Внимание — психология

Свойства внимания в психологии

Внимание - психология

Внимание объединяет интеллектуальные и сенсорные процессы мозга, способствующие концентрации и изучению какого-либо объекта или явления. В психологии виды и основные свойства внимания широко используются для повышения обучаемости и восприятия информации у детей и взрослых.

Основные свойства внимания в психологии

Свойства внимания и их характеристика относятся к одной из важных тем изучения психических и интеллектуальных способностей человека. От этих качеств во многом зависит деятельность и работоспособность каждого из нас.

Свойства внимания в психологии являются одним из инструментов понимания поведенческих и психических факторов, которые влияют на процесс и способность получения и восприятия различной информации. К свойствам внимания относятся такие характеристики:

  1. Устойчивость внимания – это индивидуальная особенность человеческой психики, которая характеризуется способностью определенное время сосредотачиваться на одно объекте. У каждого человека это свойство различно, но его можно тренировать, чтобы добиться более высоких результатов в изучении предметов и достижении цели.
  2. Концентрация – способность не только долгое время удерживать внимание на одном предмете, но и максимально отключаться от посторонних объектов (звуков, движения, помех). Противоположным качеством концентрации является рассеянность.
  3. Сосредоточенность – логическое продолжение концентрации. Это сознательный процесс, при котором человек целенаправленно вникает в изучение того или иного объекта. Этот фактор имеет большое значение в интеллектуальной и творческой работе человека.
  4. Распределение – субъективная способность человека удерживать одновременно некоторое количество объектов одновременно. Наиболее показательно проявляется в общении, когда человек может слышать сразу нескольких собеседников и удерживать под контролем диалог с каждым из них.
  5. Переключаемость – индивидуальная возможность личности переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Скорость переключения и способность быстро перестраивать внимание, например, с чтения на диалог с преподавателем является важным инструментом обучаемости и в дальнейшем в рабочих моментах.
  6. Объем – способность человека направлять и удерживать определенное количество объектов в минимальный период времени. С помощью специальной аппаратуры было доказано, что в одну долю секунды человек может удерживать во внимании конкретное число (4-6) субъектов.

Внимание может быть произвольным (преднамеренным) и непроизвольным (сенсорным, моторным).

Первый тип относится к осознанной интеллектуальной работе мозга, когда человек целенаправленно концентрируется на изучении материала, восприятии информации и сосредоточении на определенном вопросе или предмете.

Непроизвольное внимание – это сенсорный механизм, обоснованный на восприятии и ощущениях, когда заинтересованность больше связана с эмоциональной сферой.

Источник: https://womanadvice.ru/svoystva-vnimaniya-v-psihologii

Внимание

Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность но что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе.

К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.

Концентрация внимания

Означает то, насколько интенсивно человек способен сосредоточиться и отвлечься от всего, что не входит в поле внимания. Глубокая концентрация внимания полезна при работе над одной задачей, а также в тех случаях, где от человека не требуется быстрая деятельность. А вот там, где требуется быстрое переключение внимания, глубокая концентрация может привести к ошибкам.

Распределение внимания

Нужно нам в тех случаях, когда одновременно выполняется несколько действий – например, при обучении вождению.

Главное условие успешного распределения внимания в том, что хотя бы одно действие должно быть автоматизировано, доведено до уровня навыка. Например, достаточно просто слушать музыку и вязать.

Гораздо сложнее выполнять одновременно несколько видов умственной деятельности: например, обдумывать проблему и слушать выступление на совершенно другую тему.

Объем внимания

При экспериментальном изучении внимания учитывается и его объем. Это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно, ясно и отчетливо.

У взрослого объем зрительного внимания составляет 3-5 (редко 6) объектов. У младших школьников 2-4 объекта. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе.

Впрочем, объем внимания зависит еще и от знакомства с материалом, заинтересованности.

Переключение внимания

Отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно.

Стало быть, нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели.

Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было показано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания.

При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено. Это приводит к рассеянности, которая бывает двух видов.

Во-первых, существует неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание – оно постоянно «скользит», человек все время отвлекается. Одной из причин такой рассеянности может оказаться избыток всевозможных неглубоких интересов.

Во-вторых, существует рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает того, что с его точки зрения представляется незначительным. Классический пример – рассеянность ученого, поглощенного своими трудами и не игнорирующего разные «мелочи жизни».

Устойчивость внимания

Это длительность сосредоточенности сознания. От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание.

Жорж Кювье утверждает, что гений – это в первую очередь внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, вряд ли сможет долго сосредотачивать внимание на одном предмете. Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые и новые стороны в привычных вещах.

Другими факторами устойчивости внимания являются:

  • интерес к материалу
  • связь изучаемого материала с потребностями личности
  • содержательность и сложность выполняемой работы
  • комфортные или отвлекающие условия, в которых проходит работа
  • особенности личности (например, темперамент и волевые качества).

Источник: http://medportal.ru/enc/psychology/personalitypsychology/10/

Внимание психология

Внимание психология

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует.

Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.

Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека.

Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание.

Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит.

Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию.

Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов.

Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф.

Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций).

Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека.

Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Викицита?тник (англ. Wikiquote ) — свободное собрание цитат и высказываний известных личностей или героев художественных произведений, создаваемое читателями совместно. Этот сайт создан Фондом Викимедиа на движке MediaWiki. Первоначально появился на английском языке 10 июня 2003 года.

Всё содержимое проекта доступно на условиях GNU Free Documentation License. Вклады остаются собственностью их создателей, в то время как копилефт-лицензирование гарантирует, что содержание будет всегда оставаться свободно распространяемым и воспроизводимым.

Русский раздел Викицитатника открылся 21 сентября 2004 года, также существуют версии Викицитатника на других языках.

По состоянию на конец октября 2014 года, самый крупный раздел Викицитатника — на польском языке, в котором насчитывается более 24,5 тысяч статей.

Русский раздел Викицитатника, содержащий почти 10 тысяч статей с цитатами, занимает четвёртое место по количеству статей, после польского, английского и итальянского разделов.

Всего же Викицитатник существует более чем на восьмидесяти языках и содержит более 174 тысяч статей.

Нейромедиа?торы (нейротрансмиттеры, посредники, «медиаторы») — биологически активные химические вещества, посредством которых осуществляется передача электрохимического импульса от нервной клетки через синаптическое пространство между нейронами, а также, например, от нейронов к мышечной ткани или железистым клеткам.

Нервный импульс, поступающий в пресинаптическое окончание, вызывает освобождение в синаптическую щель медиатора.

Молекулы медиаторов реагируют со специфическими рецепторными белками клеточной мембраны, инициируя цепь биохимических реакций, вызывающих изменение межмембранного тока ионов, что приводит к деполяризации мембраны и возникновению потенциала действия.

Традиционно нейромедиаторы относят к трём группам: аминокислоты, пептиды, моноамины (в том числе катехоламины).

  • ГАМК — важнейший тормозной нейромедиатор центральной нервной системы человека и млекопитающих.
  • Глицин — как нейромедиаторная аминокислота, проявляет двоякое действие. Глициновые рецепторы имеются во многих участках головного мозга и спинного мозга. Связываясь с рецепторами, глицин вызывает «тормозящее» воздействие на нейроны, уменьшает выделение из нейронов «возбуждающих» аминокислот, таких как глутамат, и повышает выделение ГАМК. Также глицин связывается со специфическими участками NMDA-рецепторов и, таким образом, способствует передаче сигнала от возбуждающих нейротрансмиттеров глутамата и аспартата. В спинном мозге глицин приводит к торможению мотонейронов, что позволяет использовать глицин в неврологической практике для устранения повышенного мышечного тонуса.
  • Глутаминовая кислота (глутамат) — наиболее распространённый возбуждающий нейротрансмиттер в нервной системе позвоночных, в нейронах мозжечка и спинного мозга.
  • Аспарагиновая кислота (аспартат) — возбуждающий нейромедиатор в нейронах коры головного мозга.
  • Адреналин — относят к возбуждающим нейромедиаторам, но его роль для синаптической передачи остаётся неясной, так же как не ясна она для нейромедиаторов VIP, бомбезин, брадикинин, вазопрессин, карнозин, нейротензин, соматостатин, холецистокинин.
  • Норадреналин — считается одним из важнейших «медиаторов бодрствования». Норадренергические проекции участвуют в восходящей ретикулярной активирующей системе. Является медиатором как голубоватого пятна (лат. locus coeruleus) ствола мозга, так и окончаний симпатической нервной системы. Количество норадренергических нейронов в ЦНС невелико (несколько тысяч), но у них весьма широкое поле иннервации в головном мозге.
  • Дофамин — является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит важной частью «системы поощрения» мозга, поскольку вызывает чувства удовольствия и предвкушения (или ожидания) удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения.
  • Серотонин — играет роль нейромедиатора в ЦНС. Серотонинергические нейроны группируются в стволе мозга: в варолиевом мосту и ядрах шва. От моста идут нисходящие проекции в спинной мозг, нейроны ядер шва дают восходящие проекции к мозжечку, лимбической системе, базальным ганглиям, коре. При этом нейроны дорсального и медиального ядер шва дают аксоны, различающиеся морфологически, электрофизиологически, мишенями иннервации и чувствительностью к некоторым агентам, например, метамфетамину.
  • Гистамин — некоторые количества гистамина содержатся в ЦНС, где, как предполагают, он играет роль нейромедиатора (или нейромодулятора). Не исключено, что седативное действие некоторых липофильных антагонистов гистамина (проникающих через гематоэнцефалический барьер противогистаминных препаратов, например, димедрола) связано с их блокирующим влиянием на центральные гистаминовые рецепторы.
  • Ацетилхолин — осуществляет нервно-мышечную передачу, а также основной нейромедиатор в парасимпатической нервной системе, единственное среди нейромедиаторов производное холина[1][2] .
  • Анандамид — является нейротрансмиттером и нейрорегулятором, который играет роль в механизмах происхождения боли, депрессии, аппетита, проблем с памятью ,ухудшение репродуктивних функций. Он также повышает устойчивость сердца к аритмогенному действию ишемии и реперфузии.
  • АТФ (Аденозинтрифосфат) — роль как нейромедиатора не ясна.
  • Вазоактивный интестинальный пептид (VIP) — роль как нейромедиатора не ясна.
  • Таурин — играет роль нейромедиаторной аминокислоты, тормозящей синаптическую передачу, обладает противосудорожной активностью, оказывает также кардиотропное действие.
  • Триптамин — предполагается, что триптамин играет роль нейромедиатора и нейротрансмиттера в головном мозге млекопитающих.
  • Эндоканнабиноиды — в роли межклеточных сигнализаторов они похожи на известные трансмиттеры моноамины, такие как ацетилхолин и дофамин, эндоканнабиноиды отличаются во многих отношениях от них — например, они используют ретроградную сигнализацию (выделяются постсинаптической мембраной и воздействуют на пресинаптическую). Кроме того, эндоканнабиноиды являются липофильными молекулами, которые не растворяются в воде. Они не хранятся в пузырьках, а существуют в качестве неотъемлемой компоненты мембранного бислоя, который входит в состав клетки. Предположительно, они синтезируются «по требованию», а не хранятся для +дальнейшего использования.
  • N-ацетиласпартилглутамат (NAAG) — является третьим по распространённости нейромедиатором в нервной системе млекопитающих. Имеет все характерные свойства нейромедиаторов: концентрируется в нейронах и синаптических пузырьках, выделяется из аксональных окончаний под воздействием кальция после инициации потенциала действия, подлежит внеклеточному гидролизу пептидазами. Действует как агонист II группы метаботропных глутаматных рецепторов, в особенности рецептора mGluR3, и расщепляется в синаптической щели NAAG-пептидазами (GCPII, GCPIII) на исходные вещества: NAA и глутамат.
  • Кроме того, нейромедиаторная (или нейромодуляторная) роль показана для некоторых производных жирных кислот (эйкозаноидов и арахидоновой кислоты), некоторых пуринов и пиримидинов (например, аденина), а также АТФ[3] .
Читайте также:  Что такое аква-энергетика: общие принципы практики

Нейромедиаторы являются, как и гормоны, первичными посредниками, но их высвобождение и механизм действия в химических синапсах сильно отличается от такового у гормонов.

В пресинаптической клетке везикулы, содержащие нейромедиатор, высвобождают его локально в очень маленький объём синаптической щели. Высвобожденный нейромедиатор затем диффундирует через щель и связывается с рецепторами на постсинаптической мембране.

Диффузия является медленным процессом, но пересечение такой короткой дистанции, которая разделяет пре- и постсинаптические мембраны (0,1 мкм или меньше), происходит достаточно быстро и позволяет осуществлять быструю передачу сигнала между нейронами или между нейроном и мышцей. Затем нейромедиаторы инактивируются. Существуют два способа инактивация нейромедиаторов — дезаминирование и метилирование. [4]

Недостаток какого-либо из нейромедиаторов может вызывать разнообразные нарушения, например, различные виды депрессии.

Как работает наш мозг

Оценка свойств внимания:

Концентрация и устойчивость внимания определяется при помощи корректурной пробы: тест Бурдона (буквы) или «Кольца Ландольта (кольца с просветом в четырех положениях).

Переключение и распределение внимание определяют с помощью таблицы Шульте ( 25 черных цифр) или красно-черной таблицы Платонова-Шульте ( 24 красных и 25 черных цифр).

Переключение внимание можно также оценивать с помощью теста Бурдона, если предлагать испытуемому зачеркивать одну букву. а подчеркивать — другую. Распределение внимания при этом не определяется.

12.3 Физиологические основы внимания.

Под нарушениями внимания понимают негативные изменения направленности, избирательности или устойчивости психической деятельности, отмечающиеся при состоянии утомления или при нарушении нормальной работы мозга (как функциональной, так и органической природы). Насчитывается несколько видов нарушения внимания (Рис. 12.4).

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является

Викицита?тник (англ. Wikiquote ) — свободное собрание цитат и высказываний известных личностей или героев художественных произведений, создаваемое читателями совместно. Этот сайт создан
Нейромедиа?торы ( нейротрансмиттеры , посредники , «медиаторы») — биологически активные химические вещества, посредством которых осуществляется передача электрохимического импульса от
Функции и свойства внимания

Источник: http://psiholog4you.ru/vnimanie-psihologiya/

Виды внимания в психологии. Функции и виды внимания :

Виды внимания в психологии. Функции и виды внимания :

Человек — сложно устроенное существо. 3 составляющих определяют индивидуума: дух, разум и тело. Каждая его ипостась выполняет свои функции. Психика, являясь отражением реальности, помогает приспособиться к окружающей обстановке, как-то изменить ее или поменяться самому.

Психика человека осуществляет несколько жизненно важных процессов, которые помогают в деятельности. Внимание в жизни человека сложно переоценить. Оно помогает нам учиться, мыслить, отбирать нужную информацию и так далее.

Что именно делает для нас внимание, чем оно характеризуется, и как его развивать? На все вопросы мы постараемся дать ответы.

Психический процесс — внимание

Многие слышали и часто употребляют в речи такое словосочетание, как внимание человека. Психология определяет это понятие как процесс направленной и сосредоточенной фиксации сознания на конкретных объектах, вследствие чего они представляются четко и ясно.

Внимание отвечает за несколько важных действий в нашем сознании, с помощью них мы можем воспринимать информацию, выбирать из большого ее количества именно то, что нам необходимо. Основными функциями этого психического процесса являются:

  • Стимулирование к работе необходимых и замедление ненужных процессов психики в данный момент времени. Например, нам нужно запомнить несколько предложений дословно. В этот промежуток времени неактуален анализ этого текста, поэтому сразу же подключаются такие процессы, как память, воля, речь, а на второй план отходят мышление (конкретно — анализ), ощущение. Конечно, все процессы психики взаимосвязаны, поэтому существуют доминирующие и второстепенные процессы.
  • Обеспечивает отсеивание информации, воспринимаемой нами, в соответствии с нашими потребностями в конкретный промежуток времени. Например, мы читаем газету и хотим там увидеть рецепт приготовления новогоднего салата. Читаем-то мы все, но особое внимание и запоминание направлено именно на этот салат.
  • Обеспечение избирательности и концентрации на конкретном объекте или действии длительное время. В этой функции мы уже немного затронули виды внимания в психологии, поэтому объясним их подробнее.

Какие виды этого психического процесса бывают?

Поскольку внимание многогранно, из-за того что в его действии имеет место и работа других психических процессов, то и его разновидности классифицированы с нескольких сторон. Итак, виды внимания в психологии разделяют в зависимости от ведущего анализатора, деятельности, в которой участвует этот процесс, направленности на конкретный объект и так далее.

По виду деятельности, в которой принимает участие этот психический процесс, он бывает:

  • сенсорно-перцептивным (получение информации с помощью органов чувств, например, когда человек слушает музыку или следит за движением какого-либо предмета);
  • интеллектуальным (мы внимательны к какой-либо решаемой задаче, этот процесс начинает свое действие при мыслительных операциях);
  • двигательным (такой вид внимания активно проявляется себя при сложных движениях, например, у спортсменов или каскадеров).

В некоторых случаях эти виды объединяются в один процесс. Это происходит при сложных хирургических операциях, у инженеров, работающих с аппаратурой, и так далее.

Виды внимания в психологии также различаются по анализатору: обонятельное, слуховое, вкусовое, кинестетическое, зрительное и другие.

Внимание может отличаться по направленности:

  • внутреннее — человек сосредотачивается на ощущениях, которые его беспокоят внутри тела, очень часто бывает при остром проявлении какого-либо заболевания или нестабильном душевном состоянии;
  • внешнее — процесс направлен на внешнее окружение, мир;
  • пограничное — это не внутренние ощущения, а те, которые идут с поверхности кожи и слизистых оболочек.

Психический процесс разделяют еще по степени волевого контроля. Эти виды внимания в психологии анализируются чаще всего, особенно у детей.

Волевая сфера — очень сложная, требует постоянного развития не только в раннем возрасте, но и у взрослых людей.

По силе воли в жизни оценивается сила самой личности, поэтому механизмы ее развития и действия имеют большое значение и для проявления внимания.

  1. Непроизвольное внимание наблюдается у детей младшего возраста почти всегда, пока они не умеют проявлять волю. Этот вид бывает и у всех взрослых, когда мы видим что-то интересное, яркое или слышим внезапный звук. Для сосредоточения не прилагаются в этом случае никакие усилия. Проверкой может быть внезапный хлопок руками в кругу знакомых — даже те, кто не участвует в разговоре, посмотрят, что там происходит. Иногда для каждого человека бывает свой объект непроизвольного внимания. Это зависит от его потребностей в конкретный промежуток времени.
  2. Произвольным считается внимание, которое контролируется волей. Для достижения поставленной цели, даже если нам что-то неинтересно, мы заостряем внимание на конкретном действии или объекте. Процесс удержания этого вида психического процесса на объекте может быть усилен с помощью действий, направленных на этот объект, и удаления каких-либо отвлекающих раздражителей. Развитие внимания произвольного начинается в возрасте 3-4 лет, когда ребенок уже способен по необходимости удерживать его на объекте или выполнять определенные действия, которые ему неинтересны. Яркий пример — выучить стишок в детском саду или собрать игрушки.
  3. Послепроизвольное, другими словами — переходящее, сначала требует определенных усилий, затем переходит во внимание непреднамеренное (непроизвольное). Это бывает при подготовке к экзаменам — сначала трудно себя заставить, потом информация нас заинтересовывает, и мы окунаемся в нее с головой.

Что такое свойства внимания в психологии?

Они помогают нам понять, какие психические операции мы выполняем. Также с их помощью мы можем охватывать вниманием несколько объектов, менять фокус, в зависимости от обстоятельств. Свойства внимания делятся на две подгруппы на основании того, какое количество объектов или действий мы хотим охватить: направленные на один объект и множество.

Направленные на один объект:

  • Концентрация — с этим свойством мы часто встречаемся в повседневной жизни. Часто бывает так, что человек играет или читает, и его не дозовешься. В этом случае у него хорошо развита концентрация внимания. Это очень хорошее свойство для тех, кто работает умственно среди шума. Дети, которые не могут вникнуть в материал на уроках, имеют низкий уровень концентрации.
  • Устойчивость — отличается от первого свойства своей продолжительностью, активным включением. Почему часто для младшеклассников делают маленькое количество уроков в день? Потому что они не в состоянии долго активно воспринимать информацию.
  • Избирательность — проявляется при сосредоточении внимания на одном или нескольких объектах. Свойства внимания характеризуются тем, что очень тесно пересекаются друг с другом. Это свойство похоже на концентрацию, то есть проявляется как выборочная концентрация среди каких-либо раздражителей, чаще всего шума. Избирательность больше нужна при умственной работе.
Читайте также:  Гомеостаз - психология

Следующая группа включает в себя свойства внимания в психологии, которые направлены на некоторое количество объектов.

  • Распределение — человек выполняет несколько дел одновременно (с полной осознанностью). Ярким примером такого свойства является поведение Юлия Цезаря, который мог выполнять много действий одновременно. Но такие люди встречаются нечасто, ведь невозможно сознательно и сосредоточенно делать 4-7 действий. Чаще всего многие достигают такого результата при выполнении двух действий, когда одно из них сведено до автоматизма. Если кто-то считает, что может поступать, как Юлий Цезарь, он путает распределение со следующим свойством, описанным ниже.
  • Переключаемость — это такая характеристика внимания, его свойство, при котором сознательно человек перемещает внимание с одного на другой объект. Это может происходить быстро, и создается впечатление, что несколько действий выполняется сразу. Свойство нам крайне необходимо в повседневной жизни, так как помогает ориентироваться и приспосабливаться к постоянно меняющейся ситуации. Переключаемость легко поддается тренировке.
  • Объем — количество информации, о которой мы можем четко и ясно думать одновременно. Наш мозг не может анализировать всю поступающую информацию извне, поэтому задача внимания — ее дробить. Это происходит с помощью объема, который от рождения практически не меняется при обучении. Практически у всех людей объем внимания равен 5 плюс-минус 2.

Взаимосвязь памяти и внимания

Память и внимание в психологической науке считаются двумя тесно связанными процессами. Сначала мы адаптируемся к изменяющейся ситуации, выделяя необходимые нам объекты, затем их запоминаем. Здесь уже подключаются виды и свойства памяти.

Кроме этого, они похожи по качеству получения информации. И память, и внимание зависят от того, получили ли они чувственный опыт при концентрации на объекте и его запоминании. Такой механизм восприятия связан с нашим отношением к информации, а также эмоциональным настроем в данный момент.

Поистине очень интересно устроена наша психика. Мы можем идти по улице, зная, где перешагнуть ямку на дороге, и совсем не отдавать себе в этом отчет. Мы часто делаем многие вещи автоматически, думая совсем о другом.

Как так получается? В этом состоит основная характеристика внимания и видов памяти: распределяя информацию извне, подключая процессы запоминания, переключения и концентрации, мы без ошибки найдем дорогу домой, сконцентрировавшись на проблемах учебы или работы.

Эмоции и внимание, или Какая польза от впечатлений?

Принимая полезную информацию, мы хотим, чтобы она хорошо запомнилась. Но не всегда это возможно — мы могли в этот момент отвлечься, переключиться на что-то другое и так далее. Поэтому на помощь здесь приходят наши впечатления.

Интерес к впечатляющему объекту делает нас внимательными, а также возникшие эмоции помогают развиваться долгосрочной памяти.

Сосредотачивая внимание на том, какие эмоции у нас возникали и впечатления остались после определенной информации, мы с легкостью сможем вспомнить ее суть.

Особенности внимания детей

Ребенок рождается как чистый лист — беспомощный, нежный и трепетный. С самого начала у него, при нормальном течении беременности и родов, присутствуют все психические процессы, которые развиваются в течение всей жизни.

Что касается внимания, то этот процесс психики также присущ ребенку — он фокусирует свой взгляд на маме, изучает ручки, ножки, занимается с игрушками, любит рисовать и смотреть мультики. Вся его деятельность не обходится без внимания.

При этом есть маленький, но очень важный нюанс — малыши не могут специально заострять на чем-то внимание. В раннем детстве действующий вид внимания — непроизвольный. С его помощью ребенок активно познает и приспосабливается к окружающей среде, как определяет наука психология.

Виды и свойства внимания в этом возрасте направлены на познание и восприятие новой информации обо всем, что окружает малыша.

Только к 3-5 годам начинает формироваться произвольное внимание, с помощью которого ребенок может выполнять уже некоторые поручения, задания, но ему еще очень сложно сосредоточиться на объекте продолжительное время. В этот период на первый план выходит непроизвольное внимание.

В школьном возрасте, когда происходит становление целостной личности, постепенно набирает обороты развитие произвольного и послепроизвольного внимания. Очень существенную роль в развитии этого психического процесса, его видов и свойств играет учитель.

Именно учителя помогают ученику организовать свое внимание, тем самым развивая такие свойства, как концентрация, распределение, избирательность, переключаемость. В период средней школы ребенок уже определяется с тем направлением, какое ему интересно, в котором он хотел бы развиваться.

Если нет никаких проблем со здоровьем (например, гиперактивность, которая напрямую зависит от свойств внимания), после школы у него нет проблем с усвоением информации и сосредоточением на ней.

Каким изменениям подвергается внимание в юношеском и зрелом возрасте?

В юношеском возрасте основной вид деятельности — учебно-профессиональный. Именно в данной деятельности продолжает свое развитие обсуждаемый психический процесс.

В механизм, который определяется как развитие внимания, в этом возрасте входят такие структуры личности, как направленность, способности, мотивация, формирование мировоззрения и другие.

Юноши и девушки обращают свое внимание на то, что прежде всего им интересно, а потом уже заставляют себя воспринимать информацию, проявляя интерес к ней впоследствии. Таким образом, в юношеском возрасте у человека функционируют все виды внимания и его свойства, продолжая развиваться.

Развитие внимания (психология определяет детство и юность как пиковые для рассматриваемого психического процесса) в зрелом возрасте происходит благодаря сформированным ранее ценностным ориентациям уже взрослого человека.

Желание не оставаться на достигнутом уровне, постоянный поиск новой информации, стремление познавать больше нового, практиковать, совершенствоваться — вот основные внутренние движущие силы, мотивы, помогающие человеку развивать не только внимание, но и другие когнитивные процессы.

В этом возрасте все-таки могут быть и определенные ограничения, которые мешают процессу развития, например, низкий уровень образованности, стрессы, деструктивные личностные качества и привычки.

Психический процесс у пожилых людей

Сам возраст наталкивает нас на мысль о том, что теоретически могут возникнуть проблемы внимания. Снижение памяти и функциональности внимания действительно имеет место среди людей пожилого возраста.

В период после 60-65 лет происходят структурные изменения в головном мозге, которые сопровождаются нейрофизиологическими и нейрохимическими процессами старения. Также снижаются компенсаторные функции мозга из-за изменения пластичности нейронов.

Вследствие этого пожилой человек не может приспосабливаться к изменениям окружающей среды, а это значит, что поражается одна из основных функций внимания. Кроме того, людей в пожилом возрасте начинают атаковать различные сосудистые и дегенеративные заболевания.

Поддержать организм можно, если следить за питанием, выполнять несложные задачки, вести здоровый образ жизни.

Диагностика внимания

Чтобы изучить особенности внимания человека, психологи используют тестовые материалы. Их множество, но каждый тест направлен на конкретный вид и свойство внимания.

Есть универсальные методики, которые позволяют узнать уровень развития внимания в общем. Чаще всего такие тесты используются для диагностики у детей, подростков и молодежи.

В зрелом возрасте применяют узконаправленные вопросники с профессиональным уклоном.

Основными методиками для изучения внимания являются: методика Мюнстерберга, таблицы Шульте, методика «10 слов» и некоторые другие, в зависимости от цели исследования. Эти задачи определяет наука психология.

Тема «Внимание» в последнее время поднимается очень часто, так как проблемы, связанные с этим психическим процессом, атакуют детей дошкольного и школьного возраста, даже взрослые страдают от нехватки концентрации, распределения и переключения.

Как развивать этот процесс психики?

Развитием внимания занимаются не только психологи, но и медики, логопеды, дефектологи, педагоги. Так как от этого процесса психики зависит многое в нашей жизни, существуют целые программы по исследованию и развитию отдельных видов и свойств.

https://www.youtube.com/watch?v=oguzfgraZ6Y

В психологической практике повышение уровня функционирования внимания осуществляется двумя способами: индивидуальные коррекционные занятия и групповые, иногда элементы коррекции этого процесса мы можем наблюдать в тренингах развития личности.

Для этого специалистом подбираются специальные упражнения, в зависимости от того, с какой возрастной группой он будет работать.

Развивать внимание можно и самостоятельно, подыскав некоторые упражнения-картинки, на которых нужно что-то найти или отследить либо выполнить определенные действия.

Источник: https://www.syl.ru/article/167233/new_vidyi-vnimaniya-v-psihologii-funktsii-i-vidyi-vnimaniya

Внимание

Общее понятие о внимании

Внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие,мышление…

Физиологические основы внимания

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы…

Свойства внимания

Колебания внимания следует отличать от повышения или понижения интенсивности внимания, когда в отдельные отрезки времени оно бывает…

Виды внимания

В зависимости от причин, его вызывающих, внимание может быть произвольным, или преднамеренным, и непроизвольным, или непреднамеренным…

Развитие внимания

Исходным моментом для развития внимания, как способности сосредоточения и направления своей психической деятельности, являются…

Непроизвольное внимание

Выделение из всего, что воздействует на человека, чего-либо, что становится объектом отражения, во многих случаях осуществляется непроизвольно, без предварительного намерения…

Особенности внимания

Характеризуя внимание, различают: степень его концентрированности (сосредоточенности), его интенсивность (или напряженность), распределение внимания, его устойчивость и отвлекаемость и, наконец, переключение внимания…

Развитие внимания у детей и пути его воспитания

Первоначально внимание ребенка носит непроизвольный характер и вызывается качеством внешних раздражителей: ребенка привлекают яркие, блестящие или движущиеся предметы, громкие звуки и т. п…

Свойства внимания с другой точки зрения

Свойства внимания исследовались под руководством М. Ф. Добрынина, И. В. и В. И. Страховой, Ф. М. Гоноболина. Особый интерес представляет рассмотрение внимания на основе деятельного (П. Я. Гальперин) и личностного (И. В. Страхов, В. И. Страхов) подходов…

Внимание и личность. Невнимательность и ее причины

Психолог В. И. Страхов подчеркивал, что внимание происходит от образованных свойств личности и вместе с тем является опорной свойством, которое влияет на формирование других свойств личности, которые проявляются в деятельности и во взаимоотношениях людей…

Основные критерии воспитанности внимания

И. В. Страхов считает, что все свойства внимания — объем, распределение, устойчивость, переключение и т.д. — необходимо рассматривать как конкретные проявления сосредоточенности…

Разновидности и формы внимания

В психологии различают внимание непроизвольное, произвольное и после — произвольную. Все разновидности внимания тесно взаимосвязаны и при определенных условиях переходят один в один…

Источник: http://psyznaiyka.net/vnimanie.html

Внимание как психологический ресурс

Реализация любой деятельности не может быть эффективной, если группу психических процессов принимающих в них участие не будет координировать внимание.

Эффективность деятельности зависит не только от процессов вовлечённых, непосредственно выполняющих её, но и от развития психического процесса – внимания.

В чём же особенность его? Почему так важно иметь высокий уровень развития внимания? Какую пользу приносит максимальное использование этого процесса? Что же такое внимание?

Очевидна роль внимания в жизни человека и его необходимость в отборе содержаний сознательного опыта, научении и запоминании. Нелегко не поверить в важность всестороннего и детального исследования его феноменов.

По словам Ф.

Уордена можно предположить, что «явление внимания играют заметно важную роль в науке о поведении, но и как ни странно, в учебниках психологии внимание как, правило, занимает скромную и незаметную позицию» [9].

Описание круга явлений изучаемой действительности — первый шаг и необходимая предпосылка любого научного исследования. Знание явлений внимания и невнимания, умение правильно их выделять и раз­личать необходимы каждому психологу, независимо от его научных интересов или практической специализации.

Описательная характе­ристика внимания образует исходную основу, наиболее устойчивое ядро данной области общей психологии. А.Ф.

Лазурский завершает обзор различных теоретических представлений о внимании следую­щими, актуальными и в настоящее время, словами: «Едва ли мы, одна­ко, ошибемся, если скажем, что все эти разногласия относятся ис­ключительно к объяснению того сложного явления, которое мы назы­ваем процессом внимания, а никак не к его описанию.

Что же касается собственно описательной стороны, то здесь мы почти не встречаем противоречий. Во всяком, более или менее полном описании мы находим всякий раз одни и те же элементы. Разногласие появляется лишь тогда, когда возникает вопрос, какие из этих элементов надо считать главными и какие побочными» [3].

Современный исследователь внимания Х. Пэшлер в 1998 году издал монографию «Психология внимания», где уже на первой странице задался вопросом следующего характера «А может, того, о чём мог бы знать каждый, попросту нет?» [2].

Читайте также:  Клиническая психология - психология

Философ X. Ортега-и-Гассет находит в фиксации внимания на одном объекте общую причину и суть состояний влюбленности, гипно­за, одержимости и мистического экстаза.

Различие содержаний фо­куса и периферии сознания он описывает следующим образом: «То, что привлекло наше внимание, наделено для нас ipso facto1 боль­шей реальностью, бытием более полноценным, чем то, что не при­влекло,— нечто почти иллюзорное и безжизненное, дремлющее на подступах к нашему сознанию.

Вполне понятно, что, обладая большей реальностью, оно оказывается более весомым, более цен­ным, более значительным и заменяет собой затененную часть мира» [4].

В своих работах Эдвард Титченер напомнил всему миру, что психический процесс внимание есть «нерв всякой психологической системы»[9].

Актуальность данной темы в условиях современного общественного развития заключается в необходимости человеку достаточного внимания как в повседневной жизни, так и в профессиональной. Использование потенциала внимания на пределе, будет играть важным фактором в познание окружающей реальности и открытие в себе новых горизонтов развития.

Внимание субъективно понимается как некоторый ограниченный капитал, которым можно распорядиться по собственному желанию. Поэтому выражение благодарности за внимание слушателей — не простая формула этикета вежливости оратора или лектора. Мы мо­жем обращать, удерживать, направлять и концентрировать свое внимание.

Вклад внимания, как правило, окупается увеличением продуктивности и качества деятельности. Внимание необходимо для приобретения действительных знаний и выработки навыков. Особо внимательными мы должны быть в критических и опасных ситуациях.

Но мы также знаем, что в опре­деленных случаях внимание как бы выходит из повиновения и может прерываться, проваливаться, отвлекаться внешними стимулами или навязчивыми мыслями, блуждать, рассеиваться и уходить. Также из­вестно, что внимание эффективно не во всех ситуациях, а иногда оно может быть даже вредно.

В качестве примера отрицательного эффекта активного исполнительного внимания часто приводят ухудшение или полный развал сложной, хорошо отработанной и автоматизированной деятельности.

Необходимо сказать про тот факт, который представляет внимание как универсальный психический процесс, имеющий в своей структуре оригинальные компоненты, которые позволяют ему отличатся от других познавательных процессов при их максимальной сплочённости и взаимодействии.

Внимание как процесс, не имеет собственного содержания, его проявление осуществляется за счёт других когнитивных процессов, является внутри их и выполняет дополнительную функцию.

Таким образом, внимание это сквозной процесс, обеспечивающий переход от одной деятельности к другой.

Субъективные явления внимания как бы уходят на периферию созна­ния, проявления объективные нередко замаскированы элементами це­ленаправленного поведения, которому оно служит.

«Внимание, по­добно пищеварению, обычно находится за пределами нашей созна­тельной осведомленности»,— именно такую метафору представил Р. Дженнингз для описания этого загадочного процесса.

[7] Ещё одна особенность фе­номенологии внимания заключается в пестроте и разнородности вхо­дящих в нее явлений. Разнообразие явлений внимания подчеркива­лось еще У. Джеймсом. Смешение столь разнород­ных явлений под общей шапкой «внимание» Д.

Берлайн считает наи­более серьезным препятствием на пути его изучения. Он утверждает, что эти феномены совершенно различны, поскольку возникают неза­висимо друг от друга и подчиняются разным факторам и закономерно­стям [5].

Исследования внимания начались уже на этапе становления науч­ной психологии, а в определенном смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов. Опыты и на­блюдения Г.

Гельмгольца, У. Карпентера, И. Мюллера и Г. Фехнера подготовили почву и возбудили широкий интерес к исследованиям феноменов внимания, в частности у ассистента Г. Гельмгольца, молодо­го врача и физиолога В. Вундта.

Ему, безусловно, принадлежат права автора первой научной системы психологии и, одновременно, осно­вателя психологии внимания. Примечательно, что одно из самых ран­них исследований В.

Вундта было направлено на изучение эффектов внимания в опытах с регистрацией времени реакции на зрительный и слуховой стимулы при условии их совпадения

Э. Титченер считал открытие внимания одним из главных достиже­ний научной психологии. Под открытием он подразумевал четкую формулировку проблемы внимания, признание ее особого статуса и фундаментальной важности. В частности, Э.

Титченер утверждал, что «доктрина внимания является нервом любой целостной психоло­гической системы, и перед общим судом психологии эта система бу­дет оцениваться по тому, как решается данная проблема».

Но тут же он признавал, что «открытие внимания не привело к какому-то не­медленному триумфу экспериментального метода: как будто нашли осиное гнездо, и первое же прикосновение к нему вызвало целый рой настоятельных проблем» [9].

Психология сознания поставила проблему внимания, но к оконча­тельному и общепризнанному ее решению не пришла. В работах В. Вундта, У. Джеймса, Э. Титченера и Т.

Рибо были сформулированы фун­даментальные понятия психологии внимания и предложены основные парадигмы его экспериментального исследования. Каждая из множества теорий внимания обладала своеобразием и выглядела достаточно убеди­тельно. По словам К.

Гросса, на вопрос о сути внимания «не только отсутствует общепризнан­ный ответ но и направления различных попыток его решения расхо­дятся самым тревожным образом.

Долгое время психология внимания в открытой форме развивалась в области чисто эмпирических исследований с ярко выраженной прикладной направленностью. Именно здесь, в связи с решением вопросов эксплуатации сложной военной техники, в середине 50-х годов произошел новый взлет теоретической мысли и поворот к фундаментальному изучению природы внимания.

Примечательно, что эта, вторая волна исследований внимания поднялась не в связи с противоречиями внутри научной ситуации, а благодаря прямому запросу со стороны практики. Экспериментальные исследования К. Черри и Д. Бродбента вернули внимание в фокус психологической науки. С работ этих авторов начинается современный этап развития психологии внимания.

Но, за всё то время, когда внимание являлось предметом исследования, когда оно представляло собой сложнейшую загадку над которой работали знаменитые мыслители, единой точки зрения так м не сложилось.

Сегодня внимание это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.

Чтобы достаточно полно представить картину внимания как психического процесса, необходимо упомянуть физиологические корреляты этого процесса.

По особенности строения нашего мозга, в котором возможны два процесса: возбуждение и торможение, именно они определяют процесс внимания как реагирование на что-либо. Когда мы напряжены и сосредоточены, в нашей коре возникает очаг возбуждения или доминанта, характеризуемая А.А.

Ухтомским как устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров. Остальные области коры находятся в пассивном состоянии, так как в них протекает процесс торможения.

С психологической точки зрения такая концентрация обеспечивает чёткое видение одного объекта и не замечание другого. В то же время, деятельность участков мозга, которые не подвержены активности, называется неосознанной или автоматической.

Множество крупных психологических течений неизбежно выходили на проблему внимания, пытались раскрыть, разработать или закрыть ее. Следуя избранному пути, различные психологические школы давали свои варианты постановки и решения этой проблемы. Просчеты в методологии приводили к однобоким и потому уязвимым для крити­ки решениям.

Основное препятствие, с которым сталкивалась психо­логия внимания на протяжении всей истории своего развития, заклю­чается в том, что исследователи никак не могли прийти к единому мнению относительно первичного эффекта или продукта внимания. П.Я. Гальперин делает два вывода относительно причин трудности исследования внимания.

Во-первых, про себя и внешнему наблюдению внимание представляется как бессодержательный процесс; во-вторых, у внимания нет собственного продукта[1]. Внимание про­является, как уже говорилось, вместе или сопряженно с другими психи­ческими процессами.

Ряд этих явлений столь разнороден, а связи меж­ду ними столь скрыты, что предположение об их общей основе выгля­дит сомнительным. Среди них трудно выделить явления, которые ха­рактеризуют внимание как особый процесс, и явления, указывающие на его продукт. Поэтому ставится под сомнение специфика внимания как особого психического процесса и снимается вопрос о его содержа­нии.

Там, где указывается продукт или эффект внимания, редуциру­ется специфическое содержание процесса, и наоборот, когда раскры­вается содержание, исчезает продукт. В итоге, вниманию чаще всего отводилась роль описания иных психических процессов, сознания или деятельности.

Многим казалось, что построение единой концепции внимания, которая смогла бы непротиворечивым образом объяснить все явления сосредоточенности и рассеянности человека, означало бы создание глобальной общепсихологической теории.

Поэтому психо­логию внимания следует рассматривать либо как психологию которая имеет плотную оболочку, либо, что по сути то же самое, вообще не считать самостоятельным раз­делом психологической науки. Большинство современных исследований внимания проводится в рамках зарубежной когнитивной психологии, которая начиналась с анализа внимания и памяти.

На первом этапе своего развития она находилась под мощным влиянием гештальтпсихологии, кибернетики и методологических установок необихевиоризма. Область когнитивной психологии определяют как исследование процессов приема, хранения, воспроизведения и использования информации [8].

В от­личие от различных вариантов бихевиоризма здесь утверждается и под­черкивается внутренняя активность субъекта. В то же время когни­тивная психология старается придерживаться строго научного подхода к изучению познавательной деятельности человека. Это выражается в высоком статусе и тщательном планировании лабораторных экспе­риментов, обязательном применении процедур статистической об­работки результатов, в недоверии к метафорическому языку описа­ния психологических механизмов и явлений, в стремлении к ясным дефинициям и устранению любого рода двусмысленностей на всех этапах научной работы.

Все большее число психологов приходит к выводу, что найти ответ на вопрос о сущности внимания путем проведения исключительно экс­периментальных исследований в настоящее время невозможно.

Не­обходимы постановка и серьезное обсуждение этой проблемы на более широкой базе данных и твердом методологическом основании, реше­ние комплекса теоретических вопросов, недоступных прямой эмпи­рической разработке и экспериментальной проверке.

Понятие внима­ния, как и прежде, привлекает тех психологов, которые прямо пробле­мой внимания не занимаются, поскольку оно обеспечивает простое и согласованное объяснение широкого круга разнообразных феноменов.

Поэтому, наряду с возражениями против объяснения темного путем ссылок на еще более темное, иногда раздаются призывы обратного ха­рактера. Внимание не доступно прямому наблюдению.

Каждый знает, что такое внимание. Это пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельности об­ладание в ясном и четком виде одним из нескольких, как кажется, одновременно возможных объектов или рядов мысли.

Фокусировка, концентрация сознания — его суть. Мысли У.

Джеймса дают нам возможность верить в то, что этот процесс, через некоторое время поддастся упрямому стремлению ученых, и мы узнаем много нового о его динамике существования.

Психология внимания прошла свой не долгий, но насыщенный путь. Учёные много раз могли убедиться в том, что именно в этой области психологической науки вопросов значительно больше нежели ответов.

Такое представление о психическом процессе как данности, современному обществу даёт возможность увидеть огромный потенциал этого процесса.

Если проводить аналогию с научным познанием, которое предполагает постоянное изменение научных знаний и поиск нового, внимание как психологический ресурс, имеет мало разработанную область, верифицируемость фактов полученных при изучении его условна.

исследование в этой области всегда будет актуальным, так как она содержит множество вариантов поиска нового и постоянное опровержение полученных знаний будет интересовать новых исследователей, которые внесут и свою лепту в этот неординарный процесс психической реальности.

Пока учёным остаётся только строить догадки о том, был замысел Творца ли, было ли это воспроизведение природой предыдущих вариантов познания реальности, был ли это замысел эволюции, когда живое существо впервые было наделено вниманием. Остаётся надеяться, что ещё будет привлекать в свои ряды новых исследователей психология внимания, замысловатая и однородная, но очень увлекательная область общей психологии.

Литература:

  1. Гальперин П.Я. К проблеме внимания//Доклад АПН РСФСР. 1958. N 3. С. 33-38.

  2. Добрынин Н.Ф.Колебания внимания: Экспериментальное психологическое исследование.- М.:РАНИОН, 1928

  3. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995. 271с

  4. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Ис­кусство, 1991.588с.

  5. Berlyne D.E. Attention//Handbook of Perception. Vol. 1 / E.G. Carterette, M.P. Friedman (Eds.). N.Y.: Academic Press, 1974. P.123-147.

  6. James W. The Principles of Psychology. Chicago: Encycl. Brit., 1990.897p. (1st ed. 1890).

  7. Jennings J.R. Bodily changes during attending//Psychophysiology: Systems, Processes, and Applications / M.G.H. Coles et al. (Eds.). N.Y.: Gailford Press, 1986. P. 268-289.

  8. Neisser U. Cognitive Psychology. N.Y.: Appleton, 1967. 351 p.

  9. Titchener E.B. Lectures on the Elementary Psychology of Feeling and Attention. N.Y.: McMillan, 1908. 404 p.

  10. Worden F.G. Attention and auditory electrophysiology//Progress in Physiological Psychology. Vol. 1. / E. Stellar, J.M. Sprague (Eds.). N.Y.: Academic Press, 1966. P. 45-116.

Источник: https://moluch.ru/archive/47/5838/

Ссылка на основную публикацию