Житейская психология — психология

Житейская и научная психология кратко

Житейская психология - психология

Добрый вечер!Наша команда рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, в чем заключается суть житейской и научной психологии? Жду вашего ответа.    

Хочется сразу сказать, что предмет психология очень сложный и для наиболее глубокого понимания его необходимо, в первую очередь, разобраться с тем, что лежит в основе, то есть является фундаментом. Рассмотрим для начала основное понятие «ПСИХОЛОГИЯ».

   

ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы определили, что изучает наука психология, мы можем перейти к рассмотрению вашего вопроса более конкретно.

   

Стоит отметить, что основные понятия, с которыми мы столкнемся по ходу рассуждения на данную тематику:  ПСИХОЛОГИЯ, НАУКА, ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.  Для начала необходимо определиться, что следует понимать под терминами «житейская психология», «научная психология».

1.Житейская психология – это психологические знания, которые накапливаются и используются человеком в повседневной, рутинной жизни. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его личной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.
2.Научная психология опирается на эмпирические, а если быть конкретно на научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений.  

Стоит также рассмотреть основные отличия этих понятий. Первое отличие заключается в том, что житейские знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.

Второе значительное отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. В первую очередь, это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб.

Подобный способ особенно отчетливо виден у маленьких детей. 

    На наш урок подошел к завершению. Полагаю, что этот урок прошел для Вас информативно и интересно. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте в более детальной форме.

Желаем удачи и успехов в учебе!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/zhitejskaya-i-nauchnaya-psixologiya-kratko/

Личный опыт или житейская психология?

Есть такое понятие «житейская психология». Грубо говоря, все люди обладают определенным набором психологических знаний. Т.е. все мы, кто больше, кто меньше, но разбираемся в отношениях между людьми и имеем собственный взгляд на мир.

Я хочу это подчеркнуть особо: каждый человек в разной степени является психологом. И чем богаче его личный жизненный опыт как человека, тем лучшим психологом он является! То же самое относится и профессиональным психологам.

Обычный жизненный опыт играет в практике огромную роль. Во многих странах лицензию психотерапевта не может получить человек, не достигший тридцатилетнего возраста. И не случайно обучение на психотерапевта длится в течение 7 лет.

Но важно заметить, что личный опыт одного человека в разы отличается от опыта другого.

Можно встретить старика, который остановился в своем развитии около 16 лет и с тех пор не почерпнул их жизни ничего нового.

Становится понятно, что биологический возраст хотя и важен, но имеет не первостепенное значение. Основным критерием развития будет открытость человека новому опыту и полное доверие к своему организму.

Это когда начинаете замечать, что ваш собственный организм заслуживает доверия, что он – подходящий инструмент для нахождения наиболее соответствующего поведения в каждой непосредственной ситуации.

Представьте себе, что вы стоите перед выбором: «Провести ли мне отпуск одному или с семьей?», «Выпить ли мне предложенный третий коктейль?», «Тот ли это человек, которого я хочу видеть в качестве партнера в жизни или в любви?».

Как же вы поведете себя, если будете действовать автоматически? Вы поведете себя так, как требует социальное окружение! А как поведет себя человек, доверяющий себе? Правильно! Он поведет себя так, как нужно именно ему.

Конечно, такие люди в природе встречаются. Но крайне редко! В основном, приходится сталкиваться с людьми, которые всего лишь декларируют собственную искренность и непосредственность.

А реально находятся в плену сотни социальных стереотипов.

Основная масса действует по сложившимся стереотипам «хорошо» или «плохо» и редко принимает решения осмысленно. Т.е., конечно, вы думаете, что приняли осмысленное самостоятельное решение… А на самом деле 99% людей поступили бы так же. Просто потому, что так принято в обществе.

Вот смотрите, что получается. Если каждый человек у нас от природы психолог, естественно у него есть своя житейская психология. Она абсолютно субъективна у каждого из нас. А это значит, что мы думаем, что я всегда прав, а другие просто ничего не понимают.

Сейчас вы подумали: «Ничего подобного! Я всегда могу стать на место другого и понять его точку зрения!». Молодцы. Так тоже бывает. Но ведь бывает и так, что вы просто беситесь от злости, обиды и чувства несправедливости? Да просто вспомните сегодняшний день и поездку в общественном транспорте.

Те, у кого есть автомобиль, вспоминайте очередного козла, который подрезал вас на повороте. И такие ситуации преследуют нас в жизни без конца. И наша житейская психология подводит нас раз за разом. Вот тут мы и подошли к главному.

Так что же такое знают психологи, что помогает им не только в работе, но и в собственной жизни?

Главное в этом вопросе кроется в представлении себя. А это ничто иное, как процесс самораскрытия и самопонимания.

Для начала немного теории. Совсем чуть-чуть. Наиболее эффективной моделью самораскрытия является «окно Джогари», названное так в честь его изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма. В соответствии с моделью «Джогари» можно представить, что каждый человек содержит в себе четыре зоны личности: «арену», «видимое», «слепое пятно» и «неизвестное».

«Арена» – это зона нашего «Я», о которой знаю я и знают другие. Это пространство личности, открытое для меня и для других.

«Видимое» – это то, что я о себе знаю, а другие нет (любовный роман, страх перед начальником и т.п.).

«Слепое пятно» – это то, что другие знают обо мне, но я сам за собой не замечаю. Если же мне на это указывают, я, как правило, не согласен и сильно злюсь или обижаюсь.

«Неизвестное» – это то, что скрыто от меня и других. Сюда же включаются и скрытые потенциалы любой личности. Условно эта зона совпадает с зоной бессознательного.

Я не стану вдаваться в дебри, а просто укажу на ряд моментов, которые вы сможете применять по отдельности или в связке друг с другом для того, чтобы объективно разобраться в любой сложной ситуации в своей жизни.

Исходя из моей практики, могу сделать вывод, что больше всего нам досаждают в жизни зоны «слепое пятно» и «неизвестное».

Читайте также:  Унижает маму бабушка - психология

От них большинство неприятностей, и, значит, именно с ними нужно разбираться в первую очередь.

Другими словами: чем больше правды вы будете знать о себе любимом, тем лучше вы будете себя чувствовать в этой жизни и тем быстрее станете адаптироваться в абсолютно любой жизненной ситуации.

Как же попасть в эти зоны? Ну, хотя бы в «слепое пятно» для начала? За подсознание я пока вообще молчу…

Самый простой способ – спросить у кого-нибудь! Оглянемся вокруг, возьмем за шкирку ближайшего родственника или друга и зададим ему такой вопрос: «А скажи-ка, родимый, что ты обо мне думаешь на самом деле? Да всю правду давай, я не обижусь!» Как думаете, скажет? Как бы не так! Ему еще пока дорога собственная жизнь, да и отношения с вами он портить не собирается. Вы же ему нравитесь, иначе бы он с вами и не общался вовсе…

Потому что если вы услышите, что он о вас на самом деле думает, вы не только обидитесь, вы еще и разозлитесь и будете сетовать на несправедливость и неблагодарных людей. Так что же делать? Как же все-таки узнать о себе то, что мешает нормально жить? Ответ прост – от посторонних людей. И от психолога в том числе.

Эти два источника можно объединить в один. Вы же не будете бегать по улице и приставать к людям? Хотя это верный способ услышать правду, он может закончиться травматологией. Так что не будем рисковать и обратимся к проверенным способам изучения себя.

Этот способ называется «психологическая группа» и постоянно используется профессиональными психологами для изучения глубин собственной личности. Но такая форма работы доступна и всем желающим.

Это такое место, где собираются люди, горящие желанием понять себя для того, чтобы разобраться со своей жизнью.

Они готовы к тому, что им придется услышать о своих недостатках, чтобы с ними распрощаться раз и навсегда.

Такой группой можно пользоваться как инструментом для разрешения абсолютно любых проблем в своей жизни. Для этого достаточно всего лишь провести в ней немного времени. Как правило, это занимает от шести месяцев до нескольких лет, в зависимости от запущенности, при частоте занятий один раз в неделю. Опять-таки, при возникновении проблем другого рода можно снова начинать ходить в группу.

Как вы помните, проблемы не заканчиваются. Просто если вы научились справляться с определенными трудностями, они больше не кажутся вам проблемой! А на первый план выходит что-нибудь другое, на что вы раньше не обращали внимания.

И процесс этот абсолютно естественный. Вы же постоянно учитесь чему-то новому: водить машину, готовить новую еду, осваиваете компьютер и т.д. Так и здесь: вы можете постоянно учиться решать собственные трудности вместо того, чтобы ныть по поводу неблагодарных людей, сложных обстоятельств и плохой экономики.

Источник

Источник: http://hatyna.com/lichnyi-opyt-ili-jiteiskaia-psihologiia/

Психология житейская и психология научная. В чём разница?

Условно можно выделить два  подхода к рассмотрению психологии: научно-практический и житейский. Научно-практической психологией занимаются специалисты – психологи.

  Продукт научно-практической психологии – исследование проблемы с  последующими рекомендациями по их решению, воздействие или взаимодействие с целью решения психологической проблемы. Житейская психология формируется на основе повседневного общения людей. В житейской психологии есть специалисты.

Они всегда готовы вас выслушать, посочувствовать и  дать совет. В чём же основные отличия научной психологии от житейской?

 Во-первых, опытом житейской психологии является индивидуальный опыт. Он приобретается в конкретной ситуации, стихийно, носит эмоциональную окраску.

Психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него интуитивно. Научная психология базируется на опыте понятийно оформленном. Она ищет и находит понятия, которые  позволяют увидеть общие закономерности развития личности и её индивидуальные особенности.

Отличны пути и методы познания. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии основной метод получения знаний – это эксперимент.

Второе отличие – это сохранение опыта. Обширный опыт житейской психологии  может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными.

Если конкретные  выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, она безразлична к логике. В научной психологии знания – это логическая система аксиом и проверенных гипотез.

Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных закономерностей.

Третье отличие между житейской и научной психологией состоит в возможности передачи, воспроизведения опыта. Обыденные психологические знания, казалось бы, легкодоступны. Советы бывалых людей, афоризмы полны житейского опыта.

  Однако воспользоваться этими знаниями непросто, так как   они не отражают условий, в которых эти знания были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать уже известное другим человеком и в новой ситуации.

Вечная проблема «отцов и детей» состоит в том, что дети часто  повторяют ошибки отцов. Собственный опыт приходится переживать и накапливать заново.  Опыт научной психологии предполагает полный учёт условий,  что  обеспечивает накопление знаний. К. Бернар говорил :  «Мы пигмеи, стоящие на плечах гигантов».

Пигмеи, может быть гораздо меньше ростом, но видят гораздо дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах.

Таким образом, научная психология существенно отличается от житейской, при этом их соотношение проявляется в следующем: -житейские знания более конкретны, приобретаются интуитивно, научная психология имеет некоторое обобщение, позволяющее увидеть  закономерности развития личности; -результатом житейского опыта является ситуативно-контекстное утверждение, не стремящееся к однообразию,  научная психология систематизирует знания в форме логических положений, гипотез и аксиом;

— житейская психология в отличие от научной имеет малые возможности для передачи информации, так как не содержит учёта условий, в которых приобретаются знания.

Источник: http://malefemale-psychology.blogspot.ru/2009/08/blog-post.html

2.1. Житейская и научная психология о человеке | Глава 2. Предмет психологической науки | Часть I Предмет и методы психологии | Читать онлайн, без регистрации

2.1. Житейская и научная психология о человеке

Феноменология внутреннего мира человека

Внутренний мир называют также субъективным, подчеркивая тем самым его принадлежность конкретному субъекту, так как воспринимает, мыслит, переживает всегда определенный человек.

Читайте также:  Фокус внимания - психология

Существует еще одно обозначение внутреннего, субъективного мира человека – психологический мир. Все эти понятия в данном контексте являются синонимами. В обыденной жизни для обозначения реальности внутреннего мира пользуются также понятием «душевная жизнь человека». Душевная жизнь человека или его внутренний (субъективный) мир – это специфическая область науки психологии.

Для осознающего себя человека наличие внутренней жизни – первичная и самоочевидная реальность. Мысли о внешнем мире, переживание событий своей жизни, самоощущение, внутреннее чувство выступают для человека прямым и непосредственным доказательством его существования в мире.

Мир явлений внутренней жизни человека чрезвычайно богат и многообразен. В своем сознании человек хранит образы мира, в котором он живет, он имеет представление об окружающем, понимает и объясняет природный и социальный миры.

Иначе говоря, человек имеет мировоззрение: картину мира и образ самого себя (образ Я) в этом мире.

Но образ мира у человека отличается от образа мира, созданного в естествознании и обществоведении. И не потому, что у данного индивида он несравнимо менее полон, менее адекватен и расчленен. Человеческие образы, представления и мысли пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями.

В выражении «субъективный мир человека» имеется еще один оттенок: человеческое восприятие внешнего мира – это живое, эмоционально окрашенное восприятие, которое зависит от имеющихся у субъекта желаний, настроений, нередко приводящих к искажению истинной картины мира. Невозможно представить себе человека, лишенного чувств и переживаний.

Наш внутренний опыт учит, что предметы, не вызывающие эмоционального отклика в нашей душе, оставляют нас равнодушными, воспринимаются как внешний фон.

В психиатрии описано состояние пациентов, образно названное «эмоциональной тупостью». Оно проявляется в том, что больные не испытывают никаких желаний и чувств. Когда больные предоставлены сами себе, то они бездеятельны, безразличны, безвольны: не предпринимают по собственной инициативе никаких действий, в том числе по удовлетворению своих органических потребностей.

Именно наличие высших чувств – стыда, раскаяния, совести, любви и т. д. – отличает человека от животного.

Очевидно, что именно эти чувства человека стали непреодолимой преградой на пути создания искусственного интеллекта.

«Умные» машины могут многое: быстро считать, перебирать множество вариантов и находить оптимальные, реализовать сложнейшие программы, но они неспособны чувствовать и переживать.

Но разум и чувства не исчерпывают всего внутреннего мира человека. Человек мыслит и действует ради чего-то; одно и то же событие может глубоко затронуть его чувства, а может оставить равнодушным.

Есть еще один пласт нашей душевной жизни, который объясняет сложность человеческого поведения, – это область человеческих желаний, стремлений, намерений, интересов, потребностей. Мы всегда чего-то хотим и к чему-то стремимся.

Потребности, интересы, идеалы составляют движущие силы человеческого поведения, активность его устремлений.

Внутренняя жизнь человека осознанна. Человек отдает себе отчет в своих мыслях, чувствах, целях, поступках. В сознательном волевом поведении он осуществляет власть над собой, подчиняет одни мотивы другим, ставит должное выше желаемого. В сознании человека представлены другие люди, он сам, его место в сообществе.

Но человек сталкивается и с такими действиями, в которых он не может дать себе ясного отчета, движущие причины которых не представлены в его самосознании.

Психологический мир человека включает в себя и бессознательные явления. К их числу относятся влечения, автоматизмы, привычки, интуиция.

Каждый из нас в той или иной мере задумывался над действиями, побудительная причина которых нам недостаточно ясна.

Все отмеченные выше явления составляют психологическое содержание жизни человека. Каждый из психических процессов вносит свой вклад в богатство внутреннего мира, определяет специфику проявлений человеческой субъективности.

Психологический мир отдельного человека уникален и неповторим, дан ему в непосредственном опыте переживаний. Внутренняя жизнь есть то, что пережито человеком, что составляет его личный субъективный опыт.

Но может быть, психологический мир замкнут в себе, является лишь совокупностью явлений сознания, не видимых другим? Тогда опытом чего является внутренняя жизнь человека? Откуда он возникает? Как складывается человеческая субъективность?

Внутренний мир человека в житейской психологии

Пронизанность обыденной жизни человека множеством психологических связей и отношений с другими людьми представляет собой основу для возникновения так называемой житейской психологии. Житейскую психологию называют также донаучной, подчеркивая тем самым, что она предшествует психологии как науке.

Тем не менее обе они существуют одновременно. Носителями житейской психологии являются конкретные люди; каждый из нас своего рода житейский психолог. Конечно же все люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости.

Одни весьма проницательны, способны по едва уловимым нюансам (выражению глаз, лица, позе) проникнуть в настроение, состояние, намерения человека. Другие не отличаются такими способностями, менее чувствительны к внутреннему состоянию собеседника; их психологический опыт не столь богат.

Замечено, что нет жесткой зависимости между психологической проницательностью и возрастом человека: есть дети, хорошо ориентирующиеся в субъективных свойствах сверстников, родителей, педагогов, и есть взрослые, плохо понимающие внутренние состояния других людей.

Основу житейской психологии составляют совместная деятельность, общение, реальные взаимоотношения людей. Источником житейской психологии всегда являются те люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся.

Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только значение слов речи, но и контекст высказывания, «прочитывать» в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни.

Первоначально знания житейской психологии существуют неотрывно от деятельности и поведения человека, конкретное психологическое знание как бы вплетено в живую ткань действия и поступка.

В последующем и способы практического действия, и субъективные состояния получают свое отражение, начинают существовать в человеческой речи, фиксируются в языке. В языковых значениях происходит объективация внутреннего мира человека.

В слове субъективные переживания как бы отделяются от их носителя и становятся доступными анализу и осмыслению. С данной особенностью житейской психологии мы сталкиваемся ежедневно. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Многие из этих слов составляют понятийный строй научной психологии.

Конечно, содержание терминов житейской психологии и психологической науки существенно расходится. Но тем не менее человек, начинающий осваивать науку психологию, имеет, как правило, свое, сложившееся в жизненном опыте представление о психологии, свой образ человека.

Содержание житейской психологии находит свое воплощение в народных обрядах, традициях, поверьях, в устном народном творчестве, в сказках, пословицах, поговорках, притчах, песнях и т. п.

Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них действуют одни и те же герои: Иванушка-дурачок, Прекрасная царевна, Баба-яга, Кощей Бессмертный – в волшебных сказках; Медведь, Волк, Лиса, Заяц – в сказках о животных. За сказочными персонажами угадываются определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни.

Читайте также:  Синтон-казахстан - психология

Такие пословицы, как «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Повторение – мать учения, но враг творчества», «Что ни человек, то и я», «Чистота духовная паче телесной», выражают совершенно определенные факты психологии человека.

Психолог М.С. Роговин отмечает, что в письменных источниках донаучная или житейская психология прямо отражена в двух жанрах – в характерологических сочинениях (трактат Теофраста «Этические характеры», работа Аристотеля «Риторика» и др.) и в жанре моральных афоризмов (М.

Монтень, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер, Г. Лихтенберг и др.). И конечно же жизненная психология пронизывает все виды искусства.

Для многих людей произведения живописи, художественные произведения, театральные постановки являются основным способом познания внутреннего мира человека.

Различия житейской и научной психологии

Существование житейской психологии ставит вопрос о ее взаимоотношениях с научной психологией. Этот вопрос помимо академического интереса имеет и практический смысл.

Если объективно наша жизнь пронизана психологическими связями и отношениями, если существует в специфических формах житейская психология, а мы являемся ее живыми носителями, то вполне возможно допустить, что психологами мы становимся (или не становимся), усваивая психологические уроки обыденной жизни. Ведь называем же мы психологом человека, который владеет искусством понимать другого человека, способного оказывать на других психологическое воздействие, хотя хорошо знаем – психологического образования он не имеет. Нередко знатоки человеческой природы вовсе не знакомы ни с теоретическими основами, ни с практическими методами психологии.

Особый смысл вопрос о взаимоотношениях житейской и научной психологии приобретает в антроповедческих профессиях. Тот или иной уровень психологической культуры педагога, врача, управленца сказывается на физическом и психическом здоровье, продуктивности деятельности многих людей.

В педагогической литературе постоянно отмечается, что талантливый педагог отличается от своих коллег в первую очередь психологической компетентностью.

Так можно ли стать талантливым педагогом, мастером педагогической деятельности, уповая на свои житейские психологические знания? Ответить на этот вопрос можно, лишь зафиксировав различия между житейской и научной психологией. В психологических работах выделяют целый ряд различий; укажем на главные из них.

Существуют различия в объекте житейской и научной психологии, т. е. различия в том, кто и что становится источником психологических знаний. Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся.

Индивидуальный психологический опыт в основном и составлен из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением а также из наблюдений за самим собой. Объект научной психологии исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики.

Отсюда следует и другое различие житейской и научной психологии – различие в уровне обобщенности знаний. Знания житейской психологии приурочены к конкретным ситуациям и к конкретным людям, а потому мало обобщены и ситуативны.

Зачастую они выражаются образно, метафорически. Знания научной психологии отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни. Как правило, они выражены в понятиях.

Понятие указывает на существенные и постоянные свойства человеческой психологии.

Житейские и научные психологические знания различаются также и в способах их получения.

Житейские знания о психологии человека приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения.

Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты, интерпретацию текстов, методы практической психологии и т. д.

Многообразие методов получения знаний научной психологии приводит еще к одному существенному ее отличию от житейской психологии – к наличию обширного, разнообразного материала, отражающего психологические аспекты многогранной жизнедеятельности человека.

Этот материал обобщен, систематизирован, представлен в логически непротиворечивых конструкциях, понятиях, теориях. Психологической науке свойственна осознанная тенденция к расчлененному описанию психологической реальности.

Знания житейской психологии несистематизированы, фрагментарны, зачастую противоречат друг другу.

Существенно различны пути и способы передачи знаний житейской и научной психологии. Возможности трансляции обыденных психологических знаний от одного человека к другому, от старших к младшим весьма ограничены. Здесь как нельзя лучше применимо правило: каждый учится на своем собственном опыте и на своих ошибках.

С одной стороны, существуют трудности вербализации индивидуального психологического опыта, выражения субъективных переживаний в языке для их передачи, а с другой – присутствует определенного рода недоверие к истинности сообщаемых сведений.

Сказанное легко иллюстрируется извечной проблемой отцов и детей, старших и младших, когда подрастающее поколение не признаёт общезначимости ценностей, норм взаимоотношений, накопленного опыта старшего поколения.

Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных теориях, описаны в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные способы и формы пополнения и сохранения, воспроизводства и передачи научно-психологических знаний: исследовательские институты, учебные заведения, научная литература и др.

Сопоставление возможностей житейской и научной психологии показывает существенные преимущества последней для человековедческих профессий.

Для продуктивного взаимодействия с другими нужны фундаментальные психологические знания, которые обобщали бы соответствующий опыт всего человеческого сообщества, а не только личный опыт встреч с другими и с самим собой. Вместе с тем недопустимо пренебрежительное отношение к житейской психологии.

Обобщенный и научно выраженный опыт совместной жизнедеятельности людей получает свою значимость, когда он «пропущен» через внутренний опыт, когда он превратился в личное достояние.

Понимание другого возможно, если человек способен вообразить себя другим, пережить его состояние как свое. Неслучайно говорят, что хорошие родители и педагоги те, кто помнят свое детство и свои детские переживания и потому способны представить себя в ребенке.

Продуктивная педагогическая деятельность необходимо основывается на научной психологии, но педагог, помимо этого, должен быть хорошим житейским психологом, следующим своей интуиции, своему внутреннему опыту.

Различные формы вненаучного психологического знания – народная мудрость, художественные произведения и т. д.

 – обладают одним несомненным достоинством – они достоверно и образно отражают реальные жизненные ситуации, целостность человеческой жизни, затрагивают глубинные слои души человека, наводят на размышления о себе, о своей душевной и духовной жизни.

Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления людей о своей психической жизни. В разговорный язык проникают научные понятия психологии, и люди начинают выражать свои субъективные состояния через эти понятия. В первую очередь это те понятия, которые описывают динамику и напряженность психической жизни, такие, как «комплекс», «стресс», «компенсация», «замещение» и др.

Большое влияние на обыденное сознание оказали, например, работы известного психолога и врача, основателя психоанализа 3. Фрейда. Люди, познакомившиеся с его учением о неврозах, стали объяснять свое поведение, свои внутренние переживания терминами и конструкциями психоаналитической теории, вследствие этого практикующие психотерапевты зафиксировали существенный рост соответствующих неврозов.

Источник: http://velib.com/read_book/isaev_evgenijj_ivanovich/psikhologija_cheloveka_vvedenie_v_psikhologiju_subektivnosti/chast_i_predmet_i_metody_psikhologii/glava_2_predmet_psikhologicheskojj_nauki/21_zhitejjskaja_i_nauchnaja_psikhologija_o_cheloveke/

Ссылка на основную публикацию