Виктор франкл — психология

Виктор Франкл: биография и работы

Виктор Франкл - психология

Виктор Франкл – известнейший австрийский психиатр, который внес очень весомый вклад в теоретическую и практическую психологию.

Будущий ученый родился в 1905 году в Вене в одной из среднеобеспеченных еврейских семей. Его родители были очень религиозными людьми и сумели приучить к этому Виктора, а также его брата и сестру. Вера в Бога сопровождала Франкла на протяжении всей жизни и во многом сформировала его как личность, оказав влияние на выбор его жизненной позиции – убежденного социалиста.

Жизненный путь

Биография ученого весьма интересна. Он решил стать врачом в раннем детстве. Тогда же он начал задумываться о том, что все люди смертны, и рассуждать о том, для чего люди живут. В школе Виктор увлекался психологией, политикой и философией, принимал постоянное участие в дебатах на актуальные для того времени темы.

Рекомендуем: Экзистенциальный подход в психологии

Стать именно врачом-психиатром Франкл решил во многом благодаря теории психоанализа, придуманной Фрейдом, которая в начале 20 века была на пике своей популярности. Примечателен тот факт, что Виктор с 15 лет практически на профессиональном уровне умел вводить людей в состояние гипноза.

Франкл о смысле жизни задумывался очень много, особенно в кризисный для него отрезок жизненного пути в начале 1930-х годов.

На тот момент он переживал переоценку ценностей, но вместе с тем активно вел психологические консультации и даже начал издавать журнал «Человек в повседневной жизни».

Молодых людей с душевными проблемами он консультировал абсолютно бесплатно, а также выступал с лекциями для молодежи.

В 1930 году Франкл получил медицинское образование, после чего пошел работать в кризисный стационар одной из австрийских психиатрических больниц. Основываясь на опыте своей работы, спустя 8-9 лет практики ученый начал писать свою первую книгу.

Казалось бы, он был известен, молод и успешен, но ему не хватало самого главного – смысла, того, ради чего стоит существовать в этом мире, поэтому он, можно сказать, проматывал свою жизнь – много ходил по барам и варьете. Как говорится в Википедии, жизнь ученого кардинально поменялась в 1938 году – в то время, когда Австрию захватила фашистская Германия.

Рекомендуем: Биография: Эрих Фромм

Еврейское происхождение Франкла каждый день подвергало его опасности. Чтобы ее избежать, ученый хотел эмигрировать в США, но долгое время не мог этого сделать. Когда же он все-таки получил визу, то решил не ехать в Америку из-за того, что его родителям визы не дали. В 1941 году Виктор женился на медсестре из своей больницы.

Спустя год Франкла-психолога отправили в концлагерь вместе со всей его семьей. Если кратко описать существование Виктора в заключении, то это были многочисленные муки, пытки, смерть его родителей и жены.

Но самое главное – Франкл никогда не падал духом, и это помогло ему выжить.

После войны, в 1945 году, покинув лагерь, он вернулся на родину и начал новую жизнь, в которой, к сожалению, не стало многих его родных и друзей.

Рекомендуем: Интенция: расшифровка понятия в психологии

В 1945 году Виктор был назначен на должность главного врача неврологического диспансера и проработал так 25 лет, пока не стал пенсионером. Для Виктора Франкла книги в этот период жизни стали своеобразной отдушиной – он писал и издавал их одну за другой. Ученый много работал в больнице, а помимо этого читал лекции в учебных заведениях. Умер он в возрасте 92 лет от сердечной недостаточности.

Вклад в науку

Переоценить вклад Франкла в психиатрию и психологию невозможно, он очень весом. В понимании человеческого существа он опирался на уже существовавшие тогда два подхода:

  • Человек постоянно на протяжении жизни стремится к удовольствию (Фрейд).
  • Индивид – это создание, которое стремится к власти, чтобы бороться со своими комплексами (Адлер).

Ученый в своих трудах писал о том, что каждая личность имеет свободу выбора: в поведении, в чувствах и мыслях – и несет за это ответственность.

Главная идея Франкла заключается в том, что люди не должны изобретать смысл своей жизни, они должны его открывать и осознавать.

Это можно сделать путем самодистанцирования – умения выйти за пределы своего сознания и посмотреть на ситуацию извне, а также самотрансценденции – способности выходить из привычного и типичного состояния своей личности и изменяться.

Одним из главных научных достижений является логотерапия Виктора Франкла. В этой концепции он определил, что личность является 3-компонентной системой и состоит из физического, душевного и духовного уровней.

Если с первыми двумя все понятно и они описывались ранее другими психологами и психиатрами, то третий ввел именно Франкл.

Под ним он подразумевал стремление людей к поиску смысла, а также совесть, которая во многом определяет человеческие поступки.

Рекомендуем: Эрик Эриксон — кто это?

Многое сказанное Виктором о духовном уровне можно описать вкратце так: любой человек уникален и имеет набор внутренних характеристик, а влияние одного индивида на другого определяется только степенью того, что позволяет последний. Духовное состоит из совести, свободы мыслей, юмора и т.п.

Логотерапия Франкла одним из главных, ключевых моментов определяет свободу воли. Человек не всегда и не во всем обусловлен и зависит от окружающего мира – он имеет волю выбирать то, как ему жить и что делать.

При этом духовная составляющая в каждом индивиде всегда находится выше телесной и психической.

Для Виктор Франкла логотерапия заключалась в том, что свобода в психотерапии играет важную роль, благодаря ей люди могут не только справляться с симптомами душевных заболеваний, но и полностью исцеляться.

Свобода дана каждому не просто так. Она является мотивационной составляющей, но только в том случае, когда человек может ее реализовать.

Если отобрать у него возможность руководствоваться своей волей, то он оказывается в состоянии бессмысленности и пустоты, что может вызвать психические расстройства.

Роль психолога (логотерапевта) состоит в том, чтобы помочь клиенту распознать, что ему мешает реализовывать свою волю.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/viktor-frankl.html

«Психолог в концлагере»: Виктор Франкл о внутренней свободе и смысле жизни — Моноклер

Ежегодно накануне 9 мая или 22 июня неспокойные умы пытаются вновь понять и переосмыслить то, что произошло в середине прошлого столетия с человечеством: как в нашем «цивилизованном мире» мог появиться фашизм и газовые камеры, в каких уголках души «нормальных людей» прячется зверь, способный холодно и жестоко убивать себе подобных, где люди могли черпать силы, чтобы выживать в нечеловеческих условиях войны и концлагерей?

В конце концов, любые события прошлого — это всегда повод задуматься и над главным вопросом: а выучили ли мы уроки этого прошлого? Кажется, нет.

Тем не менее, в разговоре на эту тему хочется обойтись без патетичных слов и назидательных описаний ужасов, творившихся в середине прошлого века на нашей планете. Вместо этого мы решили опубликовать несколько цитат из величайшей книги XX столетия «Сказать жизни «Да!».

Психолог в концлагере», написанной гениальным психологом Виктором Франклом, которому выпала доля потерять всю свою семью и пройти через несколько концлагерей во время Второй мировой войны.

Почему именно эта книга? Потому что она гораздо шире любого вопроса о войне и мире, она — о человеке и вечном его стремлении к смыслу — даже там, где этого смысла, казалось бы, быть не может. Она о том, как человеку всегда оставаться человеком и не зависеть от условий, как бы жестоки и несправедливы они ни были:

В книге Франкл описывает свой собственный опыт выживания в концентрационном лагере, анализирует состояние себя и остальных заключённых с точки зрения психиатра и излагает свой психотерапевтический метод нахождения смысла во всех проявлениях жизни, даже самых страшных.

Это предельно мрачный и одновременно самый светлый гимн человеку, который когда-либо существовал на земле.

Сказать, что это панацея от всех проблем человечества, конечно, нельзя, но любой, кто когда-либо задавался вопросом смысла своего существования и несправедливости мира, найдёт в книге «Сказать жизни «Да!».

Психолог в концлагере» (изд. «Альпина Паблишер»), ответы, с которыми сложно будет поспорить. Чего только стоит эта фраза:

Моноклер горячо рекомендует прочитать всю работу Франкла (эта всемирно известная книга занимает не больше двухсот страниц), но если у вас на это нет времени, то вот несколько фрагментов оттуда.

Читайте другие материалы о Викторе Франкле:

— Виктор Франкл: «Десять тезисов о личности»

— Виктор Франкл о том, почему человек всегда заслуживает высшей оценки

— «Коллективные неврозы наших дней»: Виктор Франкл о фатализме, конформизме и нигилизме

О книге

Из лагерной жизни

Источник: Writing from the shadow.

Об унижении

Источник: Writing from the shadow.

О внутренней опоре

О надежде и любви

О внутренней жизни

О счастье

Об обесценивании личности

Источник: Flickr.

О внутренней свободе

Источник: Flickr.

О судьбе

О смысле жизни и смысле страданий

О человеке

Источник: Flickr.

Источник цитат: Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. — М: Альпина Нон-фикшн, 2009. — 239 с.

© 1984 Viktor E. Frankl Published by arrangement with the Estate of Viktor E. Frankl.

© Издательство «Смысл», перевод на русский язык, 2004.

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2009.

© Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2012.

Источник: https://monocler.ru/psiholog-v-kontslagere-viktor-frankl-o-vnutrenney-svobode-i-smyisle-zhizni/

Виктор Франкл, Психолог в концлагере

Виктор Франкл, Психолог в концлагере

Человечество знает много людей, которые оставили след в истории нашего мира. Они создавали великие вещи, завоевывали целые континенты, выигрывали великие битвы и славились эпатажными поступками. Но как ни парадоксально, не все герои получили известность, которую заслужили. Об одной из таких неоднозначных личностей пойдёт речь ниже. Это Виктор Эмиль Франкл.

Этот человек прошёл через ад, страдания и мучения внезапно свалились на его плечи, когда этого можно было избежать. Франкл стал одним из миллионов узников немецких концлагерей.

Но в отличие от большинства несчастных, он остался жив, вопреки сотням опасностей и смог донести до нас свои переживания с помощью книг, которые пользуются сейчас огромной популярностью.

Несмотря на то, что невозможно описать те страдания, которые получили евреи во время Второй Мировой войны, книги австрийского психиатра максимально возможно окунают читателя в пучину темноты гитлеровского ига и помогают нам понять, что за страшная участь постигла мир в двадцатом веке.

Виктор родился в Вене в 1905 году и с раннего детства начал проявлять интерес к психологии. Особое внимание уделял направлению, связанному с депрессией и самоубийствами. Естественно, большое влияние на юного психолога оказали идеи Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, но вскоре он отказался от их воззрений.

Успех приходит, когда Франкл становится президентом в австрийской школе, а потом возглавляет отделение по предотвращению самоубийств в Вене. Благодаря его деятельности на этой должности, он смог спасти 30 тысяч женщин, склонных к суициду. Но на этом следует поставить жирную точку.

К власти приходят нацисты и запрещают Виктору лечить арийских пациентов, потому что он еврей. Занятие частной практикой оставляет возможность заниматься в области психологии. За это время австрийский психолог совершил маленькие подвиги – спас несколько пациентов в еврейской больнице в рамках нацистской программы эвтаназии.

Единственным ярким пятном на чёрном отрезке жизни светит яркой вспышкой юная Тилли Гроссер – новоиспеченная жена.

В 1942 году всю семью Франкла депортируют в концентрационный лагерь. Но и здесь этот человек не отступает от своей профессии и продолжает заниматься врачебной деятельностью, но уже с заключёнными в тайне от СС. В это страшное время закладывается фундамент основного творения Виктора – логотерапия.

Всё начиналось с аутогенной тренировки доктора Вольфа, которая заключалась в удалении людей от реального места в воображаемое, в момент релаксации или гипноза. Конечно, в пределах лагеря это было очень трудно, но всё же возможно.

Данная методика помогала людям всех национальностей и сословий пробудить волю к жизни, после десятков месяцев унижений, оскорблений, невыносимых условий и потери товарищей. Тяжело сохранять желание к продолжению жизни в нечеловеческих условиях, когда зимой, босиком и в отрепьях заключенные идут работать, думая о том, что это скорей всего последний их день.

Умирали постоянно, каждые сутки, от истощения, потери сил, а тех, кто оказывался более живучим, сжигали в газовых камерах. Достаточно было подать вид, что ты не способен к работе, и человека сразу же отправляли на тот свет такой тяжелой смертью. Но у Франкла была вера в смысл жизни. Он знал, ради чего ему нужно выжить, ради чего ему стоит продолжать борьбу за существование.

Обходя смерть волей случая или с помощью сил свыше, он знал, что выберется из концлагеря и встретится со своей женой. Тилли работала в нескольких сотнях метрах от своего мужа, но они так и не встретились на территории лагерей. Они вообще не встретились. Представьте боль и разочарование нашего героя, когда он узнал, что жена не выдержала и погибла в гитлеровском аду.

Читайте также:  Достижение цели - психология

Всей семьи Франкла тоже не стало, кроме сестры, которая успела уехать в Америку и не попала под немецкую машину смерти. Казалось бы, все, ради чего жил человек пало крахом. Но и здесь великий дух и воля не поддались бедам и тревогам, потому что он не отошел от своих идей и продолжал искать смысл в своей жизни.

По концепции Франкла, в трудных условия выживет не тот, у кого сильное и здоровое тело, а тот, кто силён духом. Упорство духа – вот главная сила, от которой нужно отталкиваться. Уникальные книги, которые выпустил австрийский психолог после немецкого плена, поначалу не пользовались популярностью.

Но позже его труды были оценены по достоинству. Философия Франкла раскрыла глаза и помогла найти смысл в жизни миллионам людей. Он объехал весь мир, был и в Москве, его встречи искали многие влиятельные личности современности, начиная от политиков и заканчивая религиозными лидерами.

Этот человек прожил долгую жизнь, охватив почти весь двадцатый век. Вена, в которой провел всю жизнь Франкл, видела две мировые войны, несколько революций и десятки лет холодной войны. Это — человек с большой буквы, проверивший на себе собственную теорию.

Подытоживая философскую концепцию Франкла, очень подходят слова Ницше: «Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»».

Скачать книгу Виктора Франкла «Сказать жизни «ДА»

Источник: http://RazLich.ru/viktor-frankl-psikholog-v-konclagere/

Виктор Франкл о способе мотивации, который работает для всех и всегда

Виктор Франкл о способе мотивации, который работает для всех и всегда

12:28 Tags: мотивация

Известный австрийский психолог Виктор Франкл обратил внимание на одну очень интересную закономерность. Она легла в основу его модели психотерапии и даже звучит как девиз основанного Франклом направления психологии — логотерапии. Мудрые руководители используют эту закономерность как отличный способ мотивации подчиненных. Это работает не только в бизнесе и психотерапии — каждый может использовать этот метод, чтобы стать успешнее и счастливее.

Больше интересного — на нашем Telegram-канале

Виктор Эмиль Франкл (нем. Viktor Emil Frankl) — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Известен как создатель логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

Логотерапевты (от греческого «Logos» — слово и «terapia» — забота, уход, лечение), вслед за Франклом, считают, что совершенно недопустимо объяснять то, что происходит внутри человека глубинными инстинктами, как это делал Фрейд, или реакцией на внешние обстоятельства.

И то, и то не работает, не описывает полностью всех процессов, которые происходят в психике человека.

Именно сам человек (а не его инстинкты или реакции на внешнюю среду) определяет то, как он живет, что он чувствует, каков его жизненный путь и какие решения на этом жизненном пути он принимает. Возможности человеческой личности не ограничены.

И в этом смысле абсолютно все равно, какие у человека детские комплексы и что ему говорит его подсознание. У человека есть иной ресурс, который позволяет ему сделать так, как он хочет.

Иными словами, какая разница, что у меня там в минусе, когда у меня такой потенциал в плюсе! И эти минусы мне совершенно не мешают этот потенциал реализовывать. Как оценить каждого сотрудника, чтобы выявить их скрытый потенциал, читайте в этой статье.

Логотерапия — это как раз и есть терапия смысла, это тот способ, который помогает человеку найти смысл в любых обстоятельствах его жизни, в том числе и в таких крайних как страдания. И здесь очень важно понять следующее: чтобы найти этот смысл, Франкл предлагает исследовать не глубины личности, а ее высоты.

Это очень серьезная разница в акценте. До Франкла психологи в основном пытались помочь людям, исследуя глубины их подсознания, а Франкл настаивает на полном раскрытии потенциала человека, на исследовании его высот. Таким образом, акцент он делает, говоря образно, на шпиль здания (высота), а не на его подвал (глубины).

Цель логотерапии — раскрыть предельные возможности человека, приняв за максиму афоризм Гёте: «Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы трактуем их, как если бы они были таковы, какими они должны быть, мы помогаем им стать такими, какими они способны стать».

Больше интересного — на нашем Telegram-канале

Проще говоря, если мы все время изучаем, анализируем комплексы, недостатки, низменные страсти человека, то он начинает чересчур акцентироваться на них, рассматривать все через их призму, непроизвольно развивать их в себе.

Но если мы говорим человеку, что он чуть-чуть выше, чем он есть на самом деле, это позволяет ему все время тянуться за более высокой планкой, развиваться.

Франкл, основываясь на своем многолетнем опыте психотерапевта, утверждал, что такая мотивация работает всегда потрясающе! Как простое «спасибо» повысит производительность труда каждого сотрудника, узнайте в этой статье Этот метод логотерапии могут взять на вооружение руководители, общаясь со своими подчиненными.

Если руководитель все время говорит своему подчиненному о его недостатках, он как будто программирует его на них.

Но если руководитель находит в подчиненном что-то хорошее, и немного преувеличивает, то это воспринимается как поддержка, у подчиненного появляется желание действительно стать лучше, тянуться за более высокой планкой.

Оптимальный уровень такой планки — 10-20% более чем есть на самом деле. Тогда это не травмирует и не вызывает подозрения, что это некая ложь или лесть. И в завершение несколько слов вот о чем.

В логотерапии большое значение придается тому, что зрелый возраст — это не крах, как часто рассматривается в обывательском мировоззрении: если человек вышел на пенсию, то жизнь кончена, ничего нового, интересного уже не будет.

Это все полная ерунда, считал Виктор Франкл, поскольку все зависит от самого человека, от того, чем он наполнит свою жизнь, и от ощущения смысла этой самой жизни. И чтобы вы на самом деле убедились в этом, предлагаем вам почитать обзоры книг Нормана Дойджа «Пластичность мозга» и Дэниэля Амена «Великолепный мозг в любом возрасте».

Источник: http://www.psysecrets.info/2018/05/blog-post_83.html

Автор: Франкл Виктор Эми́ль

Автор: Франкл Виктор Эми́ль

Ви́ктор Эми́ль Франкл (нем. Viktor Emil Frankl; 26 марта 1905, Вена, Австро-Венгрия — 2 сентября 1997, Вена,Австрия) — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Франкл является создателем логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих (Beamtenfamilie). В юном возрасте проявил интерес к психологии. Свою дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г.

изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств.

Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдет от их воззрений.

В 1924 г. Франкл становится президентом школы Sozialistische Mittelschüler Österreich.

Работая на этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов.

За время работы Франкла в этой роли не было отмечено ни одного случая самоубийств среди венских студентов. Успех программы привлек внимание Вильгельма Райха, который пригласил Франкла в Берлин.

В 1933—1937 гг. Франкл возглавлял так называемый Selbstmörderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Пациентами Франкла стало свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства. Однако с приходом к власти нацистов в 1938 г.

Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 г. возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев.

Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.

В 1941 г. Франкл женился на Тилли Гроссер.

Заключённый, психотерапевт

25 сентября 1942 г. Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт. В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключённым. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру.

Всё своё время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от СС. Вместе с другими психиатрами и социальными работниками со всей Центральной Европы он оказывал заключённым специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания.

Особое внимание было уделено людям, которым угрожала особая опасность: эпилептикам, психопатам, «асоциальным», а кроме того, всем пожилым и немощным. В этих условиях необходимо было принимать особые меры и проводить специальную подготовку.

Врачи пытались устранить у этих людей психический вакуум, который можно описать словами одной пожилой женщины: «Вечером я спала, а днём страдала». Особую активную роль сыграл берлинский психиатр д-р Вольф, который использовал метод «аутогенной тренировки» Шульца в лечении своих пациентов. Вольф умер от лёгочного туберкулёза.

Смысл его методики можно описать как метод самовнушения в состоянии релаксации или гипнотического транса. Сама методика аутогенной тренировки была достаточно сложной для выполнения в условиях лагеря, но всё же с основной задачей справлялась: ей удавалось мысленно удалять людей от их места прибытия.

Сам Франкл часто пользовался этой методикой, чтобы дистанцироваться от окружающих страданий, объективируя их.

Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным.

Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всём, через что прошёл.

Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.

И наконец, что самое важное, их группа психологической помощи предотвращала самоубийства. Франкл организовал службу информации, и, когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, ему тут же сообщали об этом.

Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение.

Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни.

Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“».

Этой же основой Франкл пользовался для создания своей методики психотерапевтической помощи — логотерапии. По мнению Франкла, в человеке можно увидеть не только стремление к удовольствию или волю к власти, но и стремление к смыслу.

Именно от обращения к смыслу существования зависел результат психотерапии в лагере. Этот смысл для человека, находящегося в лагере в экстремальном, пограничном состоянии, должен был быть безусловным смыслом, включающим в себя не только смысл жизни, но также смысл страдания и смерти.

Беспокойство большинства людей можно было выразить вопросом «Переживём ли мы лагерь?». Другой вопрос, который задавали Виктору Франклу, был таков: «Имеют ли смысл эти страдания, эта смерть?».

Если отрицательный ответ на первый вопрос для большинства людей делал бессмысленными страдания и попытки пережить заключение, то отрицательный ответ на второй вопрос делал бессмысленным само выживание.

Франкл верил, что объективный взгляд на испытываемые страдания помогает выжить. Он и его соратники, среди которых были Лео Бек и Регина Йонас, прилагали все усилия, чтобы помочь заключённым преодолеть отчаяние и предотвратить самоубийство.

Франкл трудился в психиатрическом отделении, возглавлял неврологическую клинику и создал службу психогигиены для больных и тех, кто утратил волю к жизни.

Он читал лекции о нарушениях сна, душе и теле, о медицинской поддержке для души, о психологии альпинизма и горных массивах северных Альп, о здоровье нервной системы, экзистенциальных проблемах в психотерапии и о социальной психотерапии. 29 июля 1943 г. Франкл организовал закрытое заседание научного общества.

19 октября 1944 г. Франкл был переведён в концентрационный лагерь Аушвиц, где провёл несколько дней и был далее направлен в Тюркхайм, один из лагерей системы Дахау, куда прибыл 25 октября 1944 г.

Здесь он провёл следующие 6 месяцев в качестве чернорабочего. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен, где была убита.

Читайте также:  Исследовательская мастерская - психология

Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отёка легких, мать была убита в Аушвице.

27 апреля 1945 г. Франкл был освобождён американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, эмигрировавшая в Австралию.

Жизнь после 1945 года

После трех лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 г. он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра.

Вскоре после окончания войны Франкл высказал идею о примирении. В 1946 г. он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту до 1971 г. В 1947 г. он женился на Элеоноре Катарине Швиндт. Вторая жена Франкла была католичкой.

Супруги с уважением относились к религиозным традициям друг друга, посещали церковь и синагогу, праздновали Рождество и Хануку. У них родилась дочь Габриэль, которая впоследствии стала детским психологом.

В 1955 году Франкл стал профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, а также посещал с лекциями Гарвардский Университет.

В послевоенные годы Франкл опубликовал более 32 книг, многие из которых были переведены на 10-20 языков. Франкл также посетил с лекциями и семинарами множество стран и стал обладателем 29 почетных докторских степеней.

Франкл умер 2 сентября 1997 г. от сердечной недостаточности.

В настоящее время живы члены семьи Франкла: жена Элеонора, дочь Габриэль Франкл-Весели, внуки Катарина и Александр, правнучка Анна Виктория.

Описание методики терапии Франкла

В своем основополагающем труде «Человек в поисках смысла» (опубликован в 1959 г. под названием «Из лагеря смерти к экзистенциализму», первое издание вышло в 1946 г.

под названием «Trotzdem Ja zum Leben sagen: Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager») Франкл описывает личный опыт выживания в концентрационном лагере и излагает свой психотерапевтический метод нахождения смысла во всех проявлениях жизни, даже самых страшных, тем самым создавая стимул к продолжению жизни.

Франкл являлся одним из главных основателей экзистенциальной терапии, его труды послужили источником вдохновения для представителей гуманистической психологии.

Терапевтический метод Франкла относят к категории экзистенциальной терапии. Франкл, посвятивший свою карьеру изучению экзистенциального подхода, пришел к выводу, что отсутствие смысла является главнейшим стрессом для человека. Франкл отождествлял экзистенциальный невроз с кризисом бессмысленности жизни.

Есть мнение, что именно Франкл изобрел определение «воскресный невроз», характеризующее подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают по окончании трудовой недели[2].

Франкл отмечал, что такое состояние происходит из-за так называемого экзистенциального вакуума, которое характеризуется ощущением скуки, апатии и пустоты.

Человек ощущает сомнение, потерю цели и смысла деятельности.

Источник: https://www.litmir.me/a/?id=8093

Виктор Франкл «Сказать жизни «ДА!» [Краткое содержание книги]

Полезная ссылка: «Халва» или «Совесть»? Какая карта рассрочки — лучшая в 2018 году

Книга В. Франкла «Сказать жизни «ДА!» повествует о том, как мы можем перенести самые тяжелые страдания. Учёный с мировым именем рассказывает о том, благодаря чему выжили узники концлагерей — и о том, как найти ответ на вопрос «В чём смысл жизни».

Виктор Франкл, австрийский психолог и врач, 1905-1997 гг.

В наши дни есть не так много вещей, которые заставляют нас сказать: «У меня нет слов…». К их числу без сомнения относятся фотографии из концлагерей.

То, что там происходило, настолько бесчеловечно и жестоко, что мы едва можем понять это. Каждый день находившиеся там люди подвергались невероятным страданиям.

Жизнь заключенных определял страх, голод, болезни, принудительный труд, презрение и истязания.

Одним из них был австрийский психолог Виктор Франкл. Сначала он был помещен в концлагерь Терезиенштадт, затем — в Освенцим и Дахау. В концентрационных лагерях нацистов он провел два с половиной года.

Его родители, его брат и его жена не пережили ужасов «KZ» [так немцы кратко называют концлагерь — прим. ПОЛЕЗНЕРА].

Так как Франкл по образованию был психологом, он смог окинуть своё окружение взглядом «со стороны»: ученый наблюдал за тем, как его товарищи по несчастью реагировали на невероятное страдание, и как оно меняло их психику.

Как выяснилось, даже в экстремальных ситуациях вроде этой мы находим способы придать смысл своей жизни. Позднее из своего опыта и наблюдений Франкл создал собственную, признанную современным научным сообщению терапию — логотератию. С её помощью он помогал своим пациентам преодолеть депрессии и панические атаки.

Из этого саммари вы в том числе узнаете:

  • Почему у многих людей есть «воскресный невроз»;
  • Чему радовались узники концлагерей;
  • В чём всё-таки заключается смысл жизни.

Шок

Узники Бухенвальда

Люди слышали страшные истории о концлагерях — и чаще всего реальность оказывалась ещё страшнее. Очередной эшелон привозил их, лишенных воды и питания, согнанных в вагоны для перевозки скота или грузовики, в будущее, полное страхов и ужасов.

В первые дни после прибытия в лагерь большая часть заключенных находилась в состоянии шока. Многие искали хотя бы самый крошечный повод для надежды — подобно утопающему, хватающемуся за соломинку. Люди находили всевозможные подтверждения тому, что всё это — лишь досадное недоразумение, и в скором времени они вернутся домой, к семьям.

В распорядок лагеря входило правило, согласно которому заключенные делились на группы. Одну группу могли вызвать на плац, другой приказывали никуда не выходить из барака. Почему практиковался такой отбор, и что происходило с другой группой, узникам не сообщали.

В большинстве случае людей из первой группы вешали, а вторую направляли на принудительные работы. Но заключенные тем не менее верили, что их товарищей по несчастью из первой группы помиловали и отпустили домой.

Никаких оснований так думать у них не было, но… такова уж психология человека, который надеется.

Кроме того, в первые дни многие узники думали о самоубийстве. Они не могли вынести невероятное унижение, жестокое обращение со стороны надзирателей и вид других заключенных, которых наказывали и мучили. Многие подумывали о том, чтобы броситься на наэлектризованную проволоку, опоясывавшую лагерь — чтобы наконец-то избавиться от страданий.

Капитуляция и апатия

Узники концлагеря Равенсбрюк

У большинства заключенных, переживших первые дни в концентрационном лагере, шок через некоторое время прошел. Ему на смену чаще всего приходила тягостная апатия.

Ещё вчера казавшиеся важными вещи вдруг переставали играть для людей всякое значение.

Каждодневный ужас и вездесущая смерть стали повседневностью, так что они могли пройти мимо умершего собрата, даже не моргнув глазом.

Единственное, что сохраняло значимость — собственное выживание и выживание близких людей — членов семьи, старых друзей. Все их эмоции касались только базовых человеческих потребностей. Они постоянно мечтали о продуктах питания и блюдах, которые снова смогли бы съесть после освобождения.

Разница между страдавшими от первоначального шока и впавшими в апатию узниками становилась особенно заметной, когда начиналась эпидемия (например, вспышка тифа). Первые в отчаянии плакали и надеялись, что хотя бы сейчас что-то изменится к лучшему. Вторые меж тем снимали с умерших одежду, обувь и забирали себе их еду.

Апатия — защитная реакция психики человека. Только благодаря определенной душевной огрубелости заключенные не стали жертвами своих эмоций, не потеряли способность действовать, а смогли сосредоточиться на выживании.

Особенно тяжелым для многих узников было то, что они не знали, когда закончатся их страдания. Суровая реальность подсказывала, что они ещё некоторое время будут жить в лагере, а затем их убьют.

Но планы на будущее жизненно важны для нас — мы живем ради своего будущего.

Так как лагерь отнял у людей их будущее, в некотором смысле они перестали жить — они просто существовали и постарались поддерживать себя (хотя бы) в этом состоянии как можно дольше.

Уйти в себя

Как вышло, что многие из выживших узников концлагерей сохранили психическое здоровье и в будущем снова смогли вести нормальную жизнь? Разве не должен человек стать жертвой столь ужасных испытаний? Специальные психические стратегии позволили части заключенных справиться с невероятными страданиями.

Одна из самых важных стратегий — сконцентрироваться на своей внутренней жизни. Нацисты могли отнять у людей всё — но не могли запретить думать о прекрасном.

Многие узники смогли пережить тяжелую многочасовую работу в ледяную стужу потому, что внутри себя они сохранили немного радости.

Они носили мешки, таскали брёвна — и в то же время часами общались в своих фантазиях с супругами, детьми или друзьями. Любое, даже самое маленькое воспоминание уже означало уход от реальности.

Один заключенный рассказывал, что ему помогло помогло воспоминание о том, как дома он шел в свою спальню и — в отличие от лагеря — сам включал свет.

Многие узники полюбили наблюдения за природой. Красивый заход солнца или маленькая разноцветная птичка могли сделать счастливыми целую бригаду — даже несмотря на то, что это счастье длилось всего несколько мгновений.

Ещё одним способом уйти от постылой действительности был юмор. Разумеется, все заключенные были на пределе своих физических возможностей, запуганы и измучены страданиями. И тем ценнее было, когда кто-то находил в себе силы сказать что-то, что вызывало улыбку. Темой многих шуток была лагерная жизнь.

К примеру, заключенные представляли, что после войны они сидят со своими семьями за ужином и просят зачерпнуть супа с дна кастрюли — так как в лагерном супе было очень мало гороха, а тот, что был, опускался на самое дно котла.

Нам эта шутка не кажется смешной, но для узников и такой юмор был облегчением и воспринимался со смехом.

Принять решение

Казалось бы, банальная вещь — принять то или иное решение. Мы привыкли всё решать сами. Тот, кто не дает нам этого сделать, отнимает у нас часть нашей личности. Жизнь в лагере была тяжелой в т.ч.

и потому, что возможность что-то решать было крайне ограничена.

Описанное выше приятное воспоминание «вхожу в спальню и сам включаю себе свет» в условиях барака было невыполнимо — свет там включали и выключали централизованно.

В лагере также были некоторые возможности для принятия решений, которые оставались за заключенными, и две взаимоисключающие стратегии на тему того, что делать с этими свободами. Стратегия первая: избегать любой ситуации, в которой надо принимать решение. В конце концов, неверный выбор мог привести к смерти.

К примеру, в концлагерях заключенным часто предлагали перевод в другой лагерь. В нем могло быть и лучше, и хуже — а могли и расстрелять. Поэтому многие заключенные старались вести себя как можно более незаметно и ничего не решать.

Они не видели смысла в том, чтобы бороться за улучшение своего положения, и предоставили себя на волю судьбы.

Вторая стратегия была противоположностью первой. Придерживавшиеся её узники считали возможность принимать пусть даже маленькие решения символом оставшейся у них свободы и автономии. Они соглашались на переводы в другие лагеря, брали на себя дополнительные смены.

Они пользовались любыми возможностями, которые давали им надзиратели, чтобы принимать и претворять в жизнь решения. Некоторые решали придерживаться высоких моральных стандартов даже несмотря на царившую вокруг жестокость.

Такие люди дарили часть своего рациона больным товарищам — даже несмотря на то, что сами страдали от голода.

Жизнь после лагеря

Неважно, как именно человек сумел пережить заключение в концлагере — ужасные переживания из этого времени оставляли глубокие следы на психике. Узникам также приходилось заново привыкать к жизни «на свободе».

Сразу после освобождения многие не могли поверить, что всё ЭТО осталось позади. Им так долго приходилось подавлять в себе эмоции, что так просто взять и «включить» их (эмоции) не выходило.

Это звучит странно, но в действительности большинство заключенных не радовались своему освобождению — они не чувствовали ничего.

Они так часто представляли себе своё освобождение во всех деталях, что это событие в реальной жизни показалось им просто плохим кинофильмом. Психологи в таких случаях говорят о деперсонализации.

Также и возвращение домой для многим стало разочарованием. Они так часто мечтали об этом, представляли себе долгожданный момент во всех подробностях… Но, когда они все же добирались до дома, то видели: его больше нет, или во время войны вся их семья погибла.

Если же близкие и друзья выживали, то ужасов концлагерей им на себе испытать не довелось — а потому они не выказывали достаточно сочувствия травматическим переживаниям узников. Многие слушали рассказы о том, что происходило в лагере, и отвечали, что и на свободе с её ночными бомбардировками и трудностями с продуктами жизнь лёгкой не было.

Читайте также:  Друзья наших детей - психология

Тем не менее, большинству бывших узников концлагерей со временем удалось снова отыскать смысл жизни.

Логотерапия

После освобождения, на основе пережитого в различных концлагерях Виктор Франкл разработал психологическую теорию логотерапии.

Она основывается на одном наблюдении, с которым он сталкивался множество раз: узники, которые видели смысл в своей жизни, могли справляться с постигшим их несчастьем куда лучше, чем те, кто уже «сдался».

Почему? Смысл жизни дает человеку сил радоваться чему-то, надеяться на что-то и верить в будущее. Поэтому у таких заключенных было больше сил, они были более стойкими, чем те, кто больше не видел смысла в жизни.

Франкл сделал вывод, что смысл жизни — наша наиважнейшая мотивация. Этот тезис доказывается и позднейшими исследованиями. К примеру, в ответ на вопрос о самом важном в своей жизни 78% студентов Университета Джона Хопкинса назвали ощущение того, что они ведут имеющую смысл и конечную цель жизнь.

Люди, которые считают свою жизнь не имеющей значения, находятся в т.н. «экзистенциальном вакууме». Причина чаще всего заключается в том, что такой человек не может жить так, как было бы правильно согласно его системе ценностей. Большинство людей страдают таким расстройством время от времени.

Примером такого состояния может служить «воскресный невроз». Что имеется в виду? Мы работали целую неделю, делали дела, отдавали всего себя.

В воскресенье мы наконец-то можем отдохнуть — и неожиданно спрашиваем себя: зачем я всё это делаю? Если ответа нет, а мысль укрепилась в сознании, это состояние может вылиться в депрессии и другие психологические проблемы.

Цель логотерапии — помочь людям найти смысл жизни и спасти их от «экзистенциального вакуума» и его последствий.

Ответов — больше, чем может показаться

Чтобы стать сильными и счастливыми, мы должны понять, в чем заключается смысл нашей жизни. Не самая простая задача!

Большинство людей полагают, что смысл жизни мы должны понять до того, как начнем принимать решения. Но логотерапия переворачивает всё с ног на голову:

В зависимости от того, какие решения мы принимаем, мы отказываем влияние на смысл нашей жизни.

Это как в шахматах: если мы спросим у гроссмейстера, какой ход — самый лучший, он ответит, что всё зависит от конкретной ситуации. То же самое — и со смыслом жизни. «Правильный смысл жизни» у каждого человека в каждой жизненной ситуации свой. Для всех остальных людей этот смысл жизни может оказаться абсолютно неподходящим.

Заключенные в концлагерях часто находили свой смысл жизни в тех немногих решениях, которые ещё могли принимать. Некоторые решали находить его в маленькой певчей птичке, другие — в бескорыстной помощи больным товарищам. Благодаря этим маленьким решениям им удавалось быть самостоятельными людьми со своими ценностями и придать жизни смысл.

Это — тот самый путь, по которому мы должны пойти, если хотим быть психически стабильными и сильными: нам следует взглянуть на свои поступки и понять, что является смыслом жизни. При этом четких границ не существует.

К примеру, если мы ищем работу, нашей целью может быть кресло начальника этой организации. Либо мы предпочтем устроиться в фирму, где особого карьерного роста не предвидится, зато работа в ней полностью соответствует нашим представлениям о жизни.

Например, работая в Greenpeace, топ-менеджером с «золотым парашютом» вы не станете, зато послужите благородной цели спасения окружающей среды.

Так логотерапия помогает предотвратить психические проблемы. Но она может помочь и тем, кто уже страдает психическим заболеванием.

Лицом к страху

В логотерапии есть множество техник, которые могут помочь пациенту преодолеть свою проблему с психикой. Терапия при этом концентрируется не на окружающем пациента мире, а на его внутренней жизни.

Обычный психотерапевтический подход пытается объяснить страхи и неврозы через некоторые внешние обстоятельства. Но для человека, прошедшего ужасы концлагерей, такая попытка разобраться в происходящем с ним бессмысленна — ведь если смотреть на «внешние обстоятельства», все выжившие должны были страдать от тяжелейших психических заболеваний (чего на деле не случилось).

Психологи, работающие по методу Франкла, исходят из того, что каждый может принимать решения самостоятельно и определять смысл своей жизни — какими бы ужасными ни были внешние факторы. Мы — не жертвы нашего окружения.

У нас всегда найдутся силы для того, чтобы найти другой путь.

Как только пациент поймет эту максиму («Ты — хозяин своей судьбы»), он поймёт и том, что и сам может сделать что-нибудь для того, чтобы разобраться со своими страхами и проблемами.

Для борьбы со страхами можно воспользоваться техникой парадоксальной интенции. К примеру, вы боитесь того, что постоянно краснеете на людях.

Что ж… постарайтесь стать чемпионом мира по покраснению! Как только вы придете в аудиторию, сразу уже, изо всех сил постарайтесь стать красным, как помидор. Что в итоге? Ни фига вы не покраснеете :).

Этот маленький трюк работает с различными неврологическими проявлениями: плохой памятью на имена или постоянной нервозностью.

Summary

Ключевая мысль книги:

Неважно, насколько плоха жизни. Всегда есть возможность найти в ней смысл.

Что вы можете сделать конкретно?

Найдите смысл своей жизни!

Вы — не маленький шарик, которым окружающий мир играет по своему усмотрению Вы сами можете решать, какой будет ваша жизни. На основе этих решений вы и поймете, что является для вас смыслом жизни. Когда вы его найдете, вы станете психически стабильным и стойким человеком.

Пользуйтесь методом парадоксальной интенции!

Если вы замечаете за собой маленький психологический дискомфорт вроде повышенной нервозности, сделайте простую вещь: попробуйте стать чемпионом мира по своей проблеме. Представьте, что вы страдаете от неё сильнее, чем кто бы то ни было. Человеку свойственно противоречие — так что от вашей «проблемки» вы избавитесь.

Вся книга «Сказать жизни «Да!» на сайте ЛитРес.

***

Сменим тему? Вот ещё одно очень ценное саммари. Бывший сотрудник Apple и знаменитый инвестор рассказывает о том, как открыть своё дело:

Как открыть свой бизнес? «Стартап» — гид для начинающих от Гая Кавасаки.

Больше полезных новостей — на главной странице блога!

Источник: http://polezner.ru/viktor-frankl-skazat-zhizni-da-kratkoe-soderzhanie-knigi/

Виктор франкл: жизнь ради поиска смысла жизни

Виктор франкл: жизнь ради поиска смысла жизни

Известные звуковики

Я видел смысл своей жизни в том,
чтобы помогать другим увидеть смысл в жизни

Виктор Франкл

На протяжении всей истории человечества всегда находились люди, озабоченные поиском смысла жизни. Каких только гипотез не выдвигалось в ответ на вопрос: «Зачем живет человек?».

Одним из интереснейших исследователей смысла жизни был австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл (годы жизни 1905 – 1997).

Его метод психологической помощи называется логотерапия (экзистенциальный анализ), который стал базой для основания Третьей Венской школы психотерапии.

Виктор Франкл

Виктор Франкл. Страницы биографии

Виктор Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих и с юности проявлял живой интерес к психологии. Его дипломная работа в гимназии была посвящена психологии философского мышления.

После окончания гимназии Виктор учился на медицинском факультете Венского университета по специальности невролог и психиатр. Особенно его притягивала психология депрессий и самоубийств.

В ранние годы его привлекли идеи Зигмунда Фрейда (с которым он даже состоял в переписке) и Альфреда Адлера, но впоследствии им была создана собственная школа.

Еще в 20-е годы он предложил термин «логотерапия», а впоследствии равноценно использовалось и название его метода«экзистенциальный анализ».

 Слово «логос» Виктор Франкл понимал не только как «слово», а метод логотерапии не просто как «лечение словом». Греческая основа слова «логос» подразумевает, что слово – это не просто вербальный акт, а квинтэссенция идеи, смысла.

Собственно, это и есть сам смысл. Такое понимание «слова» проясняло для него значение евангельского: «В начале было слово…»

Франкл работал в области клинической психиатрии и в 1930 году получил степень доктора медицины. Именно в это время была заложена основа экзистенциального анализа.

Его работа с пациентами велась в русле психологической помощи пациентам, склонным кдепрессиям и суициду. Так, он создал специальную программу поддержки студентов в напряженный период получения аттестатов. Во время его работы с этой программой среди венских студентов не было отмечено ни одного случая суицида.

В 1933 году он провел интереснейшее исследование так называемого «невроза безработицы» (термин В.Ф.), который является актуальной проблемой и на сегодняшний день. В 1933-37 годах Виктор Франкл возглавлял в одной из Венских клиник отделение по предотвращению самоубийств, где его пациентками были около 30 тысяч женщин, склонных к суициду.

Есть мнение, что именно Виктор Франкл – автор термина «воскресный невроз». Это подавленное состояние, пустота, апатия, скука, которые люди часто испытывают в конце недели. Франкл считал, что это состояние происходит из экзистенциального вакуума, когда человек чувствует потерю цели и смысла деятельности.

Его интереснейшая исследовательская работа была прервана Второй Мировой войной.

25 сентября 1942 года Франкл вместе с семьей был депортирован в концлагерь Терезиенштадт (причиной стало его еврейское происхождение), где ему было поручено организовать психологическую помощь вновь прибывающим узникам концлагеря.

Этой деятельности он посвятил все время пребывания в лагере вместе с другими психиатрами и социальными работниками из Центральной Европы. Служба, которую он создал втайне от СС, имела задачу преодоления шока на начальном этапе жизни в лагере.

В центре его внимания были наиболее незащищенные от психологического стресса люди: психопаты, асоциальные личности, эпилептики, а также пожилые и больные люди.

Была организована служба информации, которая при обнаружении у заключенных суицидальных мыслей или попыток покончить с собой, сразу же сообщала об этом доктору Франклу.

Так что группа психологической помощи активно предотвращала самоубийства.

Суть терапии, которую Виктор Франкл проводил в лагере, была в обращении к смыслу жизни.

Человек, находящийся в экстремальных условиях между жизнью и смертью, должен был ответить на вопрос: «В чем смысл его жизни, а также смысл страдания и смерти?» Люди задавали тревожный вопрос: «Переживем ли мы лагерь?» И второй вопрос, который звучал так: «Имеют ли смысл эти страдания, эта смерть?» Если на первый вопрос они отвечали отрицательно, то все дальнейшие страдания и попытки пережить лагерные ужасы теряли всякий смысл. «Нет» в ответ на второй вопрос лишало смысла само выживание.

Виктор Франкл стремился к тому, чтобы объективный взгляд на то, что происходит в лагере, помог людям выжить. Внутренняя сила заключенного восстанавливалась, когда отыскивалась некая цель в будущем.

Слова Ницше «Если есть «Зачем» жить, можно вынести почти любое «Как» стали девизом его успешной терапии. Тот, кто не видел смысла и цели своей жизни, терял точку опоры и практически всегда погибал.

Почти чудом (но чудом закономерным) оказалось то, что сам доктор Франкл вышел из лагеря несломленный духом, сохранив себя, свою личность. Из его семьи выжили только он и его сестра.

В лагере он смог проверить на практике свою теорию смысла жизни. И вряд ли какая-либо еще теория была столь дорого оплачена.

Плодом его усилий стала книга «Психолог в концлагере», которая увидела свет после войны.

Суть логотерапии Виктора Франкла

В одном из писем к своей ученице и поклоннице Марии Бонапарт Зигмунд Фрейд обронил ставшую впоследствии известной фразу:«Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен».

Понимать ее можно двояко.

На мой взгляд, гораздо ближе к реальности такое ее понимание: проблемы и неурядицы заставляют человека задуматься о том, зачем он пришел в эту жизни, заняться переоценкой ценностей.

Виктор Франкл пошел дальше. Он назвал поиск смысла жизни путем к психическому здоровью, а потерю этого смысла причиной множества жизненных бед человека. Его самая известная книга называется именно так: «Человек в поисках смысла».

Фрейд говорил о стремлении человека к удовольствию как движущей силе жизни. Франкл выдвинул идею воли к смыслу.

Он предположил, что у человека есть врожденное желание придать своей жизни как можно больше смысла, проявить как можно больше ценностей.

Именно это желание является наиболее духовным в человеке, тем, что отличает нас от животного, ведь животное не обременяет себя вопросами смысла.

Однако в психотерапии в то время стремление к смыслу рассматривалось как невротический комплекс, человеческая слабость.

Следовательно, по мнению доктора Франкла, игнорировалась духовная сторона человека, а значит, шансов у такой психотерапии не было. Ведь отсутствие смысла жизни является сильнейшим стрессом для человека.

Кризис бессмысленности жизни Виктор Франкл назвал экзистенциальным неврозом.

О системном раскрытии исследований Виктора Франкла читайте в продолжении.

Источник: http://xn—-7sbfghublmqkebkluk6dzkk.xn--p1ai/sistemno-vektornaja-psihologija-jurija-burlana/viktor-frankl-zhizn-radi-poiska-smysla-zhizni/

Ссылка на основную публикацию