Понятийное мышление — психология

Понятие мышления

Понятийное мышление - психология

Мышление формируется у человека не сразу. У новорожденных детей оно отсутствует, у грудного младенца формируются условные рефлексы.

Это означает, что его мозг может гибко связывать между собой 2 раздражителя и адекватно на них реагировать. Например, младенец улыбается матери и плачет при виде незнакомого человека.

Только к концу первого года жизни у ребенка начинают проявляться первые элементы мышления.

Согласно представления швейцарского психолога Жана Пиаже, существуют 4 стадии развития мышления:

  • Стадия сенсомоторного интеллекта (в возрасте 1-2 года) – развивается способность воспринимать и познавать предметы реального мира; ребенок начинает выделять себя из окружающего мира.
  • Стадия операционального мышления (в возрасте 2-7 лет) – развивается речь, развивается эгоцентризм мышления.
  • Стадия конкретных операций (в возрасте от 7-8 до 11-12 лет) – появляется возможность логических объяснений своим действиям, переходить с одной точки зрения на другую, развивается способность объединять предметы в классы.
  • Стадия формальных операций (от 12-15 лет и далее) – способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий.

Что же такое мышление?
Из выше сказанного можно дать определение мышлению.

Мышление – это сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.
Мышление по сути  — это всегда поиск и открытие чего-то нового. Мышление начинается там, где возникает проблемная ситуация.

Основные признаки мышления:

Опосредованность.
Мышление отдельно взятого человека опосредовано развитием мышления всего человечества. Мышление – это своеобразная «модель вселенной внутри нас». Оно формируется в среде себе подобных, где есть возможность впитывать социальный опыт других, находиться в постоянном взаимодействии с ними.

 Обобщенность.
Мышление – это обобщенное познание существенных свойств и явлений окружающей действительности, а также связей и отношений, существующих между ними.

Объекты могут обобщаться на основании одного признака (простейшие обобщения) или по множеству признаков (сложные обобщения).

Например, когда мы произносим слово «самолет», то объединяем (обобщаем) в этот класс много летательных объектов, различающихся между собой размерами, формой, дальностью полета, назначением и т.п.

 Целенаправленность и произвольность.
Мышление всегда связано с решением какой-то задачи и сопровождается определенным волевым усилием со стороны человека. Отсутствие проблемной ситуации приближает мыслительный процесс к стереотипному поведению.

Мышление всегда направлено навстречу цели. Например, потребность в изменении интерьера своей квартиры порождает цель перестановки мебели, переноса каких-то стенных перегородок и др. Т.е. Мысленное решение найдено. Далее должна подключиться воля, т.к. без воли мышление очень редко приводит к достижению цели. Мыслить – значит действовать.

Мышление как познавательная теоретическая деятельность тесным образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Действие – это первичная форма существования мышления.

Мыслительный процесс всегда направлен на разрешение какой-нибудь задачи, и в нем различают 4 основных этапа или фазы:

1. Осознание проблемной ситуации начинается с чувства удивления, вызванного ситуацией. И далее идет формулирование вопроса, проблемы, задачи. Сама постановка проблемы является актом мышления, ко­торый требует часто большой и сложной мыслительной работы.

Сформулиро­вать, в чем вопрос, — значит уже подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему — значит если не разрешить ее, то по крайней мере найти путь, т. е. метод, для ее разрешения.

Поэтому первый признак мыслящего чело­века — это умение видеть проблемы там, где они есть.

Возникновение вопросов — первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания. Ситуация «изначальной понятности», выраженная отсутствием вопросов, – индикатор отсутствия работы мысли.

2. Решение задачи совершается различными способами в зависимости от характера самой задачи. Этот процесс требует привлечения теоретических знаний. Первый шаг мысли в таком случае заключается в отнесении возникающего вопро­са или проблемы к некоторой области знания.

3. Выдвижение и перебор гипотез. Решение некоторых, особенно сложных задач совершается на основе гипотез. Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем большим количеством конт­рольных точек для проверки и критики своих гипотез рас­полагает мысль.

Степень критичности ума бывает очень разной у разных людей. Критич­ность — существенный признак зрелого ума. Критический ум тщательно взвешивает все доводы за и про­тив своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.

4. Выработка суждения по данному вопросу. Затем результат мыслительной работы спускается непосредственно в практику. Она подвергает его решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи — развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.

 Ирина Базан

Литература:
Ю.В. Щербатых «Общая психология»
С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»
А.В. Карпов «Общая психология»
В.М. Козубовский «Общая психология»

Источник: http://psihogrammatika.ru/?p=395

Что такое понятийное мышление

Что такое понятийное мышление

02 января 2014, 09:35  •  1063 • Честные новости

Сегодня в России много говорят об общем упадке культуры вообще и образования в частности. Наши предприниматели обижаются на молодёжь, не умеющую, по их словам, ни устно, ни письменно формулировать свои мысли, если даже таковые есть. На это обратил внимание и президент, по инициативе которого кроме пресловутого ЕГЭ отныне вводится дополнительно выпускное сочинение, да ещё и с его защитой.

А ведь корень зла следует искать в навязываемых нам кем-то реформах образования. Министерство образования почему-то за образец взяло американскую школу, от которой, как выясняется, отказались сами американцы. Нынешний президент США Обама очень обеспокоен состоянием образования в своей стране.

Очевидцы утверждают, что сегодняшний выпускник американской средней (да и обычной высшей!) школы слабо ориентируется в математике, физике и литературе, лишён понятия о географии и т.д.

Представитель известной фирмы «Боинг», ознакомившись с нашими реформами, недавно признал, что скоро у них некому будет ремонтировать самолёты, ибо американцы на это сами не способны и делают пока часто русские специалисты.

Читайте также:  Создание транса - психология

Известно, что многие американские фирмы, занимающиеся разработкой программ для компьютеров, состоят сплошь из русских программистов. Треть всех новаций в Америке – плод труда русских специалистов.

Нашу страну в 90-е – 2000-е годы покинули около миллиона учёных, которых охотно принимали на Западе! Однако Фурсенко, Ливанову и Ко почему-то потребовалось реформировать нашу лучшую в мире систему образования.

Не вызывает ли это у вас желания получить ответ на вопрос: Почему? Кстати, считающаяся сегодня лучшей финская система образования базируется на советском опыте! Представляется, что основным достоинством разрушенной у нас системы было то, что она в значительной степени формировала понятийное мышление у обучаемых. Кратко поясним, что под этим подразумевается.

Прежде всего, следует отметить, что само понятие было введено в обиход советским психологом Л. Выготским в середине прошлого века. Оно включает три момента.

Первое – способность человека видеть суть процесса, явления или объекта. Второе – способность понять причину и прогнозировать последствия, иными словами, анализировать прошлое и прогнозировать будущее.

Третье – способность систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно воспринимают происходящее и принимают верные решения. Кто не обладает – уверены в правильности своего видения, но их иллюзии разбиваются о реальность. Их прогнозы не реализуются, решения не оправдывают себя.

Приведём тест, предлагаемый психологами детям для оценки наличия у них понятийного мышления. Каждый желающий может оценить себя, памятуя о том, что тест это детский!

Из набора слов требуется выделить слово, являющееся лишним в ряду. Например, воробей, утка, синица, птица, соловей, гусь, страус, снегирь.

По мнению учёных психологов сегодня не более 20% наших сограждан обладают понятийным мышлением. В основном это те люди, которые хорошо изучали естественные и технические науки, когда и научились выделять существенное и устанавливать причинно-следственные связи.

Доказано что это меньше относится к гуманитариям! К слову, поскольку наша верховная власть почти сплошь состоит из юристов, экономистов, историков и КГбешников, ожидать среди них большого количества людей с понятийным мышлением не следует.

Эти люди способны красиво говорить, но не вести страну к вершинам благополучия.

Примерно та же картина наблюдается во всех так называемых развитых странах. Исследования показали, что среди взрослых образованных людей, например психологов в Европе, более 70% мыслят, как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку; не видят причинно-следственных связей.

Замечено, что понятийное мышление само по себе, по мере получения человеком жизненного опыта, не формируется.

Оно является результатом изучения естественных и технических наук, которые сами построены по понятийному принципу.

Особое внимание к этим наукам и соответствующим специалистам в послевоенном СССР позволило, и формировать достойную власть, и достигнуть больших успехов практически во всех областях общественной жизни.

Увы, сегодня естественные и, тем более, технические науки в России не популярны. Молодые люди стремятся стать юристами, шоуменами, экономистами, торговцами, финансистами, менеджерами, но не инженерами, физиками, биологами или математиками, что и сказывается отрицательно на общественной жизни. А ведь будущее страны определяет молодёжь!

Может быть, пора пересмотреть политику в образовании, да и не только там!?  

Смирнов Игорь Павлович

Подпишитесь на нас

Источник: http://allpravda.info/content/3626.html

Понятийное мышление

Понятийное мышление

Понятийное мышление — , где используются и логические конструкции.

Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление.

Понятийное мышление в сравнении с и — более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе). Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического и наглядно-чувственного .

Допонятийное мышление характеризуется эгоцентризмом, неспособностью ребенка посмотреть на происходящее и себя с точки зрения других людей, что наглядно иллюстрирует эксперимент Пиаже с .

Понятийное мышление не просто вплетает в сознание ребенка твердые понятия с четкими границами, понятийное мышление начинает работать уже по другим, более сложным и качественным стандартам.

А именно, оно уже способно к децентрации, может пользоваться обратимыми операциями, чувствительно к противоречию, правильно формирует логические классы, не впадая в синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем) и трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), , имея , в целом о тождественности изменяющегося объекта.

Развиваясь, понятийное мышление не отменяет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а дополняет и развивает их.

Если человек стал отлично разбираться «в высоких материях», это вовсе не значит, что он стал будет хуже разбираться в вопросах практического плана.

Чаще у человека развивается тот тип мышления, который связан с его жизнью и деятельностью: у техников, инженеров и конструкторов лучше развито наглядно-действенное мышление, у писателей — наглядно-образное и сценарийное мышление, и т.д.

Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, Н.А Менчинская, Р,Г. Натадзе, Д.Б, Эльконин и др.).

В их исследованиях детально прослеживается, какие именно признаки понятий, в какой последовательности, при каких условиях усваиваются учащимися. В конце школьного обучения у детей формируется, в той или иной степени, система понятий.

Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, «удельный вес», «млекопитающие», «сюрреализм»), но и целыми классами или системами понятий (например, система математических понятий).

Всем ли, и насколько нужно людям понятийное мышление? Есть много успешных по жизни людей, которые не очень владеют понятийным мышлением и не часто к нему обращаются, им хватает более простых форм мышления и просто житейской сообразительности.

Однако, если человек планирует хоть как-то идти в науку, понятийное мышление становится обязательным. С другой стороны, освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует мозги и полезно школьникам и студентам для общего интеллектуального развития.

Читайте также:  Нужда - психология

От этого просто умнеют.

Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых только для начала можно выделить следующие:

Анализ – расчленение общего на составные части и отдельные признаки. Например. куб состоит из граней. Каждая грань – это квадрат. Каждый квадрат – это четыре одинаковые по длине линии, каждая из которых заканчивается в начале следующей и соединяются под прямым углом. Каждая линия – это совокупность точек, каждая точка…

Синтез – обобщение отдельных частей в общее целое. Точки объединяются – получается линия. Линии соединили – вышел квадрат, соединили квадраты – получился куб…

Сравнение – сопоставление нескольких предметов или событий между собой. Круг не похож на квадрат, у него нет углов. Три волоса на голове — мало, три волоса в супе — ужасно.

– выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий. Если мы бежим на отходящий поезд, вполне можно абстрагироваться от ветра и дождя. Нам не до этого.

– это объединение разных понятий в одну категорию. Машина и паровоз – средства передвижения. Книги и тетради – канцтовары.

Систематизация – объединение категорий в одну систему. В биологии все делится на царства, внутри царств выделяются типы, внутри типов – классы, внутри классов – отряды, внутри отрядов – семейства.

Другие важные мыслительные операции, обязательные для понятийного мышление, это представление «причина — следствие», «цели — средства», «тезис — обоснование — вывод». Чем более , в первую очередь понятийное мышление, тем в большей степени вы являетесь человеком разумным, тем легче вас понимают люди и тем успешнее вы справляетесь с жизненными задачами.

Источник: https://psy-space.ru/?page=ponyatiynoe-myshlenie

Понятийное мышление — Человек в мире творчества

Высшим видом мышления и самым совершенным набором инструментов для решения разнообразных задач считается абстрактно-логическое мышление. Еще его называют словесно-логическим или понятийным.

Вообще, когда говорят о человеческом мышлении, его особенностях и строгих законах, то имеют в виду именно абстрактно-логическое мышление.

Понятийное мышление – не просто отражение действительности, в нем проявляется способность человека устанавливать связи и отношения между вещами и явлениями, постигать логическую последовательность событий, оперировать абстрактными, отвлеченными понятиями, которые не имеют аналогов в чувственном опыте человека. Эти понятия, конечно, связаны с действительностью они – результат чувственного познания, но за ними не стоят конкретные образы. Так мы не можем увидеть и потрогать справедливость, совесть, дифференциал, квадратный корень и т.д.

Одно из важнейших отличий сознания человека от психики животных проявляется в его, так называемой, знаковой функции, то есть в способности оперировать знаками (словами, цифрами и т.д.), которые в понятийном мышлении замещают образы и позволяют создавать сложные мыслительные конструкции и решать отвлеченные задачи.

Главная особенность абстрактно-логического мышления заключается в том, что оно связано с языком, протекает в речевой форме.  Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли.

Вильгельм Гумбольдт, великий немецкий лингвист, основоположник общего языкознания как науки, считал язык формирующим органом мысли. Ему вторит другой немецкий лингвист Август Шлейхер, утверждавший, что мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма.

Великий швейцарский специалист в области языка Фердинанд де Соссюр (1957-1913), говоря о единстве языка и мышления, приводил образное сравнение: «язык — лист бумаги, мысль — его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную.

Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путем абстракции».

Действительно, слова, понятия – это основные инструменты мышления. Слова – это знаки, которые в нашем сознании как бы представляют, замещают предметы и явления. Понятия могут обозначать целые системы явлений, связи и отношения между ними.

Именно слова позволяют нам мыслить абстрактно, отвлекаясь от конкретной ситуации, оперируя понятиями, не связанными с чувственными, конкретными образами. Например, мы можем размышлять о превратностях судьбы, о любви, дружбе и предательстве, сетовать на вселенскую несправедливость и т.д.

Все это абстрактные понятия – результат обобщения чувственного опыта, радостей и тревог, надежд и  разочарований даже не одного человека, а многих поколений людей.

Правда, на заре развития цивилизации, когда мышление человека было еще довольно примитивно, а способность оперировать абстрактными понятиями не развита, люди наделяли такие понятия чувственными, осязаемыми признаками.

Например, древние славяне представляли судьбу в образе маленького существа, которое богиня Лада привязывает к пуповине новорожденного ребенка льняной ниткой. И эта Судьба следует за человеком всю жизнь, влияя на его действия и поступки. Музы – покровительницы различных видов искусств –  в Античности считались воплощением вдохновения и представлялись в виде очаровательных женщин.

Абстрактно-логическое мышление имеет иную «пространственную» организацию, нежели образное. Если образное мышление объемно, многомерно и целостно, то понятийное – линейно и дискретно, т.е. состоит из отдельных элементов, единиц. Такими единицами и являются слова и предложения. Они дают нам возможность мыслить, последовательно переходя от одного этапа решения задачи к другому.

Использование слов позволяет организовать мышление, упорядочить его. Такая организация делает смутные, расплывчатые мысли более четкими, ясными.  Поэтому в сложных ситуациях рекомендуется рассуждать, то есть мыслить в форме внутренней речи, сознательно преобразуя мысли в упорядоченные высказывания.

Причем, чем полнее, четче будут эти высказывания, тем правильнее будет организована мысль.

Читайте также:  Поставить себя на место другого - психология

У многих людей такой способ мышления вызывает затруднение, мысли начинают путаться, разбегаться в разные стороны, мелькать как в калейдоскопе. Не успевает человек продумать одну мысль, как ее сменяет другая, на мгновение вспыхнет яркой искрой и уносится по лабиринтам извилин.

А ведь неплохая мысль была, дельная! Только, где вот она теперь? Не догнать и не поймать. Такая суматошная «ловля» мыслей быстро утомляет, человека начинают раздражать и собственные хаотичные мысли, и стоящая перед ним проблема, и тот, кто дал совет организовать свое мышление.

Причина таких затруднений проста – отсутствие навыка мыслительной деятельности. Мышление, как любая деятельность, требует тренировки, упражнений. Представьте, что человек впервые берет в руки спицы и начинает вязать. Допустим, очень хороший учитель доходчиво объяснил и даже показал, как это делается.

Но оказывается, процесс вязания не так прост, как представлялось человеку, когда он наблюдал за учителем. У того-то все хорошо и легко получалось. А стоило самому сесть, как все стало сложно и непонятно.

Как двигать спицами, почему руки отказываются совершать, казалось бы, очень простые движения, петли получаются корявые, а пальцы сводит судорога усталости?  Легкость и правильность движений приходит в процессе постоянных упражнений.

Так и логическое мышление тоже требует тренировки. Чтобы облегчить процесс овладения упорядоченным мышлением, можно первоначально формулировать свои мысли вслух, проговаривать их.

  Вообще внешняя речь очень помогает мышлению, рассуждая вслух, мы начинаем лучше понимать суть проблемы, стоящей перед нами. Самый сложный вопрос становится проще, яснее, если его вербализировать, проговорить.

Есть старый студенческий анекдот.

«Приходит преподаватель в деканат и с раздражением говорит:

— Ну, что за студенты пошли!? Я уж им объяснял-объяснял, объяснял-объяснял. Даже сам все понял, а они все равно не понимают!»

Очень правильный анекдот. Я часто советую студентам перед сессией: если какой-то вопрос вы не понимаете, постарайтесь вслух его объяснить кому-нибудь. Не находится желающего вас выслушать – не беда. Подойдите к зеркалу и объясняйте самому себе. Представьте, что ваше отражение – это ваш двойник, ничего не понимающий в данном вопросе.

Это очень действенный способ. Недаром же средневековый философ Ф. Бэкон. Бэкон считал, что всякая мысль стремится найти своё словесное выражение: «…

Человеку лучше обратиться с речью к статуе или картине, чем позволить своим мыслям тесниться в голове, не находя выхода». Внешняя речь избавлена от неорганизованности и недостатков внутренней.

  Что же это за недостатки, мешающие человеку понять собственные мысли?

Во-первых, в мышлении участвуют не только слова, но и образы, которые делают наши мысли не только более яркими, но и более хаотичными.

Во-вторых, несколько мыслей, точнее их обрывков, отдельных слов, образов часто возникают практически одновременно.  То или иное слово, могут вызвать образы-ассоциации, не имеющие никакого отношения к стоящему перед нами вопросу. Это весьма затрудняет выделение главного, существенного, наиболее нужного.

В-третьих, внутренняя речь фрагментарна и, как бы, свернута. В процессе естественного, неорганизованного мышления мы не проговариваем все слова, ограничиваясь только ключевыми. Установление связи между явлениями тоже происходит свернуто, часто вообще без участия слов. Такое мышление хорошо отражает речь маленького ребенка 2-3 лет.

Вот малыш проснулся и радостно говорит: «Я байки – баба!» Это вовсе не сообщение бабушке о том, что он спал. Перевод этого высказывания на «взрослый» язык другой:  «Я очень рад, что пока я спал, к нам в гости пришла моя бабушка».

Так вот, наше неорганизованное мышление аналогично речи ребенка: в нем фигурируют только значимые понятия, а остальное дополняется эмоциями, образами и тем, что мы называем смутным ощущением.

Поэтому тренировка внешней, звуковой речи, активное использование и расширение словарного запаса, стремление правильно, логично выстраивать свои предложения чрезвычайно полезно для развития логического мышления.

Свои проблемы и мысли, связанные с поиском их решений полезно проговаривать, а еще полезнее их записывать. Письменная речь еще более строго организована и упорядочена, чем устная.

Здесь вам уже не удастся уклониться от четкой формулировки своих мыслей, используя неопределенные выражения: «вот что-то, типа того», «как-то так», «вроде этого»  и другие, аналогичные, ничего не значащие и не проясняющие формулировки.

Использование понятий в мышлении связано с тем, что каждое слово имеет значение, то есть содержание, которое связывает его с миром вещей. Помните, в сказке Маршака «Кошкин дом»  кошка объясняет гостям, наделяя слова-понятия значениями:

«Вот это стул —

На нем сидят.

Вот это стол —

За ним едят».

Мы не понимаем речь на незнакомом языке, потому что не знаем значения слов, которые произносятся. Правда, в разговоре люди нередко используют слова, значения которых они не знают, но вот думать при помощи этих слов они не могут.

Наряду со значением слова имеют еще и смысл — субъективное содержание, которым мы наделяем слова. Значения – продукт естественного развития языка, они общие для всех, говорящих на нем. А вот смысл индивидуален, он рождается в нашем сознании.

Благодаря ему слова – не просто бездушные знаки, они живые, наполненные эмоциями, вызывающие переживания и совершенно индивидуальные ассоциации. Вот я произношу слово «книга», и оно рождает в мозгу разнообразные чувства и ассоциации.

Кто-то ощущает раздражение, вспоминая скучные школьные учебники, кто-то – равнодушие, а кто-то – радость предвкушения от встречи с новыми интересными и полезными мыслями. Слова живут в нашем сознании, позволяя нам решать проблемы, размышлять, творить.

Слово – это посредник между миром вещей и нашим внутренним миром, а характер языка, на котором думает человек, во многом определяет особенности его мышления.

Источник: https://sites.google.com/site/celovekvmiretvorcestva/glavnaa-1/home/tvorcestvo-kak-obekt-psihologii/scususnost-tvorceskogo-processa/v-labirinte-izvilin/tajny-dvuh-polusarij/ponatijnoe-myslenie

Ссылка на основную публикацию