Противопоставление — психология

Противопоставление и контекст

Противопоставление - психология

Противопоставление и контекст

Много ли вы зарабатываете? Хорошее ли у вас здоровье? Ваша новая подруга умна и обаятельна? Одобряете ли вы действия нынешнего президента^ Ваши ответы на все эти вопросы, скорее всего, будут зависеть от того, с чем или с кем вы будете проводить сравнение и в каком контексте это сравнение будет делаться.

Противопоставление и контекст придают осмысленность таким когнитивным действиям, как суждение или оценка. Пардуччи (Parducci, 1968) в своем классическом исследовании попросил респондентов определить, насколько дурным поступком является «стащить чаевые, оставленные предыдущим посетителем официантке».

Половину опрошенных попросили оценить этот поступок, поставленный в ряд со следующими незначительными провинностями: кражей с прилавка буханки хлеба человеком, которого мучает голод; игрой в покер в воскресенье; жульничеством при раскладывании пасьянса.

Другую половину опрошенных попросили высказать свое отношение к тому же поступку, поставленному в ряд с такими проступками, как распространение слухов о том, что некий человек страдает сексуальными извращениями, продажей в цирк своего ребенка-инвалида, убийством собственной матери.

Кража чаевых была расценена как более серьезное правонарушение тогда, когда она была поставлена в ряд с менее значительными проступками, чем тогда, когда сопоставлялась с более тяжкими преступлениями. Проступок (присвоение чаевых) оставался тем же, и описан он был в тех же самых словах. Однако изменения в контексте, в котором он был представлен, повлияли на оценку. Контекст — важный фактор, определяющий наше отношение к тому или иному событию.

Суждения и оценки всегда производятся относительно какой-то системы координат. Предположим, что ваш товарищ только что переселился в небольшую однокомнатную квартиру поблизости от студенческого городка.

Она покажется ему просто раем, если он переехал в нее из еще более маленькой комнаты, которую он делил с четырьмя неприятными ему соседями. Но эта же квартира покажется ему ужасной, если он до этого жил в шикарных апартаментах в центре города. И оцениваемый объект (квартира), и человек, производящий оценку, в обоих случаях одни и те же.

Поменялась лишь система координат. Противопоставление (сопоставление) — весомый фактор, влияющий на нашу оценку альтернативного варианта.

Дорогие мама и папа!

С тех пор как я уехала в колледж, я была небрежна в написании писем. Я сожалею о том, что была невнимательна, и о том, что не писала до сих пор. Я сообщу вам сейчас обо всем, что произошло, но перед тем как вы продолжите чтение, пожалуйста, сядьте. Вы не будете читать дальше, пока не сядете, хорошо?

Ну, сейчас я чувствую себя вполне хорошо. Перелом черепа и сотрясение мозга, которые я получила, когда выпрыгнула из окна своего общежития в тот момент, когда то загорелось вскоре после моего приезда сюда, теперь почти вылечены.

Я провела две недели в больнице, и теперь могу видеть почти нормально, и головные боли бывают только раз в день. К счастью, пожар в общежитии и мой прыжок увидел дежурный оператор газовой станции, расположенной рядом с общежитием, и именно он позвонил в пожарный отдел и вызвал «скорую помощь».

Кроме того, он навещал меня в больнице и, поскольку мне было негде жить после пожара, он был достаточно добр, чтобы предложить мне разделить с ним его комнату. В действительности это полуподвальная комната, но она довольно мила. Он чудесный парень, мы влюбились друг в друга и собираемся пожениться.

Мы пока не назначили точную дату, но свадьба будет до того, как моя беременность станет заметной.

Да, мама и папа, я беременна. Я знаю, что вы мечтаете стать дедушкой и бабушкой и что вы радушно примете ребенка и окружите его той же любовью, преданностью и нежной заботой, какими окружали меня в детстве.

Причина задержки заключения нашего брака состоит в том, что мой друг подхватил незначительную инфекцию, которая мешает нам сдать добрачные анализы крови, а я неосторожно заразилась от него. Я уверена, что вы встретите моего друга с распростертыми объятиями.

Он добрый и хотя не очень образованный, но зато трудолюбивый.

Теперь, после того как я сообщила вам, что случилось, хочу вам сказать, что пожара в общежитии не было, у меня не было сотрясения мозга и перелома черепа, я не была в больнице, я не беременна, я не помолвлена, я не инфицирована и у меня нет друга. Однако я получаю низкие баллы по американской истории и плохие оценки по химии и хочу, чтобы вы смотрели на эти оценки с мудростью и снисходительностью.

Ваша любящая дочь Шэрон.

Рис. 3.5. Это выдуманное письмо является хорошим примером того, как с помощью противопоставления различных событий можно смягчить отношение человека к какому-то неприятному происшествию. (Цит. по: Психология влияния. — СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — С. 29.)

В детстве мне довелось читать книгу, которая называлась («На дюжину дешевле») (Gilbreth, 1963). В этой книге, написанной (в целом) на основе реальных фактов, рассказывалось о семье, состоявшей из родителей, психологов по профессии, и 12 детей (отсюда название).

Отец хорошо знал о силе эффекта противопоставления. Купив новый дом, он повез семью его осматривать. Он колесил на автомобиле по городу, останавливаясь у заброшенных домов, расположенных в пользовавшихся дурной репутацией районах, — делая вид, что забыл дорогу.

Наконец, он подъехал к купленному им дому, который выглядел дворцом в сравнении с ветхими лачугами, возле которых он останавливался до этого. Семья пришла в восторг при виде нового жилища, которое казалось теперь еще более шикарным, чем было на самом деле.

Удачное использование этого же приема мы находим в письме, взятом из прекрасной книги Чалдини (Cialdini, 1993) и представленном на рис. 3.5.

Противопоставление может быть с успехом использовано в самых разных ситуациях. Например, Зимбардо и Ляйппе (Zimbardo amp; Leippe, 1991) дают такой совет тем, кто хочет занять деньги у своего знакомого или родителей.

Они рекомендуют сначала попросить крупную сумму, в которой вам наверняка откажут. (Послушай, ты не одолжишь мне 75 долларов?) Затем просите ту меньшую сумму, которая вам в действительности нужна.

(Ну а как насчет 25 долларов?) В этом случае ваши шансы получить нужную сумму становятся намного выше. По мнению Зимбардо и Ляйппе, возрастает также и вероятность благотворительных пожертвований, если тот, кто их собирает, просит любую сумму («Я буду рад даже центу».

) Когда проситель готов удовлетвориться «даже центом», люди скорее дадут ему более крупную сумму, чем в том случае, когда он забывает произнести подобные слова.

Источник: https://psibook.com/library/3589/84.html

Противоположности

Противоположности

Речь идет о тех внутренних сторонах явлений, которые одновременно и предполагают, и исключают друг друга. Противоположности не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Она и составляет внутреннее содержание, источник развития действительности.

Этот закон диалектики нашел свое применение в гештальт-психологии. Каждый из нас может одновременно и любить, и ненавидеть своих близких, испытывать чувство радости и огорчения при завершении дела, которому посвятил часть своей жизни.

Но эти противоположности не являются неприемлемыми, а, наоборот, помогают сформировать и завершить гештальт. Полностью осознавая противоположные полюсы своего Я, своих стремлений и желаний, мы более глубоко начинаем осознавать и самих себя.

Противоположные стороны нашего Я в гештальт-терапии получили название Нападающего и Защищающегося.

Нападающий характеризуется авторитарностью, Защищающийся всегда оправдывается, чувствует свою уязвимость, бессилие. «Как и каждая пара «родитель-ребенок», они борются за власть друг над другом, стремятся контролировать друг друга».

Одна из задач гештальт-терапии — используя закон единства и борьбы противоположностей, помочь пациенту выделить фигуру из фона, завершить гештальт и снова вернуть его в фоновое окружение.

Функции защиты

Индивидуум реагирует на угрозу или стрессовую ситуацию посредством защитных реакций. Это может быть уход от проблемы, искусственная невосприимчивость к ситуации или даже болезнь (истерия).

По существу, вся жизнь человека состоит из каких-то трудностей и защитных реакций на них.

Можно привыкнуть к первым или, наоборот, ко вторым и прибегать к таким реакциям даже в тех случаях, когда никакая реальная опасность не угрожает.

Здоровые люди, которые способны четко сформировать гештальт и провести грань между собственным Я и окружающей средой, реагируют на возникающие трудности адекватно.

При возникновении невроза защитные механизмы искажаются и препятствуют росту личности. Перлз выделяет реакции слияния, ретрофлексии, интроекции и проекции.

При реакции слияния человек не может дифференцировать себя на фоне других, он не в состоянии четко определить, где заканчивается его Я и начинается Я другого человека.

У таких людей граница собственного Я настолько размыта, что они с трудом отличают свои чувства, мысли и желания от чужих. Слияние делает невозможным формирование гештальта.

По своей сути реакция слияния — это невротический механизм избегания контакта.

Ретрофлексия означает «обращение назад, на себя». Граница между личностью и средой смещается в сторону личности.

Если попытка удовлетворить свою потребность встречает сопротивление, то реагирующий таким образом индивид вместо того, чтобы направить энергию борьбы на изменение среды, направляет ее на себя. Тогда формируется отношение к себе как к постороннему объекту.

Происходит разделение Я как субъекта и как объекта. Разделяя себя, человек с реакцией ретрофлексии становится и субъектом, и объектом своих действий.

Все его усилия направлены не на борьбу с внешними трудностями, а на самоосуждение, самобичевание, в лучшем случае — на коррекцию собственных эмоций и поведения.

Интроекция — тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки других людей без критики и попытки сделать их своими собственными. В результате граница между Я и средой переносится, перемещается внутрь Я.

Индивидуум настолько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собственную личность. Все усилия такого человека направлены на примирение чужих идей, он буквально разрывается между ними на части.

Примером интроекций могут служить родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления их ценности.

При гештальт-терапии очень важно отличать интроекции от собственных убеждений пациента.

Проекция противоположна интроекции. Граница между собственным Я и средой смещается в сторону второй. Проекция — это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри Я, на других, на окружающую среду. Такой человек считает, что окружающий мир холоден и безразличен к нему, что именно он, этот мир, виноват в его неустроенности, безынициативности, неудачах.

Читайте также:  Сколько и чего дает тм - психология

В то время как интроекцирующий субъект делает полем битвы свое Я, проецирующий — окружающий мир. Каждый поступок — это гештальт, и более важно осознать, как совершается этот поступок, а не почему он совершается.

Источник: https://pro-psixology.ru/sovremennye-psixologicheskie-teorii/99-protivopolozhnosti.html

Застревание в психологии

Застревание в психологии

Проблема застревания в своей внутренней работе будет рассмотрена на примере психологии, но то же самое происходит и на всех прочих путях и тропинках самопознания. Параллели, полагаю, будут очевидны без дополнительных подробных разъяснений.

Итак, с чем мы вообще имеем дело? Чем занимается психология? Один из классических ответов на этот вопрос — разрешение внутренних конфликтов, возникающих между различными противоречивыми внутренними тенденциями.

На каком-то этапе развития — от ребенка к взрослому — человек оказывается в такой ситуации, когда первоначальная цельность присущая нам от рождения нарушается.

Человек будто бы раскалывается на части и из состояния полной гармонии переходит в состояние хаоса и вечной вражды между отдельными осколками своего личного бытия.

Избежать этого расщепления никто не может, потому что оно словно бы заложено в естественную программу развития сознания. Иногда, однако, в ребенке обнаруживается отклонение, при котором он оказывается неспособен к расщепленному взгляду на мир и к выделению из общего потока того, что все прочие люди вокруг называют своим «Я».

Для таких случаев существуют соответствующие диагнозы и процедуры искусственной адаптации.

Но мы сейчас говорим о «здоровых» людях, у которых восприятие окружающего мира и собственного бытия работает по общей схеме — от полностью недифференцированного восприятия новорожденного ребенка к сознанию современного взрослого человека с четким разделением на Я и не-Я, на внешнее и внутреннее и с устойчивой картиной своего индивидуального автономного «Я».

Основа для всех-всех будущих конфликтов закладывается на самом раннем этапе — именно тогда, когда формируется и закрепляется представление об отдельности собственного бытия и об автономном самоосознающим и самоуправляемом «Я» в его центре.

Чтобы мог возникнуть конфликт, мы должны сначала разбить мир на части, и не просто на отдельные объекты, а на заведомо конфликтующие противоположности. Отличить ложку от табуретки ребенок может задолго до того, как оказывается втянутым в мир противоречий.

Между объектами противоречий нет, они есть только внутри концептуальных структур.

Цвета радуги, например, не имеют между собой противоречий — им между собой делить нечего. Но ребенка учат не просто различать и правильно называть отдельные цвета, однажды до него доносят ИДЕЮ (то есть концепцию!), что белый цвет противоположен черному, и это уже совсем другое дело.

В самой этой концепции вреда никакого нет — она имеет свою узкоспециальную практическую ценность. Но она же несет с собой и основу для возникновения будущего конфликта, потому что искусственно противопоставляет то, что в действительности не находится в оппозиции друг другу. Черный цвет сам по себе не противоположен белому.

Это чисто условное описательное заключение, констатация контрастного отличия, но не противоположности, как таковой.

Источник: https://satway.ru/articles/lost-in-practice/

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИOpposites; Gegensatze) — психологически — эго и бессознательное.

Описания противоположностей, основывающиеся на самом разнообразном опыте, и интеграция этих противоположностей в полном осуществлении личности занимают в юнгианской психологии центральное место. Едва ли найдется хоть одно произведение К. Г.

Юнга, в котором он подробно и неоднократно не говорил бы на эту тему. Так, к примеру, Юнг изображает сознание и бессознательное как «противоположности», которые, с одной стороны, дополняют и компенсируют друг друга, а с другой, противоречат или даже идут наперекор друг другу.

Любой человек, даже при самом поверхностном обращении к самому себе, может обнаружить в своей личной жизни такого рода противоположности и вызываемую ими напряженность. К ним в особенности принадлежат наши неразвитые и отвергаемые нами стороны.

Эти злые и темные стороны, которые Юнг называет «тенью», должны быть восприняты нами и интегрированы в целостность личности.

Юнговское понимание противоположностей приобретает все возрастающее значение в междисциплинарном диалоге естествознания и гуманитарных наук. В то время как одни продвигаются в постижении единой действительности по пути взвешивания и измерения материи, другие производят подобные действия при исследовании духовных феноменов.

Для Юнга духовное, как и материальное, являются полярными архетипами, которые пересекаются в области психического и переплетаются в многослойных способах проявления психического (к примеру, в наглядном и психодинамическом облике).

В своих «Теоретических размышлениях о сущности психического» и в других местах Юнг ссылается на опыты с электромагнитными колебаниями.

Видимый спектр этих колебаний соответствовал бы душевной области (seelischer Bcreich), которая проникает через инфракрасный рубеж в область физиологии (инстинкты), а переходя ультрафиолет — в духовную область (архетипы). Согласно Юнгу, психика и материя — два полярных аспекта одного и того же.

Важным примером и образом объединения противоположностей являются многочисленные формы парных сочетаний. В области инстинктов это проявляется в сексуальности, а в духовной и в спиритуальной сфере — как «единение души с Богом», как встреча с самостью или космическим символом.

«Противоположности являются неискоренимыми и незаменимыми предварительными условиями всей психической жизни» (CW 14, par. 206; МС, пар. 206).

«Без различения противоположностей не существует сознания» (CW 8, par. 706).

«Нет ни одной человеческой трагедии, которая до известной степени не проистекала бы из конфликта между эго и бессознательным» (CW 8, par. 706).

Какая бы установка ни наличествовала в сознательном разуме и какая бы психологическая функция ни доминировала, в бессознательном неизбежно гнездится противоположность.

Такое положение дел редко способствует кризису в первой половине жизни.

Но людям более старшего возраста, оказавшимся в тупике вследствие односторонней сознательной установки и блокады энергии, необходимо вынести на свет те психические содержания, которые были подавлены.

» где нет создаваемого противоположностями напряжения, там нет энергии; поэтому должна быть найдена противоположная установка сознания Логической противоположностью любви является ненависть, или, иначе говоря, Эросу противостоит Фобос (страх); психологически это, однако, означает волю к власти.

Где господствует любовь, там отсутствует воля к власти, и где преобладает власть, там отсутствует любовь. Одно есть Тень другого. Для того, кто находится па позиции Эроса, компенсирующей противоположностью будет воля к власти. Для того же, кто делает упор на власть, компенсацией является Эрос.

С точки зрения односторонней установки сознания Тень есть не имеющий ценности и поэтому вытесненный сильным противодействием момент личности. Но чтобы возникло напряженное соотношение противоположностей, без которого невозможно дальнейшее движение, для этого то, что вытеснено, должно быть осознано.

Сознание располагается в определенном смысле сверху, а Тень — снизу, и так как высокое стремится к низкому и горячее — к холодному, то каждое сознание, возможно, не догадываясь об этом, ищет свою бессознательную противоположность, без которой оно осуждено на застой, измельчание и закоснение.

Лишь от противоположности зажигается жизнь» (ПБ, с. 90-91).

В свою очередь это активизирует процесс компенсации, ведущий к иррациональному «третьему», трансцендентной функции.

Из столкновения противоположностей в бессознательном психическом всегда создается третье начало, иррациональное по своей природе. Это начало сознательный разум никак не предвосхищает и не понимает.

Оно представляет себя в форме, которая не соответствует ни определенному «да», ни определенному «нет».

Потенциальное обновление личности Юнг объяснял в физических терминах, как принцип или закон энтропии, согласно которому в относительно закрытой системе может осуществляться преобразование энергии, но оно возможно лишь вследствие разницы в ее интенсивности.

«Психологически данный процесс можно наблюдать в действии в развитии длительной и относительно неизменной установки.

После ряда бурных колебаний противоположности вначале приходят к некоторому равновесию, после чего постепенно начинает развиваться новая установка, окончательная стабилизация которой зависит от величины первоначальной разницы.

Чем выше будет напряжение между парами противоположностей, тем больше будет та энергия, которая исходит от них, и меньше шанс последующих нарушений душевного равновесия, которые могут возникнуть вследствие разногласий с материалом, прежде не входившим в констелляцию» (CW 8, par. 49).

Некоторая степень напряжения между сознанием и бессознательным неизбежна и необходима.

Цель анализа поэтому заключается не в том, чтобы исключить напряжение, а прежде всего в том, чтобы понять ту роль, которую оно играет в саморегуляции психического.

Так что вопрос о полном перемирии даже и не ставится. Даже более или менее целостная личность никогда не утратит болезненного чувства врожденной дисгармонии.

«Полное искупление грехов и освобождение от страданий этого мира остается — и должно оставаться — иллюзией. Подобно тому как земная жизнь Христа закончилась не в самодовольном блаженстве, а на кресте» (CW 16, par. 400, ЮПП, пар. 400).

Юнг также считал, что любой, кто пытается решать проблему противоположностей на личностном уровне, вносит значительный вклад в дело всеобщего мира.

«Психологическое правило гласит: когда внутренняя ситуация не осознается, она воспринимается как происходящая вовне, в обезличенном образе судьбы. Иначе говоря, когда индивид остается неразделенным и не осознает свою внутреннюю противоположность, сам мир должен волей-неволей отыграть этот конфликт и ворваться в противоположную половину» (CW 9ii, par. 126; А, пар. 126).

Источник: https://vocabulary.ru/termin/protivopolozhnosti.html

Противоположности психологии мужчин и женщин

Противоположности психологии мужчин и женщин

Мужчины и женщины неодинаковы по своей природе, что объясняется разным восприятием мира, различиями гормонного фона, умственной инициативности. На психологическое восприятие мироздания воздействует возможность представительниц слабого пола рожать детей. Такие отличия объясняются характерными генетическими чертами.

Отличительную печать на различия мужского и женского пола также накладывают общественно-финансовые условия. К ним причисляются принципы поведения, приемлемые в самом обществе. Можно сказать об их главном влиянии на мышление мужского и женского пола.

Женщины и мужчины обладают разным мышлением. Так, сильный пол размышляет более разумно, женщины же преимущественно доверяют внутренней интуиции. Отрицательным отличием в ходе мышления у мужчин считается чрезмерная прямота, а у женщин – открытое проявление чувств. Данное явление является одним из оснований для столкновений в ходе отношений.

Разные мнения у мужчин и женщин также складываются в отношении карьеры и повышения по службе. Представители мужского пола более серьезно относятся к перспективам развития в профессиональной деятельности.

Женщины же, наоборот, на первое место ставят семейный уют, развитие детей, общение с родными. Мужчины по своей натуре являются лидерами, не боятся рисковать, многим из них свойственно проявление индивидуальности.

Немаловажное значение для лиц мужского пола имеют пристрастия и точка зрения товарищей.

Представительницы слабого пола больше подвержены волнению. Им важно понимать, что их поймут и поддержат окружающие. Это и является следствием отличия в интересах мужчин и женщин.

Читайте также:  Не в деньгах счастье? - психология

Представители сильного пола предпочитают увлечения спортом, а также их просмотр, испытывают наибольший интерес к технике. К женским увлечениям можно отнести просмотр телепередач, общение с подругами, вязание, вышивание.

Более сильно женщины подвержены страхам, беспокойны, суеверны.

Отличия между мужчинами и женщинами также объясняются и инициативностью в сексуальной сфере. Предназначением представителей сильного пола издавна являлось продолжение семейства. Этим и объясняется верховенство мужчин в сексуальной области. На женские плечи легла функция материнства.

Различия у лиц слабого и сильного пола обнаруживаются и в способности общаться. На мнение мужчин не оказывает влияние общественное суждение. Поистине сильными качествами всегда считались твердость и желание.

Представительницы слабого пола наиболее подвержены суждениям окружающих и сомневаются в принятии важных решений. Сомнения эти зачастую вызваны всевозможными факторами.

При этом наиболее женскими качествами являются дисциплинированность и ответственность.

По-разному мужчины и женщины проявляют себя в способностях. Лица мужского пола обладают аналитическим умом. При любых обстоятельствах они обычно размышляют целесообразно и нацелены на успешный конечный итог.

У женщин же доминирует так называемое словесное мышление. Вследствие этого женщины большую часть времени уделяют общению с подругами. При определенных условиях они зачастую доверяются чувствам и на их основе принимают решения.

Такая чувствительность связана с гормональным фоном.

Чувственность женщин, умение излагать свои мысли, увеличивают их эмоциональное восприятие. Когда женщина выбрасывает свои отрицательные чувства, она успокаивается. Мужчины в основном оставляют свои внутренние чувства при себе, не вынося их на обсуждение окружающим.

Они не хотят показать свою беспомощность и слабость. Но в определенный момент внутренние переживания выплескиваются наружу и носят далеко не положительный характер. Эти эмоции могут отрицательно влиять на состояние психики и явиться предпосылками различных заболеваний.

Источник: https://xn--b1adebfrmcoddazh2a9m.xn--p1ai/psychology/protivopolozhnosti-psikhologii-muzhchin-i-zhenshchin.html

Психика и сознание

Психика и сознание

В процессе эволюции живых существ психика как отражение объективной действительности развивалась в зависимости от условий жизни и приобретала все более сложные формы. Высочайший уровень ее развития — человеческое сознание.

Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, которые обусловили его развитие. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения.

Вместе с биологическими мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникали высшие, «духовные» мотивы и потребности, высшие формы поведения, которые обусловлены способностью абстрагироваться от непосредственных влияний среды.

Вместе с двумя источниками поведения — наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида — возникал третий источник, который формирует человеческую деятельность, — передача и освоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов был язык, ставший формой существования сознания.

Характерными структурными компонентами сознания являются: 1) знание об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания находится в прямой зависимости от уровня освоения знаний и опыта личности.

В процессе общественно-исторического развития у человека развилась потребность в знаниях, которая является главной движущей силой, мотивом познавательной деятельности; 2) отделение человеком себя от предметного мира и разделение «Я» и «не Я», противопоставление себя миру предметов.

Характерно самопознание, ставшее основанием для самосознания, то есть осознания собственных физических и морально-психологических качеств; 3) целенаправленность, планирование собственной деятельности и поведения, предвидение ее результатов.

Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и коррекции собственных действий, их перестройке, в изменении стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства;

4) отношение к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к своему окружению, проявляется в оценке предметов и явлений и способности к критике своих действий, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера.

Выделение и противопоставление себя предметам — миру, природе и общественным явлениям, а также переживание своего отношения к объективной действительности и самому себе — основные функции самовоспитания человека.

Благодаря сознанию и самосознанию человек становится субъектом воспитания, то есть сам ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.

Сознание человека характеризуется активностью. В процессе отражения действительности информация, поступающая к человеку, отражается не механически, а сознательно перерабатывается в соответствии с целью, задачами и опытом личности.

Уровень развития сознания у человека зависит от накопленных знаний, выработанного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самому себе.

Самосознание человека — осознание с помощью языка себя самого, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств. Развитие самосознания человека проявляется в: 1) самонаблюдении, 2) критическом отношении к самому себе, 3) оценке своих положительных и негативных качеств, 4) самообладании,

5) ответственности за свои поступки.

Человеку свойственны также и неосознаваемые формы психической деятельности (инстинктивные и автоматические действия, влечения и т.п.). Но бессознательное включается в сознательное и благодаря этому может контролироваться человеком.

Изучая формы психической деятельности, нужно иметь в виду, что психическая жизнь, сознание и деятельность личности всегда возникают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека, в его отношении к другим и к самому себе, в его разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях.

Человек взаимодействует с окружающей средой как целостный организм. Целостность взаимодействия обеспечивается, прежде всего, высшим отделом центральной нервной системы — корой больших полушарий головного мозга, которая интегрирует (объединяет) всю деятельность организма и руководит ею.

Источник: https://psyera.ru/5985/psihika-i-soznanie

Псевдоконтраст или ложное противопоставление

Псевдоконтраст или ложное противопоставление

ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ (юмор как рычаг успеха)

В этом приеме заключительная часть фразы или суждения по форме так будто противоречит началу, а по существу усиливает его.

Вначале формируется у слушателя какой-то личный прогноз, позволяющий представить финал рассказываемой ситуации. Слушатель убежден, что он уже знает, что последует дальше.

И в этот момент ему предлагается неожиданная концовка. Рассогласование между прогнозом и услышанным вызывает иногда улыбку, а чаще хохот.

Таким образом, псевдоконтраст — это рассогласование ожидаемого и реального, неожиданного.

Псевдоконтрастом пользуется М. Жванецкий: «Врачи долго боролись за жизнь солдата, но он остался жив».

На развязное заявление одного из слушателей Отдела технического обучения завода о меньших строгостях и большем эффекте обучения в США, преподаватель ответил: «Возможно.

Вы правы, но вот недавняя анкета, проведенная в школах Бостона, показала, что почти половина старшеклассников считают, что молоко, подобно пиву и кока-коле, искусственно производится на заводах. Пришлось организовать экскурсии в зоопарк, чтобы показать молодым недорослям, откуда берется молоко.

Большинство выпускников средних школ Чикаго и Детройта не могли показать на карте, где находится Москва. Более половины из них назвали причиной победы Красной Армии под Сталинградом в годы 2-й мировой войны открытие 2-го фронта в Европе».

Часто псевдоконтрастом пользовался М. Зощенко. Например, «Он блондин, но умный», «Он в очках, но не интеллигент».

К псевдоконтрасту можно отнести и постоянное противопоставление отдельными, «умудренными жизненным опытом» пожилыми людьми современной молодежи им самим, когда они были юношами и девушками. Убедительно говорит об этом фельетонист В.

Май: — И вот идет он по улице, а вслед ему такое знакомое, такое эпическое, критическое. «Ну и молодежь пошла!.» Да при чем здесь молодежь?! Я вас уверяю, молодежь пошла хорошая! А вот это-то, что пошло, это не молодежь! Это просто молодой человек.

По возрасту.

И если он хам, то это не потому, что он молодой, а потому, что хам! Он еще подрастет. Он и в 70 лет может толкнуть на улице женщину и не извиниться.

Он и в 100 лет напишет на Вас анонимку, если анонимки еще читать не разучатся. Он хам — и с этим надо бороться. С хамством и пошлостью, равнодушием и подлостью.

Ведь молодость — это не только количество лет и не состояние желудочно-кишечного тракта. Молодость — это состояние души!

Только давайте не путать молодой задор с беззаботностью, юношескую угловатость — с грубостью. Давайте относиться к молодости не только со вниманием но и с пониманием.

Систематически изучает армии зарубежных стран, хотя свою армию знает плохо. Идеологически выдержан, так как на политзанятиях молчит и спит. С моральной распущенностью покончил ввиду полной импотенции. Эстетически развит, так как …

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Испытуемому предлагается по инструкции разложить карточки с юмористическими фразами строго по тематике: «Разделите, пожалуйста, карточки на группы, так, чтобы в каждой лежали карточки на одну тему».

Важно обладать юмором!

Юмор и знание — две великие надежды цивилизации. Конрад Лоренц Я вырос в очень серьезной семье. Мама и отец очень напряженно работали, приходили домой усталыми, просили не шуметь и «отдыхали», …

Источник: http://msd.com.ua/psixologiya-v-biznese-yumor-kak-rychag-uspexa/psevdokontrast-ili-lozhnoe-protivopostavlenie/

Различие психических процессов

Различие психических процессов

Изэкспериментальной психологии восприятия хорошо известно, что процесс формирования образа начинается с различения и далее идет через опознание к полному и адекватному восприятию данного объекта. Также и историческое становление научных понятий начинается именно с их различения.

Так, формирование и развитие понятия психического явления или процесса, естественно, начинается с различения психического и непсихического, т.е. с противопоставления сферы психических явлений всему многообразию остальной реальности, которая в эту сферу не включается.

Такое первичное различение и противопоставление психических процессов всем остальным функциям телесного аппарата, относимым к категории физиологических, и всем остальным физическим явлениям действительности по самому своему смыслу покоится на выделении исходной совокупности отличительных признаков, общих для всех процессов, относящихся к категории психических.

Но выделение общих признаков любого психического процесса явилось не результатом обобщения понятий об отдельных конкретных психических процессах, таких как ощущение, восприятие, представление, мысль или эмоция, а эффектом противопоставления или отличения всякого психического процесса от всякого же процесса непсихического.

Это именно различение, осуществляющееся по каким-то критическим, общим признакам.

Очевидно, эти общие признаки любого психического процесса поддавались более или менее отчетливому распознанию раньше, чем были выделены специфические характеристики, отличающие отдельные, конкретные психические процессы друг от друга: представление – от восприятия, мысль – от представления или эмоциональный процесс – от мыслительного.

В самом деле, по каким опознавательным признакам ощущение, волевой акт или нравственный порыв мы безошибочно относим к классу психических явлений, а мышечное сокращение или секрецию – к категории явлений физиологических? Начавшись с ответа на этот вопрос, научно-психологический анализ должен продвигаться далее по крутому и извилистому пути перехода от этого – первоначально по необходимости обобщенно схематического – эмпирического описания специфики психических процессов ко все более конкретному ее теоретическому объяснению. Выделяясь своими специфическими признаками из всей совокупности физических (в широком смысле) явлений действительности, психические процессы противопоставляются в первую очередь ближайшей по отношению к ним пограничной области физических (в узком смысле) отправлений человеческого тела, т.е. физиологическим актам.

Читайте также:  Субкультура - психология

Существо всякого физиологического отправления определяется прежде всего характером функционирования органа, которое ведет к реализации данного акта.

Естественно поэтому, что специфика основных критических признаков, по которым осуществляется первичное различение психического или психофизиологического и собственно физиологического акта, связана с особенностями отношений между механизмом функционирования органа этого акта и самим актом как результатом этого функционирования.

Именно к сфере отношений между внутренней динамикой функционирования органа соответствующего процесса и итоговыми характеристиками самого процесса относятся критические признаки психических актов, составляющие «разностный порог» их первичного различения человеческим опытом. Такими опознавательными эмпирическими признаками являются следующие.

Источник: http://o-psihologii.info/klinika/661-razlichie-psixicheskix-processov.html

Описательная психология

В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ В. Дильтей (1833—1911), основатель «философии

жизни». Он выступил с критикой академических философских школ, с притязаниями на новое мировоззрение, основанное на самой жизни, этой единственной

реальности, постигаемой посредством творческих инстинктов и гениальной интуиции. Основной психологический труд «Описательная психология» (1894).

Деятельность В. Дильтея протекала в ситуации острых дискуссий о методологии исторического и гуманитарного знания (наук о духе). Согласно Дильтею, все

науки о духе должны базироваться на психологии.

По отношению к онтогенезу подобный подход развивал Ж. Пиаже в ранний период своего творчества. По Пиаже, ребенок развивается как биологическое

существо, непроницаемое для опыта, нечувствительное к противоречиям; лишь на определенном этапе к биологическим факторам присоединяются

социальные и способствуют выработке логических норм его мышления.

Он исходил из положения о том, что все системы культуры — хозяйство, право, религия, искусство и наука и внешняя организация общества в союзе семьи,

общины, церкви, государства возникли из живой связи человеческой души… и не могут в конце концов быть поняты иначе, как из того же источника.

Психические факторы образуют их важнейшую составную часть, и потому они не могут быть рассматриваемы без психического анализа». Вследствие

психологизации трактовки общества и наук о духе оказалось, что «развитие отдельных наук о духе связано с разработкой психологии».

Утверждалось, что «психология будет основанием наук о духе, подобно тому как математика — основа естествознания».

Однако существующая психология была подвергнута Дильтеем сокрушительной критике, ибо до сих пор она развивалась из «неправомерного

распространения естественнонаучных понятий на область душевной жизни», так как естествознание рассматривалось как единственно подлинная форма

научного знания. Естественнонаучная ориентация психологии, особенно в период ее становления как самостоятельной науки, получает у Дильтея

отрицательную оценку. «… В кровеносной системе познающих субъектов, которых конструируют Локк, Юм и Кант, течет не настоящая кровь, но разбавленный

сок разума как чистой мыслительной деятельности».

Критике подвергались принципы этой психологии, которую Дильтей называет объяснительной, ее гипотезы, представления об элементах — атомах и их

ассоциациях и др., которые не доказуемы. Ее предметом не являлась полнота человеческой природы — объяснительная психология не может объяснить

подлинную жизнь души потому, что занимается незначительными феноменами и трактует их неправильно. Эти ошибки проистекают из непонимания специфики

психологии как одной из наук о духе, по сравнению с естественными науками по предмету и по методу. Естественные науки имеют дело с фактами, которые

даются извне, при посредстве чувств как единичные феномены. Связь между ними устанавливается путем дополняющих заключений. В психологии факты

выступают изнутри как некоторая живая связь душевной жизни, как нечто , первично данное. Связные комплексы первоначальны и даны в переживании, они

представляют неразложимую цельность.

По методу эти науки также отличны друг от друга. Естественные науки пользуются объяснением, привлечением гипотез, экспериментом. Природу мы

объясняем. Психология имеет дело с сознанием, которое нужно описать. Необходимо отказаться от объяснения в этом естественнонаучном смысле, в

смысле поиска причин. Душевную жизнь мы постигаем, т. е. уясняем ее» смысл. Эксперимент в психологии возможен, но только в пограничных областях

душевной жизни, в центральных же — нет.

Противопоставление понимания (Verstehen) и объяснения (Erklahrung) — центральный методологический принцип описательной психологии. Это

противопоставление явилось формой критики натурализации в психологическом исследовании, которая свойственна естественнонаучно ориентированной

психологии. Понимание как метод понимающей психологии принципиально отлично от интроспекции. Интроспекция ограничивает познающего содержанием

его сознания, закрывая выход в сферу объективного.

Понимание не тождественно иррациональному познанию в понятиях: описательная психология обязана выяснить возможность того, чтобы переживания были

возведены в понятия. «Что такое человек, можно узнать не путем размышления над самим собой и даже не посредством экспериментов, а только лишь из

истории». Понять — это значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить субъективные переживания в более широкие смысловые

связи, которые определяют их. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культуре, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве.

В противоположность абстрактной схематичной объяснительной психологи» описательная психология (или расчленяющая) есть подлинная психология. Ее

предметом являются развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее цельности. Каждое

состояние сознания одновременно включает в себя интеллектуальную часть (его содержание), побуждение и чувство (нравится — не нравится), волевой

компонент как намерение, которым направляется всякий мыслительный процесс.

Побуждения и чувство занимают центральную часть в структуре душевной жизни. Они объединяют всю нашу душевную жизнь в единую связь таким образом,

что именно они направляют духовную активность на некоторые предметы среды, которым придают чувство удовольствия и удовлетворения побуждений: таким

образом, находящееся вне нашей душевной жизни, с чем соединяются чувства удовлетворения, становится ценным. Таким образом, жизненная ценность не

есть нечто объективное — это то, чем мы пользуемся для достижения чувства удовольствия и удовлетворения. Мы постигаем ценность жизненных отношений,

взглядов и идей, деятельности, выбирая из этого то, что нам полезно, и создаем новые ценности в процессе жизни Постижение ценностей и созидание новых

ценностей составляет сущность душевной жизни и психического развития.

Развитие душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром — физической и духовной средой. Движущей силой

развития являются чувства и побуждения. Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое стремится добыть и задержать

свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности. В детстве игра является необходимым проявлением жизни.

В юношеском возрасте складываются идеалы жизни, границы которых не испытаны. В зрелости происходит сознание действительных ценностей. В старости

человеку открываются особо значительные ценности.

Произведения, созданные в старости, отличаются особой возвышенностью. Та жизнь была бы совершеннейшей, в которой всякий ее момент был бы исполнен

чувства своей самодовлеющей ценности. Развитие состоит в переходе от элементарных к более высоким ценностям, ибо «с поступательным течением жизни

развивается все более расчлененный склад душевной жизни, которому доступны все высшие соединения». Мысли В. Дильтея о том, что всякий период жизни

обладает самостоятельной ценностью, созвучны современным представлениям о качественном своеобразии и непреходящей ценности отдельных периодов

детства, уникальных возможностей, создаваемых ими для формирования соответствующих психических процессов и качеств.

Позиции В. Дильтея получили развитие в духовно-научной психологии Э. Шпрангера (1882—1963). Ее задачей является исследование отношения индивидуальной

духовной структуры субъекта к структуре объективного духа (предмет общей психологии как науки о духе) и выявление типов (форм) смысловой

направленности, получивших название «форм жизни» (предмет дифференциальной психологии как науки о духе). Основное понятие психологии Шпрангера —

формы жизни.

От общего утверждения В. Дильтея о соотношении структуры душевной жизни с культурой и о ценности как определяемой эмоциональным отношением

субъекта Шпрангер переходит к классификации ценностей и производит ее по более объективному, чем эмоциональное отношение, как это было у В. Дильтея,

основанию. Ценности — это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие. Это весь мир —

природа, наука, искусство и т. п. Э. Шпрангер выделяет шесть типов объективных ценностей: теоретические (область науки, проблема истинности);

экономические (материальные блага, полезность); эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению); социальные

(общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом); политические (власть как ценность); религиозные (смысл жизни). В каждой

индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой; руководящие, определяющие жизнь образуют

психическую структуру личности.

На основании преобладания той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых Шпрангером формами жизни

потому, что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида.

Теоретический человек (все его стремления направлены к познанию); эстетический (стремится постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со

всеми его индивидуальными особенностями); экономический (эффект полезности как смысл всей деятельности, всей жизни); социальный (смысл жизни в

общении, в любви, в жизни для других); политический(стремление к власти и чести, господству и влиянию); религиозный (относит всякое единичное явление к

общему смыслу жизни и мира). Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь привести к одному из этих типов.

Исходя из этих психологических представлений, Шпрангер делал педагогические выводы. Всеобщее образование не должно быть одинаковым для всех.

Педагог должен интуитивно угадать еще не сформировавшуюся и не осознанную ребенком психическую структуру и готовить его к наиболее целесообразному

и доступному для него пути жизни.

Понимающая психология открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Положительно оценивая критику этого

направления в адрес эмпирической психологии, ее вывод о невозможности естественнонаучного объяснения в психологии звучит возвращением к старой

идеалистической психологии как науке о душе. Сделанная в этом направлении попытка соотнести структуру отдельной личности с духовными ценностями и

формами культуры» созданными исторически, в силу идеалистического их понимания представляла развитие высших психических функций идеалистически,

как чисто духовный процесс. «При таком понимании истории и культуры и при таком понимании психологии сказать, что психологию следует изучать

исторически, это значит, в сущности, что духовное следует сближать с духовным … понимающая психология далека от адекватной разработки проблем

культурного развития».

Источник: Ждан А.Н. История психологии

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=499

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию