прямой тип мозгового штурма применяется в прогнозировании развития самого мозгового штурма.

Благодаря этому методу определяют все дефекты и слабые или недостаточно проработанные стороны имеющихся идей или объекта, выделяют самые главные среди них.

Потом применяют метод обратного мозгового штурма, чтобы устранить главные выявленные недостатки и создают проект новейшего решения. Чтобы увеличить время, необходимое для прогнозирования данный цикл нужно повторить.

Индивидуальный мозговой штурм не отличается существенно от методов мозгового штурма, который используется в коллективе. Он проводится по тем самым правилам. Главное отличие – сеанс проводится только одним специалистом, который создает концепции сам и их регистрирует, также часто дает оценку своим мыслям.

Длительность этого сеанса не может превышать десять минут. Все идеи, которые возникают, сразу записываются на бумаге. Также к их оцениванию автору следует не сразу преступать, а только через время.

Чтобы применение метода индивидуального мозгового штурма было более успешным нужно научиться ставить себе самому вопросы со всеми возможными альтернативными вариантами ответа.

Метод под названием брейнрайтинг основывается на методе мозгового штурма, здесь участники группы не высказывают вслух свои предложения, а записывают на бумаге, после чего обмениваются ими с другими. Обмен происходит на протяжении 15 минут.

При визуальном мозговом штурме идеи появляются, как правильно очень быстро, сменяя друг друга. Эскиз, сделанный в момент сотворения новой концепции, не только позволит зафиксировать хорошую мысль, и поможет не потерять ритм в процессе раздумья.

Метод мозгового штурма с помощью доски предусматривает, чтобы в помещении, где проводится совещание, находилась специальная доска.

На этой доске сотрудники должны размещать листочки с записями своих творческих идей, какие только приходят им на ум во время рабочего дня. Доска должна стоять на хорошо заметном месте.

Читайте также:  Основной закон юмора - психология

Для привлечения внимания нужно в центре доски написать большими и разноцветными буквами название проблемы, которая требует разрешения.

Мозговой штурм под названием «соло» используется в индивидуальной или коллективной работе. Когда какой-то специалист хочет использовать технику мозгового штурма самостоятельно, тогда лучше для всех своих идей создать некую картотеку.

Картотека будет содержать все идеи, и удачные, и нет, или вовсе пустые и абсурдные.

Потом все идеи из картотеки должны быть рассортированы, чтобы было видно, что им требуется что-то прибавить или улучшить, позже подвести итоги, выбрав только мысли, которые, на взгляд автора, могут способствовать быстрейшему достижению назначенной цели и решению имеющейся проблемы.

Источник: http://vseopsycho.ru/mozgovoj-shturm/

Брейнсторминг — метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма, или так называемый брейнсторминг, заключается в сборе максимального количества идей для решения определенной задачи за ограниченный короткий промежуток времени. Этот способ позволяет оптимизировать креативное мышление коллектива и вывести максимально эффективную идею с последующим воплощением ее в жизнь.

Алекс Осборн является основоположником этого метода. Его теория основана на том, что люди зачастую не желают высказать неординарные варианты решения задач из-за того, что боятся осуждения со стороны друзей, коллег, начальства и т.п. Осборн в своей методике категорически исключает оценку или порицание любых идей на начальном этапе их зарождения.

Два принципа, на которых основана техника мозгового штурма – это запрет вынесения приговора любым мыслям в начале обсуждения и принцип трансформации количества в качество.

Был проведен ряд исследований, в процессе которых была поставлена цель выявить эффективность индивидуальной генерации идей и коллективной. Оказалось, что при правильном применении брейнсторминга количество креативных решений значительно превышает то, которое могут выдать отдельные индивиды.

Существует стереотип, что техника мозгового штурма применяется исключительно людьми творческих профессий в сфере рекламы и маркетинга. Но на самом деле брейнсторминг можно использовать везде, где нужно приложить максимум усилий для решения той или иной задачи.

Применение метода Осборна дает возможность отобрать лучшие идеи в начале обсуждения, а затем уточнить детали уже в конце. Используется метод в менеджменте, научно-технической сфере и даже при решении личных проблем.

Если необходимо найти быстрый и эффективный выход из какой-либо ситуации, брейнсторминг – оптимальный выбор.

Эта техника позволяет сплотить команду из 8-10 человек. После проведения этой занятной процедуры каждый работник чувствует, что вложил часть себя в реализацию большого проекта. Более того, брейнсторминг дает сотрудникам «пищу» для разговоров на ближайшие недели, что также позитивно сказывается, как на мотивации, так и на эффективности работы.

Основные правила проведения мозгового штурма

В первую очередь необходимо всем участникам запретить критиковать идеи, даже если они уж слишком «выходящие за рамки». Все члены группы должны не бояться того, что их идеи будут «освистаны» коллегами.

Во-вторых, каждому необходимо раскрепостить свой разум для того чтобы подавать самые фантастические и нереальные идеи, в которых в будущем можно будет найти что-то более-менее рациональное. Зачастую, гениальные решения приходят именно таким образом.

В-третьих, не должно быть ограничений по количеству идей. Пусть каждый участник высказывает свои самые смелые предложения вслух.

Давайте рассмотрим подробно, как провести мозговой штурм.

Модератор брейнсторминга

Зачастую эффективность проведения мозгового штурма зависит от профессионализма модератора, который регламентирует весь процесс обсуждения идей и поощряет всех высказывать свое мнение. Основные его функции:

  • Мотивация перед обсуждением. На данном этапе модератор должен показать цель, и отметить, какой вклад внесут в ее достижение участники брейнсторминга. Зажечь огонь инициативы – главная задача.
  • Регламентация процесса высказывания мнений. Для того чтобы не устраивать беспрерывный галдеж, модератор должен поочередно давать слово каждому генератору решений для того, чтобы все могли высказаться. Кроме того, он подбадривает участников на то, чтобы те высказывали самые сумасшедшие идеи вслух.
  • Жесткое, но тактичное, пресечение критики со стороны коллег. Делать это просто необходимо, поскольку невозможно избежать этой проблемы на ранних этапах мозгового штурма.
  • Позитивное и равное отношение ко всем участникам. Модератор не должен явно или неявно выделять «любимчиков», которые выдвигают действительно неплохие идеи для того, чтобы не возвышать их над другими.
  • Стимулирование потока креатива также является одной из важнейших функций модератора. Запас идей может иссякнуть, поэтому он должен подготовить заранее вопросы, которые будут питать мозговую активность участников брейнсторминга. Это могут быть вопросы в духе «Как нам взглянуть на проблему с другой стороны?», «Как лучше объединить несколько идей в одну?» и т.п.
  • Ограничение времени на высказывание также весьма необходимая функция. Если один из генераторов слишком долго излагает свои мысли, нужно его уверенно и корректно прервать для того чтобы и другие участники имели шанс поделиться своими размышлениями.

На «должность» модератора лучше выбирать рационального далекого от творчества человека для того чтобы группа креативных энтузиастов не «растекалась мыслью по древу».

Лучше всего выбирать координатора того же должностного уровня, что и все собравшиеся креаторы, поскольку высокий пост может значительно ограничить полет мысли всех генераторов идей. Не все смогут высказать смелую мысль при вышестоящем сотруднике, что нарушает все принципы мозгового штурма.

Этапы проведения и техника мозгового штурма

Изначально существуют следующие виды мозгового штурма: организованный и бесконтрольный.

Второй чаще всего используется в критических ситуациях, когда все идеи исчерпаны, и нужно, чтобы каждый участник обсуждения решился выйти из зоны комфорта и предложил сумасшедший и гениальный подход к достижению цели. Однако нужно учитывать, что бесконтрольный мозговой штурм может легко перейти в бесполезную болтовню.

Именно поэтому организованный брейнсторминг считается более эффективным. Он должен включать следующие этапы:

  1. Определение цели и ее четкое озвучивание всем участникам. Если решаемая проблема довольно объемна, следует разделить ее на несколько более мелких задач. При невозможности это сделать, лучше заключить, что метод мозгового штурма неприемлем в данной ситуации. Поэтому хороший модератор должен знать, как правильно ставить цели, чтобы они были понятны всем.
  2. Правильное формирование группы генераторов идей – основная роль руководителя в организации процесса. При этом нужно учитывать, чтобы количество участников не превышало 10 человек. Кроме того, они должны иметь примерно одинаковый социальный статус. Необходимо ограничивать количество людей, которые хорошо разбираются в проблеме, которую планируется обсудить, для того чтобы все креаторы чувствовали себя свободно и непринужденно. Нужно создать расслабленную обстановку. Удобные сиденья расставить лучше по кругу, стол ставить не обязательно. При этом необходимо поставить несколько досок для того чтобы была возможность записывать или иллюстрировать идеи. Помимо всего прочего, в группе следует назначить наблюдателей, которые будут записывать все высказывания участников, и следить за их реакцией.
  3. Сама процедура мозгового штурма является третьим этапом. Начинается она со вступления, которое должно занимать не более 15 минут. Модератор рассказывает пару слов о методе брейнсторминга, объясняет правила, указывает основные тезисы проблемы и записывает их на доске. Далее идет непосредственное обсуждение, в процессе которого все участники генерируют идеи. Если процесс останавливается, то ведущему нужно дать всем поразмыслить несколько минут или раздать список вопросов, которые будут стимулировать креативное мышление. Затем следует оценка всех сгенерированных идей и их классификация. Критерии оценки участники принимают сами и располагают в порядке убывания их важности. После этого каждый генератор поясняет суть своей идеи, тем самым проясняя детали коллегам. Следует помнить, что рассматривая в данный момент идея требует максимум внимания от всех участников. Представьте себе, что это единственное существующее решение. Это поможет найти рациональное зерно в предложенном варианте достижения цели. На этой стадии мозгового штурма критика уже приветствуется, но исключительно конструктивная. Если у вас есть достаточно времени, постарайтесь детально рассмотреть каждую идею. Затем следует сгруппировать их все, а возможно и объединить некоторые из них для того чтобы получилось гениальное оптимальное решение задачи.
  4. Следующий шаг – выбор максимально подходящей группы идей. Тут речь уже должна идти о возможности воплощения тех или иных вариантов в жизнь. Следует помнить, что этап принятия или непринятия идей – наиболее важный, поскольку тут решается, был ли брейнсторминг эффективным, или же все идеи «идут в корзину». В процессе обсуждения может быть дан толчок действительно гениальным задумкам.

Если результаты мозгового штурма не имеют никакого влияния на принятие решений в компании, то и внедрять его не стоит.

Даже при эффективном проведении брейнсторминга, если нет процедуры воплощения идей в жизнь, то весь процесс будет абсолютно бесполезным с точки зрения бизнеса.

Многие управленцы из собственного опыта знают, как загубить идею на любом этапе ее развития. Поэтому не повторяйте подобных ошибок.

P.S. Более продвинутым способом организации коллективного мышления является Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно и Метод Синектики

Источник: https://constructorus.ru/uspex/brejnstorming-mozgovoi-shturm.html

«Мозговой штурм» как форма проведения занятий по статистическим методам в психологии

«Мозговой штурм» как форма проведения занятий по статистическим методам в психологии

Факультет психологии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, одного из старейших и ведущих научно-образовательных центров России, занимает достойное место среди других структурных подразделений университета. В настоящее время на факультете психологии открыты 6 магистерских программ:

  1. Юридическая психология;
  2. Психология творчества;
  3. Организационная психология;
  4. Кросс-культурная психология;
  5. Консультативная психология;
  6. Когнитивная психология.

Область профессиональной деятельности магистров-психологов включает решение комплексных теоретических и практических задач, возникающих в различных сферах деятельности.

Область применения полученных знаний открывает широкие возможности в таких профессиональных отраслях как научно-исследовательская деятельность и преподавание, психологическое консультирование, экспертиза, тренинг-менеджмент, психологическое сопровождение профессиональной деятельности и организационных изменений, прогнозирование, профилактика и урегулирование конфликтов. Образовательный процесс в магистратуре, помимо учебных курсов, включает прохождение практик, выполнение научно-исследовательской работы в ведущих организациях г. Саратова, участие в факультетских, российских и международных конференциях. Высокий уровень подготовки в магистратуре факультета психологии, активное сотрудничество с организациями-работодателями и иностранными партнерами, обеспечивает востребованность выпускников на рынке труда.

Одной из важнейших дисциплин, изучаемых будущими магистрами-психологами, является учебная дисциплина «Статистические методы в психологии». Целью освоения дисциплины «Статистические методы в психологии» является ознакомление студентов с математической статистикой и математическими методами анализа данных, применяемых в психологических исследованиях.

Задачей дисциплины является овладение студентами системой математических методов обработки данных и подготовка студентов для самостоятельной работы в предметной области.

Результатами овладения дисциплиной станут: умение провести интерпретацию полученных в ходе анализа результатов; оценить статистическую значимость полученных выводов; осуществить адекватный своим психологическим задачам выбор компьютерной программы для обработки эмпирического массива; владение понятийным аппаратом математической статистики, навыками профессионального мышления, необходимыми для адекватного использования методов математической статистики в психологии. Многомерная статистическая обработка является сегодня основным видом статистической обработки при проведении исследований в когнитивной, юридической и других разделах психологии. Однако овладение этими методами часто представляет значительные затруднения для студентов-психологов в силу сложности математического аппарата. В рамках прохождения курса учащиеся получат необходимые сведения о принципах проверки статистических гипотез о параметрах многомерных распределений, а также базовые знания о математическом аппарате, применяемом с этой целью. Особое внимание в куре уделяется мотивировке необходимости применения методов многомерной статистики для анализа данных комплексных психологических исследований с целью снижения вероятности ошибочных выводов. Курс ориентируется на подробное обсуждение тех многомерных методов, которые наиболее часто используются сегодня при обработке данных психологических исследований. Курс содержит сведения о практике использования многомерных методов, в частности, об идентификации многомерных выбросов, а также методах определения необходимого объема наблюдений на этапе планирования исследования, применяющего многомерную статистическую обработку. Завершающая часть курса посвящена рассмотрению стратегий применения различных многомерных методов обработки в различных исследовательских ситуациях, а также рассмотрению вопроса о многомерной статистической обработке результатов, полученных в ходе реализации исследовательских программ.

Читайте также:  Компьютерная психодиагностика - психология

Особое место в курсе уделяется кластерному анализу и дискриминантному анализу. Несмотря на несомненную важность применения указанных методов в психологических исследованиях, именно эти методы мало упоминаются и редко используются, если судить по публикациям в современных отечественных научных журналах.

В статье предлагается анализ занятия-семинара, проводимого с магистрантами-психологами первого года обучения. Тема занятия — «Кластерный анализ». Целью занятия является изучение и использование кластерного анализа для решения задач классификации. Классификация — это упорядочение объектов по схожести.

Понятие схожести является неоднозначным. Достаточно часто в психологии, социологии и других областях знания возникает необходимость проведения классификации множества объектов по множеству переменных. Для проведения такой многомерной классификации, как правило, используются методы кластерного анализа.

Группы близких по какому-либо критерию объектов обычно называются кластерами. Кластеризацию можно считать процедурой, которая, начиная работать с тем или иным типом данных, преобразует их в данные о кластерах.

Многие методы кластерного анализа отличаются от других методов многомерного анализа отсутствием обучающих выборок, т.е. априорной информации о распределении соответствующих переменных генеральной совокупности. С геометрической точки зрения в основе кластерного анализа лежит теория метрических пространств.

В зависимости от особенностей решаемой задачи выбирается определенный тип метрики. Иногда на одном и том же пространстве признаков выбирается несколько метрик.

К особенностям проведения занятия по заданной теме следует отнести следующие обстоятельства:

  1. Магистранты уже ознакомились с методами классификации объектов на примере дискриминантного анализа;
  2. Обучающиеся, имея первое высшее образование, уже знакомы с элементами математической статистики. Более того, многие слушатели имеют техническое и естественнонаучное образование и, даже, используют статистические методы обработки данных в своей профессиональной деятельности.

По мнению автора настоящей статьи, перечисленные выше особенности обсуждаемого контекста весьма полезны с точки зрения организации и проведения занятий по статистическим методам в психологии.

Конечно, первый пункт с позиции полезности может не обсуждаться, что же касается второго пункта, то здесь могут возникнуть сомнения, основанные на том факте, что магистранты-психологи могут заметно различаться между собой по критерию наличия у последних базовых знаний математической статистики и математики вообще.

Автору статьи удалось обратить объективно существующие различия в предварительной подготовке студентов в свою пользу, взяв за основу проведения занятия методику мозгового штурма.

Прежде чем давать подробное описание занятие по теме «Кластерный анализ», укажу еще на некоторые чрезвычайно важные обстоятельства. Первое обстоятельство связано с применением в использовании многомерных методов компьютерных технологий. В настоящее время применение статистических методов основано на активном использовании специализированных пакетов прикладных программ.

В процессе изучения курса изучается, а затем и применяется для решения конкретных задач психологии, компьютерная программа SPSS Statistics (аббревиатура англ. «Statistical Package for the Social Sciences» — «статистический пакет для социальных наук»).

Основным достоинством программного комплекса SPSS, как одного из самых существенных достижений в области компьютеризированного анализа данных, является самый широкий охват существующих статистических методов, который удачно сочетается с большим количеством удобных средств визуализации результатов обработки.

Программный комплекс SPSS развивается уже на протяжении 50 лет, представляя широкие возможности для использования не только в сфере психологии, социологии, биологии и медицины, но и в области маркетинговых исследований и управления качеством продукции, что значительно расширяет применимость комплекса.

Замечу, что на занятиях с магистрантами действительно решаются задачи из реальной практики обучающихся. Каждый магистрант уже работает над своей собственной задачей, выполняя выпускную квалификационную работу.

Сочетаясь в диалектическом единстве, эти два обстоятельства привносят в образовательный процесс особую эффективность: компьютерная программа позволяет тотчас, на глазах обучающихся, получать полезные, с точки зрения осуществляемой ими исследовательской деятельности, результаты. Умножаясь на результативность метода мозгового штурма, такая эффективность рождает качественно новое знание и новые умения, несомненно, лежащие в основе целого ряда как профессиональных, так и метапрофессиональных компетенций.

Мозговой штурм [14, 26-35] как способ психологической активизации коллективной творческой деятельности был разработан американским предпринимателем, изобретателем и психологом А. Осборном в 1953 г. для получения новых идей. Мозговой штурм широко применялся в 1950-х гг.

в таких странах как США и Франция, стремившихся разрушить косность мысли при обсуждении технологических задач, а также проблем планирования и прогнозирования развития общества.

Со временем «мозговой штурм» стал использоваться как общий метод творческого решения проблем, который может применяться в разных, в том числе и образовательных целях.

Занятие начинается с разделения всех участников образовательного действа на три группы. В первую группу входят эксперты — магистранты, которые получили персональные задания накануне занятия. Группа экспертов не многочисленна — от двух до пяти человек.

В задачу экспертов входит изложение теоретических вопросов и демонстрация решения конкретной задачи с привлечением программы SPSS. Следует отметить, что решаемая задача представляет собой исследовательскую проблему, над которой в момент проведения занятия работает один или групп представителей экспертной группы.

Вторая группа состоит из одного участника семинара — преподавателя. Третью группу составляют все остальные слушатели. Если занятие проходит в соответствии с тем, как задумал преподаватель, то его участи в проведении занятия минимально.

Преподавателю вполне достаточно время от времени направлять диалог в нужное русло, делая незначительные замечания и задавая наводящие вопросы.

Остановимся на основных этапах проведения учебного семинара.

Для обсуждения, как правило, предлагаются следующие темы:

  1. Основы теории метрических и псевдометрических пространств;
  2. Свойства метрики Махаланобиса;
  3. Основы кластерного анализа;
  4. Пакет статистических прикладных программ SPSS;
  5. Решение конкретной исследовательской проблемы методами кластерного анализа с использованием программного комплекса SPPS.

Первый этап — изложение основных теоретических положений. Эксперты рассказывают слушателям об основных характеристиках кластерного анализа. Кластерный анализ — метод классификационного анализа; его основное назначение — разбиение множества исследуемых объектов и признаков на однородные у некотором смысле группы, или кластеры.

Это многомерный статистический метод, поэтому предполагается, что исходные данные могут быть значительного объема. Большое достоинство кластерного анализа в том, что он дает возможность производить разбиение объектов не по одному признаку, а по ряду признаков.

Кроме того, кластерный анализ в отличие от большинства статистических методов не накладывает никаких ограничений на вид рассматриваемых объектов и позволяет исследовать множество исходных данных практически произвольной природы.

Так как кластеры — это группы однородности, то задача кластерного анализа заключается в том, чтобы на основании признаков объектов разбить их множество на m (m — целое) кластеров так, чтобы каждый объект принадлежал только одной группе разбиения.

При этом объекты, принадлежащие одному кластеру, должны быть однородными (сходными), а объекты, принадлежащие разным кластерам, — разнородными.

Если объекты кластеризации представить как точки в n-мерном пространстве признаков (n — количество признаков, характеризующих объекты), то сходство между объектами определяется через понятие расстояния между точками, так как интуитивно понятно, что чем меньше расстояние между объектами, тем они более схожи.

Уровень слушателей позволяет подробно остановиться на проблеме выбора метрики в пространстве признаков. В задачах кластерного анализа и классификации часто используются расстояния, основанные на функции Махаланобиса, с помощью которых можно определять сходство образов и классов. Они отличается от расстояния Евклида тем, что учитывают дисперсии переменных (признаков). Функцию, предложенную Махаланобисом, традиционно называют метрикой, что не достаточно очевидно и требует дополнительного исследования. Если остается время, то эксперты или остальные магистранты доказывают, что определяемая Махаланобисом функция удовлетворяет аксиомам метрического пространства.

Далее приводится сравнение кластерного анализа с дискриминантным анализом. Дискриминантный анализ включает статистические методы классификации многомерных наблюдений в ситуации, когда исследователь обладает так называемыми обучающими выборками.

Этот вид анализа является многомерным, так как использует несколько признаков объекта, число которых может быть сколь угодно большим. Цель дискриминантного анализа состоит в том, чтобы на основе измерения различных характеристик (признаков) объекта классифицировать его, т.е.

отнести к одной из нескольких заданных групп (классов) некоторым оптимальным способом. При этом предполагается, что исходные данные наряду с признаками объектов содержат категориальную (группирующую) переменную, которая определяет принадлежность объекта к той или иной группе.

Поэтому в дискриминантном анализе предусмотрена проверка непротиворечивости классификации, проведенной методом, с исходной эмпирической классификацией. Под оптимальным способом понимается либо минимум математического ожидания потерь, либо минимум вероятности ложной классификации.

Второй этап — непосредственное решение задачи. Весь процесс решения задачи демонстрируется на большом экране. Каждый из слушателей может задавать вопросы и предлагать свои версии для реализации отдельных фрагментов в работе программы.

Эксперты по желанию участников учебного семинара могут вносить изменения в базу исходных данных. Такая процедура весьма поучительна.

Слушатели видят, как программа реагирует на «шевеление» данных и, тем самым, более глубоко вникают в возможности программы.

Следующий этап — дискуссия, в рамках которой каждый участник семинара может рассказать об особенностях своей исследовательской задачи. На этом этапе мозговой штурм достигает наивысшей точки. Именно в этот момент могут рождаться новые идеи, которые затем могут быть использованы магистрантами в своей профессиональной деятельности.

Так, например, на одном из занятий магистрантом было предложено совместить в одном исследовании оба классификационного метода — кластерный и дискриминантный.

Заключение

Эффективность метода мозгового штурма при проведении занятий по статистическому анализу в нашем случае существенным образом обусловлена привлечением информационных технологий и высоким уровнем обучающихся. О других примерах использования специализированных программ с учетом образовательного уровня и психологического профиля студентов можно узнать из работ [1-13, 15-25].

Источник: https://novainfo.ru/article/12016

Ссылка на основную публикацию