Немецкая система образования — психология

Психологическое образование в Германии

Немецкая система образования - психология

Психологическое образование в Германии — привлекательный путь как для местных выпускников школ, так и для иностранцев. Причина в том, что практичные немцы заботятся о своем душевном здоровье ничуть не меньше, чем о физическом. Регулярно посещать психолога здесь принято, а большая часть детей впервые знакомится с этим специалистом еще в детском саду.

Рынок труда для психологов в Германии по-настоящему огромен — это государственные и частные клиники, школы и детские сады, крупные компании, где такие специалисты выступают в качестве консультантов. Однако популярность профессии определяет достаточно жесткие требования к поступающим, ведь конкурс в большинство престижных вузов из года в год остается на высоком уровне.

Как стать психологом в Германии

Прежде всего необходимо точнее определиться с будущей профессией. Психологическое образование в Германии в основном предполагает подготовку по одной из трех специальностей. Первый путь — собственно, психолог, специалист, который работает с людьми, анализируя и поведенческие модели, и жизненный опыт.

Вторая квалификация — психотерапевт. Для того чтобы стать таким специалистом, психологу необходимо пройти дополнительное обучение. После этого он получает документ, дающий право консультировать клиентов, и чаще всего ведет частную практику. Доход таких специалистов существенно выше, чем у простых психологов, однако на обучение необходимо потратить не менее 10 лет.

Третью специальность — психиатр — нередко также ошибочно причисляют к сфере психологического образования в Германии. Однако психиатр — это специалист с медицинским дипломом, выбравший после базовой подготовки соответствующую специализацию на медицинском факультете. В его компетенции находится лечение различных душевных заболеваний.

Вузы для получения психологического образования в Германии

Для того чтобы стать психологом в Германии важно иметь именно немецкий диплом. Легализация документов об образовании из других стран в этой сфере крайне сложна, а специалисту скорее всего придется дополнительно проходить какие-либо курсы.

Поскольку психологическое образование в Германии высоко востребовано, такой факультет можно найти в большинстве крупных немецких университетов. Есть и специализированные вузы, например, Академия психологии в Берлине.

Не стоит забывать, что условия получения любого, в том числе и психологического образования в Германии для иностранцев, зависят от того, в какой земле находится вуз. Условия поступления сильно варьируются в зависимости от региона и это необходимо учитывать при выборе вуза.

Немецкого психолога стоит считать профессионалом, перед которым отрыто максимальное количество карьерных возможностей, только в том случае, если он имеет степень магистра. Если психолог начинает свою карьеру сразу после получения диплома бакалавра, выбор мест работы для него будет сильно ограничен.

Особенности обучения на психолога в Германии

Важнейшая особенность обучения будущих психологов в Германии — ранняя и достаточно глубокая специализация. Студенты немецких психологических вузов могут получить гораздо более специализированное образование, чем, например, их российские коллеги.

Одно из перспективных направлений развития — организационная психология.

Сегодня психологи работают во многих крупных компаниях Германии, помогая отбирать будущих сотрудников и эффективно мотивировать персонал.

Личностный рост сотрудников и командообразование заботят каждого менеджера в Германии, поэтому если психолога нет в штате, многие предпочитают время от времени приглашать внешних консультантов.

Система психологического образования в Германии готовит и спортивных психологов. Большинство немецких профессиональных спортивных команд имеет такого специалиста в штате или регулярно прибегает к услугам консультанта.

Другая распространенная сфера работы психологов — полицейская система. Психологи оказывают помощь жертвам преступлений и их близким, участвуют в переговорах в случаях захвата заложников и дают оценку возможным мотивам совершенных преступлений.

Востребованы психологи и в немецкой образовательной системе. Они не только работают с учениками, у которых возникают какие-либо сложности в обучении, но также принимают участие в составлении программ. Так как психолог требуется в каждой школе данная специализация является одной из наиболее распространенных.

Получение психологического образования в Германии вместе с Allterra Education

При выборе места получения психологического образования в Германии необходимо учесть много различных нюансов.

Специализация, условия поступления в конкретном немецком регионе — для успешного поступления в вуз на такую востребованную специальность необходимо учесть каждую деталь.

Специалисты Allterra Education помогут вам выбрать университет в соответствии с вашими карьерными планами, а также оформить необходимые документы.Более подробную информацию можно получить по телефонам:

  • в Москве: +7 (495) 510-6445
  • в Санкт-Петербурге: +7 (812) 313-6445
  • в любом другом городе России: +7 (800) 700-6435

Источник: http://allterra.ru/articles/2752/

Обучение в Германии — особенности системы образования, стоимость и другие особенности + отзывы

Последние 30 лет правительство ФРГ проводит политику привлечения как можно большего количества студентов из других стран. В её рамках в 2014 году была окончательно отменена плата за обучение в государственных вузах на всей территории Германии.

Сегодня здесь получают высшее образование более 300 000 студентов, приехавших из других государств.

Их привлекает не только бесплатность обучения, но и его высокое качество, позволяющее выпускникам немецких вузов с лёгкостью получать работу в ведущих компаниях мира.

Особенности немецкого образования

Все этапы обучения в Германии тесно связаны между собой

Образовательная система ФРГ имеет классическую структуру, включающую в себя 3 уровня:

  • дошкольное;
  • среднее;
  • высшее.

Каждая земля (единица административного деления) в Германии имеет собственный закон об образовании, поэтому организация обучения и нюансы получения аттестатов и дипломов могут значительно различаться. Например, в Берлине и Бранденбурге дети учатся в начальной школе 6 лет, а на остальной территории страны — 4 года.

Дошкольное воспитание

Большинство немецких детей начинает посещать дошкольные учреждения (Kindergarten) в возрасте 3 лет. В некоторых детских садах работают ясли (Kinderkrippe), которые принимают воспитанников с шестимесячного возраста, но попасть в них достаточно трудно. Чаще всего места в яслях достаются детям из неполных семей.

Стоимость посещения детского сада устанавливают местные власти. Так, в Берлине и Баварии детские сады бесплатны, а в Нижней Саксонии родители платят около 250 евро в месяц. Малоимущим и многодетным семьям во всех землях Германии предоставляются значительные скидки.

В детских садах Германии детям обеспечивается всестороннее развитие

Занятия в немецких дошкольных учреждениях проходят только в игровой форме. Во время них детей учат находить общий язык со своими сверстниками. Кроме того, большое внимание уделяют развитию речи и образного мышления.

Из-за большого количества детей мигрантов все воспитанники детских садов, достигшие четырёхлетнего возраста, проходят тестирование на знание немецкого языка. Дети, не справившиеся с заданиями, бесплатно посещают дополнительные занятия.

Среднее образование

В ФРГ действует закон об обязательности среднего образования, согласно которому все дети старше 6 и младше 18 лет должны посещать учебные заведения. Пропуск уроков без уважительной причины чаще всего влечёт за собой наложение административного штрафа на родителей провинившегося ребёнка.

Среднее образование состоит из трёх ступеней:

  • начальная;
  • средняя;
  • старшая.

Обучение в государственных школах любой ступени бесплатно. При желании родители могут отдать своих детей в частные учебные заведения, большая часть которых рассчитана на круглосуточное пребывание учеников. Стоимость одного семестра в таких школах колеблется от 10 000 до 35 000 евро. В них принимают как жителей Германии, так и иностранцев.

Практически во всех средних учебных заведениях преподавание ведётся на немецком языке. Исключением являются международные школы, в которых практикуется двуязычная система. Чаще всего в качестве второго языка используется английский.

Одна из самых известных школ подобного типа — Berlin Brandenburg International School — находится в небольшом городке Клайнмахнов. Максимальная стоимость обучения в ней равна 36 000 евро в семестр.

Дети из других стран перед поступлением в частные или международные школы должны сдать экзамены и пройти собеседование.

Дети с ограниченными возможностями обучаются в интегративных классах общеобразовательных заведений или в особых школах (Sonderschule). Решение об определении типа школы принимает специальная комиссия на основании всестороннего психологопедагогического обследования ребёнка.

Начальная ступень

В 6 лет все немецкие дети идут в начальную школу (Grundschule). Перед этим они проходят комиссию, оценивающую готовность будущих первоклассников к обучению. Дети, показавшие недостаточный уровень психологической или физической зрелости, в первый школьный год посещают подготовительные занятия (Schulkindergarten или Vorklassen).

В течение первого и второго классов все предметы преподаются в комплексе. В его рамках с детьми проводятся занятия по немецкому языку, математике, краеведению, религии, музыке и физкультуре.

Классы начальной школы оборудованы всем необходимым для детей

В третьем классе в школьную программу вводятся уроки природоведения и английского языка. В это же время дети начинают получать первые оценки по шестибалльной системе, в которой 1 означает отлично, а 6 — неудовлетворительно. Табели успеваемости учеников выдаются родителям в конце каждого полугодия.

После окончания начальной школы дети сдают экзамены по математике и немецкому языку. Их результаты имеют большое влияние на выбор учебного заведения для продолжения образования.

Средняя ступень

Правила зачисления в школы средней ступени утверждают местные власти. В одних землях вид учебного заведения определяют на основании успеваемости ребёнка в начальной школе, а в других право выбора принадлежит родителям.

Средняя школа — обязательная ступень в немецком образовании

На сегодняшний день в ФРГ существуют 4 вида школ средней ступени:

  1. Основная или полная народная школа (Hauptschule). Её посещают дети, не имеющие особых способностей к овладению знаниями и ориентированные на приобретение рабочей специальности. Во время пятилетнего обучения в основной школе общеобразовательным предметам отводится лишь часть времени, а основное внимание уделяется знакомству с будущей профессией и производственной практике. Ученики, получающие хорошие отметки, могут перевестись в реальную школу после седьмого класса. Выпускникам основной школы, имеющим итоговые оценки не ниже 4 баллов, выдаётся свидетельство (Hauptschulabschluss).
  2. Реальная школа (Realschule). Предназначена для детей, показавших средний уровень владения знаниями во время учёбы на предыдущей ступени. В течение шести классов реальной школы ученики получают расширенное образование по выбранному направлению, например, естественно-математическому, социально-медицинскому, экономическому, техническому или лингвистическому. После его завершения ученики получают свидетельство об окончании реальной школы (Realschulabschluss). В большинстве земель оно выдаётся всем ученикам, получившим удовлетворительные оценки в десятом классе. Но в Баден-Вюртемберге, Саарланде и Рейнланд-Пфальце для его получения придётся сдать экзамены по трём основным предметам.
  3. Младшие классы гимназии (Unter- и Mittelstufe des Gymnasiums). В них поступают самые способные ученики. Долгое время этот тип учебных заведений посещали только дети обеспеченных родителей, но сегодня в них поступает около четверти школьников ФРГ. Главная задача гимназий — раскрытие всех способностей ребёнка. В зависимости от учебной программы гимназии делятся на гуманитарные, естественно-математические и языковые. После десятого класса в гимназиях проводятся экзамены по немецкому языку, математике и английскому языку. Успешно сдавшие их ученики переводятся в старшие классы или получают аттестат об окончании средней ступени школьного образования (mittlere Reife).
  4. Комбинированные или общие школы (Gesamtschulen).

Источник: https://emigrant.guru/kak/nemetskaya-sistema-obucheniya-i-osobennosti-polucheniya.html

6 видов образования в Германии

Немецкая образовательная система – старейшая во всём мире.<\p>

Вековые университетские традиции удачно сочетаются в этой стране с новейшими и прогрессивными направлениями в педагогике и воспитании.

Это делает образование в Германии для иностранцев особенно привлекательным: ежегодно здесь обучаются десятки тысяч зарубежных студентов.

Читайте также:  Подлинность и личностная прививка - психология

В Пруссии ещё в XVIII веке утвердился принцип обязательности школьного обучения для всех детей.

Позже появилась тенденция к закрытию школ старого типа и образованию новых школ, где преподавались точные науки.

Главные особенности образования в Германии сформировались уже во время Веймарской республики в начале XX-го века.

Преобразования, происходившие в немецкой обучающей системе, коснулись всех типов школ. Развитие образования в Германии привело к тому, что примерно к 50-м годам обучение в школах стало общедоступным.

Дошкольное образование в Германии

Дошкольное обучение осуществляется в Германии преимущественно в детских садах.

Дети с 2 лет посещают сады до того момента, когда им нужно по возрасту идти в школу.

Отстающие в развитии дети могут посещать специальные дошкольные классы при общеобразовательных учреждениях.

Начальное образование в Германии

С 6 лет немецкие дети начинают обучение в школах.

Ученики обучаются письму, чтению, математике и природоведению.

В начальной школе дети учатся до 10 лет (в некоторых областях страны до 12).

Оценки им начинают выставлять только в 3 классе. По окончанию 4-х летнего курса, педагоги уже выявляют средние способности каждого ученика и информируют родителей о вариантах выбора школы для дальнейшего обучения.

Среднее образование в Германии

В немецкую среднюю школу дети идут с 10 лет и обучаются там до 19. Тип средней школы определяется на стадии начального обучения.

В Германии 4 вида средних школ:

Основная школа (Hauptschule). В таких школах обучаются примерно 25% всех детей Германии.

Это те, кто показал невысокий бал при обучении в начальной школе.

Ученики получают базовые знания по основным школьным дисциплинам. Специальное образование в Германии можно получить в профессиональном училище.

Реальная школа (Realschule) предназначается для тех, кто получил средние выпускные баллы в начальной школе. Срок учёбы – 6 лет.

По окончании образования в реальной школе, ученик имеет возможность устроиться на более престижную работу или (если показан хороший выпускной бал) поступить в старшие классы гимназии и в дальнейшем продолжить обучение в вузе.

Гимназия. В гимназиях обучаются 8-9 лет.

Те, кто планирует поступать в университет, идут в 13 класс немецкой школы и имеют статус абитуриентов.

В конце курса учащиеся сдают выпускные экзамены и получают аттестат зрелости, соответствующий российскому диплому о полном среднем образовании.

Уровень образования в Германии в последних классах гимназий очень высок и соответствует уровню первых курсов вузов в странах с 11-летним обучением в школах.

Sonderschule. Школы для детей, где получают инклюзивное образование в Германии дети с отставанием в умственном либо физическом развитии.

Современное образование в Германии на высшей ступени имеет значительные отличия от российского высшего образования.

В Германских вузах следуют принципу “академической свободы”.

Свобода предоставляется не только самим учебным заведениям в административных вопросах, но и каждому учащемуся.

Здесь нет жёсткой системы обучения, и многое зависит от самостоятельности студентов и их самодисциплины.

Немецкий студент сам вправе составить свой учебный план и организовать своё учебное время.

Однако требования по выбранной специальности в немецких вузах достаточно высоки. Какое образование в Германии считается самым престижным? Пожалуй, полученное в крупном международном университете.

Бесплатное высшее образование в Германии было отменено несколько лет назад, однако и сейчас плата за учёбу в немецких вузах относительно невысока.

Второе высшее образование в Германии получают иностранные граждане, желающие повысить свою квалификацию и улучшить карьерные перспективы.

Вузы в Германии подразделяются на:

  • университеты;
  • высшие школы искусств;
  • высшие школы прикладных наук;
  • университеты.

В университетах обучение проходит в 2 этапа. Начальный этап (3-4 триместра) даёт степень лиценциата. Следующий этап даёт возможность получить звание магистра или специалиста высшего уровня.

В Германии не так много университетов: все они имеют очень разветвлённую факультативную сеть и обычно территориально очень велики.

Некоторые университеты со всеми учебными, административными и другими зданиями больше похожи на маленькие городки.

Список лучших университетов в Германии обновляется один раз в пять лет. Вузы, попавшие в топ, получают значительные государственные дотации на научные исследования.

Высшие школы искусств в Германии

В данных учреждениях проходят обучение студенты, имеющие склонности к искусствам.

Художественное и музыкальное образование в Германии можно получить в Штутгарте, где находится старейшая в стране

Высшая школа искусств и музыки, в Майнце, в Берлине (Высшая школа искусств им. Ханса Эйслера) и других городах.

Высшие школы прикладных наук в Германии

Окончить школу прикладных наук – наиболее простой способ получить высшее образование в Германии.

Срок обучения – 3-4 года. В высших школах обучают популярным специальностям – менеджменту и экономике, компьютерным технологиям и др.

Особенностью этих учебных заведений является тесная связь между теорией и практикой.

Все курсы в прикладных школах включают в себя два обязательных практических семестра. Экономическое образование в Германии или высшее техническое получают именно в этих вузах.

Стоимость высшего образования в Германии – в среднем по стране около 500 евро за семестр, но некоторые вузы до сих пор не взимают о студентов плату за обучение.

Стоимость образования в Германии для иностранцев также невысока.

Источник: https://inostudent.ru/obrazovanie/sistemy/sistema-obrazovaniya-v-germanii.html

Система образования в Германии: описание, характеристики и особенности. Система профессионального образования в Германии :

Ярким примером эффективности образовательных реформ в европейских системах обучения может служить система образования в Германии. На первый взгляд это все та же классика — дошкольное, школьное и профессиональное обучение. Однако, есть в немецкой системе образования свои отличительные особенности. О них и пойдет речь в статье.

Вкратце о главном

В течение долгих веков формировалась и преобразовывалась система образования в Германии. Кратко ее охарактеризовать сложно, но основные моменты можно сформулировать следующим образом:

  • обучение является бесплатным для всех категорий граждан;
  • характерно раннее и явное разделение детей на «слабых», «обычных» и «сильных» в плане учебы — детей распределяют в разные школы, обучение в которых ведется по соответствующим программам;
  • частных школ в Германии очень мало — около 2%, остальные являются государственными, причем в каждом регионе программа обучения может несколько отличаться от оной в других.

Иностранные ученики

Система образования в Германии позволяет принимать на обучение граждан других государств.

Для того чтобы получить аттестат об образовании, ребенок должен минимум 2 года проучится в учебном учреждении Германии. Обучение иностранцев производится на общих для всех основаниях, а значит — бесплатно.

Но, так как функционирует система образования в Германии на немецком языке, перед поступлением в учебное заведение необходимо пройти соответствующие курсы, по результатам которых гражданин другой страны получит свидетельство об их успешном прохождении. Только при наличии такого документа иностранца могут принять в учебное заведение Германии.

Дошкольное обучение

Система дошкольного образования в Германии включает большую сеть заведений для детей в возрасте от 2 до 6 лет. График их работы покажется для нас не очень удобным — с 7 до 12 часов дня. Есть и у чреждения, но их меньшинство, которые работают до 16 часов.

Но здесь, как правило, подразумевается, что родители заберут ребенка в обеденное время, а через час приведут обратно в детское учреждение. Причем, в этом случае у родителей нет возможности забрать своего малыша раньше 16 часов.

Система образования в Германии построена так, что детские сады предназначены исключительно для подготовки детей к школе, для них не разрабатываются образовательные программы и Министерству образования они не подчиняются.

Начальное образование

В практике европейских стран есть тенденция развития классов дошкольной подготовки при школе, в которых обучают детей, не достигших уровня знаний в соответствии с возрастом, или ребят, отстающих по развитию. При этом посещение таких заведений не является обязательным для всех детей. Но для тех, у кого имеются особенности развития, посещение подобных классов является необходимым.

Все что касается образования детей от трех лет и до поступления в школу, то его контролирует сектор, занимающийся благосостоянием детей и молодежи.

Классы для начального обучения на базе школ по своему предназначению рассчитаны на детей до шести лет, которые не имеют необходимой подготовки для перехода на школьное обучение.

Такие заведения финансируются из местных бюджетов, но изредка просят финансовой помощи у родителей.

Начальная школа (GrundSchule)

Характеристика системы образования Германии имеет достаточно много интересных правил и особенностей.

Во многих странах дети учатся более 10 лет и даже не задумываются о выборе будущей профессии вплоть до выпускного класса.

А вот система школьного образования в Германии построена таким образом, что уже после нескольких классов школы детям вместе с родителями нужно спланировать будущее обучение и определиться с выбором профессии.

На территории Германии действует закон об обязательности образования для всех детей страны. Так, несмотря на различные нюансы обучения, система образования в Германии в начальном звене имеет одинаковые основы для каждого региона страны. Чаще всего обучение детей начинается с 6 лет. Длительность этого обучения занимает 4 года, а в некоторых случаях может затянуться до 6 лет.

Первые 2 года знания детей не оцениваются с помощью отметок, ведь именно в это время школа и дети пытаются подружиться. Оценивание начинается только с третьего класса, потому как становится ясно, научился ли чему-нибудь ребенок, какие возможности имеет и можно ли увеличивать его нагрузку.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-sistema-obrazovaniya-v-germanii-opisanie-xarakteristiki-i-osobennosti-sistema-professionalnogo-obrazovaniya-v-germanii.html

Немецкая система образования

Система образования в Германии представляет собой четкую структуру: три ступени школьного обучения и завершающий этап — высшее. На среднем и вузовском уровнях имеются как государственные, так и частные заведения. Бесплатное образование в Германии предусмотрено на всех ступенях.

Дошкольное

Детские сады в Германии в основном частные и не входят в общую образовательную систему. Дошкольные учреждения больше ориентированы на организациюдетского досуга, чем на подготовку к учебе.

В основном график работы детсадов ограничен первой половиной дня.

Если заведение предоставляет услуги и вечером, родители забирают малышей на обед домой, затем снова возвращают в сад, потому что обеспечение горячим питанием не предусмотрено.

Система дошкольного образования в Германии направлена на формирование у детей последовательного и образного мышления, основ музыкальной грамотности и физическое развитие. В детских садах малыши разбирают веселые тесты с логической составляющей, учатся правильно выражать свои мысли, рисуют, занимаются прикладным творчеством. Грамоте немецких детей до школы не обучают.

В системе школьного образования в Германии педагоги считают, что незнание букв и основ грамматики для детей вовсе не беда – впереди школа, которая этому научит.

Хуже, когда первоклассник не будет психологически готов к более высокой ступени обучения.

Если маленького человека не подготовить, то в школе он может превратиться в трудного ученика, с которым предстоит мучиться не только учителям, но и родителям.

Дети, не достигшие нужного для их возраста уровня, могут наверстать упущенное в дошкольных классах (Vorklassen) или пришкольных детсадах (Schulkindergärten).

Среднее

В шесть лет дети идут в школу. Учеба в младших классах длится от 4 до 6 лет: в Бранденбурге и Берлине до 12 лет. Первые 2 года предметы изучаются комплексно:знания из разных областей преподаются в рамках одной дисциплины. Оценки начинают выставлять в третьем классе.

Читайте также:  Высказывание - психология

В зависимости от успеваемости, способностей и склада характера в последних классах начальной школы преподаватели рекомендуют родителям и ученикам определенное направление средней в школы, которая содержит две ступени:

  • I — до 10-го класса
  • II — 11-13-й классы.

Немецкая система образования предусматривает несколько вариантов средних школ первой ступени:

  • Основная — пятилетнее обучение дает возможность получить дальнейшее профтехобразование.
  • Реальная — учеба длится 6 лет, высокие отметки по окончании – это пропуск в старшие классы, а потом и в вуз.
  • Гимназия — обучение занимает 8-9 лет. Гимназист выбирает профиль образования — гуманитарный, общественный или технический. Первое направление сосредоточено на языках, литературе и искусстве, второе — на общественных науках, третье — на математике, технике и естественных науках.
  • Общая — шестилетняя учеба сочетает особенности реального и гимназического обучения и ведется по гуманитарным и техническим дисциплинам одновременно. Считается предпочтительной для тех, кто не уверен в своих способностях и не определился с будущей профессией. По завершении можно поступить в профтехучилище или продолжить обучение в старших классах школы.

Среднее образование второй ступени дают только гимназии в 11-12 классах. Ученики 13-го (Abitur) — это абитуриенты высших учебных заведений. Они сдают выпускные экзамены и по их результатам зачисляются в вузы.

Высшее

Немецкая вузовская система образования состоит из высших учебных заведений разных типов и форм собственности. В зависимости от специальности и вуза срокобучения составляет от 4-х до 10 лет, в частных учреждениях – от 3-х до 5 лет.

Высшее образование в Германии можно получить:

  • в университетах;
  • специальных институтах — медицинских, педагогических и прочих;
  • школах музыки и искусств;
  • школах прикладных наук;
  • профессиональных академиях.

Университетское образование в Германии делится на две стадии:

  • базовую &- 3-4 семестра, по окончании присваивается степень лиценциата;
  • основную — 4-6 семестров, по завершении выдается диплом магистра, для студентов технических направлений – специалиста.

Большой популярностью в немецкой системе образования пользуются высшие школы. В них студенты обучаются по сокращенной программе. За 3-4 года учащиеся обретают знания в инженерии, медицине, менеджменте, компьютерной индустрии, экономике, сельском хозяйстве и т. п. Высшие школы в Германии обладают правом выдавать дипломы уровня «доктор» с присвоением академической степени.

В профессиональных академиях можно получить образование так называемого третьего уровня. Учеба в них сочетается с производственной деятельностью. По окончании полного курса выпускникам вручается диплом бакалавра, с которым можно трудоустроиться в большинстве отраслей бизнеса или промышленности. Обучение продолжается 3 года, два из которых — основная учеба и один — профессиональная.

Базовый принцип системы высшего образования в Германии – академическая свобода. Вузы — это автономные заведения, которые предоставляют каждому студенту определенную самостоятельность.

Он может не ходить на занятия вместе с однокурсниками — достаточно выбрать конкретную специализацию и соответствующую вузовскую программу, составить план и распределить время для освоения установленного объема знаний, посещения лекций, практикумов, стажировок, коллоквиумов.

Большинству немцев и иностранцев не удается уложиться в стандартный срок обучения, поэтому иногда они проводят в вузах до десяти лет.

Дуальное

С недавних пор в Германии получила распространение методика профессионального обучения, при которой учащиеся одновременно обретают теоретические знания в учебном заведении и практические навыки, работая на компанию-работодателя. Это и есть дуальная система образования. По данным Конференции земельных министров культуры, примерно 60% выпускников немецких школ разного уровня предпочитают продолжить учебу в системе Duales Studium.

Список профессий, которые можно приобрести при дуальном образовании, зафиксирован на уровне законов. В общей сложности специальностей около 350 — начиная от продавцов, поваров и электриков, заканчивая IT-специалистами и механиками обогревательных установок или кондиционеров.

Duales Studium продолжается 2-3 года. На протяжении этого времени 3-4 дня студент трудится на фирму, с которой у него подписан контракт. Часть учебного процесса может проходить за границей.

Молодого специалиста в Германии не могут попросить сбегать на почту или сварить кофе.

Работодатель обязан давать исключительно те поручения и задания, которые пересекаются с изучением выбранной профессии.

Учащиеся получают стипендию. Каждый год ее размер увеличивается в соответствии с накопленным объемом опыта и знаний. Некоторые работодатели оплачивают дополнительные расходы – билет на проезд, покупку книг, аренду комнаты, прокат ноутбука и тому подобное. В конце курса сдается госэкзамен, в случае неудачи его можно дважды пересдать.

Дуальное образование имеет ряд преимуществ:

  • получение практических навыков и опыта с первой минуты обучения;
  • высокая вероятность по окончании учебы получить место в компании, которая обеспечивала практические занятия.

Источник: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-Germanii.html

Профессия психолога в Германии

Профессия психолога в Германии

На приеме у психотерапевта

Психологи находятся в ежедневном контакте с людьми. Поэтому они нуждаются в эмпатии и хорошо развитых коммуникативных навыках. Кроме того, имеет важное значение наличие аналитического склада ума для возможной научной работы.

Работа психологом, как и профессия социального работника в Германии, очень востребована среди населения. Учитывая, что обращение к психологу и консультации у врача психотерапевта считаются повседневным явлением в Германии, у таких специалистов крайне низки шансы стать безработными.

Кто такой психолог

Психология понимается как эмпирическая наука, которая имеет дело с опытом и поведением человека. Поэтому должность психолога на современном этапе присутствует практически везде. Кроме того, не следует забывать о различиях в специализации психологов.

  • Психолог. Он анализирует опыт и поведение людей и применяет свои выводы;
  • Психотерапевт. Таким специалистом может стать психолог, который прошел дополнительное обучение и получил свидетельство на право заниматься этим видом деятельности. Психотерапевт диагностирует и лечит нервные ограничения, страхи и различные пристрастия. Проводит поведенческую терапию. Наиболее известным представителем поведенческой терапии и психоанализа является Зигмунд Фрейд;
  •  Психиатр отличается от психолога по образованию. Он должен иметь законченное медицинское образование, а затем пройти специальную подготовку с правом квалификации врача – психиатра. Психиатр выявляет, исследует и проводит лечение заболеваний и расстройств ума и души.

Как проходит обучение на психологов в Германии

Получение профессии психолога в Германии подразумевает в основном гуманитарный склад ума.

В связи с большим количеством желающих попасть на психологические факультеты, существует конкурс на каждое учебное место. Необходимый средний меняется каждый учебный год.

Некоторые вузы создают дополнительные вступительные испытания для будущих психологов в виде различных тестов на выявление способностей.

Степень магистра для психологов, как правило, является обязательной. Со степенью бакалавра гораздо сложнее найти подходящие вакансии в Германии.

Потенциальных работодателей можно найти, например, в сфере услуг общественного здравоохранения в клиниках и больницах, в диагностике или в психологии бизнеса с большими экономическими и рыночными исследовательскими компаниями. Кроме того, школы, социальные службы или учреждения для взрослых регулярно ищут успешных выпускников.

Кто хочет работать в качестве психотерапевта в частной практике в дополнении к магистерской программе необходимо дополнительно обучаться от трех до пяти лет. Это позволит вам самостоятельно заниматься психотерапией и рассчитываться с медицинскими страховыми компаниями.

В Германии пользуются спросом услуги семейных психологов

Заработная плата психологов в Германии

Доход психолога зависит от различных факторов, таких как опыт работы или работодатель. В среднем, в начале карьеры можно надеяться на 2,600 евро брутто в месяц. Здесь, научно-исследовательские институты и коммерческие предприятия платят лучше, чем институты социального обеспечения или небольшие больницы в целом.

Частная практика может приносить доход в 3-4 тыс. евро в месяц. Однако, чтобы стать таким практикующим врачом психотерапевтом, необходимо затратить на обучение в общей сложности до 10 лет жизни и собрать необходимое количество сертификатов курсов повышения квалификации.

Где работать психологом в Германии

Университеты предлагают различные специализированные направления, которые готовят студентов к профессиональной жизни. Психологи находят работу везде, где человеческое поведение играет важную роль.

 Наряду с карьерой в области терапии, образование психолога позволяет работать в сфере исследования рынка, спорта, рекламы и т.д. Так как вся эта деятельность в той или иной степени связана с психикой человека.

Вот некоторые примеры:

  • Промышленная и организационная психология. Психологи находят работу в сфере консалтинга. Там психологи дают советы фирме, чтобы они могла работать экономически эффективнее или оптимизировать свои продукты и услуги;
  • Терапия. Психологи приобретают опыт в изучении и выявлении причин болезни и ее лечении. Для того, чтобы работать в качестве психотерапевта, необходимо пройти от трех до пяти лет обучения терапии. После этого можно получить лицензию на право занятия медицинской деятельностью. Вы можете работать в клинике или заниматься частной практикой;
  • Спорт. Здесь психолог оказывает помощь спортсменам и командам, так чтобы они могли принести оптимальную производительность. Спортивные психологи работают в этой области, в качестве умственных тренеров;
  • Полиция и правосудие. Психологи помогают полицейским в переговорах при захвате заложников, заботятся о жертвах преступлений и их семьях, создают профили правонарушителя и оценивают опасность преступников. В судебной системе, они создают программы, которые служат социальной реабилитации правонарушителей;
  • Рынок и социологические исследования. Психологи анализируют факты и цифры путем метода анкетирования или интервью. Эти знания могут быть также использованы в рекламе.
  • Исследования и обучение. Изучение и расширение психологии как науки и передача знаний является еще одним направлением в психологии;
  • Образование. Школьные психологи помогают в составлении учебных программ и консультировании учителей. Они заботятся о поведенческих проблемах учеников.

Профессия психолога в Германии весьма привлекательна для иностранцев. Однако, необходимо помнить, что только наличие подтвержденного диплома в Германии и знание языка на должном уровне открывают простор при выборе работодателя.

Источник: https://okrabota.de/blog/professiya-psihologa-v-germanii/

Школьное образование в Германии

Школьное образование в Германии

Разные страны имеют весьма неодинаковый опыт инклюзивного образования. Например, в Финляндии, Норвегии, Италии и Канаде уже на протяжении нескольких десятилетий почти все школы являются инклюзивными.

А вот в Германии гораздо позже, чем в других западных государствах, стало практиковаться подобное совместное обучение, там это движение только начинается.

Для сравнения: на сегодняшний день в Норвегии 95% инвалидов и детей с ОВЗ занимаются в обычных школах, в Германии же — всего лишь 22%. В этой стране политики, директора учебных заведений, педагоги и родители обычных детей сталкиваются с теми же сомнениями и вопросами, что и в России.

И им, так же как и нам, еще только предстоит выстроить инклюзивное образование в систему. А потому в этом отношении нам ближе всего немецкий опыт, и именно к нему нам следует пристальнее приглядываться.

В Германии исторически сложилась жестко структурированная система образования, которая сегодня уже не соответствует реалиям.

Очень рано, после 6-го класса (а в некоторых федеральных землях и после 4-го), происходит разделение детей по способностям. Это четко определяет путь их дальнейшего образования.

В частности, только тот, кто попадет в гимназию, имеет формальную возможность потом сдавать экзамен для поступления в университет. При этом не предполагается, как в России, что все эти ребята должны сдать такой экзамен успешно.

Однако в обеих странах нацеленность на высокий академический результат пребывает в некотором расхождении с принципами инклюзии.

Другая общая для наших государств проблема образования, которая касается крупных городов, это — большое количество детей-мигрантов. Например, в Москве есть школы, где многие ученики первого класса почти не говорят по-русски, и в образовательных учреждениях некоторых районов Берлина сложилась совершенно аналогичная ситуация в отношении немецкого языка.

В Германии вроде бы довольно хорошо сформирована система коррекционного образования, и там не бывает, чтобы ребенок остался без обучения вообще. В то же время жители этой страны признают, что очень большой процент молодых людей выходят из специальных школ без аттестата. И для политиков это становится сигналом, что существующая образовательная система неудовлетворительна.

Читайте также:  Амбивалентные чувства - психология

Подготовка педагогов

Как в немецкой системе образования решается задача перехода к инклюзии?

В профессиональной среде осуществляется распространение необходимой информации по данной проблеме.

Например, для преподавателей и студентов университета Потсдама (столица земли Бранденбург) недавно издан специальный выпуск педагогического журнала, посвященный инклюзивному образованию, в котором министр образования подробно разъяснил, сколько и каких дополнительных ставок учителей выделено, как именно будет реформироваться система обучения, помещены статьи, связанные с возникающими проблемами, описаны лучшие практики.

Довольно большие изменения наблюдаются в области подготовки преподавателей. Сначала формируется отношение к инклюзии на ценностном уровне, затем обсуждаются конкретные принципы организации учебного процесса. Приятно было убедиться, что в этом плане мы делаем примерно то же самое, что и наши немецкие коллеги.

В Германии существуют три модели подготовки учителей.

В некоторых землях остается старая модель, при которой курсы обучения специальных педагогов и предметников традиционно независимы друг от друга.

Есть два университета, где сначала дается основная подготовка, в процессе которой изучаются вопросы, связанные как с общей, так и с коррекционной педагогикой и психологией, а уже потом начинается специализация по предметам.

Выпускник такого вуза должен уметь, например, преподавать физику особым детям и при этом учить весь класс. Он получает два диплома — учителя общеобразовательной школы и специального педагога.

Но это касается только работы с учениками, имеющими легкие нарушения.

И, наконец, имеется смешанная модель подготовки, которая осуществляется во всех прочих педагогических университетах. Там для студентов (независимо от дисциплины, которую в дальнейшем они собираются преподавать) вводится специальный обязательный предмет, подразумевающий подготовку в русле инклюзивного подхода. Это происходит за счет небольшого уменьшения 4асов остальных изучаемых курсов.

Взаимодействие педагогов

В связи с развитием в нашей стране инклюзии весьма актуальным становится вопрос: как не потерять огромный опыт, накопленный российской системой коррекционной педагогики? По этому поводу ведется много всевозможных дискуссий. Есть точка зрения, что нам следует создавать ресурсные центры, куда могут обращаться учителя инклюзивных школ.

Интересно было познакомиться с тем, как организовано взаимодействие обычного и специального педагогов в инклюзивных школах Берлина. Сейчас там существуют две модели.

1.Обычный учитель и специальный педагог одновременно отвечают за класс, разделяя между собой предметы, которые они ведут. При этом второй консультирует первого по поводу особых детей, помогает ему решать проблемы, возникающие в процессе их обучения, объясняет коллеге его ошибки. Для этого отводится определенное время.

2.С классом работает обычный учитель, а коррекционный педагог находится на уроках всего 5 часов в неделю. Он помогает и особым ребятам, и основному учителю. В этом случае также выделяется время на то, чтобы специальный педагог мог обсудить с другим учителем его проблемы.

Сейчас в Берлине в среднем в начальной школе на класс из 25 человек приходится до 5 особых детей, при этом один или двое из них имеют выраженную умственную отсталость, а в средней школе в классе из 23 человек занимаются трое-четверо ребятишек с нарушениями.

Вальдорфская школа

Остановимся подробнее на  введении инклюзии в вальдорфской школе в Берлине. Это учебное заведение финансируется как государством, так и родителями в зависимости от их материальных возможностей.

Обычно желающих поступить в данную школу бывает примерно в три раза больше, чем она может принять.

Определяющим фактором при поступлении являются не материальные возможности семьи, а то, как ребенок впишется в среду образовательного учреждения.

В этом учебном заведении есть и обычные, и коррекционные педагоги. В классе преподают два учителя.

Иногда специальный педагог выполняет роль тьютора, но его основная задача — методическая помощь основному учителю.

В начальной школе такой учитель берет особых детей с урока на занятия в малой группе или индивидуальные. В случае возникновения с каким-нибудь ребенком проблем их решение вырабатывается коллективно.

В данном образовательном учреждении есть дети с самыми разными нарушениями. Вопреки существующему мнению, что в вальдорфской школе не очень высокий уровень образования, оказалось, что почти все выпускники, кроме ребят с умственной отсталостью, получают аттестат, позволяющий поступать в университет.

В школе имеется большая столовая, в которую можно попасть как из основного помещения, так и с улицы. И сюда может зайти поесть любой желающий. В эту столовую берут работать выпускников школы с синдромом Дауна.

Работа с аутистами

Взаимодействие специалистов вокруг ребенка с аутизмом выстроено по методике работы вальдорфской школы.

В Берлине есть два центра, занимающихся аутистами с ранних лет. Когда малыш поступает в школу, специалисты центра продолжают сопровождать его учебу, находятся в постоянном контакте с педагогами.

Так вот во время обучения одного из таких ребят в 10-м классе у него возникли школьные проблемы. Родители сообщили об этом руководству образовательного учреждения.

Тогда по инициативе директора в школу пригласили сотрудницу центра. Она провела три дня в учебном заведении, где наблюдала мальчика и его окружение, разговаривала со всеми взрослыми, с которыми он контактирует.

Потом запланировали совещание в центре, куда отправились ребенок, мать с отцом и все взаимодействующие с ним взрослые. Директор особо подчеркнул, что поедет и завхоз, потому что именно с ним у мальчика установились доверительные отношения.

Директор считает, что до 13-го класса мальчик в школе учиться не сможет. Поэтому руководитель школы сейчас занимается проблемой его трудоустройства, потому что на нем лежит ответственность и за его дальнейшую судьбу (равно как и любого другого выпускника).

Он собирается помочь мальчику поступить на работу в фирму. Эту фирму, которая тестирует компьютерные программы, создал в 2011 году отец другого мальчика-аутиста.

Данное учреждение не благотворительное, поскольку качества, необходимые для соответствующего специалиста, как раз являются сильной стороной аутистов. Там служат люди с данным заболеванием, которые не смогли найти работу, даже получив университетское образование.

В перспективе здесь собираются организовать отделение для корректоров, так как и для хорошего выполнения этой работы требуются личностные свойства, характерные для человека с аутизмом.

Таким образом, получается, что школа сопровождает особого ребенка не только на протяжении периода обучения, но и во взрослой жизни.

А ведь всего лишь каких-то 10-15 лет назад в Берлине еще не было такой системы помощи людям с подобными нарушениями.

Говоря о проблеме аутизма в Германии, нельзя не упомянуть о том, что не так давно в немецкой столице открылась специальная школа для ребятишек с синдромом Аспергера.

Слияние разных школ

В Германии существуют и общие школы, где разные дети учатся вместе от начала и до конца без всякого разделения.

Первая из них появилась 14 лет назад в пригороде Берлина. Ее основатель и первый директор Хансёрг Берендт давно мечтал о подобном образовательном учреждении. Так в 1999 г. возникла школа Регины Хильдебрандт: объединились общая и специальная школа для слепых. Процесс слияния происходил постепенно. Детям, если они хотели, давали доучиться в специальном классе.

В 2005 г. это образовательное учреждение было признано школой года. Сейчас здесь 724 ученика, 12% с нарушениями. На 24 человека в классе приходятся по 4 особых ребенка; есть один ученик на коляске.

В данном образовательном учреждении 73 педагога, из них 13 коррекционных, 7 стажеров, 1 социальный работник, 6 помощников учителя, один физиотерапевт. В каждом классе имеются два равноправных руководителя. Методы все те же, что и у нас, — либо давать облегченное задание, либо предоставлять больше времени. Для параллельных классов планируются различные межпредметные проекты.

После уроков проходят обязательные курсы по налаживанию сотрудничества среди учителей. Это очень важно, поскольку команда педагогов сообща осуществляет руководство школой. А директор нужен только для взаимодействия с внешним миром.

Мы И ОНИ

Размышления над ситуацией в Германии и России позволили мне сделать определенные выводы.

В нашем и немецком опыте построения инклюзии много общего. В отечественном законодательстве тоже обозначилось понятие инклюзивное образование. А в некоторых педагогических вузах появились специальные магистерские программы. Многие инклюзивные школы уже успели накопить успешный опыт. Создаются ресурсные центры для поддержки инклюзии.

Но есть и существенные различия. Первое, что бросается в глаза, — в инклюзивной школе Берлина учителей и других специалистов несравнимо больше, чем у нас. В России же те требования, которые предъявляются к школе, в лучшем случае никак не соотносятся с принципами инклюзии, а в худшем -прямо им противоречат.

Сюда входят: подушевое финансирование, приводящее к увеличению наполняемости классов, укрупнение школ, при котором разрушаются с таким трудом созданные команды профессионалов (а ведь инклюзия — это только командная работа), критерии, по которым определяется рейтинг успешности школы, зависимость образовательного учреждения и учителя от количества сдавших ЕГЭ и набранных ими баллов.

Важным аспектом построения инклюзии в Германии является то, что там на бытовом уровне распространено абсолютно принимающее отношение к инвалидам. В транспорте, на улице, в музее вы всегда встретите людей с ограниченными возможностями.

В последнее время с помощью СМИ в немецком обществе распространяется представление о том, что наличие в классе инвалида полезно для воспитания других детей, поэтому родители сами к этому стремятся.

У нас же, несмотря на формирование в обществе толерантного отношения к инвалидам, многие мамы и папы против общения и обучения своего чада с особым ребенком, который, по их мнению, будет тянуть их сына или дочь назад.

Цели любого государства (как России, так и Германии) и родителей в вопросе обучения инвалидов разные.

Страна заинтересована в том, чтобы эти люди были как можно более независимы в вопросах самообслуживания и соблюдали нормы жизни в социуме.

Однако родители ставят более сложные задачи: они хотят максимально возможной самореализации своих детей, наличия у них работы, круга общения, а иногда и семьи.

В Германии даже находящиеся пока еще вне инклюзивного образования дети с ДЦП и аутистическими расстройствами все-таки получают высококвалифицированную психолого-педагогическую помощь. У нас же такие ребята фактически находятся дома.

А дистанционные варианты и надомное обучение не могут удовлетворить родителей, так как при этом у детей нет будущего.

Но поскольку каждого из таких родителей мучает вопрос «что с ним будет, когда меня не станет?», то можно полагать, что под давлением родительской общественности инклюзивное образование у нас будет так или иначе развиваться, и, быть может, даже быстрее, чем в Германии. 

Источник: http://www.goagetaway.com/page/shkolnoe-obrazovanie-v-germanii

Ссылка на основную публикацию