Нормативность — психология

Постановка и анализ проблемы нормативности в онтогенезе — Психолого-педагогические исследования — 2013. № 2

Нормативность - психология

Проблема нормативности в поведении в настоящее время привлекает внимание как психологов (Н.Е. Веракса, А.К. Пащенко и др.), так и специалистов, изучающих жизнедеятельность человека (Е.А. Лукашева, Э.Г. Липатов, О.В. Лысун и др.).

Необходимость изучения данной проблемы вызвана объективным требованием социальной жизни, так как нормативность вносит упорядоченность в отношения людей и социальные связи. Люди в ходе общественной практики начинают осознавать социальную значимость и необходимость нормативности.

Однако нормативность в психологии, в частности на этапе отрочества, исследовалась недостаточно полно.

Различные прикладные задачи, связанные с нормативностью (например, коррекция девиантных форм поведения), решаются довольно успешно, тем не менее не достаточно изученными остаются вопросы, связанные с исследованием особенностей развития нормативности личности, с выявлением уровней и показателей поведенческих проявлений нормативности в процессе онтогенеза, с изучением психологических условий и факторов, позволяющих развивать нормативность человека и др., что и определило предмет нашего исследования в теоретическом и практическом планах.

Анализ научной литературы позволяет выявить совпадения и различия во взглядах ученых на содержание понятия «нормативность». Так, с точки зрения Е.А. Лукашевой, нормативность выступает формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей [5].  Э.Г.

Липатов отмечает, что нормативность выступает не только как форма бытия социальных интересов и потребностей, но и как процесс формирования и выявления этих способов существования социальной реальности [4]. Следовательно, с этой точки зрения, нормативность выступает как форма социального развития и как его основное содержание. О.В.

Лысун дополняет понимание нормативности, описывая ее как свойство сознания, развивающееся «по спирали»,  и определяет это свойство как совокупность взаимообусловленных нормативных качеств (воля, свобода, ответственность), реализация которых представляет собой органичный процесс, направленный на обеспечение целостности человеческой жизни и деятельности в общественной организации [6]. Продолжая эту мысль, можно отметить также, что  нормативность сознания можно рассматривать гораздо шире, поскольку она затрагивает весь внутренний мир человека.

Другой позиции в отношении понятия «нормативность»   придерживается А.К. Пащенко, рассматривающий ее в качестве характеристики освоения нормы [8]. Автор исходит из того, что норма носит уровневый характер.

Каждый из уровней (импульсивный, полевой, ролевой, нормативный) отражает качество освоения нормы. Выделяемые им уровни характеризуют процесс освоения нормы, сопряженный с необходимостью последовательного прохождения каждого из выделенных уровней.

Каждый уровень имеет свои характерные признаки, способность к выделению которых указывает на уровень нормативности человека.

Для углубления понимания проблемы нормативности далее необходимо рассмотреть вопрос о ее генезисе. По мнению О.В. Лысун, нормативность развивается «по спирали», т.е.

на определенном возрастном этапе подготавливаются условия для последующего развития. При этом развитие нормативности предполагает непрерывность [6].

В этом процессе большую роль играют организованные и целенаправленные механизмы передачи и усвоения социального опыта.

Как показал Л.С. Выготский, развитие психических функций в онтогенезе происходит по принципу динамической системы со структурой, меняющейся на каждой ступени развития. Филогенетически более древняя психическая функция формируется у детей в процессе общения с людьми раньше, чем филогенетически более молодая.

Раньше вызревают более простые функции (восприятие – раньше памяти и мышления, ориентировка в пространстве – раньше ориентировки во времени [1]). При этом одним из необходимых условий развития нормативности является межличностное общение.

Следовательно, можно говорить о том, что внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихологических и интрапсихологических процессов. Согласно В.А. Момову, такими процессами являются воспитание и обучение, в то время как  социализация – это общий механизм социального наследия, охватывающий и стихийные воздействия среды [7].

Соответственно, воспитание и обучение в его институциональном аспекте представляют собой форму сознательно направляемого воздействия на социализацию человека [6].

Таким образом, развитие нормативности от раннего детства до юношеского возраста обусловлено усвоением социального опыта. При этом на разных возрастных этапах онтогенеза нормативность как личностная характеристика имеет ряд особенностей, что связано с процессом формирования высших психических функций.

Так, в раннем детстве восприятие, будучи доминирующей функцией сознания и имея аффективный характер, является ведущей психической функцией. Развитие нормативности в данном возрастном периоде имеет такую особенность, как связанность личности с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение определяется ею.

Поскольку ребенок раннего возраста не привносит в наличную ситуацию знаний о других возможных вещах, его поведение обусловлено несколькими факторами: во-первых, возникновением единства между сенсорными и моторными функциями, появляющимися в начале раннего детства, во-вторых, тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения.

В результате формируется своеобразная система сознания, когда восприятие непосредственно связано с действием, что, в свою очередь, определяет поведение.

В дошкольном возрасте, как указывал Л.С. Выготский, доминирующей функцией становится память [1]. Именно в этот период происходит становление основных личностных механизмов и образований, формирование самосознания. Развитие нормативности в данном возрастном периоде зависит от особенностей тесно взаимосвязанных сфер – эмоциональной и мотивационной.

Поскольку для данного периода характерна в целом спокойная эмоциональность, постольку динамика образных представлений более свободна и мягка по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве.

Кроме того, в дошкольном возрасте происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане [2].

У ребенка появляется эмоциональный образ, отражающий как будущий результат, так и его оценку со стороны взрослых. Если ребенок предвидит результат, не отвечающий принятым нормам, ведущий к возможному неодобрению или наказанию со стороны значимого взрослого, то у него формируется тревожность.

Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им положительной высокой оценки со стороны значимых близких взрослых связано с позитивными эмоциями, дополнительно стимулирующими нормативное поведение.

Важным личностным механизмом, формирующимся в данный период, является соподчинение мотивов: ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких [3]. Благодаря этому дошкольник начинает усваивать нормы, принятые в обществе.

Он находится в ситуации необходимости соотносить свои поступки с социальными нормами, координировать свое поведение с данными нормами.

В младшем школьном возрасте доминирующей функцией становится мышление [1]. На развитие нормативности в данном возрастном периоде влияет изменение структуры социальных отношений: дифференциация системы «ребенок – взрослый» на «ребенок – учитель» и «ребенок – родители».

Особенностью нормативности как черты личности учащегося в этом возрасте является то, что для младшего школьника учитель воплощает в себе требования общества, систему одинаковых эталонов, мер для оценки другого.

Отношение «ребенок – учитель» выступает для школьника отношением «ребенок – общество» и начинает определять его отношение к родителям, к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель.

В подростковом возрасте развитие психических функций имеет следующие особенности: продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление, операции, приобретенные в младшем школьном возрасте, становятся формально-логическими [3].

В данный период последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и Я-концепция [10].

Особенностью нормативности как личностной характеристики в данном возрасте является то, что, хотя подросток уже обобщает нормы и правила поведения в обществе, для полноценного осуществления нормативного поведения ему необходимо сформировать систему жизненных ценностей, которая позволит подростку дать настоящую оценку происходящим событиям. При этом стоит подчеркнуть, что именно общение со сверстником поможет подростку реализовать значимые, с его точки зрения, нормы, пережить многообразие человеческих отношений, получить и обобщить знание об их реальной ценности.

В юношеском возрасте доминирует не психическая составляющая развития, а психологическая, личностная. Исходя из этого, развитие нормативности связано с расширением диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей.

При этом развитие нормативности происходит в процессе систематизации и обобщения собственных знаний о себе.

 В процессе когнитивного развития ценностные представления приобретают абстрактную значимость и силу, формируется собственная иерархия ценностей, которой начинают подчиняться процессы принятия решений и поведения: с одной стороны –  сложные и противоречивые процессы переноса функции образца с родителей на референтную группу, с другой – сохранение системы ценностей, усвоенных в детстве, в группе «равных по положению». В этот период юноши и девушки признают большинство ценностей, характерных для их социального окружения, и на первый план выходит формирование личностной рефлексии. Отметим, что восхождение к зрелости в онтогенезе осуществляется (по А.В. Петровскому) как вхождение в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека его участием в деятельности и общении различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает в эпоху детства (фаза адаптации), отрочества (фаза индивидуализации), юности (фаза интеграции) [9].

Описывая особенности проявления нормативности на последовательных этапах онтогенеза, невозможно обойтись без указания на те уровни проявления нормативности в подростковом возрасте, ориентация  на которые во многом определяет содержание развития нормативного поведения подростка.

На основе теоретического анализа результатов социально-психологических и психологических исследований особенностей развития психики ребенка и подростка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), межличностных отношений (М.Ю. Кондратьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.), нормативности

(Э.Г. Липатов, Е.А. Лукашева, О.В. Лысун, А.К. Пащенко и др.)  были определены  уровни проявления нормативности в подростковом возрасте – это  когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Нормативность на когнитивном уровне включает в себя такие показатели, как восприятие и понимание нормативной ситуации, осознанный выбор действий и поступков при разрешении нормативной ситуации, а также осознание и понимание эмоциональных переживаний в нормативной ситуации.

Нормативность на эмоциональном уровне включает в себя такие   показатели, как неустойчивость поведения, непосредственные побуждения и эмоции как стимул действий, сензитивность. В целом данный уровень характеризует эмоциональное реагирование подростка на действия и поступки свои и других в нормативной ситуации.

Нормативность на поведенческом уровне включает в себя такие показатели, как самостоятельность, ответственность, общая активность, волевые усилия при решении нормативных задач и сознательное управление своими эмоциями. Данный уровень в отрочестве характеризует нормативность как способность личности подростка решать нормативную задачу посредством определенных действий.

Таким образом, проведенный нами анализ психологических, психолого-педагогических, социально-психологических исследований позволил конкретизировать понятие «нормативность» как характеристику личности, отражающую процесс освоения социальной нормы и выступающую при этом необходимым условием существования личности в онтогенезе. Подросток, у которого сформирована нормативность в поведении, способен понимать, воспринимать, эмоционально адекватно реагировать и решать нормативную задачу.

Читайте также:  Как заниматься с животными - психология

Источник: http://PsyJournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61320_full.shtml

Социальная нормативность и ее структура: объективные предпосылки социализации

Каждый человек с момента рождения получает свое общество в  «готовом» виде, как некую объективную реальность. Вырастая биологически, субъект изменяется и социально, при этом он вольно или невольно сталкивается с определенными условиями, рекомендациями, разрешениями, требованиями, запретами и ограничениями  всем тем, что принято называть социальными нормами.

Социальные нормы — это официальные и неофициальные кодексы предписания, правила и уставы, традиции, стереотипы стандарты. Их назначение состоит в том, чтобы регламентировать поведение и действия людей, задавать цели, условия и способы выполнения различных действий, а также быть критерием оценки поведения индивида.

Социальные нормы дают человеку представление о том, что считается «правильным», «обязательным», «желаемым»,  «одобряемым»; «ожидаемым», «отклоняемым» в деятельности и поведении индивидов.

В зависимости от сфер жизнедеятельности индивида основные социальные нормы бывают следующими.

Организационно-административные нормы: определяют структуру различных официальных обществ, организаций, учреждений, порядок и регламент их работы, обязанности исполнителей и должностных лиц, правила взаимодействия с внешними организациями. Экономические нормы: устанавливают формы собственности и порядок их использования, систему оплаты труда, систему использования финансовых средств при обеспечении производственного процесса.

Правовые нормы (внутренние и международные): фиксируют полномочия и ответственность граждан и должностных лиц в качестве субъектов юридических отношений, субъектов права.

Технологические нормы: определяют порядок организации производства и реализации промышленной продукции, устанавливают требования и правила обращения работников с орудиями труда, различными техническими средствами в целях обеспечения безопасности производителей и потребителей произведенной продукции, а также защиты природы (среды обитания).

Моральные нормы: выражают общественные и групповые требования и предписания к поведению человека, его взаимоотношениям с другими людьми. Выступают в виде внешнего (обычаи, традиции, кодексы, общественное мнение) и внутреннего (принципы, кредо) регуляторов, когда та или иная норма становится органической принадлежностью нравственного сознания индивида.

Одинаковая реакция людей, составляющих какую-либо общественную группу и находящихся в одинаковых условиях, означает, что в их поведении сложились привычки, которые в силу тех или иных причин закрепляются, превращаются в обычай.

Обычай — это установившееся вследствие неоднократного, неуклонного применения в течение длительного времени правило, которое регулирует поведение людей в определенной области общественной жизни. Новые обычай и традиции зарождаются в периоды общественного возбуждения на основе наиболее распространенных и впечатляющих мнений и настроений.

Мнения и настроения перерастают в обычай или традицию иногда стихийно, иногда под влиянием сознательных усилий людей. В первом случае утверждающаяся норма поведения может иметь характер моды, несущий в зародыше некоторые признаки обычая. Чаще всего факт, событие в духовной атмосфере общности отражаются в виде мнений и настроений.

Повторяющиеся действия людей образуют социальные привычки как способ реагирования индивидов на требования общества, способ отношения к социальным нормам поведения.

Нормы общественных объединений и движений: выражают мировоззренческие, организационные и религиозно-нравственные установки, правила и традиции поведения, добровольно принимаемые в качестве регуляторов поведения членами соответствующих объединений.

Нормы неформальных групп и объединений: выражают общие ценности и взгляды, стереотипы поведения, принятые членами данного объединения.

В зависимости от степени жесткости предписывающего влияния социальные нормы подразделяются на следующие виды.

Нормы-рамки: жестко регламентируют поведение и взаимоотношения субъектов в их настоящем.

Нормы-идеалы: проектируют наиболее оптимальные модели поведения индивидов на будущее.

Нормы-дозволения (нормы-права): здесь и далее в отношениях права — указывают на нормы, которые не запрещают те или иные варианты поведения, для общества часто желательные, но не обязательные.

Нормы-предписания (нормы-обязанности): требуют, обязывают индивида выбирать соответствующие модели поведения.

Нормы-запреты: указывают на действия, которые запрещены для применения.

Анализ литературы по проблеме социализации показывает, существует не вполне корректный подход в постановке самой этой проблемы.

Дело представляется таким образом, что общество, которое дается субъекту в момент его рождения как некая объективная реальность, само по себе позитивно, здорово, и субъекту надлежит лишь стать таким, чтобы соответствовать ему, т.е. социализироваться.

Как-то упускается из виду тот факт, что общество может весьма и весьма негативно влиять на процесс социализации индивида. Это делает вопрос о социализации членов общества отнюдь не однозначным.

Источник: http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1584-sotsialnaja-normativnost-i-ee-struktura-obektivnye-predposylki-sotsializatsii.html

Нормативность

НормативностьЧитать PDF

Косырев Василий Петрович, Шевчук Валерий Филиппович, Козлова Елена Андреевна

Рассмотрены вопросы нормативного поведения детей и подростков, представлены индикаторы и показатели нормативности, определены направления совершенствования отклоняющегося поведения.

Читать PDF

Шамионов Раиль Мунирович

Статье обсуждается проблема нормативности и процессуальности социализации и ресоциализации личности в условиях изменяющегося мира.

Читать PDF

Белых Татьяна Викторовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение специфики взаимосвязи разноуровневых характеристик в структуре интегральной индивидуальности, отражающих психолог

Читать PDF

Иванов М. В.

В статье рассматриваются методологические предпосылки возникновения проблемы пространственных представлений при нормативном и нарушенном развитии.

Читать PDF

Парфенова Н.Б., Середа Е.И.

В статье рассматривается концептуальная модель прикладного исследования психологической устойчивости молодежи к негативному информационному и нормативному социальному влиянию в трудной жизненной ситуа

Читать PDF

Трусова Наталья Владимировна

Представлены результаты исследования первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности. Описана модель развития первичной профессиональной идентичности

Читать PDF

Завьялова Ирина Юрьевна.

Обосновывается актуальность изучения кризиса перехода к возрасту мудрости в логике теоретической концепции эго-идентичности в нормативных кризисах взрослости Е.Л.

Читать PDF

Пащенко Александр Константинович

В статье рассматривается структурно-диалектический метод как методологическое основание исследований проблемы нормативного поведения личности, осуществляется анализ проблемы нормативности личности с п

Читать PDF

Шляпникова Ирина Андреевна

Читать PDF

Отрадинская В. В.

Статья посвящена проблеме переживания утраты близкого человека. Немногим людям удается пройти жизнь без потери значимого для него человека.

Читать PDF

Гунгер Наталья Николаевна

Автор рассказывает обретение идентичности как закономерное следствие стабилизирующих механизмов психики, позволяющих сохранить себетождественное личностное начал в различных социальных условиях.

Читать PDF

Агарков Александр Павлович

В статье рассматриваются основные модели эмпирического изучения нормативной регуляции поведения применительно к профессиональной деятельности психолога-консультанта.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/normativnost.html

Сензитивность к человеку как условие формирования личностной нормативности и профессиональной идентичности у студентов-психологов младших куров

Сензитивность к человеку как условие формирования личностной нормативности и профессиональной идентичности у студентов-психологов младших куров

Библиографическая ссылка на статью:
Маралова Т.П. Сензитивность к человеку как условие формирования личностной нормативности и профессиональной идентичности у студентов-психологов младших куров // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/02/9892 (дата обращения: 11.01.2018).

Одной из серьезных проблем, с которыми сталкивается современная высшая школа, является недостаточная профессиональная ориентированность абитуриентов, поступающих в вуз.

Нередко выбор того или иного направления подготовки или специальности обусловлен не столько реальным желанием молодого человека выбрать соответствующий профиль обучения, сколько стремлением поступить в такой вуз, где имелись бы бюджетные места, было бы интересно и не так сложно учиться.

А, учитывая тот факт, что во многих вузах в соответствии с политикой министерства образования бюджетные места сокращаются, особенно по гуманитарным направлениям, то конкурсы на направления и специальности гуманитарной сферы, где есть бюджетные места, неуклонно остаются достаточно высокими.

Это в полной мере относится к направлению «Психология» и специальности «Психология служебной деятельности». Поступают сюда нередко абитуриенты, которые реально не ориентированы на профессию психолога, а – в силу указанных выше факторов, то есть наличия бюджетных мест, интереса и невысокой трудности обучения.

Положение усугубляется еще и тем, что в вуз приходят, не только слабо профессионально ориентированные выпускники школ, но к тому же еще и с трудом осваивающие нормы, требования и правила обучения в высшей школе.

Для ряда студентов младших курсов характерно стремление формально подходить к обучению, проявления необязательности, безответственности, прокрастинации (откладывание дел на потом), лени, ухода от решения проблем, что сопровождается конфликтами с преподавателями, родителями, сверстниками и т.п.

  Вуз же должен в соответствии с требованиями ФГОС формировать профессиональные компетенции, профессиональную направленность личности, способствовать в конечном итоге становлению профессиональной идентичности.

В соответствии со сказанным возникает вопрос, действительно ли личностная нормативность, которая в известной степени сформировалась или не сформировалась еще в процессе обучения в школе, способствует становлению профессиональной идентичности?

Ответу на этот вопрос и было посвящено проведенное нами эмпирическое исследование. Однако прежде чем перейти к описанию процедуры исследования, его методов и результатов, сделаем небольшой теоретический экскурс в проблему.

Нормативность как личностная характеристика достаточно интенсивно исследуется в современной психологии. Это и понятно, поскольку следование социальным нормам является необходимым атрибутом жизни человека в обществе как социального существа. Чаще всего изучается нормативность поведения.

Под ним имеется в виду знание норм, принятие их и следование им в своей жизни и деятельности. В частности, в исследованиях А. К. Пащенко было показано, что уже в младшем школьном возрасте можно выделить четыре уровня поведения: импульсивный, полевой, ролевой и собственно нормативный [1].

  В последнее время большое внимание уделяется изучению механизмов принятия норм, то есть нормативопринятия [2]. В ряде исследований теоретико-методологического характера способность к созданию новых норм выступает как важнейший показатель функционирования человека как личности [3].

В нашей работе мы говорим не столько о нормативности поведения, сколько о личностной нормативности. Если нормативность поведения термин, в большей степени описывающий человека как социального индивида, то личностная нормативность характеризует его уже как личность.

Личностная нормативность, по нашему мнению, означает не только акт принятия человеком социальных норм, но и тот факт, что они становятся  его внутренними нормами, перерастая постепенно в  жизненные  принципы. Другими словами, происходит процесс наделения социальных норм личностными смыслами.

На этой основе и рождаются такие жизненные принципы, как порядочность, ответственность, организованность, умение держать слово и выполнять обязательства и т.п.

Что касается понятия идентичности, то благодаря работам Э. Эриксона [4], оно прочно вошло в обиход современной психологии. Ее значение в жизни и деятельности человека трудно переоценить.

Высокий уровень  сформированности идентичности характеризует человека как зрелую личность, способную актуализировать и реализовать свой потенциал.

Читайте также:  Метод лестницы - психология

Отсутствие  идентичности или низкий уровень ее сформированности приводят к крайне негативным последствиям, а именно к потере чувства тождественности, целостности с собой, разорванности структуры «Я».

Особое значение имеет становление идентичности личности профессионала. Трудно себе представить человека, который осваивает профессию, но не отождествляет себя с личностью представителя соответствующей профессии.

Это в полной мере относится и к профессии психолога. В настоящее время данной проблеме посвящено значительное число исследований. Изучаются ее виды, структура, механизмы, детерминанты и этапы становлениях [5].

Если обратиться к студенту, который выбрал психологию как направление или как специальность, то его профессиональная идентичность находится на стадии становления. И как показывает практика,  далеко не у всех формируется даже к концу обучения в вузе.

Более того, некоторые исследователи данного феномена предлагают разводить понятия «профессиональная идентичность специалиста» и «профессиональная идентичность студента-будущего психолога» [6].

С этим вполне можно согласиться, поскольку цели, мотивы и сама деятельность работающего психолога и студента – будущего психолога существенно различаются.

Итак, сделав необходимые теоретические пояснения, вернемся к целям и гипотезам нашего исследования.

Нами было сделано предположение, что личностная нормативность выступает в качестве общего фактора, обусловливающего становление профессиональной идентичности студента-будущего психолога.

У студентов с высоким уровнем личностной нормативности будут создаваться более благоприятные предпосылки для формирования профессиональной идентичности, чем у студентов, у которых личностная нормативность находится еще на относительно низком уровне.

С целью проверки данного предположения нами и было предпринято специальное эмпирическое исследование, в котором приняло участие 48 студентов первых и вторых курсов специальности 030301.65 «Психология служебной деятельности» Череповецкого государственного университета.

В структуре профессиональной идентичности были выделены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Мы полагали, что профессиональная идентичность является сформированной, если студент идентифицирует себя с личностью психолога (когнитивный компонент), положительно эмоционально относится к своей будущей профессии (эмоциональный компонент) и имеет обоснованное намерение в будущем работать по специальности (поведенческий компонент).

В соответствии с этим конструктом подбирался и диагностический инструментарий. Когнитивный компонент выявлялся с помощью методики «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартлэнда [7]. Основным показателем выступило отождествление студентами себя с психологом: «Я – психолог», «Я – будущий психолог» и т.п.

Эмоциональный компонент изучался с помощью семантического дифференциала Ч. Осгуда, технология применения которого подробно описана В. Ф. Петренко  [8]. Выводы об эмоциональной привлекательности профессии осуществлялись на основе факторов семантического дифференциала: силы, активности, оценки.

С целью исследования поведенческого компонента был использован опросник Е.А. Климова «Личный профессиональный план» [9].

Поведенческий компонент считался сформированным, если студент указывает не только на то, что он будет психологом, но и на возможную сферу работы, имеет представление о способах и путях достижения целей и реализации профессиональных планов.

Личностная нормативность исследовалась с помощью  опросника Р. Кеттелла, использовались шкалы G – нормативность поведения и Q3 – самоконтроль [10]. А также с помощью опросника «Адаптивность» А. Г.

Маклакова и С. В. Чермянина, применялась шкала МН – моральная нормативность [11].

Выводы об уровне личностной нормативности студентов делались на основе сопоставления результатов по всем трем шкалам двух названных тестов.

Обратимся непосредственно к основным результатам исследования. На первом  этапе нами были проанализированы общие данные о сформированности профессиональной идентичности и выраженности уровня личностной нормативности. Здесь мы приводим данные выраженности только относительно высоких и относительно низких уровней  изучаемых показателей. Результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Уровни выраженности профессиональной идентичности и личностной нормативности  у студентов-психологов младших курсов (в %)

Уровни выраженностиПрофессиональная идентичностьЛичностная нормативность
Относительно высокий уровень3437
Относительно низкий уровень6663
Всего:100100

Итак, как хорошо видно из таблицы 1, только у трети испытуемых на относительно высоком уровне оказались выраженными и профессиональная идентичность (34% – выражены три или два  компонента идентичности), и личностная нормативность (37% – высокие показатели получены по трем или двум шкалам используемых тестовых методик). У большей части студентов младших курсов  исследуемые параметры оказались на  относительно низком уровне.

Далее нами была предпринята попытка выявить, существует ли корреляционная зависимость между личностной нормативностью и профессиональной идентичностью. Результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Взаимосвязь личностной  нормативности и профессиональной идентичности студентов-психологов младших курсов (в %)

Профессиональная идентичностьУровни личностной нормативности
Относительно высокий уровеньОтносительно низкий уровень
Относительно высокий уровень7918
Относительно низкий уровень2182

Приведенные результаты не нуждаются в особой интерпретации и  доказательствах. Они – очевидны. У студентов с относительно высоким уровнем личностной нормативности в 79% случаев проявляется и относительно высокий уровень профессиональной идентичности.

И, наоборот, те, у кого преобладает относительно низкий уровень личностной нормативности, демонстрируют, как правило,  и низкий уровень выраженности профессиональной идентичности.  Данные корреляционного анализа подтвердили этот вывод (использовался дихотомический коэффициент корреляции φ, который рассчитывался по исходным данным).

  Получен высокий значимый коэффициент корреляции (φ = 0,60, при p < 0,01), что свидетельствует о существовании связи между личностной нормативностью и профессиональной идентичностью.

Далее возникает закономерный вопрос, что необходимо делать в вузе, чтобы способствовать формированию у студентов личностной нормативности, а через нее способствовать и быстрейшему становлению профессиональной идентичности? Путей решения этой проблемы много, большая часть из них связана с совершенствованием обучения и профессиональной подготовки студентов-психологов в вузе.  Однако мы попытались найти и выделить такие факторы, которые являются специфическими именно для студентов – будущих психологов. Было сделано предположение, что одним из таких факторов является сензитивность (чувствительность) к человеку. Именно сензитивность является тем объединяющим элементом, способствуя формированию которого, можно одновременно решать задачи, связанные и с развитием личностной нормативности, и развитием профессиональной идентичности.

Сензитивность к человеку – это сложное личностное образование, проявляющееся в способности индивида выделять другую личность в качестве объекта своего отношения.

Она проявляется в четырех параметрах: в наличии интереса к другому человеку, в эмпатии к нему, в желании понять его и в стремлении оказывать помощь.

Со всей уверенностью можно сказать, что для будущего психолога сензитивность к другому человеку составляет содержательную сторону формирующейся его профессиональной идентичности.

В полной мере это можно сказать и о студентах, которые находятся только на стадии профессиональной подготовки.

Наблюдения за студентами младших курсов показывают, что нередко их интерес к человеку носит поверхностный характер, выступает на уровне простого любопытства, опирается на опыт школьной жизни, где им удавалось оказывать посильную помощь другим людям, прежде всего, сверстникам.

В то же время, как показали наши предыдущие исследования, сензитивность к человеку может не только не возрастать, но и снижаться к концу обучения в вузе, что определяется как некоторыми недостатками подготовки в вузе, так определенными личностными качествами студентов, связанных, прежде всего, с уровнем доверия к миру и другим людям [12].

Исходя из сказанного, логично было сделать предположение, что выраженность сензитивности к человеку будет способствовать формированию личностной нормативности и становлению профессиональной идентичности студентов.

С целью проверки данного предположения нами было организовано дополнительное исследование. Был разработан специальный опросник, состоящий из 20 утверждений, по 5 утверждений на каждую исследуемую позицию: интерес к человеку, эмпатию, понимание и помощь.

Затем нами был осуществлен корреляционный анализ каждого из этих 20 утверждений с личностной нормативностью и профессиональной идентичностью.

В итоге выделилось три ведущие фактора, которые  оказались наиболее тесно связаны с личностной нормативностью и профессиональной идентичностью (использовался дихотомический коэффициент корреляции φ). Статистически значимые результаты приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Корреляционная взаимосвязь личностной нормативности, идентичности с факторами сензитивности к человеку*

ИдентичностьЛичностная нормативностьЭмпатияПомощьПонимание
Идентичность0,60**0,32*0,34*
Личностная нормативность0,37*0,34*
Эмпатия0,31*0,37*
Помощь0,35*
Понимание

*Примечание: ** –  значимость на 1% уровне; * – значимость на 5% уровне.

Итак, как хорошо видно из таблицы 3, в качестве ведущих  выделилось три  фактора, которые оказались тесно взаимосвязанными друг с другом.

Это: «Я способен остро чувствовать эмоциональное состояние даже малознакомого человека» – эмпатия; «Я не испытываю затруднений в оказании реальной помощи другим людям» – помощь;  «Мне не составляет особого труда в процессе общения с человеком понять его мысли, чувства и скрытые переживания» – понимание.

В качестве центрального фактора следует признать фактор, связанный с пониманием другого: «Мне не составляет особого труда в процессе общения с человеком понять его мысли, чувства и скрытые переживания». С ним положительно коррелирует и профессиональная идентичность,  и личностная нормативность.

Он характеризует способность студентов к психологической проницательности и свидетельствует об интересе к внутреннему миру другого человека. Кроме того, профессиональная идентичность оказалась тесно связанной с эмпатией, а личностная нормативность – с готовностью оказать помощь другому человеку.

Таким образом, вырисовывается достаточно четкая картина.

Студенты  с высоким уровнем личностной нормативности и выраженной профессиональной идентичностью обладают самыми главными качествами, которые необходимы психологу для успешной практической деятельности, это стремлением понять другого человека, сопереживать ему и оказывать реальную помощь.

У студентов же, у которых данные способности выражены в гораздо меньшей степени, и личностная нормативность не находится на должном уровне, а всё вместе в своей совокупности, вероятно, препятствует и становлению профессиональной идентичности.

Вывод, который можно сделать на основе полученных результатов исследования, достаточно конкретен и понятен.

Если мы хотим у студентов – будущих психологов одновременно добиваться и проявлений высокой личностной нормативности и развития их профессиональной идентичности, основное внимание в ходе обучения и осуществления профессиональной подготовки должно уделяться формированию сензитивности к человеку.

По всей вероятности, для этого недостаточно изучения только теоретического материала или проведения практикумов в традиционной форме, важно создать условия, чтобы сами студенты были интересны друг для друга, чтобы их общение и взаимодействие не ограничивалось установлением мало к чему обязывающих отношений.

Необходимо уже с младших курсов таким образом организовывать деятельность, чтобы она актуализировала потребности в раскрытии и самораскрытии, доверии друг к другу и к преподавателям, развивала эмпатические способности, умения понимать друг друга и оказывать реальную посильную помощь.

Библиографический список

  1. Пащенко А. К. Развитие нормативного поведения младших школьников:  Автореф. дисс.  канд. психол. н.  М., 2010.
  2. Акимова  М. К., Горбачева  Е. И., Козлова  В. Т.,  Столярова  В. А., Ярошевская  С. В. Нормативопринятие как психологическое условие наращивания социального капитала в разных образовательно-возрастных группах // Прикладная юридическая психология.  2012.  № 3.  С. 146-153.
  3. Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход //Перемены. 2000.  № 1.  С.81-107
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.
  5. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность.  М.: МОСУ, 2001. 272 с.
  6. Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. №4. С. 39-51.
  7. Михаленко ТН. Тест двадцати утверждений самоотношения Куна М. и Макпартлэнда Т. Череповец, 2004. 20 с.
  8. Петренко В.  Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. 207 с.
  9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.  М.: Академия, 2004. 304 с.
  10. Тест Кеттелла. 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла [Электронный ресурс]. Режим доступа:
  11. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [Электронный ресурс]. Режим доступа:
  12. Маралова Т. П. Психологические особенности взаимосвязи профессиональной идентичности и доверия к себе у студентов – будущих психологов // Вестник Череповецкого государственного университета.   2014.  № 5.  С. 126-130.
Читайте также:  Гимнастика пальцев и кисти - психология

Количество просмотров публикации: Please wait

автора «Маралова Татьяна Петровна»

Источник: http://human.snauka.ru/2015/02/9892

Соотношение нормативного и ненормативного в правовом регулировании общественных отношений

Соотношение нормативного и ненормативного в правовом регулировании общественных отношений

Нормативность выступает не только как форма бытия социальных интересов и потребностей, но и как процесс формирования и выявления этих способов существования социальной реальности. То есть нормативность выступает, с одной стороны, как форма социального развития, а с другой – как его основное содержание.

Во-первых, начать характеристику системных признаков нормативности целесообразно с такого качества нормативности, как необходимость. Во-вторых, в качестве следующего нормативного свойства можно назвать типичность, повторяемость. Типичность производна от понятия «типизация».

Типизация – сложный мыслительный процесс, предполагающий обобщение, отвлечение от несущественных признаков явлений и выделение существенных. В-третьих, в качестве предпосылки нормативности может выступать ценность для общества тех или иных вариантов поведения, следовательно, и образуемых общественных отношений. В-четвертых, важным признаком нормативности следует назвать всеобщность.

Всеобщность как нормативное свойство дает представление об объеме, широте, распространенности в обществе тех или иных эталонов, масштабов, связей, взаимозависимостей. В-пятых, еще одним признаком нормативности следует признать зависимость взаимодействующих элементов системы.

Каждое структурное образование функционирует в рамках единой программы, стоящей перед всей структурой в целом. нормативность как явление выступающее универсальной организационной основой регулирования поведения человека в разных сферах его жизни..

Но при этом следует учитывать, что для эффективного нормативно-регулятивного выражения тех или иных социальных отношений недостаточно простого познания, уяснения характерных и сущностных данных отношений. Это лишь первый шаг в нормативном обобщении.

Искомые качества нуждаются в ясных, тезисных, единообразных формулировках, которыми можно руководствоваться не только в нормоприменении, но и в повседневном нормативном поведении. Данные черты должны иметь краткое, конспективное определение, которое должно быть относительно однозначным. Следовательно, нормативные обобщения должны где-то содержаться, поэтому нормативность в реальной жизни имеет определенные формы, в которых она объективируется в средства социального регулирования.

Один из первых ученых, так или иначе обращавшийся к анализируемой проблеме, С.А.Даштамиров, к ненормативному регулированию относит: явления природы, механизм экономического регулирования, сознательно-идеологические формы воздействия, индивидуальные условия жизни каждого индивида.

В целом обозначенная классификация отражает действительные ненормативные процессы, оказывающие регулятивное воздействие на поведение. Обратимся к ней подробнее.

Начнем с явлений природы. Человеческая деятельность, как показывает практика, действительно направляется зачастую естественными явлениями, носящими социально-значимый характер. Естественные явления, т.е.

проявления сил окружающей нас природы, вызывает в качестве своего следствия соответствующий образ действия человека. Далее, механизм экономического регулирования, как справедливо отмечает автор рассматриваемой типологии, действует в сфере материальных общественных отношений.

Данный механизм осуществляется через взаимодействие экономических законов, функционирующих в обществе и определяющих внутренние стимулы хозяйственной жизни в процессе достижения оптимального экономического эффекта.

Взаимодействие между людьми в процессе общественного производства опосредуется различными рычагами, среди которых особое и важное место принадлежит потребностям и интересам.

Следовательно, суждение С.А.Даштамирова о ненормативности всего сознания ошибочно. Данную посылку необходимо ограничить только общественной психологией.

Другая концепция представлена известным отечественным правоведом С.С.Алексеевым. Он относит к ненормативным регуляторам лишь индивидуальные факторы.

То есть такое упорядочение поведения людей, которое осуществляется при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений какого-либо вопроса, относящихся к строго определенному случаю, к конкретным лицам. По его мнению, индивидуальное — это простейшее социальное регулирование.

Оно имеет известные достоинства: позволяет решить жизненные проблемы с учетом особенностей данной ситуации, персональных качеств личности, характера возникающих отношений.

Но очевидны его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, ибо каждый раз проблему нужно решать заново, отсутствует единый общий порядок, а главное, существуют достаточно широкие возможности для субъективистских, произвольных решений.

Продолжая анализ классификаций ненормативных регуляторов, следует отметить весьма интересную концепцию А.Б.Венгерова. В инфраструктуру ненормативного воздействия на общественные отношения данный исследователь включает следующие регулятивы: ценностный, директивный и информационный, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний.

В основном не отвергая ненормативного характера вышеназванных факторов, хотелось бы высказать некоторые возражения относительно ненормативности такого регулятора, как социальный институт предсказаний.

Этот фактор регламентации общественных отношений, по мнению А.Б.Венгерова, формировался одновременно со становлением человеческой цивилизации, обеспечивая благополучие тех или иных кланов, общин, групп

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/26539.html

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Нормативное поведение — это ориентированная на достижение цели упорядоченная деятельность, позволяющая выстраивать последовательность рутинных действий в знакомой рабочей ситуации. Правило обьино формулируется из предыдущего опыта и отражает функциональные свойства, которые сдерживают поведение окружающей среды.  [1]

Нормативное поведение может либо быть предписано члену группы в виде роли ( например, лидера), либо выступать в качестве ролевого стандарта поведения, общего для членов группы.  [2]

Коллектив малой группы настаивает нанормативном поведении каждого своего члена, поскольку в известной степени также зависит от этого поведения.  [3]

Модели взаимодействия в группах.  [4]

Групповые взаимодействия опосредуются ( как правило)нормативным поведением, иногда именуемым шаблоном. Оно связано с реализацией целей группы и в той или иной мере признается всеми представителями группы.  [5]

Поспелов и Шустер, 1990 ] Поспелов Д. А., Шустер В. А.Нормативное поведение в мире людей и машин.  [6]

Реагирование на изменение ситуации как философия ситуационного управления предполагает существование некоего образанормативного поведения организации, предписывающего траекторию эффективной производственно-коммерческой деятельности.  [7]

В результате замена игры Г ее характеристической функцией иг, снимая вопрос онормативном поведении игроков, не приписывает им, однако, каких-либо обоснованных индивидуальных выигрышей.

Последнее может быть достигнуто лишь введением дополнительных оптимизационных соображений.

В связи с этим изучение характеристических функций бескоалиционных игр составляет целую теорию, которая назьгоается кооперативной теорией бескоалиционных игр.  [8]

В ходе этого процесса члены организации привыкают к нормам организационной культуры, осваивают процедурынормативного поведения ( т.е. то, каким образом нужно следовать нормам культуры организации), включаются в систему социальных отношений характерных для данной организации, прежде всего отношений власти и подчинения, отношений с коллегами.

Далее происходит первичное освоение членами организации своих ролевых требований и привыкание к ним.

Однако в процессе адаптации не наблюдается интернализации работником ролевых и нормативных требований, предъявляемых к нему трудовой деятельностью, а также консолидации индивида с коллективом, поскольку у него только начинает формироваться ощущение причастности к организации как к социальной группе.  [9]

Поэтому очень часто одна и та же норма может обосновываться различными ценностями, а страх перед наказанием — один из важнейших регуляторовнормативного поведения.  [10]

Четвертая область исследований связана с созданием интеллектуальных роботов, способных автономно решать сложные задачи, связанные с перемещением роботов в реальной среде, обработкой зрительной информации, нормативным поведением роботов и многое другое.  [11]

Чувство беспомощности и зависимости, возникающее у человека в результате отчуждения, зачастую ведет к аномии и отклоняющемуся поведению, которое мы в общей форме рассматривали выше ( см. гл. Подрывается не только мотивация труда, но и принятиенормативного поведения: то и другое мало оправдывает себя с точки зрения человека, который не чувствует себя хозяином жизни.  [12]

Конформист выполняет свою роль, приближаясь, насколько возможно, к институционализированным ожиданиям.

Человек, отклоняющийся от нормы, который выполняет сзою роль, избегаянормативного поведения, может принимать санкции, а может искать способы от них избавиться. Наконец, он может быть гиперконформистом.

В каждой стране, в каждом общественном круге, роль хорошего католика определяется на основании правил поведения католиков.  [13]

В результате социальные нормы и правила организации становятся частью личностной структуры каждого конкретного члена организации инормативное поведение начинает осуществляться бессознательно, автоматически, интернализованные нормы выполняются уверенно и определенно.

Итогом этого процесса является внутренний личностный контроль за правильным поведением в пределах норм и правил организации. Нередко члены организации пытаются сознательно или бессознательно распространять принятые и усвоенные им нормы и правила на своих коллег и даже за пределы своей группы.

Постепенно в ходе интернализации у члена организации появляется стремление максимизировать собственные ценности и нормы, создается устойчивая система личностных ценностей и нормативных ориентации.

В конце концов индивид полностью усваивает систему ролевых отношений, экспектации и ролевые требования, принимает предназначенные ему роли и формирует собственные цели в соответствии с целями организации. При этом важным моментом является ориентация членов организации на освоение новых ролей.  [14]

При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Дюркгейму — это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линиинормативного поведения.  [15]

Страницы:      1    2

Источник: http://www.ngpedia.ru/id265307p1.html

Ссылка на основную публикацию