Позитивная и негативная мотивация — психология

Позитивная и негативная мотивация

Мотивация бывает позитивная и негативная, она же мотивация «к» и мотивация «от».

Позитивная мотивация, стремление, основывается на положительных стимулах или позитиве, содержащемся в самом деле. На отрицательных — негативная мотивация, избегание.

«Если я разберу на столе, я получу конфету» — положительная, позитивная мотивация. «Если я разберу на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» — отрицательная, негативная мотивация. Вариант «если я не буду баловаться, то получу конфету» — промежуточный, тут есть положительный стимул, но негативно поставлена цель.

Позитивная и негативная мотивация обычно используется одновременно.

Основные виды позитивной и негативной мотивации

Как позитивная, так и негативная мотивация может быть внутренней и внешней, мотивацией извне и мотивацией изнутри, подробнее см. Виды мотивации. Если разбирать основные виды искусственно создаваемой позитивной и негативной мотивации, то это метод подкрепления (положительного и отрицательного) и метод наград и наказаний.

Обычно под желаниями понимают положительное влечение. Желаю чего-то — влекусь к чему-то. Таким образом, желания создают позитивную мотивацию, В этом смысле говорят, что «вызвать желание» радикально отличается от «заставить» и противоположно ему.

Страх, когда он только блокирует желание, желанием не является. Но в другой ситуации страх может вызывать желание избежать чего-либо, влечение от…, и тогда страх порождает негативную мотивацию. В такой ситуации «заставить» значит то же, что вызвать желание: вызвать желание избежать неприятности…

Группа местных авторитетов сформулировала предложения, от которых было невозможно отказаться…

Какую мотивацию когда лучше использовать

Метод наказания (проще — наказание) применяется широко, но наказания малоэффективны в отношении свободных существ (дельфинам, взрослым детям, мужу и жене): все свободные быстро уходят из области, где их наказывают. Впрочем, если возникают привязанности, существо ранее свободное терпит и наказания. При этом отрицательные подкрепления для свободных существ вполне подходят и эффективны.

Негативная мотивация обычно легче в исполнении. Уговаривать — долго, а прикрикнул — услышат сразу. К сожалению, негативная мотивация говорит только «что не надо», а как надо — не говорит. И вас могут понять неправильно.

Кроме того, негативная мотивация с течением времени требует усиления.

К ней, как и к позитивной мотивации, привыкают, и за окриками идут шлепки, за шлепками — подзатыльники и так далее до тупика, когда ничего уже не помогает, когда «как об стенку горох».

Позитивная мотивация ситуативно не так энергитизирует, но ее использование более перспективно: она сохраняется на более долгий срок.

Самомотивация

Самомотивация тоже может быть позитивной и негативной. Лучше, когда основная мотивация — позитивная. Но это не значит, что негативную мотивацию нельзя использовать. Можно, но главное, чтобы основной фон был все же позитивным.

Физиологически, у тех, кто работает на позитивной мотивации активнее вырабатваются гормоны «счастья».

Распространенность мотивации позитивной и негативной

Мнение Анны Андриановой

Боюсь, что в 89% населения живут в состоянии внутреннего кризиса: по старому больше невозможно, а как по новому неизвестно. Вот так люди и начинают читать развивающие книги, или ходить на группы и тренинги. Мотив испытать радость, увы, намного слабее мотива избежать боли. Как правило, люди идут не к чему-то, а от чего-то.

Ходят на работу не потому что хотят на нее пойти, а потому что боятся того что случится, если они перестанут на нее ходить. Ходят на развивающие кружки и читают книги скорее от скуки, чем испытывая стремление к развитию.

Только проблема, которую нужно решать, побуждает людей узнать ее причину и вырасти над ней, то есть развить себя до такой степени, чтобы эта проблема перестала быть проблемой.

Про то, как люди попадают в личностное и духовное развитие, вообще рассуждать не приходится, тут все понятно: духовность мужчины появляется вследствие понижения потенции и финансовых поступлений, а женщина занимается личностным и духовным развитием от тотальной неудовлетворенности жизнью и собой. Многие устали жить, и развитие для них — просто замена телевизора.

Источник: https://knigarazuma.ru/article/pozitivnaya_i_negativnaya_motivaciya

Кто-то ищет способы, а кто-то причины

Кто-то ищет способы, а кто-то причины… Это довольно известное высказывание, относящееся к сути мотивации людей что-то делать.

Кто-то работает, чтобы не умереть с голоду, чтобы была пенсия. А кто-то работает, чтобы добиться важного результата или купить себе новую машину. Вы наверняка замечали за собой, что некоторые дела хочется делать, а другие нет. Вероятно, вам приходилось делать что-то в последний момент.

Все это примеры негативной и позитивной мотивации в работе.

Негативная мотивация

Люди с негативной мотивацией действуют, чтобы не случилось что-то неприятное. Они работают не ради достижения цели, а ради того, чтобы остаться на плаву. Примеры характерных мыслей: «Если я сегодня не выполню эту работу, то меня уволят»; «Если я не буду работать, то буду белой вороной»; «Если наша компания не сделает новый продукт, то мы разоримся».

Негативная мотивация — это мотивация догоняющих. Вы начинаете шевелиться только тогда, когда уже «прещемило», когда тянуть дальше некуда, т.е. всегда стартуете гораздо позже своих конкурентов.

Негативная мотивация — это мотивация бездействия. Вы ищете причины, чтобы не делать дело или сделать его как можно позже. Еж, как говорится, птица гордая, пока не пнешь, не полетит.

Конечно, если дело не очень нужное, то можно даже не делать его совсем. Иногда ситуация изменяется настолько, что оно становится неактуальным. Однако это не должно превращаться в систему, т.к.

отрицательная мотивация изнутри подтачивает уверенность в своих силах и способность действовать свободно.

С каждым разом будет все труднее начать действовать в позитивном ключе, не ожидая, пока тебя пнут.

Позитивная мотивация

Люди с позитивной мотивацией действуют, чтобы достичь своих целей. Они не ищут причины, которые должны заставить их выполнить дело, они сразу отыскивают способы получения нужного результата.

Примеры характерных мыслей: «Для того, чтобы стать лучшими в нише, мы должны реализовать в нашем продукте то-то и то-то»; «Я должен выполнить эту работу, потому что в будущем она позволит мне освободить время для творчества».

Позитивная мотивация — это мотивация лидеров. Вы способны своей энергетикой и позитивным мышлением увлекать за собой людей. Вы начинаете задуманное сразу, и к тому моменту, когда конкуренты спохватятся, вас будет догнать уже очень непросто.

Позитивная мотивация — это мотивация успеха. Вы привыкли добиваться успеха. Вы сразу видите путь к цели. Вы проходили аналогичный путь уже много раз и знаете, как бороться с неприятностями. Даже если только половина из ваших начинаний удачны, люди все равно назовут вас успешными, т.к. победителей не судят.

Для тех, кто настроен позитивно, позитивная мотивация характеризуется приятными переживаниями. Для пассивных людей — наоборот, им приятнее ожидать, что за них подумают, их заставят сделать. Они так привыкли. И многие из них не представляют, как можно действовать по-другому. Они считают успешных людей выскочками.

О выборе мотивации

Один и тот же человек может использовать оба типа мотивации. Выбираемая мотивация зависит от человека и от задачи. Для простых задач многие выбирают позитивную мотивацию, но не все. Крайний случай — люди без мотивации. Успешные люди выбирают позитивную мотивацию даже для сложных задач. Неудачники при этом ноют: «Это не для меня. Это сделать невозможно».

Чем интереснее для человека задача, тем выше вероятность, что он примет позитивную мотивацию для ее решения. Если же задача неинтересная или же у человека плохое настроение, то повышается вероятность выбора негативной мотивации. Даже если человек мыслит позитивно, то он просто может очень не хотеть делать какое-то конкретное дело.

Большинство людей почти постоянно прибегают к негативной мотивации. Как мне кажется, это происходит по следующим причинам:

  • Лень. Каждый человек в той или иной степени подвержен лени, но часто это переходит разумные границы. Ведь так приятно, чтобы что-то сделали за тебя!
  • Воспитание. Детей часто воспитывают с позиции: «если не выполнишь, то я тебя накажу». И этот паттерн запоминается как устойчивая реакция на необходимость что-то сделать.
  • Желание быть, как все. Позитивная мотивация ведет к успеху, а значит к тому, что человек начинает выделяться из серой массы. Для многих это непривычно и пугающе.
  • Государственная пропаганда. Государству выгодно, чтобы люди подчинялись приказам, чтобы было меньше свободомыслия. Негативная мотивация заставляет человека ждать, когда ему скажут, что делать.

Источник: https://composter.wordpress.com/2006/11/19/kto-to_ischet_sposoby_a_kto-to_prichiny/

2. Позитивная мотивация, негативная мотивация, зона комфорта

1. Химическая зависимость и леньХимическая зависимость заключается в разрушении психологических способностей человека решать жизненные задачи без употребления и в создании окружения, которое провоцирует употребление (употребляющие зависимые, созависимые и др.).

Выздоровление заключается в восстановлении (или приобретении заново) способностей полноценно жить без употребления и формировании нового окружения, поддерживающего трезвую жизнь. Это путь многолетней дисциплинированной работы над собой и окружением, который требует приложения больших усилий.

И, в таком случае одним из главных противников выздоровления является лень, которая не дает человеку предпринимать эти усилия. Если из-за лени (или других) причин человек ничего не делает (или делает недостаточно) для своего выздоровления, идет обратный процесс срыва – ухудшение психологического состояния, итогом которого является употребление.

Поэтому выздоровление часто сравнивают с движением вверх по эскалатору, который движется вниз – даже для того, чтобы оставаться на месте, необходимо предпринимать усилия.

^

Лень – это отсутствие желания (мотивации) что-либо делать.Существует два типа мотиваций. Первая из них – это негативная мотивация, когда человека заставляют действовать желание уйти от неприятностей. Вторая мотивация – это позитивная мотивация, когда человек желает достигнуть чего-то хорошего.

Существует также зона комфорта, когда не существует ни негативной мотивации (нет неприятностей, от которых человек хочет уйти), и нет позитивной мотивации (нет желания чего-то достичь) – человеку хорошо в том состоянии, в котором он сейчас находится.

Считается, что попадание в зону комфорта является самым опасным для развития человека, так как при отсутствии мотиваций к изменению человек не прилагает для этого усилий и постепенно деградирует.

Поэтому считается, что у зрелой личности зоны негативной и позитивной мотивации должны пересекаться (или хотя бы соприкасаться) и такой человек, следовательно, будет всегда находиться в развитии (у него всегда будет присутствовать негативная или позитивная мотивация – желание развиваться).

Зависимый начинает выздоравливать из-за негативной мотивации – он желает уйти от проблем, которые создало его употребление. И первое время, пока он находится в зоне негативной мотивации (еще остались проблемы или не стерлась память о них) у него будет присутствовать желание выздоравливать.

Он предпринимает усилия – занимается самоанализом, ходит на группы, читает литературу, делает задания и т.д. Однако со временем выздоровления большинство проблем могут решиться, память о них стать не такой острой – зависимый выйдет из зоны негативной мотивации.

И если бы у него пересекались зоны позитивной и негативной мотиваций, то он никогда бы не прекращал выздоровления, так как когда исчезла бы негативная мотивация (память о последствиях злоупотребления), возникла бы позитивная (желание достигнуть еще больших успехов в трезвой жизни).

Однако у зависимого, как у незрелой личности, зона негативной и позитивной мотивации разделены зоной комфорта, в которую и попадает зависимый. У него пропадает желание что-то делать для своего выздоровления, так как негативная мотивация уже ушла, а положительная еще не появилась.

Он уже ушел от боли, но к счастью еще не стремится, так как ему и так сносно. Он попал в зону комфорта (лени), разделяющую области негативной и позитивной мотиваций. И когда он остановился, то незаметно для него начался процесс движения назад (процесс срыва) к употреблению.

Таким образом, наличие зоны комфорта (прекращение желания от чего-то уходить и не появление желания чего-то достигать) является одним из самых главных факторов способствующих развитию срыва на средних (несколько месяцев) и поздних (от года) сроках выздоровления.

Читайте также:  Центры походки - психология

^

Вопрос мотиваций к выздоровлению очень важен. Необходимо уменьшать свою зону комфорта, развивая как позитивную, так и негативную мотивацию, а если уже попал в зону лени, срочно выходить из нее.

Вот три способа работы с ленью – развитие позитивной мотивации, развитие негативной мотивации и способы «силы воли»:Развитие позитивной мотивации: 1.

) Знать цель – помнить, к чему стремитесь в выздоровлении, «зачем я выздоравливаю?», ставить и пересматривать свои цели в трезвой жизни, дополнять и улучшать их; в повседневных делах осознавать, зачем я делаю это дело (делать осознанно); 2.) Анализ достижений – периодически пересматривать свои положительные достижения в трезвости; 3.

) Планирование – составлять реалистичные планы и выполнять их; 4.) Брать пример – смотреть, чего достигли другие «хорошо» выздоравливающие алкоголики.Развитие негативной мотивации: 1.) Помнить дно – помнить, откуда пришел и куда можешь вернуться; 2.

) Анализ «поражений» – периодически анализировать, что потерял (или чего мог достичь, но не достиг) из-за того, что ленился; 3.) Негативный пример – смотреть, чего достигли зависимые, прекратившие работать над своим выздоровлением.Способы «силы воли»: 1.) В меру заставлять себя что-то делать; 2.) Разбивать задачи на мелкие части и выполнять их по частям; 3.) Правильно организовывать отдых.

^

Лень может также возникать не из-за отсутствия мотивации, а вследствие блокировки этих желаний другими причинами. Этих причин может быть много, вот некоторые из них:1.) Страх перед неудачами. Зависимый может бояться, что у него выздоровление не выйдет, что у него ничего не получится а, следовательно, и не нужно стараться.

В таком случае может помочь изменение отношения к неудачам в выздоровлении: если у меня не получится, я все равно ничего не теряю, я просто останусь на той же позиции, что и сейчас – в употреблении. А если получится только выиграю. Поэтому бояться тут совершенно нечего.2.) Сопротивления. Главное в выздоровлении – это изменение своей личности в более здоровую сторону.

Однако при любых попытках изменений личности возникает естественная защита – сопротивление изменениям. Сопротивление выздоровлению будут присутствовать все время, которое длится выздоровление (то есть всегда), и работе с ними следует посвящать особое внимание. Работе с сопротивлениями посвящена отдельная лекция.3.) Низкая самооценка.

Зависимый с низкой самооценкой может считать себя недостойным выздоровления, «конченым наркоманом или алкоголиком», которому ничего хорошего из-за его плохости «не светит». Поэтому развитию мотивации к выздоровлению должна сопутствовать работа с самооценком и развитие безусловного принятия себя.4.) Своеволие.

Также «блокировке» мотивации к выздоровлению может способствовать своеволие – нежелание подчиняться рекомендациям выздоровления и делать все по-своему.

^

Лень может также возникать не из-за отсутствия мотивации, а вследствие блокировки этих желаний другими причинами. Этих причин может быть много, вот некоторые из них:

0 баллов.

Присутствует желание заниматься полезными делами. Следует следить за режимом отдыха – не перерабатываться (как минимум каждый час отдыхать 10-15 мин.).

Отмечать положительные результаты как следствие выполненных дел.

1-2 балла. Отсутствует желание заниматься полезными делами. Начать выполнять дела, попытавшись увлечь себя во время их выполнения.

3-4 балла. Нежелание заниматься делом. Вспомнить, зачем мне нужно этим заниматься, ради чего я делаю – замотивировать себя положительными целями, которые вы можете достигнуть в результате выполнения этих дел. Вспомнить, от чего  я ухожу и к чему могу вернуться, если не буду этого делать.

^ . Лень влияет на поведение. Распланировать режим занятий, включив обязательный отдых. При этом более важные дела следует поставить на первое место, менее важные на второе и т.д. Ограничить время занятий (я буду заниматься этим не более ____ мин., несмотря на то успею я все сделать, или нет).

^ . Труднопреодолимая лень. Делать работу по маленьким частям, дав себе обещание сразу прекратить ее, как только станет «невмоготу». Главное начать, а не закончить.

^ . «Блок» на занятие полезными делами. Сменить вид деятельности. Заниматься тем, чем можете. Обязательно проконсультироваться с консультантом и разобрать причины «блоков».

^

  1. Вспомните случаи из жизни, когда последствия употребления стали уже очевидными, но вы так ничего и не предпринимали для выздоровления. Какой мотивации (позитивной или негативной) вам тогда не хватало? Как, пользуясь сегодняшними знаниями, вы могли бы ее развить?
  2. Назовите активности в выздоровлении, от выполнения которых вы уклоняетесь больше всего (или выполняете без должного усердия). Какой мотивации вам не хватает в этом случае? Как бы вы могли, пользуясь сегодняшними знаниями, преодолеть эту лень?
  3. Какие способы для работы со своей зоной комфорта (или развитием зон позитивной и негативной мотивации) вы можете начать предпринимать сегодня?

Источник: http://mir.zavantag.com/turizm/942913/index.html

Негативная мотивация

С самого детства любой человек слышит: «Если ты не будешь правильно питаться, то заболеешь», «Если ты не будешь ходить в школу, не поступишь в институт», «Если будешь плохо работать, тебя уволят». Примеров таких предложений-условий можно привести огромное множество. Но название и контекст у них один – негативная мотивация.

Негативная мотивация – это побуждение к действию, вызванное боязнью или нежеланием оказаться в неудобной для человека ситуации.

Когда на человека действует негативная мотивация, он стремится проявить себя с лучшей стороны, стремится действовать, стремится избежать возможных последствий. Мысль — если я этого не сделаю, то меня ожидают большие неприятности, и побуждает к действиям.

Что отличает негативную мотивацию от позитивной, так это не побуждение к деятельности в ожидании какого-то поощрения, а стремление избежать наказаний и неудобств.

МЕТОД «КНУТА И ПРЯНИКА»

В России, пережившей жесткий советский период, люди уже привыкли к методу «кнута и пряника». Многие работодатели до сих пор считают, что без наказаний невозможно управлять людьми, а особенно в России.

Подавляющее большинство компаний, несмотря на все системы поощрения, тем не менее, систематически наказывают сотрудников.

Кто-то использует штрафы, кто-то делает строгие выговоры и предупреждения, особо строгие руководители практикуют немедленное увольнение провинившегося.

Судя по исследованиям социологов и рассказам работников, отрицательная мотивация широко используется у российских работодателей. Например, одному работнику руководство компании дало понять, что он не заработал часть денег, опустив 100 долларов в измельчитель для бумаги. Или, например, другого работника «поощрили» за посещение нерабочих сайтов в Интернете штрафом в 500 рублей.

ШТРАФЫ. НАСКОЛЬКО ЭТО ЗАКОННО?

Возникает вопрос – законно ли это? В соответствии с Трудовым Кодексом денежное наказание запрещено. На нарушителей можно подействовать лишь несколькими способами: выговором, замечанием или в редких случаях увольнением. Но можно, так сказать, обойти закон.

Если мы не имеем права штрафовать работника с суммы его оклада – то можно ввести деление зарплаты на постоянную и премиальную часть и взимать штрафы с переменной части. Однако совершенно незаконно повышать голос, кричать на подчиненных, грубить или другими способами унижать их.

К сожалению, именно эти методы чаще всего практикуются в большинстве российских компаний.

Сам собой поднимается следующий вопрос – насколько это эффективно? Боязнь наказания всегда была стимулирующим средством в стремлении выполнить свою работу наилучшим образом. Вводя систему штрафов, следует иметь в виду, что каждый человек относится к нововведениям индивидуально.

Для одних денежное наказание действительно может стать стимулом к улучшению качества работы. Но некоторых такой порядок, наоборот, может только подтолкнуть к немедленному увольнению.

Положительная же мотивация расслабляет сотрудников, воспринимается ими как должное, поэтому им кажется, что не произойдет ничего страшного, если сделать что-то из-под палки.

КОГДА УМЕСТНО НАКАЗЫВАТЬ РАБОТНИКА?

Кроме того, при введении системы наказаний необходимо учитывать сферу деятельности компании. Если это компания связана с творчеством, то штрафовать художника, разрабатывающего эмблему или логотип фирмы, просто нецелесообразно.

Если же это крупное предприятие, то работника, безответственно обращавшегося с техникой, из-за которого были потеряны большие деньги, весьма разумно. Применять отрицательную мотивацию следует в коллективах, где главными требованиями являются исполнительность и дисциплина, от которых зависит качественная работа всей организации.

Например, если один сотрудник опоздал на встречу и из-за него сорвалась крупная сделка, то наказание весьма целесообразно.

КАК НЕ ПЕРЕГНУТЬ ПАЛКУ?

Чтобы не перегнуть палку, наказание должно быть адекватным и справедливым. При трудоустройстве любой человек априори берет на себя обязанность надлежащим образом исполнять свои функции, соблюдать график работы, следовать корпоративной культуре и т.д.

Лучше всего сразу оповещать работника о системе штрафов за те или иные провинности, чтобы наказание не стало неожиданностью для сотрудника. Следует также помнить, что необдуманными штрафами или резкими замечаниями можно напрочь отбить желание работать качественно и честно зарабатывать деньги.

Гнетущая обстановка в коллективе, где каждый боится гнева начальника, способствует возникновению ошибок, за которыми следует новое наказание.

Поэтому правильнее будет выстроить систему мотивации сотрудников, где каждый работник будет знать, за что ему дадут премию, а за что — накажут.

Повысить эффективность работы коллектива работодатель может с помощью наград, благодарностей и поощрений. Человек должен держаться за должность и бояться потерять свое место работы.

Боязнь в один момент лишиться всего этого будет действеннее любого штрафа.

Источник: https://delovoymir.biz/negativnaya-motivaciya.html

Негативная мотивация: кому нужен «кнут»?

Карина Хутаева

Откуда появляется негативная мотивация?

Трудовым Кодексом РФ (ст.192 о дисциплинарных взысканиях) предусмотрено всего три меры наказания для сотрудников: замечание, выговор и увольнение. Штрафы на работе не предусмотрены Трудовым Кодексом. Вынесение замечаний и выговоров сопряжено с множеством формальностей. Во-первых, работника нужно оповестить об этом в письменной форме.

Во-вторых, дождаться его объяснительной – дело затягивается на недели. Такой инструмент становится неэффективным, поскольку, с одной стороны, никак не «бьет по карману» сотрудника, а с другой, усложняет процесс дисциплинарного взыскания увеличением документооборота.

Что же касается увольнений, то, учитывая нынешние тенденции на рынке труда, – это последний шаг, на который может пойти работодатель.

Мотивация определяется как деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения поставленных задач. Соответственно, позитивная материальная мотивация – это разного рода денежные поощрения.

За хорошую работу могут платить премии. За плохую премий могут лишать – вот так и появляется «на свет» негативная материальная мотивация. Причем лишать можно не всей надбавки сразу, а вычитать из нее суммы по частям, в зависимости от количества нарушений.

В большинстве случаев именно так и возникает система штрафов.

Для кого эффективны штрафы?

Нужно иметь в виду, что разные люди относятся к штрафам по-разному. Для одних он действительно может стать стимулом к улучшению качества работы, других, напротив, скорее демотивирует.

Для анализа эффективности штрафов в отношении персонала, можно выделить несколько психологических факторов.

Но, в данной статье, я ставлю своей задачей рассмотреть всего два психологических аспекта, на мой взгляд, напрямую связанных с эффективностью негативной мотивации.

  • Первый – это стремление к достижению успехов или избеганию неудач.
  • Второй – внешний или внутренний локус контроля.

Остановлюсь подробнее на каждом.

Большую роль в объяснении влияния мотивации на эффективность работы играют исследования мотивации достижения успехов.

Мотивация достижения успехов проявляется в стремлении выполнить работу на высоком уровне качества везде, где имеется возможность проявить творчество, мастерство и способности.

От развития этого мотива в решающей мере зависит то, чего в конечном итоге достигает в своей жизни человек, в том числе в карьере. Мотивация достижений обуславливает позитивное отношение к профессии, менее выраженную тревожность, эффективную психическую адаптацию.

Проблема мотивации достижения успеха стала активно разрабатываться с середины 1970-х годов, и первые исследования касались лишь ее отдельных аспектов.

Учеными экспериментально было выявлено, что с основными тенденциями мотивации достижения (стремление к успеху или избегание неудач) связаны различные поведенческие стратегии.

Так, при преобладании мотива достижения успеха в поведении человека отсутствует выраженная тревога по поводу возможных неудач, и наблюдается стремление к деятельности в ситуациях, исход которых не может быть заранее определен и зависит от индивидуальных способностей.

Читайте также:  Учеба - психология

Для людей с преобладающим мотивом избегания неудачи характерен выбор деятельности, результат которой в меньшей мере зависит от индивидуальных способностей, для них также характерна выраженная тревога в связи с возможными неудачами, и потребность избежать ситуации, исход которой представляется неопределенным.

Проиллюстрировать эти два ведущих мотива можно следующим образом. Представьте себе, что у двух людей есть выбор опоздать на работу.

Сотрудник, у которого выражен мотив достижения успеха, если будет опаздывать, то готов за свой выбор платить штраф, и, скорее всего, будет воспринимать свое опоздание как свободный выбор, за который он готов заплатить.

Сотрудник с выраженным стремлением к избеганию неудач будет стараться следовать всем внутренним правилам и не допускать ошибок, чтобы не быть оштрафованным. Для такого типа важнее сохранить спокойствие и «не выделяться», чем заплатить за свой выбор.

Первый ориентирован на достижения и воспримет свое опоздание как определенную степень свободы, второй ориентирован на избегание неудач, и для него штраф станет той самой неудачей, которую он постарается всеми силами избежать.

Из вышесказанного следует, что наличие негативной мотивации будет, скорее всего, более эффективно действовать на людей с выраженным мотивом избегания неудач.

Для сотрудника с выраженным мотивом достижения успеха негативная мотивация скорее станет демотиватором.

Для такого сотрудника более эффективна позитивная материальная и нематериальная стимуляция, потому что в этом случае он будет стараться достигать тех вершин, которые для него обозначает компания.

Второй психологический аспект – это локус контроля. Понятие «локус контроля», введенное в психологию в середине 1960-х годов, описывает некоторое обобщенное представление человека о том, что является причиной событий его жизни и кто несет за них ответственность. Понятие локус контроля (лат.

locus место, местоположение + франц.

controle проверка) обозначает качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля), либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля).

Локус контроля является двухполюсной характеристикой: на одном полюсе находятся интерналы, на другом – экстерналы. У каждого человека есть свое место на этой шкале – интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы – внешний.

Интернальная личность оценивает все происходящие с нею значимые события как результат ее собственной деятельности. Интернал считает, что может влиять на события своей жизни, управлять ими и, следовательно, нести ответственность за них и за свою жизнь в целом.

Экстернальная личность, наоборот, интерпретирует все происходящие в ее жизни события как зависящие не от нее, а от каких-то других сил (бога, других людей, судьбы).

Поскольку экстернал не чувствует себя способным как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий, он снимает с себя всякую ответственность за все происходящее с ним.

Между интеральными и экстернальными личностями есть и другие отличия, которые могут оказаться существенными с точки зрения их профессиональной деятельности.

Так, к примеру, экстерналы характеризуются большей конформностью, подверженностью манипуляциям, они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, они оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей.

Интерналы, наоборот, продуктивнее трудятся не в команде, а в одиночестве. Они более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы.

Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители – более успешны.

Интернальные и экстернальные личности различаются и другими особенностями, например, самооценкой. Люди с интернальным локусом контроля думают о себе как о добрых, общительных, дружелюбных, решительных, невозмутимых, честных, самостоятельных личностях.

А люди с экстернальным локусом контроля считают себя несамостоятельными, раздражительными, зависимыми, эгоистичными, нерешительными, неуверенными в себе, враждебными окружению.

Известно также, что интерналы больше заботятся о своем здоровье, у них реже бывают психологические проблемы.

Исследования и наблюдения психологов показывает, что «экстерналы» скорее всего, будут выбирать профессию, где не нужно брать ответственность на себя и принимать самостоятельные решения, а следовать лишь инструкциям. Это рабочие, продавцы, секретари и все те многочисленные профессии, которые не требуют от человека ответственных решений.

«Интерналы» будут стремиться выбирать профессии с большей ответственностью, так как они готовы ее брать на себя. Это те люди, которым нравится самостоятельная и ответственная работа, с возможностью принятия решений и управления ситуацией.

Это менеджеры среднего и высшего звена, управленцы, директора, а также профессии, где человек работает в одиночку, например, индивидуальный предприниматель, писатель, художник, тренер и другие.

Итого, можно предположить, что система штрафов будет эффективней для «экстерналов», как для сотрудников менее ответственных и привыкших быть контролируемыми. Для «интерналов» контроль извне излишен, так как они сами осуществляют его, и штрафы могут вызывать у такого сотрудника чувство негодования или чувство унижения.

Существует масса методик, дающих возможность определить личностные качества будущего сотрудника, включая методики на определение стремления к успеху/ избегание неудач и методики, определяющие внешний/внутренний локус контроля. Таким образом, определив личностные характеристики наших сотрудников, мы можем применять штрафы и поощрения, главное не забывать об основных правилах мотивации персонала.

Общие правила материальной мотивации

  • Сделайте систему материальной стимуляции понятной и ясной, а также доступной в информационном плане.
  • Распространяйте информацию о поощрениях (штрафах) в коллективе.
  • Поощряйте (штрафуйте) сразу же после оценки результата.
  • Поощряйте (штрафуйте) повышением или снижением премии, а не заработной платы.
  • Не превращайте премирование в «рутину», скрытую зарплату.
  • Используйте нематериальную мотивацию, когда не хватает средств на значительное денежное поощрение или наказание.
  • Поощрения и штрафы теряют свою эффективность, если используются слишком часто.
  • Учитывайте при материальном стимулировании психологию работника, историю его развития и национальные особенности.

Впервые статья была опубликована на Executive.

ru 21 октября 2008 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Источник фото: zagranmama.com

Источник: https://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/895264-negativnaya-motivatsiya-komu-nuzhen-knut

Психология мотивации и влияния: практический дистанционный курс

Менеджер, задействовав мотивы своих подчиненных, мобилизует их на достижение общей цели. Несколько одобрительных слов могут резко изменить отношение человека к учебной или профессиональной деятельности.

Руководитель, зная о мотивации своих подчиненных, может легко актуализировать у них необходимые для деятельности мотивы.

В этом курсе вы изучите практические методики и стратегии, которые широко и успешно применяются для влияния на людей.

Практические знания:

  • Виды мотивов: мотив самоутверждения, мотив идентификации, мотив власти, мотив саморазвития, мотив достижения, просоциальные (общественно значимые) мотивы, мотив аффилиации, вегетативная мотивация;
  • Зависимость уровня достижений от силы мотивации: оптимум мотивации; закон Еркса-Додсона, избыточная мотивация (перемотивация), мотив успеха и перемотивация;
  • Чувство беспомощности и пассивность: факторы возникновения беспомощности, условия формирования беспомощности, беспомощность и самооценка, приписывание причин неудачи (кто виноват);
  • Теории мотивации: теории потребностей, иерархическая модель классификации потребностей А. Маслоу, психоаналитическая теория мотивации, механизмы психологической защиты личности;
  • Страх и тревога: причины страха, динамика (фазы) развития страха, способы снижения волнения и тревоги.

Практические навыки:

  • Цели и активность личности: что такое цель, целеобразование, внешние и внутренние цели,осознание целей, влияние четко определенных целей на эффективность деятельности;
  • Успех и неудача: реакции на неудачу и мотивация, причины неудачи и условия успеха, защитные реакции на неудачу, риск и смелость в достижении успеха;
  • Чувство компетентности: уверенность в своей компетентности, повышение уверенности в своих возможностях (чувства компетентности), способности, самооценка и самоуважение;
  • Позитивное подкрепление (похвала, оценки, награды): виды позитивного подкрепления, ослабление интереса, самоподкрепление, деньги как позитивное подкрепление, негативное влияние денег на мотивацию;
  • Мотивация власти: власть, аффилиация и достижение, источники (средства) власти, реализация власти, сферы использования власти;
  • Мотивационные тренинги: мотивационное переключение, мотивационная (эмоциональная) фиксация, мотивация достижения: структура и развитие, 32 упражнения на развитие самомотивации и мотивирования других людей; тренинг разработки целей (как ставить перед собой цели и достигать их).
  • 5 stars
  • 4 stars
  • 3 stars
  • 2 stars
  • 1 stars

Для этого курса пока нет отзывов.

327 ОБУЧАЮЩИХСЯ

Источник: http://www.elitarium.ru/course/distancionnyj-kurs-psihologija-motivacii-vlijanija/

Психология похудения. Позитивное и негативное мотивирование

Любое успешное похудение состоит из трёх пунктов:

1) Правильное питание.

2) Спорт.

3) Психологическая подготовка.

Все они имеют огромное значение для того, чтобы ваша борьба с лишним весом дала существенные результаты. Ни один из этих пунктов исключить нельзя. И если советов о том, как выбрать для себя подходящую диету или какие нужны спортивные упражнения много, то психологической подготовке уделяется не так много времени.

Более того, некоторые полагают, что к каждому худеющему должен быть одинаковый подход. И, как правило, он строится на негативной мотивации – запугивании, угрозах, ограничениях и шантаже. Такой способ подходит далеко не всем, так как у слишком впечатлительного и ранимого человека может вызвать срыв, и все труды исчезнут.

Как понять, какой из способов именно ваш? Отметьте несколько пунктов из каждого списка утверждений.

1) Вам подходит негативное мотивирование, если вы:

2) Получаете огромное удовольствие и прилив сил от занятий спортом.

3) Легко можете постоять за себя в словесной перепалке и нередко сами провоцируете конфликты.

4) Легко сердитесь и также легко забываете обиды.

5) Восхищаетесь фигурами спортсменок и мечтаете с детства стать такой же, как они.

6) Любите азартные игры, особенно если постоянно в них выигрываете.

7) В качестве спортивной нагрузки избрали тренажёры и гантели.

Позитивное мотивирование поможет вам похудеть, если вы:

1) Стараетесь сглаживать конфликты.

2) Подвергались гонениям в школе из-за своей полноты или постоянно слушали упрёки родителей.

3) Хотите себе фигуру обычной стройной женщины.

4) Считаете, что сладкое придаёт вам энергии и улучшает настроение.

5) Стесняетесь покупать одежду в оживлённых местах.

6) Любите заниматься йогой, пилатесом или шейпингом, а также те упражнения, которые можно делать дома. Отчасти потому что боитесь накачать мышцы.

Если вам подходит одинаковое количество пунктов, то обратите внимание на комбинированную технику позитивного и негативного похудения.

Теперь расскажем о том, какие пункты содержат программы негативного и позитивного мотивирования.

Негативное мотивирование

Ваша цель – возненавидеть своё тело в том виде, в котором оно находится сейчас и как можно скорее обрести желаемые формы. Вам хочется, чтобы ничто не мешало активному образу жизни, вы хотите ещё больше нравиться людям и хоть никто в вашем окружении не осмеливается пускать колкости в ваш адрес, быть готовой защитить себя и своих друзей.

Для негативного мотивирования вам нужно будет создать для себя Злобного Тренера. Вспомните злую, но справедливую учительницу, которая страхом заставляла весь класс знать её предмет на пятёрки, самую язвительную подругу или кричащего сержанта, если вам приходилось служить в армии. Именно в его уста надо вкладывать все указания, которые вы должны выполнять.

Потому что если вы будете сами себе внушать что-то, то легко сможете саму себя уболтать и переубедить. Злобный Тренер будет возникать всякий раз, когда вы захотите пропустить тренировку или съесть что-то запретное. Чтобы его угрозы подействовали лучше, подойдите к зеркалу и кричите на себя, стараясь изменить голос.

Обзывайте себя самыми грязными ругательствами, расскажите, что будет, если вы не сможете похудеть.

Испытывайте свою силу воли, наполнив холодильник коробками конфет или другой высококалорийной пищей. Чтобы искушение съесть её было меньше, клейте на неё стикеры с грубыми словами.

Единственное, чего вы не должны делать, это говорить вместо слова «есть» некрасивое «жрать». Помните, что полезная и питательная пища даёт вам энергию и способствует похудению, поэтому нельзя к ней относиться неуважительно.

Позитивное похудение

Ваша цель – сделать своё похудение комфортным и в то же время эффективным. Вы не только сбрасываете лишний вес, но и закаляете характер, потому что для вас это даже важнее, чем обрести стройность.

Читайте также:  Метод проб и ошибок - психология

Вы – мягкий человек, поэтому методики негативной мотивации не подействуют на вас как указания доброго и мудрого учителя. Есть ряд мер, соблюдая которые вы сумеете постепенно придать своему телу нужные очертания.

Вам нужно окружить себя вещами, которые напомнят вам, как хорошо быть худой и красивой. Найдите в сети фотографии девушек со своим идеалом фигуры, распечатайте и развесьте везде. Купите себе туфли своего размера, но рассчитанные на узкую стопу и красивое платье под стать им. Поставьте на видное место и раз в неделю прикидывайте, насколько сильно вы приблизились к своему идеалу.

Отучите утешать себя и баловать сладостями. На самом деле гораздо больше энергии и силы вы получаете из фруктов и орехов, нежели из тортов и шоколада. Внушите себе, что сладости делают вас слабой, что они портят вам настроение. Представьте, что тонете в огромном чане с шоколадом или что он впитывается в вашу кожу, создавая новые слои жира.

Чтобы получать от еды удовольствие, кушайте только на кухне и в компании, например, с кошкой, если дома никого нет. Так вы убережёте себя от переедания. Обычно если вы едите перед телевизором или компьютером, то не замечаете, как быстро и много вы съедаете.

Для вас куда больше профессионализма важно то, как к вам относится тренер. Многие боятся идти в спортзал, потому что боятся сердитого и строгого фитнес-инструктора.

Но это миф, большинство работников этой сферы весьма дружелюбные и тактичные люди. Всегда делитесь с тренером своими успехами в свободное время, цените каждую его похвалу.

Когда у вас появится человек, которого вы боитесь подвести, то ваше похудение будет продвигаться гораздо лучше.

Комбинированное мотивирование представляет собой сочетание методов из позитивного и негативного. Можете выбрать лучшее из этих двух техник, можете играть в плохого и хорошего полицейского, чередуя методы по дням.

Помните, что применяя психологический подход к похудению вы не только исправляете изъяны своего тела, но и меняете характер к лучшему, закаляете силу воли и учитесь любить себя.

Примечательно то, что данные методы худеющие женщины разрабатывали для себя сами, а уже потом эти установки и многие их разновидности стали применяться опытными диетологами, которые хотят наилучшего результата для своих клиентов.

Предыдущие статьи:

Источник: https://cutlife.ru/pohudenie/psihologiya-pohudeniya-pozitivnoe-i-negativnoe-motivirovanie.html

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии

Преобладающие мотивы влияют на успешность деятельности каждого человека. С точки зрения основоположников «позитивной психологии», каждому индивиду нужно формировать в своём сознании положительную мотивацию в особенно важной для него области деятельности.

Данный подход не следует понимать как истину в последней инстанции, потому что важно принимать во внимание индивидуальные особенности каждого индивида и в нужных случаях трансформировать их в позитивный результат.

В соответствии с индивидуальными особенностями каждый индивид меняет отношение к диспозициям в основе своих мотивов и выбирает нужную стратегию поведения.

В этом заключается постепенная выработка ориентации «на результат», которая коренным образом влияет на остальные базовые компетенции решения жизненных задач, позволяя индивиду вырваться из замкнутого круга боязни неудач. Как следствие, у индивида формируется позитивный взгляд на окружающую действительность.

Ключевые слова: психофизиологические особенности, способности, преобладающие мотивы, мотивация, деятельность, адаптация, ориентация на результат, базовые компетенции решения жизненных задач, эпифеномены, эмоциональный интеллект, биологическая мотивация, социальная мотивация.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности, направленной на позитивный результат, является одной из центральных проблем в психологии и остается актуальной в настоящее время. Деятельность, по мнению отечественного психолога А. Н.

Леонтьева, является основанием личности и занимает очень важное место в жизни человека. А в основе любой произвольной деятельности находится мотивация. Поэтому необходимо изучать все процессы и явления, связанные с деятельностью, в том числе мотивацию, т. к.

от неё зависит успешность любой деятельности [1].

Мотивацию можно определить как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение, а также как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

В различных литературных источниках, интернет — ресурсах выделяют такие виды мотивации, как: внешняя и внутренняя; устойчивая и неустойчивая; положительная и отрицательная. Положительная и отрицательная мотивации — это мотивации к достижению успеха и избеганию неудач. Данные мотивы являются преобладающими мотивами. [6]

При диагностике личности на выявление мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач Т. Элерс даёт интерпретацию преобладающим мотивам:

  1. Индивиды, у которых преобладает мотивация к успеху, предпочитают средний или низкий уровень рис­ка. Им свойственно избегать вы­сокого риска.

    При сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой моти­вации к успеху, однако они много работают для достижения успеха, стремятся к успеху. Индивиды с низким уровнем мотивации к успехупроявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой.

    Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт [3].

  2. Индивиды, у которых преобладает мотив избегания неудач, предпочитают ма­лый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У них, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчаст­ными случаями. И они чаще попадают в подобные неприятно­сти.

    Доминирование у человека мотива избегания неудачприводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач.

    У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения [3].

На наш взгляд, диагностику преобладающих мотивов студентов целесообразно провести именно с помощью методик, разработанных Т. Элерсом, потому что учебная мотивация, как и любой другой ее вид, характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью и системностью.

https://www.youtube.com/watch?v=-GNdriW0Ua0

В качестве второго диагностического инструмента целесообразно использовать методику О. Ф. Потёмкиной «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, направленных на «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат»[3].

Данная методика поможет выявить преобладающие ценностные ориентации (например, ориентацию на результат или на процесс).

Данные ценностные ориентации влияют на формирование преобладающих мотивов и делают наиболее достоверным объяснение доминирования тех или иных преобладающих мотивов у индивида.

Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач, поддерживающие и направляющие поведение индивида, влияют на его успешность деятельности и встречаются у всех индивидов. Психодиагностическое изучение этих мотивов позволяет направить деятельность человека в сторону максимально успешной реализации.

В связи с этим нам представляется перспективной проблема диагностики данных мотивов как в студенческом возрасте, так и на этапах профессионализации.

Ведь, любой человек при желании занять какую-либо жизненную позицию может преодолеть свои страхи в той области, в которой он желает преуспеть, тем самым научиться менять отрицательную мотивацию на положительную.

Безусловно, для осознания внутреннего мотива и выработки стратегии поведения, как писал Артур Шопенгауэр, требуется длительная внутренняя работа. Предполагается изменение отношения индивида к определённым сторонам своей жизни [5].

В контексте работ ряда зарубежных авторов новых направлений говорится о том, что необходимо ориентироваться, в каких областях деятельности можно успешно применять свои способности, основанные на индивидуальных психофизиологических особенностях, чтобы быть счастливее при тех способностях, которыми наградил его Бог и природа! Например, по данной проблеме автор книги «Новая позитивная психология» М. Селигман пишет: «Я пришёл к выводу, что если маршрут наш лежит не через солнечные моря, вряд ли мы сумеем что-то изменить, пытаясь стать счастливее. Более, что мы можем предпринять, — и именно так поступаю я — это примириться с холодным климатом и твердо держать курс на позитивную эффективность, ибо она способна подарить нам множество удивительных ощущений»[4]. Следовательно, необходимо работать над своими мотивами и рационально управлять собственным отношением к диспозициям (интересы, стимулы, внешние факторы и т.д.), которые находятся в основе становления этих мотивов. Для осознания мотива требуется длительная внутренняя работа над собой! Селигман пишет, что нужно быть уверенным в себе по жизни, — уверенно принимать решения соизмеримо со своими способностями и возможностями, направляясь к созиданию. И если эти усилия не вызывают у личности перенапряжения или дискомфорта, а результаты становятся полезными для окружающих, то индивид как правило получает радость и удовлетворение от своей деятельности [4].

Анализируя вышесказанное, можно высказать предположение, что, проводя внутреннюю работу над собой для осознания своих мотивов, можно адаптироваться ко всякой проблеме, смириться со всяким положением вещей и «твёрдо держать курс на позитивную эффективность».

[4] Однако, Селигман даёт возможность многополюсного рассмотрения вопроса, учитывая взгляд на жизнь у каждого человека. Ведь, «адаптироваться к проблеме» — это не означает порой, что надо адаптироваться ко всему происходящему вокруг, а, прежде всего, нужно адаптироваться к способу решения сложной проблемы.

В данном случае предполагается адаптация к предстоящей борьбе, которая, прежде всего, внутренняя. Тогда речь идёт о той самой внутриличностной работе для осознания своих мотивов с учётом собственных особенностей индивида.

Именно «благодаря психофизиологическим особенностям быть нежизнерадостным, например, можно извлечь пользу в «борьбе за выживание». Это генетически заложено природой, как утверждает Селигман [4].

В нашем случае, под внутриличностной работой понимается переключение мотива «избегания неудач» на мотив «к успеху», исходя из способностей уже имеющихся у индивида.

Это повысит ориентацию «на результат» и повлияет на остальные базовые компетенции решения жизненных задач, разработанных в Гарварде: инициативность, принятие ответственности, ориентация на результат, коммуникабельность, организованность, умение воздействовать на других, умение согласовывать интересы [7].

Студентам, у которых преобладает мотив «избегания неудач», очень важно найти ту область деятельности, где можно применять в современной жизни свои психофизиологические задатки, трансформируя их в позитивный результат.

Позитивный взгляд на мир можно сформировать, если, пересказывая мнение Селигмана, научиться менять своё отношение к происходящему и в соответствии с этим мобилизовать себя к переменам, ведь позитивные чувства — это не эпифеномены (показатели) с точки зрения бихевиоризма, а напротив — двигатели деятельности на пути к успеху. Веря в свой личностный потенциал, у индивида, как правило, повышается работоспособность [4]. И это приносит пользу ему и окружающим. Ведь, в современной действительности очень важен не только IQ, но и эмоциональный интеллект (EQ), который также является базовой компетенцией решения жизненных задач.

Говоря о взаимодействии с окружающими людьми через внутреннюю работу осознания своих мотивов и построения позитивного взгляда на мир для нахождения своего места в нём, мы имеем дело с переходом от биологической мотивации к мотивации социальной. Высшими её проявлениями являются: мотивация развития социума и мотивация сохранения социума, т.е. нравственность. Развитие социальной мотивации на базе биологической связаны с эволюцией и историческим развитием общества!

Литература:

  1. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1982 (1975.).

  2. Маркова А. К.и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М., 1990.

  3. Райгородский Д. Я. (редактор-составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2008. – 672 с.

  4. Селигман Мартин Э. П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ Перев. с англ. — М.: Издательство «София», 2006. — 368 с.

  5. Шопенгауер А. «О воле в природе», 1835.

  6. Интернет – ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%

  7. Интернет – ресурс: http://www.mggu-sh.ru/interview/04-03-11/zhiznennaya-navigatsiya

Основные термины (генерируются автоматически): решения жизненных задач, компетенции решения жизненных, базовые компетенции решения, избеганию неудач, позитивный результат, длительная внутренняя работа, боязни неудач, успешность деятельности, избегания неудач, мотивация «на избегание, мотивов студентов целесообразно, мотива избегания неудач, низким уровнем мотивации, отрицательная мотивации, мотивов поведения, диагностики данных мотивов, направляющие поведение индивида, уровень развития мотивации, мотив избегания неудач, круга боязни неудач.

Источник: https://moluch.ru/archive/39/4498/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию