Внимание ребенку — психология

Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Внимание ребенку - психология

Развитие внимания у детей дошкольного возраста – необходимый процесс, благодаря которому мозг учится отбирать нужную информацию. При отсутствии внимания мозг не справился бы с перегрузками.

Внимание – это качество, которое состоит из ряда свойств. В их числе: объемность, избирательность, переключаемость, устойчивость, концентрация, распределение и произвольность.

Развитие внимания у детей дошкольного возраста начинается со словесных указаний взрослых в процессе игры

Getty

Все составляющие имеют свои особенности:

  • При небольшом объеме внимания ребенок не в силах запомнить и удерживать в уме сразу несколько предметов.
  • Недостаточная концентрация приводит к тому, что ребенок не способен долго сосредотачиваться на одном предмете или его части.
  • При плохо развитой переключаемости, дошкольник медленно вникает в новое задание.
  • Если у ребенка плохо развито свойство распределения, то он не сможет выполнять сразу несколько действий.
  • При дефиците произвольности дошкольник не может сконцентрироваться на задании по требованию взрослого.

Эти недостатки невозможно устранить с помощью развивающих занятий, таким детям необходима работа со специалистами. Любое нарушение может привести к нарушениям в поведении и действиях дошкольника.

Детям трудно сосредоточиться на однообразной и скучной деятельности, но в процессе интересной игры они способны на долгую концентрацию. С возрастом внимание становится сосредоточенным и устойчивым.

Все дети обладают непроизвольным вниманием, а у дошкольников формируется произвольное. Они могут управлять им, удерживать на значимом объекте, выделять интересные детали. Устойчивость в интеллектуальной деятельности возрастает к 7 годам.

Все упражнения делятся на 2 направления: тренирующие свойства внимания и формирующие это качество. Второе направление предназначено для тех детей, которые схватывают общий смысл, оставляя незамеченными детали.

Примеры простых тренировок:

  • Перечисляйте ребенку разные слова, его задача – внимательно их слушать, а когда, например, он слышит название животного, то должен подпрыгивать. Это развивает внимательность, скорость распределения и переключения.
  • Постройте детей в шеренгу и предложите одному из них запомнить, как выглядят все участники. Через 2 мин ребенок должен отвернуться, а оставшиеся внести изменения во внешний вид. Запоминающий должен назвать все изменения. Так развивается наблюдательность.

Существует много других игр, каждая имеет определенную цель.

Если ребенку не нравится одна игра, попробуйте другую или отложите занятие на время. Главное — не заставлять играть насильно. Занятия должны быть в радость.

Участвуйте в жизни ребенка и помогайте ему развиваться.

Источник: http://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/

Навязчивая потребность во внимании: как помочь ребенку?

Потребность во внимании естественна для человека в любом возрасте. Особенно необходимо внимание в начале жизни.

Наблюдения за младенцами, оставшимися без положительного эмоционального отношения, убедительно доказывают, что питание, тепло и гигиена – далеко не всё, что нужно малышу.

Психоаналитик Рене Шпиц в пятидесятых годах прошлого века провёл ряд наблюдений за младенцами в детских домах и приютах. Работы Шпица, а особенно фильмы, снятые им, показывают, какой вред психическому и физическому здоровью детей наносит отсутствие ласки, любви и понимания.

У некоторых детей потребность во внимании может быть повышенной. Им трудно в группе сверстников и в одиночестве, они постоянно нуждаются в заботящемся взрослом, который будет на сто процентов включён в их игру или любую другую деятельность.

Способы привлечения внимания могут быть разными – от плача и навязчивого хождения за взрослым до «плохого» поведения и даже частых болезней. С таким ребёнком трудно и родителям, и воспитателям.

Рекомендация «уделяйте ему больше внимания» слишком абстрактна, и её попросту невозможно выполнить, потому что кажется, что такому ребёнку нужно всё ваше внимание и энергия.

Можно сказать, что такие дети чувствуют себя плохо, но точнее – они себя не чувствуют. Им постоянно нужно подтверждение своего существования, понимание того, что «я – есть». Их поведение очень похоже на младенческое. Малыш плачет, как только мама исчезает из его поля зрения.

Для того чтобы вернуть внимание, ребёнок использует самые эффективные способы, те, которые «работают» с его близкими. Кто-то говорит без умолку, кто-то изо всех сил старается быть хорошим и успешным, а кто-то наоборот кричит, дерётся, ломает вещи, добиваясь наказания. Если не хвалят, пусть хотя бы отругают.

Разумеется, ребёнок делает это неосознанно. Он не выстраивает в голове логическую цепочку «стукнул брата – получил порцию внимания». Со стороны родителям может казаться, что он делает назло, а на самом деле малыш просто не умеет привлечь их по-другому.

В некоторых случаях может потребоваться работа с психологом, но и родители могут многое сделать.

Как же помочь ребёнку? Предлагаем несколько рекомендаций.

  1. Не ругайте ребёнка за навязчивость и капризы. Этим вы формируете у него стойкий нежелательный шаблон поведения – он получает ваши эмоции и продолжает делать именно то, за что ругают. Игнорируйте негативные попытки привлечь вас, помните, что чем больше эмоций вы проявляете в ответ на поступок, тем вероятнее ребёнок его повторит.

  2. Давайте внимание до того, как ребёнок начнёт требовать его. Постарайтесь дать понять, что вы слышите его даже тогда, когда он не кричит. Можно говорить об этом словами – «Я слышу тебя. Я рад тебе. Я люблю тебя».

    Эти фразы не будут лишними и не усугубят проблему, наоборот, постепенно ребёнок начнёт ощущать, что его действительно слышат и замечают. Подтверждайте слова поведением. Когда ребёнок тихонько играет сам, очень хочется воспользоваться моментом и заняться своими делами.

    Присоединяйтесь к нему, постепенно времени на свои дела у вас будет становиться всё больше.

  3. Используйте тактильные и подвижные игры. У детей с повышенной потребностью во внимании часто нарушена связь с телом, они плохо осознают свои физические границы. Поэтому разные тактильные игры помогают им лучше «почувствовать себя».

    Можно использовать похлопывания, поглаживания, объятья – главное, чтобы это не вызывало у ребёнка неприятных ощущений. Хорошим средством будет массаж, но лучше если его будет делать родитель – профессиональный массажист не обеспечит нужного эмоционального контакта.

    Игры с водой и в воде тоже могут оказаться действенными, если ребёнку они нравятся.

  4. Подключайте творчество. Целебной будет любая созидательная деятельность. Рисование, лепка, конструктор, постройка песочных замков и снежных крепостей, приготовление еды – всё, что предполагает конкретный результат.

    Не забывайте обсуждать то, что получилось, но старайтесь уходить от оценок. Обсуждайте чувства ребёнка, спросите, почему он сделал именно так, не останавливаясь на том, красиво и правильно это по-вашему или нет.

    Важно, что ребёнок создаёт некий продукт, а параллельно всегда идёт внутренняя работа по «строительству» внутреннего мира.

  5. Объясните ребенку его потребность. Когда вы видите, что ребёнок старается любыми способами заставить вас побыть с ним рядом, скажите ему об этом.

    Он может шуметь, жаловаться на заболевший живот, ломать игрушку младшего брата или делать что-то ещё – скажите «наверное, ты соскучился и хочешь, чтобы я поиграл(а) с тобой сейчас». Так ребёнок научится понимать свои желания и почувствует, что вы его понимаете.

    Такая фраза поддержит ребёнка даже в том случае, если прямо сейчас вы не можете уделить ему время. Сравните: «Отстань, я занят(а)» и «Я понимаю, что ты очень хочешь побыть со мной. Подожди немного, я закончу дела и мы сможем поиграть вместе».

  6. Помощь в коллективной адаптации. Таким детям трудно играть в группе, им нелегко приходится в детском саду или на развивающих занятиях.

    Но постепенная адаптация, выработка навыков взаимодействия важны для ребёнка. Групповые занятия с психологом или воспитатель, понимающий индивидуальные особенности ребёнка, могут в этом помочь.

    Обсудите эти моменты с воспитателями и педагогами.

  7. Совместные игры с мамой. Напоследок порекомендуем игру, которая поможет укрепить связь с мамой. Повышенная потребность во внимании возникает чаще всего потому, что в младенчестве или раннем детстве мамы ребёнку не хватало.

    Это не значит, что она не любит его – возможно, она болела, или рано вышла на работу, или возникли ещё какие-то обстоятельства. Предложите ребёнку поиграть так, как будто он совсем маленький. Качайте, баюкайте, пеленайте, кормите из ложечки, пойте песенки.

    Не забывайте обозначить, что это игра, она имеет начало и конец, а остальное время . Скорее всего, ребёнок будет часто просить играть именно так – не бойтесь, что он «задержится» в этом сюжете. Как только ребёнок восполнит необходимую ему порцию любви, игра перестанет быть актуальной.

    Вернуться в этот ранний период бывает полезно и самой маме. Можно поменяться с ребёнком ролями и понаблюдать, а можно просто играть и получать удовольствие.

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/navyazchivaya-potrebnost-vo-vnimanii-kak-pomoch-rebenku.htm

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Содержание

Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности человека, так как благодаря ему познавательные процессы направляются и сосредотачиваются на определенном объекте с целью полнее и четче отразить действительность.

Что такое внимание

Посредством внимания происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств: одна информация принимается к сведению, другая игнорируется. Внимание обладает некоторыми свойствами:

  1. Объем – количество информации, способной удержаться в сознании.
  2. Сосредоточенность – возможность сконцентрироваться на каком-либо объекте.
  3. Устойчивость – способность долгое время сохранять сосредоточенность.
  4. Переключаемость – осмысленное переведение концентрации с одного объекта на другой.
  5. Распределение – рассредоточение внимательности при одновременном выполнении нескольких дел.

Нарушение любого из этих свойств приводит к аномалиям в развитии внимания у детей.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) внимание – это концентрация на чем-то, что выделяется какими-либо особенностями. Например, предметы, вызывающие яркий эмоциональный фон, затрагивающие интеллектуальные и моральные чувства (красочные цвета, гармоничные звуки, приятные запахи), рефлекторно привлекают внимание.

Причины возникновения непреднамеренного внимания:

  • внезапное действие и сила раздражителя (резкий звук, вспышка света);
  • новизна предмета;
  • движение;
  • контрастные особенности цвета, формы, величины предметов.

У детей дошкольного возраста пассивное внимание является доминирующим, и оно частично зависит от усвоения и дифференциации новых знаний.

Малыш узнает о том, что в мире существует множество видов животных, насекомых, растений, что бывают разные здания, а люди могут отличаться цветом кожи.

Сначала детям новые знания дают взрослые, а затем кроха сам начинает обращать внимание не только на что-то яркое и примечательное, но и на что-то необычное, что ему еще не встречалось.

Произвольное внимание

Первоначально произвольное (преднамеренное, активное) внимание формируется вне личности малыша: как бы ни развивалось непроизвольное, это не приведет к возникновению произвольного внимания.

Активное внимание формируется у детей вследствие коммуникации со взрослыми.

Однако, несмотря на особенности и качественные различия с пассивным вниманием, активное тоже связано с увлечениями, ощущениями и сложившимся опытом крохи.

Произвольное внимание у ребенка возникает тогда, когда ему нужно проявить волю, чтобы сосредоточиться на предмете, с которым необходимо совершить какие-либо действия. Значительную роль тут играет психическое состояние малыша. Если он утомлен или болен, перевозбужден или находится в плохом настроении – все это все это может ослабить способность сосредоточиться и сконцентрироваться.

Читайте также:  Модификация клейнзорге и клумбиеса - психология

Послепроизвольное внимание

Послепроизвольное внимание у малыша дошкольного возраста возникает тогда, когда он поглощен каким-то видом деятельности. В этот момент снимается волевое напряжение, и крохе уже не нужно заставлять себя делать что-либо: занятие становится увлекательным и реализуется без особых затруднений.

Такое внимание обладает некоторыми особенностями: оно является самым продолжительным и эффективным. Так как малыш не напрягается и не устает, он может довольно долгий период времени быть сосредоточенным на своем занятии, не теряя целенаправленности.

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст отличается значительными переменами во всех разновидностях и свойствах внимания. Несмотря на преобладание пассивного внимания, малыш уже способен манипулировать несколькими предметами одновременно: многие его действия приобретают характер автоматизма, в связи с чем повышается возможность рассредоточения.

Способность сосредотачиваться у малыша в дошкольном возрасте увеличивается, что позволяет ему под руководством взрослых выполнять необходимую работу даже тогда, когда она ему не особо интересна.

Если непоседа понимает, что дело необходимо довести до конца, он старается не отвлекаться. Развитие любознательности и познавательных процессов определяют способность сосредотачиваться, концентрироваться на заинтересовавшем объекте.

Например, дошкольник может долго наблюдать за аквариумными рыбками, пытаясь найти особенности в каждой из них.

Развитие внимания у детей этого возраста связано с переменами в организации их повседневной жизни, появлением новых видов деятельности. Действия четырех-пятилетнего малыша направляются взрослыми: кроха все чаще слышит фразы «Будь внимательным», «Смотри внимательно». Стараясь выполнить наставления взрослых, малыш учится управлять вниманием.

С овладением средствами управления развивается произвольное внимание. В младшем возрасте эти средства носят внешний характер (фраза взрослого, указывающий жест). В старшем возрасте появляются новые особенности: подобным средством управления становится речь самого малыша, приобретающая планирующую функцию.

Например, собираясь в зоопарк, кроха говорит: «Первым делом я посмотрю на слона, а затем пойдем к медведям». Задавшись целью, малыш заранее намечает объект, а после внимательно его осматривает и оценивает особенности.

Таким образом ребенок начинает осознавать и понимать значение и конечную цель предстоящей деятельности, что дает толчок развитию активного внимания.

Кроме этого, развитие внимания у дошкольников зависит от знакомства с нормами и правилами поведения, началом формирования воли. К примеру, крохе хочется поиграть с друзьями, но родители просят его помочь накрыть на стол.

Маленький помощник сосредотачивает свои силы на том, чтобы расставить столовые приборы.

Незаметно его увлекает это занятие, и применение воли для удержания концентрации уже не нужно – произвольное внимание сменяется послепроизвольным.

Основные принципы развития внимания у дошкольников

Внимание играет немаловажную роль в развитии дошкольника. Как развить у ребенка внимательность? Для этого разработано несколько базовых принципов:

Постепенное усложнение поставленных задач. Если дошкольник получает какое-либо непростое задание, чаще всего ему не удается выполнить его с первого раза. Следует учесть особенности внимания детей этого возраста и разделить предложенное задание на несколько упрощенных этапов.

Для каждого этапа необходимо подготовить подробную словесную инструкцию, с помощью которой кроха наверняка справится с поставленной задачей. Со временем нужно усложнить действия и увеличить их объем.

Обдумывая инструкцию, ребенок пытается перевести ее в самоприказ – проговаривает вслух или про себя запланированные действия.

Удержание инструкции в памяти. Многократное проговаривание (взрослым или самим ребенком) полученной инструкции – залог того, что малыш запомнит заданный алгоритм действий и сам сможет контролировать их выполнение. Если что-то пойдет не так, следует провести дополнительный инструктаж. Словесное повторение задачи закрепляется осуществляемыми действиями.

Формирование самоконтроля. При выполнении задания малыш дошкольного возраста время от времени сам себя проверяет, объясняя себе или окружающим, что нужно сделать.

К примеру, дошкольник рисует орнамент, сравнивает его с рисунками других детей, находит неточности и исправляет их.

Дополнительным стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – желание посоревноваться (победитель, выполнивший задачу самостоятельно и без ошибок, поощряется).

Игры и упражнения для развития внимания

Работа по совершенствованию детского внимания заключается в развитии таких его свойств как переключение и устойчивость. Для этого можно использовать обычные пазлы и конструктор, выполнять специальные упражнения и играть в развивающие игры. Например:

«Пуговички» (игра используется не только для развития и профилактики нарушения внимания, но и для тренировки мышления, памяти и пространственного восприятия у детей). Для игры потребуются два листа бумаги в клеточку и два одинаковых набора с различными пуговичками. Ребенок, начинающий игру, выставляет на своем игровом поле (листе бумаги) три пуговички.

Второй игрок должен запомнить, какие использованы пуговички и как они расположены. Спустя несколько секунд первый участник закрывает свое игровое поле листом чистой бумаги, а второму необходимо выставить свои пуговички так, чтобы полностью повторить игровое поле своего оппонента. Со временем игру можно усложнить, увеличивая количество выставленных пуговичек.

«Найти букву» (упражнение на развитие устойчивости состояния сосредоточенности для дошкольников, знакомых с алфавитом). Малышу следует предложить небольшой текст из книги или журнала.

Ребенок должен просмотреть все строки и везде зачеркнуть какую-либо букву (к примеру, букву «Р»). Взрослый оценивает выполненное задание, фиксируя время и подсчитывая ошибки.

Усложнив упражнение новыми правилами, можно поработать над навыками переключения и распределения внимания. К примеру, все буквы «Р» необходимо зачеркивать, а все буквы «Т» — подчеркивать.

«Кто где живет?» (игра, развивающая устойчивость сосредоточенности и умение концентрироваться). Для игры понадобится рисунок с изображением нескольких животных, которые соединены спутанными линиями со своими домиками. Малышу необходимо разобраться, кто где живет.

Для этого ему нужно проследить по выбранной линии взглядом. Если крохе такое задание еще не под силу, на первых порах можно воспользоваться карандашом или просто поводить пальцем.

Подобные игры-лабиринты можно приобрести уже готовыми, причем главными героями могут быть не обязательно зверушки, но и персонажи известных сказок и мультфильмов.

«Печатаем слова» (упражнение для группы дошкольников, развивающее внимательность и закрепляющее навыки чтения). Каждому участнику необходимо присвоить букву (выдать лист с изображением буквы).

Взрослый называет какое-нибудь простое слово («мама», «дом», «вода», «роза») и пишет его на бумаге. Малышам нужно «напечатать» это слово – те из них, чья буква присутствует в заданном слове, хлопают в ладошки в той последовательности, в которой находятся буквы.

Слова должны быть подобраны так, чтобы все дети отработали это упражнение.

«Охотник» (игра для развития внимательности и умения концентрироваться). Малышу нужно представить, что он – охотник в лесу, которому необходимо внимательно прислушиваться ко всему вокруг.

Ребенку следует тихо сидеть и слушать, что происходит вне комнаты, где он находится (в коридоре, на улице).

Цель игры: кроха должен рассказать, какие звуки ему удалось распознать (хлопнула дверь, проехала машина).

Если к пяти годам малыш только пытается быть внимательным по указанию взрослых, то к концу старшего дошкольного возраста под влиянием самоинструкций активное внимание начинает стремительно развиваться.

Главное – учитывать особенности внимания ребенка и помочь, если у него возникают трудности с концентрацией и сосредоточенностью.

Ведь в школе преднамеренное внимание станет одним из базовых условий организации учебной деятельности.

Что еще почитать

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Раннее развитие детей до года

Источник: http://SZabotoi.ru/razvitie-sposobnostey/vnimanie-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

Как помочь ребенку стать успешным? Развиваем внимание

Умение сосредоточиться на определенном объекте уже не определяют как сопутствующую характеристику иных психических функций, а оценивают как самый значимый критерий. Сложность определений и бытовая распространённость понятия вносят путаницу.

Помните героя известного стихотворения Самуила Маршака «Вот какой рассеянный»?

Казалось бы, рассеянность мы используем исключительно как антоним внимательности, как неспособность сосредоточиться на чем-либо, слабости концентрации.

Но представьте, что этот «человек рассеянный» — писатель, обдумывающий сюжет книги, или ученый, разрабатывающий новую теорию.

Сосредоточенность настолько высока, что остальные объекты не кажутся актуальными. Подумаешь, сковорода вместо шляпы.

Для того чтобы понять, что же такое внимание, надо разобраться в его свойствах.

Основные свойства внимания

Когда мы говорим о внимании, чаще всего говорим о таком его свойстве, как сосредоточенность.

Удержание внимания на одном объекте при отвлечении от остальных раздражителей и есть сосредоточенность. Сила сосредоточенности измеряется в концентрации, или интенсивности.

Ребенок увлечен новой игрушкой. Его зовут гулять, обедать, но он не реагирует. В этом случае, можно говорить о высокой концентрации внимания ребенка на игрушке, интенсивности, которая не позволяет реагировать на иные раздражители.

Устойчивость и колебания внимания

Устойчивость характеризуется длительным удержанием на определенном объекте. Это свойство — основа успешного выполнения любой деятельности. Неустойчивое, колеблющееся внимание — постоянное переключение с одного предмета на другой.

Устойчивость внимания индивидуальна, но и у одного человека разные объекты, виды деятельности вызывают разную степень устойчивости. Она напрямую связана с интересом, с волевыми характеристиками, с особенностями предмета. Известно, что неподвижные, «скудные объекты» — к примеру, геометрическая фигура на листе — не способствуют устойчивости, в отличие, скажем, от живописной картины.

Объем внимания

Сколько объектов мы можем одновременно удерживать в своем восприятии? Как оформить рекламный слоган, чтобы он не вызвал трудности восприятия? Как рассчитать оптимальное количество участников переговоров? Зная особенности такого свойства внимания, как его объем, можно легко ответить на все эти вопросы.

Depositphotos

Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) — от 2 до 5 объектов.Разумеется, это средние показатели, но зная их, профессиональные создатели рекламы не используют больше 6 слов в тексте. Если это сложно, то в тексте выделяют другим цветом слова-акценты, так же не более 6.

Распределение внимания

По известной легенде, Юлий Цезарь мог делать одновременно семь дел, не связанных между собой. Подобной способностью обладали Петр I и Наполеон.

Распределение внимания — умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Это свойство развивается со временем. Ученикам начальной школы, к примеру, очень сложно выполнять два дела одновременно.

Переключение внимания — это способность переходить от одной деятельности к другой. Переключение нельзя путать с отвлекаемостью, в случае переключения срабатывает фактор сознательности. Переключение всегда сопровождается некоторым напряжением, усилием воли.

Можно ли корректировать, развивать эти свойства? Можно и нужно. Существуют несколько известных методик диагностики и развития внимания.

Елена Гвозденко, личный архив

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках таблицы в случайном порядке. Нужно как можно быстрее показать и назвать от 1 до 25 все цифры.

Можно фиксировать цифры только взглядом или с помощью ручки, но меток не оставлять.

  • Если на выполнение задания уходит 40 секунд и менее — концентрация внимания на хорошем уровне.
  • От 40 до 50 секунд — средний показатель.
  • Свыше 50 секунд — слабая концентрация.

Для детей можно изменить тест, приготовив две карточки. В одной будет заполненная таблица Шульте, в другой пустые клеточки. Надо переписать числа по мере возрастания, начиная с верхней левой клетки.

Читайте также:  Гиперактивный ребенок - психология

Методика Мюнстерберга (и ее модификации)

Суть этой методики в вычленении слов из случайной подборки букв. Задания ограничивают временем и количеством спрятанных слов.

Тестовый материал:

бсолнцесвтрпцоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщшгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдрпцхщнздвосприятиейцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплосдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэипцгиернкуыфйшрепортажэкжлорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэприлаваииедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасенлабораторияигщдщнруцтргшчтлроснованиезхжьбщдэркентаврсухгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхт

Тест Бурдона

Тест проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Перепутанные линии, лабиринт

Возможные модификации лабиринта. Можно использовать карточки с перепутанными линиями, соединяющими числа. Результатом игры должны стать записанные пары чисел.

Depositphotos

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти, метод Айвазовского

Игры на внимание — за ограниченное время стараться запомнить как можно больше объектов в ограниченном пространстве, чтобы позже воспроизвести их по памяти.

Как вариант — игра «Ищи безостановочно». В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.)

Игра «Заметь все». Раскладываются в ряд 7—10 предметов (можно выставлять картинки с изображением предметов), которые затем закрываются.

Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили, последовательность их размещения. Картинки или предметы убираются или меняются местами.

После 10-секундного просмотра, предлагается определить, что изменилось.

Тренировка переключения внимания

Ограниченное время концентрировать внимание на стекле окна, затем перевести взгляд на вид улицы. Постараться запомнить как можно больше объектов. Через 10 секунд вновь переключиться на стекло.

Переключение с подвижного, наполненного объекта на неподвижное стекло потребует у вас усилия воли.

Тренировка распределения внимания

Предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. К примеру, правой рукой надо поглаживать, а левой стучать по поверхности. Справляетесь легко? Тогда подключайте покачивание левой ноги.

Действия с помехой. Считаем вслух от 1 до 20, а на бумаге записываем обратный счет. Читаем книгу и выстукиваем определенный ритм. Слушаем аудиокнигу и вычеркиваем определенные слова (буквы, сочетания букв) из текста, выполняем другие задания, к примеру, находим различия картинок.

От степени развития внимания зависит успешность любой деятельности. Характеристики внимания корректируются систематическими упражнениями.

Что еще почитать по теме?

Как помочь ребенку стать успешным? Внимание вниманию
Как проверить свою память и внимательность?
Есть ли польза от головоломок?

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/91541/

Рассеянное внимание в детей — признаки, причины и что делать

Рассеянное внимание в детей - признаки, причины и что делать

В современном стремительно изменяющемся мире, переполненном огромным количеством информации, все труднее становиться оставаться внимательными и сконцентрированными даже взрослым людям, не говоря уже о малышах. Рассеянное внимание у детей сегодня становится чуть ли не нормой, и все чаще детские специалисты диагностируют синдром дефицита внимания, сокращенно СДВ.

Рассеянность у детей встречается достаточно часто

В медицинской практике первое описание этой проблемы относится к середине XIX века. Немецкий психолог Г. Хоффман создал собирательный образ маленького непоседы Фила и подробно объяснил причины возникновения СДВ и способы борьбы с этой болезнью.

Симптомы рассеянного внимания

Дети с СДВ отличаются гиперактивностью и подвижностью. Они не способны усидеть на месте даже некоторое время и заниматься одним и тем же делом, пусть бы оно было невероятно интересным для ребенка. Такие детишки все забывают, они неаккуратны и неуклюжи, не могут запомнить задание и тем более повторить его.

Рассеянность приводит к проблемам в учебе

Особенно ярко рассеянность внимания проявляется в начальной школе. Такой ученик будет бесконечно вертеться за партой, мешая своим соседям и учителю и срывая урок, хотя вовсе не желает этого.

Обычно умный и талантливый непоседа не может до конца проявить свои способности.

Стремление к лидерству тоже не дает результатов, ведь такой ребенок плохо ладит со своими сверстниками и обычно не обретает авторитет.

Отсутствие внимания обычно связано нейробиологическими расстройствами, проблемами со слухом или зрением, болезнями двигательного аппарата. Поэтому нужно уметь распознать, действительно ли ребенок страдает СДВ или он просто не желает выполнять, то, что от него требуется в силу других причин, например, лени.

Определение рассеянности и ее причины

Причины невнимательности

Из результатов исследований известно, что СДВ диагностируется приблизительно у 5% детишек в мире. Это достаточно большое количество, причем оно постоянно возрастает.

Но на самом деле не найдется такого родителя, который бы не отметил невнимательность и рассеянность своего ребенка.

Прежде чем делать какие-то выводы, надо проанализировать условия, в которых учится и отдыхает маленький человек, его режим и нагрузки, а также свое поведение и методы воспитания.

Вот несколько причин, вследствие которых ребенок может быть невнимателен и не собран.

Методы воспитания

Не следует сверх меры опекать свое любимое чадо. Если ребенок знает, что ему обязательно помогут и подскажут, и даже сделают задание вместо него, то ему незачем будет сосредотачивать внимание и тренировать свои навыки. В результате он не будет стремиться развиваться и совершенствоваться.

Режим дня

Для детей дошкольного возраста необходимо соблюдение определенного распорядка дня. Ребенок должен знать, в какое время он должен заниматься чтением книги или рисованием, а когда можно и просто поиграть во дворе с мальчишками.

Каждый ребенок должен иметь определенный режим дня

Научившись с детства правильно распределять свое время, он и во взрослой жизни будет собран и сконцентрирован.

Возраст

Чем младше ребенок, тем труднее ему удается задержать внимание. Но даже совсем маленький малыш способен концентрировать внимание на яркую игрушку или зажженную электрическую лампочку.

У подростков рассеянность провоцируют гаджеты

Особенности физиологии

Любые заболевания способны снизить внимательность ребенка. После перенесенной болезни должен пройти определенный восстановительный период и рассеянность внимания исчезнет.

Расстройства психики

Нарушения в работе головного мозга и сбои в деятельности нервной системы неизбежно влияют на концентрацию внимания малыша. Эти серьезные причины способен выявить только невролог.

Защитная реакция

Часто рассеянность — это защитная реакция на стресс

Рассеянное внимание может быть вызвано защитной реакцией организма на страх, усталость или стресс. Если ученик не умеет решать уравнения по математике, то страх берет верх, и его способность сконцентрироваться во время контрольной работы резко снижается.

Нехватка витаминов в организме

Ненатуральные продукты питания, плохая экология и в то же время огромные физические и умственные нагрузки часто приводят к быстрой утомляемости, а вместе с ней и рассеянности внимания.

Нехватка витаминов приводит к рассеянности и отсутствию интереса ко всему

Отсутствие интереса

Очень часто родители и учителя отмечают рассеянность ребенка, которая моментально проходит, как только он начинает заниматься своим любимым делом.

Если во время разучивания таблицы умножения в гости приходит подруга и приносит в подарок ребенку паровозик, совершенно нормально, что все внимание будет сконцентрировано на игрушке.

Поэтому пытаясь удержать внимание ребенка на конкретном предмете, необходимо создавать соответствующую атмосферу.

Переизбыток впечатлений и информации у детей снижает внимание

Генетически заложенные факторы

Невнимательность может передаваться ребенку вместе с генами родителей. Если отец или мать страдают алкогольной зависимостью, или гиперактивны, а также в тех случаях, когда беременность проходила с осложнениями, может возникнуть СДВ.

Способы устранения СДВ

Только иногда, в особо тяжелых случаях, рассеянность внимания ребенка требует лечения с помощью лекарств. Обычно, если врач поставил диагноз СДВ, стараются обойтись применением средств, стимулирующих иммунную и нервную систему, и созданием определенных условий отдыха и учебы ребенка.

У детей должны быть посильные обязанности по дому

У ребенка должен быть круг своих обязанностей. Не стоит по первому требованию помогать ему в их выполнении. Пусть он самостоятельно моет за собой посуду, застилает кровать и убирает свои игрушки. Детям следует давать больше самостоятельности. Это повысит внимательность ребенка и позволит ему проявить себя.

Но в то же время нельзя оставлять ребенка один на один с его проблемами. Он всегда должен чувствовать рядом плечо взрослого, надеяться на его помощь и совет в разрешении сложных ситуаций.

Пазлы учат концентрировать внмиание

С раннего детства надо проводить развивающие внимание занятия с малышом. Можно собирать кубики или детские пазлы. Если ребенок не удерживает внимание на чем-то одном, надо привлекать его к действию, попросив взять именно зеленый кубик, или раскрасить только середину цветочка.

Никогда не стоит требовать от ребенка слишком много. Жизнь порой такая интенсивная и насыщенная, что иногда можно и просто поехать в лес или на реку, давая себе и ребенку избавиться от напряжения и усталости.

Источник: http://detki.guru/psihologiya-rebenka/prichiny-rasseyannogo-vnimaniya-u-detej.html

Как развить у ребенка внимательность? Родителям о внимании и внимательности

Проблема невнимательности ребенка достаточно распространенное явление в семье. Ребенка трудно усадить за уроки, он с трудом концентрируется на задании, постоянно норовит отвлечься на что-то более интересное, и т. д. Что же родители могут исправить в данной ситуации? Как развить у ребенка внимательность?

Внимание и внимательность

Прежде всего, разграничим понятия внимание и внимательность. Внимание в психологии является направленностью, сосредоточенностью психической деятельности на объекте. Внимательность же представляет собой показатель, степень данной сосредоточенности.

Что важно знать родителям о внимании и внимательности ребенка? Прежде всего то, что внимательность, как показатель внимания, не является постоянной величиной.

Да, возможно, постоянная отвлекаемость – это характерное свойство для вашего ребенка. Причиной может быть гиперактивность, отсутствие выраженных интересов, быстрая утомляемость организма и т. д.

Тем не менее, это вовсе не означает, что внимательность вашего ребенка нельзя развивать. Можно и нужно!

Как научить ребенка внимательности? В психологическом практикуме существует большое количество всевозможных методик на эту тему:

  • картинки-загадки на внимательность,
  • тесты на внимательность и логику,
  • психологические упражнения
  • развивающие игры и т. д.

Психологические упражнения

Сколько чего в комнате: ребенку предлагается осмотреть комнату и перечислить как можно больше имеющихся в ней предметов по заданному признаку (например, все предметы зеленого цвета или круглой формы и т. д.).

Счет «не собьюсь»: ребенку надо досчитать до определенного числа (например, 40), называя вслух все цифры кроме тех, которые делятся на 4. Вместо пропускаемых цифр можно произносить какую-нибудь фразу – например, «не собьюсь».

Буква «М»: ребенок внимательно слушает небольшой текст и считает все слова, начинающиеся на определенную букву (например, «М»). После прочтения он должен сказать, сколько слов у него получилось.

Однако важно, чтобы ребенок при этом понимал, о чем идет речь, а не просто механически вел счет словам.

Это легко проверить: после того, как ребенок назовет вам число посчитанных слов, попросите его пересказать прослушанный текст.

Перепутанные действия. Ребенку необходимо выполнять определенные действия следом за родителем по заранее обговоренной схеме, например: если родитель поднимает руки вверх, то ребенок в это время хлопает в ладоши; если родитель делает наклон в сторону, то ребенок выполняет приседание и т. д.

Читайте также:  Алгоритм давления - психология

Существительное-глагол. Родитель кидает ребенку мячик, называя при этом какое-нибудь существительное (например, сапог). Ребенок должен придумать на это существительное соответствующий глагол (например, надевать). После этого ребенок кидает мяч обратно родителю и называет свое существительное. Теперь очередь взрослого придумывать глагол, и т. д.

Пример-пословица. Ребенок решает простой математический пример, слушая при этом какую-нибудь народную пословицу. По завершении необходимо назвать ответ в примере, а потом пересказать пословицу.

Тесты для детей на внимательность

Таблицы Шульте. Это достаточно популярный тест на внимательность. Ребенку предлагается квадрат в 25 ячеек. В каждой из ячеек расположены числа от 1 до 25 в хаотичном порядке. Ребенку необходимо по порядку найти и показать все числа. Всего таких таблиц может быть несколько (5-7), также можно выбирать таблицы разного уровня сложности.

Выполнять упражнение следует с секундомером (пока ребенок находит все числа, родитель засекает время). Если фиксировать время, затрачиваемое ребенком на каждую таблицу, то можно выявить не только уровень внимательности, но и показатель утомляемости. При регулярном выполнении упражнения можно проследить положительную динамику в развитии внимательности ребенка.

Методика «Корректурная проба». На специальном бланке представлены ряды букв, расположены они в случайном порядке.

Ребенку, в течение одной минуты, необходимо последовательно просматривать ряды и вычеркивать две заданные буквы (например «а» и «с»). Когда минута заканчивается, взрослый произносит команду «черта!».

Это означает, что ребенок должен остановиться на той букве, где его застала команда, и поставить черту.

Затем взрослый снова засекает время, и ребенок продолжает вычеркивать буквы, до следующей команды «черта!». В сумме на весь тест отводится 10 минут (10 циклов). Также его можно усложнять, чередуя задания:

  • 1-я минута: вычеркиваются буквы «а» и «с»,
  • 2-я минута: буквы «в» и «к»,
  • 3-я минута: снова «а» и «с»,
  • 4-я минута: «в» и «к», и т. д.

Впоследствии можно также определить не только уровень внимательности ребенка, но и утомляемость внимания, а также его устойчивость и переключаемость.

Загадки на внимательность

Если вашему ребенку еще сложно справиться с цифрами и буквами описанных выше тестов, предложите ему загадки на внимательность. Можно также использовать для наглядности картинки-загадки.

Двойственные картинки. Покажите ребенку специальные картинки, которые при разном рассмотрении можно воспринимать двояко (лягушка-лошадиная голова, молодая женщина-пожилая женщина, ваза-человеческие профили). Когда он назовет вам один из увиденных им вариантов, предложите ему рассмотреть второй, альтернативный.

Хорошо развивают внимательность так называемые картинки-прятки. Например, картинки, на которых нужно отыскать заданное число предметов (геометрических фигур, людей, человеческих лиц и т. д.).

Например, существует целый цикл картинок «Найди кота». При этом рисунок построен таким образом, чтобы изображение кота было совершенно незаметным при первом рассмотрении картинки. Некоторые из них видны сразу, невооруженным глазом.

Для того же, чтобы найти остальные, необходимо проявить внимательность.

Картинки «найди 10 отличий». Всем известны парные картинки, с изображением одного сюжета, но с некоторыми различиями, которые необходимо отыскать. Это очень хорошее упражнение для развития не только внимательности, но и наблюдательности ребенка.

Пляшущий человечек. На картинке изображен человечек в 9-ти разных позах (стоящий ровно, подпрыгивающий, танцующий, шагающий и т. д.).

При этом, на первый взгляд, некоторые человечки кажутся абсолютно одинаковыми. Однако, при ближайшем рассмотрении, можно обнаружить, что это не так.

В действительности, только двое из них полностью соответствуют друг другу. Задача ребенка – отыскать эту пару.

Развивающие игры

Также родителям, желающим развить внимательность у своего ребенка, полезно будет знать, что для этого хорошо подходят такие настольные игры, как шахматы и шашки. Также многие спортивные игры, помимо общей физической тренировки, положительно воздействуют на развитие внимания, так как требуют сосредоточенности на объекте (например, на мяче).

Если же вашего ребенка не оторвать от компьютерных игр, не спешите расстраиваться. Компьютерные игры могут быть разные, в том числе и развивающие. Попробуйте выбрать что-нибудь из них, чтобы ребенок мог сочетать увлекательное времяпрепровождение с пользой для развития его основных психических процессов.

Анастасия

Источник: http://www.rastut-goda.ru/junior-student/7931-kak-razvit-u-rebenka-vnimatelnost-roditelyam-o-vnimanii-i-vnimatelnosti.html

Внимание и гиперактивность у детей

Внимание и гиперактивность у детей

Откуда берется внимание?

С таким вопросом мы обратились в детский психологический центр, поскольку это беспокоит очень многих родителей. Специалисты центра любезно согласились нам всё разъяснить.

Регулирование собственной произвольности (активности) и удерживания внимания не появляется с рождением, его формирование является постепенным и медленным. Это один из высших фактов проявления мозговой активности.

Однако для выполнения этой сложной работы мозг нуждается в ресурсах, поставляемых слаженной и нормальной работой всех «нижних» уровней, то есть «энергетической базой» или стволовыми мозговыми отделами.

А высшими процессами занимаются в основном лобные мозговые доли.

Если представить себе, что у вас экзамен и вам надо решать дифференциальное уравнение, а вам очень хочется есть, ну хотя бы насладиться сочным яблочком! Каков будет в этом случае результат экзамена? Действительно, физический дискомфорт разного рода может значительно мешать сосредоточенности на сложных задачах. Вывод: на экзамен надо идти хорошо выспавшимся и достаточно сытым и т.д., и т.п.

Следовательно, дефицит внимания у детей может возникать из-за слишком низкого уровня активации, то есть, мозгу не достает энергии, он ищет другие пути стимуляции. А у маленького ребенка этими путями стимуляции извне является физическая активность.

Тем более, что сидение на одном месте, как это ни парадоксально, отнимает у ребенка дошкольного возраста значительно больше сил, чем любая самая подвижная игра, бег, прыжки и так далее.

Почему ребенок не может остановиться?

У каждого ребенка в повседневной жизни происходит психическое истощение в ситуациях, связанных с искусственным ограничением стимуляции или физическим дискомфортом ( сидение в очереди, ожидание транспорта, чувство голода, желание спать). Подобные ситуации для ребенка с наличием дефицита внимания являются неотъемлемой частью жизни.

Такой ребенок имеет совсем низкий порог выносливости: он и так всегда прилагает огромные усилия для обычного функционирования, а тут еще и дополнительный физический дискомфорт, надобность куда-то спешить, чего-то ждать — это совершенно перегружает психику малого ребенка. Отсюда и крики, беганье, прыганье…

Любой хороший детский психолог вам расскажет, как обязательно понимание, что это не баловство и желание насолить, а биологически обусловленная мозговая реакция на истощение.

Ребенок станет просто безжизненной вялой оболочкой, если искусственно не будет подпитывать свой тонус.

Иногда, после длительного»успокаивания» медикаментами можно наблюдать подобное вялое существо вместо жизнерадостного ребенка.

О приеме медикаментов при дефиците внимания

Имеются препараты двух видов, назначаемые при гиперактивности ребенка:

— успокоительные, часто сводящие в «ничто» все мозговые усилия, направленные на собственную произвольность;

— различные стимуляторы кровообращения, деятельности мозга и т.п. , очень мешающие ребенку развивать собственную активацию и внимание, поскольку обладают дополнительным эффектом растормаживания.

То есть, эти лекарства играют роль своеобразного костыля, мешающего ребенку развивать собственные возможности, и активно мешают там, где и так совсем непросто.

Если во всё время бодрствования годовалому крохе навязать ходунки (своеобразный костыль) для лучшего хождения, то научится ли он быстрее ходить самостоятельно?

Исходя из этого, назначение любых медикаментов следует очень подробно обсудить с доктором, учитывая их относительный вред и пользу. Есть, конечно, случаи, когда медикаментозная поддержка просто необходима для частичного снятия ограничений развития малыша, но процент этих случаев довольно небольшой.

Как же помочь ребенку?

А помочь в данной ситуации сможет нейропсихологическая коррекция для ребенка.

В её силах найти ребенку наиболее эффективные самостимулирующие способы и энергетические ресурсы; обучить его этому, как и всему другому в жизни, с вашей помощью, разумеется.

Каждый человек обладает собственными ресурсами, задача — найти самые подходящие, именно для вашего малыша. И в вашей семье уже есть сложившиеся способы саморегуляции, вот с их анализа и надо начинать.

Источник: http://lovertalks.com/blog/psy/995.html

Как развивать внимание у детей

Рейтинг:   / 0

Уровень успешности, продуктивности, целеустремленности ребенка зависит от степени его внимания. Стойкость, охват, распределение, переключение внимания и умение управлять этими качествами важны для  характера вашего ребёнка .

Стойкость внимания — способность длительное время сохранять сосредоточенность, и отключаться от сторонних помех.

Ширина, охват внимания —  оценивается тем количеством предметов, которые ребенок может сохранять в сознании за короткий промежуток времени.

Распределение внимания — способность выполнять несколько видов деятельности одновременно.

Переключение внимания — осознанный переход от одного вида деятельности к другому.

Психологи постоянно находятся в поиске новых программ обучения,  упражнений, тренировок  памяти  и развития внимания у детей.

Ребенок в процессе игры фокусирует внимание на самой игре, она появляется как бы сама по себе.

В дальнейшем в жизни ребенку приходится прикладывать усилия в различных житейских ситуациях для того чтобы сосредоточится. И именно необходимость чего-то является стимулов к этому действию.

Гуляя по улице, рассказывайте ребенку обо всем, что вы видите, обращайте внимание на детали. Если это лето, стройте песочные замки, они превосходно концентрируют внимание. Если пришла зима, рисуйте, лепите, делайте поделки, развивающие мелкую моторику рук, а на улице стройте снеговика.

Как улучшит внимание у ребенка.

Улучшить внимание ребенка можно только  путем тренировок и упражнений. Ниже приведены задания, игры, упражнения для тренировки внимания.

Задание 1

Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трех видов: ГРИБ, МЯЧ, КУБ. Они расположены по восемь штук в несколько рядов. Сами предметы находятся в произвольном порядке. Ребенку необходимо зарисовать каждую фигурку своим цветом. Гриб – синий, Мяч — красный, Куб – желтый.

Задание 2

Надо найти старую ненужную книгу, и предложить ребенку на какой-то из страниц зачеркнуть, например букву «А» за определенный промежуток времени.

Задание 3

Игра с мячом — «Живое не живое»,  «Съедобное не съедобное» и т.д.

Бросаете мяч ребенку, можно ловить мяч только в определенном вами слове.

Задача 4

Все присутствующие должны считать вслух до 100. Но произносить число с цифрой 3 нельзя, надо хлопать в ладоши.

На самом деле выдумать таких заданий вам не составит труда. При желании, можно найти в печати много тестов на внимание, или придумать самому. Просто не ленитесь.

Произвольное внимание ребенка.

Чем выше уровень восприятия ребенком, тем раньше будет формироваться произвольное  внимание. Для развития  произвольного внимания ребенка просите его размышлять вслух.

Если ребенка в возрасте 4-5 лет просить чтобы он вслух повторял о предмете своего внимания. За короткий промежуток времени его успехи будут ощутимы.

Таким методом ребенок может довольно долго быть сосредоточенным как на предмете, так и на его деталях.

Потренировать себя, и посоревноваться со своим ребенком. Это дело  доставит удовольствие вам обоим, и сплотит вас. Обмен положительными эмоциями, тренировка мозга придаст вам чувство радости и счастья. Вот и вся психология воспитания ребенка. 

Источник: http://www.maluch.ru/razvitie-rebenka/myshlenie/138-detskoe-vnimanie.html

Ссылка на основную публикацию