Задача — психология

Основная задача психологии как науки, миссии психологии

Задача - психология

Психология – наука, которая помогает быть счастливым. Кроме задач и целей психологии, у нее есть высокая миссия. Каковы же основная задача и миссия психологии как науки?

Оглавление

  • 1 Наука о психике
  • 2 Миссия психологии
  • 3 Задачи психологии

Наука о психике

Психология – относительно молодая наука, ей всего полтора века.

Хотя корни психологии уходят в глубокое прошлое, официально она была признана отдельной наукой лишь в конце XIX века, когда в 1879 году немецкий физиолог В.

Вундт основал первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию. С тех пор психологические знания не просто носят умозрительный характер, они стали экспериментально-доказуемыми и подтверждаемыми исследованиями.

Само название науки «психология» переводится с древнегреческого как «наука о душе». Ψυχή — «душа», λόγος — «учение».

Более двух тысяч лет назад Аристотелем был написан трактат «О душе». Так душа стала предметом изучения психологии, тогда еще являвшейся частью философии. В XVII веке понятие «душа» трансформируется в «сознание».

Вплоть до конца XIX века ученых в основном интересовало, как человек познает и осознает мир и себя. В начале ХХ века предмет изучения науки психологи вновь изменяется. Теперь ученых интересует не эфемерное понятие души, и не сознание, а поведение личности.

Многочисленные эксперименты, проводившиеся в то время, имели целью выявить закономерности рефлексов, реакций, действий и поведения индивида.

Сегодня психология – это наука, изучающая законы и закономерности развития и функционирования психики.

Психика – функция мозга, заключающаяся в активном отражении объективного мира, позволяющая регулировать и организовывать жизнедеятельность.

Психика – субъективный образ объективного мира.  Субъективный, то есть принадлежащий субъекту, зависящий от него, его жизненного опыта, мировоззрения, целей. Поэтому внутренний мир каждого человека уникален, он – «зеркало», в котором отражается внешний мир и отражается у каждого по-разному в зависимости от того как человек настроит свое «зеркало».

Если единственный инструмент познания психика – психика (ведь даже самые точные показания приборов все равно интерпретирует живой человек), а единственный инструмент познания личности другого человека – собственная личность, не трудно догадаться, почему не только «чужая душа потемки», но и свой внутренний мир бывает трудно понять.

Не даром древние греки над входом в храм Аполлона в Дельфах разместили табличку с надписью «Познай самого себя!». Работа над собой – самая сложная, но самая нужная работа.

Миссия психологии

Психология – сложная наука, она имеет множество школ и направлений. Некоторые их них:

  • психоанализ
  • фрейдизм
  • бихевиоризм
  • гештальтпсихология
  • гуманистическая психология
  • трансактный анализ
  • нейролингвистическое программирование
  • трансперсональная психология
  • системно-векторная психология,
  • когнитивная и многие другие.

Все они по-разному подходят к изучению психической природы человека, по-разному определяют предмет и объект своего изучения, используют разные методы и приемы работы с клиентами. Но в совокупности эти учения образуют невероятную «мозаику» психологических знаний.

Помимо теоретической, фундаментальной психологии есть прикладная и практическая психология, занимающаяся применением теоретических знаний на практике.

Таким образом, в наше время психология не только занимается изучением и исследованием психики, но также реализует полученные знания на практике. Есть теория и практика психологии, тесно взаимодействующие друг с другом.

Миссию психологии как науки можно было бы обозначить как объединение всех сфер человекознания в единую концепцию.

Психология тесто связана с общественными, естественными, философскими и даже техническими науками.

Знание психологии человека нужно и учитывается везде, поэтому существует так много отраслей психологии:

  • общая
  • педагогическая
  • детская
  • дифференциальная
  • социальная
  • возрастная
  • клиническая
  • инженерная
  • космическая
  • юридическая
  • военная
  • специальная
  • психология труда
  • психология власти
  • организационная
  • психопатология
  • психофизиология и прочие.

У каждой из них свой объект и предмет изучения, цели и задачи, но все они служат во благо той или иной сферы человеческой деятельности.

Практические психологи занимаются психологическим консультированием, коррекцией, профилактикой, реабилитацией, просвещением, психотерапией, а также проводят психологические тренинги.

Миссия практического психолога – создание оптимальных условий для раскрытия личностного потенциала индивида. Призвание психолога – помогать людям.

Задачи психологии

Основной задачей психологии как науки является изучение общих законов и закономерностей формирования, развития и функционирования:

  • психических познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь),
  • состояний (эмоции, чувства, установки),
  • свойств (способности, темперамент, характер, мотивы, цели, воля).

Изучать особенности психики нужно для того, чтобы лучше понимать ее природу и учиться управлять психическими явлениями.

Также в качестве задач психологии определяется:

  • изучение физиологических механизмов, лежащих в основе функционирования психики;
  • изучение зависимости психики от объективных условий жизни;
  • изучение влияния особенностей психической деятельности на оптимальное формирование личности и эффективное взаимодействие людей;
  • внедрение полученных психологических знаний в жизнь с целью повышения эффективности различных областей практики;
  • улучшение психического здоровья людей и их общей удовлетворенности жизнью.

Задачи практического психолога, работающего с клиентами, определяется им самостоятельно, и различаются в каждом конкретном случае.

Прикладные задачи практической психологии определяются спецификой учреждения, в котором работает психолог, чаще всего ими становятся: психологическое обеспечение оптимального функционирования организации, труда работников, составление обучающих программ, пособий, программ подготовки и переподготовки кадров, разрешение конфликтов, улучшение психологического климата и прочее.

И теоретики и практики психологии помогают людям разрешать различные психологические проблемы, совершенствоваться личностно и улучшать качество жизни.

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/osnovnaya-zadacha-i-missiya-psixologii-kak-nauki

Основные задачи психологии

Основные задачи психологии

Выражение задач науки является делом непростым и кропотливым, так как существуют задачи общие и частные, теоретические и практические, широкие и узкие и т.д. Основная задача психологии — это изучение законов психической деятельности в ее развитии.

Кроме нее психология решает ряд и других задач:

  • Вначале необходимо обнаружить факты, т.е. максимально подробно описать психологические феномены, отметив их разнообразие и многочисленные проявления. Факты — это начало, предыстория, эмпирический базис любого знания. Однако факты сами по себе науку не делают. Одни из них повторяемы и как бы понятны исследователю. Другие представляются сначала менее важными, но со временем, по мере накопления требуют упорядочивания и истолкования.
  • Из знания фактов вытекает более сложная задача — установление закономерностей или законов обнаруженных явлений. Это означает переход от описания к объяснению добытой фактологии, к нахождению причинно-следственных связей. Возникает возможность предсказания того или иного факта, события, при условии, что наукой доказаны меры воздействия на это событие.
  • Далее выделяемой задачей становится выявление механизмов реализации установленного закона. Найти механизм, следовательно, понять, смоделировать теоретическую сущность, движущую силу, связи явлений и сущности. Знание законов и механизмов — это уже законченная научная концепция. Применительно к психологии задача выявления механизмов является довольно сложной. Например, можно говорить о биохимических механизмах памяти, но при всей их материальной значимости они не объясняют непосредственно психологические закономерности памяти.
  • Завершающей задачей является практическое использование, грамотное внедрение ее знаний и результатов в реальную жизнь. Но при этом поднимается большое количество сопутствующих этому проблем: социальных, экономических, методических, организационных. Помимо того, психолог соприкасается с проблемными аспектами, такими как: моральный, этический, нравственный. Допустим, что ученый доказал свое умение сформировать то или иное психологическое качество, считавшееся ранее невозможным. Однако, какая уверенность в том, что такое формирование надо производить у всех? Ведь реальная безвредность, значимость вмешательства далеко не всегда научно обоснованы.

Отрасли психологии

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Современная психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой.

Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях. Поэтому классификация разделов психологии является условной, пересекающейся, меняющейся. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают развитие психики в деятельности.

На этом основании выделяются следующие отрасли психологии

Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями.

В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.

Читайте также:  Истерики взрослых людей - психология

д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.

Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология.

В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития.

Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности.

Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.

Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.

Источник: http://vseopsycho.ru/osnovnye-zadachi-psihologii/

Задача психологии. Связь психологии с другими науками

Задача психологии. Связь психологии с другими науками

Психология, изучая сознание человека, обязана выяснить его сущность, законы его протекания и ту роль, которую оно выполняет в различных видах практической деятельности людей.

Мы знаем, что психическое (в том числе и сознательное) отражение деятельности есть функция мозга.

Поэтому задачей психологии является также исследование рефлекторной природы психики вообще и сознания человека в особенности.

Психика развивается. Одной из задач психологии является изучение закономерностей развития психики в животном мире, в истории человеческого общества и у отдельного человека в течение его жизни. Психология призвана выяснить основные стадии развития психики у животных в зависимости от изменения природных условий жизни организмов;

изучить, как возникло сознание людей и как оно изменялось в течение исторической жизни общества; исследовать закономерности развития психики детей в условиях их воспитания.

Сознание человека имеет сложное строение. Специальной задачей психологии является выяснение структуры сознания и вместе с тем детальное изучение определенных форм его проявления — психических процессов, психических состояний и психических свойств личности.

Одна из существенных задач психологии — исследование психологической стороны различных видов деятельности человека.

Все эти задачи психология решает в тесном содружестве с другими науками. Она использует данные многих наук и вместе с тем сама обогащает эти науки.

Здесь вы можете прочитать о  методах психологии

Психология человека и ее связь с наукой  философия

Прежде всего психология тесно связана с философией — диалектическим и историческим материализмом. Философия изучает наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления.

Психология опирается на эти законы в понимании психики животных и сознания человека. С другой стороны, философия использует научные достижения психологии для своего развития. Когда В. И.

Ленин перечислял науки, из которых должна сложиться диалектика и теория познания, он в числе других отраслей знания указал и психологию.

Психология непосредственно связана с анатомией и физиологией, и особенно с физиологией высшей нервной деятельности. Законы работы больших полушарий головного мозга объясняют физиологические механизмы отражательной деятельности животных и человека. Без опоры на эти законы невозможно материалистическое понимание психики.

Психологию часто относят к педагогическим наукам, и это не случайно: данные психологических исследований о развитии детей в процессе обучения и воспитания являются одним из важных источников теорий педагогики и частных методик, т. е.

методик преподавания различных учебных предметов — математики, физики, истории, географии, языка и т. д.

Конечно, психология, особенно детская и педагогическая, в свою очередь использует педагогические знания об общих закономерностях процесса обучения и воспитания детей.

Психология взаимно связана с такими науками, как логика, языкознание, литературоведение, искусствоведение, кибернетика. Психологи Б своих исследованиях используют данные биологии, антропологии и истории материальной культуры.

Значение науки психология в деятельности человека

Из сказанного видно, насколько велико значение психологии в системе научного знания современного общества. Но психология имеет и большое практическое значение, особенно в работе учителя.

Она вооружает педагога знанием возрастных особенностей психического развития детей от рождения до зрелости, а это служит необходимым условием правильной организации воспитания и обучения детей на разных возрастных ступенях.

Знание психологии помогает учителю успешно осуществлять умственное развитие учащихся и воспитывать у них общественно ценные свойства личности: познавательные интересы, склонность к труду и творчеству, коммунистические убеждения и идеалы, лучшие черты характера. Индивидуальный подход к учащимся невозможен без понимания психологических особенностей каждого из них.

Знание психологии необходимо нам и для самовоспитания. Научное объяснение таких явлений психики, как внимание, память, мышление, характер, способности, помогает человеку, особенно молодому, в совершенствовании ценных качеств своего ума, воли, характера.

В период развития страны психология призвана всемерно содействовать своими исследованиями решению важнейшей задачи всестороннего развития личности человека.

Процесс изучения науки психология в различных областях деятельности человека

Потребность использования психологических знаний в разных областях жизненной практики привела к развитию нескольких отраслей психологии. Каждая отрасль изучает психику человека в конкретных условиях его жизни и деятельности. Детская, или возрастная, психология изучает закономерности развития психики на разных ступенях формирования ребенка.

Педагогическая психология занимается изучением психической деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания. Психология труда изучает психику человека в процессе трудовой деятельности применительно к особенностям профессии.

Ее интересуют психологические вопросы организации труда, рационализации трудовых операций, повышения производительности труда и т. п.

В последние годы быстрый научно-технический прогресс вызвал к жизни новую отрасль психологии — инженерную психологию, которая изучает вопросы, связанные с деятельностью человека, стоящего у пульта управления автоматизированного предприятия.

Психология искусства изучает процесс восприятия художественных произведений и процесс художественного творчества.

Существуют и такие отрасли психологии, как медицинская психология (патопсихология), психология спорта, военная психология, криминальная психология, зоопсихология и др.

В настоящее время создаются еще новые отрасли психологии — космическая психология и социальная психология, у которых богатое будущее.

Космическая психология изучает особенности психической деятельности космонавта в процессе его работы — при подготовке к полету в космос и в космосе.

Социальная психология вызвана необходимостью изучать психологические особенности различных социальных групп, слоев и классов, психологию взаимоотношении личности и коллективов и др.

Психическая деятельность человека

Методы психологии

Источник: http://net22.ru/zadacha-psixologii-svyaz-psixologii-s-drugimi-naukami/

Предмет, задачи и принципы психологии

Предмет, задачи и принципы психологии

Психология (psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития (отечественные психологи так трактуют предмет психологии: Леонтьев, Ломов, Рубинштейн).

До настоящего времени не предложено ничего лучшего. По крайней мере, в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена с помощью научных методов. У каждого человека существует своя субъективная реальность: переживания, чувства, мысли, сны.

Психология – наука о психических явлениях:

А) психические процессы:

  1. познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, речь);
  2. эмоционально – волевые (эмоции, воля).

Б) психические явления:

  1. психические состояния человека (бодрость, усталость, настроение, стрессовое состояние);
  2. психические свойства  (темперамент, способность, характер, направленность личности).

Вывод: психология – наука о психических процессах, состояниях и свойствах (развивает это понятие Немов и др.) Фрейдисты определяют психологию как науку о бессознательном и его влиянии на человека (Ид, Эго, Суперэго – Бессознательное, Сознательное, Нормы в обществе)

Читайте также:  Невербалика - психология

Бихевиористы – как науку о поведении человека и животных (S стимул – R реакция), что повлияло на развитие экстремальной психологии.

Гештальтпсихологи рассматривают психологию как науку, изучающую целостные процессы.Вывод: нет однозначного подхода к определению предмета психологии.Объект психологии – человек, животное, группа людей.

Задачи психологии:

  1. Качественное изучение всех психических явлений.
  2. Анализ формирования и развития всех психических явлений.
  3. Изучение психологических механизмов психических явлений.
  4. Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

Принципы психологии:

  1. Принцип детерминизма. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной; сознание человека возникает только в человеческом обществе и существует до тех пор, пока существуют люди;
  2. Принцип единства психики, сознания и деятельности. Трудовая деятельность способствовала возникновению и развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность; благодаря сознанию человек составляет план деятельности, подбирает средства осуществления, мыслит о предполагаемом результате; сознание определяет целенаправленность деятельности. Сознание определяется деятельностью целенаправленно;
  3. Принцип развития психики, сознания в деятельности. Человек рождается с природными задатками. Они могут остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответствующие действия.
  4. Личностный подход в изучении психики человека. Люди отличаются по своим природным задаткам, темпераменту,  по силе нервной системы, по личностному характеру: по потребностям, мотивам, интересам, взглядам. Все это необходимо учитывать, изучая конкретного человека.
  5. Принцип исторического подхода к изучению психики человека. Изучение развития человека в филогенезе (история рода человеческого).

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/…/929-2010-07-23-14-43-39.html

Методы решения задач психологии

Методы решения задач психологии

Для решения задач психологии применяются следующие методы:

  • лабораторный и естественный эксперимент;
  • исследование продуктов деятельности;
  • биографический метод;
  • психологическое моделирование;
  • сравнительно-генетический метод и др.

Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого.

В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.

Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки.

Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации.

При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности.

Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности.

Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.

Формулируя некоторые универсальные методы науки, методология вместе с тем выделяет и некоторые специфические методы, которые наиболее соответствуют объекту познания той или иной конкретной науки. Так, особое значение для психологии имеют следующие методы исследований:

Оптимальное соотношение разрабатываемых той или иной наукой теории и метода представляет собой тот идеал, к которому стремится каждый исследователь.

Специфические методы психологической науки, которые определяются особенностями се объекта, принято делить на два основных вида: неэкспериментальные (наблюдение, опрос) и экспериментальные (наблюдение в специально созданных условиях, а также специализированный метод тестирования).

  • для анализа характера изменений поведения при изменившихся условиях и выявления наиболее эффективных методов труда, планирования и стимулирования трудовой деятельности;
  • для наблюдения за поведением различных операторов в одинаковых условиях и выявления таким образом индивидуальных различий между операторами, сравнения качества деятельности каждого из них.

По характеру организации наблюдение может быть внешним или внутренним, разовым или систематическим.

При проведении наблюдения необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными.

Повышению объективности наблюдений способствует многократность наблюдений, их сочетание с другими методами исследования.

Метод наблюдения используется не только изолированно, но и в сочетании с другими методами.

При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна:

  • строиться по заранее продуманному плану;
  • проводиться в атмосфере взаимного доверия, носить характер
  • свободного диалога, а не допроса;
  • исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения.

Важным требованием к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфеденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.

При анкетировании работник сохраняет анонимность, поэтому он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет получить данные в короткие сроки и от большого количества людей, причем в форе, доступной для машинной обработки.

Для повышения уровня достоверности данных анкетированию должна предшествовать предварительная организационная работа: беседа о целях и порядке анкетирования: вопросы анкеты должны быть ясными и конкретными; анкета должна быть четко структурирована с выделением основных разделов. Сегодня при анкетировании возможно использование таких современных технологических методов, как рассылка вопросов по электронной почте, через Интернет. Эти технологии в значительной мере ускоряют получение и практическое использование нужных данных.

Наблюдение во всех его формах не вносит изменений в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно тс ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.

Традиционно используются два вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Недостатком данного метода является искусственность создаваемого трудового процесса, что иногда ведет к снижению чувства ответственности у испытуемых.

Таким образом, в психологии используется целый ряд методов. Какой из них следует применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-то метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Специфика психологических исследований состоит в том, что при их проведении специалисты должны проявлять заботу о людях, сохранении их достоинства и благополучия. Психологи-исследователи разработали соответствующий комплекс этических требований, в который входят следующие основные этические нормы:

  • при планировании эксперимента исследователь несет ответственность за его этическую приемлемость;
  • исследователь должен информировать испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принять в нем участие:
  • исследователь должен с уважением относиться к праву испытуемого сократить или прервать свое участие в процессе исследования в любое время;
  • исследователь обязан защитить участников исследования от любого физического или душевного дискомфорта, вреда и опасности;
  • информация, полученная в ходе исследования о его участниках, является строго конфиденциальной.

Следует также учитывать, что психологическое исследование — это всегда социально-психологическое взаимодействие между экспериментатором и испытуемым, в ходе которого под влиянием некоторых факторов может возникнуть искажение объективной информации.

Самонаблюдение (интероспекция) — исторически первый метод изучения души и психики.

Это “внутреннее” наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое при всей кажущейся житейской простоте является в действительности очень сложным и многофакторным процессом.

Такому отражению самого себя человека нужно специально учить. Квалифицированная интроспекция, сопоставленная с результатами других методов, всегда полезна, порой необходима.

Эксперимент является основным методом современной психологии, находится у ее истоков. Хотя необходимо признать, что ввиду своего предмета психология остается наукой в значительной мере описательной. Не над всем в психике возможен эксперимент в его классическом понимании. Однако особое значение экспериментального метода обусловлено рядом его несомненных преимуществ.

  • Во-первых, эксперимент позволяет задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс или состояние. Не нужно ждать, к примеру, проявления воли, а можно создать для этого экспериментальные условия.
  • Во-вторых, экспериментатор, предварительно выделив все условия, влияющие на исследуемое явление, может планомерно менять их: увеличивать, уменьшать, исключать, т.е. целенаправленно организовывать течение изучаемого процесса.
  • В-третьих, управляемое варьирование факторов дает возможность достоверно выявить меру влияния каждого из них на исследуемое явление, т.е. обнаружить объективные закономерности, зависимости. Это путь от живого явления, факта к познанию сущности.
  • В-четвертых, полученные материалы позволяют и с необходимостью предполагают строгую количественную обработку, математическое описание и моделирование изучаемого явления в целом.
Читайте также:  Сметь - психология

Однако из перечисленных преимуществ эксперимента неизбежно вытекает его основная трудность — ограничение. Как психологическая, так и внешняя деятельность испытуемого протекает как бы искусственно, в навязанной последовательности, в необычных условиях. Человек знает, что это не реальная практика, а лишь эксперимент, который, например, по его желанию может быть прекращен.

По разным основаниям выделяется множество видов эксперимента: аналитический и синтетический, констатирующий и формирующий, психолого-педагогический, моделирующий, обучающий, лабораторный, полевой.

Особое место в этом ряду занимает естественный эксперимент, предложенный знаменитым русским психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917).

Суть его заключается в том, что исследуемая деятельность испытуемого протекает в привычных для него условиях, он не знает о проведении эксперимента.

Третью группу (по Б. Г. Ананьеву) составляют методы обработки полученных результатов. Это ограниченное единство количественного и качественного, содержательного анализа. Обработка результатов — это всегда творческий, поисковый процесс, предполагающий подбор наиболее адекватных и чувствительных математических средств.

Наконец, четвертую группу составляют так называемые интерпретационные методы, направленные на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления. Здесь всегда присутствует комплексный, системный набор различных вариантов функционального и структурного методов, замыкающих общий цикл психологического исследования.

Источник: https://infourok.ru/metodi-resheniya-zadach-psihologii-1100761.html

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

  • — научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
  • — научиться управлять ими;
  • — использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей
  • — практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
  • — быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности.

Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.

Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Каково же место психологии в системе наук?

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах.

Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Источник: http://psyvision.ru/help/psikhologiya/36-psyhology/392-zadachi

Мир науки

Среди многих исследователей бытует мнение, что мышление возникает в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация — Маловыразительные, не очень четкое впечатление, будто сигнализирует: «что-то не так», «что-то не то». Это означает, что в своей деятельности человек сталкивается на неизвестное и непонятное

, что вызывает у нее интеллектуальные трудности. Она анализирует ситуацию, выясняет, пытается понять ее детали, фиксируя и то, что не удается познать или понять. В процессе осознания проблемная ситуация становится для человека задачей. Содержание задачи определяет объективная ситуация. Сама задача — понятие субъективное.

Объективная ситуация становится задачей только для субъекта, который осознает, что он чего-то важного в ней не знает. Формулировка задачи свидетельствует о том, что хотя бы приблизительно удалось установить известные и неизвестные величины.В решении задач выделяют несколько этапов:1. Осознание содержания задачи.

Уже при первом чтении задачу разделяют на условие и требование, то есть устанавливают, что известно и задано, а что надо определить установить. Анализируя условие, проявляют известные величины и связи и зависимости между ними, а также их связи с неизвестным.

От четкости и полноты анализа условия зависит скорость и правильность операции синтеза, позволяющая высказать догадку о пути решения задачи.2. Формулировка гипотезы. Фактически это — выбор стратегии решения, т.е. доминирующей тенденции в интеллектуальной поведении субъекта, который решает задачу.

Она определяет последовательность выполнения действий и зависит от качества анализа условия и опыта решения других задач. Чем больше опыт разрешения подобных задач, тем легче удается установить сходство между ними и на основе обобщения перенести способ решения известных задач на решение новой. Значительно облегчает такую работу использование знаковой символики.

В зависимости от того, какие величины и связи в условии задачи выбирают за основные ориентиры, может быть выдвинуто одно или несколько альтернативных гипотез. Правдоподобие гипотезы тем больше, чем большее количество величин и связей, отраженных в условии задачи, учтены при ее формулировке.3. Проверка гипотезы. Она может проводиться различными способами.

Самым распространенным из них является практическое применение гипотезы к решению задачи.Сам процесс решения является непрерывной взаимодействием субъекта с объектом, в которой субъект через анализ и синтез раскрывает отношения между данным (известным) и искомым, пытается определить искомое, выявляя его отношение к данным.

В процессе рассуждения в условие задачи вводятся все новые и новые данные, полученные в ходе анализа и синтеза. Результаты предыдущих мыслительных операций становятся основой для последующих шагов мышления. Вследствие этого отраженную в условии задачи ситуацию субъект переосмысливает, переформульовуе. В этом процессе другим становится и задача, которую необходимо ему решать.

Поэтому процесс решения задачи — это последовательные многочисленные переформулирование условия вплоть до получения конечного результата.Если гипотеза не подтверждается, субъект вновь возвращается к условию задачи и путем дополнительного анализа пытается установить, что было пропущено или не учтены в гипотезе.

Иногда после длительных и неудачных попыток справиться с задачей решение возникает внезапно, спонтанно. Таких примеров в истории науки немало. Это случалось, в частности, русским химиком Дмитрием Менделеевым (1834-1907), французским математиком Анри Пуанкаре (1854-1912) и другими исследователями.

Для обозначения этих случаев гештальтпсихология использует термин «инсайт» — прозрение, постижение. Представители Вюрцбургской школы немецкие психологи Макс Вертгеймер (1880-1943) и Карл Дункер (1903-1940) рассматривали инсайт как особый таинственный акт, противопоставляя его другим интеллектуальным операциям. На самом деле ничего мистического в нем нет. Внезапная догадка является завершением предыдущей длительной аналитико — синтетической деятельности не только коры, но и глубинных отделов головного мозга над задачей, о котором человек долгое время думала, полностью ее захватило.

Таким образом, процесс решения задачи является ярким примером объединения в процессе мышления различных мыслительных операций.

Загрузка…

Источник: http://worldofscience.ru/psihologija/3358-myshleniya-i-resheniya-zadach-psikhologiya.html

Ссылка на основную публикацию