Субличность — психология

Объединение субличностей

Одно из самых вредных заблуждений — представление о себе как о неделимом, неизменном и во всем последовательном существе. Мы можем легко убедиться в своей многозначности, осознав, как часто мы меняем привычную, поэтому жизнь временами кажется нам болотом, временами — гонками, приключением, кошмаром, загадкой, праздником и т.д.

Различные модели мира, шаблоны нашего сознания по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой из них у нас есть соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств, поступков, привычек и мнений.

Эта совокупность элементов образует нечто вроде личности в миниатюре или, как мы будем называть ее, субличность.

Субличности — это психоэнергетические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы.

зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас — толпа.

Здесь могут быть бунтарь и домохозяйка, мыслитель и авантюрист, саботажник и аскет, организатор и лентяй — каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно уживаются в одном человеке.

Будучи в состоянии различать свои субличности, можно относительно ясно увидеть картину своей внутренней жизни.

Когда мы выявляем субличность, у нас появляется возможность отделить себя от нее и наблюдать со стороны. Это дает относительную свободу, поскольку над нами властвует то, с чем мы себя отждествили.

Поскольку мы все склонны отождествлять себя — становиться одним и тем же — с той или иной субличностью, мы начинаем считать себя ею и верить, что мы есть она и ничто иное. Что значит быть пленником субличности? Это значит, что она навязывает нам свойственные себе стереотипы и не допускает других.

Но если какая-то установка или форма отношения к происходящему оказывается единственной для меня возможной, она становится нетерпимостью. Если какая-то форма поведения оказывается для меня единственно возможной — она становится вынужденной.

Если какая-то точка зрения становится для меня единственной — она становится шорами. Разотождествление является разрывом с этой иллюзией и возвратом к себе. Нередко это сопровождается чувством просветления и освобождения.

До того, как мы приступили к работе, субличности — это миры, почти не связанные между собой, которые не принимают во внимание и не понимают друг друга.

Но едва их пронизывает осознание, как между ними начинают устанавливаться связи.

Осознание не только освобождает, но и объединяет — словно лед тает между населяющими личность обитателями, и они сливаются между собой, сохраняя в то же время свои изначальные черты.

Субличность — определенная сосвокупность установок, стереотипов поведения, верований, влечений и т.д. образ, несущий не только смысловую, но и энергетическую нагрузку. Различные субличности представляют разные формы единой энергии.

Субличность — это психоэнергетическое образование, и в соответствии с универсальным законом о неуничтожимости энергии, энергию (субличность) нельзя уничтожить. Разрешение энергетического конфликта состоит в преобразовании субличности.

Чем больше мы пытаемся избавиться от того, что нас не устраивает, тем больше оно выходит наружу, обостряя конфликт. Поскольку энергия неуничтожима, ее подавление приводит лишь к тому, что она находит свое проявление в других областях жизни. Так что мы занимаемся перераспределением энергии, вместо того, чтобы преобразовывать ее.

Конфликт между субличностями преодолевается на пути объединения, интеграции конфликтующих сторон.

Рассмотрим диаграмму: это состоящее из субличностей поле нашего сознания. Находясь в поле сознания, мы имеем возможность вводить в него как подсознательные, так и сверхсознательные элементы. В центре поля находится «я». И все это составляет единое целое.

Некоторые субличности более близки к осознанию, некоторые удалены от него, некоторые находятся в инстинктивной, подсознательной зоне, некоторые в области сверхсознательного.

Каждая из субличностей состоит из известных 3-х уровней — подсознания, сознания и надсознания. Каждая субличность имеет высшее «Я» и витальную энергию, расположенную в нижней части карты. И только из центра 4 можно управлять этими энергиями.

«Я» каждого человека содержит в себе первичные «я», отрицаемые или подавляемые «я» и недоразвитые «я».

Первичные «я» — это те «я», которые стоят на поверхности сознания и руководят действиями человека в соответствующих ситуациях.

Они, в основном, представляют из себя правила и нормы поведения в обществе и направлены на выживание индивида.

Если взять в качестве примера компьютер, тогда первичные «я» можно сравнить с теми основными и вспомогательными программами, которые помогают компьютеру решать поставленные перед ним задачи.

Первичные я обладают в нашей жизни очень большой силой и влиянием. Фактически они есть то, с чем человек себя отождествляет. Вселенная часто становится недружественной к нам, именно когда мы отождествляемся с правилами поведения, то есть с первичными я. Первичные я возникают как условный ответ на отрицание чего-то. Например, если вы отрицаете слабость, то создаете силовую субличность.

Хотя они и стоят на поверхности сознания, человек все равно не осознает этого, потому что он отождествляет себя с ними. Можно утверждать, что человек — марионетка в руках этих «я»; как они говорят ему, так он и поступает. Как рыба не знает, что она плавает в воде, пока ее не вытащишь и не покажешь ей воду, так и человек не способен увидеть, что им руководит какая-то из субличностей.

Вторичные или отделенные я находятся в подсознании. Они по тем или иным причинам отрицаются человеком. В силу ряда обстоятельств у всех них стоит оценка “плохо”, поэтому человек всячески избегает иметь с ними дело, подавляя их в себе и не выпуская на поверхность сознания.

Наверное, родители играют самую важную роль в формировании этих я. Отрицаемые «я» — это те чувства, мысли и энергии, которые человек подавляет в себе с помощью первичных «я».

Первичные «я» считают, что выход отрицаемых «я» на поверхность сознания и позволение им действовать по собственному усмотрению может грозить большими неприятностями или даже гибелью. Например, многие люди боятся открыто проявлять свою сексуальность.

Если это произойдет, за этим может последовать нечто страшное, считают они; дальше первичные «я» рисуют человеку, что именно может произойти и как это ужасно.

Недоразвитые я — это то, в чем мы чувствуем в себе недостаток, и то, что стремимся развить. Недоразвитые «я» — это те энергии, которые человек не развил в себе.

Например, когда вы видите перед собой взрослого человека, который ведет себя беспомощно, подобно ребенку, вы с большой долей вероятности можете утверждать, что его энергия взрослого человека, который берет ответственность за жизнь на себя, недоразвита.

Существует также понятие оперативного я. Это я часто включает в себя все первичные субличности — либо это один контролер.

Как все это происходит, как зарождаются субличности? Это происходит в глубоком детстве, с самого рождения, а может быть, еще и в утробе. Ребенок, рождаясь, является беззащитным, уязвимым и полностью зависимым от взрослых.

Так он начинает понимать, что ему необходимо установить какой-то контроль над окружением, чтобы избежать неприятных ощущений.

Начало контроля обозначает начало развития личности, потому что контроль означает уход от беззащитного и уязвимого состояния и приобретение силы.

Состояние открытости миру, а, следовательно, уязвимости, и есть наше первоначальное «я». Чем больше мы развиваем в себе контроля и силы, тем дальше уходим от нашего начального «я»; часто мы полностью теряем с ним связь. И это самая огромная потеря, которую мы можем перенести, потому что с установлением контроля и обретением такого рода силы в нашей жизни начинается самый настоящий ад.

Как развивается контроль? Например, ребенок понимает, что его мама счастлива, когда он улыбается. Он начинает чаще улыбаться и наслаждается наградой, которая за этим следует. Потом он узнает, что за улыбкой не всегда следует награда, что его могут и наказать.

Например, он, улыбаясь, разбил самую дорогую вашему сердцу кружку или вазу. В начале жизни ребенка всячески поощряют ходить в туалет, а потом ругают и наказывают, если он сделал это в штаны. За проявление гнева, агрессии, лжи, жадности, силы, слабости, сексуальности и др.

ребенка тоже могут или поощрить, или наказать. Например, мальчиков поощряют быть сильными и наказывают, если они проявляют слабость; с девочками, как вы знаете, обычно поступают наоборот.

В зависимости от того, какие правила устанавливают родители и окружение ребенка, так он и развивается, расщепляя себя, подавляя одни энергии и культивируя другие.

Конечная цель работы с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как «я», как центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих маленьких «я».

Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно научиться быть гибким, чтобы не зависеть от субличностей, но в то же время и не подавлять их самовыражения и не игнорировать их потребности. Иными словами — уметь им сочувствовать.

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/psikhologiya/25000-ob-edinenie-sublichnostej

Путь к высшей ясности — Субличности для психолога

• Статьи » Работа психолога » Субличности для психолога

Почему вообще у человека случается ситуация внутренней борьбы? Естественно, потому, что у него есть несколько различных потребностей, которые создают разные желания, и они могут конфликтовать, конкурировать между собой.

Поспать, поесть или влюбиться? Не такой смешной и не такой простой вопрос, если все эти потребности приблизительно в равной мере сильны. И хорошо, если вопрос стоит в такой позитивной форме. Гораздо хуже, когда существуют неприятные, вынужденные выборы. А бывает и так, что выбирать приходится между гадким и поганым.

За каждую потребность, каждое желание, каждую эмоцию отвечают разные зоны мозга. Было бы заманчиво так и рассматривать личность анатомически, но увы: личность – информационное образование.

В сети расстояния измеряются не километрами, а пингами и хопами, и пакет может дойти от Москвы до Гамбурга быстрее и через меньшее количество узлов, чем до соседнего дома.

Топология сети и география связаны достаточно слабо, и так же слабо структурно связаны анатомия мозга и человеческие мысли и эмоции.

Неправильно было бы представлять себе что-то вроде городского района, где в доме №4 живет удивление, а в доме №6 – осторожность, а еще через дом — симпатия. Вернее было бы их вообразить в виде разных служб: электричество, вода, газ, телефон, интернет, отопление, телеантенна, пожарная сигнализация, да мало ли…

Они присутствуют везде, хотя и в разной степени, и способны взаимодействовать в зависимости не от того, как близко сошлись коммуникации, а от того, насколько они пересеклись административно (хотя да, случается и паразитное влияние). И в каждой службе есть управления, отделы, подстанции…

Некоторые сервисы интегрированы между собой настолько плотно, что бывает трудно отделить один от другого. Другие сервисы формально независимы и изолированы, но прекрасно контачат неформальным образом.

Скажем, сотрудники службы лифтов и электрики отменно взаимодействуют между собой (в хорошем, конечно, случае), хотя и подчиняются разным ведомствам.

Можно сказать, что некоторые системы удобнее выделять не географически, не физически и даже не административно, а функционально. Примерно такое же функциональное разделение построено и в мозгу. Есть координационный центр – сознание. Есть системы сбора информации – органы чувств. Есть двигательные системы. Есть системы охраны здоровья.

Читайте также:  Ответственность за выбор - психология

Есть центры, управляющие поведением, задаваемым разными инстинктами, и их много. Некоторые из них достаточно сложны, настолько сложны, что имеют координационные центры, подобные сознанию, хотя сознание, конечно – самый центральный узел.

Бывает, конечно, что они развиваются до такой степени, в которой способны с сознанием конкурировать, но мы не об исключениях, а о правиле.

Таких мощных, развитых систем у обычного человека может быть несколько, обычно от двух до семи, редко меньше или больше.

Они называются субличностями из-за того, что их функционирование во многих случаях может быть описано, как поведение отдельной, пусть и несложной личности.

Это не значит, что оно только похоже на поведение, не являясь им; поведение сознания называется так тоже лишь потому, что может быть так описано.

Контакт между субличностями может быть разным: плотным или слабым, частым или редким, прямым или опосредованным (через знаки и символы). В традиционной модели считается, что чем субличности интегрированнее, тем оно лучше. Не могу сказать, что это всегда так, но в общем и целом – близко к истине.

Субличность, потерянная в дебрях информационной сети, если у нее остались средства управления целевой функцией, может создавать для всей личности неудобные ситуации.

Если субличность, ведающая аппетитом, знает лишь то, что организм надо питать, и не знает больше ничего, то в любой момент, когда она решит, что надо заправиться, она будет посылать сигнал: «Жрать давай! Надо!» Поскольку функция, как я уже сказал, целевая, то есть закрепленная за этой субличностью, то сопротивляться этому сигналу бывает настолько трудно, что диетологи без работы не сидят.

Если субличность, ведающая безопасностью, не будет оглядываться на управляющие и ограничивающие сигналы других субличностей, то человек будет трусом. Изолированный «безопасник» будет накладывать вето на рискованные решения, и не будет никакой возможности обсудить с ним ситуацию .

Да, попытки заткнуть мешающий сигнал могут оказаться эффективными. Тогда забитая в темный угол субличность теряет контроль над целевой функцией, так нужной человеку, и вместо ожирения, например, мы неожиданно встречаемся с анорексией. А что бывает с бойцами, потерявшими страх, может вам рассказать любой ветеран.

Поэтому правильный, полезный путь – взаимодействие.

Существуют методы, позволяющие общаться с развитыми субличностями довольно подробно. По крайней мере один из них даже очень красив и остроумен, но технические вопросы имееь смысл рассматривать отдельно и не в формате статьи.

Источник: http://r.eedd.cc/articles/subpers

Основные субличности человека в психологии и в жизни

Не секрет, что для многих людей их сознание является полем боя, на котором ведут свои сражения, борются за власть различные внутренние голоса. Многие психотерапевты и психологи, создавая  теории, обязательно учитывают эти различные стороны личности.

Фрейд называет один голос Сверх-Я, второй – Оно, Перлз соответственно Собака-сверху и Собака – снизу, а Берн  – Родитель и Ребенок.Собака-сверху и Собака-снизу – вариант перевода терминов «topdog» и «underdog» из лексикона гештальтистов.

Они взяты из английской разговорной речи и обозначают доминирующую сторону и сторону, заведомо обреченную на поражение.

Недостаток этих построений в том, что в них все люди оказываются носителями одной и той же универсальной структуры личности, и здесь сглаживаются индивидуальные особенности человека.

Например, Перлз пишет: «Собака – сверху ведет себя как задира, постоянно высказывает свои требования и угрожает жизненными катастрофами, а Собака-снизу воздействует своей беззащитностью, прося прощения, изображая плачущего ребенка и т.д.»

В этом отношении более интересна система Ассаджиоли, где эти внутренние голоса именуются субличностями. Их количество и особенности могут быть разными у различных людей, и пациенту во время психотерапии часто необходимо познакомиться с каждой из них.

Силы и возможности

Субличность строится на основе какого-то желания или устремления  личности. Сила этого желания и сила субличности может зависеть от ситуации, в которой впервые возникло это желание.

Есть субличности для ролей, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребенок, Начальник, Подчиненный, Учитель, Актер, Клоун и т.д.

Есть субличности в психологии, которые присутствуют большую часть жизни и отражают определенный набор ваших качеств и характеристик.

Результат работы субличностей

Способность быть успешными и счастливыми коренным образом определяется тем, как мы согласовываем и управляем своими субличностями. Состояние, когда субличности согласованно работают и преследуют одну цель, называется конгруэнтностью. Внутренняя конгруэнтность дает силу и энергию.

Мы конгруэнтны, когда все наше поведение (и внешнее и внутреннее) нацелено на один результат, и мы имеем свободный доступ к своим ресурсам. Маленькие дети почти всегда конгруэнтны. Когда они хотят чего-то, они хотят этого всем своим существом. Но быть в гармонии с самим собой не означает, что все субличности играют одну и ту же мелодию.

В оркестре инструменты играют согласовано, и общее звучание – нечто большее, чем партия любого инструмента.

Демоны или помощники?

Церковь также не оставила вниманием субличности человека. Обычно неугодные ей части души объявляются «демонами», «дьяволом» и т.п. Некоторые церкви многие века упражняются в уничтожении субличностей человека.

Особенно «успешен» опыт католической церкви, в Ватикане существует целый отдел занятый истреблением неугодных ему ипостасей человека (процедура экзорцизма).

При этом никто не задумывается, что происходит с людьми, потерявшими часть своей личности? Не поблекли ли для них краски жизни, стали ли они счастливее приблизившись к растительному существованию?

Их нужно беречь

Мы уверены, что нужно беречь и сохранять все свои субличности, какими бы ужасными они не выглядели на сегодняшний день, это части вашей души.

В практике

В  практической работе для знакомства и работы со своими субличностями мы используем метод символдрамы и близкие к ней методы измененных состояний сознания.

Пациенту очень важно и полезно познакомиться с субличностями, увидеть их, дать имена, понять, что хочет каждая из них. Общение с субличностью может дать понимание застарелой проблемы, найти пути ее разрешение.

Субличность не терпит насилия, угроз, но готова прислушаться к увещеваниям и просьбам.

Источник: http://psyopora.ru/sublichnosti-cheloveka-v-psihologii.html

Хотите разобраться в себе? Знакомьтесь: субличности

Продолжаем разбираться в себе. Сегодня речь пойдёт о субличностях…

Для многих людей их сознание является полем боя, на котором ведут свои баталии, борются за власть различные внутренние голоса.

Так, например, один голос говорит:

— Энн, ты должна сегодня позаниматься. Ты же хочешь хорошо закончить школу, для того, чтобы поступить в медицинский колледж, получить профессию и добиться успеха в жизни.

Другой голос возражает:

— Еще один вечер потратить на занятия? А ты так давно не позволяла себе развлечься. Почему бы тебе не позвонить Чарли, не сходить с ним в кино или еще куда-нибудь, а может быть даже лечь с ним в постель?

А третий голос убеждает:

— Ты вовсе не хочешь видеть Чарли. Ты все еще тоскуешь по Сэму. Ты бросила его из-за учебы и карьеры. А разве тебе не хочется просто быть женой и матерью, как твоя мать?

Многие психологи, создавая свои теории, учитывают эти различные стороны личности. Зигмунд Фрейд называет первый голос Сверх-Я, второй — Оно, Фриц Перлз, соответственно, Собака-сверху и Собака-снизу, а Эрик Берн — Родитель и Ребенок.

Эти теоретические системы являются очень полезными, но их недостаток состоит в том, что в них все люди оказываются носителями одной и той же универсальной структуры личности, и таким образом сглаживаются индивидуальные особенности отдельного человека.

Например, Перлз пишет: «Собака-сверху ведет себя как задира, постоянно высказывает свои требования и угрожает жизненными катастрофами, а Собака-снизу воздействует своей беззащитностью, прося прощения, изображая плачущего ребенка и т.д.

», характеризуя этих вечно грызущихся персонажей вообще, а не применительно к данному конкретному человеку.

В системе Роберто Ассаджиоли внутренние голоса были названы субличностями. Их количество и особенности могут быть разными у разных людей, и пациенту во время психологической консультации иногда самому приходится называть каждую из них. Вот какие имена дала им Энн: Честолюбивая Анна, Игривая Девочка, Одинокое Сердце.

Как она поняла в результате работы со своими субличностями, Честолюбивая Анна — это та ее часть, которая желает успеха, не хочет, чтобы жизнь заманила ее в ловушку, как случилось с ее родителями, оказавшимися на грани бедности.

Честолюбивая Анна чувствует поддержку и поощрение со стороны учителей, считающих ее особоодаренной. Игривая Девочка досадует на необходимость работать, ее раздражает стремление Честолюбивой Анны к высшему образованию, лишающее ее тех удовольствий, которые доступны ее друзьям.

Одинокое Сердце видит, что и в жизни родителей есть определенные преимущества, и стремится к ним.

Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности. Сила каждого желания и соответствующей ему субличности может зависеть от ситуации, в которой впервые возникло это желание. Я лично предпочитаю не пользоваться терминами «Собака-сверху», «Собака-снизу», «Родитель», «Ребенок» и т.д.

Мне хотелось бы, чтобы вы научились анализировать, идентифицировать, распознавать свои внутренние голоса и дали каждому голосу свое индивидуальное имя. Без сомнения, одна из ваших субличностей будет разновидностью Собаки-сверху. Однако мой Обвинитель отличается от вашего Злобного Демона, который, в свою очередь, не похож на Честолюбивую Анну нашей Энн или критика вашего приятеля.

Число субличностей в каждом человеке весьма велико. Есть субличности и для тех ролей, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребенок, Начальник, Подчиненный, Учитель, Ученик, Пациент, Врач, Потребитель, Антрепренер и т.д. У многих из нас могут быть даже субличности, имеющие разное отношение к проблемам уличного движения, например, Пешеход, Пассажир, Водитель.

У каждого человека есть большой набор субличностей, отличающийся от субличностей других людей.

Но вместо того, чтобы об этом говорить, давайте лучше на практике попытаемся идентифицировать некоторые ваши субличности…

Источник: http://www.CentrResheniy.ru/hotite-razobratsya-v-sebe-znakomtes-sublichnosti/

Субличность

Сyбличнocть (aнгл. subpersonality) — вocпpинимaeмoe coзнaниeм кaк нeчтo oтдeльнoe oт ceбя, a тaкжe внyтpeнний oбpaз, пpивязaнный к этим элeмeнтaм.

Сyбличнocти вoзникaют нa paзных этaпaх paзвития чeлoвeкa и oбecпeчивaют eгo зaщитy, peaлизaцию eгo пoтpeбнocтeй и пoзвoляют eмy жить тaк, кaк oн живёт. Бaзoвым пpeдcтaвлeниeм мeтoдa пcихoлoгичecкoгo иccлeдoвaния личнocти «Диaлoг c гoлocaми» (aнгл.

Voice Dialogue, aвтopы: Сидpa и Хэл Стoyны) являeтcя пoлoжeниe, чтo личнocть чeлoвeкa нe eдинa, a cocтoит из мнoгих oтдeльных «я», кoтopыe и нaзывaютcя cyбличнocтями.

Сyбличнocти мoгyт вpaждoвaть, paзгoвapивaть, дoгoвapивaтьcя, дpyжить…

Пoнятиe cyбличнocти ввeдeнo в нayчный oбихoд в paмкaх пcихocинтeзa (пcихoтepaпeвтичecкoй cиcтeмы), paзpaбoтaннoй итaльянcким пcихиaтpoм и пcихoлoгoм P. Accaджиoли.

B cooтвeтcтвии c eгo пpeдcтaвлeниями cyбличнocть пpeдcтaвляeт coбoй динaмичecкyю пoдcтpyктypy личнocти, oблaдaющyю oтнocитeльнo нeзaвиcимым cyщecтвoвaниeм.

Сaмыe типичныe cyбличнocти чeлoвeкa — тe, чтo cвязaны c coциaльными (ceмeйными или пpoфeccиoнaльными) poлями, кoтopыe oн пpинимaeт нa ceбя в жизни, нaпpимep, c poлями дoчepи, мaтepи, cынa, oтцa, бaбyшки, любимoй, вpaчa, yчитeля и т.д.

 Сyбличнocти пpoявляютcя oпocpeдoвaннo, нaпpимep, в тoм cлyчae, кoгдa чeлoвeк paзгoвapивaeт caм c coбoй, вeдёт внyтpeнний диaлoг. Гoлoca, кoтopыe пpи этoм гoвopят, зaдaют вoпpocы и oтвeчaют вo внyтpeннeм миpe чeлoвeкa, и ecть пpoявлeниe eгo cyбличнocтeй. Кaчecтвa, cпocoбнocти и нaвыки чeлoвeкa, кoтopыe oн дeмoнcтpиpyeт в cвoeй жизни, тaкжe являютcя пpoявлeниями eгo cyбличнocтeй.

B cтpyктype coзнaния coздaтeли «Диaлoгa c гoлocaми» выдeляют тpи ypoвня:

  • Уpoвeнь нaблюдeния, или ocoзнaния.
  • Уpoвeнь cyбличнocтeй.
  • Уpoвeнь Эгo — зoлoтaя cepeдинa, кoтopaя лeжит мeждy «пepвичными Я» (cyбличнocти) и «oтcтpaнёнными Я» (нaблюдeниe) чeлoвeкa.

Haблюдeниe oтличaeтcя oт yмa тeм, чтo пpи вocпpиятии oкpyжaющeгo миpa нa этoм ypoвнe чeлoвeк нe дaёт никaких oцeнoк, нe дeлaeт никaких вывoдoв.

Пo тeopии Сидpы и Хэлa Стoyн, cyбличнocти, вoзникшиe в пpoцecce coзpeвaния пcихики чeлoвeкa, cлyжaт для зaщиты «внyтpeннeгo peбёнкa» oт yязвимocти и бeззaщитнocти и пoзвoляют дocтигaть пocтaвлeнных в жизни цeлeй.

Bнyтpeнний гoлoc — гoлoc нaших poдитeлeй. Haгляднoe пpeдcтaвлeниe cyбличнocтeй Poдитeли и их взaимoдeйcтвия мeждy coбoй.

Читайте также:  Король не бывает виноватым - психология

Сyбличнocть — этo пoпyляpнaя пcихoлoгичecкaя мeтaфopa, гoвopящaя o тoм, чтo внyтpи вaшeй бoльшoй личнocти ecть мнoгo мaлeньких живых cyщecтв, мнoгo мaлeньких личнocтeй.

Haзывaниe личнocтных ocoбeннocтeй cyбличнocтями дaёт вoзмoжнocть paбoтaть c ними кaк c живыми cyщecтвaми: вoeвaть c ними, paзгoвapивaть c ними, дoгoвapивaтьcя… Сyбличнocти — этo дpyгoe нaзвaниe личнocтных ocoбeннocтeй, жeлaний, cтpeмлeний и пpивычeк.

B тepaпeвтичecкoй пpaктикe cyбличнocти oбычнo нaдeляютcя cпocoбнocтями и дocтoинcтвaми, cyщecтвeннo пpeвocхoдящими cпocoбнocти и дocтoинcтвa клиeнтa.

A имeннo, пo вoлe пcихoлoгoв и пcихoтepaпeвтoв, cyбличнocть oчeнь живoe, дeятeльнoe и твopчecкoe cyщecтвo, yмeющee бeгaть в пpoшлoe, зaлeзaть глyбoкo в Бeccoзнaтeльнoe, ycтaнaвливaющee нeфopмaльныe и aктивныe кoнтaкты c дpyгими cyбличнocтями, cпocoбнoe знaть тo, чтo нe знaeт caм клиeнт, yмeющee зaбoтитьcя o клиeнтe, имeющee вceгдa тoлькo пoзитивныe нaмepeния и cпocoбнoe (инoгдa) дeйcтвoвaть пo пpинципy «Для тoгo чтoбы, a нe Пoтoмy чтo…».

Кoличecтвo и ocoбeннocти cyбличнocтeй мoгyт быть paзными y paзных людeй, и этo зaвиcит кaк oт дeйcтвитeльных личнocтных ocoбeннocтeй, тaк и oт фaнтaзии чeлoвeкa, гoтoвнocти чeлoвeкa пpeдпoлoжить y ceбя тy или инyю cyбличнocть.

Иcпoльзoвaниe тaкoй paбoчeй мeтaфopы, кaк «cyбличнocть», пpижилocь в пcихoтepaпeвтичecкoй paбoтe.

Тaкoe нaзывaниe пpивычeк и личнocтных ocoбeннocтeй cyбличнocтями для людeй c paзвитым мeтaфopичecким мышлeниeм пoзвoляeт кopoткo и ёмкo oпиcывaть oдним cлoвoм бoгaтый пoвeдeнчecкий нaбop.

У paзвитoй cyбличнocти пoявляютcя cвoи этикa и эcтeтикa, a тaкжe cвoйcтвeнныe лишь eй ocoбeннocти физиoлoгии, ocaнки, движeний, интoнaций и мимики чeлoвeкa. Этo фopмиpyeт y клиeнтa бoлee cepьёзнoe oтнoшeниe к пpoиcхoдящeмy и cильнee мoтивиpyeт.

Источник: https://psynavigator.ru/publikacii/sublichnost

Работа с субличностями. Как работать с субличностями в общении?

kantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

Настоящее управление собой начинается с момента, когда человек проделал над собой определенную работу, выявил свои главные субличности и принял решение, на какие положительные из них нужно опираться, от каких стоит полностью отказаться и какие из них можно оставить себе с условием перевоспитания.

Работа с  субличностями – это работа над собственными личностными чертами и качествами.

Надо начинать с изучения и последующего изменения именно  этого, более высокого уровня психики, а не наоборот.

 Она потянет за собой изменения психологических состояний в сторону позитива и обеспечит более гармоничное протекание психических процессов – остановку суетливой игры эмоций, обуздание хаоса мыслей, активизацию мозговой и психической деятельности.

У любого человека свой набор или комбинация субличностей  или ролей в общении.

Для начала работы с субличностями, нужно их выявить, хорошо подумав, понаблюдав за собой  и составить список своих маленьких «я».

Они окружают глубинное Я человека и находятся от него на разной степени удаленности, в зависимости от степени собственного совершенства, осознанности и чистоты.

Чем менее совершенна эта субличность, чем больше в ней недостатков и негатива, тем она существует дальше от духовного Я.

 И наоборот, субличности позитивного толка, связанные со стремлением к совершенствованию, находятся ближе к центру – высшему Я.

Одни из субличностей направлены на внутренний мир, вторые – на внешний, на других людей.

Понять это – значит понять, как  правильно работать с субличностями в общении.

Все мы в своей жизни играем множество ролей, а значит, поочередно отождествляемся с той или иной субличностью.

Переход от одной роли к другой и сам процесс поочередного отождествления то с одной субличностью, то с другой напоминает вращение, кружение вокруг центра.

Так и должно быть – планеты вращаются вокруг солнца.

Работа с субличностями рано или поздно приведет нас к пониманию того, что любая из наших  субличность  думает в определенном направлении и порождает множество мыслей.

Созданные мыслеобразы вращаются в человеческом сознании вокруг породивший их центров, то отдаляясь от них в направлении тех  целей и людей, к которым они были посланы, то возвращаясь к человеку, эти мысли породившему.

Когда наступает необходимость действовать, человек выбирает такое решение, которое ближе к той субличности, что наиболее сильна в данный момент.

Потому трус, привыкший уклоняться от опасности в очередной угрожающей ситуации скорее всего снова рефлекторно «прыгнет» в субличность страха и бегства, даже если один раз подумал о  том, что пора вести себя уверенно, а  бесстрашный, привыкший человек, наоборот, пойдет навстречу смерти, хотя голос осторожной  благоразумной субличности попытается его остановить.

Чем больше ваше сознательный наблюдатель, будет практиковаться в наблюденииза тем, как субличности борются и сменяют друг друга, тем он будет становиться сильнее, а процесс наблюдения за собой и своим общением легче и приятнее.

Работа с субличностями  предполагает, что вы будете внимательно наблюдать за ними в общении и видеть, как те или иные субличности реагируют на людей и ситуации.

Когда вы будете видеть свои ошибки и слабости, это не будет повергать вас в большое недовольство и  отчаяние как на первых порах.

Вам будет помогать  растущее изнутри чувство уверенности, что внутренний враг обнаружен, а значит победа близка.

Понять, как работать с субличностями в общении вы сможете только если будете пристально наблюдать за собой в самых разных ситуациях.

 Вы сможете видеть свои ошибки в общении, останавливать себя от таких поступков, которые раньше вам было уберечь себя просто не под силу.

У вас появится энергия для  исправления  в себе таких эмоций, установок, привычек и  психологических качеств, которые раньше все время подталкивали вас явно не туда.

Работа с субличностями обязательно приведет вас к упорядочиванию сознания и лучшему пониманию себя.

Накопив силы и укрепившись,  наблюдатель постепенно превратится в реального правителя, который уберет  из личностного пространства все мешающие ему негативные субличности и соединит  оставшиеся в новую, более совершенную комбинацию.

Нельзя не сказать о том, что общение – это процесс во многом стихийный, естественный и спонтанный.

Если мы поймете призыв наблюдать за собой буквально и будем делать это как йоги, даосы или просветленные мастера каждую секунду, то мы заметим, что внимание довольно быстро истощиться,  поскольку у нас в отличии от этих продвинутых и  специально подготовленных людей не хватает энергии.

Попытка продолжить эту практику во что бы то ни стало вызовет у нас усталость, раздражение и нежелание вообще заниматься этим весьма полезным занятием.

Потому надо во всем соблюдать меру.

Сохраняйте  естественность и здравый смысл и накапливайте эту силу постепенно.

Тогда самонаблюдение и практика осознанности будет для вас приятным  и даже радостным делом жизни и возможностью ежесекундно расти и совершенствоваться.

Источник: http://www.Kluchnikov.ru/stati-avtorskie/psihologiya-obsheniya/1938-rabota-s-sublichnostyami-kak-rabotat-s-sublichnostyami-v-obshchenii.html

Работа с субличностями

РАБОТА С СУБЛИЧНОСТЯМИ

Нахождение новых способов

Вы уже знаете о том, что болезнь- это внешнее проявление на физическом уровне определенных мыслей и эмоций.

Человек является сложным сбалансированным существом, психика и тело всегда взаимосвязаны. И поэтому у человека ни чего не появляется просто так. Любое поведение человека, включая болезнь, могут иметь какую- то цель.

Поэтому выяснить причину заболевания- значит найти то скрытое желание, которое подсознание пытается осуществить за счет болезни.

Чтобы избавиться от болезни, нужно понять какую проблему пытается решить подсознание с помощью болезни, т.е. для чего оно создало эту болезнь и найти другие способы для осуществления этого желания не прибегая к болезни.

Шаг 1 Определите для себя ту болезнь или то состояние, которое вам не нравиться и вы хотели бы изменить это состояние.

Шаг 2  Придумайте образ той части вас, которая создала то состояние, которое вам в самом себе не нравиться. Как бы этот образ мог выглядеть, если бы вы его себе представили?

Шаг 3  Поблагодарите эту часть вашей личности за ту заботу, которую она проявляет о вас

Шаг 4 Мысленно обратитесь внутрь себя, к самому себе, а точнее к той части своего подсознания (субличности), которая создала болезнь. Задайте ей вопрос: Готова ли ты общаться со мной?

После того, как задали вопрос, просто замечайте, что будет происходить- любые изменения в чувствах, образах или мыслях.

Ответом может быть: внутренний голос, мысленная картинка, какое ни будь ощущение в какой- то части тела.

Шаг 5 Выясните намерения соответствующей части подсознания для этого задайте такой вопрос: Что ты стараешься для меня сделать с помощью такого поведения? Какой цели пытаешься достичь?

Шаг 6   Придумайте образ той части вашего подсознания, которая отвечает за новые идеи, фантазии. Как бы этот образ мог выглядеть, если бы вы его себе представили?

Шаг 7 Поблагодарите эту часть вашей личности за ту заботу, которую она проявляет о вас

Шаг 8 Обратитесь  внутрь себя, к этой творческой части своего подсознания. Задайте ей вопрос: Готова ли ты общаться со мной?

Шаг 9 Предложите вашей творческой части придумать альтернативные способы данного намерения для скажите: Придумай другие способы поведения для достижения той же цели, чтобы они были не менее эффективными и надежными, чем старые способы.

Шаг 10 Определите нет ли внутри вас тех частей личности, которые против принятия новых способов поведения. Для этого обратитесь внутрь себя с вопросом: Есть ли такие части моей личности, которые возражают против новых способов?

Если да, то снова обратитесь к своей творческой части  с просьбой заменить или усовершенствовать способы против которых были возражения: Измени или усовершенствуй эти способы, чтобы они устраивали все другие части моего подсознания .

Если нет, то переходите к шагу 7

Шаг 11 Снова обратитесь к той части себя которая создала болезнь и скажите: Готова ли ты принять эти новые способы вместо старых?

Если ответит да, то скажите: Тогда сделай это прямо сейчас!

Шаг 12 Создайте в своем воображении образ себя самого, как бы из будущего, который уже решил свою проблему, избавился  от болезни и соединитесь с ним, станьте им.

Если вы все сделали правильно, то уже сейчас вы можете наблюдать у себя какие- то изменения, а может быть вы заметите их позже.

Работа с конфликтующими субличностями

Наша личность состоит из множества различных частей, каждая из которых ведет свой собственный стиль жизни. Причем нередко эти различные части нашей личности относятся друг к другу не самым лучшим образом

Шаг 1 Описать голоса которые звучат в голове. Где они: слева или справа, сверху или снизу, какой  пол, возраст, интонация

Шаг 2 Сделать эти голоса у себя в горле или визуализировать их. Для этого поднимите ладони вверх и пусть они сидят на ладонях.

Шаг 3 Пусть конфликтующие субличности поговорят друг с другом, находя друг у друга положительные качества

Шаг 4 Войдите в одну из субличностей и поговорите с другой. Потом выйдете из нее, снова став собой и войдите во вторую субличность. Став второй субличностью ответе первой субличности.

Шаг 5 Когда субличности договорятся, снова станьте собой, а ваши субличности пусть опять сидят на ваших ладонях. Теперь вам нужно сделать так, чтобы эти субличности стали одним целым. Для этого произнесите: Не успеют мои руки сомкнуться, как две мои субличности станут одним существом. При этом сомкните ладони и прижмите их к груди.

Источник: https://www.psitehnology.com/psikhotekhniki/rabota-s-sublichnostyami/

Повышение квалификации

Я познакомилась с методом Voice Dialogue (Диалог с Голосами) в 2000 году, на одном из первых семинаров Сергея Андреевича Стрекалова, посвящённых этому методу.

То, что со мной тогда происходило, мне даже сейчас описывать трудно. Наверное, самое лучшее слово, которое тут уместно – перезагрузка. Моя реальность, в которой я жила, просто трещала по всем швам, а взамен приходили какие-то новые невиданные возможности, которых я не могла себе даже вообразить.

Я буквально влюбилась в метод с первого взгляда. И хотя я понимала, что я абсолютный дилетант, желание научиться, овладеть методикой, было очень сильным. Все последующие годы я училась: и самостоятельно, и на различных семинарах Сергея Андреевича.

Через некоторое время Сергей Андреевич разработал программу по Психологии субличностей (методу Voice Dialogue). Программа была рассчитана как на специалистов, так и на любого человека, который интересуется собственным развитием и хочет привести свою жизнь в порядок.

Метод позволяет элегантно, изысканно, просто, красиво, решать любые проблемы взаимодействия с людьми, с собой, с самой жизнью. Он открывает возможности очень быстрого развития – личного, профессионального, творческого. Возможности метода не ограничены практически ничем, разве только Вашей фантазией.

Читайте также:  Близость - психология

Конечно, придётся потрудиться и отказаться от многих привычных представлений. Но оно того стоит, поверьте.

Четыре сертификационных курса провёл за это время Сергей Андреевич, и я присутствовала на каждом.  Каждый курс проходит по другому, всё чётче становится методика, всё проще и доступнее изложение, всё больше приходит профессионалов.

Я бывший врач акушер – гинеколог, я ушла из медицины много лет назад, как мне казалось, навсегда. Но за это время я приобрела новую профессию, новое прекрасное образование, без преувеличения – европейского уровня. Я стала практикующим психологом – консультантом. Мне это нравится, моя жизнь стала намного богаче, ярче, осмысленней.

Метод Диалога с Голосами – живой, развивающийся. Сергей Андреевич на каждом обучающем модуле демонстрирует новые грани и возможности метода, новые пути роста и развития и специалиста и просто человека.

То, что преподаёт Сергей Андреевич, находится как бы «на острие», на стыке многих наук. Осмысление полученного у меня лично занимает годы. Полученный опыт и знания не дают спать, будоражат, наполняют мечтами, заставляют искать, жить. И конечно, делиться с людьми.

Поэтому – приходите! Сейчас идёт набор на новый учебный год, набирается пятая группа. Эти знания пригодятся любому человеку, независимо от возраста, профессии, социального статуса, места жительства. Приходите за тем, что изменит всю Вашу жизнь, сделает её яркой, более счастливой, более осмысленной, даст новые перспективы.

Но вне всяких сомнений, этот курс по психологии субличностей даст вам рост и развитие! Как и все созданное прекрасным педагогом, творческой личностью, специалистом мирового уровня – профессором, доктором психологии С. А Стрекаловым.

Елена Волженина, врач, практический психолог, С-Петербург.

Я практикующий психолог, опыт работы 3 года. Основной метод, который я использую в работе с людьми — это «Voice Dialogue». Основной целью посещения Сертификационной программы по Психологии субличностей, (метод «Voice Dialogue», «Диалог с голосами») является повышение квалификации.

Сергей Андреевич Стрекалов адаптировал метод  «Voice Dialogue» к практическому применению во время консультирования клиентов.

Четкость и ясность поданного материала делает этот метод практичным и легко применяемым инструментом во время работы с людьми. Упражнения на модуле позволили не только услышать про метод, но и применить на практике полученные знания.

Во время обратной связи  при обсуждении  упражнений С.А. Стрекалова  ставит руку своим студентам для работы в этом методе.

Показательны все сессии «Voice Dialogue», супервизии, метод расстановок субличностей, самостоятельно проведенные сессии друг с другом дают бесценный практический опыт в профессии!

Знакомство с субличностями позволяет осознать, какие привычки, жизненные стратегии могут привести к плохому самочувствию и к стрессам. Контакт с ресурсными состояниями позволяет выровнять  дисбаланс во внутреннем мире, внести коррекцию в свои привычки, внести исцеление в жизнь.

Спасибо Сергею Андреевичу Стрекалову за профессионализм, за четкость, ясность и простоту подачи материала. За глубину теории и практики. Отдельное спасибо за чувство юмора.

Поднебесная Светлана, практический психолог, Москва.

Каждый модуль обучающей программы по Психологии субличностей был очень полезен для меня и оправдывал мои ожидания. Я получила ценный материал по работе с клиентами, в частности, связь симптомов и психологических проблем и способы выявления этих закономерностей в процессе психологической консультации.

В практической части был получен опыт работы с физическими болезненными состояниями клиента. Улучшилось понимание, как находить резервное состояние в процессе терапии, и как настроить клиента на него для самостоятельной работы.

Я стала чувствовать себя как консультант увереннее, и это отразилось на более спокойном и взвешенном проведении сеансов.

Я поняла, что не только учусь чему-то новому, но уже могу применять свои знания в моей рабочей среде с реальной пользой!

На каждом модуле было гармонично распределено время для практической и теоретической части. Все четыре дня проходят в открытой, рабочей атмосфере. Большое спасибо Сергею Андреевичу и мои искренние рекомендации всем, кто еще не был, обязательно пройти все модули!

Ольга Умблинских, дизайнер, С-Петербург.

Почти год назад я записалась на этот курс для того, чтобы исследовать себя и улучшить состояние своего здоровья. Больше всего я ждала именно этого учебного модуля. Ожидания полностью оправдали себя.

На занятиях было затронуто много различных аспектов нашей жизни, которые влияют на состояние нашего здоровья. О некоторых из них я даже не догадывалась.

Я узнала, что не оконченные дела, не завершенные отношения, забытые на многие годы старые вещи могут негативно влиять мою жизнь.

Оказалось, что привычки также играют большую роль. Я увидела, что метод VD позволяет быстро и эффективно разобраться в глубинных причинах тех привычек, которые ослабляют наше физическое здоровье.

Большое впечатление на меня произвела учебная сессия, на  которой у нас была возможность увидеть взаимоотношения клиента с его родственниками по линии матери, целых 7 (!!!) поколений.

Значительная часть времени была отведена проработке всех вопросов на практике. Мы много работали в небольших группах и проводили учебные сессии в парах.

Одним из самых интересных процессов для меня было построение мандалы (расстановки), которая схематически отражала все органы и системы человека.

Приятно вспомнить о том, что все студенты проявляли желание активно участвовать в разных  процессах и помогать другим людям в учебной обстановке решать вполне реальные проблемы.  Хочется отметить доброжелательную и теплую атмосферу как благоприятный фактор, который наилучшим образом повлиял на все, что происходило на занятиях.

Понятное изложение сложного и объемного материала, четко разработанная методология, огромный круг вопросов, который можно успешно решать с помощью метода VD и много практики, в конечном итоге, подвели меня к мысли о том, что мне хочется получить официальный документ об окончании данного курса и работать в качестве консультанта по методу VD. От всего сердца хочу выразить свою благодарность Стрекалову С.А. и другим преподавателям МТА «Целый мир» за то, что у меня есть возможность не только исследовать себя, узнавать о закономерностях жизни, но и получать качественное психологическое образование.

Инна Ковалева, психолог, С-Петербург

Огромная благодарность Сергею Андреевичу за профессионализм. Отличная  подача материала, большое количество практической работы на фоне обучения. Каждый модуль  этого курса все  больше открывает многогранный, многоликий внутренний мир человека.

Я, как практикующий врач, особенно ждал модуля «Субличности тела, симптомов и болезней».

Что же происходит с человеком, когда он болен, почему меняется его настроение, мысли, поведение, эмоции во время болезни?  Как связаны заболевания определенных органов и систем с теми или другими мыслями и  эмоциями.

Какие части психики, характера человека проявляют себя через болезнь и что сама болезнь хочет объяснить самому больному или его научить.

На все эти вопросы я получал ответы на каждом модуле и на всем этом цикле. С моей точки зрения данный метод и способы его подачи крайне необходимы не только практикующим психологам, но и врачам, чтобы лучше узнать себя и своих пациентов.

Виктор Варчук, врач, Киев.

Отзывы участников на отдельные модули курса Психологии субличностей.

Мои впечатления после 5 модуля. Я с большим нетерпением ждала эту тему, т.к. проблемы с здоровьем конечно есть.

Хорошо, что записывала на диктофон, потому что теперь есть возможность полнее воспринять информацию, подумать, понаблюдать за собой ( за своими субличностями).

В качестве психолога и консультанта я еще слабовата.

Теперь буду активнее развивать свои отстраненные качества, которые помогают располагать к себе людей и самой относиться к ним с большим интересом.

Еще для меня было откровением то, что во время семинара и особенно после, значимость проблем здоровья резко уменьшилась! Оказывается, что так важно знакомство со своими отстраненными частями и учиться их наблюдать!!!

Благодарю Вас!

О. Бень, бизнесмен, С-Петербург

С 31 мая по 3 июня 2012 года я прошла 5 модуль программы «Психология субличностей» (метода «Диалог с голосами») у доктора психологических наук, профессора Стрекалова Сергея Андреевича. Меня поразила необыкновенно эффективная методика, позволяющая в краткий срок понять и устранить причину психологического напряжения у клиента.

Удивительно, что сам клиент активно участвует в этом процессе. Я узнала много нового и интересного, много того, что можно применять в моей практике, т.к. данный метод в основном предназначен для работы в области практической психологии.

Очень интересны авторские расстановки, в процессе которых клиент понимает причину своих недомоганий и устраняет их, ощущая себя активно действующим лицом в этих расстановках.

На семинаре была тёплая, дружеская атмосфера, которая способствовала полному раскрытию студентов в их практической работе.

Огромное спасибо Сергею Андреевичу за новые знания, за чуткое отношение к каждому участнику семинара, за его огромный труд, который помогает людям обрести самое дорогое, что у них есть — своё истинное «Я»! 

С искренним уважением, 
Елена Корчинская, практический психолог, С-Петербург.

Добрый день Сергей Андреевич! Вы провели потрясающий семинар. В программе написано, что он подходит психологам… этот модуль как и все Ваши семинары подходит всем кто живет! «Диалог с голосами» это общеобразовательный курс по жизни человека, а все остальное приложится.

Благодаря Вам я увидела откуда берется эта смертельная усталость несмотря на мои 3 месяца в год на море и достаточно пассивный образ жизни. Ваши семинары позволяют почувствовать и потрогать те вещи, о которых размышляешь годами.

Пятый модуль…после него родился самый главный вопрос который я боялась задать себе всю жизнь. Есть ли во мне женщина, которая может дарить радость жизни своему мужчине. Вместе с ним создать и поддерживать семейный очаг, растить детей которые задают миру вопросы, живут полной жизнью и развиваются, строят свои отношения с миром. …Сейчас я только начинаю как это делать.

Я безмерно благодарю Вас. Вы показываете что мир — это здорово! Вы очень многогранный человек. Вы потрясающий сильный  , красивый и многогранный мужчина, Сергей Андреевич.

Больше всего на свете мне хотелось задать Вам вопрос как Вы стали таким…

и я вспомнила песню наутилуса»Прогулки по воде» Видишь там на горе возвышается крест, под ним двенадцать солдат повиси ка на нем, а когда надоест возвращайся назад…

Еще раз благодарю Вас

Тереза, специалист по Таро, С-Петербург

Отзыв о психологической сессии методом Диалога с субличностями.

Эта сессия была первой, которую я проходила у профессионального психолога и специалиста этого метода.

Мои впечатления ярко положительные! Благодаря сеансу я смогла не только глубже увидеть свою заявленную проблему, но главное получить направление ее решения и методику для этого.

Результаты одного сеанса длительные, дают не только эмоциональный эффект, который обычно быстро проходит, но главное — новый фокус восприятия себя и мира — который сам меняет и эмоции, и привычную систему реагирования.

Сам сеанс проходил в хорошей атмосфере, мне было комфортно, спокойно и действительно интересно.

Я рада, что прошла сеанс, и я искренни рекомендую этот метод и Сергея Андреевича, как специалиста, всем, кто заинтересован в решении психологических трудностей и в реальных изменениях своей жизни.

Ольга, дизайнер, С-Петербург.

Источник: http://www.wholeworld.ru/banners/dialogi.html

Ссылка на основную публикацию