Символ — психология

Что означает символ Ψ

Что означает символ Ψ

Где и когда возникла буква «пси»?

В IX веке до н.э. греки познакомились с финикийским алфавитом. Этот алфавит грекам понравился и они переняли его себе.

Надо заметить, что в финикийском алфавите отсутствовали гласные буквы (читающий должен был сам догадаться, какие буквы пропущены), греки же ввели их и тем самым создали первый настоящий алфавит.

Они также ввели пять новых символов: Ω (омега), Υ (ипсилон), Φ (фи), Χ (хи) и Ψ (пси).

Что означает внешний вид буквы пси?

Предполагается, что внешний вид буквы Ψ сиволизирует трезубец греческого бога моря Посейдона, культ которого в то время был очень широко распространен в Древней Греции. Собственно про трезубец Посейдона имеется много мифов.

Считалось, что своим трезубцем Посейдон разрывал землю и, глубоко вспарывая ее тело, создавал заливы и проливы. Есть легенда, как Посейдон спас маленькую девочку от преследующего ее сатира. Он так сильно метнул в него свой трезубец, что железо, пронзив тело сатира, впилось в скалу.

После того как трезубец был вытащен, из скалы забил чистый родник.  Позже на этом месте был построен храм.

    Сам же трезубец Посейдона символизирует разделение мира на три сферы: земную, небесную и духовную, и является союзом трех первоэлементов — воздуха, воды и земли.

Так какая связь между психологией и этой буквой?

Как известно, термин «психология» древнегреческого происхождения. Он составлен из двух слов: ψυχη («psyche», «псюхе») — душа и λογος («логос») — знание или изучение. Предложен был этот термин не в Древней Греции, а в Европе в XVI веке.

Изобретателем слова «психология» является философ Гоклениус, который применил слово «психология» в 1590 году для того, чтобы можно было обозначить им книги ряда авторов.

Это слово получило всеобщее признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734).

Об использовании слова «психолог» (с ударением на последнем слоге) в русском языке говорит реплика Мефистофеля в пушкинской «Сцене из Фауста»: «Я психолог… о вот наука!…» Но в те времена психологии как отдельной науки не было. Психолог означал знатока человеческих страстей и характеров.

После того, как психология стала наукой, слово «психология» стали употреблять гораздо чаще.

По одной из версий, использование греческой буквы ψ для обозначения термина «психология» вперые стали применять студенты философских ВУЗов для ускорения записи лекций по психологии, где это слово употреблялось практически постоянно. Надо заметить, что подобное сокращение применяется не только у нас в стране, но и за рубежом.

Почему греки называли душу словом psyche?

На этот счет существует целая легенда. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что её сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний.

Но любовь Психеи была так сильна, а её стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав её бессмертной.

Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

Источник: http://www.psy.msu.ru/about/psy/

Источник: http://psy1828saburovo.ucoz.ru/publ/12-1-0-26

Символ психологии Греческая буква Ψ («Пси») — международный символ психологии. Она использовалась в старославянском алфавите. — презентация

1 Символ психологии Греческая буква Ψ («Пси») — международный символ психологии. Она использовалась в старославянском алфавите<\p>

2 Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche – душа; logos – «понятие», «учение»). Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche – душа; logos – «понятие», «учение»).<\p>

3 Донаучная психология –это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессе деятельности и взаимного общения. Философская психология – знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знание о психике либо выводятся из общих философских рассуждений, либо являются результатом рассуждений по аналогии. Философская психология – знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знание о психике либо выводятся из общих философских рассуждений, либо являются результатом рассуждений по аналогии. Научная психология – во второй половине XIX века. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода В.Вундом. Научная психология – во второй половине XIX века. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода В.Вундом.<\p>

4 Для людей все в природе было одушевленным, мир по их мнению был населен духами. Самые могущественные духи назывались богами. Для людей все в природе было одушевленным, мир по их мнению был населен духами. Самые могущественные духи назывались богами.<\p>

5 Первые представления о душе возникают в период ранней классики (4 — 5 вв. до н.э.). Первые представления о душе возникают в период ранней классики (4 — 5 вв. до н.э.). Все в мире имеет свою первооснову — элемент, Все в мире имеет свою первооснову — элемент, являющийся первой и главной составляющей всех объектов, архи. Архе — это тот элемент, без которого Архе — это тот элемент, без которого не может существовать мир и все в нем. Одним из первых понятие «Душа» Одним из первых понятие «Душа» в своих философских рассуждения стал использовать Гераклит Эфесский.<\p>

6 В этих первых философских концепциях: Фалеса — вода; Фалеса — вода; Анаксимена и Анаксимандра – воздух; Анаксимена и Анаксимандра – воздух; Гераклита – огонь; Гераклита – огонь; Парменида — земля Парменида — земля душа рассматривалась главным образом как источник активности, энергии, другие же функции души, в том числе и важнейшие для последующих ученых вопросы познания, регуляции поведения, еще не исследовались.<\p>

7 Устранил понятие души как посредницы между телом и духом. Устранил понятие души как посредницы между телом и духом. Психология наука о сознании. Психология наука о сознании. Противопоставлял телесное и духовное Противопоставлял телесное и духовное Новый метод — интроспекция Новый метод — интроспекция<\p>

8 Для обретения психологией научной самостоятельности важную роль сыграло открытие в 1879 г. в Лейпцигском университете немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире лаборатории для экспериментального изучения психологических явлений год, считается официальной датой рождения психологии как экспериментальной науки.<\p>

9 Житейская психология это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни; Житейская психология это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни; Научная психология — это психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных Научная психология — это психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных<\p>

10 Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.<\p>

11 Бихевиориз м Психоанализ Гештальтпсихология Теория деятеятельности<\p>

12 Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками.<\p>

13 Объект – то, что изучает наука. Объект психологии человек.<\p>

14 Предмет – это то, что изучается в объекте. Предмет психологии психика и сознание, а также психические явления как для одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.<\p>

15 Основная задача психологии – изучение законов психической деятельности в ее развитии. Основная задача психологии – изучение законов психической деятельности в ее развитии.<\p>

16 Понятие и структура психики Понятие и структура психики<\p>

17 Развитие психики животных и человека шло параллельно развитию и усложнению их нервной системы передача Нервного нервного Нервного нервного импульса импульса импульса<\p>

18 1. Сенсорная ( есть реакция) 3. Интелект (мысль) 2. Перцепция (есть образ)<\p>

19 Психика – свойство мозга субъективно отражать объективную реальность. Функция мозга – сознание.<\p>

20 Человек — материальный продукт природы; Сознание – как функция высокоорганизованной материи (мозга). Сознание человека развивалось одновременно с речью в процессе труда и общения с другими, себе подобными людьми. Сознание — общественный продукт.<\p>

21 Психика представляет собой некую совокупность психических явлений. Психика представляет собой некую совокупность психических явлений. Психические явления – это факты внутреннего, субъективного опыта человека. Психические явления – это факты внутреннего, субъективного опыта человека.<\p>

22 психические явления Психические процессы Психические состояния<\p>

23 Психические процессы связаны с восприятием и переработкой информации. Психические процессы связаны с восприятием и переработкой информации.<\p>

24 Психические процессы включают следующие составляющие: познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, представление, память, воображение, речь и внимание); познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, представление, память, воображение, речь и внимание); эмоциональные психические процессы (аффекты, эмоции и чувства, настроения и эмоциональный стресс); эмоциональные психические процессы (аффекты, эмоции и чувства, настроения и эмоциональный стресс); волевые (связаны с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.). волевые (связаны с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.).<\p>

25 Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.<\p>

26 Психические свойства личности наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения. Психические свойства личности –наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения.<\p>

27 К психическим свойствам относят: направленность, направленность, темперамент, темперамент, способности, способности, характер характер.<\p>

28 Психические состояния характеризуют характеризуют состояние психики психики в целом в целом<\p>

29 К психическим состояниям относят такие явления, как: подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.<\p>

30 Отражение окружающей действительности Регуляция поведения Обеспечение целостности организма Обеспечение адаптации<\p>

31<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1361750/

Символ любви, удачи и успеха

Сегодня развитие тату-индустрии поражает своим ростом. Еще не прошло и столетия с тех пор, как татуировки ассоциировались с преступным миром у восточных народов. Их и сегодня в Китае и Японии прячут под одеждой.

Однако возможности этого вида искусства настолько поражают воображение художников, что они не могут него отказаться. Мастера боди-арта не испытывают недостатка в клиентах, особенно популярен символ любви сердце.

К новичкам идут студенты за своей первой татуировкой, к старым мастерам посетители записываются на прием за немалые деньги. Однако, молодые люди, которые выбирают себе изображение, порой не думают о том, что оно символизирует.

Древний символ психологии и символы, которые рассматривает психология

В качестве мотива для тату очень популярен символ психологии. Древняя греческая буква, которая была и частью кириллицы. Ее и сейчас можно видеть в книгах на церковно-славянском языке, которые периодически переиздаются. Буква называется пси и выглядит как вилы – вертикальная линия, которую посередине пересекает полумесяц. Именно она и заняла почетное место символа психологии.

Помимо психологии и места в старых алфавитах она имеет еще множество интересных значений, но все они связаны с точными науками. Так в Древней Греции она обозначала число семь сотен 700.

Если кто-то мечтает заниматься квантовой механикой, то он оценит следующее ее значение – символ волновой функции. Любителям пиратской романтики стоит знать, что именно пси обозначает процентное количество сгоревшего пороха.

Помимо этого ею обозначают степень влажности почвы, отопительный коэффициент, а в гидрогазодинамике функцию тока.

Но самое известное применение символа связано все-таки со всем, что связано с душой и психикой. Фантасты давно уже используют этот знак в самых разных интерпретациях. Без терминов с приставкой пси не происходит ни одно глубокое философское обсуждение нематериального устройства мира и роли человека в нем.

Психологи предостерегают о выборе тату

К выбору изображения для тату стоит подойти с ответственностью. Очень много людей, которые просто хотят произвести впечатление на окружающих. И им это вполне удается, когда на всю спину изображен череп или рана в объемной графике.

Когда такой человек проходит по пляжу, на него оборачивается девять из десяти человек. Кто-то думает про себя: «Вот кошмар!», а кто-то присматривает идею для собственного тату.

Однако, если это не временное изображение, которое продержится до трех лет, то выбирать его стоит очень внимательно.

Дело в том, что психологи считают, что любая картина, будь она на обоях или на теле, способна влиять на психическое состояние человека. Более того, изображение способно моделировать психологическое состояние. Это будет происходить не день и не два. Личность, чья психика здорова, первое время и не заметит в себе перемен. Но что будет через несколько лет?

Любая психика испытывает экзамен на прочность в моменты жизненных трудностей. Расставание с любимой женщиной, финансовые неудачи, хронически плохое настроение – во всех этих случаях любая личность становится немного слабее.

Повезло оптимистам, так как склонность быть всегда веселым и во всем находить смешное является сильным защитным механизмом. Это настоящий щит для хорошего настроения.

Однако, тому, кто испытывает депрессию, может стать еще хуже от постоянного мелькания перед глазами изображения, несущего в себе негативное настроение.

Так, если кто-то потерял работу, то фотографии нищих трущоб и очереди за пособием могут только усугубить состояние человека, у которого и так опустились руки. Гораздо правильнее для него будет иметь на теле символы удачи и успеха, например трилистник. Кто-то верит, что это помогает.

Татуировка может много рассказать о человеке

Статистика говорит, что люди, которые имеют большие амбиции, составляют большую часть тех, кто решается на татуировку. Такой вид искусства дает возможность заявить о себе, привлечь внимание, проявить решительность и смелость.

Также склонны делать тату творческие люди. Среди них художники и музыканты. Мастера парикмахерского искусства и креативного маникюра также склонны наносить на себя рисунок, так как их клиентами как раз и являются неформалы.

Они же составляют круг общения творческих и креативных личностей.

О чем же может рассказать изображение на теле? По исследованиям психологов были опубликованы следующие результаты:

  • Любое агрессивное изображение — это попытка напомнить его носителю о том, что он ненавидит окружающую действительность.
  • Человеческая фигура на теле символизирует его владельца. Если фигура бежит, то ее носитель хочет от чего-то убежать, укрыться, сказать нет какой-то действительности.
  • Символ счастья и удачи подкова сразу выдает суеверного человека.
  • Почему-то нос психологи ассоциируют с интимной сферой. Хотя насчет этого символа до сих пор ведутся споры.
  • Символ удачи тату изображает и тремя семерками. О таком человеке всегда будут подозревать, что он любитель азартных игр. Это очевидно.
  • Сильные руки или ноги свидетельствуют о том, что носитель картинки желает воздействовать на мир, устанавливать свои правила.
  • Лицо, глаза, губы, открытый рот – это можно интерпретировать, только увидев характер изображения. Он может быть агрессивным или миловидным.
  • Символ жизни инь-ян, как и все японские мотивы, выдает человека, который увлечен восточной культурой и занимался единоборствами.
  • Маленькое туловище говорит о том, что человек чувствует себя униженным и ущемленным.
  • Тату, которые называют опознавательными, могут повествовать о том, в каких организациях и клубах состоял человек.
  • Драконы – фантастическое существо, попытка уйти от реальности. Его носитель в какой-то мере вечно сохраняет какие-то иллюзии.
  • Египетский крест рассматривается как символ смерти и жизни в другом мире. Его носитель отвергает действительность и живет в выдуманном мире, о нем говорят, что он не практичен.

Это далеко не полный перечень того, как психологи расшифровывают характер и внутренний возраст человека по его татуировкам. То есть стоит семь раз подумать, прежде чем решиться на такой радикальный шаг.

В этом случае самый оптимальный вариант — это абстрактное тату. Слишком же определенные символы могут выйти из моды, или потерять четкость через время. Всего этого не боится абстракция. Любая же излишняя конкретика требует ответственного подхода.

Тем более аккуратно стоит отнестись к сочетаниям.

Сочетания символов и место их расположения

Люди, которые увлечены тату, редко ограничиваются одной единственной татуировкой. По велению настроения они порой совершают ошибки, о которых могут пожалеть после. Так не всегда они выдерживают общую стилистику. Символ любви не может быть изображен по-разному.

К примеру, дракон, как уже было сказано, это склонность верить в мифическое будущее, где возможна сказка. Такой человек никогда не теряет веру в свои иллюзии, но в практической жизни может оказаться не слишком реалистичен и объективен. Теперь представим, как о нем судить, если на руке у него дракон, а на животе репродукция «Джоконды».

Что это? Любовь к истории? Скорее плохое чувство стиля. А какое впечатление может произвести девушка, у которой на теле репродукции старых картин, крест, ножницы, иероглифы, одноглазая японка и птица? Психологи расшифровывают такой внешний вид, как склонность к истерикам и частую смену настроения.

Если же это не имеет место, то, скорее всего, человек переполненный изображениями разных стилей слишком подвержен влиянию чужого мнения.

То есть, выбрав слишком несовместимые по стилю картинки можно навсегда остаться в глазах окружающих недостаточно цельной личностью. Это возможно допустимо для людей творческих профессий, хотя линия их творчества может однажды поменяться и больше не соответствовать прежним увлечениям. К тому же символ любви для каждого свой.

Также стоит помнить, что для того же японского тату существуют свои четкие правила по сочетаниям разных символов. Определенный зверь должен быть рядом с каким-то цветком, для драконов вообще отдельно прописанные законы, полные тонкостей как их изображать, где и какой именно дракон должен быть у данного человека.

Почему стоит очень внимательно выбирать изображения для тату

Выбор рисунка для татуировки — это как визитная карточка человека, которая многое расскажет о его взгляде на жизнь и увлечениях. Потому мастера тату постоянно предостерегают своих клиентов от мимолетной прихоти моды. Иногда на человека оказывает временное влияние его окружение.

Ни в коем случае не стоит на себя наносить символы, о которых почти ничего не знаешь. Те, кто верят в мистику, считают, что однажды нанесенный на тело знак может повлиять на дальнейшую жизнь данного человека.

Это все равно, что нечаянно выбрать что-то в жизни наугад, а после мучиться от того, что идешь не по своему пути.

То, какое изображение выбрал посетитель салона тату, может производить совершенно определенное впечатление на окружающих и формировать и круг общения, и события.

Так при приеме на работу могут не взять человека, у которого рисунок расположен прямо на лице или близко от него, также может не понравиться слишком агрессивная картинка.

Многие молодые люди еще не очень четко себе представляют, каким хотят видеть свое будущее и пожелают ли они в этом будущем быть прежними. Символ семьи (два лебедя или два кольца) воспринимаются окружающими более благосклонно, чем что-то более экстремальное.

По вышеизложенным причинам стоит обговорить с мастером, какая краска в перспективе может быть безболезненно удалена лазером. Пигменты, которые смотрятся на рисунке прекрасно, но могут быть почти дочиста сведены без шрамов, имеют более высокую стоимость, но и палитра этих красок почти неограниченна.

Так, еще недавно считалось, что зеленое и желтое тату не может быть ярким, а белое, это вообще миф. Современные красители могут выполняться не с минералами, а с микрогранулами пластика. Благодаря этому можно видеть в каталогах с большим количеством яркого желтого пигмента. Однако, светлые тона требуют постоянного обновления хотя бы раз в два года и могут расплыться.

Также разные пигменты отличаются тем, что некоторые из них выгорают быстрее. Однако, новейшие красители имеют одно преимущество – они разрушаются под действием лазера и не оставляют шрамов.

Под лучом гранула лопается, теряет свой цвет, часть ее выводится, часть навсегда останется под кожей, но уже не будет создавать рисунка. Это дополнительная степень свободы для тех, кто допускает, что захочет в будущем изменить рисунок или вообще его вывести.

Выведение слишком темных красок может потребовать нескольких сеансов. В любом случае стоит помнить одно: лучший символ удачи — это хорошее настроение.

Символ любви, удачи и успеха was last modified: Декабрь 17th, 2015 by Елена Погодаева

Источник: http://DizzWizz.ru/rabota-nad-soboy/ezoterika/simvol-lyubvi-udachi-i-uspeha.html

Символы и их интерпретация. Или как можно работать с символами. Часть 2

Тот, кто лишь пытается начать, никогда не начнет.

Тот, кто слишком торопится, ничего не достигнет.

Тот, кто виден всем, не может быть ясным.

Тот, кто считает себя правым, не может быть лучше.

Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха.

Тот, кто жалеет себя, не может совершенствоваться…

… Для того же, кто знает всё наперёд,

Путь – это то, что уже закончилось,

А глупость – это то, что только начинается…

Лао-цзы. Дао дэ цзин

В первой части статьи я пыталась рассказать о том, как надо начать доверять самому себе, своему подсознанию. Там все есть. Знания всех законов психики и жизни. Надо только вспомнить.

Конечно, не надо превращать свою жизнь только в разгадывание всяких загадок, жить некогда будет. Работать с символами и знаками нужно только тогда, когда вы или оказались в жизненном тупике, кризисе, или когда вы ходите по кругу, а до цели дойти не можете.

То есть вопросы должны быть для вас жизненно важными, а не из праздного любопытства.        

Одним из первых важных шагов в этом процессе является сбор новых практических наблюдений,  чтобы потом, при достижении некоторой критической массы, выявить прежде скрытые закономерности, сделать выводы, добавить новые значимые параметры, уточнить и расширить существующую модель. Для этого я предлагаю составлять свой собственный словарь символов. Какие же методы могут помочь вам «читать», толковать символ?

Метод 1. Работа с интуицией.

Интуиция, вероятно, самое эффективное средство толкования символов и знаков. Когда клиент говорит, что «не знает, что это может означать», глядя на метафорическую карту, я говорю волшебную фразу, когда-то вычитанную у Дениз Линн: «Я знаю, что ты не знаешь, но если бы ты знала, каков был бы ответ».

Символика не может быть одинаковой для разных людей, поэтому я объясняю сразу, что ничем не смогу помочь клиенту, если начну толковать за него, как это делает гадалка. Как-то, работая с картами ОН, клиентке с пуританскими представлениями о связи с мужчинами, попались карты «ужасные» по ее словам. Я тоже почувствовала неудобство, т.к.

у нее была такая бурная реакция: она, перевернув, вытянутые вслепую карты, вскочила, крикнула «ужас, ужас» и выбежала из кабинета. Через минуту она вернулась, вся красная от смущения, повторяя «какой ужас» и не зная, куда спрятать руки. Чтобы разрядить ситуацию, рассказала ей анекдот, который она мне своим поведением напомнила.

Наверное, стоит его здесь написать.

«В публичный дом пришел господин, прилично одетый и благоухающий дорогим парфюмом. К нему в комнату была отправлена девушка. Прошло несколько минут и вдруг из комнаты с криками «ужас, ужас, ужас!!!» вылетает девушка. На все вопросы Мадам, хозяйки публичного дома, ответить не может, только повторяет «ужас, ужас, ужас».

К нему направляют другую, более опытную жрицу любви. Но и она через 1-2 минуты выбегает со словами «ужас, ужас, ужас!!!» и тоже ничего не может объяснить. Тогда к господину идет сама Мадам. Проходит несколько минут, открывается дверь, выходит Мадам и спокойно говорит, застывшим от нетерпения и страха,  девицам: «Ну, ужас.

Но не ужас, ужас, ужас!!!»

Мне повезло, что клиентка обладала чувством юмора. Она сбросила свое напряжение через смех и очень плодотворно поработала на себя. Кто видел карты ОН, тот знает, что там есть пара фривольных картинок, одна из них попала моей клиентке, а также слово «гомосексуализм».

Работая методом «если бы я знала…» она очень хорошо раскрыла для себя информацию из подсознания. А так же смогла соотнести свое поведение в кабинете с поведением внутри себя (бегство) при внешне спокойном поведении, когда встречается с мужчиной. И у нее ничего не получается.

Чуть-чуть приоткрою часть выясненных для нее значений. Чувства: отвращение, недоумение, страх. Далее: нет будущего у гомосексуальных отношений, главное, детей быть не может( ей 49 лет). Тогда зачем? Похоть, грязь, страх наказания (вспомнила строгое воспитание в семье детей). Да и хватит.

У нас ушло 2 академических часа работы.

Метод 2. Определение чувства.

Чувство, которое вы ассоциируете с определенным символом, может стать ключом к раскрытию его значения.

Для этого надо закрыть глаза, слегка расслабиться, уравновесив дыхание, подумать о символе, а потом решить, какую эмоцию или чувство вы можете связать с ним.

Припомните ситуации из прошлого, связанные с этим чувством. Что несут вам эти воспоминания? Ассоциация чувства с символом – это настоящая подсказка.

Метод 3. Идентификация (отождествление) с символом.

Это метод, на котором держится вся проективная психология. Вам нужно превратиться в символ, стать им. И начать говорить все, что приходит вам в голову. Если у вас комбинация символов, то станьте каждым из них. Определите свое место, чувство, мысли, фантазии. В общем, говорите, что на ум пошло.

Начните, например, так: «Я самовар, стою в сарае, на мне пыль, давно ко мне никто не прикасался. Мне жалко себя, так как я могу быть не только полезным, но и очень красивым, если приложить ко мне умелые руки и начистить меня до блеска. Раньше, когда я был нужен, со мной пили чай, вели неторопливые разговоры. Я был свидетелем….

» ( из рассказа клиентки, которая после развода уже 7 лет не может найти себе пару).

Метод 4. Свободные ассоциации.

Нужно записывать первое, что приходит в голову, каждый раз повторяя слово, обозначающее символ. Может получиться от 10 до 30 слов, больше и не нужно.

Не думаю, что подсознание «дурИт» настолько, чтобы нас запутать, вместо того, чтобы достучаться до нашего сознания. Потом можно попросить кого-нибудь почитать нам слова, и воспринимать их с закрытыми глазами на слух.

Там где вы срезонируете, где как-то что-то отзовется в вас, отметьте. Потом над этим можно поработать любым другим методом, для разнообразия.

Метод 5. Встреча с инопланетянином.

Нужно будет представить, что этот гуманоид впервые на Земле. И его интересует «ваш знак, символ». Постарайтесь все, что можете вспомнить рассказать о нем. Например, мне уже несколько дней в разных местах попадается на глаза голубиное перышко. Я делаю предположение, как оно было потеряно. Наверное, голуби делили территорию, или самку.

Перышки нужны голубю, чтобы летать.  Летать хорошо, для голубя, сидеть на земле – верная смерть. Потому что это птицы. Чем они отличаются от других? Например, они любят селиться там, где есть люди. Их огромное множество на площадях перед храмами. Они нежные и ласковые, когда ухаживают за понравившейся самочкой. Не зря говорят, воркуют, как голубки. И так далее.

Когда вы даете описание простыми словами, вам нередко проясняется суть символа. Это нужно тренировать, как тренируют мышцы. Полагайтесь на свои внутренние ощущения.

Что для меня была встреча с перышком? Нужно ли проявлять мне голубиные качества в отношении близких или это пожелание моего подсознания «счастливого полета» в новом творчестве или работе, которую я только начала… главное, ощущения и новый настрой.

Метод 6. Совет знатоков.

Близок методу коучинга в символдраме. Или работе с наставником в созидающих визуализациях Ш. Говайн. Можно провести самостоятельно. Надо спокойное место и немного времени. Представьте, что приглашаете к себе в гости неких значимых для вас людей. Соберите их за одним столом.

Это могут быть как известные, популярные люди, так и люди вашего круга. Главное, чтобы вы верили, что именно эти люди являются знатоками в вашем вопросе.

Задаете каждому один и тот же вопрос  (заготовить заранее, вопрос должен быть лаконичным) , слушайте ответ без критики и примите безусловно любой ответ. Закончив опрос, поблагодарите всех, и примите от каждого подарок на память.

Затем выйдя из транса, запишите не только полученные ответы, но и чувства, которые были у вас, когда слушали ответы. Потом отдельно поработайте с символикой подарков любым из выше перечисленных методов.

Как я уже говорила, полезно составить свой собственный словарь символов. Изучите также свою родословную, иногда передаются по наследству некоторые знаки от предков. И теперь несколько рекомендаций по работе со сном.

«Если клиент рассказал вам сон, и вам сразу понятно про что он…

 Это точно – не про это».

Т. Ю. Калошина.

Сон – это письмо из бессознательного. Любой сон многослоен. Если клиент запомнил сон – для него это важно. Давность сновидения значения не имеет. Если сон не забывается, он не отработан.

Здесь хочу внести уточнение, что мы не забываем именно то, что еще несет для нас какую-то информацию или имеет эмоциональную составляющую. Кошмар – это последнее письмо с грифом «Срочно!». Он снится, т.к.

до этого вы отмахивались от посылаемых вам знаков-предупреждений. Если сон не вспоминается, то сон проходной, не значим на данное время, просто шла проработка дневных событий, т.е. того, что не успели сделать в сознании.

Сон, который оставил сильный эмоциональный след, нужно записать. Не интерпретируем по сонникам, уже знаем об этом? Ниже приведу методику Калошиной Татьяны Юрьевны со своими наработками.

Работа со сном.

Нарисовать сон акварелью, неведущей рукой (левой, если правши). Амбидекстрам- ногой! Неведущей! Ой, шучу…любой рукой.

Вывешиваем рисунок на некотором расстоянии. Садимся рядом с клиентом, подбирая место: «Где я должна сесть, чтобы вам было комфортно?»

Просим рассказать сон. Слушаем до конца, только потом задаем вопросы: Какие чувства у тебя, когда ты говоришь о сне.

Как именно ты это чувствуешь? Что происходит в твоем теле? Что это для тебя значит? Что тебе хочется сделать с этим сном? Что в рисунке вызывает сильное чувство? Расскажите про это.

Или станьте этим и расскажите все, что придет в голову. Если бы вы могли передать что-то для хозяйки сна, то что бы ты сказал? (можно поработать и на двух стульях).

Посмотрите на рисунок еще раз, поменялось ли у вас чувство? Хочется ли вам что-нибудь закрасить, дорисовать, подрисовать? Сделайте это прямо сейчас. Так работаем до нейтрального или даже приятного чувства, т.е. идентифицируемся с частями сна, рассказываем, затем смотрим, как изменилось к этому наше чувство. Как меняется общее состояние?

А теперь напишите автоматическое письмо, о чем этот сон?

Что вам в этом письме отправило ваше подсознание? Расскажите.

Так что в прогностической функции сновидения нет ничего мистического, есть реальность – состояние подсознания. А.

Фрейд писала: «Во всех снах людей присутствует элемент предостережения или предвидения, в одних больше, в других, меньше». Проблема заключается лишь в адекватной оценке, интерпретации символов сновидения.

Надо научиться верить в субъективные ощущения в сновидениях. «Правильного» интерпретирования не бывает. Так же как и «неправильного».

«Верить в их прогностическое значение – значит лучше понимать и роль подсознания в жизни человека, которое и таким образом – через сновидения – прогнозирует состояние человека»,- писал профессор, доктор психологических наук Панасюк Александр Юрьевич в книге «Психология подсознания».

В заключении, хочу сказать, что в каждом из нас заложена способность к прочтению символов и знаков. Надо поверить в себя, и надеюсь, что мои размышления и методы помогут хоть немного восстановить ваши врожденные способности прислушиваться к своему подсознанию и принять те решения, которые помогут вам в будущем.

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/821

Символ. Понятие символа в аналитической психологии

Символ — (от греч. symbolon — условный знак) — образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. С. родствен понятию «знак», однако их следует различать.

Для знака (особенно в формально-логических системах) многозначность — явление негативное: чем однозначнее расшифровывается знак, тем конструктивнее он может быть использован. С., напротив, чем более многозначен, тем более содержателен. С.

— одна из важнейших категорий искусства, философии и психологии (см. архетип, аналитическая психология, психоанализ).

Символ — образ, являющийся представителем других — обычно весьма многообразных — образов, содержаний и отношений. Понятие символа родственно понятию знака, но их следует различать.

Для знака, особенно в системах формально-логических, многозначность — явление негативное: чем однозначнее понимается знак, тем конструктивнее его можно использовать. Символ же чем более многозначен, тем более содержателен.

Символ — одна из важнейших категорий искусства, философии и психологии.

В психологии общей категория символа подробно разрабатывалась в психоанализе и интеракционизме. Для ортодоксального психоанализа характерна интерпретация символов как бессознательных, преимущественно сексуального происхождения образов, обусловливающих структуру и функционирование процессов психических.

Психоаналитики предложили интерпретацию ряда символов, встречающихся в сновидениях. Позднее в психоанализе центр тяжести был перенесен на анализ и интерпретацию символов социального и исторического происхождения.

Так, в психологии глубинной было выделено бессознательное коллективное как отражение опыта предыдущих поколений, воплощенное в архетипах — общечеловеческих первообразах.

Архетипы недоступны непосредственному наблюдению и раскрываются лишь косвенно — через их проекцию на внешние объекты, что проявляется в общечеловеческой символике — мифах, верованиях, сновидениях, произведениях искусства. Была предложена интерпретация ряда символов — воплощений архетипов: мать-земля, герой, мудрый старец и пр.

С позиций материализма, признается важная роль символов для функционирования психики, но отвергается их индетерминистская, идеалистическая трактовка, предлагаемая, в частности, в психоанализе и интеракционизме.

Не игнорируя факты, изучаемые этими направлениями, отечественная психология не принимала их интерпретации символов как явлений, оторванных от структуры реальных социально-экономических отношений, существующих в обществе.

Подлинный анализ системы символов возможен лишь тогда, когда показано их происхождение из системы социальной, а в конечном счете — через ряд опосредующих звеньев — из системы материальной, производственной деятельности.

http://goodworkstudios.ru/

Источник: https://subscribe.ru/group/psihologiya-bez-demagogii/13344485/

символ психологии — Интересно, почему именно этот символ??? (+) — 22 ответа

В разделе Политика на вопрос Интересно, почему именно этот символ??? (+) заданный автором Де Доктор Лжи лучший ответ это Какая связь между психологией и буквой Ψ (пси) ?Как известно, термин «психология» древнегреческого происхождения.

Он составлен из двух слов: ψυχη («psyche», «псюхе») — душа и λογος («логос») — знание или изучение. Предложен был этот термин не в Древней Греции, а в Европе в XVI веке.

Изобретателем слова «психология» является философ Гоклениус, который применил слово «психология» в 1590 году для того, чтобы можно было обозначить им книги ряда авторов.

Это слово получило всеобщее признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734).

Об использовании слова «психолог» (с ударением на последнем слоге) в русском языке говорит реплика Мефистофеля в пушкинской «Сцене из Фауста»: «Я психолог. . о вот наука!… «Но в те времена психологии как отдельной науки не было. Психолог означал знатока человеческих страстей и характеров.

После того, как психология стала наукой, слово «психология» стали употреблять гораздо чаще. По одной из версий, использование греческой буквы ψ для обозначения термина «психология» впервые стали применять студенты философских ВУЗов для ускорения записи лекций по психологии, где это слово употреблялось практически постоянно. Надо заметить, что подобное сокращение применяется не только у нас в стране, но и за рубежом.Гербы в Вашем вопросе отдалённо похожи на ψ, и отношения к психологии и греческой букве алфавита не имеют.

Первоисточник ссылка

Ответ от Ђ 62[гуру]
Три — символическое число для всех религий.
Ответ от Ђатьяна Веденина[гуру]
Классная коллекция. ТРИ- число из Библии.
Ответ от Жесткий_Котище[активный]
изначально неправильная трактовка .. символ украины это сокол Рюрековичей а не буква пси ..

)
Ответ от Ўлия Олиферова[гуру]
это никакая не пси, это на иврите буква шин.

Ответ от Nick Scorpion[гуру]
все как-то взаимосвязно видать
Ответ от Ѕороший[гуру]
))))Чего только с бодуна не померещится ))
Ответ от Один в магнитном поле воин[гуру]
ну это не символ психологии, а символ пси энергии человека. Эта энергия больше, чем любая нам известная энергия, в том числе и ядерная.

Это энергия намерения, мыслеформы. Все предметы в Вашей комнате появились в голове человека прежде, чем ими стать. Они и продолжают там находится — но визуализированные в наших органах чувств. Весь этот мир существует в сознании творца, мы продукт его намерения любить, ибо бог есть любовь. например электричество это низшая форма температуры.

У температуры есть диапазоны, от кельвина до температуры белой звезды. Далее идет следующий диапазон энергии называемое нами электричество. И у него есть диапазон. Далее идет диапазон псхической энергии человека. Барабашки, эффект ЭПС Гебенникова, теликинез, экстрасенсорика — это все неосознанные проявления этой пси энергии из самого человека.

Придет время, когда этой энергией смогут управлять — сами люди. Это управление не будет уделом спецголов с целью ипользовать ее для решения спецзадач. Ее невозможно оседлать и подчинить, потому что боль от порезанного пальца одного будут ощущать все люди на земле.
Ответ от Пинк Флоидович Зеволов[гуру]
Чепуха, надумано. Птица и пси еще не одно и то же….

а львы индийские уж вообще ни к селу..
Ответ от Анастасия Владимировна[новичек]
к примеру на гербе Украины не греческий символ, а изображение пикирующего сокола — тотемной птицы славян
Ответ от Novoe[гуру]

Ответ от Аноним Инкогнито[гуру]Пси… хопаты вы тут все.. .

Ответ от Litova[гуру]
Греческая буква пси это стилизованная древнеславянская буква в засечной грамоте. Славяне грамоте обучили греков, которые в в то время вымирали и ассимилировались афинянами. Современные греки это афиняне и название в последствии получили по названию местности.
Ответ от Коровка говорит му Чернобыль летит[гуру]Трезубцы в геральдике очень распостранены, набейте в гугле «trident in heraldry».

ссылка

За ответом лучше покопаться в геральдическом справочнике. Видимо, символ власти — Троица, у язычников — власть над тремя мирами (земным, небесным и подземным) итд.Морская власть обязательно (он был инструментом охоты на рыбу) .

Trident — Seniority and supremacy by sea.

Ответ от Lfybk psglp[новичек]
Потому что нами правят. Нами управляют, управляют психологией то есть тв, сми. А кто не подчиняется тот в тюрьме уже.
Ответ от Кто-то где-то[активный]
Совпадение
Ответ от ICE69[гуру]
австрийский прикольный) С серпом и молотом
Ответ от самый умный[гуру]ХЗ
Ответ от Ѕемуль[гуру]
На всех этих гербах кроме серпа и молота птицы, а не «пси». Чаще орлы, а у Украины — сокол. Хотя больше на вилку похож.
Ответ от Awl58[гуру]
когда в первые появился языческий герб украины тогда и буквы пси не было
Ответ от AnnA[гуру]
Орел реально крут, засветился везде

Источник: http://22oa.ru/simvol-psikhologii/

К вопросу о психологическом основании символа

Е. П. Гончарова

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОСНОВАНИИ СИМВОЛА

Работа предоставлена кафедрой теории и истории культуры Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Научный руководитель — доктор культурологии, профессор М. И. Гомбоева

В исследовании символа большое значение имеет не только философское и культурологическое основание, но и психологический аспект.

Проявление символических форм, возникающих в результате столкновения бессознательного с сознанием индивидуума, рассматривается в трудах 3. Фрейда, Э. Кассирера, К. Юнга.

Истолкование символа представляет собой диалогическую форму знания: смысл символа реально существует только внутри человеческого общения.

The researches of a symbol are based not only on philosophical and cultural aspects, but also psychological ones. The appearance of symbolical forms as an impact of unconscious and conscious mind levels is analyzed in the great psychologists' works. The symbol interpretation has a dialogue form: its sense exists only in human communication.

Символ следует отнести к числу понятий с наиболее сложным противоречивым содержанием, семантику которого можно проследить в различных энциклопедических и философских словарях.

Вместе с понятием «символ» в энциклопедических словарях появляются статьи «Символизм» и «Символика». Определение символа здесь дано уже с учетом художественного опыта символистов. Символизм же понимается не только как специфическое, художественное направление, но и как особый способ косвенным путем вызывать в человеческом сознании образ, идею или чувство.

Один из широко распространенных способов вызывания известного состояния сознания есть не что иное, как сосредоточение внимания на соответственном предмете или представлении о предмете. Символ присущ поэтому человеческому мышлению с самых первых шагов на пути культурного развития…

И только при помощи символа научилось человечество обозначать отвлеченные понятия.

Характеризуя источники современной символогии, нельзя обойти молчанием и «философию символических форм» Э. Кассирера. Изучая его теорию, можно говорить о психологическом аспекте проявления символических форм, возникающих в резуль-

тате столкновения бессознательного с сознанием индивидуума. Здесь можно провести сравнительный анализ с учениями 3. Фрейда, русских символистов и К. Юнга.

Определяя человека как «символическое животное», Э. Кассирер придавал символу антропологический статус. Создание символов есть имманентная способность человека, обусловленная природой его созна-ния.

Символ, наделенный феноменальным бытием, является связующим звеном между человеком и окружающим миром.

Человек, в отличие от животного, не имеет биологической программы и вступает в контакт с природой через свою деятельность, а она, в свою очередь, насквозь пронизана символами.

Каждой форме присуща творческая сила, посредством которой человеческое существование получает свой смысл и свое значение.

Каждая форма означает определенный духовный способ восприятия, посредством которого конституируется особая сторона «действительного». Поэтому Э. Кассирер и определяет их как «символические формы».

В самом общем виде символическая форма понимается им как проявление некоего духовного через чувствен -ные знаки и образ. Она включает в себя два компонента: чувственно воспринимаемые

знаки и идеальную форму, которая только и может быть выражена через эти знаки. Таким образом, знаки и символы не рассматриваются Э. Кассирером как различные формы выражения, напротив, знак является структурным элементом самой символической формы. Знак — это «определенная чувственная единичность», являющаяся «носителем общего духовного значения»1 .

По мнению некоторых философов и психологов, различные символические формы отличаются друг от друга генетически и в то же время существуют рядом друг с другом в рамках исторически конкретной культуры, т. е. символ характеризуется синхронностью, и эта его характеристика стала пристальным объектом внимания в рамках психоанализа.

Данное внимание проявляется в анализе взаимоотношений сознательного и бессознательного у 3. Фрейда, особенно в трактовке им сновидений. Воспоминание о сновидении представляется нам довольно цельной, логической, последовательной конструкцией, при условии если мы принимаем исходные посылки сновидения, т. е. как бы находиться «внутри сна».

Фрейд полагал, что воспоминание о сновидении является продуктом переработки содержания самого сновидения, продуктом его десимволи-зации. Таким образом, в теории сновидений Фрейда возникает отношение двух уровней символа, которое к тому же встречается почти ежедневно в повседневности. Символ превращается в нечто само собой разумеющееся, понятное, приемлемое для субъекта.

Само понятие сновидения предполагает не столько возможность запомнить его содержание, сколько необходимость его объективной интерпретации, а также и знания о том, что такая интерпретация существует. Но сама эта интерпретация у Фрейда выступает как демонстрация человеку, запомнившему сон, того, «кто он есть» в чисто психологическом смысле.

Символика сновидения по отношению к этой объективной интерпретации — это вто-

ричная психологическая символика, играющая вспомогательную роль.

Для Фрейда вещи и события сна являются символами психической спонтанности субъекта или, иначе говоря, знаками такой естественной природной жизни, которая сама себя знать не может. То есть в отличие от Э.

Кассирера, для которого символ — знак высшей реальности, для Фрейда символ инструмент интерпретации такой реальности, которую можно назвать только низшей.

Мы, как субъекты сновидений, можем узнать об этой реальности только через эти символы, а еще точнее — только через символическую интерпретацию запомненного.

Суть такой психоаналитической теории познания наглядно выражена в высказывании самого Фрейда, согласно которому «сознательным может стать лишь то, что некогда уже было сознательным восприяти-ем…»2.

Познание бессознательного в психоаналитической философии становится, таким образом, не чем иным, как припоминанием , восстановлением в памяти человека ранее существовавших знаний.

Психоаналитически понятое сознание оказывается воскрешением знания-воспоминания, активизирующееся в сновидениях на уровне символических представлений, вытесненного в предсознательное в силу нежелания или неумения человека распознать за символическим языком бессознательного те его внутренние стремления и желания, которые нередко ассоциируются с каким-то скрытыми демоническим силами, чуждыми индивиду, как социальному и культурно-нравственному человеческому существу.

В процессе толкования сновидений Фрейд пришел к убеждению, что символика является самой интересной частью учения о бессознательном. Позднее он сделал вывод, что область символики необыкновенно велика, символика сновидений составляет только ее часть. Психоанализ как раз и основывался на признании символики бессознательного, расшифровка которой составляла одну из существенных ис-

К вопросу о психологическом основании символа

следовательских задач в психоаналитическом учении.

Прояснение смысла бессознательных мотивов и побуждений человека, скрытого от его сознания и совершенно непонятного в силу символического языка самого бессознательного психического, как раз и осуществляется, по убеждению Фрейда, путем постепенного изучения первооснов человеческого бытия с их исторически сложившимися структурами, специфической образной символикой и иносказательной смыслозначимостью. Бессознательное и сознание человека говорят на разных языках. Поэтому Фрейд пытается создать специальный словник, в котором осуществляется перевод бессознательной символики на язык обыденного сознания. По этому поводу С. Цвейг заметил: «Подобно тому как египтологи использовали таблицу Розетты, начинает и Фрейд наносить значок за значком, начинает разрабатывать для себя словарь и грамматику языка бессознательного, чтобы уразуметь те голоса, которые звучат за нашими словами и за нашим сознанием предостерегающе и зовуще и власти которых мы в большинстве случаев подпадаем более роковым образом, чем влиянием сознательной нашей воли»3.

До Фрейда многие философы обращались к осмыслению символической деятельности человека. Кант, например, размышлял о символах и символическом познании, рассматривая прием толкования как чисто символический способ представления.

Ницше писал о символике, обращая внимание на так называемый половой символ, что стало позднее одним из основных объектов исследования в психоанализе. Дильтей описывал «символизирующую деятельность» человека, говоря о постоянном превращении «душевных состояний» в различные символы. В своей книге «Работа сновидений» Шернер подробно обсуждал проблему символизма.

Таким образом, психоаналитические идеи о символической деятельности человека не следует воспринимать как нечто

новое и оригинальное, возникшее исключительно в рамках психоанализа, на чем подчас настаивают приверженцы психоаналитического учения. Между прочим, сам Фрейд признавал, что приоритет в выявлении символической деятельности человека принадлежит вовсе не ему, а К. А. Шерне-ру. Психоанализ только подтвердил открытие Шернера, хотя и очень основательно видоизменил его.

Истолкование символа представляет собой диалогическую форму знания: смысл символа реально существует только внутри человеческого общения. В общей психологии категория символа подробно разрабатывалась в психоанализе и интеракцио-низме.

Для ортодоксального психоанализа характерна интерпретация символов как бессознательных образов, обусловливающих структуру и функционирование психических процессов человека. Впоследствии в психоанализе акцент был перенесен на анализ и интерпретацию символов социального и исторического происхождения. Так, в психологии К. Г.

Юнга богатство человеческой символики было истолковано как выражение устойчивых фигур бессознательного.

Учитывая эту позицию К. Г. Юнга, его высказывания о символах имеют большое сходство с теорией русских символистов, а также теорией Э. Кассирера. И в основных своих обоснованиях он отвергает предложенное Фрейдом отождествление символа с психологическим симптомом.

Им был введен термин коллективного бессознательного (отражения опыта предыдущих поколений), воплощенного в архетипах — общечеловеческих первообразах.

Архетипы недоступны непосредственному наблюдению, они раскрываются лишь косвенно — через их проекцию на внешние объекты, что проявляется в общечеловеческой символике: мифах, верованиях, произведениях искусства.

У индивида архетипы предстают как непроизвольные выявления бессознательных процессов, о существовании и смысле которых можно умозаклю-

чить лишь косвенным образом; «…в мифе, напротив, дело идет о традиционных образованиях по большей части неизмеримой древности.

Они уходят своими корнями в примитивный первозданный мир с духовными предпосылками и обусловленностями, которые мы можем наблюдать еще и сегодня у оставшихся примитивных народов.

Мифы и символы на этой ступени представляют собой, как правило, племенное учение, которое передается из уст в уста от поколения к поколению»4.

На древнюю и мифологическую природу символа обращал внимание и Лотман. Учитывая его позицию, можно сказать, что в символе всегда есть что-то архаическое.

Такое восприятие символов неслучайно, поскольку основная группа их действительно имеет глубокую архаическую природу и восходит к дописьменной эпохе, когда хранившиеся в устной памяти коллектива знаки представляли собой свернутые мнемонические программы текстов и сюжетов.

По теории К. Г. Юнга бессознательное постижимо только тогда, когда его отдельные элементы входят в содержание созна-ния, и никогда не может быть постигнуто в целом.

Поэтому для сознания бессознательное существует как беспредельная неопределимая, в определенном смысле потусторонняя реальность. Сталкиваясь с бессознательным, сознание человека обретает опыт невыразимого, таинственного, связанного с инфернальным.

В результате такого взаимодействия или столкновения оказывается возможным рождение символа.

Символ является символом только тогда, когда он психологически актуален. Генезис символических форм рассматривается К. Юнгом, Э. Кассирером и Фрейдом по-разному.

К. Юнгу очень важно различие между знаком и символом, т. к. символ всегда представляет собой выражение недостижимого, непознаваемого, а знак, по существу, является указанием на нечто известное. Для Юнга не приемлема задача расшифровки символа, которую мы видим в психоанализе Фрейда, поскольку в результате этой рас-

шифровки символ превращается в знак и теряет связь с безграничностью бессознательного. Поэтому символ всегда должен иметь новую неожиданную семантику, в определенной мере близкую к сакральным переживаниям.

Для Кассирера совершенно несущественно различие между знаком и символом, так как, по его мнению, символ в наше время утратил свою актуальность и имеет лишь историческое значение.

Можно привести в пример теорию Лот-мана, где символ определяется как знак. Этому определению противостоит традиция истолкования символа как некоторого знакового выражения высшей и абсолютно незнаковой сущности.

«В первом случае символическое значение приобретает, подчеркнуто, рациональный характер и истолковывается как средство адекватного перевода плана выражения в план содержания.

Во втором — содержание иррационального мерцает сквозь выражение, и символ играет роль как бы моста из рационального мира в мир мистический»5.

Символ возникает при мобилизации всех психических сил индивида, как сознательных, так и бессознательных. Таким образом, природа символа в высшей степени интегративна.

Самую развернутую, максимально эксплицированную теорию символа можно обнаружить в наследии А. Ф. Лосева. В статье «Логика символа» предельно понятно и последовательно дается определение символа. А. Ф. Лосев справедливо признает символ как одно из центральных понятий философии психологии и эстетики, который требует чрезвычайно кропотливого исследования.

Ссылаясь на процесс познания, которое начинается с живого чувственного созерцания идет к абстрактному мышлению и заканчивается практикой, помогает понять природу символа, в которой мы находим все три эти ступени. Символ основан на живом созерцании действительности, он и есть ее отражение.

«Символ вещи в своей основе есть отражение вещи, но не просто отражение, а такое, которое. будучи

обработано средствами абстрактного мышления, вновь возвращается к этой вещи, но уже дает эту вещь в переделанной для целей человека и преображенной форме»6.

В этой статье мы сравниваем различные теории символа не для того, чтобы выбрать наиболее оптимальную. В этих теориях не существует очень резких противоречий, и поэтому они смело могут рассматриваться

как закономерные ступени развития общей теории символа. Как мы видим, вопросом психоанализа символа занимались не только психологи, но и философы, поскольку понятие символа затрагивает вопросы эстетики, философии и психологии человеческого бытия, его существования в огромном промежутке времени, изучение которого для нас являет неиссякаемый интерес.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кассирер Э. Понятие символических форм в структуре наук о духе. Индивид и космос. М. -СПб., 2000.С.186.

2 Фрейд 3. Я и Оно: Хрестоматия по истории психологии. Тбилиси. 1991. С. 190.

3 Цвейг Ст. Собр. соч. М., 1984. Т. 11. С. 291.

4 Юнг К. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 120.

5 Лотман Ю. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. СПб, 2000. С. 240.

6 Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 250.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-psihologicheskom-osnovanii-simvola

Ссылка на основную публикацию