Взаимодействие — психология

взаимодействие (в психологии) — это… Что такое взаимодействие (в психологии)?

  • взаимодействие — (в психологии) процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В. выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Особенностью …   Большая психологическая энциклопедия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ —         филос. категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, вааимопереход, а также порождение одним объектом другого. В. представляет собой вид непо средств. или… …   Философская энциклопедия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ — – 1. В широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Взаимодействие интерсубъектное (межсубъектное, интерсубъективное) — уровень и форма О., обусловленного субъективно значимыми для его участников мотивами, в процессе к рого происходит взаимная активация (возбуждение) и актуализация (изменение, развитие) их субъектностей, взаимное откровение и пересечение внутр.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь
  • Взаимодействие — 1. вообще взаимное воздействие или влияние на кого то или чего либо и обратно; 2. в социальном взаимодействии – поведение одного индивида, которое выступает стимулом для поведения другого и наоборот. Например, взаимодействие врача и пациента –… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Взаимодействие — 1) развертывающийся во времени и пространстве процесс воздействия одних объектов на другие путем обмена материей и движением; 2) (в философии Канта) категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира; 3) (в… …   Начала современного естествознания
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — (в психологии) процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь …   Словарь по профориентации и психологической поддержке
  • Взаимодействие — (в социальной психологии) процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В. выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.… …   Психологический лексикон
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии — Взаимодействие человека с человеком, в отличие от взаимодействия его с неодушевленным предметом или с живым существом, лишенным сознания и самосознания, имеет субъект субъектный характер, что является значимым основанием для выделения… …   Психология общения. Энциклопедический словарь
  • Человеко-компьютерное взаимодействие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

Источник: https://psychology_pedagogy.academic.ru/3614/%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5_%28%D0%B2_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%29

Психология взаимодействия людей

Лекция 4. Общая характеристика взаимодействия

Сущность взаимодействия.Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.

Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.

Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласо-

вывать образы «Я — Он», «Мы — Они», координировать усилия между собой. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Особенности взаимодействия.Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

• наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

• эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

• ситуативность — достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;

• рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Основу межгруппового взаимодействия составляет функционирование феноменов «мы» и «они». Всякая общность людей, любые отношения между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохраняется осознание чувства «мы», т.е.

пока все люди (или их большинство) считают себя принадлежащими к данной группе, идентифицируют себя с ней. «Мы» есть не что иное, как отражение в сознании конкретной социальной общности факта объективных Условий сосуществования ее представителей.

Но для устойчивости феномена «мы» неизбежно должен существовать феномен «они», т.е. другая группа, не похожая, отличающаяся от нас. Именно осознание того, что есть «они», в свою очередь порождает стремление самоопределиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы». Анализируя идею Л.

Фейербаха о замене категории «я» как субъекта познания на категорию «я и ты», один из известнейших ученых нашей страны Б.Ф.

Поршнев пришел к выводу: социальная психология становится наукой лишь тогда, когда на место исходного психологического явления ставится не «я и ты», а «мы и они», а на место отношений двух личностей — отношение двух общностей (Поршнев Б.Ф., 1967).

Феномен «они», точно так же как и феномен «мы», имеет свою реальную основу: если объективные условия жизни и деятельности людей, психологическим отражением которых являются феномены «мы» и «они», совпадут, окажутся одинаковыми, то противопоставление одной общности другой рано или поздно угаснет.

Тем не менее «мы» всегда наделяли себя большим количеством достоинств, чем «они». Люди склонны переоценивать достоинства «своей» нации и, наоборот, преуменьшать сильные стороны других. Что же касается недостатков, то здесь все наоборот. Известная пословица о том, что «в чужом глазу видна и соринка, а в своем и бревна не заметишь», как раз наглядно характеризует эту закономерность.

«Наши» идеи, взгляды, чувства, поведение более правильны, более справедливы, чем «их». При этом речь идет не о реальном сравнении, т.е. не о том, что лучше, если исходить из здравого смысла и житейской логики. Такого сопоставления простой человек обычно не делает. «Чужое» кажется «плохим» не потому, что оно по каким-то причинам хуже «своего», а потому, что оно «чужое».

Лекция 5. Содержание и динамика взаимодействия людей

В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей (табл. 1). В нашей стране его изучению психологами уделяется

очень мало внимания. Для лучшего понимания его сущности необходимо представлять прежде всего гносеологию возникновения и развития взаимодействия, понимая ее как сложный многоэтапный процесс превращения (преобразования) одних соииально-психологических явлений в другие.

Можно разделить процесс взаимодействия людей на три этапа (уровня): начальный, средний и заключительный (схема 1).

Начало взаимодействия.

На первом этапе (начальном уровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития1.

Главное в успехе первичных контактов заключается в приятии или неприятии партнерами по взаимодействию друг друга.

При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием — сходством, подобием-контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Различия между индивидами — одно из основных условий развития их взаимодействий (общения, отношений, совместимости, срабатываемости), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике,

Понятие «контакт» употребляется в нескольких значениях. «Контакт» может означать прикосновение (от лат. contactus, contingo — трогать, прикасаться, захватывать, доставать, достигать, иметь отношение с кем-либо). В психологии контактом называют сближение субъектов во времени и пространстве, а также некую меру близости в отношениях.

В связи с этим в одних случаях говорят о «хорошем» и «тесном», «непосредственном» или, наоборот, о «слабом», «неустойчивом», неустоявшемся, «опосредованном» контакте; в других случаях—о контакте как о необходимом условии правильного взаимодействия. Наличие контакта, т.е.

известной стадии близости, всегда рассматривается как желательная основа эффективного взаимодействия.

*

Таблица I

Источник: https://infopedia.su/4x686a.html

Психология взаимодействия людей

В качестве единицы анализа в социальной психологии рассматривается ситуация взаимодействия двух и более людей. Это — взаимонаправленные действия индивидов. Они могут быть рассмотрены как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей, практических задач или для реализации ценностей.

Питирим Сорокин предостерегает: «Если бы кто-нибудь предпринял анализ взаимного поведения членов какой-нибудь социальной группы, совершенно игнорируя психические процессы, происходящие в психике каждого члена при том или ином поступке, и описывая только внешние формы актов поведения, то вся социальная жизнь ускользнула бы целиком из-под анализа».

Социальное взаимодействие анализируется на двух уровнях: микро и макро. Взаимодействие людей друг с другом, в парах, в малых группах или межличностная интеракция — явления микроуровня. Макровзаимодействие связано с крупными общественными структурами, основными институтами общества: религией, семьей, экономикой.

Социальная жизнь возникает и развивается, потому что существует взаимозависимость людей, создающая предпосылки взаимодействия их друг с другом.

Социальная связь — это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других, в ожидании соответствующего ответного действия партнера. В ней выделяются:

  • субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);
  • предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);
  • механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи происходит при изменении или утрате ее предмета или если участники не согласны с принципами ее регулирования. Социальная связь выступает как:

  • социальный контакт (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер может быть легко заменен другим);
  • взаимодействие (систематические, регулярные действия партнеров, взаимонаправленные, имеющие целью вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны другого, причем она порождает новую реакцию воздействующего).

Социальные отношения — это устойчивая, возобновляющаяся система взаимодействия между партнерами.

Читайте также:  Биологическое и культурное ядро личности - психология

П.

Сорокин подчеркивал, что «психическое и социальное взаимодействие (обмен представлениями, чувствами, желаниями, переживаниями) возможно: при наличии психики, органов чувств (чтобы узнать переживания и мысли другого человека, мы должны видеть выражение его лица, глаза, слышать его голос, смех, слова); если взаимодействующие люди одинаковым образом выражают одни и те же психические переживания, одинаково понимают сами символы, объективирующие душевные состояния».

Ситуация контакта двух и более людей принимает различные формы:

  1. Простое соприсутствие.
  2. Обмен информацией.
  3. Совместная деятельность.
  4. Равная обоюдная или асимметричная активность, причем она бывает разного типа:
    1. социальное влияние;
    2. сотрудничество;
    3. соперничество;
    4. манипуляция;
    5. конфликт и др.

Источник: https://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/128-psixologiya-vzaimodejstviya-lyudej.html

Понятие взаимодействия в социальной психологии

В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлений. Взаимодействие трактуется как «процесс взаимного влияния, всякая связь и отношение между материальными объектами и явлениями».

Взаимодействие – это действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей – решения практических задач или реализации ценностей. Таким образом, содержанием любого взаимодействия является связь, обмен (предметами, действиями, информацией и т. д.) и взаимное влияние.

Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:

– субъекты связи – два человека или несколько людей;

– предмет связи – по поводу чего осуществляется связь;

– механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи, либо при несогласии участников связи с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контракта и в виде взаимодействия. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

В чем же сущность понятия общения в контексте взаимодействия?

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя:

– обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях;

– выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения;

– восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

По количеству взаимодействующих лиц выделяют два больших вида взаимодействия: межличностное и межгрупповое.

Межличностное взаимодействие – случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или короткие, вербальные или невербальные контакты двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения.

К основным признакам межличностного общения относят:

– наличие внешней цели;

– ситуативность;

– эксплицированность ( доступность для наблюдения со стороны);

– рефлексивная многозначность (зависимость восприятия от различных условий общения).

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, игра, социальное влияние, конфликты, подчинение, ритуальное взаимодействие и др.

Классификация форм социального взаимодействия  
В зависимости от количества участников  В зависимости от сходства или различия качеств участниковВ зависимости от характера актов взаимодействия
Взаимодействие двух людей между собой  Взаимодействие людейодного разныхпола половилиодной разныхнациональности (ей)илисходных различающихсяпо уровню богатстваОдностороннее двухстороннееСолидарное антогонистическое
Взаимодействие одного и многих (лектор и аудитория; артист и зрители)  
Взаимодействие многих (битва двух полков, борьба нескольких государств)

Дата добавления: 2016-11-26; просмотров: 1950;

Источник: http://poznayka.org/s72232t1.html

Ответы к экзамену по социальной психологии — Психологические механизмы взаимовлияния людей

Page 25 of 48

Общение как интерактивный процесс. Психологические механизмы взаимовлияния людей

Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. это связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

1. групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),

2. конкуренция (соперничество),

3. конфликт.

Межличностное взаимодействие — контакт двух или более субъектов активности, который может носить любую форму (непосредственную и опосредствованную, пролонгированную и сиюминутную, в связи с деятельностной ориентацией на какую-либо цель или в логике фактического общения, эмоционально насыщенную или нейтральную и т. д.), но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений, деятельностно-установочного личного настроя и т. п.

Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности,

осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует.

Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать.

При этом следует специально подчеркнуть, что это пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей.

Пребывая в положении объекта (субъекта) общения, люди сильно отличаются друг от друга характером выполнения ими роли. Во-первых, «выполнение» может быть более или менее осознаваемым.

В качестве объекта человек может являть другим людям свою физическую наружность, выразительное поведение, оформление внешности, свои действия, естественно совершенно не задумываясь над тем, какой отклик они вызывают в тех, с кем он общается.

Но он может пытаться определять, какое впечатление вызывает в окружающих на всем протяжении общения с ними или в какой-то отдельный момент, целеустремленно делать все от него зависящее, чтобы сформировать у других о себе именно то впечатление, которое он хотел бы, чтобы у них было.

Во-вторых, различаясь по степени сложности их личностной структуры, характеризующей их индивидуальное своеобразие, люди представляют неодинаковые возможности для успешного взаимодействия с ними.

В то же время, будучи субъектами общения, люди отличаются друг от друга присущей каждому из них способностью проникать в упомянутое своеобразие другой личности, определять свое отношение к ней, выбирать наиболее отвечающие, по их мнению, целям осуществляемого ими общения способы воздействия на эту личность.

Общение — межличностный и межгрупповой процесс установления, поддержания и развития контактов между людьми с целью обмени инфо, мыслями, оценками, чувствами, эмоциями, установками, порождаемые пот-ми совместной д-ти. Общение пронизывает всю ч-ую жизнь. Общение — средство реализации межличностных взаимоотношений.

Впервые в онтогенезе потребность в общении возникает в 2 месяца (комплекс оживлений). Одна из социально — психологических функций общения — интерактивная (общение как интеракция) — совместные действия людей. Занимается изучением форм организации совместной деятельности, типов взаимодействия в группах. Формы организации совместной деятельности в группе ( по Уманскому).
1.

Совместно-индивидуальная форма. Это форма деятельности ориентированна на общий предмет труда: т.е группа создает общий результат на основе индивидуального вклада каждого участника группы. Например: учителя одной школы. Каждый работает индивидуально, но вместе создают учебный процесс. Бригада чертежников, кот работая совместно -выполняют индивидуальную работу.
2.

совместно-последовательная форма  (конвейер). Когда один человек, выполнив свою работу по конвейеру, передает другому, др.др. При второй форме так же имеется общий предмет труда, но кроме этого имеется специально-ориентированный предмет труда.
3. совместно-взаимодействующая форма.

Участники группы выполняют одновременно несколько действий или операций на одном и тои же предмете труда, но при этом каждый имеет свою узкую специализацию, т.е. выполняют некие действия. Нпрмр: сборка автомобиля на конвейере. Бригада хирургов. Это самая сложная форма взаимодействия, т.к. надо распределить роли и не мешать др. др. Требует слаженности и сработанности.
2.2.

2 Типы взаимодействия группы
1. Бездействия, отсутствие совместного действия в группе. Обычно встречается на первых этапах формирования группы. Если группа существует долго, а бездействие сохраняется, то это неестественная ситуация.
2. Содействие. Наличие в группе отдельных совместных действий или операций для достижения общей цели.
3. Соучастие.

Этот тип взаимодействия предполагает эмоциональную заинтересованность и эмоциональную включенность группы в совместную деятельность.
4. Кооперация. Сотрудничество. Это форма межличностного взаимодействия, которая характеризуется сознательным объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном распределении между ними функций, ролей, обязанностей.

Характеризует высокоразвитую группу, с высоким уровнем групповой сплоченности. Этот тип используют довольно часто.
5. Конкуренция (соперничество). Имеет 2 противоположные по содержанию формы А) не антогонистическое соперничество (соревнование).

Соревнование- форма совместной деятельности, в процессе которой каждый участник стремится достичь лучших результатов, при этом другие участники рассматриваются как конкуренты, которых нужно ликвидировать. Соревнование проводится по ранее оговоренным и указанным правилам.

Б) антогонистическое соперничество- такая форма межличностного взаимодействия, когда индивидуальные или групповые цели достигаются в условиях противоборства с другими людьми или группами, добивающихся этих же целей. Имеет 2 разновидности: + противодействие- открытые, явные действия направленные против достижения другой стороной одинаковых целей. Открытая форма конфронтации.

+  противостояние- носит длительный характер, скрытые/открытые формы, использует самые различные приемы нечестной игры. Нпрмр: шантаж.
В рамках интеракции изучают стили общения, конфликтное и бесконфликтное общение. В зарубежной соц психологии была создана теория символического интеракционизма. Это напрвление связано с именем Г. Мида.

Мид пришел к выводу, что в становлении «Я» решающую роль играет взаимодействие. Но становление «Я» происходит во взаимодействии не потому, что люди есть простые р-ии на мнения других, а потому, что в этих ситуациях формируется Лть, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними.

Моделью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в 2х формах: play и game. В игре человек выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим значимым другим. В соответствии с этим у ч-ка формируется и представление о себе самом, о своем «Я». Символический интеракционизм острее других теоретических ориентаций соц психологии поставил вопрос о соц детерминантах взаимодействия, о его роли для формирования Лти. Слабость концепции в том, что она по существу не различает в общении двух таких сторон, как обмен инфо и организация совместной д-ти.

Традиционно к социально-психологическим способам влияния относили внушение, заражение, подражание, убеждение.

На самом деле к их числу также относятся слухи, рэкет, захват заложников, публичные террористические акты, аварии, эпидемии, митинги, демонстрации, голодовки, стачки, забастовки, акты самосожжения, использование средств массовой информации, модификация поведения, религия, мода, реклама, психотропное оружие. При этом способы влияния могут быть правовыми и анти-правовыми, стихийными и умышленными.

Внушение – неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

Подражание – осознанное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

Манипуляции — это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений. Манипуляция — это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений. Сила манипуляции — в ее скрытом характере; скрыт как сам факт воздействия, так и его цель. Манипулятор использует психологически уязвимые места человека — черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа.

Читайте также:  Кривляние - психология

Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/117-soci.html?start=24

Типы взаимодействия

В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.

Основные типы взаимодействия людей

Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.

Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.

Типы взаимодействия в процессе общения

  1. Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.

  2. Конкуренция — это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.

Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми.

В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.

Типы и виды взаимодействия

  1. Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
  2. Пересекающееся.

    Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.

  3. Скрытое взаимодействие.

    Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения.

    К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.

Стили и типы взаимодействия их особенности

  1. Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
  2. Противодействие.

    Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.

  3. Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
  4. Уступчивость.

    Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.

  5. Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельностьпредставляется нам в виде условия и основания общения.

Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.

Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.

Источник: https://womanadvice.ru/tipy-vzaimodeystviya

3.4. Психология межличностного взаимодействия. 3.4. Психология межличностного взаимодействия. 3.4.1. Общая характеристика взаимодействия

Понятие «взаимодействие» чрезвычайно многозначно. С точки зрения философии эта категория представляет собой одну из общих форм взаимосвязи между явищами. ее суть заключается в обратном

воздействии одного предмета или явления на другое. Поэтому взаимодействие воспроизводит процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

В социологии употребляется дефиниция «социальное взаимодействие» для определения такой формы общения лиц, социальных сообществ, группировок, по которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется социальное действие каждого из партнеров, достигается приспособление действий одного к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла действий и определенная степень солидарности или согласия между ними.

Общество — ие система взаимодействий человека с другими людьми. Разнообразные социальные отношения, субъектом которых является личность, обусловленные многообразием социальных интересов.

Социальные отношения имеют объективный характер, но для каждого человека они, отражаясь в ее внутреннем мире, приобретают личностного окраску, что проявляется в конкретном поведении человека, его чувствах, настроениях и др. Именно поэтому в конкретной реальности как факт предстает міжосо-бистісний социально-психологический аспект социальных отношений.

То есть межличностные отношения формируются не вне общественными, а внутри них, как персонифицированное воспроизведения обезличенных социальных связей. Иначе говоря, во взаимодействии общественные отношения «даны» через ту реальную социальную деятельность, частью (или формой организации) которого оно является (за Г. Андреевой).

Межличностные отношения определяют тип взаимодействия, то есть это будет соперничество или сотрудничество, а также степень выраженности этого типа (более или менее успешное, эффективное сотрудничество). Непосредственные условия жизнедеятельности человека влияют на формирование межличностных контактов. Поэтому их основой является эмоциональная окрашенность.

Ведь известно, что результат вашего взаимодействия с другим человеком будет различным в зависимости от того, в хорошем вы настроении или нет, испуганные или, наоборот, недовольство. Эмоция побуждает к действию, она играет важную роль в установлении и сопровождении таких отношений, как дружба, любовь, брак.

С помощью эмоции человек может «инфицировать» собственным состоянием (страхом, смехом и др.) своего партнера по взаимодействию, который по-началу мог совсем иначе реагировать на предмет обсуждения. Эмоция также влияет на когнитивную переработку информации, дает возможность проявлять гибкость поведения индивида во взаимодействии с другим.

Человек связан с обществом системой реальных связей, основными элементами которых являются субъекты связи, предмет связи, т.е. то, по поводу чего осуществляется связь, и механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами. Конкретный связь происходит в форме контакта и взаимодействия.

Контакт можно считать первой ступенью реального взаимодействия, одновременно он может быть и самостоятельным явлением, которое во взаимодействие не перерастает. При таких условиях он поверхностный, мимолетный, в нем отсутствует система родственных действий субъектов друг с другом.

Образцом такого контакта может служить обменивания любезностями во время общения с библиотекарем. Зато взаимодействие — это систематические, достаточно регулярные действия субъектов друг на друга, имеющие целью вызвать определенную ответную реакцию, которая порождает новую реакцию того, кто оказывает влияние.

То есть происходит обмен действиями, зарождается родство действий обоих субъектов, их координация, устойчивость интересов, планирование совместной деятельности, распределение функций и др. Действия способствуют взаимному регулированию, взаимовлияния, взаимной контроля, взаимопомощи.

Все это предполагает, что каждый из участников взаимодействия сделает свой вклад в выполнение общей задачи, корректируя свои действия, учитывая предыдущий опыт, активизируя собственные способности и возможности партнера.

Из сказанного следует, что в социально-психологическом контексте под взаимодействием понимают не только взаимосвязан обмен действиями, а прежде всего организацию людьми взаимных действий, направленных на реализацию совместной деятельности.

То есть, общаясь, обмениваясь информацией, человек вырабатывает формы и нормы совместных действий, организует и координирует эти действия. Постановка вопроса именно таким образом не предполагает отрыва коммуникации от взаимодействия и не отождествляет эти понятгя. Обычно стратегия взаимодействия обусловлена характером общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, а тактика — определяется непосредственным представлением о партнере (его намерения, мотивы, установки).

Все виды взаимодействия традиционно разделяют на две группы: сотрудничество и соперничество.

К первой группе относятся действия, которые способствуют организации совместной деятельности, обеспечивающих ее успешность, согласованность, эффективность (известны и другие термины для обозначения этого вида взаимодействия: кооперация, согласие, приспособление, ассоциация).

Вторая группа охватывает действия, щолїєю или иной степени препятствуют совместной деятельности, создавая преграды на пути к взаимопониманию. Этот вид взаимодействия обозначается такими понятиями, как конкуренция, конфликт, оппозиция, диссоциация.

Упомянутая классификация использует так называемый дихотомическое деление всех видов взаимодействий. Другая классификация в своей основе имеет количественный аспект, то есть речь идет о количестве субъектов, участвующих во взаимодействии. Согласно этой классификации различают взаимодействие между группами, между личностью и группой, между двумя личностями (диада).

Многие из исследователей пытается выделить более мелкие единицы взаимодействия, которые поддаются эмпирическому наблюдению, контролю и регистрации. В Частности, Г. Бейлз разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействий в группе.

Все образцы взаимодействий, которые наблюдал исследователь, были поделены на двенадцать видов, которые, в свою очередь, сведены в четыре категории (см. табл. 8).

Группа во время выполнения совместного задания осуществляет последовательный переход от одной фазы к другой: ориентировка членов группы в отношении общей задачи, оценка хода выполнения задачи, контроль и принятие решения. При этом положительные и отрицательные эмоции сопровождают этот процесс и соответствующие действия членов группы. Несмотря на то, что схема Г.

Бейлза получила широкое применение, она имеет ряд критических замечаний. Они прежде всего касаются того, почему именно эти, а не другие виды взаимодействий выделены, и почему их именно двенадцать. Основное замечание сводится к тому, что она не учитывает содержания совместной деятельности, а в расчет берет только формы взаимодействия.

Книга: Конспект лекций Социальная психология личности и общения

СОДЕРЖАНИЕ

На предыдущую

Источник: http://lybs.ru/index-8831.htm

Психология общения и взаимоотношений

Психология взаимоотношений довольно сложная наука, т.к. нельзя выделить какие-то четкие закономерности в общении между людьми. Каждый человек индивидуален и его поведение в обществе обуславливается многими факторам. На то, как он ведет себя с другими людьми, влияют возраст, пол, характер, темперамент, расовая принадлежность, социальный статус и многое другое.

Но все же есть принципы, с помощью которых мы познаем мир и окружающих себя людей. Эти механизмы играют важную роль при построении общения.

Первым этапом в любых отношениях идет познание другого человека и себя рядом с ним. Это достигается с помощью нескольких механизмов. Например, мы соотносим и сопоставляем себя, собственный опыт с другими людьми, смотрим, как один человек ведет себя в разных ситуациях, а потом сравниваем его поведение со своими действиями в аналогичных условиях.

Иногда, чтобы лучше понять человека мы ставим себя на его место, тем самым пытаемся понять причины и мотивы его действий. Немаловажным фактором в любом общения является эмоциональная составляющая.

Способность понять настроение другого человека, а при необходимости и подстроиться под его чувства, может значительно облегчить процесс общения. Если удается это сделать, то взаимоотношения становится более глубоким, более понятным обеим сторонам.

Может даже установиться дружеская взаимосвязь.

После этапа узнавания происходит взаимодействие людей, при этом оно может иметь разный характер.

Могут возникнуть конкурентные отношения, если у людей есть какая-то общая сфера интересов и при этом каждый из них желает быть в ней лучшим.

Соперничать люди могут по любому поводу, например, из-за понравившейся девушки или из-за должности на работе и т.д. В особо острых случаях конкуренции, когда ни одна из сторон не желает уступать другой, может развиться конфликт.

Отношения могут быть построены на объединении и кооперации двух и более людей. Такие взаимодействия возникают тогда, когда у людей есть какая-то общая цель или задача, но при этом сферы их влияния не пересекаются, т.е. нет повода для возникновения конкуренции.

Иногда отношения строятся на том, что люди просто симпатичны друг другу, им интересно общаться, проводить вместе время. Объединяющим моментом в этой ситуации могут стать совместные интересы, увлечения, похожие характеры, одинаковое мировоззрение и т.д.

Нужно отметить, что тип взаимоотношений с одним конкретным человеком может меняться в течении всего периода знакомства. Сегодня люди являются друг другу соперниками, а завтра они уже находятся в приятельских отношениях. Иногда бывают довольно сложные случаи, когда люди с одной стороны конкурируют друг с другом, но параллельно им удается выстроить дружеские отношения.

Это лишний раз доказывает, что психология личностных взаимоотношений довольно сложная наука, в которой есть много нюансов и подводных камней. Но если понять основные принципы построения отношений, то общение с другими людьми будет более приятным и позитивным.

Источник: http://www.justlady.ru/articles-135926-psihologiya-obshcheniya-i-vzaimootnosheniy

Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии

Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

«Человек — это узел связи», — писал Сент-Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум.

В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются в его общении с другими людьми.

Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

Различаются содержание, функции и средства общения.

Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями.

Можно выделить четыре основные функции общения:

1) информационно-коммуникативную (прием и передача информации);

2) регулятивно-коммуникативную (интерактивную: организация взаимодействия людей в их совместной деятельности);

3) перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу);

4) аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В процессе общения наряду с речью используются и вневербальные средства общения — мимика, жесты и пантомимика (позы).

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса из речевого центра на двигательную зону коры головного мозга — отсюда ее непроизвольный характер. Мимика подразделяется на:

• агрессивно-наступательную — гнев, злость, жестокость и др.;

• активно-оборонительную — отвращение, презрение, ненависть и др.;

• пассивно-оборонительную — покорность, приниженность и др.;

• ориентировочно-исследовательской направленности;

• подражательную;

• удовольствия—неудовольствия;

• маскировочную — сокрытие истины, двусмысленность, нечестность и т. п.

Различается также техника общения — установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения.

Формы общения можно разделить на деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Рассмотрим общение как коммуникативную деятельность и средство реализации межличностных отношений.

Коммуникация — смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называются коммуникативными.

В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга.

В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации.

Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т. е. скрывать свою точку зрения.

Восприятие информации зависит от ее «наложения» нареципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.

Для понимания информации (ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений) необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии. Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции и каузальной атрибуции.

Социальная перцепция — социальная обусловленность восприятия социальных объектов — людей, этнических групп и т. д. При этом осуществляется так называемая каузальная атрибуция— субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств.

Существуют устойчивые установки людей в отношении друг друга — аттитюды. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости — отрицательные установки.

Воздействуя на партнера по общению, люди, как правило, стремятся создать впечатление, благоприятное для достижения своих целей, делают стереотипные умозаключения в отношении поведения и внешнего облика партнера по общению.

Внешний облик человека интерпретируется как комплекс многочисленных информационных сигналов о его национальной и социальной принадлежности, психических качествах, уровне культуры и т. п. Воспринимая друг друга, люди делают выводы о характере и психическом состоянии партнера, его коммуникативных и деятельностных качествах.

Если первое впечатление о человеке благоприятно, то возникает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков {эффект положительного ореола).

Если же первое впечатление отрицательное, связано с неприятными проявлениями в поведении личности, то в оценке ее последующего поведения будет преобладать, как правило, негативная тенденция (эффект отрицательного ореола).

Оценки поведения других людей часто не только поспешны, предвзяты, но и алогичны. Те или иные причины поведения преувеличиваются или преуменьшаются. Оценки и самооценки мужчин и женщин не идентичны.

Мужчины, как правило, характеризуют себя и других в категориях качеств, женщины — в категориях состояний. Свои особенности женщины склонны объяснять ситуативными факторами. Несколько иначе интерпретируют мужчины и женщины даже мимические эмоциональные проявления.

Чем многомернее личностная структура индивида, тем более пластичны его отношения с действительностью, тем менее он склонен к полярным оценкам. Ограниченные индивиды примитиви- зируют социальные объекты.

Разные оценочные критерии актуализируются в условиях сотрудничества и противоборства. В условиях конфликта доминирует направленность на выявление слабых мест противника.

Разностатусное положение субъектов общения также определяет характер их взаимных оценок. Начальник ценит подчиненного за одни качества, а подчиненный начальника — за другие, причем внешние признаки руководителя оцениваются особенно тщательно. Особо выделяются признаки, свидетельствующие о тех качествах руководителя, которые значимы для подчиненного.

В каждой более или менее типичной ситуации люди ожидают друг от друга определенных поведенческих проявлений. Оправдание этих ожиданий вызывает удовлетворение, неоправдание — чувство досады, разочарования и неприязни.

Люди любят подтверждение своих высоковероятностных прогнозов. Возникает явление аттракции — эмоциональной насыщенности межличностных отношений. У каждого человека существует своя мотивационная система.

Индивид ранжирует окружающую социальную среду по различным основаниям.

Большинство людей ведут себя в соответствии со своими поведенческими установками. Заранее планируя определенный результат общения, они своим поведением его и провоцируют. Человек обидчивый обычно ведет себя так, как будто его уже обидели, а человек агрессивный не пропустит ни одного повода, чтобы не «дать отпор».

На передний план люди выдвигают те свои качества, которые больше всего ценят в себе. Нередко они рядятся и в чужие «поведенческие шкуры», подражая непререкаемым авторитетам. Нередко запускаются и пробные шары — поведенческие приемы, провоцирующие желаемое поведение партнера.

Многие из внешних поведенческих проявлений человека условны, они понятны лишь в случае, если известны код используемого этикета, культурно-этнические нормы данной общности. Но информационно закрытый тип человека с непроницаемым лицом обычно производит неприятное впечатление.

Каждая личность склонна признавать свои особенности нормой, а особенности других людей — отклонением от нормы. Между тем внешние стороны поведения нередко лишь маскируют подлинные мотивы и цели поведения.

Только специальные методы диагностики (контент-анализ, факторный анализ, личностные тесты, метод групповой оценки личности и др.) позволяют выявить объективную сущность субъективных поведенческих проявлений.

Понять другого человека можно, лишь анализируя его поведение в различных условиях, когда сбрасываются ситуативные маски. Лучше понимают друг друга люди, имеющие общую ценностную ориентацию. Но только духовная общность — основа долговечного единения.

Познавая другого человека в процессе общения, индивид определяет возможную стратегию его поведения и стремится к адекватному построению собственной поведенческой стратегии. При этом учитывается и то, как данная стратегия будет оцениваться партнером по общению, — возникает явление социальной рефлексии.

Нередко эффективность общения резко снижается из-за непонимания мотивов поведения партнеров, а еще чаще — из-за неправильной интерпретации этих мотивов. Возникают взаимные претензии и обиды, высказываются несправедливые оценки. Приписываемые характеристики (атрибуции) часто зависят от ранее сформированных установок.

Наряду с этим в процессе общения люди стремятся к утверждению своих достоинств, к «поглаживанию» — по выражению Э. Берна51.

51 См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Пер. с англ. СПб., 1992.

Человек должен рефлексировать его восприятие другим человеком, чутко реагировать на подтекст общения, распознавать подлинные побуждения партнеров по общению.

Межличностное взаимодействие начинается с установления психического контакта.

Контакты могут быть частными и общественно значимыми, публичными (если они удовлетворяют интересы определенной группы или общества в целом), непосредственными (личные встречи) и опосредованными (через различные средства коммуникаций). Непосредственный контакт, живое общение является важнейшим фактором нормального психического функционирования личности.

При взаимодействии людей используются различные способы и средства психического воздействия. В процессе межперсонального взаимодействия люди влияют на интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы друг друга, на все поведение в целом. Во многих случаях основной задачей общения является побуждение партнера к определенным действиям.

Эффективность психического воздействия зависит от его смыслового содержания, а также от обстановки воздействия, подготовленности, предрасположенности людей к общению. Психическое воздействие может быть преднамеренным или непреднамеренным, но оно неизбежно осуществляется в любом акте общения.

Информация, получаемая личностью, оценивается, соотносится с имеющейся системой знаний, представлений и потребностей и превращается в ориентировочную основу поведения. Получая информацию, человек определяет поле возможностей ее применения. Предвосхищая различные ситуации, он формирует возможные цели своего будущего поведения.

В общении люди формируют друг у друга определенные позиции, отношения к различным сторонам действительности.

Для успешного общения необходимы определенные стимулы, которыми могут быть проблемная ситуация, выход из которой возможен при совместных усилиях, наличие общих актуализированных интересов.

В общении индивид моделирует тактику своего поведения и анализирует поведение партнера. Общение лучше начинать с того, что объединяет партнеров, отложив выяснение разногласий на конец беседы. Ключ к пониманию поведения партнера состоит в раскрытии его подлинных побуждений.

Осознанное влияние на партнера по общению осуществляется целенаправленным убеждением. Убеждение — отбор фактов и обобщений в соответствии с определенной задачей психического воздействия, воздействие на разум партнера. Объективная основа убеждения — истинность постулатов, а психологическая предпосылка — мотивационная предрасположенность партнера к восприятию соответствующей информации.

Условие эффективного убеждения — высокий нравственный и интеллектуальный авторитет воздействующего лица. При этом в процесс убеждения неизбежно включаются и механизмы внушения (нейролингвистическое программирование).

Разновидность неаргументированного социального взаимодействия — подражание (следование примеру, образцу). Подражание — одно из средств социального научения, овладения социальным опытом.

Подражание может быть внешним и внутренне мотивированным, осмысленным. На внешнем подражании основаны такие социально-психологические явления, как обычаи и мода.

Одной из распространенных форм подверженности людей групповому психическому влиянию является конформность — уподобление требуемым социальным стандартам, уступка личности социальному давлению.

Если подражание — воспроизведение тех образцов поведения, которые соответствуют установкам личности, то конформность — подчинение даже тем требованиям группы, которые противоречат установкам и позициям данной личности.

Конформные индивиды — лица, испытывающие повышенное влияние со стороны других лиц и групповых требований.

Диффузное, подсознательное психическое взаимодействие людей — психическое заражение: процесс передачи повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому в психически напряженной обстановке, циркулярно нарастающее массовое эмоционально возбужденное состояние. Массовое психическое заражение ведет к распаду социально-нормативной организации поведения личности, резкому снижению социальной ответственности, доминированию социально-диффузного поведения.

Психология bookap

Одностороннее интенсивное психическое воздействие одной личности на другую или группу людей с целью формирования желаемых представлений, чувств и установок является внушением (суггестией). Внушение — эмоционально-подсознательное формирование у других лиц соответствующих психических состояний и установок.

Действенность внушения резко повышается в психически напряженных тревожных ситуациях.

Источник: http://bookap.info/book/enikeev_yuridicheskaya_psihologiya_s_osnovami_obshchey_i_sotsialnoy_psihologii/gl53.shtm

Ссылка на основную публикацию