Непроницаемость для опыта — психология

Факты Ж.Пиаже и их систематизация

Непроницаемость для опыта - психология

   Общая задача, стоящая перед Пиаже, была направлена на раскрытие психологических механизмов целостных логических структур, но сначала он выделил  и исследовал более частную проблему – изучил скрытые умственные тенденции, придающие качественное  своеобразие детскому мышлению,  и наметил механизмы их возникновения и смены.

   Факты, установленные Пиаже с помощью клинического метода в его ранних исследованиях содержания и формы детской мысли.

  • открытие эгоцентрического характера детской речи
  • качественных особенностей детской логики
  • своеобразных по своему содержанию представлений ребенка о мире

Однако основное достижение Пиаже — открытие эгоцентризма ребенка.

   Эгоцентризм.

   Эгоцентризм — это центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире — лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции.

   Эгоцентризм как основная особенность детского мышления состоит в суждении о мире исключительно со своей непосредственной точки зрения, «фрагментарной и личной», и в неумении учесть чужую.

Эгоцентризм рассматривается Пиаже как разновидность неосознанной систематической иллюзии познания, как скрытая умственная позиция ребёнка.

Тем не менее, эгоцентрическое мышление – не простой отпечаток воздействий внешнего мира, это активная познавательная позиция в своих истоках, первоначальная познавательная центрация ума (Шаповаленко).

   Пиаже рассматривает эгоцентризм как корень, как основание всех других особенностей детского мышления. Эгоцентризм не поддаётся непосредственному наблюдению, он выражается через другие феномены. Рассмотрим их.

   Реализм.

   В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях (луна следует за ребёнком во время его прогулок). Именно такой реализм и мешает ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Это происходит потому, что дети не отделяют своего «Я» от окружающего мира, от вещей.

   «Реализм» бывает двух типов:

  • интеллектуальный (например, ребенок уверен, что ветви дерева делают);
  • моральный (ребенок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, по материальному результату)

   Анимизм.

   Представляет собой всеобщее одушевление, наделение вещей (в первую очередь самостоятельно движущихся, таких, как облака, река, луна, автомобиль) сознанием и жизнью, чувствами.

   Артификализм.

   Это понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека, все существующее рассматривается как созданное человеком, по его воле или для человека (солнце – «чтобы нам светло было», река – «чтобы лодки плыли»).

   Пиаже считает, что параллельно эволюции детских представлений о мире, направленной от реализма к объективности, идет развитие детских идей от абсолютности («реализма») к реципрокности (взаимности).

   Реципрокность появляется тогда, когда ребенок открывает точки зрения других людей, когда он приписывает им то же значение, что и своей собственной, когда между этими точками зрения устанавливается соответствие.

   В экспериментальных исследованиях Пиаже показал отсутствие понимания принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета. Это еще раз подтверждает, что ребенок сначала может рассуждать лишь на основе «абсолютных» представлений. Для него два равных по весу шарика из пластилина перестают быть равными, как только один из них принимает другую форму, например, чашки.

   В последующих исследованиях он использовал появление у ребенка понимания принципа сохранения в качестве критерия возникновения логических операций и посвятил его генезису эксперименты, связанные с формированием понятий о числе, движении, скорости, пространстве, о количестве и др.

   Мысль ребенка развивается еще и в третьем направлении — от реализма к релятивизму. Вначале дети верят в существование абсолютных субстанций и абсолютных качеств. Позднее они открывают, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны.

   Итак, по своему содержанию детская мысль, сначала полностью не отделяющая субъект от объекта и потому «реалистическая», развивается по направлению к объективности, реципрокности и релятивности Пиаже считал, что постепенная диссоциация, разделение субъекта и объекта осуществляется вследствие преодоления ребенком собственного эгоцентризма.

   Другие особенности детской логики:

  • Синкретизм (глобальная схематичность и субъективность детских проявлений; тенденция связывать всё со всем; восприятие деталей, причин и следствий как рядоположных).
  • Трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее).
  • Неспособность к синтезу и соположение (отсутствие связи между суждениями).
  • Нечувствительность к противоречию.
  • Неспособность к самонаблюдению.
  • Трудности осознания.
  • Непроницаемость для опыта (ребёнок не изолирован от внешнего влияния, воспитания, но оно им ассимилируется и деформируется).

   У всех этих особенностей детского мышления, по мнению Пиаже, имеется одна общая черта, которая также внутренне зависит от эгоцентризма. Она состоит в том, что ребенок до 7-8 лет не умеет выполнить логические операции сложения и умножения класса.

   Логическое сложение – это нахождение класса, наименее общего для двух других классов, но содержащего оба этих класса в себе. (животные = позвоночные + беспозвоночные).

   Логическое умножение — операция, состоящая в том, чтобы найти наибольший класс, содержащийся одновременно в двух классах, то есть найти совокупность элементов, общую двум классам (женевцы х протестанты = женевские протестанты).

   Отсутствие этого умения наиболее ярко проявляется в том, как дети определяют понятие.

   Особенно трудно ребенку дать определение для относительных понятий — ведь он думает о вещах абсолютно, не осознавая (как показывают эксперименты) отношений между ними.

   Неумение производить логическое сложение и умножение приводит к противоречиям, которыми насыщены детские определения понятий.

   Противоречие характеризуется как результат отсутствия равновесия: понятие избавляется от противоречия, когда равновесие достигается.

   Критерием устойчивого равновесия он считал появление обратимости мысли. Он понимал ее как такое умственное действие, когда, отправляясь от результатов первого действия, ребенок выполняет умственное действие, симметричное по отношению к нему, и когда эта симметричная операция приводит к исходному состоянию объекта, не видоизменяя его.

   Логический опыт — это опыт субъекта над самим собой, поскольку он является субъектом мыслящим, — опыт, аналогичный тому, который проделывают над самим собой, чтобы урегулировать свое моральное поведение; это усилие осознать свои собственные умственные операции (а не только их результаты), чтобы видеть, связаны ли они между собой или противоречат друг другу.

Читайте также:  Инфантильное поведение - психология

   Для формирования у ребенка подлинно научного мышления, а не простой совокупности эмпирических знаний недостаточно проведения физического эксперимента с запоминанием полученных результатов. Здесь необходим опыт особого рода — логико-математический, направленный на действия и операции, совершаемые ребенком с реальными предметами.

   В своих ранних работах Пиаже связывал отсутствие обратимости мысли с эгоцентризмом ребенка. Но прежде чем обратиться к характеристике этого центрального явления, остановимся еще на одной важной особенности детской психики — феномене эгоцентрической речи.

   (Независимо от среды, коэффициент вербального эгоцентризма уменьшается с возрастом. В три года он достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает).

   Вербальный эгоцентризм

   Служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом.

   Термин «эгоцентризм» вызвал ряд недоразумений. Пиаже признал неудачность выбора слова, но, поскольку этот термин уже стал широко распространенным, он попытался уточнить его смысл.

Эгоцентризм, по Пиаже, — фактор познания. Это определенная совокупность докритических и, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого.

Эгоцентризм — разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствует интеллектуальная релятивность и реципрокность.

   Поэтому более удачным термином позже Пиаже считал термин «центрация». С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации точек зрения.

С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного «Я» и собственной перспективы вещам и другим людям. Изначальный эгоцентризм познания — это не гипертрофия осознания «Я».

Это, напротив, непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя «Я», не может выйти из «Я», чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей.

   Существование эгоцентрической позиции в познании не предопределяет того, что наше знание никогда не сможет дать истинной картины мира. Ведь развитие, по Пиаже, это смена умственных позиций. Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития.

   Пиаже считал, что к этому может привести только качественное развитие детского ума, то есть прогрессивно развивающееся осознание своего «Я». Для того, чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия:

  • первое осознать свое «Я» в качестве субъекта и отделить субъект от объекта;
  • второе — координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.

   Развитие знаний о себе возникает у ребенка, по мнению Пиаже, из социального взаимодействия. Смена умственных позиций осуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов. Общество Пиаже рассматривает таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа:

  • отношения принуждения
  • отношения кооперации

   Отношения принуждения навязывают ребенку систему правил обязательного характера. Вследствие принуждения возникает «реализм» моральный и интеллектуальный.

   Отношения кооперации строятся на основе взаимного уважения, которое возможно только между детьми-ровесниками. При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу. Формируются рациональные элементы в логике и этике.

   Одно из важнейших понятий в системе психологических взглядов Пиаже — понятие социализации.

   По Пиаже, социализация — это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка — переход от эгоцентрической позиции к объективной.

   Каждое внешнее влияние предполагает со стороны субъекта два дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию и аккомодацию.

   Ассимиляция и аккомодация — корни двух антагонистических тенденций, которые проявляются, когда организм встречается с чем-то новым.

   Ассимиляция состоит в приспособлении объекта к субъекту, при котором объект лишается своих специфических черт. («Ребенок — раб прямого восприятия»).

   Аккомодация, напротив, заключается в приспособлении прежде сформировавшихся реакций субъекта к объекту с переходом к новым способам реагирования.

   По своим функциям эти процессы противоположны.

Источник: http://agespsyh.ru/otvety-na-bilety-po-psikhologii-razvitiya/290-fakty-zh-piazhe-i-ih-sistematizacija.html

Психологические тесты. Результат

Диагностическая шкалаБаллы
Демонстративность
Аффективность
Уникальность
Несостоятельность
Социальный пессимизм
Слом культурных барьеров
Максимализм
Временная перспектива
Антисуицидальный фактор
Количество набранных баллов

Демонстративность.
Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко.

Аффективность.
Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте — аффективная блокада интеллекта.

Уникальность.
Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.

Несостоятельность.
Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога — «Я плох».

Социальный пессимизм.
Отрицательная концепция окружающего мира.

Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими.

Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. При «Несостоятельность»=0–3 экстрапунитивность выражается в форме внутреннего диалога: «Вы все недостойны меня».

Слом культурных барьеров.
Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте — инверсия ценности смерти и жизни.

Читайте также:  Жизненная возможность - психология

В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об «экзистенции смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти — доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования».

Максимализм.
Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.

8.Временная перспектива.
Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.

Атисуицидальный фактор.
Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск.

Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий.

В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.

Источник: http://doktor-bagriy.com/test/osr_rez.php

Теории личности. — Формальные свойства конструктов

Теории личности. - Формальные свойства конструктов

Страница 32 из 42

Формальные свойства конструктов.

Келли предположил, что все конструкты характеризуются определенными фор­мальными свойствами. Во-первых, конструкт напоминает теорию тем, что он затра­гивает определенный диапазон явлений. Этот диапазон применимости включает в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим.

Конструкт «научный-ненаучный», например, вполне применим для интерпретации множе­ства интеллектуальных достижений, но едва ли пригоден для объяснения преиму­ществ положения человека женатого или холостого.

Келли заметил, что прогно­стическая эффективность конструкта подвергается серьезной опасности всякий раз, когда он обобщается сверх того набора явлений, для которого предназначен. Следовательно, все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться.

Конструкт «хоро­ший-плохой» имеет широкий диапазон применимости, так как он предполагает множество ситуаций, требующих личной оценки. А конструкт «непорочность-проституция» имеет значительно более узкие границы.

Во-вторых, у каждого конструкта есть фокус применимости. Он относится к явлениям в рамках диапазона применимости, к которым конструкт наиболее при­меним.

Например, конструкт «честный-нечестный» у одного человека имеет фо­кусом применимости то, что следует держать руки подальше от чужих денег и имущества. А другой человек может применить тот же конструкт к политическим событиям.

Следовательно, фокус применимости конструкта всегда специфичен для человека, применяющего его.

Проницаемость-непроницаемость — еще один параметр, по которому кон­структы могут различаться. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Он от­крыт для объяснения новых явлений.

Непроницаемый конст­рукт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Существует относительная степень проницаемости и непроницаемости.

Конструкт «компетентный врач — некомпетент­ный врач» у одного человека может быть вполне проницаемым для интерпрета­ции любого нового доктора, которого он встречает, т.е., общаясь какое-то время с любым новым доктором, человек может понять, компетентен он или не­компетентен.

Но другой человек может сделать тот же конструкт совершенно непроницаемым, настаивая на том, что компетентных врачей больше нет, что последним компетентным врачом был его педиатр, который уже умер. Следова­тельно, различие между компетентными и некомпетентными докторами для него больше не релевантно, все доктора некомпетентны.

Заметьте, что проницаемость относится только к области пригодности конструкта — конструкт по определе­нию непроницаем для какого-то опыта, выходящего за диапазон применимости. Так, понятие «компетентный — некомпетентный» не имеет смысла, если судить о вкусе крабов.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/teorii-lichnosti/formalnie-svoystva-konstruktov

Альманах «Архетипические исследования»

Альманах

Редакционная коллегия:

Ректор МУФО Гранд-доктор философии профессор Шанти П. Джаясекара;  Доктор психологических наук профессор В. В. Лукоянов; Доктор филологических наук профессор А. Н. Иезуитов;  Гранд-доктор философии профессор В. Е. Лебедько;  Почетный Доктор психологии В.В.Зеленский;  Доктор психологии Е. Г. Найденов;  Доктор технических наук Гранд-доктор философии профессор Е. И. Боровков;  Дважды герой Советского Союза летчик-космонавт генерал-лейтенант В. В. Коваленок, ответственный редактор — Владислав Лебедько. 

Принимаются к рассмотрению статьи для 9-го выпуска Альманаха «Архетипические исследования» от всех, кто профессионально занимается архетипической работой).

Альманах «Архетипические исследования» является научным изданием, выпускаемым кафедрой Архетипических Исследований Международного Университета Фундаментального Обучения (МУФО).

Публикация в Альманахе считается научной работой и учитывается в списке работ при защитах дипломов, диссертаций и т.п по МВУС. Альманах — ежеквартальное издание. Первый выпуск опубликован 18 мая 2010 г.

Второй выпуск готовится к началу октября 2010.

Первоначально Альманах будет выходить в электронном виде и размещаться на сайте кафедры АИ МУФО (сайт заработает в полную силу через две недели, ссылку дам позже, сейчас готовятся и размещаются многочисленные материалы).

Ссылки будут из разных источников и предположительно начальное число посещений прогнозируется около 1000 человек в день и более. По мере развития кафедры, уже в следующем учебном году планируются бумажные версии Альманаха, тиражом от 1т.

э до 3т.э.

Материалы принимаются в следующие рубрики:

1) Обзоры (обзоры литературы и состояния АИ)
2) Статьи-исследования, концептуальные и теоретические статьи.

3) Описания ярких случаев (Магических Театров, Мифодрам, Сказкодрам, Символодрам и т.п.)
4) Описания Архетипических Путешествий и другого Архетипического опыта (Архетипы в конкретных сновидениях, литературе, спонтанные переживания и т.д.)

5) Краткие сообщения (особенно хорошо для первой пробы пера) — отчеты о работе, описание проекта, гипотеза. 6) Дискуссии, вопросы и комментарии

7) Рекомендации (с кратким аннонсом) литературы и других источников по АИ.

Материалы присылайте на адреса Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  и  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов.

У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  с пометкой в теме письма «Альманах Архетипические Исследования».  Лучше продублировать Ваше письмо с вложением на оба адреса.

(публикация бесплатно)

Альманах является Приложением к Международному журналу «Spirit of time» («Дух времени»)

ВНИМАНИЕ: Летний семинар В. Лебедько и Ко 7–14 июля 2013 «Путь к Мечте» — подробности http://shadowvll.livejournal.com/120327.html.

Выпуск 1 (май 2010) 

Выпуск 2 (октябрь 2010) 

Выпуск 3 (февраль 2011)

Выпуск 4 (сентябрь 2011)

Выпуск 5 (февраль 2012)

Читайте также:  Ксенофилия - психология

Выпуск 6 (сентябрь 2012)

Выпуск 7 (февраль 2013)

Выпуск 8 (август 2013)

Выпуск 9 (июнь 2015)

Выпуск 10 (апрель 2016)

Выпуск 11 (ноябрь 2016)

Выпуск 12 (июль 2017)

Источник: http://www.kafedramtai.ru/almanac?catid=631&id=631:krychenkonarcissism

Приобретенная беспомощность

В далеких 1965-1966 годах два  психолога, Мартин Селигман  и Стив Майер, решили провести ряд психологических экспериментов, направленных на то, чтобы развить идеи исследований ученого Павлова, которому удалось добиться слюноотделения у собак по звонку.

В роли подопытных они выбрали также собак, которых разделили на три экспериментальные группы и  посадили в разные клетки. Так и начался психологический эксперимент, который сегодня узнают под названием «Приобретенная беспомощность».

Одну группу собак спустя некоторое время просто отпустили, не причинив им при этом никакого вреда.

Другую же группу собак систематически подвергали ударам электрического тока, избежать которых можно было при помощи нажатия рычага, который находился  внутри клетки.

Третью группу собак подвергли периодическим, но достаточно внезапным ударам электрического тока, при этом предотвратить их было невозможно, так как это было не предусмотрено целью эксперимента.

В результате проведенного эксперимента у собак из третьей группы выработалось поведение, названное феноменом «приобретенной беспомощности».

Приобретенная беспомощность – это абсолютно пассивная реакция на любые неприятные внешние раздражители, основанная на стойком убеждении, которое выработалось на основании полученного опыта, в собственной беспомощности перед всем происходящим и окружающим миром в целом. Вскоре у собак из третьей группы стали проявляться признаки серьезной клинической депрессии.

По прошествии некоторого периода времени ученые выпустили третью группу собак из своих клеток и посадили в открытые вольеры, сбежать из которых можно было довольно легко. При последующих ударах электрического тока, воздействию которых они снова были подвергнуты, ни одна собака не проявила намерения к борьбе, бегству, спасению.

Вместо этого собаки показали абсолютно пассивную реакцию на удары электрическим током и причиняемую им боль.

Судя по их поведению, можно было сказать, что они воспринимают все происходящее, как некое однозначно неизбежное событие.

Собаки, из полученного ранее негативного опыта, усвоили для себя, что бегство и спасение от ударов электрическим током невозможно, поэтому и не предпринимали никаких попыток вырваться из клетки.

На основании этого ученые сделали выводы и выдвинули некое предположение о том, что реакция собак на удары током во многом напоминает реакцию человека на стресс. Ряд неудач, следующих одна за другой, приводит к состоянию подавленности или депрессии, и делает собак, как и людей, абсолютно пассивными, так как они считают, что все их последующие усилия будут неэффективными.

Сдавшиеся собаки, как и подавленные люди, всем своим поведением показывают, что у них парализована воля, они ведут себя апатично, соглашаюсь с проигрышем и поражением. Они застревают на полученном негативном опыте и становятся на сто процентов и полностью беспомощными.

Ранее была несколько другая постановка этого же эксперимента, выводы которого абсолютно одинаковы — звучал звонок, после которого собаки подвергались ударам электрического тока. В это время их держали на привязи, для того, чтобы они не бегали. Далее собак пересаживали в большую коробку, которая была разделена на две половины маленькой и низкой перегородкой.

По звонку собака начинала прыгать рядом с перегородкой, но не убегала на другую сторону.  Когда после звонка стали добавлять удары током, ситуация не изменилась. Собака оставалась на своей половине, как будто была привязана и просто принимала происходящее. В то же время, собака, которая не подвергалась ударам электричества, в аналогичных условиях просто перепрыгивала.

Непонятно только, стоил ли этот, по сути дела, банальный вывод, к которому можно было прийти многими другими способами, причиненных бедным собакам страданий … На примере людей из больниц, домов для престарелых, приютов для бездомных, тюрем, хосписов, концентрационных лагерей и других разного рода общественных институтов, в которых происходил процесс обезличивания, можно было прийти к тем же выводам, используя при этом всего лишь метод наблюдения или доверительной беседы.

В больницах было замечено, что пациенты, способные контролировать стресс посредством обретения веры, гораздо меньше нуждаются в успокоительных и болеутоляющих. На фоне других больных их уровень тревожности намного меньше. Возникает предположение, что определенные болезни напрямую связаны с ограничением выбора и приходящим в последствии чувством беспомощности.

Жители домов престарелых, как это было замечено специалистами учреждения, могут жить гораздо дольше и чувствовать себя при этом намного счастливее, если им предоставлять свободу выбора в решении определенных вопросов.

Пусть они не будут глобальными, но они будут абсолютно точно личностными, индивидуальными, самостоятельно принятыми.

Например, они могут выбрать то, когда им вставать с постели и когда ложиться спать, что поесть на завтрак, чем заняться на протяжении дня помимо существующего распорядка и необходимых процедур и т.д.

Жители приютов для бездомных, осознающие свою беспомощность, отсутствие выбора в принятии любых решений, принявшие позицию, что в их жизни почти все определяется другими людьми, в большинстве своем будут испытывать большие трудности в поисках работы и жилья, так как все их действия будут сделаны в состоянии подавленности и ожидании очередного провала.

Заключенные в тюрьмах, имеющие возможность хоть как-то влиять на обстановку вокруг себя, например, включать или выключать свет, передвигать имеющуюся в наличии мебель, решать, смотреть ли им телевизор, оказывается на практике гораздо реже болеют, испытывают меньшее напряжение, могут контролировать уровень стресса, среди них наблюдается более низкий показатель случаев вандализма.

Люди, зажатые в тисках своих собственных стереотипов, лишившиеся свободы выбора, потерявшие веру, не понимающие смысла жизни и всего происходящего в частности, быстрее сдаются и соглашаются со своим поражением. Именно поэтому в хосписах  и концентрационных лагерях наблюдается быстрое наступление процесса угасания,  а следом за этим и неминуемый приход смерти.

Многие наблюдения и исследования подтверждают, что взаимодействие с людьми, построенное на стимуляции инициативности, свободы выбора и принятия решений, будут гораздо более эффективными, потому что ощущение того, что человек может управлять своей жизнью, положительно влияет на его психическое и физическое здоровье, сопротивляемость стрессам, неудачам, болезням.

Источник: https://psychologyc.ru/priobretennaya-bespomoschnost/

Ссылка на основную публикацию