Реагирование на озадачивание проблемой — психология

открытая библиотека учебной информации

Реагирование на озадачивание проблемой - психология

Это была ситуация, когда проблему человеку создали вы, дав ему заставляющее думать распоряжение. При этом у людей проблемы создаются и без вашего участия, и практически аналогичная ситуация может возникнуть «на пустом месте»: к вам придет «посоветоваться» сотрудник или близкий человек, чтобы озадачивать вас проблемами, которые они создают себе сами.

Первая и обычная внутренняя реакция на это — тихая гордость: «Вот, со мной советуются… Ценят!», однако едва ли данный визит к вам есть признание вашей мудрости. Причина куда как более прозаична: люди думать не приучены, а когда кто-то выполняет эту работу за них — они довольны.

Ситуация похожа не предыдущую, но один оттенок делает ее в сравнении с предыдущей ситуацией более сложной: тут человек приходит к вам с проблемой сам, он доверяет вам, он надеется на вас, на вас «моральная ответственность», и именно в связи с этим так легко, как в предыдущей ситуации, вы из его игры не вылезете…

Это — игра, и более явно рисунок таких игр виден в детстве, когда играют они еще не так изящно, а прямолинœейно, открыто и довольно грубовато.

Вот несчастный ребенок требовательно кричит: «Мам, у меня рукавицы промокли, мне холодно!» — при этом обычно и в мыслях ни у кого нет, что лазил рукавицами в мокрый снег и создал себе проблему ребенок сам: ребенок уверен, что он здесь ни при чем, а виноваты рукавицы («А что они промокают!») и мама…

· А почему виновата мама? — Ну… потому. Потому что мама для него виновата всœегда и во всœем!

И в этом он прав: мама действительно ощущает себя обязанной теперь ребенка обслуживать и искать выход из ситуации, когда ребенка не устраивает ничего. Делается это легко: если мама предложит надеть ему другие, синие, ребенок обиженно откажется: «Нет, они колются!», а на «Ну, тогда пойдем домой» выразит возмущенный протест: «А я еще не нагулялся!»

· Довольно типичный вариант манипулятивной игры «Да, но…», описанной Эриком Берном[14].

Итак, если к вам когда-то подходят люди (сотрудники или близкие люди) и начинают с:

«Хочу посоветоваться…»,

будьте внимательны. В случае если после этого они излагают конструктивную программу и четко указывают, по каким пунктам они хотели бы услышать ваше мнение — ответьте на запрос по существу, если же после этого начинается песня:

«Ой, я не знаю…»,

отнеситесь к этому так, как будто они просто что-то важное — забыли.

Что они «забыли»? Οʜᴎ забыли проблему переформулировать в задачу,

· Ну, это ведь уже ответственность…

а потом забыли под задачу подобрать средства или хотя бы продумать варианты их поиска — точнее, они успокоились на самом надежном варианте: найти вас и заставить на себя работать. Может быть, они и не сыграют с вами в игру «Да, но…» и на данный раз удовлетворятся вашим решением, но если вы эффективный человек, вас едва ли устроит, что люди рядом с вами отучаются думать.

По этой причине, до или, еще лучше, вместо советов поищите возможность подсказать человеку пути самостоятельного решения проблемы:

– Да, это действительно непростая ситуация. И какие задачи ты здесь себе ставишь?

· Или:

– Проблема понятна. Ты уже проанализировал причины ее возникновения и пути ее решения?

Будьте готовы к тому, что,

1. Скорее всœего, на это вы услышите не то, что вы ожидали, а упрямое: «Ну вот я и не знаю…», после чего последует пересказ того же самого второй раз: как правило, так же косноязычно, с таким же растерянным лицом и просящими взглядами на вас.

· Наблюдая данный театр, имеет смысл восхищаться поставленной техникой актеров, до совершенства отработавших роль Человека Бестолкового. А также Несчастной Жертвы.

2. О вас может складываться мнение как о человеке бездушном, черством и неотзывчивом.

· Впрочем, если у толковых людей в вашем окружении о вас другое мнение, вы можете на нем и остановиться. А то, что бестолковые станут реже к вам подходить, вас, видимо, устроит.

3. Человек всœе равно сразу думать не начнет. Но хорошая новость здесь состоит по сути в том, что, обращаясь к вам раз за разом, более-менее толковые люди приучаются хоть понемножку голову включать. Не сразу, но дело будет двигаться. И если перед вами человек действительно перспективный, просто пока не умеющий мыслить, то в случае его затруднения у вас в запасе еще два хороших хода:

ü Дать ему образец мышления, специально для него показав, как можно разбираться в похожих ситуациях. Еще раз: не просто сказать решение, а показать к этому решению путь.

ü Дать ему изучить эту книгу и после спросить, как он усвоил из нее данный параграф.

Попробуйте быть разумным, когда женщина плачет…

Мы уже говорили о том, что навык эффективного действования гораздо быстрее прививается в сфере бизнеса и гораздо труднее осваивается в сфере «личной жизни». Чтобы познакомиться с основными трудностями и, с другой стороны, взять на вооружение некоторые работающие техники, имеет смысл разобрать некую модельную ситуацию из сферы личных взаимоотношений. Итак,

Читайте также

  • — Реагирование на озадачивание проблемой

    Это была ситуация, когда проблему человеку создали вы, дав ему заставляющее думать распоряжение. Однако у людей проблемы создаются и без вашего участия, и практически аналогичная ситуация может возникнуть «на пустом месте»: к вам придет «посоветоваться» сотрудник или… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/873022_reagirovanie_na_ozadachivanie_problemoy

    Психологические защиты. Отреагирование (вовне-действие, отыгрывание)

    Другим механизмом, заслуживающим обсуждения, является общая категория отреагирования. Мы заключили этот термин в кавычки, чтобы привлечь внимание к тому, как часто этот ярлык навешивается на все виды поведения.

    Это может не нравиться человеку, к которому он применяется, часто с некоторым уничижительным оттенком.

    Вероятно, многие из читателей встречались с непрофессиональным использованием данного термина с оттенком осуждения, без учета технического значения данного понятия.

    Насколько известно, впервые выражение “отреагирование” появилось в психоаналитической литературе при описании действий пациентов вне офиса, когда их поведение реализовывало чувства, направленные на аналитика, но которые пациент боялся испытывать или допустить в сознание, особенно в присутствии психоаналитика. Позже термин “отреагирование вовне” стали использовать в основном для описания поведения, обусловленного бессознательной потребностью справиться с тревогой, ассоциированной с внутренне запрещенными чувствами и желаниями, а также с навязчивыми страхами, фантазиями и воспоминаниями. Проигрывая пугающий сценарий, пациент, бессознательно испытывающий страх, оборачивает пассивное в активное, превращает чувство беспомощности и уязвимости в действенный опыт и силу, независимо от того, насколько болезненна драма, которую он разыгрывает.

    Несколько лет назад я наблюдала одну учительницу. Ее взаимоотношения со своей карающей матерью заставляли женщину одновременно испытывать и чувство страха, и чувство сильного голода по близости.

    Моя пациентка предприняла сексуальные попытки с коллегой по имени Нэнси через насколько недель после начала терапии. Мне казалось, что она начала испытывать некоторое желание близости со мной и бессознательно предположила, что я, как и ее мать, буду с презрением относиться к ее привязанности.

    Она справилась со своими бессознательными и запрещенными стремлениями путем отреагирования тех аспектов, которых хотела и боялась, с той женщиной, что носила мое имя.

    Такой вид проигрывания, если допустить, что моя интерпретация данного события точна, часто случается во время психоанализа, особенно с теми пациентами, в которых с детства был заложен страх осуждения взрослым их потребностей и чувств.

    Таким образом, термин отреагирование относится к любому виду поведения, которое предполагает выражение отношений переноса, привносить которые в психотерапию в словесной форме пациент чувствует для себя еще недостаточно безопасным.

    Этот термин может быть также применим к процессу, благодаря которому любое отношение вне или внутри терапии разряжается в действии с бессознательной целью справиться со страхами, связанными с этим отношением.

    То, что отреагируется вовне, преимущественно саморазрушительно или преимущественно способствует росту, или может быть в некоторой степени и тем, и другим.

    То, что заставляет отреагировать вовне, не является ни плохим ни хорошим, но такова бессознательная и пугающая природа импульсов, толкающая человека к действию компульсивным, автоматическим образом, который отличает поведение при отреагировании вовне.

    Использование популярного сегодня слова “отреагирование” для обозначения любого нежелательного поведения, например, детского шума или невежливого приветствия, является психоаналитически неоправданным.

    Негативный оттенок, который приобрело это выражение, нередко отражает тот факт, что позитивные виды отреагирования не привлекают к себе внимания так, как это свойственно его деструктивным видам.

    Существует несколько навязчивых ярлыков, созданных аналитиками для обозначения обычно бессознательных типов поведения, которые подпадают под общий заголовок отреагирования.

    Сюда входят, например, эксгибиционизм, вуайеризм, садизм, мазохизм, перверсии и все понятия, содержащие приставку “контр”: контрфобия, контрзависимость, контрвраждебность и так далее. Все эти тенденции, когда они относятся к действиям, понимаемым как защитные, дают основание предполагать лежащий в их основе страх или другие непризнанные негативные чувства.

    Раннее наблюдение Фрейда – мы отреагируем то, чего не помним – по-прежнему остается проницательным, особенно, если допустить, что причиной, по которой мы чего-то не помним, является нечто чрезвычайно болезненное, переходящее из состояния невозможности вспомнить в состояние отыгрывания в данный момент. В той мере, в какой определенная категория людей полагается на отреагирование при решении своих психологических дилемм, эта группа подпадает под категорию импульсивных личностей. Подобная классификация вводит в заблуждение, так как подразумевает простую готовность сделать что-либо, чего хочется, прямо сейчас. Психотерапевтический опыт подвел многих серьезных клиницистов к убеждению: то, что может выглядеть как спонтанность или неосложненная импульсивность, часто является бессознательно и чрезвычайно сложно мотивированным поведением, которое может наивно и беспорядочно выражать все, что угодно.

    Люди с истерической организацией личности известны отреагированием своих сексуальных сценариев; людей со всеми видами зависимости можно рассматривать как отреагирующих отношение к предмету своего предпочтения (в таких случаях, конечно, химическая зависимость может усложнить то, что уже было психологической зависимостью); люди с компульсиями, по определению, являются отреагирующими, когда уступают внутреннему давлению и вовлекаются в свои определенные компульсивные действия; социопаты вновь и вновь проигрывают сложные паттерны манипуляций. Таким образом, эта защита может проявляться во многих резко отличающихся клинических случаях.

    Источник: http://psychologiclub.com/psixologicheskie-zashhity-otreagirovanie-vovne-dejstvie-otygryvanie/

    Методы психологического воздействия на человека

    Методы психологического воздействия на человека

    Социальная среда, в которой живет человек с рождения, подразумевает общение. В процессе общения и восприятия информации, мы подвергаемся психологическому воздействию, сами того не подозревая. Эти проявления изучает психология. Эта же наука исследует приемы воздействия в общении людей друг с другом на работе, дома и в любом другом месте.

    Читайте также:  Узнадзе, дмитрий николаевич - психология

    Методы психологического воздействия и их различия

    Методы психологического воздействия на личность человека в психологии это:

    • заражение;
    • внушение;
    • убеждение;
    • подражание.

    Какие-то из этих методов вы уже использовали неосознанно, а какие из этих методов проверили на вас. Заражение, внушение, убеждение и подражание это способы влияния на психологическое состояние людей. Давайте подробно разберем их, чтобы не попасть на улочку мошенников.

    Заражение

    Это психологическое воздействие на сознание человека – самый древний и наиболее изученный метод. Он основан на передаче эмоционального состояния от человека к человеку. Согласитесь, что с каждым случалось такое, когда вы находитесь в прекрасном настроении, и вдруг появляется человек со слезами на глазах и всеми признаками истерики.

    По мере того, как вы выслушиваете его душещипательную историю, настроение ваше портится, и ваше душевное состояние начинает быть похожим на переживания собеседника. Особенно впечатлительным натурам даже рассказывать ничего не нужно, они на эмоциональном уровне способны воспринимать сигналы, идущие от людей, находящихся рядом с ними.

    Еще один пример, который характеризует метод заражения и который использует психология влияния на людей – паника. Действует он, как правило, в толпе. Если много людей находятся в одинаковых критических условиях, и кто-то из них начинает паниковать, это чувство передается большинству из присутствующих.

    Но «заразиться» можно не только отрицательными эмоциями. Заразительными бывают смех, веселье, позитивный жизненный настрой.

    Внушение

    Второй класс психологического воздействия на личность – внушение. В этом случае психология влияния на человека оказывается на эмоциональном фоне, заставляя действовать так, как заставляет оппонент.

    Но если заражение – это передача психологического состояния, в результате которого человек действует так или иначе, то внушение – это убеждение человека поступать так, как ему говорят с помощью вербальных инструментов (слова, визуальный контакт и другие).

    Для того, чтобы внушение стало действенным инструментом, необходимо соответствовать своим словам. Если человек пытается «научить вас жить» и диктует правила поведения в обществе или законы достижения успеха, то его репутация, внешний вид и манера говорить должны вызывать уважение и желание подражать.

    Но когда перед вами измученный индивидуум в грязной одежде и со следами алкогольного опьянения, его призывы к новой жизни выглядят жалко и смешно. Поэтому, желая помочь человеку советом, старайтесь разобраться в ситуации, в которой оказался несчастный. Проникнитесь проблемой и поставьте себя на его место. Только после этого вы можете что-то подсказать тому, кто ищет от вас поддержки.

    Внушать свои мысли людям можно только уверенным голосом

    Еще один важный нюанс – психология воздействия на человека говорит, что внушать свои мысли людям можно только уверенным голосом, в котором нет и тени сомнения. Иногда от того, каким тоном произнесена фраза, зависит успех или провал идеи.

    Есть еще один фактор, который определяет результат воздействия на человека — это внушаемость. Сила внушения зависит от того, насколько человек внушаем, а это показатель индивидуальный. Высоким уровнем этого показателя отличаются дети в возрасте до 13 лет и неуверенные в себе, нерешительные люди.

    Особенно хорошо действует внушение в том случае, если соединить смысл слов, с помощью которых происходит внушение с внешней информацией, которая знакома и понятна внушаемому.

    Если вы пытаетесь направить человека на «путь истинный» и при этом проводите параллель с теми фактами, которые ему близки, это окажет сильное психологическое воздействие на него.

    Если хотите доказать человеку, что в результате внушаемых ему действий, он будет доволен, приведите пример отрицательного результата, который ждет его в обратном случае.

    Убеждение

    Убеждение – один из самых безобидных и действенных методов психологического воздействия на человека. Он основан на фактах, которые становятся понятны в результате построения логической цепочки размышлений.

    Используя различные методы влияния на людей, следует учитывать уровень интеллектуального развития оппонента. Доказывать что-то человеку, который находится ниже вас в умственном развитии – нелепо. Ваши доводы не будут поняты и приняты.

    Если вы пытаетесь убедить в чем-то того, кто умнее вас, это будет выглядеть смешно.

    Когда до сознания человека достигает первая порция новой информации, его мозг ищет объяснения. И теперь от искусства того, кто убеждает, зависит, поверят ему или нет.

    Хорошо, если удастся заставить человека довериться вам, но остальное зависит от методики психологического воздействия, чередовании новых данных. Самое главное, чего требуют способы психологического влияния на человека – не обманывать оппонента.

    Как только человек почувствует фальшь в словах, уровень доверия упадет в разы. Если это повторится, вы можете совсем потерять доверие и внимание этого человека.

    Чтобы вам действительно поверили, вы должны соответствовать тому образу жизни или высказываниям, которые пытаетесь донести до оппонента. Ваши слова должны излучать силу, а вы создавать впечатление авторитетного и уверенного в себе человека.

    Итак, все совпало:

    • Уровень развития оппонента:
    • Правдивость ваших утверждений;
    • Соответствие образа и высказываний.

    Ваши слова должны излучать силу, а вы создавать впечатление авторитетного и уверенного в себе человека

    Теперь нужно выбрать стратегию поведения, которая поможет повлиять на человека психологически. Существует несколько стратегий.

    • Агрессивная. Строится на противоречии доказываемых фактов. Это доказывает человеку, что вы личность неординарная и сильно отличаетесь от него. У него появляется желание выслушать вас и распутать ту логическую цепочку, которую вы запутали. Поэтому он внимательно вслушивается в каждое слово. Но такая стратегия психологического воздействия на человека характерна для профессионалов слова и убеждения.
    • Пассивная. Эта стратегия работает только в том случае, если вы хорошо знаете собеседника. Осторожно приводя примеры из его и собственной жизни, сравнивая их с известными всему белому свету случаями, вы подводите оппонента к той мысли, которую хотите до него донести. Не допускайте нестыковок и расхождений в суждениях. Это отбросит проделанный труд на несколько позиций назад.

    Теперь вы знаете, как психологически воздействовать на человека при разговоре. Используйте метод «Убеждение», применяя законы логики и выстраивая логические цепочки.

    Леонардо ДиКаприо и Мэтт Дэймон, кадр из фильма «Отступники»

    Подражание

    Многие подсознательно пользуются методами воздействия на личность, даже не подозревая об этом. Достигая каких-то высот в карьере или интеллектуальном плане, мы становимся объектом уважения и восхищения.

    Менее опытные люди стремятся брать пример с того, кто уже воплотил в жизнь свои стремления. Но объект подражания должен «держать марку» всегда. Он должен быть привлекательным, ярким, запоминающимся, восхитительным.

    То есть удовлетворять желание оппонента следовать идеалу.

    Средства психологического воздействия на человека

    На примере одного из средств психологического воздействия на массы можно рассмотреть, ставшую обыденным явлением, рекламу. Относительно недавно реклама существовала в качестве вывесок на магазинах, кафе или предприятиях общественного питания. Это были обычные афиши, рекомендующие просмотры фильмов или концерты звезд эстрады.

    Сегодня реклама превратилась в масштабные качественные ролики, которые не только информируют людей о товаре, представлении или анонсе, они заставляют сделать выбор в пользу того или иного продукта, формируют становление ценностей и направляют в нужное русло мысли и поступки человека. Важно обращать внимание на то, что смотрят ваши дети, так как есть воздействие, оказывающее разрушительное влияние на личность.

    Многие считают, что психологическое воздействие рекламы – это двигатель торговли (фраза избитая, но это правда), другие полагают, что спрос подразумевает выпуск новых продуктов, борьба за первенство между которыми решается посредством рекламы. Это одно из самых действенных средств, которые оказывают воздействие на массу людей и заставляют действовать под диктовку.

    Под воздействием рекламы многие девушки ходят на неудобных высоких каблуках

    Это относится не только к какому-то товару или певцу, рекламой можно склонить общественное мнение в пользу того или иного кандидата для выборов в правительство. Этот метод еще называется «манипуляцией общественным мнением» или «темное искусство воздействия на людей».

    Причем, манипуляция производится не насильственным путем, а методами правильного построения рекламной программы кандидата. Выясняется, что необходимо электорату на данном этапе становления и развития общества и подгоняются общие фразы и обещания.

    Каждый человек «видит» в этих посулах выгоду для себя и голосует именно за этого избранника.

    Цели психологического воздействия на человека

    Психическое воздействие на человека имеет свою цель – желание заставить человека сознательно или бессознательно подчиняться определенным установкам, нормам, законам или требованиям.

    Директор в коллективе подчиненных, используя психологические приемы влияния на собеседника, имеет свою цель – сплотить людей или дать им пищу к размышлениям и действиям на благо компании, в которой они трудятся.

    Психологическое воздействие родителей на своих детей предполагает цель вырастить из них хороших, воспитанных и законопослушных граждан.

    Родители знают, как психологически воздействовать на своё чадо, например, рассмешить его

    Источник: https://sunmag.me/sovety/14-01-2014-metody-psikhologicheskogo-vozdejstviya-na-cheloveka.html

    Как реагировать на проблемы. Психология выбора

    Как реагировать на проблемы. Психология выбора

    Как реагировать на проблемы. Психология выбора
    Когда в нашей жизни происходит что-то непредвиденное, особенно если это событие или ситуация имеет негативные и неприятные последствия для нас, мы склонны воспринимать это слишком серьезно, придавать излишнее значение случившемуся.

    Такая реакция на непредвиденную проблему способствует возникновению целой гаммы эмоций и чувств, прежде всего страха, злости, негодования и даже отчаяния.<\p>

    Разумеется в таком эмоциональном состоянии мы уже не способны эффективно решать данную проблему, ведь наш мир сфокусировался на ней и мы уже не видим ничего вокруг.

    Все наше внимание принадлежит проблеме, воображение рисует пугающие картины, а мышление продуцирует возможные нежелательные последствия и мысли-вирусы.

    Почему так происходит? Потому что наше восприятие проблемы в корне неверное. Ниже я предлагаю 3 ключевые идеи, которые помогут вам изменить свое видение возникающих в вашей жизни проблем, свою реакцию на них, а соответственно эффективно их решать.

    1) Всегда есть решение проблемы, вы просто пока его не видите. Люди склонны реагировать на проблему как на нечто окончательное и бесповоротное, как на бедствие или катастрофу.

    Часто даже если они понимают, что это не «конец света», бессознательный разум реагирует на проблему именно так, вы сами можете наблюдать результаты таких реакций в негативных эмоциях и мыслях, а также в проявлениях в теле в виде резкой боли, спазмах, давлении и так далее.

    В основе таких реакций лежит неверное восприятие проблемы, выражающееся в ваших убеждениях и установках, ну и негативном прошлом опыте, конечно.

    2) Не позволяйте проблеме влиять на все сферы вашей жизни. Мы реагируем на возникающую проблему так, как будто она представляют угрозу нашему существованию.

    Читайте также:  Дружеские отношения на работе: как дружить на пользу дела - психология

    Мы склонны придавать очередной проблеме или непредвиденным обстоятельствам слишком большое значение, в результате они отражаются на различных аспектах нашей жизни.

    Например, если вам сделали выговор на работе, это событие в той или иной степени отразиться не только на вашей профессиональной деятельности, но и вашем эмоциональном состоянии, здоровье, личной жизни, взаимоотношениях с окружающими и общем уровне удовлетворенности от жизни.

    3) Проблема — это вызов, возможность для роста. Любая проблема всегда содержит положительную составляющую. Мы, как правило, принимаем проблему близко к сердцу, фокусируемся на ней, отдаем ей свое время и жизненную энергию.

    В результате мы теряем массу времени на наши переживания, обсуждения возникшей проблемы и жизненной несправедливости с близкими и друзьями, тем самым заряжая эту проблему все большими эмоциями, поддерживая ее негативный контекст. Неудивительно, что порой она кажется нам катастрофой вселенского масштаба.

    Кроме того, жалость к себе и перекладывание вины на плечи других людей и обстоятельств ведет к потере контроля над собственной жизнью.

    Как эффективно решать возникающие проблемы, вы можете узнать из моей следующей статьи.

    Мне будет интересно узнать, как вы реагируете на непредвиденные и негативные события? Что помогает вам их пережить? Какие идеи, мысли, убеждения поддерживают вас и направляют из области эмоционального переживания проблемы в русло поиска ее решения?

    Источник: http://ladonycheva.ru/iskusstvo-zhit/kak-reagirovat-na-problemy-psixologiya-vybora/

    Руководитель обращается к сотруднику. Сотрудник обращается к руководству. Как?

    Чтобы деловое общение было деловым
    Отдавая распоряжение, руководитель должен быть уверен, что сотрудники действительно понимают, что, как и для чего они должны сделать.

    Но это полноценное понимание возможно только тогда, когда руководитель полноценно вводит их в курс дела, передавая по сути всю продуманную им цепочку «проблема — анализ причин — пути решения — конкретные шаги».

    Поэтому ядро любого распоряжения составляют следующие пункты:

    • суть проблемы,
    • задача,
    • конкретные шаги ее реализации (обычно вместе с четким указанием, кто за что отвечает),
    • отчет о результатах (когда и в какой форме).

    Сотрудник -> руководитель:

    В чем проблема (данные: суть проблемы и ее последствия)

    Репортажное изложение, без ужасов и эмоциональных преувеличений, без повторов: четкие последовательные факты.

    ^ (максимально конкретно и с выходом на «что делать»)

    Но без категоричности и обвинений. Разборка с виноватыми делается в другой технике. А также в другой должности и в другом месте.

    Что требуется для исправления (ваше видение вариантов решения, путей и средств) ^

    Что готовы взять на себя вы (сделать сам)

    В деловом стиле, не представляя себя за это героем.

    Что требуется от руководителя (подсказки, кому-то звонки, деньги и прочие его ресурсы)

    ^

    Для грамотного формулирования сотрудниками проблем необходимо:

    • предварительное обучение,
    • оперативная (ситуативная) корректировка и, по возможности, оперативное обучение,
    • техничное «выруливание» — избегание проблемных ловушек.

    ^
    Если какой-то сотрудник имеет привычку излагать большинство вопросов невнятно, неконструктивно или обвинительно, создавая из любого мелкого вопроса большую проблему, не будьте пассивны и не дожидайтесь наезда в свою сторону.

    Будьте внимательны и дождитесь удобного момента, когда он наедет на кого-то другого, но — неудачно, нерезультативно, а еще лучше — когда он нарвется на неприятности. Есть? Прекрасно, пришел ваш час, время действовать.

    Начали: Поддержите, посочувствуйте,

    ^ мягко остановите эмоциональный поток и предложите поискать другие возможности и пути.

    Если на себе:

    Улыбнулись, продышались, у себя отследили состояние спокойного присутствия, возбужденного человека — остановили. Хорошо. А теперь поддержите эмоционально (добрые слова, улыбка) и подскажите, как надо (в конструктиве).

    ^
    Подготовленный вопрос — это вопрос, в котором уже заложены удобные для собеседника ответы Неподготовленный же вопрос ставит собеседника в тупик, задает ему дополнительную (то есть совершенно лишнюю) работу, а то и представляет собеседника в непривлекательном свете.

    И в этом смысле неподготовленный вопрос мало чем по факту отличается от негативной манипуляции. Отличие их только в том, что авторы дурацких вопросов вредных целей не преследуют, все проще: они просто об удобстве собеседников не думают.

    ^
    Да, вот только я не понимаю…

    А вот это как?

    — и, по сути, за вопросом вопрос здесь и сейчас (пока вы формулируете ему задачу) переваливает на вас решение этой проблемы.Взять срок, чтобы к этому времени он пришел к вам с уже подготовленным проектом решения.

    ^

    К вам приходит «посоветоваться» сотрудник или близкий человек, чтобы озадачивать вас проблемами, которые они создают себе сами.

    Первая и обычная внутренняя реакция на это — тихая гордость: «Вот, со мной советуются… Ценят!», однако едва ли этот визит к вам есть признание вашей мудрости.

    Причина куда как более прозаична: люди думать не приучены, а когда кто-то выполняет эту работу за них — они довольны.Итак, если к вам когда-то подходят люди (сотрудники или близкие люди) и начинают с:

    «Хочу посоветоваться…»,

    будьте внимательны. Если после этого они излагают конструктивную программу и четко указывают, по каким пунктам они хотели бы услышать ваше мнение, — ответьте на запрос по существу, если же после этого начинается песня:

    «Ой, я не знаю…»,

    отнеситесь к этому так, как будто они просто что-то важное — забыли. Что они «забыли»? Они забыли проблему переформулировать в задачу, а потом забыли под задачу подобрать средства или хотя бы продумать варианты их поиска — точнее, они успокоились на самом надежном варианте: найти вас и заставить на себя работать.

    Может быть, они и не сыграют с вами в игру «Да, но…» и на этот раз удовлетворятся вашим решением, но если вы эффективный человек, вас едва ли устроит, что люди рядом с вами отучаются думать.

    Поэтому, до или, еще лучше, вместо советов поищите возможность подсказать человеку пути самостоятельного решения проблемы:

    Да, это действительно непростая ситуация. И какие задачи ты здесь себе ставишь?

    Проблема понятна. Ты уже проанализировал причины ее возникновения и пути ее решения?

    1. Скорее всего, на это вы услышите не то, что вы ожидали, а упрямое: «^ после чего последует пересказ того же самого второй раз: как правило, так же косноязычно, с таким же растерянным лицом и просящими взглядами на вас.
    2. О вас может складываться мнение как о человеке бездушном, черством и неотзывчивом.
    3. Человек все равно сразу думать не начнет. Но хорошая новость здесь заключается в том, что, обращаясь к вам раз за разом, более-менее толковые люди приучаются хоть понемножку голову включать. Не сразу, но дело будет двигаться. И если перед вами человек действительно перспективный, просто пока не умеющий мыслить, то в случае его затруднения у вас в запасе еще два хороших хода:

    Дать ему образец мышления, специально для него показав, как можно разбираться в похожих ситуациях. Еще раз: не просто сказать решение, а показать к этому решению путь.

    ^

    С точки зрения геометрии любовный треугольник может сложиться лишь в том случае, если один из углов тупой.

    Треугольник Карпмана — это стандартная модель отношений, состоящая из трех ролей: «Жертва — Преследователь — Спаситель».

    Вам не место в этом треугольнике.

    1. Треугольник склеен из вранья. Вы уверены, что Жертва – жертва, что Преследователь – преследователь, что Спаситель – спаситель? Проверьте!

    Часто Жертва преследует сама себя и крепко задает Преследователю.

    1. Проявите скепсис к рыданиям Жертвы и не торопитесь ее жалеть.
    2. Не торопитесь в качестве Спасителя успокаивать Жертву. Это только усилит заочные претензии к Преследователю. Она хочет не успокоения, а еще большей мести своему Преследователю. Если вы всего лишь предлагаете успокоения, то вы – Предатель.

    Ваша задача в такой ситуации – выехать из нее с наименьшими потерями.

    1. ^ Я не считаю возможным вмешиваться в ваши отношения. Я сожалею, что у вас это произошло, но в ваших отношениях вы должны разбираться сами. Самый простой способ, особенно если отношения могут быть сведены к деловым или вы этими отношениями не очень дорожите.
    2. ^ В этой тактике следует изматывать нашу якобы Жертву долгими расспросами, постоянно сбиваясь на выяснение совсем посторонних подробностей и, по сути, переключая внимание с агрессивного плача на житейскую конкретику. В этом случае особенно помогает ваша природная эмоциональная тупость или мудрое ее обнаружение. Минусы этого способа — на него обычно уходит много времени.
    3. Разбуди зверя». В этом случае взбодрить упавшего духом человека может ответный наезд:

    ^ При таком построении фраз короткая частица «не» сознанием, как обычно, мило пропускается и реально на человека действуют ваши формулы: «способна на большее», «способна быть сильной». В сочетании с эмоциональной накачкой человек на ответной агрессии натворит великих дел и попозже скажет вам «спасибо».

    1. Агрессивная тупость. Замысел этого приема: исходим из того, что ваш собеседник не очень умен (точнее, в данной ситуации он выбрал роль недалекого человека) и, по сути, он надеется попользоваться вашими мозгами. Тогда, если вы его убедите, что вы туповаты сами и попользоваться ему нечем, ему придется включать голову собственную. Что, собственно, и требуется.

    Конкретное исполнение — среди разнообразных намерений собеседника вы выбираете самое агрессивное (в данном случае: «Хочу с ним развестись!») и начинаете убежденно (и туповато) настаивать именно на этом варианте. Все. К вам претензий никаких — душевно вы с подругой, вы понимаете и разделяете ее чувства, другое дело, что ваша слишком твердая позиция собеседника не устраивает. Что ж, это уже дело житейское. Внимательный читатель разглядит здесь вариант способа «доведение до абсурда».

    1. ^ Люди не любят, когда их загружают работой, и эмоциональный понос обычно кончается в том случае, если «за базар приходится платить». В данном случае вполне уместно, вместо того чтобы беспомощно выслушивать пустые претензии, переключить собеседника на дела его собственные, дела предельно конкретные. В любом случае метод быстрее и эффективнее, чем использование вас в качестве унитаза. Самое любопытное, что иногда этот прием оказывается не только защитой для вас, а прекрасной идеей и руководством к действию для собеседника.
    2. ^ Вы помогаете, но не безвозмездно, а в обмен на то, что ваши взаимодействия разворачиваются на основе вашего сценария, по вашим правилам. Как правило, ваш сценарий должен состоять, как минимум, из двух пунктов: самостоятельное формулирование Жертвой запроса о конкретной помощи и выполнение каких-либо дисциплинарных условий, выдвигаемых с вашей стороны.
      1. открытое формулирование вопроса (или соответствующего ожидания),
      2. теплота, эмоциональная поддержка и, одновременно,
      3. настойчивость.

    Источник: http://vbibl.ru/matematika/133570/index.html

    5 методов как контролировать негативные эмоции — Блог Personalitica

    5 методов как контролировать негативные эмоции — Блог Personalitica

    Каждый день мы сталкиваемся со стрессами. Это ситуации, которые заставляют нас испытывать психологическое или физическое напряжение.

    Читайте также:  Королевская осанка - психология

    Стресс, как результат воздействия внешних факторов на организм, многообразен  – непослушание ребенка, хамство в общественном транспорте, скандал между супругами или отсутствие в магазине кардигана нужного размера или цвета.

    В психологии нет разделения эмоций на «плохие» и «хорошие». Такую дихотомию определений демонстрирует общественное мнение, заявляя — испытывать негатив неправильно, его стоит избегать и не чувствовать.

    Важно понимать, что любая эмоция сама по себе нейтральна и характеризует только эмоциональное отношение личности к ситуации.

    Если человеку рано утром по пути на работу наступили в трамвае на ногу, у него появится злость или раздражение. Но проявит ли он эмоцию во внешний мир и поругается ли с обидчиком, станет проявлением эмоциональной реакции.

    Эмоциональная реакция бывает

    • Конструктивной;
    • Деструктивной.

    Конструктивная реакция предполагает осознание эмоции, принятие и проживание в адекватный текущему моменту способ. В транспорте вы сообщаете наступившему, что вам не приятен поступок и вытираете платочком  запачканный ботинок.

    Деструктивная эмоциональная реакция характеризуется:

    • Подавлением эмоции, когда человек запрещает себе ощущать эмоцию;
    • Несоответствующем ситуации проявлением эмоции.

    В случае с ботинком в транспорте вы молчите и «проглатываете» свою злость, ежедневно накапливая и увеличивая в объеме, либо устраиваете скандал и выплескиваете раздражение на весь трамвай.

    Если злость подавляется, то ни о каком проживании речь не идет. Если злость сбрасывается на причинившего вред в виде хамства, оскорблений и физического воздействия, тогда это ведет к социальному конфликту, но не решению проблемы.

    В случае с деструктивной реакцией такую задачу решить невозможно.

    Таким образом, нет правильных и неправильных эмоций, существуют адекватные и неадекватные способы переживания и выражения с целью усвоить новый опыт и регулировать социальное поведение в дальнейшем.

    Реакция человека на внешнее стрессовое воздействие выглядит так:

    Выбор ответной реакции  напрямую зависит от убеждений и бессознательных установок.

    Разберем ситуацию

    Вас обвинили во лжи. Вы не лгали. В контексте тех убеждений, которые сформированы на основании полученного предыдущего опыта, вы среагируете на обвинение несколькими вариантами:

    • Вы выросли в семье, где следовало беспрекословно подчиняться родителям. Защищать себя было невозможно и чревато строгим наказанием. Сформировалось убеждение «Если даже знаю, что я прав, отстаивать себя не буду, так как это не безопасно». Посему вашей поведенческой реакцией, скорее, станет подчинение, молчание и отсутствие попыток доказать, что не врали;
    • Если уклад вашей семьи демократичный, где каждый имел право на ошибку и мог отстаивать свои интересы,  вероятнее, вы приведете аргументы в пользу своей честности и докажете правоту;
    • В том окружении, в котором вы выросли, никто никогда не вникал в суть проблемы. Если возникала проблема, истину не искали, а выплескивали друг на друга негодование. Реагировать на обвинения в нечестности вы станете  бурно, расширяя предмет дискуссии настолько, что обвинитель в итоге забудет о претензиях и будет защищаться от нападения на личность.

    При этом, каждый вариант поведения и эмоциональной реакции предполагает негативную эмоцию как фундамент для дальнейших действий.

    Вы испытываете гнев, негодование, отчаяние, злость и т.д., но в зависимости от внутренних убеждений, реагируете по-разному.

    Выводы

    • испытывать эмоции – это нормально, вы живой человек;
    • вы реагируете на внешнее воздействие базируясь на внутренних установках и опыте подобных ситуаций;
    • вы влияете на поведенческие реакции путем изменения установок или обучаясь навыкам конструктивных реакций.

    Если вы понимаете, что ваша реакция на внешние раздражители истощает, вы слишком часто вступаете в конфликты с другими людьми, долго переживаете из-за случившегося и испытываете гамму эмоций из-за каждой мелочи, стоит обратить на это внимание и поработать над  вопросом.

    Методы работы с негативными эмоциями

    1. Обращение за помощью

    Эффективным способом станет обращение за помощью к профессиональному психологу, вместе с которым вы сможете отследить  типичные эмоциональные реакции и подобрать подходящее решение проблемы.

    Случается так, что человек обращается за консультацией с запросом, как научиться вообще не испытывать негативных эмоций.

    Список негативно окрашенных эмоций длинный:

    • гнев;
    • страх;
    • горечь;
    • негодование;
    • зависть;
    • бессилие;
    • тревога и т.д.

    Негативные эмоции появляются исключительно в случае атипичной для человека ситуации, когда ему приходится выходить за рамки своей зоны комфорта.

    Они сигнализируют, что человеку угрожает опасность на психологическом или физическом уровне и необходимо действовать. Меры же каждый принимает в форме эмоциональной реакции, о которой шла речь выше.

    Существует масса техник для самостоятельного проживания эмоционального накала.

    2. Физические упражнения

    Прежде всего, это отреагирование через тело, когда человек сбрасывает негатив спортом или тяжелым физическим трудом.

    Если возможности сбросить напряжение здесь и сейчас нет, тогда сделайте это позже наедине с собой.

    3. Арт терапия

    Техники рисования и разукрашивания отлично подходят для этих цеоей. Здорово прийти после насыщенного рабочего дня домой, открыть альбом и нарисовать акварелью собственное негодование. При этом рисовать нужно до тех пор, пока состояние не изменится.

    4. Работа с дыханием

    Дыхательные упражнения эффективно справляются с негативом.

    • Примите удобную позу, лучше сидя или лежа.
    • Глубоко вдохните на счет «Один, два, три»,
    • Затем выдохните на счет «Один, два, три, четыре, пять, шесть».
    • Дышите без задержек и только носом до ощущения покоя.

    5. Работа в группе

    Если сложно контролировать эмоции в обществе,  вам показана групповая терапия по управлению гневом. Это небольшие группы, в которых под руководством наставника (психолога или коуча) вы обучаетесь адекватно реагировать на стресс и спокойно проявлять соответствующую эмоцию.

    Эмоции – естественная часть человеческой сущности, которая выполняет конкретную функцию в жизнедеятельности: защищает, мотивирует и оберегает.

    Источник: http://galipot.ru/self-development/kontrol-negativnyh-jemocij/

    Как научиться спокойно реагировать на проблемы

    Как научиться спокойно реагировать на проблемы03-12-2014

    Как это ни печально, но большую часть своей жизни многие из нас подвергаются стрессам. Стрессы могут носить самый разный характер и причины, но реакция на жизненные катаклизмы всегда одна: растерянность и отчаяние.

    Для того, чтобы стойко переносить все жизненные неурядицы и проблемы, необходимо выработать в себе твердое эмоциональное состояние. Это такое состояние, в котором человек способен быстро и трезво оценить сложившуюся стрессовую ситуацию и начать правильно действовать.

    Известно, что спокойный и уравновешенный человек намного быстрее и логичнее начинает действовать в непредвиденной ситуации. Его действия слаженные и стратегически правильные.

    Личностям склонным к излишней эмоциональности и восприимчивости крайне тяжело спокойно и хладнокровно действовать в стрессовой ситуации, но всему можно научиться. Можно заставить и приучить свое тело и разум реагировать на тяжелые ситуации правильно и более спокойно.

    Для того, чтобы этого достичь нужно постоянно самосовершенствоваться, работать в этом направлении. Существуют специальные методики, которые вырабатывают стойкую эмоциональную устойчивость, даже у людей со слабой и подвижной психикой.

    Это самые разнообразные психологические тренинги, курсы.

    Психологические тренинги

    В наши дни открывается множество самых разных тренингов, которые гарантируют 100% эффект. Важно помнить, что такие курсы могут вести только профессиональные психологи или психотерапевты.

    На таких курсах вам безусловно помогут, но важно помнить, что человек должен и может помочь себе сам. Нужно стараться делать разнообразные упражнения, которые советует специалист, постоянно контролировать язык своего тела, доводить его до совершенства.

    Тогда толк и положительный эффект от таких психологических тренингов не заставит себя ждать.

    Учимся самоконтролю

    Для того, чтобы научиться контролировать свои эмоции, необходимо овладеть техникой спокойного взгляда на проблемы.

    Представьте себя на красивой зеленой живописной поляне, у берега тихой реки или возле морского прибоя. Сконцентрируйтесь на выдуманном образе, дышите спокойно и безмятежно.

    Если представить в своем воображении живописные картины не получается, то можно смотреть на реальные картины с изображением природы и пейзажей.

    После того, как вам удастся спокойно и безмятежно научиться смотреть на картину, практикуйтесь также спокойно смотреть и на своего собеседника. Для этого, необходимо смотреть не в одну точку, а на человека в целом. Не останавливая свой взгляд на одной какой — нибудь детали.

    Ежедневно записывайте в специально заведенный блокнот все события произошедшие с вами за день. Обозначая каждое из них своим цветом. Например, зеленый цвет — не особо значимые события, красный цвет — очень неприятные непредвиденные события, желтый — неурядицы среднего значения.

    Такое ежедневное фиксирование всех событий в вашей жизни позволит вам взглянуть на жизненные перипетии другими глазами, незначительные проблемы отойдут на второй план. Вы перестанете нервничать по пустякам, научитесь разграничивать степень значимости и серьезности проблемы или конфликта.

    Это занятие поможет вам лучше контролировать свое психоэмоциональное состояние. Устойчивость к стрессам повысится в разы, вам будет легче воспринимать все жизненные ситуации и выходить из них спокойно.

    Вы поймете, что раньше переживали из — за пустяков, теряли много времени и сил на решение проблем, которые не стоят таких усилий.

     Борьба со стрессом

    Как выяснилось, научиться четко разграничивать и уберегать себя от незначительных переживаний можно. Эти упражнения способны проделать все желающие без исключения. Важно на протяжении всей жизни продолжать гармонично развиваться и доводить свое эмоциональное состояние до идеального. Это колоссальная работа над собой, но это под силу любому желающему.

    Учеными доказано, что если человек долго находится в какой — то сложной стрессовой ситуации, то его психика начинает адаптироваться к новым условиям существования. И тогда в следующей стрессовой ситуации психика человека способна противостоять сложившейся ситуации.

    Организм человека способен привыкать к потрясениям, тем самым увеличивая порог стрессоустойчивости.

    Помните, что чем больше вы будете работать над собой, и над своей психической устойчивостью, тем лучше и спокойнее вы будете реагировать на жизненные неурядицы. Сможете трезво и расчетливо прореагировать на острые и неоднозначные проблемы и быстро вернуться в состояние эмоционального спокойствия.

    Правильный подход

    Начинать самосовершенствовать свое эмоциональное состояние необходимо с понимания и анализа своих слабостей и страхов. Эти слабости и страхи являются главным препятствием на пути к нашей цели. Напишите на бумаге все свои недостатки, минусы, свои неправильные действия в разных ситуациях, проанализируйте каждый пункт.

    И только после этого приступайте к тренингам, через некоторое время вы увидите, что в вашей жизни и окружении многое поменяется в лучшую сторону. Жизнь окраситься новыми яркими красками, тучи рассеются. Ваше эмоциональное состояние улучшится, вы научитесь более спокойно реагировать на происходящее в вашей жизни.

    Научитесь отделять черное от белого.

    Дайте себе установку и помните, что люди вечно ноющие над всеми проблемами и пустяками живут унылой и неинтересной жизнью. Это придаст вам сил и заставит совершенствовать свое эмоциональное состояние.

    Источник: http://zdorovat.ru/psihologiya/kak-nauchitsya-spokojno-reagirovat-na-problemy

    Ссылка на основную публикацию