Стили лидерства — психология

Стили лидерства и руководства :: BusinessMan.ru

В течение последних лет в связи с активным развитием бизнеса такие понятия как руководство, лидерство, подходы, стили управления находятся в центре внимания. Перед практиками и учеными неоднократно возникает ряд вопросов.

  • Какие стили лидерства являются оптимальными?
  • Какими качествами нужно обладать, чтобы стать хорошим руководителем?

Рассмотрим это более подробно.

Каковы различия между руководителем и лидером?

Этот вопрос является одним из основных.

Лидер — член группы, чья власть, авторитет и полномочия признаются добровольно другими членами в группе. Они готовы подчиняться ему и помогать.

Поэтому получается, что лидер имеет неформальный, или неофициальный, авторитет. Нередко основная причина заключается в том, что стили лидерства и руководства начальника различные.

Поэтому остальные члены группы выбирают того менеджера, с которым им комфортнее работать.

Лидер обычно не назначается. Как показывает практика, это человек, который членами группы признается и который, в свою очередь, хочет им стать. Поэтому так получается, что не всегда официальный руководитель является лидером.

Если быть точнее, то обычно это и происходит. Основная причина чаще всего, как было отмечено, — это неэффективный стиль лидерства руководителя.

Группой он признается просто формально, как человек, который подписывает документы в нужный момент.

Умный руководитель может воспользоваться сложившейся ситуацией. У него есть возможность переложить свои полномочия на более авторитетных членов коллектива. Но главное — управлять данным процессом, чтобы не потерять свое место и окончательно авторитет.

В группе возможно существование нескольких лидеров, которые нередко меняются в зависимости от сложившейся ситуации и состояния группы. Профессиональный руководитель может управлять группой.

Для этого ему необходимо воздействовать на поведение и психологию через авторитетных лидеров с высоким статусом. Но он должен помнить один базовый закон.

Обычно в подобных ситуациях руководителю необходимо полностью управлять процессом, поскольку авторитет лидеров в такой ситуации не меньший, чем у него. Поэтому главное — не потерять контроль.

На начальных этапах изучения учеными не разделялись стили лидерства, их типология и классификация. Но со временем сформировалось несколько концепций, которые имели определенную доказательную базу.

Типология лидеров

В процессе исследований их было выделено несколько. Остановимся на них более подробно.

Для авторитарного лидера характерно наличие следующих личностных и поведенческих особенностей:

  • властность;
  • единоличное принятие всех решений;
  • навязывание своего мнения;
  • оказание психологического давления;
  • установка на неукоснительное исполнение высказанных решений;
  • применение приказа в качестве основного метода влияния;
  • избегание любых личных взаимоотношений с подчиненными;
  • установка на деловой стиль взаимоотношений.

Демократический лидер — противоположность первому типу. В своих действиях с подчиненными преобладающими являются следующие особенности:

  • уважение сотрудников и учет их мнений;
  • признание их права поступать в соответствии со своими решениями;
  • равноправный стиль общения;
  • обращение к сотрудникам с просьбами и за советом.

Либеральный лидер значительно отличается от первых двух типов своим нежеланием нести ответственность за команду и за общее дело. Можно выделить следующие его характерные особенности:

  • предоставление сотрудникам полной свободы в действиях и при принятии решений;
  • отсутствие какого бы то ни было контроля с его стороны, только формального;
  • нежелание или неумение оказывать влияние на подчиненных;
  • распределение своих полномочий среди авторитетных сотрудников;
  • разработка и принятие решений осуществляется коллективно;
  • руководитель ведет себя как обычный сотрудник.

Бюрократический лидер предпочитает использовать формально-бюрократический метод руководства. Благодаря этому он заставляет всех следовать установленному порядку.

Его формализм и бюрократизм проявляются во всем: в общении и взаимодействиях с людьми, оформлении бумаг и документов, соблюдении регламента и проч.

Процесс управления сотрудниками обычно осуществляется с помощью постановлений и письменных указаний.

Лидер мнения — это человек, чьи суждения группой считают авторитетными, к кому прислушиваются, оценкам которого доверяют больше всего. Обычно в такой роли выступает опытный и информированный профессионал. Однако он не всегда будет занимать лидирующие позиции по другим параметрам. Как говорится, каждый хорош на своем месте.

Номинальный лидер — это руководитель, занимающий свое место формально. По факту свои обязанности он в группе не исполняет, а коллективом управляет кто-то другой, назначенный или не назначенный менеджером. Бывают ситуации, когда лично вообще никто не руководит, все решения принимают коллегиально.

Лидером, ориентированным на людей, является человек, основным в деятельности которого является благополучие членов группы.

Нередко он становится своеобразным «психологом» компании, с ним все делятся своими переживаниями.

Но такой менеджер не всегда способен руководить полноценно группой, поскольку деловые проблемы у него находятся на втором месте. Для продвижения компании на рынке этого недостаточно.

Лидер, ориентированный на работу. Это руководитель, который главной своей функцией считает решение стоящих перед группой задач. Благополучие сотрудников отходит на второй план. В идеальной ситуации менеджер начинает учитывать интересы исполнителей. Если появляется подобное сочетание, то его можно будет назвать идеальным руководителем.

Ситуационный лидер может некоторое время выполнять данные обязанности в группе, если в ней складывается для этого благоприятная ситуация. В некоторых случаях он может стать постоянным. Особенно если сможет оправдать ожидания группы.

Теории лидерства

Основные концепции по-разному раскрывают следующие базовые вопросы:

  • Почему менеджер употребляет те или иные стили лидерства и руководства?
  • Какими оптимальными качествами он должен обладать?
  • Каждый ли человек способен стать хорошим менеджером?

Ответы на данные вопросы в систематизированном и обобщенном виде содержит каждая теория стилей лидерства. Рассмотрим их более подробно.

В рамках харизматической теории подразумевается, что руководитель должен владеть особыми личностными свойствами. Именно благодаря им, он сможет стать лидером в коллективе. В теории отмечается, что такие свойства даны от рождения в качестве особого дара.

Однако практических исследований, которые бы смогли подтвердить данную концепцию, до настоящего времени нет. Ученые старались выделить и описать сходные качества хороших лидеров. Но сделать это объективно не удалось. Основная причина заключается в том, что так и не получилось составить единый, тот самый список врожденных лидерских качеств.

Поэтому данная концепция так и не нашла своего практического подтверждения до настоящего времени.

Ситуационная теория подчеркивает, что человек вовсе не должен обладать теми или иными личностными свойствами, чтобы быть лидером.

Для достижения данной цели ему достаточно овладеть некоторыми положительными качествами, которые ценятся людьми, и воспользоваться благоприятной ситуацией, чтобы их проявить.

Поэтому в оптимальной ситуации в лидеры выходят обычно те сотрудники, достоинства которого становятся востребованными и важными для других членов коллектива. Поэтому акцент смещен с личностных особенностей человека на состояние группы, сложившееся в данный момент.

Теория ценностного обмена опровергает описанные выше концепции. В ее центре находится рассмотрение той ситуации, которая складывается в группе, и особенностей взаимодействия субъекта с данным коллективом. Если можно говорить о наличии общих интересов или ценностей, а также об их взаимном дополнении, то данный человек сможет выйти в лидеры.

Однако ни одна из выделенных концепций не способна доказать свои теоретические положения. Естественно, в каждой из них содержится определенная доля истины и правильно акцентируется внимание на тех позициях, которые необходимы для лидерства. Но можно отметить своеобразную однобокость рассматриваемых явлений.

Читайте также:  Традиционный брак с инверсией ролей - психология

В связи с этим самой оптимальной в настоящее время считается системная концепция. В ее рамках утверждаются следующие положения:

  • лидерство нельзя однозначно определить одним-единственным фактором;
  • для выдвижения желанного менеджера необходимо, чтобы одновременно возникло сочетание определенных условий (наличие определенных личных достоинств, подходящей ситуации, соответствие собственных ценностей ценностям других сотрудников и так далее).

Классификации стилей лидерства

В современной социально-психологической литературе существует традиционное разделение на определенные типы. Речь идет о трех базовых стилях руководства: авторитарном, демократическом и либеральном. Для начала внесем некоторые коррективы.

Понятия «типы лидерства», «стиль лидерства» на первый взгляд являются близкими по значению.

Они обозначают совокупность методов и средств психологического воздействия, которые использует менеджер для того, чтобы оказать влияние на остальных членов коллектива.

Стили лидерства в организации включают в себя все возможные отношения и взаимодействия, складывающиеся между руководителем и подчиненными. Это достаточно широкое и общепринятое понимание.

Как показывает практика, понятия «лидер», «стили лидерства» нередко употребляются в качестве синонимов. Данная трактовка является также допустимой. Объясним, почему.

Рассмотренная выше типология лидеров в некоторых позициях совпадает с классификацией стилей, которая будет рассмотрена ниже. Это не является случайной закономерностью.

Тип лидера обычно определяют по тому, какой стиль он предпочитает. Но это, с одной стороны. С другой же — стиль лидерства выделяется в соответствии с тем, каковы индивидуальные (личностные) особенности руководителя. Именно поэтому получается в некоторых ситуациях сходство в терминологии и их содержании.

Авторитарный стиль лидерства

Для такого подхода идеальным подчиненным является дисциплинированный исполнитель, который практически не имеет права голоса. В таких группах руководитель только один — это он сам.

Авторитарный стиль лидерства характеризует выраженная властность лидера, директивность его действий и единоначалие при принятии решения. Помимо этого он систематически осуществляет контроль за действиями ведомых, контролируя каждый их шаг.

Авторитарный стиль лидерства подразумевает, что руководитель не позволит подчиненным вмешаться в руководство группой, подвергнуть сомнению или оспорить принимаемое им решение. Он всегда разделяет свои права и обязанности сотрудников, ограничивая их действия исключительно исполнительскими функциями.

В том случае, если руководитель имеет неоспоримый авторитет, группа его уважает и признает. В противном же случае — опасается, а сотрудники хотели бы иметь другое место работы.

Демократический стиль лидерства

Этот подход значительно отличается от первого. Демократический стиль лидерства подразумевает регулярное обращение к мнению подчиненных с целью получения их совета, привлечение их к разработке и принятию решений. Руководитель сотрудничает с группой, не проводя четких линий между своими правами и их обязанностями.

Демократический стиль лидерства подразумевает, что некоторые свои полномочия он при необходимости добровольно передает своим подчиненным. Последние же принимают их на себя, помогая руководителю исполнять его функции.

Демократичным лидером ценятся такие качества в людях, как самостоятельность, инициативность и творческий подход к делу. Ему важны не только деловые, но и личные взаимоотношения в коллективе.

Обычно в таких группах можно отметить дружелюбный, оптимистичный и заинтересованный настрой. Сотрудники и начальство стремятся к единой цели и воспринимают это как свое личное дело.

Либеральный стиль лидерства

При таком подходе руководитель старается не исполнять свои обязанности по руководству коллективом. Он выбирает не роль лидера, а предпочитает функции рядового члена.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-stili-liderstva-i-rukovodstva.html

Теории лидерства: основные, психология, стили

Людей всегда волновал феномен лидерства. Философы в древности были убеждены, что качества вождя даются человеку от рождения. В XIX веке активно обсуждалась теория лидерских качеств. Современные теории лидерства утверждают, что качествам руководителя можно научиться, развив их в себе.

О тайнах характера лидера

Чтобы организовать своих последователей и мотивировать их для совершения определенных поступков, руководитель должен быть незаурядной личностью. Без волевых качеств, личной харизмы и умения договариваться человек не сможет добиться, чтобы люди доверяли ему, жертвовали своим комфортом и сиюминутными потребностями во имя цели, на достижение которой он их вдохновил.

В древние времена особенно ценными были военные качества:

  • стратегический ум;
  • отвага;
  • умение рисковать ради победы.

Такие личности входили в историю, вокруг них слагались мифы. Мыслители пытались разгадать, с помощью каких качеств легендарный царь (воин или полководец) сумел вдохновить свой народ на подвиги.

Наблюдая за поступками выдающихся вождей, философы делали обобщающие выводы, давали рекомендации тем, кто в будущем захочет добиться подвигов в дипломатической и военной деятельности.

Стоит заметить, что мыслители древности считали происхождение героев важным обстоятельством, способствующим раскрытию лучших качеств человека.

Аристотель и Платон утверждали, что без набора определенных свойств мужчине не суждено стать выдающимся героем. Физическая сила и выносливость были необходимыми условиями для этого.

Новые времена диктуют новые обязанности и возможности для лидерской самореализации. Известно много историй, когда заурядный человек в необычных обстоятельствах проявлял себя, как талантливый руководитель. Лидером можно стать в силу разных обстоятельств.

Немалую роль играет окружение человека, его опыт, усилия, направленные на создание и поддержание лидерского имиджа.

Лидерские теории в психологии изучают разные факторы, побуждающие человека брать на себя ответственность и вести за собой последователей в сложных обстоятельствах.

О великом человеке

Самой древней является личностная теория. Судьба лидера рассматривалась, как продолжение его характера. Главный акцент делался на врожденных качествах человека. Необычайно харизматичный, смелый и избранный – таким должен быть лидер в понимании первых философов.

Труды мыслителей древности подавали портрет безупречного правителя, как собирательный образ успешных владык, которые жили и действовали раньше. На основе своих знаний о судьбе правителей философы давали советы тем, кто захочет повторить их путь.

В Древней Греции такая теория нашла свое отражение в трудах Платона «Государство», «Законы», «Политик» и Аристотеля (трактат «Политика»).

Похожий подход к описанию характера лидера свойствен трактату философов Древнего Китая «Дао дэ цзин» и трудам Конфуция об управлении.

О классических учениях

Концепции, описывающие феномен лидерства:

  1. Теория качеств. Эту концепцию, возникшую в XIX веке, можно назвать продолжением и дополнением древних учений о лидерах. Родоначальники теории – философ Томас Карлайл и психолог сэр Фрэнсис Гальтон. Британские мыслители в своих размышлениях о лидерстве придавали большое значение врожденным характеристикам выдающихся людей (харизме, способности убеждать). Философы были склонны идеализировать качества и таланты, которыми обладают представители правящих классов. По мнению Карлайла и Гальтона, народ будет иметь много лидеров при условии высокой рождаемости среди аристократии. Философы утверждали, что важными факторами в формировании «великого человека» являются не только его происхождение, но и опыт, образование. О том, что сын мельника или садовника может стать выдающимся человеком, речь не шла.
  2. Теория среды возникла в середине XX века. Основной ее принцип: выдающуюся личность формирует среда, в которой человек живет, обстоятельства, толкающие его на неординарные поступки. Главные приверженцы этой концепции – Т. Манн, Р. Стогдилл, С. Миллз. По мнению философов, рассматривая поступки того или иного лидера, важно учитывать его статус, мотивы, которыми он руководствовался, обращать внимание на общественный имидж «вожака». Среда, в которой человек живет, его друзья, близкие, духовные авторитеты – все эти факторы важны в развитии лидерских талантов. Важным достижением теории среды является стремление изучить мотивы и психологию последователей, которые доверяют лидеру. Характер и поступки лидера – это отражение группы, внутри которой он реализует себя.
  3. Личностно-ситуационная теория. Этот подход к изучению лидерства объединил две «враждующие» концепции: теорию о врожденных качествах и концепцию среды. Эту теорию активно разрабатывали профессоры из Мичиганского университета, а также – Д. Макгрегор. Объектом исследований ученых были не только качества лидера, но и его поведение. Результатом исследований стали выводы: для успешной самореализации лидера важно, насколько внимательно он относится к своим последователям, оценивает происходящее в коллективе и умеет организовать подчиненных для эффективной работы.
Читайте также:  Управление состоянием - психология

О современных концепциях

Современные лидерские теории основываются не только на достижениях талантливых концепций прошлого, но и на результатах исследований, которые проводит психология, социология и медицина. В контексте современных теорий акцент делается на лидерских возможностях, которые можно реализовать в мирное время, без возникновения острых социальных проблем.

В 1960 годах немалую популярность обрела ситуационная теория лидерства. Ее принцип: разные обстоятельства требуют разных форм лидерства. Ни один стиль управления нельзя считать идеальным. Если руководитель умеет проявить разные грани своего характера: жесткость, дипломатичность, эмпатию, чувство юмора, то он не допустит возникновения серьезных кризисных ситуаций внутри коллектива.

Трансформационные теории рассчитаны на людей ответственных и творческих. В основе этих концепций – принцип внутренней мотивации.

Если последователи искренне прониклись идеями лидера, они будут прикладывать максимум усилий, чтобы работа шла успешно. Руководитель трансформационного типа не может быть пассивным или авторитарным. Он изобретательный стратег, мастер своего дела.

Такой менеджер сумеет вдохновить своих последователей, т. к. работа является его призванием и источником гордости.

Об основных стилях поведения

К прогрессивным теориям и стилям лидерства часто обращаются руководители крупных предприятий и политики. Стилем называют манеру поведения руководителя с подчиненными. С помощью той или иной стратегии поведения лидер может призвать коллектив к порядку или стимулировать представителей своей группы к созданию новых идей. Выделяют 5 основных лидерских стилей.

  1. Демократический. Важные решения лидер принимает совместно с членами своей группы. Руководитель доверяет коллективу и умело мотивирует его. Каждый человек может проявить свои умения при выполнении общей задачи.
  2. Авторитарный. Заручившись властью, автократический руководитель принимает решения в одиночку. Используя административные методы воздействия, лидер навязывает их членам своей группы.
  3. Либеральный. Вмешательство руководителя в процесс принятия решений сведено к минимуму. Он задает общее направление деятельности. Дальнейшая работа зависит от действий и решений группы.
  4. Патерналистский. Лидер общается с членами своей группы, как внимательный и заботливый отец. Он готов выслушать и подбодрить каждого последователя. Такой руководитель тактично указывает подчиненным на совершенные ими ошибки, хвалит за успехи. В ответ на чуткость и заботу о них люди с восторгом откликаются на все идеи и новые проекты и добросовестно трудятся для достижения общей цели.
  5. Транзакционный. Чтобы улучшить или сохранить на высоком уровне показатели работы, руководитель создает стратегию наград и поощрений. С их помощью мотивировать членов коллектива становится проще. Такой тип управления используется в менеджменте.

Заключение

В древних трудах Платона, Аристотеля и Конфуция отразилась теория врожденных качеств. По мнению мыслителей, достичь вершин может лишь великий человек, у которого доблесть, мудрость и сила – «в крови». В XIX веке британские философы Т. Карлайл и Ф.

Гальтон усовершенствовали и дополнили эту концепцию, развилась теория качеств. XX век подарил миру новую лидерскую концепцию: теорию среды. Этот подход подразумевает, что лидером может стать лишь тот, кто эффективно взаимодействует со своими последователями.

Основные теории, популярные в современном мире, сочетают в себе принципы концепций прошлого и дополняют их новым пониманием роли руководителя. Существуют разные стили управления: авторитарный, демократический, либеральный, патерналистский, транзакционный.

Каждая форма лидерства позволяет руководителю проявить себя в определенном образе: жесткого вождя, чуткого покровителя, креативного вдохновителя.

Современные теории уделяют много внимания не только качествам «вожака», но и внутренней мотивации его последователей.

Источник: https://psyhoday.ru/obshchenie/teorii-liderstva.html

Лидерство. 3 стиля управления истинного лидера

А для этого нужны не только знания и лидерские качества, но и соответствующий уровень опыта, жизненная мудрость и авторитет среди окружающих.

Стили управления лидера — всегда разные?

Конечно, лидер и стили лидерства – это местами довольно обобщенные понятия. Так, можно найти разные классификации типов и стилей лидерства в рамках различных теорий. И каждая из моделей, рассматривающая лидерство и стили управления, может использоваться в определенных ситуациях.

Читайте по теме В чем разница между руководителем и лидером?

Понятная модель стилей лидерства

Дабы не углубляться в сложную терминологию и анализ разнообразных точек зрения на один общий вопрос, рассмотрим три базовых стиля управления лидера, которые нам предложил в свое время Курт Левин.

Дети, находящиеся под руководством демократического лидера, были не столь продуктивны как при авторитарном режиме работы, однако они делали гораздо более весомый вклад в работу и получали на выходе более качественный результат.

Стоит отметить, что демократический лидер всегда поощряет активное участие подчиненных в рабочем процессе, хотя последнее слово и остается за ним. При этом сама группа имеет более высокий уровень мотивации, а ее члены гораздо активнее в творческом плане.

Либеральный стиль лидерства

Либеральный стиль руководства часто ассоциируется с достаточной степенью свободы, на что наталкивает и само название. Не зря его часто называют именно попустительским. Он характеризуется свободой действий членов группы, а также тем, что руководитель позволяет всем участникам работы принимать решение самостоятельно.

Каковы были результаты исследования на сей раз? При либеральном стиле управления дети были наименее продуктивны и обладали достаточно низким уровнем мотивации.

Хотя подобный подход и может давать хорошие результаты, работает он часто лишь среди тех объединений людей, каждый член которых – сам по себе квалифицированный и опытный специалист. В иных же случаях, либеральный подход может привести к неправильному распределению задач и ролей в команде. А как следствие – к неудовлетворительным результатам.

Каждому лидеру — свой стиль управления!

Как показал эксперимент, демократический стиль лидерства дает наиболее высокие результаты. Очевидно потому, что он максимально сбалансирован и хорошо подходит к различным группам людей в различных сферах деятельности.

Однако это вовсе не значит, что такой подход к лидерству – единственный верный во всех ситуациях. Это лишь означает, что любая работа требует детального анализа, часть которого – это принятие одного из принципов руководства, наиболее подходящего в конкретном отдельно взятом случае.

Читайте также:  Психология в именах - психология

Источник: https://piter-trening.ru/liderstvo-3-stilya-upravleniya-istinnogo-lidera/

Психология. Люди, концепции, эксперименты

В 1939 году Курт Левин возглавил группу исследователей, которая занималась изучением лидерства. Хотя впоследствии число выделенных стилей лидерства было расширено, вначале Левин со своей командой определил три стиля: авторитарный, демократический и попустительский.

В рамках исследования школьников поделили на три группы, каждую из которых возглавлял человек, демонстрирующий один из основных стилей лидерства.

Эти люди управляли детьми в ходе выполнения конкретного проекта (школьники занимались искусством и ручным трудом), а исследователи изучали реакцию группы на действия и распоряжения лидера.

Авторитарные лидеры всегда четко объясняют людям, что надо делать, к какому времени должно быть выполнено задание и как именно его нужно выполнять. Принимая решения, они практически не учитывают точку зрения других членов группы, в силу чего между ними и теми, кто выполняет распоряжения, часто случаются расхождения во взглядах.

Левин обнаружил, что при таком стиле лидерства у людей практически не остается пространства для творчества в процессе принятия решений. Если лидер злоупотребляет своей властью, то его воспринимают как человека, любящего командовать и контролировать, с диктаторскими наклонностями.

Авторитарное лидерство больше всего подходит для тех случаев, когда лидер, безусловно, самый знающий и квалифицированный член команды или у группы нет времени для совместной выработки решения.

Кроме того, оказывается, перейти с авторитарного стиля лидерства на демократический намного труднее, чем с демократического на авторитарный.

Полученные командой Левина результаты свидетельствовали о том, что наиболее эффективен демократический стиль лидерства. Демократические лидеры активно участвуют в деятельности групп, позволяют другим членам выражать свою точку зрения и предлагают им помощь и руководство.

Левин обнаружил, что в таких группах дети трудились менее продуктивно в количественном выражении, чем в командах под руководством авторитарного лидера, однако их вклад был более качественным.

Последнее слово оставалось за демократическим лидером, но к участию в принятии решений привлекали всех членов группы, благодаря чему они чувствовали себя вовлеченными в процесс и мотивированными, что очень способствовало их креативности.

Лидер с таким стилем ведет себя пассивно, перекладывая все решения на плечи членов своей группы. Левин выяснил, что этот стиль лидерства наименее эффективен.

Исследователь отмечал, что в такой группе дети требовали от своего лидера распоряжений и решений, не умели работать самостоятельно и крайне неохотно и неэффективно трудились сообща.

Тем не мене такое лидерство может приносить пользу, если все члены группы имеют высокую квалификацию в какой-то узкой области, но в большинстве случаев оно ведет к низкой мотивации членов команды и нечеткому распределению ролей.

Сосредоточенность Левина на поведении индивида во взаимосвязи со средой, а не прошлым опытом, стала поворотным моментом в развитии психологической науки; этого ученого по праву считают одним из отцов-основателей социальной психологии. Применение им принципов гештальтпсихологии, понимание влияния ситуативных факторов и работа в области групповой динамики значительно повлияли на подход современных психологов к изучению группового поведения.

Показать оглавление Скрыть оглавление

Источник: http://ogrik2.ru/b/pol-klejnman/psihologiya-lyudi-koncepcii-eksperimenty/5796/stili-liderstva/82

Стили лидерства — Сайт рефератов my-ref.net

В современной теории управления рассматриваются различные управленческие стили, которые могут быть соотнесены с тремя стилями лидерства. Стиль лидерства — типичная для лидера система приемов воздействия на подчиненных (ведомых).

Куртом Левином выделены следующие стили лидерства: авторитарный (жесткие способы управления, пресечение инициативы и обсуждения принимаемых решений), демократический (коллегиальность, поощрение инициативы) и анархический (отказ от управления, устранение от руководства).

Некоторые ученые предлагают иные термины, не меняющие самой сути понятий: директивный, коллегиальный, разрешительный (попустительский).

Авторитарный лидер, беря ответственность на себя, возвышается над группой, голос и позиция такого лидера становятся решающими, его деятельность направлена на достижение поставленной перед группой цели. Высокая дисциплина и четкая слаженность действий в работе команды исключает вариативность тактик и учет эмоций.

Единоличный способ принятия управленческих решений, жесткий и строгий контроль за выполнением заданий связан с ожиданиями беспрекословного повиновения со стороны подчиненных и объясняет предпочтение репрессивным методам воздействия на команду Внешне авторитарный стиль нередко проявляется в приказном, безапелляционном тоне, жесткости в общении.

Демократический лидер находится внутри группы, поэтому он открыт для дискуссии, обсуждения действий команды. Гибкость в подходах к решению поставленных задач и разнообразие точек зрения формируют видение общей цели всеми членами команды, будят их творческую активность.

Демократический стиль подразумевает широкое делегирование полномочий, умеренный контроль за выполнением заданий, учитывающий самоконтроль исполнителей, предпочтение поощрительных средств воздействия.

Такого лидера характеризует ровный тон в общении, доброжелательность, открытость, терпимость к критике.

Анархический лидер, пропагандируя произвол, всегда в стороне от группы, для него характерно отсутствие установки на совместную деятельность, сотрудничество.

Уклонение от принятия стратегически важных решений сопровождается отсутствием четкости в распределении заданий, прав и обязанностей в команде, незначительным контролем подчиненных, использованием коллективного способа принятия решения для ухода от ответственности.

Внешняя приветливость, тактичность и лояльность по отношению к действиям подчиненных у анархического лидера оборачивается безразличием как к нуждам коллектива, так и к критике в собственный адрес. Все перечисленные черты ставят под сомнение вопрос о целесообразности лидера такого типа в настроенной на работу группе.

Авторитарный и демократический стили лидерства обычно противопоставляют, при этом указывают, к каким положительным и отрицательным последствиям ведет каждый из них.

Демократический стиль лидерства позволяет сделать эффективной деловую коммуникацию и улучшить обратную связь; однако, создавая благоприятные условия для творчества, способствую разностороннему анализу ситуации, повышая мотивацию сотрудников, коллегиальность замедляет процесс принятия решения, особенно в условиях дефицита времени, что создает дополнительный хаос Напротив, авторитарное лидерство, позволяя более четко координировать действия, разграничивать обязанности и управлять сотрудниками, ускоряет процесс принятия решения, но оборачивается безынициативностью сотрудников, отсутствием должного творчества и гибкости в команде. Настоящий лидер умеет использовать преимущества обоих стилей руководства, совмещать демократический подход с авторитарным в зависимости от ситуации. В данном случае необходимо учитывать разнообразные факторы: условия деятельности группы, характер решаемых задач, квалификацию исполнителей, продолжительность совместной работы.

Авторитарный стиль уместен при наличии двух условий: (1) этого требует производственная ситуация, (2) команда добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы.

Например, необходимая быстрая реакция на изменение внешних условий в малых организациях или успешное прохождение этапа становления в «молодых» организациях могут быть обеспечены четкими, оперативными действиями авторитарного лидера.

Для эффективной работы демократического лидера требуется стабильный, сложившийся коллектив, высокая квалификация команды, среди которой выделяются активные, инициативные, нестандартно думающие и действующие сотрудники. В отсутствие экстремальных ус­ловий успешнее решаются инновационные и нестандартные задачи, повышается удовлетворенность команды своим трудом.

По наблюдениям психологов, предпочтение того или иного стиля в значительной мере обусловлено психологическими характеристиками лидера. Считается, например, что для флегматиковестественнее демократические методы управления, а для людей холерического склада — директивные.

Невозможно радикально поменять свой стиль, но скорректировать его в зависимости от ситуации не только можно, но и необходимо. Следует помнить и о том, что в коммуникации, в том числе в деловой, не существует «чистых» стилей взаимодействия (в данном случае: лидерства, руководства).

При выборе оптимального стиля взаимодействия с командой важно учитывать функциональную направленность задач лидера.

Для создания творческой атмосферы, стимулирования интеллектуальной деятельности используют демократические методы управления, а для укре­пления дисциплины, обеспечения четкости, слаженности работы команды — административные.

Источник: http://www.my-ref.net/stili-liderstva/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию