Ответственность за выбор — психология

Ноябрь 1998. Теория или психология выбора и ответственности за свой выбор

Ответственность за выбор - психология

Теория или психология выбора и ответственности за свой выбор

Как только уже маленький человек начинает себя осознавать, он начинает делать выбор. В годы юности — это выбор профессии, стиля жизни, принципов и решений. От них зависит вся дальнейшая жизнь человека или ее большой отрезок.

Осознанный выбор сделать трудно, ответственно принимать решения не легче.

Если этот выбор не делается, то неясность будущего отражается и на сегодняшнем дне , лишая его перспективы и глубокого смысла, затрудняя жизнь, и это тоже выбор. Такой человек похож на путника, который стоит на перекрестке дорог, но по какой идти он никак не решается. Он так и топчется на месте или ходит кругами возле этой развилки годами.

Если пропущено время выбора, оно заставит прокрутиться такого нерешительного человека через многие неприятности, так как несет его без цели по реке жизни. Он не может управлять своей судьбой, не может отвечать за свои действия. Часто это причина своих непонятных самим себе раздраженности, злости, подавленности, грусти, страха.

«Нерешительность есть способ уклонения от возможных ошибок и ухода от ответственности». «Кто боязливо заботиться о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей«. (И. Кант)

Мы каждый день совершаем выбор, осознаем это или не осознаем, этот выбор наш он творит нас и нашу жизнь.

Существующие сегодня теории Личности в психологии имеют множество различных подходов к пониманию что такое развивающаяся Личность. Все они так или иначе увязывают психическое здоровье, психическое благополучие человека    с психологией выбора    и ответственности за него, ответственностью за свое движение в Мире.

Абрахам Маслоу одним из качеств эффективного восприятия Реальности видел принятие ответственности за себя и за этот Мир.

Альфред Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума, рассматривал человека как единого, самосогласующегося и целостного.

Карл Густав Юнг считал, что Путь к самореализации человека невозможен без таких понятий как выбор и ответственность за него. По мнению Юнга, очень немногие самореализуются, достигают этого высочайшего уровня развития Личности.

Экзистенцианалисты (Сартр) : «Человек не что иное как то, чем он делает себя сам». «Я есть мой выбор».

Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Однако свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди бы не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязанных себе неприятных чувств.

Наличие свободной воли при выборе это то единственное, что человек может сотворить для себя. Выбрав тот или иной Путь, он должен будет его пройти. Это и есть, по большому счету, понятие судьбы для человека.

Своим выбором, своим решением человек конденсирует некоторые силы вокруг себя, которые или помогают в Пути и обеспечивают движение в жизни или, приобретая некоторую форму, начинают действовать именем человека , уже не спрашивая согласен он или нет.

Складывающиеся ситуации будут высвечивать ваш выбор, каков выбор таков и Путь.

Что требуется для того, чтобы Ваш выбор был истинен?

Человек должен знать прежде всего прежде всего законы Мироздания. Только в этом случае, когда он их познал, он может их верно исполнять. «Божью волю не заботят воззрения земных людей, воплощенное ими в земных законах, даже если весь  мир считает эти  законы  справедливыми«.

Охотнее всего большинство людей стремятся избавиться от ответственности и находят для этого много оправданий — здесь должно решить государство, там начальник, дома, как правило, близкие или родители.

На них вы перекладываете ответственность за свою жизнь и за то, что они не смогли обеспечить Вашу жизнь так, как вам того хочется, в крайнем варианте все сваливается на случай. Ответственность взваливается на кого угодно, лишь бы не на себя.

Человеку, владеющему таким набором манипуляций, некоторое время можно продержаться и обойти за счет таких хитростей других, менее изворотливых, себе подобных. Тогда для постороннего они могут слыть чрезвычайно успешными и деловыми людьми, но надолго ли?

Все религии Мира придают, так или иначе, большое значение индивидуальной ответственности человека. Сам человек, чаще всего через интуицию, догадывается, что законы не ограничиваются только социальными, а есть еще что-то. Периодически безмятежная жизнь в свое удовольствие нарушается беспокойством — это те проблески ответственности, что за все  (за выбор)  надо платить.

Человек должен перестать искать врагов на стороне, конечно это удобно и приятно, что вы всегда правы, но постепенно вы приходите к пониманию, что что-то не так и вы не свободны в выборе своей судьбы.

Мы   обретаем  Свободу  лишь  относясь  ответственно  к осуществлению цели своей жизни. Индивидуальная ответственность начинается с решения следовать истинному Пути, с Творчества.

«Выбор пути в активной деятельности … Человек прокладывает Новые Пути«.  Такое решение не рождается само по себе, такой выбор надо делать осознанно.

Иисус Христос : «Познай истину и истина сделает Вас свободными«. Решение надо принимать самому и не хитрить прежде всего пред самим собой. Тогда человек приобретает силу, которая и до этого была у него, но как бы спала. «Прими ответственность за самого себя и ты сделаешь первый шаг к Силе«.

Таким решением делается выбор между двумя возможностями, между двумя дорогами —  Добра и Зла. Человек несет духовную ответственность за все содеянное им. Эта ответственность возникает уже в момент принятия решения.

Таким образом, независимо от условий жизни, в которой одни страдают, а другие процветают, каждая Личность несет ответственность и будет призвана по этому закону дать отчет о совершенных ею помыслах и делах.

«Кто творит благое, то для самого себя, а кто творит злое, тоже против себя» (Коран).

Рано или поздно человек (через собственный опыт — если он не учится и не следует знаниям и Законам Творения) начинает понимать, что он не должен винить других за переживаемые им трудности, но искать их причину в себе. Все происходит согласно закону причины и следствия. Выбор в руках отдельного индивидуума. Вот почему беспокойства нет вне человека, это человеческое качество.

За возможностью выбора у каждого человека тенью следует беспокойство, потому что выбор предполагает осознанность. И отвечать приходится за выбор только вам. Если вы получаете за свой выбор неудачу, вы за нее и отвечаете, если успех, тоже отвечаете за это. Если вы отказываетесь от выбора — это тоже выбор. Отказ от него имеет такие же последствия, как и любой другой выбор.

Если выбор делается, то на одной из чашек весов судьбы добавляется нечто : или Добро или Зло. «Но да будет слово ваше : «да, да, нет, нет, а что сверх того, то от лукавого«.

Мудрецы признавали, что Добро и Зло образуют основную двойственность Вселенной, но они не взаимоисключающие понятия: чтобы мог существовать Мрак, должен быть и Свет. Человек должен нормально воспринимать существование Добра и Зла в самом себе.

Имея такое высокое понимание, человек должен стремиться к Добру, делать выбор Добра и не уподобляться глупцу, который совершив что-нибудь неправильное, «совершив грех», бежит и замаливает его или каменеет в ужасе и дрожит от одной мысли, что он пал так низко и расплата близка.

«Боги ни в коей мере не интересуются тем, кто вечно низко кланяется и осторожно пробирается по жизни«. (Даосизм).

Человек, постигающий новые Знания, добровольно берет на себя обязанности самодисциплины и самоконтроля, таким образом он поддерживает Добро и не делает ничего во имя Зла. Если человек внимательно будет наблюдать себя хотя бы в течении одного дня, он много может узнать о себе интересного.

Это большой труд хотя бы один день стать осознанным и следить за собой как бы со стороны, как за незнакомцем. Для помощи отслежки за самим собой возьмите 10 заповедей и вечером, ориентируясь на них, просчитайте сколько раз за день вы допустили ошибки — «грех» и проанализируйте как это могло случиться.

Если вы с утра уже знали о своем честном намерении творить одно Добро.

Второй аспект в том, что вы теперь должны окончательно понять, что даже стремясь к добру, вы будете неизбежно совершать и дурное, но вы теперь уже будете понимать почему вы поступили так и не судить себя. «В человеке зарождается дурное. Не одолев зла вовремя хотя бы своевременным раскаянием, человек дает ему возможность окрепнуть настолько, что оно уже давлеет над ним и понуждает к суду«.

Дурные поступки (Зло) нельзя совершать намеренно. Вместо этого, человек должен стремиться к тому, чтобы понять Ситуацию еще до того, как начнет действовать. «Умный всегда найдет выход из сложной ситуации,а мудрый в нее просто не попадет«.

Однако надо признать, что мудрецов пока не так много и если вы попали все-таки в затруднительное положение, то надо воспринимать эту ситуацию как учебу, как опыт.

Мудрый должен стремиться «делать сверхусилие» (Гурджиев) по преодолению собственной двойственности.

И, уподобляясь просветленным, понимать, что и невзгоды могут быть и радости могут быть и они идут где-то рядом, пока чередуясь друг с другом.

«Невзгоды — это четки, нанизанные на нитку нашей судьбы, мудрец спокойно перебирает их» (А. Дюма).

«Даже делая сверх усилия, делая правильный выбор вы в какой-то момент будете осознавать, что ничего не получается и Судьба проводит вас через определенные испытания» (Л.Толстой).

Причин здесь может быть много, одна из них состоит в том, что человек рождается с определенной целью. Это большая тайна, которую человек должен узнать, а затем выполнить ее до мелочей, “действуя лишь по указанию сверху».

Кроме того, человек, придя на воплощение, также должен выполнить и свою задачу — «это не что иное как необходимость преодолеть последствия прошлых жизней, чтобы потом переродиться в высшем состоянии» — вот в чем состоит судьба.

От нее отвлекаться, уходить, прятаться невозможно.

https://www.youtube.com/watch?v=vRAoDxCTeZw

Как только ваши намерения поступить нечестно или обмануть заставят вас сделать выбор в сторону Зла, оно появится перед вами и вы потерпите поражение. В этом случае судьба усложниться, отягощая ее, вы будете идти трудно, проценты будут расти — это одна из причин того, что ваш правильный выбор сегодня не всегда вас приводит к удаче. Старые долги надо отдавать.

Вот что означает фраза : «Рай и Ад существуют здесь на Земле«. Поэтому не стоит выискивать вокруг себя виноватых, загляни лучше внутрь себя. «Познавший людей умен, познавший себя просветлен, побеждающий людей силен, побеждающий себя могущественен«. Честно выполняй заданное тебе Судьбою и ты окажешься ближе к Раю. Подчинишься Злу и Ад заглянет тебе в глаза.

«Бессознательная эволюция заканчивается на человеке и начинается осознанная эволюция, но она не обязательно происходит с каждым. Она начинается с вашим выбором того, чтобы она началась«. (10, Ошо)

Большинство людей эволюцию не выбирают : для них некуда идти, нечего достигать. Человек начинается только с выбором. Если все-таки вы не доходите до понимания серьезности своего положения, вы растягиваете свое никчемное и жалкое существование в ожидании смерти.

Вселенная долго трудилась над каждым из Вас, чтобы вы сегодня сделали выбор : в небытие или вы осознанно принимаете серьезность ситуации. Это и даст Вам силы — вы становитесь на собственный путь развития.

«Выбором и ответственностью за него каждый человек ткет свою судьбу сам и проходит по ней сам. Горе не может коснуться человека незаслуженно, если он не нарушил законов Мироздания. Устремления к добру или Злу ткут нашу жизнь, в этом и есть свобода выбора, в этом и состоит возложенная на человека ответственность«.

Однажды спросили Будду : «Что есть добро и что есть величие?».

Будда ответил : «Не сворачивать с Пути и держаться истины есть добро. Если желания соответствуют пути, это есть величие«.

Читайте также:  Деятельная личность - психология

Источник: http://www.pupok.eu/1998/11/lek034/

Выбор и ответственность

Выбор и ответственность

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя.

Платон

“Почему ты это сделал?” — спрашивает мама, и она редко собирается на самом деле вникать в твой ответ. Вопрос, который большинству из нас знаком с ранних лет, в действительности является обвинением: “Ты опять сделал что-то не так”.

Однако в вопросе все же заключена модальность “почему?”, — если мы только успеем ухватить ее. Если мы быстро ответим: “Ну, правила говорят, что я должен был” или дадим какой-нибудь другой ответ, уводящий в сторону, мы можем избежать наказания.

Ясно, что бесполезно отвечать: “Потому что мне так захотелось” или “Я действовал импульсивно”. Это означало бы накликать беду. Нет, ничто из того, что указывает на внутренние причины, не может помочь нам в данной ситуации.

Что-нибудь внешнее, что-нибудь общепринятое и в каком-то смысле официальное только и может служить наиболее веской причиной.

То же самое происходит со словом “отвечать”. Большинство из нас впервые сталкивается с ним в таких предложениях, как “Кто отвечает за это безобразие?” Не слишком приятное слово, разумеется, и не из тех, которые мы хотели бы связывать с собой.

Снова наилучший ответ — это ответ, отсылающий к внешнему: “Он сделал это”, или “Они меня заставили”, или — лучше всего — “Я думал, что должен сделать это”, что означает “согласно правилам” или в соответствии с авторитетным мнением.

Авторитет, конечно, всегда находится где-то, он никогда не олицетворяется со мной.

И, таким образом, мы рано узнаем, что ответственность — это тяжелый груз. Мысль о том, что это слово может означать нечто вроде возможности — чего-то, помимо неприятностей, — появляется у нас намного позже.

Наши первые переживания, связанные с ответственностью, обычно таковы, что нам хочется доказать: у нас не было выбора в том, что мы сделали. Мы ищем внешние “причины”, чтобы переложить ответственность на них: что подумают другие, как это обычно делается, что требуют правила, чтобы избавиться от ненужной ответственности.

Потребность избежать ответственности появляется потому, что мы все путаем ее с другим понятием — вина. Эти два понятия — ответственность и вина — на самом деле совпадают совсем немного. Фактически они указывают на противоположные психологические состояния.

Вина означает отрицание нашего субъективного центра (“Это ты виноват, что я…”). Даже когда я обвиняю самого себя (“С моей стороны было эгоизмом забыть об этом…”), я на самом деле приписываю причину некоему своему свойству (“эгоизму”),  вместо того чтобы действительно принять на себя ответственность.

Ответственность же, напротив, остается сосредоточенной на действии и его результатах (“Да, я сделал это по своему выбору. Сожалею, что причинил тебе боль. Как нам теперь вместе исправить это?”).

Таким образом, ответственность направлена вперед; она говорит о том, что мы в силах действовать дальше и добиваться лучших результатов. В этом смысле, возможность представляет собой обратную сторону ответственности.

Когда я главным образом сосредоточен на своей вине, я теряю контакт со своим внутренним чувством; когда я признаю ответственность, я утверждаю, что играю жизненно важную роль в своем собственном существовании. Жизнь учит нас: если мы хотим быть по-настоящему живыми и знать свои возможности в жизни, мы должны принять тот закон, что мы всегда должны отвечать за то, что делаем.

Что такое ответственность

Понятие «ответственность» является неоднозначным. Традиционное, принятое в обществе понимание отличается от её смысла в психотерапии. В нашей культуре принято смешивать или заменять один другим различные виды ответственности.

Так как в процессе психотерапии участвуют две стороны, то хотелось бы понять, насколько об одном и том же говорят клиент и психотерапевт, когда поднимается вопрос ответственности.

Что каждый из них имеет в виду? Почему возникает столько подводных камней и сопротивлений на пути принятия ответственности клиентом?

Виды ответственности в традиционном понимании

Социальная (ролевая) ответственность

Наиболее часто понятие ответственности в нашем обществе связывают с чувством долга.

В литературе по воспитанию дается  такое определение: «ответственность — это волевое качество, которое отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой».

Это соответствует социальной (ролевой) ответственности. Здесь жизнь похожа на игру в пьесе, и человек должен действовать по правилам своей роли. «Наша жизнь — игра, а люди в ней — актёры». Правильно выполняешь то, что предписано твоей ролью — молодец, нарушил сценарий — отчитайся за свои действия, получи наказание.

Каждому человеку приходится жить, одновременно находясь в разных ролях, играя в нескольких пьесах. Например,  у одной и той же женщины как у жены — одни обязательства, как у матери — другие, как у преподавателя — третьи, гражданина государства — четвёртые и т.д.

Возможны ситуации, когда обязанности одной роли противоречат правилам другой, и то, что ответственно в одной роли становится безответственно в другой. Например, работник предприятия может быть очень ответственным в этой роли и трудиться на благо организации всё своё рабочее и нерабочее время.

При этом он будет безответственен к своей семье — жене, детям, так как не сможет участвовать в семейной жизни, воспитании детей. На это у него не будет времени и сил, а возможно, и желания. Здесь всплывает вопрос о наших ценностях и приоритетах. Какая из ролей более важна, значима? Какая из ролей в данный момент выйдет на передний план и станет своего рода главной«фигурой»?

Позиция социальной ответственности с одной стороны достаточно удобна, так как регламентирует жизнь и заранее известно, как в своей роли необходимо себя вести.

Но с другой стороны, она может закрывать доступ к истинным желаниям, потребностям человека. Личность с её уникальными особенностями, качествами, способностями становится вторичной.

Роль становится важнее человека, играющего эту роль.

Особенно ярко это было видно во времена СССР, когда идея, мораль, долг перед партией и обществом были превыше всего. Маленький человек, как личность, сам по себе мало что значил. Ценность его зависела от того, как он справляется с предписанной ему ролью.

Чувства, которые сопровождают социальную ответственность — вина, стыд, страх. Эти чувства являются фундаментом для поддержания этого вида ответственности. Если человек не выполнил свой долг, не выполнил взятые обязательства – он виноват и может быть наказан.

Этот вид ответственности выгоден для государства, воспитывается с детства и является удобным средством для манипуляции и управления людьми.

Ответственность за выбор

Другой вид ответственности — это ответственность за выбор. Ежедневно, ежечасно в своей жизни мы сталкиваемся с ситуациями выбора. Можно сказать, что мы живём, постоянно выбирая: встать утром или спать дальше, выпить чай или кофе, делать зарядку или нет, идти куда-то или остаться дома и т.д.

Прямо сейчас вы выбираете посвятить своё время чтению этих строк или потратить его на что-то другое. Ответственность за выбор означает, что человек в состоянии выбрать для себя как ему относиться, поступать, что ему делать или не делать в каждой конкретной ситуации. Этот выбор он делает сам и несёт за него ответственность.

Если человек отказывается сам выбирать — это тоже его выбор. Жизнь не всегда идёт гладко, случаются болезни, потери, катастрофы. Мы можем быть недовольны своим здоровьем, внешностью, семьёй, зарплатой и т.д. Многое, что нас не устраивает, мы не можем изменить. Это не значит, что мы не имеем выбора в этом случае.

Даже в самых безвыходных ситуациях у нас остаётся выбор, как относиться к тому, что происходит или произошло. У нас есть выбор позволить обстоятельствам сломить нас, загнать в депрессию или использовать их как ступеньку в нашем личностном развитии.

Мы выбираем не только то, как нам действовать, но и то, как чувствовать (хотя это не всегда очевидно). Наше отношение к тем событиям, которые с нами происходят, часто определяет наши чувства.

Существует притча про двух лягушек, попавших в крынку с молоком. Одна сложила лапки, пошла ко дну и утонула. Другая стала двигаться, искать выход, взбила лапками кусочек масла, оттолкнулась от него и выскочила на волю. Разное отношение — разный результат.

Для того чтобы не выбирать, многие уходят от ответственности за выбор в социальную ответственность, прячутся за чувство долга, за неписаные правила. Говорят: «Я это делаю потому, что должен» или «Так принято».

Отказ от выбора происходит по ряду причин. Одна из них заключается в том, что, выбирая одно из массы возможностей, мы остальное теряем, от чего-то отказываемся.

Если я выбираю пойти на тренинг, то я отказываюсь от возможности пойти в гости, в театр, провести день с семьёй, почитать книгу и т.д.

Даже, находясь в ролевой ответственности, нам нужно выбрать, какая роль для нас в данный момент является главной.

Случается, люди застревают в ситуации выбора, так как не могут ни от чего отказаться. Так долго выбирают, куда поехать в отпуск, что в результате отпуск заканчивается. Как осёл, который умер от голода, стоя между двух копён сена. Не мог выбрать, какую съесть.

Это способ не удовлетворить свою потребность, имея массу возможностей. Другая причина — страх ошибиться, сделать неправильный выбор. Социальная ответственность и ответственность за выбор могут находиться в противостоянии друг другу и исключать одна другую.

 Личная ответственность (авторская)

Ещё один вид ответственности — личная ответственность. Она означает признание того, что мои поступки, мысли, чувства произведены мной, я являюсь их автором. Кажется, что это и так очевидно.

Если человек что-то делает, то он сам является автором своих действий. Мысли и чувства также являются продуктами внутренней деятельности человека. Но не всё так просто.

Особенно большие трудности возникают с признанием себя автором своих чувств, не всех, а некоторых.

В нашем обществе существует тенденция делить чувства на хорошие и плохие. Хорошие чувства — любовь, радость, удовлетворение, гордость и т.д. Их можно показывать и их нормально испытывать. Как следствие, человек, испытывая «хорошие» чувства, показывает их и признаёт своими. Плохие чувства — стыд, вина, гнев, и др.

Эти чувства не приятны, социально неодобряемы. Когда они возникают в отношениях, их стараются не показывать, их принято избегать, скрывать. Часто в разговоре можно услышать фразы, аналогичные таким: «Ты меня злишь. Он меня обидел. Ты заставила меня беспокоиться и т.д.».

Они означают, что ответственность за свою злость, обиду, тревогу полностью перекладывается на окружающих. Это так удобно обвинить в своих «плохих» чувствах других людей и при этом остаться «ни при чём». Кроме того, вызывание у других чувства вины, является способом манипулирования ими.

Уход от личной ответственности так же связан с избеганием переживания вины и стыда, со страхом наказания. Все эти чувства связаны с внешним оцениванием моих действий, поступков — моей жизни. Если я взялся сделать что-то и это «что-то» у меня получилось плохо или не получилось вообще, то этому сопутствуют чувства вины и стыда.

Чтобы не сталкиваться с этими чувствами, нужно: либо сделать «хорошо», либо не делать совсем, либо не брать на себя ответственность за результат.

Если сравнить, как влияют испытываемые людьми чувства вины и страха на принятие различных видов ответственности, то получается следующее. Чувство вины является препятствием для принятия личной ответственности и ответственности за выбор.

Для социальной ответственности наоборот, чувство вины, страха укрепляют, этот вид ответственности, помогают удерживать человека в рамках социальной роли. Личная ответственность также может противоречить социальной.

Например, люди могут признавать авторство своих противоправных поступков (убийство, насилие, кража и т.д.), т.е. быть лично ответственными, но это не делает их ответственными социально, так как они эти поступки совершили.

Мы это регулярно наблюдаем, когда узнаём из СМИ, что какая-то из террористических организаций берёт на себя ответственность за содеянное.

Источник: http://balakliec.ho.ua/?page_id=305

Психология выбора

Психология выбора

10 советов о стратегии принятия решений, основанных на 10 психологических экспериментах.

Иногда, на распутье перед сложным выбором, боязнь перемен и тревога за последствия может парализовать нас.

Утром мы выбираем что нам сегодня одеть, вечером — какой фильм посмотреть, чем заниматься в жизни, как правильно выбрать парня или девушку..

Читайте также:  Направленность внимания - психология

Жизнь — это сплошная череда решений. Казалось бы, это приятное времяпрепровождение, которое позволяет нам самим творить свою жизнь.

Но часто необходимость постоянного принятия решений вызывает у нас затруднения — иногда, в течение нескольких секунд мы должны оценить альтернативы, сбалансировать интуитивные ощущения и рациональное мышление, представить возможные сценарии дальнейшего развития событий, чтобы затем, возможно, пожалеть о своём выборе.

Поэтому иногда мы предпочитаем.. не выбирать. Психологи связывают это с боязнью перемен — каждое новое решение нас пугает, поскольку нарушает привычное равновесие жизни.

Тревога за последствия может парализовать нас. В сложных ситуациях чтобы освободиться от тяжёлой необходимости выбора, мы рискуем принять ошибочное решение или сделать неверный вывод. Но не выбирать вообще на самом деле хуже, чем ошибиться. Поэтому нужно научится делать это.

В любой ситуации существуют верные стратегии принятия правильного решения и избежания поспешного, ошибочного. Английский еженедельник New Scientist скомпилировал годы исследований и экспериментов по этой теме в 10 советов о том «как сделать правильный выбор».

Эффект якоря

Скрытое влияние на принятие решений.

На наше решение может оказать влияние так называемый «эффект якоря» (или «эффект привязки«). Особенно он проявляется, если для принятия решения у нас мало базовой информации. Его суть в том, что если мы не знаем от чего отталкиваться, то на наши выводы влияет воспринятая перед этим случайная (или навязанная) не относящаяся к делу информация.

Был проведён такой психологический эксперимент: Испытуемые крутили барабан (как на «Поле чудес») с цифрами от 1 до 100. Барабан был специально запрограммирован так, что мог показывать только две цифры — 10 или 65.

После прокрутки барабана испытуемым задавали вопрос: «Какой процент стран Африки входит в ООН ?» — Вопрос заведомо сложный, ответ на который мало кто знает.

Но при ответе на него было замечено явное влияние выпавшей перед этим цифры, — те, кому выпадала цифра 10, называли низкий процент (около 25% стран), а у тех, кому выпадала цифра 65, процент африканских стран — членов ООН резко возрастал — до 45.

Влияние «эффекта якоря» можно заметить так же в магазине, где продают вещи со скидкой. Если на ценнике мы видим старую цену вещи на много выше теперешней, то мы, скорее всего, купим её, а не ту, где разница старой и новой цены небольшая. Продавцы частенько этим успешно пользуются.

Совет: Воздействие «эффекта якоря» сложно избежать, поэтому старайтесь получить больше информации по данной теме, чтобы посторонняя информация не повлияла на ваше решение.

Слишком много вариантов

Слишком большое количество вариантов осложняет для мозга обработку информации, что приводит к путанице и к ошибкам. В конце концов после выбора какого либо варианта из множества мы будем менее удовлетворены, так как будем считать, что возможно упустили лучшую возможность.

Избыток альтернатив парализует нас и запутывает.

Психолог Колумбийского Университета США Sheena Iyengar установила это путём психологического эксперимента, проведя опыт с конфетами (фото).

От сложности выбора особенно страдают те покупатели, которые перед покупкой анализируют слишком много возможных вариантов. Стратегия анализировать как можно больше вариантов работает до определённого предела.

Больше удовольствия от результата получает тот, кто выбирает первую понравившеюся вещь при просмотре их последовательности.

Совет: Даже если объективно выбранная вещь не «лучшая из лучших», вы будете удовлетворены её выбором, если не изнуряли себя рассмотрением и анализом длинной череды вариантов. Вместо того чтобы перерыть весь интернет и ближайшие магазины в поисках идеального авторадио, спросите у друга доволен ли он своим? Если доволен он, то будете довольны и вы.

Эффект высоких затрат

Представьте, что вы сидите в дорогом ресторане, вы уже сыты, но считаете себя обязанным заказать ещё и десерт. Это «эффект высоких затрат» — если уже было потрачено много времени, денег, сил, то поздно возвращаться назад. Мы часто соглашаемся на более дорогую и не слишком выгодную сделку, если до этого потратили на это дело силы и средства, что не всегда является мудрым решением.

Я и так уже много потратил. Какая теперь разница?!

Совет: Не слишком принимайте во внимание то, что было. Время и деньги уже, в любом случае потрачены, и более умным будет прекратить выбрасывать их дальше. Рационально смотрите на вещи, таким образом вы избежите серьёзного душевного дискомфорта в будущем — признания своей ошибки.

Тенденция к подтверждению гипотез

Для подтверждения теории лучше не доказывать её, а подвергать сомнению.

Многие люди в подтверждение своего мнения приводят только те факты, которые действительно его подтверждают, забывая о других. Эта тенденция к подтверждению гипотез прослеживается также в принятии решений.

Иногда на наше решение оказывает влияние некое «предрешение». Например, планируя проведение вечера, мы сначала собираем информацию о возможности пойти в кинотеатр. И, в конце концов, мы скорее всего пойдём именно в кинотеатр, даже не дойдя до рассмотрения других альтернатив.

Психологический эксперимент: Имеются четыре карточки, на одной стороне которых нарисованы по одной букве, а на другой — по цифре. Они лежат на столе в следующем порядке: D,A,2,5. Испытуемому сообщается, что на карточке с буквой D с другой стороны изображена цифра 5.

Проверяя эту информацию, испытуемый убеждается, что это действительно так — теория подтверждена. Но никто не говорил о том, какая буква изображена с обратной стороны на карточке с цифрой 5.

При попытке найти вторую карточку с буквой D, 80% испытуемых открывают ту, на которой цифра 5, хотя не было никаких указаний на счёт этого. Налицо — чистая тенденциозность мышления.

Совет: при принятии решения принимайте во внимание только факты, и умейте подвергать сомнениям собственные или навязанные убеждения.

Горечь поражения сильнее радости победы?

Что лучше — новая машина, или более просторное жильё? При выборе мы стараемся представить как мы будем себя чувствовать после принятия того или иного решения, и выбираем то, что, как мы думаем, сделает нас счастливее.

Однако, полезно знать, что нашей психологии присущ некий «эффект преждевременного сожаления». Нам свойственно считать, что неудачное решение может принести больше огорчения, чем правильный выбор — радости.

Поэтому нам иногда трудно предпринять  серьёзный шаг в жизни и мы ограничиваемся какими-то мелкими изменениями.

Не ищите лёгких путей. Проигрывать, на самом деле, не так уж и страшно.

Это доказывает также эксперимент, показавший, что большинство людей примут пари с вероятностью выигрыша 50:50, только если в случае победы они получат как минимум в два раза больше того, что поставили. Например, при ставке 5 евро, они выиграют 10 евро или больше.

Совет: Помните, что бы ни случилось, боль или радость, которое принесёт вам принятое решение, будут слабее, чем вы себе представляете. Не ищите только лёгких дорог — никто не сказал, что неудача вас обязательно постигнет. Но, если что, будьте к ней готовы и знайте, что иногда они происходят из-за случайности, а не только из-за наших ошибок.

Роль эмоций

Эмоции помогают нам быстро принимать решения, когда дело касается нашего выживания. Страх заставляет нас бежать от опасности, неприязнь — выбросить вредную пищу.

Но роль эмоций этим не ограничивается — часть мозга, отвечающая за эмоции, активизируется всегда при принятии решений, потому что мозг в этом случае, принимает во внимание так же воспоминания об эмоциях после принятых ранее решений.

Психологический эксперимент: Группе людей было предложено поделить некоторую сумму денег с незнакомцами. Замечено, что люди, испытывающие злобу и раздражение, менее щедры. Эксперимент простой, но наглядный — эмоции — неотъемлемый элемент любого выбора.

Совет: Знайте, что разные эмоции по разному могут повлиять на ваше решение. Например, злоба делает нас импульсивными и склонными к риску. Грусть, наоборот, благоприятствует размышлениям.

Депрессивное состояние может привести к совершенно необдуманному выбору. На принятие решения может повлиять даже недостаток сна.

Замечено, что в азартной игре невыспавшийся человек более склонен к риску и анализирует больше возможный выигрыш, чем риск проиграть.

Если в момент принятия решения вы находитесь под влиянием сильных эмоций, лучше обратиться к кому-нибудь за советом.

Думайте своей головой.

Даже самые независимые люди могут быть подвержены влиянию авторитета или просто мнению группы людей, если они состоят в этой группе.

Психологический эксперимент: Stanley Milgram из Йельского университета (США) «заставлял» подопытных добровольцев «наказывать» мнимого преступника, сидящего за полупрозрачным стеклом, электрическими разрядами.

Целью было проверить на сколько далеко могут зайти люди в пренебрежении своим чувством сострадания под воздействием авторитетного влияния — практически все по настоянию ведущего увеличивали напряжение разряда до тех пор пока «преступник» не терял сознание (естественно притворно).

Совет: Если в данной ситуации вам кажется, что за принятое решение вы не несёте никакой ответственности, проанализируйте ситуацию, может быть вам это только кажется.

..но и доверяйте другим

Обычно мы считаем, что лучше самому принять решение, но психологами доказано, что такое решение принесёт меньшее удовлетворение. Мы нуждаемся чтобы наше решение было эмоционально окрашено также мнением со стороны. То есть, в вопросе совершения выбора, как и во всём остальном, мы нуждаемся в психологической поддержке.

Психологический опыт: Ann McGill из Чикагского Университета предложила одной группе испытуемых делать выбор между предметами, название каждого из которых было дополнено так же четырьмя прилагательными, другая группа людей делала тот же выбор, не имея перед собой никакого описания данных предметов. Последующий опрос показал, что большее удовлетворение от выбора получала первая группа участников. Во второй группе после принятия решения людей беспокоили мысли, что, возможно, они могли бы выбрать что-то и получше.

Совет: Выслушайте авторитетное мнение окружающих о предметах вашего выбора. Как только вы наберёте достаточное количество ответов на вопросы Какие они — эти предметы, вокруг каждого из них возникнет некий эмоциональный ореол, после этого ваше подсознание само склонит вас к тому или иному выбору.

Иногда в жизни случаются ситуации, когда можно полностью положиться на мнение другого человека, если он намного компетентнее вас в данном вопросе. Образно говоря, позвольте доктору решить за вас как вас лечить, а вашему другу-дегустатору выбрать вино в ресторане.

Подсказка подсознания.

Если думать слишком долго, больше риск ошибиться..

Принцип взвешивания всех «за» и «против» в некоторых особо сложных ситуациях может оказаться непосильной задачей для вашего сознания.

В таких случаях интеллектуальную задачу мгновенно выполнит подсознание.

Базируясь на опыте всей жизни и на наших самых глубинных инстинктах, оно способно за долю секунды оценить все альтернативы и принять правильное решение.

Так что, в некоторых очень трудных ситуациях, если ваше сознание заблудилось в бездне фактов и аргументов в пользу того или иного выбора, просто перестаньте думать и следуйте велению своего сердца.

Но здесь тоже нужно быть осторожным, как уже говорилось выше, если вы находитесь в состоянии сильного эмоционального возбуждения, подсознание может «ошибиться», то есть пойти на поводу у эмоций. Не путайте решение принятое «сгоряча» с принятым «по велению сердца».

Измените точку зрения

Эксперимент: Имеется две группы участников. Обращение к участникам из первой группы: «Вы получаете 50 евро, 30 из них вы можете отложить, на остальные 20 мы предлагаем вам сыграть, на них вы можете выиграть ещё 50».

Обращение к участникам второй группы: «Вы получаете 50 евро, но 20 из них вы можете потерять сыграв на них, правда, если повезёт, возможно вы получите ещё 50».

В результате рискнуть двадцаткой согласились 72% участников из первой группы и 37% — из второй.

Я думаю вы уже сами сделали вывод из этой ситуации: всегда анализируйте «под каким соусом» вам преподносят информацию.

Источник: итальянский журнал «Focus».

Источник: http://www.krugozors.ru/psihologija-vybora.html

Ответственность

Ответственность

  Большинство людей в своей жизни ловили себя на мысли, что им приходится делать что-то не по своей воле, а потому что «так надо». Просто жизнь так устроена, мы всего лишь жертвы обстоятельств, мы не можем сделать самостоятельный выбор, не способны отвечать за свою жизнь. Но такой образ жизни мы выбираем сами.

Просто так легче обвинять во всех незапланированных поворотах судьбы правительство, родителей, начальство, да просто случайного встречного, лишь бы не себя.

Читайте также:  Точка сомнения - психология

За этим осуждением легче прятать горькую правду жизни, которая заключается в том, что мы слабые инфантильные личности, которые избегают трудности, а вместо решения проблем строит из себя жертву окружающих обстоятельств.

Позиция жертвы обстоятельств

  Человек со слабой личностью сам выбирает позицию, при которой думает, что у него нет выбора, а есть множество обязательств которые связывают его по рукам и ногам. При такой позиции человек действует тогда, когда на него давят обстоятельства, а не по своему осознанному решению.

  Все окружающие только и ждут, чтобы что-то потребовать от такой личности, все от неё чего-то хотят, а он только и хочет что веселиться и отдыхать. А вселенная создаёт для неё всяческие препятствия и постоянно вынуждает выходить из зоны комфорта.

Но так ведь живёт очень много людей, которые вынуждены каждое утро идти на нелюбимую работу, так как они «должны это делать», а жизнь так устроена, что в ней существует только принудиловка.

Идёт человек, идёт по свое жизненному пути под тяжестью бытия, и даже не задумывается, что это только его выбор, который он делает под тяжестью внутренних противоречий.

  Но такая жизнь продолжается только до тех пор, пока мы не поймём, что сами её и выбрали. До того, как мы возьмём на себя ответственность за свою жизнь, за свои переживания, решения, нам и приходится существовать под гнётом обстоятельств. Следовательно, перемена жизни к лучшему также зависит не от нас, а от обстоятельств.

  Слабая личность не умеет действовать, вместо этого она надеется, что всё успокоится само собой, уляжется и разрешится без её участия. Но ничего в жизни не меняется само, ничего не улучшается.

Конечно можно ждать пока кто-нибудь оставит наследство или повезёт в лотерею, но так ли много шансов, что это произойдёт? Все главные перемены к лучшему мы должны сделать сами, своими решениями. Нужно решить какую жизнь мы хотим и начать делать шаги к этой жизни.

Конечно самому принимать решения страшно ведь это ответственность, но только это позволит выбраться из состояния постоянной жертвы, неспособной управлять своей жизнью.

  Конечно, брать ответственность на себя за все свои решения нелегко. Намного проще просто погрузиться в пучину бытия, привычные заботы, постоянные развлечения, и не высовываться оттуда. Потому что реальность может оказаться намного сложнее чем в наших фантазиях о ней.

  Мы слишком сильно привязываемся к своим привычкам, которые позволяют нам чувствовать себя уверенно. Это касается работы, домашнего быта, отдыха, везде и всё мы делает давно отработанными методами, это позволяет нам чувствовать себя профессионалами.

При этом мы не берём на себя ответственность за свою жизнь, чтобы скрыть от себя то, кем мы являемся на самом деле, и на что мы способны.

Обвиняем окружающих в собственных неудачах, чтобы удовлетворить своё самолюбие и больше раздуть свою самооценку, но при встрече с настоящими трудностями самооценка готова лопнуть по швам.

  Тут стоит сказать пару слов о самооценке. Абсолютно все люди склонны её завышать. Всё на свете готовы променять лишь бы ощутить своё превосходство и востребованность. А после того, как эти эмоции ощутили, становится страшно их потерять.

Отсюда и возникает страх перед осознанным выбором, потому что этот выбор проявляет истинное положение дел и, порою, разбивает вдребезги ложное величие.

Именно в такие моменты мы сдаёмся и уходим от реальности, скидываем со своих плеч ответственность за свои ошибки и становимся жертвами обстоятельств.

  Именно в такие моменты плохой биатлонист заявляет, что ошибся со смазкой для лыж, подвела погода, снег слишком глубокий, соперник помешал и так далее. Просто отказывается признавать действительность.

Подменяет факты вымышленной ерундой, плохой биатлонист пытается доказать себе и окружающим, что он востребованный и перспективный.

При этом старается сохранить свою завышенную самооценку непоколебимой, так как ему легче раздражаться на всё подряд закрываясь от действительности, чем принять её. Ведь реальность грозит унижением завышенного величия и разрушением иллюзий.

  Обычный любитель никогда не признает себя виновным в своих ошибках, ведь сам себя он считает мастером. Просто сегодня так сложились обстоятельства, кто-то ему помешал, что-то поломалось, прислали плохой материал, его просто поставили в безвыходное положение.

Вот так человек и отказывается брать ответственность за свою жизнь, а вместо этого придумывает подходящую ложь и списывает на неё свои неудачи. А главное то, что человек сам начинает верить в эту ложь, хотя подсознательно он знает правду и боится её.

А для того, чтобы действительность не раскрылась, человек ещё глубже погружается в мир воображения, где он взрослый, умный, продвинутый, а во всех его проблемах виноват кто угодно, но не он.

Так и выходит, что человек отказывается брать ответственность за свою жизнь и до старости живёт под гнётом обстоятельств.

  Чтобы обмануть других и себя человек идёт на любые ухищрения, главное чтобы он сам поверил в это.

Внутри его при этом создаётся раскол, для сохранения иллюзии собственного величия, человек закрывается от болезненной действительности и останавливается в развитии.

Подсознательно понимая что человек себя и других обманывает, он готов всеми доступными способами защищать то, что сумел себе внушить.

  Именно так мы избегаем развития личности и взросления души, отказываемся от самостоятельности и остаёмся слабыми жертвами. Любые перемены в жизни создают угрозу для раздутой самооценки, так как ставят человека перед действительностью, которая разрушает уверенность в своей лжи о себе и своих достоинствах. А подавлённая истина служит причиной неврозов и депрессии.

  Но как только человек признает правду о себе, примет себя таким какой он есть, внутренний конфликт сразу разрушится и откроется возможность для дальнейшего душевного развития.

  То что мы должны что то делать вынужденно, под тяжестью обязательств или обстоятельств – это иллюзия. В действительности это только наш выбор, сделанный под тяжестью внутренних противоречий. Только мы сами выбираем то, как мы живём. Если человека заставляют родители вынести мусор, а он этого не хочет, но делает, он выбирает позицию жертвы.

Хотя перед ним есть и другие варианты. Например он может отказаться выносить мусор и принять на себя последствия этого выбора или сознательно согласиться вынести ведро, хотя это занятие и не является весёлым. Главное сделать самостоятельный выбор.

Но когда человек не привык к ответственности, он делает из себя жертву обстоятельств, даже в такой простой ситуации.

  Порой мы раздражаемся и страдаем, когда нас просят об услуге. Например, в маршрутке попросили передать деньги за проезд, самая невинная ситуация. И вот внутри нас возникает сопротивление, мы начинаем сердиться, как будто на нас свалили целую проблему, но вынужденно передаём деньги.

Считаем, что у нас нет выбора, мы вынуждены решать чужую проблему и теперь стали жертвой, и теперь должны сопротивляться жизни, делать этот рабский труд – протягивать руку и передавать деньги. А после сидим всю дорогу и возмущаемся чужой «наглости», грезя втихаря о бунте против всего мира.

  И только посмотрев на ситуацию со стороны, понимаешь насколько это глупо. Есть главный момент, в который человек просит тебя об услуге. Именно в этот момент ты должен сделать выбор, и возможность его сделать есть всегда. Можно отказать, убежать, отшутиться, а можно спокойно выполнить просьбу.

Главное только определиться какой выбор ты хочешь сделать сам. Именно это понимание что ты сам решил это сделать избавляет от надуманного принуждения в любой жизненной ситуации.

По-настоящему состоявшийся развитый человек осознаёт свои ограничения, в рамках которых он может выбирать, и выбирает что на самом деле хочет.

  Конечно ограничения могут быть, хотя бы в меру действия законов природы. Мы не способны сделать золото из ртути, поэтому золото нужно добывать. И в тех аспектах в которых мы осознаём свои ограничения, у нас не возникает внутреннего противоречия.

В противном случае мы бы изводили себя по поводу того, что должны дышать воздухом, пить воду, есть пищу и так далее. Это те жизненные «аксиомы», которые человек не способен изменить.

Но как часто мы рассматриваем свои жизненные трудности, которые зависят только от нашего выбора, как эти самые «аксиомы»?

  «Могу» и «хочу» абсолютно разные понятия. Порой именно от их путаницы возникают проблемы. Может человек или не может что-то сделать – указывает на реальные возможности. А вот желания его могут с этими возможностями совпадать или нет.

Осознанное заявление «не могу» может существовать там, где человек видит свои ограничения. Но бывает «не могу» невротическое, когда человек свои желания относит своим «ограничениям», и объявляет себя жертвой этих надуманных ограничений.

  В любом случае «хочу» может стать «надо», когда на пути возникают препятствия, когда не всё получается сразу. И когда возникает желание остановиться и появляется нехотение продолжать, именно это «нехотение» и надо принять как данность, а не мучить себя за свои слабости, и не подменять «не хочу» невротическим «не могу».

  Когда человек говорит, что не может стать конём – он заявляет осознанное «не могу». И очевидно, что переживать в этом случае бессмысленно.

А когда он окончательно заявляет, что «не могу бросить пить алкоголь», это как правило самообман, которым он прикрывает своё нежелание бросать.

То есть заявляя, что он не может бросить пить алкоголь, в действительности он подразумевает, что может и не бросать, но в душе он грызёт  себя, за то что не может бросить, вместо того, чтобы признаться себе, что он просто не хочет этого делать.

  Подавляющее большинство наших «надо», «не могу», «вынужден» являются неврозами в тех ситуациях, когда мы отказываемся брать на себя ответственность за свой выбор, сваливая всю вину на какие-либо ограничения.

Затем человек начинает грызть себя – «я не могу переехать в другой город», вместо того, чтобы сознаться, что «я могу не переезжать». Вот это вот «могу» и необходимо принять, но вместо этого мы подавляем свою совесть, договариваемся с ней и принимаем роль пострадавшего.

А по сути страдаем от насилия над собой, за что в дальнейшем себя истязаем.

  Ответственность – это осознанное отношение к последствиям за собственные решения (честность с собой). А уход от ответственности – это попытка обмануть себя, возложив ответственность за свои ошибки на других людей или обстоятельства.

  А теперь перед человеком встаёт реальный выбор: продолжать обманывать себя и всех окружающих, либо выбрать реальное развитие. Но надо помнить, что в своём самообмане человек может считать себя хоть царём.

И если человек встал на путь саморазвития только, чтобы потешить свою самооценку, ему легче не развиваться, а сразу заняться самообманом, пытаясь уверить других в своей просветлённости и продвинутости. А по сути человек создаёт конфликт с самим собой, становится уязвимым, зависимым от чужого мнения.

Его «величественность» является его же иллюзия, на которую могут повестись только лишь те, у кого схожая проблема. И если этот самообман зайдёт достаточно далеко, то человек и сам начинает верить в него, а таким людям смогут помочь только хорошие психиатры.

  Так кем же быть — простым человеком со здоровой психикой или «крутой» фальшивкой со множеством неврозов? Вот в этом то и заключается выбор. Вроде бы очевидно, что быть «фальшивкой» всегда проблематичнее. Ведь на протяжении жизни постоянно будешь встречаться с самообманом.

Можно убедить в своей «величественности» несколько глупцов, но отгородит от себя множество ясно мыслящих людей. «Крутой» будет до изнеможения убеждать окружающих о своей развитости, лишь бы не вспоминать о своих страхах. А ведь настоящее развитие только тогда и возможно, когда человек принимает себя таким, какой он есть.

Но «фальшивка» не развивается, а наоборот избегает развития, ведь реальное развитие ставит человека перед фактом его фальши.

  Быть самим собой, без всяких искривлений, нести ответственность за себя и свою жизнь – самый лучший выбор.

Источник: http://istepup.ru/index.php/dukhovnoe-razvitie/put-razvitiya/9-otvetstvennost-za-svoyu-zhizn

Ссылка на основную публикацию