Оратор — психология

Психология публичных выступлений

Оратор - психология

« Назад

25.04.2016 19:48

Каждый из нас учится на собственном опыте и ошибках. И пока мы не сталкиваемся на своем пути с определенной проблемой, мы не задумываемся о способах ее решения. Пока человеку нет необходимости выступать перед аудиторией или читать лекции, он не учится ораторскому искусству.

На своем опыте я понял, как это важно – уметь удерживать внимание аудитории и интересно читать лекции, и при этом не поддаваться панике.

Начав педагогическую деятельность довольно поздно, я столкнулся с множеством проблем при выступлении, волнением перед незнакомой аудиторией и серьезными слушателями. Это подтолкнуло меня на изучение ораторского искусства.

И эффект не заставил себя ждать – общаться с незнакомыми людьми и аудиториями теперь легче, волнение стало контролируемым, а сама работа и выступления — приносят ещё большее удовольствие.

Каждый из нас осознает, насколько важны слова в нашей жизни. Мы всё объясняем друг другу с помощью речей. Евангелие от Иоанна начинается известной всем фразой: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог».

Великие древнегреческие и древнеримские ораторы ещё много веков назад открыли основные принципы успешного выступления, и в наши дни к их бессмертным произведениям обращаются и используют, чтобы научится формировать свои мысли.

Обучение ораторскому мастерству включает  три стадии:

На первой – выступающий только в начале своей карьеры, поэтому он читает всё с листа, волнение ещё не позволяет свободно выражать свои мысли.

На второй – накопленный опыт прибавляет смелости, и оратор начинает рассказывать без листа, иногда поглядывая в него, порой что-то зачитывая.

На третьей стадии – составленный текст выступления уже практически и не требуется, речь человека свободна и уверена. Листы с текстом в данном случае играют роль страховки – на случай непредвиденного сбоя. Также как опытные гимнасты, выступающие на высоте, должны иметь страховку, так и оратор, обращающийся к большой аудитории, должен знать, что у него есть опора – речь на бумаге.

Ещё великий Цицерон дал очень полезный совет для всех ораторов – если вы хотите, чтобы на ваши выступления с радостью приходили, вы должны учить слушателей чему-то новому, приносить им удовольствие речью, вдохновлять и направлять за собой.

Существует три типа красноречия – низкий, средний и высокий.Давайте подробнее разберемся, чем характерен каждый из них.

Низкий стиль

Применим в доступных лекциях, он отличается своей прямотой и простотой, чтобы каждому было понятно объясняемое, его также называют простой стиль. Речь может быть обычной, разговорной, слушатели легко воспринимают информацию.

Но над такой приятной простотой оратор долго работает, потому что на самом деле, когда ты стоишь на сцене и волнуешься, объяснение даже простых вещей становится очень трудным, ты постоянно сбиваешься и говоришь много лишнего и непонятного.

Именно это волнение и есть причина многих бед, ведь на самом деле каждый может научиться интересно излагать материал.

Причина волнения в нашем желании нравиться всем, стремлению к успеху и признанию. Это ведет к тревожности, которая мешает нам сосредоточиться.

Необходимо смириться с тем, что невозможно нравиться одновременно всем, что с первого раза не получится выступить идеально. Будьте готовы, что, даже при большом опыте, иногда вы будете проваливать выступления.

И это нормально, ведь мы учимся на ошибках и только за счет них – растем и меняемся к лучшему. Поэтому отпускайте тревогу и выступайте спокойно.

При всей простоте низкий стиль не может быть скучным, ровным, слушатель не должен засыпать. Фразы лучше строить короткие – чем длиннее и сложнее предложения, тем тяжелее следить за сутью.

Чтобы внимание аудитории не рассеивалось периодически нужно задавать риторические вопросы, которые будут заставлять их задуматься, вспомнить, пошевелиться. Люди будут чувствовать, что они участвуют в рассуждении, подключаться к объяснению. Также важно применять метафоры и сравнения.

Чтобы слушатели восприняли и запомнили новую информацию, вполне логично приводить примеры и проводить параллели с тем, что они хорошо знают, объяснять, сравнивая одно с другим.

Средний стиль

Больше подходит для торжественных мероприятий, каких-либо ритуалов. Возможно, к нему можно отнести празднества и речи ведущего на свадьбах, юбилеях и т.д. Такая речь должна услаждать слух и дарить приятные эмоции.

Высокий стиль

Как-раз в нем выражается вся мощь оратора. С помощью высокого стиля можно повести за собой толпы. Такое красноречие меняет людей, убеждает, вмешивается в их мысли. Такие великие ораторы правят государствами и народами. Высокий стиль отличается своей красотой, изящностью, пышностью. Слушатели с удовольствием внимают каждому слову, верят, готовы идти за оратором, соглашаться с ним.

Чтобы производить такое впечатление, выступающему нужно уметь вызывать удивление у людей, привлекать внимание, моделировать эмоции толпы.

Помимо радости, слушатели должны испытывать множество других чувств – интерес, любопытство, гнев, шок. Чем больше эмоций вызывает такая речь, тем больше внимание аудитории, которая будет слушать, не отвлекаясь ни на что.

Речь должна быть настолько живой и увлекательной, чтобы ни один человек, слушая, не мог думать ни о чем другом.

Источник: http://litvak.me/statyi/article_post/psikhologiya-publichnykh-vystupleniy

Презентация к уроку по психологии (9 класс) по теме: Психология ораторской речи

Слайд 1

МБОУ СОШ № 7 Предмет «Психология общения » «Психология ораторской речи» Выполнила педагог-психолог Н.В.Чернова Богородск 2013

Слайд 2

Основные понятия Понятие » риторика» (от греч. rhetorike techne — ораторское искусство) охватывает теорию речи, искусство речи и ораторское мастерство; Ораторство — сильнейший рычаг культуры; Публичная речь рассматривается как произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание.

Слайд 3

Характерные особенности публичной речи Публичная речь — монолог по форме, а по существу — диалог; Публичное выступление — устная форма речи она происходит в ситуации живого общения; Живая интонация разговорной речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.

Слайд 4

Этапы подготовки речи Докоммуникативная фаза определение темы и цели выступления; оценка аудитории и обстановки. Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.

Слайд 5

Технология построения публичного выступления Выступление состоит из трех частей: 1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение. Примерное распределение времени: — вступление – 10-15%; — основная часть – 60-65%; — заключение – 20-30%.

Слайд 6

Начало выступления Не начинать выступление сразу , немного подождать; Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным; Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что время не будет потрачено зря.

В литературе; Интерес слушателей должен возрастать постепенно, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей; Выбор варианта зачина — увлекательная творческая задача.

Он должен быть занимательным, соотноситься с содержанием речи, а главное — создавать эмоциональный контакт с аудиторией; Слова какого-либо известного человека всегда привлекают внимание , поэтому хорошая цитата лучше всего подходит для начала выступления Один из самых лучших способов начать выступление – это начать с какого-нибудь замечания, которое непосредственно касается интересов аудитории; Потрясающий факт обладает наибольшей притягательной силой.

Слайд 7

Основная часть выступления Для придания большей четкости выражения своих мыслей оратор должен использовать общие категории и конкретные примеры.

Приемы, позволяющие придать выступлению естественность, оживленность акцентирование важных слов и подчинение им остальных; необходимо менять тон голоса, то есть говорить с аудиторией; нужно менять темп речи, выделяя слова, несущие смысловую нагрузку; делайте паузу до и после важных мыслей.

Слайд 8

Завершение выступления Лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени; Подготовить заключение надо заранее; Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу; Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Они вызывают положительные эмоции, поднимают настроение.

Слайд 9

Спасибо за внимание

Источник: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/05/03/psikhologiya-oratorskoy-rechi

Реферат: Психология ораторского искусства

Реферат: Психология ораторского искусства

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.

К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство — сильнейший рычаг культуры.

Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами — этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.

Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Возможно вы искали — Доклад: Лидерами и рождаются, и становятся

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное — неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.

Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.

Книга П. Сопера «Основы искусства речи» представляет собой систематизированное пособие для всех, изучающих вопросы ораторского мастерства. Цель автора — дать практические наставления и рекомендации по подготовке публичных выступлений.

Он исходит из мысли, что его пособие является лишь подготовительной ступенью для тех, кто решил овладеть тайнами ораторского искусства, и поэтому ограничивается задачей выработки у учащегося первичных навыков выступления и преодоления укоренившихся или укореняющихся недостатков речи.

Читайте также:  Внимание ребенку - психология

Похожий материал — Реферат: Борьба с внутренними обстоятельствами за высокую работоспособность

Главное, по его мнению, — это развитие в начинающем ораторе чувства взаимообщения со слушателями, характерного для обычной беседы. Но такое простое на первый взгляд требование П.

Сопер развивает в стройную и связанную в неразрывное целое систему методических правил и советов, которые облегчают задачи, стоящие перед новичком-оратором.

Внимание и интерес аудитории к выступлению оратора, готовность воспринять, что он говорит, желание согласиться с ним и последовать его предложениям автор понимает не как заранее обеспеченное и неизменно сопутствующее выступлению, а как нечто такое, за что оратор с первого до последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждая и заостряя интерес, добиваясь их расположения, преодолевая безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекая, удовлетворяя любознательность, воодушевляя, убеждая и призывая к действию — в зависимости от мотивов выступления. Цель речи является основным конструктивным элементом, положенным в основу деления речей на развлекательные., информационные, воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию. В связи с указанными предпосылками автор отводит в своей работе весьма значительное место вопросам психологии внимания и психологии слушателя вообще.

Книга содержит почти исчерпывающий свод практических наставлений по вопросам, неизбежно возникающим на пути к овладению доходчивым, впечатляющим и воздействующим живым словом.

Внешний облик оратора

Лектор Сэм Сэнфорд однажды рассказал о случае, происшедшем в фойе гостиницы городка, где он должен был выступать. Молоденькая продавщица табачного киоска, где он покупал газету, радостно объявила ему, что вечером собирается послушать лекцию профессора Сэнфорда.

Узнав, что перед ней сам Сэнфорд, девушка внимательно окинула его взглядом и сказала: «Ну что ж… Все-таки я пойду». К счастью для хороших ораторов (не для плохих), мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем.

Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе.

Наивно, движимые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе-положительное или отрицательное — и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет. Вы упить публично — это значит дать слушателю возможность познакомиться с вами, как говорится, и на радостей на горе.

Если не на радость, если внешние данные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления. Но прежде всего следует подтвердить основной принцип: подлинно движущая и направляющая сила внешних данных и приемов оратора Заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией.

Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы. Всякие ухищрения в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего облика оратора, воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией

Внешность

«С лица не воду пить…» С неказистой внешностью оратору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Мужчина только выиграет от того, что не будет похож на картинку из последнего журнала мод.

Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Ваши товарищи на вечернем собрании в клубе вряд ли ожидают, чтобы вы предстали «перед ними, разодевшись в пух и прах.

Да и преподаватель не потребует, чтобы для Очередного выступления на занятиях студенты одевались по-праздничному. Но неопрятность может дорого обойтись. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти — чисты, обувь — начищена, платье или костюм — тщательно отглажены и аккуратно застегнуты.

Даниэль Уэбстер, о котором говорили, что «никто не обладает таким величественным видом, как Уэбстер», был. поборником безукоризненной внешности. Ему и в голову не пришло бы появиться перед аудиторией не застегнутым на все пуговицы. В наше время требования не так строги.

Но мужчинам, пожалуй, более удобно выступать в обычном костюме, если погода не слишком жаркая.

Очень интересно — Доклад: Сенсорная память — как «запоминает» глаз

Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Женщины должны снимать шляпы с широкими полями и вообще привлекающие внимание головные уборы. Вуалетки не нужны. Перчатки и сумки будут только мешать. Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений.

Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется по крайней мере оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика.

Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите.

Манеры

Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности.

Группа слушателей — нечто большее, чем простое скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой же реакции, как и все: благоприятной или неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы.

Они знают, что раз удалось возбудить интерес аудитории, то естественная заразительность настроений поможет его поддержать.

Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого-либо под своим влиянием.

Психология слушателя такова, что он требует от оратора больше, чем это возможно в .ином случае. Когда разговаривают двое или трое знакомых, их беседа протекает в обстановке свободы и равенства каждого при обмене мыслями. Совершенно иное — официальная обстановка, в которой произносится речь. Здесь нет свободы и равенства.

Слушатель вовсе не склонен забывать, что приходится на время вашего выступления как бы поступиться своей индивидуальностью, пожертвовать удобствами и временем. В силу ограничений, налагаемых правилами общественного приличия, он отдает себя временно во власть оратора.

Одни пришли на собрание против желания, лишь подчиняясь чувству долга; другие уступили настойчивой просьбе друга, мужа или жены. Понятно, что слушатели предъявляют к оратору особые тре6ова,ния: они предоставили ему главную роль — оратор должен с этим считаться.

Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немедленно' сменится разочарованием и досадой.

Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если оратор ничего не сделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину.

Слушатели хотят, чтобы он растопил ледок и сблизился с аудиторией, как добрый знакомый. Подумайте, какие возможности поднять настроение упускаются оратором, когда он стоит в застывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание.

Оратор — живой человек, а не говорящий автомат.

Вам будет интересно — Реферат: Знание и понимание

Нужно овладеть уменьем создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело-наладить с ними контакт.

1. Как только предоставят слово…

Перед тем как выступить, следует, конечно, ознакомиться с условиями помещения. Отметьте, каково расстояние между вашим местом и первым рядом слушателей. Если речь произносится не с эстрады или нет специально отведенного места для оратора, необходимо тщательно выбрать место, с какого говорить.

Лучше всего говорить, находясь посередине, по возможности в нескольких футах от первого ряда и поодаль от передней стены. Если имеется какое-либо возвышение, например эстрада, станьте на переднем крае, хотя бы даже впереди места, отведенного для оратора.

Когда эстрада слишком высока и отделена от слушателей или аудитория сравнительно невелика (например, не более 75 человек), рекомендуется говорить, находясь на уровне слушателей. В таких случаях необходимо предварительно договориться с председателем собрания.

Это окажет вам неоценимую услугу в создании более интимной и располагающей обстановки.

Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее.

С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи.

Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям.

Изберите какую-либо принятую форму обращения: «Г-н председательствующий, леди и джентльмены…» В присутствии почетного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени.

2. Выражение лица

Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть через застекленную дверь в аудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи? вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо его должно быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид.

Читайте также:  Эффект ореола - психология

Похожий материал — Доклад: Образные методы запоминания текстовой и речевой информации

Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови.

А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями-печалью, радостью и т.д.

, наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

3. Контакт со слушателями

До обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией. Стоит только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться в заметки…

Наконец, он может просто закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий наладить общение со слушателями, зачастую прибегает ко всем приемам, не останавливаясь ни на одном.

Он нервно перескакивает с одного на другое, как застенчивый ребенок, старающийся как-нибудь выскользнуть из комнаты, полной гостей.

Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора.

Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую.

Это поможет вам избежать смущения, которое «испытывают многие от упорного взгляда, натравляемого на них во время беседы или публичного выступления.

выберите отрывки различной длины и выразительности и упражняйтесь в произнесении их, переводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом. В большинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус.

Источник: https://cwetochki.ru/ref-referat-psikhologiia-oratorskogo-iskusstva.html

Как развить в себе оратора

Как развить в себе оратора

Ораторское искусство представляет собой в некотором роде науку со своими тонкостями.

Если вы хотите преуспеть на собеседовании, на переговорах, вам нужно убедить других люедй в том, что вы уверены в себе и вы предлагаете качественный товар или услугу, то этой наукой пренебрегать не стоит.

Каким бы хорошим специалистом вы ни были, если вас не услышат и не заметят, то ваши способности не пригодятся, их нельзя будет потрогать.

Хороший оратор должен следовать некоторым правилам. Из этих правил некоторые малоизвестны, незаметны, но играют решающую роль.

Во-первых, расстановка ударений. Если речь идет сплошным ровным потоком, от вас будут отстранятся, как от роя безобидных мошек: мошки не кусаются, но докучают.

Как перестать думать о том, что другие думают о вас

Развиваем обаяние, чтоб привлечь больше людей

Подчеркнув те слова, которые вертятся в мыслях вашего собеседника, вы закладываете в его подсознание уверенность в том, что вы именно тот, кто нужен.

Во-вторых, вам придется попрощаться с приятным мелодичным тембром вашего голоса! Встаньте перед зеркалом и говорите так, как будто вы другой человек. Вы — шпион, которому нужно изменить голос.

Измененный вариант вашего голоса, неровный скрипучий тембр будит разум собеседника, не дает заскучать, заставляет напрягаться. Ваш голос сейчас — это инструмент, вы как молотком стучите им по мыслям ваших клиентов, покупателей и т.п.

Мы привыкли к своему тембру, мы его облизываем, ласкаем мысленно, поэтому он зачастую убаюкивает и способен быстро наскучить. Вы должны привнести в ваш тембр элемент вредности, крикливости, неровности, пусть ваш собеседник подумает о том, что вы напряжены, и это хорошо.

Уверенный оратор скучен, он «разрешает» слушателю заниматься своими делами: копаться в телефоне, перекинуться парой фраз с соседом, подумать о своих проблемах.

Что еще нужно, чтоб стать прекрасным оратором

В-третьих, новая информация в вашем месседже. Ваш месседж состоит из той информации, что вы подаете на блюдечке своим слушателям, но если эта информация не новая, она никому не нужна. Вам нужно подать старое блюдо с новым ингредиентом: именно тогда старое блюдо превратится в изысканный шедевр для гурманов.

Вы можете подать картошку, а можете подать картошку с имбирем, и это поднимает интерес к вам на 80% автоматически. Расскажите в контексте то, что вызовет удивление.

Играйте на эмоциях — позитивный спич разбавьте грустной оговоркой, а деловой доклад — забавным случаем, произошедшим с топ-менеджером какой-то известной крупной компании.

В-четвертых, не поднимайте высоко руки и не делайте резких жестов.

Собеседник смотрит на руки, отвлекается, размышляя о том, заменяете ли вы этими жестами свою некомпетентность, ставите ли подсознательный барьер или скрываете угрозу.

Лучше это будет мимика вашего лица: гибкая подвижная мимика привлекает внимание куда лучше, чем ваши руки. Лицо не вызывает скрытой угрозы, оно демонстрирует эмоциональность, душевность, гибкость мышления.

Полезно делать паузы между словами в самый неожиданный момент, — это дает возможность расслабиться и лучше обдумать сказанное, создает особый колорит для спича, подкрашивает его.

В некоторых местах сухую информацию следует ускорить, чтобы собеседник не уснул на этой мини-лекции. Минимум цифр, больше человеческих слабостей. Рассказ о том, как менеджер разбил окно, куда интереснее, чем рассказ об объемах продаж.

А вот если вы скажете, что стоимость разбитого окна была равна одной двадцатой доли дневной выручки, это отложится в памяти наверняка!

К сожалению, если вы не уверенны в себе, это нельзя ничем прикрыть! Придется учиться преодолевать ваш личный страх перед публичным выступлением. Либо это будет неудачная попытка скрыть неуверенность, которая приведет к нелепым ситуациям. Оратор должен быть готовым к публичному выступлению в любое время в любом месте и при любой ситуации.

Если вы сможете встать посреди улицы и прочитать громко вслух стихотворение, не боясь показаться глупым со стороны, то у вас все в порядке.

Если в аудитории с 5-10 людьми вы боитесь громко рассказать о предыдущем месте работы, то вы обладаете весьма вредным недостатком, который не позволит вам доносить грамотно и эффективно свои мысли!

Напоследок запомните: хороший оратор всегда знает о чем говорит и зачем говорит, честен перед самим собой, а если использует блеф и даже ложь, он делает это осознанно и имеет пути отхода!

Некоторые тонкости ораторского искусства, которые будут полезны как менеджерам по продажам, так и простым служащим

Источник — mirrosta.ru

Источник: http://mirrosta.ru/psichologiya-obscheniya/kak-razvit-v-sebe-oratora.html

Психология публичного выступления. Типы ораторов. Психологическое айкидо и публичное выступление

Часть 4 — «Я и ОНИ»

Психология публичного выступления

В обучении ораторскому искусству можно выделить три этапа. На первом оратор читает текст, не отрываясь от него («как свинья»). И не следует стесняться этого. Если в тексте дело, будут слушать. На втором этапе уже накоплен опыт публичных выступлений. Оратор выступает то без текста, то опять утыкается в него («как курочка»). На третьем этапе — не глядя в бумажку («как соловей»). Но и теперь можно выходить к слушателям с полным текстом лекции или выступления. Текст — это как лонжа для циркового акробата, работающего под куполом цирка. Текст удобно иметь еще и потому, что он, как нить Ариадны, может вывести на свет основной идеи, когда оратор будет делать отступления от основной темы. А отступления необходимы для того, чтобы речь была яркой, образной и запоминалась.

Как заметил Цицерон, великий оратор древности, каждый, кто решается на публичное выступление, должен: научить слушателя, доставить ему наслаждение и повести за собой. Об этом я писал в главе «Психологическая диета», но не исключено, что кто-то начал чтение книги с этого раздела, так что можно и повторить.

В соответствии с этим выделяются три красноречия: низкий (тонкий, простой) — для доказательства. Он уместен в педагогическом процессе. Средний — для услаждения. Он хорош в торжественных обстоятельствах. Высокий (бурный) — для подчинения слушателя, ведения его за собой. В последнем проявляется вся сила оратора.

Оратор простого стиля скромен и прост. Его язык близок к обиходному. Когда его слушаешь, создается впечатление, что сам бы так сказал, если бы знал суть дела. Но эта простота кажущаяся. Когда сам выходишь на трибуну и пытаешься рассказать даже то, чем занимаешься ежедневно, получается нечто несвязное. Сердце бешено стучит, покрываешься потом. Слушатели занимаются чем угодно, только не слушают. До сих пор помню, как на одной из первых своих лекций я пытался объяснить, что такое спектральный анализ, которым занимался несколько лет и знал достаточно хорошо. Мой учитель потом спросил меня с известной долей иронии: «Миша, о чем это ты там говорил?» И он был прав! Потом я понял, в чем трудности. Они не столько в незнании, сколько в психологии.Все мы неплохие ораторы. Посмотрите, как мы говорим один на один или в небольших знакомых компаниях. Но здесь же ОНИ, эти незнакомые ОНИ. Кто его знает, что от них ждать! Возникает тревога, которая мешает спокойно выступить и толково рассказать то, о чем ты пять минут назад спокойно рассуждал со своим приятелем. Поэтому прежде чем переходить к изложению правил риторики, давайте снимем это предстартовое волнение. Разберемся в его причинах.

Психологический анализ такого состояния показывает, что на неосознаваемом уровне имеются желание понравиться всем и недоверие к людям, жажда стопроцентного успеха. Вот именно эти теоманические идеи (т. е.

идеи, реализация которых принципиально невозможна) вытесняются в бессознательное и проявляются в виде тревоги. Как их ликвидировать, описано в главе «Психологическая диета».

Как только человек поймет, что неудача дает ему больше в плане личностного роста, чем успех (анализ ошибок, очищение социального окружения от тех, кто над ошибкой или неудачей смеялся, и т. п.), тревога уйдет, и можно приступить к овладению ораторским искусством.

Читайте также:  Статус лидера - психология

В общем, успокойтесь, настройтесь на неудачу в первый раз, я вам гарантирую провал. Даже сейчас, имея большой опыт публичных выступлений, я раз в три-четыре месяца проваливаю лекцию, и, как видите, жив и даже стал здоровее. Далее на конкретных примерах будет показано, как работать над ошибками.

Итак, хотя этому стилю и не свойственно особое полнокровие, все же он должен обладать известной сочностью, чтобы, несмотря на отсутствие больших сил, производить впечатление крепкого организма. При низком стиле оратор свободен от оков ритма. Речь должна быть свободной, даже несколько несвязной, но не беспорядочной.

«Подгонкой» слова к слову можно пренебречь. Начинающие ораторы стараются нигде ни разу не споткнуться. Речь у них «каллиграфическая», что называется без сучка и задоринки. Слушатели от такой речи великолепно засыпают, хотя изредка и стараются продирать глаза.

Но необходимо очень тщательно отнестись к остальному, раз в этих двух моментах можно чувствовать себя свободнее. Как вы думаете, какие должны быть фразы: длинные или короткие? Лучше говорить короткими фразами. Конечно, они просты, но эта простота продуманная.

Как писал Цицерон, про некоторых женщин говорят, что они не наряжены и что именно это-то им к лицу, так и эта простая речь нравится без всяких прикрас. И тут и там происходит нечто, от чего и то и другое выигрывает в привлекательности — и женщина, и речь. Далее следует устранить всякое бросающееся в глаза украшение.

Наконец, и всякие искусственные средства для наведения белизны и румянца придется отвергнуть. Останутся только одно изящество и опрятность. Прочитайте еще раз отрывок. Как здорово написано! И вот уже тысячи лет работы Цицерона вызывают восхищение.

Но пойдем дальше. Речь такого оратора чиста, ясна и понятна, говорит он, предусмотрительно выбирая приличествующие случаю выражения. Оратор бросает остроумные, быстро смещающиеся мысли, извлекая их из никому неведомых тайников, и осторожен в использовании арсенала ораторских средств (это его основное качество).

Оратору низкого стиля позволительно пользоваться двумя приемами — риторическим вопросом и метафорой, сравнением. Но и здесь следует соблюдать меру.

Почему необходимо пользоваться риторическим вопросом? Вот видите, и в письменной речи он применим. Во-первых, задавая вопрос, я как бы принуждаю слушателя думать, ставлю его во взрослую позицию.

Слушатель обдумывает вопрос, и если я потом делаю небольшую паузу, он сам находит ответ. Через несколько секунд он от меня получает подтверждение, что мыслил правильно! Следовательно, во-вторых, у него возникает чувство радости. Процесс слушания становится творческим. В него постепенно втягивается все большее количество слушателей. Это происходит по механизмам идентификации.

Иногда я прошу слушателей вслух ответить на риторический вопрос. И что я делаю, когда получаю правильный ответ? Правильно, хвалю ответившего. Так создается атмосфера творчества. В такой атмосфере у слушателей в кровь выбрасываются морфиноподобные вещества — эндорфины, которые способствуют усвояемости идей. Слушатели начинают думать так не потому, что я сказал, а потому, что убедил.

Теперь, когда они услышат противоположное мнение, то без доказательств уже не откажутся от той идеи, к правильности которой пришли сами. Я просто помогал.

Второй ораторский прием, который позволителен оратору низкого стиля, — это метафора, сравнение. Обратите внимание на свежесть метафор древних авторов. Кажется, что все это написано сегодня.Давайте поучимся строить метафоры и сравнения.Здесь можно сформулировать два правила.

Правило первое: учет знаний слушателей.

С чем сравнить устройство организма, если я говорю об этом с производственником? Конечно, с заводом. Организм устроен как завод. Его снабжают сырьем, после обработки которого получается готовая продукция, а отходы необходимо как-то ликвидировать.

Если я говорю о воспитании со строителями, то сравниваю его с постройкой здания, а если этот разговор идет с крестьянином, то с выращиванием растений.

Правило второе: наглядность метафоры. Когда я сравниваю человека, живущего по жестким правилам, который четко знает, что такое хорошо, а что такое плохо, то помещаю его на гладкий вертикальный столб. Человек изо всех сил карабкается по нему вверх, а жизнь его сталкивает вниз. Видны все его муки и тщетность усилий.

После этого легко понять, почему, когда обстоятельства меняются в лучшую сторону, самоощущение такого человека не меняется. А теперь, пожалуйста, подумайте, не живете ли и вы на этом столбе? Хотите изменить положение? Повалите столб на землю. Теперь мне уже не надо судить, хороши вы или плохи, дорогой читатель. Мне просто нужно решить, хороши вы или плохи для меня.

Задача, с которой я смогу справить-' ся. Для меня вы хороши! Вы ведь купили мою книгу, читаете ее и уже почти подошли к концу. Конечно, для меня вы хороший и умный человек и я буду с вами общаться. А какой вы есть на самом деле, пусть судит Бог. Мне теперь уже не нужно говорить, что Н. — плохой человек. Просто он не подходит мне.

Так при помощи метафор можно способствовать психологической коррекции, и речь становится увлекательной.

Средний стиль используется на званых обедах, торжественных приемах и других ритуалах и предназначен в основном для услаждения слуха. У нас сейчас не то время, поэтому об ораторе среднего стиля поговорим в лучшие времена.

Оратор высокого стиля. Опять вернемся к М. Цицерону. Третий род — тот пышный, неистощимый, мощный, красивый, который, конечно, и обладает наибольшей силой.

Это и есть как раз тот, восхищаясь красотами речи которого, люди дали красноречию играть такую крупную роль в государстве, но именно такому красноречию, которое неслось бы с грохотом в мощном беге, которое казалось бы парящим выше всех, вызывало бы восхищение, красноречию, до которого подняться они не имели бы надежды.

Оно то врывается в мысли, то вкрадывается в них, сеет новое убеждение, исторгает укоренившееся. Но есть большая разница между этим родом красноречия и простым.

Кто усовершенствовался в том простом и точном стиле, чтобы говорить умно и убедительно и не задаваться более высокими целями, тот, уже одного этого добившись, становится крупным, если не величайшим оратором: ему меньше всего грозит опасность очутиться на скользкой почве, и, раз встав на ноги, он уже никогда не упадет.

Оратору среднему, если он свой стиль в достаточной мере обеспечил соответствующими средствами выражения, не придется бояться сомнительных и рискованных моментов в ораторском выступлении, даже если у него, как это часто случается, иногда не хватит сил: большой опасности для него не будет, ибо с большой высоты ему не придется падать.

А этот наш оратор, которого мы ставим выше всех, мощный, решительный, горячий, если он рожден лишь для этого одного рода красноречия или если он упражняется в нем одном, не попытавшись сочетать своего богатства с умеренностью двух предшествующих родов, то он достоин глубокого презрения.

Ибо тот простой оратор, говоря проницательно и хитро, кажется уже во всяком случае мудрым, средний кажется приятным, этот же со своим неистощимым пылом, если в нем нет ничего другого, производит впечатление человека не в своем уме. Раз человек не может сказать спокойно, просто, стройно, ясно и отчетливо, и, не подготовив слушателей, начинает зажигательную речь, получается впечатление, будто он безумствует на глазах у здоровых и как бы предается пьяному разгулу среди трезвых.

Истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о величавых — величаво, а о средних — стилем промежуточным между обоими.

Психологическое айкидо и публичное выступление
С точки зрения психологического айкидо, весь смысл контакта с НИМИ — поставить партнеров по общению во взрослую позицию, т. е. позицию разума, интеллекта. Принципы у всех разные, чувства не сходятся, а интеллект в качественном отношении одинаков (2 х 2 = 4, и нет никаких споров). Если в работу интеллекта не вмешиваются с искажениями принципы и чувства, тогда все в порядке, и какая разница, сколько человек слушает: один или сто. И если беседой один на один вы владеете, вам незачем учиться ораторскому искусству. Просто снимите робость, т. е. ликвидируйте в бессознательном малоадаптивные идеи о том, что у вас всегда и все должно получаться.

Учитесь описывать события, а не называть их. Тогда вы будете правильно поняты партнером по общению и не впадете в ошибку. Когда мой пациент говорит, что его любили, а потом сделали гадость, я спрашиваю, как его любили. Довольно быстро выясняется, что любви не было. Если вы хотите правильно понять партнера, попросите, чтобы он описал, как все это происходило.

Люди больше всего любят говорить о том, что их больше всего занимает. А занимает их внимание неудовлетворенная потребность.

А какая потребность у моих слушателей чаще всего не удовлетворена? Из биологических — сексуальная, из социальных — чувство значительности.

Поэтому всегда с удовольствием слушают о том, как удовлетворить эти потребности, или хотят понаблюдать, как это у других не получается.

Человек считает, что в аналогичной ситуации он поступил бы умнее. Вот почему многие с удовольствием смотрят телесериалы. Приятно видеть людей глупее себя!██ М.Е.Литвак — Если хочешь быть счастливым. ██ Всем, потерявшим надежду и опустившим руки.

Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять группой и быстро освоиться в новой ситуации, он обречен на счастье.

Автор использует свой богатый клинический опыт и опыт психологического консультирования, дает простые рекомендации, как наладить общение. Жизнь — штука легкая, а если вам тяжело, значит вы что-то делаете не так.

Радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды.

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/842555.html

Ссылка на основную публикацию