Время — психология

Психология восприятия хода времени: счастливые часов не наблюдают

Все люди воспринимают ход времени по-разному. Кому-то одних суток едва ли хватает, чтобы отработать положенное время в офисе и приготовить ужин на скорую руку, а кто-то успевает сделать сотню разных дел, причем одновременно.

Третьи же хватаются за голову – им не хватает времени даже на полноценный сон! Такая разница в восприятии течения времени, по мнению психологов, свидетельствует о различиях в психическом состоянии людей.

Гармоничные и сбалансированные личности, как правило, великолепно «управляются» со временем и успевают делать все необходимое.

Психология восприятия времени

Бьют куранты, электронные часы показывают четыре нуля, а мы испытываем легкий шок и волнение. Иногда кажется, будто время предательски ползет, а порой пролетает, словно неуловимый миг…

Психологи задумались, можно ли по тому, как человек воспринимает ход времени, судить о психическом состоянии личности. Бывают случаи, когда пациенты, страшась смерти, в отчаянии спрашивают: «Как остановить время?» А некоторые «самоеды» начинают на калькуляторах посчитывать, сколько им отмерено жизни – в часах, минутах…

Время, как ни странно, тоже можно «раскинуть» по категориям: астрономическое, биологическое, психологическое…

Ход психологического времени замедляется, если человек живет в потоке и восприятии информации. Вот почему детство тянется так долго. Когда ребенок играет, время для него останавливается, По мере взросления у индивида развивается эгоцентрическое мышление, и он уже ленится впитывать, как губка, знания. Поэтому с годами мы ощущаем ускорение хода времени.

Так что жить играючи – значит, находиться в постоянном информационном поле. А если субъект зациклен только на какой-либо одной мысли, то, состарившись, он разводит руками: «Как быстро пролетели отведенные мне годы, а я даже не успел сделать что-то путное или узнать о чем-то важном…»

Умение заниматься творчеством, из «ничто» делать «нечто», фантазировать, как ребенок, – это и есть позитивные взрослые игры (не путать с обманом и манипуляциями). Вы наверняка можете вспомнить, что иногда вечером признавались себе: «Надо же, каким длинным был сегодняшний день».

И начинали перечислять множество дел, которые выполнили, событий, в которых участвовали, открытий… Или, побывав, допустим, в Париже, вы за пару дней смогли столько увидеть и узнать, что вам кажется, будто в этом городе прожили, по меньшей мере, месяц…

По сути, мы рассмотрели способ замедления хода времени, когда человек не чувствует, как оно течет. Но бывает, что время тянется невыносимо медленно, и субъект ощущает сие всеми своими клетками. К примеру, если он находится в заключении, то каждая секунда для него – мучение. Или когда у человека горе…

Некоторые люди находятся в плену у будущих секунд. Они не живут настоящим, а занимаются тем, что строят планы на перспективу. Или испытывают страх по поводу возможных неприятностей. Такие индивиды только теряют свое время. И обычно они характеризуются крайней степенью эгоизма.

Как остановить время?

Над этим бились мыслители всех столетий. Буддисты, к примеру, могут достигать состояния нирваны – полной отрешенности от внешнего мира, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, отсутствия всяких желаний, то есть находиться вне времени. Вообще-то удобная религия: жизнь повторяется, все возвращается на круги своя, а значит, и время тоже.

Однако чувство дублирования каких-либо событий, мест (или феномен «дежа вю») знакомо практически каждому человеку. «Это со мной уже происходило. Здесь я уже бывал…» Вспомнили? Мы предложили горожанам ответить на такой вопрос: «Во сколько раз ход времени стал для вас протекать быстрее по сравнению с предыдущим десятилетием жизни?»

Молодые люди от 10 до 20 лет ответили: примерно в 1,2 раза. Для 20–30-летних коэффициент ускорения достиг 1,5. Для 30–40-летних – 2. Респонденты, достигшие 40–50 лет, признавались, что ход их жизни ускорился в четыре-пять раз. Более пожилые горожане называли такие цифры!.. В пределах 10–25!

То есть восприятие хода времени также зависит и от возраста. Человек старится тем быстрее, чем сильнее ощущает, что время ускользает от него. Наши лица представляют собой своего рода «физиогномические часы» (физиогномика – учение о выражении человека в чертах лица и формах тела). Морщинки – словно стрелки, за которыми мы зорко следим и по которым отсчитываем прожитые годы.

И люди становятся рабами «физиогномических часов» вместо того, чтобы менять психологическое восприятие времени. Если идти на поводу у коварного «циферблата», то можно здорово укоротить свою жизнь. А вот в противном случае «стрелки» могут изменить направление, и морщинки начнут разглаживаться.

Именно в такие моменты можно определить тип личности. Люди астероидного типа, верящие в разного рода установки, в чудо и тайну, с нетерпением ждут новогодней ночи, дабы непременно загадать заветное желание (в наше непредсказуемое время количество таких верящих во что угодно индивидов растет в геометрической прогрессии, а Новый год становится мистическим праздником).

И почти не остается равнодушных увальней, плюющих на какие-то там четыре нуля, или формалистов, которые «для галочки» поднимают бокал, все-таки надеясь, что год проживут именно так, как его встретят.

Когда до праздника остаются считанные дни, мы вдруг вспоминаем о существовании времени, которое начинает замедлять свой ход. Причем чем ближе к Новому году, тем медленнее оно ползет. А с приближением боя курантов секунды ощущаются почти физически – до стресса.

Хотите узнать, каково ваше душевное состояние? И в этом вам может помочь время.

Проведите такой эксперимент. Включите секундомер или зафиксируйте на электронных часах время. Загадайте, допустим, три минуты, через которые вам нужно обратить свой взор на циферблат.

Если вы раньше посмотрели на часы, к примеру, на минуту-полторы, то налицо феномен убыстрения времени, то есть вы находитесь в неустойчивом, невротичном состоянии, и стоит быть повнимательнее к собственной нервной системе.

Если, наоборот, отмечается замедление – вы взглянули на циферблат позже, то можно говорить о вашем спокойном, ровном самочувствии. «Проспали»? Значит, вам было хорошо.

Вы взглянули на часы именно через три минуты? Что ж, вы педантичный, пунктуальный, четко чувствующий время и умеющий его планировать реалист (сие очень характерно для спортсменов).

Между прочим, психологи советуют хотя бы один день в месяц жить без часов. Тогда вы сможете избежать цейтнота. Ведь не зря же великий Грибоедов в своем «Горе от ума» утверждал, что «счастливые часов не наблюдают».

     Рейтинг: 

(10537)

Источник: http://www.artofcare.ru/top/1963.html

Биологические часы и психология человека

Время – это та вещь, на которую человек не может повлиять: его невозможно остановить, но поняв его суть, можно научиться использовать временное пространство во благо. Психология часов заключается в том, чтобы понять, как часы-биоритмы влияют на нашу психику, каким образом они отражаются в нашем эмоциональном состоянии.

Биологические часы – это определенные биоритмы, регулирующие работу человеческого организма. Их влияние отражается на работе организма в физическом плане и в психологическом. Психология часов – это соотношение человеческого психотипа и его биологических часов.

Запрограммированный механизм

Биологические часы и психология человека тесно связаны. Есть определенное временное восприятие реальности человеческой психологией, то есть отклики психики на определенное время суток. Их можно разбить на группы:

  • утро – в это время происходит процесс адаптации, ориентирования сознания во времени, в осознании временного пространства;
  • день – достаточно большая активность мыслительных процессов, стимуляция организма к деятельности;
  • вечер – урегулирование сознанием состояния возбужденности, перевод его в более спокойный режим. В этот момент подключается способность анализировать, происходит оценка произошедшего за день;
  • ночь – время, когда психика человека работает на подсознательном уровне, продолжая перерабатывать информацию.

Соотношение темперамента и времени

Психология биоритмов у каждого своя, поэтому утро, день, вечер и ночь в плане физиологии и психологии наступают в разное время. На процессы возбуждения и торможения требуется различное количество времени для каждого темперамента. То есть, темперамент и время – вещи взаимосвязанные. Типов темперамента всего 4: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Рассмотрим каждый в отдельности.

  1. Холерик – имеет достаточно крепкую нервную систему, легко перенастраивается с одного вида деятельности на другой, в его психологии биологических часов есть парадоксальная способность очень быстро приходить в состояние возбужденности. Таким образом, его физическая и психологическая активность сохраняется на протяжении всего дня.
  2. Флегматики – достаточно спокойные люди, им требуется определенный промежуток времени для перенастройки сознания на другой вид деятельности. Представители данного темперамента предпочитают жить по расписанию, и любое отклонение от него вызывает состояние тревоги и стресса.
  3. Сангвиник – так же как и холерик, имеет устойчивую нервную систему, повышенную работоспособность, однако в отличие от первого, в состояние возбуждения приходит значительно дольше, что составляет проблему раннего пробуждения и является причиной позднего перехода в состояние сна.
  4. Меланхолик – его психология часов имеет маленькую активность, так как его работоспособность находится на низком уровне в любое время суток. Такие люди, как правило, очень много спят и не склонны к активным действиям. 

Для сохранения эмоционального здоровья, как свидетельствует психология, а также для продуктивной деятельности, всегда нужно учитывать особенности своего темперамента и его соотношения с биологическими часами. Проанализировав себя, создайте свой график работоспособности, который поможет вам всегда быть бодрым, когда это необходимо. Психология часов поможет вам в этом.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/biologicheskie-chasy-i-psihologiya-cheloveka.html

Восприятие времени человеком

Время существует объективно, непрерывно одна минута сменяет другую, один день — другой, проходят месяцы, года, столетия.

Но, несмотря на то, что ход времени во всем мире подчиняется одним и тем же законам, для каждого отдельного человека один и тот же промежуток объективно прошедшего времени может представляться короче или длиннее, чем он был на самом деле.

Для разных людей один и тот же отрезок времени может иметь совершенно различные значения. Для одного человека неделя «тянется» как месяц, для другого же неделя «пролетает» словно пара дней.

Известно, что восприятие времени зависит от многих факторов. Екатерина Воронова отвечает на вопросы по восприятию времени.

1) Почему в детстве, когда мы сидим за школьной партой оно тянется медленно, зато в во взрослой жизни всегда на что-то не хватает времени, а в старости дни пролетают как один миг?

Один из вариантов объяснения этого явления заключается в том, что у людей разного возраста разная «мера времени» в сравнении со всей их жизнью.

В первые годы жизни человека периоды измеряются месяцами и полугодиями, в дальнейшем же происходит как бы «растягивание» времени.

Время измеряется уже не годами, а десятилетиями «Один год для пятилетнего ребенка, равный для него 1/5 его жизни, кажется продолжительнее в 10 раз, чем один год пятидесятилетнего человека, равный для него 1/50 его жизни.

Другое объяснение таково:

Ход психологического времени замедляется, если человек живет в процессе восприятия информации. В детстве ребенок как губка впитывает новые знания и каждый день наполнен впечатлениями. По мере взросления человек больше действует автоматически, меньше познает мир и впитывает информацию.

Поэтому с годами мы ощущаем ускорение хода времени. Если человек изо дня в день совершает одни и те же знакомые действия или увлечен только одной какой-нибудь мыслью или идеей, то, состарившись, он разводит руками: «Как быстро пролетели отведенные мне годы, как много я не успел сделать».

Проводили исследование по восприятию времени в разном возрасте. Участникам исследования задавали вопрос: «Насколько у вас изменилось восприятие времени сейчас по сравнению с детством?» Молодые люди от 10 до 20 лет ответили: примерно в 1,2 раза.

Для 20–30-летних коэффициент ускорения достиг 1,5. Для 30–40-летних — двух. Участники, достигшие 40–50 лет, признавались, что ход их жизни ускорился в 4–5 раз.

Более пожилые называли цифры в пределах 10–25! Человек старится тем быстрее, чем сильнее ощущает, что время ускользает от него.

2) Почему, когда мы что-то и делаем важное или участвуем в интересном мероприятии время пролетает незаметно, а когда чего-то сильно ждешь и нервно смотришь на часы, время тянется очень долго?

Читайте также:  Флегматик - психология

В этих случаях мы не воспринимаем длительности всего данного отрезка времени от его начала и до конца, а судим о нем по непосредственному восприятию его «плотности» (наполненности событиями) в каждый данный краткий момент.

Во время каких-то увлекательных действий наше внимание переключается с раздражителя на раздражитель, которых в интересном событии очень много. Эти элементы сливаются в единый комплекс «настоящий момент», который длится большой промежуток времени, но воспринимается как одно целое.

А когда вниманию не за что уцепиться (например при томительном ожидании), то оно фокусируется на самом течение времени (отслеживании стрелок часов, например), и дробится на маленькие промежутки, последовательность и однообразность которых и создает иллюзию «растягивания времени».

При этом, существует обратный эффект при вспоминании интересных и скучных моментов жизни: Ярким событиям мы приписываем длительное время, потому что много подробностей всплывает в памяти, а бездействие пролетает для нас как миг, так как вниманию не за что зацепиться.

Это явление можно, также, объяснить с точки зрения физиологии В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. Когда в коре головного мозга преобладают процессы возбуждения — повышается обмен веществ, следовательно, время «летит» быстрее. В случае торможения оно «тянется» медленно, из-за замедления обмена веществ.

3) Отличается ли восприятие времени у людей разных профессий?

Существует целый ряд профессий, в которых уделяется особое внимание точности восприятия времени. Так в операторской деятельности (при взаимодействии человек — машина) от ориентации во времени может зависеть жизнь и благополучие других людей.

Отсутствие точности и быстроты реакций у водителя на дороге может привести к дорожно-транспортным происшествиям, а у оператора на атомной электростанции — к радиационному заражению окружающих территорий.

Люди, обладающие сильно развитым «чувством времени» часто встречаются и среди военных, железнодорожников, лекторов, учителей, спортсменов.

4) Зависит ли восприятие времени от вероисповедания, национальных особенностей?

Если рассматривать культуру народов Запада и Востока, то можно обнаружить различные модели восприятия времени.

На Западе существуют такие ценности, как: планирование, ответственность, обязательства, созидание. Поэтому важно видеть время в настоящем и будущем, воспринимать его большими интервалами, чтобы вовремя реагировать и правильно им распоряжаться.

Здесь рассматривают время как бы «вширь» с устремлением в будущее. Для западного менталитета время имеет высочайшую ценность. Это более чем ограниченный ресурс. Его можно «безвозвратно потерять», «упустить», «растратить», «убить» и т. п.

, потеряв, упустив и растратив вместе с ним массу возможностей и денег. Поэтому, чтобы не упустить время, надо всегда успевать за ним. Выигрыш во времени — важнейший фактор конкурентной борьбы. Те, кто движется медленно, отстают и теряют рынок.

В этих странах не принято опаздывать ни на деловые переговоры, ни на дружеские встречи. Здесь хорошим тоном является придти несколько ранее намеченного срока.

На Востоке больше ценится радость жизни и настоящего момента, углубленное восприятие, интуитивность, способность к внутреннему духовному поиску. Поэтому здесь важна глубина восприятия момента «здесь и сейчас» и получения от него удовольствия.

Опоздать на 20-30-40 минут, при определенных обстоятельствах, здесь становится вполне допустимым. Отношение ко времени выражено в известной арабской пословице, которая гласит: «Когда Бог создал время, Он создал его достаточно».

В отличии от Запада, Восток всегда более обращен в прошлое, в историю, традиции.

Здесь даже деловые переговоры занимают намного больше времени, поскольку значительная их часть связана не с обсуждением конкретных целей и задач, а с выстраиванием дружественных и доверительных отношений, с изучением общего контекста событий.

5) Отличается ли восприятие времени от того, в каком пространстве ты находишься, например, в маленьком темном помещении или светлой просторной комнате?

Данная информация мне не известна.

6) Влияет ли на восприятие времени эмоциональное и физическое состояние?

Влияет. Точными экспериментальными исследованиями установлено, что человек, испытывающий положительные эмоции, недооценивает временные интервалы, т. е.

субъективное течение времени у него убыстряется; при отрицательных же эмоциональных переживаниях временные промежутки переоцениваются, т. е.

наблюдается субъективное замедление течения времени Например, время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного — мучительно сокращается.

Широко известен феномен изменения масштаба времени при стрессовых ситуациях, когда, с одной стороны, люди успевают в невероятно короткий срок принять решение и выполнить необходимый объем действий (время для них как бы «растягивается»), а с другой стороны, происходит переоценка протекающего времени, и люди не успевают сделать необходимое — время в этом случае как будто «сжимается».

Есть и другие факторы, влияющие на восприятие времени: окружающая среда (шум укорачивает субъективную длительность), задача, стоящая перед субъектом (чем сложнее задача, тем короче кажется длительность), концентрация (всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется нам длиннее) и т. д. Также доказано, что время в момент движения кажется короче, чем в покое.

7) Существуют ли болезни связанные с нарушением восприятия времени?

Да, некоторые больные шизофренией отмечают, что время для них как будто остановилось. Они умом понимают, что время движется, но не «чувствуют» его течения. Нарушение восприятия времени отмечают при очаговых поражениях головного мозга. При поражении лобных долей коры полушарий головного мозга человек лишается способности планирования действий во времени.

Воронова Е.
Размещено на сайте syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.

Источник: http://syntone.ru/article/vospriyatie-vremeni-chelovekom/

Определение психологического времени

В большинстве психологических концепций, особенно в концепциях материалистической направленности, временная последовательность и длительность поведенческих актов рассматривается как следствие изменений в объективных процессах, как результат детерминации становления психического факторами биологической и социальной природы.

Проблема доказательства непрерывности психологического времени

Для причинных отношений между событиями, положенных в основу теории поля К. Левина, теории временной перспективы Ж. Нюттена, причинно-целевой концепции Е. И. Головахи и А. А.

 Кроника, важными прежде всего являются события, ограничивающие временные интервалы физического времени, а не длительности непрерывного межсобытийсного перехода (уникальность психологического поля в каждый момент, хронологический интервал между причиной и следствием, темпоральные знаки событий). К тому же в теоретических взглядах и выводах Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, А. Н.

 Леонтьева, П. Я. Гальперина ключевым является утверждение о развитии психики в процессе усвоения человеком общественно-исторического опыта, иначе – усвоения общепризнанных мер, способов и средств оценки времени.

Полагается, что психические процессы обусловливаются особенностями строения и функционирования нервной системы и тела человека (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Л. С. Выготский, К. А. Абульханова-Славская).

Попытки доказать зависимость временной динамики психических процессов от ритмов головного мозга и физиологических систем привели к противоречивым результатам, однако при этом показали, что функционирование психологических механизмов восприятия времени связано с активностью мозга как целостной организации (Н. И. Чуприкова, В. Б. Швырков, О. В. Сысоева и другие). В целом анализ позволил установить невозможность представить непрерывное течение психологического времени исключительно как отражение физического, социального или биологического времени, а также необходимость поиска основ для такого представления в своеобразии функционирования самой психики (А. В. Брушлинский, О. В. Лаврова, Е. А. Сергиенко).

В своей концепции А. В. Брушлинский, опираясь на положения С. Л. Рубинштейна о психическом как о процессе, в качестве характеристик психического процесса, несущего в себе генетически обусловленное единство биологического и социального, отмечает непрерывность как недизъюнктивность и континуальность.

При этом к дизъюнктивному уровню психического автором относятся определенные психические явления: образы, понятия, действия, чувства, материальные продукты производства.

В аспекте представления психологического времени непрерывность и континуальность психического соответствует длительности, а дизъюнктивность – последовательности изменений действительности.

Своё оформление и предметную ориентацию психический процесс приобретает в деятельности. Если основные компоненты структуры деятельности устанавливаются человеком сознательно, то психическое как процесс разворачивается на неосознаваемом уровне психической активности.

Субъект как человек на высшем уровне целостности в процессе организации и регуляции деятельности должен объединять функционирование различных уровней психической активности в едином течении психологического времени.

В соответствии с этим регуляцию психологического времени деятельности, как и психологические механизмы такой регуляции, можно представить как процессы целесообразного согласования на всех уровнях психической активности временных характеристик действий с изменениями действительности (целевыми и спонтанными изменениями человека, изменениями окружения).

Установочная длительность психологического времени

Подчеркиваются существенные различия в восприятии времени и организации действий на осознаваемых продолжительных и неосознаваемых малых (доли секунды) временных интервалах (С. Г. Геллерштейн, О. А. Конопкин, О. В. Сысоева). Из выделенных С.

 Беллаком аспектов представления бессознательного (физиологический, структурный, динамический) особенное внимание в отношении организации деятельности человека уделяется структурному аспекту, или установке (Д. Н. Узнадзе, Ш. А. Надирашвили, Ш. Н. Чхартишвили).

В процессе деятельности неосознаваемая установка, формируемая в соответствии с сознательными и программой действий, обеспечивает целостность, стабильность, целенаправленность психической и двигательной активности.

Среди ряда уровней установочной регуляции деятельности (смысловой, целевой, операциональный, психофизиологический) целевой установке отводится роль интегратора установок, системообразующего фактора деятельности (В. П. Зинченко, А. Г. Асмолов). Сама же целостная установка охватывает содержание всего процесса достижения цели (Ш. Н. Чхартишвили) как психологическое поле, как временная перспектива.

https://www.youtube.com/watch?v=Ei2cc714PR8

Выделенные фиксированные установки являются эталонами для выполнения действий.

Тогда актуальные установки, сформированные при отсутствии внешних временных ограничений, следует принимать как приближенные к эталонным, а соответствующий темп выполнения действий – как тот, что обеспечивает наибольшую точность результата и является наиболее удобным и наименее напряженным для человека.

Эталонные временные характеристики установок можно рассматривать как характеристики временных объектов (Ю. К. Стрелков).

Сознательное оперирование характеристиками временных объектов, когда возникают противоречия между процессом реализации деятельности и реальными изменениями, осуществляется с использованием общепризнанных способов, временных ориентиров и мер, что дает возможность выделять последовательности операций и действий с учетом текущей ситуации, требований задачи, причинно-следственных связей, вероятностей изменений действительности.

Представленные результаты и выводы дают возможность сформулировать концепцию исследования как идейную основу установочно-событийного подхода к определению психологических механизмов временной регуляции деятельности человека.

В этом подходе утверждается уникальность психологического времени как объединения неосознаваемой установочной длительности действий и сознательно определенной последовательности событий на основе течения психического как процесса.

С точки зрения связи неосознаваемой установки с временными параметрами деятельности исследовались особенности организации процесса восприятия времени, влияние инструктивных установок на темп и длительность действий (И. Т. Бжалава, К. Д. Мдивани, В. Д.

 Шадриков). Хотя и отмечалось, что составляющие установки принадлежат к измерениям прошлого, настоящего и будущего, но то, что представляет собой временная перспектива установки и как она связана с её целостным содержанием, обстоятельно не рассматривалось.

На содержательную определенность временных интервалов выполнения действий указывает наличие у физиологической доминанты такой характеристики, как инерционность реализации (А. А. Ухтомский).

Это означает, что уже на момент своего формирования доминанта непосредственно объединяет и длительность, и специфику своей реализации.

Вместо этого сознание прежде всего выделяет последовательные события и факты действительности и уже после этого наполняет межсобытийные интервалы определенным содержанием и значением.

Принимая во внимание то, что установка определяется как целостное образование, а сознание оперирует дискретными величинами, вопрос состоит в том, является ли установочная длительность действий целостной длительностью, или же интервалом времени, который состоит из определенного количества единиц времени. В этом аспекте результаты критического анализа исследований универсальных психологических единиц времени как составляющих определенной длительности действий (Б. И. Цуканов, Г. Гайсслер, Г. В. Портнова) не подтверждают их наличие. Оценивая время, человек склонен искать возможности для сознательного использования внешних мер, ориентиров и способов. Вместе с тем, сравнивая ряды повторяющихся через одинаковые интервалы времени событий, человек рассматривает эти ряды как целостные образования (В. Вундт).

Таким образом, психическое как континуальный процесс является основой непрерывной длительности действий человека. Длительность действия определяется соответствующей психологической установкой.

Установочная длительность действий связана со спецификой и целостной организацией психологической установки.

Временная последовательность действий выделяется человеком осознано в случае несоответствия изменений в субъективных и объективных процессах.

Источник: http://hron.com.ua/obuchenie/psihologiya/opredelenie-psihologicheskogo-vremeni/

Чувство времени

Время очень важно для человека. Чтобы его измерить придуманы часы. Но в психологии есть такое понятие, как чувство времени, когда человек может определить этот показатель по своим ощущениям. Психологи сайта » » поделились своим мнением насчет природы времени.

Психология на текущий момент в этом аспекте рассматривает время и как качественную, и как количественную величину. Как же происходит этот процесс, и может ли человек использовать его для своей выгоды?

Какие часы идеальнее с точки зрения биологии?

Как именно отдельный человек воспринимает время, связанно с работай его биологических часов. Именно они регулируют все процессы в организме. Чем быстрее они работают, например, при повышенной температуре, тем быстрее течёт время. То же происходит, если с помощью препаратов ускорить процесс обмена веществ.

Читайте также:  Выплеск эмоции - психология

Кроме биологических процессов на восприятие времени влияют и внешние условия. Время летит если:

  1. В короткий период происходит много событий.
  2. Усложняются стимулы.
  3. Человек начинает следить внимательно за временем.
  4. При интенсивной умственной деятельности.

  Усталость стимулирует творческое мышление

Есть и другие факторы, влияющие на субъективное восприятие времени. Например, возраст. В детстве время течёт медленнее, чем в старости.

Этот феномен отмечают не только учёные, но и писатели.

Мотивация и перспектива, при рассмотрении временного восприятия

Можно ли измерить личное восприятие времени? Это зависит от такого понятия, как временная перспектива, то есть связь настоящего с прошлым и будущим. Эти параметры становятся актуальны на момент оценки времени.

Прошлое влияет на этот показатель, так как организм накапливает определённый опыт. Будущее же связано с планами и надеждами субъекта. Организм как бы настраивается на будущие события, игнорируя настоящие. Это не пустые мечты, помогающие пережить трудный момент, а конкретные цели в развитии.

Человек в будущем, прошлом и настоящем

На восприятие времени влияет и то, с какой позиции человек смотрит на время: с позиции настоящего, прошлого или будущего. Дети в основном ориентированы на настоящие.

У них мало прошлого, а будущее слишком туманно и представления о нём формируются взрослыми, а не на основе личного опыта. А взрослые — на будущие или прошлое, в зависимости от того, чего больше, планов или воспоминаний.

вычленяют 5 точек зрения: фаталистическое настоящее, гедонистическое настоящее, будущее, позитивное прошлое, негативное прошлое.

  Нетерпение и его иллюзии

Такие взгляды формируются образованием, социальным положением, культурой и т.д. Так же на них может влиять и политическая ситуация, войны, кризис и др.

Подход, когда человек живёт «здесь и сейчас» не рационален, так как не учитывает ни опыт прошлого, ни планы на будущее. Таким образом, как ни пародоксально, человек не может в полной мере наслаждаться настоящим. У него нет ни целей в жизни, ни опыта, чтобы их достигнуть. Лучше всего если человек сможет управлять этими показателями, исходя из реальной оценки ситуации.

Наибольших спехов достигает человек, если в его оценках присутствуют гедонистическое настоящее — позволяет наслаждаться сегодняшним днём, будущее — определяет цели, позитивное прошлое — использование хорошего опыта для развития.

Источник: http://www.berdof.com/chuvstvo-vremeni/

Восприятие времени | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

Жизненно очень существенная ориентировка во времени у животных совершается, как показал ряд исследований, на основе рефлекторной деятельности. У человека она превращается в очень сложный процесс восприятия времени.

«В восприятии времени мы различаем: 1) составляющее его чувственную основу непосредственное ощущение длительности, обусловленное в основном висцеральной чувствительностью, 2) собственно восприятия времени, развивающееся на этой чувственной органической основе.

Подобно тому, как отношение пространства мы различаем элементарную протяженность и собственно пространство, в отношении времени нужно таким образом различать два понятия – длительность и собственно время, но с тем, чтобы, различая, связывать их в единое целое.

В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временной длительности и б) восприятие временной последовательности. Как одно, так и другое включает в единстве и взаимопроникновении и непосредственные, и опосредованные компоненты». (16, стр. 250)

У нас имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение, или «чувство» времени. Оно обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмичностью основных процессов в органической жизни – пульса, дыхания и т.д. Значительную роль в «чувстве», или ощущении времени играют, по – видимому, необратимые химические реакции в нервной системе. (7, 16)

Как ни бесспорно зависимость непосредственной оценки времени от целого ряда физиологических «висцеральных» факторов нельзя все же, как это делают некоторые авторы, видеть во времени лишь «висцеральную чувствительность». Восприятие времени обусловлено не только ей, но в не меньшей мере и тем содержанием, которое его заполняет и расчленяет: время не отделимо от реальных, во времени протекающих процессов. (7)

Наибольшие промежутки времени, по их истечении обычно, как показали опыты ряда исследователей, более или менее сильно переоцениваются, большие — недооцениваются.

Эти данные можно обобщить в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется.

Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.

Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение.

Если прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно было богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени на оборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным, «тягучим» оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его длительность. В этом расчленении закона заполненного временного отрезка на два противоположных по своему содержанию положения сказывается качественная специфика прошлого и настоящего. Прошлое объективировано в своем содержании и целиком определяется им; события в нем внеположны; они тем самым расчленяют время и этим удлиняют его для переживания. В настоящем, как бы ни было велико его заполнение, поскольку оно переживается как настоящее, оно по существу смыкается в переживании в одно единство; заполняющими его событиями оно не расчленяется именно постольку, поскольку оно переживается как настоящее. При не заполнении же переживаемого времени в переживании обычно создается томительное напряжение, так что внимание концентрируется на самом течении времени, которое в результате как бы удлиняется. (16, 18)

По мере того как в переживаемом времени выступает на первый план установка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного – мучительно сокращается.

В первом случае время ни когда не течет достаточно быстро, во втором – оно всегда протекает слишком быстро. Переживаемая длительность отклоняется от объективного времени в сторону, обратную господствующей у субъекта направленности.

Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени.

Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется.

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло.

Установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними. Именно на основании причинной зависимости мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий.

Помимо установления порядка или последовательности предшествующего и последующего, временная локализация включает определение величины интервалов, их отделяющих. (16)

«Непосредственная локализация во времени ограничивается лишь очень общим недифференцированным не столько знанием, сколько «чувством» того, что данное событие близко, поскольку оно актуально, или отдалено, поскольку оно чуждо. Более точная временная локализация переживаемого предполагает умение оперировать соотношениями временных величин». (16, стр. 252)

Поскольку время — направленная величина (вектор), однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, сутки, месяц, год, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равны.

Во времени должна быть одна привилегированная точка. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее.

Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется на прошлое и на будущее, которые могут быть определены лишь через свое отношение к настоящему. Но проблематика времени здесь осложняется диалектикой всех временных определений, связанных с текучестью времени.

Полное разрешение трудностей, связанных с текучей диалектикой временных определений, требует принятие одной общей системой координат с постоянной точкой, от которой и ведется отсчет посредством постоянных общих единиц счисления (год, месяц, день).

Это исходная общая точка отсчета может быть фиксировано лишь за пределами субъективного, личного переживания, в историческом процессе определенным историческим событием от которого и ведется время исчисления (такой то год нашей эры – на 20 году октябрьской социалистической революции).

Время жизни объективно определяется лишь как время истории. Лишь на основе исторически определенной системы исчисления времени можно соотносить временные показания различных наблюдателей, свободно переходя с одной точки зрения на другую, устанавливать однозначное соответствие все датировок.

Настоящее – отправная точка, из которой определяется и прошлое, и будущее – не является в психологическом времени абстрактной точкой, а всегда некоторым временным интервалом. (16, 18)

Верхняя граница психологически настоящего времени, заполненного лишь простыми, между собой не связанными чувственными раздражителями, очень ограничена; максимальные размеры интервалов, отмечаемых, например, ударами молотка, которые мы воспринимаем и непосредственно сравниваем между собой, равна примерно 5 с. Сравнение интервалов большей длительности требует уже счета и опосредованных приемов. При соответствующем обычным условиям реальной жизни заполнении нашего времени содержанием, компактно связанным в обширные целые, грани настоящего заметно расширяются.

Источник: http://uclg.ru/education/psihologiya/psihologiya_vospriyatiya_i_oschuscheniy/lecture_vospriyatie_vremeni.html

Феномен психологического времени

Познать время и овладеть временем — это задачи, решение которых имеет важнейшее значение для развития человеческой культуры, общества и личности. Не всякое время может быть сведено к хронологии. И прежде всего это относится к времени человеческой жизни.

Понятие «хронологическое время» могло бы показаться тавтологическим в ньютоновскую эпоху. Вечный и неизменный хронометр вселенной — абсолютное ньютоновское время — по мере развития конкретных научных дисциплин стал давать все более ощутимые сбои. Совершенный А.

Эйнштейном переворот в физике заставил мир прислушаться к ускоряющимся и замедляющимся собственным часам движущихся систем, а дальнейшее развитие физики элементарных частиц, квантовой механики поставило вопрос о возможности нарушения считавшихся ранее универсальными свойств времени на уровне микромира.

Развитие эволюционной теории, генетики подготовило почву для изучения биологического времени, как собственного времени биосистем, обусловленного спецификой пространства их функционирования и закономерностями развития живой природы. Подтверждением концепции биологического времени стало открытие биологических часов — физиологических процессов, задающих ритм жизнедеятельности.

До некоторого момента говорилось о так называемых пустых интервалах времени безотносительно к деятельности индивида и его психическим состояниям. Однако многочисленные исследования обнаружили связь между субъективной длительностью времени и характером деятельности испытуемых.

Были установлены общие закономерности: чем выше уровень активности и мотивации, чем больше интереса вызывает работа, тем относительно короче кажется длительность времени.

Надежность полученных данных послужила основанием для постановки вопроса о природе и свойствах психологического времени.

Выделяются три взаимосвязанных масштаба психологического времени — ситуативный, биографический, исторический.

Некоторые, наиболее значимые для индивида ситуации, сопровождающиеся специфическими формами переживания времени, приобретают статус жизненно важных событий, становящихся вехами на жизненном пути человека.

Их сутью определяется основное содержание человеческой жизни, а взаимосвязями — отношения принадлежности к прошлому, настоящему и будущему, т.е. временную структуру жизни, на основе которой формируется индивидуальная концепция времени.

Иногда разные масштабы психологического времени совмещаются. Так, может возникнуть ситуация, в которой личность переживает время в масштабе истории, если эта ситуация порождена переломными событиями общественной жизни.

Это — ситуация подвига, героического поступка, решающего революционного действия, когда человек отчетливо осознает, что исторический процесс осуществляется и в его собственном времени и пространстве, «здесь» и «сейчас».

Совмещение ситуативного и биографического масштабов психологического времени происходит в критических ситуациях, когда в переживании нескольких минут или часов укладывается вся жизнь.

Такую ситуацию по собственным переживаниям перед казнью описывает Достоевский: «Выходило, что остается жить минут пять, не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, что в эти пять минут он проживет столько жизней, что ему сейчас нечего думать о последнем мгновении…».

Читайте также:  Инсульт - психология

Проблема психологического времени в масштабе человеческой жизни получила теоретическое обоснование в работах П.Жане, Ш.Бюлер, К.Левина, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева. В последние годы интерес к ней постоянно возрастает, увеличивается количество теоретических и эмпирических исследований в данной области.

Ставшая традиционной «событийная концепция психологического времени» связывает особенности психического отражения человеком времени (скорости, насыщенности, продолжительности) прежде всего с числом и интенсивностью происходящих в его жизни событий: изменений во внешней среде (природной и социальной), во внутреннем мире человека (мыслях и чувствах), в его действиях и поступках. Однако в рамках событийной концепции не получили удовлетворительного решения такие фундаментальные проблемы, как определение границ и содержания психологического настоящего, взаимосвязь прошлого и будущего, субъективная обратимость времени, механизмы формирования определенных временных свойств психической деятельности.

Иной подход к проблеме психологического времени предлагают Е.И.Головаха и А.А.Кроник. Они показали, что ответы на вышеуказанные вопросы могут быть получены путем анализа событий не самих по себе, а в их взаимосвязи.

Авторы предлагают «причинно-целевую концепцию психологического времени», в соответствии с которой особенности отражения личностью временных отношений в масштабе жизни определяются ее представлениями о характере детерминации одних значимых жизненных событий другими.

Эмпирическая проверка этой концепции осуществлялась на основе специально разработанного Е.И.Головахой и А.А.Кроником метода, с помощью которого возможны измерение и регуляция психологического времени личности.

История изучения проблемы психологического времени

На протяжении длительного исторического периода — от цивилизаций древности до Нового времени — в искусстве и философии предпринимались попытки осмыслить закономерности человеческого времени.

До середины XIX века о времени как факторе человеческой психики было известно только то, что по этому поводу высказывалось в философских и художественных произведениях. Как правило, суждения носили умозрительный характер и являлись афористически выраженным обобщением обыденного опыта.

Их основное содержание заключалось в том, что время — индивидуальная ценность, потеря его невосполнима, течение неравномерно и зависит от характера и возраста человека, его поступков и особенностей жизненных ситуаций. Главное же для индивида — уметь правильно распоряжаться временем, согласовывая темп своей жизнедеятельности со «скоростью» времени.

Об этом говорили Гесиод и Платон, Сенека и Марк Аврелий, Данте и Монтень, Гете и Франклин, Достоевский и другие философы, художники и писатели.

Пытаясь понять сущность и закономерности человеческого времени, мыслители прошлого сталкивались с ситуацией, которую наиболее ярко описал на рубеже IV — V веков Августин: «Что обыкновенно бывает у нас предметом разговора, как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нем или слышим от других. Что же такое, еще раз повторяю, что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как скоро я хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик».

Трудности в понимании природы времени не могли остановить процесс накопления фактов и наблюдений, которые к моменту формирования психологии как самостоятельной науки являлись достаточно устойчивым элементом духовной культуры, стимулировавшим поиск научных методов исследования психологического времени.

Впервые психологические закономерности переживания человеком времени были строго сформулированы Кантом. В своих ранних произведениях он подчеркивал, что отношение ко времени и его переживание зависит от характера деятельности различных субъектов.

Формула, предложенная для измерения величины потребности во времени (ее прямая зависимость от объема необходимых действий и обратная — от скорости исполнения), определяет принципиальную возможность психологической «растяжимости» времени, проявления существенных различий в индивидуальном переживании равных по хронологической длительности, но разнонаполненных деятельностью интервалов. Эту закономерность выразил А.П.Чехов: «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай». В «Антропологии» Кант распространяет данную закономерность на переживание времени в масштабе человеческой жизни и дает «информационную» интерпретацию тому парадоксу, что человек, томившийся от скуки на протяжении большей части жизни, которому каждый день казался слишком длинным, в конце жизни жалуется на краткость жизни в целом. Кратковременность прошедшего объясняется отсутствием впечатлений в памяти бездеятельного человека. Таким образом, прошедшее время «сжимается» по мере уменьшения информативности воспоминаний о прожитых годах.

Время может и «растягиваться». Кант выдвинул гипотезу о том, что в психологическом времени человек может прожить значительно больше, чем по числу лет.

Именно в этом он видел путь к удовлетворенности жизнью: «Множество отрезков времени, которые выделяются в последний период жизни разнообразными и переменными работами, возбуждают у старика представление о том, будто он прожил гораздо больше времени, чем по числу лет; наполнение времени планомерно усиливающейся деятельностью, которая имеет своим результатом великую, заранее намеченную цель, — это единственно верное средство быть довольным жизнью и вместе с тем чувствовать себя пресыщенным ею».

Разработка проблемы социального и психологического времени в философии, становление психологии как самостоятельной науки подготовили почву для развития конкретно-научных исследований временных отношений в психике человека.

Научная постановка проблемы психологического времени уже на первом этапе развития психологии как самостоятельной науки потребовала изучения генезиса временных представлений в их связи с формированием пространственных представлений.

Попытка английских ассоцианистов во главе со Спенсером обосновать первичность временных отношений в эволюции пространственно-временной структуры человеческого сознания не получила широкого признания.

Более убедительной была позиция тех психологов, которые считали, что временные представления исторически и онтогенетически формируются на основе пространственных. М.

Гюйо приводит многочисленные аргументы в пользу данной концепции в монографии «Происхождение идеи времени», сыгравшей значительную роль в изучении времени как психологической проблемы. «Желать, подобно Спенсеру, построить пространство с помощью времени, — пишет М.Гюйо, — следовательно, впасть в противоречие с истинными законами эволюции, ибо лишь с помощью пространства мы приходим к представлению времени». В дальнейшем пространственный характер первичных временных представлений был подтвержден в психологических и культурологических исследованиях.

В результате того, что не удалось объяснить механизмы формирования временных представлений личности, в конце XIX — начале XX века широкое распространение приобрели концепции времени, выдвинутые Дильтеем и Бергсоном.

Позиции этих философов сходны в том, что оба противопоставляют время как реальность, фиксируемую внутренним чувством и данную непосредственно, «абстрактному времени» математики и естествознания.

Такой подход сыграл важную роль в окончательном утверждении идеи о нетождественности физического времени и времени, данного в переживании.

Кроме интуитивизма Бергсона и философии жизни Дильтея, проблема времени в его человеческом смысле и содержании активно разрабатывалась в феноменологии Гуссерля и экзистенциализме Хайдеггера.

Важнейшим моментом этих концепций была окончательная субъективизация времени, отождествление его единства в прошлом, настоящем и будущем с временным единством сознания.

Феноменологизация времени отчетливо проявилась в западной психологии, когда предметом исследования в ней стало психологическое время личности в масштабах, выходящих за пределы ситуативного переживания.

Само понятие «горизонт бытия», как характеристика временности сознания, сыграло важную роль в разработке понятий, отражающих основные характеристики психологического времени в биографическом масштабе: временная перспектива, временной кругозор, временная ориентация личности.

Первые десятилетия XX века, казалось бы, подтвердили скептическое отношение Дильтея к возможностям объяснительной психологии в исследовании проблемы времени. Начатые в прошлом столетии исследования по восприятию и оценке длительности коротких интервалов, задаваемых стимулами различной модальности, продолжались.

Интерес к данной проблеме постоянно возрастал, появились работы обобщающего характера, в которых содержится обзор многочисленных исследований по проблеме психологического времени в указанных масштабах, а также формулируются основные теоретические выводы, которые все же касаются ограниченного круга временных переживаний человека.

В 20 — 30-х годах нашего века в психологии происходит поворот к изучению социально-культурного содержания психики, к исследованиям личности в широких масштабах социальной жизнедеятельности.

В этот период на Западе возникают концепции, основанные на историческом и биографическом подходах к изучению человеческой психологии, закономерностей ее функционирования во времени. Можно отметить проведенные П.Жане исследования социальной функции памяти человека в связи с особенностями психологического времени. П.

Жане убедительно показал, что буквальное хронологическое воспроизведение в памяти последовательности событий (при реминисценциях) нарушает нормальное течение психических процессов в настоящем, являясь формой психопатологии памяти. События, которые охватывают длительный хронологический период в прошлом, должны быть в обобщенном виде представлены в памяти.

Исходя из этого, становится очевидным, что в содержание времени объективная хронология включается, опосредуясь социальной значимостью событий, что и определяет специфику психологического времени личности.

Большое значение для изучения психологического времени личности в биографическом масштабе имели работы Ш.Бюлер, под руководством которой была комплексно исследована проблема жизненного пути личности. Ш.

Бюлер детально не рассматривает проблему психологического времени личности, однако проведенный ею анализ временной структуры жизненного пути в его различных измерениях, а также анализ основных событий жизненного пути, жизненных целей личности и психологических оснований возрастной периодизации подготовил почву для принципиальной постановки в психологии проблемы разномасштабности психологического времени, его специфического содержания, механизмов и закономерностей биографического масштаба.

Большая заслуга принадлежит К.Левину, который поставил вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленных масштабами жизненных ситуаций и определяющих границы «психологического поля в данный момент».

Согласно Левину, это поле включает в себя не только теперешнее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека.

В эмпирическом аспекте такой подход оказался продуктивным, стимулировав исследования временной перспективы личности.

Аналогическое временной перспективе понятие «временной кругозор» вводит П.Фресс, рассматривая его как интегративную характеристику развития временных представлений личности, формирующихся в процессе социальной деятельности. В этом смысле временной кругозор является показателем освоения личностью временных отношений.

В последние годы особую популярность приобрели исследования временной перспективы, связанной с будущим человека, с так называемой будущей временной перспективой, под которой понимается «…способность личности действовать в настоящем в свете предвидения сравнительно отдаленных будущих событий». Перспектива будущего — это временной порядок ожидаемых личностью в будущем событий.

При исследовании временной перспективы было установлено, что на нее воздействуют такие факторы, как уровень интеллекта и тревожности личности. В связи с этим анализ временной перспективы личности стал применяться в клинической психологии для диагностики психопатологии и выявления эффекта психотерапевтического воздействия.

В результате сравнительного анализа временных отношений личности на различных этапах жизненного пути был обнаружен своеобразный цикл, который характеризует особенности освоения личностью времени: первоначальное отсутствие действенного контроля над временем в детстве сменяется овладением временной перспективой в зрелом возрасте и вновь сменяется в старости осознанием того, что время не принадлежит человеку. В целом с возрастом, и особенно при старении, человек глубже и острее переживает течение времени.

В исследованиях временной перспективы личности накоплен богатый эмпирический материал. Однако более или менее целостная теория психологического времени личности, которая могла бы получить признание в психологической науке, в настоящее время еще не создана.

В 70-х годах появились две работы, претендующие на общетеоретическую постановку проблемы психологического времени. Автор первой монографии «Модели времени» Л.Дуб предпринял попытку обобщить многочисленные факты, обнаруженные в предшествующих исследованиях, на основе разработанного им понятийного аппарата. Специфику психологического времени Л.

Дуб связывает с формированием первичных (спонтанных, феноменологических, не имеющих рационального объяснения) и вторичных (возникающих при переоценке первичных на основе опыта, интуиции, рефлексии или ссылки на определенные объективные стандарты) представлений.

Разработанная им понятийная схема является, на взгляд некоторых исследователей, конструктом, малопродуктивным для развития теории психологического времени.

Т.Коттл в книге «Воспринимаемое время» ставит перед собой задачу исследовать прошлые, настоящие и ожидаемые в будущем переживания времени, которые во взаимосвязи определяют временной горизонт личности.

Он выделяет две основные временные концепции, интегрирующие временные переживания человека: линейная — переживание чистой длительности в духе Бергсона; пространственная — переживание времени в трех измерениях, которыми являются прошлое, настоящее и будущее, пересекающиеся в индивидуальном сознании.

Проводятся исследования психологического времени в его связи с формированием личности человека. В этих работах рассматриваются типология временной перспективы личности, использование времени личностью в норме и патологии, а также психологическое время как фактор формирования отношений личности в коллективе.

Филимоненко Т.Ю.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3267

Ссылка на основную публикацию