Навыки универсального действия — психология

Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД

Навыки универсального действия - психология

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е.

умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды УУД

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • нравственно-этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

  • целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование;
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно — возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД — уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Условия, обеспечивающие развитие УУД

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

  • Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  • Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  • УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

Источник статьи. Статья перепечатана при выполнении условий активной ссылки на источник статьи.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник: http://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169

Знание, умение и навыки — Общая психология — Павелко РО Библиотека русских учебников

Знание, умение и навыки - Общая психология - Павелко РО Библиотека русских учебников

ГлавнаяПсихологияОбщая психология — Павелко РОПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. Именно в этих двух формах знания сохраняются в памяти. Главное назначение знаний — организовывать и регулировать практическую ди ияльнистть.

Знание — это теоретически обобщенный общественно-исторический опыт, результат овладения человеком действительности, ее познания

Знание и действие тесно переплетены. Действия с предметами дают одновременно знания об их свойствах и о возможности использования этих предметов. Встречаясь с незнакомыми предметами, мы стремимся прежде вс это получить знания о том, как с ними обходиться, как их использовать. Если мы имеем дело с новым техническим устройством, то прежде знакомимся с инструкцией по его использованию.

На основании ин рукции движения откладываются в виде двигательных представлений. Однако движений обычно бывает недостаточно для правильного обращения с предметом. Необходимы определенные теоретические знания о некоторых свойствах устройства, о закономерности и особенности явлений, связанных с ним.

Эти знания можно получить из специальной литературы и использовать их, работая с устройствомистроєм.

Знание поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Выполнение деятельности невозможно без знаний

Кроме знаний, необходимыми компонентами деятельности является умение и навыки. Соотношение этих компонентов объясняется психологами неоднозначно: одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие вв полагают, что умение возникают раньше навичок.

Кроме того, неоднозначно толкуется и понятия умение. Так, умение иногда сводят к знанию определенного дела, понимание последовательности ее выполнения. Однако это еще не умение, а лишь предпосылка для его возникнут ние. Да, и первоклассник, и старшеклассник умеют читать, но это качественно отличные умения по их психологической структурой.

Поэтому следует различать элементарные умения, которые идут сразу за знаниями и первым д освидом действий, и умения, которые проявляются как мастерство в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыка.

Элементарные умения — это действия, возникающие на почве знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обхождении с предметом. Они могут возникать на основе подражания, из случайных знаний. Умение — мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широ кого круга знаний.

Таким образом, необходимым внутренним условием умение есть определенная сноровка в выполнении тех действий, из которых состоит данная деятельностьяльність.

Итак, умение — это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность. Умение представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в главных промежуточных п пунктах и ??конечной целейі.

Существование большого количества видов деятельности обусловливает существование соответствующего количества умений. Эти умения имеют как общие черты (то, что необходимо для любого вида деятельности: умение быть внимательным, плана. Уват и контролировать деятельность и т.п.), так и отличительные особенности, которые обуславливаются содержанием того или иного вида деятельностиі.

Поскольку деятельность состоит из разнообразных действий, то и умение ее выполнять состоит из ряда отдельных умений. Чем сложнее деятельность, чем совершеннее есть механизмы и устройства, которыми необходимо в управлять, тем большим мастерством должны характеризоваться умение человеки.

Навык — это действие, сформирована путем повторения и характеризуется высокой степенью постижения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля

навыки являются компонентами сознательной деятельности человека, которые выполняются полностью автоматически. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать и автоматизированный компонент диї.

В результате неоднократного выполнения одних и тех же движений человек имеет возможность выполнять определенное действие как единый целенаправленный акт, не ставя перед собой специальной цели сознательно подбирать для н нее способы ее выполнения, не сосредотачивая специально внимания на выполнении отдельных операции.

Благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в виде навыков и переходят в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека освобождается от необходимости регулировать относительно элементарные акты, а сп прямовуеться на выполнение сложных задач.

При автоматизации действий и операций их превращения в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований.

Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый целостный акт, который называю ют умением (например, сложная система движений пишущего текст, выполняет спортивную упражнение, проводит хирургическую операцию, производит деталь предмета, читающего лекцию и т.д.). При этом лишние, ненужные и движения исчезают, а количество ошибочных резко падаетає.

Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль заменяется внутренним, проприоцептивной. Скорость выполнения д действия и операции резко возрастает, становясь оптимальной или максимальной. Все это происходит в результате упражнений и тренировокнь.

Физиологическим основой автоматизации компонентов деятельности, которые изначально представлены в ее структуре в виде действий и операций и затем превращаются в навыки, является, как показал. НО. Бернштейн переход управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизмму.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может быть различным: от уз згоджености к противодействию, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния — интерференции.

Читайте также:  Внутренняя болтовня - психология

Согласование навыков происходит тогда, когда: а) система движений, принадлежащих к одной навыки, отвечает знает системе движений, принадлежащих к другой навыки б) когда реализация одной навыки создает благоприятные условия для выполнения другой (одна из навыков служит средством лучшего усвоения другой) в) когда конец ь одной навыки являются фактическим началом другой и наоборот.

Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из следующих противоречий: а) система движений, принадлежащих к одной навыки, супер чить, не согласуется с системой движений, составляющих структуру другого навыки б) когда при переходе от одной навыки в другую фактически приходится переучиваться, разрушать структуру старой навыки; в) когда система движений, принадлежащих к одной навыки, частично содержится в другой, уже доведенной до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении новой навыки автоматически возникают движения, характерн и для ранее усвоенной навыки, что приводит к искажению движений, необходимых для новой навыки) г) когда начало и конец последовательно выполняемых навыков не совпадают друг с другом. При полном автоматы зации навыков явление интерференции сводится к минимуму или вовсе исчезаетикає.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их перенос, т.е.

распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие.

Для того в, чтобы такой перенос исполнилось нормально, необходимо, чтобы навык стала обобщенной, универсальной, согласованной с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенной до автоматизму.

Умение в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем за регуляцию таких действий осуществляется оптим минимальной управление умениями.

Оно заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действий, т.е. получение в результате надежного итоге действия. Само действие в структуре умения контролируется за ее целью. Например, ученики младших классов при обучении письму выполняют действия, связанные с написанием отдельных элементов букв.

При этом навыки держание карандаша в руке и выполнение элементарных движений ру кой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, ее достаточную гибкость.

Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к условиям деятельности, которые меняются время от времени, с сохранением позитивных результатов работы.

Так, умение делать что-либо руками означ ае, что человек, имеющий такие умения, будет работать хорошо и способна сохранять высокое качество труда в любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика том, что знает и умеет са вміє сам.

Одна из главных качеств, которые принадлежат к умениям, заключается в том, что человек имеет возможность изменить структуру умений — навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохранил теряя при этом неизменным конечный результат. Умелая человек может заменять один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, изготовить сам или воспользоваться имеющимися инструментами, другими учеб ними средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуацииї.

Умение в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль-это главное, что отличает умение в от навыков.

Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.

Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется высшими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозгазку.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть спе ециальни виды деятельности (например, спортивные), вполне построены на основе двигательных умений и навыков.

Познавательные умения включают способность вести поиск, воспринимать, запоминать и обрабатывать информ ацию. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом.

Они проявляются в способности человека анализировать и, обобщать материал, выдвигать гипотезы, теории, осуществлять перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки всего проявляются в творческой работе, связанной с оде ржание идеального продукта мысли.

Практические умения проявляются при выполнении практической деятельности, изготовлении конкретного продукта. Именно на их примере можно продемонстрировать формирование и проявление умений ь в чистом видеу вигляді.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки. ВМИ инь и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки часто теряют свои качествасті.

Еще один элемент деятельности — привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности.

Если умения и навыки связаны с решением какого-либо ь задачи, предусматривающие получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычка есть негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая выполняется человеком механически и не сознательной цели или ярко выраженного продуктивного завершения. В отличие от простой навыки привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не завж ди является разумной и полезной (вредные привычки). Привычки как элементы деятельности является наименее гибкой ее частью. Поэтому важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, имеющими положительное влияние на фо рмування личности в целомагалом.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_pavelkiv_rv/znannya_uminnya_navichki.htm

12 универсальных навыков для того, чтобы преуспеть в чем угодно

12 универсальных навыков для того, чтобы преуспеть в чем угодно

Существует огромное количество вещей, в которых мы не нуждаемся. Мы можем быть счастливы и успешны, не зная, как восстанавливается двигатель автомобиля или программируется веб-приложение. Несомненно, это — полезные навыки, но они не являются АБСОЛЮТНО необходимыми.

Однако, есть целый ряд умений, получения которых нельзя избежать: это — навыки, касающиеся повседневных аспектов нашей жизни, являющиеся не только полезными, но и обязательными.

К примеру, мы с трудом сможем достичь успеха в современном обществе, не умея читать или писать, или лишив себя умения пользоваться современной  техникой…

В этой статье мы пропустим «супер-основные» умения, такие, как чтение, вождение или использование компьютера, и обсудим двенадцать  «более продвинутых» навыков, необходимых каждому успешному человеку…

Photo Credit: Βethan via Compfight cc

ПРИОРИТЕТИЗАЦИЯ И ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ

Успех зависит от  наших эффективных действий. Эффективность действий зависит от способности сосредотачивать внимание там, где  следует, в те моменты, когда это необходимо больше всего. Способность отделить важное от неважного является ключевым навыком в любых общественных группах,  особенно там, где отвлекающие факторы присутствуют в большом количестве.

Photo Credit: BoSquidley via Compfight cc

ОРГАНИЗОВАННОЕ РАБОЧЕЕ И ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Успешные люди имеют в своем распоряжении целые системы для поиска того, что им нужно, тогда, когда они в этом нуждаются. Когда мы дезорганизованы, мы тратим дополнительное время на поиск  телефонных номеров, адресов электронной почты, паролей, файлов.

Таким образом мы теряем сосредоточенность на выполняемой задаче. Как только это произошло, нам потребуется дополнительное время для того, чтобы вернуться к изначальному состоянию «погружения»: драгоценные минуты тратятся впустую.

Держите свои жилые и рабочие помещения в организованном для собственного удобства порядке – это важнее, чем кажется на первый взгляд!

Photo Credit: IBM Events via Compfight cc

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ

Мы живем в век информационной перенасыщенности, ежедневно подвергаясь росту и изменению  индивидуального «информационного фонда». Способность оценивать информацию, отделять по-настоящему ценное от тривиального, навык анализировать уместность и значение  по отношению к уже известной информации – бесценное, универсально применимое  умение.

Photo Credit: woodleywonderworks via Compfight cc

ЛОГИЧЕСКОЕ СОЗДАНИЕ ОБОСНОВАННОГО РЕШЕНИЯ

Принимающий решение человек  знает, что ему следует делать, основываясь на доступной информации. Способность быстро и эффективно пользоваться информацией, которая имеется у нас в голове – важнейший навык для выполнения практически любых действий.

Photo Credit: Kalexanderson via Compfight cc

УМЕЛОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ ПРИ ИНТЕРНЕТ-СЕРФИНГЕ

Человек не должен знать всего, но ему необходимо уметь быстро и безболезненно узнавать то, что необходимо. Поисковые системы – ворота к почти бесконечному знанию, указатель на сайты, содержащие информацию приблизительно о всех и обо всем. Если мы по-прежнему испытываем затруднения при поиске чего-либо, то пришло время изучить побольше интернет уловок.

Photo Credit: just.Luc via Compfight cc

ОСНОВНОЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Очевидно, что современным обществом управляет постоянный обмен деньгами. Деньги позволяют нам иметь крышу над головой и еду на столе.  Знание о том, как нужно управлять деньгами (отслеживая и записывая расходы и доходы, экономя и инвестируя) – является не только важным умением для процветания, но и является базовым навыком, помогающим выжить.

Photo Credit: MyTudut via Compfight cc

ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

Давайте своим близким информацию, в которой они нуждаются, вместо того, чтобы ждать, что они будут знать непостижимое. Не пытайтесь читать мысли других людей, и не заставляйте других пытаться прочитать ваши.

Большинство проблем, больших и малых, в пределах семьи, дружбы или деловых отношений, начинаются с плохой коммуникации. Высказывайтесь честно, затем предоставляйте возможность другим высказаться. Покажите оппонентам, что их слова имеют значение.

Помните, что компромисс и эффективное ведение переговоров – жизненно важные части любой грамотной коммуникации.

Photo Credit: Xavier P. Garcias via Compfight cc

РЕЛАКСАЦИЯ

Напряжение приводит к снижению уровня здоровья, плохой способности к принятию решений и неизбежно приводит с сужению широты взгляда. Будьте внимательны к своему уровню напряжения, и регулярно делайте короткие перерывы.  Замедлитесь. Подышите.

Дайте себе разрешение сделать паузу, перегруппируйте и обозначьте заново свою цель. Краткий перерыв способен освежить ум и повысить производительность.

Паузы помогут возвратить здравомыслие и дадут возможность поразмышлять над своими недавними действиями, дабы увериться, что они соответствуют поставленным целям.

Photo Credit: Βethan via Compfight cc

СВОБОДНОЕ ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Написанное  – уже не исчезнет. Эта английская поговорка актуальна во всех группах общества. Чрезвычайно важно улучшить свою способность писать так, чтобы нас было просто понять окружающим.

Кроме того,  использования письменных навыков для создания полезных заметок – один из самых производительны навыков вне зависимости от того, какой задачей мы занимаемся.

Заметки помогают нам лучше запоминать  то, что мы слышим, смотрим или читаем, когда мы изучаем что-то новое или  пытаемся запомнить что-то определенное.

Photo Credit: Jenser (Clasix-Design) via Compfight cc

СОЗДАНИЕ ПРОЧНОЙ СЕТИ ОТНОШЕНИЙ

Мы находимся во власти постоянных инноваций и информационного обмена, а хорошие социальные связи создают канал, через который проходят новые идеи. Они дают нам плотный поток информации, полученный в процессе общения, в котором новые идеи подверглись обсуждению, классификации и обсуждению.

Прочная сеть социальных отношений, тщательно взращиваемая нами, может стать  прекрасным источником для того, чтобы встречать новых интересных людей, находить работу, создавать кампании, узнавать о новых тенденциях и распространять идеи.

Читайте также:  Негативная мотивация - психология

Не пренебрегайте социальными связями, ведь, по утверждению Брайна Трейси,  75% человеческого счастья зависит от того, насколько комфортно мы чувствуем себя в общении с окружающими!

Photo Credit: shoothead via Compfight cc

ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ

Исследования доказали — несмотря на то, что человек считает, что действует, исходя из того, что он чувствует — это заблуждение. На  самом деле, мы испытываем чувства из-за совершаемых действий. Восторженное отношение всегда приводит к бОльшим событиям.

Люди, которые мыслят оптимистично, рассматривают мир как место, заполненное бесконечными возможностями. Особенно это помогает им в тяжелые времена.

Будьте уверены в себе, улыбайтесь и заставьте  себя поверить в то, что все хорошо! Притворитесь, что сегодня – самый радостный день в вашей жизни. Поверьте, так оно и будет!

Photo Credit: Keoni Cabral via Compfight cc

САМОДИСЦИПЛИНА

Самодисциплина – это навык. Это — способность сосредоточиться и преодолеть все отвлекающие факторы. Самодисциплина позволяет нам действовать вне зависимости от того, какие эмоции царят в нашей душе.

Зачастую она требует принесения в жертву удовольствий или острых ощущений в пользу того, что имеет более важное значение для нашей жизни.

Самодисциплина – это то, что заставляет вас преуспеть в долгосрочной перспективе.

Как вы считаете, достаточно ли этих навыков для того, чтобы стать успешным человеком, или же мы что-то упустили? С удовольствием подискутируем с нашими читателями в комментариях.

Источник: https://psyprofi.com/interesnye-facty/12univers.html

Психологические и физиологические характеристики универсального специалиста

Психологические и физиологические характеристики универсального специалиста

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова И.Ю. Психологические и физиологические характеристики универсального специалиста // Психология, социология и педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/09/3580 (дата обращения: 12.01.2018).

Понятие «универсальный специалист» звучит противоречиво. «Специалист»  означает специализацию, углубление в некоторое определенное ограниченное поле. «Универсальность», наоборот, максимально расширяет границы, предполагает овладение большим количеством знаний, умений и навыков.

Узкая специализация дает возможность максимального погружения в конкретную деятельность, проработку вплоть до мельчайших вопросов, углубление специализированных знаний и, соответственно, высококачественное выполнение своих профессиональных задач.

С другой стороны, в своих крайних проявлениях слишком узкие рамки могут стать причиной сужения взглядов, нарастания шаблонности и ригидности мышления. Малейший заход за выработанные границы обернется неспособностью принятия решения вследствие недостатка информированности.

Поэтому возрастет необходимость обращения за консультациями или помощью к другим специалистам.

Узкопрофильная специализация позволяет нечестному работодателю оказывать давление на работника, поскольку заменить неугодный «винтик» намного проще, чем найти замену целому «двигателю» – человеку, ответственному за выполнение широкого и разнообразного фронта работ.

Развитие современного мира, профессиональных сфер и технологий предполагают в большей степени не ограниченность рамками специализации, а умение гибко перемещаться между сферами деятельности, чему способствует широта мышления, креативность, анализ идей и рынков, эффективный менеджмент и самоменеджмент [1].

Это довольно устойчивые тенденции, определяющие потребность в так называемых универсальных специалистах (УС). Потребность в УС видна и из анализа требований работодателей к кандидатам на замещение вакантных должностей. В списки необходимых навыков и знаний все чаще входят наименования нескольких разнообразных отраслей.

Например, опрос руководителей административных служб российских и зарубежных компаний выявил, что для профессии «административный менеджер» желаемыми знаниями являются юриспруденция, финансы, управление персоналом, IT, управление организацией, а навыками – концептуальные, управленческие и технические умения [2].

То есть от работника требуется значительная универсальность для того, чтобы им заинтересовалась прибыльная, конкурентоспособная и развивающаяся компания.

Но основной вопрос заключается в степени подготовки универсального специалиста в каждой из разнообразных зон его профессиональной деятельности (обладает ли он необходимым запасом знаний и навыков), а также умении переключаться между ними без ущерба для выполнения разнонаправленных задач.

В настоящее время под УС понимается профессионал, который способен за короткий срок сменять профессиональную область на другую (как схожую с первоначальной, так и максимально отличную от нее) за счет владения общими абстрактными навыками работы [3] или же на одной должности одновременно выполнять задачи различных профессиональных областей.

Рассмотрим когнитивные и эмоционально-личностные особенности, определяющие возможность человека стать УС.

Когнитивные особенности. Мышление УС должно позволять ему выделять основной принцип деятельности или области знания и переносить его на неисследованные области. Это означает развитость абстрактно-логического мышления и его превалирование над наглядно-действенным и конкретно-предметным мышлением.

В то же время конкретно-предметное мышление также должно быть в достаточной степени развито для реализации деятельности в реальных условиях (переход от абстрактных схем к конкретным действиям) [4].  Важную роль играет переключение между мыслительной деятельностью абстрактного и конкретного типа.

Мышление УС не может быть ригидным, оно гибко по определению.

Желательно сочетание интуитивного мышления и аналитического, что позволит в первом случае экономить ресурсы и время за счет одномоментного и непосредственного «схватывания» ситуации без длительного осознания пути к решению, а во втором – постепенно и логически  приходить к верному пониманию основных закономерностей и принципов.

У УС должны быть развиты такие характеристики произвольного внимания как объем, переключение, распределение. УС оценивает объем работы, вычленяет главное, выполняет это, с легкостью переключаясь по необходимости с одного на другое, не застревая ни на одном из этапов.

Достаточный объем слухоречевой, зрительной, мышечной памяти позволит УС хранить и накапливать необходимые единицы знания. Без накопления некоего первичного инструментария (например, того же выученного навыка перехода от абстрактных умопостроений к конкретным решениям и действиям) невозможно дальнейшей совершенствование и продвижение.

Разные виды труда требуют различной сенсорной деятельности и вызывают разную нагрузку на анализаторы (зрительный, слуховой, кожный, мышечно-суставной и т.д.).

Требуется учитывать естественный уровень развития анализатора, а также особенности характера восприятия при той или иной деятельности.

Например, одни профессии будут требовать длительного слежения в широком сенсорном поле, а другие наоборот нуждаются в сужении поля восприятия на длительное время.

При сочетании умственного труда с физическим на первый план наряду с когнитивными процессами выступит сенсомоторная деятельность, которая будет определять скорость, точность и качество выполнения тех или иных действий.

Таким образом, для успешной профессиональной деятельности мозг УС должен быть соответствующим образом развит: 1 блок мозга, ответственный за уровень сна и бодрствования, физическую и психическую активность, общий тонус организма, состояние внимания; 2 блок, занимающийся приемом (сенсорная деятельность), переработкой и хранением информации (память, мышление); 3 блок, ответственный за программирование, регуляцию и контроль произвольной деятельности (планирование, контроль над следованием этому плану, торможение ненужных в каждый конкретный момент реакций) [5].

Эмоционально-личностные особенности. При рассмотрении вопроса УС необходимо отграничивать профессиональную реализацию (с получением конкретного продукта на выходе деятельности) от широты интересов [6].

«Наиболее известные ученые и деятели искусства были всесторонне развитыми личностями: Эйнштейн увлекался литературой и играл на скрипке, Менделеев был автором статей по теории живописи; известный зоолог Холодковский перевел на русский язык «Фауста» Гёте; Бехтерев писал стихи; многоплановость интересов и разносторонность деятельности характеризовали Галилея, Декарта, Ломоносова, Лейбница и др.» [7].

Это свидетельствует об обширности интересов талантливых людей, но не о разносторонности таланта. То есть это не означает одинаково высоких достижений в различных сферах деятельности.

Применительно к УС важно учитывать это в том контексте, что человек, интересующийся журналистикой, пиаром и финансовой деятельностью, возможно, окажется совершенно неспособным сочетать все эти интересы, занимая соответствующую должность.

С другой стороны, с точки зрения психологии эмоций УС не может быть склонен к консерватизму и ограничениям в познании и деятельности. Одна из важнейших характеристик УС – стремление к новому, широкий круг интересов, желание двигаться, а не оставаться на месте.

Глубинные мотивы перехода от одной профессиональной сферы к другой у УС должны быть обусловлены не вынужденностью (низкая заработная плата, плохие отношения в коллективе, проблемы с начальством и т.д.), а, наоборот, интересом, склонностью к разным сферам труда, результативностью, ощущением «я могу больше».

УС – обладатель интернального (внутреннего) локуса контроля. Это означает склонность видеть причины происходящих в жизни событий в себе, в своих решениях. Также это стремление брать ответственность за происходящее на себя в отличие от людей с преобладающим экстернальным (внешним) локусом контроля.

Такие люди видят причины во внешних силах, действиях окружающих людей и считают их зачастую непреодолимыми, что в сочетании с привычкой перекладывать ответственность на других и на обстоятельства делает обладателей экстернального локуса контроля мало способными к сложной и результативной профессиональной деятельности [8].

Для УС важной характеристикой является психологическая устойчивость к изменениям, частой смене вида работы, большому объему задач. Это во многом зависит от типа высшей нервной деятельности по классификации И. П. Павлова [9].

Сангвинический тип темперамента, являясь сильным уравновешенным подвижным, имеет больше возможностей к успешной реализации в качестве УС, так как имеет одинаково выраженные процессы возбуждения и торможения, что в сочетании с хорошей их подвижностью как раз и обуславливает переключаемость между видами работы. Сильный тип нервной системы обеспечивает хорошие адаптивные возможности к внешним ситуациям.

Флегматический тип испытывает затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой при сильных процессах возбуждения и торможения. Это может осложнить переходные моменты, а также адаптацию к новым видам деятельности.

Быстрота, порывистость, высокий уровень психической активности и энергичность холерика помогают ему в становлении универсальным специалистом. Но для этого сильного неуравновешенного типа важен более высокий контроль за эмоциональной и поведенческой сферой, поскольку тип характеризуется отстающим от процесса возбуждения торможением.

Слабый меланхолический тип менее всего способен к профессиональной деятельности в виде УС. Слабость процессов возбуждения и торможения обуславливает плохое приспособление к меняющимся условиям окружающей среды. Высокая эмоциональная чувствительность в стрессовой ситуации отрицательно сказывается на самочувствии меланхолика [9].

Стоит отметить, что соотнесение нервной системы с тем или иным типом не является приговором. Во-первых, чистых сангвиников, меланхоликов, флегматиков и холериков можно встретить довольно редко, чаще же люди представляют собой некое сочетание черт. Во-вторых, зная собственные особенности, можно путем тренировки добиться необходимого в профессиональном плане результата.

Таким образом, подытожив когнитивные, эмоциональные и личностные особенности абстрактно-идеального УС, можно предположить, что такой специалист должен обладать широчайшим спектром выраженных когнитивных процессов, особым складом личности, подходящим типом нервной системы, что в реальном мире проявляется крайне редко и именуется гениальностью.

УС для успешной профессиональной реализации в крайне непохожих друг на друга областях должен обладать гигантским потенциалом собственного мозга.

Поэтому одновременная профессиональная реализация в различных  областях (не просто обладание некими знаниями, а именно полная профессиональная реализация) представляется довольно фантастической для большей части людей.

Однако сочетание профессиональных направлений в той или иной степени  схожих друг с другом или последовательная смена профессий является уже вполне реалистичной.

Начальная оценка интересов и предпочтений конкретного человека, его анатомо-физиологических особенностей и психических возможностей, а также состояния рынка труда может позволить выбрать наиболее удачное сочетание профессиональных сфер для получения в результате высококлассного УС, который может реализовать все свои способности в работе.

Библиографический список

  1. Florida R. The Flight of the Creative Class. The New Global Competition for Talent. HarperBusiness, HarperCollins, 2005.
  2. Универсальный сотрудник. Административный директор №5 2012. С. 72-75.
  3. Бахтияров О. Г. Как подготовить универсального специалиста [Электронный ресурс] // Бизнес-ключ. 2007. №1. URL: (дата обращения: 04.08.2014).
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство “Питер”. 2000. 720 с.
  5. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы.  Том1. М., 1970. 16 – 18 с.
  6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Издательство “Питер”, 2009 г. 434 с.
  7. Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление. Социальная психология личности. Л. 1974. 210–211с.
  8. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Волевые действия // Психология. М.: Академия. 1998.  500 с.
  9. Павлов И. П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах. М.: Государственное издательство медицинской литературы. 1954. 384 с.
Читайте также:  Политкорректность - психология

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://psychology.snauka.ru/2014/09/3580

Понятие «универсальные учебные действия» в широком значении термин «универсальные учебные действия»

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е.

умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:

— определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;

— построение содержания учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные знания в соответствующих предметных областях;

— определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;

— выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;

— определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;

— разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;

— разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими

принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует

выделить три вида личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

нравственноэтическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

целеполаганиекак постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временныых характеристик;

контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и

оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация

проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развитияуказанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:

— соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

– соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность (П.Я. Гальперин).

Анализ происхождения и развития универсальных учебных действий, особенностей их функционирования позволяет установить их взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающие из активно-деятельностной природы

развития психологических новообразований.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе (Л.С. Выготский, М.И. Лисина).

Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и сорегуляции вырастает способность

ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативнопознавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка (М.И. Лисина).

В теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) было показано, что автономия ребенка и его познавательное развитие в значительной степени предопределены типом его привязанности, особенностями его взаимоотношений и сотрудничества с близким взрослым. Можно утверждать, что содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и

деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных

универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения.

Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/ponyatie-universalenie-uchebnie-dejstviya-v-shirokom-znachenii.html

Ссылка на основную публикацию