Орган чувств — психология

Органы чувств

Орган чувств - психологиянервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих субъект об изменениях в окружающей среде и в его организме.

Источник: Краткий словарь психологических терминов

нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих об изменениях во внешней среде (экстерорецепция) и в организме субъекта (интерорецепция).

Принято различать пять внешних чувствительных систем — зрение, слух, обоняние, вкус, кожную чувствительность.

Фактически есть значительно большее их число: так, только воздействие на кожу вызывает ощущения давления, боли, холода, тепла и пр.

Органы чувств состоят из рецепторов, нервных проводников и центров. Каждый орган чувств дает лишь свойственное ему ощущение (-> концепция энергии органов чувств специфической). Специализованные органы чувств человека и высших животных — результат эволюции простых и недифференцированных органов чувств низших животных.

В ходе эволюции сохранялось соответствие между органами чувств и эффекторным, прежде всего мышечно-двигательным аппаратом: органы чувств обеспечивают доставку именно той информации, что необходима для организации действий эффекторного аппарата.

Работа органов чувств включена в деятельность субъекта, обеспечивает ее нужной информацией и вместе с тем подчинена деятельности: из огромного потока сигналов выделяются именно те, что необходимы для выполнения текущей деятельности.

Выделение конкретных сигналов из общего потока зависит от их значимости для субъекта (-> смысл личностный) и от его ожиданий (-> прогнозирование вероятностное); этим обеспечивается активность восприятия.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

англ. sense organ; нем. Sinnesorgan; фр. organe sens) — разговорный и научный термин, иногда неточно употребляемый вместо.терминов «анализатор», «сенсорная система», но обозначающий лишь периферический отдел анализатора. Этот термин является неоднозначным, поскольку в рус.

языке слово «чувство» связывается не только с (физическими) ощущениями, но и с эмоционально-потребностными явлениями (аналогичная ситуация и в ряде др. языков: англ. sense, нем. Sinn, фр. sens могут в зависимости от контекста означать чувство, эмоциональное переживание, ощущение и даже смысл). Предлагаемая иногда замена термина «О. ч.

» на «орган ощущений» вряд ли удовлетворительна, поскольку так должна называться вся сенсорная система. Лучшим вариантом представляется термин «рецепторный орган». Согласно традиционному употреблению, у человека выделяют 5 внешних О. ч., соответствующих 5 «внешним чувствам»: глаз (зрение), ухо (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). См.

Классификации ощущений, Рецепторы, Рецепция. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Категория. Анатомо-физиологическая единица, ответственная за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности.

Виды. Традиционно выделяют пять органов чувств: орган зрения, орган слуха, орган вкуса, орган обоняния, орган осязания. Этот список можно расширить за счет других морфологически и функционально особенных сенсорных систем.

Синоним. Анализатор, сенсорная система.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

широко распространенный в разговорной речи и специальной литературе термин, являющийся синонимом понятий анализатор, сенсорная система. Однако этот термин является лингвистически неточным, поскольку в современном русском языке слово «чувство» связывается со сферой эмоций, а не ощущений.

Поэтому более бы точно этот термин называть не «О. ч. », а орган ощущений. Однако последнее название применяется в психологии очень редко, а в научной психологической литературе более широкое применение нашли термины «анализатор» или «сенсорная система». Согласно традиционному употреблению термина «О. ч.

», выделяют пять различных О. ч., соответствующих пяти «чувствам», или, говоря современным языком, модальностям ощущений: глаз (зрение), ухо (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание).

Фактически же их число значительно больше (так, только воздействие на кожу вызывает ощущения давления, боли, холода, тепла и т. п.). Поэтому вместо пяти традиционных «чувств» теперь принято выделять большее число морфологических и функционально независимых сенсорных систем.

Источник: Душков Б.А.

, Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

 периферические анатомо-физиологические системы, с помощью которых человек (животное) воспринимает и частично анализирует разнообразные раздражения, поступающие из внешней среды (экстерорецепция) и из его собственного организма (интерорецепция).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/organy-chuvstv.html

Ощущение — это… Ощущение в психологии. Функции и виды ощущений :

Ощущение - это... Ощущение в психологии. Функции и виды ощущений :

Ощущение – это один из самых простейших и в то же время важных психологических процессов, сигнализирующих о том, что происходит в данный момент времени в окружающей нас среде и в нашем собственном организме. Он дает людям возможность ориентироваться в условиях, которые их окружают, и сопрягать с ними свои поступки и действия. То есть ощущение – это познание окружающей среды.

Ощущения – что это?

Ощущения – это отражение определенных свойств, которые присущи предмету, при непосредственном воздействии их на человеческие или животные органы чувств.

С помощью ощущений мы получаем знания о предметах и явлениях, такие как, например, форма, запах, цвет, размеры, температура, плотность, вкус и прочее, улавливаем разнообразные звуки, постигаем пространство и совершаем движения.

Ощущение – это первейший источник, дающий человеку знания об окружающем его мире.

Если человек был бы лишен абсолютно всех органов чувств, то никакими бы способами он бы не сумел познать окружающую среду. Ведь именно ощущение – это то, что дает человеку материал для сложнейших психологических процессов, таких как воображение, восприятие, мышление и прочее.

Так, например, те люди, что от рождения лишены зрения, никогда не смогут представить, как выглядит синий, красный или любой другой цвет. А человек, страдающий с рождения глухотой, не представляет, как звучит голос мамы, мурлыканье кошки и журчание ручья.

Итак, ощущение – это в психологии то, что порождается в результате раздражения тех или иных органов чувств. Тогда раздражение – это воздействие на органы чувств, а раздражителями называются явления или предметы, которые тем или иным способом воздействуют на органы чувств.

Органы чувств – что это?

Мы знаем, что ощущение – это процесс познания окружающей среды. А с помощью чего мы чувствуем, а следовательно, познаем мир?

Еще в древней Греции выделяли пять органов чувств и ощущений, соответствующих им. Их мы знаем еще со школы. Это слуховые ощущения, обонятельные, осязательные, зрительные и вкусовые.

Так как ощущение – это отражение окружающего мира, а мы используем не только эти органы чувств, современная наука значительно увеличила сведения о возможных видах чувств.

Кроме того, термин «органы чувств» на сегодняшний день имеет условную трактовку. «Органы ощущений» — более точное название.

Окончания чувствительного нерва – это главная часть любого органа чувств. Они называются рецепторами. Миллионы рецепторов имеют такие органы чувств, как язык, глаз, ухо и кожа. Когда раздражитель воздействует на рецептор, возникает нервный импульс, передающийся по чувствительному нерву в определенные участки коры головного мозга.

Кроме того, существует сенсорный опыт, который порожден внутри. То есть не в результате физического воздействия на рецепторы. Субъективное ощущение – это и есть подобный опыт. Один из примеров подобного ощущения – это шум в ушах. Кроме того, ощущение счастья – это тоже субъективное ощущение. Таким образом, можно сделать вывод, что субъективные ощущения индивидуальны.

Виды ощущений

Ощущение – это в психологии воздействующая на наши органы чувств действительность. На сегодняшний день насчитывают порядка двух десятков разнообразных органов ощущений, которые отражают воздействие на организм человека. Все виды ощущений являются результатом воздействия на рецепторы разнообразных раздражителей.

Таким образом, ощущения разделяют на внешние и внутренние. Первая группа – это то, что нам рассказывают о мире наши органы чувств, а вторая – то, о чем нам сигнализирует собственное тело. Рассмотрим их по порядку.

К внешним ощущениям относятся зрительные, вкусовые, обонятельные, осязательные и слуховые.

Зрительные ощущения

Это ощущение цвета и света. Все предметы, которые нас окружают, обладают каким-либо цветом, тогда как совершенно бесцветным предметом может быть только тот, которого мы совершенно не видим. Различают хроматические цвета – разнообразные оттенки желтого, синего, зеленого и красного, и ахроматические – это черный, белый и промежуточные оттенки серого.

В результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза (сетчатку) возникают зрительные ощущения. В сетчатке находятся два вида клеток, реагирующих на цвет – это палочки (около 130) и колбочки (порядка семи миллионов).

Активность колбочек происходит только в дневное время суток, а для палочек, наоборот, такой свет слишком ярок. Видение нами цвета – результат работы колбочек. В сумерках проявляют активность палочки, и человек все видит в черно-белом свете. Кстати, отсюда и известное выражение, что ночью все кошки серы.

Разумеется, что чем меньше света, тем хуже человек видит. Поэтому, с целью предотвратить излишнее напряжение при работе глаз, настоятельно рекомендуется не читать в сумерках и в темноте. Подобная напряженная деятельность отрицательно сказывается на зрении – возможно развитие близорукости.

Слуховые ощущения

Различают три вида подобных ощущений: музыкальные, речевые и шумы. Слуховой анализатор во всех этих случаях выделяет четыре качества любого звука: его силу, высоту, тембр и длительность. Кроме того, он воспринимает темпо-ритмические особенности звуков, воспринимаемых последовательно.

Фонематический слух – это способность к восприятию звуков речи. Его развитие обуславливается речевой средой, в которой воспитывается ребенок. Хорошо развитый фонематический слух существенно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в период обучения в начальной школе, тогда как ребенок с плохо развитым фонетическим слухом делает при письме множество ошибок.

Музыкальный слух малыша формируется и развивается точно так же, как и речевой или фонематический. Раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре играет здесь огромную роль.

Определенный эмоциональный настрой человека могут создавать различные шумы. Например, шум моря, дождя, вой ветра или шелест листвы.

Шумы могут служить сигналом опасности, например шипение змеи, шум приближающейся машины, грозный лай собаки, а могут сигнализировать о радости, например гром салюта или шаги любимого человека.

В школьной практике зачастую говорится о негативном влиянии шума – он утомляет нервную систему школьника.

Кожные ощущения

Тактильное ощущение – это ощущения прикосновения и температурные, то есть чувство холода или тепла.

Каждый вид нервных окончаний, находящийся на поверхности нашей кожи, позволяет нам почувствовать температуру среды или же прикосновение. Разумеется, чувствительность различных участков кожи различна.

Например, к ощущению холода больше восприимчивы грудь, поясница и живот, а к прикосновениям — кончик языка и подушечки пальцев, менее всего восприимчива спина.

Весьма выраженный эмоциональный тон имеют температурные ощущения. Так, положительным чувством сопровождаются средние температуры, несмотря на то что эмоциональные окраски тепла и холода значительно различаются. Тепло расценивается как расслабляющее чувство, а холод, наоборот, бодрящее.

Обонятельные ощущения

Обоняние – это способность чувствовать запахи. В глубине носовой полости располагаются специальные чувствительные клетки, способствующие распознаванию запахов.

Обонятельные ощущения у современного человека играют сравнительно небольшую роль. Однако у тех, кто лишен какого-либо органа чувств, остальные работают более усиленно.

Например, глухо-слепые люди способны распознавать людей и места по запаху, получают с помощью обоняния сигналы об опасности.

Обоняние также может сигнализировать человеку о том, что рядом опасность. Например, если в воздухе витает запах гари или газа. На эмоциональную сферу человека оказывают большое влияние запахи окружающих его предметов. Кстати говоря, существование парфюмерной промышленности целиком и полностью обусловлено эстетической потребностью человека в приятных запахах.

Вкусовые и обонятельные ощущения тесно связаны друг с другом, так как обоняние помогает определить качество пищи, а если у человека насморк, то все предлагаемые блюда ему будут казаться безвкусными.

Вкусовые ощущения

Они возникают из-за раздражения органов вкуса. Таковыми являются вкусовые почки, которые расположены на поверхности глотки, нёба и языка. Выделяют четыре основных вида вкусовых ощущений: это горькое, соленое, сладкое и кислое. Ряд оттенков, возникающий в пределах этих четырех ощущений, придает вкусовое своеобразие каждому блюду.

К кислому восприимчивы края языка, к сладкому – его кончик, а к горькому – его основание.

Необходимо заметить, что на вкусовые ощущения в значительной степени влияет чувство голода. Если человек голоден, то невкусная пища кажется значительно приятнее.

Внутренние ощущения

Эта группа ощущений дает человеку знать о том, какие изменения происходят в его собственном теле. Интероцептивное ощущение – это пример внутреннего ощущения. Оно сообщает нам о том, что мы испытываем голод, жажду, боль и прочее.

Кроме того, выделяют еще двигательные, осязательные ощущения и ощущение равновесия. Разумеется, интероцептивное ощущение — это крайне важная способность для выживания. Без этих ощущений мы бы ничего не знали о своем собственном организме.

Двигательные ощущения

Ими обуславливается то, что человек чувствует движение и положение в пространстве частей своего тела.

С помощью работы двигательного анализатора человек имеет способность чувствовать положение своего тела и координировать его движения.

Рецепторы двигательных ощущений располагаются в сухожилиях и мышцах человека, а также в пальцах рук, губах, языке, потому что этими органами нужно совершать тонкие и точные рабочие и речевые движения.

Органические ощущения

Этот вид ощущений рассказывает о том, как работает организм. Внутри органов, например пищевода, кишечника и многих других, находятся соответствующие рецепторы.

Пока человек здоров и сыт, он не ощущает никаких органических или интероцептивных ощущений. А вот когда в организме что-то нарушается, они проявляются сполна.

Например, боль в животе появляется, если человек употребил в пищу что-то не слишком свежее.

Осязательные ощущения

Этот вид чувств обусловлен слиянием двух ощущений – двигательного и кожного. То есть осязательные ощущения появляются при прощупывании какого-либо предмета движущейся рукой.

Равновесие

Это ощущение отражает положение, которое занимает наше тело в пространстве. В лабиринте внутреннего уха, который еще называется вестибулярным аппаратом, при изменении положения тела происходит колебание лимфы (особой жидкости).

Читайте также:  Психический инфантилизм глазами психиатра - психология

Орган равновесия тесно связан с работой остальных внутренних органов. Например, при сильном возбуждении органа равновесия у человека может наблюдаться тошнота или рвота. По-другому это называется воздушная или морская болезнь. Устойчивость органов равновесия при регулярной тренировке возрастает.

Болевые ощущения

Чувство боли имеет защитное значение, так как оно сигнализирует о том, что в организме что-то неблагополучно. Без этого вида ощущений человек не чувствовал бы даже серьезных ранений.

Аномалией считается полная нечувствительность к боли. Она не приносит человеку ничего хорошего, например, он не замечает, что режет себе палец или положил руку на горячий утюг.

Разумеется, это приводит к постоянным травмам.

Источник: https://www.syl.ru/article/188209/new_oschuschenie—eto-oschuschenie-v-psihologii-funktsii-i-vidyi-oschuscheniy

Органы чувств в христианстве — ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛОВАРЬ

Органы чувств в христианстве - ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛОВАРЬó неоднократно упоминается в святоотеческих работах, но не столько сам по себе, сколько из-за тех проблем, с которыми он может быть связан. Излишнее услаждение вкусом является одним из видов чревоугодия, называемым в святоотеческой традиции лемаргией.

Христианские аскеты советовали относиться к вкусу очень осторожно, ибо именно с непозволительного вкушения от древа познания в раю и произошло грехопадение Адама и Евы. Освящается вкус в таинстве причащения /христ.: Попов Евгений прот. 1995, с.962-963/.

Вкус состоит не только в различении различных видов пищи, но, в первую очередь, в определении степени ее пригодности к употреблению.

Поэтому, нередко там, где речь идет о способности различения хорошего и плохого, используют понятие вкуса в духовно-символическом смысле:

– «Чувство ума есть вкус его, верно различающий духовные вещи… как тело, земных вкушая сластей, приобретает опытность в чувстве сем безошибочную: так и ум, когда поднимается выше плотского мудрования, может нелестно вкушать и различать утешение Святаго Духа, как говорится: вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33, 9)…» /христ.: Диадох. 1900, с.22/;

– «Образовать сердце значит воспитать в нем вкус к вещам святым, Божественным, духовным…» /христ.: Феофан Затворник. 1908, с.238/.

также не забывается в христианстве, но степень его использования в разных христианских конфессиях разная. Из осязательных моментов в православии и католицизме существует целование разных священных предметов: креста, икон, Библии и т. д. Протестантизм, противопоставляя себя католицизму, отказался от богослужения и от связанных с ним осязательных действий.

Осязание по своим характеристикам принадлежит к наиболее конкретным и непосредственным органам чувств. Поэтому осязаемость чего-либо связывается с его материальностью, реальностью, конкретностью и т. д., и наоборот, неосязаемость – с нетелесностью, духовностью и т. д.

Поэтому использование осязания возможно и необходимо не везде, и нужно опасаться «осязать то, что не должно» /христ.: Филофей Синайский. 1900, с.410/. И по Никите Стифату: «Осязание не есть частное некoe чувство, в одной части тела действо свое проявляющее, но чувство общее, по всему телу распространенное.

Почему, когда оно, питая еще пристрастие к вещам нежащим, осяжет без нужды что-либо, тогда колеблет ум страстными помыслами» /христ.: Никита Стифат. Деятельных глав первая сотница. 1900, с.87/.

Это относится либо к вещам слишком мирским, от которых через осязание войдут в душу соблазны, либо предметов духовных, которые не подлежат осязательной проверке.

Поэтому, неудивительно, что слишком выраженные осязательные тенденции в христианстве не поощряются: так, например, один из двенадцати апостолов для того, чтобы поверить в воскресение Христа, захотел не только увидеть Его раны, но и вложить перст свой в раны от гвоздей, и вложить руку свою в ребра Его (Ин.

20, 25), за что и получил прозвание «Фомы неверующего». При этом в его намерениях не было ничего греховного, но лишь желание удостовериться осязательно, т. е. конкретно и непосредственно (в то время, когда это же было явлено и через слух, и через зрение). Но, вера не должна строиться на таких «осязательных» аргументах, впрочем, как и вообще только на впечатлениях от внешних органов чувств, так что, по слову самого Иисуса Христа, произнесенному сразу после этого: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29).

Осязательная направленность является основной тенденцией язычества, которое стремится все пощупать, потрогать, убедиться физически /христ.: Флоренский. Т. 2. 1996, с.519/. Закономерно, что, как правило, удельный вес осязания больше в сектах, расколах и т. д. Ярко выражены осязательные компоненты во многих современных американских сектах /Ward. 1972, p.124/.

Да и в разнообразных «духовных» русских сектах, и в старообрядчестве – больший удельный вес осязания, что замечено и православной церковью. Осязательные компоненты в старообрядчестве можно проследить начиная с его основателя прот.

Аввакума, который пишет, например, следующие: «в день Вознесения господня, бысть в дусе весть, и ста близ меня по правую руку ангел мой хранитель, улыскаяся (ласкаясь! – З. Ю.) и приклоняяся ко мне…

потом изо облака госпожа богородица яви ми ся, потом и Христос с силами многими…» /доп.: Аввакум. 1960, с.201/.

Развития осязания в сектах может происходить вплоть до совсем невероятных случаев. Так, в советское время существовала своеобразная секта (вещетворцев, или вещесвятцев), в которой главную роль играло осязание.

Вещесвятцы даже претендовали на то, что «в наше время создается новый род искусства, рассчитанный на орган осязания»; естественно, «произведения этого искусства воспринимаются в темноте и тишине – наощупь» /доп.: Эпштейн.

1994, с.45/.

1 ( .«» . 73/. (гносеологическое) значение иконы проявляется в том, что через нее происходит научение. По мнению Григория Великого: «Следует различать между поклонением иконе и научением посредством иконы тому, чему в истории следует поклоняться. То, чем является Писание для грамотного, то – икона для неграмотного» /цит. по: христ.: Успенский. 1989, с.75/. Фактически зрение и слух взаимодополняют друг друга в религиозной жизни, так же, как это происходит и в жизни обычной. «В глазах Церкви икона не есть лишь простая иллюстрация Священного Писания; она – язык, который ему соответствует – соответствует не букве его, а его проповеди, то есть содержанию Евангелия, его смыслу, так же как соответствуют ему богослужебные тексты. Поэтому икона играет в Церкви ту же роль, что и Евангелие, имеет то же значение литургическое, догматическое, воспитательное» /христ.: Успенский. 1989, с.105-106/. И более того: «Следует отметить, что образ имеет некоторые возможности, которых не имеет слово. Он, во-первых, является способом выражения более непосредственным; во-вторых, обобщение образа и шире, и лаконичнее обобщения словесного» /там же, с.116/.

Взаимодополнение слова и образа в богослужении имеет важнейшее значение: «эти два способа выражения служат друг для друга как бы взаимной проверкой, живя одной жизнью, имея одно и то же церковное созидательное действие» /христ.: Успенский. 1989, с.106/.

Подобный подход к иконе закреплен и в католической церкви (протестанты же, в основном, иконы отвергают). В тексте католического собора 869-870 г. есть следующее правило об иконах: «Мы повелеваем почитать святую икону Господа нашего Иисуса Христа наравне с книгой Евангелий.

Потому что, так же как через внесенные в нее слоги все получают спасение, так и через краски иконописания и мудрые, и невежды – все получают пользу от того, что у них имеется… Тоже и икону пречистой Его Матери, и иконы святых ангелов (написанные) так же, как их описывает словами Священное Писание, и кроме того, всех святых, почитаем и воздаем им честь.

Те, кто этого не придерживается, да будут анафема» /Mansi. XVI, 400; цит. по: христ.: Успенский. 1989, с.168/.

Через икону мы не только узнаем о Боге, но и познаем Самого Бога. И созерцаем мы в иконе Христа Его Божественную Личность в той славе, в которой Он снова придет, то есть его преображенный, прославленный лик /христ.: Успенский. 1989, с.169/.

И в этом проявляется уже не только гносеологическое, но и онтологическое значение иконы. Через икону проявляется вечность: «икона показывает нам прославленное состояние святого, его преображенный, вечный лик» /христ.: Успенский. 1989, с.144/.

И с этой точки зрения икона должна вести человека к преображению: «Цель иконы – не в том, чтобы возбудить или усилить в нас то или иное естественное человеческое чувство. Икона не «трогательна», не чувствительна.

Цель ее – направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения…» /там же, с.145-146/.

необходимо правильно понять и использовать святоотеческий опыт по охранению органов чувств. И здесь необходимо избегать и излишнего упрощения, и ненужного максимализма. Не законопачивать и цементировать наглухо уши и глаза предлагают святые отцы христианской церкви. Основную их мысль, переводя на современный язык, можно выразить так: необходимо учиться контролировать процесс восприятия информации, необходимо быть сознательными и избирательными. Наше компьютерное и информационное время показало, насколько актуальны и злободневны эти проблемы. Для их решения необходима культура использования информации, сенсорная культура. И эта культура, безусловно, заключается не столько в умении «потреблять» любую информацию, сколько в умении различать и отбрасывать информацию вредную, пустую или просто ненужную. И святоотеческий подход с его здоровой, охранительной тенденцией здесь будет, безусловно, как нельзя кстати. К тому же любое нравственное воспитание детей невозможно без формирования правильного их отношения к своей собственной душе, и здесь также к месту будет святоотеческое наставление о нравственных обязанностях относительно своих органов чувств /христ.: Астерий еп. Амезийский. 1827/.

Охранение и очищение органов чувств проистекает из необходимости охранения души, что крайне важно с христианской точки зрения: «Имение, которое – не твоя собственность, охраняешь ты со тщанием; а душу, свою собственность, свое наследие, не оберегаешь. У виноградников, у масличных садов, у засеянных полей ставишь ты стражей, а Божие достояние оставляешь без стражей, которые бы охраняли его» /христ.: Ефрем Сирин. Т. 4. 1995, с.351/.

Кроме того к этой проблеме можно подойти и с другой стороны. Маленький ребенок учится управлять своим телом, контролировать свои физиологические функции – в этом суть его развития в данном возрасте.

Но и взрослым людям также есть чем овладевать и с чем работать, в том числе и с психофизиологическими функциями, со своими органами чувств. Именно это и советовали св.

отцы: «Управляй своим глазом, чтобы когда-нибудь чрез зрение не вторглись в тебя стремительные волны вожделения; управляй слухом и языком, чтобы одним не принять в себя всего вредного, а другим не выговорить чего запрещенного» /христ. Васлий Великий. Т. 2. 1911, с.192/.

При этом работа с органами чувств будет идти параллельно с другими важными процессами духовного развития: хранением ума, очищением сердца, борьбой с помыслами и т. д. И охранению органов чувств здесь, безусловно, принадлежит важная роль:

– «Краткий путь к стяжанию добродетели для начинающих есть молчание уст, смежение очей и ушей до глухоты заткнутые.

Ибо ум, вследствие сего пользуясь бездействием сих чувств и заключив входы к себе со вне, начинает всматриваться в себя самого и в свои движения, и тотчас исследует, какие воспоминания плавают – по мысленному морю помыслов, и какие помышления ввергаются в горнило рассуждения его, для дознания, чисты ли они и не смешаны с горькими семенами, яко от Ангела света подаемые, или суть плевелы непотребные, всеваемые свету противными, темными силами» /христ.: Никита Стифат. Деятельных глав первая сотница. 1900, с.88-89/;

– «воззревать на небо чувственными очами надо, сколько можно, реже, страха ради злых, в воздухе находящихся, демонов, которые потому и называются духами воздушными, многоразличные прелести производящими на воздухе, – и нам надлежит быть внимательными» /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 2. 1993, с.190/.

С другой стороны, вместе с одухотворением высших способностей человека, будут одухотворятся и органы чувств: «Когда ум переселится к вещам сверхчувственным, тогда чувства, состоя в своем чине, бесстрастно входят в соприкосновение с предметами страстей, исследуя лишь причины их и природу, и верно определяя их действия и свойства, без пристрастия к ним и без склонения к ним желания против естества» /там же, с.87/.

Охранение органов чувств имеет прямое отношение и к важной антропологической проблеме: восстановлению целостности человеческого состава, нарушенного грехопадением.

Поскольку в грехопадении расстроились и ослабели все части души, все душевные функции, то это же произошло и с органами чувств. Поэтому необходимо их восстанавливать и собирать воедино.

Последнее особенно важно для монашествующих: «Монах должен затворить все двери души своей, то есть, чувства, дабы чрез них не пасть.

И ежели ум приметит, что им ничего не обладает, то он приуготовляет себя к бессмертию, собирая во едино чувства свои и составляя из них как бы едино тело» /Исаия. 1826, с.137-138/. И, наоборот, первое, что может причинить осквернение душе монаха, это «блуждание по городу без хранения очей» /христ.: Исаия авва. 1998, с.78/.

: /. 6/. II. :

Источник: http://www.xpa-spb.ru/slov/2-12.html

Сколько основных органов чувств у человека и каковы их основные функции и значение? Органы чувств и головной мозг, нервная система: как взаимосвязаны? Правила гигиены основных органов чувств

Органы чувств человека: основные органы, за что отвечают, как связаны с мозгом. Правила гигиены.

Благодаря наличию органов чувств мы можем без затруднений адаптироваться в окружающем нас мире.

То, что дается от рождения и присутствует у нас всю жизнь мало цениться, и если вдруг по какому либо несчастному случаю, мы лишаемся одного или нескольких чувств — мы лишаемся частички себя.

Читайте также:  Голос - подробно - психология

К сожалению, нас не всегда с детства рассказывают о том насколько это важно, но если вы читаете эту статью, значит, вы, как и мы решили заботиться о самом важном в мире — о своем организме!

Давайте на секунду задумаемся о своих ощущениях:

  • Закройте глаза и представьте, как живут люди, которые не имеют такого природного дара;
  • Представьте, что вы не слышите, запахав еды, аромата цветов и восхитительных ароматов любимых членов семьи;
  • Задумайтесь, если бы вы больше не смогли ощутить вкус любимого блюда, напитка;
  • Представьте, что вы погружаете руку в воду, она начинает покрываться волдырями, но вы не понимаете почему.

И это лишь малый перечень того, какие ограничения испытывают люди, у которых плохо работают или вовсе не работают некоторые органы чувств.

Что такое органы чувств человека?

Органы чувств человека это те самые органы при помощи, которых человек взаимодействует с окружающим миром. При помощи органов чувств человек может осознавать, что ожидает его в тот или иной момент при соприкосновении с окружающим миром, познавать его и получать наслаждение от жизни.

Сколько основных органов чувств у человека и сколько всего органов чувств?

В настоящее время учеными утверждено шесть чувств человека, но постоянно ведутся споры о том, что чувств у человека намного больше и это лишь сжатое понятие.

В перечень органов чувств человека входят:

  • Уши (благодаря ушам мы слышим звуки, а также вибрации);
  • Глаза (благодаря глазам мы видим);
  • Язык (благодаря этому органу мы ощущаем вкус и температуру всего что поглощаем);
  • Нос (нос помогает нам слышать запахи и ароматы);
  • Кожные покровы (они предоставляют тактильные ощущения, осязание, чувство боли и температуры окружающего мира);
  • Вестибулярный аппарат (благодаря этому органу чувств мы осознаем свое место в пространстве, сохраняем равновесие и ощущаем вес, положение).

5 основных органов чувств — вкус, зрение, слух, осязание, обоняние: их основные функции и значение

В этом разделе хотелось бы уделить внимание каждому из органов чувств по отдельности и выделить их значимость для жизни человека.

Глаза. При помощи зрения мы получаем в среднем около 90% информации. Зрачки, при помощи которых мы видим, закладываются еще в эмбрионе и продолжают развиваться до самого рождения непосредственно связанными с мозгом.

Зрение, а точнее зрительный анализ состоит из нескольких функций:

  • Глазные яблоки;
  • Зрительные нервы;
  • Подкорковые центры;
  • Высшие зрительные центры в затылочных зонах.

Представляете, какой долгий путь проходит сигнал за одно мгновение, чтобы мы видели и обрабатывали информацию в реальном времени без задержек? Как быстро глазные яблоки, распознав сигнал, передают его в мозг, а мозг моментально анализирует и выдает реакцию от увиденного.

Помимо этого глазные яблоки идеальный и уникальный в своем роде оптический прибор. Благодаря этому мы можем видеть на различных расстояниях, а также умеем видеть как всю картину в целом (например, комнату) так и мельчайшую деталь (например, царапину на мебели).

Принцип работы глаз весьма прост и в то же время весьма сложен: свет, проходя через роговицу глаза, преломляется и преломленный проходит через хрусталик, где вновь преломляется и стремиться к стекловидному телу, где сходится в фокусе на сетчатке глаза. Звучит сложно, но это необходимо знать, чтобы понимать, что острота зрения напрямую зависит от роговицы и хрусталика, а точнее их возможности в идеально преломлять свет.

Но и это не все! Глаза благодаря мышцам расположенным в них умеют двигаться в разные стороны, что значительно увеличивает скорость зрения, а также снимает нагрузку с позвоночника.

Органы вкуса. Этот орган отвечает за вкусовые рецепторы, благодаря которым человек может оценить пищу, которую он употребляет.

Это защищает человека при приеме испорченных продуктов, позволяет насладиться новыми и хорошо знакомыми вкусами, а также сообщает головному мозгу наиболее приемлемые вкусы, а следовательно, в последствии мозг сигнализирует какую именно пищу он желает употребить.

https://www.youtube.com/watch?v=_Bu3Q9nC3VM

Существует заблуждение, что за вкус отвечает язык, но почему то забывают рассказать о том что специальные соски и луковицы расположены не только на языке, но и на небе, надгортаннике, а также на верхней части пищевода.

Стоит обратить внимание, что органы вкуса тесно взаимосвязаны с органами обаяния. При простудных и вирусных заболеваниях вкусовые привычки могут значительно меняться и то, что доставляло наслаждение, может вызывать стойкое отвращение. После выздоровления ситуация стабилизируется и вернется в прежнее состояние.

Уши. Считается, что сложнее всего адаптироваться в мире людям, у которых сложности со зрением и слуховым аппаратом. Действительно, в нашем стремительном мире достаточно сложно прожить без острого слуха и поэтому важно тщательно заботиться о том, что дала нам природа.

Ухо состоит из трех взаимосвязанных частей: наружное, внутреннее и среднее. Наружное это знакомая всем раковина, которая так же индивидуальна у всех, как и отпечатки пальцев. Оно отвечает за локализацию звука, а также четко определяет источник звука.

В наружном проходе, которое идет от наружного уха к внутреннему органу, расположены сальные железы, которые вырабатывают ушную серу. Именно она, постоянно выходя наружу предотвращает засорение внутреннего уха.

За ней следует барабанная перепонка, реагирующая на звуковые колебания. Далее следует барабанная полость — основа среднего уха. В этой полости расположились молоточек стремя и наковальня соединенное в единое целое.

После них расположена улитка и полукруглые каналы, которые отвечают за равновесие.

Итак, слуховые волны ловятся наружным ухом, перемещаются в барабанную перепонку, с нее к трем слуховым косточкам и далее в улитку, от улитки идет раздражение к слуховому нерву и мозг воспринимает услышанное.

Органы осязания. Большинство даже не осознает, какую важную роль выполняет данная функция организма. Насколько нам важно понимать мы соприкасаемся с горячим или холодным, с гладким, шероховатым, мягким или твердым.

Именно тактильные ощущения приносят эндорфины (гормоны радости) при соприкосновении с любимым человеком.

Прикосновение к любимой вещи, животному и даже внешнему миру может сказать нам не меньше чем зрение! Обратите внимание что дети, у которых еще не накопилось достаточно жизненного опыта ко всему прикасаются и именно через прикосновение изучают мир и набираются того самого опыта.

Но стоит обратить внимание, что кожные покровы (именно они выступают органами осязания) исключительно «ловят» сигналы и передают их в мозг, а мозг уже проанализировав, сообщает о том, что почувствовали наши пальчики.

Нос или органы обоняния. В носовых ходах небольшую часть занимают обонятельные клетки. По форме клетки напоминают множество мельчайших волосков и при движении они улавливают тонкости всевозможных ароматов и запахов.

Как и в случае осязания клетки обоняния ловят ароматы и передают сигнал в мозг, который уже обрабатывает информацию. Передаются сигналы таким образом: обонятельные клетки улавливают аромат и через ольфакторные нити и луковицы передают в центры головного мозга.

Обоняние может временно притупляться при вирусно-респираторных заболеваниях и восстанавливаться в течение нескольких дней после выздоровления. В ином случае необходима помощь врачей.

Язык — какой орган чувств?

Язык, вместе с гортанью, небом и остальными частями ротовой полости относиться к органам вкуса. Детальнее об органах вкуса мы разобрали в разделе выше.

Какие органы чувств у человека отсутствуют?

У многих людей возникает вопрос, какие же органы чувств у человека отсутствуют? Для фантастов это просто благородная почва для создания супергероев или напротив злодеев. Мы выделили самые популярные органы чувств, которые отсутствуют у человека, но если бы они были, человеку жилось на порядок комфортнее.

  • Возможность улавливать ультразвуки — уникальный дар летучих мышей;
  • Четкое зрение в темноте — возможности кошек и не только восхитительны!
  • Электрорецепторы которыми одарены скаты и акулы;
  • Боковая линия рыб — идеальная чувствительность в пространстве что способствует как выживанию, так и охоте;
  • Термолокаторы которыми одарены змеи.

Это лишь малый перечень возможностей окружающего мира, которыми нас природа не одарила или же мы их утратили в процессе эволюции.

Органы чувств и головной мозг, нервная система: как взаимосвязаны?

Каждый орган чувств напрямую связан нервными окончаниями с головным мозгом и непрерывно подает сигналы. Мозг в свою очередь анализирует сигналы и выдает готовую информацию. Стоит обратить внимание, что мозгу крайне редко передается сигнал лишь одного органа чувств и чаще всего комплексно.

Так, например, ребенок заходит на кухню и видит еду (зрение), слышит голос мамы «Садись кушать», ощущает аромат пищи, садясь за стол соприкасается со столовыми предметами (сигнал о том что сейчас будет поступать пища), и к моменту когда мама поставит тарелку на стол ребенок, скорее всего, знает какое блюдо будет на вкус.

Как органы чувств помогают человеку ориентироваться в мире?

Видели вы новорожденного котенка, как он тыкается в разные стороны, не понимая еще как ориентироваться в пространстве. Так и человек без органов чувств перемещался бы в пространстве не понимая где он и как добраться до нужного места, что нужно сделать чтобы не попасть в беду.

Например, чувство равновесия помогает человеку понимать, где земля, а где небо даже в комнате без единого окна. Также человек четко ориентируется благодаря этому чувству в пространстве, передвигаясь в желаемое направление без травм.

Органы слуха помогают услышать не только разговоры с семьей, но и звук движущегося транспорта, бегущего животного и т.д. Проанализировав данный звук человек может верно сориентироваться даже если он еще не видит данный объект.

Зрение в современной жизни один их ключевых органов чувств, ведь наш социум создан таким образом, что 99% информации мы получаем визуально. Согласно статистики люди с нарушениями зрения ограничены в современном мире наиболее сильно.

Благодаря осязанию и обаянию человек не только испытывает наиболее яркие и приятные эмоции, а еще может защититься от опасностей нашего мира.

Так например отталкивающие запахи нам сигнализируют о том что пища уже не пригодна для употребления до того момента как попадет на язык.

Запах дыма, гари зачастую спасает людей от пожаров и позволяет быстро потушить или покинуть помещение на стадии возгорания.

Правила гигиены основных органов чувств

Для того чтобы органы чувств служили нам верой и правдой долгие годы мы должны ответить им заботой и регулярным уходом. Ниже мы приводим основные правила гигиены для органов отвечающих за чувства.

  • Орган осязания: все наши кожные покровы нуждаются в ежедневной очистке (душ или ванна), по необходимости увлажнении и питании. Особое внимание стоит уделять ладоням и ступням, так как именно на их покровах расположено максимальное количество рецепторов передающих важнейшую информацию головному мозгу;
  • Орган обоняния: по мере необходимости требуется выполаскивать и вычищать носовые полости от загрязнения и выделяемых организмом веществ. В случае заболевания лечить согласно рекомендаций врача;
  • Органы вкуса: ротовая полость нуждается в ежедневной очистке зубов, по необходимости чистки стоматологическими нитками, а также полоскания ротовой полости утром и вечером, а также после каждого приема пищи;
  • Органы слуха: если в ушах нет проблем, то чистка наружного уха должна производиться после мытья готовы ватными тампонами или специальными палочками. В остальных случаях по мере необходимости необходимо вычищать серу, но исключительно на входе в ухо, глубже, как и ушные пробки должен вычищать исключительно врач ЛОР;
  • Глаза: вместе с кожными покровами глаза необходимо умывать утром и вечером, в случае ношения контактных линз — очищать их согласно инструкции. По мере возникновения слезоточивости, жжения или других неприятных ощущениях в глазах рекомендуется незамедлительно обращаться к врачу.

Источник: http://HeaClub.ru/skolko-osnovnyh-organov-chuvstv-u-cheloveka-i-kakovy-ih-osnovnye-funkcii-i-znachenie-organy-chuvstv-i-golovnoj-mozg-nervnaya-sistema-kak-vzaimosvyazany-pravila-gigieny-osnovnyh-organov-chuvstv

органы чувств — это… Что такое органы чувств?

  • ОРГАНЫ ЧУВСТВ — доставляют центральной нервной системе сигнализацию об изменениях, происходящих во внешней среде или в самом организме, развивающемся и действующем в этой среде. При этом только часть потока импульсов, посылаемого органами чувств, воспринимается… …   Большая медицинская энциклопедия
  • ОРГАНЫ ЧУВСТВ — специализированные органы организма, которые возбуждаются раздражителями, действующими на них (см. Раздражение). Вместо субъективной классификации чувств (чувства осязания, слуха, вкуса, обоняния, зрения) довольно часто используется объективная… …   Философская энциклопедия
  • Органы чувств — (organa sensuum) представляют собой рецепторы, или периферические отделы анализаторов, воспринимающие различные виды раздражений, поступающих из внешней среды. Каждый рецептор способен воспринимать определенные факторы, реагируя на так называемые …   Атлас анатомии человека
  • ОРГАНЫ ЧУВСТВ — ОРГАНЫ ЧУВСТВ, служат для восприятия окружающего мира и внутреннего состояния организма. Различные органы чувств (например, глаз, ухо, кожа, язык, нос) воспринимают разные раздражения, преобразуя их в ощущения (соответственно зрение, слух,… …   Современная энциклопедия
  • Органы чувств — ОРГАНЫ ЧУВСТВ, служат для восприятия окружающего мира и внутреннего состояния организма. Различные органы чувств (например, глаз, ухо, кожа, язык, нос) воспринимают разные раздражения, преобразуя их в ощущения (соответственно зрение, слух,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь
  • ОРГАНЫ ЧУВСТВ — органы зрения, слуха, восприятия гравитации, обоняния, вкуса, осязания, состоящие из чувствительных (рецепторных) нервных клеток и вспомогательных структур. Воспринимают и первично анализируют различные раздражения, получаемые организмом из… …   Большой Энциклопедический словарь
  • ОРГАНЫ ЧУВСТВ — ОРГАНЫ ЧУВСТВ. Нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих об изменениях в окружающей человека среде (экстерорецепция) и в его организме (интерорецепция). Принято различать пять внешних чувствительных систем – зрение, слух,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • органы чувств — нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих об изменениях в окружающей субъекта среде (экстерорецепция) и в его организме (интерорецепция) (см. ощущение). Принято различать пять внешних чувствительных систем зрение, слух,… …   Большая психологическая энциклопедия
  • Органы чувств — Орган чувств  сложившийся в процессе эволюции специализированная периферическая анатомо физиологическая система, обеспечивающая благодаря своим рецепторам получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого… …   Википедия
  • органы чувств — органы зрения, слуха, восприятия гравитации, обоняния, вкуса, осязания, состоящие из чувствительных (рецепторных) нервных клеток и вспомогательных структур. Воспринимают и первично анализируют различные раздражения, получаемые организмом из… …   Энциклопедический словарь
  • органы чувств — (organa sensuum)    органы, обеспечивающие связь организма с внешней средой. Раздражения, получаемые из внешней среды, воспринимаются рецепторами, которые находятся в органах чувств и передаются по нервным волокнам в кору головного мозга, где… …   Словарь терминов и понятий по анатомии человека
Читайте также:  Зона комфорта - психология

Источник: https://psychology_pedagogy.academic.ru/11821/%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2

Органы чувств человека

Органы чувств человека

Органы чувств — специально приспособленные нервные окончания для получения впечатлений. Каждый орган чувств получает только его конкретного типа впечатления. Основа визуального феномена — смешивание цветов, остаточные изображения, адаптация и контраст.

Зрение

Визуальные органы чувств

Более подробно об анатомии глаза можно посмотреть в физиологических учебниках. Но основные принципы очень просты. Глаз выполнен по принципу фотокамеры. Сетчатка соответствует чувствительной пластине камеры. Исходящий от объектов, к которым направлены глаза, свет, ориентирован на сетчатке, образуя там изображение объекта.

Таким образом, сфокусированный на сетчатке свет, делает химические изменения в тонких нервных тканях. Это возбуждение передаётся через зрительный нерв в затылочную (заднюю) часть головного мозга и настраивает действие мозга. Появляются визуальные ощущения. Мы видим объект.

Высокие частоты дают нам синий и зелёный цвета, а более низкие частоты — жёлтый и красный. Промежуточные частоты дают нам промежуточные сине-зелёные и оранжевые цвета. Частоты вибрации — это скорость, с которой вибрирует эфир, количество колебаний в секунду. Если вы хотите узнать больше об этих частотах, такую информацию можно найти в учебнике по физике.

Там вы узнаете, что скорость вибрации эфира очень велика. И только при вибрациях в пределах определённого диапазона частот, солнечный свет влияет на сетчатку.

Светлые и тёмные цвета зависят от интенсивности вибрации. Например, красный, продуцируется определённой частотой вибрации. Более интенсивная вибрация — ярче красный; менее интенсивная — красный темнее.

Это связано с тем, что определённые частоты вибрации, в своём влиянии на сетчатку и продуцировании цвета, нейтрализуют друг друга. Красный нейтрализует зелёный, синий — жёлтый, фиолетовый нейтрализует желтовато-зелёный, оранжевый — голубовато-зеленый.

Все изменения видения цвета и яркости обусловлены вариациями в стимуле. Изменения частоты вибрации дают разные цвета. Изменения в интенсивности дают различную яркость: чёрный, серый и белый. Все объяснения многих интересных явлений зрения следует искать в физиологическом действии глаза.

Помимо уже упомянутых фактов о цвете, свете и тени, можно сказать ещё о нескольких интересных визуальных явлениях. Визуальный контраст. Каждый цвет делает находящиеся рядом с ним объекты антагонистическими или дополняющими цвета.

Красный цвет делает близкие объекты зелёными, зелёный цвет делает их красными. Синий делает находящиеся рядом объекты жёлтыми, а жёлтый — синими. Оранжевый окрашивает в зеленовато-синий цвет, а зеленовато-синий — в оранжевый. Фиолетовый — в желтовато-зеленый цвет, а желтовато-зеленый — в фиолетовый.

Эти цветовые пары известны как антагонистические или комплементарные цвета. Каждая из пар, когда эти два цвета рядом друг с другом, усиливает эффект дополнительного. Подобным же образом светлые и тёмные оттенки дополняют друг друга. Светлые объекты делают находящиеся вблизи тёмные объекты темнее, а находящиеся рядом с тёмными объектами светлые предметы, кажутся светлее.

Смешивание цветов

Если на вращающемся двигателе будут установлены и раскручены диски разных цветов, например красный и жёлтый, можно увидеть, что они не красные или жёлтые, а оранжевые. Это явление известно как цветовое смешивание.

Результат обусловлен одновременной стимуляцией сетчатки двумя видами эфирных вибраций. Если используемые цвета — красный и зелёный, они нейтрализуют друг друга и производят только серый цвет. Все упомянутые выше пары дополнительных цветов, действуют одинаково, производя, если их смешать в правильной пропорции, серый цвет.

Если цветные не комплементарные диски, смешиваются вращаясь на двигателе, они производят промежуточный цвет. Красный и жёлтый — оттенки оранжевого цвета. Синий и зелёный дают голубовато-зеленый цвет. Жёлтый и зелёный цвета — желтовато-зеленый. Красный и синий, в зависимости от пропорции, дают фиолетовый или пурпурный.

Смешивание пигментов, как правило, даёт те же результаты, что и смешивание с помощью вращения дисков. Обычные синие и жёлтые пигменты, при смешивании, дают зелёный цвет, потому что каждый из этих двух пигментов содержит зелёный. Синий и жёлтый нейтрализуют друг друга, оставляя зелёный.

Визуальное остаточное изображение

Стимуляция сетчатки имеет интересные последствия. Здесь мы упомянем только то, что известно как остаточное изображение. Положите на стол лист белой бумаги, а на него маленькие кусочки цветной.

Потом полминуты пристально смотрите на цветную бумагу. В результате, можно увидеть, что удалив цветную бумагу, вы всё ещё видите её остаточный цвет.

Если не двигать головой, этот дополнительный цвет имеет тот же размер и форму, что и исходный цветной лист бумаги.

Остаточное изображение можно проецировать на разных расстояниях, его размер зависит от дистанции до фона. Похоже, что остаточное изображение будет смешаться с объективным цветом в соответствии с принципами упомянутого выше цветового смешивания.

Остаточные изображения имеют некоторые практические последствия. Если кто-то, в течение некоторого времени, полминуты или больше, смотрел на определённый цвет, а затем посмотрел на какой-то другой цвет, остаточное изображение первого цвета смешается со вторым цветом. Адаптация.

Последнее упоминание приводит нас к вопросу об адаптации. Если глаза в течение некоторого времени стимулируются одним и тем же светом, они становятся адаптированными к этому свету. Если свет жёлтый, то сначала объекты кажутся жёлтыми, но через некоторое время они будут выглядеть так, как будто они были освещены белым светом, теряя жёлтый аспект.

Но если кто-то выходит на белый свет, всё выглядит голубоватым. Наложенное на всё, остаточное изображение жёлтого цвета, делает окружающее синим, потому что изображение после жёлтого цвета — синее.

Все остальные цвета действуют аналогичным образом, как и черно-белые. Если кто-то в какой-то момент был в тёмной комнате, а затем вышел в более светлое место, всё кажется необычайно светлым.

И если человек идёт из светлой комнаты в тёмную, кажется, необычно темно.

Слух или слушание

Так же, как глаз — это, чувствительный к определённым частотам вибрации эфира орган, ухо — орган, чувствительный к определённым колебаниям воздуха. Для ознакомления с физиологией уха, обратитесь к физиологии.

Также как разные цвета обусловлены различными частотами вибрации эфира, различные звуки обусловлены различиями в скоростях воздушных колебаний.

Низкие басовые ноты создаются с помощью низких частот вибрации. Высокие ноты создаются с помощью высоких частот вибрации. Самые низкие из тех, что мы слышим ноты, производятся примерно двадцатью вибрациями в секунду, а самые высокие — примерно сорока тысячами колебаний в секунду.

Другие органы чувств

Нам не нужно подробно излагать все, касающиеся других чувств, факты. В каждом случае, орган чувств представляет собой некоторую специальную адаптацию нервных окончаний с соответствующим аппаратом, для того, чтобы на него влияла какая-то особая вещь или сила в окружающей среде.

В случае вкуса, чувствительные к сладкому, кислому, солёному и горькому органы, мы находим во рту, главным образом на спинке и краях языка. В носу у нас есть орган, чувствительный к плавающим в воздухе крошечным частицам веществ, которыми мы дышим через нос.

На коже мы находим несколько видов органов чувств, которые дают нам ощущение холода и тепла, давления и боли. Это все особые и определённые ощущения, вызванные различными видами органов. Чувство тепла создаётся другими органами, отличными от производящих ощущение холода.

Эти органы можно обнаружить и локализовать на коже. Таким образом, боль, прикосновение или давление имеют каждый свой орган.

Внутри самого тела у нас тоже есть органы чувств, особенно в суставах, сухожилиях и в мышцах. Это даёт нам ощущения, лежащие в основе нашего восприятия движения, а также положения тела и его членов. В полукруглых каналах внутреннего уха расположены органы, которые дают нам ощущение головокружения, позволяют поддерживать равновесие и определять где низ.

Теперь необходимо определить общий характер органов чувств и ощущений. Нервная система протягивает свои бесчисленные «пальцы» в каждую часть поверхности тела и внутри тела.

Эти нервные окончания специально адаптированы для получения каждой конкретной формы стимуляции. Эта стимуляция органов чувств является основой причиной наших ощущений.

А ощущения — элементарный материал всего нашего опыта.

Какими бы ни были наши мысли, идеи или зрительные образы, они исходят из наших ощущений. Они создаются из наших ощущений или из тех ощущений, что существуют в нашей памяти.

Дефекты органов чувств

Органы зрения и слуха безусловно наиболее важные из наших органов чувств. Они позволяют нам почувствовать находящиеся на расстоянии вещи. Поэтому мы будем обсуждать дефекты только этих двух органов.

Поскольку ощущения основной материал, из которого сделан ум, и поскольку зрение и слух наиболее важные органы чувств, очевидно, что наша жизнь очень сильно зависит именно от этих органов.

Если они не могут делать свою работу хорошо, тогда мы ограничены, имеем физические недостатки. И часто бывает именно так.

Создание человеческого глаза — одно из самых замечательных достижений природы. Но создание безупречного глаза — для природы слишком большая задача. Она никогда не создаёт идеальные глаза. Всегда есть дефект, большой или маленький. Даже просто взять материал из пластика и сделать линзы, матрицу и шторки — большая задача.

Кривизна передней части глаза, передней и задней части кристаллической линзы никогда не бывает абсолютно совершенной, но в большинстве случаев она достаточно хороша, чтобы дать нам отличное зрение. Однако, примерно у одной трети школьников дефект настолько велик, что его приходится исправлять очками.

Принцип коррекции зрения с помощью очков заключается в следующем. Когда фокусирующий аппарат глаза не совершенен, его можно исправить, поставив перед глазом надлежащий вид объектива. В этом нет ничего странного или таинственного.

В некоторых случаях глаз фокусирует свет, прежде чем он достигает сетчатки. Такие случаи известны как близорукость и корректируются размещением на глазах вогнутой линзы надлежащей прочности.

Эти линзы отклоняют лучи и заставляют их сосредоточиться на сетчатке.

В других случаях, глаза не могут сфокусировать лучи к тому времени как они достигают сетчатки. В этих случаях, чтобы фокус попадал точно на сетчатку, глазам нужна помощь надлежащей выпуклой линзы.

Другой дефект глаз, известный как астигматизм, связан с тем, что глаз не всегда имеет совершенно сферический фронт (роговицу). Кривизна в одном направлении отличается от кривизны в других.

Например, в вертикали кривизна может быть более выпуклой, чем по горизонтали. Такое состояние производит серьёзный дефект зрения.

Это может быть исправлено с помощью цилиндрической линзы надлежащей прочности, помещение которой перед глазом исправит дефект в кривизне.

Ещё один дефект зрения известен как пресбиопия или старческая дальнозоркость. Она имеет следующее объяснение. В начале жизни, когда мы смотрим на находящиеся вблизи объекты, хрусталик автоматически становится толще, более выпуклым.

Эта корректировка фокусирует лучи на сетчатке, что необходимо для хорошего зрения. Когда мы стареем, хрусталик теряет свою силу, и уже хуже регулируется для близких объектов. Хотя на расстоянии, глаза могут видеть также хорошо.

Таким образом, пожилому человеку, для работы с близко находящимися объектами, например, чтение и шитьё, необходимы выпуклые очки.

Ещё один визуальный дефект различной природы известен как частичная цветовая слепота. Описанные выше дефекты обусловлены деформацией глаза. Частичная цветовая слепота обусловлена дефектом сетчатки, что делает её неспособной воздействовать на световые волны, производящие красный и зелёный цвет. Человек с таким дефектом путает красный и зелёный цвет.

Хотя лишь небольшой процент населения имеет этот дефект, тем не менее очень важно его обнаружить. Людям, имеющим такой дефект следует избегать профессий, в которых важно видеть красный и зелёный цвет.

Важность хорошего зрения в школе и более поздней жизни настолько велика, что каждый родитель должен знать, как сделать простые тесты для определения визуальных дефектов.

Дети, проявляющие какие-либо симптомы глазного напряжения или имеющие какие-то визуальные дефекты, должны быть осмотрены и вылечены компетентным окулистом. В отношении визуальных дефектов большой популярностью пользуется невежество и даже предрассудки, и очень важно, чтобы родители имели чёткое понимание фактов.

Дефекты слуха

Дефекты слуха встречаются примерно вдвое чаще, чем дефекты зрения. Почти все они, простудные инфекции среднего уха через евстахиеву трубу.

Поэтому тщательное медицинское обследование школьников не может быть слишком частым. Глухота или частичная глухота, что произошла из-за простудных инфекций редко может быть вылечена.

Она должна быть предотвращена ранним лечением вызывающей её проблемы.

Так как ощущения — основа психической жизни, дефекты органов чувств серьёзные недостатки и должны быть, если это возможно, исправлены. Как правило, проблемы, связанные с деформированием глазного яблока могут быть исправлены надлежащими очками, которые должны быть установлены окулистом. Дефекты слуха обычно возникают от простудных заболеваний среднего уха.

William Henry Pyle

Источник: https://kontuan.ru/psihologiya-lichnosti/organyi-chuvstv-cheloveka.html

Ссылка на основную публикацию