Научение — психология

Психология

Одним из биологических аспектов психики является выработка новых форм реагирования на воздействия, семантическая значимость которых меняется или с которыми человек вообще раньше не сталкивался.

Эту способность принято обозначать как научение, которое можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих выработку и закрепление форм реагирования, адекватных физиологическим, биологическим и социальным потребностям.

Следует иметь в виду, что это термин комплексный, объединяющий два понятия: обучение, где присутствуют обучающий и формы обучения, а также учение – обучаемый и условия обучения. С точки зрения психофизиологии, т. е.

процессов и механизмов, обеспечивающих научение, это также явление комплексное, включающее потребность к научению, т. е. мотивационно-эмоциональную сферу; внимание как непроизвольное, так и произвольное; восприятие; память; мышление; соотношение сознательного и бессознательного; автоматизацию навыков и некоторые другие.

Принято различать три группы способов (механизмов) научения по степени участия в них организма как целого: 1) реактивное поведение; 2) оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания) и 3) когнитивное научение.

Реактивное поведение проявляется в том, что организм реагирует пассивно, но при этом трансформируются нейронные цепи и формируются новые следы памяти. Среди разновидностей реактивного поведения различают: а) привыкание; б) сенсибилизацию; в) импринтинг и г) условные рефлексы.

Привыкание (или габитуация) заключается в том, что организм в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянно действующий раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется. Сенсибилизация представляет собой процесс противоположный. Повторение стимула ведет к более сильной активации организма, который становится все более и более чувствительным к данному стимулу. Импринтинг (запечатление) – наследственно запрограммированное и необратимое формирование определенной специфической формы реагирования, например привязанность новорожденных животных к первому движущемуся объекту, который попадет в его поле зрения в первые часы жизни. Условные рефлексы, или классическое обусловливание, ассоциативное обусловливание, по И. П. Павлову, – основной механизм индивидуального приспособления организма.

Артифициальные стабильные функциональные связи (АСФС) представляют собой закрепление в долговременной памяти связи между фармакологическим и физическим (фотостимуляция) эффектами после одноразового их сочетания.

Оперантное поведение, или научение в результате оперантного обусловливания, представляет собой закрепление тех действий, последствия которых для организма желательны, и отказ от действий, приводящих к нежелательным последствиям.

Различают три разновидности этого типа научения: а) метод проб и ошибок; б) формирование автоматизированных реакций и в) подражание.

Научение методом проб и ошибок заключается в том, что, перебирая способы достижения цели (преодоления препятствий), человек отказывается от неэффективных и в конце концов находит решение задачи. Формирование автоматизированных реакций – это создание очень сложных поведенческих реакций поэтапно.

Каждый этап при этом подкрепляется (положительное и отрицательное подкрепление, угасание, дифференцировка, генерализация). На этой основе была выдвинута концепция программированного обучения, первоначальное увлечение которой сменилось разочарованием ввиду низкой эффективности этого метода обучения.

Подражание представляет собой научение путем наблюдения и воспроизведения действий модели, причем их значение не всегда понимается. Оно свойственно в основном приматам. Различают две формы подражания: чистое подражание и викарное научение, т. е. научение с пониманием.

Когнитивное научение в эволюционном отношении наиболее поздний и наиболее эффективный тип научения. В полном объеме такое научение присуще только людям, хотя какие-то его эволюционные предшественники или отдельные элементы мы можем выделить и у высших животных.

Различают следующие формы когнитивного научения: а) латентное научение; б) обучение сложным психомоторным навыкам; в) инсайт и г) научение путем рассуждений. Латентное научение – аналитическая обработка поступающей информации, а также уже имеющейся (хранящейся) в памяти и на этой основе выбор адекватной реакции.

Обучение сложным психомоторным навыкам, которыми человек на протяжении своей жизни овладевает в большом объеме в зависимости от индивидуальных особенностей организации психомоторной активности, образа жизни, профессии и т. п.

, проходит через стадию когнитивной стратегии (выбор программы), ассоциативную (проверка и совершенствование этой программы) и автономную стадии, когда психомоторный навык переходит на уровень автоматизма с ослаблением или полным отсутствием контроля сознания. Инсайт (от англ.

insight – прозрение, проникновение; во французском языке идентичный ему термин – интуиция) заключается в том, что информация, «разбросанная» в памяти, как бы объединяется и используется в новой интеграции.

Человеку кажется, что решение приходит спонтанно, хотя на самом деле, конечно, это не так, а скорее всего результат подсознательной аналитико-синтетической деятельности. Научение путем рассуждений – это научение посредством мыслительного процесса. Фундаментом для мышления служит перцептивное научение (опознание образа) и концептуальное научение (абстрагирование и обобщение).

Для отдельных форм научения в процессе развития существуют критические периоды, когда организм наиболее чувствителен к этим формам. Один из наиболее ярких примеров – первичное усвоение языка.

Некоторые виды поведения, информация, усвоенные в каком-то особом состоянии сознания, могут не проявляться в состоянии активного бодрствования, но проявляются вновь, когда организм возвращается в это специфическое состояние (например, сомнамбулизм, гипноз, под воздействием некоторых психотропных веществ). В процессе обучения могут развиваться различные формы взаимодействия с ранее усвоенными знаниями и навыками, в частности явление переноса – облегчение обучения на основе ранее приобретенных опыта и знаний и противоположное ему затруднение при перестройке, переделке ранее очень прочно усвоенных стереотипов.

Механизмы научения весьма разнообразны по характеру физиологических процессов и вовлекаемых структур нервной системы. На уровне нейрона это проявляется в изменении уровня поляризации мембран – длительная деполяризация или гиперполяризация.

На уровне межнейронального взаимодействия – в изменении активности кальциевых каналов, что приводит к изменению медиаторной активности, росте синаптических терминалий, изменении состояния синаптических структур и происходящих в них процессов, особенно касающихся ацетилхолина и глутамата.

Среди структур мозга, имеющих непосредственное отношение к процессам научения (скорость, объем, эффективность), в первую очередь следует выделить неспецифическую активирующую систему мозга, образования лимбической системы (гиппокамп, миндалины), лобно-височные отделы мозга и другие ассоциативные зоны коры с учетом функциональной специализации правого и левого полушарий. У правшей усвоение абстрактно-логической информации связано в большей степени с левым полушарием, а наглядно-образная, эмоциональная окраска – с правым. Среди факторов, влияющих на научение человека, существенное значение имеют возраст, мотивация, состояние таких психических функций, как внимание, память, мышление и др., а также индивидуальные особенности (способности).

Таким образом, проблема научения является одной из фундаментальных в психологии вообще и психофизиологии в частности, поскольку она позволяет понять механизм психической адаптации человека к условиям существования, сколь бы они ни были необычными, своеобразными, чрезвычайными.

В непосредственной связи с научением находится проблема памяти. В поведенческой активности они, безусловно, составляют единое целое. Но вместе с тем отождествлять их нельзя, а в дидактическом отношении память тем более требует самостоятельного рассмотрения.

Память представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение и воспроизведение (извлечение) информации.

Поскольку последний компонент нередко выступает как критерий памяти, то к рассматриваемой совокупности следует отнести и забывание, под которым понимается либо безвозвратная утрата информации, либо невозможность ее извлечения при обычных условиях. Существует много подходов к классификации видов памяти.

Для нас наиболее существенное значение представляет временная характеристика сохранения способности к воспроизведению запечатленной информации. С этой точки зрения различают следующие виды памяти.

Сенсорная (иконическая, следовая) память, которая обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении долей секунды. Кратковременная (первичная) память позволяет удерживать воспринятую информацию на протяжении около 20 с.

Долговременная (вторичная) память простирается на очень большой временной диапазон, начиная от 20 с и простираясь на минуты, часы, дни, месяцы, годы. По всей видимости, это понятие включает несколько существенно различных видов памяти.

Так, в частности, во вторичной памяти выделяют оперативную память, т. е., по существу, пролонгированную кратковременную память.

Суть ее заключается в том, что под влиянием внутренней мотивации или каких-либо внешних обстоятельств способность к воспроизведению продлевается на промежуток времени более 20 с.

Выделяют еще так называемую «вечную», или третичную, память, когда способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняется на протяжении всей оставшейся жизни (например, имена свое и ближайших родственников и т. п.). И только в патопсихологических ситуациях разрушается и этот вид памяти.

Каждую из перечисленных форм памяти характеризуют также по объему запечатлеваемой информации. По этому показателю колебания оказываются очень существенными. Так, для сенсорной памяти этот объем весьма велик и ограничивается, по существу, информационной емкостью самого воспринимаемого объекта.

Однако лишь только небольшая часть переходит в память кратковременную. Для большинства людей объем кратковременной памяти составляет 7 ± 2 блока информации, а вот объем блока может существенно колебаться в зависимости от индивидуальных особенностей человека и главным образом от уже хранящейся у него информации в долговременной памяти.

Чем больше человек знает, тем крупнее у него эти блоки. Таким образом, оказывается весьма различным объем кратковременной памяти, измеряемой в тех или иных элементарных единицах. Для долговременной памяти характерен практически не ограниченный ее потенциальный объем, заполнение которого до предела просто невозможно на протяжении реальной жизни человека.

Таким образом, возможности запечатления новой информации у человека безграничны.

Различные виды памяти имеют весьма отличные физиологические механизмы. Так, в частности, сенсорная (следовая) память может быть, по существу, идентифицирована с последовательными образами, развитие которых характерно практически для всех сенсорных систем.

Наиболее отчетливо они проявляются в зрительном анализаторе, поэтому они хорошо известны практически всем людям. Длительность такого образа зависит от интенсивности раздражителя и степени контраста и сохраняется порой на несколько секунд.

Существование последовательных образов обусловлено постепенно затухающими следовыми процессами в изменении уровня поляризации мембран рецепторно-нейрональных структур анализатора.

Если условия складываются таким образом, что информация не переходит в регистры кратковременной или долговременной памяти, то эти следовые процессы безвозвратно исчезают, особенно когда воздействует новый сигнал. Основой долговременной памяти является формирование энграмм – структурно-функциональных комплексов запечатления информации.

Для образования таких энграмм непременным условием является достаточно длительная реверберация сигналов, связанных с информацией, находящейся в регистре первичной (кратковременной) памяти.

Пролонгации реверберации способствуют следующие факторы: во-первых, это неоднократное повторение воспринимаемой информации; во-вторых, осмысливание этой информации, установление ее логической структуры или связи с уже хранящейся в долговременной памяти информацией, что резко сокращает количество необходимых повторений; в-третьих, установка на длительное запоминание; в-четвертых, высокий интерес к запоминаемому материалу, что даже без повторного восприятия значительно увеличивает длительность реверберации.

Кроме того, существенное значение имеет функциональное состояние организма, степень утомления. Всем известно, что «на свежую голову» запоминать легче, однако для образования энграмм необходим сон, особенно быстрый сон.

На процессы закрепления информации в долговременной памяти существенное влияние оказывает эмоциональный фон, связанный с этой информацией. Гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную эмоциональную окраску, хуже – отрицательную и еще хуже – не имеющие никакой эмоциональной окраски.

Имеются некоторые достижения в улучшении памяти фармакологическими средствами, которые, однако, используются только в медицинской практике, но не в повседневной жизни.

Механизм самих энграмм понят не до конца. В настоящее время можно говорить о перестройках на уровне синапса, включая все звенья химической передачи, т. е. и синтез медиатора, и участие модуляторов, и свойства постсинаптической мембраны, особенно расположенных на ней фармакологических рецепторов.

Представляется безусловной значимость нуклеиновых кислот (ДНК – дезоксирибо-нуклеиновой кислоты, РНК – рибонуклеиновой кислоты), которые обладают неисчерпаемыми возможностями химического кодирования как генетически закрепленной, так и приобретаемой в процессе индивидуальной жизнедеятельности информации.

Не исключена возможность и некоторых структурных изменений, в частности разрастание пресинаптических терминалей или активизация «латентных» (недействующих) синапсов. Нет полной определенности относительно конкретного местонахождения энграмм.

Читайте также:  Сказка о педагогике - психология

В настоящее время наиболее распространенной является точка зрения, что «хранилища» долговременной памяти представляют собой в морфофункциональном отношении свойство всей ассоциативной коры.

Психология bookap

Медицинская практика показывает, что нет таких ограниченных участков высших отделов мозга, поражение которых приводило бы к катастрофическим расстройствам памяти, в то время как диффузные поражения значительной массы мозга по достижении определенной степени (как это нередко встречается у весьма пожилых людей) приводят к ослаблению сначала кратковременной, затем оперативной, долговременной и даже вечной памяти.

Процесс забывания следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, забывание может быть по своей природе интерпретировано как «стирание» следов ранее хранимой информации. Для первичной памяти – это главным образом интерференция, получение новой информации.

Для вторичной и третичной памяти, которые характеризуются наличием энграмм, такого рода забывание обусловлено их разрушением в результате тех или иных воздействий. Во-вторых, забывание может быть связано с затруднением, а иногда и полной неспособностью к воспроизведению при сохранных энграммах.

И только специальными способами (например, гипноз, некоторые фармакологические средства, электрическое раздражение при нейрохирургических операциях и т. п.) можно убедиться, что полностью информация не утрачена.

Источник: http://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl20.shtm

Понятие научения. Уровни и виды научения

Наиболее общим понятием является научение. Интуитивно каждый из нас представляет, что такое научение.

О научении говорят в том случае, когда человек стал знать и (или) уметь то, чего не знал и (или) не умел раньше.

Эти новые знания, умения и навыки могут быть следствием деятельности, направленной на их приобретение, или выступать как побочный эффект поведения, реализующего цели, не связанные с данными знаниями и умениями.

Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли).

Такие привычные и распространенные понятия, как эволюция, развитие, выживание, приспособление, отбор, совершенствование, имеют некоторую общность, наиболее полно выражающуюся в понятии научения, которое пребывает в них или явно, или по умолчанию.

Понятие развития, или эволюции, невозможно без предположения о том, что все эти процессы происходят вследствие изменения поведения живых существ. А в настоящее время единственным научным понятием, полно охватывающим эти изменения, является понятие научения.

Живые существа научаются новым видам поведения, которые обеспечивают более эффективное выживание. Все, что существует, приспосабливается, выживает, приобретает новые свойства, и это происходит по законам научения. Итак, выживание в основном зависит от способности к научению.

В зарубежной психологии понятие «научение» часто употребляется как эквивалент «учения». В отечественной психологии (по крайней мере — в советский период ее развития) принято использовать его применительно к животным. Однако в последнее время ряд ученых используют этот термин и применительно к человеку.

Для лучшего понимания различий между научением, учением и обучением воспользуемся классификацией деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт.

Все деятельности, в которых человек приобретает опыт, можно разделить на две большие группы: деятельности, в которых познавательный эффект является побочным (дополнительным) продуктом и деятельности, в которых познавательный эффект является прямым ее продуктом.

Научение включает в себя приобретение опыта во всех видах деятельности вне зависимости от его характера. Кроме того, приобретение опыта как побочного продукта в зависимости от регулярности может быть в определенных видах деятельности стабильным, более-менее постоянным, а также — случайным, эпизодическим.

Приобретение опыта в качестве стабильного побочного продукта может происходить в процессе стихийного общения, в игре (если она не организуется взрослым специально с целью усвоения ребенком какого-либо вида опыта).

Во всех этих видах деятельности (игра, труд, общение, преднамеренное познание) опыт может приобретаться также в качестве случайного побочного продукта.

Вторую большую группу деятельностей, в которых человек приобретает опыт, составляют такие их виды, которые осознанно или неосознанно осуществляются ради самого опыта.

Рассмотрим сначала деятельности, в которых приобретение опыта производится без постановки соответствующей цели. Среди них можно выделить такие типы: дидактические игры, стихийное общение и некоторые другие деятельности.

Все они характеризуются тем, что, хотя субъект приобретения опыта не ставит перед собой цели — овладеть данным опытом, он его закономерно и стабильно получает в конце их процесса. При этом познавательный результат является единственным, рациональным оправданием затрат времени и сил субъекта.

Вместе с тем реально действующий мотив сдвинут на процесс деятельности: человек общается с другими или играет потому, что получает удовольствие от самого процесса общения или игры.

Помимо дидактической игры и стихийного общения приобретение опыта в качестве прямого продукта, но без сознательной цели достигается также в свободном наблюдении, в ходе чтения художественной литературы, просмотра кинофильмов, спектаклей и пр.

Открытие или усвоение становятся одними из наиболее значимых критериев классификации видов познания. В свою очередь усвоение также предполагает два варианта:

когда опыт дан в готовом виде, но субъект усвоения должен самостоятельно подготовить все или некоторые условия, обеспечивающие процесс усвоения;

когда он выполняет лишь познавательные компоненты этой деятельности, а условия усвоения подготавливаются другими людьми.

Последний вариант представляет для нас наибольший интерес, поскольку отражает существенные черты явления, имеющего место в любом человеческом и заключающегося в передаче старшим поколением младшему опыта, которым располагает общество. Этот вид деятельности и есть учение.

Научение — это процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Как уже подчеркивалось выше, в отечественной психологии понятие научения было принято использовать применительно к животным. Ю.М.

Орлов, придавая огромное значение этому понятию в науке, подчеркивает, что «в психологии пожалуй нет другого понятия, имеющего столь огромное значение для понимания человека как научение. Научение — понятие, обозначающее процесс становления новых видов поведения. Оно имеет место всюду, где есть поведение.

Вместе с тем, это понятие одно из тех, которое мало используется людьми в понимании себя и других. Меня поражал тот факт, что так называемая советская психология, к которой я сам принадлежу, поскольку мне присвоена ученая степень доктора психологических наук, эта психология вообще обходилась без этого понятия.

Слово «научение» было исключено из учебников и книг по психологии. Там, где без него невозможно было обойтись, слово «научение» заменялось «усвоением», понятием, которое имеет совершенно иной смысл. Когда мы говорим «усвоение», то предполагается, что существует некое готовое поведение, которое усваивается.

Научение же предполагает становление новых видов поведения. В трудах по педагогике понятие научения только предполагалось, скрываясь за словами «формирование», «обучение», «воспитание».

Термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания он охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.д.).

В психологической науке существует ряд различных трактовок научения. Например, Л.Б. Ительсон считает, что «все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе его «превращения в человека» являются фактами научения».

Далее ученый подчеркивает, что «научение выступает как ведущий фактор развития, с помощью которого у детеныша вида «хомо сапиенс» формируются человеческие формы поведения и отражения реальности, происходит процесс превращения биологической особи в субъекта человеческого отношения к миру».

В.Д. Шадриков в предельно общей форме научение определяет как «систематическую модификацию поведения при повторении ситуации и (или) под влиянием прошлого опыта на основе образования связей, сохранения следов и их реорганизации».

Иначе трактует это понятие Р.С. Немов. Он рассматривает его через понятие учения: «Когда же хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием научение. Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности.

Этимологически это понятие происходит от слова «научиться» и включает все то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения. Заметим, что обучение и учение, учебная деятельность в целом могут не иметь видимого результата, выступающего в форме научения.

Это еще одно основание для разведения обсуждаемых понятий и их параллельного использования».

Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт — знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).

Как всякое приобретение опыта, научение включает протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное). У животных научение — основная форма приобретения опыта. Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание).

Способностью к научению обладают в основном виды, далеко продвинувшиеся в эволюционном развитии.

Если инстинктивное поведение эффективно в обычной для животного среде и обычных обстоятельствах, то справляться с новыми ситуациями и непривычной обстановкой, формировать новые поведенческие акты могут, в сущности, лишь особи тех видов, у коих преобладает способность к научению и выработке навыков.

Зачатки возможности научения обнаруживаются уже у дождевых червей. В средней степени оно проявляется у рыб, амфибий, рептилий. Эта способность развивается по мере продвижения по эволюционной лестнице.

У наиболее продвинутых форм — шимпанзе и человека — почти нет форм поведения, позволяющих с момента рождения без тренировки адекватно приспосабливаться к среде.

У человека почти единственные формы поведения, которым он не должен обучаться, — это врожденные рефлексы, дающие возможность выжить после появления на свет: рефлекс сосательный, глотательный, чихательный, мигательный и пр. У человека роль и значение научения меняются в ходе онтогенеза.

В дошкольном возрасте научение — основной способ приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению — учебной деятельности, хотя и не теряет значения полностью. Важнейший фактор научения — место усваиваемого материала в соответствующей деятельности. Человек лучше научается материалу, который занимает место цели деятельности.

Виды научения

Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное.

Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).

Со времен Аристотеля до наших дней основной принцип научения — ассоциация по смежности — формулируется сходным образом. Когда два события повторяются с небольшим интервалом (временная смежность), они ассоциируются друг с другом таким образом, что возникновение одного вызывает в памяти другое.

Русский физиолог И.П. Павлов (1849-1936) первым занялся исследованием в лабораторных условиях свойств ассоциативного научения.

Он обнаружил, что, хотя звук колокольчика первоначально никак не отражался на поведении собаки, однако, после регулярного звонка в момент кормежки, через некоторое время у собаки вырабатывался условный рефлекс: звонок сам по себе начинал вызывать у нее слюноотделение.

Павлов измерял степень научения количеством слюны, выделившейся при звонке, не сопровождавшемся кормежкой.

Метод выработки условных рефлексов основан на использовании уже существующей связи между специфической формой поведения (слюноотделением) и неким событием (появлением еды), которое вызывает эту форму поведения. При формировании условного рефлекса в эту цепочку включается нейтральное событие (звонок), которое ассоциируется с событием «естественным» (появлением еды) настолько, что выполняет его функцию.

Психологи подробно исследовали ассоциативное научение методом так называемых парных ассоциаций: вербальные единицы (слова или слоги) заучиваются парами; предъявление впоследствии одного члена пары вызывает вспоминание о другом.

Этот тип научения имеет место при овладении иностранным языком: незнакомое слово образует пару со своим эквивалентом на родном языке, и эта пара заучивается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не будет восприниматься тот смысл, который передает слово на родном языке.

При интеллектуальном научении предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.

Читайте также:  Договор о создании личного бюджета на взаимовыгодных условиях - психология

Уровни научения

Каждый вид научения можно разделить на два подтипа:

рефлекторный;

когнитивный.

Когда научение выражается в усвоении определенных стимулов и реакций, его относят к рефлекторному; при усвоении определенных знаний и определенных действий говорят о когнитивном научении.

Научение происходит постоянно, в самых различных ситуациях, видах деятельности. В зависимости от пути, которым достигается научение, оно делится на два разных уровня — рефлекторный и когнитивный.

На рефлекторном уровне процесс научения носит бессознательный, автоматический характер. Таким путем ребенок научается, например, различать цвета, звук речи, ходить, доставать и перемещать предметы. Сохраняется рефлекторный уровень научения и у взрослого человека, когда он непреднамеренно запоминает отличительные особенности предметов, усваивает новые виды движений.

Но для человека гораздо более характерным является высший, когнитивный уровень научения, который строится на усвоении новых знаний и новых способов действия посредством сознательного наблюдения, экспериментирования, осмысления и рассуждения, упражнения и самоконтроля.

Именно наличие когнитивного уровня отличает научение человека от научения животных. Однако не только рефлекторный, но и когнитивный уровень научения не превращается в учение, если он управляется какой-либо иной целью, кроме цели усвоить определенные знания и действия.

Как показали исследования ряда психологов, в ряде случаев стихийное, непреднамеренное научение может оказаться весьма эффективным.

Так, например, ребенок лучше запоминает то, что связано с его активной деятельностью и необходимо для ее выполнения, чем то, что он заучивает специально.

Однако в целом преимущество оказывается бесспорно на стороне сознательного целенаправленного учения, так как только оно может дать систематизированные и глубокие знания.

Источник: https://infopedia.su/10xb73.html

Научение: классическое vs. оперантное

Автор Татьяна в 04/04/2015. Опубликовано Бихевиоризм

Классическое и оперантное обусловливание представляют собой две основных концепции в поведенческой психологии. Они обе описывают процесс научения — однако с разных точек зрения. Для того чтобы понять, как может быть использован каждый из этих методов модификации поведения, важно также понять, чем они отличаются.

Классическое обусловливание:

  • впервые было описано Иваном Павловым, российским физиологом;
  • подразумевает предъявление нейтрального стимула перед рефлексом;
  • ориентировано на непроизвольные, автоматические действия.

Оперантное обусловливание:

  • впервые было описано Б.Ф. Скиннером, американским психологом;
  • включает в себя применение подкреплений или наказаний после демонстрации поведения;
  • направлено ​​на подкрепление контролируемого индивидом поведения.

Как работает классическое обусловливание?

Даже если вы не студент-психолог, вы в любом случае слышали о собаках Павлова. В своём знаменитом опыте Иван Павлов обнаружил, что собаки начали выделять слюну в ответ на нейтральный стимул в паре с пищей. Павлов понял, что это условный рефлекс, и приступил к дальнейшему исследованию процесса обусловливания.

Классическое обусловливание включает в себя связывание ранее нейтрального стимула (например, звука колокольчика) с безусловным (вкус пищи).

Этот безусловный стимул естественен и автоматически запускает слюноотделение. После связывания, звук колокольчика начинает вызывать слюноотделение уже самостоятельно.

То есть, звук колокольчика является условным раздражителем, а слюноотделение в ответ на звонок — условным рефлексом.

Как работает оперантное обусловливание?

Концепция оперантного обусловливания сосредотачивается на использовании подкрепления либо наказания для воздействия на поведение. Благодаря этому процессу образуется связь между поведением и последствиями для такого поведения.

Представьте, например, что хозяин пытается научить собаку приносить мяч. Когда собака успешно справляется — по команде приносит хозяину мяч, — она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда животное не справляется с заданием, хозяин воздерживается от похвалы.

В конце концов, к собаки устанавливается связь между определённым поведением и возможностью получить награду.

Различия между классическим и оперантным обусловливанием

Один из самых простых способов отличить классическое и оперантное обусловливание друг от друга заключается в том, чтобы проанализировать поведение и понять, является ли оно сознательным или подсознательным.

Классическое научение подразумевает создание ассоциации между стимулом и невольной реакцией, в то время как оперантное принимает во внимание связь между сознательно контролируемым поведением и его последствиями.

В процессе оперантного обусловливания поведение человека контролируется при помощи стимулов, к которым он чувствителен, в то время как классическое обусловливание такого рода стимулов не подразумевает.

Также помните, что классическое обусловливание является пассивным со стороны ученика, в то время как оперантное требует активного участия обучаемого: он должен выполнять определённые действия для того, чтобы его затем поощрили или наказали.

Сегодня учителями, родителями, психологами, дрессировщиками и т.д. повсеместно используются как классическое, так и оперантное обусловливание:

  • в дрессуре очень часто используют классическое обусловливание, неоднократно связывая звук кликера с пищей (в конце концов, звук кликера начнет вызывать ту же реакцию, что и вид пищи);
  • во время занятия учителя применяют оперантное обусловливание, выставляя отметки в качестве награды за хорошее поведение или правильные действия.

Источник: http://aboutyourself.ru/behaviorism/nauchenie-klassicheskoe-vs-operantnoe.html

Научение как психологический феномен

Теория оперантного научения доказывает, что на поведение влияют не только стимулы, которые воздействуют на организм перед совершением какого-либо действия, но и сами результаты поведения. Оперантное научение (или научение типа R, от «reaction», реакция) базируется на сформулированном Скиннером фундаментальном принципе: поведение формируется и сохраняется его последствиями.

Автор теории социального научения Альберт Бандура доказал, что научение может происходить не только при воздействии на организм определённых стимулов, как при реактивном или оперантном научении, но также и при осознании и когнитивной оценке личностью внешних событий (здесь нельзя не отметить, что народная мудрость зафиксировала возможность такого научения задолго до Бандуры: «Умный учится на чужих ошибках…»).

Термином научение обозначают относительно постоянное изменение поведенческого потенциала в результате практики или приобретенного опыта. В этом определении содержатся три ключевые элемента:

1) совершившееся изменение обычно отличается устойчивостью и длительностью;

2) изменение претерпевает не само поведение, а потенциальные возможности для его осуществления (субъект может научиться чему-то не изменяющему его поведение в течение долгого времени или не влияющему на него вообще никогда);

3) научение требует приобретения некоторого опыта (так, оно не происходит просто в результате взросления и роста).

Отталкиваясь от работ Павлова и Торндайка, ранние представители «теории научения», господствовавшей в психологической науке Соединенных Штатов Америки практически всю первую половину XX века, направляли свои изыскания на инструментальное поведение.

Они исследовали те его виды, которые влекли за собой последствия. Изучению подвергалось, например, поведение крысы, перемещающейся по лабиринту для нахождения выхода и получения пищи.

При этом измеряли такие величины, как количество времени, требующееся крысе для достижения цели в ходе каждой из повторяющихся попыток. Аналогично исследованию Торндайка, процедура состояла в том, что крыса помещалась в начало лабиринта, а затем производилась оценка ее продвижения к выходу.

Главным анализируемым показателем было количество попыток, требующихся крысе для того, чтобы она, наконец, смогла пройти весь лабиринт, не совершая ошибок (таких, как попадание в тупиковые коридоры).

Представители теории научения несколько отошли от строгого бихевиоризма. Они использовали такие понятия, как научение, мотивация, движущие силы, побуждения, психическое торможение, которые обозначали невидимое поведение.

По утверждению выдающегося теоретика научения Кларка Халла (1884-1952), эти понятия являются научными настолько, насколько их можно определить в терминах наблюдаемых операций.

Например, операциональное определение наличия голода или «потребности в насыщении» можно выдвинуть исходя из количества часов пищевой депривации, испытываемой крысой перед экспериментом, или из снижения веса тела крысы относительно нор-мального.

В свою очередь, операциональное определение научения можно дать в терминах прогрессирующего снижения от попытки к попытке количества времени, необходимого крысе для достижения выхода из лабиринта (или кошке для освобождения из проблемного ящика).

Теперь теоретики могли задаться такими требующими исследования вопросами, как: «Происходит ли обучение быстрее, если усиливается мотив удовлетворения пищевой потребности»? Оказывается, происходит, но лишь до определенного момента. После этого момента у крысы просто не остается сил, чтобы пройти лабиринт.

Исследователи научения изобретали формулы для научения и поведения посредством усреднения поведения большого числа отдельных испытуемых и постепенно выводили общие «законы» научения. Одним из них является классическая кривая научения, распространяющаяся на многие типы поведения человека, которая показана.

Так, научение некоторому навыку, например игре на музыкальном инструменте, характеризуется быстрым улучшением мастерства на начальных этапах, но затем темпы улучшения все более и более замедляются. Предположим, что ребенок учится играть на гитаре.

Сначала он быстро развивает гибкость и послушность пальцев, навыки перебора струн и выставления аккордов; но если ему и суждено стать виртуозом, то это потребует немало лет практики.

Кривая научения довольно хорошо подходит для иллюстрации возникновения многих сложных навыков человека, несмотря на то, что ее создали на основании наблюдений за улучшением прохождения лабиринта крысами с течением времени.

Некоторые другие закономерности, выявленные представителями классической теории научения, также распространяются на поведение человека. Однако существует и большой ряд тех из них, которые не подлежат такому переносу. От поиска универсальных для всех видов животных принципов обучения, по большей части, отказались в пользу видоспецифических принципов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это — научение, учение, обучение.  Наиболее общим понятием является научение. Интуитивно каждый из нас представляет, что такое научение.

О научении говорят в том случае, когда человек стал знать и (или) уметь то, чего не знал и (или) не умел раньше. Эти новые знания, умения и навыки могут быть следствием деятельности, направленной на их приобретение, или выступать как побочный эффект поведения, реализующего цели, не связанные с данными знаниями и умениями.

  Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Научение — понятие, обозначающее процесс становления новых видов поведения. Оно имеет место всюду, где есть поведение.

Вместе с тем, это понятие одно из тех, которое мало используется людьми в понимании себя и других.

Существует множество теорий научения. В каждой из них можно выделить какой-то отдельный аспект изучаемого явления. Согласно одним теориям, в процессе учения и научения существует единый механизм обучения (как у человека, так и у животных); другие теории рассматривают учение и научение как различные механизмы.

В психологической науке достаточно подробно изучены различные типы научения. Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное.

Существует ряд актуальных проблем, требующих дальнейшего изучения: проблема соотношения и разграничения понятий «научение»/»учение»/»обучение»; проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания/развития; проблема выявления общих законов и закономерностей научения; проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1                    Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.

2                    Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995.

3                    Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1994.

4                    Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.

2

Источник: http://stud24.ru/psychology/nauchenie-kak-psihologicheskij-fenomen/359577-1118781-page3.html

НАУЧЕНИЕ

процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Иногда научение понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, тем, что путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки) и уяснения материала, и его закрепление протекает неосознанно.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения организма со средой.  

Источник: Словарь по педагогической антропологии

процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Иногда понимается как результат учения. Но, в отличие от учения (как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами), путем Н. может приобретаться любой опыт (знания, умения и навыки), а уяснение материала и его закрепление протекает неосознанно.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Читайте также:  Бесхитростный ребенок - психология

процесс и результат приобретения индивидуального опыта (овладение технологией оптимального выполнения задачи, процесс разрешения проблемы, достижения цели). Научение отличается от учения, которое характеризуется как приобретение опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и усилиями. Путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения и навыки).

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие первоначально возникло в зоопсихологии в работах амер. психолога Э. Л. Торндайка и др. Иногда Н.

понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, тем, что путем Н.

может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки) и уяснение материала и его закрепление протекает неосознанно.

Источник: Педагогический словарь

процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э.Л.Торндайка и др.

Иногда научение понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, тем, что таким путем может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки), а уяснение материала и его закрепление протекает неосознанно [67, c. 232; 80, c. 335; 82, c. 482].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

это процесс и результат приобретения индивидуального опыта; 1) приобретение индивидуального опыта, прежде всего автоматизированных навыков. Осуществляется чаще путем упражнения, запечатления, ассоциирования, иногда — в сознательной деятельности.

Учение отличается от научения выраженными мотивами и целями самого субъекта, возможностью выбора им способов действия; 2) обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли).

Источник: Словарь по педагогической психологии

формирование новых операционных навыков под влиянием многократного выполнения осваиваемых операций или ситуаций, требующих их выполнения. Научение может осуществляться и вне связи с обучением, например, в результате повторения ситуаций, требующих одинакового реагирования. Оно может происходить и у животных.

Более того это понятие первоначально появилось в зоопсихологии. Например, в эксперименте обезьяны, помещенные на необитаемый остров в Псковской области, за год научились в условиях нашего климата не только питаться непривычной пищей, но даже рыть норы и жить в них. Термин «научение» широко использовался для обозначения процесса формирования навыков именно у животных.

В справочнике 1963 г. научение определяется как «изменение в выполнении чего-либо, вызываемое упражнением и не связанное с утомлением, влиянием условий измерения или изменениями рецептора и эффектора». В последнее десятилетие термин «научение» неоправданно используется порой для обозначения совокупных результатов обучения.

Такое использование этого термина вряд ли рационально, поскольку оно увеличивает терминологический беспредел. Тем более, что нам известно и специфическое определение учебной деятельности: «Учебная деятельность это процесс пpиобpетения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых».

Сравнивая эти два определения нельзя не заметить, что научение это «процесс и результат», а учебная деятельность — не деятельность, а только «процесс» приобретения того же самого.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

устойчивое и целесообразное изменение физич. и психич. деятельности, возникающее благодаря предшествующей деятельности и не обусловленное врожденными физич. реакциями организма. У животных достигается за счет выработки условных рефлексов. На этой основе у ребенка Н. может иметь место уже в первые 3 нед.

жизни, а по мнению нек-рых исследователей, и в первые дни жизни. Для человека начиная с дошк. возраста Н. — следствие и прямой результат учения; оно заключается в усвоении знаний и формировании определенных действий. По разным основаниям выделяют разл. виды Н. При ассоциативном Н.

в психике отражаются элементы (части или свойства) предметов и действий, а само Н.

заключается в связывании этих элементов в сознании на основе их связей в действительности При интеллектуальном H предметом отражения являются сами связи, структуры и отношения Высшая форма интеллектуального H — H мышлению, к-рое заключается в формировании умственных действий, отражении осн.

операций, с помощью к-рых познаются важнейшие отношения действительности Оперант-ное H — процесс, в результате к-рого определенные реакции организма приобретают большую частоту и интенсивность с течением времени и вследствие подкрепления Перцептивное H — изменение восприятия, достигнутое путем обучающего воздействия, а также любые случаи самообучения актам восприятия, к-рые не могут быть отнесены на счет биол.созревания Моторное H предусматривает расширение программ практич. двигат действий, предполагает активную практич.деятельность (поиск и опробование подходящих движений, контроль их результатов и сопоставление с целью) Сенсорное H — освоение новых значимых свойств предметов и явлений и формирование реакций, адекватных этим свойствам Механизм сенсорного H обнаруживается у большинства живых существ и у человека на ранних стадиях онтогенеза — это механизм образования условных рефлексов Примером может служить различение детьми цветов, форм, звуков речи Сенсомотор-ное H имеет место, когда задачи и результаты сенсорного и моторного H одинаково существенны Примеры сен-сомоторного H — доставание и перемещение ребенком предметов, преодоление препятствий при ходьбе и т и Смысл сенсомоторного H для человека в H соз-нат целенаправл действиям Выделяют также случайное (попутное) H, к-рое происходит в ходе деятельности, не имеющей H прямой целью При нем заучивается гл. обр. то, что связано с достижением осн. целей деятельности Такое непреднамеренное H не может заменить спец. целенаправл уч деятельности, но может быть использовано как средство, ее облегчающее

Лит Липситт Л П, Научение на первом году жизни, в кн Изучение развития и поведения детей [Сб ст, пер с англ], M, 1966, ВенгерЛ А Восприятие и обуче ние, M, 1969, Ительсон Л Б, Лекции по совр. проблемам психологии обучения, Вла димир, 1972

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Источник: http://didacts.ru/termin/nauchenie.html

Научение | Мир Психологии

Научение (у животных) (англ. learning) — индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем Н. животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт.

Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их приспособлении к конкретным условиям жизни особи.

В результате в каждом случае формируется единый поведенческий акт, который содержит как врожденные, генетически фиксированные (инстинктивные, видовые), так и индивидуально-изменчивые, благоприобретенные компоненты.

В основной своей форме — навыке — научение характеризуется выработкой путем упражнения автоматизированных операций, направленных на решение определенных биологических задач (см. Кривая упражнения, Плато). При этом устраняются мешающие и излишние движения, удачные же сохраняются, повторяются и закрепляются.

Одновременно отдельные действия объединяются в единый целостный комплекс, а дистантный сенсорный контроль в большей или меньшей степени заменяется проприоцептивным. Длительное отсутствие упражнения ведет к разрушению навыков. Содержание навыков определяется характером преодолеваемых в процессе упражнения преград.

Совершенство навыка существенно зависит от дифференцированности и генерализованности восприятия условий, в которых он формируется.

С повышением общего уровня организации животного возрастает лабильность, вариативность навыков. В отличие от фиксированных навыков, характеризующихся строго определенной системой последовательных движений, в лабильных навыках фиксирована лишь общая схема действия.

Последняя осуществляется в разных случаях разными приемами, причем движения выполняются в разных сочетаниях и в различной последовательности в зависимости от конкретных условий ситуации. Наиболее лабильные навыки приближаются к интеллектуальным действиям животных и составляют их основу. В условиях общения животных Н. иногда происходит в форме подражания одних особей действиям других.

Чаще всего такое Н. остается в рамках видотипического манипулирования и играет известную роль в формировании поведения молодых животных (путем подражания взрослым, присвоения их опыта). Особой формой Н. является запечатление, играющее важную роль в постнатальном развитии многих форм инстинктивного поведения. См.

Викарное научение, Законы научения, Инсайт, Латентное научение, Метод проб и ошибок, Моделирование, Учение.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие «Научение» первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э.Л. Торндайка и др.

Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями (или только мотивами). Путем Н. может приобретаться любой опыт (знания, умения и навыки) у человека и новые формы поведения у животных.

Краткий словарь психологических терминов.

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта (знаний, умений и навыков).

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Научение

  1. Процесс усвоения знаний или фактического овладения ими; обучение. Это значение очень свободное и используется подобным образом в различных дисциплинах, таких как педагогическая психология и когнитивная психология. Коннотации и способы употребления этого значения в специальной литературе по сути такие же, как и в неспециальной. Однако эта свобода считается неудовлетворительным явлением в более бихевиористски ориентированных подходах.
  2. В терминах Кимбла – это «относительно постоянное изменение потенциальной возможности реагирования, которое происходит в результате подкрепляемой практики». Такое определение четко выделяет четыре основных проблемы, которые большинство теоретиков научения считает существенными для понимания процесса научения,
  • «Относительно постоянный»: предполагается исключение временных изменений б поведении, вызванных утомлением, насыщением, привыканием и т.п.
  • «Потенциальная возможность реагирования» – эта фраза включена для различения научения и выполнения. Это допускает включение феноменов латентного научения и случайного научения, при которых изменения в поведении не сразу становятся заметны, и отражает трюизм, что научение в действительности представляет собой гипотетическое событие, распознаваемое исключительно через измеримые изменения в эффективности выполнения,
  • «Подкрепляемая»: здесь заключается основная сложность этой проблемы, по крайней мере, большинство бихевиористов в этом убеждены. Возможно, без подкрепления будет происходить затухание этих «относительно постоянных изменений в потенциальной возможности реагирования» (подробнее см. подкрепление),
  •  «Практика»: суть здесь в том, что для того, чтобы произошло научение, рано или поздно должно осуществляться поведение, и повторяющиеся (подкрепляемые) действия улучшат научение.

Эти рассуждения общеприняты в психологии, хотя еще должны быть сделаны некоторые допущения для эффектов имитационного научения, научения через моделирование и наблюдение.

Представление о практике также предполагает исключение других поведенческих изменений относительно постоянного вида, которые, как считается, не являются образцами научения, таких как врожденные тенденции определенных биологических видов (например, имприн-тинг) и изменений, связанных со взрослением (например, полету птиц). Странно, что определение и способ употребления термина научение вызвали небольшую дискуссию среди теоретиков, и он используется с относительно небольшими затруднениями психологами развития, педагогами, когнитивными психологами, бихевиористами и т.д. Трудности с его использованием обнаруживаются тогда, когда предлагаются теоретические процессы и механизмы для объяснения научения. См. несколько наиболее горячо дискутируемых теорий научения.

предметная область термина

НАУЧЕНИЕ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ — экспериментальная процедура, при которой стимульный материал состоит из списка предметов (обычно слов, но могут быть использованы и изображения или другие символы), который предъявляется в фиксированной последовательности, и от субъекта требуется придерживаться этого порядка при попытках припоминания. Также называется последовательным усвоением списка; см. последовательное припоминание (которые употребляется аналогично) и ср. со свободным припоминанием.

НАУЧЕНИЕ, ОГРАНИЧЕННОЕ — этологический термин, используемый для обозначения специфически видовой способности к научению, благодаря которой животное обладает способностью извлекать важнейшие фрагменты информации из среды, что в результате приводит к точно определенным изменениям в поведении животного. Ограниченное научение близко, если не идентично к открытому инстинкту.

ПАТТЕРНОВОЕ НАУЧЕНИЕ — термин, часто используемый синонимично с реляционным научением. Но см. статьи восприятие паттерна и распознавание паттерна для дальнейшего развития идеи и о специальных значениях.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/nauchenie

Ссылка на основную публикацию