Власть — психология

Власть как психологическое явление. Психологические аспекты легитимности власти

Власть - психология

Борьба за завоевание и осуществление власти — главное содержание политики. Данный подход соответствует принятому в отечественной политической психологии определению, по которому политика характеризуется, в том числе, как «захват, сохранение и использование власти».

Необходимо рассматривать два различных аспекта власти: конфликтный и целевой. Преобладание зависит от:

а) типа общества, в котором осуществляется власть, т.е. от степени предрасположенности общества к конфликтами из-за неравного доступа к необходимым благам;

б) сферы проявления отношений власти, а именно от того, идет ли речь о решениях, регулирующих конфликты между отдельными личностями или группами, или о совместно реализуемой общей цели.

Отталкиваясь от определения политической власти, данной К.Марксом и Ф.Энгельсом, можно сказать, что политической властью является всякая основанная на принуждении власть одной группы людей в отношении другой.

Для исполнения политической власти необходимы все те элементы, которые вообще необходимы для осуществления власти, и кроме того: а) общественное разделение между группой (группами), осуществляющей власть, и группой (группами), в отношении которой власть осуществляется, б) организованное принуждение как основа реализцации власти.

Рассматривая понятие государственной власти, отметим, что она имеет свои собственные психологические характеристики и черты, определяемые ее спецификой.

Государственная власть осуществляется с помощью специального аппарата на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет, и имеет возможность обратиться к средствам организованного и законодательно оформленного подавления и насилия.

В числе основных закономерностей функциониро­вания властных структур в качестве одной из веду­щих признается легитимность власти. Понимание ее проявления позволяет успешно применить методоло­гию познания и других закономерностей проявления власти.

Поэтому проанализируем основные стороны легитимности власти.

Легитимность власти — это степень согласия между управляющими и управляе­мыми социальными субъектами, то есть согласие гра­ждан, чтобы ими управляли именно те и именно так, как нормативно определено.

Власть легитимна, если управляемые признают за управляющими право управлять вообще, и именно так, как они это делают, в частности. Это признание осознается как управляемыми, так и управляющими.

Первым кажутся если не справедливыми и желательны­ми, то, по крайней мере, естественными и сама власть, и связанные с ней институты и ритуалы.

Вторые, ждут от управляемых подчинения, а так же одобрения их действий по подавлению и осуждению диссидентов, не желающих подчиняться и оказывающих вербаль­ное или действенное сопротивление.

Легитимность — необходимое условие стабильно­сти и эффективности власти. Легко видеть, что это в первую очередь психологическое понятие.

Никакие ссылки на документы, целесообразность или традиции не сделают власть легитимной до тех пор, пока эти аргументы не станут убедительными для большинства или, хотя бы, значительного числа управляемых.

Та­ким образом, легитимность власти — это факт созна­ния людей.

Индивид или институт обладают легитимной вла­стью в том случае, если те, к кому они обращаются с определенным распоряжением, признают их право отдавать приказы. Если же носитель власти теряет легитимность, то рано или поздно он теряет и саму власть.

Современная политическая история дает тому немало примеров — это происходило с режимами Чаушеску, президента Филиппин Маркоса, последне­го шаха Ирана и многими другими. Их падению пред­шествовала потеря согласия граждан подчиняться существующей власти.

Система рушилась под удара­ми восстаний и массовых протестов, хотя к моменту гибели в ее распоряжении еще были вполне эффек­тивные средства подавления и идеологического воз­действия.

Характерно, что сначала легитимность теряется для управляемых — они перестают признавать право но­сителей власти на управление. Сами же властные фигуры еще не осознают того, что ситуация измени­лась, продолжают ожидать подчинения и готовности к подчинению.

При этом они опираются на традиции собственной легитимности, подкрепленной соответст­вующими институтами и ритуалами — помазанием на царство, выборами и т. д.

Кроме того, существующие системы обратных связей ориентируются, в основном, на регистрацию объективных показателей, таких, на­пример, как уровень преступности, размах забастовоч­ного движения, активность антиправительственных групп.

Значительно меньше поддается фиксации ди­намика массового сознания — усталость граждан от тех или иных лидеров, разочарование в прежних ли­дерах, энтузиазм по поводу новых пророков или идей. И, наконец, осознание потери легитимности болезненно для носителей власти, и они стараются интерпрети­ровать неизбежно амбивалентные результаты анали­за положения дел в стране в более благоприятном для себя ключе.

Аналогичные процессы происходят и на микро­уровне, например, в семье. Так, ребенок в какой-то момент перестает признавать легитимность власти родителей, он уже не считает, что они имеют право распоряжаться в том же объеме, что и раньше.

Он, допустим, еще признает их право запрещать ему позд­но возвращаться домой, но уже отказывается выпол­нять их предписания относительно того, как ему сле­дует одеваться. Родители, однако, еще не осознают этого изменения отношений, что неизбежно приводит к кон­фликтам.

Постепенно зона легитимности власти роди­телей сужается, затем сокращается, и сама власть и отношения между родителями и ребенком трансфор­мируются и переходят на новый уровень.

Важным эмпирическим показателем степени ле­гитимности власти является представленность в повсе­дневной жизни средств принуждения.

Например, если говорить о легитимности политической власти, то боль­шое число хорошо вооруженных полицейских застав­ляет предположить, что граждане не считают свою власть легитимной, т. е. не готовы подчиняться ей доб­ровольно.

Или, другая возможность, сами носители власти осознают собственную нелегитимность, и поэто­му ожидают сопротивления. Если же средства и инсти­туты принуждения не присутствуют ни на улицах, ни, что более важно, в сознании граждан, это свидетельст­вует о высоком уровне легитимности.

Полярными в этом смысле примерами могут служить современная Россия, где вооруженные солдаты на улицах или бро­нетранспортеры на перекрестках стали привычным явлением, и Великобритания, где полицейские вообще не вооружены, рассчитывая не на силу, а на традици­онное уважение к полиции.

Макс Вебер выделял три вида легитимности: ле­гитимность, основанную на традиции, легитимность, основанную на праве, и легитимность, основанную на харизме. В первом случае в основе власти лежит обы­чай, властные отношения регулируются традиционно сложившимися установлениями.

Второй случай — господство закона — означает, что люди следуют определенным кодифицированным правилам, признавая именно такое поведение оп­тимальным для согласования интересов, для разреше­ния конфликтов и вообще для обеспечения социаль­ного взаимодействия.

Третий вид легитимности — харизматический — базируется на признании исключительного права именно этого человека или именно этой группы на управление людьми.

Характерно, что поскольку легитимность харизматического типа предполагает припи­сывание носителю власти, индивидуальному или, реже, коллективному, выдающихся свойств, то власть в этом случае крайне редко передается по наследству.

По­жалуй, единственным примером успешной передачи власти от лидера харизматического типа его прямому наследнику является Северная Корея, где после смерти Ким Ир Сена все его посты занял его сын Ким Чен Ир. Аналогичные попытки в других странах неизмен­но заканчивались неудачей.

Но и здесь следует иметь в виду, что Ким Ир Сен был не только харизматиче­ским лидером, но и диктатором, и его власть основыва­лась не столько на личном авторитете, сколько на эффективной системе террора и тотальном контроле за гражданами.

Харизма не передается по наследству даже и в тех случаях, когда наследуется сама власть. Напри­мер, воцарение сына покойного монарха легитимизируется и законами, и обычаями (т. е.

присутствует легитимность и первого, и второго типов), но харизма отца, если таковая существовала, не передается авто­матически его сыну. Он должен еще доказать, что является не только законным, но и достойным преем­ником своего великого предшественника.

Если ему этого не удастся, то его власть, оставаясь вполне за­конной, будет, тем не менее, меньше, чем у его отца.

Психологические основы легитимности власти

Общественные законы суть законы сотрудничества и взаимовлияния чувств, желаний и представлений людей, вступающих в общественное взаимодействие. Однако любое сотрудничество — это действие людей, имеющих определенную направленность и предпола­гающих некоторую силу, а именно власть. Власть

рождается с самим общественным процессом, явля­ясь одним из необходимых условий его функциониро­вания. Власть есть сила направляющая, но в то же время сама порождается общественными силами, т. е. в известном смысле им подчинена и без их поддерж­ки не может существовать. Власть неизбежна. Ее при­сутствие и последствия — принуждения — видны во всех отношениях между людьми.

Нередко власть и принуждение противопоставля­ют свободе. Свобода есть состояние независимости от внешних условий.

Однако такое состояние не являет­ся внешне бездеятельным, когда человек и не подчи­няется никому сам и не подчиняет никого, не подда­ется на чужое влияние и сам его не оказывает Трудно представить себе общество, состоящее из людей по­добного типа. Такое общество, строго говоря, упразд­няется. Живя в обществе, человек не может быть сво­бодным от общества.

Нравственный интерес требует личной свободы как условия, без которого невозможны человеческое дос­тоинство и высшее нравственное развитие. Но суще­ствование общества прежде всего зависит от безопас­ности всех живущих в нем. Любое общество не может существовать, если всякому желающему представляется беспрепятственно творить произвол. Как отмечает В.

Со­ловьев: «Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой сво­боды в той мере, в какой она в данном состоянии чело­вечества несовместима с существованием общества или общим благом.

Эти два интереса, противоположные для отвлеченной мысли, но одинаково обязательные нрав­ственно, в действительности сходятся между собой Из их встречи рождается право».

Власть вовсе не является непременно результа­том насилия, подавления одной личности другой. За­мечено, например, что в сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться.

Это своего рода потребность воздей­ствия одного человека на другого, сила, соединяющая людей в общество. Искание над собой власти, свобод­ное желание подчинения вовсе не есть выражение слабости.

Подобно тому, как стремление к независи­мости может порождаться не только могучей силой, но также грубой необузданностью натуры, тщеслави­ем, так и стремление к подчинению не всегда являет­ся результатом слабости.

Читайте также:  Флегматик - психология

Таким образом, власть неизбежно оказывается следствием психической природы человека. Однако как только проявление власти приобретает обществен­ный характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступает власть.

В связи с этим людям вовсе не нужно создавать власть. Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым устанавливая известный порядок. Искание порядка, как правило, сопровождается исканием вла­сти. Несколько последних лет Россия занята именно этим.

Анализ общественного мнения показывает, что требование навести твердый порядок в стране, нахо­дится на одном из первых мест в системе ценностей. Вместе с тем в обществе все прочнее утверждается идея, что вряд ли можно достичь этого порядка, если в стра­не нет сильной власти.

Совершенно отчетливо про­глядывается ситуация, когда люди, обеспокоенные судьбой страны и своей собственной, ищут властного непререкаемого воздействия, которому бы подчинилось все население со всеми его разнообразными потреб­ностями и интересами и в котором бы наше общество обрело порыв к деятельности. Возможно, этим объяс­няется феномен Ельцина.

Власть, занимающуюся при­зывами, народ поддерживает только на первых порах. Если же она свои обещания не реализует, то крах такой власти неизбежен. Народ требует от власти действий, пусть даже эти действия будут и ошибочны.

Да, власть требует подчинения. Но люди, подчи­няясь ей, не жертвуют своей свободой. Они вместо подчинения стихийным силам, подчиняются сами себе, т. е. тому, что сами осознали необходимым. Люди лишь выхолят из слепого подчинения внешним обстоятель­ствам и приобретают независимость как первое усло­вие свободы.

Психологические предпосылки легитимности власти

Вопрос о психологических особенностях субъекта власти весьма важен. Но не менее значимым является применение психологического анализа к противопо­ложному полюсу властного отношения. Без повинове­ния граждан власти нельзя вообще говорить о ее нали­чии, даже если бы у субъекта присутствовало весьма выраженное стремление употребить свою волю. Здесь

можно вспомнить поговорку о том, что «танцевать тан­го можно только вдвоем». Данное обстоятельство с неизбежностью ставит проблему психологических при­чин подчинения власти.

Что заставляет людей повино­ваться чужой воле и даже с энтузиазмом отвергать свои насущные интересы во имя ее? При каких условиях подчинение наиболее прочно, как воспринимается власть гражданами? Ответы на эти вопросы необходи­мы не только стороннему исследователю, но и субъек­ту власти, в том числе и политическим лидерам для эффективного осуществления последней.

Для того чтобы граждане, имеющие свои собст­венные интересы, не остались безразличными к вла­стной воле, необходимо побудить личность следовать указаниям власти.

Основываясь на положениях зару­бежных и отечественных ученых, можно дать психо­логическое определение политико-властных отно­шений как взаимодействия мотиваций субъекта и объекта власти.

Тогда психологическим механизмом осуществления власти является разнообразное воз­действие на мотивы подвластных (стимулирующее имеющиеся побуждения или, наоборот, препятствую­щее их проявлению).

Соответственно, субъекту вла­сти необходимо обладать определенными ресурсами, которые будут значимы для других. В психологической и политологической литературе наиболее распростра­ненной является классификация источников власти, принадлежащая Д. Френчу, Б. Рейвену и Д. Картрайту. Они выделяют:

1) власть вознаграждения (подразумевает, что поведение людей будет определяться ожиданием по­зитивного подкрепления их действий);

2) власть принуждения (сохранение мотивации, не соответствующей властной воле, ведет к санкциям различного вида) ;

3) власть эталона (referent power) (субъект власти является примером, с которым подвластные иденти­фицируют себя);

4) власть знатока (эксперта) (убеждение граждан в важности знаний субъекта власти для осуществле­ния заданных целей).

5) информационная власть (владение информаци­ей, заставляющей объект власти переосмысливать последствия реализации своей наличной мотивации);

6) нормативная власть (legitimate power) (убеж­денность в праве на осуществление власти).

Сходную типологию дает отечественный иссле­дователь В.В. Крамник. Он пишет о легитимной, воз­награждающей и принудительной власти [67, с. 12].

Несмотря на меньшую детализацию, данный под­ход значим тем, что позволяет более отчетливо вы­делить два принципиально различных (прежде все­го психологически) вида власти, которые можно обозначить как внешний и внутренний.

К первому относятся власть вознаграждения и принуждения, поскольку и «пряник», и «кнут» зависят прежде всего от самой власти, определяющей, к кому какое средство применять. Вторым видом является легитимная власть, проистекающая от субъективных оценок граждан.

Если исходить из данного дихотомического подхо­да, то упомянутые выше власть эталона, знатока — это скорее не отдельные типы власти, а способы легити­мации.

Информационную власть можно рассматривать как определенный промежуточный вариант, сочетаю­щий особенности обоих типов. Выделение двух основ власти достаточно условно.

В реальном политическом процессе ни один из них не может претендовать на абсолютную эффективность, и они используются од­новременно в различных сочетаниях.

Наиболее прочной основой государства может быть только такое его взаимоотношение с обществом, при котором имеет место соответствие представлений граждан о «должной» и реальной власти.

«Народ дол­жен чувствовать, что его государственное устройство соответствует его праву… и его состоянию, — пишет в связи с этим Гегель, — в противном случае оно может …быть внешне наличным, но не будет иметь ни значе­ния, ни ценности» (т.

е. будет носить формальный характер) [111, с. 315].

В этом контексте ключевое значение приобретает понятие «легитимность». В содержательном плане она означает признание гражданами правомочности вла­сти, обоснованности ее претензий на господство над ними, внутреннее согласие подчиняться. В определен­ной степени можно сказать, что люди, которые подчи­няются самим себе, интериоризируют и принимают, как свое, веление власти.

Люди могут повиноваться власти по многим причинам: надеясь получить некую выгоду; считая, что «другие еще хуже»; полагая, что выступать против власти «слишком дорого», и т. п. Но такая внеш­няя поддержка таит в себе возможность серьезного кризиса.

Ведь возможности для принуждения и воз­награждения всегда ограничены в возможностях длительного применения. ТТТ. Талейран метко заме­тил, что единственный недостаток штыков состоит в том, что на них невозможно сидеть.

То же самое можно сказать и о тенденции к «покупке» лояльно­сти граждан. Речь идет не столько о собственно материальных ресурсах, сколько о психологических. С течением времени происходит своеобразное при­выкание к репрессиям или поощрениям.

Они начи­нают восприниматься как фоновое явление, а их субъективная значимость постепенно падает.

С этой точки зрения легитимность «выгодна», поскольку власть может позволить себе не растрачи­вать средства на то, чтобы добиться выполнения сво­их указаний. Более того, в определенных ситуациях факт легитимности может стать для нее своеобразным единственным ресурсом, когда другие уже исчерпа­ны (например, для проведения непопулярных мер в условиях экономического кризиса).

Весьма часто легитимность понимают как «за­конность» и отождествляют с «легальностью». По на­шему мнению, легитимность и легальность не совпа­дают, поскольку имеют различную природу.

Если легальность отражает формальный момент соответ­ствия власти правовым нормам, то легитимность является по своей сущности именно психологической характеристикой. Безусловно, легитимность и легаль­ность взаимосвязаны, а правовой характер власти играет существенную роль при формировании ле­гитимности.

Однако легальность не является ни не­обходимым, ни достаточным ее условием. Люди могут признавать обоснованным господство власти, дей­ствующей с точки зрения «целесообразности» или даже установленной неправовыми средствами. Дан­ный феномен также часто встречается в периоды социальных потрясений, таких, как революции.

Про­тивоположным может стать вариант, при котором граждане не доверяют в достаточной мере власти, которая, казалось бы, соответствует установленным нормам.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/3492.html

Психология власти

Психология власти

Психология власти подразумевает под собой изучение власти как формы психологического воздействия человека по отношению к другим людям.

Власть — это возможность подчинять себе людей, воздействовать на их поведение посредством собственного авторитета и положения. Психология власти – это одна из особенно популярных форм психологического воздействия, которая по-прежнему находится в стадии исследования и изучения.

Психология власти и ее структура

Чтобы наделенный властью человек мог господствовать над другим человеком, группой людей или обществом, необходимо следующее:

  • присутствие субъекта власти (человек, структура, компания и т.д.);
  • наличие объекта власти (человек, группа людей, организация и т.д.);
  • волеизъявление субъекта власти в виде приказа или требования повиноваться;
  • безоговорочное повиновение или послушание со стороны объекта власти;
  • наличие формального разрешения на основе установленных норм и правил, которое дает право субъекту, имеющему власть, доминировать (приказывать, подчинять) по отношению к объекту.

В основе психологии власти находится такое понятие, как неравенство людей, в результате чего один имеет право властвовать, тогда как другой вынужден повиноваться.

Виды власти

Существуют различные методы психологического подчинения, которые зависят не только от каждой конкретной ситуации, но и от  источника используемой власти.  Итак, можно выделить следующие виды власти:

  1. Власть-принуждение. В основе данного вида психологического влияния лежит страх. Такой вид власти успешно применяется различными компаниями, фирмами, организациями в процессе управления и контроля над сотрудниками.
  2. Эталонная власть. Человек, оказывающий власть на других, является для них идеалом и образцом. Итог — безоговорочное подчинение.
  3. Власть вознаграждения. В качестве поощрения за подчинение имеющий власть, воздействуя на психологию подчиненных, использует вознаграждение (повышение оплаты, премиальные выплаты, дополнительный отпуск и т.д.).
  4. Экспертная власть. В основе данного метода лежит такая психология власти, когда субъект оказывает воздействие путем демонстрации собственных достижений, способностей, специальных знаний и т.д.
  5. Власть информации. Не всегда чистоплотный, но всегда действенный метод психологического воздействия субъекта власти на желаемый объект. Владея информацией об организации, сотрудниках или подчиненных, имеющий власть имеет все полномочия осуществлять контроль и манипулировать объектом власти.
Читайте также:  Жизненные ограничения - психология

Рассматривая психологические составляющие различных видов власти, можно проследить одну закономерность: применение одного вида власти может оказывать значительное воздействие на остальные.

Занимаясь исследованием такого понятия, как власть, когда между имеющим власть и подчиненным формируются определенные отношения, можно более широко и системно охарактеризовать психологию власти.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/psihologiya-vlasti.html

Психология власти

Психология власти

Власть является категорией отношений, взаимосвязи и взаимозависимости. Но психология власти – асимметричное понятие, выделяющее в себе две разнонаправленные категории: достижение и подавление. Эти понятия взаимосвязаны между собой. Достижение какой-либо цели происходит только через подавление, а необходимость подавления может возникнуть только ради достижения этих самых целей.

Психология власти и социальная психология

Социальная и психологическая комплексность состоят в том, что социальная психология находится на стыке психологии и социологии продолжает проводить изучение психологических проблем, которые обусловлены и необусловлены социальными проблемами, а также раскрываются в полной мере.

Психология жажды власти

Жажда власти представляет собой опасность. Многие замечают в кругу своего общения людей, которые не в силах совладать с такими качествами, как упрямство и самоконтроль. Возможно, что это происходит от того, что многие считают путь наверх простым и тем самым пренебрегают чувствами других.

Было установлено, что даже маленькое переживание своей власти оказывает влияние на каждого. Разумеется, что сложно не заметить преображение коллеги, знакомого или друга после назначения на высокую должность – заметны требовательность, жесткость и нетерпение. При этом сразу возникает мысль: «Я таким не буду, если меня повысят».

Но, как было выяснено: даже малейшее повышения в карьере может значительно повлиять на поведение.

Психология жажды власти над женщинами

На сегодняшний день многие мужчины стремятся управлять женщинами, и, разумеется, не очень довольны, когда им не хотят подчиняться. Так как обе стороны напрямую зависят друг от друга, несложно понять, что из-за напряженности между ними будут возникать конфликтные ситуации и разлады, которые приведут к неизбежному – боли и расставанию.

Как вести себя как настоящий мужчина?Поведение настоящего мужчины не имеет четких предписаний, однако качества, которые ценились в людях всегда, наряду с мужеством и силой, из любого представителя сильного пола сделают настоящего мужчину.
Подсознание — как им управлять?

Говорят, все что снами происходит в жизни — результат работы нашего подсознания. В этой статье мы расскажем, как можно научится управлять им и что для этого необходимо усвоить.

Нимфомания у женщин — признакиНередко нимфоманию ошибочно принимают за сексуальную распущенность, поэтому женщинам, страдающим нимфоманией приходится нелегко, особенно в период лечения и реабилитации.Биологические ритмы и работоспособностьОт биологических ритмов человека напрямую зависит работоспособность и активность. Эта статья расскажет о биоритмах, их влиянии на организм и жизнедеятельность в целом.

Источник: http://kak-bog.ru/psihologiya-vlasti

Шпаргалка по социальной психологии

Шпаргалка по социальной психологии

Власть – это возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают (объект власти), обязан повиноваться тому, кто приказывает (субъект власти).

Для власти обязательно:

1) наличие не менее двух партнеров;

2) подчинение объекта приказу субъекта власти;

3) наличие общественных норм, устанавливающих, право субъекта власти отдавать приказы и обязанность объекта власти им подчиняться.

Виды власти:

1) власть принуждения строиться на страхе наказания субъектом объекта влияния, лишением его каких-либо благ, что нередко выступает для человека в качестве мотивационной силы, побуждая его действовать соответствующим образом.

Однако, злоупотребление наказаниями негативно влияет на социально-психологический климат коллектива, ведет к возникновению у подчиненного лица негативного отношения к руководителю, к сокрытию своего неподчинения и неудач, взаимному недоверию руководителя и подчиненного;

2) власть вознаграждения базируется на способности субъекта власти каким-либо образом наградить объект власти в случае достижения им позитивных итогов деятельности последнего.

Причем, это может быть как материальное вознаграждение (премия, подарок), так и признание, похвала, продвижение по служебной лестнице, более высокий разряд, получение нового рабочего инструмента, интересное трудное задание, заграничная командировка и т. д.

Однако, и в этом случае присутствует элемент страха наказания в случае невыполнения работы в срок;

3) экспертная власть возникает в результате приписывания субъекту влияния значительного превосходства в знаниях или опыте. Так, мы обычно доверяем врачу или юристу, поскольку за этими советами стоят годы профессионального обучения и соответствующей практики, хотя можем не понимать всех их объяснений.

Для данного типа власти характерно распространение силы власти за пределы данной специфической сферы: признавая высокую компетентность какого-либо специалиста в какой-то конкретной области, мы порой полагаем, что он является столь же компетентным и в других областях.

В случае возникновения недоверия к источнику такой власти возникает «эффект бумеранга» – человек стремится поступать противоположным образом в ответ на воздействие такого лица;

4) информационная власть проистекает из убедительного содержания какого-либо сообщения самого по себе и не зависит ни от личности субъекта влияния, ни от характера его взаимоотношений с объектом. Данный тип власти может приводить к серьезным внутренним, устойчивым изменениям убеждений, установок или ценностей объекта власти;

5) референтная власть базируется на идентификации объекта с субъектом влияния, на чувстве общности с ним. При этом субъект влияния воспринимается как образец для подражания, которому объект внимания стремится подражать. в негативных формах. Референтное влияние может проявляться в случае, когда субъект влияния нам несимпатичен («эффект бумеранга»);

6) легитимная власть основана на убеждении объекта в законности власти субъекта и своей обязанности подчиняться ему. Выделяют:

а) легитимную власть взаимности – основана на стремление «дать, чтобы взять» (например, взяточничество);

б) легитимная власть справедливости основана на убеждении в справедливости своих действий («Я это заработал»);

Психология bookap

в) легитимная власть ответственности (или зависимости) основана на том, что субъект принуждает объекта помочь или прислушаться к нему, так как он – сильный и должен помогать слабому. Обычно используется теми людьми, которые чувствуют недостаточность у себя других форм власти.

Различные виды власти взаимосвязаны. Использование одного типа власти может сильно повлиять на другие.

Источник: http://bookap.info/sociopsy/cheldyshova_shpargalka_po_sotsialnoy_psihologii/gl88.shtm

Психология власти

Психология власти

Власть – это возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают (объект власти), обязан повиноваться тому, кто приказывает (субъект власти).

Для власти обязательно: 1) наличие не менее двух партнеров; 2) подчинение объекта приказу субъекта власти;

3) наличие общественных норм, устанавливающих, право субъекта власти отдавать приказы и обязанность объекта власти им подчиняться.

Виды власти: 1) власть принуждения строиться на страхе наказания субъектом объекта влияния, лишением его каких-либо благ, что нередко выступает для человека в качестве мотивационной силы, побуждая его действовать соответствующим образом.

Однако, злоупотребление наказаниями негативно влияет на социально-психологический климат коллектива, ведет к возникновению у подчиненного лица негативного отношения к руководителю, к сокрытию своего неподчинения и неудач, взаимному недоверию руководителя и подчиненного; 2) власть вознаграждения базируется на способности субъекта власти каким-либо образом наградить объект власти в случае достижения им позитивных итогов деятельности последнего. Причем, это может быть как материальное вознаграждение (премия, подарок), так и признание, похвала, продвижение по служебной лестнице, более высокий разряд, получение нового рабочего инструмента, интересное трудное задание, заграничная командировка и т. д. Однако, и в этом случае присутствует элемент страха наказания в случае невыполнения работы в срок; 3) экспертная власть возникает в результате приписывания субъекту влияния значительного превосходства в знаниях или опыте. Так, мы обычно доверяем врачу или юристу, поскольку за этими советами стоят годы профессионального обучения и соответствующей практики, хотя можем не понимать всех их объяснений. Для данного типа власти характерно распространение силы власти за пределы данной специфической сферы: признавая высокую компетентность какого-либо специалиста в какой-то конкретной области, мы порой полагаем, что он является столь же компетентным и в других областях. В случае возникновения недоверия к источнику такой власти возникает «эффект бумеранга» – человек стремится поступать противоположным образом в ответ на воздействие такого лица; 4) информационная власть проистекает из убедительного содержания какого-либо сообщения самого по себе и не зависит ни от личности субъекта влияния, ни от характера его взаимоотношений с объектом. Данный тип власти может приводить к серьезным внутренним, устойчивым изменениям убеждений, установок или ценностей объекта власти; 5) референтная власть базируется на идентификации объекта с субъектом влияния, на чувстве общности с ним. При этом субъект влияния воспринимается как образец для подражания, которому объект внимания стремится подражать. в негативных формах. Референтное влияние может проявляться в случае, когда субъект влияния нам несимпатичен («эффект бумеранга»); 6) легитимная власть основана на убеждении объекта в законности власти субъекта и своей обязанности подчиняться ему. Выделяют: а) легитимную власть взаимности – основана на стремление «дать, чтобы взять» (например, взяточничество); б) легитимная власть справедливости основана на убеждении в справедливости своих действий («Я это заработал»);

в) легитимная власть ответственности (или зависимости) основана на том, что субъект принуждает объекта помочь или прислушаться к нему, так как он – сильный и должен помогать слабому. Обычно используется теми людьми, которые чувствуют недостаточность у себя других форм власти.

Читайте также:  Завышенная самооценка - психология

Различные виды власти взаимосвязаны. Использование одного типа власти может сильно повлиять на другие.

Источник: https://psyera.ru/2845/psihologiya-vlasti

Психология власти: власть и влияние в психологии

Психология власти: власть и влияние в психологии

Психология власти изучает власть в широком смысле этого слова, как психологическое явление, благодаря которому возникло и развивается упорядоченное человеческое общество.

Определение и функции власти

Привычная ассоциация со словом «власть» это «политика». Но власть бывает не только политической, но и духовной, экономической, семейной и так далее. Она есть во всех сферах жизнедеятельности.

Как бы ни стремились люди к равенству, практически всегда там, где есть отношения хотя бы двух людей, уже есть власть одного из них над другим. В отношениях господства и подчинения бывал каждый человек и не раз.

Власть одного человека над другим может быть желанной и долгожданной, восприниматься спокойно, как норма и данность, а может быть и нестерпимой, ущемляющей права и свободы – все зависит от того, как относиться к необходимости быть властителем или подчиненным.

Власть (какой бы она ни была) порождает порядок и стабильность, безвластие же это анархия и хаос.

Власть нужна для регуляции общественных отношений. Она осуществляет следующие функции:

  • устанавливает упорядоченные связи между людьми,
  • координирует взаимоотношения,
  • управляет ими,
  • контролирует и поддерживает упорядоченность отношений.

Власть определяется как:

  • аспект выражения господства и подчинения в отношениях между людьми;
  • способность одного человека управлять и воздействовать на других людей;
  • способность получать желаемое вне зависимости от других;
  • возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению;
  • возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться тому, кто приказывает;
  • важнейшая потребность, мотив деятельности и взаимоотношений между людьми.

Есть и другие определения понятия «власть», но из каждого следует, что власть не существует вне человеческих взаимоотношений. Однако если взглянуть на власть больше с позиции психологии, нежели социологии, то ее проявления можно заметить не только в межличностных, но и во внутриличностных отношениях.

Человек сам себе и раб и господин. Ведь так часто приходится выбирать между разумом и чувствами, эмоциями или здравым смыслом, желаниями и обязанностями, инстинктами и совестью и так далее.

Источники власти

Власть является возможностью реализовать социально необходимое управление отношениями между людьми.

Но эффективным такое управление бывает только в том случае, когда обладатель власти (руководитель, лидер, правитель или иное властное лицо) получает от подчиненных обратную связь, то есть когда он интересуется тем, насколько его решения и действия полезны, приемлемы, эффективны.

Именно из-за проблем с обратной связью чаще всего и возникают недовольства, волнения, бунты и прочие протесты против властных структур. Так бывает, когда авторитарное правительство не слышит народ, высокое руководство работников, строгая мать своих детей – механизм власти и ее проблемы одинаковы на разных уровнях.

Суть власти одинакова, но сама власть бывает различной. И определяются эти различия методами, которые выбирает властная структура для управления подчиненными, а также источниками этой власти.

Один из самых известных социологов, основоположник социологической науки М. Вебер (1864-1920) в качестве источников власти определял:

  1. Право. Официальный, юридический источник власти. Из всех прав наиболее властным является право собственности (владение вещью определенным лицом) и контроль над ресурсами. Государство как главный элемент политической власти также базируется на праве и законе. Кроме писанных, есть и неписанные правила, относящиеся к разряду традиций, обычаев, морали.
  2. Насилие. Говорят: «У кого сила, у того и власть». Прямое и косвенное, физическое и психологическое или даже просто угроза насилия – мощный и самый примитивный источник власти. Насилие это и применение оружия преступником и предупреждение отца семейства: «Сейчас сниму ремень!».
  3. Авторитет. Самый «мягкий» источник власти. Здесь властитель управляет людьми, опираясь на свою харизму, силу обаяния, имеющиеся социальные связи, багаж знаний и умений или манипулирует верой людей в кого-то или что-то.

Грубое насилие и написание законов – это относительно простые и открытые способы установить власть, но в современном обществе властители чаще всего действуют более тонко, через авторитет.

Человек, который не просто управляет людьми, но при этом еще и нравится им, властвует так, чтобы подчиненные сами хотели быть управляемыми. Такой лидер умен и обаятелен, апеллирует общечеловеческими ценностями и общим благом, является примером для подражания, а также обладает крупными каналами распространения массовой информации.

Информация и ее распространение – тот источник власти, о котором не говорил М. Вебер, так как это особенность уже XXI века. Сегодня помимо законодательной, исполнительной и судебной власти в государстве выдается и «четвертая власть» – средства массовой информации (СМИ).

Власть – могущество или ограничение?

Психология власти очень неоднозначна. Не всегда властитель наделен реальной властью, не всегда тот, кем управляют, чувствует себя таковым, бывает что подчиненный фактически управляет руководителем и так далее.

Не все люди хотят властвовать над другими, некоторые боятся власти, ведь это не только возможность управлять и иметь привилегии, но и большая ответственность, а также риск принять неверное решение, причинить вред другим людям, в конце концов, самому серьезно пострадать.

И в группе и в паре многим людям гораздо комфортнее быть ведомыми, нежели ведущими. Ведущим быть сложнее, это ответственная работа, нужно уметь планировать, организовывать, вдохновлять, стимулировать, управлять, нести ответственность и так далее. Там, где нет равенства, но есть господство и подчинение, одному приходится думать за всех.

Власть – это не только могущество того, кто властвует, но и серьезные ограничения и самоограничения. Кажется, что тот, у кого есть власть, может делать все что пожелает, а на деле же оказывается, что он сам раб своих обязанностей.

Обладание властью не может не оказывать влияние на личность. Чем больше власть, тем больше изменений в характере, привычках, образе мыслей.

Часто власть меняла людей не в лучшую сторону. Ведь приходится выбирать трудиться во благо других людей или использовать этих людей, как легкое средство достижения личных целей (чаще всего богатства). Такой выбор не просто сделать, соблазн выбрать второй вариант велик.

Очевидно, что власть должна быть в руках высокоморальных личностей, но чаще всего она оказывается у того, кто умеет использовать свои особенности и таланты в деле руководства и управления людьми.

Инструментом достижения власти и ее удержания может стать любая особенность личности, даже такая черта как беспомощность, показная или действительная слабость характера. Зная как правильно пользоваться слабостью, можно и ее превратить в «рычаг власти».

Физическая сила, знание секретов, обладание деньгами, авторитет и прочие источники власти еще не гарантируют ее. Власть чаще всего оказывается у того, кто к ней стремится, кто изучает ее и знает, что с ней делать, кто видит себя ведущим и управляющим.

Хотя, конечно, власть может прийти в руки и нежданно-негаданно. Это прекрасно знают семьи с маленькими детьми. В такой семье главный не папа и даже не мама, а малыш. Он становится центром вселенной, он – король, а родители подчиняются его воле, потребностям и обаянию.

Бывает так, что человек, совершенно не стремившийся к власти, вынужден ее принять. Таким людям тяжелее быть лидерами, но зато они чаще бывают демократичными и лояльными по отношению к подчиненным.

Психология власти: стремления и страхи

Существует чисто психологический инструмент господства, которым практически всегда владеют люди, наделенные властью. Этот инструмент – удовлетворение потребностей людей.

Имея возможность контролировать потребность людей (в воде, жилье, безопасности, сексе, любви, дружбе, самоуважении, самореализации и так далее), можно ими управлять. Также в инструмент управления подчиненным превращается его страх что актуальная потребность останется неудовлетворенной.

Людям иногда внушают нужду в чем-либо несущественном, а потом манипулируют ими, взяв за основу умение удовлетворять эту искусственно созданную потребность или страх что эта потребность не будет удовлетворена.

Так, связав приобретение ненужной по сути вещи с удовлетворением потребности в признании и самоуважении, можно заставить многих людей покупать ее снова и снова. Сегодня часто покупают новый мобильный телефон не потому, что старый сломался, а потому что появился новый, точнее потому, что покупатель поддался на манипуляцию «если купишь, получишь признание и ободрение окружения».

Для тех людей, которые не поддаются манипуляциям, есть иная “ловушка”. Сегодня многие вещи делают так, что бы они прослужили недолго, их программируют на определенный, короткий срок службы.

На влечении людей к удовлетворению актуальных потребностей часто базируется власть. На этом основании выделяют виды власти:

  1. Власть-принуждение основана на страхе не иметь необходимого. Жестокая власть угрожает: «Не будете подчиняться, пострадаете!».
  2. Власть информации основана на стремлении людей к получению достоверных знаний.
  3. Власть-вознаграждение основана на потребности в одобрении, поощрении, уважении, любви.
  4. Эталонная власть основана на стремлении соответствовать идеалу. Образцовому лидеру подчиняются безоговорочно.
  5. Экспертная власть удовлетворяет потребность в безопасности. Люди думают: «Эксперт точно знает, что делает и все сделает правильно».

Власти можно либо повиноваться, либо скрыто или открыто сопротивляться, но нужно понимать, что она сама редко когда бывает однозначно хорошей или плохой. Всегда ясно видно только то, что власть определенным образом направляет деятельность, поведение и жизнь людей.

Ждем Вашей оценки

(: 3, 3,67 из 5)
Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ СВЕТСКИЕ НОВОСТИ

Источник: https://ourmind.ru/psixologiya-vlasti

Ссылка на основную публикацию