Права — психология

Основные психологические права личности

Право 1-ое и самое главное:

Мы имеем право быть последним судьёй над самим собой и своими поступками.  

Когда мы становимся судьёй самому себе, мы находим собственные способы независимо оценивать своё поведение. Не по принципу правильно-неправильно, которое вызывает чувство вины, а по принципу «это работает на меня, а это нет».

Если мы нарушаем юридический закон, то мы сталкиваемся с судебным разбирательством, штрафом, тюремным заключением и т. д. Нарушить юридический закон – наше собственное решение. И за это решение мы должны быть готовы ответить.

Но мы не должны считать, что мы нарушили при этом эмоциональный закон правильно-неправильно,  и мы не должны испытывать за это чувство вины.

Ещё раз хотим подчеркнуть, что мы должны нести чувство вины и раскаиваться за нанесение реального вреда людям, а не за нарушение вышеупомянутого неписанного эмоционального закона  правильно-неправильно. Право 2-ое.

Мы имеем право не оправдываться и не извиняться за своё поведение.

   

Люди, неуверенные в себе, постоянно спрашивают:

-Как я могу отказать в объяснении своего поведения другу, если он об этом просит?

А почему Ваш друг требует, чтобы Вы объяснили ему своё поведение? Разве таково условие вашей дружбы, что Вы разрешаете ему судить о достойности вашего поведения. Какова цена такой хрупкой дружбы? Право 3-ье.

Мы имеем право решать, должны ли мы брать на себя ответственность за чужие проблемы (есть ли нам дело до чужих проблем?).  

Мы с детства сохраняем предствление о том, что мы должны жертвовать нашими личными ценностями в пользу системы предписаний, необходимых для управления жизнью. Нам внушали, что, если возникают проблемы с системой, то это – наши проблемы. Система же не несёт ответственности.

Например:     Муж и жена часто манипулируют друг другом, требуя желаемого поведения.  

В бесчисленных наших стычках с обслуживающим персоналом магазинов, гостиниц и др. сфер сервиса нам предлагают безропотно мириться с нарушением стандартов этого сервиса, т.е.

переносят проблему с «больной головы на здоровую».

Примеры предлагаем Вам найти из Вашего богатого, жизненного опыта…   Право 4-ое.

Мы имеем право передумать, изменить своё мнение.

Перемена мнения —  это нормальная и здоровая реакция на меняющиеся условия.

Люди, сопротивляющиеся изменению нашего мнения, основываются на «детском» представлении:

-Мы не должны передумывать после того, как мы приняли решение и дали знать об этом другим.

Если же мы изменили своё мнение, то должны публично оправдать свой новый выбор или признать свою безответственность. Мы создаём проблемы, т. к. не в состоянии принимать самостоятельные решения. Попытки манипуляций нами, исходя из этих представлений, встречаются, например, при сдаче товара обратно в магазин, когда нас вынуждают сообщить причину возврата товара. Право 5-ое.

Мы имеем право делать ошибки и отвечать за них.

Существует распространённое, «детское» представление:

Мы не должны совершать ошибок. Наши ошибки создают неприятности другим людям. Если мы совершаем ошибки, то мы должны чувствовать свою вину. Мы не умеем принимать правильное решение. Чтобы мы не могли создать новых проблем, наше поведение и решения должны контролироваться другими людьми.   Право 6-ое

Мы имеем право сказать: «Я не знаю».

    Принимать решения, даже, если мы не знаем всего, что за этим последует, — наше законное право.

Нами пытаются манипулировать люди, которые считают, что мы должны предвидеть последствия своих поступков.

Эти манипуляции строятся на основе следующего неверного постулата:

«Вы должны предвидеть любые последствия. Ведь, если Вы не знаете в точности, что может произойти в результате Ваших действий, значит Вы не знаете, какие проблемы Вы можете создать другим людям, значит Вы безответственны и Вас нужно контролировать».

Таких манипуляторов узнают по их любимым вопросам:

«Что бы произошло, если…?». «Как бы себя чувствовал, если…?».

«Как ты думаешь…?».

Не попадайтесь на эту удочку и предоставьте ему самому ответить на эти вопросы.    Право 7-ое.

Мы имеем право не зависеть от того, как к нам относятся другие.

 

Многие из нас считают, что для того, чтобы успешно общаться с кем-нибудь, 1-ое, что нам необходимо, — это добиться дружеского к нам расположения. Тем самым, мы открываем себя для манипулирования, и оно будет тем сильнее, чем больше наша потребность в доброжелательности.

Мы исходим из неверного «детского» представления. Люди, с которыми мы общаемся, должны быть расположены к нам, иначе, они могут помешать нам достичь наших целей. Если исчезновение доброжелательности в отношениях болезненно для нас, что заметно по нашему поведению, то окружающие стремятся этим пользоваться. Мы не должны волноваться из-за того, что, возможно, кому-то не нравимся.  

Право 8-ое.

 

Мы имеем право быть нелогичными в принятии решений.   Нас с детства приучали опираться на логику при принятии решений. Но не все логические умозаключения истинны.

Наши выводы зависят от того, какое мнение было взято за исходное. Логика оперирует категориями: «да – нет», «чёрное – белое», «всё – ничего». Но в реальной жизни не всё точно определено.

Мы часто находимся во власти противоречивых чувств, часто нас одновременно тянет к противоположным вещам.

Очень часто в жизни противоположные пути могут привести к успеху.

Пример:

Совет директоров одной крупной американской компании часто, когда не мог принять важное решение, обращался к бессменному генеральному директору. Он обдумывал решение несколько секунд, держа одну руку в кармане, затем уверенно говорил «да» или «нет» новому проекту.

И в дальнейшем всегда оказывалось, что он был прав. Когда этот генеральный директор был при смерти, его приемник спросил: «Как Вам удавалось находить верное решение в таких сложных случаях и ни разу не ошибиться? Я уверен, что у меня так не получиться.» «Пользуйтесь бобами, мой друг!» «??? !!!».

«Я всегда держал в кармане горстку бобов. Перед принятием решения я захватывал несколько бобов в руку и в кармане их пересчитывал. Если их оказывалось чётное количество, я был за проект, если нечётное, то против. Дальнейший успех зависел от грамотной тактики компании.

Когда решение неоднозначно, истина часто лежит посередине». В жизни часто самые противоположные решения лежат рядом, а мы не обладаем всей информацией, чтобы логически подойти к решению.

  Логика – одна из внешних установок – стандартов, которая применяется для оценки собственного и чужого поведения. Не стоит руководствоваться логикой в человеческих отношениях.

К сожалению, многие пытаются оправдать свои желания и поступки логическими доводами. А многие пользуются логикой для манипулирования другими.

Эти манипуляторы используют «детское» убеждение:

«Вы должны следовать логике, т.к. она позволяет принимать лучшее решение».

Когда нам что-то хочется или , наоборот, не хочется, мы с лёгкостью найдем для этого логическое оправдание. Если мы сообразуемся с логикой, то мы заключаем себя в определённые рамки – делаем так, как мы понимаем, но решение проблемы может быть за пределами нашего понимания.   Право 9-ое.

Мы имеем право сказать: «Я не понимаю».

Как ни грустно, но мы не понимаем большей части того, что происходит вокруг. Чем дольше мы живём, чем становимся мудрее, тем больше вещей, казавшихся нам ясными, теряют свою простоту.

Но ограниченность человеческих способностей не мешает нам жить, если к этому отнестись со спокойствием, т.е. с пониманием относиться к своему непониманию.

Окружающие часто пытаются с помощью намёков и экивоков заставить нас делать то, что им нужно.

Эти манипуляторы опираются на «детское» убеждение:

«Вы должны предвосхищать нужды других людей и быть восприимчивыми к ним, Вы не должны нуждаться в прямых указаниях. Если Вы не понимаете, что от вас требуется, и Вам об этом нужно говорить прямо, то Вы не в состоянии жить в гармонии с другими людьми, Вы — человек непонятливый и безответственный, и Вами нужно управлять.

В случае какого-то конфликта между вами и вашим окружением, когда Вы сделали не то, что от Вас ожидали, вместо того, чтобы объяснить свои желания и добиться хотя-бы компромисса, Вас осуждают за то, что:

1. Вы не понимаете интуитивно, что им не нравится в вашем поведении.

2. Вы не делаете ничего для того, чтобы они  не чувствовали  себя задетыми и рассерженными.

Если Вы допустите такую манипуляцию, то в первую очередь Вам придётся выполнять  чужие желания и лишиться возможности делать то, что хотите сами.   Право 10-ое.

Мы имеем право сказать: «Мне наплевать….», «Меня не волнует….», «Меня не интересует…».

Как Вы уже успели понять, наши права частично дополняют друг друга. Они все, как-бы, исходят из самого основного 1-го права – быть конечным судьёй самому себе. А вот, что общего в убеждениях, манипулирующих нами: — Вы не судья самому себе. То есть, по их мнению, основная Ваша задача – улучшить свою человеческую сущность.

Если они указывают Вам, каким образом Вы можете улучшить себя, то Вы обязаны последовать их совету. Они пытаются убедить Вас, что , если Вы этого не сделаете, то Вы – недостойный, никчемный человек, не заслуживаете уважения как окружающих, так и своего собственного.

С манипулированием, основанным на призыве улучшить себя, иногда трудно справиться.

Как остановить манипулятора?

Спросите самого себя, довольны ли Вы собой, а, затем, примите своё собственное решение, хотите ли Вы изменить в себе что-либо или нет.

Если Вы решили, что Вам нет необходимости улучшать себя в том ракурсе, в котором Вам предлагают, то Вы можете противостоять манипуляциям следующими выражениями: «Мне наплевать», «Меня не волнует», «Меня не интересует».

Если Вам остаётся непонятным, испытываете ли Вы собственное желание изменить себя или это – следствие манипуляции, то для того, чтобы в этом разобраться, представьте рассматриваемое в любой из трёх категорий:

1. «Я хочу». 2. «Мне придётся». 3. «Мне следует».

«Я хочу» – прямое пожелание. Из него вытекает «мне придётся», например, если я хочу жить в хорошей квартире, мне придётся больше работать, чтобы купить её. Если Вы что-то хотите, то Вам нужно решить, стоит ли Ваше – «Я хочу» – следующего за ним – «Мне придётся».

Читайте также:  Нормативность - психология

К сожалению, не все чувствуют разницу между «Мне придётся» и «Мне следует», полагая, что это – одно и то же. На самом деле это не так.

«Мне придётся» – это закономерный вывод из вашего собственного желания «Я хочу». «Мне следует» – это манипулятивное средство . «Мне следует делать что-то», потому что так делают все , либо иначе мне так делать не следует. Если Вы поймали себя на том, что говорите себе «Мне следует», то прислушайтесь к себе внимательно, и Вы обнаружите, что в этой ситуации Вы не решаете сами за себя.

Если Вы услышали, что Вам кто-то говорит «Вам следует», настройтесь на сопротивление манипуляциям.

Источник: http://u-psihologa.com.ua/view/osnovnye_psihologicheskie_prava_lichnosti

Психологическая теория права

Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже XIX-XX вв.

, когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, разошедшиеся в трактовке психики человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др.).

Воспринятые социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в общественно-политической мысли.

Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лее Иосифович Петражицкий (1867-1931) — профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной Думы от партии кадетов.

Его взгляды наиболее полно изложены в книге «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907 г.).

После Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета.

Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен «где-то в пространстве над или между людьми, в «социальной среде» и т.п.

, между тем как этот феномен происходит у него самого в голове, в его же психике, и только там»*(593).

Интерпретация права с позиций психологии позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.

Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл «эмоциональной теорией» и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.

Эмоции служат главным побудительным («моторным») элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые.

Моральные эмоции являются односторонними и связаны с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы морали — это внутренние императивы. Так, например, если мы подаем из чувства долга милостыню, пояснял Петражицкий, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги.

Совершенно иное дело — правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот. «Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам — как наше добро — долг другого лица»*(594).

Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (предоставительно-обязывающий) характер.

Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Петражицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п.

В его сочинениях специально оговаривалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, но каждым индивидом в отдельности. «Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают быть правом».

На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как Бог или дьявол.

Приведенные высказывания вызвали резкую критику в отечественной литературе. Юристы нередко обращали внимание на абсурдность отдельных положений Петражицкого, не замечая, что за ними стоит теоретическая проблема.

Петражицкий стремился найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории (включая договоры с Богом и дьяволом в правовых системах прошлого).

Его концепция явилась одной из первых попыток — теоретически во многом незрелой — проследить формирование юридических норм в правосознании.

Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречия друг с другом, указывал Петражицкий. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц.

С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возникает система фиксированных норм в форме обычаев и законов, появляются учреждения общественной власти (суд, органы исполнения наказаний и т.п.).

Монополизируя функции принуждения, государственная власть способствует «определенности права».

Развитие обычаев и законодательства, вместе с тем, не вытесняет полностью индивидуальные правовые переживания.

В современных государствах, утверждал Петражицкий, наряду с официально признанным правом существует множество систем интуитивного права, как, например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций.

Психологическая теория в этом отношении приближалась к идеям правового плюрализма, однако право социальных классов и групп в ней было истолковано индивидуалистически. «Интуитивных прав столько, сколько индивидов», — подчеркивал Петражицкий*(595).

Соотношение интуитивного и официального права в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия является «царством интуитивного права по преимуществу»*(596). В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий.

К тому же российское законодательство находится в неудовлетворительном состоянии, а его применение сплошь и рядом подменяется официальным действием интуитивно-правовых убеждений. Петражицкий ратовал за проведение в стране унификации позитивного права, создание полного свода российских законов.

Передовое законодательство, по его словам, ускоряет развитие менее культурных слоев общества.

Одновременно Петражицкий подчеркивал недопустимость возведения интуитивного права, даже наиболее образованных социальных классов, в масштаб для оценки действующих законов. Реформы законодательства, как полагал он, необходимо проводить на основе научных знаний. В связи с этим им выдвигался проект создания особой научной дисциплины — политики права.

С точки зрения Петражицкого, философия права распадается на две самостоятельные науки: теорию права и политику права. Теория права должна стать позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Напротив, политика права как прикладная дисциплина призвана соединить позитивные знания о праве с общественным идеалом, т.е.

представить научное решение проблемы, составлявшей содержание прежних естественно-правовых учений.

Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно практического осуществления политики права. Свою задачу он видел в том, чтобы наметить отправные принципы новой юридической науки, обосновать ее необходимость.

Вполне ясно ему было одно: главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей.

Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу.

Общественно-политические идеалы Петражицкого были близки к этическому социализму, получившему распространение в России на рубеже XIX-XX вв.

Для современной эпохи, отмечал он, характерны процессы «социализации производства», замены «деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления». В будущем право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения.

«Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным».

Учение Петражицкого пользовалось большой популярностью среди сторонников партии кадетов. Под влиянием его идей проходило формирование взглядов многих представителей немарксистского социализма в России того времени (Г.Д. Гурвич, П.А. Сорокин и др.). Сближению психологической концепции права с марксизмом способствовал М.А. Рейснер, один из первых советских правоведов.

Восприятие марксистами учения Петражицкого о воспитательной роли права облегчалось тем, что в документах российской социал-демократии и в Конституции РСФСР 1918 г.

социализм определялся как безгосударственный строй (с утверждением сталинизма и теории советского социалистического государства последователи Рейснера были подвергнуты идеологическому шельмованию за пропаганду надклассовой этики).

Правовая доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стала стимулом исследований в области юридической психологии.

Источник: https://psyera.ru/6977/psihologicheskaya-teoriya-prava

Психология в юриспруденции (стр. 1 из 4)

1. Психология личности в системе

Говоря о личности человека вообще (в обиходе), мы подразумеваем своеобразное поведение, оригинальность мышления и т.д. В психологии существуют различные подходы к пониманию личности и до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение. Но можно с определенной долей истины свести эти подходы к таким моментам, как:

некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;

система черт, устойчивых особенностей, проявляющихся в поведении, высказываниях, внутреннем диалоге субъекта с самим собой;

определенный тип с характерными особенностями поведения;

система конструктов – элементарные единицы нашего восприятия, которые включают в себя факторы чисто оценочного характера (плохой, хороший и т.д.);

система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. Ориентировка на содержание потребностно-мотивационной сферы;

деятельное «Я» человека, система отношений, направленности;

потребности и способности индивида вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении и т.д.

Однако в практическом плане описание личности необходимо принимать как наличный факт и упростить описанное многообразие до уровня феноменологической модели.

В организации проявления личности выделяются три главные составляющие:

индивид;

персона;

индивидуальность.

Индивид – представитель вида homo sapiens , который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип. Это понятие указывает на связь человека с природой.

Персону образуют социально-типические черты личности, которые обусловлены сходным для большинства людей влиянием социального окружения.

Индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что личность есть внешнее проявление индивидуальности – как человек воспринимается окружающими и как он на них воздействует.

Как раз в этом определении содержится, пожалуй, то наиболее общее и наиболее важное, что объединяет разнообразные подходы к раскрытию понятия личности.

Безусловно, чтобы понять личность в качестве единого целого (биологического, психического и социального), необходимо четко представлять себе, что при объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. И вот подходим к основной формулировке психологии личности – внешнее действует через внутреннее, а внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет.

Данная концептуальная позиция психологии применяется в трансформированном виде в правовых науках (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и т.д.).

Читайте также:  Мотиваторы - психология

В юриспруденции используется более расши-ренное толкование содержания понятия «личность». Для юристов-практиков, правоведов понятия «личность субъекта правонарушения», «личность участников гражданского процесса», «личность потерпевшего» и т.

д. наполнены вполне конкретным психологическим и правовым содержанием.

В подтверждение этого обратимся к УПК РФ, УК РФ, ГК РФ. Например, одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства является провозглашение в виде правовой нормы принципа «неприкосновенности личности» (ст. 11 УПК РФ).

Целый раздел (VII) Особенной части УК РФ посвящен «преступлениям против личности». В гражданском праве речь идет о защите достоинства личности гражданина в случаях причинения ему морального вреда (ст. 150–152 ГК РФ).

И здесь мы подходим к пониманию личности, используемому в юридической литературе и правовых актах.

Личность – это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. Необходимо подчеркнуть, что с целью оценки уровня сформированностиличности применяются следующие критерии (используют и в юриспруденции):

ощущение своего Я;

самооценка;

уровень притязаний субъекта (с одной стороны, уровень трудностей, преодоление которых является целью для субъекта, с другой – желаемый уровень самооценки);

самоуважение человека (соотношение собственных притязаний и реальных достижений).

Структура личности и ее содержание. Классификация личности

В своей повседневной практике юристу необходимо использовать следующие подходы к познанию структуры и содержанию личности:

факторный анализ личности;

типологическое описание личности.

Факторный анализ личности заключается в том, что наиболее общие, близко расположенные друг к другу качества, черты личности сводятся воедино в какой-то общий для них фактор. И здесь юристу-практику гораздо проще отыскать связи между свойствами характера субъекта и его поступками, точнее составить прогноз его дальнейшего поведения, в том числе в критических ситуациях.

Типологическое описание личности призвано помочь юристу-практику ориентироваться и применять в своей профессиональной деятельности следующие понятия:

«тип личности», под которым подразумевается определенная категория людей с ведущими, наиболее устойчивыми свойствами личности, сохраняющимися независимо от происходящих в жизни человека перемен.

Существует много типологических описаний личности. С точки зрения юридической психологии при прагматическом подходе можно выделить следующие типологии:

типология по Э. Кречмеру. Зависимость строения психики и ее заболеваний (шизофрения, депрессивный психоз и т.д.) от строения тела (пикническое, астеническое, атлетическое);

типология по К.Г. Юнгу. Она заключается в делении людей на интровертов и экстравертов. Интроверт – это тип личности, интересы которой, ориентация в жизни обращены главным образом внутрь, к собственным идеям и образам. Это очень чувственный, малообщительный, сдержанный, необоснованно застенчивый индивид.

Экстраверт ориентирован на внешнее окружение, на объективный мир явлений. Это деятельный, активный, общительный и прагматичный индивид.

Типология Юнга помогает юристу лучше понять клиентов (подзащитных, свидетелей, обвиняемых), окружающих его людей, увидеть определенные трудности, возникающие в системе «человек–право» и т.д.;

психологическая структура личности по К.К. Платонову. На современном этапе эта концепция оказывается наиболее полезной правоведам-практикам.

Динамическая структура личности состоит из четырех подструктур: подструктура направленности (мировоззрение, идейные убеждения); подструктура опыта (знания, навыки, умения); подструктура психической формы отражения (память, мышление, восприятие, эмоции); подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств (возрастные, наследственные признаки, особенности нервной системы индивида).

Все эти подструктуры связаны между собой и проявляются в виде единого целого – личности.

2. Психические (познавательные) процессы психические состояния и правовая практика учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности и их психолого-правовая оценка

С помощью процессов ощущения и восприятия человек принимает сигналы окружающей его действительности, отражает свойства, ощущает состояние собственного организма.

Ощущения всегда эмоционально окрашены и в них проявляются познавательные, регулятивные функции психики. По классификации их достаточно много: отражающие внешнюю среду, внутреннюю среду организма, кинестетические и др. Обычно возникает целая гамма ощущений, т.е. идет воздействие на многие анализаторы.

Юристу-практику необходимо всегда адекватно оценивать показания свидетелей, своих подзащитных и других участников гражданского (уголовного) процесса и для этого надо знать основные закономерности и свойства ощущений.

К ним относятся: чувствительность анализатора (зрительного, слухового и т.д.

) и его характеристики – нижний порог и верхний порог чувствительности, а также разностный порог (минимальная величина различения силы двух раздражителей).

Юристу необходимо учитывать что:

пороги чувствительности у людей индивидуальны;

отклонения чувствительности от обычной нормы происходят вследствие ряда факторов – воздействие возрастных, психических раздражителей (шум, свет, болезни, наркотики, алкоголь), и это надо учитывать при работе с клиентами, свидетелями, во время психолого-следственных экспериментов;

при анализе свидетельских показаний, основанных на ощущениях, необходимо различать истину и заблуждение.

Важное свойство ощущения – адаптация . В результате адаптации ощущение или исчезает (к запаху, к шуму), или притупляется временно (световая адаптация). Это негативная адаптация. Позитивная адаптация – это когда слабый раздражитель воздействует длительно и человек способен улавливать слабейшие сигналы.

Ощущение обладает свойством сенсибилизации . Слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность других анализаторов при взаимодействии ощущений, а сильные раздражители понижают ее.

Еще одно свойство – синестезия . Это означает, что, например, под воздействием звуковых раздражителей могут возникнуть зрительные образы и т.д.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что каждый человек имеет свой индивидуальный уровень развития чувствительности. В профессиональной деятельности юриста наиболее важными являются зрительные, слуховые ощущения, обоняние. Работники юстиции должны уметь управлять своими ощущениями – стимулировать положительные ощущения.

Источник: http://MirZnanii.com/a/199047/psikhologiya-v-yurisprudentsii

ТЕМА: ПСИХОЛОГИЯ ПРАВОТВОРЧЕСТВА И ИСПОЛНЕНИЯ ПРАВА

Юридическая психология

Николай Константинович

Литература:

Юридическая психология Васильев.

Юридическая психология Романова.

ТЕМА: ПРЕДМЕТ, ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. История развития и формирования науки

2. Предмет, принципы, методы юридической психологии

3. Юридическая психология в системе наук

1.

Юридическая психология является специальной дисциплиной и изучается во всех юридических вузах, она призвана обогатить студента и ведущего специалиста специальными знаниями о субъективности, повысить его научный потенциал.

Впервые психологические закономерности в области «человек-право» встречаются в мифах, легендах, а также в Ветхом Завете. Примечательно в этом плане история царя Давида и двух женщин, одна из которых задушила своего младенца и царь Давид выносит вердикт в отношении этого преступления.

На Востоке Авиценна выявил закономерность учащения пульса у человека при реакции на определенные слова. В последующем Александр Романович Лурия смог реализовать эти наблюдения в ассоциативном эксперименте, положив их в основу работы электронного полиграфа.

В литературе описываются примеры изобличения правонарушителя с помощью технологий «говорящий ворон».

В Китае допрашиваемому предлагается прожевать во время допросы небольшое количество рисовой муки. У лгущего в силу сильного волнения мука не растворяется.

Проблемы юридической психологии затрагиваются такими известными философами как Гераклит, Аристотель, Сократ и другие. В то же время следует отметить, что научные суждения формируются на основе умозрительны заключений из которых некоторые были ошибочными.

В средневековье общественная жизнь как правило регламентируется церковным правом, основанным на религиозных догматах, а мерами исправительного воздействия являются как правило: одиночное содержание, молчание и молитва.

Активное развитие юридическая психология получает по мере формирования науки психологии и становления института права. Так после свершения великой французской революции на смену обвинительному процессу приходит состязательный процесс, требующий не только знания права, но и прежде всего психологии человека.

Начальный период развития юридической психологии связан с феодальными отношениями и принципом презумпции виновности применительно к обвиняемым и подозреваемым. Для получения признания широко используется физическая и психологическая пытка.

В это время широкую известность получают работы Родищего «Повесть временных лет», Щербатова, Посошкова, в которых они говорят, что законы пишутся для люде и реализуются также людьми. Они также поднимают вопрос гуманизма в отношении преступника, возможность его освобождения условно-досрочно.

Средний период юридическая психология связывает с развитием капиталистических отношений, мощнейшим развитием психиатрии и психологии, введением новых отраслей права.

В этот период как за рубежом, так и в России публикуется ряд работ в которых оперирует судебная или юридическая психология. В этом плане показательна работа математика Лапласа относительно свидетельских показаний.

Штерм публикует свои работы относительно допроса несовершеннолетних, показывает влияние внушаемости на показания несовершеннолетних, дает некоторые рекомендации относительно оптимизации допроса.

Во второй половине 19 века итальянский ученый Чезаре Ломброзо выдвигает оригинальную теорию относительно врожденных свойств преступника, которые обусловлены генотипом.

Такие особенности могут быть выявлены с помощью измерений черепа, его строения, а также в целом измерением органов человека.

В ходе практики данная теория не получила подтверждения и сегодня некоторые ученые пытаются выявить биологическую предрасположенность человека к совершению преступлений.

В России также происходят изменения в уголовном и гражданском законодательстве, активно развивается психиатрия и психология. Публикуются работы Гарбита, Петражицкого, Фриза и других.

В этом плане показательны работы Льва Иосифовича Петражицкого, родившегося в имении Колонтаевка Витебской области и работавшего в качестве профессора философии в Петербургском государственном университете. Петражицкий говорит о том, что право есть не что иное как психология человека в основе которой лежит право.

Он полагает, что люди делятся на тех, кто подчиняется и тех, кто управляет. Следовательно, психология права есть ни что иное как осознанное подчинение закону. В связи с состязательностью судебного процесса широко исследуются проблемы взаимодействия и психологии влияния.

В этом плане показательны процессы, получившие широкие резонансы в обществе, которые были выиграны благодаря профессионализму, знанию психологии и владению искусством речи такими юристами как Плевако, Кони.

В 1879 году в Лейпциге Вильгельм Вундт впервые в качестве научного метода применяет метод эксперимента. метод эксперимента получает широкое распространение и в юридической психологии.

Таким образом средний период развития науки характеризуется становлением юридического предмета «человек-право», разработкой основный принципов, построением методологии и широкими экспериментальными исследованиями.

Третий период связанный с октябрьским переворотом, вследствие чего ряд ученых были вынуждены уйти к экспериментальным исследованиям. Открывается ряд психологических лабораторий, исследующих личность преступника и преступность как антисоциальное явление.

Так в 1925 году в Москве создается первая лаборатория исследования преступника, которую возглавляет Александр Романовия Лурия.

В 1920 году в Гомеле Лев Семенович Выгоцкий создает первую психологическую лабораторию.

Читайте также:  Мальчики - с марса, девочки - с венеры - психология

В 1930-х годах проводятся съезды, семинары на которых рассматриваются проблемы юридической психологии, публикуются многочисленные работы, в частности, работы Позднышева, Лурия и другие.

В 40-50-х годах 20 века фундаментальных исследований не наблюдается. С 1964 г. юридическая психология как научная дисциплина читается во всех юридических вузах. В настоящее время юридическая психология РБ представлена целой плеядой выдающихся ученых.

К их числу следует отнести Андрея Вассильевича Дулова как основоположника школы судебная психология, Постушеня «Структура личности» специализирующееся на исследовании детерминанта преступного поведения агрессивности, неблагоприятных социальных факторов лежащих в основе анитисоциального поведения и несовершенно

2.

Научный подход в любой науке предполагает наличие предмета (того, что изучается) и наличие метода (пути познания предмета). Предметом изучения юридической психологии являются психологические закономерности в области «человек-право».

Юридическую психологию в большей мере интересуют психологические давления и факты в области права. Методы юридической психологии имеют структурированную, логически обоснованную природу и определяются парадигмой анной науки, сочетают в себе как общепсихологические методы, так и специальные присущие данной дисциплине.

Метод наблюдения

Это включенное специально организованное восприятие. Данный метод широко применяется в юридической практике, требует относительно профессии юриста сформированности такого качества как наблюдательность.

Метод эксперимента

В процессе реализации эксперимента юрист использует как правило зависимую и независимую переменную. Воздействую на независимую переменную, он выявляет причинно-следственные связи зависимой переменной.

Эксперименты делятся на:

— естественные

— лабораторные (обучающий и формирующий).

Александр Романович Лурия разрабатывал технологию ассоциативного эксперимента, который может быть использован и в практической деятельности юриста.

Вспомогательные методы

Беседа

Анкета

Опрос

Интервьюирование

Тесты(рисуночные тесты, проективные тесты, тесты способностей, тесты мотивации и др.)

Дополнительные методы

Связаны с использованием специального оборудования. Например, исследование с помощью электронного полиграфа.

Применительно к наблюдению можно выделить две его составляющие:

1) Самонаблюдение

Явление рефлексии в юридической практике имеет большое значение. Самонаблюдение — это фаза исследования, переходящая в объективное наблюдение, т.о. все психологические явления должны изучаться как наблюдаемое (действие), внутреннее состояние и психическое явление (переживание).

2) Эксперимент

В отличие от наблюдения более продуктивен, хотя в юридической практике он применяется реже, чем метод наблюдения.

В эксперименте используется зависимая и независимая переменные. Выделяют: естественный, лабораторный, оперативный эксперимент.

Юридическая психология применяет уникальные методы изучения предмета:

1) Метод обобщения независимых характеристик.

Как правило данные характеристики формируются исходя из анализа различных источников, что позволяет избежать неадекватной оценки.

2) Судебно-психологическая экспертиза

Источник: http://stydopedia.ru/2xb316.html

Структура правосознания

Специфику правосознания по сравнению с другими областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т.д.) составляют сознание и переживание связанности поведения с юридическими последствиями (мнимыми, действительными или желательными), соотнесение их с правовым регулированием, субъективными правами, юридическими обязанностями и сан­кциями.

Отдельные ученые-юристы включают в структуру правосознания следующие составляющие:

  • правовая идеология;
  • правовая психология;
  • индивидуальные знания о праве;
  • личностные ценности индивида;
  • субъективная воля индивида.

Наиболее часто классически структуру правосознания рассматривают как совокупность двух элементов: правовая идеология и правовая психология.

➥ Правовая идеология (это более глубокое осмысление субъек­тами правовых явлений, характеризующее более рациональный уро­вень правовых оценок);

➥ Правовая психология (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву на уровне чувств и эмоций, во многом выражающее поверхностные оценки права субъектами);

➥ Индивидуальные знания о праве — уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на вос­приятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, не­специалиста, глубоко интересующегося правом).

➥ Личностные ценности индивида — та система убежде­ний, личный опыт, опираясь на которые, человек оцени­вает правовые явления.

➥ Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения.

Правовая идеология— это система идей, теорий, научных доктрин, правовых взглядов, принципов, которые отражают правовые явления и требования общественной жизни.

Правовая идеология отражает понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение к праву. Это рацио­нальная оценка права. Она обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок.

В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывающие кон­кретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, во­лю и интересы как большинства, так и меньшинства, другие факторы.

Ценность правовой идеологии заключается, прежде всего, в том, что она содержит положения о закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права. Этим она оказывает активное влияниена правотворчество и правоприменительную деятельность государства.

Например, идея правового государства, прежде чем обрести со­временную форму и стать моделью идеального правопорядка для многих стран мира, про­шла в своем развитии целый ряд изменений.

Впервые она сложилась у древних греков в образе города (полиса), который должен был представлять собой объединение людей, подчиняю­щихся единому и справедливому закону.

Правовая психология— представляет собой совокупность психических переживаний и чувств, которые выражают отношение людей к праву.

Правовая психология отражает переживания, чувства, настроение, эмоции, выражающие отношение к праву, характерное для всего общества в целом или конкретной социальной группы (групп). Это эмоциональная оценка права. Она является наиболее непосред­ственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои на­селения.

Через правовую психологию реализуются: а) органи­чески присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т. е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

Конкретно это отношение проявляется в различного рода эмоциях, установках, психи­ческих переживаниях.

 Например, закон о защите прав потребителей у одних людей может вызывать чувство уверенности и удовлетворения, у других — опасение и недоверие.

Высокая степень правосознания человека определяется целым рядом психологических свойств, без ко­торых немыслим законопослушный гражданин как субъект правоотношений. К таким свойствам относятся самооценка личности, стыд и совесть.

Самооценка личности (в правовом аспекте) представляет собой способность человека оценивать свое поведение критически с точки зрения норм действующего права.

У порядочных людей собственный неправомерный поступок может вызвать чувство стыда, т. е. внутреннее осознание неприемлемости данного поступка. Но только совесть, в от­личие от самооценки и чувства стыда, является тем внутренним переживанием, которое по­буждает человека к нравственному, справедливому и правомерному поведению.

Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицатель­ным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, законность.

Самооценка может проявляться и в форме таких нравствен­ных категорий, как стыд и совесть.

От уровня идеологической подготовки личности зависит воз­можность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «вла­ствовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и взаимообс­луживания правовой идеологии и правовой психологии как струк­турных элементов правосознания.

Анализ этих психологических свойств помогает ориентироваться в мотивах человече­ских поступков, понять причины правомерного и неправомерного поведения.

Источник: http://uclg.ru/education/pravovedenie/osnovyi_rossiyskogo_prava/teoriya_gosudarstva_i_prava/lecture_struktura_pravosoznaniya__pravovaya_ideologiya_i_pravovaya_psihologiya.html

Психологические права личности

Главная » Статьи » Психология / Парапсихология » Психология

Психологические права личности

У каждого человека есть неофициальные, личные права. Они отличаются от юридических прав.

Некоторые не понимают, что каждый человек обладает личными правами, и нарушают их. Когда такое случается, мы не можем обратиться за защитой к законы. Мы можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ

Мы имеем право быть последним судьёй над самим собой и своими поступками. Мы имеем право не оправдываться и не извиняться за своё поведение. Мы имеем право решать, должны ли мы брать на себя ответственность за чужие проблемы (есть ли нам дело до чужих проблем?). Мы имеем право передумать, изменить своё мнение. Мы имеем право делать ошибки и отвечать за них.

Мы имеем право сказать: «Я не знаю». Мы имеем право не зависеть от того, как к нам относятся другие. Мы имеем право быть нелогичными в принятии решений. Мы имеем право сказать: «Я не понимаю». Мы имеем право сказать: «Мне наплевать….», «Меня не волнует….», «Меня не интересует…».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ЗДОРОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

право на существование; право иметь потребности и желания; право быть автономным; право иметь личные границы (свою психологическую территорию) и быть принятым с этими границами; право иметь намерения и делать по своему; право на эмоции, чувства и мысли, романтичность и чувственность, и право на их проявление и выражение; право иметь свое собственное мнение; право, с одной стороны, быть полноправным членом группы, и, с другой, быть способным лидировать, и конкурировать. А так же:

МЫ ИМЕЕМ ПРАВО

Иногда ставить себя на первое место Просить о помощи и эмоциональной поддержке Протестовать против несправедливого обращения или критики На своё собственное мнение и убеждения Совершать ошибки, пока вы не найдёте свой собственный правильный путь Предоставлять людям решать свои собственные проблемы Говорить «нет, спасибо», «извините, нет» Не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим чувствам Побыть одному, даже если другим хочется вашего общества На свои собственные чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие Менять свои решения и выбирать другой образ действий Добиваться перемены договорённостей, которые вас не устраивают

МЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ 

Быть безупречным на 100% Следовать за толпой Любить людей, приносящих вам вред Делать приятное неприятным вам людям Извиняться за то, что были самим собой Выбиваться из сил ради других Чувствовать себя виноватым за свои желания Мириться с неприятной ситуацией Жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было Сохранять отношения, ставшие оскорбительными Делать больше, чем вам позволяет время Делать что-то, что вы не самом деле не можете сделать Выполнять неразумные требования Отдавать что-то, что вам на самом деле не хочется отдавать Нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения

Отказываться от своего «я» ради кого или чего бы то ни было

Категория: Психология | Добавил: fiandra (08.08.2012)

Источник: http://fame.at.ua/publ/psikhologicheskie_prava_lichnosti/19-1-0-565

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию