Нейрологические уровни, логические уровни дилтса — психология

Как решить головоломки своей жизни, применив пирамиду логических уровней Дилтса (самокоучинг). Статья. НЛП. Самопознание.ру

«Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла» — А. Эйнштейн.

Пирамиду логических уровней Роберта Дилтса, основанную на той закономерности, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни, соблюдаются некие естественные уровни классификации, и что изменение чего-либо на более высоких уровнях всегда неизбежно влияет на более низкие уровни, можно замечательно использовать для самокоучинга.

Коротко напомню — каждый уровень пирамиды хранит информацию определённого качества:

  • Окружение — уровень реакции (Что? Кто? Где? Когда? С кем? У кого?) — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает в повседневной жизни.
  • Поведение — уровень действия (Что делает?) — всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень посвящён информации об изменениях и движениях.
  • Способности — уровень источников и направления движения (Как?) — уровень знаний и опыта, которые стоят за нашим непосредственным восприятием окружения, объединения различных ресурсов, алгоритмов и стратегий, стоящих за поведением.
  • Убеждения и ценности — уровень дозволения и мотивации (Зачем? Для чего? Почему?) — это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.
  • Идентичность — миссия (Кто я? Какую социальную «роль» я играю?) — с какой личностной ролью (роль, которую вы преимущественно играете — шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребёнок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат.
  • Трансмиссия — видение, смыслы, духовный уровень (Для кого ещё? Ради чего ещё? В чем смысл?) — относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения.

Понимая значения каждого уровня в собственной жизни, достаточно просто проводить самокоучинг для максимально мощной и быстрой реализации новых целей и задач.

А ещё можно провести анализ сложной или запутанной ситуации, которая не решается при совершении привычных ваших действий. Проще говоря, когда вы попали в тупик, застряли в чём-то: в выполнении задачи, в отношениях, в учёбе, etc.

Можно избавить себя от деструктивных привычек (опаздывать, курить, нарушать договорённости или дресс-код организации, в которой работаете, etc.).

Как это сделать самостоятельно, если нет возможности повзаимодействовать с коучем?

Совет: когда проблем навалилось много — не пытайтесь решить всё сразу, «отсортируйте» по степени срочности-важности. Выберите самую насущную и начинайте действовать:

  1. Во-первых, конечно, настроиться на кропотливую и осознанную работу, выделить достаточно времени на самокоучинг, подобрать помещение, где вам никто не помешает, и ничто не будет отвлекать внимание от работы. Записать в план день и время начала этой работы. Так психологически проще выполнить намеченное и не откладывать на потом.
  2. Во-вторых, написать свою цель (задачу), которую хотите реализовать. Почему обязательно написать?
    1. Написанное ложится на подсознание как программа к действию. «Что написано пером — не вырубишь топором».
    2. Пока пишете (формулируете мысль) осознаете некоторые нюансы, которые могут уже сейчас дать идею к решению вопроса. Во-вторых, во время письма формируются и посылаются в мозг определённые нервные импульсы, связанные с написанием конкретных слов, поэтому очень важно, какими словами вы описываете свою цель (задачу). В-третьих, при написании происходит определённая визуализация желаемого результата, что является дополнительным импульсом мозгу. В-четвёртых, осознавая свою цель (задачу) и для чего она вам необходима, вы испытываете определённое эмоциональное состояние (волнующее, приподнятое, радостное и т.п.), а эмоция — это энергия в чистом виде, которая даже больше, чем визуальный образ, воспринимается Вселенной как руководство к исполнению.
    3. За время до назначенного часа самокоучинга может измениться ситуация как внешняя, так и ваша внутренняя (например — изменится цель и вы её подкорректируете в своих записях, решится проблема, изменится окружающая реальность, etc.).
  3. В-третьих, приготовить отдельные листы бумаги и написать на них название уровней пирамиды. Можно написать и вопросы, соответствующие каждому уровню. Приготовить разноцветные маркеры или ручки.
  4. В-четвёртых, понять на каком уровне находится ваша цель (задача) или проблема. Решение, либо фактор, который поможет активно сдвинуть с мёртвой точки проблему к совершенствованию, находится на 2 уровня выше проблемы.

Например, привычка опаздывать находится на уровне Поведение — значит, решение надо искать на два уровня выше — Убеждения/ценности.

Трудности общения с определёнными людьми берут начало на уровне Окружение — искать решение на уровне Способности — развить в себе навыки убеждения, аргументации, слушания, способности заинтересовать, и т.п.

Трудности с обучением иностранному языку, вождению автомобиля, отказом от курения связаны со Способностями — ищите фактор в своей Идентичности — в роли, которую вы хотите сыграть, зная иностранный язык, легко управляя автомобилем, имея репутацию не курящего человека.

Техника решения задач по уровням Дилтса заключается в интеграции логических уровней и состоит из двух этапов:

  1. Сделать анализ существующего момента по уровням снизу вверх, задавая себе вопросы, соответствующие каждому уровню. Ответы лучше разделить по степени важности для вас (для этого и нужны разноцветные чернила). Дошли до уровня «Миссия» — визуализируйте себя в целевом слайде так, как будто задача или проблема решена, цель достигнута. Какой вы там, в том слайде? Опишите себя в деталях визуально-аудиально-кинестетически (лучше тоже письменно). Побудьте в этом состоянии подольше: вы герой, победитель, вы справились со сложной задачей! Заякорите это состояние (аудиалы — звуковой меткой (мелодия, звучание каких-то слов и т.п.), визуалы — образной меткой (знак, символ, предмет и т.п.), кинестетики — движением, жестом, запахом и т.п.). Задавайте себе вопросы трансмиссионного уровня: Для кого ещё будет полезна реализация моей цели? Ради чего ещё я достигаю этой цели? В чем смысл моей цели для близких, моего предприятия, Планеты Земля? И как повлияет на них реализация моей цели?
  2. После того как насладитесь своей победой, начинайте движение в обратном порядке по пирамиде вниз. Только теперь качество вопросов на каждом уровне изменяется с учётом уже достигнутой цели.

Вторая часть техники позволяет использовать знание собственной Миссии для более точного подбора ресурсов на каждом логическом уровне: «Что добавляется или изменяется на каждом уровне при привнесении туда знания и ресурса собственной Миссии? Как теперь должна быть структурирована информация на данном уровне, чтобы наилучшим образом отвечать выбранной Миссии?»:

  • Какая личностная роль наиболее полно отвечает моему новому состоянию?
  • Какие ценности и убеждения свойственны такому человеку с такой миссией?
  • Какие новые способности появляются у меня в новом качестве с новой миссией?
  • Как я веду себя, какие действия совершаю, как взаимодействую с окружающими в моем новом амплуа?
  • Какое оно, моё окружение, теперь? Какое окружение помогает мне достигать новых высот в моей новой роли?

После окончания работы обязательно сделайте себе подарок. Это чисто психологический приём, который поможет вам легко применять самокоучинг в дальнейшем: подсознательно вы изначально будете настроены на позитивный результат.

Техника очень проста, помогает в 100% случаев при честном самоанализе. Более того, применив её для решения своих задач, вы сможете легко помогать своим близким и друзьям, и даже для решения определённого круга вопросов, лежащих в вашей компетенции в своей компании.

Я желаю вам успехов и побед на пути достижения ваших целей, роста вашего личного потенциала как профессионала и как человека! Готова ответить на все ваши вопросы и с удовольствием помогу вам найти верный, простой и быстрый путь в достижении целей.

«Я проиграл ветру из-за чашки чая», — произнёс гениальнейший премьер-министр Цао Цао, когда исход битвы был предрешён в пользу противника втрое меньшего по численности и уступающего по вооружённости. Фильм Джона Ву «Битва у Красной Скалы», 2008 г. — о грандиозной исторической битве при Красных Утёсах… Читать дальшеВ бизнесе успех менеджера зависит в первую очередь от понимания того, что влияет на его действия и ментальные реакции, а затем — от умения интерпретировать поступки других.Мы живём и становимся личностями в окружении других людей, и, при этом, учимся распознавать, как наши эмоции влияют на наши решения… Читать дальше
Вновь на повестку дня встала тема как работать со стресс-факторами повседневной жизни. О том, как быстро остановить нарастание стрессового состояния, я уже писала. Сегодня хочу рассказать о других дыхательных практиках, которые помогают расслабиться, успокоиться, снять стресс и очистить голову от глупых… Читать дальшеВсе мы время от времени пытаемся повлиять на других людей для того, чтобы исполнить свою цель. Как часто у вас это получается? Обладаете ли вы талантом вести за собой аудиторию, коллег по работе? Вот несколько нехитрых рекомендаций, которые на 100% помогут вам добиваться своего от других людей:

  1. Заинтересуйте… Читать дальше
Резонный вопрос! Коучинг ещё не настолько распространённый термин как, например, психология. Поэтому, любой человек, а тем более бизнесмен, хочет понять, за что же он платит деньги. Новомодное слово ещё не объясняет технику работы, результаты и эффект. Итак… Читать дальше
  • Первая ошибка — самооценка зависит от мнения окружающих о вас.

Нельзя повысить или понизить самооценку за счёт чужой оценки. Самооценка — это то, как Я себя оцениваю. Я.Если бы было иначе, то и название должно было быть «Окружеценка».

  • Вторая ошибка — оценивать себя «вообще/в целом».

«Я» — это… Читать дальше

Часто с бывает так: не знали, что хотели, получили то, что было, теперь недовольны, приходится терпеть. И так во всех областях — печаль и полная растерянность, и самое обидное — 98% людей живёт так постоянно! Но пора выбраться из этого порочного круга с помощью мощнейшего метода, который вы сможете… Читать дальшеСовременная жизнь диктует нам свои правила и рамки. Каждый день экстренно необходимо успеть выполнить и даже перевыполнить свой личный план, ежеминутно удерживая в голове несколько важнейших задач, и как можно быстрее, желательно ежесекундно, при… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/kak_reshit_golovolomki_svoey_zhizni_primeniv_piramidu_logich/

Пирамида Дилтса (Модель логических уровней, Нейро-логические уровни, Логические уровни)

Великолепная, простая, работающая вещь.

Модель логических уровней описывает структуру организации живой системы, такой, как человек, фирма или общество. Эти уровни в системе (пирамиде), как полочки, на которые разобран наш внутренний мир. Ноги у этой модели растут из НЛП.

Здесь постараюсь как можно более кратко и просто изложить эту модель.

Каждый уровень пирамиды связан с другими и влияет друг на друга с разной степенью интенсивности. Степень влияния зависит от иерархии и расстояния между уровнями. Изменения на верхнем уровне будет неизбежно вызывать изменения на нижних уровнях. В то время как изменения на нижних уровнях не обязательно вызывают изменения на верхних.

Формирование каждого логического уровня в основном происходит снизу вверх.

Логические уровни: (в порядке от низшего к высшему):

· окружение – уровень реакции

· поведение – уровень действия

· способности – уровень источников и направления

· убеждения и ценности – уровень дозволения и мотивации

· идентичность – какую социальную «роль» я играю, кто я?

· миссия — видение, смыслы, духовный уровень

Описание уровней

Каждая «полочка» пирамиды предназначена для хранения совершенно определенного сорта информации. То есть каждый логический уровень обозначает какую то свою часть субъективного опыта. Рассказываю про уровни снизу вверх.

Окружение — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, манипулируем в своей повседневной деятельности.

Поведение –всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень, отвечающий на вопрос «Что делает?» и посвящен информации об изменениях и движениях.

Поведение (действия) — это, собственно, сама деятельность человека. Так как действия производятся над чем-то (с чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень включает в себя, как неотъемлемую составляющую, нижний уровень — окружение.

Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной манипуляции (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) находятся на этих двух логических уровнях.

В конечном счете, на этих двух уровнях — поведения и окружения и происходит наша жизнь.

На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного).

Способности — уровень источников и направления движения, уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения.

На этом уровне объединяются разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос «Как?». Способности обуславливают выбор поведения, своего рода — внутренние силы нашего поведения, источники движения.

Убеждения и ценности —это то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос «почему он это сделал?». Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.

Идентичность — с какой личностной ролью (роль которую вы преимущественно играете – шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат. Главный вопрос здесь – «Кто я?» Какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями? Ради чего играется та или иная роль?

Миссия —это духовный уровень.

Он относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения… Этот уровень относится к тому, что может являться видением или «духом» личности, группы или организации». Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: «Зачем? Ради чего? В чем смысл?».

Упражнение на «Нейрологические уровни»

Определите проблему. «Например, некие субъекты регулярно бьют меня по лицу в тёмном переулке». Дальше, оставаясь в контексте проблемы отвечайте на вопросы.

Для того, чтобы работать с проблемой было проще, отвечая на вопросы, якорите уровень.

Например, разложите 6 бумажек с названиями уровней на столе, и, в то время как работаете с уровнем, кладите руку на соответсвующую ему бумажку. Возможны и другие варианты якорения. Итак уровни и вопросы:

· Окружение. Что меня окружает? Обратите внимание на детали. В приведённом примере, это может тёмный переулок, грязь, слякоть, собственно субъекты… в т.ч. я сам, как один из объектов картины.

Отвечаем до тех пор, пока картина не будет достаточно полной. У многих людей такой критерий того, что ответы ещё есть: Рука словно примагничена к бумажке.

Когда ответы заканчиваются, рука отлипает и «примагничивается» к следующей.

· Поведение. Что я делаю? Что делают другие люди? Например: я захожу в переулок, субъекты просят у меня сигарету, я отвечаю: «Свои надо иметь», после чего субъекты дают в … лицо.

· Способности. А что я вооще могу и умею? Например: Умею смело входить в тёмные переулки и вступать в коммуникацию со всякими подозрительными личностями. Умею хамить…

· Ценности и убеждения. Что в этой ситуации важно? Ценности, обычно описываются одним словом, редко большим количеством слов. Убеждения же объясняют, как наши ценности связаны с другими уровнями. Например с поведением. Например: Важна свобода. Важна крутость. А быть крутым, значит хамить. Быть свободным, значит игнорировать сигналы опасности…

· Личностное своеобразие. Кто я? Крутой, хам, свободный человек…

· Миссия/Цель. Зачем я это делаю? Чего я хочу. Что я получу/получаю в результате? Например: Хочу безопасно добраться до дома.

После того, как мы ответили на все вопросы, перемещаясь по нейрологическим уровням «вверх», идём обратно и обращаем внимание, как ответы на вопросы меняются:

· Личностное своеобразие. Кто я? Например: Разумный человек.

· Ценности и убеждения. Что в этой ситуации важно? Например: Важны жизнь, здоровье и хороший внешний вид. Как следствие безопасность.

· Способности. А что я вооще могу и умею? Например: Умею находить освещённую дорогу, и разруливать конфликты, чтобы все участники в результате были живы/здоровы/довольны.

· Поведение. Что я делаю? Что делают другие люди? Например: Я иду по освещённой улице. Если путь лежит через тёмный переулок, ищу освещённый путь. Захожу в переулок только если более безопасного пути нет.

· Окружение. Что меня окружает? Обратите внимание на детали. Я чистый, здоровый, нахожусь на освещённой улице. Вокруг приветливые люди.

Важное замечание: нет задачи каждый раз проходить все уровни. Как правило решение находится на более высоком нейрологическом уровне, чем проблема. Например, отвечая на вопросы по поведению, мы можем увидеть, что проблема лежит на уровне окружения «в тёмном переулке» и сменить окружение с тёмного переулка на «освещённую улицу/двор», просто каждый раз выбирая освещённую дорогу.

Какая польза от Пирамиды Дилтса.

Источник: https://megalektsii.ru/s36473t7.html

Логические уровни НЛП

Как всякое мастерство, НЛП — есть воплощение баланса. Баланса между теорией и практикой, между наукой и искусством, между сложностью и простотой. В этом оно подобно игре в шахматы, где одно поле — восемь на восемь клеток, два цвета и шесть видов фигур создают громадное разнообразие партий; или музыке, где семь нот есть источник всех мелодий.

НЛП состоит из небольшого числа элементов, которые дают небывалую разрешающую способность для изучения и описания субъективного опыта человека, а также гибкие и мощные средства проведения изменений.

Каждая техника и каждая модель НЛП как инструменты мастера сочетают гибкость с четкостью формы, простоту структуры с богатством и глубиной «недокументированных возможностей», часто неожиданно открывающихся со временем.

Модель логических уровней

Автор модели, Роберт Дилтс, в своей энциклопедии НЛП вводит логические уровни как отношения между элементами субъективного опыта: «Термин логические уровни, в том виде, как он применяется в НЛП, был адаптирован Р. Дилтсом из работ Грегори Бейтсона в середине 80-х и относится к иерархии уровней процессов для личности или группы.

Функция каждого уровня заключается в организации, синтезе и прямом влиянии друг на друга. При этом, в зависимости от положения каждого логического уровня, взаимовлияние происходит с разной степенью интенсивности.

Так, например, изменения на верхнем уровне будет неизбежно вызывать изменения на нижних уровнях. В то время как изменения на нижних уровнях не обязательно вызывают изменения на верхних.

При этом следует отметить, что формирование каждого логического уровня в основном происходит снизу вверх.

Логические уровни: (в порядке от низшего к высшему):

  • окружение — реакции,
  • поведения — действия,
  • способности — направление,
  • убеждения и ценности — дозволение и мотивация,
  • идентичность — кто я?,
  • миссия — видение, смыслы, духовный уровень (на рисунке миссия и трансмиссия обозначены раздельно, но по сути они относятся к одному уровню)

Описание уровней

При знакомстве с логическими уровнями первым делом приходит на ум известное человеческое свойство — раскладывать все по полочкам.

Продолжая аналогию, можно сказать, что изучение пирамиды уровней — хороший способ изучить сам «шкаф», со всеми его полочками. В модели Р. Дилтса внимание уделяется и самой системе расположения полочек, и тому, что и где лежит.

Подобное знание оказывается весьма полезным на практике. Особенно, когда все разложил по полочкам, а что именно и куда конкретно — уже забыл.

Каждая «полочка» такого «шкафа» предназначена для хранения совершенно определенного сорта информации. То есть каждый логический уровень обозначает уникальное множество категорий субъективного опыта. Посмотрим, что же скрывается за названиями уровней?

Начнем снизу вверх (см. рис.).

«Уровень окружения включает в себя специфические внешние условия, в которых имеют место ваше поведение и взаимодействия», — вводит определение автор модели. Следуя определению, дополним его информацией из советского энциклопедического словаря: «окружающая среда — среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир».

Все, что может быть выражено словами относительно этого уровня, отвечает на вопросы популярной телепрограммы: «Что? Где? Когда?» и другие аналогичные животрепещущие вопросы, например: «С кем? У кого?». По сути своей уровень окружения описывает некоторую территорию, среду обитания человека.

Уровень окружения — набор категорий опыта, обладающих свойством статики (то есть неизменных во времени). Время на этом уровне — всего лишь еще одно измерение, уточняющее положение по отношению к настоящему. Здесь нет движения. Движение находится выше на уровне действия. Лингвистически уровень окружение выражается с преобладанием существительных.

Уровень поведения, действий.

Энциклопедический словарь определяет поведение как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде».

Таким образом, этот уровень, отвечающий на вопрос «Что делает?», посвящен информации об изменениях и движениях. Лингвистически этот уровень выражается различными глаголами.

Здесь неявно присутствует скорость как показатель движения. Я хожу — одна скорость. Я бегаю — другая скорость. Я мчусь во всю прыть — третья скорость. На этом уровне время — уже не дополнительная координата, а мера изменений.

Получается, что уровень действия соответствует задачам, похожим на те, что ставит перед собой кинематика — раздел теоретической механики, где изучается только механическое движение тел без анализа определяющих это движение условий и причин.

Условия и причины движений следует искать на уровне способностей.

Способности по энциклопедическому словарю — это «индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности».

«Многое в нашем поведении происходит из «ментальной карты» и других внутренних процессов, чьи ресурсы находятся внутри нашего разума. Это уровень опыта, который стоит за вашим непосредственным восприятием окружения», — определяет Р.

Дилтс содержание данного уровня.

На этом уровне НЛП группирует разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос «Как?». Сюда же относятся различные состояния, являющиеся ресурсами при осуществлении стратегий. Способности обуславливают выбор поведения, своего рода — внутренние силы нашего поведения, источники движения.

Убеждения. Ценности.

Это то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос «почему он это сделал?». Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, определяет предъявление его как личности.

Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, культуральные особенности. Формируются к десятилетнему возрасту, редко меняются радикально. Именно на этом уровне располагаются позитивные намерения даже деструктивного поведения.

Изменение убеждений приводит к значимым изменениям в структуре нижележащих уровней.

Как сообщает энциклопедический словарь, ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.

Именно значимость является ключом для понимания уровня, отвечающего на вопрос «Почему это так важно?» Ценности подобны фундаменту или сваям личностного опыта. Сваи связываются между собой убеждениями, поддерживающими ценности.

Вся конструкция в целом образует цоколь здания, которое называется личностным своеобразием, или идентичностью.

Уровень идентичности сводит систему убеждений и ценностей в самоощущение… Уровень идентичности указывает, с какой личностной ролью или самоощущением связана проблема или результат: «Кто предполагается вовлеченным? Какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями?

Прибавляя к этому определение энциклопедического словаря: «личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности», получим исчерпывающее описание категорий опыта, находящихся на данном уровне.

Если логический уровень убеждений и ценностей — есть некая алгебра человеческого опыта, то, продолжая параллель с математикой, уровень идентичности — некая топология. Топология — обобщение геометрии, занимающееся классификацией различных фигур и их свойств как целостных объектов.

В обычной геометрии квадраты, круги и треугольники — уникальные в смысле топологии фигуры с уникальными свойствами. Аналогично на уровне идентичности «Бизнесмен», «Семьянин», «Профессионал» — отдельные уникальные роли со своими уникальными качествами.

А еще уровень идентичности — это уровень имен. Главный критерий вынесен в заголовок уровня — идентичность. Как в романе У. Ле Гуин «Волшебник земноморья» знание истинных имен окружающих предметов делает волшебника профпригодным, так и в НЛП — знание имен отдельных частей личности дает консультанту возможность осуществлять максимально быстрые изменения.

Как в обычном программировании идентификаторы применяются для доступа к информации, так и в НЛП на этом логическом уровне расположены идентификаторы очень больших целостных комплексов нашего опыта. Ради чего даются уникальные имена? Ради чего определяются уникальные целостности? Ради чего играется та или иная роль? Ответ лежит на более высоких логических уровнях.

Уровень миссии и трансмиссии Роберт Дилтс объединяет в единый уровень «Spiritual», который можно перевести и как «духовный»: «В конце концов, имеется уровень, включающий то, что, как правило, касается «духовного» опыта.

Это относится к вашему ощущению чего-то, что выходит за ваше личное видение себя самого и включает ваше видение больших систем окружающих конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения… Этот уровень относится к тому, что может являться видением или «духом» личности, группы или организации».

На практике из «духовного» уровня выделяется особый самостоятельный логический уровень. Он носит название «Миссия». По определению энциклопедического словаря «миссия (от лат.

missio — посылка, поручение) — делегация, посылаемая в др. страну с определенным поручением». Определение не точно, а, скорее, метафорически проясняет суть опыта, собранного на данном уровне.

Главным критерием отбора служит ключевое слово «определенное поручение».

Это уровень маршрутов, проложенных по «карте, которая не территория». Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: «Зачем? Ради чего? В чем смысл?».

Ответы на стратегические вопросы на уровне миссии позволяют отобрать опыт, необходимый для осуществления миссии, — начиная от необходимых ролей и кончая конкретным сенсорно проверяемым окружением.

Модель этого процесса воплощена, например, в компьютерных играх RPG, где, зная задачу и маршрут, каким предстоит пройти, можно выбрать для себя подходящего героя: воина, мага или даже вора, задать необходимые «скилы»- способности и подобрать нужное вооружение-окружение.

Если продолжать «научную» метафору, то уровень миссии открывает уровни философского и метафизического опыта, касающегося систем, больших, чем отдельная личность или идентичность.

Следующий уровень называется «Трансмиссия». Называть этот блок информации логическим уровнем вообще-то некорректно, поскольку, по сути дела, это целая пирамида логических уровней, надстроенная над уровнем миссии, как изображено на рисунке 2.

Перевернутая пирамида трансмиссии объединяет информации о системах, для которых субъект является одной из составляющих частей. В этом, по определению Дилтса, и состоит уровень «spiritual».

Данная пирамида в НЛП пока исследована мало. По крайней мере, подробного ее описания, как и методов работы с ее уровнями, в известных учебниках НЛП нет. Даются только схемы, где названия уровней и их количество несколько изменяется от источника к источнику.

Однако именно в этой пирамиде заложен громадный потенциал для системного консультирования коллективов, начиная от семейной терапии и заканчивая крупными фирмами и государственными институтами. Решение конфликтов, ответы на вопросы: «Кто кому чего и сколько должен?» — могут быть эффективно решены именно с позиций высших системных логических уровней.

Техника «Интеграция логических уровней»

  1. Подготовьте физическое пространство для каждого из шести ЛУ (расположите на полу листы бумаги)
  2. Определите значимые для вас контексты, которые имеют прямое отношение к достижению вашей цели
  3. Шагните на лист «окружение» и ответьте на вопрос: «Какие значимые для достижения вашей цели люди и вещи уже имеются в вашем окружении?»
  4. Сделайте шаг на лист «поведение» и ответьте на вопрос: «Какие важные для вашей цели типы поведения вы уже используете в данном окружении со значимыми людьми и вещами?»
  5. Шагните на лист «способности» и ответьте на вопрос: «Какие способности поддерживают эти виды поведения в данном окружении?»
  6. Шагните на лист «ценности/убеждения» и ответьте на вопросы: «Почему вы используете именно эти способности для выполнения этих действий? Какие убеждения и ценности определяют ваши способности, которые поддерживают данные виды поведения в данных контекстах?»
  7. Шагните на лист «личностное своеобразие/идентификация» и ответьте на вопросы: «Кто вы такой и почему храните эти ценности и убеждения? Чем вы отличаетесь по сути от других людей, обладая такими способностями, которые приводят к данному поведению в данном окружении?» Можно использовать метафору для выражения личностного своеобразия.
  8. Прежде чем шагнуть на лист «миссия/духовность», представьте себя как можно более детально себя в будущем, полностью реализовавшим свою цель. Опишите (ВАК) свой образ, свое видение мира, частью которого являетесь вы сами. Затем шагните на этот лист и ощутите себя обладающим всеми ресурсами, которые были нужны для реализации вашей цели. Ощутите себя духовным существом, частью Вселенной.
  9. Увеличьте и заякорите свое физиологическое состояние, соответствующее вашему чувству миссии. Поддерживая это состояние, идите назад шаг за шагом, к «личностному своеобразию», «ценностям/убеждениям», «способностям», «поведению и окружению». По мере того, как вы привносите осознание собственной миссии и свой образ в каждое из пространств, обратите внимание на добавления на каждом логическом уровне, которое важно было бы сделать для наискорейшего достижения своей цели.
  10. Продвигаясь от уровня «миссии» к «окружению» важно сохранять соподчинение всех логических уровней с вашей миссией: какое «личностное своеобразие» будет более полно отвечать данной миссии? Какие «ценности/убеждения» будут соответствовать такому «личностному своеобразию»? И т.д.

Источник: http://nlp.by/about-nlp/nlp-tehniki/33-lu-nlp

Что такое болезнь с позиции нейрологических уровней

Иногда у врача не получается значительно изменить состояние пациента. Странно, ведь мы так много знаем о болезни… Решение, часто, находится на пересечении с другими знаниями. Здесь предлагается рассмотреть болезнь с позиции нейрологических (логических) уровней.

Понятие логических уровней относится к тому, что одни процессы и явления могут являться результатом отношений между другими процессами и явлениями.

Термин «логические уровни» в том значении, в котором его используют в НЛП, был адаптирован Робертом Дилтсом из работ Грегори Бейтсона. Грегори Бейтсон был воодушевлён математической теорией логических типов Бертрана Рассела, который постулировал, что класс объектов не может быть членом самого себя.

Логические уровни относятся к иерархии уровней процессов, протекающих в отдельном человеке или в группе. Функция каждого уровня состоит в синтезе, организации и управлении взаимодействиями на более низком уровне.

ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ (ПО ДИЛТСУ)
 

  • Миссия
  • Идентичность
  • Убеждения
  • Способности
  • Поведение
  • Окружение

Рассмотрим болезнь по логическим уровням снизу-вверх и поймём, почему не всегда эффективно лечение, а иногда и вообще не эффективно. Врачам предлагается подумать о свой роли в выздоровлении пациента (и на каком уровне работает врач), пациентам предлагается подумать о своём участии в лечении.

Окружение

Что делает окружение в болезни Имярека? Его семья, его работа, его квартира, город, страна.

Какова роль близких в развитии или подкреплении его болезни? как вы думаете головная боль у обычного человека и головная боль у человека, ухаживающего за онкобольным – это одно и тоже? Как вы думаете кашель у лектора и кашель у художника – это одно и то же? Боли в спине у борца и боли в спине директора завода? Работа судьёй и домохозяйкой – есть разница? Полная или неполная семья. Атмосфера дома, атмосфера на работе. Здесь дело не столько в факте, сколько в соответствии факта представлениям. Какая обстановка дома? Что человек получает – агрессию, неприятие, постоянные упрёки? Его задёргали долженствованием? А сколько он получает любви, заботы, «поглаживаний»? Это актуально и женщине, и мужчине, и ребёнку, и старушке.

Поведение

Болезнь можно рассматривать, как поведенческое нарушение, или более мягко – поведенческую адаптацию. То есть болезнь — это не только ощущения (боль, ограничение амплитуды движений, изменение витальных параметров), но и другое поведение. Наиболее просто смысл болезни описали Карл и Стефани Саймонтон

5 смыслов болезни по Саймонтонам

1. Болезнь даёт уйти от неприятной ситуации или от решения сложной проблемы. 2. Болезнь предоставляет возможность получить заботу, любовь, внимание. 3. Болезнь дарит условия для того, что бы переориентировать необходимую для разрешения проблемы психическую энергию или пересмотреть свое понимание ситуации. 4. Болезнь предоставляет стимул для переоценки себя как личности или изменений привычных стереотипов поведения. 5. Болезнь убирает необходимость соответствовать высоким требованиям окружающих и самого к себе. Здесь, обычно, пациенты артачатся и говорят, что у их болезни нет никакого смысла, что она бессмысленна и приносит лишь страдания. Такое заявление по типу обвинения природы в ошибке. Если же убрать оценочные суждения и линейно посмотреть на то как изменилось поведение человека с болезнью, то появляется способ действия – изменить поведение должным образом, но без болезни, вместо или до неё.

Способности

Способности к исцелению, энергия, мотивация.

Есть ли у пациента способность к исцелению? Есть ли у него энергия? Есть ли у него мотивация? Если у пациента нет способности, энергии к исцелению, то применив к нему энергозатратную технику он вообще кончиться – его состояние может ухудшиться, могут сорваться последние механизмы адаптации.

Поэтому, нужно понять есть ли энергия, и если её нет, то сначала поработать с этим, только с энергией, «не леча». Можно разбиться о стену демотивации. Помните анекдот-притчу про смертника с ожирением? (Он не влез в электрический стул, и было решено отсрочить казнь на несколько месяцев до его похудения.

Через несколько месяцев он всё равно не влез в электрический стул, потому что не похудел. «Мотивации нет…»). Где надо смотреть сложности с мотивацией? В окружении, в поведении, в убеждениях и так далее, то есть везде. Если мотивации нет, то терапевтические шансы стремятся к нулю.

Убеждения/ценности

Убеждения ресурсные – «я приболел, и это надо поскорее вылечить» «Что делать?», «Как?». В парадигме исцеления врач – инструмент. Основная идея в том, что болезнь в принципе лечиться. Как – это не важно.

Кто формирует убеждения – авторитеты, или случайно, на уровне внушения. Что делаем с ресурсными убеждениями? Раскачиваем ещё больше, а если их нет, то формируем.

Нересурсные убеждения

Основное слово на уровне значения «хронический». Из той же серии слова «бесплодие», «опухоль», «дисплазия» и так далее. Сравните фразу «у меня два дня болит поясница» и «у меня грыжа диска». Основной вклад в формирование нересурсных убеждений вносят врачи, родители и СМИ.

Поэтому будьте осторожны с нересурсными убеждениями, которые обычно инсталлируются путём неконтролируемого внушения.

Устоявшееся нересурсное убеждение, обычно, стоит на ценностях и верованиях, а это плохо меняется, требует психотерапии, а на психотерапию не идут, так как ценности и верования – это стержень Я, «Я моего Я», и менять это не хочется.

Ценности

Если здоровье – это не ценность, то его не будет. «Главное воспитать детей», «мне работать надо» — сталкивались с такими утверждениями? А как вам «вы врач, вам лучше знать». Другая ситуация – конфликт ценностей. Здоровье – ценность, но она конфликтует с другими: работа, семья, общественное мнение.

«Что я буду как дурак ходить с лыжными палками по городу», или «что я пойду в зал, я там никого не знаю», или «не пойду в тренажорку, я толстая». Конфликт ценностей «здоровье» и «имидж». Идентичность

Идентичность – то кем себя считает пациент здоровым или больным.

Основная пара здесь это «Я здоровый – Я больной». Так же возрастная идентификация «Я старый», или фразы «Доживете до моих лет…» Идентичность ограничивает выбор, определяет поведение. Связана с архетипами, аватарами из фильмов, литературы, жизни – то как должен выглядеть больной и здоровый человек.

Это же можно использовать в визуализации выздоровления, как цели.

Требования к визуализации Большая картинка, размерами с киноэкран. Вид от третьего лица – это используется в сериалах: злодей достал пистолет и пошли титры, тогда вы ждёте следующую серию. Картинка желанная, яркая, цветная, трехмерная, выше уровня горизонта – все это используется в рекламе, что-то в храмах (иконы, фрески, роспись расположены вверху). Где расположены сигареты в магазинах? Визуализация должна быть архетипична – однозначно понятна, символична — бегущий Я по стадиону – это «Здоровый Я», а лежащий с пузырем льда на голове и под капельницей – это «Не здоровый Я». Когда её визуализировать? Лучше всего перед сном в щели между явью и сном, когда мозг выдает альфа-ритм, а то и ещё ниже.

Нересурсные идентичности, или немощи

Эрик Берн описал в числе прочих игру «Деревянная нога», описываемую слоганом «А что вы от меня хотите с деревянной ногой», например это «А что вы от меня хотите – у меня стенокардия», или «Мне нельзя в бассейн – у меня гайморит» и так далее.

«Я – гипертоник» — пример идентичности больного. Это же перекликается со способностями – наличием энергии для изменения. Часто врачи вкладываются в формирование нересурсной идентичности, ставя диагноз не синдромально. Это возникло не так давно.

Ещё в 80хх годах нормальным был описательный, ник чему не обязывающий, диагноз «люмбалгия», «люмбаго», «ишиалгия».

Сейчас такие диагнозы не ставят, ставят морфологический диагноз, например, «грыжа диска L5-S1, антелистез L5, анатомическое сужение канала», то есть привязывают ощущения пациента к картинке на КТ- МРТ, хотя ощущения могут быть вызваны совершенно другими процессами, происходящими в пациенте. Врачи так мыслят: «у меня сегодня было 2 холецистита и 3 панкреатита». Где здесь пациент?

Ресурсные идентичности, или мощности

«Я – здоров, но сейчас приболел или травмирован» — вот ресурсная идентичность. Если такая идентичность, то все хорошо, шансы на выздоровление велики. Если нет? Если выявляем нересурсную идентичность, или немощь? В лоб тяжело менять идентичность, даже невозможно. Надо потихоньку её размывать с уровня размытия убеждений. Хорошо, когда убеждения явно ложные – не так понял человек статью в интернете, или в учебнике, а на этом построена его идентичность. Понял, например, что он хроник, а на самом деле перепутал названия болезней, и это легко разрушить, сказать ему что это заболевание лечиться, соответственно он не навсегда больной, а временно, то есть он здоровый, но временно приболел.

Миссия/духовный уровень

Если вы атеист, то этот вопрос для вас либо отпадает, либо его можно рассмотреть с научных позиций биологической связи, теории поля, зеркальных нейронов, генетической детерминанты и разных других теорий, суть одно – человек живет не в вакууме, он связан с окружающим миром, связан со своим родом и его жизнь наполнена смыслом.

Надсоциальный уровень

Уровень рассмотрения «Миссия» – это надсоциальный уровень. Болезнь можно рассмотреть на субклеточном, клеточном, тканевом, органном, системном уровне, на уровне человека целиком с его психикой, на социальном уровне – это было в разделе Поведение, или пример: послеродовый симфизит может быть только у матери, детские болезни у детей, у старушек свои болезни.

Социальный фактор надо учитывать: у 6 летнего ребенка не может быть жалобы на нарушения эрекции, но у 26 летнего может, лечим хламидиоз у 26 летней барышни, но не лечим у 66 летней.

Люди могут рассказывать всем о своем тонзиллите, но не о своей гонорее, если это не солдаты, для которых болеть гонореей не порицаемо, а даже наоборот. Надсоциальный уровень – это как раз уровень миссии, или духовный уровень.

Обычно это касается тяжелых заболеваний.

Это

Остеохондроз — расплата за непонимание собственного организма

Почему зеленку не применяют нигде в мире, кроме СНГ?

Почему или зачем?

Мы привыкли обсуждать болезнь как ответ на вопрос «Почему? Из-за чего?», то есть искать причину болезни в прошлом, а есть возможность ответить на вопрос «Зачем? Для чего?», то есть поискать причину в будущем. В других случаях это не кажется таким странным.

Например, картину мы оцениваем именно так – не по количеству грунтовки и цинковых белил, потраченных на неё, а по сообщению, который передает художник через картину. Или мы признаем, что дом оказался построенным не из за того что был кирпич, цемент, песок, а с использованием этих элементов, опять же реализуя идею архитектора. опубликовано econet.ru

Арсений Гуричев

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/146092-chto-takoe-bolezn-s-pozitsii-neyrologicheskih-urovney

Логические уровни Дилтса — ключ к изменениям в компании

В статье «Бизнес как система…» мы говорили о том, что для того, чтобы уметь системно управлять своим бизнес-проектом, необходимы системные знания. Одним из звеньев системы является знание о структуре логических уровней функционирования любого бизнес-проекта.

В создании команды, работающей на единый результат, ключевыми моментами является прояснение миссии, цели компании и путей ее достижения, понимание какую роль играет каждый член команды и какова его сфера ответственности. В результате у команды появится согласованность, организованность, лояльность, эффективность, синергия в движении к цели.

В практике коучинга прекрасно работает модель «Логических уровней организации», разработанная Робертом Дилтсом (на базе открытий Бертрана Рассела в области логики и математики и Грегори Бейтсона для описания процесса обработки информации в поведенческих науках) и адаптированная к иерархической организации информации, воспринимаемой и воспроизводимой человеком или группой (компанией). Теория логических уровней организации берет начало в 1973 году, когда Грегори Бейтсон обнаружил, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни соблюдаются некие естественные уровни классификации.

Функция каждого уровня состоит в синтезе, организации и управлении взаимодействиями на более низком уровне. Изменение чего-либо на более низком уровне может, но не обязательно будет оказывать влияние на более высокие уровни; изменение же чего-либо на более высоких уровнях неизбежно влияет на более низкие уровни, призванные содействовать изменению на более высоком уровне.

Каждый уровень пирамиды хранит информацию определенного качества.

Окружение —  уровень реакции (Что? Кто? Где? Когда? С кем? У кого?) — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает.

Это то, с чем мы сталкиваемся в своей повседневной жизни и деятельности. Уровень статики, время на этом уровне — всего лишь еще одно измерение, уточняющее положение по отношению к настоящему.

Лингвистически уровень окружение выражается с преобладанием существительных.

Поведение – уровень действия (Что делает?) — всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень посвящен информации об изменениях и движениях. Так как действия производятся над чем-то (с чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень включает в себя, как неотъемлемую составляющую, нижний уровень — окружение.

Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной коммуникации (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) находятся на этих двух логических уровнях. В конечном счете, на этих двух уровнях — поведения и окружения — и происходит наша повседневная жизнь.

На этих уровнях находится то, к чему, в итоге, сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного). Уровень посвящен информации об изменениях и движениях, механических движениях тел без анализа определяющих это движение условий и причин.

Условия и причины движений следует искать на уровне способностей. Лингвистически этот уровень выражается различными глаголами.

Способности — уровень источников и направления движения (Как?) — уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения, объединения различных ресурсов, алгоритмов и стратегий, стоящих за поведением. Способности обуславливают выбор поведения, своего рода — внутренние силы нашего поведения, источники движения.

Убеждения и ценности — уровень дозволения и мотивации (Зачем? Для чего? Почему?) — это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.

Ценность (энциклопедический словарь) — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.

Именно значимость является ключом для понимания уровня, отвечающего на вопрос «Почему это так важно?» Ценности подобны фундаменту или сваям личностного опыта. Сваи связываются между собой убеждениями, поддерживающими ценности.

Вся конструкция в целом образует цоколь здания, которое называется личностным своеобразием, или идентичностью.

 Идентичность – миссия (Кто я? Какую социальную «роль» я играю?) — с какой личностной ролью (роль, которую вы преимущественно играете – шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат.

Трансмиссия — видение, смыслы, духовный уровень (Для кого еще? Ради чего еще? В чем смысл?) — относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Называть этот блок информации логическим уровнем не очень корректно, поскольку, по сути, это целая пирамида логических уровней, надстроенная над уровнем миссии. Именно в этой пирамиде заложен громадный потенциал для системного консультирования коллективов, начиная от семейной терапии до транс-компаний и государственных институтов. Решение конфликтов, ответы на вопросы: «Кто кому чего и сколько должен?» — могут быть эффективно решены именно с позиций высших системных логических уровней.

Индийская притча.

В одном месте была засуха. Земледельцы орошали свои поля, проводя воду по канавам с большого расстояния. Один земледелец обладал большой решимостью и силой характера.

Однажды утром он твердо решил рыть свою канаву до тех пор, пока не доведет ее до реки и не проведет воды на свое поле. Начав работать, он вскоре потерял всякое представление о времени. Пришел и прошел час завтрака.

Жена звала его пойти домой умыться и поесть. «Завтрак остынет, — говорила она, — оставь работу и иди домой».

Сначала земледелец не обращал внимания на ее слова, но потом попросил ее идти домой и не мешать ему. «Ты не понимаешь, — сказал он, — что из-за этой страшной засухи у нас ничего не вырастет. Нечем будет кормить детей, и все мы умрем с голоду. Я решил, во что бы то ни стало сегодня же провести воду на наше поле. Вот тогда я умоюсь и поем».

Услышав это, жена его ушла домой, а земледелец работал весь день и к вечеру прокопал канаву до реки. Тогда он сел на землю и с восторгом смотрел, как поток воды бежал к его полю. Его ум был спокоен и счастлив. Он пошел домой, позвал жену и сказал: «Теперь дай мне поесть и набей мою трубку». Он умылся, с удовольствием поет и заснул глубоким сном.

Другого земледельца, который также хотел провести воду на свое поле, жена тоже позвала в полдень: «Иди домой, умойся и поешь», — сказала она. И он сразу же бросил лопату и воскликнул: «Милая, когда ты зовешь меня, я должен идти». И его поле осталось сухим.

Когда изменения происходят на высших уровнях Трансмиссии или Идентичности, они оказывают очень сильное воздействие на все уровни низшего порядка.

Модель «Логических уровней организации» достаточно удобна и полезна для работы как в индивидуальном, так и в бизнес-коучинге. Она позволяет хорошо структурировать действия, отслеживать результаты и направлять последующие действия в соответствии с Миссией человека или компании.

Эффективный коучинг при решении бизнес-задач ведет к достижению цели, приносит удовлетворение и радость, от которых выигрывает каждый участник процесса и организация в целом. А такой подход стимулирует максимальное использование потенциала каждого работника и получение удовлетворения в результате достижения значимых целей.

Модель «Логические уровни организации» относится к одному из элементов системного мышления в бизнесе, без которого сегодня повышение эффективности управления вряд ли вообще возможно. Главная задача модели «Логических уровней организации» — дать ТОП-менеджменту ключи к изменениям в компании.

После проработки этой модели мы получаем следующие результаты не уровне компании:

1. Понимание, как с точки зрения системного подхода устроен бизнес-проект (компания);

2. Определяем, какие уровни структуры компании оказывают наибольшее воздействие на стратегии роста и ее развития;

3. Оцениваем, как управление Трансмиссией и Миссией компании способно вывести ее на совершенно другой уровень;

4. Оцениваем воздействие корпоративной культуры на все процессы, протекающие в компании;

5. Увидим возможности и ресурсы, требования и ограничения, которые задаются особенностями организационной культуры именно вашей компании, etc.

Бизнес-проект — это всегда взаимодействие группы специалистов, поэтому с помощью модели «Логические уровни организации» также можно с успехом решать задачи по достижению высокого уровня взаимодействия и роста продуктивности совместной работы в рамках корпоративного коучинга (коучинга команд) для достижения каких-либо конкретных целей:

♦ поднять группу на новый уровень взаимодействия;

♦ избавиться от внешних и внутренних конфликтов внутри группы;

♦ научиться повышать свою личную эффективность и производительность работы;

♦ усилить восприятие и осознание участниками поставленных целей как своих личных;

♦ повысить мотивацию и ответственность участников, etc.

 «Вижу цель — не вижу препятствий!» Достигайте своих целей с радостью и удовольствием, а я готова оказать вам в этом помощь.

Источник: http://ast-u-way.ru/?p=2079

Ссылка на основную публикацию