Навык: действие, доведенное до автоматизма — психология

Клуб Здорового Сознания

​​​​​​​Навык – отработанное до автоматизма действие. Навык — звено из цепочки » — — — — — — «. Смотри

Действие, которое человек выполняет не задумываясь, без контроля сознания — это навык.

Вот я сейчас печатаю «слепым методом» и не задумываюсь, как и куда ставить пальцы: пальцы просто бегают по клавишам. Это и есть навык.

Ещё критерий — если человеку дали по башке, он ничего не соображает, но что-то делает достаточно уверенно — это навык. Например, пьяный открывает дверь ключом. Это навык.

Навык — это действие, которое человек может выполнять легко, автоматически, не задумываясь, сосредотачиваясь на чём-то другом, а не на самом действии.

«Ричард Паскэйл, автор книги «Управление на краю», привел простой пример, демонстрирующий различие между знанием и навыком, во время одного нашего совместного семинара в Лондоне. Ричард спросил участников, могут ли они написать свое имя. Жаль, что вас там не было, и вы не видели выражения лиц присутствующих.

Если бы мы могли читать мысли, мы бы услышали явственное бормотание: «И за это мы платили деньги?» Однако все сказали, что прекрасно умеют писать собственное имя.

Затем Ричард предложил: «Хорошо, а теперь напишите свое имя, только левой рукой или правой, если вы левша…» Группа снова захихикала, но все старательно вывели свое имя на листе, не привыкшей к письму рукой. Ричард сказал: «Видите, сам по себе тот факт, что вы имеете знание о чем-то, не означает, что у вас есть навык в той же самой области.

Вы все имеете знания, необходимые, чтобы написать ваше собственное имя. Но навыка написать его другой рукой у вас нет…» Ясно, что хорошая осведомленность, понимание или профессиональное отношением к предмету не гарантируют, что игрок сможет справиться с задачей с блеском.

Даже то, что игрок уверен в достижимости определенных результатов, вовсе не гарантирует, что у него достаточно для этого мотивации! (Ну что, получилось испытать очередное Озарение?)» Джермэйн Порше, Джед Нидерер, Стать тренером для всех и во всем: как помочь людям преуспеть в бизнесе и в жизни, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г., с. 91-92.

В обычной жизни, когда говорят о навыках, имеют в виду навыки поведенческие, двигательные навыки, среди которых можно говорить о навыках бытовых, рабочих, музыкальных или спортивных. Однако для специалистов мир навыков гораздо богаче: кроме двигательных, несложно заметить навыки речевые и умственные (интеллектуальные).

Практические психологи чаще имеют дело с навыками внутренними — личностными и душевными. Дело в том, что на самом деле навыками являются и наши внутренние действия, достигшие уровня автоматизма.

И это не только навыки сложения и вычитания, навык анализировать происходящее и принимать решения, это также навыки возражать или обижаться, навык вдруг уставать или заниматься прокрастинацией: упорное занятие ерундой вместо того чтобы заняться делом.

Навыки бывают простыми и сложными.

Простые — состоящие из элементарных действий. Взять ложку, поднести ко рту, открыть рот и так далее — примеры простых навыков.

Сложные навыки складываются из множества более простых навыков, это футбольный финт, командная игра, навык не сдаваться при усталости… Кроме того, важно различать навыки конкретные и навыки Конкретные навыки действуют только в рамках одной конкретной ситуации.

например навыки эффективных телефонных переговоров… В отличие от них, навыки универсального действия действуют в очень широком кругу ситуаций. Это, в частности, навыки универсального переговорщика: , , позиция сотрудничества…

Освоение навыка

Обычно навык вырабатывается путем многократного повторения. Овладение навыком — вид , (этап обучения), когда не последовательность слов, а последовательность , , или .

Важно: не бросать на полпути. Большинство навыков вырабатываются где-то за 14 дней (при ежедневном повторении без пропусков). См.

Обучение навыку

Навык формируется либо через дрессировку, либо через тренировку. В случае тренировки обучение навыку почти всегда предполагает три стадии:

  1. объяснение, иногда инструктирование, цель которого — определить стоящую перед исполнителем задачу и дать рекомендации по способам ее выполнения;
  2. , при которой требуемые действия выполняются под контролем сознания, сначала медленно и с ошибками, потом быстрее и правильнее;
  3. Доведение до , когда поведенческие акты протекают гладко и требуют все меньше и меньше осознанного контроля (примерами автоматизма служат завязывание шнурков, переключение передач в автомобиле, ведение мяча опытным игроком в баскетбол).

Источник: https://psy-space.ru/?page=navyk-dvoe-zn—deystviezpt-dovedennoe-do-avtomatizma

Наука доведения навыков до автоматизма

Добиться «автоматизма» — значит сделать новый навык не просто очередным умением, а неотъемлемой частью себя.

Введение

Быстрота обучения зависит от возможностей нашей памяти и того, как мы ей пользуемся. Поначалу префронтальная кора головного мозга, отвечающая за краткосрочную память, занята выяснением того, как выполнить поставленную задачу. Эта часть мозга связана с сознательным принятием решений и планированием.

Как только вы достигаете успеха в новых для себя действиях, префронтальная кора прекращает свою бурную деятельность и продолжает функционировать лишь на 10%. Теперь вы можете выполнять необходимую задачу автоматически, не задействуя для этого все внимание сознания.

Такой уровень производительности называется автоматизмом. Некоторые психологи считают, что его можно добиться с помощью процесса, который они называют «избыточным обучением». Мы рассмотрим, как натренировать свой мозг и научиться выполнять какие-либо действия бессознательно, и выясним, чего ждать в случае успеха.

За пределами автоматизма

Если вы водите машину, то наверняка обращали внимание на то, что большую часть времени вы не осознаете себя за рулем — просто едете и думаете о чем-то постороннем. Примерно то же самое происходит и с более сложными навыками. Джошуа Вайцкин, американский шахматист и мастер тайцзицюань, в своей книге «Искусство учиться» (The Art of Learning) объясняет это так:

«Теперь мое сознание фокусируется быстрее, а скорость восприятия картины окружающего мира, кажется, увеличилась с 4 кадров в секунду до 300−400. Важно понять, что натренированный мозг не обязательно работает быстрее, чем нетренированный — но он работает более эффективно, а это значит, что вы меньше распыляете активное сознание».

Другими словами, о достижении автоматизма свидетельствует не то, что вы научились быстро с чем-то справляться, а то, что вы стали экспертом и новатором в определенной сфере.

Повторение, повторение и еще раз повторение

Первый шаг к автоматизму — непрерывно заучивать информацию небольшими порциями. Например, если вы хотите научиться хорошо играть в баскетбол, следует раз за разом тренировать один и тот же бросок. На данном этапе важно выйти на новый уровень мастерства.

Избыточное обучение подразумевает, что, непрерывно повторяя одно и то же действие, вы узнали и запомнили о нем все. Как только навык получен, вы понимаете, что вам больше не нужно сверяться со «сценарием в голове» — отныне вы можете выполнять задачу автоматически и даже обучать этому других, причем самыми разными способами и при различных обстоятельствах.

Великие ораторы тщательно зазубривают материал своих выступлений, чтобы иметь возможность по-своему представлять его разным аудиториям.

Другими словами, автоматизм — это не просто свободное владение навыком, а умение подстраивать его под обстоятельства. Как однажды сказал Пабло Пикассо: «Изучайте правила как профессионал и нарушайте их как художник».

Тяжело в учении, легко в бою

Второй шаг дается с большим трудом. Это легко объяснить: такая же ситуация повторяется с физическими нагрузками, когда вы увеличиваете, к примеру, вес и интенсивность тренировки.

Нужно усложнять себе задачу до тех пор, пока она не станет слишком сложной. Когда это произойдет — немного сбавьте нагрузку, но продолжайте стремиться к верхней границе своих возможностей.

По мере увеличения интенсивности тренировки добавляйте временные ограничения. Некоторые преподаватели математики заставляют учеников решать задачи все быстрее и быстрее.

Ограничение по времени задействует сразу два важных аспекта. Во-первых, вы вынуждены работать быстро, во-вторых, так вы задействуете часть оперативной памяти, заставляя ее фокусироваться на минутах.

Четвертый, и последний, шаг к автоматизму — увеличение нагрузки памяти. Следует учиться выполнять несколько задач одновременно, проще говоря, целенаправленно отвлекать себя в процессе обучения.

Вернемся к учителям математики. Они просят ученика запомнить какой-то отвлеченный факт и повторить его сразу после решения задачи. Тим Гровер в своей книге «Неумолимый» (Relentless) описал случай, когда баскетболисты одной команды выпили по бокалу пива в перерыве игры, чтобы доказать, что могут обыграть противников даже в неравных условиях.

Читайте также:  Нормативность - психология

Навык — часть личности

Процесс избыточного обучения должен провести вас через все три стадии, связанные с приобретением знаний, необходимых для выполнения конкретной задачи.

Все начинается с декларативной стадии: мы учимся описывать, как что-то работает, но все знания остаются теоретическими.

Затем мы начинаем активно упражняться в выполнении какого-либо действия и переходим на ассоциативную стадию, на которой мы уже можем и думать, и выполнять что-то одновременно.

Автоматизм приходит на третьей стадии — автоматической. Но избыточное обучение может привести нас еще дальше. Есть доказательства того, что чем больше вы тренируете определенный навык — тем более гибкими, управляемыми и осознанными становятся ваши умения. Другими словами, вы можете научиться совершать какие-либо действия настолько бессознательно, что они становятся частью вашей личности.

Это происходит при преодолении третьей — автоматической — стадии. Лучше всего это заметно у детей, которые учатся читать и считать. Поначалу им сложно, и многие сопротивляются процессу обучения. Однако при достижении первых успехов они начинают видеть смысл в своих стараниях и ценить полученный навык.

После того, как ученик начинает верить, что может выйти за пределы автоматизма — когда он воспринимает интеллект как текучую, а не застывшую субстанцию — его мотивация извне перенаправляется внутрь. В этот момент сердце становится созвучно разуму.

Когда вы начинаете что-то делать впервые — все силы тратятся на освоение механики процесса. Постепенно вы набираетесь знаний и стараетесь подражать другим. Но автоматизм может открыть двери к гораздо более широкому полю деятельности — на этом уровне навык становится более естественным и личным. Именно так то, что вы делаете, становится частью вас самих.

Источник: https://ru.insider.pro/lifestyle/2016-04-17/nauka-dovedeniia-navykov-do-avtomatizma/

навык — это… Что такое навык?

(действие автоматизированное, автоматизм вторичный)

— действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также:

1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонент;

2) навыки вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием компонент действия; они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.

Среди автоматизмов неосознаваемых группа навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыков достигается двоякий эффект: действие выполняется быстро и точно, и происходит высвобождение сознания, кое может быть направлено на освоение более сложных действий. Этот процесс имеет фундаментальное значение и лежит в основе развития всех умений, знаний и способностей.

В совокупности со знаниями и умениями навыки обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении: мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности.

Навыки характерны разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к коим навык может осуществиться, тем более он обобщен и лабилен.

Процесс формирования навыка включает в себя определение его компонент и такое овладение операцией, кое позволяет достичь высших показателей на базе совершенствования и закрепления связей между компонентами, автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению.

Конечно, освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно и человек представляет, что он делает, но контроль этот реализуется следующим образом.

Неоднородное поле сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия; при этом самые высокие этажи системы — самые поздние и сложные компоненты действия — оказываются в фокусе сознания, следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Движение в одну сторону — это уход заученной компоненты из фокуса сознания на периферию и далее, за границу осознаваемого.

Обратное движение означает возвращение каких-то компонент навыка в сознание; обычно оно происходит при появлении трудностей и ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении. Оно может быть и результатом произвольного намерения.

Это свойство компонент навыка вновь стать осознанными очень важно: оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его совершенствования и переделки. Этим свойством навыки отличаются от действий автоматических.

Исследование навыков началось с навыков двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали навыки сенсорные и умственные.

Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства навыков всех классов. Сложные навыки в сфере восприятия — это зрительное чтение рентгенограмм, слуховое восприятие азбуки Морзе и иностранной речи и пр.

Примером автоматизмов в умственной сфере могут служить навыки быстрого «свертывания» алгебраических выражений в уме и пр.

Чаще всего навыки формируются путем подражания или выработки рефлексов условных, но также путем проб и ошибок, причем с увеличением числа проб ошибок становится все меньше.

Психология много внимания уделяет проблеме механизмов формирования навыков, имеющей большое практическое значение. Доказано, что механическое заучивание гораздо менее эффективно, чем заучивание при участии сознания.

Полезен практически принцип «повторение без повторения», когда при отработке навыка не затверживается одно и то же действие, но постоянно варьируется в поисках оптимальной «формулы» движения.

При этом осознанию принадлежит очень важная роль.

Необходимость сосредоточения внимания на отрабатываемых действиях давно известна педагогам и тренерам. В спорте существуют приемы идеомоторной тренировки — тренировки движений в плане представления, при внешней неподвижности обучающегося.

Есть такой прием и в фортепианной педагогике: разыгрывание пьесы тоническими нажатиями пальцев, без их перемещения. Усталость при этом больше, но прогресс гораздо заметнее.

Видимо, тот же смысл имеет гимнастика йоги, построенная на тонических напряжениях мышц под сознательным контролем.

Итак, выработка навыка — процесс, как бы идущий с двух противоположных сторон: co стороны субъекта и со стороны организма.

Из сложных движений произвольно и сознательно вычленяются отдельные элементы и отрабатывается их выполнение. Одновременно, уже без участия воли и сознания, идет процесс автоматизации действия.

Организм в ходе автоматизации перенимает на себя значительную часть работы, организуемой сознанием.

На формирование навыка влияют следующие эмпирические факторы:

1) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в целом или по частям;

2) для уяснения содержания операции — уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и пр.), связь обратная;

3) для овладения операцией — полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр.). Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.

Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Источник: https://psychology.academic.ru/1275/%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA

НАВЫКИ

доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего — двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как нек-рое самостоятельное, развернутое и сознат.

действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. Н. в собств. смысле слова. В отличие от привычки Н.

, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определ. условиях.

Источник: Советский философский словарь

действия, которые в результате длительного повторения становятся автоматическими, т.е. не нуждающимися в поэлементной сознательной регуляции и контроле. Физиологический механизм навыков — динамический стереотип.

Неосознанные, складывающиеся в ходе приспособления к окружающей среде навыки характерны для животных, но аналогичные им по психическому механизму возникают и у человека. Но пока они не осознаны, их практически нельзя передать др. человеку.

Только осмысленные, осознанно расчлененные и объединенные в системы навыки как высшая их форма дают возможность человеку сохранять сознательный контроль за своими действиями и сравнительно легко их перестраивать.

Источник: Философский энциклопедический словарь

действия, к-рые человек настолько усвоил в процессе длительного упражнения, что начал осуществлять их более или менее автоматизировано. В отличие от привычки, к-рая включает потребность и склонность человека к действию, Н. касаются лишь технической стороны его деятельности и лежат вместе со знаниями в основе умений.

Читайте также:  Формирующий эксперимент - психология

В моральной деятельности посредством Н. может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия. Сознательное отношение к труду, напр.

, предполагает не только готовность человека служить общественным интересам, но и выбор наиболее эффективных приемов и методов труда, умение выполнять необходимые производственные операции.

Коммунистическая нравственность требует от людей не только готовности следовать ее принципам, но и умения наиболее целесообразно использовать имеющиеся средства (Цели и средства). В этом отношении выработка необходимых общественных Н. в деятельности людей является важной составной частью коммунистического воспитания.

Источник: Словарь по этике

действия, к-рые в результате длительного повторения становятся автоматическими. Физиологический механизм Н.— динамический стереотип. Н. животных неосознанны. Они складываются в ходе приспособления, приноравливания к окружающему. Аналогичные им по психологическому механизму Н. возникают и у человека.

Это автоматические действия, приуроченные к конкретным особенностям ситуации. Нек-рые из таких Н. практически ценны, однако, пока они не осознаны, их нельзя передать др. человеку совр. формами обучения. Высшей формой Н. являются те Н.

человека, компоненты к-рых предварительно осознаются, осмысленно расчленяются и объединяются в системы, отвечающие обобщенным особенностям объективной ситуации формирования Н. В таком случае человек в процессе автоматизации и функционирования Н. сохраняет возможность сознательного контроля за своими действиями и по мере надобности может сравнительно легко их перестраивать. Н.

включаются во все виды деятельности, как внешней (напр., двигательные Н.), так и внутренней (напр., автоматизированные умственные действия). Н. являются не только итогом, но и условием творческой деятельности человека.

Источник: Философский энциклопедический словарь

сложившаяся в индивидуальном опыте субъекта система регуляторных процессов, обеспечивающая устойчивое и стандартное выполнение действия. Это определение включает традиц. в сов. психологии понимание Н., к-рый определяется как «…упрочившиеся благодаря упражнению способы действий…» («Психология», М., 1956, с. 415).

Под «стандартным выполнением» понимается реализация действия (направленного на решение двигательной, перцептивной или мыслит. задачи) одним и тем же способом, выбор к-рого определяется: а) содержанием задачи, б) внешними условиями ее решения, в) средствами решения, г) возможностями субъекта.

Существует известный интервал варьирования параметров реализуемого действия, содержания и условий решения задачи, при к-ром способ действия может оставаться неизменным. Под «устойчивым выполнением» понимается стабильность действия и всех составляющих его компонент при реализации его в условиях влияния внешних и внутр. возмущающих факторов. Т.о., стандартность и устойчивость Н.

предполагают подвижность лежащих в его основе регуляторных процессов. Чем прочнее освоен Н., тем шире круг вариантов и осложнений задачи, к-рые не приводят к его дезорганизации. Под «системой регуляторных процессов» понимается вся совокупность влияний психологич. и физиологич. механизмов, координирующих реализуемое действие на микроинтервалах времени. Психологич.

содержанию процесса координации соответствует ориентировочная деятельность субъекта. Процесс ориентировки протекает на базе ориентировочной основы действия, в к-рую входят: система объективных условий реализации действия, способ его выполнения и корректировки и используемые средства (орудия и материал).

Будучи отраженной в сознании субъекта, ориентировочная основа составляет содержание психич. образа, в соответствии с к-рым осуществляется ориентировочная деятельность. При формировании Н. (двигательного, перцептивного или умственного) ориентировочная основа действия, как явление объективное, остается относительно постоянной, в то время как содержание психич.

образа и, соответственно, ориентировочной деятельности изменяется по мере упражнений. Поэтому следует различать предварит. психич. образ, складывающийся в начале формирования Н., и образ, к-рый является продуктом, результатом процесса формирования. В предварит. образе отражаются внешние признаки действия (в случае, напр., двигат.

акта к этим признакам относятся: элементы траектории, амплитуда движения); в сформированном же образе количество внешних признаков сокращается до минимума, уступая место внутр. признакам. Последние в своей совокупности образуют «внутренний опыт» субъекта, существование к-рого было бы невозможно без активной практич.

деятельности, направленной на решение поставленной задачи (в том же примере к внутр. признакам относятся кинестетич. сигналы, возникающие при работе мышц движущегося органа). Изменение в содержании ориентировочной деятельности выражается в том, что в начале формирования H.

она значительно развернута во времени и направлена на всю совокупность внешних признаков, а в конце она превращается в симультанный процесс, направленный только на нек-рые внешние и внутр. признаки действия (в том же примере зрительное восприятие смежных микроучастков траектории сменяется дискретным «вырыванием» отд. ее точек или «узловых» участков на пути движения).

Описанные психич. процессы, связанные с формированием Н., тесно переплетаются с работой разных уровней центр. нервной системы. Эта работа направлена на освоение всей совокупности рецепций, характерных для задач данного вида, с выявлением адекватных и оптимальных сензорных коррекций для всех деталей и компонент действия, с переключением фоновых коррекций в низовые уровни.

Частичная передача регуляторных функций с высших уровней центр, нервной системы на нижележащие уровни, являющиеся наиболее адекватными для тех или иных сензорных коррекций, образует стадию автоматизации Н. Для этой стадии чрезвычайно характерным является то, что в какой-то момент происходит внезапное, скачкообразное овладение действием. После автоматизации Н.

наступает стадия его стабилизации, при к-рой происходит срабатывание отдельных нижележащих уровней с ведущими и между собой, укрепление устойчивости Н. против «сбивающего» влияния возмущающих факторов. Т.о., Н. является многоуровневой структурой: высшие (ведущие) уровни центр, нервной системы, являющиеся материальным субстратом различных форм сознат.

отражения действительности, обеспечивают работу психич. механизмов регуляции; под их контролем функционируют нижележащие (фоновые) уровни, обеспечивающие весь комплекс необходимых для реализации данного действия биологич. функций. Лит.: Уотсон Д. Б., Психология как наука о поведении, пер. с англ., М.–Л., 1926; Коффка К., Основы психич. развития, пер. с нем., М.–Л.

, 1934; ?орндайк Э., Процесс учения у человека, пер. с англ., М., 1935; Бернштейн ?. ?., О построении движений, М., 1947; его же, Нек-рые назревающие проблемы регуляции двигат. актов, «Вопр. психологии», 1957, No 6; Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследоват. деятельность, М., 1958 (см. ст. Гальперина П. Я. и Пантиной Н. С., Запорожца А. В., Зинченко В. П.); Гальперин П. Я., Развитие исследований по формированию умственных действий, в сб.: Психологич. наука в СССР, т. 1, М., 1959; Запорожец А. В., Развитие произвольных движений, М., 1960. А. Назаров. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Источник: http://terme.ru/termin/navyki.html

Навык | Мир Психологии

Навык

  1. Доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие; критерием достижения навыка служат временные показатели выполнения, а также тот факт, что выполнение не требует постоянного и интенсивного внимания (контроля). Син. Операция (в теории деятельности А.Н. Леонтьева). Н. м. б. не только двигательными, но и перцептивными, мнемическими, мыслительными, речевыми и т.п. Огромное количество специальных Н. связано с осуществлением разных видов деятельности (бытовой, учебной, профессиональной). По современной терминологии, навык относят к содержанию т.н. процедурной памяти. Способность к формированию и воспроизведению Н. — один из важнейших показателей общей интеллектуальной потенции и сохранности. Навык свойственны людям и животным (См. Кривая упражнения, Научение, Обучаемость, Плато). (Б. М.)
  2. Навык (трудовых движений) — приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления) с заданной точностью и скоростью. Н. — это хорошо сформированное действие, в динамическую структуру которого входят когнитивные компоненты: сенсомоторный образ рабочего пространства, образ исполнительного акта, программа действия и контроль (текущий и конечный) за его совершением, а также исполнительные (моторные) компоненты, включая коррекционные процессы.  Взаимоотношения между перечисленными компонентами подвижны. Между ними возможен «обмен» временем и функциями, что обеспечивает точное и своевременное выполнение действия при достаточно широком диапазоне внешних обстоятельств и внутренних условий его осуществления. При организации процесса обучения трудовым Н. необходимо уделять особое внимание формированию когнитивных компонентов для предотвращения совершения импульсивных и реактивных актов и обеспечения выполнения целесообразных и разумных действий. Это достигается, в частности, вариативностью условий, в которых формируются Н. (См. также Двигательный навык, Интерференция навыков, Перенос, Привычка).

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Навык — действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные.

  1. Перцептивный навык — автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.
  2. Интеллектуальный навык — автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи.
  3. Двигательный навык — автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Двигательные Н. включают в себя перцептивные и интеллектуальные Н. и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условии и порядка осуществления актов действия, направленного, на преобразование реальных объектов.
Читайте также:  Модификация к.и. мировского и а. н. шогама - психология

Различают также Н. исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов, и Н.

вторично автоматизированные, к-рые формируются с предварительным осознанием компонентов действия и при необходимости легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.

Навык характеризуются и разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к к-рьм Н. может быть осуществлен, тем более он обобщен и лабилен.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Навык. Автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, воспроизводимое без поэлементной сознательной регуляции и контроля. Н. проявляется в восприятии, интеллектуальной деятельности и в двигательной сфере.

Утрата Навыка — признак серьезного заболевания головного мозга, чаще всего органического генеза; так, при болезни Альцгеймера она предшествует проявлению апрактичсских расстройств. Возможность формирования Н. в процессе обучения является важнейшим критерием степени выраженности олигофрении.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/navyk

Навык — это..

(действие автоматизированное, автоматизм вторичный) — действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также: 1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонент; 2) навыки вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием компонент действия; они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.

Среди автоматизмов неосознаваемых группа навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыков достигается двоякий эффект: действие выполняется быстро и точно, и происходит высвобождение сознания, кое может быть направлено на освоение более сложных действий. Этот процесс имеет фундаментальное значение и лежит в основе развития всех умений, знаний и способностей.

В совокупности со знаниями и умениями навыки обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении: мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности.

и характерны разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к коим навык может осуществиться, тем более он обобщен и лабилен.

Процесс формирования навыка включает в себя определение его компонент и такое овладение операцией, кое позволяет достичь высших показателей на базе совершенствования и закрепления связей между компонентами, автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению.

Конечно, освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно и человек представляет, что он делает, но контроль этот реализуется следующим образом.

Неоднородное поле сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия; при этом самые высокие этажи системы — самые поздние и сложные компоненты действия — оказываются в фокусе сознания, следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Движение в одну сторону — это уход заученной компоненты из фокуса сознания на периферию и далее, за границу осознаваемого. Обратное движение означает возвращение каких-то компонент навыка в сознание; обычно оно происходит при появлении трудностей и ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении. Оно может быть и результатом произвольного намерения.

Это свойство компонент навыка вновь стать осознанными очень важно: оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его совершенствования и переделки. Этим свойством навыки отличаются от действий автоматических. Исследование навыков началось с навыков двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали навыки сенсорные и умственные.

Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства навыков всех классов. Сложные навыки в сфере восприятия — это зрительное чтение рентгенограмм, слуховое восприятие азбуки Морзе и иностранной речи и пр. Примером автоматизмов в умственной сфере могут служить навыки быстрого «свертывания» алгебраических выражений в уме и пр.

Чаще всего навыки формируются путем подражания или выработки рефлексов условных, но также путем проб и ошибок, причем с увеличением числа проб ошибок становится все меньше. Психология много внимания уделяет проблеме механизмов формирования навыков, имеющей большое практическое значение.

Доказано, что механическое заучивание гораздо менее эффективно, чем заучивание при участии сознания. Полезен практически принцип «повторение без повторения», когда при отработке навыка не затверживается одно и то же действие, но постоянно варьируется в поисках оптимальной «формулы» движения. При этом осознанию принадлежит очень важная роль.

Необходимость сосредоточения внимания на отрабатываемых действиях давно известна педагогам и тренерам. В спорте существуют приемы идеомоторной тренировки — тренировки движений в плане представления, при внешней неподвижности обучающегося. Есть такой прием и в фортепианной педагогике: разыгрывание пьесы тоническими нажатиями пальцев, без их перемещения.

Усталость при этом больше, но прогресс гораздо заметнее. Видимо, тот же смысл имеет гимнастика йоги, построенная на тонических напряжениях мышц под сознательным контролем. Итак, выработка навыка — процесс, как бы идущий с двух противоположных сторон: co стороны субъекта и со стороны организма.

Из сложных движений произвольно и сознательно вычленяются отдельные элементы и отрабатывается их выполнение. Одновременно, уже без участия воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Организм в ходе автоматизации перенимает на себя значительную часть работы, организуемой сознанием. На формирование навыка влияют следующие эмпирические факторы: 1) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в целом или по частям; 2) для уяснения содержания операции — уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и пр.), связь обратная; 3) для овладения операцией — полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр.). Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты. Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

Навык — действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н. — автоматизированное чувственное отражение…

Психофизиология. Словарь Безруких М.М. и Фабер Д.А.

Навык — выработанная в процессе обучения и тренировки последовательность развертывания во времени и пространстве действий и операций, оптимальная для данной деятельности. В основе формирования Н. лежит образование временных связей и выработка динамического стереотипа. При…

Философский словарь

Философский смыслтермина: Обычай (Геродот); «этос» как особенность Дружбы и Вражды (Эмпедокл); обычай, нрав (Платон); душевный склад, характер (Аристотель); стереотип поведения (Теофраст, Посидоний).

Философский словарь

— умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или процедур (алгоритмов), или решения типовых задач в тех или иных сферах деятельности человека, что становится основой для…

Психологическая энциклопедия

(англ. habit, skill)1. Доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие; критерием достижения Н. служат временные показатели выполнения, а также тот факт, что выполнение не требует постоянного и интенсивного внимания (контроля). Син. Операция (в теории…

Психологическая энциклопедия

Автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, воспроизводимое без поэлементной сознательной регуляции и контроля. Н. проявляется в восприятии, интеллектуальной деятельности и в двигательной сфере. Утрата Н. — признак серьезного заболевания головного…

Психологическая энциклопедия

— а) форма поведения, формирующаяся прижизненно благодаря многократным упражнениям; — б) действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений.

Психологическая энциклопедия

— сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Психологическая энциклопедия

Способностьчеловека выполнять определенные задачи быстро и компетентно, достигая желаемого результата.

Психологическая энциклопедия

(ДВИГАТЕЛЬНЫЙ) — приобретенное в результате обучения и повторения умение решать профессиональную задачу, оперируя орудиями труда с определенной точностью и скоростью.

Источник: http://insai.ru/slovar/navyk-4

Ссылка на основную публикацию