Синтонное влияние — психология

Синтонное поведение

Синтонное поведение

Так хочется, чтобы в жизни всё было идеально: все вокруг милые, добрые, все улыбаются, радуются, дети — послушные, муж — заботливый … Известны ли такие феномены современной психологии, есть ли рецепт создания такой идиллии мы решили выяснить у профессионального психолога, основателя тренингового центра «Синтон» Николая Ивановича Козлова.

Все хорошее начинается с того, что по-хорошему начинаете вести себя вы. Начинаете вести себя синтонно (В психологической литературе понятие «синтонное поведение» мне впервые встретилось в работах А. П. Егидеса.) — то есть без дикости и с теплотой и уважением к людям. Ходите светлые, улыбчивые, когда нужно — серьезные, дела свои делаете, никого не подводите и ни на кого не рычите.

  • И даже когда ребенок не убрал за собой вещи — а вот не орать на него за это сразу!

Ничего не нарушаете (ну, насколько это возможно) сами, а если нарушили — извинились и поправились.

Кстати, на тему извинились. В нашей культуре у многих людей сформировано немного странное убеждение, что извиниться — это сказать «Я извиняю-сь» (то есть «извиняю себя»), и все.

  • Ну, может быть, еще иногда помучить себя укорами совести, то есть походить с жалобными глазами и согнутой спиной.

Напомню: изначально «вина» понималась совершенно материально и ничего общего с психологией и криво согнутой спиной не имела. Съел ты чужую овцу — виноват, то есть обязан принести хозяину «вину»: сумму денег или другого имущества, равного стоимости овцы. Принес, хозяин к тебе претензий более не имеет — извинился.

  • Тут нет ничего, кроме предельно здравого смысла: деньги неси, а спина твоя согбенная никакой овце не нужна!

Подробнее о некоторых важных моментах синтонного поведения позже, а пока следующий момент: вот вы такой хороший, а другой — как обычно. То есть иногда нарушает. Что тогда? Тогда нужно вспомнить:

Трудно в жизни, легко — потом!

затем улыбнуться хотя бы самому себе и от собственно синтонного поведения перейти к его разновидности: к Дипломатической деконфликтизации. Тут на первом месте, конечно, внимательные Дипломаты. И, как всегда, с подарками. На всякий случай.

  • Не нужно думать, что чувство вины у партнера гарантирует вам личную безопасность: совсем напротив, из-за своего чувства вины наш виноватый как раз и может в вас выстрелить. Ну, хотя бы в порядке самозащиты, на всякий случай, даже если вы в него сами и не стреляете. И, в частности, потому, что ему сейчас нехорошо, а когда нехорошо, всегда хочется как-то разрядиться.

Так или иначе, Дипломаты с подарками смягчают напряженность, разбираются в происшедшем, кого нужно — ублажают, с кем нужно — устраивают Разборки и по итогам заключают Договоры на будущее.

  • И обычно, чем дипломат был дипломатичнее, тем более твердые у него оказываются договоры.

Если же договориться не удается, если Дипломатическая деконфликтизация не срабатывает, к переговорам подтягивается Бодрая армия, но вместо провокации на войнушку предлагаются блага Взаимовыгодной торговли.

  • Видите, как она привлекательно светит всем вдалеке!

Заметим, что без мудрой Дипломатии Бодрую армию одну оставлять никак нельзя.

Итак, на схеме все просто, все элементы — одни и те же, меняется только их соотношение. Пока нормальная жизнь, у людей синтонное поведение, — в центре всего будет взаимовыгодная торговля, немного дипломатии и совсем вдалеке армия.

Ситуация изменилась, осложнение отношений: хорошо, вперед выдвигается дипломатия, отодвигается (но и используется в качестве основной приманки) выгодная торговля, и уже более видна, хотя пока и издалека, ваша бодрая армия.

Ну, и уж если и это не помогает, делается следующий шаг: дипломаты все равно в центре, но вперед выдвигают бодрую армию, а возможная торговля уезжает совсем на задний план.

С синтонным поведением все совершенно понятно, когда тебя поцеловал в щечку любимый человек, вокруг водят хоровод благодарные дети, любящие родственники немного вдали, и радостно лает на веселую ворону смешная собачка Тузик. Если же на вас залаял ваш возлюбленный, ворону мутузят ваши дети, а сомкнувшееся кольцо родственников готово схватить вас за горло, то тогда, в такой ситуации, каким будет ваше «синтонное поведение»?

Конечно, лучше всё это не просто почитать, но и попробовать на собственном опыте, посмотреть как это делают другие, узнать маленькие и большие секреты «синтонного поведения», для желающих приобрести эти навыки в тренинговом центре «Синтон» проходит тренинг «Базовый тренинг: мастерство коммуникации».

Источник: http://www.syntone-spb.ru/library/article_syntone/content/2803.html

Психологические принципы влияния

В процессе делового общения используются самые различные приемы, помогающие убедить партнера в чем-либо, добиться его согласия, побудить к определенным действиям.

Все многообразие этих тактик опирается на фундаментальные принципы, лежащие в основе человеческого поведения.

Знание этих психологических принципов влияния позволит вам принимать адекватные решения и поможет ориентироваться в многообразном и динамичном мире. Кратко охарактеризуем пять этих принципов.

В процессе делового общения используются самые различные приемы, помогающие убедить партнера в чем-либо, добиться его согласия, побудить к определенным действиям. Все многообразие этих тактик опирается на фундаментальные психологические принципы, лежащие в основе человеческого поведения. Кратко охарактеризуем эти принципы.

1. Принцип контраста. Суть его заключается в том, что если второй предмет явно отличается от первого, мы будем склонны преувеличивать их различие. Этот принцип практически применим ко всем видам восприятия.

В психологических лабораториях иногда проводится следующая демонстрация контраста восприятия. Каждый студент по очереди садится перед тремя ведрами с водой — одно холодное, другое с водой комнатной температуры и третье горячее. После того, как студент опустил руку в холодную воду, а другую — в горячую, ему предлагают одновременно поместить обе руки в воду комнатной температуры.

Взгляд, выражающий изумленное замешательство, говорит сам за себя: хотя обе руки находятся в одном и том же ведре, рука, которая была до этого в холодной воде, ощущается так, точно она теперь в горячей воде, в то время как рука, что была в горячей воде, ощущается как находящаяся теперь в холодной воде. Дело в том, что одна и та же вещь — в данном случае вода комнатной температуры — может казаться разной в зависимости от предшествующей ситуации.

Значительное преимущество данного принципа состоит в том, что его применение практически не поддается обнаружению.

Поэтому им довольно охотно пользуются продавцы различных товаров (предлагают покупателю сначала очень дорогие товары, а затем те, которые реально планируют продать; сначала крупные вещи, например, костюм, пальто, а затем аксессуары к ним), агенты по недвижимости (показ потенциальных покупок начинают с пары неподходящих домов с явно завышенной ценой), автомобильные дилеры (они вначале договариваются относительно цены на новую машину, и только после этого предлагают на выбор дополнительные предметы) и др.

2. Принцип взаимного обмена. Люди обычно стараются отплатить за то, что предоставил им другой человек.

Если они этого не делают, то могут вызвать общественное неодобрение, навлечь на себя социальные санкции (например, ярлыки негативного характера — неблагодарный, жадный, прижимистый и др.

) Поэтому многие стараются избежать ситуации, в которой их могли бы посчитать неблагодарными. Этим и пользуются «профессионалы уступчивости», тактика которых заключается в том, чтобы дать человеку что-нибудь перед тем, как попросить его об ответной услуге.

Это правило является универсальным, его влияние часто превосходит влияние других факторов, которые обычно определяют уступчивость (например, чувство симпатии).

Люди, которые нам не нравятся,— непривлекательные или навязчивые торговцы, знакомые с тяжелым характером, представители странных или непопулярных организаций — могут вынудить нас делать то, что им хочется, просто оказав нам небольшую любезность до того, как они обратятся со своими просьбами, притязаниями.

Широкое применение правило взаимного обмена находит в самых различных сферах жизни общества, в том числе и в торговой области. Примером может служить предоставление бесплатных образцов продукции.

Опытные презентаторы предлагают потенциальным покупателям попробовать продукт, примерить товар, попользоваться им какое-то время, вручают им в качестве подарка пробные варианты и т. п.

В результате многие люди чувствуют себя обязанными что-то приобрести.

Правило взаимного обмена действует и тогда, когда нам оказывают непрошеную услугу. На этом основана методика сбора пожертвований многих благотворительных организаций. Присылается поздравительная открытка, преподносится небольшой сувенир, а затем следует просьба сделать соответствующий взнос на те или иные цели.

Правило взаимного обмена может спровоцировать и неравноценный обмен. Чтобы не чувствовать себя обязанным кому-либо, человек идет на более серьезную услугу, чем та, которую оказали ему.

«Для того, чтобы наилучшим образом защититься от давления правила взаимного обмена, вовсе не следует систематически отказываться от предложений, сделанных другими людьми,— писал Роберт Чалдини.

— Необходимо принимать услуги или уступки других с искренней благодарностью, но при этом быть готовыми расценить их как ловкие трюки, если они покажутся таковыми позднее.

Коль скоро уступки или услуги будут определены таким образом, мы больше не будем считать себя обязанными отвечать на них собственной услугой или уступкой».

3. Принцип социального доказательства. Согласно этому принципу, люди, определяя для себя, как действовать в данной ситуации, ориентируются на поведение других людей в подобных обстоятельствах. Поэтому, чтобы добиться согласия человека, побудить его к выполнению требований, применяют принцип социального доказательства — сообщают ему, что многие известны

Читайте также:  Физическая разминка - психология

При проведении выборной кампании обязательно называются влиятельные лица, поддерживающие выдвинутую кандидатуру. Во время благотворительных акций непременно перечисляются люди, которые уже сделали крупные вклады. На презентациях стараются подчеркнуть, кто постоянно пользуется услугами данной фирмы, демонстрируемыми товарами и т. д.

Принцип социального доказательства работает лучше всего при наличии двух факторов. Одним из них считается неуверенность. Когда люди сомневаются в чем-то, когда ситуация представляется им непонятной и неопределенной, они склонны обращать внимание на поведение других людей и считать его правильным. Интересно объяснение причин апатии у сторонних наблюдателей несчастного случая.

По мнению исследователей, наблюдатели не помогают скорее потому, что они не уверены в необходимости оказания помощи, а не потому, что они черствы по своей природе. Люди не помогают так как не знают, действительно ли нужна их помощь и нужно ли им что-то предпринимать. Когда же люди чувствуют ответственность за происходящее, они становятся очень отзывчивыми.

Второй фактор, при наличии которого принцип социального доказательства оказывает наибольшее влияние, это сходство. Люди склонны следовать примеру похожих на них индивидов.

Роберт Чалдини описывает случай из своей жизни: «Мы с водителем попали в серьезную аварию. Мы оба получили тяжелые травмы: водитель потерял сознание, а я, весь в крови, сумел вылезти из машины. Это случилось на перекрестке, у светофора, на виду у нескольких человек. Машины ехали, водители глазели на меня, но никто не останавливался.

Помнится, я подумал: «О да: все так, как в исследованиях. Они все проезжают мимо!» К счастью, как социальный психолог, я знал, что надо делать. Вытянувшись, чтобы меня было лучше видно, я указал рукой на водителя одной из машин и поручил ему: «Вызовите полицию!». Второму и третьему водителям, также указывая прямо на них, я сказал: «Подъезжайте к краю дороги, нам нужна ваша помощь».

Реакция этих людей была мгновенной. Они немедленно позвонили в полицию и скорую помощь, они своими носовыми платками стерли кровь с моего лица, они подложили мне под голову пиджак, они вызвались дать показания в полиции, а один из них даже предложил поехать со мной в больницу.

Помощь была оказана мне быстро и заботливо. Кроме того, она оказалась «заразительной».

После того, как водители, ехавшие в другом направлении, увидели остановившиеся из-за меня машины, они также остановились и начали заботиться о другом пострадавшем. Теперь принцип социального доказательства работал на нас.

Как только реакция началась, я расслабился и позволил искренне озабоченным свидетелям происшествия и естественному движущему моменту социального доказательства доделать остальное».

4. Принцип благорасположения. Люди охотнее соглашаются выполнить требование тех, кто им знаком и кто им нравится.

Многочисленные исследования позволили выделить основные факторы, влияющие на отношение окружающих к индивиду. Это прежде всего физическая привлекательность.

Эксперименты показали, что мы автоматически приписываем индивидам, имеющим приятную внешность, такие положительные качества, как талант, доброта, честность, ум.

Внешне привлекательные люди кажутся более убедительными. Им требуется затрачивать меньше сил для того, чтобы изменить мнение других людей и получить желаемый результат.

Поэтому на работу в модные магазины, кафе, рестораны стараются брать симпатичных молодых людей, торговых агентов учат хорошо одеваться и правильно себя вести, проведение презентаций нередко предлагают провести людям с привлекательной внешностью и т. д.

Чтобы добиться расположения, той или иной уступки, используют и такой фактор, как сходство (сходство происхождения, стилей жизни, мнений, взглядов, убеждений, личностных качеств и т. п. ) Искушенные коммуникаторы обязательно намекают на какое-либо сходство с собеседником (учились в одной школе, увлекаются тем же видом спорта, посетили одинаковые страны и др. )

Ученые отмечают, что наше благорасположение довольно часто вызывают люди, расточающие нам похвалы. Мы любим комплименты и поддаемся их влиянию. Этим пользуются и те, кто желает чего-либо добиться от нас.

На расположение людей друг к другу могут оказывать влияние и ассоциации с чем-то плохим или хорошим. Нередко мы начинаем испытывать недобрые чувства к человеку, сообщившему нам неприятную информацию.

И наоборот: положительные ассоциации помогают расположить людей к себе и побудить их пойти на уступки.

Мы обращаемся к принципу ассоциации в основном тогда, когда нашему социальному имиджу наносится урон, мы испытываем повышенное желание восстановить свой авторитет посредством демонстрации своих связей с преуспевающими членами общества. В то же самое время мы стремимся скрыть свои связи с людьми, потерпевшими неудачу.

Интерес вызывает еще один аспект, связанный с правилом ассоциации. В 1930-х гг. известный психолог Грегори Разран разработал так называемую ланчевую методику. Он обнаружил, что во время еды у испытуемых улучшалось отношение к собеседникам и к тому, что они говорили.

Поэтому во время проведения различных мероприятий, на которых должны приниматься важные решения, организаторы обязательно предусматривают прием пищи, ланч на природе, ужин или фуршет и т. п. Местом деловых встреч нередко являются кафе, рестораны, загородные дачи.

Используя благодушное настроение во время еды, деловые партнеры могут быстрее прийти к согласию.

5. Принцип авторитета. Во многих людях глубоко укоренилось сознание необходимости повиновения авторитетам. Такое поведение по сложившейся традиции считается правильным и часто представляется людям рациональным способом решения проблем.

Действительно, следуя указаниям авторитетных лиц, мы получаем реальные практические преимущества — позволяем себе быть автоматически послушными и механически, не задумываясь, выполнять требования авторитета (начальника, шефа, руководителя, родителей, старшего товарища, признанного знатока, ученого и т. п. ).

Во многих ситуациях не имеет смысла сопротивляться мнению авторитетного лица, особенно если он на самом деле является специалистом в какой-либо области.

Опасность же такого поведения состоит в том, что в большинстве случаев люди не способны критически оценивать распоряжения признанных авторитетов, не подвергают сомнению явно ошибочные приказы, начинают слепо выполнять то, что от них требуют.

Часто реагируют не на авторитет как таковой, а на его символы, которыми считаются титулы, одежда, личные вещи, марка автомобиля и т. п. Окружающие, как правило, с большим почтением относятся к лицам, обладающим каким-либо символом авторитета, хотя и не имеющим никаких преимуществ.

В пяти классах австралийского колледжа проводили такой эксперимент. Некоего человека представили как гостя из Англии, работающего в Кембриджском университете. Но его статус в каждом классе был представлен по-разному. В одном классе его назвали студентом, в другом классе — лаборантом, в третьем классе лектором, в четвертом классе — старшим лектором и, наконец, в пятом классе — профессором.

После того, как человек покидал учебную аудиторию, учащихся просили оценить его рост. Было выяснено, что при каждом повышении статуса «английский гость» вырастал в глазах студентов в среднем на полдюйма, так что в качестве «профессора» он выглядел на два с половиной дюйма выше, чем в качестве «студента».

Исследователи советуют в сложных ситуациях задавать себе два вопроса: «Действительно ли этот авторитет является специалистом в данной области?» и «Насколько правдивым будет, по нашему мнению, этот авторитет в данном конкретном случае?»Понятно, что даже самый авторитетный и уважаемый человек не может быть специалистом во всех областях знания и разбираться в тонкостях любого дела.

Знание рассмотренных выше психологических принципов влияния позволит вам принимать адекватные решения и поможет правильно ориентироваться в нашем многообразном и динамичном мире.

Источник: http://syntone.ru/psy/psihologicheskie-printsipy-vliyaniya/

Синтон-подход — его цели, особенности и результаты. Статья. Методики центра «Синтон». Самопознание.ру

В Синтоне есть такое понятие «синтон-подход», которое красной нитью проходит через большинство тренинговых программ. На нём основываются принципы работы нашего учебного центра, отношение к участникам тренингов, коллегам и способы работы над собой.

Читайте также:  Голод - психология

Мы решили узнать о синтон-подходе подробнее у человека, который стоял у истоков этого уникального направления. На наши вопросы ответил Николай Иванович Козлов:

— Что такое Синтон-подход? Как он появился?

Синтон-подход — это самостоятельное, самобытное психологическое направление, имеющее свою философию, теорию личности, научную и методологическую базу, свою систему психологических и педагогических технологий. Синтон-подход, как направление в практической психологии, сложилось в процессе работы учебного центра «Синтон» силами его ведущих-психологов.

— Каковы цели синтон-подхода? Что даёт человеку его использование?

Цель синтон-подхода — улучшение жизни людей средствами развития личности; строительство личности, живущей по принципу: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться».

В синтон-подходе человек — не только организм, приспосабливающийся к среде ради удовлетворения своих потребностей и комфорта. Человек не сводится к своему организму, он может жить как личность, приспосабливая среду к себе, руководствуясь своими целями и ценностями.

Позаботиться о себе, о своём здоровье и счастье — не цель психологической работы, а лишь естественное условие, чтобы продолжить служение жизни: людям и обществу.

Внимание к своему внутреннему миру, работа со своими проблемами и самосовершенствование — не самоценность и не самоцель, а способ повысить свою эффективность в делах и во взаимоотношениях с людьми.

В выборе между адаптивным поведением и развитием синтон-подход предлагает ориентироваться на развитие. Приспособиться к жизни — менее достойная задача, чем развить себя в достойную личность и создать вокруг себя достойную жизнь. В синтон-подходе человек видится как автор, как творец собственной жизни, имеющий свободу воли и разум.

— Как и где используется синтон-подход?

Синтон-подход успешно применяется и в тренинговой деятельности, и в консультативной практике, настаивая на сочетании и инструментального, и ценностного подхода. Синтон-подход технологичен, даёт много работающих техник, начиная обычно с позиции Автора, тотального Да и внутреннего Хорошо.

Лучшие разработки синтон-подхода в сфере личностных тренингов представлены в Синтон-программе, в области бизнес-тренингов — в программе Деловой стандарт, в области коучинга — в программе Дистанция.

Основные черты синтон-подхода в консультировании — это перевод клиента из позиции Жертвы в позицию Автора, сочетание в себе черты коучинга и менторинга, работа преимущественно через позитив и конструктив, сочетание моментов тёплой поддержки и жёсткой требовательности.

Синтон-подход ценит человеческий разум и призывает голову не отключать, а включать почаще, не лениться думать.

В синтон-подходе существующая личность и эмоции — не самоценность, а личный инструментарий: то, из чего человек может построить себя будущего. Личностью не рождаются, личностью становятся — личностью разного уровня развития.

Обязанность развитого человека — развивать свои чувства и уметь своими чувствами управлять. Вынужден подавлять свои эмоции только тот, кто своими эмоциями не владеет. Чувства должны жить в гармонии с разумом и под его началом.

У развитого человека любая эмоция должна быть адресна и целесообразна.

При этом синтон-подход ориентирует человека жить будущим. Прошлое — прошло, а настоящее — только повод для построения будущего. Синтон-подход не копается в болячках, не ищет причины в прошлом, объясняющие и оправдывающие сегодняшние проблемы: он предлагает поставить цели, наметить план и строить достойное личное будущее.

Синтон-подход давно и успешно применяется во всех тренингах Синтон-программы, на которые мы вас и приглашаем. В ближайшее время у вас есть возможность пройти следующие тренинги:

  • «Базовый тренинг: открытие новых возможностей»;
  • «Мир эмоций: искусство быть счастливее»;
  • «Успешный человек: технология достижения целей».
Вопрос «Как выйти замуж?» не сходит с первых позиций поисковых систем. Над ним размышляют миллионы незамужних женщин по всему миру. Красивые, успешные, самостоятельные — они мечтают услышать заветное «Выходи за меня» и позволить надеть на безымянный палец самое красивое кольцо.

  • Почему он ушёл без… Читать дальше
Короля делает свита. Лидера выдвигают и поддерживают те, кто с ним знаком и кто с ним связан хорошими отношениями.Значит, эти хорошие отношения надо связывать. Как? Активно.Например, милая девушка Кэт пришла на работу в крупную фирму. Кэт — это открытая улыбка, сообразительные глаза, а за всем… Читать дальше
У вас сохранились ещё детские игрушки? Медведи с оторванными лапами, или кукла, которая должна при наклоне закрывать глаза, но уже этого не делает, или железная дорога, в которой уже не ездит паровоз, а вагоны потерялись, или машинки такие маленькие?Возьмёшь этого мишку (куклу, машинку) — и что-то… Читать дальшеПри слове «гипноз» зачастую возникает ассоциация с мужчиной сурового вида, требовательным голосом выкрикивающего: «Спать!» И все спят.Эриксоновский гипноз, в отличие от классического использует мягкий подход, обращаясь непосредственно к бессознательному клиента. Название данному виду гипноза пришло… Читать дальше
Есть две основные тактики:

  1. Тактика атаки.
    • Если ты сам по себе человек достаточно уверенный, позитивный, компетентный, т. е. у тебя хорошая стартовая позиция для вхождения в коллектив, то никакой осады не нужно, а должна идти опережающая, энергичная, быстрая атака.
  2. Тактика осады.
    • Если ты не очень… Читать дальше
Едва ли не каждый человек думает, что не хочет портить себе жизнь. Но портит. Причём в большинстве случаев по собственной воле. Своими руками. Имеет право: его жизнь. Для тех, кто твёрдо решил, что испорченная жизнь — его родной выбор, мы предлагаем десять весьма надёжных способов достичь желаемого… Читать дальше
Мотивация всегда предполагает нечто позитивное. К примеру, модель: стоит ослик, и идти не хочет. Есть два варианта.

  • Первый: взять палку и устроить ему конкретный нагоняй — он и побежит вперёд. Это стимул.
  • Второй: показать ему морковку перед носом, он захочет пойти. Это называется «мотивация на конкретный… Читать дальше
Три года москвичи и гости столицы учатся быть счастливыми и везучими по жизни, жить без хлопот и напрягов. Три года Тимур Гагин на своем эксклюзивном проекте своим личным примером показывает, что удача, большие достижения и просто удовольствие в жизни доступны любому человеку, который знает несколько… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/sinton-podhod__ego_celi_osobennosti_i_rezultaty/

Больные с характерологическими особенностями синтонного круга

Синтонные черты характера также нередко отмечаются у больных алкоголизмом. Своеобразие алкоголизма у таких больных подчеркивалось С. Г. Жислиным (1965), Н. Н. Иванцом, А. Л. Игониным, Т. П. Небараковой (1980), Е. Блейлером (Bleuler, 1979).

С детских лет больные этой группы, наблюдаемые нами, отличались повышенной общительностью, легко вступали в контакт, заводили многочисленные знакомства, были легкими и приятными в общении, часто обладали способностью угадывать и подстраиваться под душевное состояние собеседника.

В то же время они характеризовались поверхностностью, легкомыслием, не способны к серьезным, глубоким переживаниям. Им свойственны непосредственность, живость, тяга к новым впечатлениям и ощущениям.

Они с ходу подхватывали новые начинания, однако не всегда были в состоянии довести начатое до конца, пасовали перед трудностями, у них преобладали повышенное настроение, оптимизм, довольство собой и окружающими, а многие из них чувствовали себя непринужденно, мало стеснялись, порой вели себя бестактно.

Больные ценили комфорт и удобство, избегали сложных проблем, не задавались дальними планами и жили сегодняшним днем. Для пациентов характерна жажда веселья, развлечений, приятного времяпрепровождения.

Формирование алкоголизма и его ведущего проявления — патологического влечения к алкоголю отличалось определенным своеобразием, но во многом повторяло закономерности, свойственные больным с чертами характера неустойчивого круга.

Жажда удовольствий и наслаждений часто приводила больных данной группы в алкогольные компании. При этом они мало зависели от определенного круга лиц, с ранних лет могли употреблять алкоголь и с малознакомыми партнерами, были неразборчивы в контактах.

С первых опытов приема алкоголя больные ценили эйфорию, возникающую в опьянении, атмосферу праздничности, приподнятости, уход от забот, реализуемый при употреблении спиртного: легко усваивали различные питейные традиции и с удовольствием придерживались их.

Часть больных обладали наклонностями гурманов, предпочитали винно-водочные изделия хорошего качества, ценили их вкус, букет.

Установки, сдерживающие употребление алкоголя, были недостаточными. Больные легко реализовывали как собственные намерения выпить, так и любые побуждения к этому извне.

При этом, стремясь к удовольствиям, эйфории от употребления алкоголя, они относительно длительно ограничивали свои выпивки достижением средних стадий опьянения, однако пьянство довольно рано становилось близким к ежедневному.

Стремились по возможности избегать отрицательных последствий приема спиртного или игнорировали их.

Со временем любой праздник, отдых, развлечение прочно связывались в сознании больных с употреблением алкоголя. Они отмечали, что мысли об алкоголе возникли сами собой на фоне хорошего, радостного настроения любого происхождения.

И хотя больные некритично следовали расширенным алкогольным традициям, кратковременное желание употребить алкоголь, возникающее в типичных ситуациях, длительно поддерживало у них впечатление произвольности приема спиртного.

В понимании больных желание употребить алкоголь дополняло конкретную ситуацию, создавало повод для приема спиртного и не отделялось от ситуации.

Родственники довольно рано отмечали у больных выраженное оживление, граничащее с возбуждением, при подготовке к приему алкоголя. А сам ход алкогольного эксцесса, отдельные его обстоятельства еще длительно звучали в высказываниях и воспоминаниях больных.

В отсутствие алкоголя в типичной ситуации больные ощущали психический дискомфорт, скуку, неудовлетворенность, разочарование.

Если застолью препятствовала какая-либо внешняя преграда, то нередко значительные усилия затрачивались на ее преодоление, а больные в этот период вели себя энергично и целеустремленно.

Читайте также:  Эволюция - психология

Они довольно рано начинали заполнять выпивками все свое свободное время, обвинения в пьянстве игнорировали, считали их несерьезными, имеющими сугубо воспитательное и профилактическое значение.

Если на время они оказывались выключенными из атмосферы алкогольного веселья, то им было не по себе, они ощущали, что из жизни ушло нечто важное и необходимое, а жизнь стала пустой, скучной, неполноценной, неинтересной.

Дальнейшее становление патологического влечения к алкоголю сопровождалось снижением контроля за количеством употребляемого алкоголя к концу первой стадии заболевания.

Это обстоятельство являлось довольно неприятным для больных с синтонными чертами характера, поскольку они сознательно стремились прежде избегать передозировки алкоголя.

Однако и в дальнейшем, на II стадии, они еще частично сохраняли возможность сдерживать влечение к алкоголю в состоянии опьянения, а утрата количественного контроля развивалась у них на довольно поздних этапах.

На II стадии (через 4—7 лет после начала заболевания) актуализация первичного патологического влечения к алкоголю происходила преимущественно под влиянием различных внешних факторов, обеспечивающих возможность употребления алкоголя: общение с многочисленными знакомыми, посещение различных компаний, визиты, многочисленные вечеринки, банкеты, примечательные события. В то же время в качестве мотива для застолья могли выступать и собственная тяга к развлечениям, удовольствиям, стремление избежать каких-либо забот.

Клинические признаки актуализации патологического влечения на II стадии алкоголизма у больных с синтонными чертами характера имели ряд особенностей, но также характеризовались преобладанием поведенческих и соматовегетативных нарушений.

Источник: http://www.medical-enc.ru/alcoholism/sintonnogo-kruga.shtml

Синтон

Синто́н (от лат. «созвучие, унисон, гармония») — учебно-методический и тренинговый центр, специализирующийся на групповых психологических курсах. Основателем и вдохновителем Синтона является Hиколай Иванович Козлов; сейчас Н. И. Козлов и центр неразрывно связаны.

Название связано с термином синтонный человек — созвучный, настроенный на волну другого, легко входящий с ним в контакт, противоположность конфликтному. Отношения к религии синтоизма не имеет.

Официальное название организации — Тренинговый Центр «Синтон».

В начале 90-х годов XX века учебные программы данного центра получили широкое распространение в России, были рекомендованы к использованию министерством образования[1] и другими официальными организациями.

Филиалы «Синтона» созданы в ряде городов, в настоящий момент официально действуют филиалы в Киеве, Красноярске, Новороссийске, Санкт-Петербурге, Твери и Чите [2]

Многими светскими и церковными антисектантскими организациями центр внесён в список тоталитарных сект как опасный психокульт.

История

Центр «Синтон» начался с Клуба культуры общения «Маленького принца», возглавляемого известным психологом А. П. Егидесом. В этом клубе в 1981 году Козлов Н. И., работавший тогда преподавателем психологии ИПК Госкоминтуриста, начал вести свои первые тренинги. В 1983 году начал самостоятельную жизнь Клуб практической психологии «Синтон».

Оценка деятельности центра

Деятельность центра Синтон встречает разные отзывы — от резко отрицательных до восторженных.

Некоторыми специалистами Синтон рассматривается как психокульт (например, в программах учебных курсов, читаемых на факультете социологии СПбГУ[3] и Самарского государственного педагогического университета [4]) в то время как сами синтоновцы и некоторые психологи с этим категорически не согласны.

Негативная

Критика в адрес деятельности «Синтона» собирается преимущественно на . Основные аргументами противников Синтона следующие:

  • Многие специалисты по сектам и деструктивным культам относят Синтон к таковым.[5] В экспертной оценке, сделанной в 1998 году, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священник Олег Стеняев отметил, что Козлов …проповедует религиозное антиобщественное учение сатанистского толка…[6] Синтон входит в списки сект и деструктивных культов, публикуемых в изданиях и на сайтах Русской православной цекркви. Сами представители Синтона утверждают, что деятельность клуба не связана с религией и тренинги может проходить человек любой веры [7], однако признают, что тренинги требуют от человека признания некоторых убеждений[8] и могут менять убеждения человека [9].
  • Козлов отказывается от каких-либо гарантий и ответственности за результат тренинговой деятельности, особенно других тренеров Синтона.
  • Тренинги в Синтоне проходят с использованием элементов таких критикуемых многими техник, как Лайфспринг и НЛП.
  • В 2002 году вышел , в котором первоначально предполагалось обсудить статью Козлова с критикой гуманистической психологии; в ответ было прислано несколько статей с критикой Козлова и Синтон-программы. Козлов ушёл от дискуссии, и в итоге номер вышел без его статей. [10]

Позитивная

  • В 2004 году представители Синтона инициировали судебный процесс против газеты «Вечерний Саранск», опубликовавшей статью «Секта МИРных извращенцев»[11]. Суд завершился мировым соглашением, по которому фразы в статье «… сей психокульт ныне является одним из наиболее распространенных в России…» и «..

    . основные положения секты указаны в книгах Козлова…» признаны не соответствующими действительности.

  • о работе Учебного Центра и Клуба практической психологии «Синтон», автор — Егидес А. П., автор книги «Лабиринты общения», психотерапевт, кандидат психологических наук, доцент МГОПУ, учитель Козлова.

Деятельность центра

Цели центра

Устав центра

Достижения

  • Опыт и методики Тренингового Центра «Синтон» рекомендованы Министерством Образования России [12]
  • По итогам Национального психологического конкурса «Золотая Психея» Тренинговый центр «Синтон» был признан финалистом в номинации «Лучший проект 2000 года в практической психологии»[Источник?]
  • В марте 2006 года журнал «Психология на каждый день» включил Тренинг-Центр «Синтон» в пятерку лучших тренинговых центров Москвы[Источник?]

Проводимые тренинги

  • Синтон-программа
  • Программа «Стервология»
    • Стервология — базовый курс
    • Стервология — продвинутый курс
    • Стервология — мастер-класс
    • Школа соблазнения
  • Мастерская лидерства, влияния и ораторского искусства
  • Центр современных НЛП-технологий
    • Регулярные сертификационные курсы
    • Специализированные обучающие программы
  • Центр карьеры и бизнеса
  • Телесно-ориентированные тренинги
  • Детские программы и тренинги для родителей
  • Танцы
  • Эксклюзивные проекты

Преподаватели и ведущие

По состоянию на сентябрь 2006.

  • Николай Иванович Козлов — профессиональный психолог, кандидат философских наук, директор Тренинг Центра «Синтон» .
  • Светлана Бородина — НЛП-тренер, специалист по эриксоновскому гипнозу, сертифицированный бизнес-консультант международной школы бизнеса CBS. Кандидат физико-математических наук. Соучредитель и директор Всероссийского центра «ЭМТЭЛ».
  • Марианна Збронская — имеет два высших образования. Телесно-ориентированный психотерапевт, член Всероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги при Европейской Ассоциации Психологов и психотерапевтов. Имидж-аналитик, автор тренингов по имиджпроектированию.
  • Тимур Гагин — доктор психологических наук, профессор. Дипломированный бизнес-тренер, сертифицированный тренер по НЛП, эриксоновскому гипнозу. Автор книг.
  • Андрей Крюков — имеет два высших образования. Руководитель собственной веб-студии. Сертифицированный специалист по эриксоновскому гипнозу с правом индивидуальных консультаций.
  • Игорь Незовибатько — профессиональный актёр и режиссёр. Работает и преподает в собственном творческом центре и в Международной Академии Лидерства. Бывший лидер Всероссийского общества натуристов
  • Виталий Пичугин — имеет два высших образования. Адвокат, председатель коллегии адвокатов «Шереметьево», сертифицированный НЛП-тренер, гештальт-терапевт.
  • Дарья Рязанова — кандидат педагогических наук. Старший научный сотрудник Российской Академии Образования, гештальт-терапевт. Автор книг по педагогике.
  • Андрей Ткачук — сертифицированный специалист по эриксоновскому гипнозу, сертифицированный специалист по НЛП. Профессионально занимается танцами с 1996 г., неоднократный призер и финалист соревнований по бальным спортивным танцам, проводимых Московской Федерацией Спортивного Танца.
  • Владимир Раковский — профессиональный спасатель МЧС РФ, руководитель аварийно-спасательной службы, инструктор-тренер учебного центра подготовки персонала ЭПК по программе CRM, консультант и тренер консалтинговой многопрофильной фирмы, психотерапевт-консультант. Ведущий психолог и консультант ряда телевизионных проектов.
  • Дмитрий Устинов — профессиональный бизнес-тренер, практический психолог. В 2005 году внесен в энциклопедию успешных людей «Кто есть Кто в России».
  • Денис Швецов — высшее социально-культурное образование.
  • Екатерина Шевченко — инструктор цигун, телесно-ориентированный терапевт, практикующий массажист.
  • Ольга Паратнова — имеет два высших образования. Руководитель нескольких собственных компаний, бизнес-тренер и консультант.

См. также

  • Козлов, Николай Иванович
  1. , составленная Михаилом Вершининым
  2. , выполненная руководителем Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С.

    Хомякова, священником Олегом Стеняевым по запросу депутата Государственной Думы Российской Федерации Н. В. Кривельской

  3. :
  4. …происходит переоценка ценностей и верований. И очень часто то, что было навязано обществом и мешало жить – отбрасывается….

  5. , «Вечерний Саранск», 31.04.2004.

Категории:

Источник: http://mediaknowledge.ru/32896a077168a546.html

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию